Тропарь паисию святогорцу


В файлах — извод начала 2020 года, дополненный: pdf word
Месяца иулия двенадцатаго дня
преподобнаго и богоноснаго отца нашего ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА
Вечер На Господи, воззвах стихиры, глас 1.
Подобен: Всехвальнии мученицы:
Утверждáяся в послушáнии, хранéнии чувств/ и молúтве от юности,/ плоти стрáсти дóлу влекýщия/ низрúнул еси/ и к высоте неизглагóланней возшéл еси/ безстрáстия и трезвéния, мудре Паисие:/ тем вси яже ко обожéнию // твоя неусыпáемыя почитáем пóдвиги.
Храм себé творяй светел/ Духа Святаго/ и благоухание сый Христу, Паисие/ к келлии твоей приходящих/ возрадовал еси,/ всех освятив, преподобне,/ твоего благословения просящих,//яко да преидýт многовóлненную жития пучину.
Мудраго Арсения добродéтели подóбниче,/ во отéчествии твоем просиявшаго,/ и многих старцев, подвижников Афонских,/ свéтлей любвú поревновáти хотя,/ лéствицу совершéнства во Христе/ ты постúже, всечéстне,/ и яко новая звезда//ныне возсиял еси.
Верных лúкове от Карéи/ благоговéйно прихождáху/ к кéллии твоей на всякий час, Паúсие,/ яко да болезней брéмя отженýт/ твоим боголюбúвым преподóбием/ и дерзновéние приúмут/ врáжию сокрушúти силу// твоими божественными молитвами ко Господу.
Обúтель Богослóва честнáя,/ яже иногда насладúвшаяся/ мудрых твоих увещáний,/ играет и радуется,/ ныне в нéдрех яко сокровище Божественное имýщи/ гроб твой, преблажéнне Паисие,/ верным точáщ неоскýдныя рéки целéний всегда// к сему притекающим.
Паисие, благодать богáтную/ с Небесé приял еси,/ во éже помощú всем страждущим/ и в нýждах сýщим,/ тем во обстояниих посещáше болящия/ и сим скорое исцеление Бóжиею благодатию даровá,/ ко Господу являя дерзновение,// егоже стяжáл еси.
Слава, глас 6:
Постническою преукрáшен свéтлостию/ Церковь всю в последняя озарил еси,/ Паúсие, Святогорче Духонóсный:/ разумно бо во Афоне пожив,/ безстрáстия и мудрости правило úстиннейшее/ показался еси/ и верных учéньми своими озарил еси,/ превыше бо плоти быв,/ благодать обрел еси/ молúтися непрестанно/ о чтущих тя любовию// и воспевающих всечестнýю память твою.
На литии стихиры
Глас 1:
От юности Христу себе самáго возложúв/ терпением, молитвою и смирением,/ добрых помыслóв некрáдома клеть/ содéлался еси, Паисие;/ просиявáя бо любóвию к ближнему совершéнною,/ небрáчных сонм озарúл еси,/ и верных чúны возвеселúл еси:/ и ныне, пéрстную плоть отложúв,/ со безплóтными вóи и преподóбными/ слáвиши Господа,// моляся непрестанно о чтущих тя.
Глас 2: Арсения преподобнаго, в Фарáсех просиявшаго,/ последовав стезям,/ благотворéний образ/ и всякия добродéтели прáвило вéрнейшее/ ты показася, Паисие,/ победы убо взем на стрáсти/ и от всего вещéственнаго ум очистив,/ направляше своими премудрыми глаголы вéрныя/ ко нравов благолéпию/ и стяжáнию страха Божия;/ и ныне, святогóрче богодухновéнный,/ молúся Христу Церковь умирúти// и твоим подражáти трудом ны сподоби.
Глас 3: Вспять отнюд не обратúл еси/ благочéстия кормúла,/ дóндеже преплыл еси/ к безсмéртныя победы пристáнищу,/ вéтхому Елеазару подражáя,/ богонóсе Паисие:/ победу же взем благими помыслы/ на страсти твоя,/ и, мнóги научив/ присно помыслы благочéстия имéти,/ в лóне Авраáмове упокóися,// идéже мóлишися о душах наших.

Глас 4: Радуется днесь святоимéнная гора Афóнская,/ терпелúвному подвигу твоему,/ úмже древних Отцéв добродéтель явú,/ Паисие богослáвнейший;/ изрядно же веселúтся úнокинь ликостояние/ треблажéнныя Богослова обители,/ имуще яко источник святыни/ всесвящéнный гроб твой;/ с Небесé убо излéй всем/ молитвою твоею/ обильно дождь благодати/ и спаси от тли смертныя// души почитáющих тя, приснопéтый.
Слава, глас тойже: В стрáсе Божии творя святыню/ себé очúстил еси/ от всякия скверны плоти и духа, Паисие:/ церковь бо себе соделав Бога жива,/ единомысленных и перстных всех/ лики освящáше/ свыше дáнною ти благодатию;/ и ныне Вечнаго Живота честь прияв,/ непрестанно молиши// о чтущих честную память твою.
И ныне, глас тойже: От всех бед рабы Твоя сохраняй, / Благословенная Богородице,/ да Тя славим, Надежду душ наших.
На стиховне стихиры, глас 5.
Подобен: Радуйся, постников:
Рáдуйся, любвé горение/ свещеносяй труды преподобными/ в последних единонрáвных / ликóм Афонским,/ подвижников светúло и прáвило:/ Христу бо моляся,/ немощствýющаго на ся подъял еси недуги/ и язю его многоболéзненную/ даже до смерти пронесé,/ Паúсие святе,/ аки достояние многоцéнное,/ рáдуяся, яко ближнему ослáбу дадé/ и подъя на ся горесть его,// якоже и грехи наша Господь.
Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.
Рáдуйся, Фарáсы óтрасле,/ горы Афона доброрáсленное прозябéние,/ Синáя крúне/ и Стомиóна цвéте/ многомáстен и благоухáнен,/ Паúсие преподобне,/ настáвниче непрелéстнейший ко спасению/ благочестивых множества,/ ты похвала обители Богослова бысть,/ сия бо, якоже крепость хранит неподвúжимая/ советов твоих собрание и гроб твой,/ егóже, тя Господь хотя прослáвити,// ныне купель исцелений явú.
Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/ в заповедех Его восхощет зело.
Рáдуйся, многочáдныя мáтере/ плóде небесный,/ Паисие преподобне,/ сам себе истощáяй усердно/ пóдвиги и молитвою,/ да Божиею благодатию напитáеши мир,/ жаждущий веры уразумéти всякую истину,/ и ко стезé спасения да упрáвиши/ притекáющих к совéтом премýдрым твоим:/ сéяй бо любве Божественныя сéмена,/ клас пожал еси богáтный/ жизни нестарéемыя;/ сея сподоби/ всех, тя воспевающих// и взыскующих у Господа предстáтельства твоего.
Слава, глас 8:
Учительства и разсуждения/ талант приял еси,/ яко воздаяние постническим трудóм,/ от Христа Бога,/ Паúсие превеликий:/ ты бо предзрéти грядущая сподóбися/ и напоúти нúвы душéвныя благочестúвых/ питиéм небесным/ богомудрых глагóлов твоих;/ тáко возсияв,/ áки нововозжжéнный светильник Цéркве,/ к Солнцу ýмному взыде./ Того моли сподóбити и нас// Вышния светлости.
Тропарь, глас 1. Подобен: Пустынный житель:
Фарáсы отрасль и Афона украшение,/ и еже от века преподобным подражателя и равночестнаго,/ Паисия восхвалим, вернии,/ сосуд, даров преисполненный,/ яко хранящаго от всех обстояний/ верою вопиющия:/ слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Ин тропарь, глас 3. Подобен: Божественныя веры:
Якоже Ангел явúся мúрови/ во времена послéдняя,/ Христоподражáтельне Паúсие преподобне,/ подвижнически бо во Афоне пожив,/ яко пресветлое солнце возсиял еси/ и озарил еси/ верных полноту благодáтию,// глаголы предивными и чудесы.
На утрени
по шестопсалмии тропарь, писан на велицей вечерни
По первом стихословии седален, глас 1:
Подобен: Гроб Твой, Спасе:
Богодухновéнными смыслы испóлнив сéрдце и блистáнии безстрáстия просияв, подсолнечную добродéтельми озарúл еси и подвúгл еси вéрныя любóвию взывáти ти: радуйся, жилúще многоразлúчных даровáний, Паисие преподóбне.
По втором стихословии седален, глас 4: Подобен: Скоро предвари:
Фарáсы удобрение, Святыя Горы светúло/ и славу изрядную Богослóва обители,/ верно да восхвалим, взывáюще:/ не престáй выну молúтися даровáти верным мир и здравие,// иже любовию совершают память твою, Паисие.
Слава: тойже. И ныне: Богородичен:
Всенепорочная Владычице, Яже по Рождестве, аки и прежде Рождества чúста пребывшая, страстей мою душу очисти и покаяния слéзы окаянству моему дáруй, яко да воспою освящéнным сердцем и очищéнныма устнáма вéлию Твою ко мне милость.
По полиелеи седален, глас 3: Подобен: Красоте девства:
Божия благодати жилище, верных ко обожéнию возставлéние и постников, Христу новоявлéнно благоугодúвшим, изображéние, цветы сладкопéний да увязéм, помыслов яко всечестный благúх сосуд, взывающе: светлый Афона знаменонóсче, радуйся, Паисие богомýдре.
Слава: тойже. И ныне: Богородичен:
Омраченную мою душу озарú светом благодати божéственнаго Рождества Твоего, Чистая Дево Марие, Надéждо отчаянных, и тьму отженú безмерных прегрешений моих, яко да обрящу милость в день оный Суда и любóвию немолчно да вопию Ти: радуйся, Благодатная.
Первый антифон 4 гласа и прокимен: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Блажен муж, бояйся Господа: Евангелие преподобнаго.
По 50-м псалме стихира, глас 6:
Вещéственных всех отметáяся издéтска,/ подвига терпелúвнаго ради/ к высоте восшéд безстрáстия,/ Паúсие преблажéнне,/ услыши ны, молящияся ти,/ вперú ум к тебе притекáющих/ ко еже возлюбúти лýчшая,/ яко да и мы вéчный живот улучúм,/ чтýщии память твою,// отцев Афонских крúне новонасаждéнный.
Канон, глас 8,
егоже краестрóчие:
Старче Паúсие, хранú любящия тя. Иоиль.
Песнь 1 Ирмос: Вóду прошед, яко сýшу,/ и егúпетскаго зла избежав,/ израильтянин вопияше:// Избавителю и Богу нашему поим.
Нúва дúвная горы Афонския изращáющая слáдкия плоды ты явúся, Паúсие богонóсе, подвизáющимся новый дáре вышний.
Научúл еси, отче, чáда твоя помыслы от лукáвствия и врéда хранúти, во умé же непрестáнно обдержáти благая Христова разумéния.
Тóками слéз Господа моляше, отче Паúсие, о всех нуждáющихся и приносящих в кéллии твоей разлúчная прошения.
Богородичен: Нóвый Паúсий, Марúе, úстинно узрé божественное явление Твое преестéственныма очúма во Афóне, в лéта послéдняя, Приснодéво.
Ин, глас 4,
егоже краестрóчие:
Добродетели новосиянную звезду, Паисия сладкопою. Х.
Песнь 1 Ирмос: Отвéрзу уста моя/ и наполнятся Духа,/ и слово отрыгну Царице Матери,/ и явлюся, светло торжествýя,// и воспою, радуяся, Тоя чудеса.
В наша времена, Паисие, в горе Афонстей возсиял еси зарями святаго жительства и словесы мудрыми, úмиже мрак печали расточил еси всех, к тебе притекающих.
Цвéтник всеблаговóнный душа твоя показáся, мудрости израстúвши, послушания и молитвы шúпцы прелéпотныя, веселящия вся, любовию к тебе угонзáющия, отче Паисие.

Потребил еси вся советы лукáваго, Паисие преблажéнне, добрыми пóмыслы, яже ношáше, яко хорýгвь любвé неизглагóланныя ко всем, в сéрдцы твоем.
Божéственную, яко глагóлаше, справедливость, Паисие, соблюдая в житиú своем, крóтких явúся правило и умиряеши вéрныя тúхостно: тем и сподобился еси Вышния светлости.
Богородичен: Едúна Неискусомýжная и Пренепорóчная Владычице, от скверн мя очúсти и заблуждéний многих, и сподóби честнóму Паисию подóбитися нравом, яко да спасéн буду.
Песнь 3
Ирмос: Небéснаго круга/ Верхотвóрче, Господи,/ и Цéркве Зиждúтеля/ Ты менé утверди в любвú Твоей,/ желáний краю, вéрных Утверждéние,// едúне Человеколюбче.
Непрестáнными молитвами ко Владыце всех,/ умоляеши, Паисие отче,/ избáвитися от злых призывáющим тя/ и чáющим свобождéния// обышéдших печалей.
Сúлу яже свыше стяжáв, преблаженне,/ душáм усопших помогáеши мольбáми,/ ты бо наказал еси вéрным/ о тех молúтися/ яко нýжду имýщих// пáче живых, Паúсие.
Изумевáет ум земнорóдных,/ кáко приял есú яве, блажéнне,/ в кéллии твоей/ многочтúмую великомýченицу Евфúмию дивную,// святе Паúсие, отцéв похвалó.
Богородичен: Исцелéний Тя Крин/и Целúтельницу лýчшую недýгом телéсным,/ Мати, вéмы,/ прибегáющии всú,/ сегó ради вéрою просим/ Твоея, Богоневéстная,// божéственныя пóмощи.
Ин
Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице,/ Живый и Независтный Истóчниче,/ лик себе совокупльшия, духовно утвердú,/ в Божественней Твоей славе// венцéв славы сподоби.
Трубя любвé песнь, ты вóлю свою отсекáше, другáго вóлю творúти ищá, яко глагóлаше Павел превéлий, о Духонóсче Паисие.
Новосвéтлое огнезнáмение Фарас, ты Арсения стяжал еси наставника к Свету вековéчному, от него же Божественное Крещение восприял еси, Паисие, добродéтели жилúще.
На Горе Святéй мед мудрости от постник обирáше, якоже пчелá неутомúмая, тем нектáр точáше от чистых устéн твоих неустáнно, отче Паисие.
Богородичен: Пóхоти плóти моея долувлекýщия, Всенепорóчная, укротú скоро, и души моея óчи горé восперú к нетлéнным, Вышним, Владычице, яко да прúсно ублажáю Тя.
Седален, глас 4: Подобен: Скоро предвари:
Святая душа твоя, Паисие, молитвы дéтельница сотворúся непрестáнными и божéственными прошéньми: ты бо мнóга лéта подвизáяйся в клéти своей, отче, явúся áки столп свéтел молитвы ко Христу, всех Зиждúтелю и Вседержúтелю.
Слава, и ныне: Богородичен.
Глас и подобен тойже: Дево Неискусомýжная,/ христиан Уповáние,/ правослáвных Похвалá и Удобрéние,/ Ангелов Блистáние/ содéлася Твоúм Рождеством./ Тем великое стяжáла еси, Владычице, дерзновéние,/ у Престóла Сына Твоего,// выну заступáющи чтýщия Тя.
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи,/ смотрения Твоего тáинство,/ разумéх дела Твоя// и прослáвих Твоé Божество.
Спасéния тя содéйственника исповéдаху приходящих сóнмы, поучéний твоих ради, преподóбне Паúсие.
Лýчший врач показался есú молúтвою, двéма отрокóма немощствýющима, святе, паче родúтеля врачá, досточéстне.
Дивно, Паúсие, мнóгажды на молúтве твоей свет Христов испущáше и воспевáше пéсни от сéрдца и пéния.
Богородичен: Просвещéние, Богоневесто, помрачéнней души моей дáруй, Ты бо, рóждши Господа, мúрови и человéком Незаходúмый Свет явúся.
Ин
Ирмос: Ужасóшася всяческая/ о Божéственней славе Твоей,/ Ты бо, Неискусобрачная Дево,/ имела еси во утробе над всеми Бога/ и родила еси Безлéтнаго Сына,/ всем воспевáющим Тя// мир подавáюща.
Нося любовию неисчéтною Спасов, Паисие, Крест на рáму твоéю, путь яко равноáнгелен прéйде жития на землú и упокóися в безстрáстия и трезвения дóмех.
Яко сеновный пустынный финикс, блаженне Паисие, Синайскую гору преукрасú, и яко сладкоуханный крин умáсти гору Афонскую ароматы честнаго любомýдрия твоего.
Троицы показался еси яснéйшее зерцáло, смиренномýдрия одухновéнное столпописáние, преподóбне, и сýщих на Афоне отцéв Небесная слава: сего ради вси тя воспеваем, Паисие.
Богородичен: Всяческая Содержай дланию един Господь и Спас мира от всенепорочных ложесн Твоих плоть перстную восприят и вознесé на Небо род человеческий.
Песнь 5
Ирмос: Вскýю мя отрúнул еси/ от лицá Твоего, Свете Незаходúмый,/ и покрыла мя есть чуждáя тьмá, окаяннаго;/ но обратú мя и к свéту заповедей Твоих// путú моя напрáви, молюся.
Воздéл еси, святче, ко Господу рýце твои о юных, впáдших в злáя и твоего поможéния сúльнаго чáющих.
Разрешáеши пýты невоздержáния всех к тебе притекáющих мольбáми твоúми ко Владыце, Паúсие мýдре.
Свыше пóмощию мнóги юныя, преподóбнейше, ко стезé Христóве наставляеши, и сих жития являеши к лýчшему пременéние.
Богородичен: Стена Нерушúмая, и Основание Неподвижимое, и Покров, Богородице, верным в Рождестве Твоем познáлася есú, Всенепорóчная.
Ин
Ирмос: Ужасóшася всяческая/ о Божéственней славе Твоей,/ Ты бо, Неискусобрачная Дево,/ имела еси во утробе над всеми Бога/ и родила еси Безлéтнаго Сына,/ всем воспевáющим Тя// мир подавáюща.
Умертвúв мудровáние плóти всенóщными стоянии, слезáми, молúтвами и смирéнием, храм содéлался еси Утéшителя свéтел, вéрныя освящáя со тщáнием приходящия ти, преподóбне, треблажéнне Паисие.
Взыде на лéствицу добродéтелей, предúвне Паисие, вóлю свою отсекáя, послушание творя старца совéтом, áкибы в пещú железо ковачý, яко да благопотрéбен соделáешися.
Премýдрости Царя златосияннаго узрéл еси, ныне сый любвé мирополóжница: тем вси земнорóдных сóнмы притекáху и учéнием внимáху божéственным твоим на всякий день, Паисие.
Богородичен: Вéлие таинство Рождество Твое уяснúша всех прорóков лúкове, Дéво: Тя бо Свéщник, горы приосенéнныя Чáщу, Кивóт и Стáмну поименовáша златýю, Жезл, Купинý неопáльную, Скрижаль и божественную Трапéзу.
Песнь 6
Ирмос: Молитву пролию ко Господу,/ и Тому возвещý печáли моя,/ яко зол душа моя исполнися/ и живот мой áду приближися,/ и молюся яко Иóна:// от тли, Боже, возведú мя.
Тело твое честнóе, Паисие,/ во огрáде обители Суротú/ якоже сокрóвище воúстинну/ лежит, богомýдре,/ и вéрным подаéт даровáния,/ исцелéния болезней душéвных// и телéсных ран врачевáние.
Являшеся мнóгажды, богонóсе, в дáльних,/ ты бо целúтель мýдрый познáся/ стрáждущим недýгом рáковым, Паисие,/ беснýющимся врач,// труждáющимся скорое утверждéние.
Поколебася врагá гордыня/ святою твоéю сúлою, всеблажéнне,/ ты бо, яко живый/ от гроба приúде/ и óтрока одержúма избáви от рабóты лукавому //и от того злобы, Паúсие.

Богородичен: Не стяжáх даровáния слез,/ во éже оплáкати грехóв моих множество,/ и умилéния, Мáти, лишéн/ и от сердца стенáния úскренняго,/ тем мольбáми Твоими ко Христу// пáгубное невоздержáние мое истребú.
Ин
Ирмос: Божественное сие и всечестное/ совершающе прáзднество,/ богомудрии, Богоматере,/ приидите, руками восплещим,// от Нея рождшагося Бога славим.
Мимоходящих всех превыше показáлся еси в послéдняя, Паúсие, себе помышляя в человéцех áки послéдняго, тем и непреходящия радости сподобился еси.
Путú уясняше ко Господу, яко руководúтель нелéстнейший, ликóм, Паисие, инокýющих и множеству бéдне плáвающих в житéйских буреволнéниих.
Болящия спéшно врачевáше, спешáщия к божéственней твоей благодáти, и иныя спасáше от бед, Паисие, твоúми ко Спасу нашему прошéнии.
Богородичен: Предстáтельство еси неусыпáемое призывающим Тя, Владычице, и Утешéние в бýрех печáлей люте бéдствующим, Богородúтельнице.
Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной:
Святыя Горы подвúжника прослáвленнаго/ и Цéркве светúло новосиянное/всем сердцем в песнех да восхвалим,/ путеводя бо верных/ к лýчшему жительству,/ тех даровáний потоков испóлни,/ сегó ради взывают:// радуйся, отче Паúсие.
Песнь 7
Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы,/ в Вавилоне иногда/ верою Троическою пламень пещный попраша, поюще://отцев Боже, благословен еси.
Послушник Господень, постá дéлатель и молитвы рачúтель, настáвник юным, недýжным и труждáющимся врач преусéрдный в послéдняя времена, Паúсие, явúлся еси.
Мудро и праведно во Афоне и инех поживé мéстех, богонóсе, и приял еси богáтно благодáть прозрения, наставляя вéрныя на спасения стезú.
Просвещáеши твоими словесы юныя, Паúсие,/ пáдшия и сочтáвшияся велиáру,/ изъясняя тем деяния Спáсова, всехвáльне,// и возвещáя волю Господню.
Богородичен: Узрéти Твоúми мольбáми/ Образ Сына Твоего/ всех чтýщих Тя сподóби, Отроковúце,/ и покланяющихся любовию/ святéй иконе Твоей:// Ты бо еси нам божéственное Предстáтельство.
Ин
Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии/ пáче Создáвшаго,/ но, огненное прещение мýжески попрáвше,/ радовахуся, поюще:// препéтый отцев Господь и Бог, благословен еси.
Протúвится гóрдым Господь и благодать подаéт смирéнным всем человеком, глагóлаше ты, Паисие пóстниче, якоже и Иáков Божественный речéт, смирения скрижáль.
Свящéннейше, яко поúстине от Зиждúтеля разлучают стропóтнии помыслы, вéдя, Паисие, Сему приближáшеся в житии твоем благúми, блажéнне, помыслы и богоугóдными.
Столп явился еси мудрости Божия необорúмый, Паисие, новый и светозáрный образ разсуждéния: тéмже упокоевáше притекáющия всеблагоговéйно к кéллии твоей, взыскýющия молитвы твоея.
Богородичен: Крепчáйшее на супостáта, Богородúтельнице Дево, орýжие мы в брáнех взéмлем, ходáтайство Твое ко Всечестнóму Сыну Твоему и Богочеловéку, Егóже зачалá еси неизречéнно.
Песнь 8
Ирмос: Царя Небеснаго,/ Егоже поют вóи Ангельстии,// хвалúте и превозносúте во вся веки.
Пáжить показáся даров духовных и исцелений недугов многоразлúчных гроб божественный твой úже в Суротú, богомýдре.
Всем сердцем на всякая лéта память твою восхваляем и чтим, богонóсе, и просим вси, Паисие, от тебе благодати.
Лукáвнейший змий, отче, вползает, желая окаянную мою душу обвúти, но пóмощию твоею сильною дерзáю и уповаю.
Богородичен: Спасéние явúлася есú, Пресвятая Дево, человеком, яко рóждшая безсéменно Слово Отца, Христа Жизнодáвца.
Ин
Ирмос: Отроки благочестивыя в пещú/ Рождество Богорóдичо спасло есть;/ тогда убо образуемое,/ ныне же действуемое,/ вселенную всю воздвизает пети Тебе:/ Господа пойте, дела,// и превозносите во вся веки.
Дом моления непрестáннаго узрéвся, сподóбился еси очúма своúма Господа Бога зрéти, Пресвятýю Владычицу, твоего божéственнаго Ангела, Лукиллиáна мýжественнаго и Евфúмию, Паисие, блаженную.
Вéлий, Паисие, ныне явúся учитель и наискорéйший врач, лечбы учений целя немощствýющия, преподобне, безчúсленная сердцá, яже к тебе притекáху в Горе Афонстей и яже к Зиждителю мольбы твоея взыскáху.
Богородичен: Сладкоглáсную показáла нам еси птúчицу, Всенепорóчная Богомáти, в вертогрáде Твоем, Паисия мýдраго, егóже божéственныя глагóлы в наших носяще сердцáх, Владычице, яко богатство священное, Тя воспеваем радостию в безконéчныя веки.
Песнь 9
Ирмос: Востинну Богородицу/ Тя исповедуем,/ спасеннии Тобою, Дево Чистая,// с безплотными лики Тя величающе.
Узрéвше благодать твою и цельбы, ихже всякий день источáеши, достослáвне, добродéтельное жúтельство твое воспеваем, отче Паисие.
Яко потóк даровáний благúх естествá превыше, в Суротú гроб твой, Паисие, явúся, стрáждущим душéю и телом подая исцеления.
Всерáдостно в Кóнице и на Афоне, в Суротú, отче Паúсие, и в Церкви всей чтим божéственную память твою.
Богородичен: Сыну Твоему припáдаю, Мáти Богородице, и покланяюся, и в пéснех восхваляю лúка Твоего добрóту, Присноблажéнная.
Ин
Ирмос: Всяк земнородный/ да взыграется, Духом просвещаемь,/ да торжествует же Безплотных умов естество,/ почитающее священное торжество Богоматере,/ и да вопиет:/ радуйся, Всеблаженная Богородице,// Чистая Приснодево.
Возсиял еси яко светило днесь, весь сонм озарúл еси чернорúзцев, Паисие, твоих подвиг лучезáрными облистáнии, и верных чúны притекáющих ти; тем вси, якоже златозáрнейшую тя почитáем звездý новосиянную.
Отче святый, непорóчно жúтельство твое на землú совершúл еси, и светúльник душéвный неугасúм пóдвигом крáйним соблюл еси; сего ради вéсело востечé к Небéсному Граду, идéже трудóв приéм воздаяние, рáдуешися, о Паисие.
Яко Живоначáльнаго Дýха оргáн, честный Паисие, любóвию слáвим тя, Святоимéнныя Горы похвалó, и гроб лобызáюще чудотóчный, в Богослóва обители, преподобне, молитв твоих ко Творцу просим.
Богородичен: Разум Ти чист промышлéния о всех человéцех даровáся, якоже Богомáтери Святéйшей и Студенцý благодáти. Сего ради к предстáтельства Твоего покрóву спешáще, на всякое время вéрнии приимáем реки даровáний приснотóчных Твоих.
Светилен, глас 4: Подобен: Скоро предвари:
Зарями пóдвига ныне просиявшаго в Горе Святéй и Божия благодáти плáменем вéрныя озарúвшаго почтúм Паисия, взывáюще: разсéй мрак прегрешений нас, память твою совершáющих.
Слава и ныне, глас и подобен тойже:
Святыя Горы Хранúтельнице и Упрáвительнице Неусыпная, Богородúтельнице Дево, Паúсия предстáтельствы, цвéта пáжити Твоея миротóчныя, спасú от бед всяческих величáющих любовию Тя во веки веков.
На хвалитех стихиры на 6, глас 8. Подобен: Что вы наречем:
Что тя нарекý, Паисие?/ Смирения ли скрижáль?/ Монахом ли вóли Божия возвестúтеля?/ Бдения ли сосуд свéтел и чист,/ воду мудрости всем прозрáчнейшую/ обильно выну точáщ/ людем неразумным,/ жаждущим словес твоих сладких улучúти?/ Темже взываем ти:// радуйся, Афона удобрéние.
Что тя возглаголю, Паисие?/ Воздержания ли мирополóжницу?/ Алкáнием ли насыщéние?/ Безстрáстия ли Божественный столп?/ Непрестáнныя ли молитвы богонóснаго рачúтеля?/ Добродéтелей ли всяческих жилище?/ Сего ради выну/ якоже человека равноангельна почитая,/ вопию ти, богохвальне:// моли спастúся душáм нашим.
Что тя возыменýю, Паúсие?/ Афóна ли гусль благоглагóливую?/ Богослóва ли обители сокрóвище/ и лúру Господню собрáния úноческаго?/ Цевнúцу ли Божéственнаго разума сладкозвýчную/ и áрфу жития лучшаго добрострýнную?// И аки во Христе кончúною/ свéточ новосиянен,// моли спастúся душам нашим.
Что тя возглашý, Паисие?/ Панагýды ли кéллии выспренняго обитáтеля?/ Горы ли святыя славу?/ Хранения ли пяти умных дверей/ стража бóдреннаго/ и сосуд Утéшителя,/ злáтом преиспещрéнный?/ Ты бо, провúдев бýдущая,/ к нестарéемей жизни упрáвил еси// верою к тебе притекáющия.
Силою Утéшителя, Паисие,/ показался еси по кончúне/ чудес совершúтель/ и нескудное воúстинну/ врачевáние вéрным:/ сýща бо на одрé боляща посетú,/ от беды и смерти спасé его/ тéплыми твоими молúтвами// ко Господу, Спасу твáри.
Всех чтущих память твою/ предстатель божествен еси,/ богонóсе подвижниче,/ и не улучúвших зрéти/ твое житие преподобное, отче,/ пребывáеши застýпник, и избáвитель,/ и целитель богодухновéнный:/ мнóзи бо ты уврачевáл еси/ вмáле по успéнии, Паисие,// содéйствием Духа.
Слава, глас 5:
Преподобне отче,/ к Вышним издéтска устремлéн/ равноáнгельным жúтельством,/ пóдвигом же неустáнным/ течéние твое навершú:/ сподóбися ýбо быти/ дом златоковáн Святаго Духа,/ покрывая благодáтию/ прáво вéрующих собрáния;/ и ныне, Паисие всемýдре,/ Христу сорáдуяся,/ ниспослú нам всечестныя молитвы/ и спаси мольбáми твоúми// к тебе притекáющия.
И ныне, глас тойже:
Блажим Тя, Богородице Дево,/ и слáвим Тя вернии по долгу,/ Град Неколебúмый,/ Стену Необоримую,/ твердую Предстáтельницу// и Прибéжище душ наших.
Источник и и литература
Перевод стихир, седальнов и второго канона выполнен по службе, составленной греческим песнописцем господином Харлампием Бусья.
Перевод тропарей, кондака и первого канона выполнен с официальной греческой службы, составленной митрополитом Эдесским Иоилем.

В России выходит первое после канонизации прп. Паисия Святогорца издание его «Слов»

Опубликованы уникальные фотографии каливы прп. Паисия Святогорца в Иверском скитуОпубликованы уникальные фотографии каливы прп. Паисия Святогорца в Иверском скиту
«Этот незаслуженно забытый памятник афонской святости, который на современном празднике жизни действует весьма отрезвляюще»

Греческие военные строят храм в честь преподобного Паисия СвятогорцаГреческие военные строят храм в честь преподобного Паисия Святогорца
Ктиторами храма станут сами военнослужащиеВ Греции опубликовано еще одно свидетельство о чуде прп. Паисия СвятогорцаВ Греции опубликовано еще одно свидетельство о чуде прп. Паисия Святогорца
«Я увидел святого старца над телом сына и легко его узнал. Хотя я и был во сне, но все видел как будто и не спал. Старец обернулся ко мне и погрозил пальцем».В Греции прошли торжества в честь преподобного Паисия СвятогорцаВ Греции прошли торжества в честь преподобного Паисия Святогорца
С особой торжественностью отпраздновали память преподобного старца в монастыре святого Иоанна Богослова в Суроти В Греции начато строительство еще одного храма в честь преподобного Паисия Святогорца В Греции начато строительство еще одного храма в честь прп. Паисия Святогорца
22 марта 2015 г. по окончании воскресного вечернего богослужения в церкви Святого Христофора города Ханья (остров Крит) митрополит Кидонийский и Апокоронийский Дамаскин обратился к настоятелю этого храма протоиерею Василию и его прихожанам. Опубликовано свидетельство о чуде на могиле прп.Паисия Святогорца Опубликовано свидетельство о чуде на могиле прп.Паисия Святогорца
«С 12 лет я страдал одержимостью. Жизнь была настоящим мучением» Опубликована уникальная фотография наставника прп. Паисия Святогорца, старца Тихона Опубликована уникальная фотография наставника прп. Паисия Святогорца, старца Тихона
На фотографии, появившейся в греческих СМИ, изображен старец Тихон (на переднем плане в центре) принимающий монахов из братства Иосафеев в келии Всоздвижения Креста Господня Тысячи людей ежедневно посещают могилку прп. Паисия Святогорца Тысячи людей ежедневно посещают могилку прп. Паисия Святогорца
Десятки автобусов с паломниками и сотни частных автомобилей ежедневно заполняют огромное парковочное пространство обители. В Лимассоле открыт храм преподобного Паисия Святогорца В Лимассоле открыт храм преподобного Паисия Святогорца
Этот недавно построенный великолепный храм находится в районе Экали (напротив стадиона Цирион) в городе Лимассол. Храм посвящен памяти святых Арсения Каппадокийского и преподобного Паисия

Природно-ресурсный потенциал России

Статья рассказывает о природно-ресурсном потенциале страны. Указывает на достоинства и недостатки этой сферы экономики. Помогает понять, какие действия смогут сохранить природные богатства в их естественном виде и форме на более длительный срок.

Природно-ресурсный потенциал страны представляет собой сочетание естественных веществ, которые составляют основу экономического развития территории. Для каждого государства важна подобная характеристика.

Объем природно-ресурсного потенциала является суммой возможностей некоторых видов ресурсов.

По статистическим данным природные богатства России оцениваются в 3,8 раза выше, чем в США и в 4,5 раза выше, чем в Китае.

Рис. 1. Карта природных ископаемых России.

Классификация природных ресурсов осуществляется по следующим критериям:

  • по происхождению: минеральные либо ископаемые, а также включают в себя земельные, водные и био источники;
  • по степени исчерпаемости: возобновляемые и невозобновляемые ресурсы;
  • по способу применяемости: ресурсы материального производства и ресурсы непроизводственной сферы.

На территории страны открыто и разведано приблизительно 20000 залежей полезных ископаемых. Из них более 1/3 осваиваются в промышленных масштабах.

Однако стоит также понимать и то, какая проблема использования природно-ресурсного потенциала России сегодня стоит особенно остро.

Прежде всего, необходимо бережно и сдержанно относиться к использованию природных богатств – многие ресурсы относятся к группе невозобновляемых. Для этих целей необходимо использовать современные энергосберегающие технологии. Важное значение здесь отводится и вопросу использования вторичного сырья. Не менее значимой является и возможность повышения качества продукции.

Рис. 2. Завод по переработке мусора.

Сегодня во всем мире востребованы технологии и производства, которые ориентированы на улучшение методов применения вторсырья. Самое крупное из таких предприятий находится в Китае.

Достоинства и недостатки природно-ресурсного потенциала России

К ряду достоинств природно-ресурсного потенциала России можно отнести величину объемов запасов, многообразие ресурсов, близкое к идеальному соотношение промышленных и ресурсов сельскохоз направленности. Безусловным достоинством является высокий процент ископаемых на душу населения.

Рис. 3. Диаграмма соотношения природных ресурсов с населением страны.

Недостатки этой сферы выражаются, прежде всего, в несоответствии мест размещения добычи ископаемых с областями потребления. Ведущие сырьевые «хранилища» локализуются в непростых условиях, которые существенно влияют на ценовую характеристику в сфере добычи ископаемых. Кроме того, месторождения многих видов сырья еще не разведаны основательно.

Что мы узнали?

Узнали, по каким критериям классифицируются природные ресурсы. Выяснили, что позволит сохранить природные ресурсы страны для будущих поколений. Получили представление о достоинствах и недостатках природно-ресурсного потенциала.

Оценка доклада

Природно-ресурсный потенциал России

ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

РОССИИ

ПРП (природно-ресурсный потенциал) –

сочетание природных ресурсов и природных условий на территории страны

ПРП = ПР + ПУ

Доля ПРП в национальном богатстве России – 85% он оценивается в 140 трлн. Долларов.

Национальное богатство –

Все ресурсы страны, необходимые для

производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.

ПРП

ПР (природные ресурсы) – компоненты природы , которые человек использует в своей жизни и хозяйственной деятельности

ПУ (природные условия) – компоненты природы, влияющие на жизнь и здоровье людей

Благоприятные – способствуют ведению хозяйства

Неблагоприятные — тормозят ведение хозяйства

(равнинный рельеф, достаток влаги, благоприятный климат)

(суровый климат, избыток или недостаток влаги, расчлененный рельеф)

Особенности ПР России:

  • Значительные запасы.
  • Огромное разнообразие.
  • Недостаточно изучены (40 – 50%).
  • Неравномерное размещение по территории РФ.
  • Многоцелевое использование.
  • Основа экономики страны.
  • Значительная концентрация ПР в районах с суровым

климатом.

8. Истощение запасов в хорошо освоенных районах страны.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПР:

  • По происхождению:

Ископаемые

Поверхностные

(МР)

(земельные, водные, биологические)

2. По способу использования:

В сельском хозяйстве (45%)

В промышленности (55%)

3. По исчерпаемости:

Исчерпаемые

Неисчерпаемые – энергетические

(энергия ветра, падающей воды,т.д.)

Невозобно-вимые

(МР)

Возобновимые

(З.р., В.р., П.р., Б.р.)

Размещение ПР России (%)

Регион

Европейский Север

Топлив-ные

МР

Ц.Россия

Лесные

Юг РФ

Земель-

Урало-Поволжье

ные

Гидро-энерге-тические

Зап.Сибирь

Вост.Сибирь

Д.Восток

Проанализируйте таблицу и сделайте выводы.

Доля РФ в общемировых запасах ПР, в %

Нефть

Природный газ

Железные руды

Уголь

Хромовые руды

Сланцы

Пресная вода

Древесина

Пашня

Доля РФ в мировой добыче МР, в %

Апатиты

Природный газ

Железные руды

Алмазы

Никель

Руды цвет. металлов

Калийные соли

Нефть

Каменный уголь

По душевому потреблению ресурсов РФ отстает от западных стран в 2 – 5 раз.

Причины отставания России:

  • Сырьевые базы РФ сдвигаются на север и восток, добыча осложняется суровым климатом.
  • Истощение запасов ПР.
  • Разработка месторождений ПИ на шельфе.
  • Недостаточно разведан ПРП России.
  • Неполная добыча и переработка сырья (ведение экономики вширь, но не вглубь), многоотходное производство продукции.

РЕСУРСНАЯ БАЗА –

крупные территориальные сочетания природных ресурсов

Ресурсные базы России:

  • Северо — Европейская;
  • Центральная;
  • Урало – Поволжская;
  • Северо – Сибирская;
  • Южно – Сибирская;
  • Приморская;
  • Дальневосточная.

Именно в этих базах ведется

основная добыча всех видов ПР.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРП РОССИИ:

ДОСТОИНСТВА

НЕДОСТАТКИ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1 ВАРИАНТ:

2 ВАРИАНТ:

  • Дайте определения:

* Хозяйство;

* Территориальная структура хозяйства;

* Фактор размещения;

* Предприятие.

  • Перечислите отрасли производственной и непроизводственной сферы хозяйства.
  • Назовите предприятия различного уровня в РФ.
  • Дайте определения:

* ВВП;

* Отраслевая структура хозяйства;

* Экономика;

* Производительность труда.

  • Перечислите сектора экономики России. Дайте характеристику каждому из них.
  • Главная цель и задачи экономики.

>преподобный Паисий Святогорец

День памяти: 29 июня (12 июля)

Детство и юность Паисия Святогорца

Паисий Святогорец родился 25 июля 1924 года, в селении Фарасы, в многодетной семье. Его отец, Продромос Эзнепидис, был человеком верующим. В обыденной жизни он занимался крестьянскою деятельностью, плавкой железа. По складу характера Продромос отличался отвагой, патриотизмом и справедивостью. Мать Паисия, Евлогия, глубоко верующая, трудолюбивая женщина, происходила из рода Франгопулосов и состояла в родстве с ныне прославленным Арсением Каппадокийским.

При Крещении родители хотели назвать сына в честь деда, но преподобный Арсений, прозрев его будущую жизнь и желая дать ему свое благословение, настоял на имени Арсений.

Ввиду притеснения православных со стороны турецких мусульман и по причине обмена населением между Турцией и Грецией семья Арсения (Паисия) вместе с единоплеменниками вынуждена была отправиться в эмиграцию. По прибытии в Грецию переселенцы какое-то время ютились в порту Пирея, затем — в крепости острова Керкира. Здесь умер и был погребен преподобный Арсений. Наконец, беженцы добрались до города Коницы, где и осели.

С детства Арсений (Паисий) мечтал стать монахом, приобщался к молитвенному деланию, учился смиренномудрию и воздержанию. Родители часто рассказывали ему о преподобном Арсении, чьё имя он носил от Крещения, и кого потом сам Арсений ставил в пример.

Научившись грамоте, Арсений часто читал Священное Писание и Жития Святых. Рассказывают, что иногда, возвращаясь из школы, он сходу брался за эти священные пособия, забыв про еду. Случалось, что его старший брат, видя чрезмерную, как ему казалось, увлечённость Арсения, прятал книги, но Арсений проявлял удивительную настойчивость: доходило до того, что он убегал читать в лес. Уже тогда он пытался использовать опыт святых в своей практике.

Начальную школу он закончил неплохо, однако дальше учиться не стал; в его селении не было гимназии. Подражая Христу, как известно воспитывавшемуся, в доме плотника, Арсений стал учиться плотницкому ремеслу. Одно время он работал с наставником, а впоследствии организовал собственную столярную мастерскую. Помимо предметов домашнего быта, он мастерил вещи церковного употребления и гробы. За последние он не брал платы, выражая своё сострадание и проникаясь болью тяжёлых утрат.

Утверждают, что в пятнадцатилетнем возрасте Арсений удостоился чудесного явления Спасителя, что ещё больше утвердило его в ревности о Господе и благочестии. Вскоре он обратился в епархиальное управление с просьбой о вступлении в монашество, но беседовавший с ним представитель ответил, что ему необходимо подрасти.

Во время Гражданской войны коммунисты заточили было Арсения в тюрьму, но впоследствии, разобравшись, освободили. В виду участия братьев в войне, Арсений вынужден был взвалить на себя бремя крестьянских работ, став помощником и опорой для матери. Мысль о вступлении в монашество пришлось отложить.

Воинская служба

В 1945 году Арсений был призван в Армию, получил воинскую специальность радиста. Подразделение, в котором служил будущий Святогорец, участвовало в боевых действиях. Арсению не раз приходилось испытывать смертельную опасность и трудности, но он не унывал, а уповал — на Бога. И Бог не оставил его.

Однажды на стрельбище Арсений стал свидетелем необыкновенного свечения, невидимого для других. Оно исходило из оврага. Позже он выяснил: на том месте расстреливали осужденных, среди которых, вероятно, были и невиновные. Промыслом Божьим Арсений был избавлен от участия в этих расстрелах.

Жизнь на Афоне

В 1950 году, после возвращения со службы и непродолжительного пребывания в Конице, Арсений отправился на Святую Гору. Он желал найти старца, который бы взял его в послушание. Однако поиски не привели к искомому результату. К тому же Арсений получил весть от отца о возникших трудностях. И он решил отправиться домой.

Вернувшись с Афона, Арсений занялся плотницким ремеслом. Из заработанных средств он уделял родным и жертвовал беднякам. Кому-то безвозмездно делал окна и двери. Несмотря на профессиональную деятельность, требующую сил, Арсений постился, по ночам предавался молитвам и совершал поклоны, спал же он прямо на полу.

В марте 1953 года, следуя призванию, Арсений принял окончательное решение оставить суету мира и посвятить свою жизнь монашескому подвигу. Раздав сбережения нищим, он вновь отправился на Афон. Поначалу его выбор остановился на монастыре Констамонит, однако ко времени его прибытия на место на стороне южного побережья разыгрался шторм. Признав это за действие Божьего Провидения, он сел на судно, маршрут которого пролегал вдоль северной стороны, и вышел к монастырю Эсфигмен. Монастырь отличался строгим порядком. Здесь было у кого учиться, и от кого перенимать духовный опыт.

Первое время Арсений исполнял послушание в трапезной и пекарне, затем — в столярке. Ещё одной зоной ответственности было два храма, находившихся вне пределов монастыря. Там он поддерживал чистоту и зажигал лампады.

Как ни тяжело было послушание, с завершением трудового дня, ночью, Арсений молился и славословил Творца. Постепенно, под контролем игумена, к одним своим подвигам он прибавлял другие. В церкви старался не садиться, зимой, в келье, обходился без печки, а на улице — без теплых одежд. Спал на кирпичах или каменных плитах.

Как и многие прославленные подвижники, Арсений не избежал диавольских приражений и козней. Одно время изобретатель греха смущал его разогревом воспоминаний и переживаний за родных, являл их во сне то больными, то умершими. Затем он являлся Арсению в чувственном виде, желая его устрашить, разговаривал с ним. При помощи Божьей, Арсений преодолевал его коварство, обходил сети и западни.

Начало монашеского пути

27 марта 1954 года Арсений, пройдя испытания, был пострижен в монашество. С тех пор он стал носить имя «Аверкий».

Однажды, находясь в алтаре и наблюдая за священником, совершавшим Проскомидию, он увидел, как Агнец на дискосе трепещет, будто ягненок.

В другой раз, ночью, во время молитвы, он ощутил, будто что-то нисходит на него сверху и омывает его. Аверкий исполнился слезами радости. Это было действие благодати.

В послушании у старца

Со временем в Аверкии больше и больше зрело стремление к безмолвной, уединённой жизни. И вот, однажды он испросил благословение на уход из обители. Отправившись после этого в Иверский монастырь, он приложился к иконе Божьей Матери и ощутил какую-то особую нежность. Из этого Аверкий заключил, что его уход соответствует Божьему произволению.

Будучи наслышан о добродетелях старца иеромонаха Кирилла, подвизавшегося в Култумушском скиту, Аверкий пришёл к нему и попросился в послушники. Старец дал согласие. Помимо общих для христиан добродетелей, он обладал даром прозорливости и даром изгнания бесов. Аверкий относился к нему с глубоким уважением и думал остаться при нём навсегда. Но диавол стал строить новые козни.

В какой-то момент, несмотря на то, что Аверкий ушёл из обители не по личному произволу, а по благословению игумена, антипросоп монастыря затребовал его возвращения. Обитель нуждалась в нём как в хорошем плотнике и антипросоп использовал угрозу: если Аверкий не возвратится, то будет изгнан со Святой Горы.

Поступление в монастырь Филофей

В особножительном монастыре Филофей подвизался тогда дальний родственник Аверкия, иеромонах Симеон. В своё время он знал преподобного Арсения Каппадокийского. Имея это в виду, старец Кирилл посоветовал Аверкию перейти в эту обитель и встать под покровительство отца Симеона, что и было исполнено.

Согласно архивному свидетельству, Аверкий поступил в него 12 марта 1956 года. Подвизаясь в Филофее, он имел возможность посещать старца Кирилла и получать от него душеполезные разъяснения по насущным вопросам. Бывало, что старец, заранее прозрев время прихода Аверкия и содержание интересующей его темы, вместо словесного ответа указывал на уже отмеченный им в книге фрагмент.

В монастыре Филофей Аверкий имел послушание трапезника и келаря. Затем он был назначен старшим в столярку. Помимо этого трудился в пекарне. Однажды, увидев, как один из старцев запирает дрова, Аверкий опечалился, и попросил его больше так не поступать, сказав, что и сам готов носить дрова для него и для прочих братий, лишь бы никто не брал чужого. Свою же келью он традиционно не топил.

Однажды диавол хотел уловить Аверкия через гордость, на что он, уразумев сатанинский подвох, тут же зажег свечу и стал молиться. Затем, исповедуясь, он рассказал о произошедшем духовнику. После беседы с духовником он внимательно проанализировал свои помыслы и понял, что иногда и действительно уклоняется в мнение о значительности своих дел.

Время от времени диавол старался внушить ему хульные помыслы о святых. А один раз, во время Божественной Литургии, он явился ему в образе чудища с пёсьей головой, и, раздосадованный тем, что Аверкий пел тогда «Святый Боже», погрозил ему своей поганой лапой.

К лету 1956 года здоровье Аверкия пошатнулось и монастырские старцы отправили его в Коницу, на лечение. Добравшись до места, он не захотел жить в родительском доме, ввиду строго и внимательного отношения к взятому монашескому обету, и остановился в церкви святой Варвары. Вскоре, по приглашению давней знакомой, он переселился к ней в дом. Периодически его посещал лечащий врач, а родная сестра приходила делать уколы. По завершении курса лечения, Аверкий вернулся в Филофей.

3 марта 1957 состоялся постриг Аверкия в мантию. Тогда же он получил новое имя «Паисий», в честь Паисия II, митрополита Кесарийского.

На протяжении своего пребывания в Филофее Паисий много думал о безмолвии. Но все попытки удалиться в пустыню не имели успешного разрешения.

Однажды он условился с лодочником, что тот перевезёт его на пустынный остров, однако к назначенному сроку лодочник не появился. В другой раз Паисий предполагал стать послушником старца Петра, но вскоре старец скончался.

А однажды он договорился с филофеевским монахом, отцом Ф., идти ради безмолвия на Катунаки. Их обоих остановило Божье вмешательство. Отцу Ф. приснился сон: они бежали по крыше монастыря, но перед тем, как должны были спрыгнуть, Жена, облаченная в черное, удержала их за одежду, сказав, что внизу — пропасть, и если они спрыгнут — разобьются. Паисию же было ниспослано особое откровение. Когда он пребывал в своей келье и молился, у него неожиданно отказали ноги и руки. Какая-то невидимая сила сковала его так, что он совершенно не мог шевелиться. Пробыв в таком состоянии около двух часов, он, вдруг, увидел Катунаки, а с другой стороны — обитель Стомион в Конице. Когда он направил взгляд на Катунаки, услышал голос Пресвятой Богородицы, запрещавший идти на Катунаки и повелевающий отправляться в монастырь Стомион. Когда Паисий заметил, что он просил пустыни, а Она посылает его в мир, то вновь услышал, что должен отправиться в Коницу. Потом он разрешился от таинственных уз, и его сердце исполнилось благодатью. Когда Паисий рассказал об этом духовнику, тот, посоветовав никому не рассказывать о случившемся, благословил его оставить Святую Гору и ехать в Коницу.

Монастырь Стомион

В 1958 году Паисий, во исполнение Божественной воли, оказался в сгоревшем монастыре Стомион. Ни денежных средств, ни материалов, необходимых для восстановления обители, Паисий не имел. Христиане обрадовались появлению подвижника и готовы были оказывать ему посильную помощь.

Владыка благословил отца Паисия ездить по окрестным селениям с мощами святых и собирать пожертвования. Некоторые люди жертвовали по тарелке пшеницы, однако Паисий не приберегал её для продажи, а отдавал священникам, чтобы те раздавали её нуждающимся.

Ходатайством Пресвятой Богородицы нашлись люди, которые способствовали восстановлению монастыря денежными средствами, строительными и отделочными материалами, транспортом, личным трудом.

Помимо строительных работ Паисий прилагал много усилий в деле нравственного воспитания населения, отучал от разгульных пирушек и плясок, которые прежде устраивались возле монастыря. Рассказывают, что справа от входа он выкопал могилу и водрузил над ней крест, а потом зажигал там лампаду и кадил.

В какое-то время в Конице активизировались сектанты — евангелисты. Они настолько умело пропагандировали свою веру, что число их последователей неуклонно росло. В ответ Паисий составил письменное разоблачение и подвесил его к монастырским дверям. Кроме того, он неоднократно беседовал со слушателями еретических проповедей и своими ревностными увещеваниями отклонял их от опасности приобщения к секте.

Наряду с заботой о духовно-нравственном состоянии людей, отец Паисий проявлял заботу о материальной поддержке бедняков. По договоренности с властями, он установил в разных кварталах Коницы специальные благотворительные копилки, назначил ответственных за сбор и создал попечительский совет, распоряжавшийся распределением средств. Для ухода за стариками он направлял добровольцев. Сдавая в аренду беднякам монастырские земли, он не требовал за неё денег, а лишь просил, чтобы в случае хорошего урожая уделили монастырю столько, сколько сочтут необходимым.

Стараниями отца Паисия в Коницу были перенесены мощи преподобного Арсения Каппадокийского. Для этого он ездил на Керкиру, участвовал в обретении мощей и лично омывал их вином и водой.

К сожалению, не все относились к Паисию с пониманием. Кому-то не нравилось, что он запрещал неуместные развлечения, а кто-то заглядывался на монастырские владения. Нашлись и такие, которые требовали изгнать Паисия. Тогда он уехал на Святую гору, но жители стали просить его вернуться. Он и вернулся, а в 1961 году вновь отправился на Афон, затем вновь возратился.

Через какое-то время, вступив в переписку с Синайским архиепископом Порфирием и получив от владыки благословение жить на Синае, Паисий переселился на Синайскую Гору. Шел 1962-й год.

Жизнь пустынника на Синайской Горе

Рассказывают, что в первое время по прибытии Паисия на Синайскую Гору, там стояла тяжёлая засуха. Когда монастырь стал готовить к отправке за водой караван из верблюдов, старец попросил не отправлять его в этот день. Ночью он предался молитве, и пошёл дождь.

Какое-то время отец Паисий участвовал в столярных работах, связанных с реставрацией икон. Затем, испросив благословение на уединенную жизнь в пустыне, он поселился в келье святых Галактиона и Епистимии. Недалеко от этого места был небольшой родник. Воды было мало, но старец делился с животными и птицами.

По воскресеньям, а иногда реже он посещал монастырь: причащался, помогал петь и читать, принимал участие в монастырских работах, наставлял обращавшихся к нему за советами.

Диавол не оставлял Паисия и здесь. Однажды, когда он потряхивал старый будильник, диавол стал внушать ему мысль, что если бы он был женат, то качал бы не будильник, а ребёнка. Старец тут же его зашвырнул.

К 1964 году здоровье Паисия сильно ухудшилось. Как ни жаль было расставаться с любимой пустыней, Паисий вынужден был возвратиться на Афон.

Ухудшение здоровья

Вернувшись на Святую Гору, отец Паисий поселился в Иверском скиту. Он охотно помогал окружавшей его братии, а по возможности предавался безмолвному уединению, занимался молитвенным деланием и богомыслием.

Между тем болезнь прогрессировала. Оказалось, что диагноз, поставленный в прошлые годы, был неправильным. Тогда как Паисия лечили от туберкулеза, в действительности его мучил бронхоэктаз. В 1966 году ему сделали операцию, удалив почти всё левое легкое.

Паисий вернулся в скит, а затем, по рекомендации батюшки Тихона, удалился на Катунаки. Ему было необходимо сменить климат. Это произошло в 1967 году.

Помимо аскетических подвигов, он занимался резьбой. Часть изделий продавал, обеспечивая себе скромное пропитание; большую же часть раздавал.

Когда Священный Кинот поручил иеромонахам Василию и Григорию, насельникам Иверскиго скита, преобразовать жизнь монастыря Ставроникита, они обратились к Паисию за советом. Он поддержал это решение и пообещал помочь. 12 августа 1968 года Паисий перебрался в Ставроникитский монастырь.

10 сентября 1968 года отошел ко Господу старец Тихон. Перед смертью он высказал Паисию желание, чтобы тот стал его преемником по келье. Сам Паисий считал это большим благословением. Оказав посильную помощь братиям Ставроникитской обители, он перешел в каливу Честного Креста.

21 февраля 1971 года Паисий удостоился явления преподобного Арсения Каппадокийского. В это время он читал рукописное, составленное им Житие святого Арсения. Тот ласково погладил Паисия по голове. Впоследствии описание увиденного в этом явлении облика преподобного Арсения, а также написанный Паисием рисунок легли в основу его иконографического образа.

В 1972 году Паисий сподобился посетить место своего рождения, Фарасы. А в 1977 году, по приглашению Православной Церкви в Австралии, он посетил эту страну, совместно с отцом Василием, игуменом обители Ставроникита.

Сообщают, что однажды старец стал очевидцем явления Господа Иисуса Христа. Он узрел Его в сиянии света.

Келья «Панагуда». Последние годы жизни святого Паисия

Пробыв в каливе Честного Креста приблизительно одиннадцать лет, старец Паисий переселился в келью «Панагуда». Эта келья менее других удовлетворяла условиям уединенной жизни, но зато более других соответствовала удобству паломников, искавших у старца духовной поддержки и утешения. Келья была очень ветхой и нуждалась в ремонте. Отец Паисий приложил немало усердия, чтобы привести её в подобающий вид.

В 1982 году отец Паисий посетил Иерусалим. А после Иерусалима отправился на Синай, в монастырь святой Екатерины. Пробыв там непродолжительное время, он вернулся на Афонскую Гору.

Последнее время старца мучила боль. Он чутко реагировал на холод и уже с сентября начинал отапливать келью. Телесные силы иссякали.

22 октября 1993 года отец Паисий покинул территорию Святой Горы и направился в монастырь Суроти. На Афонскую Гору он больше не вернулся. В Суроти ему сделалось плохо и он был доставлен в больницу. Там обнаружилось, что у него — рак. 4 февраля 1994 года сделали операцию, затем ещё одну.

Отец Паисий хотел было отправиться на Афон и там завершить земной путь, но этому препятствовало ухудшение его состояния. Он решил остаться в Суроти. 11 июля отец Паисий причастился Святых Христовых Тайн. 12 июля 1994 года сердце подвижника остановилось.

13 января 2015 года, Священный Синод Вселенского Патриархата единогласно определил причислить Старца Паисия Святогорца к лику святых Православной Церкви.

Тропарь преподобному Паисию Святогорцу

Глас 5. Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во:

Боже́ственныя любве́ о́гнь прие́мый, / превосходя­́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, / и уте­ше́­ние мно́гим лю́дем был еси́, / словесы́ боже́­ственными наказу́яй, / моли́твами чудотворя́й, / Паи́сие Богоно́се, / и ны́не мо́лишися непреста́нно // о всем ми́ре, преподо́бне.

Кондак преподобному Паисию Святогорцу

Глас 8. Подо́бен: Взбра́нной:

А́нгельски на земли́ пожи́вый, / любо́вию просия́л еси́, преподо́бне Паи́сие, / мона́хов вели́кое утвержде́ние, / ве́рных к житию́ свято́му вождь, / вселе́нныя же утеше́ние сладча́йшее показа́лся еси, / сего́ ра́ди зове́м ти: // ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

преподобный Паисий Святогорец

Слова. Том II. Духовное пробуждение

© Ἱερὸν Ἡσυχαστήριον Μοναζουσῶν “Εὐαγγελιστὴς Ἰωάννης ὁ Θεολόγος”, 1999

© Издательство «Орфограф», издание на русском языке, 2015

* * *

Тропа́рь преподо́бному Паи́сию Святого́рцу

Глас 5. Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во:

Боже́ственныя любве́ о́гнь прие́мый, / превосходя́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, / и утеше́ние мно́гим лю́дем был еси́, / словесы́ Боже́ственными наказу́яй, / моли́твами чудотворя́й, / Паи́сие Богоно́се, / и ны́не мо́лишися непреста́нно // о всем ми́ре, преподо́бне.

Конда́к

Глас 8. Подо́бен: Взбра́нной:

А́нгельски на земли́ пожи́вый, / любо́вию просия́л еси́, преподо́бне Паи́сие, / мона́хов вели́кое утвержде́ние, / ве́рных к житию́ свято́му вождь, / вселе́нныя же утеше́ние сладча́йшее показа́лся еси́, / сего́ ра́ди зове́м ти: // ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

Предисловие

Начиная с 1980 года старец Паисий говорил нам о наступающих тяжёлых временах. Он часто повторял, что, возможно, и нам доведётся пережить многое из того, что описано в Апокалипсисе. Своими наставлениями он стремился пробудить в нас добрую обеспокоенность, чтобы мы усилили духовную борьбу и противостали духу равнодушия, который, как было видно старцу, исподволь проникает и в недра монашества. Своими беседами старец старался помочь нам избавиться от себялюбия и победить немощи, чтобы возымела силу наша молитва. «От немощей, – говорил он, – становится немощною молитва, и потом мы не можем помочь ни себе, ни людям. Связисты приходят в негодность. А если не работают связисты, то остальных бойцов захватывает враг».

В предисловии к I тому «Слов» блаженнопочившего старца, озаглавленному «С болью и любовью о современном человеке», пояснено, каким образом появился, был собран и систематизирован материал, из которого начало складываться собрание «Слов» старца Паисия Святогорца. Настоящий II том «Слов», озаглавленный «Духовное пробуждение», включает в себя слова старца на темы, имеющие отношение к сегодняшней действительности. Эти слова призывают нас к постоянному бодрствованию и подготавливают к тем непростым ситуациям, в которых нам, возможно, придётся оказаться. Ведь нам уже пришлось увидеть то, о чём часто говорил старец: «Мы пройдём через грозы – одну за другой. Теперь несколько лет так и будем идти: общее брожение повсюду».

Настоящий II том разделён на пять частей. В первой части речь идёт об общем равнодушии и безответственности, распространившихся в нашу эпоху, и о том, что в сложившемся положении долгом сознательного христианина является помощь другим через исправление самого себя, благоразумное поведение, исповедание веры и молитву. «Я не призываю брать плакаты, – говорит старец, – но воздеть руки к Богу». Во второй части книги отец Паисий, не ограничивая читателя призывом только к одному подвигу, возжигает ревность к духовному деланию, после чего каждому остаётся соответствующая его силам и любочестию борьба, направленная к тому, чтобы жить в земном раю, то есть жизнью во Христе. В третьей части говорится о непродолжительной по времени диктатуре антихриста, которая даст христианам благоприятную возможность ещё раз, после Святого Крещения, сознательно исповедать Христа, пойти на подвиг и ещё заранее возрадоваться Христовой победе над сатаной. Как говорил старец, такой возможности позавидовали бы и святые: «Многие из святых просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху, чтобы совершить подвиг. Но это выпало нам… Мы недостойны – по крайней мере, призна́ем это». Для того чтобы такое нелёгкое время было прожито нами как должно, требуется особо развить в себе храбрость и дух жертвенности. О том, из какого источника следует черпать силы для преодоления любых трудностей, идёт речь в четвёртой части настоящего тома, посвящённой Божественному Промыслу, вере, доверию Богу и подаваемой от Него помощи. И, наконец, в пятой части книги подчёркнута необходимость и сила сердечной молитвы, «еже есть оружие крепкое» на попрание всё более и более расползающегося зла. Старец призывает монахов к состоянию полной боевой готовности, подобному готовности солдат в военное время. Он побуждает иноков непрестанно помогать миру молитвой и стараться уберечь от изменения подлинный дух монашества, сохранить закваску для грядущих поколений. В заключительной главе дано определение глубочайшего смысла жизни и подчёркнута необходимость покаяния.

Мерилом слов и поступков старца является, как и всегда, рассуждение. В нижеследующих главах мы увидим, что в одном случае отец Паисий не прерывает молитвы, сколь ни стучат нетерпеливые паломники клепальцем у калитки его кельи, крича: «Кончай молиться, геронда, Бог не обидится!» – а в другом – выезжает в мир, потому что его отсутствие на народной демонстрации протеста может быть неверно понято и принести вред Церкви. В какой-то ситуации старец, воспламенённый по Богу негодованием, противостаёт богохульствам, в другой же – он лишь молча молится за хулителя. Поэтому читателю не следует торопиться с выводами до тех пор, пока он со вниманием не прочитает книгу до конца. Нам следует быть особенно осторожными в использовании цитат из поучений старца, ибо вырванные из контекста они могут привести наших собеседников к ошибочным заключениям. Следует иметь в виду: поводом к тому, что говорил отец Паисий, всегда был какой-то конкретный случай или вопрос, и речь старца была обращена к конкретному человеку, спасение души которого являлось конечной целью говорившего.

Знавшие старца Паисия помнят ту нежность, которая появлялась в сердце от его слов, какими бы строгими они подчас ни были. Это происходило потому, что задачей старца всегда было уврачевать зло, а не заклеймить его стыдом. Он не ставил к позорному столбу страсть своего собеседника, но помогал ему освободить от неё душу. Поэтому одни и те же слова старца могут иметь иное и, возможно, не исцеляющее действие, если их лишить изначальной взаимосвязи с сердечной болью и любовью к собеседнику. Вместо Божественного утешения и чувства надёжности они могут всеять в сердца сомнения и страх, или же привести к крайностям. Но наш старец не был человеком односторонности или крайностей, его заботило то, чтобы добро делилось по-доброму – так, чтобы оно приносило пользу. Он, разумеется, никогда не колебался говорить истину, но говорил её с рассуждением; видя осквернение святыни, он мог быть захвачен пламенем божественного негодования; он предвозвещал те грозные события, которым предстоит произойти, но образ его поведения не вызывал страха или тревоги. Наоборот, его речь передавала тебе пасхальную надежду и радость, однако это была радость, следующая за жертвой, радость, сродняющая человека со Христом. Если же ты сроднён со Христом, если ты соучаствуешь в таинственной жизни Церкви и соблюдаешь Его заповеди, то тебе уже ничего не страшно: «ни диаволы, ни мучения». Как в своём обычном светлом и жизнерадостном тоне говорит сам старец: «Когда ты выбрасываешь из себя своё „я“, в тебя бросается Христос». Задача всей духовной жизни состоит именно в этом, поэтому особое внимание отец Паисий обращает на одну из подстерегающих христианина опасностей: не развив в себе духа жертвенности, общником жизни Христовой стать невозможно. Без жертвы можно стать лишь формальным христианином, человеком, не имеющим внутренней жизни. Кого-то из читателей, возможно, смутит то, что в своих повествованиях старец часто ссылается на собственную жизнь, что он, как кажется, легко и непринуждённо рассказывает о чудесных событиях, которые ему довелось пережить. Но следует иметь в виду, что воспроизводя устную речь старца на бумаге, невозможно передать то, с каким трудом он говорил о самом себе, а также то давление, которому он ради этого подвергался. Иногда бывало и так, что старец урывками и с разными подробностями говорил об одном событии разным сёстрам, и впоследствии при возможности мы очень робко старались «выудить» из него сведения, дополняющие недостающее в его повествовании. Таким образом, старец Паисий в течение тех двадцати восьми лет, когда он духовно окормлял монастырь, открывал нам (для того чтобы нам помочь) некоторые из чудесных событий своей жизни. Это было для нас «духовным донорством». Поэтому, не видя ожидаемого духовного преуспеяния, он весьма огорчался, так что даже иногда говорил: «Я удобряю песок».