Толгский женский монастырь

Игумения Варвара (Третьяк)

Игумения Варвара (Третьяк Александра Ильинична) родилась 4 марта 1947 г. в с. Дремайловка Нежинского района Черниговской области. В 1965 году получила общее среднее образование и начала свою трудовую деятельность рабочей на заводе Синтетического волокна г. Киева. В 1973 году поступила в Киевский Покровский женский монастырь, где несла послушание уставщика и регента монастырского хора. С 10 января по 30 декабря 1974 г. прослушала курсы по специальности медсестры детских яслей с законченным средним медицинским образованием при Киевском горздравотделе.

19 декабря 1975 года приняла монашеский постриг с наречением имени Варвара и направлена в Горненский женский монастырь Иерусалима, где несла послушание до 1982 года.

В 1982 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена вернулась в Покровский монастырь. Одновременно проходила обучение в Московской Духовной семинарии на Регентском отделении.

В 1988 году после передачи Русской Православной Церкви Свято-Введенского Толгского монастыря, была переведена в эту обитель и назначена благочинной.

В июне 1988 г. удостоена права ношения креста с украшениями.

10 августа 1988 г. Указом Святейшего Патриарха Пимена назначена Настоятельницей Свято-Введенской Толгской женской обители с возведением в сан Игумении.

25 сентября 1988 г. Архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном была возведена в сан Игумении за Божественной Литургией в Спасском храме Толгского монастыря.

Матушка Игумения Варвара все свои силы и способности отдает возрождению древней Толгской обители. За годы ее настоятельства сильно порушенная и оскверненная обитель пережила свое возрождение. Ее трудами и неустанными заботами отреставрированы и приняли прежний вид храмы, колокольня, ограда монастыря, жилые и подсобные помещения. Обитель имеет образцовое подсобное хозяйство. Под руководством Матушки Игумении Толгская обитель стала сегодня не только подлинным украшением Ярославской земли, но и одной из самых известных в Православном мире.

Награждена:

21 августа 1994 г.: «Во внимание к трудам по восстановлению Толгской обители и в связи с 680-летием главной Святыни монастыря иконы Божией Матери Толгской настоятельница монастыря игумения Варвара награждается орденом Русской Православной Церкви Святой Равноапостольной великой княгини Ольги II степени». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II;

21 августа 1997 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Матушке Игумении крест с украшениями с памятной надписью: «Игумении Варваре настоятельнице Толгского Свято-Введенского женского монастыря Ярославской епархии в память Нашего посещения и служения в нем по случаю 10-летия возрождения монашеской жизни 21 августа 1997 Патриарх Алексий II»;

Май 1999 г.: «За осуществление конкретных и особо полезных для города дел наградить знаком отличия «За заслуги перед городом Ярославлем» Мэр г. Ярославля В. В. Волончунас;

11 августа 2000 г.: Государственная награда РФ «Орден Дружбы», Президент РФ В. В. Путин;

16 августа 2002 г. «Во внимание к 55-летию со дня рождения и 15-летию открытия Толгского Свято-Введенского женского монастыря настоятельница игумения Варвара награждается орденом Русской Православной Церкви Св. Равноапостольной княгини Ольги III степени», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (была вручена Архиепископом Михеем на Воздвижение);

12 августа 2003 г. Правление Российского фонда мира за выдающийся вклад в деятельность фонда награждает Игумению Варвару (Третьяк Александру Ильиничну) Золотой медалью Российского фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность»;
6 марта 2007 г. «Во внимание к усердным трудам и в связи с 60-летием со дня рождения и 20-летием возрождения Свято-Введенского Толгского женского монастыря Ярославской епархии настоятельница Обители Игумения Варвара (Третьяк) награждается орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени», Патриарх Московский и всея Руси Алексий II;

Свидетельство №36 о занесении в Книгу Почета Ярославской области: «Настоятельница Свято-Введенского Толгского женского монастыря Игумения Варвара занесена в Книгу Почета Ярославской области на основании постановления Губернатора Ярославской области №133 от 16.02.2007 г. за большой личный вклад в восстановление и сохранение памятника истории и культуры федерального значения Свято-Введенского Толгского женского монастыря»;

20 августа 2007 г. в честь 20-летия возрождения обители Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл вручил медаль Общероссийского Общественного Движения Россия Православная «Крест «Десятина»;

5 мая 2010 г. Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл вручил юбилейную медаль Общероссийского Общественного Движения Россия Православная «65-лет победы в Великой Отечественной Войне»;

2 октября 2010 г. на память свв. Ярославских князей Феодора, Давида и Константина Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл в честь 1000-летия Ярославля вручил медаль блгв. кн. Ярослава Мудрого;

10 сентября 2010 г. Государственная награда РФ «Орден Почета», Президент РФ Д. А. Медведев, Указ №1121 (была вручена губернатором Ярославской области С. А. Вахруковым 28.12.2010 г.);

17 декабря 2010 г.: Во внимание к трудам во славу Святой Троицы Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси наградил матушку Игумению медалью Преподобной Евфросинии Полоцкой. (Награду вручил епископ Туровский и Мозырский Стефан в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря);

23 февраля 2012 г.: За усердные труды во славу Святой Церкви епископ Бакинский и Азербайджанский Александр наградил Матушку Игумению Золотой медалью Святаго Апостола Варфоломея;

4 марта 2012 г.: За большой личный вклад в развитие Ярославской области, способствующий её экономическому, социальному и культурному благополучию, губернатор Ярославской области С. А. Вахруков наградил Матушку Игумению медалью «За труды во благо земли Ярославской» II степени. (Указ Губернатора ЯО №43 от 09.02.2012 г.);

4 марта 2012г.: «Во внимание к трудам по восстановлению Свято-Введенского Толгского женского монастыря города Ярославля и в связи с 65-летием со дня рождения настоятельница означенного монастыря игумения Варвара (Третьяк) награждается орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, г. Москва №12.» Вручена лично 10 марта в Гефсиманском Черниговском скиту.

Чуть больше четверти века назад территория Толгского монастыря напоминала место военных действий — сплошные руины. А сейчас? На клумбах цветы, в пруду плавают лебеди и уточки, храмы сияют золочеными куполами. Кто бы мог подумать, что из руин поруганную обитель поднимет не мужская, а женская рука.

В Толгский монастырь игуменья Варвара приехала по приглашению владыки Платона из Чернигова, где в Покровском монастыре она несла послушание швеи, просфорницы и регента. Новоиспеченной игуменье было тогда сорок лет. Она не раз говорила о том, что в Ярославль прибыла с радостью, и, кажется, только сейчас, спустя годы, понимает, насколько тяжелое ей досталось тогда хозяйство.

— Как после войны, или после пожара было, — вздыхает матушка. — В кедровнике стена была разрушена до основания. Крестовоздвиженский храм стоял без стены и куполов. На других постройках ни крыш не было, ни дверей, ни окон. Последнее, что оставалось после закрытия колонии, местные дачники растащили. Как услышали, что отдают в 1987 году монастырю все, так позабирали двери, окна, доски хорошие с полов поснимали.

Удивительно, но руины только вдохновляли на труд.

— Быть игуменьей — это особенное послушание. Мне его еще в детстве предрек отец, — вспоминает матушка Варвара. — Мы с сестрой домой вернулись, а он и говорит маме: «Застилая ковры, игуменья идет!». Мне тогда было десять лет.

Чтобы возродить такой храм, нужны ого-го какие характер и сила воли! Закалку игуменья Варвара получила в семье еще в советские времена. Дочку воспитали строгий отец, который бдительно следил за тем, чтобы она ходила в храм, да отец Никифор, духовник Саши Третьяк (так называли в детстве игуменью Варвару).

— С четвертого класса пешком по шпалам с сестрой шли по 12 километров к отцу Никифору, а по пути не болтали, а Богородице молитву читали, — вспоминает игуменья. — Сестра моя теперь тоже служит игуменьей в Чернигове.

Трудолюбия матушке было не занимать. Ведь еще в школе ученица Саша Третьяк привыкла все делать на пять. А поскольку претензий учителей к ней не было, то и посещение храма усердной в учении девочке прощали.

— Семья верующая, что ж поделаешь — разводили учителя руками, — вспоминает матушка Варвара. — Папа мой, Илья, пел в хоре, был старостой. Мама Анна обслуживала огород. У нас шестеро детей было. После окончания школы в Киев поехали с сестрой работать на плодоовощную базу, и в храм Покровский ходили, а потом снова вернулись в Чернигов, поближе к родным. Потом меня забрали в Иерусалим в Горний русский монастырь. Там я жила 7 лет, а потом вернулась в Киево-Печерский монастырь.

После Киево-Печерского монастыря матушка Варвара и возглавила нелегкое хозяйство на Толге.

И стала хорошим экономистом и хозяйственником. Ведь для возрождения святого места мало одной истовой веры. Нужна волевая рука, ясный взгляд и практичность. Матушке Варваре этих качеств не занимать.

— В 1988 году начали собирать колокола. Их давало управление культуры с разбитых храмов, — вспоминает она. — Некоторые жертвовали. Сразу Спасский храм в 1989 году отреставрировали. Потом взялись за собор, потом Никольский, и самый последний Крестовоздвиженский храм. Тяжело было, но приехал Борис Ельцин и нам помог.

Теперь в монастыре есть и гостиница, и новенькое здание для мастерских и воскресной школы.

Из монахинь монастыря двенадцать стали игуменьями и возглавили монастыри в Ярославской области.

— Теперь у нас 120 сестер, — говорит матушка. — 20 человек в подворье живут по костромской дороге, там храм, фермы. У нас среди сестер свои цветоводы, архитекторы, золотильщики. Устают, бедняжки, но помогают паломники, без них бы никак. То чай помогут посортировать, то грядку прополют. Ведь в монастыре хоть соринку подними — на страшном суде тебе доброе дело записывается.

Монастырь, медленно погибавший годами, расцвел с приходом матушки Варвары, как белоснежный цветок. И глядя на долгострои города (да ту же «Чайку»), невольно думаешь — вот бы их да в Варварины руки!

                                                                                                                                                                        

«Жемчужина» Ярославской земли

Когда мы приезжаем в монастырь, нас охватывает ни с чем не сравнимое теплое чувство, благоговение, трепет, особое состояние души. Мы словно прикасаемся к чему-то сокровенному и вечному, испытываем забытое чувство святости. С глубокой древности на Руси посещение монастырей и храмов было тем духовным воздухом для верующих людей, без которого они теряли полноту и смысл жизни, некую «лествицу», возводящую на Небо.

Одним из таких мест, где русский человек любил открывать свое сердце в скорби и радости, надеясь на получение утешения и помощи от Господа и Царицы Небесной, был Свято-Введенский Толгский монастырь.

Обитель была основана в 1314 г. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Толгской. Сама Царица Небесная благословила эту землю явлением Своего чудотворного Образа. До советских времен это место было «жемчужиной» Ярославской земли, сюда нескончаемым потоком шел русский народ излить перед Заступницей Усердной свое горе и скорбь, получить исцеление и благодатную помощь.

Вопреки всем поворотам истории Толгский монастырь восстал из руин и в настоящее время снова не перестает привлекать множество немощных, скорбящих и сирых, прибегающих к Теплой Заступнице мира холодного и получающих по вере своей скорое вспоможение в скорбях и болезнях.

Ступая по пропитанным благодатью монастырским тропинкам, хочется воскликнуть вместе с Владыкой Иринеем (Нестеровичем): «Толгская обитель — редкость. Благоговение к Царице Небесной запечатлевает, кажется, каждый шаг; кажется, слышишь голос: «Разуй сапоги». Эта величественная Волга как будто для Сей Царицы катит свои волны; этот златой храм как будто среди небес для Нее воздвигнут; эти огромные кедры, увенчанные царственными коронами, как будто Ее царственную возвещают славу…»

Толга. Введенский Толгский женский монастырь.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь расположен в десяти километрах от центра Ярославля на левом берегу Волги, при впадении в нее реки Толги (Толгоболки), от которой и получил свое название. О времени и обстоятельствах основания монастыря рассказывает «Сказание о явлении и чудесах от иконы Толгской Богоматери». В «Сказании» говорится, что 8 августа 1314 г. ростовскому владыке Трифону ночью чудесно явилась икона Богоматери, стоящая на воздуха и освещающая округу. На этом месте и был основан Толгский Введенский мужской монастырь.

Первые документальные упоминания о Толгском монастыре относятся к XV в. В это время монастырь находился на землях удельных ярославских князей Жировых-Засекиных, родственники которых делали земельные вклады в монастырь. В середине XV в. Толгская обитель перешла под покровительство московского князя Василия II. В начале XVI в. в Толгский монастырь вложили земли известные государственный деятели: боярин и дворецкий Г.В. Годунов, дьяк и печатник И.Т. Грамотин. В это время монастырь владел, кроме земли, речными переправами через Волгу и Соньгобу, рыбными ловами и мельницей. Монахи торговали во многих городах Верхнего и Нижнего Поволжья и на Белом озере.

В начале XVII в. монастырь был разрушен и сожжен поляками, многие из монахов погибли. Новый этап возрождения и процветания Толгской обители в XVII в. связан с деятельностью энергичных игуменов Иоиля и Гордиана. Именно при их активных усилиях в монастыре ведется большое каменное строительство, а образ Богоматери Толгской получает широкую известность как в Ярославском крае, так и в России. В 1642 г. игумен Иоиль основал неподалеку от Толгского монастыря Смоленский (на Бору) мужской монастырь(ныне приходская церковь Смоленской Богоматери). Его святыней была чудотворная икона Смоленской Богоматери.

Земли Толгского монастыря в XVII в. были расположены в Ярославском, Романовском и Ростовском уездах. В 1685 году Толгский монастырь владел 390 га пашни, 444 га сенокосной земли, 272 га леса. На этих землях находилось 3 села (Савинский бор, Толгобол, Гавшинка), 24 деревни, 2 слободы. По количеству крестьянских дворов (254) Толгский монастырь входил в число 96 крупных монастырей (крупными считались монастыри, имевшие от 126 до 1250 дворов). В Ярославле Толгский монастырь имел двор, лавки, амбар, харчевенную избу. В 1744 г. монастырю принадлежало 1447 душ крестьян мужского пола. После проведения правительством в 1764 г. секуляризации церковных земель, Толгский монастырь был отнесен к третьеклассным (в середине XIX в. обитель была переведена в разряд первоклассных). Во владении обители осталось 22 га пахотной и 39 га сенокосной земли, мельницы в деревне Нестерово на реке Ить.

В конце XIX — начале XX в.в. монастырь увеличил свои земельные владения. В 1879 г. в вечное владение обители были высочайше пожалованы 164 дес. 1456 кв. сажень земли, в числе которых лесные дачи «Михайловская пустошь» и «Михайловское болото». В 1882 г. были пожалованы еще 30 десятин земли, на которых располагались дачи «Елманово» и «Пастухово». В 1885 г. мещанка А.П. Озерова пожертвовала монастырю землю и три деревянных флигеля в городе Рыбинске. В 1913 г. в дар от Главного Управления Землеустройства и землевладения обитель получила 5 дес. земли с лесом для устройства на них практической школы огородничества и пчеловодства с трехлетним курсом обучения для крестьянских детей. В 1913 г. в штате монастыря состояло 70 человек.

Архитектурный ансамбль Толгского монастыря складывался в XVII-XIX в.в. На месте и в память чудесного явления иконы была выстроена Соборная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 20-х г.г. XVII в. уже существовало расписанное фресками каменное здание собора с приделами Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского. В 1861 г. оно было разобрано, и на его месте в 1681-1683 г.г. сооружен ныне существующий четырехстолпный пятиглавый храм, построенный в традициях ярославского зодчества того времени — высокий подклет, с трех сторон храм опоясывают галереи, западный вход украшен высоким крыльцом на массивных столбах, расчлененных ширинками, изразцовый декор. В 1690 г. стены и своды собора были расписаны фресковой живописью артелью ярославских мастеров под руководством Дмитрия Семенова и Федора Федорова. Живопись двух нижних ярусов посвящена истории создания обители и чудесам Толгской иконы Богоматери. В 1839-1840 г.г. стенописи поновлялись. Тогда же создали пятиярусный резной позолоченный иконостас. В южной паперти собора был устроен придел во имя Ярославских чудотворцев Феодора, Давида и Константина, увенчанный главкой. В 1691 г. он был украшен стенной живописью. В 1912 г. стенописи реставрировались художником из Палеха М.И. Дикаревым.

В 1680-х г.г. с северо-западной стороны от соборного храма на месте старой деревянной была сооружена каменная трехъярусная колокольня, имевшая первоначально шатровое завершение. В 1826 г. по проекту архитектора П.Я. Панькова был надстроен четвертый ярус, имеющий завершение в виде ротонды с главой. В конце XX в. на колокольне Толгского монастыря находилось 11 колоколов, крупнейший из которых достигал веса 505 пудов и был отлит в Ярославле мастером А.В. Чарышниковым. В нижних ярусах колокольни располагались кладовые палатки и ризница.

Двухэтажная теплая одноглавая церковь с трапезной в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с приделом Феодора Стратилата существовала как каменное здание еще в 20-х годах XVII в. В 1838 г. храм был существенно перестроен. В 1867 г. в южной алтарной апсиде был освящен придел в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. С 1735 г. в северной части алтаря также существовал придел во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, позднее он освящался во имя Иоакима и Анны, затем во имя Арсения, епископа Тверского, а в 1818 г. — в честь Толгской иконы Богоматери. Первоначальный облик Крестовоздвиженской церкви отличался весьма сдержанными формами внешнего декора.

К северо-востоку от Введенского собора находится церковь во имя Спаса Нерукотворного, построенная в начале XVIII в. Отличительной чертой Спасской церкви является необычное для Ярославля завершение в виде восьмигранного купола с восемью миниатюрными главками, являющегося основанием для ступенчатой композиции из двух уменьшающихся кверху восьмериков, увенчанных шарообразной главкой. На южной стороне трапезы был устроен придел, освященный в 1798 г. в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

С запада к зданию церкви примыкал одноэтажный больничный корпус, отчего сама церковь называлась также больничной. Больничный корпус также отличал богатое внешнее убранство — колонны с причудливыми капителями, большие окна с прекрасными белокаменными наличниками, украшенными раковинами. В памятнике впервые в ярославском зодчестве отчетливо проступали черты т.н. московского или нарышкинского барокко. В трапезе Спасской церкви погребены первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов (ум. 2.07.1788) с супругой Натальей Ивановной (ум. 26.12.1792), участник Отечественной войны, командир корпуса Первой русской армии генерал-лейтенант Николай Алексеевич Тучков, ряд других лиц.

Святые врата, обращенные к Волге, с одноглавой надвратной церковью во имя Святителя и Чудотворца Николая сооружены в 1672 г. на средства ярославских купцов гостиной сотни С.М. и И.М. Сверчковых. Композиция надвратной церкви с двумя фланкирующими башнями цилиндрической формы Святых врат напоминает известные образцы Ростовского кремля, но уступает им по размерам. В начале XVIII в. был сооружен фронтон над проездной аркой Святых врат.

В 1893 г. в монастыре была сооружена каменная часовня в память о 46 толгских иноках, убитых захватчиками 18 мая 1609 г. во время осады Ярославля отрядами Лжедмитрия II. В 1911 г. внутренние стены часовни были расписаны масляной живописью.

Монастырь окружен каменной стеной с 9 башнями, построенной также в конце XVII в. (четыре башни цилиндрической формы, пять других квадратные в плане). Первоначально башни имели высокие шатровые кровли. В процессе многократных позднейших перестроек большинство башен утратило первоначальный суровый крепостной характер архитектуры.

По внутреннему периметру стен располагаются корпуса монастырских келий. Двухэтажный Никольский корпус пристроен в 1680-х г.г. к надвратной Никольской церкви на средства благотворителя монастыря князя Никиты Львова и располагается вдоль западной стены. Второй корпус, также двухэтажный, существовал при Крестовоздвиженской церкви и служил местом пребывания епархиальных архиереев при их приездах в монастырь. Рядом со Спасской церковью имелся двухэтажный корпус, в котором в разное время на протяжении XVIII-XIX в.в. размещались монастырская больница, духовное училище, семинария, кухня, трапезная и другие подсобные помещения. В 1839 г. второй этаж был разобран. Вдоль восточной стены располагается двухэтажный Спасский корпус. В 1886 г. был сооружен еще один одноэтажный келейный корпус рядом с Крестовоздвиженской церковью.

В 1882 г. за северной стеной монастыря была выстроена каменная гостиница для богомольцев, а также одноэтажный странноприимный дом.

Видной достопримечательностью монастыря являлся примыкающий к южной стене знаменитый кедровый сад. По преданию, он был заложен в конце XVI в. при игумене Феодосии. В саду был выкопан пруд для обеспечения оптимального гидрологического режима питания деревьев и устроен питомник, где выращивались саженцы кедра. В 1887 г. в саду была устроена оранжерея с цветочным, огуречным и виноградным отделениями. Сад обнесен каменной оградой и сохранился до нашего времени.

Толгский монастырь имел подворья в Ярославле и в Рыбинске. На ярославском подворье, в Рубленном городе, находилась церковь во имя Толгской иконы Божией Матери, упраздненная и разобранная по ветхости в 1784-1785 г.г. В 1903 г. на рыбинском подворье была выстроена каменная церковь Толгской иконы Богоматери с колокольней.

Основные монастырские праздники были установлены 8 (21) августа — день явления Толгской иконы Богоматери, — и 21 ноября (4 декабря) — храмовый праздник Введенского собора. Особым многолюдством и торжественностью отличался первый из них, называемый также «Толгиным днем». Накануне Толгина дня и в день праздника организовывались специальные пароходные рейсы из Ярославля для богомольцев, а праздничная служба совершалась епархиальным правящим архиереем.

Советская власть с первых же дней своего существования начала ожесточённую борьбу с Православной церковью. В октябре 1918 г. была произведена опись всего имущества монастыря, составлено соглашение, содержание которого заключается в том, что насельники Толгского монастыря приняли все это имущество от Ярославского Совдепа в бессрочное, бесплатное пользование на определенных условиях. В конце 1918 г. в монастырскую гостиницу поселились около 300 монахинь Ярославского Казанского монастыря — их обитель советская власть заняла под концлагерь. Священников объявили врагами Советской власти. Против них начались беспрецедентные репрессии. В 1918 г. были расстреляны послушник Толгского монастыря Павел, находившийся при иконе на вокзале, иеромонахи Никандр (Прусак) и Иосиф (Баранов).

Имущество монастыря и его постройки постепенно отбирались. В 1928 г. было принято решение закрыть монастырь. Против выступили не только монахи, но и местные прихожане: было собрано полторы тысячи подписей против закрытия, а «если решат закрыть, то будем силой отстаивать свой монастырь». Но противостоять власти было тогда невозможно: настоятеля монастыря иеромонаха Григория (Алексеева), пытавшегося отстоять от закрытия последний оставшийся храм — Введенский собор, сослали в Сибирь. С колокольни были сброшены колокола, святыни отправлены в музеи. Монахов прогнали на все четыре стороны.

В начале 30-х г.г. советское правительство решило построить в Ярославле на Волге, у села Воздвиженское гидроэлектростанцию. Плотина должна была перегородить Волгу в окрестностях Толгского монастыря. Монастырь был полностью выселен, остались свободными все его здания и храмы, и обитель была выбрана властями для организации в ней управления строительством. Сюда стали прибывать специалисты гидротехнических работ. Многие из них привозили с собой свои семьи, заселившие кельи.

В Толгском монастыре для испытания действующей модели будущего гидроузла был выбран Введенский собор и рядом стоящая звонница. Внутри храма было устроено перекрытие, делящее его на два этажа. В центре собора, от алтаря до западной стены, соорудили огромную белую плиту. У алтарной стены (на месте иконостаса) построили макет плотины. Для выхода отработанной воды в полу собора пробили отверстие, а в его подклети установили огромную бетонную ёмкость. Рядом с колокольней в маленьком кирпичном сооружении (сейчас иконная лавка) установили два насоса. На колокольне был сооружен огромный металлический резервуар. Насосы нагнетали воду в резервуар, откуда она самотеком поступала в собор и выливалась, проходя плотину, на бетонную плиту. После этого по трубе сливалась в бетонную емкость под полом собора. В южной галерее устроили химическую лабораторию, кладовую и магазин.

Проведенные исследования грунта дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск. Волгострой перебрался на новое место, но монастырь уже на долгие годы превратился в жилье для обычных горожан, не имевших по той или иной причине жилья. Занятыми под жилье оказались не только кельи, но и все крепостные башни. В части Никольского храма построили второй этаж. Жители приспосабливали неудобные для жилья помещения, прорубая новые окна и закладывая старые, а то и просто увеличивая их. Прорубали новые двери, срубали своды и карнизы.

Сразу после отъезда Волгостроя в 1936-37 г.г. в монастырь приехали новые хозяева — воспитатели и воспитанники школы ФЗУ Наркомюста, в последствии детской колонии НКВД. Ее разместили в здании монастырской гостиницы. Во Введенском соборе устроили псарню и конюшню, позднее — склад; в Спасском храме — мастерские и комнату отдыха для охраны; в Крестовоздвиженском храме и трапезной — клуб; в Святых воротах — гараж.

В 1947 г. Толгский монастырь был включён в список архитектурных памятников, охраняемых государством. В 50-60-е г.г. предпринимались попытки что-то сделать для их сохранения, но реальных результатов достигнуто не было. Единственное, что удалось сделать в 1970-е г.г. — укрепить грунты и фундаменты аварийных зданий и отремонтировать кровли.

На рубеже 60-х г.г. рядом с монастырем развернулось строительство. Бывший его хозяйственный двор с постройками и гостиницей и большая луговина на левом берегу речки Толги были обнесены бетонной оградой и рядами колючей проволоки. Так началось создание исправительной колонии малолетних преступников. Для персонала построили рядом каменный двухэтажный дом. Есть сведения, что на его фундамент брали каменные памятники с уничтоженного монастырского кладбища. Впоследствии там вырос поселок, куда переселялись из монастырских зданий работники колонии.

Летом 1986 г. в Ярославской области побывал член Политбюро ЦК КПСС, уроженец Ярославля Александр Николаевич Яковлев. Во время этой поездки он посетил и Толгский монастырь. Как он вспоминал впоследствии, уже тогда он решил предпринять шаги для возвращения монастыря Церкви. Последние квартиранты, жившие здесь десятки лет, были выселены в 1986 г. В 1987 г. расформировали колонию. Решением Совета Министров СССР находившиеся в аварийном состоянии храмы и постройки были переданы Русской Православной церкви. 7 декабря 1987 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Святейшим Синодом на территории древнего монастыря была учреждена первая в современной России женская обитель.

Обитель в момент передачи Церкви находилась в состоянии крайней заброшенности. Большая часть построек пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью были утрачены настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. Частично сохранившиеся стены давали лишь смутное представление о когда-то величественном монастырском ансамбле. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам.

26 мая 1988 г. возрождающаяся Толгская обитель праздновала особое радостное событие — обретение и перенесение честных мощей великого подвижника, религиозного мыслителя и духовного писателя XIX в. — святителя Игнатия (Брянчанинова). 29 июля во вновь освященной Спасской церкви была впервые отслужена праздничная Божественная литургия архиерейским чином. 25 сентября за Божественной Литургией в Спасском храме благочинная монастыря монахиня Варвара (Третьяк) Высокопреосвященнейшим Платоном Архиепископом Ярославским и Ростовским была возведена в сан Игумении.

По назначении на Толгу игумения Варвара с первых же дней начала поднимать монастырь из руин. За короткий срок были оборудовано отопление, подведены водопровод, канализация, организованы столярная и слесарная мастерские, газовая котельная, гараж, отреставрированы или заново возведены каменные хозяйственные строения и кирпичные келейные здания, устроены овощехранилища, налажена работа трапезной, оборудован медицинский кабинет.

Постепенно возрождались монастырские храмы. В 1999 г. завершилась реставрация Спасского храма. Мастера-реставраторы ООО «Возрождение» восстановили фрески Введенского собора, алтарную часть украсил живописью народный художник России Н.А. Мухин. Восстановленный из руин Крестовоздвиженский храм расписали художники школы «Ярославская икона» под руководством Н.А. Мухина. В 2006 г. в восточной части подклети Крестовоздвиженской церкви был устроен небольшой храм святой великомученицы Варвары — он был расписан бригадой ярославских художников под руководством А.Н. Серикова. Торжественное освящение храма 16 декабря совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.

Поддержку в восстановлении обители оказывал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Он четырежды побывал в Толгском монастыре. 13 мая 1993 г. в день памяти свт. Игнатия Брянчанинова он совершил во Введенском соборе Божественную литургию и отслужил молебен перед ракой со святыми мощами, 17 декабря того же года почтил своим вниманием матушку Варвару в день её тезоименитства, в день 680-летия обители 21 августа 1994 г. Патриарх отслужил во Введенском соборе торжественную литургию, 21 августа 1997 г. прибыл на празднование 10-летия возрождения монастыря и освятил крест для Крестовоздвиженского храма.

Посещали обитель и руководители государства. 21 августа 1994 г. здесь вместе с Патриархом побывал глава правительства РФ В. С. Черномырдин, 3 мая 1996 г. — Президент России Б.Н. Ельцин, 5 августа 2008 г. — Президент России Д. А. Медведев.

Историческое событие в жизни Толгского монастыря и всей Православной церкви произошло 20 августа 2003 г., когда в торжественной обстановке монастырю была возвращена более 70 лет хранившаяся в Ярославском художественном музее Толгская икона Богоматери . 11 сентября 2010 г. в обитель прибыл по Волге Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Он совершил утреню во Введенском соборе. 12 сентября Патриарх совершил литургию и освятил вновь построенный Успенский собор Ярославля.

Начало обители относится ко времени правления в Ярославле святого благоверного князя Давида, сына Федора Черного. В 1314 году ростовский епископ Трифон (до пострижения в схиму Прохор) объезжал владения своей обширной епархии. 7 августа, возвращаясь месте с бывшими при нем священниками и клириками по Волге в Ярославль из Белозерской страны, он остановился ночевать на правом берегу реки.

В полночь епископ пробудился и увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и до того столпа через реку мост. Взяв посох, он пошел по мосту к огненному столпу и посреди него видит Образ Божией Матери с младенцем на руках, стоящий на воздухе. Долго молился святитель перед иконой, затем по тому же мосту возвратился в свой шатер.

Войдя в шатер, он нашел всех спящими, и сам предался покою, решив утаить бывшее ему дивное явление. Утром 8 августа спутники святителя заметили странное исчезновение архиерейского посоха, который вчера был поставлен у изголовья его ложа, и доложили об этом святителю. Поняв, что Богу угодно, чтобы виденное им чудо было открыто, епископ Трифон рассказал обо всем, что видел за Волгой. Слуги, переехав Волгу, обрели икону Пресвятой Богородицы в лесу, стоящую уже не на воздухе, но на земле между деревьями, и рядом с ней посох своего архипастыря.

И тогда епископ Прохор, оставив путь к Ростову, благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь. Весть о чудном явлении Образа Божией Матери доходит до Ярославля. Сюда стекается множество народа разного звания, приходят здоровые и больные, и все, увидев Образ, помогают святителю Трифону в строении церкви.

За один день строительство храма было завершено, в него перенесли обретенную икону. Епископ Прохор, освятив церковь во имя Введения Богоматери во храм, благословляет быть при сей церкви монастырю и определяет в него настоятеля-игумена..

Обитель стала называться Толгской по реке, которая впадает здесь в Волгу, а празднование чудотворной иконе Толгской Богоматери было установлено 8 августа, в день явления святыни. Слово «толга» происходит, вероятно, из исчезнувшего языка финно-угорского племени меря, проживавшего ранее на территории Ярославской области. В родственных мерянскому языку мордовских языках «толга» означает «птичье перо».

Сведения о ранней истории монастыря скудны и отрывочны. Первым событием, которое известно в истории новосозданной обители, является чудо истечения от святой иконы мира. Произошло это 16 сентября 1392 года, при игумене Германе, во время службы. Миро оказалось целебным, многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся тем миром, получили исцеление. С этого времени икону Богоматери стали почитать как мироточивую.

В конце XIV века в Толгском монастыре произошел большой пожар, в котором сгорели кельи и ограда. Думали, что и чудотворная икона Богородицы также сгорела, и много скорбели о том. Но после пожара святую икону обрели вне монастыря, в лесу на дереве, чудесно изъятую из пламени, совершенно невредимую и сияющую светом. Позднее на месте чудесного спасения образа поставили часовню. Монастырь не прекратил своего существования, что случалось после пожаров со множеством тогдашних монастырей.

Целый ряд необыкновенных чудес, начавшихся уже с первого дня существования обители, привлекали в монастырь паломников. Монастырю покровительствовали ярославские князья. Около 1400 года Ярославским князем Феодором Феодоровичем Толгскому монастырю была дарована жалованная грамота на деревню Кукольцыно с освобождением крестьян от княжеских даней и повинностей.

С усилением феодальной раздробленности Толгский монастырь попал в вотчину князей Засекиных и терпел от них много притеснений. Князь имел над обителью как

административную так и в судебную власть. Кроме того монастырь должен был платить князю известную дань. Власти требовали себе кормов, подвод, даров, посулов и многое другое. Очевидно, князья Засекины слишком злоупотребляли своими вотчинными правами, потому что монастырь вынужден был обратиться с челобитной к Великому Московскому князю Василию Васильевичу Темному, который взял монастырь под свое покровительство.

В 1553 году Толгский монастырь посетил московский царь Иван Васильевичем Грозный. Царь ездил на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни ног и на обратном пути остановился у Толги. Иван Грозный много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, после чего ноги у него укрепились, и он встал с кресла, на котором его носили, совершенно здоровым.

Благодарный монарх щедро одарил игумена и братию, повелел строить в обители каменный храм и преподнес в дар монастырю икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась здесь как местночтимая святыня. На средства, пожалованные царем, в конце XVI века при игумене Феодосии был построен каменный храм.

Исполнившись великой радости, Царь возблагодарил Бога и Пречистую Его Матерь, одарил игумена и братию щедрой милостыней и повелел построить в обители каменный храм, который и был построен в конце XVI века при наместнике монастыря игумене Феодосии (управлял обителью с 1578 по 1602 гг.)

Смутные годы разразились над Толгской обителью тяжким бедствием, выразившемся в полном разорении монастыря. 18 мая 1609 года отряд поляков захватил обитель, осквернил и разграбил ее. Были перебиты сорок шесть иноков, скрывшихся в храме. Долгое время их братскую могилу отмечал «раздвоенный» камень, и богомольцы брали сквозь его отверстие могильную землю, веруя, что она обладает целебной силой. Над местом захоронения иноков в 1893 году была сооружена часовня по проекту архитектора Н. И. Поздеева. Её интерьер в 1911 году украсили стенным письмом. В 1914 году в дни празднования 600-летия Толгского монастыря её торжественно освятили как храм-часовню. Здесь ежегодно 18 мая совершалась заупокойная лития по погибшим.

В дни польского нашествия – Смутное время – икона Толгской Богоматери хранилась вне стен монастыря.

Со временем чудотворная икона Толгской Богоматери приобретала статус первой среди чтимых икон Ярославля, в трудные времена к ее помощи прибегали и ярославцы, и жители окрестных мест, и многочисленные паломники.

В 1612 году в Ярославле, ставшем местом сбора народных сил в ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, как рассказывают местные предания, произошло моровое поветрие. И тогда с иконой Толгской Богоматери и другими святынями города совершился первый из известных в Ярославле чрезвычайных крестных ходов, после которого болезнь отступила.

Ужасные бедствия – моровая язва, голод, великие пожары неоднократно посещали Ярославль. В эти дни «туги народной» жители обращались к помощи иконы Толгской Богоматери, и народное горе затихало, и часто сама стихия смиряла ярость.

После поразительной благодатной помощи, полученной в постигших Ярославль в 1654-1657 годах бедах, жители города исходатайствовали установление ежегодного крестного хода чудотворной Толгской иконы в Ярославль.

После польского разгрома труд восстановления монастыря выпал на долю игумена Серапиона. Царем Михаилом Феодоровичем Романовым в 1620 году пожаловано было 40 рублей на строение церкви в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а также 100 рублей на возведение колокольни.

В настоящее время теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня — самая ранняя из сохранившихся каменных построек монастыря. В 1838 году церковь подвергалась переделкам: были повышены своды, растесаны окна, убраны внутренние столбы, верхние участки храма украшены стенным письмом.

Воздвиженскую церковь в 1892 году расписали полностью масляными красками.

Бурный расцвет Толгского монастыря связан с именем игумена Гордиана, управлявшего обителью с 1673 по 1700 гг. В это время в основном и сложился современный ансамбль монастыря.

В первую очередь игумен Гордиан закончил начатое в 1672 году строительство Святых ворот с надвратной церковью во имя Николая Чудотворца, занимавшей «после собора самое видное в монастыре место».

Это строительство велось на средства торговцев Ярославской гостинной сотни Семена и Ивана Матвеевичей Сверчковых.

Кроме устройства Святых ворот и каменной Никольской церкви над ними, Сверчковы пожертвовали монастырю также тысячу пудов соли и 2538 рублей 15 алтын и 2 деньги – сумму по тому времени громадную – на благоустройство обители. Никольский храм внутри был украшен стенным письмом «в польском стиле».

Постройка величественной Введенской соборной церкви на месте древней маловместительной и уже обветшавшей была другим большим делом игумена Гордиана.

Работы начались в 1681 году и окончились через два года. Лучшими для подражания были тогда соборы Ярославский и Ростовский и церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Нижняя часть храма изначально сооружалась как усыпальница знаменитых лиц или же настоятелей монастыря, поэтому сам храм был поднят от земли более, чем на тридцать ступеней.

Всю Введенскую церковь, наподобие церкви Иоанна Предтечи, обнесли папертями, которые давали возможность помещаться людям, издалека приходившим на поклонение Чудотворной иконе.

Здание было увенчано пятиглавием, как и соборы Ростовский и Ярославский. С южной стороны церкви устроен придел во имя Ярославских чудотворцев, святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина. Собор расположен посреди монастыря, напротив Святых ворот. Стены и своды храма расписаны в 1690–1691 стенным письмом греческого стиля мастерами Ярославля и Костромы: Федором Федоровым, Димитрием Семеновым-Сибиряком, Василием Осиповым и другими, чьи имена записаны на откосе южного нижнего окна западной паперти.

Придел Федора, Давида и Константина Введенского собора расписывала та же артель на средства окольничего (это один из высших придворных боярских чинов на Руси) Василия Федоровича Жирово-Засекина, потомка святого князя Федора.

После окончания возведения Введенского собора Толгского монастыря немедленно начата была постройка трехъярусной величественной колокольни, которая была окончена около 1688 года. Устремленная ввысь колокольня всегда привносила особую красоту и торжественность в монастырский архитектурный ансамбль.

Пожертвованные царем Михаилом Федоровичем 100 рублей на «каменное колокольное строение» были использованы на литье колокола. Надпись на нем гласила: «Вылит Пресвятой Богородицы Толгского монастыря казенными деньгами при державе Государя царя и Великого князя Михаила Феодоровича, при игумене Серапионе с братиею, а в нем весу 100 пудов, а цена 500 рублев, лета 7140 «. Колокол в 1678 году разбился и был перелит в Голландии с повторением прежней надписи и добавлением новой на латыни: «Евергард Сплинтер слил меня в Кнелизе».

На новопостроенную колокольню вместе с прежними колоколами был поднят и новый большой колокол весом в 200 пудов, приложенный в дар обители усердием окольничего князя Никиты Яковлевича Львова, давшего на слитие колокола тысячу рублей.

Кроме своей крупной жертвы на колокол, князь Никита Яковлевич Львов приносит в дар обители богатейшие, осыпанные жемчугом и каменьями священно-служебные ризы, в разное время в монастырь дает 900 четвертей ржа и овса на монастырские потребности, кроме того, устраивает на свой счет каменные братские кельи на 1500 рублей и, наконец, постригается в монастырь под именем Нила.

Ни один из прежних колоколов не сохранился, поэтому после учреждения монастыря пришлось собирать новый ансамбль по сельским храмам. Сейчас он состоит из одиннадцати колоколов: праздничного, постного, полиелейного, четырех подзвонных и трех зазвонных. Благовестник (вес более 300 пудов) был перелит в 1831 году из колокола 1827 года. Вес других колоколов от 120 пудов до одного с половиной. Полиелейный в 1830 году был отлит на заводе Самгина в Москве, постный – в 1832 на московском заводе Финляндского. Из малых колоколов четыре ярославских – с завода Оловянишникова.

В начале 1690-х годов игуменом Гордианом были возведены настоятельский корпус, стены и башни Толгского монастыря.

Ко времени настоятельства в Толгском монастыря игумена Гордиана относится знаменательное событие: опальный патриарх Никон, возвращавшийся по Волге из своего долгого заточения, 16 августа 1681 года, чувствуя приближение смерти, повелел пристать возле монастыря, чтобы причаститься Святых Христовых Таин.

Когда судно пристало к берегу, Патриарх в присутствии монастырской братии причастился «от руки своего духовного отца архимандрита Кириллова монастыря Никиты».

Как известно, в этот же день вечером, блаженный Патриарх Никон скончался в Ярославле на своем струге, на реке Которосли, возле Спасо-Преображенского монастыря, искренне оплакиваемый всеми жителями Ярославля.

Игумен Гордиан скончался в 1700 году и погребен под придельным алтарем сооруженного им Введенского собора, при северо-западной стене алтаря.

Под соборным храмом находится усыпальница почетных граждан Ярославля, которые вносили при жизни своей пожертвования в святую обитель, а также представители знаменитых древних боярских родов: Вяземские, Троекуровы, Голицыны, Мельгуновы и другие.

К началу XVIII века относится строительство четвертой каменной церкви на территории Толгского монастыря, в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Она была возведена на месте деревянной, в память о принесенной в дар монастырю Иваном Грозным иконе Спаса Нерукотворного.

Спасская церковь обращает внимание своеобразным куполом, по краям которого расположено восемь глав средней величины, а купол, высоко поднятый вверх, увенчан девятой главой большего размера.

В трапезе храма устроили придел во имя праведного Лазаря, упраздненный в 1793 году, но через пять лет возобновленный уже во имя святителя Димитрия Ростовского на средства графа Александра Ивановича Остермана. Стены храма были украшены живописью. К Спасской церкви был пристроен двухэтажный корпус, в котором, вследствие правительственных распоряжений, жили на пропитании с 1757 года военные обер и унтер-офицеры и рядовые, неспособные к службе, которым давалось помещение, а также денежное и хлебное содержание. Он обращен с 1793 года в монастырскую больницу, отчего и храм назывался больничным. В 1806 году в размещены были этом корпусе русские классы духовного училища, потом семинария, потом уездно-приходское училище, и наконец, сильно обветшавший, в 1836 году он был снова предоставлен в собственность монастыря.

В трапезе Спасской церкви в 1812 году был погребен герой Отечественной войны генерал-лейтенант Николай Алексеевич Тучков, умерший от ран, полученных в Бородинском сражении, о чем имеется мемориальная надпись на стене.

В 1914 году Толгский монастырь отмечал свой 600-летний юбилей. Готовясь к этому событию, наместник монастыря, игумен Серафим (Самойлович, новомученик, † 1937г.) произвел сложный и основательный ремонт всех храмов и монастырских зданий.

В 1917 году Толгский монастырь был упразднен, в 1928 — прекратились службы в храмах обители, 6 марта 1929 года —окончательно закрыт.

В начале 30-х годов в Ярославле на Волге, у села Воздвиженское советское правительство решило построить гидроэлектростанцию. В окрестностях Толгского монастыря плотина должна была перегородить Волгу. Монастырь был полностью выселен. Все его здания и храмы остались свободными. Власти выбрали монастырь для организации в нем управления строительством, так как вокруг в те годы были только деревни, поля и леса. Сюда, на Толгу стали прибывать специалисты гидротехнических работ. Многие из них привозили с собой свои семьи, заселившие кельи.

Во Введенском соборе с бесценными фресками была устроена действующая модель гидроузла для проектировавшейся Волгостроем ярославской плотины.

Проведенные в Ярославле исследования грунта дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск. Но Толгский монастырь уже на долгие годы превратился в жилье для обычных горожан, по той или иной причине не имевших жилья. Несколько десятилетий часть зданий монастыря занимала детская воспитательная колония. И хотя в 1947 году монастырский комплекс как памятник истории и культуры был взят на государственную охрану, положение его мало изменилось. Лишь в 1970-е годы в обитель пришли реставраторы. Последние жители обители, жившие здесь десятки лет, были выселены в 1986 году.

7 декабря 1987 года полуразрушенный Толгский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, здесь учредили первую в современной России женскую обитель (после 1917 года на территории РСФСР были закрыты все православные женские монастыри).

Большая часть построек монастыря – замечательные памятники русской архитектуры – пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью утрачены были настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. О когда-то величественном монастырском ансамбле давали лишь смутное представление частично сохранившиеся стены. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам.

Сюда стали собираться и первые насельницы, которых не испугала временная неустроенность монастырского быта

26 мая 1988 года возрождающийся Толгский монастырь праздновал обретение и перенесение честных мощей великого подвижника, религиозного мыслителя и духовного писателя XIX века — святителя Игнатия (Брянчанинова), которые пребывают в обители по сей день.

29 июля 1988 года, в освященной владыкой Платоном Спасской церкви была отслужена первая Божественная литургия.

25 сентября 1988 года настоятельницей Толгского Свято-Введенского монастыря Святейший Патриарх Пимен назначил игумению Варвару (Третьяк).

Спервых же дней игумения Варвара энергично занялась хозяйством, которое приходилось поднимать почти с нуля. За короткий срок оборудовано отопление, подведены канализация, водопровод, организованы слесарная и столярная мастерские, гараж, газовая котельная, отреставрированы или заново возведены каменные хозяйственные строения и кирпичные келейные здания, налажена работа трапезной, оборудован медицинский кабинет, устроены овощехранилища.

Были отреставрированы и освящены четыре монастырских храма.

Главный Введенский собор – летний. Работы по реставрации настенной живописи собора выполнила группа реставраторов ООО «Возрождение» под руководством Е.Б.Черняева.

В настоящее время Богослужение совершается в теплом Крестовоздвиженском храме.

Храм был полностью расписан в 2002 году артелью ярославских художников под руководством академика Николая Мухина. Их имена можно прочитать в клейме у входа в церковь. В Крестовоздвиженском храме находятся главные святыни обители: Толгская икона Божией Матери XIX века (список с Чудотворной иконы) и рака с мощами Святителя Игнатия Брянчанинова. Имеются два ковчега с частицами мощей святых Киево-Печерской Лавры и многих других. В подклете Крестовоздвиженского храма в 2006 году устроена небольшая «пещерная» церковь, освященная во имя Великомученицы Варвары (в память 1700-летия мученической кончины святой). В подклете храма расположилась также монастырская библиотека.

Насельницами обители расписаны Спасский и Никольский храмы. Богослужение в них совершается редко по причине маловместимости.

Обитель свято чтит старую добрую традицию странноприимства. Паломники могут остановиться, как и в прежние времена, в старинной монастырской гостинице, а также пользоваться монастырской трапезой.

Еще одной из достопримечательностей Толгского монастыря является расположенная в юго-восточной его части кедровая роща.

Устройство парка, по преданию, относится к последней четверти XVI столетия. Рощу от ветра защищает высокая стена, здесь почти всегда тихо. Между кедрами, насажденными полуциркулем аллеею в два ряда, для питания сада водой был выкопан пруд. Сад кроме кедровых деревьев изобиловал множеством дорогих цветочных растений. Недаром, гуляя по монастырскому саду 28 июня 1863 года, юный царственный посетитель сада, государь Цесаревич и Великий князь Николай Александрович пришел в такое восхищение от кедровой рощи, что воскликнул: «Я здесь ожил».

Пруды почти высохли в настоящее время из-за нарушения дренажной системы, да и густые ряды кедров значительно поредели. Сестры посадили несколько десятков новых саженцев кедра.

Сейчас Толгский монастырь может быть отнесен к числу благоустроеннейших Российских обителей.