Триодь постная на русском
Триодь Постная — проводник по Великому Посту
Знаменитый литургист А.А.Дмитриевский написал однажды, что современные ему христиане почти совсем утратили правильное понимание Великого Поста1. Причину Алексей Афанасьевич находил весьма интересную: незнание людьми текстов главной богослужебной книги Святой Четыредесятницы — Триоди Постной. Это мнение было высказано в начале XX века. Кажется, слова православного ученого вполне приложимы и к нашему времени. Увы, и сегодня мало кто из церковных людей хорошо знаком с уникальным святоотеческим творением, составляющим основу великопостного богослужения. А ведь действительно — Триодь, открытая на любой странице, разбивает многие стереотипы о смысле пощения и прививает совсем иное переживание Поста в сравнении с тем, что у нас порой складывается.
* * *
При ознакомлении со стихами Триоди прежде всего удивляет какая-то неземная, полетная радость, струящаяся из всех песнопений. Тексты вроде покаянные, но в них сквозит вполне пасхальное ликование! Например, вот стихира понедельника первой седмицы Поста: «Всечестное воздержание начнем светло, лучами сияющее святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества крепостию; яко да светоносни предварим во святое и тридневное воскресение, осиявающее нетление миру»2. На нас проливается целый поток ослепительного света: «светло», «лучами сияющее», «светлостию», «блистанием», «светоносни», «осиявающее». Общая интонация стихиры — праздничная. Сразу вспоминаются слова Спасителя, читаемые Церковью перед началом Поста, в Прощеное Воскресенье: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф.6,16-17). Триодь, подтверждая учение Господа, также сообщает нам, что для христианина пост — это духовный праздник.
* * *
Главная богослужебная книга Великого Поста насквозь пронизана библейскими ассоциациями и смыслами. В данном отношении эти тексты можно назвать великой школой экзегезы. Например, вот как толкуется в каноне прп. Андрея Критского двоеженство патриарха Иакова: «Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную; Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение душе, исправится»3. Оказывается, две жены патриарха — важные символы.
«Лия символизирует ту часть души человека, которая отдает свои силы земной, чувственной жизни. …Труд, деяние (Лия) — это то, в чем человек видимо проявляет себя вовне. И столь неисчислимы плоды работы этих рук, что преподобный сравнивает их с Лией, яко многочадной, — ведь, действительно, она родила Иакову больше всех детей, Рахиль же — только двоих (Иосифа и Вениамина), но зато — самых близких и утешительных. Но Лия, как специально указывает нам книга Бытия, «слаба глазами»: труд сам по себе, не одушевленный никаким высшим стремлением, превращается в нудную обязанность по добыванию пищи, и человек, так трудящийся, мало чем отличается от тех животных, коих Господь сотворил до него, не вдунув в них, однако, «дыхания жизни» от Своего Духа (ср. Быт.1, 20–25, 2:7)»4.
Каждая страница Священного Писания актуальна для человека, пытающегося вести духовную жизнь
Или, например, рука Моисея, побелевшая от проказы и затем исцеленная Господом (ср. Исх.4,6-7). Триодь объясняет, что это знамение имеет отношение к нашей христианской жизни: «Рука нас Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси»5. Кто из нас додумался бы, что проказа на руке Моисея указывает на наши грехи? И здесь, и в ряде других случаев великопостные тексты доказывают, что каждая страница Священного Писания актуальна для всякого человека, пытающегося вести духовную жизнь.
А бывает, та или иная стихира вся соткана из отрывков Библии, и любитель Книги Жизни с наслаждением слушает эти строки, рожденные великой любовью святых отцов к Писанию. Например: «Время благоприятное, день спасений, принесем Богу дары добродетелей, в немже отложившее дела тьмы, братие, облецемся в оружие света, якоже Павел вопиет»6.
Кстати, еще насчет Библии. Триодь показывает прекрасный пример интереса святых отцов не только к Новому, но и к Ветхому Завету. Большая часть библейских смысловых аллюзий Великого Канона взята из ветхозаветных книг. Уставные библейские чтения Триоди — Бытие, Исаия, Притчи. Редкая стихира не отсылает нас к тем или иным именам или событиям ветхозаветной истории. Как горько, что христиане первого тысячелетия знали и любили ветхозаветные книги, прочитывая их в христианском ключе, а современный православный человек порой не понимает, зачем ему читать Моисея или Исаию. Приходится даже иногда слышать от преподавателей семинарий и академий, что Ветхий Завет есть тень Нового, и поэтому чтение его совсем не обязательно христианину. Однако Триодь Постная в пух и прах разбивает подобные тезисы.
Все книги Библии связаны между собой, и среди них нет лишних
Священное Писание Ветхого и Нового Завета — это одна книга, имеющая внутреннюю цельность. Все книги Библии связаны между собой, и среди них нет лишних. Мы никогда не поймем Нового Завета без Ветхого, и Ветхого без Нового. Удивительное переплетение смыслов ветхозаветных и новозаветных книг, явленное в Триоди, показывает истинное христианское отношение к библейским книгам. В Библии все едино: одно поясняет другое, первое исполняется во втором, а второе и первое вмещается в чем-то третьем. Выпало какое-то звено — и восприятие уже нарушено.
* * *
Может быть, самый драгоценный смысл Триоди состоит в том, что она сообщает горькую правду о человеке — ту, которую нам никто, кроме Церкви, не скажет. В описании духовного состояния грешника Триодь радикальна до крайности: «Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших, умом, и словом, и произволением, и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда»7. Получается, я виновен во всех вообще грехах? Да, именно так. В моем сердце я ношу отпечатки всех грехов мира — как потенцию, как возможность. Если я не согрешил в чем-то делом, то согрешил словом; если не словом, то мыслью; а если не мыслью, то тайными пожеланиями сердца. Если по факту я не согрешил в том или ином, то только потому, что Бог сохранил от такой ситуации, в которой я бы не выдержал искушения и пал. Тексты Святой Четыредесятницы напоминают нам о глубине нашей зараженности грехом, чтобы вызвать в нас соответственную глубину покаяния.
Тексты Святой Четыредесятницы напоминают нам о глубине нашей зараженности грехом
Но вместе с суровыми обличениями Триодь всегда дарит и теплый свет надежды, постоянно напоминая о приближающейся Пасхе: «Совлекшеся скверныя одежды невоздержания, облечемся в светлую ризу воздержания, и светли бывшее, светлое Избавителя достигнем восстание»8.
* * *
Не знаю, насколько похожи недуги церковного общества начала XX века и века XXI, но беспокойство Дмитриевского о плохом знании Триоди православными людьми вполне можно разделить и сейчас. Да, незнание этой книги весьма обедняет нас и во многом лишает наше христианство радости покаяния, красоты богословия, библейской широты.
Что ж, Великий Пост только начался, и святая Триодь пока еще немного перевернула страниц. Как раз время взять в руки уникальное святоотеческое творение и проверить себя на православность своего понимания смысла Четыредесятницы. Уверен, что радость обретения новых знаний во Христе ощутит всякий любящий Бога человек. Возможно, ознакомление с Триодью даже откроет кому-то Великий Пост совсем с другой стороны. К тому же все без исключения ощутят, насколько мы поверхностные рыбешки в том океане богопознания, который являют богослужебные тексты. Последуем за Триодью в нашем великопостном странствии, и ее стихиры и тропари обязательно приведут нас к новым глубинам покаяния и откроют невиданные доселе духовные сокровища.
Триодь Постная это путеводитель по пространству Великого Поста. Своеобразная карта маршрута, по которому должен пройти верующий христианин, совершая своего рода паломничество в Мекку — восхождение к вершине «Пасха».
Триодь Постную можно назвать и по-другому: это литературный памятник истории, в котором отражаются изменения, происходившие как в истории христианства, так и происходящие с душой человека на пути к духовной вершине.
Те, кто слабо ориентируется в сложном, веками выстраиваемом маршруте Великого Поста, в котором есть своя логика и закономерность, не всегда могут увидеть их своим невооруженным взглядом. Поэтому перед началом поста дается много разъяснений, правил и истории, помогающих пройти путь до конца, с пониманием и осмысленно.
Весь Поста Триодь разбивает на равномерные отрезки – седмицы. Их всего шесть. И каждые шесть дней делаются остановки, седьмой – воскресение (неделя), он же дает начало и название следующему отрезку пути. Дни отдыха – шестой и седьмой дни, суббота и воскресенье — не входят в счет Великого Поста, хотя некоторые ограничения в поведении распространяются и на них.
Надо сказать, что изначально Великий пост не распространялся на христиан. Он был обязателен только для тех, кто собирался стать членом христианской общины, т.е. принять Святое Крещение или Просвещение. Поскольку в первые века христианства существовало всего несколько дней, в которые совершалось таинство Крещения, то подготовка к нему велась тщательно.
Собственно, все великопостное богослужение — это путь подготовки оглашаемых к принятию Крещения, что находит отражение, частности, в Великопостных Чтениях Ветхого Завета и Псалтири. Евангелие в церкви в дни Поста не читается. Его чтение начинается в Страстную седмицу.
Христиане в дни Поста должны были помогать оглашаемым пройти путь Просвещения: рассказывать о христианстве, помогать понять Евангелие, Таинства Церкви и т.д. И так случилось, что из солидарности с ними, чтобы не смущать готовящихся своими послаблениями, было решено поститься всем вместе: и крещеным, и тем, кто только готовился к Крещению.
Так Великий Пост стал общим путем для всех, желающих не только, а сегодня уже и не столько, пройти Крещение, сколько покаяться, исповедаться, очиститься и встретить Пасху обновленными. Кстати, покаяние изначально несло в себе смысл второго Крещения. Так что к христианам Пост имеет такое же отношение, как и к оглашаемым в те времена – все мы нуждаемся во втором Крещении-покаянии.
Но вернемся к остановкам в пути. называет шесть остановок на пути к вершине — по количеству воскресений (недель) Поста: неделя Торжества Православия, Григория Паламы, Крестопоклонная, св. Иоанна Лествичника, Мариина неделя и Вербная. Соответственно, седмицы, наступающие после каждого воскресения (недели), получают названия:
седмицы Православия, Григория Паламы, Крестопоклонной, Иоанна Лествичника, Марии Египетской и Ваий.
Страстная седмица – уже не относится к Великому Посту. Она является Пасхальным постом, раньше обязательным для каждого крещеного. В эти дни Иисус Христос начинает движение навстречу людям, уже готовым понять и принять Его. В Страстную седмицу вспоминаются последние притчи Господа, последние наставления ученикам, предательство Иуды, заключение Нового Завета с учениками и установление Таинства Причастия. Вспоминается Его молитва в Гефсиманском саду, отречение Петра и бегство всех учеников Иисуса с места казни.
Поскольку эти дни самые важные, самые трагические и самые печальные, то
каждый день Страстной седмицы называется Великим: Великий понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, Великий Четверг, Великая пятница и Великая суббота.
Завершается Страстная седмица седьмым днём — Воскресением Христовым, Пасхой.
Для более удобного прохождения Великого Поста Триодь предлагает поучения, записанные в специальном сборнике –
«Синаксари Постной и Цветной Триоди».
Составил сборник патриарх Константинополя Никифор (XIV век). Раньше Синаксарь Триоди читалась в качестве поучения, но сегодня традиция чтения в храмах ушла, а жаль. Синаксарь Триоди помогает понять, о чем идет речь в богослужебных песнопениях, канонах, рассказывает о святых, которым посвящены каноны и песни, их происхождение, установление, почему совершаются именно так, а не иначе.
Сборник начинается с поучений и комментариев на :
неделю о мытаре и фарисее, блудном сыне и страшном суде,
а заканчивается чтениями на события Страстной Седмицы по каждому Великому дню. Если кто-то хочет уяснить содержание и смысл Великого Поста, то лучшего пособия не найти.
Всем постящимся рекомендуется прочитать в Великий Пост все четыре Евангелия, побывать в храмах на службах, особенно в будние дни, исповедаться и причаститься в течение Поста три раза: в первую седмицу, в крестопоклонную и в Великий Четверг — день воспоминания об установлении Господом Таинства Причастия.
Существует еще одна особенность Великого Поста, литургическая: песнопения заменяются долгими чтениями, каждодневная литургия откладывается, а для болящих два раза в неделю (в среду и пятницу)
служится Литургия Преждеосвященных даров. По субботам служится Литургия Иоанна Златоуста, а в воскресение — Литургия Василия Великого,
которая считалась праздничной.
Существуют и другие тонкости, например, первая неделя Поста — самая строгая, так же, как и Страстная. Она должна помочь войти в пространство Поста. В первую неделю
читается Великий канон Андрея Критского,
ставший символом Великого Поста. Особенности и правила проведения в Великий Пост можно найти во многих источниках. Но главное — желание встретить Пасху с великой радостью, духовно обновленным и просветленным.
Тина Гай.
библиотека Православие » Триодь постная (цсл)
библиотека Православие
Жанр: Религия
Триодь, Триодион (от греч. ????? — три и ??? — песнь) — богослужебная книга православной церкви, содержащая трёхпесенные каноны (трипеснцы), откуда и происходит название. Триоди покрывают круг подвижных праздников года, даты которых находятся в зависимости от дня празднования Пасхи: от подготовительных седмиц к Великому посту (то есть от Недели о мытаре и фарисее) до первого воскресенья после праздника Святой Троицы (то есть до Недели Всех святых). Первые две подготовительные седмицы Триодь используется только в воскресной службе на Неделю о мытаре и фарисее и на Неделю о блудном сыне, а начиная со службы на субботу перед Неделей о Страшном суде — ежедневно. Изначально Триодь существовала в виде единого сборника, а затем была разделена на две части — Триодь постную и Триодь цветную.Триодь постная содержит в себе молитвословия на дни Великого Поста с приготовительными седмицами к нему и Страстной седмицы начиная с Недели о мытаре и фарисее и до Великой субботы включительно. Содержит песнопения в основном авторов VIII и IX вв., среди которых: Андрей Критский, Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, император Лев Мудрый, Феофан Начертанный.
Читать книгу онлайн бесплатно
Добавить комментарий