Тело и душа

Дух

  • Дух Библейский словарь
  • Плоть и дух свт. Тихон Задонский
  • Дух свт. Димитрий Ростовский
  • Дух свт. Тихон Задонский
  • Дух, душа и тело свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
  • Дух, духовность преп. Оптинские старцы
  • Дух преп. Ефрем Сирин
  • Дух праведный Иоанн Кронштадтский
  • «Духовность» и «душевность» архиеп. Аверкий (Таушев)
  • Душевность и духовность прот. Николай Депутатов
  • Учение Св. Ап. Павла о душевном и духовном человеке свящ. Илия Гумилевский
  • Дух — 1) бестелесное личностное существо (Бог (Ин.4:24), ангел (Пс.103:4), душа почившего человека (1Пет.3:19) либо человеческая душа вообще (Тов.3:6); 2) высшая сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога (человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души); 3) духовно-нравственное расположение; духовно-нравственный настрой (см. молитву прп. Ефрема Сирина); 4) характер, нрав (Пс.75:13) (пример: человек сильный духом = человек с сильным характером); 5) настроенность (пример: воинственный дух); 6) суть (пример: дух произведения).

    «В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. Феофан Затворник)

    Следуя св. Отцам, человеческий дух – не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».

    По слову св. Игнатия Брянчанинова, «существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божьего; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойств Бога».

    Согласно св. Григорию Чудотворцу, человеческий дух не имеет качеств, которые воспринимаются чувствами.

    Человеческий дух есть разумное начало в силу чего св. Отцами он часто называется умом (св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Нисский, св. Игнатий Брянчанинов).

    По мысли св. Игнатия Брянчанинова, человеческий дух невидим и непостижим, подобно невидимому и непостижимому Уму Божию. В то же время человеческий дух есть только образ своего Божественного Первообраза, а совсем не тождественен Ему.

    «Сотворенное по образу, конечно, во всем имеет уподобление Первообразу, умственное – умственному и бесплотное – бесплотному, свободно от всякого времени, как и Первообраз, подобно ему избегает всякого пространственного измерения, но по свойству природы, есть нечто иное с ним», – говорит св. Григорий Нисский. В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна.

    Св. Феофан Затворник говорит, что человеческая духовность есть тварная, ограниченная и конечная духовность. Совершенной духовностью она становится только через соединение с бесконечным, нетварным и неограниченным Духом – Богом. «Никакая тварь не равночестна Святому Духу. Все чины Ангелов, все небесное воинство, совокупленные воедино, не могут быть уподоблены и сравнены со Святым Духом» (св. Кирилл Иерусалимский).

    См. ТЕЛО, ЧЕЛОВЕК

    Святитель Игнатий Брянчанинов о человеческом духе

    «Все человечество, которое не входит в глубокое рассматривание естества души, довольствуясь познанием поверхностным, общепринятым, безразлично называет невидимую часть существа нашего, живущую в теле и составляющую его сущность, и душою и духом. Как признаком жизни животных служит так же дыхание, то они обществом человеческим называются от жизни животными, и от души одушевленными (animales). Прочее вещество называется безжизненным, неодушевленным, или бездушным. Человек, в отличие от прочих животных, называется словесным, а они, в отличие от него, бессловесными. Масса человечества, всецело занятая попечениями о земном и временном, на все иное смотрящая поверхностно, видела разность между человеком и животными в даре слова. Но мужи разумные поняли, что человек отличается от животных внутренним свойством, особенною способностью души человеческой. Эту способность они назвали силой словесности, собственно духом. Сюда отнесены не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным, каковы ощущение высокого, ощущение изящного, ощущение добродетели. В этом отношении значение слов душа и дух весьма различно, хотя в обществе человеческом оба слова употребляются безразлично, одно вместо другого…

    Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (Евр. 4:12), и в святых отцах. По большей части оба эти слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого. Тогда оба слова имеют значение тождественное (Лк.23:46; Ин.10:15,18). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий и которой душа человеческая отличается от души животных: животным Писание также приписывает души (Лев. 17:11,14). Преподобный Макарий Великий на вопрос: «Иное ли есть ум (дух), и иное ли душа?» – отвечает: «Якоже члены тела, многие суще, единым человеком именуются, так и члены души суть многие, ум, воля, совесть, помышления осуждающие и оправдывающие; однако вся сия в едину соединены словесность, и члены суть душевные; едина же есть душа внутренний человек» (Беседа 7, гл. 8. Перевод Московской Духовной Академии, 1820 г.). В православном богословии читаем: «Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания (1Фес.5:23; Евр.4:12), почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе»

    Свт. Феофан Затворник о человеческом духе

    «Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще – то, что свойственно собственно духу.

    Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.

    Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть:

    1) Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговеинствует пред Богом и исполнен страха Божия.

    2) Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести.

    3) Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все, как и Вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе – к небесному?

    Не разъясняю Вам подробно всех этих проявлений духа, навожу только мысль Вашу на его присутствие в нас и прошу Вас побольше подумать об этом и довесть себя до полного убеждения, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отличительная черта человека. Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от Ангелов. Вы, конечно, знаете смысл ходящих у нас фраз: дух писателя, дух народа. Это совокупность отличительных черт, действительных, но некоторым образом идеальных, умом дознаваемых, неуловимых и неосязаемых. То же самое есть и дух человека; только дух писателя, например, видится идеально, а дух человека присущ в нем как живая сила, живыми и ощущаемыми движениями свидетельствующая о своем присутствии. Из сказанного мне желательно было бы, чтоб Вы вывели такое заключение: в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством…

    Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельной (воле) и чувствующей (сердце).

    Принимаюсь за то, что было прервано, – именно что привзошло в душу вследствие соединения ее с духом, иже от Бога? От этого вся душа преобразилась и из животной, какова она по природе, стала человеческою, с теми силами и действиями, какие указаны выше. Но не об этом теперь речь. Пребывая такою, как описано, она обнаруживает сверх того высшие стремления и восходит на одну степень выше, являясь душою одуховленною.

    Такие одуховления души видны во всех сторонах ее жизни – мысленной, деятельной и чувствующей.

    В мысленной части от действия духа является в душе стремление к идеальности. Собственно душевная мысленность вся опирается на опыте и наблюдении. Из того, что узнается сим путем раздробленно и без связи, она строит обобщения, делает наведения и добывает, таким образом, основные положения об известном круге вещей. На этом бы и стоять ей. Между тем она никогда не бывает этим довольна, но стремится выше, ища определить значение каждого круга вещей в общей совокупности творений. Например, что есть человек – это познается посредством наблюдений над ним, обобщений и наведений. Но не довольствуясь этим, мы задаемся вопросом: «Что значит человек в общей совокупности творений?» Доискиваясь этого, иной решит: он есть возглавление и венец тварей; иной: он есть жрец – в той мысли, что голоса всех тварей, хвалящих Бога бессознательно, он собирает и возносит хвалу Всевышнему Творцу разумною песнию. Такого рода мысли и о всяком другом роде тварей и о всей их совокупности порождать имеет позыв душа. И порождает. Отвечают ли они делу или нет, это другой вопрос, но несомненно, что она имеет позыв искать их, ищет и порождает. Это и есть стремление к идеальности, ибо значение вещи есть ее идея. Это стремление обще всем. И те, которые не дают цены никаким познаниям, кроме опытных, – и они не могут удержаться от того, чтобы не поидеальничать против воли, сами не замечая того. Языком отвергают идеи, а на деле их строят. Догадки, какие они принимают и без которых ни один круг познаний не обходится, суть низший класс идей.

    Образ воззрения идеальный есть метафизика и настоящая философия, которые как были всегда, так всегда и будут в области познаний человеческих. Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область. Может быть, духу, по его богоподобию, предназначено было и все вещи созерцать в Боге, и он созерцал бы, если б не падение. Но всячески и теперь тому, кто хочет созерцать все сущее идеально, следует исходить от Бога или от того символа, который Богом написан в духе. Мыслители, которые не так делают, уже по тому самому не суть философы. Не веря идеям, построеваемым душою на основании внушений духа, они несправедливо поступают, когда не верят тому, что составляет содержание духа, ибо то есть человеческое произведение, а это – Божеское.

    В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или добродетелей или даже и выше – стремление стать добродетельною. Собственно, дело души в этой ее части (воле) есть устроение временного быта человека, да благо будет ему. Исполняя это назначение, она все делает по тому убеждению, что делаемое или приятно, или полезно, или нужно для устрояемого ею быта. Между тем она этим не довольствуется, но выходит из этого круга и совершает дела и начинания совсем не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностию, несмотря на то что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему и вредны бывают на счет его. У иного такие стремления проявляются с такою силою, что он жертвует для них всем своим бытом, чтоб жить отрешенно от всего. Проявления такого рода стремлений повсюдны, даже и вне христианства. Откуда они? Из духа. В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, душа увлекается ее незримою красотою и величием и решается ввесть ее в круг своих дел и своей жизни, преобразуя и ее по ее требованиям. И все сочувствуют такого рода стремлениям, хотя не все всецело предаются им; но ни одного нет человека, который бы по временам не посвящал своих трудов и своего достояния на дела в таком духе.

    В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте, или, как обычно говорят, к изящному. Собственное дело сей части в душе – воспринимать чувством благоприятные или неблагоприятные свои состояния и воздействия совне по мерке удовлетворения или неудовлетворения душевно-телесных потребностей. Но видим в кругу чувств вместе с этими корыстными – назовем так – чувствами ряд чувств бескорыстных, возникающих совсем помимо удовлетворения или неудовлетворения потребностей, – чувств от услаждения красотою. Глаз не хочется оторвать от цветка и слуха отвратить от пения потому только, что то и другое прекрасно. Всякий упорядочивает и украшает свое жилище так или так, потому что так красивее. Идем в прогулку и избираем место для того по тому одному, что оно прекрасно. Выше всего этого – наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкою и пением, а и этого всего выше – наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области, из области духа. Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых чает отразить ее, как она ей представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гостьи – сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одуховляющие ее! Замечу, что из искусственных произведений я отношу к сему классу только те, которых содержанием служит божественная красота незримых божественных вещей, а не те, которые хоть и красивы, но представляют тот же обычный душевно-телесный быт или те же наземные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.

    Так вот что дал душе дух, сочетан будучи с нею, и вот как душа является одуховленною! Не думаю, чтоб что-либо из этого затруднило Вас, прошу, однако ж, не мимоходом пробежать писанное, а пообсудить хорошенько и к себе приложить.

    Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.

Дух. Душа. Тело.

Состав человеческой природы:
ДИХОТОМИЯ или ТРИХОТОМИЯ?

Все богословы согласны с тем, что человеческая ипостась является сложной, она заключает в себе различные природы. Но сколько этих природ? В этом отношении богословы делятся на два лагеря – трихотомистов и дихотомистов.
Дихотомисты признают в человеке две природы: душу и тело.
Трихотомисты признают в человеке три природы: дух, душу и тело. Они считают, что дух отличается от души не менее радикально, чем душа отличается от тела.

Дихотомия

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Быт. 2: 7). «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». (1Кор. 6:20).

Св. Климент Александрийский: «Душа и дух – наименования одной и той же сущности».

Многие отцы Церкви понимают под духом Дух Божий.

Трихотомия

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте. И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». (1 Фес. 5:23)

Св. Иустин: «Тело есть жилище души, душа — жилище духа».

Свщмч. Ириней Лионский: «Совершенный человек состоит из плоти, души и духа; дух — спасает и образует, плоть — соединяется и образуется, а душа — когда следует духу, возвышается, а когда угождает плоти, ниспадает в плотские и мирские похотения».

Сотворение человека, состоящего из души и тела, и вдуновение благодати – это моменты, которые надо различать лишь логически, в действительности — это единый акт сотворения, в котором одновременно сотворяются тело и душа, и одновременно сотворяемый человек запечатлевается благодатью Духа Святого и усыновляется Богу.

Трехсоставность человека: дух, душа и тело — одно из богоподобных свойств.

Жизнь тела человеческого заключена в душе, ибо тело животворит душу.

Жизнь души заключена в духе, которым она от Бога живится: «Духом святым всякая душа живится и чистотою возвышается» — (из богослужебного песнопения на Утрени).

А дух человеческий должен обильно насыщаться Святым Божиим Духом, который дается преизобильно, кто сколько может вместить.

Тело человека создано Богом «из праха земного» (Быт.2:7); оно принадлежит земле: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3:19).

Телесной жизнью человек не отличается от животных. Телесная жизнь состоит в удовлетворении потребностей тела. Потребности тела многоразличны, но все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) самосохранения и 2) продолжения рода.

Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы лишь мертвой машиной, если бы его не оживотворяла душа.

Значение тела
в составе человеческой природы

Последствия грехопадения в природе человека («кожаные ризы»): дебелость тела (плотность, грубость), смертность, тление (болезни, страдания…), необходимость выбора (искажение воли), страстность (укоризненные страсти).

Отношение к телу

Античная философия (Платон): «тело – темница» или «тело – гроб».

Христианство: человек в полном смысле – существо, состоящее из тела и души. Цель аскезы – не борьба с телесностью, а освобождение души и тела через достижение бесстрастия.

«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:19-24)

Прп. Иоанн Лествичник: «Некто, увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца и от одного этого видения возгорел любовью к Богу и пролил источники слез… Даже в падшем состоянии человеческое тело столь прекрасно, что может возводить человека к прославлению Творца».

Функции тела

Тело есть: жилище души, ее материальный носитель, инструмент, орудие души, один из уровней человеческой личности, граница личности, реализация творческих способностей человека, связующее звено между видимым и невидимым.

«Душа» — невидимая часть человеческой природы, которая роднит нас с ангелами. Душа, говорится в Священном Писании, есть главное сокровище в человеке. Прп. Ефрем Сирин: «Душа много любезнее Богу всех созданных им тварей». «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).

Прп. Иоанн Дамаскин: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения… Душа, есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования; она доступна изменению со стороны воли».

Душа – это жизненная сила любого живого существа. Душа есть и у животных, но она вместе с телом была произведена землей. «И сказал Бог: да произведет вода душу живую… рыб, пресмыкающихся. И сказал Бог: да произведет земля душу живую… скотов, гадов, зверей… по роду их: и стало так» (Быт.1:20–24). И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7).

Хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию ее с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою, как бы мост от тела к духу.

Три основных состояния души: естественное, вышеестественное (сверхъестественное), нижеестественное.

Прп. Исаак Сирин: Человек в естественном состоянии способен познавать окружающий мир; в сверхъестественном состоянии способен познавать Бога; а в нижеестественном познает грех и страсть.

Три силы души: разумная, желательная и раздражительная; соответствуют понятиям: рассудок, воля и чувство.

Разумная сила души — это не ум, а интеллект, т.е. способность анализировать, рассуждать, делать заключения, выводы. Разумная сила души служит целям приспособления человека к окружающему миру. В своих рассуждениях она опирается на чувственный опыт, память и воображение. После грехопадения разумная сила души еще называется естественным, или плотским, разумом. С ее помощью человек рассуждает, мыслит, анализирует, создает понятия, представления, определения.

Раздражительная сила — это эмоционально-чувственная сфера человеческой души. Она является источником энергии для всех действий человека.

Желательная сила (пожелательная или вожделевательная) — служит для реализации намерений и стремлений человека. Это деятельная сила и нами она осознается как личная воля человека.

Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг. Центральным органом чувства принято считать сердце. Оно является мерилом того, что нам приятно или неприятно. Сердце естественно рассматривается, как некий центр жизни человека, центр, в котором вмещается все, что входит в душу совне, из которого исходит все, что обнаруживается душою вовне. Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний, это наши члены, приводимые в движение при помощи мускулов и нервов. Результаты деятельности нашего ума и чувства, порожденные сердцем, оказывают то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.

Душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело, с помощью органов внешних чувств, даёт впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, управляет телом. Ввиду такой связи души с телом, их жизнь называют «жизнь душевно-телесная».

Однако, необходимо различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души. Жизнь телесная состоит в удовлетворении требований инстинктов самосохранения и продолжения рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Происхождение человеческих душ

Богословские мнения (теологумены).

1) Мнение о предсуществовании человеческих душ.

Ориген: Все человеческие души были сотворены Богом одновременно равными по достоинству. Наказание из-за отказа созерцать Бога — ссылка душ в тела ангелов, людей или демонов (объясняет различие условий жизни людей).

Учение Оригена не согласуется со Священным Писанием, не способно объяснить факт Боговоплощения, связано с учением о всеобщем восстановлении – апокатастасисом; осуждено на V Вселенском соборе (553 г.) как ересь: учение умаляет искупительный подвиг Спасителя.

2) Мнение о творении человеческих душ — «креационизм» (от лат. creatio- творение, создание).

Каждая человеческая душа по отдельности творится Богом из ничего. Мнение преобладает в святоотеческой литературе. Объясняет разнообразие душ.

Креационизм не объясняет способ перехода греховной порчи от Адама на весь род человеческий, не объясняет наследование детьми от родителей различных душевных свойств и способностей.

3) Мнение о рождении человеческих душ — «традуционизм» (от лат. traductio—перемещение).

Человек наследует душу от родителей. Легко объясняет способ распространения последствий грехопадения от предков к потомкам.

«Традуционизм» не объясняет случаи несходства между родителями и детьми, находится в противоречии с понятием «простоты» души (её неделимости и неразрушимости).

«Креационизм» и «традуционизм» не противоречат друг другу: от родителей человек получает душу и тело; но личностью (неповторимой и уникальной) человек становится вследствие Богоугодной подвижнической жизни в согласии с волей Божией и преображающем его действии Божественной благодати.

Каждый человек – это неповторимая личность, новая форма образа Божия.

Тело и душа – это еще не полный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судии и души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Дух – это средоточие нашей личности, это то, что имеет характеристики нашего «я».

Блаженный Августин: «Ты создал нас для Себя, Господи, и мятется сердце человеческое, пока не успокоится в Тебе».

Свт. Феофан Затворник: «Дух, как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им».

Дух в человеке проявляется в трех видах: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.

1. «Страх Божий» – это не страх в обычном понимании этого слова: это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменною верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога, как нашего Творца, Промыслителя. Спасителя и Мздовоздаятеля.

Все народы имеют веру в Бога. Еще древний писатель Цицерон, за две тысячи лет до нашего времени сказал: «нет ни одного народа, до такой степени грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал Его существа».

2. Второе, чем проявляет себя дух в человеке, это – совесть. Совесть указывает человеку, что право и что не право, что угодно Богу и что неугодно, что должно и чего не должно делать. Но и не только указывает, а и понуждает человека исполнять указываемое, причем за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть – внутренний судья – блюститель закона Божия. Совесть – голос Божий в душе человека.

3. Третье проявление духа в человеке свт. Феофан назвал «жаждою Бога». Ничем тварным и земным наш дух удовлетворяться не может. Какими бы земными благами не обладал человек, ему хочется чего-то большего. Человеческому духу от природы свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога.

Таковы проявления духа в человеке, которые и должны быть руководящим началом в жизни каждого человека, т.е. жить в общении с Богом, жить по воле Божией и пребывать в любви Божией, а это значит, исполнять свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь.

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

Хлеб насущный

Обыкновенно принято считать, что человек двоичен по своему строению, т. е. состоит из души и тела. Согласно с этим понятием, душа — это невидимая, внутренняя духовная часть, между тем, как тело — его внешняя, видимая часть. Хотя в этом есть доля правды, понятие это неправильно. Оно исходит от павшего человека, а не от Бога; вне Божьего откровения ни одно понятие не заслуживает доверия. То, что тело — внешняя оболочка человека, безусловно верно, но Библия никогда не говорит о душе и духе, как об одном и том же. Они не только носят разные названия, но и сама их сущность разнится одна от другой. Слово Божие не делит человека на две части: душа и тело. Оно говорит о человеке, как о существе троичном дух, душа и тело. В 1 Фее. 5-23 читаем: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Этот стих определённо говорит о разделении человека на три части. Апостол Павел говорит здесь о полном освящении верующего: «да освятит нас во всей полноте». Каким же образом по мнению апостола происходит это освящение? Посредством сохранения в целости духа, души и тела. Из этого ясно видно, что полная личность состоит из трёх частей. Этот же стих указывает на различие между духом и душой, иначе апостол сказал бы просто «ваша душа». И если Бог отличает душу человека от его духа, мы заключаем, что человек не двоичен, а троичен, и состоит из духа, души и тела.
Важно ли отличать дух от души? Крайне важно, потому что это оказывает колоссальное влияние на духовную жизнь верующего. Как может верующий понять, что такое духовная жизнь, если он не знает объёмов духовной сферы? Без этого знания, как может он расти духовно? Не различать души от духа значит наносить смертоносный удар духовной зрелости. Верующие часто принимают душевность за духовность, и потому остаются в плотском состоянии и не ищут того, что действительно духовно. Как избежим мы урона, если не разделяем того, что разделяет Бог?
Духовное познание весьма важно для духовной жизни. Но нужно к этому прибавить, что настолько же, если не больше, для верующего важно быть смиренным и готовым принять наставление Святого Духа. Если он сделает это. Дух Святой научит его различать между духом и душою, хотя особенных знаний в отношении этой истины у него ещё не будет. С одной стороны, самый неосведомленный в этом вопросе верующий, не имеющий ни малейшего понятия о разделении души и духа, может переживать это разделение в своей жизни. А с другой стороны, самый просвещённый верующий, прекрасно знающий истину о разделении души и духа, может не испытывать её на деле. Много лучше для того, у кого и знание и опыт. Большинство же не обладает этим опытом. Поэтому хорошо сначала научить таковых различать функции души и духа, а потом поощрить их искать того, что духовно.
Другие места Писания тоже делают различие между душой и духом. «Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обо году острого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Автор этого стиха делит не телесную часть человека на «дух и душу». О телесной здесь говорится, как о «составах (суставах) и мозгах» — органах движения и чувствительности. Когда священник разрезает мечом жертву на части, ничто внутри её не может укрыться от его глаз. Даже суставы и мозги отделяются одни от других. Подобно этому, Иисус Христос применяет Слово Божие к Его народу для полного, тщательного разделения, проникая даже до разделения духовного, душевного и физического. И из этого вытекает заключение, что если дух и душа разделимы, значит они различны и по природе. Таким образом весьма очевидно здесь, что человек состоит из трёх частей.
Сотворение человека
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Когда Бог сперва сотворил человека. Он сформировал его из праха земного, а потом вдохнул в лицо его «дыхание жизни». Как только это «дыхание жизни», которое стало духом человека, вошло в человеческое тело, появилась душа. Следовательно душа — это сочетание тела и духа человека. Поэтому Священное Писание называет человека «душою живою». Дыхание жизни стало духом, т.е. принципом жизни в нём, его сутью; Господь Иисус говорит: «дух животворит» (Иоан. 6:63). Дыхание жизни приходит от Господа творения. Однако, не следует смешивать дух человека со Святым Духом Бога. Последний отличается от нашего человеческого духа. Рим. 8:16 демонстрирует эту разницу, говоря: «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий». В оригинале слово «жизнь» во фразе «дыхание жизни» есть еврейское слово «хай» во множественном числе. Может быть, что это относится к тому факту, что Бог произвёл двойную жизнь: душевную и духовную. Когда дыхание жизни вошло в человека, оно сделалось в нём духом, но когда дух начал взаимодействовать с телом, появилась душа. Так объясняется источник нашей духовной и душевной жизни. Нам нужно, однако, признать, что этот дух не есть жизнь Самого Бога, потому что со слов Иова видим, что «дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33:4). Это не есть вторжение безначальной, несотворенной жизни Бога в тело человека, и не есть это также и та новая жизнь, которую мы получаем при возрождении. При возрождении мы принимаем Божественную жизнь, символизируемую деревом жизни. Но наш человеческий дух, хотя и вечно существующий, «вечной жизни» не имеет.
«И создал Господь Бог человека из праха земного» — откосится к телу человека; «вдунул в лицо его дыхание жизни» относится к духу человека, исшедшему от Бога; «И стал человек душою живою» — относится к душе человека, когда тело было оживлено духом, и произвело в существование живого и сознающим себя человека. Полный, законченный человек — троица и состоит из духа, души и тела. Согласно Быт. 2:7, человек был сотворён только из двух независимых элементов: телесного и духовного, но когда Бог вдохнул духа в созданное из земли изваяние, появилась душа. Дух человеческий прикоснувшись мёртвого тела произвёл душу. Тело без духа было мёртвым, но духом человек был сделан живым. Оживлённый таким образом орган был назван душою.
«И стал человек душою живою» — выражает не просто факт, что сочетание духа и тела произвело душу, но подразумевает также, что дух и тело совершенно слились в душе. Иными словами, душа и тело были соединены духом, и дух и тело слились с душою. Адам «в своём безгрешном состоянии не знал ничего о той непрерывной борьбе духа с плотью, которая для нас является ежедневной. В нём было совершенное слияние этих трёх природ в одно целое, и душа, как объединяющий посредник сделалась причиной его индивидуальности, его существования, как особого существа» (цит. из «Самый ранний век земли» Пембера). Человек был назван душою живою, потому что в ней встретились дух и тело и через неё проявилась индивидуальность. Может быть, можно произвести не совсем совершенный пример: бросьте немного краски в стакан воды. Вода и краска сольются в новое вещество, которое назовётся чернилами. Подобным образом два независимых элемента — дух и тело — сливаясь, произвели живую душу. (Аналогия неудачна, потому что душа, произведённая слиянием духа и тела, становится независимым нерастворимым элементом так же, как дух и тело).
Бог обращается с душою как с чем-то уникальным. Подобно тому, как ангелы были сотворены духами, человек был сотворён главным образом душою живою. Человек не только имел тело, и притом тело с дыханием жизни, но он также стал душою живою. Потому мы так часто встречаем позже в Св. Писании, что Бог называет людей «душами». Почему? Потому что от души зависит, что будет представлять собой человек. Его душа представляет его и проявляет его индивидуальность. Это орган свободной воли человека, орган, в котором дух и тело совершенно сливаются. Если душа человека захочет послушаться Бога, она позволит духу управлять человеком, как повелевает Бог. Душа, если захочет, может также подавлять дух и давать чему-то другому управлять человеком.
Троица в человеке — дух, душа и тело можно сравнить также с электрической лампочкой. Внутри лампочки, которая, скажем, представляет всего человека в целом, есть электрический ток, свет и проволока. Дух — это ток, душа — свет, а тело — проволока. Ток является причиной света, в то время как свет является следствием тока. Проволока — это материальное вещество, которое ведет ток, и также проявляем свет. Соединение духа и тела производит душу, которой нет ни у кого, кроме человека. Подобно тому, как электричество, пройдя по проволоке, производит свет, так дух влияет на душу, а она в свой черёд проявляет себя через тело.
Однако, нам нужно хорошо помнить, что хотя в этой жизни душа служит у нас местом встречи элементов, в жизни после воскресения, в нашем новом состоянии, дух будет управляющей силой. Потому и Слово Божие говорит: «Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (I Кор. 15:44). Но тут есть ещё один жизненно важный пункт: мы, которые соединились с воскресшим Господом, можем уже сейчас жить под управлением духа. Ведь мы соединились не с первым Адамом, сотворенным душою живою, а со вторым Адамом, Который есть «дух животворящий» (ст. 45).
Соответственные функции духа, души и тела
Посредством тела человек соприкасается с окружающим материальным миром. Поэтому эту его часть можно назвать «миросознанием». Душа заключает в себе разум, помогающий нам в настоящем состоянии существования, и эмоции, которые вызываются нашими познавательными чувствами. Потому, что душа принадлежит нашему «я» и через неё мы проявляем себя, свою личность, эту часть можно назвать «самосознанием» человека. Дух — это та часть, посредством которой мы общаемся с Богом, и с помощью которой только мы способны познавать Его и поклоняться Ему. Потому, что дух говорит нам о нашем отношении к Богу, его можно назвать элементом «богосознания». Бог живёт в духе, «я» живёт в душе, а познавательные чувства живут в теле.
Как мы уже сказали ранее, душа есть место встречи тела и духа, где они сливаются. Духом человек общается с духовным миром и Духом Божиим, принимая и проявляя силу и жизнь духовной сферы. Посредством тела человек соприкасается с внешним чувственным миром, влияя на него и ощущая его влияние на себе. Душа стоит между этими двумя мирами, и всё же принадлежит им обоим. Она связана с духовным миром посредством духа, а с материальным посредством тела. Она также обладает свободной волей, и потому может выбирать между окружениями этих миров. Дух не может влиять на тело непосредственно. Ему нужен посредник, и этим посредником является душа, происходящая от соприкосновения духа с телом. Душа, таким образом, стоит между духом и телом, связывая их между собою. Дух может покорять тело посредством души, чтобы оно подчинялось Богу; равно и тело посредством души может склонять дух любить мир.
Наиболее благородным из этих элементов является дух, потому что соединяется с Богом. Тело стоит ниже из всех, потому что соприкасается с материей. Душа, находясь между ними, соединяет их и присваивает себе их характер. Душа помогает духу и телу сообщаться и кооперировать между собою. Задание души — держать эти два другие элемента в их надлежащем порядке, чтобы они не утратили правильного отношения друг ко другу, а именно, чтобы низшее, то есть, тело, было в подчинении у духа, и чтобы высший (дух) мог управлять телом посредством души. Первостепенным фактором человека является определённо душа. Она берёт от духа то, что он получил от Святого Духа, чтобы усовершившись, передать это телу, и тогда тело тоже может принять участие в совершенстве Святого Духа и таким образом стать духовным телом.
Дух — наиболее благородная часть человека и занимает обширную площадь его существа. Тело — самая низкая часть и представляет собой внешнюю оболочку человека, а между духом и телом живёт душа в роли посредника. Тело — это внешняя хижина души, а душа — это покрывало духа. Дух передаёт свою мысль душе, а душа побуждает тело подчиняться духа. В этом повелении значение души, как посредника. До грехопадения человека дух управлял всем существом человека посредством души.
Душа обладает величайшею силой, потому что дух и тело сливаются в ней, превращая её в место личности и влияния человека. До того, как человек согрешил, душа была полностью под управлением духа. Её силою, следовательно, была сила духа. Сам по себе дух не может влиять на тело, он делает это только посредством души. Это видно из слов Марии в Евангелии от Луки 1:46, 47: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моём». «Здесь перемена времени показывает, что сперва дух принял радость от Бога, а потом, повлияв на душу, вызвал у неё выражение этой радости с помощью телесного органа» (цит. из Пембера «Самый ранний век земли»).
Повторим, что душа есть место личности. Воля, интеллект и эмоции человека находятся в ней. Как дух служит для связи с духовным миром, а тело с естественным, так душа, находясь между ними, употребляет свою силу для распознания и решения, какому миру следует управлять — духовному или природному, материальному. Иногда душа тоже сама берёт бразды правления в свои руки через рассудок человека, создавая мир понятий, который и управляет человеком. Для того, чтобы управлять мог дух, он должен получить на это разрешение души, иначе дух беспомощен в управлении души и тела. Решение же зависит от души, потому что в ней живёт личность человека.
Фактически душа является осью всего существа человека, потому что его воля принадлежит ей. Только в том случае, если душа пожелает сама смириться, дух сможет управлять всем человеком. Если же она бунтует против занятия такой позиции, дух бессилен управлять. Этим объясняется значение свободной воли в человеке. Человек не автомат, которым Бог управляет по Своей воле, но он, скорее, обладает полной независимой властью решать и выбирать сам. У него есть орган проявления воли, и он может решать следовать Божией воле, или противиться ей и вместо этого следовать воле сатаны. Желание Бога, чтобы дух, будучи самой благородной частью человеческого существа, управлял им полностью. Однако, воля — решающая часть индивидуальности — принадлежит душе. А воля определяет, будет ли управлять дух, тело или она сама. Ввиду того, что душа обладает такой силой и является органом индивидуальности человека. Библия называет человека «душою живою».
Святой храм и человек
«Разве не знаете, — пишет апостол Павел, — что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор. 3:16). Ему было дано откровение сравнить человека с храмом. Как Бог обитал когда-то в храме, так Дух Святой обитает сегодня в человеке. Сравнивая человека с храмом, мы можем видеть, как его три составных элемента различно проявляются в нём.
Мы знаем, что храм делится на три части. Первая часть — это его внешний двор, видимый и посещаемый всеми. Всё внешнее поклонение происходит здесь. Входя во внутрь храма, мы оказываемся во Святилище, куда входят только священники, и где приносят елей, благовония и хлеб Богу. Они весьма близки к Богу — но не совсем близки, потому что находятся всё ещё с наружной стороны завесы и не могут быть в Его непосредственном присутствии. Бог обитает в самой глубине во Святом Святых, где яркий свет озаряет тьму, и куда ни один человек не может входить. Хотя первосвященник и входил туда однажды в год, тем не менее говорится, что до тех пор, пока завеса не будет разодрана, во Святое Святых не может входить ни один человек.
Человек есть храм Божий и потому тоже состоит из трёх частей. Тело — это его как бы внешний двор, видный всем. Здесь человек должен исполнять все заповеди Бога. Здесь Божий Сын служит заместителем человека и умирает за всё человечество. Внутри находится душа человека, составляющая внутреннюю жизнь его. заключая в себе его эмоции, волю и разум. Таково Святилище возрождённого человека, ибо его любовь, воля и мышление вполне просвещены, чтобы он мог служить Богу, как в древние времена служил священник.
В самой глубине, за занавесью, лежит Святое Святых, куда человеческий свет никогда не проникает, и невооружённый глаз никогда не заглядывает. Это «потаённое место Всевышнего», место обитания Бога. Человек не может проникнуть туда. если Бог не разорвёт завесы. Это — дух человека. Дух лежит за пределами самосознания человека и выше его чувствительности. Здесь человек соединяется и общается с Богом.
Для Святого Святых не нужно света, потому что Сам Бог обитает в нём. Во Святилище есть свет от семисвечника. Внешний двор пользуется дневным светом. Всё это прообразы и символы возрождённому человеку. Его дух подобен Святому Святых, в котором обитает Бог, и где всё совершается по вере, без видения, чувств и понимания со стороны верующего. Душа подобна Святилищу, потому что она в достаточной мере просвещена многими рациональными мыслями и понятиями, множеством познания и понимания вещей в идейном, материальном мире. Тело сравнивается со внешним двором, ясно видимым для всех. Действия тела видят все.
Порядок, который установил и представил нам Бог, не вызывает недопониманий: «ваш дух и душа и тело»(1 Фес. 5:23). Не говорится «душа, дух и тело», и не говорится «тело, душа и дух», а именно: «дух, душа и тело». Дух на первом месте, как часть первостепенной важности, и потому назван первым; тело — самая низкая часть и потому названо последним; душа стоит посредине и потому упоминается посредине. Увидав этот Божий порядок, мы можем больше оценить мудрость Библии, когда она сравнивает строение человека с храмом. Мы узнаём совершенную гармонию, которая существует между храмом и человеком в отношении как порядка, так и ценности.
Служение в храме происходит согласно с откровением под управлением Святого Святых. Всё, что происходит во Святилище и во внешнем дворе руководится присутствием Божиим во Святом Святых. Это самое священное место, на котором четыре угла храма сходятся и покоятся. Нам может показаться, что ничего не происходит во Святом Святых, потому что там стоит кромешная тьма. Вся деятельность ведётся во Святилище, и даже происходящее во внешнем дворе управляется священниками Святилища. Но всё, что делается во Святилище, на самом деле направляется откровением в предельной тишине и покое Святого Святых.
Совсем не трудно распознать во всём этом духовное применение. Душа, орган нашей личности, состоит из разума, воли и эмоции. Кажется, будто душа — и властелин всех действий, потому что тело подчиняется её диктовке. До грехопадения человека, однако, душа, несмотря на множество занятий, руководилась духом. И этого порядка добивается в нас Бог: на первом месте дух, потом душа, а потом только тело.

Метки: Вочман Ни, Духовный человек

Февраль 1996 г.

Дорогой Друг!

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).

Итак, Павел молится о том, чтобы христиане были освящены во всей полноте, и он определяет три составляющие человеческой личности: дух, душу и тело.

Отличие между этими тремя частями нашей личности смутно понимается большинством христиан. Но Библия может стать для нас тем уникальным зеркалом, в котором мы увидим их природу, взаимосвязь и какую роль им следует играть. Если мы не будем правильно использовать это зеркало, то это может стать причиной недопонимания и множества расстройств, и принести внутреннюю дисгармонию.

При сотворении человека Бог сказал: «…сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» (Быт. 1:26). Образ Божий отразился во внешнем виде человека. Как ни одно другое творение, человек отражает внешний вид Бога. Поэтому вполне уместно, что когда Сын Божий пришел на землю, то по образу Он был человеком, а не волом или жуком, или каким-нибудь небесным существом, – например, серафимом. Подобие относится к внутренней природе человека. Писание открывает нам, что Бог триедин: Отец, Сын и Дух Святой. Так же оно открывает нам и триединство человека, состоящего из духа, души и тела.

Описание сотворения человека, которое мы находим в Библии, открывает нам, как была сотворена его триединая сущность: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Дыхание Божие произвело человеческий дух. Глиняная форма превратилась в тело. И человек стал душой живой.

Образовавшаяся душа – это «эго», личность. Обычно ее определяют как сочетание: 1) воли, 2) разума, и 3) эмоций. Душа ответственна за принятие решений и выражает себя в трех фразах: «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Поведение человека, еще не находящегося под влиянием сверхъестественной благодати Божьей, определяется этими тремя мотивами.

Человек был сотворен для личных взаимоотношений с Богом, но его греховное непослушание оказало разрушающее действие на все три составляющие его личности.

Последствия греха

Будучи отрезанным от общения с Богом, человеческий дух умер. Исполнилось Божье предупреждение: «…а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17).

Хотя физическая смерть последовала только более чем 900 лет спустя, но с того самого момента тело Адама стало подвержено болезням, старости и тлению. Приняв решение прямого непослушания Богу, человеческая душа превратилась в бунтаря. С тех пор каждый потомок Адама становится наследником бунтарской природы.

Апостол Павел описывает результаты бунта, которые истинны в отношении каждого из нас: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, … по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие…» (Ефес. 2:1-3).

В результате греха мы все оказались мертвыми в нашем духе. В своей душе мы стали бунтарям против Бога. Наше тело стало тленным: оно теперь подвержено болезням, разложению и смерти. Тем не менее, безграничная любовь Божья такова, что Он жаждет восстановить Свои взаимоотношения с человеком: «…до ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак. 4:5).

Таким образом, через жертву Иисуса на кресте Бог открыл путь для восстановления потерянных взаимоотношений.

Результаты спасения

Павел продолжает описание того воздействия, которое спасение оказывает на наш дух: «Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом…» (Ефес. 2:4-5).

Наш дух, воссоединяясь с Богом, снова оживает. Вместе с тем наша душа через покаяние и веру освобождается от бунта, примиряясь с Богом: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» (Римл. 5:10-11).

Когда мы осознаем, что находились в бунте против Бога, то понимаем: истинное спасение не может прийти, минуя покаяние. Покаяться – значит отложить в сторону свой бунт и подчинить себя праведному Божьему правлению.

Спасение распространяется также и на наше тело. Будучи освобожденным от рабства греха, наше тело становится храмом и местом обитания Святого Духа, а наши члены становятся орудиями праведности (Римл. 6:13). И, наконец, в пришествие Христа наше тело будет преображено и станет нетленным, как у Самого Христа!

Условия ученичества

Иисус повелел Своим апостолам идти и «делать учеников» (так это звучит в оригинале, – прим. ред.), научая все народы. Он не сказал им делать членов Церкви. Ученичество требует радикального отклика в каждой сферы нашей личности: тела, души и духа.

В Послании к Римлянам 12:1 содержится требование относительно нашего тела: «…представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу…». От нас требуется, чтобы мы полностью возложили наши тела на жертвенник, – как во времена Ветхого Завета израильтяне целиком возлагали на жертвенник приносимых в жертву животных. Но при этом есть и одно существенное различие: израильтяне убивали приносимых в жертву Богу животных, мы же должны предоставить наши тела в жертву живую.

Важно понять одно: с этого момента наши тела больше не принадлежат нам. Они являются Божьей собственностью, Его храмом. Мы всего лишь распорядители, обязанные дать отчет в том, как мы заботились о Его храме. Печально, но многие христиане продолжают обращаться со своими телами так, как будто они все еще являются их собственностью и они свободны делать то, что им заблагорассудится.

Относительно нашей души Иисус сказал в Евангелии от Матфея 16:24-25: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (дословно: «свою душу»), и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее».

Нашим крестом является то место, где мы решаем умереть. Бог не заставляет нас делать это. Только мы сами решением своей воли можем взять свой крест. Это – то место, где мы должны отвергнуть свою душу. Практически это означает сказать «нет» трем требованиям нашей души – «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Отныне мы больше не находимся под контролем этих трех мотивов. Теперь их место отдано Божьему Слову и предано Его воле. По мере того, как мы подчиняемся Божьей воле, мы обретаем новую жизнь, предлагаемую нам Иисусом. Только пройдя через смерть, наши души могут найти эту новую жизнь.

По мере того, как мы исполняем Божью волю для наших душ и тел, мы освобождаем наш дух для новых взаимоотношений с Богом, которые даже замечательнее тех, которые были потеряны через грехопадение. В 1 Коринфянам 6:15-17 Павел предостерегает нас от аморальных сексуальных связей с блудницами, поскольку это означает стать одним телом с блудницей. А затем он переходит к неожиданному контрасту, делая такое сравнение: «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом».

Смысл абсолютно ясен. Искупленный дух теперь может наслаждаться настолько близкими отношениями с Богом, как это истинно в отношении тела, совокупляющегося с блудницей. Нужно заметить, что именно дух – не тело и не душа – может переживать прямую и очень личную связь с Богом.

В первую очередь, именно через поклонение наш дух соединяется с Богом. В Евангелии от Иоанна 4:23-24 Иисус говорит: «…истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине… Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Он очень ясно дал нам понять, что истинное поклонение должно быть действием нашего духа.

В современной Церкви так мало понимания об истинной природе поклонения, и в основном, из-за недостатка понимания разницы между душой и духом. Поклонение – это не развлечение, а церковь – не театр для представлений. И поклонение отличается от хвалы. Мы прославляем Бога в наших душах, и это правильно. Через хвалу мы имеем доступ в Божье присутствие. Но попав в Его присутствие, лишь через поклонение мы можем насладиться духовным единением с Ним.

Цель спасения – сделать нас способными поклоняться Богу – сначала на земле, а затем и на небесах. Это высшая и самая святая деятельность, на которую способен человек. Но это становится возможным только тогда, когда наша душа и наше тело подчинены духу и находятся в гармонии с ним. Такое поклонение зачастую слишком глубоко, чтобы его можно было выразить словами. Оно становится глубоким и неизреченным единением с Богом.

Ваш, в служении Господу,

Дерек Принс.

Поделиться ссылкой:

Тела человека — Дух, Душа и Тело

Многие люди склонны отождествлять себя только со своим физическим телом. Но это не совсем так! Мы есть нечто большее. Наше плотное(физическое) тело, которое мы привыкли видеть в отражении зеркала, это всего лишь видимая глазу часть нас. Помимо него мы обладаем еще более тонкими телами, невидимыми глазу.

Кто то верит, кто нет, но многие начинают задумываются над этим вопросом. Понятия спорное и трудно постижимые в наше время, информации на эту сохранилось очень мало в обще доступных источниках. В этой статье мы попытаемся порассуждать на эту тему.

Рассуждение на тему — Дух, Душа и Тело

Почти во всех верованиях мира есть упоминания о том что человек состоит из трех аспектов — Дух, Душа, Тело. Человек есть трех-центровое существо. Это Сердце, Чело(лоб), Живот

Основной центр находится в сердце человека, именно в нем как бы закреплен Дух. Второй центр находится в животе и отвечает за Тело. Третий центр Души он находится в районе лба.

Мы есть Дух, частичка Абсолюта, Бога-Творца. Чистое всепроникающее сознание, Божественное присутствие, Аз Есмь. На это уровне мы никто, мы просто есть, нет личности. В Духе мы едины со всем мирозданием, для него нет границ потому как Дух всепроникающий. Закреплен в сердечном центре.

Хоть на картинке дух не покрывает ноги, но это не так, он конечно же находится и в ногах. Это всего лишь попытка визуально изобразить. Недаром говорят что в ногах правды нет)

Мы спустились на время в эту реальность для развития, познания и получения опыта! Наша основа есть самоосознающее себя внимание/сознание или Дух, вечный всепроникающий, изначальный Дух, частичка Единого Отца, Вседержателя Творца. На этом уровне мы все Едины и составляем одно целое! Мы как бы лучи исходящие из одного источника, сохраняющие качество и подобие источника их породившего.

Как семя посаженое в землю растет вверх(надземная часть) и вниз(корень). Так и Дух обретает Душу и Тело, получая возможность творить, познавать, развиваться и получать опыт.

Тело

Тело является носителем сознания в плотных слоях мироздания. Под Телом следует подразумевать(по мнению автора) временные носители сознания, которые полностью распадаются после смерти. Это — физическое тело, эфирное тело, астральное тело и низший ментал. Цент его находится в животе.

Тело является сосудом для Души человека, его временным вместилищем. Именно Тело дает нам возможность существовать и действовать в этом мире. Мудрые люди говорят что мы не есть тело, это тело есть у нас в временном пользовании!

Тело временно и все его составляющие распадающиеся после того как Душа их покидает, или проще говоря после смерти. Верней смерть наступает только для Тела, сознание человека просто переходит в миры другого порядка. Информацию о состоянии тела хранит Душа, в следующем воплощении человек получает тело исходя из этой информации.

Душа

Душа носитель сознания в более высших слоях мироздания. Это индивидуальная личность Духа.

Душа в отличии от Тела человека более вечное проявление Духа. Это система тонких тел человека, которые сохраняются после смерти и распада низших тел. Душа состоит из высшего ментального, причинного, интуитивного и атмического тела.

Душа хранит весь наработанный личностью опыт за все воплощения. Глубинные установки, идеи, привычки, устремления, то как в каком состоянии и как выглядело наше Тело, информацию обо всем этом также хранит в Душа.

Позитивные поступки дают рост Душе, делая ее более, возвышенной, богатой и развитой. Негативные поступки временно сохраняются(если не отработаны) в виде инородных сгустков/заноз в Душе, не дающих полноценно существовать. Негативная карма должна быть отработана путем делания позитивных поступков, служения живим существам в любви и радости.

Как найти предназначение? Как понять на своем ли жизненном пути я нахожусь? Как сделать правильный выбор? Ключ к нахождению ответов на эти вопросы, понимаю и осознанности — это триединство человека: дух, душа и тело.

Очень часто в среде эзотериков можно услышать о важности души. Сторонники здорового образа жизни делают акцент на состоянии физического тела.

При этом даже говоря о духовном развитии, чаще всего подразумевается путь развития души. На самом деле правы все, нужно просто объединить все три понятия и правильно их расшифровать.

Всё о предназначении тела, души и духа в одном месте☟

Важно помнить о том, что тело — это не скафандр и не одежда на одну жизнь, и даже не храм, его предназначение намного глубже.

Душа — это не эфемерное, белое и пушистое создание, которое все знает, все понимает и все прощает. И уж точно не душа простраивает цели и задачи на жизнь, как утверждают многие регрессологи. Предназначение души более многогранно и гораздо интереснее.

А теперь о самом непонятном и неизведанном — о Духе. Дух — это не состояние блаженного покоя и вечной нирваны, не умение медитировать и управлять чувствами. Его задачи и цели проявляются совсем по-другому.

Так что же на самом деле скрывается в понятиях дух, душа и тело? Предлагаем свое видение с точки зрения славяно-русской традиции.

По теме: Развитие тела, души и духа. Как через эти понятия работать с собой и другими людьми.

Триединство человека

Расшифровка слова «Человек».
Предназначение тела.
Предназначение души.
Предназначение духа.
Может ли человек жить без тела, души или духа.
Как найти свое предназначение, и каким образом определяется предназначение человека.
Как в связке работают тело, душа и дух. Что бывает, если эта взаимосвязь нарушается.

Предназначение тела, души и духа


П.С. Предназначение тела, души и духа от Арины Никитиной

П.С. Напиши, чувствуешь ли ты душу, как проявляет себя твой дух и что ты думаешь о предназначении тела.

2. Душа и тело

Телесное и душа. Душа не есть нечто пребывающее в покое, скорее, наоборот, это — нечто постоянно беспокойное, деятельное. Можно даже сказать, что душа в каждое мгновение есть нечто само от себя отличающееся. Душа — это не что-то готовое до своего проявления, не какое-то, как говорил Г. Гегель, «за горой явлений укрывающееся существо, но такое, которое обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего необходимого самообнаружения». Душа — не только (как полагала психология) некоторая «душа-вещь», стоящая лишь во внешнем отношении к телу, но нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним нечто единое-цельное — живой организм человека. Тело являет собой ту же жизнь, что и душа, и тем не менее их можно назвать различными. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот. Когда душа покидает тело, то оно никнет. Тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни: оно «получает» ее животворящей силой души.

Но в то же время бесспорно, что душа находится в теле, она осуществляется в теле, и тело есть предел ее осуществления. Без души вообще не существовало бы никакого организованного живого тела: когда организм лишается души, он оказывается не живым, а мертвым, он, разлагаясь, теряет свою живую организованность; следовательно, душа является животворящим началом. Наличие у нас души есть, таким образом, абсолютное условие нашего бытия, сам неотъемлемый принцип нашей жизни. Когда душа как бы светится лучами сознания и самосознания, наше тело держится в нужной форме, однако достаточно даже несколькосекундной потери сознания, и человек падает в обморок. И в этом смысле знаменитый принцип Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» является совершенно неоспоримым. Можно, пожалуй, согласиться и с утверждением одного из экзистенциалистов, заявившего: «Меня тошнит — значит я существую».

Душа являет собой ту часть духовной деятельности человека, в которой, по Гегелю, еще сильно сказывается связь с телесностью человека. В этом взгляде содержится глубокая истина. При рассмотрении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с его телесностью, прежде всего с мозгом: духовное вообще не существует вне телесного. Можно сказать: душа таким образом физически организованного человека, т. е. его определенной телесности, выражает себя в его реальном облике. Видимость телесного облика есть лишь внешнее выражение нашей души. Человек есть душевно-телесное, психофизическое существо, или иначе: человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа.

Душа приобретает форму индивидуального субъекта, что выражается в особенностях темперамента, характера, таланта и иных предрасположений. Души людей отличаются друг от друга бесконечным множеством модификаций. Своеобразие душевного склада человека имеет неповторимые черты, чем и определяется уникальность личности.

Душа как едино-цельный феномен. Душа, проявляя в себе бесконечную множественность чувств, мыслей, желаний, волевых устремлений и целеполаганий, тем не менее всегда остается сама собой и характер своего духовного единства сообщает всей этой множественности проявлений, делая ее своей, одному данному человеку принадлежащей.

Свобода, неволя, покой и волнение

Проходят и снова являются,

А он все един, и в стихийном стремлении

Лишь сила его открывается .

Несомненно, душа есть мышление, замечаемые и незамечаемые ощущения, представления, волнения и составляемые понятия, суждения, умозаключения, решения, волевые акты, целеполагание и другие духовные феномены. В психологии они, как правило, рассматриваются отдельно, и это имеет свой дидактический смысл. Но в своей сущности душа есть нечто едино-цельное.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >