Трагедия Борис Годунов
Содержание
- Образ и характеристика Григория Отрепьева в трагедии «Борис Годунов» Пушкина: описание в цитатах (Лжедмитрий)
- Образ Григория Отрепьева и характеристика в трагедии Борис Годунов
- Также читают:
- Картинка к сочинению Образ Григория Отрепьева
- Популярные сегодня темы
- Самый невезучий царь. Почему правление Годунова потерпело крах?
- Правление Бориса Годунова. Смутное время
- Смерть Бориса
- (иллюстрация к трагедии «Борис Годунов»)
Образ и характеристика Григория Отрепьева в трагедии «Борис Годунов» Пушкина: описание в цитатах (Лжедмитрий)
«И сквозь ряды литовских панов прямо Шел в тайную палату короля.» (Афанасий Пушкин о Григории) «…Латинские попы С ним заодно. Король его ласкает И, говорят, помогу обещал.» (Афанасий Пушкин о Григории) «Я знаю только то, Что в Кракове явился самозванец И что король и паны за него.» (Шуйский о Григории) При этом в Польско-Литовском государстве все действительно считают Григория Отрепьева настоящим русским царевичем Дмитрием:
«В поход, в поход! Да здравствует Димитрий, Да здравствует великий князь московский!» «Явился к вам; Димитрием назвался И поляков безмозглых обманул…» (о себе) В конце концов при поддержке литовского короля и знати Григорий-Лжедмитрий собирает войско и ведет его на Москву:
«Сыны славян, я скоро поведу В желанный бой дружины ваши грозны.» (Григорий о себе) «На нас ведет злодейские дружины…»
Тем временем Григорий Отрепьев влюбляется в дочь своего товарища Мнишека – Марину Мнишек. Молодой человек теряет голову от любви:
«Он говорит с одной моей Мариной, Мариною одною занят он… А дело‑то на свадьбу страх похоже; Ну – думал ты, признайся, Вишневецкий, Что дочь моя царицей будет? а?» «Твоя любовь… что без нее мне жизнь…» (Григорий о Марине) Опьяненный любовью, Григорий признается невесте Марине Мнишек в том, что он — самозванец, Марина тут же меняет свое отношение к жениху. Но, увидев напор и смелость Григория, девушка все-таки соглашается быть его женой:
«А хочешь ли ты знать, кто я таков? Изволь, скажу: я бедный черноризец…» «Любовь, любовь ревнивая, слепая, Одна любовь принудила меня Все высказать.» Григорий признает, что ему легче сражаться с Борисом Годуновым, чем с женщинами, в частности с Мариной Мнишек:
«Нет – легче мне сражаться с Годуновым Или хитрить с придворным езуитом, Чем с женщиной – черт с ними; мочи нет. И путает, и вьется, и ползет, Скользит из рук, шипит, грозит и жалит. Змея! змея! – Недаром я дрожал. Она меня чуть‑чуть не погубила.» Григорий Отрепьев – умный, приветливый, ловкий, обворожительный человек, по словам Афанасия Пушкина (соратника Бориса Годунова):
«Да слышно, он умен, приветлив, ловок, По нраву всем. Московских беглецов Обворожил.» Григорий Отрепьев – гордый человек. Он не позволяет себе унижаться перед своей невестой Мариной:
«Довольно, стыдно мне Пред гордою полячкой унижаться.– Прощай навек.» По словам самого Григория Отрепьева, он не боязливый, не трусливый человек:
«Я, кажется, рожден не боязливым; Перед собой вблизи видал я смерть, Пред смертию душа не содрогалась. Мне вечная неволя угрожала, За мной гнались – я духом не смутился И дерзостью неволи избежал.» По мнению солдата Маржерета, Григорий Отрепьев является «отчаянным головорезом»:
«Этот дьявол – Самозванец, как они его называют, отчаянный головорез.» Афанасий Пушкин считает Григория Отрепьева беспечным в военных делах. Действительно, самозванец вступает в неравный бой под Севском, когда царская армия в разы превосходит его войска. Потеряв множество воинов в этой битве, Лжедмитрий не сдается. Он знает, что пользуется народной поддержкой:
Образ Григория Отрепьева и характеристика в трагедии Борис Годунов
Григорий Отрепьев — одно из основных действующих лиц в трагедии под названием «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина.
Персонажа также называют Лжедмитрием. Его прототипом является в действительности существующая историческая личность. Ему двадцать лет. Он происходит из боярского рода. Отрепьев — монах из Чудова монастыря, он учится у своего духовного наставника Пимена.
Григорий имеет низкий рост, но крепкое телосложение. У него ясные голубые глаза и рыжие волосы, на лице есть несколько бородавок.
У юноши авантюрный и беспечный нрав, он хочет перемен в своей жизни. Молодой человек умный, обаятельный, гордый, не является трусом. От Пимена ему становится известно о том, что царский наследник Дмитрий был убит приспешниками Бориса Годунова.
Сообразительный Григорий решает выдать себя за погибшего царевича. Он покидает свой монастырь и убегает в Литву. Там, по воли случая, Отрепьеву удаётся убедить короля государства в том, что он и есть Дмитрий, наследник престола.
В Литве Григорий влюбляется в дочь своего нового друга. Девушку зовут Марина Мнишек. Отрепьев теряет голову от романтических чувств и непредусмотрительно открывает возлюбленной свою тайну, рассказывает, что он самозванец и наследником царя не является. Сначала девушка пугается, но не выдаёт его секрет, а затем всё-таки соглашается выйти замуж за Лжедмитрия. Она начинает манипулировать будущим мужем, ведь он влюблён в неё и сделает ради девушки всё, что она попросит. Марина толкает Григория на решительные действия, заставляет принять попытку завладеть российским троном.
Заручившись военной поддержкой правителя Сигизмунда, он отправляется в Москву и нападает на российское войско. Армия противника превосходит его соратников численностью и Лжедмитрий терпит поражение. Борис Годунов умирает и самозванец предпринимает ещё одну попытку, он убивает наследника противника Фёдора и его мать. После этого Григорий становится новым правителем государства. Но, его царствование продлилось недолго, через год против Лжедмитрия устраивают заговор, план предателей удаётся, они свергли Отрепьева с престола и убили самозванца.
Также читают:
Пушкин
Картинка к сочинению Образ Григория Отрепьева
Популярные сегодня темы
- Сочинение Родная природа
О, природа! Что может быть прекраснее, чем она? Природа способна вдохновить человека на создание гениальных произведений, стихов, музыки и вообще она играет важную роль в развитии творческого потенциала человека
- Сочинение Анализ рассказа Пари Чехова
В рассказе Пари Чехов поднимает вопрос нравственности, низости и высоты души. Конечно, автор невероятно утрирует и создает невообразимую ситуацию, его герои немного искусственно выглядят, тем более Антон
- Критика о повести Тарас Бульба Гоголя отзывы критиков и современников
Повесть «Тарас Бульба» всходит в список классической литературы России и является одной из самых знаменитый произведений, написанных писателем Николаем Васильевичем Гоголем
- Про войну
- Сочинение описание картины Перова Тройка 4, 6 класс
Перов Василий Григорьевич русский художник в жанре пейзаж. Все свое детство его семья была в разъездах. В 20 лет Василий Григорьевич поступает в Москву. Там он учится в школе живописи и ваяния. Будущий художник хорошо учился, искусство давалось ему легко
Самый невезучий царь. Почему правление Годунова потерпело крах?
Мы поговорили с историком о том, как Борису Годунову не повезло с правлением, за что его невзлюбил народ и почему убивать царевича Дмитрия было бессмысленно.
27 февраля 1598 года русским царем стал боярин Борис Годунов. Случай для Руси на тот момент беспрецедентный: государь впервые был избран Земским собором, а не получил престол по наследству. Кроме того, со смертью Федора Иоанновича, третьего сына Ивана Грозного, мужская линия московской ветви династии Рюриковичей пресеклась, и впервые за всю историю Руси на престоле оказался не потомок Рюрика.
Все это сильно пошатнуло репутацию Годунова как царя, и русский народ изначально не оказывал ему большого доверия. Однако потомок татарского князя Чета имел все задатки успешного правителя: еще во времена правления Федора Иоанновича страной фактически управлял Годунов, занимавший место одного из самых влиятельных советников царя.
А.Д. Кившенко. Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь
К сожалению, имя Бориса Годунова чаще всего связывают лишь с убийством царевича Дмитрия, большой смутой и темными временами (не без помощи Александра Сергеевича Пушкина и его знаменитой трагедии). Но стоит отдать должное этому человеку, ведь и во время своего регентства, и в годы царствования он очень много сделал для укрепления государства: фактически создал институт патриаршества, наладил церковное и городское строительство, облегчил положение крестьян и ремесленников и, наконец, проявил себя как талантливый дипломат, заключив выгодный мир со Швецией и в целом оживив связи Руси с Европой.
К сожалению, правление Годунова сложилось неудачно, и сегодня мы решили выяснить, что стало тому причиной – народная нелюбовь, тяжелое голодное время или политика самого Бориса. Найти ответ на этот вопрос порталу «История.РФ» помог доктор исторических наук, специалист в области русского Средневековья, руководитель Центра истории религии и церкви ИРИ РАН Александр Назаренко.
Предвестник петровских реформ
– Александр Васильевич, давайте вспомним о том, каким правителем был Борис Годунов. Можно ли сказать, что мы недооцениваем его как царя и как политика? И почему его правление оказалось таким неудачным?
– Конечно, Борис Годунов – фигура несколько недооцененная в русской истории. На это повлияли несколько обстоятельств. Во-первых, сама краткость его правления и то, что сразу за ним последовало Смутное время, которое неизбежно производило впечатление, будто оно наступило вследствие «неудачного» правления Годунова. Хотя, строго говоря, Годунов как государственный деятель в этой Смуте меньше всего виноват. Ведь он, например, оказывал большую помощь голодающим и принимал другие государственные меры, которые отчасти даже предвосхищают некоторые петровские начинания.
– Какие это были меры?
– Он мобилизовывал знатную молодежь, посылал ее учиться в Европу. Конечно, не в таком массовом количестве и не такими драконовскими мерами, как это делал Петр, но, тем не менее, можно сказать, что политика Годунова была направлена на европеизацию страны. В принципе, и весь последующий XVII век все к этому шло – при Михаиле Федоровиче, конечно, меньше, а при Алексее Михайловиче ориентация на Европу была уже очень заметна. Но явное начало этой политике было положено именно при Годунове. Так что, видимо, у него были какие-то замыслы на этот счет – может быть, даже более широкие, – которые история не дала ему воплотить в жизнь. Но все-таки, наверное, Пушкин был не совсем не прав, когда приписывал Годунову какую-то смутную нелюбовь к нему народа, такую безотчетную и как бы беспричинную.
«Неправильный» царь
– Но ведь причина была? Почему люди невзлюбили Годунова?
– Все-таки смена династии в сознании народа – это очень большой духовный стресс. И конечно, если бы Годунову досталось более благополучное время правления, если бы он царствовал лет 10–15 и сумел укрепиться (и в сознании народа в том числе), тогда, может быть, дела бы пошли иначе. Но его новизна и все эти смутные обстоятельства, которые грянули во время его царствования, – все это сложилось в такой идейный фантом, который в глазах народа сделал Бориса «неправильным» царем. Но, конечно, по всем законам он был абсолютно легитимным правителем, избранным Земским собором. Хотя это был порядок, необычный для Руси, поскольку тогда, в 1598 году, Земский собор впервые избрал царя на царство.
С.В. Иванов. Земский собор
– С точки зрения родства (а он был всего лишь шурином Федора I Иоанновича) Годунов был далеко не идеальной кандидатурой. Но все равно даже наличие других представителей царской династии не помешало ему заполучить власть. Почему же Земский собор и бояре выбрали именно Годунова?
– Бояре поступили правильно и, так сказать, практично. Их государственный выбор был вполне разумен и естественен. Но, понимаете, сознание народа – оно же мифологическое. И то, что новый царь не «природный», а избранный, – это в глазах народа применительно к царю уже дефект. Годунов был первым не «природным» царем, да еще на его правление выпали все эти беды. Конечно, тогда люди считали, что Богу он не угоден. А это народное шатание – и есть корень Смуты! И поэт (Александр Пушкин. – Прим. ред.) очень верно это уловил. Правда, он привязал к этому какие-то моральные вещи, связанные с убийством царевича Дмитрия и т. д., но эту тему мы сейчас трогать не будем. Виноват Годунов или не виноват, участвовал или не участвовал в убийстве царевича – это особая статья.
– Скажите, а род Годуновых вообще можно назвать царской династией? Уместен ли этот термин для семьи, где царствовали всего трое представителей, из которых двое (Ирина Годунова и сын Бориса Федор) пробыли на престоле немногим больше месяца?
– В принципе, да. Ведь у Годунова был наследник – Федор Борисович, и этому наследнику присягнули. Поэтому де-юре такая династия была. Другое дело, что ее правление сложилось не очень удачно.
А.Д. Кившенко. Царь Борис Годунов и дети
Трогать царевича Годунову было не с руки
– Как получилось, что на престоле оказался Лжедмитрий I? Неужели Годунов настолько всем опостылел, что и народ, и бояре предпочли видеть своим правителем самозванца, у которого не было никаких доказательств царского происхождения?
– Нет, понимаете, тогда уже началась Смута. Некоторые же понимали, что Лжедмитрий – не настоящий царь, что это никакой не Дмитрий. Но в тот момент все уже «ловили рыбу в мутной воде» и просто делали вид, что царь законный. Тут уже не шла речь ни о какой легитимности, и в том числе Боярская дума и течения внутри нее не руководствовались никакими соображениями легитимизма. Хотя, конечно, внешне это все пытались выдавать за какие-то законные действия, но совершенно очевидно, что здесь уже шла борьба всех против всех, и каждый хотел урвать то, что можно было урвать. Вот это и называется Смутой!
– Мы, скорее всего, уже никогда точно не узнаем, что случилось с царевичем Дмитрием, но вот что интересно: Годунову в принципе была выгодна его смерть? Ведь Дмитрий все-таки был прямым наследником Ивана Грозного, а значит, и потенциальным наследником трона…
– Ну как сказать, прямым наследником… Он был сыном Грозного от седьмого брака! Вы представляете, что это такое? Ни по каким церковным канонам он не мог быть признан наследником, это абсолютно невозможно. Третий брак для царя – это уже скандал! В Византии, например, императора Константина VII, сына Льва VI Мудрого, очень долго не признавали, потому что он был сыном от четвертого брака, а здесь – седьмой… Поэтому если рассуждать исключительно с точки зрения канонов и закона о престолонаследии (который в те времена, правда, не существовал – просто была такая практика), то Дмитрий – это очень сомнительный наследник. И оспорить его юридические права, если бы кто-то хотел этим заниматься, ничего не стоило: достаточно было созвать Земский собор, и вопрос бы очень быстро решился. Поэтому трогать Дмитрия Годунову, конечно, было абсолютно не нужно: о нем благополучно забыли, пусть бы и сидел спокойно в Угличе, и чем дольше – тем лучше. Бередить и форсировать этот пункт – зачем ему это было нужно? Я не думаю, что Годунов был с этим связан, ему это было совсем не с руки.
– Еще во времена правления Федора IГодунов проводил довольно мудрую политику. К примеру, именно ему мы обязаны установлением на Руси патриаршества. Выходит, что большинство заслуг сына Грозного – это на самом деле заслуги Бориса?
– Стоит учесть то обстоятельство, что при Федоре Иоанновиче фактически правил Годунов. Все-таки если оценивать фигуру Годунова не как неудачного основателя династии, а именно как государственного деятеля, то нужно учитывать и события правления Федора Иоанновича, а фактически – правления того же самого Бориса. И те годы благополучия, которые после потрясений (особенно последних лет) царствования Ивана IV были при Федоре Иоанновиче, – это, конечно, заслуга Бориса. Так что в целом его как государственного деятеля можно оценивать вполне положительно. Но ему очень сильно не повезло…
Правление Бориса Годунова. Смутное время
При Иване Грозном в разгул опричнины выдвинулся брат жены сына Ивана Грозного Федора Ивановича — Борис Годунов, который был талантливый интриган, специалист по «шахматным» придворным жестоким играм. Постепенно, даже путем тайных убийств, он набирал силу и влияние, и было похоже, что он наметил себе высшую цель.
И победы Бориса Годунова в этих играх впечатляли: ему удалось отправить в ссылку конкурентных братьев Шуйских; болезненного сына Ивана Грозного — Федора он не опасался, а здорового Дмитрия отправил в провинцию — в Углич, где в 1591 г. вдруг обнаружили царевича с перерезанным горлом.
— Salik.biz
Толпа горожан расправилась с придворными, ответственными за опеку над царевичем, но Годунов отправил в Углич войска для расправы с горожанами. А созданная следственная комиссия пришла к выводу, что царевич зарезал себя сам по неосторожности. У любого мужчины это может вызвать лишь горькую усмешку.
А когда умер 7 января 1598 г. царь Федор Иванович и династия Рюриковичей прекратилась, то у Годунова появился реальный шанс стать царем, основать свою династию Годуновых. И с удвоенной силой он начал расшвыривать подальше от Москвы неугодных для него людей: бояр Милославских, Шуйских, а потом вступил в борьбу с боярами Романовыми.
Годунов смог митрополитом поставить своего человека — Иова, а потом сделал все, чтобы усилить власть своего сторонника — всемерно способствовал введению в России патриаршества, и Иов стал Патриархом.
Захотелось Борису и поэкспериментировать с уже закрепощенным крестьянством, верней, угодить боярам — узаконил временные «заповедные лета», увековечив закрепощение; узаконил владельцу искать убежавшую собственность, — то есть усилил рабство; увеличил налоговое бремя.
Бояре, наблюдая за стараниями Годунова и его грязными методами, поступили оригинально — боярские и княжеские роды решили упразднить вовсе монархическую форму правления в России, заменить коллективным правлением — делегировать верховные властные полномочия Боярской думе, то есть Россия фактически могла превратиться в боярскую (парламентскую) республику. И боярское совещание потребовало у народа присягнуть Боярской думе.
Для народа это было весьма неожиданно и непривычно, вечевые и княжеские дохристианские времена, это уже было далекое прошлое, а новые поколения при христианстве уже привыкли жить при монархах и не подозревали, что можно по-другому. Этому, казалось бы, симпатичному предложению формы правления воспротивился, кроме рвавшегося к абсолютной власти Бориса Годунова, Патриарх Иов, который собрал альтернативный Боярской думе Собор и выдвинул на престол Годунова.
Рекламное видео:
В России возникло двоевластие и запахло очередной гражданской войной. Ответ-выбор должен был дать народ. При этом в более трудном положении оказался властолюбивый самовыдвиженец Годунов, для которого важна была легитимность — поддержка народа. За народ и пошла политтехнологическая борьба, в которой проворнее, сообразительней и хитрей оказались Годунов с Иовом.
Вероятней всего, они вспомнили недавний действенный трюк Ивана Грозного с отбытием в Александрову слободу — когда народ упрашивал его возвратиться на престол, и он «уговорился» на новых условиях. На этот раз сценарий немного был модернизирован — Борис Годунов, которого якобы уже не интересовал престол, якобы захотел уединиться от светской суеты, от придворных интриг в Новодевичий монастырь, уйти в раздумье в одиночестве.
Следующий театральный ход был за патриархом Иовом — ему якобы понравился этот красивый и скромный ход Годунова, он вместе со священниками собрал побольше народа и двинулся ходом с иконами и хоругвями к монастырю упрашивать Годунова вступить в царствование Россией.
Однако Годунов якобы от этого лестного предложения скромно отказался — не готов, не по нему мол шапка Мономаха и т.д. Народу эта притворная скромность понравилась. И Иов организовал еще большее шествие к монастырю на уговоры, и со второго раза Годунова «уговорили», он дал свое согласие…
И Иов в Успенском соборе в том же 1598 г. поспешил «боговенчать» Годунова царем России. Однако не для всех оказался авторитетным шустрый патриарх Иов, — грамотные бояре, в отличие от народа, поняли «маневр» и отказались признавать решение Иова, признавать царем Годунова и ему присягать.
Начали вести долгие компромиссные переговоры, и только спустя два месяца часть бояр согласились присягнуть Годунову, и его в очередной раз провозгласили царем.
Благодарный Иову Годунов возвратил существенные налоговые льготы Церкви, которые были отобраны Иваном Грозным, раздал чины дворянам, выплатил долги служивым людям, дал льготы купцам, в том числе и иностранным. Таким образом рядом с Москвой образовалась немецкая купеческая слобода Кукуй. Это — тот самый знаменитый Кукуй, в котором провел свои молодые разгульные годы Петр 1. Годунов был поклонником Западной Европы и даже дал разрешение на строительство в Кукуе протестантской церкви.
Годунов весьма умело, талантливо и ровно руководил страной, но — сорвался. Подвело властолюбие и жажда мести. Годунов обнаружил рост популярности в народе богатого боярского рода Романовых, который ратовал ранее за правление Боярской думы и захотел перестраховаться — Федора Никитича Романова постригли в монахи и под именем Филарета он был сослан в монастырь, а его двоих малолетних детей как заложников посадили в тюрьму.
Начало Смутного времени
И тут, как видно, решил активно вмешаться Бог, и внести свои коррективы — в России в 1601 г. на протяжении всего лета лили нескончаемые дожди, а в августе(!) ударил мороз — весь урожай погиб, и в России наступил страшный голод, и как его следствие — анархия и лихость старавшегося выжить любыми способами народа. В поисках пищи толпы голодных дошли до Москвы и разграбили государственные житницы. Все меры Годунова не давали никакого эффекта. Напротив, — ситуация усугублялась, никто не платил налоги, деньги обесценивались, отряды крестьян и холопов под предводительством местных выдвиженцев начали грабить поместья и имения богатых сословий.
Так прошел не только 1601 г., но и 1602 и 1603. Соседи — поляки и литовцы все это время наблюдали за беспорядками и хаосом в России, за ее резким ослаблением, возможно, радовались, ибо недавно 25 лет подряд воевали в изнурительной войне с напавшим на них Иваном Грозным, и думали — как этим резким ослаблением России воспользоваться с выгодой для себя?
И в этой ситуации судьба-злодейка им улыбнулась — «они нашли друг друга»: очень сильная в то время Польша и довольно грамотный бывший русский дворянин, в следствии православный монах, служивший даже в Москве при дворе Патриарха переписчиком книг — Григорий Отрепьев, который превратился в выжившего чудным образом сына Ивана Грозного — Дмитрия, законного наследника российского престола. Так началась трагическая мудреная история с Лжедмитрием и Смутное время.
При этом следует отметить, что коварный сценарий был продуман талантливо: Лжедмитрий не пошел с польско-литовским войском на Москву требовать «законного» престола, а прибыл с убедительной «легендой» к вольным людям в Запорожскую сечь, к казакам.
Казаки выслушали, поверили, возмутились до глубины души несправедливостью и начали готовить поход на Москву. Пока готовились, слух о спасшемся Дмитрии Ивановиче начал разноситься широко, и в Запорожскую армию стали стягиваться вольные люди с Дона и других мест.
Когда набралось несколько тысяч, «народная» армия форсировала в октябре 1604 г. (после сбора урожая) Днепр и выдвинулась на Москву. По пути города и селения на удивление сдавались без боя и «народная» армия Лжедмитрия росла как снежный ком, даже с царской армии начали перебегать в народную. Борис Годунов, подавленный бедствиями последних лет и, ожидая еще худшего наблюдая за продвижением на Москву народной армии, сильно впечатлился, переживал, занемог и умер 13 апреля 1605 г. Получилось, что его высокая мечта, которую он все-же смог достичь такими трудами, не принесла ему ничего хорошего, напротив — принесла одни мучения, несчастья и погубила. Жизнь написала историческую притчу.
Под Кромами царские войска перешли к Лжедмитрию. Дорога на Москву была открыта, оставалась сама Москва, в которой часть бояр стала присягать сыну Годунова — Федору Борисовичу. Лжедмитрий, подойдя с войском к Серпухову, потребовал к его приходу в Москву очистить город от Годуновых и их покровителей.
1 июня 1605 г. предок А.С. Пушкина Гаврила Пушкин на Лобном месте зачитал грамоту Лжедмитрия. После чего народ ворвался в Кремль, стража разбежалась. Всю семью Годуновых, кроме сестры Ксении, стрельцы убили, династия Годуновых прекратила свое существование. А Патриарха Иова затащили в Успенский собор Кремля, сорвали с него все церковные одежды и знаки, бросили в телегу и отправили в монастырь. Москву «очистили», Лжедмитрий мог въезжать.
В это время произошел весьма странный случай — перед Москвой его встретила мать настоящего Дмитрия и признала Лжедмитрия своим сыном. Вероятно, она желала взлета, почета и пошла осознанно на ложь. Они вместе вышли к толпе народа, которая ревела от восторга. Современные политтехнологи удавились бы от зависти от такой высококачественной постановки.
А когда Лжедмитрий подъехал к кремлю и у собора Василия Блаженного снял шапку и перекрестился, то огромная толпа народа упала на колени и рыдала. Это был замечательный спектакль.
Первые недели правления Лжедмитрия оказались очень удачны: кровь не проливалась, врагов не преследовали. Он разрешил купцам свободно пересекать границы России, эффективно участвовал в работе Боярской думы, толково учил стрельцов военному мастерству.
Но «шило» долго утаивать не удалось. Поначалу Лжедмитрий скромно указывал, что католики и православные — это христиане. Эти униатские взгляды Лжедмитрия для окружающих были новшество. Но основной вред ему нанесли польские отряды, входившие в казацкое войско. Они-то знали правду и не сыграли свою роль качественно — вели себя в Москве очень уверенно и нагло. Недовольные москвичи начали роптать. Лжедмитрий быстро отреагировал — предложил полякам возвратиться домой, но те отказались.
Лжедмитрию ничего не оставалось, как их арестовать, а после он своих подельников тайно отпустил, и они отправились в Польшу, «балуясь» по дороге. Понятно, что такое трудно было удержать в тайне. И совсем случился «перебор», когда в Москву из Польши приехала Марина Мнишек в сопровождении 2000 шляхтичей, и народ вдруг узнал, что эта полька-католичка невеста Лжедмитрия.
Выводы переросли в события — 17 мая 1606 г. князья Шуйский и Голицын во главе новгородцев и псковичей осуществили заговор – был убит Лжедмитрий, Марина Мнишек была отправлена в ссылку в Ярославль, а полякам дали уйти в Польшу. Но история смуты на этом не заканчивается, после появился еще один Лжедмитрий, кроме поляков в российские дела вмешались еще и шведы, начались различные народные бунты, российская государственность висела на волоске — весь трагический период много раз описан и закончился только благодаря торговцу мясом К.З.Минину-Сухоруку и князю Д.М.Пожарскому. После спасения России около 10-ти претендентов боролись за царский престол.
Но вдруг одержал победу компромиссный выдвиженец — 16-ти летний Михаил Романов, сын когда-то гонимого Годуновым Филарета. Незрелость выбранного царя обнадеживала многих бояр поучаствовать в управлении страной. И 21 февраля 1613 г. Михаила Федоровича Романова избрали на царство. Так началась династия Романовых.
Но судьба России очередной раз хитро улыбнулась — бояре не начали править Россией, как предполагалось, а править начал вернувшийся из польского плена отец Михаила Романова Патриарх Филарет, который в смутное время предложил на русский престол польского королевича Владислава.
Филарет ловко узурпировал власть. Боярская дума собиралась редко и стала «ручной», а Земские соборы и вовсе исчезли.
Следует обратить внимание на большую роль народа в этот период истории, в особенности вольных людей — казаков. Вече уже давно не собирали, но мнение и участие народа в судьбе страны выражалось громко и оригинально, порой трагически, а порой спасительно, несмотря на то, что им часто манипулировали разные лидеры и даже иностранцы. Следует заметить, что в период правления Михаила Романова и Филарета многие казаки стали служилыми людьми, фактически мелкими дворянами, а крестьян, раскрепощенных в смутное время, снова закрепостили.
После подписания мирных договоров: со Швецией в феврале 1617 г. и в декабре 1618 г. с Польшей, настало в России мирное время, и страна начала быстро восстанавливаться и быстро богатеть. По инициативе царя начали строить много промышленных предприятий, в том числе военных, а российская армия быстро перевооружилась, при этом начала использовать впервые иностранные наемников — конные полки драгун и рейтаров. За 15 лет Россия до такой степени окрепла и набралась сил, что Михаил Романов решил пойти войной на Польшу, чтобы вернуть обратно утерянный Смоленск.
Преследуя эту цель, он смог даже создать против Польши военный союз со Швецией. К тому же и время оказалось подходящее — весной 1632 г. скончался воинственный польский король Сигизмунд Третий. И летом 1632 г. Швеция двинула свои войска на Польшу с севера, а огромная 100-тысячная русская армия во главе с прославленным воеводой М.Б.Шейном выдвинулась с востока.
Однако замысел не удался, и результат вышел неожиданно обратным, даже обескураживающим. Новый польский король Владислав (правил 1632-1648 гг.) умелыми действиями своей армии нанес ряд поражений шведам и русской армии, а под Смоленском вовсе ее окружил. После чего воевода Шейн сдал свою армию, знамена и оружие польскому королю. Многочисленные наемники, естественно, перешли к польскому королю служить.
Польский король Владислав в свою очередь сделал странный благородный жест — отпустил русских пленников вместе с оружием и пушками в Москву. А после двинулся на взятие Москвы против этого же оружия. После ранения в бою Владислава обе стороны подписали в 1634 г. Поляновский мир, Смоленск остался польским городом.
Следует заметить, что за мирный период на юге России окрепли и вольные люди на Днепре и Дону, — казаки. Они, «шаля», действуя самостоятельно, напали на могущественную Турцию и захватили в 1637 г. крупную добычу — город-крепость Азов, и решили подарить его царю. Однако Михаил Романов отказался от этого подарка, чтобы не ввязываться в войну с Турцией. Казаки на протяжении пяти лет держали под своей властью Азов, потом, взорвав крепостные стены, ушли, отдав город туркам.
Р. Ключник
Смерть Бориса
А р т — г а л е р е я
Елизавета ЗОТОВА
(иллюстрация к трагедии «Борис Годунов»)
В 1954–1955 гг. Фаворский работает над оформлением трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Так же как и в иллюстрациях к «Слову о полку Игореве», перед художником стоит задача — сделать так, чтобы описываемая эпоха была легко узнаваема. Но если в гравюрах, украшающих «Слово», больше эпичности, былинности, то иллюстрации к «Борису Годунову» в гораздо большей степени историчны. Художник уделяет пристальное внимание костюмам, интерьерам — все это должно строго соответствовать годуновской эпохе (конец XVI века). Он использует орнаменты, характерные для той эпохи.
Фаворский оформляет всю книгу целиком: фронтиспис с портретом А.С. Пушкина, титул с изображением Гаврилы Пушкина — одного из персонажей трагедии и предка автора. Большие развороты заняты сценами «Воцарение Бориса» и «Борис и юродивый», малые развороты — «Корчма» и сцена у Лобного места. Постраничные иллюстрации: «Пимен и Григорий», «Монолог Бориса», «Борис у детей», «Сцена у фонтана», «Смерть Бориса», концовка «Народ безмолвствует».
Иллюстрации к трагедии Пушкина полны экспрессии, достигающейся как за счет мимики и жестов персонажей, так и благодаря использованию контрастного света. Контрастный свет — главный акцент в большинстве гравюр цикла, он напоминает сценическое освещение, ведь «Борис Годунов» — драматическое произведение. И по своему композиционному решению иллюстрации вызывают ассоциации со сценической постановкой. Особенно это бросается в глаза в сцене «Борис и юродивый».
Фаворский придает особое значение проработке индивидуальных портретных черт персонажей — прежде всего, конечно, образа царя Бориса. Но и в знаменитом эпизоде «Народ безмолвствует» изображена не безликая толпа, а очень разные лица, на которых можно прочитать различную реакцию на происходящее, — оказывается, и безмолвствовать можно по-разному: кто-то горестно опустил голову и закрыл глаза, кто-то надменно смотрит на зрителя, кто-то испуган, а кто-то совершенно спокоен.
Одна из самых известных гравюр к «Борису Годунову» — «Смерть Бориса». В этой иллюстрации Фаворскому удалось с потрясающей достоверностью передать характер сцены. Царь Борис уходит из этого мира с достоинством. Перед смертью он дает подробные наставления своему сыну Феодору о том, как править страной. Юный Феодор испуган:
Феодор (на коленях)
Нет, нет — живи и царствуй долговечно:
Народ и мы погибли без тебя.
Царь
Все кончено — глаза мои темнеют,
Я чувствую могильный хлад…
Композиция гравюры построена очень гармонично. Основа ее — контраст двух фигур: молодой Феодор на коленях, в черном одеянии, и умирающий царь Борис, в белом. Столь излюбленный художником контраст черного и белого — основное выразительное средство ксилографии. И конечно, резкий, контрастный свет, бьющий из зарешеченного окна, падающий на лицо царевича и по сценическим законам привлекающий внимание зрителя к данному персонажу.
Добавить комментарий