Терпение высшая добродетель
Содержание
Что такое Терпеливость?
Добавить в избранное
Терпеливость- это положительное качество личности и способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации, стойко переносить страдание, боль, несчастья, способность сдерживать агрессивность.
Истинное терпение предполагает стойкость, дипломатичность, тактичность, оно всегда является проявлением разума. Сохраняя хладнокровие, выдержку и невозмутимость, оно искусно решает внешние проблемы. В любых ситуациях оно стремится быть спокойным и доброжелательным. Терпение не исчерпывается умением ждать, когда этого требует жизнь. Оно проявляется в настойчивости, усердии относительно своего занятия и целеустремленности относительно своих намерений и желаний.
Есть разные понятия и определения — Терпимость, Терпеливость, Терпение.
Терпеливость предполагает последовательность, постоянство и настойчивость, она учит никогда не сдаваться.
Терпимость лояльна ко времени и может быть вечной. Терпение до поры до времени, оно не признает право человека быть другим.
Терпение воспитывает и не может смириться, и проявить Терпимость к привычкам других людей, и оно любит объект воспитания. Беспокоится и переживает за него, злится, раздражается, обижается и гневается. В понятии Терпение – два полюса. С одной стороны, положительный полюс – способность ожидать, не теряя надежды, настойчиво идя к поставленной цели. С другой стороны – отрицательный – это неспособность сопротивляться, снося все оскорбления, обиды, рабски подчиняясь обстоятельствам. Первое – признак силы, второе – слабости. Терпение, пропитанное любовью, приобретает иное качество. Терпение всегда соседствует с успехом, где рождается ощущения внутреннего счастья, позволяющего человеку преодолевать трудности.
Помня, что самые темные часы перед рассветом, Терпение смело идет навстречу трудностям, твердо усваивая уроки жизни. Память о том, как человек был счастлив, делает его терпеливым в решении жизненных проблем
Безусловная Любовь в сочетании с терпением перерастает в снисходительное добродушное поведение, насыщенное самоотречением, самозабвением и жертвенностью. Терпение в отношении детей всегда становится Счастьем или Счастливым моментом.
Любовь кончается тогда, когда кончается и Терпение. Букет из Терпения и безусловной Любви дает аромат Великодушия, Снисходительности и Доброты.
Многие люди отказываются от Терпимости и терпят в надежде на будущее исправление объекта в нужную сторону. Этот духовно затратный путь имеет право на существование, но идти по нему надо деликатно и мудро.
Человек, с таким проявленным качеством личности как терпеливость, умеет, что очень важно, ждать и адаптироваться к обстоятельствам жизни. Человек обладая такой добродетелью, как Терпение, в конечном счете, добивается благополучия и успеха, своей способностью умело переживать настоящее, терпение отвлекается от мысли о будущем.
Терпеливый человек – это не только способность сохранять и контролировать себя в неблагоприятной ситуации, свои чувства и эмоции, но и способность противостоять собственной агрессивности относительно окружающих.
Что такое Лжетерпение?
Лжетерпение – скрывается под маской безволия Личности и обычно проявляется в пассивности, трусости и безынициативности.
У каждого знака зодиака есть свой раздражитель и определённый запас терпения, помогающий справиться со своим недовольством. Поэтому реакции на недостатки, которые есть в каждом человеке, у всех проявляются по-разному. Как это воспринимают терпеливые люди и те, кто не обладает ангельским терпением?
Кто-то может часами терпеть неприятную музыку, доносящуюся из соседней квартиры, а кто-то сразу пойдёт разбираться с соседями. По-разному поведут себя родители, если ребёнок не понимает, как решается задача. Один папа сможет терпеливо полчаса объяснять своему непонимающему чаду способ решения, а другой, увидев, что ребёнок не понимает, с раздражением напишет решение и отправит переписывать.
Астрологи, опираясь на характеристики знаков зодиака, объясняют, чего можно ожидать от каждого из них.
Овен
В список достоинств терпение к Овну не попало. Он начинает нервничать везде: попав в пробку, стоя в очереди, при задержке рейса или получении багажа. Импульсивный и вспыльчивый характер толкает Овна в лобовую атаку.
Сам, являясь хорошим организатором, он отказывается понимать, почему транспорт подошёл не вовремя, у мастера по ремонту техники не оказалось нужного инструмента, а официанта невозможно дозваться.
Любой вопрос он начинает решать сразу и своим напором добьётся своего.
Телец
Это эталон терпения. Он может часами наблюдать за безобразием, творящимся прямо под носом. Не то, чтобы его это не раздражало, просто он терпеливо ожидает, когда это закончится.
Как никто другой, он с пониманием отнесётся к соседу, у которого долго работает дрель; к ребёнку, бегающему по дому с барабаном; к коллеге по работе, который снова тормозит сдачу проекта.
Кстати, отчасти это связано с медлительностью и практичностью Тельцов. Находится с ними рядом одно удовольствие. Это очень терпеливые и понимающие до поры до времени люди.
Близнецы
Терпение Близнецов в разных сферах жизни проявляется по-разному.
Близнец может долго терпеть окружающих, выслушивать их рассуждения, строить совместные планы. Особенно, если самому есть что сказать, пока к нему прислушиваются. Когда кто-то перетягивает одеяло на себя, заполняя всё свободное пространство, Близнец обижается и выражает разочарование.
Не всё в порядке с упорством у Близнеца, когда дело касается бытовых тем. Он может одновременно начать несколько дел, очень быстро смертельно устать и всё забросить.
Рак
Люди ангельского терпения. Спокойное отношение к обязанностям, решению ежедневных проблем они воспринимают выдержано и не будут паниковать, если подвернётся нестандартный случай. Всё можно решить!
Рак будет недоволен, если его начнут торопить, подгонять — это ему не по душе. Но даже в этом случае он не будет нервничать.
Рак любит комфорт и уют. Ему не понравится очутиться в неухоженном месте. Он постарается покинуть его как можно скорее, а если это невозможно, то попробует преобразить.
Лев
Терпеливые люди среди Львов есть. Однако этот знак с царскими замашками не отличается терпением. Но раздражает их не только отсутствие должного уважения к своей персоне — их запросы к окружающим намного выше.
Во-первых, Лев не любит монотонности. Повторение одного и того же текста или движения в конце концов начинает его просто бесить. Во-вторых, Лев будет крайне раздосадован, когда узнает, что ранее обговоренный план изменили без согласования с ним. В-третьих, поймав кого-то на лжи, у Льва появляется желание растерзать вруна.
Дева
Стремление к совершенству делает Дев внимательными и спокойными. Для получения желаемого Дева не жалеет времени и терпения. Она готова пройти длинный путь для достижения нужного результата, и без терпения здесь не обойтись. Какой бы кропотливой ни была работа, Дева не бросит её на полпути.
Дева знает, как принимать гостей и умеет это делать. Сама, попав в гости, непременно обратит внимание на порядок в жилище. Хоть терпеливые люди среди Дев не редкость. Но неприятные запахи, пыль и разбросанные вещи вызывают в них чувство отвращения. Они не будет делать замечания, но постараются вообще больше сюда не попадать.
Весы
Миротворческий характер наделил Весы большим запасом терпения. Весам неприятно выяснение отношений и демонстративный показ неприязни. Случись конфликт хоть дома, хоть на работе, Весы постараются сгладить все углы и стать посредниками в достижении миролюбивого итога.
Кроме нетерпимости к ссорам, Весы раздражаются людьми, затеявшими скандал. Хотя Весы готовы выслушать обе стороны и попробовать разрулить ситуацию, проблема выбора даётся им тяжело.
Скорпион
На самом деле, выжидательная позиция для Скорпиона — это его естественное состояние. Он может годами наблюдать, анализировать, делать выводы, и для этого, конечно, нужно иметь большой запас терпения.
Нельзя сказать, что раздражение чуждо этому знаку. Но точно то, что Скорпион умеет не показывать этого. Держать эмоции под контролем — это особое умение, и Скорпион может этим гордиться.
Хотя Скорпиона раздражают мягкотелые, нерешительные люди, он всегда готов выслушать их и предложить помощь. Данной особенностью и отличаются терпеливые люди этого знака.
Стрелец
Не нужно всех Стрельцов ровнять под одну гребёнку, но, как ни крути, большинство представителей этого огненного знака имеют терпения — ноль.
Им всегда нужно куда-то бежать, моментально принимать решения, ведь не сделано ещё так много, а нужно всё успеть.К тому же, в этом круговороте просто не остаётся времени обращать внимание на мелочи и возиться с деталями.
Стрелец стремится быть лучшим, и ему досадно, что рядом кто-то умнее, красивее, сильнее. Но его стремления всегда похвальны, а качество выполненных работ не слишком отличается от конкурентов.
Козерог
Это отличный временной стратег, способный рассчитывать время, необходимое на выполнение определённых задач. Козерог не будет торопиться выполнить всё побыстрее, ему важно качество. В этом плане Козероги — это очень терпеливые люди.
Если можно избежать промахов и ошибок, он постарается это сделать. Например, сказано, что потенциал бетона при закладке фундамента будет реализован через 4 недели, он выдержит эти сроки в отличие от многих торопыг.
Козерог не торопится ни в плане принятия финансовых решений, ни в плане личных отношений. Он всегда осторожен, разве что влюблённость может вскружить ему голову.
Водолей
Водолей годами может терпеть бытовую неблагоустроенность, занудство или смертельную рутину. Но рано или поздно эту дамбу свободолюбия прорвёт. Однообразие жизни не его стихия. Так жить Водолей будет, только если нет другого выхода, например, в детстве и юношестве, пока есть прямая зависимость от родителей.
Привычный порядок вещей Водолею надоедает очень быстро, ещё сильнее давит на него принуждение, и он постарается избавиться от этого как можно скорее.
Рыбы
Этот водный знак достаточно спокойный и рассудительный. Рыбы не будут ссориться в очереди или рвать волосы на работе из-за неверно выбранной тактики в выполнении поставленных задач. В конце концов, в очереди все были равны, а на работе всё можно переделать.
Дискомфорт и раздражительность непременно появятся, когда Рыбы столкнутся с необязательностью. Такой факт может быть воспринят как предательство. Вероятно, Рыбы с горестью скажут: «Ты же обещал…» — и эта фраза прозвучит, как пощёчина.
Металлоискатели в России / Только белая техника!
Терпение — главная добродетель поисковика
Каждый раз, переживая осенний шторм на море, я провожу много времени дома, пытаясь пересилить себя и не бежать на пляж с металлоискателем. Пляжи в таком случае находятся в зоне природного бедствия, людей там нет.
Я ищу себе занятие: просматриваю миллионы страниц на форумах, отвечаю на тонны вопросов типа: «Когда самое лучшее время для поиска после урагана» и «Каким металлоискателем лучше пользоваться на пляже в шторм», напоминаю себе, что семья — мой главный приоритет, и приборный поиск без сна и отдыха уже в прошлом.
Однако я все еще ощущаю это покалывание в пальцах ног, которое зовет меня пойти на пляж — хоть в шторм, хоть после и вернуться к своему любимому занятию.
Глядя в телевизор, я вижу людей, которые то и дело находят на пляжах удивительные вещи, а также наблюдаю за пятнами штормов в прогнозах погоды, и даже те, которые движутся прямо в район моего проживания. Однако вы наверняка не увидите меня по ТВ, потому что я умней. Лолкек.
Я дожидаюсь конца буйства стихии. Некоторые из моих лучших находок были сделаны после того, как прибрежные бури раскурочили пляжи — много недель или даже месяцев спустя!
Поверьте мне, вам не обязательно выходить на пляж во время шторма или быть одним из первых, кто выбежал на пляж с металлоискателем после бури, чтобы поскорей найти ценные вещи. Лучше выходите тогда, когда это уже безопасно, и вы поймете, насколько это лучше, и, вероятно, обнаружите то, что ищете.
Я предпочитаю старинные предметы, потому я буду искать в тех областях, в которых я уверен, есть более старые драгоценности и монеты. И это будут пляжи рядом с домом, так как я в них уверен, в отличие от далеко расположенных побережий океана: ехать до них — лишний расход бензина и времени.
Из предыдущего опыта пляжного поиска после осенних штормов, я знаю, что я буду использовать металлоискатель VLF с небольшой дискриминацией.
Копать на заваленном свежим песком пляже не очень-то весело, да и цели бывают скрыты или разнесены так, что не отыскать. А вот когда песок осядет, его частично смоет, погодка наладится, все пляжи станут доступны (иногда через много недель), тогда становятся явно заметны все преимущества пляжного поиска.
Чем больше времени прошло после бури, тем больше ты выкапываешь все, что надо, используя режим «Все металлы», ну или другой, в зависимости от условий.
Кроме того, через долгое время после шторма может быть эффективен поиск на мелководье, и вот там вам пригодятся все навыки и знание примет.
Вот этот славный 150-граммовый кусок испанского серебра XVII-го века я нашел на пляже во Флориде спустя полтора месяца после урагана — вероятно, потому что располагался в сотне метров от тех точек, по которым бегали поисковики с МД после шторма.
Помните: терпение — это добродетель поисковика, особенно при поиске после прибрежных штормов. Дождитесь, когда можно будет безопасно обследовать пляж и ищите не там, где все. Если искать на одном и том же месте, где все уже до вас облазано, то вряд ли будут находки. Будьте умнее.
Хотя терпение пригодится вам и при поиске по сильно замусоренному полю, когда вы хотите обследовать его полностью.
Хорошо смеется не тот, кто первый пришел на место поиска, а кто терпелив и способен отыскать сокровища в любое время и в любом месте!
Гэри Драйтон
Тематическая подборка:
Терпение
Марина Журинская
Терпение Христово
Если мы обратимся к Писанию и посмотрим, что же терпел Христос, то увидим следующее: в Мф. 17, 17, узнав о том, что Апостолы не смогли исцелить бесноватого отрока, Он говорит: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?
Эти слова почти дословно повторяются в том же эпизоде в Мк. 9, 19 и в Лк. 9, 41 и свидетельствуют о том, что терпел Он греховное человечество. Уже само пребывание Человеком между людьми — Его кеносис, умаление, принятие Царем и Богом образа раба — требовало от Бога поистине нечеловеческого терпения. А о Крестных муках Он в Евангелии от Луки (Лк. 12, 50) говорит: Крещением должен я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится! Получается, что к Крестным мукам Он стремился, но не потому, что это Ему было легко,— это было ужасно — а потому, что они знаменовали исполнение дела спасения и преодоление греховности мира, которую Христос принял на Себя в Крещении, Сам будучи Единым Безгрешным. Недаром говорят мудрые богословы, что Крестный путь Христов начинается с Рождества, с вочеловечения.
А если мы, христиане, терпеть хотим по-христиански, то для нас главное в терпении — это терпение обстоятельств в падшем мире и нас самих, пребывающих в этом мире в падшем же состоянии.
Терпение как добродетель
Терпение — это универсальная добродетель, хотя привычным образом добродетели делят на этические, называемые также гражданскими, и духовные. Но это не вполне точно, потому что каждая этическая добродетель имеет несомненное духовное измерение, более того — вырастает из духовных причин, как, впрочем, и вообще вся внутренняя жизнь человека. Когда мы анализируем человеческие свойства и качества, полезно, разумеется, строить классификации, в той или иной мере остроумные, но при этом никак нельзя забывать, что человек един. Как едино и человечество. Как един и весь огромный Божий мир.
При всей своей универсальности терпение имеет сугубое духовное значение; только этим можно объяснить то, что оно требуется всегда и во всём. Но при этом терпеть нужно с разумением; в противном случае именем терпения могут называться вещи далеко не доброго свойства.
Это выявляется на самом элементарном уровне — при физическом дискомфорте. Все мы знаем, как ноют малые дети в жаркий день оттого, что хотят пить. Единственное, что можно при этом сделать,— это напоить их, потому что терпению их обучить невозможно, это задача для более зрелого возраста. Призывать их к терпению — значит мучить. И они же становятся невыносимо капризными, когда заболевают, потому что им плохо. Умная мать не будет сразу наказывать ребёнка, который по непонятной причине плохо себя ведёт, а для начала измерит ему температуру,— в этом, кстати сказать, проявляется мудрое материнское терпение. Но сейчас речь пойдёт о взрослых, которым следует терпеть и жажду, и жару, и голод, и холод, и боль. И что хуже всего — уже не на физическом уровне — несправедливость и унижение. Но как терпеть? — а все так же, с разумением.
Что это значит? Только то, что при всяком подобном испытании нужно рассудить, Господь ли его посылает или это результат нашей собственной неумелости организовать нормальные условия жизни или, хуже того, нашего упрямства, нашего неумения ладить с людьми, а попросту — не обижать их. Всего хуже — когда дурные условия жизни создаются нами нарочно, ради ложно понимаемой «аскетики». Здесь можно так близко подойти к границе психопатологии, что и не заметишь, как эту границу пересечешь.
Во многом знании… печаль. А в незнании?
Вопрос вопросов — как терпеть то, что причиняют нам наши дорогие ближние.
…Наши современники, пишущие и говорящие на темы христианства, обладают одним любопытным свойством: вольно или невольно автор создает впечатление, что знает все. Отнюдь не претендуя на столь совершенное знание, признаюсь терпеливому читателю в том, что многого не знаю, а кое-какое мое незнание стало для меня мучительным. Вот и в том, что касается терпения, я не только не знаю, где кончается добродетель и начинается… простите, мазохизм, а в лучшем случае — трусливое и ленивое попустительство греху, но и не понимаю, как сочетается терпение всяких гадостей от ближнего с любовью к нему же.
Нет, на этот раз я вовсе не о любви к врагам, я вот о чем. Приходилось неоднократно слышать и читать, в том числе и в житиях, как возвышались духом те, которых без вины ругали и мучили, как это было для них путем к спасению. А как насчет спасения тех, кто их безвинно ругал и мучил? Мы знаем, что авву, который, если говорить честно, преследовал и терзал преподобного Иоанна Дамаскина, Матерь Божия попросила от этого воздерживаться. О чем он и поведал, и этим оправдался. А вот все ли усердные не по разуму воспитатели способны на такую духовную чуткость и искренность? А сами мы способны ли без озлобления, но с всепобеждающей трезвостью рассматривать такие случаи?
Как я заметила выше, эту проблему я не решила и вряд ли решу. Но осмелюсь допустить, что не всякое плевание человеку в лицо идет ему на пользу. А уж плюющему-то…
Терпение и труд все перетрут
Без терпения невозможно научиться никакой профессии, потому что и самые простые требуют навыка, навык приобретается упражнением, а для упражнения нужно терпение, которое и позволяет превращать заурядное ремесло в высокое искусство.
Что же касается искусства как такового, то в свое время для первоклашек класса фортепьяно ЦМШ (школа при Московской консерватории) вскоре после начала занятий проводился своеобразный урок. Их вели в недалекий переулок. Там стоял дом, в одном из окон которого была открыта форточка, а оттуда неслись звуки — не так чтобы очень мелодичные. И учительница говорила: «Слышите, дети? Это Гилельс. Он играет гаммы. Каждый день по нескольку часов». Такой вот урок терпения. А все великие балерины точно так же по нескольку часов в день занимаются упражнениями; кстати, в балете это называется «работать у станка». А мужественные гитаристы и нежные арфистки одинаково раздирают себе пальцы в кровь в процессе овладения мастерством.
А что главное дается высшим образованием (если оно настоящее)? — Да навык работы с литературой — не скачивание рефератов из интернета, а умение работать с библиотечными каталогами, умение находить там то, что тебе нужно, правильно читать, делать конспекты, выписки, находить причины и следствия — и понимать функции интернета как мощного источника информации, а не как шпаргалки. Между прочим, запрос для интернета тоже нужно уметь сделать. А для технических специальностей — умение корпеть над чертежами, добиваясь предельной аккуратности и четкости исполнения. И овладение тонкостями высшей математики, когда в душе растет и зреет протестующий вопль: «А зачем мне это!?!». А для химиков и биологов — способность повторять опыт десятки и сотни раз при скрупулезном соблюдении правил, обеспечивающих надежность результатов. Вот что дает высшее образование — и не более того. Но и в дальнейшем всякая научная работа требует терпения. Например, настоящие историки годами сидят в архивах для того, чтобы потом опубликовать одну небольшую статью.
Стерпится — слюбится…
Колоссальное терпение требуется в семейной жизни. Чехов даже считал, что это главное, что в ней требуется. Очень большой процент разводов из нашей и вообще-то катастрофической статистики восходит просто к отсутствию терпения. Ведь люди ожидают, что вот оно — красивое платье, оркестр, несусветной роскоши свадебный банкет, а дальше начинается сплошная рекламная пауза. А начинаются будни. Начинается шок от того, что любимое существо при ближайшем рассмотрении вызывает некоторые вопросы и даже отчасти чувство протеста. А надо терпеть, привыкать, уступать. Учиться любить живого человека, а не созданный собственным воображением фантом. Ну, а если такое дело, в котором уступать нельзя, то действовать надо с любовью и молитвой. Человека так сразу не переделаешь, и вообще-то говоря переделывать — это дело Божье, а не дело супруга. Его дело — любить и терпеть, а там Бог даст то, что нужно. Колоссальное терпение нужно и при взращивании и воспитании ребенка, а единственный способ смягчить все семейные тяготы — это настолько проникнуться любовью, что она преобразит жизнь так, что все будни превратятся в праздники. Но это дается духовным трудом.
Духовная жизнь — сколько можно терпеть-то?
Когда мы переходим к терпению в нашей религиозной жизни, выясняется, что тут-то терпения нужны моря и океаны. Сейчас принято горячо обсуждать, так сказать, «провальный» религиозный опыт. А ведь если попросту, то все разочарования проистекают из-за отсутствия терпения. Рассуждение при этом может быть примерно такое: это как же это так: я крестился, я в Церкви, пощусь, правило читаю — а все еще по водам не хожу, словом не исцеляю… да зачем мне все это нужно!? И далее: как я могу находиться в Церкви, когда прихожане такие грубые, некультурные, а священник такую плохую проповедь сказал… Как правило, это говорит человек, который сам особой культурностью не отличается, а что касается проповеди, то пару лет назад он о проповеди понятия не имел, а сейчас уже судит и рядит свысока, как эксперт в области гомилетики…
То же самое в молитве: вот я молюсь-молюсь, а духом не возношусь, никаких экстатических явлений не наблюдается — и все, и надоело, и не буду я больше молиться. Очень это, между нами говоря, глупое рассуждение, потому что молитвенный навык — вещь тончайшая, молитва есть искусство искусств, умное делание. То есть для молитвы такое терпение нужно… Один священник, когда ему говорили: вот я молюсь, а толку никакого, и чем я дальше молюсь, тем больше у меня сухости, можно, я вообще не буду молиться, отвечал: Вы, может, тысячу молитв прочтете как деревяшка, а тысяча первая помимо вашей воли будет настоящей, а Вы, может быть, этого даже и не заметите. Но молиться надо именно поэтому, ради этого раза, — пусть одного из тысячи.
А почему люди не постятся, пренебрегают постом? При этом звучит масса аргументов: это устарелое установление, здоровье не позволяет… Здоровье — это бывает, это даже серьезнее, чем принято считать. И некоторым непрямым образом связано с терпением. Очень легко срывается с благочестивых уст рассуждение о том, что раньше люди были праведны и потому постились, а сейчас все грешные и пост им невмоготу. Но давайте сложим два и два: коль скоро мы говорим о непоправимом вреде, который наносится автомобилями, вредными производствами и т. д., почему бы не признать, что этот вред причинен не только воздуху, но и здоровью людей? В больших городах путь на работу и с работы отнимает у человека до 30% запаса дневной энергии. Это как, грех? Короче — почему бы нам не терпеть немощи ближних и не воздерживаться терпеливо от их осуждения? Да и свои… но об этом ниже.
Но с другой стороны — почему мало кто из тех, кому здоровье не позволяет поститься, просит у батюшки замену поста? А ведь это тоже косвенный показатель отсутствия терпения.
У нас нет терпения и для элементарного духовного упражнения в самопознании, для того чтобы подумать: а что такое на самом деле «Я». А самопознание — это начало христианской жизни. Ведь не зря же пользуются популярностью списки рекомендуемых к покаянию грехов, такие по сути шпаргалки, где подчас встречаются вещи странные, но в основном это — длинные перечни, где, как в тесте, остается только галочки ставить, — без Божества, без вдохновения, без покаяния, без мысли и чувства. Оно надо? А ведь всякому человеку необходимо разобраться, что является частью его личности, а что — грехом, на ней паразитирующим. Как правило, для этого тоже не хватает терпения, а напрасно, потому что можно было бы потихонечку прийти к мысли о том, что очень многое из того, что кажется составляющим нашей личности,— это шелуха, это пена и корка, которая на нас наросла в падшем мире.
Терпение рождает смирение, потому что чем больше думаешь, чем больше у тебя терпения подумать, тем больше ты понимаешь, что уж не такое ты сокровище, чтобы тебе себя рассматривать как эталон и ревизовать церковные правила в зависимости от того, подходят они тебе или не подходят. Если ты считаешь, что они тебе не подходят, так это не потому, что они плохие, а потому, что тебе нужно с терпением научиться им соответствовать.
«Терпи себя»
И вот мы подходим к моменту, который считается входящим уже в высшую аскетику. Об этом пишут мало, потому что считается, что это вещь очень тонкая. Это так, но знать про неё, наверное, необходимо. Это терпение себя.
Научиться терпеть себя вовсе не означает расслабленного снисхождения: да, я такой, ну и что? По-настоящему терпит себя тот, у кого уже есть некоторое представление о том, каким же должен быть тот, кто идет путем спасения. И вот тут он видит, что он этому не соответствует. Прыгать через ступени, в пятнадцать минут пересмотреть свое мировоззрение и счесть, что отныне ты будешь подвижником и духовидцем,— вот этого нельзя, это нетерпение. А терпение — это признаться, что ты в общем-то мало на что пригоден. Не подарочек. То есть признать свое несовершенство. И терпеть. В конце концов, Бог тебя терпит. А ты что, лучше Него?
Но здесь-то и кроется самое главное: как часто люди создают по своему замыслу идеальный образ себя и пытаются соответствовать этому образу, и впадают в разные нехорошие состояния, когда терпят неудачу. А терпение себя подразумевает в первую очередь умение смотреть на себя глазами Божиими и решать проблему проблем: каким Он меня создал? для чего? как я могу этому соответствовать? как мне услышать Его голос, призывающий меня освобождаться от греха?
И нужно обратить внимание на то, как часто в Писании говорится о путях Божиих (только в Псалтири — 29 раз, а в Ис. 55, 8–9 сказаны слова, в значительной мере проясняющие нашу тему: Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь… пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших).
Проявив терпение в духовной жизни, мы обретаем смирение перед Господом. А потом уже понятно, что выход для нас только один: просить у Господа, чтобы Он нас вел именно тем путем, который Он для нас предусмотрел,— не разрабатывать систему аутотренинга, а обратиться к Нему. Главное, чтобы Он нас вел именно в том темпе, который считает полезным. Это Его дело, и не каждого Он, как Савла Тарсянина, мгновенно обращает от пламенной вражды к христианству к столь же пламенной любви Христовой.
Многие любят говорить, что Бог-де захотел — и в одну минуту Савл стал Павлом. А кто такой был Савл? Об этом тоже нужно подумать. Савл был фарисей и сын фарисея. Савл был ученик ученейшего и мудрейшего рабби Гамалиила. Савл был очень верующий человек и очень твердый в своей вере. Это похоже на современных людей, которые обращаются в христианство? — да ничего подобного; мы же в основном духовно размякли, духовно одрябли. Заразились вялыми идеями насчет того, что можно думать по-разному, есть разные мнения… Ничего похожего у Савла не было. Он пламеннейшим образом следовал тому, что считал Божьей Истиной, а Бог показал ему, что Истина в другом. Его обращение было обращением очень сильной личности; это был, так сказать, поворот вектора без изменения его величины. А нам полезнее не возноситься в фантазиях, а терпеть себя перед лицом Божиим.
Когда человек терпит себя, ему уже не до тщеславия. Упражнение в терпении себя состригает гордыню под ноль. Если человек терпит себя, то он и знает себе цену, понимает, что гордиться ему нечем, а не то чтобы «Я знаю, что гордиться нехорошо, поэтому я не буду гордиться. Да, я совершенно замечательный, но я не буду гордиться». Это ложный путь, так долго не выдержишь. А вот когда человек терпит себя, то он понимает: «А чем мне гордиться? Ну, дал мне Бог мозги, так я же их плохо употребляю, разгильдяйничаю, бездельничаю. Ну, дал мне Господь дар человеческой речи, но я же глупости говорю, сплетничаю, осуждаю, пересудами занимаюсь. Где же мой глагол, которым жечь сердца людей? Нет у меня такого глагола за пазухой». И вот так вот можно перебрать все свои свойства и качества и увидеть, что гордиться нечем. И главное при этом — не впадать в отчаяние, потому что мы много чего можем напридумывать насчет того, какими хотели бы быть, а важнее всего — понять, какими нас замыслил Господь.
Но почему же терпение себя не грозит превратиться в источник отчаяния? — Потому что оно связано с упованием на Бога. Без этого упования оно вредоносно. Настоящее терпение себя — это если человек знает, что Господь его любит, какой он ни на есть, и выведет на путь спасения — так и тогда, как и когда сочтет это нужным.
Марина Журинская
Журнал «Православие и современность» №19 (35), 2011 г.
«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве дай ми, рабу Твоему…» — из молитвы святого Ефрема Сирина.
Терпение на греческом языке звучит как — ύπομονή — по своему филологическому смыслу означает «стойкость», на латинском же – patientia — происходит от patio — «страдаю», «претерпеваю страдание». Святитель Иоанн Златоуст определяет терпение как «навык все переносить».
Добродетель терпения неразрывно связана со всеми христианскими добродетелями и всем строем духовной жизни христианина. Она находится в теснейшей связи с ревностью к богоугодной жизни и с постоянством в добре. Блаженный Диадох и другие святые отцы соединяют добродетель терпения со смирением, поучая: смирение — источник терпения, оно есть родительница и охранительница терпения.
Святитель Тихон Задонский в добродетели терпения отмечает преданность воле Божией и святому Его промышлению.
Добродетель терпения имеет особое значение для духовной жизни человека. Ведь это способность реагировать на касающиеся нас зло, не теряя присутствия духа, не впадая в ропот, в гнев, в злобу и желание отомстить.
Иногда терпение связывают со способностью человека управлять своими эмоциями. Про такого говорят: он волевой человек, он способен не раздражаться, не гневаться в ответ на обращенное к нему зло. Несомненно, воля присутствует в наших попытках стяжать терпение, но терпеливый человек не обязательно должен быть волевым, потому что терпение есть состояние духа. Всякий волевой человек в какой-то момент не выдерживает неправды, оскорблений, клеветы и обид. И воли не хватает, и терпение заканчивается, потому что терпения и не было, а была только лишь воля или хорошее воспитание.
Отличительная черта человека терпеливого есть мужество.
«Кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения» — поучает нас Преподобный авва Дорофей.
Святые отцы указывают в терпении на эту основную его черту: мужество, неустрашимость души и готовность безропотно, охотно и великодушно переносить скорби и искушения, все то, что посылает претерпеть человеку Господь ради его пользы.
Причиной всего доброго и благого терпение может быть лишь тогда, когда оно становится состоянием нашей души. Как свидетельствует Ефрем Сирин, если мы уповаем на Бога, то имеем терпение. Надежда на Бога, живое чувство веры, понимание того, что Господь защитит, восстановит справедливость, и создают внутренне спокойствие человека. Терпение как броня ограждает мирное состояние нашей души от всяких внешних злых обстоятельств, становится ступенью на пути к Царствию Божию.
«Терпение – есть корень всех благ» — наставляет святитель Иоанн Златоуст.
Терпеливый человек – тот, кто уже стяжал в себе Духа святого. Тогда ничего не может поколебать его спокойствие, потому что даже самые страшные диавольские наваждения не способны сокрушить силу Духа Святого. Именно в этом и состоит смысл терпения как добродетели.
Терпение не означает покорного соглашательства со всяким злом и неправдой. Терпеливый человек не тот, кто плывет по течению и меняется в соответствии с требованиями непостоянного окружающего мира. Этот человек сохраняет свою внутреннюю силу, свою автономность от зла окружающего мира только потому, что в его сердце теплится отблеск Царствия Небесного.
Терпение – это вовсе не состояние скота, который все терпит. Это не компромисс со злом – ни в коем случае. Терпение – это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение – это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение – это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение – есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества – вот что такое настоящее терпение. (о. Александр Мень).
«Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия – потерплю и я». Очень хорошо звучит эта народная поговорка! Но если мы посмотрим в тексты Священного Писания, то увидим, что пророки не всегда были терпеливы. Вспомним Моисея. Часто Моисей впадал в отчаяние, терял терпение, когда видел свой народ. Он разбил скрижаль, движимый нетерпением! А как он клял свой народ!
Мы видим огромное количество таких вот живых, настоящих человеческих проявлений у Моисея. Библия, вообще, – живая книга, которая говорит о конкретных настоящих людях, не выдуманных. Моисей – это тоже живой, настоящий человек. Пророк, которого Бог знает и очень любит, которого Он так долго – сорок лет – учил терпению, хотя народ все время раздражал Моисея глумлением и дикими поступками. А пророк Илия? Он был горячий, нетерпеливый человек. Такой нетерпеливый, что Господь ему даже явление даровал не в сильном шуме ветра, не в огне, не в землетрясении, а в движениях тонкого, мягкого, нежного ветра.
О нетерпении пророков есть такой замечательный фрагмент в Минее: «На земли тя ангела познахом, Божественный пророче, и на небеси отнюд человека Божия, якоже и сам Господь рече: понеже Илия человек жесток еси, согрешающу Израилю терпеть не можеши, взыди ко Мне, да Аз долу сниду». Ты, пророк, не можешь терпеть, тогда Бог Сам сойдет!
Все эти пророки как раз являют нам образ не терпения, а нетерпеливой ревности. В понятие «терпение» в православной среде часто совершенно неправильно вкладывают понятие «апатия» – бесчувствие. То есть вроде бы человек должен не реагировать на очень важные события в своей жизни или жизни окружающих. Он должен подчиниться, не размышляя, любым обстоятельствам, которые его окружают, любой силе, которая его пытается сломить.
Можно это назвать христианским терпением? Конечно, нет. И пророки показывают, что таким терпением они не обладали. Они не обладали терпением воспринимать мир отстраненно, бесчувственно, не давая ему оценку, не принимая его как мир пограничных понятий: добра и зла, правды и лжи. Для пророков эти категории очень четки: Бог – безбожие, любовь – ненависть, правда – неправда. И в данном случае они категоричны, а не терпеливы.
Также приведем размышления о терпении епископа Феофана: «Терпение имеет две стороны: будучи обращено внутрь, оно есть постоянство в добре, — и в сем отношении не обусловливается ничем внешним, а есть нераздельная и всегдашняя черта доброго настроения. Будучи же обращено ко вне, оно есть сносливость, перенесение всех трудностей, встречаемых на добром пути или при исполнении созревающих внутри добрых начинаний. Сия черта терпения не может проявиться, если не будет скорбей».
Итак, терпение происходит от перенесения скорбей (Рим 5, 3). В скорбях и лишениях терпение человека проявляет себя, крепнет и закаляется. Под терпеливым перенесением скорбей отнюдь не понимается полное равнодушие, безучастное отношение или совершенная нечувствительность к ним христианина. Напротив, чувствуя всю тяжесть постигающих его страданий, огорчений и других скорбей, христианин, однако, без ропота, смущения и гнева, стойко и бодро переносит их ради Бога, во всем предавая себя воле Божией, уповая на его милости.
«Кто не имеет терпения, тот лишен всякого упования, а потому умоляю всякого приобрести терпение, чтобы спастись» — также учит нас святой преподобный Ефрем Сирин.
Не стоит в унынии полагать, что страдания случаются только с нами. Скорби приключаются как с благочестивыми, так и с нечестивыми людьми, каждому по его мере. Но одни только благочестивые христиане стараются терпеливо и великодушно их переносить.
Не только в духовной жизни важно терпение. В труде телесном без него никуда. Народная мудрость недаром гласит: «терпение и труд всё перетрут». Без терпения невозможно научиться никакой профессии, потому что и самые простые из них требуют навыка, который приобретается упражнением, а для упражнения нужно терпение, которое и позволяет превращать заурядное ремесло в высокое и плодотворное искусство.
Колоссальное терпение требуется также и в семейной жизни. А.П. Чехов в своем произведении «Дуэль» устами героя произносит: «в семейной жизни главное – терпение». Очень большой процент разводов восходит именно к отсутствию терпения. Ведь люди ожидают, что вот оно — красивое платье, оркестр, а дальше начинаются будни. Начинается понимание того, что любимое существо при ближайшем рассмотрении вызывает некоторые вопросы. А надо терпеть, привыкать, уступать. Учиться любить живого человека, а не созданный собственным воображением фантом. Ну, а если такое дело, в котором уступать нельзя, то действовать надо с любовью и молитвой. Огромное терпение нужно и при взращивании и воспитании ребенка, а единственный способ смягчить все семейные тяготы — это настолько проникнуться любовью, что она преобразит жизнь так, что все будни превратятся в праздники. Но это дается духовным трудом.
Терпение имеет сугубое духовное значение; только этим можно объяснить то, что оно требуется всегда и во всём. Но при этом терпеть нужно с разумением; в противном случае именем терпения могут называться вещи далеко не доброго свойства.
Это выявляется на самом элементарном уровне — при физическом дискомфорте. Все мы знаем, как ноют малые дети в жаркий день оттого, что хотят пить. Единственное, что можно при этом сделать,— это напоить их, потому что терпению их обучить невозможно, это задача для более зрелого возраста. Призывать их к терпению — значит мучить. И они же становятся невыносимо капризными, когда заболевают, потому что им плохо. Умная мать не будет сразу наказывать ребёнка, который по непонятной причине плохо себя ведёт, а для начала измерит ему температуру,— в этом, кстати сказать, проявляется мудрое материнское терпение. Но сейчас речь пойдёт о взрослых, которым следует терпеть и жажду, и жару, и голод, и холод, и боль. И что хуже всего — уже не на физическом уровне — несправедливость и унижение. Но как терпеть? — а все так же, с разумением.
Что это значит? Только то, что при всяком подобном испытании нужно рассудить: Господь ли его посылает или это результат нашей собственной неумелости организовать нормальные условия жизни или, хуже того, нашего упрямства, нашего неумения ладить с людьми, а попросту — того, что мы их обижаем.
Для того, чтобы не было ни обиды, ни раздражения, чтобы душа в Боге успокоилась, надо очень много перетерпеть от ближних — и поношения, и оскорбления, и всякого рода неприятности. Это надо уметь встретить, не огрызаясь на ближнего. Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: «Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа успокоилась». И душа наша успокоится. А если мы начнем: «А что это он на меня клевещет, лжет, оскорбляет? Меня!..» И пойдем вразнос. Это дух сатаны говорит в человеке.
Прежде всего, надо себе уяснить, что наша жизнь — это школа, а все, что нам попускает Господь — скорби, искушения — это уроки, они необходимы, чтобы выработать в себе терпение, смирение, избавиться от гордыни, обиды. И Господь, когда попускает их нам, смотрит, как мы себя поведем: обидимся или сохраним мир в душе. А почему нас обижают? Значит, мы заслужили, чем-то согрешили…
Конечно, Бог предлагает нам терпеть. Прежде всего, Он предлагает нам терпеть друг друга:
«Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2).
Сам Господь долготерпелив, потому что Он терпит нас такими, какие мы есть. Мы видим, как Бог терпит каждого из нас в наших ошибках, в нашем недоумении, в наших неправильных поступках, неслышании, невидении, непонимании. Он терпит – и тому же учит нас.
Составитель: Зоя Заборонок
Добавить комментарий