Танцы в церкви
Содержание
Церкви США. Почему они поют хором + танцуют + проявляют огромный эмоциональный всплеск?
Александр Звонарёв 3243 4 года назад Интернет-маркетолог, менеджер, социолог по образованию Пользователю можно задать вопрос
Так происходит далеко не во всех церквях США. В стандартных протестантских молельных домах все вполне себе спокойно, по воскресеньям псалмы только поют хором, но без танцев.
Поющих, танцующих и выкрикивающих «hallelujah!» (заметьте, в основном темнокожих) людей можно встретить в основном в различных евангелистических церквях — бесчисленных ответвлениях от обычного протестантизма. Не знаю, насколько они распространены в Америке сейчас, но в конце XIX — середине XX века их расплодилось очень немало. Такое веселое поведение осталось с тех пор, когда христианские миссионеры старались привлечь в лоно церкви малограмотных рабов и прочие неблагополучные слои населения. Во-первых, легче запомнить молитвы в форме веселой песенки, во-вторых танцы и песни поднимают настроение, выходит этакий праздник с пользой для души. А учитывая врожденную музыкальность африканских народов, вообще получается идеальная схема.
Александр Звонарёвотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 13 -1
- Shares
Библия буквально заполнена упоминаниями о пении и музыке, более 550 раз в 44 из 66 книг Библии. Термин «музыка» (и музыкант», «музыкальный» и т.д.) появляется в Библии 75 раз, «песня» — 98 раз, а «пойте» (пение, певец, и т.д.) — 196 раз. Очевидно, что Бог любит прославление и радостное пение. Многие части Библии содержат духовные песни! Организованное музыкальное служение было важной частью системы служения Старого Завета. Также как и музыка Gospel стала неотъемлемой частью современной христианской культуры. Как она появилась, чем отличается и что общего имеет с рабством? Разбираемся.
Музыка африканских племен
Музыка африканских племен IV века назад отличалась от европейской и американской белой музыки в своем фундаментальном аспекте: в африканской традиции не существовало светской музыки. Европейцы, помимо религии, пели о любви, войне, об исторических событиях окрестных деревень, о далеких землях. Даже если во многих из этих песен в той или иной мере упоминался Бог, все же речь идет о музыке популярной (говоря нашим современным языком) и светской — сельской или деревенской.
Вся же африканская музыка была священной по природе, и концепция светской музыки ей была чужда. Она должна была служить четырем основным аспектам повседневной жизни: религия, плодородие земли и женщины, охота и война. В этом смысле африканская музыка имела больше точек соприкосновения с музыкой американских аборигенов, чем с музыкой европейцев, учитывая, что пение использовали, как средство для взаимодействия с природой и вселенной.
Практикуемый музыкальный стиль, что был ввезен в Америку в века рабства, между 1600 и 1865 годами — это схема зова и ответа, в которой лидер поет строфу (аналог нашего запева) и остальные ему вторят. В другие стилистические особенности входило использование бубнов и барабанов для ритмического, довольно сложного, аккомпанемента. Пример такого стиля зова и ответа с синкопированным ритмом продемонстрировал Рэй Чарльз в «What’d I Say».
На самом деле очень распространено путать между собой или же называть одним и тем же именем различающиеся музыкальные виды (пусть и одного стиля), как спиричуэлз (ударение на первом слоге) и госпел. Между этими двумя видами, которые, несмотря на происхождение от общих корней, претерпели такие разные примеси и влияния и выступали в таких разных социальных и культурных контекстах, имеется существенная разница, которая дала истоки музыкальным продуктам отчетливо разнящегося «вкуса».
Спиричуэлз можно определить следующим образом — это религиозные песнопения, сочиненные черными, не записанные и не опубликованные, но передаваемые из рода в род с добавлениями и вариациями, в связи с различными обстоятельствами.
То, что характеризует спиричуэлз помимо их религиозного характера (или же с такой тенденцией) — это устный и народный характер, то есть отличающийся от музыки госпел. Первые упоминания, описывающие исполнение спиричуэлз, относятся только к XIX веку и были написаны людьми, которым удалось разделить опыт лично и поучаствовать в исполнении наравне с черной диаспорой.
Впоследствии было опубликовано много томов с текстами, мелодическими линиями и аннотациями, среди которых наиболее полный и точный, собравший материалы из различных коллекций, выпущен в 1867 году.
История Gospel музыки
Верная транскрипция этого слова – именно госпел, а не госпелз, что часто можно встретить в русскоязычных текстах. Слово «госпел» дословно переводится со староанглийского как «Добрая» или «благая весть».
Госпел родился в методистских церквях Южной Америки. Уилли Рафф, профессор музыки университета Yale афро-английского происхождения, утверждает, что музыка госпел имеет ту же структуру, что и псалмы шотландской пресвитерианской церкви.
Данная структура или форма, называемая lining out, родилась благодаря тому, что в церкви использовалась только одна копия Библии на всех. Священник пел строчку псалма группе прихожан, и они отвечали ему, перепевая эту строчку и обогащая ее своим тембром и эмоциями. Ruff утверждает, хотя многие его критикуют за академический расизм, что данная форма песнопения была услышана афро-американскими рабами в церквях их хозяев и развита в новый, свой и персональный стиль.
Чтобы держать рабов в подчинении или же, возможно, из-за боязни, американские рабовладельцы не разрешали черным пользоваться их традиционными музыкальными инструментами, равно как и не разрешали им петь свою народную музыку. Постепенно многие тексты и мелодии были забыты и исчезли в пространствах Северной Америки.
Именно в результате этого запрета, касающегося родовых корней, был рожден новый вид афроамериканской музыки. Были написаны новые песни, с использованием традиционных африканских гармоний, зова и ответа, ритмики, смешанные, однако, с традиционной европейской гармонией и с использованием музыкальных инструментов.
Необходимо понимать, что на протяжении 2,5 веков ситуация не могла оставаться неизменной. Во всем мире прогресс развивался, свобода постепенно отвоевывала один плацдарм за другим. Сами США (пока только 13 северных штатов) стали независимыми от английской короны в 1789 году, начав распространять республиканские идеи Франции на американском континенте.
Взаимопроникновение существовало, и белые плантаторы-феодалы все же становились другими со временем. Далеко не все из них не считали негров людьми, и многие допускали религию в их диаспору, позволяя богослужения. А богослужения там и тогда могли быть только христианскими!
Гимны госпел, созданные черными, использовали христианские темы, но с ярким влиянием африканской вокальности и ритмики. Церковь стала святилищем для выражения чувств чернокожих рабов. Она была единственным местом, где группы рабов могли собираться без страха надзора со стороны белых рабовладельцев.
Естественно, у тех рабовладельцев, которые не считали рабов животными, наверняка, и «режим» для них был менее жестоким, а информация об этом распространялась среди чернокожих и способствовала росту их стремления к христианству. Человек так устроен – ему всегда нужна надежда. Но, поскольку всё же не все рабовладельцы благоволили религиозному обучению и молитвам рабов, часто собрания проходили секретно.
Однако когда и как именно зародился госпел неизвестно, поскольку первоисточники не сохранились.
Записи госпел прослеживаются в последних тридцати годах XIX века, когда начали выпускать сборники гимнов для использования их в «черных» церквях. Эти гимны включали в себя религиозные песни различных видов, с текстами и мелодией.
Первый такой сборник гимнов был опубликован главой методистской церкви Marshall W.Taylor в 1882 году. Между 1880 и первыми годами XX века были заложены основы дальнейшего развития музыки госпел, благодаря работе композиторов-афроамериканцев, наиболее известным из которых является Charles Albert Tindley (1859-1933) Он — автор знаменитых гимнов, по-прежнему исполняемых в церквях, таких как «I’ll Overcome Someday», «Stand by Me», «We’ll Understand It Better By and By», «The Storm is Passing Over», «What are they Doing in Heaven?».
Музыка Gospel обычно подразделяется на белый и чёрный. Белый госпел появился раньше чёрного, в конце девятнадцатого века. Тогда это была сугубо религиозная музыка, сочетание народных мотивов и традиционных христианских гимнов. Уже в начале двадцатого века госпел стал частью музыкальной индустрии, вышел на большую сцену. У истоков жанра можно вспомнить группу Carter Family: их записи были популярны в двадцатые-тридцатые годы прошлого века.
Примерно в это же время появился жанр чёрного, негритянского госпела. Он вышел из христианских церквей в массы благодаря Махалии Джексон, королеве чёрного госпела. Она была внесена в Зал Славы рок-н-ролла, как певица, которая стала своеобразной «предтечей» рока. Те годы, когда Махалия Джексон сотрудничала с Томасом Дорси, принято считать «Золотой эпохой госпел». Именно в это время стиль стал светским, вышел за рамки религии.
Махалия Джексон: «Блюз приятно слушать — это песня отчаяния. Госпел принадлежит Богу — это песня надежды. Вспомните Давида из Библии: „Пойте громко и радостно Богу“. Я пользуюсь его советом. Происхождение госпел и блюза близко, однако блюз трогает только сердце, а госпел наполняет его божественными чувствами любви, умиротворения и радости».
До второй мировой войны были популярны большие хоры, исполнявшие госпел. Такие коллективы включали до 150 участников. После войны хоры превратились в квартеты, особенно популярны были мужские. Музыка стала коммерческой. Самый популярный «госпел квартет» того времени – Soul Stirrers. Они были первыми, кто использовал в качестве аккомпанемента только гитару. Влияние группы Soul Stirrers сказалось на мужских роковых и поп-коллективов шестидесятых, а так же на стиль соул.
Джеймса Кливленда называют «Луи Армстронгом музыки госпел». В пятидесятые годы, работая вокалистом, продюсером и композитором, он сделал многое для популяризации жанра госпел, а в 1968 году открыл Gospel Music Workshop. Так же госпел известен благодаря многим другим исполнителям. Стиль госпел стал основой для формирования таких жанров, как джаз, ритм-энд-блюз, соул и фанк.
Среди исполнителей Gospel, получивших образование в церковных хорах, следует назвать Сэма Кука и Клайда Макфаттера — именно они способствовали проникновению Gospel в поп-музыку. Триумфальный взлет соул в шестидесятые годы стал возможным благодаря лишь таким преуспевшим в Gospel певцам, как Арета Фрэнклин, Уилсон Пикетт и Соломон Берк.
В ходе преобразований Грэмми в 2012 году Национальная академия искусства и науки звукозаписи ввела категорию «Лучший госпел-альбом» (Best Gospel Album award). Она объединила в себе ранее существовавшие номинации «Лучший современный R&B-госпел-альбом» (1991—2011, до 2007 называлась Best Contemporary Soul Gospel Album), «Лучший рок или рэп-госпел-альбом» (1991—2011) и «Лучший традиционный госпел-альбом» (1991—2011; ранее известная как «Лучший традиционный соул госпел-альбом»; в 1978—1983 была «Лучшее соул госпел-исполнение, традиционное»). В неё вошли жанры урбан-госпел и соул-госпел (Urban Gospel, Soul Gospel).
- Shares
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Храм или балаган?
Буквально на днях Суд вынес приговор «ловцу покемонов». Соколовскому дали условный срок и эта новость стала причиной бурных общественных дискуссий и споров. В свое время такую же волну негодования подняла и скандальная выходка Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, равно как и приговор участницам этого горе коллектива. Но сегодня имеется насущная потребность сказать о том, что в последнее время мы являемся свидетелями того, как в нашей Церкви появляются наши доморощенные «соколовские» и «пуськи», которые преспокойно кощунствуют в наших храмах и никакого наказания за это не несут. Более того – это кощунство происходит с благословения настоятелей этих приходов.
В начале мая рунет «взорвало» видео под названием «церковная акробатика», на котором прямо в храмовом помещении молодые люди в трико демонстрировали акробатические этюды – прыжки, вращения. Далее прямо в храме начались какие-то молодежные танцы в стиле «Дискотека-60-х», а закончился «пасхальный концерт» выступлением какого-то странного человека, который совершал некие действия, напоминающие шаманское камлание. И все это происходило в храме, перед иконостасом, который, правда, попытались закрыть ширмой. Такие «продвинутые миссионеры» нашлись в городе Перемышле Калужской области в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Оператор, снимавший данное бесчинство (возможно нецерковный человек, зашедший в храм) комментировал выступление акробатов восклицаниями «Oh my God» и показывал лица пожилых прихожанок, которые явно чувствовали себя неуютно в «свете» такого «продвинутого миссионерства». И, действительно, это видео за одну неделю собрало столько насмешек и издевательств в адрес Церкви, что говорить о какой-то миссионерской акции абсурдно. Это не миссионерство – это лжемиссионерство. Подлинное миссионерство сеет в души людей интерес к христианской вере, к духовной жизни, а не насмешки над Церковью.
Однако этот случай, к сожалению, далеко не единичен. Все мы помним, как в прошлом году на амвоне храма св. пророка Илии (город Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области) непосредственно на фоне иконостаса некие барышни, вращая бедрами, спели «Let My People Go» Армстронга. Весь этот вполне эстрадный концерт у алтаря с песнями и плясками совершался под аккомпанемент музыкальных инструментов. Данная «миссионерская акция» была жестоко высмеяна на YouTube.
А чего стоит «детский праздник» (в день Славянской письменности и культуры) в московском храме Софии Премудрости Божией (в Средних Садовниках), где дети разукрашивали свои лица a la Хэллоуин. До чего только не доходят наши новоявленные миссионеры, которые не понимают, ни что такое миссия, ни смысл и содержание таковой – и «танец живота» и ламбада, и пляска матросов на палубе (палубу заменяет помещение храма), частушки и песни под гитары и «Пасхальный рэп, детка» и какие-то театральные постановки. И все это происходит в стенах храма! И речь идет не о каких-то конфузных прецедентах, а о целой тенденции превращать храм в балаган! Не надо лгать, что священная атмосфера храма не нарушается! Никакие завесы и ширмы не «отменяют» храм, не умаляют ту цель, ради которой святой храм построен и освящен! А цель – Совершение Божественной Евхаристии! Мы говорим – Святой Храм. Почему?
Греческое слово άγιος (святой) понималось, как «Отделенный для Бога», т. е. храм – особое место, особая территория (отделенная из всей нашей жизни), где происходит самое тесное соединение Бога и человека в Таинстве Святого Причащения. И чувство благоговения перед Святыней – есть непременное условие жизни христианина и вообще религиозного человека! Там, где нет благоговения перед Святыней – там нет никакой религии! Храм – место, где совершаются Таинства, где возносится молитва к Господу, а посему храмовая территория никак не может служить для каких либо шоу-программ. В Великой ектении принцип отношения к храму выражен следующим прошением: «О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он (в него) Господу помолимся». Какие же благоговение и страх Божий во всех этих плясках? Даже в примитивных языческих культах присутствует понимание того, что к чему-то священному необходимо относится с величайшей осторожностью, трепетностью и благоговением. Даже люди нерелигиозные это понимают и удивляются таким кощунственным акциям в храме при полном попустительстве настоятелей, а точнее сказать – с их радостного благословения.
Шаманы, развратные пляски, вульгарное поведение – есть самое настоящее кощунство и осквернение храмов. Возникает вопрос: чем эти действия отличаются от того, что сделали Pussy Riot и Соколовский? Только тем, что последние совершили свои акции без благословения? А суть то одна и та же! Еще раз повторим: не может быть никакой миссии там, где утрачивается чувство благоговения. Как можно привести человека в Церковь посредством превращения Церкви в цирк? И как будут относиться к священному те дети, которые являются подчас невольными зрителями или участниками этих безобразий? В наши дни, когда и так ребенок может спокойно нахамить взрослому, а подросток — распивать пиво и курить на ступеньках храма, очень важно прививать подрастающему поколению чувство уважения, благоговения. Однако некоторые наши настоятели шагают в ногу со временем, с духом этого времени – «нет ничего святого», все превратим в веселье – show must go on! И каково будущее этих детей? Там, где сакральное профанируется – нет религии, нет миссии – там только пуськи, соколовские, кощунство и хамство! Более того, в результате таких «миссионерских акций» Церковь подвергается осмеянию, глумлению и т.п.
Здесь нужно отметить очень важный момент: мы не против того, чтобы прихожане наших храмов занимались каким-либо творчеством. Напротив – это очень хорошо, если талантливый музыкант (пусть даже он играет рок или хип-хоп), режиссер, актер использует потенциал своей профессии (и свой собственный талант) ради того, чтобы донести христианскую весть до своих слушателей. Пусть он запишет в студии музыкальный альбом, поставит в театральной студии хороший спектакль, снимет добрый фильм – пожалуйста. Но это не должно происходить прямо в храме! И миссия в спорте – очень важная вещь, но ради этого не нужно превращать молитвенное помещение в батут, Церковь в цирк! Всегда можно провести подобное мероприятие в подсобном, отдельном от храма, помещении прихода, в воскресной школе, на какой-нибудь концертной площадке или в спортивном сооружении. Абсолютно безумно оправдывать кощунство «цирк в Церкви» плохой погодой или экономией денежных средств!
Также хочется сказать касательно некоторой странной тенденции, когда некоторые священники позволяют себе во время Пасхального Канона, более чем экстраординарное поведение. В прошлом году весь рунет взбудоражило видео «Веселыми ногами», на котором священник во время Пасхальной службы буквально носится вокруг престола с кадилом, после чего выбегает на солею и в каких-то диких прыжках, вращая кадилом, начинает христосоваться с народом. На нынешнюю Пасху уже несколько священников разных приходов запечатлены на видеокамеры в таких прыжках «Пасхальной радости».
Что можно сказать насчет всего этого? Опять же: Пасхальная радость не отменяет благоговения перед Святыней и соответствующего поведения священника в храме и за богослужением. Православная традиция нашей Церкви никогда не знала примеров подобного развязного поведения священника за богослужением. Апологеты «веселых ног» любят приводить в пример пророка Давида, который плясал и скакал перед ковчегом, который возвращался из плена на родину и в ответ на обличение своей жены Мелхолы сказал: «пред Господом играть и плясать буду» (2 Цар. 6: 21).
Однако, во-первых, царь Давид плясал и скакал не в храме, а на дороге перед ковчегом, который везли левиты, во-вторых, сам поступок Давида в данном случае беспрецедентен и выражает ту степень религиозного восторга, который сопутствовал израильтянам, когда их святыня возвращалась домой. Сложно себе представить, чтобы ветхозаветные священники прыгали и плясали в скинии собрания, в храме Соломона или тем более во святая святых. Наконец, не стоит забывать слов святителя Иоанна Златоуста о том, что «Новый Завет столь же отстоит от Ветхого, как Небо от земли». И, соответственно, ссылка на некий пример, а тем более прецедент из Ветхого Завета требует соответствующего подтверждения ссылкой на Новый. Однако таких ссылок «веселые батюшки» не дают.
Любой приведенный пример всегда должен соотноситься в целом с контекстом Священного Писания и истории Церкви. Почему приводится в пример пророк Давид, но ничего не говорится о том, как понимали богослужение святые преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский? Разве можно себе представить, чтобы преподобный Сергий бегал по алтарю с кадилом или как преподобный Серафим кричал прихожанам «Радость моя, Христос воскресе» в припляску с гармошкой или балалайкой? Умели же наши великие святые обращать сердца людей ко Христу без всего этого свистопляса. И это было настоящее миссионерство, а не клоунада! Залог успеха их миссии – святость их жизни. К этому надлежит стремиться и нашим батюшкам, а не устраивать из храма балаган!
Та же «веселая миссия», которая уже осмеяна рунетом, никакого отношения к православной традиции не имеет, зато в ней легко угадывается влияние неопятидесятничества – харизматических сект, эмоциональные «богослужения» которых шокируют случайных очевидцев, ибо напоминают коллективное помешательство. «Миссионерское прогибание» под мир римо-католиков и протестантов своим печальным итогом имеет тот факт, что их храмы в Европе пустуют, сдаются в аренду (под игорные дома и торговые центры). Неужели мы хотим такое же будущее для нашей Церкви? А именно такое будущее ждет и нас, если наши дети будут воспринимать храмы, как балаганы, а христианскую веру, как исключительный повод для развлечения и смеха.
Феминистки устроили танцы на амвоне храма Христа Спасителя
Участницы скандальной женской музыкальной панк-группы Pussy Riot ворвались в храм Христа Спасителя в центре Москвы и устроили танцы на амвоне перед иконостасом храма.
Четыре девушки были одеты в пестрые разноцветные костюмы, на головы они натянули маски кислотных цветов с прорезями для глаз.
Об акции сначала сообщил в своем Twitter оппозиционер Роман Доброхотов, прокомментировав это словами: «О! Круто!».
Позже сами Pussy Riot написали в своем микроблоге, что провели в храме «панк-молебен «Богородица, Путина прогони».
В храме отказались комментировать происшедшее, сказав, что сейчас выясняют обстоятельства инцидента. В ГУ МВД Москвы корреспонденту «Известий» сообщили, что охрана выпроводила девушек из храма, задерживать их не стали. В отделение «Хамовники» приехали несколько возмущенных прихожан, которые дали показания против Pussy Riot и передали полиции видео и фото инцидента.
Журналист Максим Шевченко назвал активисток Pussy Riot «бесноватыми» и призвал всех верующих «дать отпор мерзости».
Лидер движения «Славянская сила» Дмитрий Демушкин заявил, что девушки должны понести самое жесткое наказание вплоть до уголовного.
— Если бы я был в храме, дал бы им подзатыльник и выгнал вон, именно так должен поступать в подобных случаях любой прихожанин, — считает Демушкин. — Вводить охрану в церкви вряд ли необходимо. Дело священников — уповать на Всевышнего, а не заниматься обнесением храмов колючей проволокой и введением пропускного режима.
Борис Якеменко, руководитель проекта «Православный корпус» движения «Наши» считает, что цель таких акций — привлечь к себе внимание.
— Если б они проделали такое в борделе, никто бы не заметил. Любая гадость лучше заметна на чистом фоне, — сказал Якеменко «Известиям». — Сейчас любая популярность — плохая или хорошая — обществом приветствуется. И большинство избирает путь негатива.
Галерист Марат Гельман, который в свое время организовал скандальную выставку «Осторожно, религия!», предложил Pussy Riot устроить аналогичную акцию в Грозном. «Жду выступления этих сосок в главной мечети Чечни. Пусть там продемонстрируют всю «мощь» феминизма — кстати, да, освобожденные женщины Востока», — написал Гельман у себя в Twitter.
Группа Pussy Riot регулярно проводит скандальные акции в памятных и исторических местах Москвы. Например, в январе они станцевали и спели песню на Лобном месте возле Кремля, после чего были задержаны ФСО.
Девушки считают, что «России не хватает политического и сексуального раскрепощения, дерзости, феминистского хлыста и женщины-президента». В блоге панк-группы также перечислены политические интересы ее участниц: «феминизм, борьба с правоохранительными органами, защита ЛГБТ, антипутинизм и радикальная децентрализация органов власти, спасение Химкинского леса и перенос столицы России в Восточную Сибирь».
Напомним, в декабре прошлого года перед храмом Христа Спасителя устроили акцию представительницы украинского движения Femen. Девушки разделись топлес и развернули плакаты с лозунгом «Боже, царя гони».
Дело Pussy Riot
12 марта двоим предполагаемым участницам панк-группы Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой было официально предъявлено обвинение по статье хулиганство.
15 марта стало известно, что правоохранительные органы задержали еще одну предполагаемую участницу Pussy Riot, представившуюся Ириной Локтиной.
16 марта Таганский суд Москвы санкционировал арест Екатерины Самуцевич, ранее представлявшейся Ириной Локтиной.
4 июня было вынесено постановление о завершении предварительного следствия по делу Pussy Riot.
11 июля уголовное дело участниц Pussy Riot было передано в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения.
20 июля Хамовнический суд Москвы приступил к предварительным слушаниям по уголовному делу.
30 июля суд приступил к рассмотрению дела по существу.
В суде участницы группы Pussy Riot извинились перед православными верующими за «панк-молебен» в храме Христа Спасителя, заявив, что своей акцией преследовали исключительно политические цели и не подозревали, что у окружающих она может вызвать что-то, кроме веселья или иронии.
6 августа начался допрос подсудимых. В ходе допроса обвиняемая Екатерина Самуцевич, признав свое участие в панк-группе, отвергла обвинения в хулиганстве. По словам девушки, своим творчеством феминистки хотели привлечь внимание к критике власти.
Обвиняемая Мария Алехина подчеркнула, что не испытывает враждебных чувств к верующим. По ее словам, участницы группы «придерживаются разных политических взглядов, но едины в неприятии тоталитаризма».
Надежда Толоконникова в ходе допроса заявила, что выступление Pussy Riot — это политическое искусство. Она отметила, что «при вынесении приговора нельзя не учитывать политические мотивы нашего выступления».
Процесс над участницами панк-группы Pussy Riot получил широкий общественный резонанс не только в России, но и за рубежом. Дело Pussy Riot прокомментировали многие деятели искусства, выразив девушкам как свою поддержку, так и осуждение.
Заседания суда по делу панк-группы сопровождались пикетами представителей обеих сторон.
17 августа Хамовнический суд Москвы назначил по два года лишения свободы в колонии общего режима трем участницам панк-группы Pussy Riot, признав их виновными в хулиганстве в храме Христа Спасителя. Срок наказания исчисляется с момента ареста Самуцевич (15 марта 2012 года), Алехиной и Толоконниковой (3 марта 2012 года).
10 октября 2012 года Мосгорсуд изменил приговор на условный и освободил из-под стражи в зале суда участницу панк-группы Pussy Riot Екатерину Самуцевич, ей был назначен испытательный срок в два года.
Приговор Алехиной и Толоконниковой был оставлен в силе.
26 апреля 2013 года Зубово-Полянский суд Мордовии отказался условно-досрочно освободить участницу панк-группы Pussy Riot Надежду Толоконникову.
23 мая Березниковский городской суд в Пермском крае отказал участнице панк-группы Pussy Riot Марии Алехиной, ходатайствовавшей об условно-досрочном освобождении.
29 мая Мосгорсуд признал законным приговор участницам панк-группы Pussy Riot. Надзорная жалоба адвоката Ирины Хруновой, поданная в интересах Алехиной и Толоконниковой, была оставлена без удовлетворения.
23 декабря участницы группы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова вышли на свободу по амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции РФ.
4 апреля 2014 года президиум Мосгорсуда смягчил приговор участницам панк-группы Pussy Riot, осужденным за хулиганство в храме Христа Спасителя, с двух лет до года и 11 месяцев. Суд исключил из приговора мотив ненависти к социальной группе, но оставил мотив религиозной ненависти. Суд объяснил, что исключил из приговора мотив социальной ненависти, так как соответствующее указание было слишком расплывчатым. В то же время суд признал, что «телодвижения, пляски и фонограмма богохульной песни» задели чувства православных.
В июне 2014 года Надежда Толоконникова обратилась с жалобой в Конституционный суд РФ на статью УК РФ «хулиганство», по которой были осуждены участницы панк-группы. Адвокат Толоконникой пояснил, что данная статья противоречит ряду положений Конституции, в частности, ее статье, гарантирующей свободу выражения мнения. По мнению адвоката, девушки фактически были осуждены за нарушение религиозных норм, что противоречит принципу разделения религии и светского государства.
Однако Конституционный суд РФ отказался принять к рассмотрению жалобу.
Аналогичное решение КС РФ вынес в отношении жалобы Марии Алехиной на статью «хулиганство» УК РФ.
В марте 2015 года Верховный суд РФ отказался пересматривать приговор в отношении трех участниц панк-группы Pussy Riot за «панк-молебен» в храме Христа Спасителя. С жалобой в суд обратилась одна из фигуранток дела Екатерина Самуцевич.
Екатерина Самуцевич также неоднократно вела судебные разбирательства со своими бывшими адвокатами. В 2014 году Гагаринский суд столицы отклонил ее иск о защите чести и достоинства к бывшему защитнику Николаю Полозову на 3 миллиона рублей. Самуцевич в иске требовала опровергнуть материалы о Pussy Riot, которые были размещены в блоге со ссылкой на американский новостной сайт The Daily Beast, а также несколько высказываний в соцсетях. Кроме того, Самуцевич неоднократно обращалась в Адвокатскую палату Москвы с заявлениями о лишении своих бывших защитников адвокатского статуса, но все обращения были оставлены без удовлетворения.
В феврале 2013 года защита участниц панк-группы Pussy Riot обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с жалобой на нарушение четырех статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Защита участниц панк-группы в своей жалобе просит признать правительство России виновным в нарушении свободы выражения мнения, права на свободу и личную неприкосновенность, запрещения пыток и права на справедливое судебное разбирательство (статьи 10, 5, 3 и 6 Европейской конвенции). Участницы группы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова в рамках своей жалобы в ЕСПЧ потребовали от России компенсации в 250 тысяч евро: по 120 тысяч за моральный ущерб и 10 тысяч за судебные расходы.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Церковь после Pussy Riot
21 февраля пятеро участниц панк-группы Pussy Riot пришли в храм Христа Спасителя, взошли на амвон и провели там панк-молебен. Спустя несколько дней три предполагаемые активистки Pussy Riot оказались за решеткой по обвинению в хулиганстве. Ситуация породила раскол в обществе. Комментарии некоторых священников, которые были восприняты как «официальная позиция церкви», оказались крайне жесткими, гражданские активисты, в свою очередь, ругают «православных хоругвеносцев». Сыграли Pussy Riot ключевую роль в обострении отношений церкви и общества или стали поводом к высказыванию скопившихся претензий? Это попытался выяснить корреспондент «Газеты.Ru».
Церковь о Pussy Riot
Священники, с которыми удалось побеседовать, в один голос говорят, что церковь не заявляла официальной позиции по тому, должны ли активистки понести наказание. (Официальной в РПЦ считается позиция патриарха Кирилла, а он пока не высказывался по этому вопросу). С другой стороны, среди них нет и тех, кто не сочувствовал бы трем заключенным.
Священник Димитрий Свердлов
«Лично у меня сожаление вызывают две вещи, – говорит настоятель подмосковного храма св. апостолов Петра и Павла в деревне Павловское священник Дмитрий Свердлов. – Во-первых, сам инцидент, который не должен был произойти, потому что девушки ошиблись дверью, и, во-вторых, то, что они сидят. И я буду сожалеть об их заключении ровно столько, сколько это будет продолжаться».
Настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах священник Алексей Уминский полагает, что акция Pussy Riot стала точкой, в которой столкнулись взгляды церкви и либерального общества. «Провокационная акция этих заблудших девушек действительно поставила всех по разные стороны баррикад», – сожалеет он.
Священник считает, что резкость противостояния объясняется взаимным непониманием ситуации: «С одной стороны, церковное сообщество после этого акта напугано тем, что, возможно, участницы панк-группы являются визитной карточкой всего гражданского общества. А с другой стороны, шквал ненависти, последовавший за этой акцией, показал, что в глазах общества церковь представлена агрессивно настроенными «православными хоругвеносцами».
Церковь после Pussy Riot
«И вот это самая большая ложь, которая сегодня циркулирует в обществе, как мнение друг о друге», — добавляет Уминский. По его мнению, общество требует от церкви невозможного – просить власть о том, чтобы она отпустила активисток, не задумываясь о том, что не церковь инициировала их арест.
Агрессию церкви в ответ на требования либералов священник объясняет ее сложной историей в советский период: «За сто лет постоянных гонений на церковь мы привыкли, что нам надо все время защищать себя, свою веру и свои святыни. Эта подсознательная настороженность, что, не дай Бог, кто-то захочет опять нас оскорбить, заставляет нас так относиться к происходящему».
Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда (он священником не является) считает поступок Pussy Riot однозначным грехом. «Церковь не может оправдать грех перфомансом, искусством», – настаивает Легойда.
Несмотря на такую оценку, отношение к самой акции отделяется от отношения к виновницам происшествия и определяется фундаментальным христианским положением жизни. «Мы отличаем грех от грешника. И если отношение к греху непримиримо, то сам человек заслуживает сожаления, жалости и молитвы о нем», — поясняет Владимир Легойда.
Церковь vs интеллигенция
На первый взгляд все просто: Pussy Riot поступили плохо, заслуживают порицания (но не столь сурового, как радеют следователи), церковь ни при чем, общество не понимает, чего и от кого просит. С другой стороны, если ситуация и впрямь проста, почему она внезапно противопоставила интеллигенцию и церковь?
На эти вопросы священники отвечают неохотно и исключительно на условиях анонимности. В противном случае, как признаются они сами, патриарх может быть недоволен и при благоприятном раскладе просто потребует, чтобы они больше публично не высказывались. О наименее благоприятном лучше не думать.
Впрочем, на такое отношение предстоятеля церковные люди не жалуются. Наличие вертикали власти в РПЦ воспринимается не как отсутствие демократии и свободы слова, а как нормальная структура церкви, существующая уже много веков.
Владимир Легойда
Собеседники «Газеты.Ru» считают, что реакция «говорящих голов» РПЦ на панк-молебен, протестные акции либеральной интеллигенции и новый-старый президент страны Владимир Путин –звенья одной сложной цепи. По их мнению, события развивались так: в конце декабря патриарх Кирилл прочитал проповедь, где просил власти прислушаться к протестам. В январе церковь почему-то свою позицию переменила и начала критиковать демонстрации. Председатель Синодального отдела Владимир Легойда объяснил, что это реакция церкви на сложную общественно-политическую ситуацию: «Церковь говорила, что ее тревожит опасность революционных волнений». Священники смотрят глубже.
«Весной церковное руководство определило для церкви стратегическую нишу в обществе. Она должна состоять из обывателей и таким образом полностью совпадать с путинским большинством. Несколько жестких выпадов церковников против интеллигенции и рассуждения о ее вине перед отечеством в 1917 году – это попытка вытолкнуть интеллигенцию на периферию церковной жизни, т.к. интеллигенция составляет костяк протестного движения», – заявил настоятель одного из провинциальных храмов на условиях анонимности.
Библеист Андрей Десницкий подтверждает, что в церкви и раньше существовали люди, которым интеллигенция просто не нужна, хотя было и есть и противоположное мнение. Он считает, что разбирательства с Pussy Riot в нравственном и правовом поле фактически являются вершиной айсберга неразрешенных вопросов между церковью и интеллигенцией, и играют на руку власти.
Андрей Десницкий
«Я считаю, что власть разыграла со скандалом Pussy Riot очень выгодный ход: значительную часть негодования она перевела на церковь – получилось, что это церковь виновата, что активисток держат в тюрьме. И власть сделала достаточно много, чтобы мы противопоставляли интеллигенцию и церковь», – объяснил Десницкий. «В свое время в Польше и других странах Восточной Европы коммунизм рухнул, когда объединились костел, национальная интеллигенция, патриоты и демократы. Для нашей власти очень хорошо сделать так, чтобы наша интеллигенция и наша церковь относились друг к другу с подозрением и враждебностью, потому что если они объединятся, вместе они смогут сделать очень много», — добавил библеист.
Церковь и государство
Однако все произошедшее не говорит о «тандеме» РПЦ и власти.
«Мы живем в свободном обществе, где церковь имеет свои права и защищена законодательно как всякая другая общественная организация. Она отделена от государства и поэтому имеет возможность жить по своим внутренним законам, не отчитываясь в своем вероучении, в своих планах и в своих действиях», – напоминает Алексей Уминский. Впрочем, добавляет священник,
«иногда церкви необходимо похвалить власть, даже тогда, когда, может быть, этого не стоило бы делать, поблагодарить за то, что нам вернули храм, монастырь, какую-то святыню для церкви».
Священник Дмитрий Свердлов считает, что отношения между церковью и властью существуют хотя бы потому, что они пересекаются в общественном поле. При этом наличие отношений само по себе не подразумевает взаимную корысть. «В отношениях может присутствовать бескорыстная христианская мотивация, – сказал Свердлов и в качестве примера привел пример своих коллег. – У многих моих соседей священников достаточно добрые отношения с местной районной администрацией, но цель этих отношений не в том, чтобы пользоваться этими связями для достижения каких-то благ для прихода. Хотя бывает и по-другому…».
Председатель Синодального отдела РПЦ Владимир Легойда также полагает, что отношения между церковью и государством нельзя назвать взаимозависимостью. «У церкви и власти – рабочие отношения. При этом за тысячу лет истории Русской церкви, у нее не было такой свободы от государства, как сейчас – это очевидно для всех, кто знаком с историей Церкви. Сегодня мы самостоятельно принимаем решения, и в администрации президента и правительстве о решениях Синода узнают наравне со всеми остальными – из официальных сообщений после окончания синодальных заседаний. В том числе и в этом проявляется независимость», — добавил Легойда. Кроме этого, он объяснил, что
у РПЦ нет и не может быть оппозиционного отношения к власти. «Целью любой оппозиции является получение политической власти. Но поскольку церкви политическая власть не нужна, она с любой властью будет взаимодействовать», – говорит Легойда, добавляя, что РПЦ оставляет за собой право критиковать любую власть.
«У нас есть фундаментальный конституирующий жизнь церкви документ «Основы социальной концепции РПЦ». В них написано, что если власть требует от церкви того, что противоречит христианской совести и принципам христианской жизни, мы оставляем за собой право гражданского неповиновения».
Однако многие считают, что отношения власти и церкви иногда переходят границы «мирного сосуществования». В разговорах с «Газетой.Ru» священники на условиях анонимности вспоминали о печально известном «табачном скандале» середины 90-х, а также о скандале 2010-го года в Калининграде. Тогда региональное правительство спешно передало РПЦ несколько зданий бывших лютеранских и католических храмов, которые с 1 января 2011 года по закону о реституции церковного имущества должны были бы перейти соответственно протестантам и католикам.
Церковь и общество
Общество периодически критикует РПЦ как за действие, так и за бездействие, однако люди все еще ждут от церкви физического подтверждения ее готовности помогать.
Священник Дмитрий Свердлов утверждает, что отчасти ожидания напрасны. «Обществу церковь не должна, церковь должна Христу», – заявляет Дмитрий Свердлов. Впрочем, допускается и приветствуется служение Богу через взаимодействие с обществом, тем более призыв к социальному служению неоднократно звучал от патриарха Кирилла.
Священник Алексей Уминский напротив считает, что в последнее время «церковь по большому счету только и занимается социальным служением»: священники посещают больницы, воинские части, тюрьмы, во многих храмах кормят бездомных, собирают для них одежду.
Глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда настаивает, что церковь в первую очередь служит «нравственным камертоном» в обществе, но признает важность дела благотворительности и милосердия. «Самый активный отдел в РПЦ – это отдел по церковной благотворительности и синодальному служению. Недавно мы собрали больше 17 млн рублей в помощь греческим верующим. Мы помогали Японии после Фукусимы, у нас есть подшефные супермногодетные семьи, детские дома», — сообщает Легойда.
Но, несмотря на кажущуюся очевидность понятия «социальное служение», есть момент, который «несколько останавливает церковь», говорит священник Дмитрий Свердлов. «Надо понимать, что церковь останавливает инерция советского времени, когда благотворительностью и социальной деятельностью заниматься было невозможно», – рассказывает он, поясняя, что у священников, воспитанных в СССР не было привычки и опыта социального служения.
Настоятель одного из московских храмов, не пожелавший называть свое имя, считает, что потребность в социальном контракте между церковью и обществом в России обусловлена не столько спросом общества и предложением РПЦ, сколько недостаточной благоустроенностью жизни.
«Раньше человек заболевал и шел в церковь, молился и соборовался. Сейчас человек идет к врачу и необходимость в церкви здесь отпадает. Кормить бомжей – это хорошо, но в правильно устроенном государстве для этого есть социальные службы», – заявил настоятель на условиях анонимности.
«Поэтому в благоустроенных государствах, как, например, в Европе, в церковь ходят по религиозной мотивации, а у нас масса народу хочет, чтобы все было хорошо за счет Бога, потому что государство не справляется», – добавил настоятель.
РПЦ ищет себя
Вопрос, как и чем живет церковь, неоднозначен даже для людей церкви. Для одних РПЦ – это собрание свободных личностей, за спиной у которых нет-нет да и промелькнет ужасный призрак советской власти, для других это общество фактически обычных людей со своими грехами, слабостями, ошибками и тщеславием, для третьих – организация из консерваторов с недальновидным руководителем во главе. По-своему все они правы.
«Церковное сообщество – это, прежде всего, сообщество свободных людей и свободных личностей, – размышляет священник Алексей Уминский. – У нас есть общее незыблемое понятие нравственности и догматов нашей веры, а во всем остальном мы – те, кто мы есть. И все мы равны перед Христом, потому что главное для нас не наши политические различия, а наше единство в понимании Евангелия».
Дмитрий Свердлов поясняет, что, хотя «церковь призвана быть идеальной, она ни в коем случае не идеальна, потому что ее составляют люди, в которых живет грех – как, собственно, в каждом человеке». Также Свердлов заметил, что иногда недостижимые, но правильные цели, церковные люди заменяют на достижимые, но неверные. «Это печальная ошибка. Может быть, тяжело себя чувствовать вечно несовершенным и тогда происходит подмена – это психологический механизм. Может быть, появляется усталость, может, искажается этика», — сказал священник.
Священники, пожелавшие сохранить анонимность, занимают более жесткую позицию. По их мнению, церковь «сама себе роет могилу»: во главе организации стоит «человек, оторванный от реальной жизни», под влиянием патриарха РПЦ исповедует не христианские, а мирские ценности – власть, богатство и авторитет.
При этом о некоторых вещах, которые могут показаться людям светским возмутительными, церковники говорят спокойно и буднично – для них это существующий факт, сожалеть о котором нет смысла, потому что нельзя ничего изменить.
«В церкви происходит выдавливание всякого разномыслия, вариативности, что, в свою очередь, отвечает желаниям одного единственного человека – патриарха. Он по-своему радеет о церкви, но у него совершенно не христианские понятия о церкви. По его мнению, церковь должна быть сильной, властной, престижной и т.д.», — поясняет собеседник «Газеты.Ru». «Кроме этого, его святейшество проповедует некую Святую Русь вместо христианства, которое существует, как нечто прикладное, что позволяет этой святой Руси быть святой».
Другие собеседники «Газеты.Ru» разделяют эту версию и добавляют, что действия патриарха Кирилла во многом продиктованы его советским прошлым. «Это называется сергианство, идеология митрополита Сергия, который в 30-е годы ради сохранения структуры церкви шел на любые компромиссы с властью. В условиях советских гонений это было единственным возможным способом поведения. Но сохранившаяся идеология пышным цветом расцвела в нынешний понтификат без особой на то надобности», – рассказывает один из священников. «Это и есть наша традиция – исконная, холопская традиция – обожествление государства: государство – все, личность – ничто», — добавляет он.
Другой собеседник «Газеты.Ru» пояснил, что тщеславие патриарха не заботит основную часть священников. «Церковь в основном именно такая и это показывает, что в церкви не осталось сил ни интеллектуальных, ни пасторских. И вместо того, чтобы всю церковную энергию посвятить именно выращиванию этих сил, церковь борется с внешним врагом и с «предателями в рясах», собирает себе имущество и выстраивает отношения с государством», — переживает он. Но при том, что «предатели в рясах» обсуждают на кухнях дальнейший путь церкви, диссидентского движения среди священников нет: «Они разобщены. Это самый трусливый на свете народ. Их можно понять, потому что если епископ запретит священнику служить, он просто не выживет без иного образования кроме семинарии и с огромной семьей, которую надо кормить», – сказал один из священников.
Впрочем, по мнению библеиста Андрея Десницкого, то, что сейчас происходит в церкви, это не статичная ситуация, а гибкий процесс, обусловленный многими обстоятельствами. Во-первых, общество нуждается в нравственных ориентирах и одновременно несколько опасается церкви, которая могла бы их задавать. «Церковь может играть такую роль в обществе, но здесь возникает очень много разных вопросов: а что это будет? Не будет ли это экспансия? Не получится ли, что церковь начнет пропихивать свои интересы, усиливать политическое влияние, забирать побольше имущества», – объясняет общественные опасения Десницкий. «Если есть какая-то институция, которая обладает влиянием, кого-то это влияние раздражает. Но если она им не обладает, она ни для чего вообще не нужна», – добавил он. Во-вторых, проблема существует внутри самой церкви.
«Нынешняя церковь это тяжелая и непрозрачная структура с очень плохой обратной связью и засильем официоза, который мешает эту связь наладить. А без адекватной обратной связи невозможно принимать грамотные решения и прослеживать их выполнение», — заявил Андрей Десницкий.
Наконец, поиски собственной идентичности пока что не позволяют занять церковным структурам стабильное место в обществе. «Церковь пока не понимает, какое место она занимает в современном городском обществе, мобильном и хорошо информированном, и идет на ощупь путем проб и ошибок. А общество в свою очередь реагирует на эти пробы и ошибки по-разному», – сообщил Десницкий.
Дарья Загвоздина
Соколовский (по центру) с адвокатами в суде. Фото: E1.ru
Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приговорил видеоблогера Руслана Соколовского к трем с половиной годам условно. Его признали виновным в экстремизме (282 УК РФ), оскорблении чувств верующих (статья 148 УК РФ) и незаконном обороте специальных технических средств – ручки с видеокамерой, найденной во время обыска (138.1 УК РФ). Трансляцию приговора вело «Радио Свобода».
Во время судебного процесса Соколовский лично извинился перед каждым верующим, который посчитал себя оскорбленным, но свою вину не признал. Гособвинение требовало приговорить его к трем с половиной годам колонии общего режима.
Уголовное дело против Соколовского возбудили в сентябре прошлого года после того, как он опубликовал видео, где играет в Pokemon Go в Храме-на-Крови в Екатеринбурге. В Следственном комитете утверждали, что уголовное преследование связано именно с несколькими роликами экстремистского содержания на YouTube-канале блогера, а не с его нахождением с телефоном в храме. «Высказывания о том, что Соколовского судят за игру в храме, являются неправильными», – сказала судья Екатерина Шопоняк, зачитывая приговор.
Всего Соколовскому вменялось десять преступных эпизодов.
«Всем огромное спасибо. Постараюсь оправдать доверие. Если бы не внимание журналистов, то был бы реальный срок», – сказал видеоблогер после вынесения приговора. «На данный момент я считаю это почти оправдательным приговором. В целом доволен, что остаюсь на свободе», – также сказал он.
11 мая, 12:54 Соколовский вышел на свободу и сразу «поймал» «покемона».
Мама Соколовского его тоже «поймала».
Фотографии: E1.ru
Последнее слово Руслана Соколовского:
«Честно сказать, я в изрядном шоке, что мне только что обвинение запросило три с половиной года, притом общего режима. Я уже побывал в СИЗО, провел там три месяца, это все лишь преддверие ада, — и тем не менее там я уже успел похудеть на 10 килограмм, успел оказаться как суицидник на учете, что для меня было несколько странным, но, возможно, для этого были какие-то основания. Я уже в курсе, что из себя представляют наши лагеря общего режима, вот эти вот колонии, думаю, что и все присутствующие в зале это прекрасно понимают.
Тем не менее я в своей речи хотел коснуться этого несколько позже, потому что высказаться о своем наказании, думаю, — это тоже довольно важно.
Сейчас я прежде всего хотел бы отметить, что являюсь атеистом, космополитом и либертарианцем. Я не вчера им стал, я эти взгляды постулирую на протяжении уже очень долгого времени, многих лет, в том числе и в своем видеоблоге. Что, в сущности, это подразумевает? Это подразумевает, что у меня на данный момент — как, впрочем, и раньше — нет своей религии, вообще никакой; мне неинтересны религии по большому счету, потому что я считаю, что они не нужны. У меня нет своей национальности. Безусловно, я наполовину русский, но вот эти обвинения, что я на почве своих националистических взглядов, видите ли, занимался экстремизмом, — они очень странные, потому что я русский-то всего лишь наполовину. Как можно меня в этом обвинять, я не понимаю.
Кроме того, так как я либертарианец, я считаю, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого, и объективно я не нарушил ничьих прав и свобод на вероисповедание, потому что я никому не мешал исповедовать ту веру, которую они предпочитают исповедовать. Да, может быть, я кого-то критиковал, но тем не менее я никак не мешал им в их деятельности.
<…>
Итак, прежде всего, по поводу религии. Мое мнение о религии ничуть не изменилось, и оно в точности согласуется с тем, что считают о религии, например, Ричард Докинз или Бертран Рассел, Невзоров тот же, к примеру. Я согласен с мнением Лапласа, что гипотезе бога в современной научной парадигме нет места.
Это абсолютно законно, абсолютно нормально, и это окей, несмотря на то даже, что в экспертизах эксперты писали о том, что само отрицание бога является преступлением, что для меня странно. Тем не менее должен заметить, что за те восемь месяцев, что меня держат взаперти, и особенно за те три с половиной месяца, что я провел в СИЗО, мнение конкретно о верующих я изрядно изменил, потому что у меня была возможность пообщаться с большим количеством верующих — в СИЗО есть и православные, и мусульмане. Весь контингент поголовно людей, которые находятся в лагерях и в СИЗО, — они все являются религиозными, и со многими из них я пообщался вполне плодотворно, и пришел к консенсусу, и очень сильно изменил свое мнение. Да, там были верующие, которые угрожали мне изнасилованием и говорили, что, когда я окажусь в лагере, они стопроцентно со мной это сделают. Надеюсь, что в лагере я не окажусь, но это уже решать суду.
Тем не менее я понимаю, что объективно верующие — это люди, которые зачастую могут получить очень негативную, очень плохую реакцию от чьих-то слов. Они действительно могут прийти в упадок духа после этого, и, знаете, пожалуй, самая примечательная история, которую я могу привести в пример, она о Павлове — о том самом Павлове, который занимался условными рефлексами. Безусловно, он был атеистом — ну, в Советском Союзе это было распространено. И однажды к Павлову пришел в гости один семинарист, который всю ночь напролет дискутировал с ним о Боге. В итоге Павлов с помощью огромного количества документов доказал ему свою позицию, и семинарист в Боге разуверился. На следующее утро семинарист повесился.
Подобные истории дают понять, что верующие люди, если произойдет такой парадигмальный сдвиг в их голове, могут повести себя подобным образом, и именно это я и понял, я понял, что верующим нужна религия для того, чтобы она их поддерживала. Да, безусловно, религия нужна для того, чтобы взрослые люди, которым до сих пор нужны родители и которые не хотят чувствовать себя одинокими, имели этих самых родителей, пусть даже если они и созданы кем-то. Таким образом, свое мнение о верующих я изрядно изменил.
Далее я бы хотел отметить свою позицию по поводу законов, статьи 271-й и 148-й. Формальный состав преступления… Фактически в моем случае нет никаких жертв и никаких потерпевших. Мое преступление абсолютно ненасильственное, и состав преступления формируется путем формирования как раз таки экспертиз — и, как вы могли уже заметить, одни эксперты говорят о том, что я невиновен и что в моих видео нет экстремизма, другие говорят, что я виновен. В этом свете не совсем понятно, кому из них верить, потому что и те и другие обладают очень большой квалификацией.
Я хочу отметить, что я получил очень большую поддержку со стороны общественности, в том числе со стороны журналистов, спасибо вам большое за это, я получил поддержку со стороны гордумы Екатеринбурга, многие депутаты высказывались в мою поддержку. Сюда приходил мэр города Евгений Вадимович Ройзман, и он тоже сказал, что реальное наказание для меня — это излишне. Почему я получил такую поддержку — считаю, потому что всем понятно, что я как раз таки не экстремист. Единственная причина, по которой я не признал вину, — то, что я не считаю себя экстремистом. Может быть, я и идиот, но ни в коем случае не экстремист. Именно такова моя позиция.
Ну и по поводу наказания. Дело в том, что за слова в интернете, за какие-то видеоролики, за всего даже репост в соцсети, это не является моим случаем, но тем не менее это правда — человека могут, получается, посадить на срок до пяти лет. И мне запросили три с половиной года, притом общего режима. А мы знаем, что это то место, где люди умирают от туберкулеза, насилуют друг друга… Это место, где постоянно распространено физическое насилие, с «двойки» регулярно вывозят трупы, и журналисты об этом знают. И — да, именно такое наказание запрашивают за то, что человек просто что-то сказал в интернете, высказался каким-то определенным образом, и он даже никого не призывал к насилию, он просто негативно высказался. И, как сказали сами эксперты, вина моя заключается не в том, что я отрицал бога, а в том, что я отрицал бога, используя мат. Я не понимаю, почему мат является экстремизмом в том случае, если он был применен…
В свое время, когда-то давным-давно, людей сажали в лагеря и на более долгие сроки, не на три с половиной года, а на десятилетия, по причине того, что они пошутили, например, матерным анекдотом про коммунизм и про Сталина. Сейчас получается, что меня хотят посадить на три с половиной года на общий режим по причине того, что пошутил матерный анекдот про православие и про патриарха Кирилла. Для меня это дикость и варварство, я не понимаю, как такое вообще возможно. Тем не менее, как мы видим, это вполне себе возможно — обвинение именно три с половиной года для меня и запрашивает.
Ну и по поводу своего наказания. Хочу отметить следующее. Обвинение сказало, что у Соколовского нет места работы… Вообще говоря, к счастью для меня, я являюсь довольно ценным специалистом, и прямо сейчас, например, у меня есть официальное место работы, я являюсь айти-консультантом. Мне сейчас назначили зарплату в 10 тысяч рублей по той причине, что я сижу под домашним арестом и мало принимаю участия в деятельности фирмы «Транспортные инновации», в которой я работаю, — но, естественно, в том случае, если я смогу работать, моей зарплаты будет достаточно для того, чтобы я оплачивал штрафы, и будет достаточно для того, чтобы я помогал своей матери.
Напомню, что, в том случае если я сяду в колонию, моей матери придется помогать мне. Ей придется делать так, чтобы я не умер от голода, потому что вы знаете, как кормят в лагерях общего режима. Не знаю, будет ли у нее такая возможность и вообще выдержит ли она все это, потому что она уже пенсионного возраста и потому что у нее объективно очень плохое здоровье. Это ей нужно помогать, а не наоборот, и, по сути, это сейчас мой единственный родственник.
На данный момент у меня есть место учебы. Дело в том, что как раз таки из-за того, что меня уже восемь месяцев преследуют и я не могу выходить из дома, я не могу разобраться со своей учебой и вернуться из академического отпуска, но я уверен, что смогу это сделать. У меня есть постоянное место работы, и, соответственно, штраф я мог бы покрывать. Сейчас у меня есть девушка, у меня есть прописка. Что будет со мной через три с половиной года в том случае, если я выйду? Вполне возможно, что я вообще всего лишусь.
Я не удивлен, почему половина людей, которые выходят за пределы тюрьмы, в итоге возвращается обратно. Показатель рецидивов в этом плане просто огромен. Надеюсь, что со мной такого ни в коем случае не случится и что все-таки в итоге я не окажусь в этом ужасном месте. Надеюсь, что это мое последнее слово все-таки будет не последним. Я сделал очень много выводов и после того побывал в СИЗО, и пообщался здесь со свидетелями, которые оказались оскорблены из-за моей деятельности, — но я считаю, что возможность для какого-то альтернативного наказания, она есть, потому что у меня есть место работы, я могу выплачивать штрафы, я могу быть при этом с ограничением свободы — много всего есть.
Кроме того, Евгений Вадимович Ройзман сам сказал мне, что он готов позвать меня в свои социальные проекты, и уж лучше бы я вместе с ним строил хосписы, что он мне, собственно говоря, и предложил, я могу это делать хоть прямо сейчас вместе с ним, чем я просто не мог помогать своей матери и находился в местах не столь отдаленных, где неизвестно, что бы со мной еще случилось. На этом, собственно говоря, все. Надеюсь на хоть сколько-нибудь лояльное решение, ваша честь».
Последнее слово Руслана Соколовского, «Медуза», 28 апреля
Второй день Санкт-Петербург лихорадит от чудовищной новости: 63-летний ученый из СПбГУ Олег Соколов, один из крупнейших в мире специалистов по военной истории Европы, основатель реконструкторского движения в России, жестоко убил и расчленил 24-летнюю Анастасию Ещенко, с которой у него были любовные отношения. Мы собрали все, что известно об убийстве студентки СПбГУ на данный момент.
Как доцент СПбГУ Олег Соколов убил и расчленил любимую студентку
00:00 00:00
БЫЛ ПЬЯН, УПАЛ В РЕКУ
Ссора любовников произошла глубокой ночью 9 ноября. А уже утром Соколов отправился на Мойку избавляться от трупа. Сначала он вынес из квартиры и утопил в реке отпиленные ноги девушки. Потом хотел утопить руки, но из-за того, что был пьян, не удержался и упал в воду. Когда мужчину выловили из реки, «всплыл» и его страшный груз.
Ноги и руки девушки Соколов планировал утопить в реке Мойке неподалеку от своего дома.Фото: Олег ЗОЛОТО
Убитой оказалась 24-летняя Анастасия, аспирантка СПбГУ, работавшая вместе с Соколовым над научными публикациями. По словам друзей и однокурсников девушки, с 63-летним доцентом ее связывали не только рабочие, но и романтические отношения. После убийства Анастасии Соколов планировал обрядиться в костюм Наполеона и «казнить» себя в Петропавловской крепости на глазах у туристов.
Сейчас Олег Соколов находится в Мариинской больнице. Его состояние оценивается как тяжелое – судя по всему, наложились друг на друга испытанный стресс и переохлаждение от «купания» в ледяной воде.
О романе Анастаии и Олега Соколова в институте знали все, заявляют собеседники «Комсомолки».Фото: СОЦСЕТИ
Между тем, как сообщил «Комсомолке» адвокат Соколова Александр Почуев, его подзащитный оформил явку с повинной. Также Соколов раскаялся в содеянном и начал активно сотрудничать со следствием.
ИСКЛЮЧИЛИ С ПОЗОРОМ
Тем временем жуткая история с убийством вышла на международный уровень. Как стало известно сегодня, 10 ноября, Института социологических, экономических и политических наук (ISSEP) в Лионе (Франция) лишил Соколова должности члена научного совета. В учреждении выразили соболезования семье убитой
Олег Соколов был известен как крупный специалист по эпохе Наполеона и основатель реконструкторского движения в России.Фото: Артем КИЛЬКИН
Кроме того, французская газета Le Parisien сообщила, что Соколова могут лишить Ордена Почетного легиона, который он получил в 2003 году за заслуги перед Францией на научном поприще. Указ о награждении мужчины орденом подписывал лично президент (на тот момент) страны Жак Ширак.
В КВАРТИРЕ НАШЛИ НОЖИ, ОРУЖИЕ, ПАКЕТЫ ДЛЯ МУСОРА
По предварительным данным, Соколов застрелили Ещенко из винтовки ТОЗ-17
калибра 5,6 мм., после чего расчленил и утопил в реке Мойка. Сразу же после трагедии в квартире Олега Валерьевича нашли целый арсенал оружия: травматический пистолет «Байкал» МР-353, ножовка, два ножа, топор, обрез малокалиберной винтовки ТОЗ-17 калибра 5,6 мм, 488 патронов 5,6 мм, 4 гильзы и пакеты для мусора.
В квартире доцента на набережной реки Мойки оперативники нашли обезглавленное тело 24-летней девушки.Фото: Олег ЗОЛОТО
Как сообщает пресс-служба управление Следственного комитета России по Санкт-Петербургу, уже завтра, 11 ноября, доценту должны выбрать меру пресечения. Заседание должно состояться в Октябрьском районном суде. Однако если мужчине не станет лучше, его могут провести в выездном формате прямо в больнице. Сообщается также, что следствие будет ходатайствовать об аресте Соколова.
Поделиться видео </> xHTML-код
Водолазы продолжают работать: в реке Мойке ищут улики по убийству аспирантки СПбГУ.Олег ЗОЛОТО
В убийстве студентки СПбГУ, которую расчленил преподаватель Соколов, будет разбираться мать девушки — подполковник МВД
Родственница девушки работает в полиции Краснодарского края, она уже прилетела в Петербург (подробности)
«Она знала, что у него есть жена и дети»: Студентка-любовница, которую убил и расчленил преподаватель СПбГУ Соколов, увела его из семьи
Жена подозреваемого кавалера Ордена почетного легиона в шоке от поступка мужа. А вот родственники жертвы не знали об отношениях девушки (подробности)
«Требовал, чтобы его называли «сиром»: Коллеги откровенно рассказали о доценте СПбГУ, подозреваемом в убийстве студентки-любовницы
Публицист и историк Евгений Понасенков признался «КП», почему воевал с историком и за что его считали странным (подробности)
Искавшие тело девушки питерские водолазы нашли останки другого человека
Решается вопрос о возбуждении еще одного уголовного дела (подробности)
«Привязал к стулу и поднимал за волосы»: Студентка-любовница Соколова обвиняла его в издевательствах еще год назад
Преподаватель университета в Петербурге и маститый ученый избивал своих учеников за «неудобные» вопросы и угрожал изуродовать студентку, в которой состоял в интимных отношениях (подробности)
Гости профессора Соколова веселились у него дома, не зная о спрятанном тут же теле девушки
СМИ сообщают, что застрелив свою аспирантку и любимую девушку Анастасию Ещенко 7 ноября, на следующий день доцент Соколов принимал гостей (подробности)
«Даже представить не могли»: подозреваемого в убийстве историка уволили из института во Франции
По словам сотрудников института, о преступлении они узнали из СМИ и даже «представить не могли», что такой большой ученый, преподаватель и приглашенный профессор университета Сорбонны, обладатель ордена Почетного легиона, способен на такой поступок (подробности)
Стало известно о последнем разговоре студентки СПбГУ перед убийством
Она позвонила брату и рассказала о ссоре с доцентом Олегом Соколовым. Конфликт разгорелся из-за того, что девушка собралась на день рождения к знакомым. Соколову это не понравилось — он начал ее оскорблять, а потом ударил, после чего Анастасия Ещенко ушла из дома. Она планировала переночевать в общежитии, но потом решила… (подробности)
Общество
21 февраля этого года панки из Pussy Riot в цветных масках на голове появились в московском Храме Христа Спасителя, чтобы выразить протест против связей православной церкви с Путиным. «Раз мирные стотысячные демонстрации не дают немедленного результата, мы будем перед Пасхой просить Богородицу поскорее прогнать Путина», — пояснила одна из участниц движения.
Панк-молебен перед ошеломленными верующими закончился без особых последствий: активистам удалось сбежать до приезда полиции. Тем не менее, 3 марта правоохранительные органы задержали юношу и трех девушек из группы, а на следующий день — еще двоих человек. Российские власти обвинили их в хулиганстве, за что им грозит до семи лет тюрьмы. «Они подозреваются в совершении преступления, выразившегося в грубом нарушении общественного порядка, по мотивам в том числе религиозной ненависти, совершенного группой лиц по предварительному сговору», — говорится в официальном сообщении ГУ МВД российской столицы.
С 5 марта двое музыкантов группы Надежда Толоконникова и Мария Алехина находятся в изоляторе временного содержания. Судебные слушания назначены на 24 апреля. В ответ девушки объявили голодовку. Как считают на сайте группы, «нынешние обвинения являются частью кампании травли и очевидного политического заказа, которые, как всем уже видно, никакого отношения к религии не имеют».
С самого начала избирательной кампании в России Pussy Riot открыто выступала против кандидатуры Путина и призывала к «Тахриру в Москве». В самой группе считают, что власть испугалась такого напора.
Чтобы заставить к себе прислушаться, Pussy Riot провела сразу несколько акций. 3 декабря девушки появились на крыше тюрьмы, где держали в заключении блогера и активиста Алексея Навального. 20 февраля они оказались на Красной площади, где зажгли фаеры и скандировали: «Бунт в России, Путин зассал».
В борьбе за освобождение активисток Pussy Riot оказала поддержку арт-группа «Война», которая в январе этого года сожгла полицейский автозак в память обо всех политических заключенных. Даже среди православного духовенства раздаются голоса с призывом проявить милосердие к Pussy Riot. Так, если председатель информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда считает, что группа должна ответить за «святотатственное» вторжение в московский храм, то протодиакон Андрей Кураев отнесся к их акции как к масленичному карнавалу и подчеркнул, что в ней нет ничего незаконного.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Вынесено решение по одному из самых громких дел последнего времени. Три часа судья Марина Сырова оглашала приговор участницам группы «Пусси Райот». Сказала, что учла смягчающие обстоятельства, но сочла, что им не может быть назначено условное наказание.
Все три получили реальные сроки лишения свободы, по два года колонии. Адвокаты намерены обжаловать приговор. А Высший совет Русской православной церкви призвал проявить милосердие по отношению к фигуранткам дела, правда, заявление появилось уже после финального судебного заседания.
Они и во время оглашения приговора ведут себя, словно все происходящее не более чем игра, улыбки практически не сходят с лиц Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич. То, что вердикт суда будет обвинительным, становится ясно, когда судья признает подсудимых виновными в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти и вражды.
«Признать Толоконникову Надежду Андреевну виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей 213 ч. 2 УК РФ и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком на два года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима», — прозвучало в приговоре.
Такой же вердикт суд вынес в отношении Алехиной и Самуцевич. Оглашение приговора продолжалось около трех часов. Марина Сырова, она ведет разбирательство накануне была взята под госзащиту.
Так называемый панк-молебен, который участницы группы «Пусси Райот» совершили этой весной в Храме Христа Спасителя, суд расценил не только как оскорбление чувств верующих – своей акцией «подсудимые явно выразили свою религиозную ненависть и вражду к христианству». При этом суд не нашел в действиях подсудимых политических мотивов, о которых они говорили в ходе судебного разбирательства.
«Такое поведение не соответствует канонам православной церкви вне зависимости от того, происходит оно в храме или за его пределами. Нарушение внутреннего распорядка Храма Христа Спасителя явилось лишь одним из способов проявления неуважения к обществу по мотивам религиозной ненависти и вражды и по мотивам ненависти в отношении какой-либо социальной группы. Действия Толоконниковой, Самуцевич и Алехиной и неустановленных лиц унижают и оскорбляют чувства значительной группы граждан, в данном случае по признаку отношения к религии, возбуждают у них ненависть и вражду, тем самым нарушают конституционные устои государства», — зачитывает судья текст приговора.
Суд установил, что подсудимые Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич в феврале 2012 года пришли в Храм Христа Спасителя и в цветных, как было сказано, неподобающих для храма одеждах и масках на лицах, поднялись на солею и амвон, куда вход запрещен церковными правилами. Там достали гитару и подключили звукоусиливающую аппаратуру, воспользоваться которой им, правда, не удалось, а затем начали изображать нечто напоминающее выступление рок-группы, сопровождая это оскорбительными для верующих выкриками. Видеоролик выступления был выложен в Интернет.
Через некоторое время участницы этого так называемого панк-молебна были задержаны и с марта 2012 года находятся в СИЗО. Потерпевшими по делу признаны порядка 10 человек, это работники Храма Христа Спасителя, которые стали свидетелями акции. Вину подсудимые не признали, ограничились лишь тем, что назвали выбор места для своего панк-молебна «этической ошибкой».
Оглашение приговора по делу «Пусси Райот» сопровождалось усиленными мерами безопасности, все улицы, прилегающие к Хамовническому суду, были перекрыты, попасть можно было лишь по журналистскому удостоверению. Этот процесс вызвал огромный интерес прессы, на оглашении приговора работали около 100 журналистов.
На улице рядом с Хамовническим судом собрались как сторонники, так и противники «Пусси Райот». Некоторые развернули плакаты и начали скандировать лозунги, что является нарушением закона о массовых акциях. Часть протестующих была задержана.
Все время, пока шел процесс, у стен суда не смолкали споры о том, как расценивать поступок участниц «Пусси Райот» и о степени наказания, которое заслуживают подсудимые.
«Я надеюсь, что суд следующей инстанции все-таки выслушает доводы защиты и изменит этот приговор», — говорит один из пришедших к зданию суда. «В принципе, правильно, два года — нормально, полгода они отсидели», — говорит другой. «Это точно не разжигание межрелигиозной розни; мне кажется, правильно было бы отнестись как относятся взрослые к какому-то действительно ребяческому протесту», — считает одна из присутствующих. «Девушки, женщины и матери не должны себя вести так безнравственно, так неуважительно по отношению к истории и культуре, это должно быть наказано однозначно», — полагает молодой человек.
Дело «Пусси Райот» вызвало огромный общественный резонанс. Даже в России с ее, казалось бы, незыблемыми православными традициями были и те, у которых поступок подсудимых не вызвал отторжения. Впрочем, и тех, кто считает акцию «Пусси Райот» отвратительной, тоже немало.
Согласно опросу общественного мнения, который провел «Левада-центр», в общей сложности 44% из числа опрошенных социологами людей поддерживают суд над «Пусси Райот», причем 11% назвали суд справедливым и беспристрастным. Еще 33% опрошенных на этот вопрос ответили «скорее, да, чем нет». Причем только 4% опрошенных считают, что процесс над «Пусси Райот» был необъективным, а 39% затруднились с ответом.
Высший церковный совет Русской православной церкви выступил со специальным заявлением:
«Не подвергая сомнению правомерность судебного решения, обращаемся к государственной власти с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий. Церковь благодарит всех, кто поддержал Ее, осудил богохульство, выразил мирный протест против него. Мы также считаем естественным выражение жалости к задержанным, которое исходило как от чад Церкви, так и от людей внешних».
«Вещи называются своими именами: белое — белым, черное — черным. Это долг церкви говорить, о том, что кощунство есть кощунство, не допускать его эстетизации. Подчеркивая важность созданного судебного прецедента, который, даст Бог, остановит ту вакханалию, которая, мы видим, разворачивается в последние недели не только в России, но уже, увы, и в сопредельных государствах, Высший церковный совет стоит на позиции традиционного христианского различия между грехом и человеком согрешающим и обращается к судебным инстанциям в пределах возможной правовой нормы, елико возможно, смягчить наказание, смягчить оценку деяний, совершенных молодыми женщинами, в надежде на их раскаяние», — заявил настоятель Храма Св.Татьяны при МГУ им.М.В. Ломоносова протоиерей Максим Козлов.
Тем временем группа, название которой еще этой весной было практически неизвестно, уже обрела подражателей: в Финляндии 5 августа профессор местного университета Тейво Тейвайнен в Успенском соборе Хельсинки попытался повторить выходку «Пусси Райот». В храм его не пустили, тем не менее ряд финских правозащитников и деятелей культуры обратились с иском в полицию с требованием привлечь профессора к уголовной ответственности. Кстати, по финским законам профессору может грозить до двух лет лишения свободы.
«То, что сделали «Пусси Райот», это хулиганство и политическая провокация; это не искусство, не перформанс; и, возможно, два года — это не слишком тяжелое наказание для них», — считает финский драматург Рауни Салминен.
Добавить комментарий