Триады в защиту священно безмолвствующих
Родился будущий святитель в конце XIII века в Малой Азии, откуда его родители вынуждены были спасаться бегством из-за нападения турков. Еще младенцем он потерял отца. По сути, воспитывался Григорий императором Андроником II. Последнему удалось дать молодому человеку блестящее по оценкам современников образование. Сам Григорий охотно тянулся к знаниям. Так, из сохранившихся источников ясно, что его ум очень занимали труды Аристотеля. Юношу могла ждать серьезная карьера при дворе или же просто на государственной службе, однако он выбрал иной путь.
В возрасте 20 лет (по некоторым данным, в 18 лет) Григорий с младшими братьями отправляется на Афон, желая полностью посвятить себя служению Богу. Мать и сестер своих он перед этим убеждает также принять монашество.
Первым наставником становится преподобный Никодим Ватопедский, который и совершает постриг своего ученика в монашество. После кончины старца, Григорий, побывав в нескольких обителях, попадает в Глоссию, где его обучают исихазму. Восприняв умное делание своим сердцем, Григорий Палама становится вдохновителем исихазма.
Широкое распространение его богословские и догматические труды получили, благодаря полемике, разгоревшейся в 40-ые гг XIV века. Ввиду последних даже созывалось несколько соборов в Константинополе. В результате, пережив политические интриги и даже заключение под стражей, святитель был реабилитрован и возведен в епископский сан. Однако переехать в Фессалоники он сразу после наречения не смог. Преставился Григорий Палама, когда ему было 63 года. Канонизация святого состоялась менее чем через 10 лет после его кончины.
Беседы (омилии)
Омилия I.
О сохранении мира друг с другом. Сказанная на третий день по прибытии Св. Григория Паламы в Фессалоники
Омилия II.
В Неделю притчи Господни о Мытаре и Фарисее
Омилия III.
На притчу Господню о спасенном блудном сыне
Омилия IV.
На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении
Омилия V.
На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в ней же говорится и о целомудрии и о противоположном ему зле
Омилия VI.
Увещательная к Посту. В ней же в кратком изложении говорится и о создании мира. Сказана была на первой седмице Поста
Омилия VII.
Иная о Посте
Омилия VIII.
О вере. В ней же и изложение Православного Исповедания
Омилия IX.
Во время поста и молитвы
Омилия X.
Во вторую неделю Святой Четыредесятницы, заключающая изложение Евангельской истории об исцелении Господом расслабленного в Капернауме; в ней так же говорится и относительно несвоевременно разговаривающих друг с другом в церкви во время священных Богослужений
Омилия XI.
О честном и животворящем Кресте
Омилия XII.
В Неделю 4-ю Святыя Четыредесятницы, заключающая изложение чтомого в тот день Евангелия; в ней же говорится и о радении относительно внутренних помыслов
Омилия XIII.
В 5-ю Неделю Поста; в ней же говорится и о творении милостыни
Омилия XIV.
На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии
Омилия XV.
В Неделю Ваий
Омилия XVI.
О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря сему, для истинно верующих в Него; и о том, почему Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил. Сказана сия Беседа была во Святую и Великую Субботу
Омилия XVII.
На Евангелие Новой Недели (Фомина Воскресения), объясняющая Тайну Субботы и Господняго Дня
Омилия XVIII.
В Неделю Мироносиц. В ней же говорится также и о том, что первая Богородица узрела Господа Воскресшего из мертвых
Омилия XIX.
На Евангелие Христово о Самаряныне, и о том, что долженствует презирать земные блага жизни
Омилия XX.
На восьмое воскресное утреннее Евангелие от Иоанна; в ней же говорится и о том, что те которые до конца с благочестием пребывают во время Богослужений в храме, сподобятся великих даров
Омилия XXI.
На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней же говорится и о том, как исполняется законная (ветхозаветная) Суббота
Омилия XXII.
На тот же Праздник (Вознесение Бога и Спаса нашего Иисуса Христа); в ней же говорится о страстях и добродетелях
Омилия XXIII.
На 10-е утреннее воскресное Евангелие; в ней же говорится и о предлежащей нам брани, как в чувственной области, так и духовной
Омилия XXIV.
О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа; в ней же говорится и о покаянии
Омилия XXV.
Произнесенная в Неделю Всех Святых
Омилия XXVI.
Произнесенная во время жатвы; в ней же говорится и о духовной жатве
Омилия XXVII.
И эта омилия была произнесена во время жатвы; в ней же говорится и о имеющей для нас быть духовной жатве
Омилия XXVIII.
Произнесенная в праздник Святых и Верховных Апостолов Петра и Павла
Омилия XXIX.
Имеющая своей темой исцеление расслабленного в Капернауме, о котором повествует Евангелист Матфей; в ней же говорится и о печали ради Бога
Омилия XXX.
Заключающая в себе изложение о слепцах, прозревших в доме, о чем повествует Евангелист Матфей. В ней же говорится и о том, что невозможно истинно иметь веру без наличия покаяния
Омилия XXXI.
Произнесенная на молебном пении, совершаемом в первый день августа
Омилия XXXII.
Его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею; в ней же говорится и об искушениях
Омилия XXXIII.
О добродетелях и противоположных им страстях, и о том, что «мир», «миродержителем» которого является диавол, это – не Божия тварь, а это – те, которые, вследствие злоупотребления тварью, покорились ему. Произнесенная на молебне
Омилия XXXIV.
На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным
Омилия XXXV.
На то же Преображение Господне; в ней доказывается, что хотя божественный Свет, бывший при Преображении, и был не созданным, однако он не есть существо Божие
Омилия XXXVI.
На 11-е воскресение Евангельских чтений по Матфею, имея темой чтомую притчу: «Уподобися царствие небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси (с рабы своими)»; в ней же говорится и о долготерпении и сострадании
Омилия XXXVII.
На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии
Омилия XXXVIII.
На 1-е утреннее воскресное Евангелие (Мф.28:16–20); в ней говорится и о том, что божественное крещение не достаточно для спасения человека, если при этом он не проявляет тщания соблюдать Божии заповеди
Омилия XXXIX.
Произнесенная на молебном пении, совершаемом по случаю небывалой и непрекращающейся смертоносной эпидемии, бешенствовавшей в то время
Омилия XL.
О всечестном Христовом Предтечи и Крестителе Иоанне
Омилия XLI.
На 14-е воскресение Евангельских чтений по Матфею: на притчу о звании на брак сына; в ней же – и относительно говорящих: зачем Бог позвал также и тех, которые откажутся или же на деле не отзовутся на приглашение, и зачем Он сотворил таких, которые имеют быть преданы мукам?
Омилия XLII.
На 3-е воскресение Евангельских чтений по Луке, имеющее своей темой воскрешение отрока Наинской вдовы, которого воскресил Господь; в ней же говорится и о том, что мы должны взаимно прощать и сострадать друг другу
Омилия XLIII.
О иже во святых Великомученике и Чудотворце и Мироточце Димитрии
Омилия на 22-е воскресное Евангелие.
Беседа на Евангелие от Луки в пятую неделю, которого начало: «некоторый человек был богат и одевался в порфиру и виссон» (Лк.16:19). В ней говорится о богатых и о бедных, кто из них спасается
Омилия на 23-е воскресное Евангелие.
Беседа в шестую неделю на Евангелие от Луки, повествующее: «когда Иисус вышел на берег, встретил его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени»
Омилия о Православной вере Беседа на спасительное Рождество Пренепорочныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Беседа на 17-е воскресенье Евангельских чтений по Матфею, говорящее о Хананеяныне.
В ней же говорится и о человеческом несовершенстве и о достойном похвалы смирении
Беседа в день памяти Святаго Апостола и Евангелиста и Христу весьма возлюбленнаго Иоанна Богослова;
в ней говорится и о любви к Богу и к ближнему
Беседа на 2-е воскресенье
Евангельских чтений по Луке, говорящее: «Якоже хощете да творят вам человецы,и вы творите им такожде»; в ней же говорится и против ростовщиков
Беседа на 3-е воскресенье
Евангельских чтений по Луке, заключающее изложение текста о воскрешенном Господом сыне вдовицы; в ней же говорится и относительно того, что мы должны снисходить и сострадать друг к другу
Беседа на четвертое воскресенье
Евангельских чтений по Луке, говорящее: «Изыде сеяй сеяти семене своего»; в ней же говорится и о том, что прежде этого сеяния, для того, чтобы оно было успешным, нам надлежит добрыми делами украсить свою душу
Беседа
о том, что непрестанное общение с Богом путем молитвы и псалмопения является основанием и утверждением всякого блага и предотвращением и освобождением от всякого зла и от всякого злого состояния
Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм
(во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы
Беседа на Введение во Святая Святых
Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте
Беседа
, говорящая о том, что после пришествия Господня во плоти, как награда увеличилась для праведно живущих, так и наказание умножилось для непокоряющихся; в ней же говорится и о различных страстях и добродетелях. Произнесена сия беседа была в 10-е воскресенье евангельских чтений по Луке, которое является воскресением перед Неделей Праотцев
Беседа, произнесенная в Неделю Праотец;
в ней же говорится и о тех, которые нерадят о слышании учения, ссылаясь на неблагоприятные обстоятельства и телесные потребности
Беседа о Святых и Страшных Христовых Тайнах
, Произнесена была за четыре дня до Рождества Христова
Беседа произнесенная в Неделю Отец
, говорящая о родословной по плоти Господа нашего Иисуса Христа и о в девстве родившей Его Приснодеве и Богородице
Беседа на Спасительное Рождество
во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Беседа о том, что совершается в чинопоследовании Таинства Крещения;
в ней же говорится и о покаянии и о словах о сем предмете, сказанные Иоанном Крестителем. Произнесена была в навечерии праздника Богоявления
Беседа, произнесенная на Святой Праздник Светов
(Богоявление); в ней же находится посильное разъяснение тайны Христова Крещения
Беседа на 12-е воскресение
Евангельских чтений по Луке, имеющая своим предметом чудесное исцеление десяти прокаженных; в ней же говорится о мире с Богом, о мире с самим собою (внутреннем мире) и о мире друг с другом
Беседа на 15-е воскресение
Евангельских чтений по Луке, имеющая своей темой исправление и спасение начальника мытарей Закхея; в ней же говорится и против сребролюбия
Беседа к сетующим
на приключающиеся нам отовсюду разнообразные невзгоды
Слово к Иоанну и Феодору Философам
Добавить комментарий