Сыновья ноя и их потомки

Таблица народов

Средневековая карта с именами детей Ноя

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Сыновья Ноя (в средневековых источниках Таблица народов) — род библейского патриарха Ноя. Согласно 10-ой главе книги Бытия у Ноя было три сына — Сим, Хам и Иафет.

Существует несколько подходов к оценке содержащейся в Ветхом Завете информации. Остается открытым вопрос о том покрывает «таблица народов» население всей прародины или лишь некоторые этнические группы, которые были известны древним евреям.

Проблема первородства

Три сына Ноя. Открытка начала XX в.

Изначальный текст Ветхого Завета, из-за особенностей перевода с древнееврейского может вызывать неоднозначности при оценке первородства потомков Ноя. Согласно еврейской традиции, Сим (Шем) был первенцем, Хам родился на год позже, а Иафет — через год после Хама.. Однако иногда на первое место ставят Иафета. С другой стороны известно, что изначально в Вавилоне царским родом был род Хама.

Первоначальное расселение

Согласно наиболее распространённой версии Ной, со своими детьми после потопа высадился на склонах горы Арарат. Оттуда он и его потомки расселились вдоль рек Тигр и Ефрат, заполнив древнее междуречье. При этом Симу и Хаму достались вотчины в южном Вавилоне, а роду Иафета в северной его части.

Род и потомки Ноя

Потомки Ноя (Таблица народов)
Сим и семиты Арфаксад | Елам | Ассур | Луд | Арам
Хам и хамиты Хуш | Мицраим | Фут | Ханаан
Иафет и яфетиды Гомер | Магог | Мадай | Иаван | Фувал | Мешех | Фирас

Семиты

Основные статьи: Сим, Семиты

Род Сима в Библии расписан подробно и его линию можно проследить вплоть до Иисуса. К семитам прежде всего относят евреев, арабов и ассирийцев. От Елама вели своё родство эламиты (соседи вавилонцев), от Ассура — ассирийцы, от Арама — арамейцы (древние сирийцы).

Потомки Сима
Сим
Арфаксад Елам Ассур Луд Арам
Сала Уц Хул Гефер Маш
Евер
Фалек Иоктан
Рагав
Серух
Нахор
Фарра
Авраам Аран Нахор
Исаак Измаил Лот Вафуил
Иаков Исав Моав Аммон

Хамиты

Основные статьи: Хам, Хамиты

Ветхий Завет называет хамитами жителей Северной и Восточной Африки (египтяне, ливийцы, нубийцы, кушиты, эфиопы), Южной Аравии, Леванта (ханаанеи, финикийцы, филистимляне), Кипра и Киликии (кафториты). Иногда, хамитами называют и представителей негроидной расы. Хамиту Нимроду приписывают господство в Вавилоне и строительство Вавилонской башни. От Куша ведут своё родство эфиопы и сомалийцы, от Мицраима — древние египтяне, от Ханаана — древние ханаанцы, которых позже изгнали с исконных земель евреи. Под современными потомками Фута скорее всего стоит рассматривать берберов и туарегов в Африке.

Потомки Хама
Хам
Хуш Мицраим Фут Ханаан

Яфетиды

Основные статьи: Иафет, Яфетиды

Согласно Книге Юбилеев, первоначальное место расселения яфетидов — северный Вавилон (на территории которого находилось древнее государcтво Урарту). После разделения языков они распространились на восток, север и запад и таким образом заселили всю Евразию (за исключением Ближнего Востока, где обосновались семиты — потомки второго сына Ноя — Сима).

Согласно «Повести временных лет» (начало XII века) к яфетидам относятся следующие народы и племена: русь, чудь, пермь, печера, емь, югра, литва, зимегола, корсь, сетгола, ливы, ляхи, борусы, варяги, свеи, ингляне, волохи, римляне, немцы, корлязи, фряги, венеды — то есть славяне, финно-угры и народы Западной Европы.

Потомки Иафета

Иафет
Гомер Магог Мадай Иаван Фувал Мешех Фирас
Тирас Аскеназ Рифат Фогарма Елиса Фарсис Киттим Доданим
Торгом
Хайк Картлос Бардос Мовакан Лекос Эрос Кавкас Эгрос

Ссылки

  1. Талмуд, Санхедрин 69б
  2. Яфетиды
  • Сим, Хам и Иафет. Имя и Характер /лекция Д.В.Щедровицкого/
  • Айзек Азимов. В начале
  • Сим, Хам, Иафет, Шем, Хам, Йефет

История Ноя
Персонажи Ной
События Потоп | Завет с человечеством | Расселение народов
Основные понятия Ноев ковчег | Арарат | Голубь мира | Семь законов потомков Ноя | Бней Ноах («Сыновья Ноя»)
В разных источниках Нух
Дети Ноя Сим | Иафет | Хам

Грех Хама и грех Илия

В Ветхом Завете есть две истории о двух грешниках: одну постоянно вспоминают к месту и не к месту, а вот вторая мало кому припоминается. На первый взгляд, между ними нет ничего общего, кроме того, что там и там грех приводит к тяжелым последствиям — но не о том ли говорит добрая половина Библии? А если всмотреться — у них настолько много пересечений, что одну едва ли можно правильно понять в отрыве от другой…

Первая, всем известная — про Хама, сына Ноя, из 9-й главы Бытия. Ной был первым виноградарем и виноделом, и вот однажды, не рассчитав сил во время дегустации (никто ведь еще не знал о коварных свойствах алкоголя!), он оказался в своем шатре, беспробудно спящим в голом виде. Подчеркну особо: в своем собственном шатре, спящим. Ной никому не мешал, ни к кому не приставал, и всё, что ему требовалось — проспаться.

Его сыну Хаму всё это показалось очень забавным: он не только сам посмеялся над позором своего отца, но пригласил и братьев Сима и Яфета полюбоваться зрелищем. Они не захотели, а, напротив, накрыли отца одеждой, причем так, чтобы самим ненароком не увидеть его наготы. За это Ной обещал суровую участь… части потомков Хама, тем, которые произойдут от его сына Ханаана. Заметим, что сам Хам остался безнаказанным.

Одни толкователи объясняют такую непоследовательность Ноя сложным отношением древних людей к родовой структуре общества, где детям приходится разбираться с греховным наследием отцов, а другие — стремлением библейского автора с самого начала указать на будущую судьбу хананеев, которых на Святой Земле сменили израильтяне. Всё это верно, а кроме того, какой логичности и последовательности можно ждать от Ноя, когда он был в состоянии тяжелого похмелья?

Зато имя Хама стало нарицательным. Сегодня это слово используют как ругательство в самых разных ситуациях, но что изначально сделал Хам? Он вынес в публичное пространство частный грех своего отца и предложил братьям над ним посмеяться.

Другая история рассказана в начале 1-й Книги царств, ее главный герой — первосвященник Илий. Он был предстоятелем израильского народа, а по сути, его единственным руководителем в ту пору, когда еще не было царей, а харизматичные вожди-судьи появлялись лишь иногда, по особому поводу (собственно, Илий и был на тот момент таким судьей). Сам он был человеком вполне благочестивым, как мы видим по его разговору с Анной, матерью будущего пророка Самуила.

А вот его сыновья и, соответственно, наследники пошли по совсем другому пути, как повествует Библия, «они не знали Господа и долга священников в отношении к народу». Да, они постоянно находились в святилище, перед Скинией, но в основном для того, чтобы отобрать себе лучшие куски мяса на жаркое еще прежде жертвоприношения, да развратничать с женщинами рядом со святыней.

И вот это уже были совсем не частные грехи, они творились на глазах народа, они оскверняли святое место — и народ рассказывал о них Илию. Илий даже сделал сыновьям выговор, но… не более того. Он не отстранил их от служения, не наказал, даже не попытался проверить, как они станут вести себя после этого выговора. А они, разумеется, принялись за старое.

И тогда в дело вмешался Господь. Устами пророка Он возвестил Илию, что весь его дом ждет суровое наказание: его сыновья умрут в один день еще при его жизни, и молодыми будут умирать их потомки — а главным священником станет кто-то другой, кого изберет Господь.

Смерть обоих сыновей была бы страшным ударом для любого отца (особенно там, где никто не ждет для себя после смерти ничего хорошего, как в древнем Израиле), но к этому удару добавляется и другой. Должность первосвященника передавалась по наследству, и теперь на все потомство Илия вместе с должностью переходит и проклятье. Да, они останутся на прежнем месте — но сами будут этому не рады…

Затем Господь повторил свое обличение через маленького мальчика Самуила, который воспитывался при святилище. Ответ Илия до странного пассивен: «Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит». Еще было время для покаяния и изменения, Господь не торопился исполнить угрозу, но… он словно одеревенел, этот старец, он живет уже как придется, а не как надо и, зная о страшном будущем — не пытается его предотвратить. Слова о всесилии Творца — всего лишь оправдание собственной инертности.

А потом началась очередная война с филистимлянами. Сыновья Илия привыкли пользоваться своим служением при святилище как инструментом в поисках богатства и удовольствий — и точно так же они превращают в инструмент, в чудо-оружие, главную святыню израильтян, Ковчег Завета. Он приносил им мясо и любовные утехи, теперь должен принести победу над врагами. Ковчег доставляют на поле боя.

Всё заканчивается военной катастрофой: Ковчег захвачен, оба сына Илия пали в бою. Сам первосвященник в это время сидит у ворот святилища в ожидании вестей… «Он был стар и тяжел», и «глаза его померкли», сообщает нам повествование, и это не только о его здоровье — он отяжелел и ослеп прежде всего душевно, когда отказался видеть неприятное, отказался что бы то ни было предпринимать ради его исправления. Ему возвестили о сбывшемся пророчестве, о том, что Израиль постиг небывалый позор — утрата главной святыни, — а оба его сына, причастные к этому позору, мертвы. Тогда Илий в потрясении пал замертво.

Дальше всё устроилось самым неожиданным образом: филистимляне вскоре были вынуждены вернуть Ковчег, а во главе израильского народа стал пророк Самуил, тот самый, кто еще мальчиком предсказал падение дома Илия. Строго говоря, он так и не стал первосвященником, да и права на это не имел. Но формальная должность даже в Ветхом Завете не всегда совпадала с сутью служения, и история дома Илия — лучший тому пример.

Чем отличается грех его сыновей от той неприятности, в которой оказался Ной, вполне очевидно. Они предавались пороку не в своем жилище, за закрытыми дверями — они делали это открыто, причем в святом месте. Ни слова упрека не сказано в адрес тех, кто донес о таком их поведении отцу — собственно, они и должны были так поступить, чтобы остановить безобразие. К сожалению, не получилось.

И вот еще что интересно… Виноваты были как сами сыновья, так и Илий. Но Господь обратился лишь к нему. Что толку говорить с нахалами, которые о Боге и думать забыли? Потому оба обличения были обращены к человеку действительно верующему, к их отцу. Но одной веры, оказывается, недостаточно, надо еще найти в себе решимость и мужество противостоять пороку даже тогда, когда он угнездился в твоем собственном доме…

На страницах Библии можно найти много поучительных и актуальных примеров — важно только не вырывать их из контекста, не ограничиваться лишь теми, которые цитировать в данном случае удобно. Это многогранное, но единое повествование, и рассматривать его так и надо — целиком, во взаимосвязи разных историй, образов и персонажей. И многое тогда видится яснее.

Ной и Хам

Скачать эту статью

На протяжении многих веков библейская история о родовом проклятии, наложенном Ноем на своего внука, будоражила умы миллионов. Согласно Писанию, патриарх, испробовав вина, сильно опьянел и уснул нагим в своем шатре.

Хам, один из его сыновей, увидев отца в непристойном виде, поспешил рассказать об этом братьям. За этот поступок Ной проклял Ханаана — сына Хама…

Событие это произошло несколько тысячелетий до нашей эры. Так, кто же такие Ной, Хам и почему патриарх проклял своего внука, а не сына, самого виновника, и в чем заключался грех Хама — об этом и пойдет речь в нашей статье.

Ной — единственный праведник в своем поколении

Ной, неоднократно упоминаемый в Библии, принадлежал к десятому поколению ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама. Православная Церковь чтит его как Святого.

Праотец Ной, Византия, XIV в. Мастер: Мануил Панселин, местонахождение: Греция. Афон, Карея, Протат, церковь Успения Богородицы

Будучи единственным праведником и непорочным в своём поколении, Ной был спасён Господом от Всемирного потопа и избран для возрождения рода человеческого.

Всемирный потоп погубил человечество на земле, только Ной и его семья, по воле Божьей, были спасены

Согласно Библейскому Писанию, Бог, видя, как велико развращение и озлобленность людей, решил лишить жизни всякое существо на земле. Лишь Ною Он заранее сообщил о своём решении.

Господь повелел праведнику построить ковчег для спасения от Всемирного потопа его семьи и всех видов животных и птиц по паре от каждого вида,

«чтобы сохранить племя для всей земли».

(Быт. 7:2-3)

Праотец с верою принял повеление Божие и высмеиваемый окружающими, начал строить ковчег.

Ной строил ковчег вместе с сыновьями в течении ста лет

К началу строительства праведнику было 500 лет и у него было три сына — старший, Сим, средний, Хам и младший, Иафет.

Ной поздно стал отцом. Долгое время являясь свидетелем грехопадения человечества и предвидя его гибель, он не хотел иметь детей и лишь по велению Господа вступил в брак.

Сыновья праведного Ноя — Сим, Хам, Иафет

По окончании строительства ковчега, Бог повелел Ною взойти на него, взяв с собой всех членов своей семьи, всех животных и птиц по паре, и пищи всякой.

Шестисот лет было праведнику, когда начался Всемирный потоп. В течении сорока дней и ночей лился дождь на землю — самые высокие горы были покрыты водой, уровень которой поднимался еще сто пятьдесят дней, уничтожив всех людей и животных. Спаслись лишь обитатели ковчега.

Всемирный потоп уничтожил почти все живое на земле, только Ной и те, кто был с ним в ковчеге, остались живы

Согласно Писанию, после потопа на земле остался только один род — праведника Ноя. Господь благословил праотца и потомков его, и повелел им плодиться и размножаться, и не допускать кровопролития. На земле, очищенной водами, теперь должны были жить только благочестивые люди.

Ной, его сыновья — Сим, Хам и Иафет, стали родоначальниками всех последующих поколений. После потопа Ной прожил еще триста пятьдесят лет, до девятьсот пятидесяти лет. Он был последний, достигший такой глубокой старости.

Хам средний сын Ноя, брат Сима и Иафета

В Библии сказано:

«Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет».

(Быт.9:18)

Хам — один из трёх сыновей Ноя

Родился средний сын патриарха за 100 лет до Всемирного Потопа, когда его отцу было уже почти 500 лет.

Как и все выжившие, он ступил с ковчега на склонах горы Арарат и долгое время жил в земле Сеннаар. Жена его Юга (Неелатамек) родила ему четверых сыновей Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.

Хама называют родоначальником четырех рас, которые произошли от его сыновей и населили области южной Азии и верховьев Нила.

Египтяне, эфиоповцы, ливийцы, сомалийцы и вся негроидная раса произошли от него, и называют их Хамитами. Филистимляне, финикийцы, ханаанеи так же являются его потомками.

По библейскому повествованию, Хам повёл себя постыдным образом по отношению к своему отцу, за что Ной проклял его младшего сына Ханааана.

Ной и Хам: библейская история о родовом проклятии

Согласно Библии первым, что сделал Ной, выйдя из ковчега, принес благодарственную жертву Богу. Это было жертвоприношение животных всесожжением.

Ной приносит жертвоприношения Господу, в благодарность за спасение

Тогда же Господь благословил праведника и его семью, и заключил с ним Завет. Он завещал им плодиться и наполнить землю, а также никогда не допускать кровопролития.

Символом завета была радуга, ставшая своего рода гарантией того, что люди не будут более истреблены водой с земли. С тех пор она служит вечным напоминанием человеку о данном обещании Божьем.

Выйдя из Ковчега, Ной принялся возделывать землю, насадил виноградники и изобрёл искусство приготовления вина. Однажды, сильно опьянённый вином, он уснул обнажённым в своём в шатре.

Хам, случайно увидевший наготу отца, оставил его в таком виде и смеясь, поспешил рассказать об увиденном братьям.

Те, в свою очередь, проявили глубокое почтение к своему родителю — накинув на плечи одежду, они зашли со спины, так, чтобы не видеть наготы отца и накрыли его.

Сим и Иафет, отвернув лица, вошли в шатер и прикрыли отца

Ной, узнав о проявленном неуважение со стороны Хама, проклял и обрёл на рабство его сына — Ханаана и потомков его, сказав, что те станут рабами Сима и Иафета.

Ной проклинает Ханаана за непристойный поступок его отца — Хама

Других же сыновей — Сима и Иафета он благословил, за оказанное уважение родителю.

Есть несколько предположений, касающихся вопроса: Почему Ной проклял Ханаана, а не Хама

Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. (Быт. 9.24-25)

Ханаан сын Хама

На протяжении долгих веков эта библейская история о проклятие вызывала множество споров. В чем заключается грех Хама? Почему Ной проклял Ханаана, а не своего сына?

Иоанн Златоуст предполагает, что праведник, отец Хама, не мог нарушить проклятием благословение, данное Господом ему и его семье. Но все же наказать сына за непристойность поступка было необходимо.

Праведный Ной наказал Хама через его сына Ханаана.

Больше всех воплотив в себе типичные черты своего отца Ханаан был особенно дорог и близок для него. Тем самым, именно прокляв сына Хама, патриарх нанес ему наиболее сильное наказание. В этом и заключалось отеческое проклятие Хама.

Говоря об опьянении праотца Иоанн Златоуст отмечает, что Библия «дает ему полное извинение». По его словам, праведник не знал какой вред может принести ему употребление вина.

Блаженный Феодорит также в этом видит справедливое воздаяние Хаму. Согрешив против отца, он получил наказание через проклятие своего сына.

Проклятие Ноя сбылось — хананеи были либо истреблены, либо покорены потомками Сима.

Другие же, ссылаясь на сказанное в Писание: «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его», предполагают, что под «меньшим сыном» имеется ввиду внук Ноя Ханаан, самый младший из всех его внуков.

Поскольку известно, что Хам был средним сыном праведника, рожденным после Сима, а Иафет — младший брат Хама.

Именно Ханаан первым увидел непристойное положение праведного старца. Смеясь он указал на него своему отцу, который, в свою очередь вместо того чтобы укрыть наготу его, тем самым оказав родителю должное уважение, поспешил рассказать все братьям.

Сторонники этого мнения полагают, что Ханаан, совершивший зло, был проклят не за отца своего, а за свой проступок. Хотя не считают наказание полностью справедливым, ведь Ханаан был ещё в юном возрасте.

Имя Хам — нарицательное, производное от него — понятие «хамство»

Происхождение слова «хам» связано с именем библейского персонажа, Хама — среднего из трех сыновей праведного Ноя.

Однако, с течением времени, его значение постепенно менялось, превратившись в слово, означающее такие негативные качества, как наглость, грубость, глубокое неуважение к ближнему.

В переводе с иврита «хам» — означает «страсть», «горячность».

Согласно Писанию, библейский Хам увидел своего отца спящим в своем шатре обнаженным. Вместо того чтобы оказать должное ему уважение — прикрыть наготу отца, он поспешил рассказать об этом своим братьям.

Испорченная натура Хама усматривается в его поступке: не смутившись увиденного и ничего не предприняв, он поспешил выставить отца в неприглядном свете перед братьями.

При этом он испытал злобную радость в унижении родителя, гордость, утешающуюся падением другого.

Неуважение к родителю со стороны Хама навлекла не только проклятие на его сына Ханаана и его потомков, но и сделала его имя нарицательным.

Недостойное поведение Хама положило начало понятию «хамство».

Долгое время хамство считалось характерной чертой низших сословий. В словаре Владимира Даля «хамуга» — это бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной.

Со временем значение слова постепенно изменялось и стало означать своеобразную характеристику модели поведения человека — невоспитанного, наглого, грубого.

2 пословицы о хамстве:

  1. «По бороде Авраам, а по делам — Хам».
  2. «Из хама не будет пана».

В современном мире, поступить по-хамски, значит повести себя неучтиво, бесстыдно, в самой резкой форме, по отношению к другому человеку.

Данное значение для слова «хам» характерно для многих языков мира.

ВОПРОСЫ:
По горизонтали:
3. Море, название которого наиболее созвучно с нашей водкой. 8. Дурное наследие одного из сыновей Ноя. 9. Строго ненаучное прогнозирование. 11. Оно в первом акте висит, а во втором стреляет. 12. Скажите одним словом «телефоны головные динамические стереофонические». 13. Попытка командира выстроить шеренгу по прямой линии. 14. Она как воздух: пока не испортится, ее не видно. 17. У Пифагора равны во все стороны. 20. Иа по призванию. 21. Временно освобожденный от работы. 22. Снимок, на котором видны оба уха. 25. Ночлежка для самолета. 28. Верховный стул. 29. «Чуткий» прибор. 30. Ковбойская дача. 32. Портной: «90-90-90. Где будем делать …?». 33. То, чем долг красен. 34. Первая ступень к высшему образованию. 35. Дачная мера площади. 39. Его издает тот, кому наступили на любимый мозоль. 42. Штучка, редко имеющая двойников. 43. Любимая солдатская команда. 44. Пузатая химическая посуда. 46. Функциональное дополнение к пуговице. 50. Жучий штат. 51. Любимое занятие сплетника. 52. Бытие на этом свете. 53. Дырявая сумка. 54. «Раньше они были по 5.25, но большие, а теперь по 3.5, но маленькие» (компьютерная загадка). 55. «Скляночный» колокол.
По вертикали:
1. Лукавый огонек в глазах. 2. Место, расположенное «в стороне от других». 3. «…, ты не прав!». 4. «Две полоски на снегу оставляю на бегу» (загадка). 5. Охотник-профи. 6. Веселая у Легара. 7. Он стал автором детской сказки о нудисте королевского происхождения. 8. Человек, способный на все с помощью своего языка. 10. Кол, но не дубина. 15. Первая производная от сына. 16. Небьющийся предмет спора. 18. При помощи этого способа папа Карло сделал себе сына. 19. На рекламе какого заведения изображен М.Горбачев, выходящий оттуда без родимого пятна? 22. Строка, по содержанию которой можно кого-то или что-то отыскать. 23. Кто «болеет» очень сильно и очень шумно? 24. Высотка из книг на столе. 25. «Мотор» коллектива. 26. Стиль бега по Европам. 27. Инструмент в кустах. 31. Репутация по-французски. 36. Вилы для рыбалки. 37. Обиходное название дешевого коньяка. 38. Кого Квентин Тарантино убивал в двух частях? 40. Крутой мент. 41. Зловещая улица Москвы. 45. Шахматная лодка. 46. Бедствие, постигшее кошкин дом. 47. Кипятильник с мифологическим именем. 48. Стукач в начале карьеры. 49. Путешественница в Страну Чудес.
ОТВЕТЫ: По горизонтали: 3. Белое. 8. Хамство. 9. Гадание. 11. Ружье. 12. Наушники. 13. Равнение. 14. Связь. 17. Штаны. 20. Ослик. 21. Отпускник. 22. Анфас. 25. Ангар. 28. Трон. 29. Датчик. 30. Ранчо. 32. Талия. 33. Платеж. 34. Ясли. 35. Сотка. 39. Вопль. 42. Диковинка. 43. Отбой. 44. Колба. 46. Петля. 50. Колорадо. 51. Болтовня. 52. Житие. 53. Авоська. 54. Дискета. 55. Рында. По вертикали:1. Смешинка. 2. Отшиб. 3. Борис. 4. Лыжня. 5. Егерь. 6. Вдова. 7. Андерсен. 8. Хвастун. 10. Единица. 15. Внук. 16. Заклад. 18. Строгание. 19. Химчистка. 22. Адрес. 23. Фанат. 24. Стопа. 25. Актив. 26. Галоп. 27. Рояль. 31. Реноме. 36. Острога. 37. Клопомор. 38. Билл. 40. Омоновец. 41. Лубянка. 45. Ладья. 46. Пожар. 47. Титан. 48. Ябеда. 49. Алиса.

Сыновья Ноя Сим, Хам, Иафет. Шестнадцать внуков Ноя

Истории великих империй прошлого: Египет, Ассирия, Вавилон и Персия — прочно связана с библейскими персонажами, имеющими прямое отношение к сыновьям Ноя Опубликовано на веб-портале imbf.org

Светская история предоставляет множество свидетельств того, что люди, выжившие после Ноевого Потопа, были реальными историческими персонажами, и их имена неизгладимо отпечатались на многих событиях и вещах древнего мира. Когда Ной и его семья вышли из Ковчега, они были единственными людьми на Земле. Именно три сына Ноя — Сим, Хам, Иафет и их жены были теми людьми, которым предстояло через своих потомков заново заселить землю после Потопа.

В 10 главе книги Бытие говорится о 16 внуках Ноя. Бог оставил нам достаточно доказательствтого, что эти внуки Ноя действительно жили, что их библейские имена являются их настоящими именами, и что после Вавилонского рассеивания (Бытие 11) их потомки распространились по земле и дали начало разным народам древнего мира. Первые поколения людей после Потопа жили долго, некоторые из них пережили своих детей, внуков и даже правнуков. Это их сильно выделяло.

Они были главами родовых кланов, которые росли и становились в соответствующих регионах большими группам населения. Произошло вот что:

  1. Люди в разных областях назывались по имени своего общего предка.
  2. Его именем они называли свою землю, а часто и крупные города и реки.
  3. Иногда люди скатывались к культу поклонения предкам. И когда это происходило, для них было естественным называть своего бога именем общего предка. Или же своего долго живущего предка они почитали богом.

Все это означает, что свидетельства истории сохранились таким образом, что их просто невозможно утратить, а человеческую изобретательность нельзя просто стереть. Давайте более подробно рассмотрим эти свидетельства.

Семь сыновей Иафета

В Бытие 10:1-2говорится:

«Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма»

Первым внуком Ноя, упомянутым в Писании, былГомер. Он был прародителем Киммерийцев, которые изначально селились на берегах Каспийского моря. Иезекииль писал, что потомки Гомера, а также потомки Фогармы (сын Гомера), проживали в северных пределах(Иез. 38:6). В современной Турции есть область, которая во времена Нового Завета называлась Галатия.Еврейский историк Иосиф Флавий писал, что люди, которые в его время (93 год н.э.) назывались Галатами или Галлами, раньше назывались Гомеритами.

Они переселились на запад в область, которая теперь называется Францией и Испанией. На протяжении многих столетий Франция называлась Галлией, по имени потомков Гомера. Северо-западная Испания и по сей день называется Галисией.

Некоторые из Гомеритов переселились дальше, в область, которая теперь называется Уэльсом. Историк Дейвис сообщает о традиционном уэльском веровании в то, что потомки Гомера «прибыли в землю Британского острова из Франции, примерно через 300 лет после Потопа».2Он также пишет, что уэльский язык называется Гомераг (по имени их предка Гомера).

Другие члены кланов оседали в областях по пути расселения, включая Армению. Сыновьями Гомера были «Аскеназ, и Рифат, и Тогарма»(Бытие 10:3). Британская энциклопедияговорит, что Армяне традиционно считают себя потомками Тогармы и Аскеназа.

Пределы древней Армении простирались на территорию Турции. Название Турции, вероятно, произошло от имени Тогарма. Другие переселились в Германию. Ашкеназ— так называется Германия на иврите.

Следующий внук, о котором упоминает Писание — Магог. Как утверждает Иезекииль, потомки Магога жили в северных землях(Иез. 38:15, 39:2). Иосиф Флавий пишет, что те, кого он называет Магогитянами, греки называли Скифами.

Согласно Британской энциклопедии, древнее название области, которая сегодня включает часть Румыниии Украины, было Скифия.

Следующий внук — Мадай. Вместе с Эламом, сыном Сима, Мадай является предком современных Иранцев. Иосиф Флавий говорит, что Греки называли потомков Мадая Мидянами. Каждый раз, когда в Старом Завете упоминаются Мидяне используется древнееврейское слово Мадай (медай). После времени правления царя Кира, Мидяне всегда упоминаются (за исключением одного раза) вместе с Персами. Эти два народа стали одним царством, в котором правил один закон — «закон Мидян и Персов»(Дан. 6:8, 12, 15). Позднее они просто называлисьПерсами. С 1935 года их стали называть в соответствии с названием их страны — Иранцами. Мидяне также «поселились в Индии».

Иаван — древнееврейское название Греции. Названия Греция, Гресия или Греки встречаются в Старом Завете пять раз, и всегда в форме древнееврейского слова Javan(Иаван). Даниил говорит о «царе Греции» (Даниил 8:21), что буквально означает «царь Иавана». Сыновей Иавана звали: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим(Бытие 10:4). Все они имели родственные связи с Греческим народом. Эолийцы (древний Греческий народ) получили свое название от имени внука Иафета Елиса. Таршиш или Тарсус был расположен в области под названием Киликия (современная Турция).

В Британской энциклопедииговорится, что Киттим — это библейское название Кипра.6Греки поклонялись Юпитеру под именем Юпитер Доденеус, который получил свое имя от четвертого сына Иавана (Додадим). Название же Юпитер произошло от имени Иафет. Его оракул находился в городе Додона.

Следующий внук — Тубал. Иезекииль упоминает о нем вместе с Гогом и Мешехом (Иезекииль 39:1). Тиглат-паласар I, царь Ассирии, правящий примерно в 1100 году до н.э., называет потомков этого внука Табали. Иосиф Флавий назвал их Тобелитами, которые позднее стали известны как Иберы.

«Во времена Иосифа Флавия Римляне называли эту территорию Иберией. Иберия находилась там, где сегодня находится Грузия, столица которой и до сегодняшнего дня носит имя Тубала — Тбилиси. Отсюда, перейдя через Кавказские горы, народ двинулся дальше на северо-восток, назвав реку Тобол именем их племени, а отсюда и название известного города Тобольск»

Мешех— имя следующего внука Ноя, является древним названием города Москва. Москваявляется как столицей России, так и областью, которая окружает этот город. Один из географических районов, Мещерская низменность, до сегодняшнего дня называется по имени Мешеха, практически не претерпев изменений на протяжении столетий.

Согласно Иосифу Флавию, потомки Фирасаназывались тирянами. Греки изменили их название, и они стали называться Фракийцами.

Фракия тянулась от Македониина юге и до реки Дунай на севере и до Черного моря на востоке. К этой области принадлежали территории известной нам Югославии. Во Всемирной энциклопедии говорится: «Народ Фракии представлял собой жестоких индоевропецев, которые любили воевать и заниматься мародерством».

Потомки Фираса поклонялись ему под именем Турас, то есть Тор — бог грома.

Четыре сына Хама

Далее следуют четыре сына Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан(Бытие 10:6). Потомки Хама в основном заселяли юго-западную часть Азии и Африки. В Библии часто говорится об Африке, как о земле Хама (Пс 104:23, 27; 105:22).

Имя Ноевого внука Хуша— древнееврейское слово, обозначающее древнюю Эфиопию. Слово Эфиопия в Библии — всегда, без исключений, перевод еврейского слова Хуш. Иосиф Флавий, который называет их Хус, писал, что «даже в наши дни сами эфиопы называют себя хусейнами (хусейцами), как называют их и жители Азии».

Следующий внук Ноя — Мицраим. Мицраим— это древнееврейское название Египта. Название Египет сотни раз встречается в Старом Завете и (за исключением одного раза) всегда это перевод слова Мицраим. Например, в месте погребения Иакова Хананеи увидели плач Египтян и назвали это место Абель Мицраим, что означает плач Египтян (Бытие 50:11).

Истории великих империй прошлого: Египет, Ассирия, Вавилон и Персия — прочно связана с библейскими персонажами, имеющими прямое отношение к сыновьям Ноя. Происхождение большинства племен и народов можно проследить до сыновей Ноя — и это легко проверить, исследовав их генеалогическое древ

Фут— имя следующего внука — древнееврейское названием Ливии. Это древнее название встречается в Старом Завете трижды. Древняя река Фут находилась в Ливии. Ко времени, когда жил Даниил, название было изменено на Ливию. Иосиф Флавий говорит: «Фут населил Ливию и назвал по себе жителей страны Футийцами».

Ханаан— следующий внук Ноя — древнееврейское название территории, которая позднее была названа Римлянами Палестина, т.е. современная территория Израиля и Иордана. Стоит сказать несколько слов о потомках Хама (Бытие 10:14-18). Ими были: Филистей, который, несомненно, является предком Филистимлян (от которого произошло названием Палестины), Сидон, основатель древнего города, названного в его честь, и Хетт — родоначальник древней Хеттской империи.

Также о Ханаане говорится в Бытие 10:15-18как о прародителе Иевусеев (Иевус — это древнее название Иерусалима — Судей 19:10), Аморреев, Гергесеев, Евеев, Аркеев, Синеев, Арвадеев, Цемареев и Химафитов — древних народов, которые населяли землю Ханаан. Наиболее известным потомком Хама был Нимрод, основатель Вавилона, а также Эреха, Аккада и Халне в земле Сеннаар (Вавилония).

Пять сыновей Сима

И, наконец, сыновья Сима: Элам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам(Бытие 10:22). Элам— это древнее название Персии, которая сама является древним названием Ирана. До времен правления царя Кира народ, живший здесь, назывался Эламитами, они даже несколько раз упоминаются под таким названием в Новом Завете. В книге Деяния 2:9, Евреи из Персии, которые присутствовали в День Пятидесятницы, упоминаются, как Эламиты. Таким образом, персы являются потомками, как Элама, сына Сима, так и Мадая — сына Иафета (смотрите выше).

Начиная с 1930-х годов, они называют свою землю Иран. Очень интересно отметить, что слово «ариец», которое так очаровывало Адольфа Гитлера, является формой слова «Иран». Гитлер хотел создать чистую арийскую «расу, состоящую из суперлюдей. Но сам термин «ариец» обозначает смешанная линия Семитов и Иафетитов!

Ассур — это древнееврейское слово обозначает Ассирия. Ассирия была одной из великих древних империй. Каждый раз, когда в Старом Завете встречаются слова Ассирия или Ассирийский, они переводятся от слова Ассур. Ассур был одним из первых людей, кого обожествили и кому поклонялись его собственные потомки.

«На протяжении всего существования Ассирии, т.е. до 612 г. до Р.Х., сводки сражений, дипломатических и внешних отношений зачитывали вслух, обращаясь к изображению Ассура; все ассирийские цари полагали, что носят свою корону только лишь с божественного дозволения духа Ассура»

Арфаксадбыл прародителем Халдеев. Этот факт «подтверждается Хурритскими (Нузи) скрижалями, где его имя выглядит как Арипхурра — основатель Халдеи». Его потомок, Евер, передал свое имя Еврейскому народу через линию Евер-Фалек-Рагав-Серух-Нахор-Фарра-Аврам (Бытие 11:16-26).

У другого сына Евера — Иоктана — было 13 сыновей (Бытие 10:26_30), все из которых поселились в Аравии. Лудбыл предком Лидийцев. Лидия находилась там, где сегодня расположена Западная Турция. Древней столицей Лидии был город Сардис. Одна из семи церквей Азии была расположена в Сардисе (Откр 3:1).

Арам — древнееврейское название Сирии. Каждый раз, как в Старом Завете встречается слово Сирия, знайте, это слово переведено со слова Арам. Сирийцы называют себя Арамейцами, а их язык называется Арамейским. До времен распространения Греческой империи, Арамейский язык был международным языком (4 Царств 18:26и далее). Когда Иисус висел пригвожденный к кресту и произносил слова: «Элои, Элои, лама савахфани»(Марка 15:34), Он говорил на Арамейском языке — языке основной массы людей.

Заключение

Мы лишь вкратце поговорили о 16 внуках Ноя, но сказанного вполне достаточно, чтобы показать, что все эти люди и в самом деле жили, что они были именно теми, кем их называет Библия, и что они и их потомки являются реальными узнаваемыми персонажами на страницах истории. Библия не только не является собранием мифов и легенд, а является единственным ключом к истории самых раннихэпох нашего мира.

Хам

У этого термина существуют и другие значения, см. Хам (значения).

Хам

Пол

мужской

Отец

Ной

Дети

Хуш, Ханаан, сын Хама, Мицраим и Фут, сын Хама

Медиафайлы на Викискладе

Сим, Хам и Иафет Джеймса Тиссо

Хам, иногда Иам (ивр. ‏חָם‏‎, греч. Χαμ Cham, араб. حام‎ xam «горячий») — библейский персонаж, переживший Всемирный потоп, один из трёх сыновей Ноя, брат Иафета и Сима, давший начало понятию «хамства», которое означает пренебрежительное отношение к культурным запретам.

Биография

Родился за 100 лет до Всемирного Потопа, от которого он вместе с женой, отцом и братьями спасся в ковчеге (Быт. 7:13). Как и все выжившие, Хам ступил на землю в Араратских горах (Быт. 8:4) и жил в земле Сеннаар. По одной из версий, видимо после ссоры с отцом, Хам поселился в Египте, поскольку тот в Псалмах именуется землёй Хама (Пс. 104:23; 105:22).

В Книге Юбилеев упоминается имя жены Хама — Неелатамек

В Книге Яшера (Праведного) упоминается, что жена Хама была дочерью Елиакима, сына Матушлаха (Мафусаила).

Грех

Ной проклинает сына Хама. Гравюра Гюстава Доре

Согласно Библии, Хам повёл себя постыдным образом во время опьянения своего отца Ноя. Он увидел и рассказал братьям про наготу отца своего (Быт. 9:22). Обычно это место трактуется как насмешка и неуважение к отцу, что в дальнейшем вошло в содержание термина хамство.

В Талмуде существует две трактовки описанного события. Так, персидский раввин Рав (Абба бар Айбу) считает, что Хам кастрировал Ноя в ответ на то, что тот проклял его четвёртого сына, Ханаана. Таким образом, Хам якобы предотвратил появление четвёртого сына у самого Ноя. В свою очередь Раввин Самуэль полагает, что Хам содомизировал своего отца по аналогии с другим библейским инцидентом, в котором была использована фраза «и увидел»: «И увидел ее Сихем, сын Еммора евея, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие (Бытие 34:2)». Существует также более поздняя версия, по которой Хам вступил в сексуальную связь не с отцом, а с матерью, так как выражение «открыть наготу» в некоторых частях Библии означает иметь связь с женой данного мужчины: «Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тётка твоя» (Левит 18:14).

Впрочем, большинство современных исследователей придерживаются традиционной версии, по которой фраза «увидеть наготу» или «открыть наготу» не обязательно связана с сексуальной сферой. Ной сам открывает свою наготу (обнажается), а не Хам открывает его наготу. Достаточно прочитать это выражение («увидел наготу») в контексте, чтобы понять, что речь идёт просто об обнажённом отце: «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Быт. 9:23). В соответствии с представлениями древних, взирая на гениталии обнажённого отца, Хам тем самым перенимал его власть, как бы отбирал его потенцию. Если бы речь шла об инцесте, ему нечем было бы хвастать перед братьями. Необходимо учитывать также, что в ветхозаветном обществе и других древних культурах почитание родителей было обязательным, а нагота считалась постыдной.

За грех Хама расплачиваться пришлось его сыну Ханаану, которого Ной проклял, пророча ему рабское существование:

Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих (Быт. 9:25)

Косвенным подтверждением того, что проклятие Ноя распространялось не на всех потомков Хама, а лишь на Ханаана, является и пророчество пророка Исайи о Египте. Библия называет египтян потомками Мицраима, сына Хама.

И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят. И поразит Господь Египет; поразит и исцелит их; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой — Египтяне, и дело рук Моих — Ассирияне, и наследие Моё — Израиль (Ис. 19:21–25)

Потомки

Согласно Библии сыновьями Хама были Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.

Абу-ль-Фадль Аллами называет девять сыновей Иама (Хама): Хинд, Синд, Зандж (Занзибар), Нуба, Канаан, Куш, Кабт (Копт), Бербер, Хабш (Абиссиния).

Согласно Книге Юбилеев, жену Хама звали Неелатамек.

В Книге Яшера (Праведного):

  • упоминается, что жена Хама была дочерью Елиакима, сына Матушлаха (Мафусала).
  • сыновья Хама упоминаются как Куш, Мецрим, Пут и Канаан.

В XVII веке появилась гипотеза, возводящая происхождение негров к Хаму, что было оправданием расизма и обращения негров в рабство. Голденберг «убедительно доказывает, что библейское имя Хам не имеет отношения ко всему понятию черноты и неизвестной этимологии «.

Родословная Хама и его потомков

И. Ксенофонтов. Ной проклинает сына Хама Карта расселения потомков Ноя по Иосифу Флавию, ок. 100 г.н. э.; сыны Хама показаны синим цветом

Род Хама

Согласно ветхозаветным преданиям, у Хама после Потопа было четверо сыновей:

  • Хуш: (эфиопы, кушиты, возможно, химьяриты и сабеи)
  • Мицраим: копты
  • Фут: берберы
  • Ханаан: доеврейское население Палестины

Потомки Хуша

Основная статья: Хуш

Согласно Книге Бытия, Хуш был первым сыном Хама и имел шестерых сыновей. Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха и Нимрод.

Потомки Мицраима

Основная статья: Мицраим

Семь сыновей Мицраима: Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Каслухим и Кафторим.

Потомки Фута

Основная статья: Фут, сын Хама

В Библии нет упоминания имён сынов Фута.

Потомки Ханаана

Основная статья: Ханаан, сын Хама

Согласно Книге Бытия, у Ханаана было одиннадцать сыновей: Сидон, Хет, Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей.

> Образ Хама в кино

  • Ной / Noah (2014; США) режиссёр Даррен Аронофски, в роли Хама Нолан Гросс (в детстве), Логан Лерман (в молодости).

Примечания

  1. 32 // Книга Бытия
  2. 1 2 3 4 6 // Книга Бытия
  3. Абу-ль-Фадль Аллами, Акбар-наме, Том 1, Глава 14, Глава: Нух, пер. группы переводчиков под рук. И. О. Клубковой
  4. Быт. 5:32; 6:10
  5. Книга Юбилеев, книга 7, абзац 2
  6. Тогда Ноах взял трех дочерей Елиакима, сына Матушлаха, в жены для его сыновей, как Господь повелел Ноаху.

    — Книга Яшера (Праведного), глава 5, абзац 35

  7. Сергей Курий. Откуда пошли ругательства «хам», «сволочь», «подонок», «ублюдок», «наглец»?
  8. John Sietze Bergsma, Scott Walker Hahn. Noah’s Nakedness and Curse on Canaan (Genesis 9:20–27) (англ.) // Journal of Biblical Literature. — 2005. — Spring (no. 124.1). — P. 25—40.
  9. H. Hirsch Cohen. The Drunkenness of Noah // Judaic Studies, 4. University of Alabama Press, 1974.
  10. Мы запутались в понимании книги Бытия: почему проклят Ханаан, сын Хама, если он там вообще не виноват? // Православие.Ru
  11. Быт. 10:6
  12. Абу-ль-Фадль Аллами, Акбар-наме, Том 1, Глава 14, Глава: Нух, пер. группы переводчиков под рук. И. О. Клубковой
  13. Книга 7, абзац 2
  14. Тогда Ноах взял трех дочерей Елиакима, сына Матушлаха, в жены для его сыновей, как Господь повелел Ноаху.

    — Книга Яшера (Праведного), глава 5, абзац 35

  15. КНИГА ЯШЕРА (ПРАВЕДНОГО), Глава 7:10

    И сыновья Хама эти: Куш, Мецрим, Пут и Канаан – четыре сына;

  16. Малахов В. С. Скромное обаяние расизма Архивная копия от 2 августа 2009 на Wayback Machine // Знамя, 2000, № 6.
  17. Давид Голденберг «Проклятие Хама: раса и рабство в раннем иудаизме, христианстве и исламе» (2003)
  18. Molly Myerowitz Levine. Review of: The Curse of Ham: Race and Slavery in Early Judaism, Christianity, and Islam // Bryn Mawr Classical Review. — 2004-02. — ISSN 1055-7660.
  19. Быт. 10:6

    Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.

  • Библия
  • Книга Юбилеев
  • Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн. 1. Гл. 6
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2 тт. — СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1913.
Потомки Хама
Хам
Хуш Мицраим Фут Ханаан