Традиционные духовно нравственные ценности

Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека — основа развития культуры в РФ

Понятие ценности впервые появляется у Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы. Каждую культуру можно представить как набор конкретных, разделяемых большинством ее представителей ценностей, находящихся в определенной иерархии. Говоря о какой-либо культурной эпохе, мы можем сказать, что люди, жившие в ту пору, имели определенные святыни. Изменились эти духовные абсолюты, и наступила другая эпоха.

Сами ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогавшие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни.

Культура — это выстроенность ценностей, их своеобразное соподчинение.

Бурное отвержение традиционных ценностей, нарождение новых ценностных ориентации усиливают меру человеческой ответственности за свои поступки .

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.

Современный период в российской истории Ї время смены ценностных ориентиров. В 90-е г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

В 2007 и 2008 г г. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» .

В 2009 году в ОП РФ прошли общественные слушания по обсуждению проекта «Основные направления государственной политики в области сохранения культурных и нравственных ценностей, укрепления единства российского народа».

Обсудив проект документа, участники слушаний, одобрив его вцелом, внесли ряд замечаний и дополнений, нацеленных на акцентирование приоритета данного направления государственной политики в условиях развития современного гражданского общества новой России.

В своем Решении, участники слушаний, отметив важность и своевременность поставленных в документе целей, внесли ряд практических рекомендаций, которые должны быть учтены в процессе реализации его основных положений.

В частности, для СМИ рекомендовано осознать свою роль и место в современном обществе и принять на себя значимую ответственность за его нравственное состояние. Каждому СМИ в своей работе качественно скорректировать редакционную политику, отказавшись от проектов, калечащих нравственность россиян, особенно пенсионеров и подрастающего поколения.

Творчески представить обществу новые лица, настоящих современных героев, которыми может гордиться вся страна. Принять и реализовать «народный заказ» на проекты, возрождающие нравственность нации, объединяющие все народы России как единое целое. Принять активное участие в проекте «Россиянин года», направленном на возрождение единства и духовности нации, определение нравственных ориентиров и продвижение настоящих героев новой России.

Ведущим организациям бизнес сообщества рекомендовано на практике поддержать проекты, направленные на сохранение культурных и духовно-нравственных ценностей российского общества.

Участники слушаний обратились с просьбой к Президенту РФ в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации уделить особое внимание духовно-нравственному развитию российского общества, определив его как приоритетное направление текущей государственной политики.

Обратив особое внимание на внутреннее содержание обсуждаемого документа, участники слушаний также обратились к Общественной Палате РФ с просьбой поддержать инициативу рабочей группы по созданию органа по планированию и координации общественной поддержки в сфере формирования нравственных принципов новой России с целью возрождения духовного единства нации.

Сохранение традиционных нравственных ценностей и свобод человека — это основа развития культуры страны. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Россия объявила сохранение традиционных ценностей стратегической целью национальной безопасности

Нам надо осознать: Россия – это особая духовная цивилизация
Леонид РешетниковНам надо осознать: Россия – это особая духовная цивилизация
Леонид Решетников
Как же вернуться на наш исторический путь? Без верующего во Христа народа сделать это практически нельзя. Но проблема еще и в том, что мы – нация, живущая в атмосфере исторических мифов. И эти мифы мешают понять и принять наш цивилизационный путь.А.Беглов: Подвиг наших монахов на Афоне и умная молитва, переданная русскому монашеству, создали православную историю нашего государстваА.Беглов: Подвиг наших монахов на Афоне и умная молитва, переданная русскому монашеству, создали православную историю нашего государства
Подготовка к празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на святой горе Афон практически завершенаРоссийские политики призывают сохранить независимый статус АфонаРоссийские политики призывают сохранить независимый статус Афона
Независимый статус Афона монашеской республики должен быть сохранен, в том числе от возможных посягательств со стороны ЕвросоюзаК. Малофеев: «На Владимира Путина возлагает надежды не только народ России, но и афонские монахи»К. Малофеев: «На Владимира Путина возлагает надежды не только народ России, но и афонские монахи»
Игумен монастыря Филофей: Желаю, чтобы ваша Родина победила в борьбе с врагами Истины и человечества Игумен монастыря Филофей: Желаю, чтобы ваша Родина победила в борьбе с врагами Истины и человечества
Происходит фронтальное нападение на христианские ценности и на нации, являющиеся носителями этих ценностей. И в этой тяжелой ситуации Россия оказалась на передовой позиции в попытке противостать этой агрессии. Владимир Путин: «Русский должен знать цену свою» Владимир Путин: «Русский должен знать цену свою»
Приведу ещё одну цитату, совершенно неожиданную даже для меня: «Разрозненных нас сразу уничтожат. Наша сила в единстве, в воинстве, в благодушной семейственности» Путин подписал закон о контроле за рядом религиозных организаций Владимир Путин подписал закон о контроле за религиозными организациями с иностранным финансированием
Закон обяжет религиозные организации с иностранным финансированием представлять в Минюст РФ отчетность о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов Ливанский журналист: Россия – бастион традиционных ценностей, противоставший неоязычеству Запада Ливанский журналист: Россия – бастион традиционных ценностей, противоставший неоязычеству Запада
«Владимир Путин с самого начала своего президентства не отступает от традиций, снова и снова показывая, что Россия – бастион традиционных ценностей, противоставший неоязычеству Запада» Н. Якунина: Наверное, наша страна — единственная, где государство так поддерживает традиционные ценности Н. Якунина: Наверное, наша страна — единственная, где государство так поддерживает традиционные ценности
«Наверное, наша страна единственная, в которой есть столь широкое сотрудничество государства и общественных организаций в целях поддержки традиционных ценностей»

Культура. 79. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры являются:

79. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры являются:

расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов;

создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования;

содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры.

80. Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры.

81. Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого — вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

82. Для противодействия угрозам в сфере культуры силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей.

83. Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, а также использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества.

84. Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России, развития общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств — участников Содружества Независимых Государств и в сопредельных регионах.

СОХРАНЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или картина могут быть потеряны безвозвратно или остаться в неизвестности, и тогда они не будут нести никакого влияния на людей, Представим, как обеднел бы человечество, если бы не знал античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды «росписи Рублева, произведения Т. Шевченко или загадочная Мона Лиза Леонардо да Винчи, как потускнел бы вид Киева без памятника Богдану Хмельницкому или Софиевского собора. Кто же способствует сохранению и распространению духовных богатств? Это прежде всего различные учреждения, выполняющие функции сбора, хранения, исследования и популяризации культурно-исторических и природно-научных ценностей, Начнем с музеев «Сущность их сначала хорошо раскрывал древний вьетнамский термин» бао и «, что означает» хранилище реликвий «. С развитием музеев (ныне их в мире более 12 тыс.) Они стали не только собранием ценностей «но благодаря своим экспозициям, выставкам» экскурсиям 1 серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителей.

Музеи разнообразные по своему профилю: исторические (в том числе археологические «этнографические и т.п.), художественные» литературные, естественно-исторические (ботанические, геологические и т.п.), технические. В Украине и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий.

Слова «хранилище» и «распространение» относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека с «глиняных книг». С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействие тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями. Сеть библиотек огромна: от небольших — личных, школьных, городских — до крупнейших книгохранилищ.

Слово «архив» (в переводе с лат. — Письмосховище) нередко ассоциируется с чем-то очень древним и от жизни далеким. Архивы, как и библиотеки, известные давно. Архивы — это место хранения документов, в том числе и наиболее древних, и совсем недавнего времени. Собрание архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, так как ежедневно накапливаются новые свидетельства о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений. Архивы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работников) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанного, или восстановить истину, что долго скрывалась. Так, благодаря архивным поискам удалось сделать достоянием гласности ранее засекреченные договоры (например, секретный протокол, подписанный Молотовым и Риббентропом накануне Второй мировой войны). При восстановлении старинных украинских городов, разрушенных фашистами в годы Великой Отечественной войны, привлекались данные об архитектурных особенностях и размеры возрождающихся сооружений, памятников культуры. Древние сообщения, хранящиеся в архивах, о тех или иных природных явлений помогли геологам XX в. найти колоссальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т.д.). Архивные справки помогают гражданам подтвердить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсии).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи — это не только хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки — достояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от «лоцмана», что прокладывает посетителю, читатель лучший путь к познанию. Эти «лоцманы» -екскурсоводы, библиотекари, архивариусы.

Афоризм «смотреть — не означает видеть» напоминает об одном из коренных задач музейного работника — научить «видеть», то есть выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспомним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый испытывает ее эстетический излив. Но нередко многое остается неясным из-за слабого знакомство с тематикой (например, с сюжетами на библейские темы), из-за недостаточно четкое восприятие художественного стиля, его особенности. В таких случаях объяснение экскурсовода очень важно.

В библиотеках очень трудно ориентирования в мире книг. И здесь совет библиотекаря помогает выбрать правильный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов и вкусов.

Наибольший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. Вспомним широкий, общественный смысл слова «учитель»: это мыслитель, ведет людей по пути знаний и помогает им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и по-человечески общезначимой из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы научного знания, развивается, о мире, человеке, обществе.

Массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, — это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, то есть те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ).

Несомненным народным достоянием являются классические театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народа Украины, различных зарубежных стран.

«Нравственные ценности российского народа» статья по обществознанию

Нравственные ценности российского народа

История российского государства показывает, что в моменты экстремальных потрясений власть использовала традиционные ценности общества для создания единой культурной идентичности у разных слоев населения. Сегодня это необходимо, как никогда ранее.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в 2015 г. подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России.

Духовные ценности — одобряемые или разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и тд. Есть ценности, важные во все времена и для всех народов. Их можно назвать общечеловеческими. Общечеловеческие ценности представляют собой набор самых общих требований к поведению человека, принадлежащего к любой культуре. К таким ценностям относятся: истина, свобода, человеколюбие, честь, совесть, справедливость, воля, вера в добро, любовь, польза, сохранение жизни человека, признание прав и свобод гражданина, решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, защита окружающей среды, утверждение ненасилия как основы жизни человеческого общества, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

Российская Федерация — многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих более чем на 230 языках и диалектах. Именно многообразие языков и культур является духовным богатством России. У каждого из народов, населяющих Россию, неповторимые уникальные обычаи, традиции и ценности, уходящие корнями в глубь веков. Религиозные ценности выражают духовно-нравственные ценности народа, закладывают основы общественной морали. Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, жизни в соответствии с требованиями совести и нравственных законов. Особое место в духовно-нравственном развитии страны принадлежит православию как наиболее распространённой в нашей стране религии.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России –процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:

• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

В рамках государственной Стратегии развития воспитания в 2015г. была принята Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования (ФГОС), построеная на основе базовых национальных ценностей российского общества. Прграмма направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.