Толкование библейских текстов

Типологический и аллегорический методы толкования Священного Писания в церковной письменности IV-V вв.

Известно, что христианское вероучение, как совокупность догматов, выражающих богооткровенную истину, зиждется на двух столпах — Священном Писании и Священном Преда­нии. По определению митрополита Макария (Булгакова), догмат «есть истина откровенная, содержащаяся в Св. Писании или Св. Предании, или в обоих вместе: потому что других источников для христианской религии нет, и учение, не заключающееся в этих ис­точниках, никогда не может быть христианским догматом».

Поскольку же средоточие Священного Предания состав­ляют творения святых отцов и учителей Церкви, то очевидно, что понимание Священного Писания немыслимо вне святоотеческой экзегезы. Сама же экзегеза органично вырастает из новозаветного толкования Ветхого Завета, сутью которого является учение о воплотившемся Боге Слове, определившее собою многие существенные черты христианского видения Ветхого Завета и вообще — многие сущностные подходы к Священному Писанию в древнехристианской литературе.

В Православной Церкви выделяется два основных методов толкования Священного Писания. Первый метод — это «буквально-исторический» или «историко-филологический». Задача этого метода заключается в рас­крытии буквального смысла Писания, непосредственного смысл, который был понятен современникам священных авторов. Второй основной метод толкования Ветхого Завета — «типологический». Он заключа­ется в том, что события, лица и предметы библейской ветхозаветной истории рассматривают­ся как прообразы новозаветных событий, лиц и предметов. При этом признается историче­ская достоверность ветхозаветных событий. В святоотеческой традиции этот метод назы­вался «духовным», «таинственным», иногда даже «аллегорическим» толкование.

В качестве вспомогательного метода, использовавшегося для нравственных наставлений верующим в Церкви использовался метод «аллегории». Этот способ толкования предполагает рассмотрение событий и лиц ветхозаветной — а иногда и новозаветной — истории символически как образов понятий и законов духовной жизни: как различные добродетели и страсти, проявления добра и зла, действия греха и благодати.

Типологический и аллегорический методы активно использовались в писаниях Святых отцов Православной Церкви IV-V веков для толкования Священных книг Ветхого Завета. В то время использование того или иного метода толкования всегда составляло характерную особенность различных богословских школ Древнехристианской Церкви. Именно отличие в подходе к толкованию Библии коренным образом отличали александрийскую и антиохийскую богословские школы.

Актуальность данной темы не подлежит сомнению ввиду того, что и до сегодняшнего дня библейская экзегетика находится под глубоким влиянием святоотеческого толкования Биб­лии. Так митрополит мо­сковский Платон настоя­тельно ориентировал своих коллег и учеников на «лучших учителей церковных и толковников». Обзор истории русской православной библеистики показывает, что патристическая экзеге­тика всегда была образцом для православных толкователей. Протоиерей Александр Мень писал, что ориентация на пример восточных отцов Церкви – первый и наиболее важный принцип пра­вославной библейской интерпретации.

Эта ориента­ция диктуется несколькими факторами. Во-первых, наследие отцов Церкви, бесспорно, поддерживает авторитетность и существенность Священного Писания. Во-вторых, сочинения отцов Церкви касаются и разъясняют наиболее важные богословские истины православной церковной традиции, учения и догмы. В-третьих, патристические способы толкования Священного Писания и практика «типологиче­ского», «аллегорического» и «духовного» толкования приходятся вкусу многим православным библеистам.

Аллегорический метод толкования в трудах отцов IV-V веков

Золотой век библейского экзегезиса связан с деятельностью двух богословских школ Святых отцов: Александрийской и Антиохийской. Именно в древних богословских школах формировались те принципы православной экзегетики и герменевтики, которыми мы пользуемся и сегодня.

Древнейшей богословской школой является Александрийская богословская школа. Именно Александрия в древности была главным интеллектуальным центром греческой нации и именно здесь существовали искренние богословы и пытливые, ищущие ученики. Во втором веке школой заведовал Пантен, его преемником был Климент Александрийский, затем в III веке – Ориген. Наиболее видные ее представители – это преемник Пантена Тит Флавий Климент (св. Климент Александрийский, 150–215), Ориген (185–253), св. Афанасий Великий (293–373) и св. Кирилл Иерусалимский (315–387). Вот как св. Климент Александрийский формулирует цели школы – приобретение «основанного на Откровении совершеннейшего и цельного знания, неразрывно связанного с высоким нравственным характером».

Изучению богословия и Священного Писания в Александрийской школе предшествовало строгое осмысление мира и всего пути познания человечества. Это и позволило родиться систематическому богословию.

Наивысшего расцвета школа достигла при Оригене. Именно Ориген сделал толкование Священного Писания профессиональным занятием. Благодаря ему, в этой школе критерием и мерилом правильного метода толкования стал аллегорический метод толкования Св. Писания. Аллегорический метод толкования Библии опирался на античную традицию, воспринятую у иудейской александрийской школы, а также на многоплановый, многозначный смысл Слова Божьего, который обнаруживается по мере постижения священного текста. Отцы и учители Церкви, которые придерживались аллегорического метода, справедливо утверждали, что не все в Библии «лежит на поверхности», а, напротив, многое скрыто от первого непосредственного восприятия. Аллегория была формой изложения библейских истин на языке умозрительного богословия. Так, Свт. Григорий Назианзин рассматривает библейский Эдем как аллегорию высшего Богообщения, Свт. Амвросий Медиоланский трактовал Адама как аллегорию разума, а Еву – как аллегорию чувства. При помощи аллегорического метода объяснялись многие антропоморфизмы в Библии и обнаруживался богословский смысл, скрытый за сказаниями и образами Ветхого Завета.

Аллегорическое толкование приводило зачастую к тому, что в Писании находили что-то, чего там просто не могло быть. Болотов писал, что не «Священное Писание задавало толк богословствованию в школе, но оно само толковалось исходя из понятого по-своему богословия. Таким образом, экзегетика и богословствование были в Александрии не наукой, но искусством, в чем-то близким к поэзии». Однако аллегорический метод толкования был признан в Православной Церкви и используется поныне. Особенной высоты аллегорический метод в IV веке достигает в творчестве таких Святых отцов, как св. Григорий Чудотворец и св. Афанасий Александрийский. В IV веке слава Александрийской школы стала увядать. Основная причина этого – обвинения в ересях Оригена и, как следствие, недоверие к аллегорическому способу изъяснения Библии.

Однако, несмотря на церковное осуждение ряда богословских мнений Оригена, его влияние на святоотеческую экзегезу было громадным. Его последователями были Свт. Дионисий Великий, Свт. Григорий Неокесарийский и Свт. Григорий Нисский. Методы александрийской школы толкования в той или иной степени сказались на трудах Свт. Василия Великого, Свт. Амвросия Медиоланского, Блж. Иеронима и др.

Если рассматривать отцов пользовавшихся аллегорическим методом Оригена в IV-V века, то, по мнению А. Г. Дунаева, «самым верным последователем Оригена все же оказывается, наверное, св. Кирилл Александрийский». По сравнению с Оригеном Кирилл лишь незначительно сужает сферу образов и чуть-чуть расширяет ее в сторону буквального толкования за счет введения географических объяснений. В целом же Кирилл наиболее последовательно проводит оригеновскую экзегетическую линию. Тем не менее следует сказать, что аллегоризмом отмечены в основном толкования на Ветхий Завет. К сожалению, от новозаветной экзегезы св. Кирилла полностью дошел только «Комментарий на Иоанна». В последнем аллегоризм сильно ограничен, при этом часть переносных объяснений вводится при помощи союзов как простое сравнение. Таким образом, если Кирилл постепенно и отступал от аллегоризма, но только при толковании Нового Завета.

Типологический метод толкования Священного Писания в IV-V веках

В отличие от аллегорического метода толкования Библии, «типологический» метод обнаруживается в другой богословской школе Древней Церкви IV-V веков. Центром богословия и экзегетики становится Антиохия, где формируется иной взгляд на экзегезу Священного Писания. Если грек тяготел к синтезу и умозрению, то сириец обнаруживал особенную склонность и способность к позитивному аналитическому мышлению, что и считалось подлинной наукой. Подобно иудеям, сирийцы искали авторитета в предании и именно к нему обращались за разрешением сложных вопросов.

В изучении Писания в Антиохийской школе делается акцент на изучение конкретной обстановки, в которой протекала священная история. Область, где возникла школа, географически примыкала к местам священных событий, поэтому комментаторы, пользовавшиеся методами антиохийской школы, были близко знакомы с палестинскими обычаями и средой, сохранившими отголоски глубокой древности. Они стремились избегать произвольных толкований аллегорического метода и на первое место ставили отыскание прямого смысла Библии. Делался акцент на конкретной обстановке, в которой протекала священная история. Антиохийцы первыми пытались в процессе толкования прибегать к исторической критике, причем некоторые из них высказывали весьма свободные суждения.

Таким образом, если в Александрии экзегезис был поэтическим и вольным, то в Антиохии ему сообщают характер науки. Представителями Антиохийской школы на раннем этапе ее существования были: мученик Лукиан, Евсевий Никомидийский, Феодор Ираклийский, Мелетий Антиохийский – учитель св. Иоанна Златоуста. Таким образом, уже в III веке Aнтиохия была очагом библейской работы. И уже тогда определяется своеобразие экзегетического стиля. Для антиохийцев становится характерно сдержанное и часто враждебное отношение к экзегетическому аллегоризму.

Однако, начиная с конца IV века, в этой школе появляются люди, которые гением своей личности преодолевают «зацикленность на историзме». Это, например, св. Иоанн Златоуст, блаж. Феодорит Кирский. Они и многие другие сумели совместить в экзегезе как лучшие достижения исторического метода, так и аллегоризм александрийского направления. Именно Златоуст первым положил основание «типологическому» методу толкования, таким образом, совместив аллегорический и исторический методы, избежав их крайностей.

Свт. Иоанн Златоуст остается в своих толкованиях всегда реалистом, но самые события поучают или пророчествуют – в этом обоснование «типологических» объяснений, по существу отличных от иносказания. В учении о «типах», т.е. образах, заключается существо экзегетических воззрений Златоуста. Эти взгляды связаны, прежде всего, с вопросом о религиозном значении священных книг для каждого верующего, т.е. для множества читателей, и при этом для множества неопределенного, не ограниченного ни временем, ни местом.

«Типологический» метод основывается на множественности смысла самого Писания. В Писании, как в слове Божием, есть некая трехмерность, есть глубина, и потому толкователь должен проникать далее поверхностного слоя, далее иди глубже буквы. Это основное правило, основной прием Златоуста. Прежде всего, это связано с известной неполнотою или даже темнотой библейской буквы. Бог говорил к человеку, стало быть, замечает Златоуст, «приспособительно к слабости слушающих». И апостолы по этой же причине часто говорили о Христе как о человеке, не открывая прежде времени большего. Таким образом, основу типологического толкования составляют библейские прообразы. «Важнейшими библейским проообразами в Ветхом Завете являются те, которые осмыслены в новозаветной традиции как символическое предуказание на Христа и Его Царство».

Толкования Свт. Иоанна Златоуста на Новый Завет принадлежат к лучшим среди его творений, как отмечали уже в древности. Смысл Писания он всегда старается вывести из самого Писания, сравнительно мало и редко ссылаясь на Предание. Для него Библия была как бы самодостаточной. В этом Златоуст близок к Оригену. И александрийцы, и антиохийцы равно стремились схватить и вскрыть «внутренний» или «духовный» смысл Писания, – и расходились только в методах, а не в постановке задачи.

Заключение

Резюмируя сказанное, следует отметить, что типологический метод толкования Священного Писания, возникший у Святых отцов IV-V века, как противовес аллегорическому, тем не менее имеет с ним точки соприкосновения. Аллегорическое понимание видит в библейских рассказах только притчи, только чистые символы, различает не два плана действительности, но два понимания одного и того же символа. Ветхий и Новый Завет для аллегориста суть две системы толкования, два мировоззрения, но не два этапа домостроительной истории. В этом и заключается недостаток крайностей аллегорического метода. Этих крайностей помог избежать типологический метод.

В известном смысле аллегорический мотив включается и в типологическое толкование. Однако типологическое толкование позволило Отца IV-V века более точно совместить исторический и прообразовательный смысл. Это относится к Ветхому и к Новому Завету. Евангелия и историчны, но вместе с тем самые евангельские события как бы прообразуют будущую судьбу и путь верующих душ, приходящих ко Христу. Именно этим оправдывается нравственное приложение евангельских текстов.

В заключение необходимо отметить, в плане нравственных приложений александрийцы и антиохийцы, аллегористы и проповедники типологического метода, очень близко подходили друг к другу, видя в Священном Писании источник истинного вероучения и христианской нравственности. В последствии Церковь смогла преодолеть противоречия этих методов, признав, таким образов, труды Святых отцов, представлявших оба метода толкования.

Макарий (Булгаков), митр. Мо­сковский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. Т. I. М., 1999. С. 7
См: Корсунский И.Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. М., 1885. С. 16.
См.: Юревич Д., свящ. Обрядовые постановления Моисеева закона: их историческое значение и типологическое значение и типологическое толкование в святоотеческой традиции. // «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». Конференция. Сергиев Посад, 22-23 ноября 2006 года. (Электронная версия). С. 1-2.
Платон (Левшин), митр. Полное собрание сочинений. СПб., 1913. С. 691.
Мень А. К истории русской православной библейстики. // «Богословские труды», 1987, № 28. С. 272.
См.: Негров А. О принципах толкования Священного Писания в Русской Православной Церкви. // «Хронограф», 2000, № 3(7). С. 106.
Цит. по: Дьяконов А. П. Типы высшей Богословской школы в Древней Церкви III-VI вв. // «Ученые записки». № 3. М., 1998. С. 7.
Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. СПб, 1917. С. 64.
См.: Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. 1. М., 2002. С. 39-40.
Дунаев А. Г. О границах поэтической аллегории при толковании Священного Писания (на примере образа горы у Оригена и в святоотеческой экзегезе). // «Христианский Восток», IV (X). СПб., 2003. С. 40.
См.: там же. С. 41.
См.: Дьяконов А.П. Типы высшей богословской школы в 3–4 вв. // «Христианское чтение», 1913. С. 597.
Мень А., прот. Библиологический словарь… С. 67-68.
См.: Ильинский В., прот. Антиохийская школа //Вера и разум. 1897. № 5. С. 57.
Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 1. СПб., 1994. С. 73.
Мень А., прот. Библиологический словарь… Т. 2. С. 500.

Список литературы:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2000.
2. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. СПб, 1917.
3. Дунаев А. Г. О границах поэтической аллегории при толковании Священного Писания (на примере образа горы у Оригена и в святоотеческой экзегезе). // «Христианский Восток», IV (X). СПб., 2003.
4. Дьяконов А. П. Типы высшей Богословской школы в Древней Церкви III-VI вв. // «Ученые записки». № 3. М., 1998.
5. Ильинский В., прот. Антиохийская школа // «Вера и разум», 1897. № 5.
6. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 1. СПб., 1994.
7. Корсунский И.Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. М., 1885.
8. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. Т. 1. М., 1999.
9. Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. 1. М., 2002.
10. Мень А. К истории русской православной библейстики. // «Богословские труды», 1987, № 28.
11. Негров А. О принципах толкования Священного Писания в Русской Православной Церкви. // «Хронограф», 2000, № 3(7).
12. Платон (Левшин), митр. Полное собрание сочинений. СПб., 1913.
13. Юревич Д., свящ. Обрядовые постановления Моисеева закона: их историческое значение и типологическое значение и типологическое толкование в святоотеческой традиции. // «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». Конференция. Сергиев Посад, 22-23 ноября 2006 года. (Электронная версия).

Рекомендуем прочитать:

  • О реальности библейских событий: Священное Писание и археология. Часть 2. Хронология Пятикнижия Моисея
  • О реальности библейских событий: Священное Писание и археология. Часть 3. Хронология исторических книг Ветхого Завета
  • Откровение Божие. Священное Писание.
  • Праведный Авраам
  • Рождество Христово

>Библия — комментарии и толкования

  • Переводы Библии

    • БИБЛИЯ на разных языках в параллельном изложении
    • Архангельское Евангелие 1092 года 1,4K
    • Геннадиевская Библия 1499 года 1,5K
    • Доступно зарегистрированным 254
    • Острожская Библия 1581 года (переиздание) 2,3K
  • Введение в Священное Писание

    • Библейский профетизм и языческая мантика А.И. Покровский 847
    • Введение в Ветхий Завет (конспект лекций) свящ. Лев Шихляров
    • Доступно зарегистрированным М.А. Скобелев, И.А. Хангиреев 93
    • Дошел ли до нас оригинал Библии? А.С. Десницкий
    • Драхма от сокровищ Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета архиеп. Феоктист (Мочульский) 932
    • Есть ли в Библии ошибки?
    • Зачем читать Ветхий Завет? диакон Роман Штаудингер
    • Зуб за зуб А.С. Десницкий
    • Как читать Библию? сборник 49K
    • Как читать Библию? митр.Каллист (Уэр) 8,7K
    • Как читать Библию? прот. Александр Мень 26,8K
    • Как читать Ветхий Завет? протопресв. Иоанн Брек 12,8K
    • Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета Л.И. Бриллиантов 78,8K
    • Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. Часть 1 митр. Амвросий (Подобедов) 2,5K
    • Лекции по введению в Священное Писание Ветхого Завета Д.Г. Добыкин
    • О чтении Евангелия свт. Игнатий (Брянчанинов)
    • Пособие к чтению Шестопсалмия Ф.Д. Самарин 1,1K
    • Руководство к изучению Нового Завета. Апостол А.В. Иванов 147,4K
    • Руководство к изучению Нового Завета. Евангелие А.В. Иванов 153,1K
    • Руководство к изучению Священного Писания архиеп. Аверкий (Таушев)
    • Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол архиеп. Аверкий (Таушев) 154,1K
    • Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие архиеп. Аверкий (Таушев) 300,7K
    • Священное Писание Ветхого Завета иерей Геннадий Егоров 251K
    • Священное Писание Ветхого Завета. Общее введение в Св. Писание Ветхого Завета. Пятикнижие А.C. Кашкин 11,9K
    • Сорок вопросов о Библии А.С. Десницкий 87,9K
    • Форум: Толкование трудных для понимания мест Библии
    • Четвероевангелие. Синопсис свящ. Александр Союзов 521
    • Что такое Библия еп. Александр (Милеант) 137,3K
    • Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. Книга 1 прот. Геннадий Фаст 2,9K
    • Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. Книга 2 прот. Геннадий Фаст 16,9K
  • Справочные материалы

    • Библейская энциклопедия архим. Никифор (Бажанов) 2990,8K
    • Библейская Энциклопедия Брокгауза
    • Библейская энциклопедия РБО 2,8K
    • Библейский атлас 4,3K
    • Библейский богословский словарь свящ. Василий Михайловский 2,1K
    • Библейский словарь проф. Н. Н. Глубоковский 2,8K
    • Библейский словарь Б. Геце
    • Библейский словарь Нюстрема Эрик Нюстрем
    • Женевская Библия 695,8K
    • Опыт библейского словаря собственных имен П.Ф. Солярский 829
    • Предметный Указатель к Св. Четвероевангелию 703
    • Словарь библейских образов Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.
    • Слово Божие (цитаты из Библии) cоставитель К.В. Гриценко 444,2K
  • Археология библейская

    • Археология истории страданий Господа Иисуса Христа Николай Маккавейский 187
    • Библейская археология И.Г. Троицкий
    • Библейская археология Д.Э. Райт
    • Библейская археология прот. Ростислав Снигирев
    • Библия и археология Николай Василиадис 13,9K
    • Библия и наука. Историческое разъяснение к Ветхому Завету Г. Раулинсон 1,3K
    • День очищения в Ветхом Завете. Библейско-археологическое исследование М. Кобрин 624
    • Древний Восток при свете Божественного Откровения иером. Платон (Рождественский) 1,4K
    • Изучение Библии в свете археологии Уэйн Джексон
    • Мегалитические памятники Святой Земли проф. А.А. Олесницкий 8,7K
    • Путешествие по Святой Земле в 1835 году А.С. Норов 3K
    • Руководство к библейской археологии проф. А.А. Олесницкий 1,5K
    • Святая Земля. Отчет по командировке в Палестину и прилегающие к ней страны. Т. 1: Иерусалим и его древние памятники. Т. 2: Другие замечательные по древним памятникам места Иудеи». проф. А.А. Олесницкий 1,6K
  • Текстология

    • Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа проф. М.А. Таубе 644
    • Документы Нового Завета: достоверны ли они? Брюс Фредерик
    • К вопросу о языке оригинала второй книги Ездры и ее происхождении еп. Серафим (Шарапов) 1,5K
    • Новый Завет. Контекст, формирование, содержание Брюс М. Мецгер 9,7K
    • Ранние переводы Нового Завета Брюс М. Мецгер 1K
    • Текстология Нового Завета Брюс М. Мецгер 39K
    • Текстология Нового Завета и издание Нестле-Аланда А.А. Алексеев 4,5K
    • Текстология славянской Библии А.А. Алексеев 46,1K
    • Текстуальные памятники Священных Новозаветных писаний 15K
  • Исагогика (автор, дата, жанр, историческая среда…)

    • Апостол. Методическое пособие для семинарских занятий архим. Иов (Гумеров) 798
    • Библейская история прот. Иоанн Базаров 19,5K
    • Библейская хронология Ф.Р. 379
    • Доступно зарегистрированным 117
    • Библейский культурно-исторический комментарий. Ветхий Завет Джон X. Уолтон, Виктор X. Мэтьюз, Марк У. Чавалес 291,3K
    • Доступно зарегистрированным В.А. Андросова 101
    • Доступно зарегистрированным В.А. Андросова 102
    • Библия и наука сборник 16,3K
    • Бог и современный мир. Размышления над страницами Евангелия свящ. Георгий Завершинский 2,8K
    • Будущность еврейского народа. При свете Откровения Н.П. Розанов 1,3K
    • Введение в Ветхий Завет проф. П.А. Юнгеров 132,7K
    • Введение в Ветхий Завет Сорокин В. 21,5K
    • Введение в Ветхий Завет. Новая Иерусалимская Библия 23,1K
    • Доступно зарегистрированным прот. Димитрий Юревич 295
    • Введение в Новый Завет Иоаннис Каравидопулос 19,5K
    • Введение в Четвероевангелие прот. Алексей Емельянов 18,8K
    • Вера в близость «парусии», или Второго пришествия Господа в первохристианстве и у святого апостола Павла свящ. Владимир Страхов 763
    • Ветхозаветный праздник Пятидесятницы Н.П. Добронравов 945
    • Власть и страдание. Христологические аспекты Евангелия от Марка Димитрий Тракателлис 2,2K
    • Вопрос о пребывании св. апостола Иоанна Богослова в Малой Азии И.И. Успенский 223
    • Главнейшие черты из жизни святого славного пророка Божия, изъятые из Св. Писания и творений св. отцов Ф. Надеждин 538
    • Деяния Иуды Фомы Е.Н. Мещерская 312
    • Евангельская история, составленная словами св. Евангелистов Б.И. Гладков 1,2K
    • Евангельский синопсис свящ. Алексей Емельянов 4,3K
    • Жизнь Пресвятой Девы Богородицы А.П. Глинка 389
    • Законоположительные книги Ветхого Завета прот. Ростислав Снегирёв 531
    • Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон С. Снессорева 202
    • Исагогика. Эпоха пророков
    • Исагогика. Эпоха пророков. Священная письменность времен Второго Храма прот. Александр (Мень) 4,3K
    • К познанию Библии. Новый Завет еп. Александр (Милеант) 38,5K
    • Мессианское значение искушений Господа диаволом в пустыне С. Введенский 43
    • Нагорная проповедь и Царствие Божие Б.И. Гладков 1,6K
    • Новый Завет. Вводная часть. Лекции прот. Алексий Емельянов 4,5K
    • О первоначальном переводе Священного Писания на славянский язык О.М. Новицкий 756
    • Об авторстве четвертого Евангелия 2,7K
    • Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами Н.А. Астафьев 1,2K
    • Понятие и образ Божественной Премудрости в Ветхом Завете прот.Алексий Князев 661
    • Последние годы жизни св. апостола Павла прот. Николай Орлов 982
    • Происхождение и состав первой и второй книги Паралипоменон А.С. Царевский 58
    • Пророческие книги Ветхого Завета свящ. Михаил Соболев 3,5K
    • Пророчества о Христе в рукописях Мёртвого моря свящ. Димитрий Юревич 23,9K
    • Св. Апостол Иоанн-писатель четвертого Евангелия и Апокалипсиса И.И. Успенский 251
    • Священное Писание Нового Завета (Деяния святых апостолов; Соборные послания) 77,3K
    • Семь церквей Апокалипсиса прот. Георгий Урбанович 18,9K
    • Символические действия пророка Осии. Последовательное истолкование первых трех глав книги пророка Осии В.С. Яворский 1,1K
    • Сошествие Святого Духа Б.И. Гладков 1,1K
    • Филон Александрийский и его миросозерцание Г.Ф. Монзолевский 2,4K
    • Хронология книг Ветхого и Нового Завета проф. Н.Н. Глубоковский 7,6K
    • Четвероевангелие: учебное пособие Ю.В. Серебрякова 3K
    • Библейский канон

      • Ветхозаветный канон проф. Н. Н. Глубоковский 1,5K
      • Два важнейших вопроса в истории ветхозаветного канона Нестор Дагаев 1,9K
      • История ветхозаветного канона Нестор Дагаев 12,1K
      • Канон Нового Завета Брюс М. Мецгер 12,2K
      • Образование канона священных книг Нового Завета прот. Александр Горский 1,9K
  • Герменевтика и экзегетика (толкование)

    • «За мною грядущий»: к вопросу об экзегезе Евангелия от Иоанна 1:30 в контексте христологических споров игум. Дионисий (Шленов) 196
    • Беседы на Шестоднев свт. Василий Великий 69,2K
    • Библейская герменевтика П.И. Савваитов 3,5K
    • Библейские ветхозаветные факты по толкованиям святых отцов и учителей Церкви П. Протопопов 3,9K
    • Благовестник. Толкование на Святое Евангелие и книги Нового Завета блаж. Феофилакт Болгарский
    • Введение в библейскую экзегетику А.С. Десницкий 97,9K
    • Воскресение Господа и явления Его ученикам по воскресении И. Глебов 2,3K
    • Герменевтические предпосылки в труде «Ответы Фаласию» св. Максима Исповедника. Вклад в православную библейскую герменевтику 5,2K
    • Гимны в посланиях святого апостола Павла Д.Ю. Лушников 302
    • Записки на Послание к Ефесянам И.М. Скворцов 79
    • История и герменевтика славянской Библии А.М. Камчатнов 230
    • История толкования Ветхого Завета митр. Амфилохий (Радович) 20,8K
    • Комментарии к Новому Завету Уильям Баркли 499,7K
    • Краткое объяснение двенадцати последних пророческих книг Ветхого Завета Ружемон Фридрих 312
    • Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе прот. Геннадий Фаст
    • Мессианское значение типологических псалмов, по Генгстенбергу А.Г. Полотебнов 350
    • Мессия по изображению пророка Исаии А.К. Волнин 87
    • Мнения Отцов и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом законе Моисея Д.А. Добромыслов 3,6K
    • Нагорная проповедь А.Г. Долженко 608,9K
    • Над Евангелием еп. Михаил (Грибановский) 7K
    • Над строками Нового Завета свящ. Георгий Чистяков
    • Начала толкований: анагогия, уподобление Богу и иерархия в типологических толкованиях Священного Писания Е.А. Маковецкий 1,2K
    • Несколько правил, руководствующих к чтению книг и мест содержания пророческого 1,3K
    • Новый Завет: православная перспектива Теодор Стилианопулос 1,9K
    • О Боговдохновенности Священного Писания и о том, как должно читать и понимать его
    • О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славенского переводов Священного Писания свт. Филарет Московский (Дроздов) 9,6K
    • О конечных судьбах мира и человека Н.И. Виноградов 6,3K
    • Об одной заповеди Христа прот. Алексий Потокин 3,7K
    • Обрядовые постановления Моисеева закона: их историческое значение и типологическое толкование в святоотеческой традиции прот. Димитрий Юревич 185
    • Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания прот. Николай Зефиров 924
    • Общедоступное объяснение Апостольских Посланий. Т. 2. Послания св. апостола Павла прот. Николай Зефиров 305
    • Общедоступное объяснение первых семи посланий святого апостола Павла еп. Никанор (Каменский) 742
    • Объяснение важнейших мест Четвероевангелия С.В. Кохомский 4,4K
    • Палея толковая 18,5K
    • Поединок Иакова Ф.Н. Козырев 24,5K
    • Послание св. апостола Павла к Галатам свящ. Иаков Галахов 96
    • Послания апостола Павла: лекции по Новому Завету прот. Николай Куломзин 2,3K
    • Православное учение о толковании Священного Писания Д.Г. Добыкин 4,5K
    • Примечания к чтению и толкованию Священного Писания по указанию самого Писания и толкований святоотеческих архиеп. Игнатий (Семёнов) 2,7K
    • Притча о неправедном домоправителе священник Павел Иванов 346
    • Притчи Христа проф. Н.И. Виноградов 2K
    • Притчи Христовы 561
    • Пророческие сотницы 3,6K
    • Псалтирь с толкованиями 699
    • Раннехристианская и византийская экзегетика проф. А.И. Сидоров 11K
    • Раскрытие евангельского пoнятия о Царствии Божием В. Гомеров 910
    • Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и книги Деяний апостольских Д. Боголепов 1,8K
    • Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I М.В. Барсов 127,5K
    • Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том II М.В. Барсов 46,5K
    • Священная летопись. Том 1 Г.К. Властов 19,1K
    • Священная летопись. Том 2 Г.К. Властов 18,2K
    • Священная летопись. Том 3 Г.К. Властов 7,9K
    • Священная летопись. Том 4 Г.К. Властов 22,3K
    • Священная летопись. Том 5 Г.К. Властов 23,3K
    • Священное Писание Ветхого Завета прот. Владимир Иванов 45,6K
    • Доступно зарегистрированным Е. Верещагин 33
    • Стоит ли убивать кротов, или как не попасть впросак при чтении современной православной литературы свящ. Георгий Максимов 15,7K
    • Типичные ошибки экзегетов А.С. Десницкий
    • Толкование Евангелия Б.И. Гладков 760,3K
    • Толкование на Апокалипсис прот. Геннадий Фаст 20K
    • Толкование на книгу Песнь Песней Соломона прот. Геннадий Фаст 4,5K
    • Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи прот. Геннадий Фаст 5,7K
    • Толкование на книгу Экклезиаст прот. Геннадий Фаст 28,5K
    • Толкование Священного Писания у отцов Церкви. Том 1 Иоаннис Панагопулос 2,6K
    • Толкование Священного Писания у отцов Церкви. Том 2 Иоаннис Панагопулос 5,2K
    • Толкования Св. Писания свт. Феофан Затворник
    • Толкования святых отцов на мессианские места Библии прот. Димитрий Поликарпов 10,9K
    • Толковая Библия Ветхого и Нового Завета проф. А.П. Лопухин 365,9K
    • Толковый Апостол еп. Михаил (Лузин) 51,1K
    • Толковый Апостол Д. Боголепов 20,3K
    • Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа свт. Феофан Затворник 6,8K
    • Феофана Керамея, архиепископа Тавроминского. Беседы на утренние Евангелия архиеп. Феофан Керамей 860
    • Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия блаж. Аврелий Августин 13,8K
    • Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов протопресв. Иоанн Брек 10,3K
    • Экзегеза. Учебное пособие
    • Экзегетика мессианских текстов Ветхого Завета на примере пророчества Исаии об Эммануиле (Ис. 7:14-16) прот. Димитрий Юревич 269
    • Экзегетические творения свт. Иоанн Златоуст
    • Эсхатологическая беседа Христа Спасителя (о последних судьбах мира) С. Савинский 1,4K
  • Библейское богословие

    • Алфавит Библии преп. Макарий Алтайский 15,7K
    • Библейские темы свт. Николай Сербский 59,3K
    • Библейское учение о природе и отношении к ней человека П.В. Левитов 3,3K
    • Библейское учение об ипостасном Слове Божием митр. Антоний (Храповицкий) 1,7K
    • Бог и современный мир свящ. Георгий Завершинский 4,9K
    • Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви еп. Вениамин (Милов) 70,6K
    • Братья Господни проф. А.П. Лебедев 10,3K
    • Ветхий Завет в Новозаветной Церкви протопресв. Михаил Помазанский 10,4K
    • Ветхий Завет о Мессии еп. Александр (Милеант) 32,6K
    • Ветхозаветная библейская критика проф. А.В. Карташёв 6,9K
    • Ветхозаветное библейское учение об Ангелах свщмч. Александр Глаголев 9,8K
    • Ветхозаветные предизображения Креста Христова, по указанию церковно-богослужебных книг свящ. Николай Воинов 119
    • Вино в Библии 36,4K
    • Война и Библия свт. Николай Сербский 21,3K
    • Женщина в Ветхом Завете прот. Константин Кустодиев 11K
    • Знамения пришествия антихриста по учению Священного Писания иером. Антоний 38
    • Искажена ли Библия? священник Георгий Максимов 1K
    • Лекции по Ветхому Завету прот. Николай Соколов 24,4K
    • Мессианская эсхатология в междузаветный период и в Новом Завете проф. А.А. Алексеев 3,8K
    • Миссионерский путеводитель по Библии диакон Иоанн Смолин 11,2K
    • Мысли, извлеченные из Евангелистов и Апостолов А. Миляев 589
    • Непреходящее значение Ветхого Завета свщмч. Александр Глаголев 3,8K
    • О единстве рода человеческого: Свидетельства библейские В. Д. Кудрявцев-Платонов 1,2K
    • Об антихристе свящ. Михаил Сабуров 894
    • Об изучении библейского новозаветного периода в историко-догматическом отношении проф. А.Л. Катанский 2,1K
    • Опыт объяснения заповедей Божиих свящ. Андрей Светлаков 37
    • Параллель из Священного Писания на разные догматические и религиозно-нравственные учения свящ. Максим Антипин 36
    • Пасха в Библии. Воскресший Христос — наша Пасха и спасение 6,9K
    • Пасха и пасхалия игумен Илия (Жуков) 1,2K
    • Почему у православных «не всё по Библии»? А.С. Десницкий
    • Психология Апостола Павла Феодор Симон 5,6K
    • Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе А.С. Норов 2K
    • Рабство в Библии диакон Михаил Першин
    • Сверхъестественный элемент в новозаветном откровении по свидетельствам евангелий и посланий апостола Павла 1,1K
    • Священное Писание и Церковь свщмч. Иларион (Троицкий) 12,4K
    • Только одно Писание Джон Уайтфорд
    • Учение апостола Павла об антихристе архим. Феодор (Бухарев) 2,2K
    • Учение св. апостола Павла о законе дел и законе веры проф. В.Н. Мышцын 7K
    • Учение Святого Апостола Павла о душевном и духовном человеке свящ. Илия Гумилевский 9,4K
    • Чудеса и притчи Христовы прот. Лев Липеровский 78,6K
  • Библейская история

    • Библейский патриарх Авраам иерей Вячеслав Зыков 14K
    • Ветхозаветные пророческие школы свщмч. Иларион (Троицкий) 7,4K
    • Ветхозаветный профетизм как основная, типичная черта библейской истории Израиля А.И. Покровский 344
    • Евангельская история свт. Феофан Затворник 140K
    • Заветы двенадцати патриархов, сыновей Иакова проф. А. Смирнов 1,9K
    • Лекции по Священной Библейской истории Ветхого и Нового Заветов И.Ц. Миронович 12,7K
    • Об историческом значении книг малых пророков П.И. Казанский 2,7K
    • Обозрение книг Ветхого Завета свт. Иоанн Златоуст 37,9K
    • Обозрение пророческих книг Ветхого Завета А.Н. Хергозерский 9,3K
    • Понятие о пророках и время их служения Киевская Духовная Семинария 3,3K
    • Руководство к изучению Священной Библейской Истории 154,8K
    • Саддукеи свящ. Иоанн Арсеньев 1,6K
    • Священная Библейская история Ветхого Завета еп. Вениамин 273,8K
    • Священная Библейская история Нового Завета еп. Вениамин 141,7K
    • Священная история Ветхого Завета прот. Николай Попов 69,2K
    • Священная история Нового Завета свящ. Николай Попов 1,6K
    • Священная история Нового Завета прот. Пётр Смирнов 4,5K
    • Священная история Нового Завета свящ. А. Левитский 22,1K
    • Священная история Нового Завета протопресв. Михаил Богословский 3,3K
    • Священная история Нового Завета Б.И. Гладков 969
    • Слово плоть бысть Н. Кедров 1,4K
    • Столетняя годовщина русского перевода Библии проф. И.Е. Евсеев 863
    • Страсти Христовы. Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа 9K
    • Таблицы и схемы по Библейской истории
    • Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую свт. Феофан Затворник 3,6K
    • Уроки покаяния по библейским сказаниям еп. Виссарион (Нечаев) 58,7K
    • Учебник Священной истории Нового Завета свящ. Михаил Фивейский 4,9K
    • Христос и первое христианское поколение еп. Кассиан (Безобразов) 108,9K
    • Христос и Церковь в Новом Завете прот. Александр Сорокин 36,4K
  • О переводах Библии

    • New Testament (The Eastern / Greek Orthodox Bible) 2,5K
    • Искажения текста Священного Писания в переводе «New world tranlation of the christian greek scriptures» секты «Cвидетели Иеговы» в вопросах христологии и пневматологии
    • Исторические сведения о переводе LXX архим. Иосиф (Баженов) 3,8K
    • История перевода Библии на русский язык И.А. Чистович 12,2K
    • К вопросу об отношении греческого перевода LXX-ти и еврейского текста Ветхого Завета проф. Н.Н. Глубоковский 2,3K
    • К Паммахию о наилучшем способе перевода блаж. Иероним Стридонский 5,4K
    • Критические исследования текста славянского перевода Ветхого Завета в его зависимости от текста перевода семидесяти толковников проф. И.С. Якимов 1,1K
    • Новый Завет (перевод под ред. еп. Кассиана ) еп. Кассиан (Безобразов) 123,3K
    • Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева 5,5K
    • Нужен ли нам греческий перевод Библии при существовании еврейского подлинника? проф. В.Н. Мышцын 1,4K
    • О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славенского переводов Священного Писания свт. Филарет Московский (Дроздов) 9,6K
    • О нашем долге держаться перевода 70-ти толковников свт. Феофан Затворник 3,8K
    • О славянском переводе пятикнижия Моисеева, исправленном в XV веке по еврейскому тексту прот. Александр Горский 1,2K
    • Образцы русского перевода священных книг Ветхого Завета с греческого перевода 72 толковников еп. Порфирий (Успенский) 2K
    • Перевод 70-ти. Его значение в истории греческого языка и словесности проф. И.Н. Корсунский 1,2K
    • По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе свт. Феофан Затворник 2,5K
    • Проблемы библейского перевода архим. Ианнуарий (Ивлиев) 272
    • Русский перевод Библии прот. Григорий Смирнов-Платонов 4,6K
    • Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли И.С. Вевюрко 28,2K
    • Славянский перевод Библии Роман Цуркан 2,1K
  • Поэтические переложения Библии

    • «Отче наш». Поэтические переложения
    • Деяния Иисуса Нонн Панополитанский (Νόννος) 1,5K
    • Евангелия и Псалтирь в стихах прот. Василий Пробатов
    • Псалтирь в переводах (переложениях) стихами
  • Прочее

    • Доступно зарегистрированным 60
    • Современная библеистика и Предание Церкви 10,1K
    • Тесты: Священное Писание — Библия
    • Фотовикторина: Библейские события
    • Фотовикторина: Ветхий Завет в живописи
    • Фотовикторина: Герой картины по Ветхому или Новому Завету
    • Фотовикторина: Новый Завет в живописи
    • Фотовикторина: Растения в Библии
    • Фотовикторина: Скиния Завета и Иерусалимский храм
    • Фоторассказ: Евангелие