Трудник в монастыре
Содержание
Люди при деле
Пещеры без запаха
Айтишник Саша из Москвы, Никита, питерский бизнесмен и я перебираем картошку возле монастырской кухни и слушаем рассказ бабы Лиды, чистящей тут же морковь для супа. Наше дело до обеда — тут. Ящик картошки готов — и мы, монастырские трудники, идем в пещеру за следующим, таким тяжелым. В Псково-Печерском есть и такие пещеры — в них, как в холодильнике, хранятся овощи.
Печоры, при всей своей праздничной красоте, знакомой миру по длинной «псковской звоннице», по череде синих звездных главок, шумной брусчатой площади под ними — монастырь пещерный и постоянно напоминающий нам об этом. Успенский собор, тот, что с главками, был устроен в скале, потом обстроен и расширен, но из его внутренних помещений ощутимо тянет скальным холодком. Рядом со входом в собор — дверь в «Богом зданные (созданные. — Авт.) пещеры», по темным коридорам которых ты идешь со свечой — мимо ковчегов с мощами святых, читая на плитах-керамидах в стенах имена старцев, о которых ты знаешь по книгам — а за плитами лежат и они сами.
Тут же, за дверью-иконой, монастырское кладбище. Стоящие друг на друге гробы с телами монахов, принесенные что неделю, что пятьдесят лет назад, истлевают тут безо всякого запаха — а вот овощи в той самой пещере-холодильнике неподалеку, говорят, хранятся как в обычном холодильнике и портятся от слишком долгого хранения.
За неделю в Печорах я побывал и в тех, и в других пещерах.
В просфорню со шпателем
Девятиклассник московской спецшколы Артем первый день в монастырском коровнике дышал только ртом, боясь подойти к корове ближе чем на метр. Сейчас он вместе с братом убирает за животными свежий навоз, складывает его вилами в тележку, моет вымя перед дойкой… «Смирялся, молился, боролся с собой, — говорит парень, отпросившийся у отца-священника в монастырь на все лето. — А теперь мы с бычком Боней лучшие друзья».
Без трудников монастырю трудно — тут всегда ждут лета, с которым приходит помощь в ведении сложного, многообразного монастырского хозяйства. Александр, рыжебородый дальнобойщик из Марий Эл, приехал в Печоры еще в мае и вспоминает, как его бросали в течение дня с поля на кухню, посуду мыть, потрошить рыбу, таскать дрова к плите (еда в братском корпусе готовится на дровах) — везде нужны были руки. В июне с людьми полегче, и, оставив Никиту на картошке, мы с Олегом, инженером из Нарвы, грузим в фургон баки с гороховым супом и гречкой и везем их в избу-столовую для неимущих, где они уже ждут нас с рюкзаками и бидончиками.
После обеда солим огурцы. Помыли их, отец Сергий принес травы на рассол, листья хрена, чеснок, черную смородину, заложили все в бочки. Вечером того же дня, сменив серый кухонный халат на белый, я расставлял тарелки с такими огурцами на белых скатертях в братской трапезной между мисками с гречкой и кувшинами с компотом.
За 500 лет монастырь не раз бомбили и пытались закрыть, но так и не закрыли и не разбомбили
Трудник — это работник, который приходит в монастырь только ради того, чтоб потрудиться на него, побыть в его стенах, внести свой вклад в укрепление этого места молитвы. Ему не нужны деньги, ведь тут в храмах те самые иконы, у бумажных изображений которых он молится дома за тысячи километров от монастыря, тут принимают людей старцы, которые разрешают неразрешимые ситуации. Поработать «во славу Божию» сюда едут инженеры, сисадмины, бизнесмены, айтишники и строители — а некоторые, как и я, оказываются в Псково-Печерском, чтобы отключиться от всех проблем, закрыться древними стенами от своих переживаний, поработать без рассуждений, «за послушание», там, где скажут, и попробовать, наконец, пожить по уставу. Монастырскому.
— Когда ты сам себе хозяин, ты расслабляешься, относишься к себе со снисхождением, — говорил мне Матвей, студент мехмата МГУ, только что с напарником перемывший огромные чаны из-под гречки на жаркой кухне. — А тут все по распорядку: подъем, служба, трапеза, работа, мне без разницы где. Весь день работаешь руками, в голове ничего, кроме молитвы — не то что дома.
…Всю неделю я надеялся посмотреть, как в Печорах пекут просфоры, особый хлеб, идущий в алтарь для совершения таинства. Наконец, попал в просфорню — а там получил в руки шпатель с «Доместосом» и пошел отскребать ржавчину от кафельного пола в душевой. Молилось тут от души.
Трогая святость
Дорогу к монастырю ранним утром не сравнить ни с чем. Идешь по полю, слушаешь птиц, дышишь утренним воздухом, смотришь на синее небо, на появляющиеся из-за косогора синие главки и башни, слушаешь колокола, собирающие трудников и монахов, на братский молебен.
На него они идут уже больше пятисот лет. Монастырь осаждали и захватывали, переносили из государства в государство, бомбили и пытались закрыть — но так и не закрыли и не разбомбили: с момента основания монастыря тут ни на день не переставали служить и молиться. Столетия сделали из Псково-Печерской обители настоящий музей русской истории.
…Поворачиваешь от ворот налево, проходишь в часовню под Никольским храмом — тут иконы Богородицы, написанные под руководством отца Алипия, фронтовика, иконописца, настоятеля монастыря в 50-70-е годы, восстановившего его, спасшего от закрытия и превращения в дом отдыха советских граждан. Булыжная мостовая, по которой мы спускаемся к центральной площади — это Кровавая дорожка, по ней Иван Грозный нес в Успенский храм тело только что зарубленного им игумена Корнилия, оставляя за собой кровавый след. Возле дорожки стоит дорожная карета императрицы Анны Иоанновны — снегопад в октябре 1732-го заставил ее возвращаться домой в санях, оставив коляску монастырю. По высоким ступеням взбираешься на соборную площадь, к Успенскому — и вспоминаешь снимки 42-43-го годов, где на этих самых ступеньках рядом с монахами стоят немецкие офицеры: настоятель игумен Павел Горшков терпел оккупационные порядки ради сохранения монастыря.
…После братского молебна, короткой и строгой службы у большой иконы Успения, поблескивающей окладом в полутьме храма, можно еще раз удивиться иконостасу XVIII века от императрицы Елизаветы Петровны, сплошь резному и позолоченному. Постоять над ракой с мощами преподобномученика Корнилия. Подумать о жизни у иконы Богородицы — посмотреть на лик, ища в нем сочувствия к себе, попросить за семью, с надеждой поглядывая на гирлянды висящих на иконе серебряных колец и крестов от утешенных богомольцев — может, и меня тут утешат?
Или вот тут? В маленькой келье старца Симеона, недавно прославленного, святость совсем близко, ее можно даже потрогать — например, вот этот буфет отец Симеон, до монастыря столяр-краснодеревщик, делал своими руками. На этой дорожке, сотканной ему старушками-богомолками — а кто ж еще трудничал в Печорах в 50-х? — он стоял на коленях перед иконой Спасителя.
Постою-ка тут и я.
Трапеза
Вкусно, обильно, недорого
Монахи в Псково-Печерском монастыре питаются 3 раза в день. Мяса в монастырях не едят в принципе. Идущий сейчас Петров пост, заканчивающийся 11 июля, накануне дня памяти апостолов Петра и Павла, нестрог: рыба разрешается по воскресеньям и еще несколько дней в посту, судя по братскому меню.
У трудников стол попроще, но тоже три раза в день, — обильный, без ограничений. Из сладостей полагаются конфеты и варенье. Если ты не успевал на трудническую трапезу, то мог утолить голод в «Кафе паломника» под самыми стенами монастыря. Еда тут вкусная и недорогая. Стакан кваса стоит 20 рублей.
Кстати
Жизнь — не цепь случайностей
Говорят трудники Псково-Печерского монастыря
Олег, системный администратор, Иркутск
— Мужчина всегда решает ту или иную задачу, в нашей голове постоянно идет какой-то творческий процесс. Вера катализирует, очищает ум, и тот принимает правильное решение. После монастыря вообще не понимаешь, как в городской суете жить и работать.
Виктор, преподаватель, Донецк
— Жизнь только с виду цепь случайностей. Когда ты слишком близко стоишь у картины, то видишь только отдельные мазки, но никак не красоту целого, а я ищу в церкви такую точку обзора, с которой она будет видна во всей красоте.
Александр, строитель, Йошкар-Ола
— В больницу можешь прийти просто капельницу поставить, а можно и полечиться. А в монастыре — либо поблагодарить Бога, что у тебя все хорошо, либо мозги вправить. Вот я тут со вторым. У меня все хорошо, но такое впечатление, что я с 8 до 23 каждый день стою, не двигаюсь с места. Так не спастись.
Георгий, предприниматель, Москва
— Вера часто приходит к человеку через трудности. Когда ты осознаешь, что не можешь уже без помощи Божией, тогда тебя уже не просто тянет в храм, а становится просто больше некуда идти. Главное, чтоб ты это понял, а не поймешь, так и дальше будешь крутиться в жизни, как белка в колесе.
Подвижник
Умру, но не закрою
Когда в монастырь в начале 60-х приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий открыто отказался подчиниться власти.
Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, а отец Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин, купленный по его просьбе несколькими днями раньше — когда он узнал о цели предстоящего визита. Как только камин разогрелся, отец Алипий порвал указ, бросил в него обрывки и сказал:
— Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня есть шестьдесят монахов, из них две трети — участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но имейте в виду: рядом Европа — узнает мировая общественность.
Неизвестно, отступило бы партийное начальство, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела в монастырских пещерах, и, очевидно, сделала монастырю рекламу — после нее сюда зачастили иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.
Старец
В монастыре у каждого богомольца есть возможность попросить совета у старца, схиархимандрит Никон каждый день принимает богомольцев в Сретенском храме. Дойти от келейного корпуса до храма и обратно ему всегда помогают трудники.
Требования и правила для трудников
Требования к трудникам
- Прием трудников, для проживания в монастыре, желающих потрудится во славу Божию (безвозмездно), в монастырь производится не постоянно, а только при насущной необходимости, и только на определённый монастырским начальством срок, при усливии выполнения трудниками возлагаемых на них послушаний.
- В качестве трудников, в монастырь принимаются только православные люди, для которых первостепенной и самой насущной задачей является церковная жизнь, а именно желание человека укрепится в христианском образе жизни, продолжить процесс своего воцерковления посредством участия в Святых Таинствах и всего уклада монастырской жизни; люди, которые в свою очередь, восходя путем смирения, послушания и молитвы, конечной своей целью имеют стяжание с Божией помощью христианских добродетелей и Евангельского совершенсва.
- Трудник должен быть воцерковлен или до приезда в монастырь, регулярно посещая церковные службы, исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Тайн, начать процесс своего воцерковления.
- Перед тем, как обратится в монастырь за благословением на свое трудничество, человек должен прежде получить устное благословение на эту поездку у своего духовника или священника, у которого он постоянно исповедуется. Однако благословение своего духовника или священника, не является правом сразу приехать в монастырь, поскольку такое право может дать только руководство монастыря.
- Необходимо привести письменное благословение своего священника или духовника или положительная характеристика из другой обители, где человек ранее трудничал, если таковая имеется.
- Возраст трудника должен быть не менее 18 лет и не превышать 55 лет.
- Поскольку в монастыре отсутствует стационарная больница с соответствующим медицинским персоналом, оборудованием и медикаментами, монастырь не может принимать желающих трудничать с тяжелыми хроническими заболеваниями, которым может понадобится стационарная медицинская помощь. Дабы избежать заражения других, люди с инфекционными заболеваниями не принимаются. Поэтому монастырь принимает трудников, у которых отсутствуют физические ограничения, препятствующие исполнению монастырских послушаний.
- У трудника должен быть с собой действующий гражданский паспорт, постоянная регистрация по месту жительства, действующий на территории РФ полис обязательного медицинского страхования. У трудника, не являющегося гражданином РФ, кроме его паспорта, должна быть надлежащим образом оформлена действующая виза или миграционная карта.
- Лицам желающие пребыть в качестве трудников и расчитывающих трудничать в обители более 1 месяца, необходимо заранее сделать следующие медицинские документ: справки из психоневрологического, кожно-венерического, туберкулёзного, наркологического и «справку госпитальную». Подробное содержание госпитальной справки можно узнать в канцелярии Епархиального управления. Лица не желающие или не озаботившиеся заранее сделать эти справки, будут вынуждены покинуть обитель по истечении одного месяца.
- Ни монастырь, ни местная администрация не располагают помещениями, персоналом, оборудованием и медикаментами для лечения или реабилитации лиц, страдающих наркотической, алкогольной зависимостью или психическими отклонениями или заболеваниями. Поэтому лиц, страдающих отмеченными недугами, в качестве трудников монастырь принять не может. В случае сокрытия факта какой-либо серьезной зависимости, как только о ней станет известно, данный человек вынужден будет покинуть стены обители.
- Монастырь не принимает лиц нетрадиционной половой ориентации, лиц негативно высказывающихся в адрес руководства православной церкви, лиц негативно настроенных против других наций или народов.
- Монастырь так же не принимает лиц, по какой-либо причине укрывающихся от закона, правоохранительных и иных органов власти, или уклоняющиеся от срочной службы в армии, налогов и т. п. В случае, если такой факт будет обнаружен, то руководство вынужденно будет незамедлительно поставить в известность соответствующие органы власти.
- Так как в монастыре нет вещевого склада, то он не может обеспечить трудников спецодеждой, поэтому трудник должен привезти с собой полный комплект рабочей и личной одежды и обуви для работы в помещении и на улице, при любых погодных условиях и для соответствующего времени года, а так же необходимые ему средства гигиены и лекарства. В монастыре есть только медицинский кабинет с самыми простыми медикаментами.
- У трудника с собой обязательно должна быть достаточная сумма денег (не менее 1000 рублей) для оплаты проезда до монастыря и обратно. Монастырь денег на дорогу не выдает.
- Труднику, однажды досрочно покинувшему монастырь (самочинно или по инициативе), из-за нарушений монастырского режима, возникшей конфликтной ситуации и иной негативной причины (алкогольное опьянение и т. п.), может быть отказано в повторном приеме его как трудника. Данный человек, при наличии вышеперечисленных причин, может быть повторно принять, только после предъявления письменной рекомендации из другого монастыря о безукоризненном прохождении в нем трудничества в течении не менее полугода (при грубых нарушениях — более продолжительное время). При этом со дня выдачи такой рекомендации до дня прибытия в монастырь должно пройти не более двух недель.
- Мужчинам и женщинам, желающим получить благословение на приезд и узнать дату возможного приезда в монастырь, при наличии всех соответствующих документов, необходимо подать заявку.
Правила для трудников
Ниже изложенные правила всеми трудниками должны неукоснительно соблюдаться. Трудник грубо нарушивший правила поведения или внутреннего распорядка, а также отрицательно влияющий на общую атмосферу, вынужден будет покинуть монастырь в течение суток. Если лица нарушившие эти правила, ослушались и не покинули монастырь в течении суток, к воздействию на таковых привлекается полиция.
- Не благословляется и запрещено:
- любой вид насилия или издевательства, как физическое так и словесное;
- недопустимы грубость и использование нецензурной лексики;
- употребление любого рода наркотических средств и иных химических веществ, смесей и лекарств, вызывающих галлюцинации, одурманивание и дезориентацию;
- винопитие (любые даже легко-спиртные алкогольные напитки);
- курение, на территории обители;
- хранить любое, в том числе легально оформленное, холодное и/или огнестрельное оружие (на время пребывания в монастыре оружие должно быть сдано на хранение в отделение милиции), в том числе взрывчатые и легко-воспламеняемые вещества;
- перемещать мебель или любые вещи, принадлежащие монастырю из помещения в помещени или вообще выносить их из здания, без конкретного на то благословения благочинного монастыря. Бережно обращаться с любым имуществом монастыря. Восполнение за причинённый монастырю ущерб взыскивается с трудника его причинившего;
- сильные крики, нарушающие атмосферу спокойствия и умиротворения остальным насельникам обители (даже во время выполнения послушания);
- без благословения покидать обитель;
- вести пропаганду дригих верований или любых отклонений от православия;
- жителям деревни, без благословения благочинного, находится в помещениях монастыря — запрещено.
- Неукоснительно соблюдать указания «старшего над трудниками», поставленного на это послушание благочинным монастыря.
- Точно соблюдать распорядок дня для трудников, учавствовать в духовной жизни монастыря:
- посещать праздничные всенощные бдения, Божественную литургию в воскресенье, а так же в большие праздники;
- посещать ежедневное утреннее правило и молебен прп. Александру Свирскому (начало в 6:00, в субботу — 7:00);
- регулярно исповедоваться и причащаться (обязательная общая исповедь — каждую субботу в 16:30).
- В случае возникновения какой-либо проблемной ситуации необходимо незамедлительно поставить в известность благочинного монастыря.
- При выезде из монастыря необходимо сдать постельное белье — рухольному, инструмент — старшему над трудниками, а ключи от кельи — благочинному.
Надеемся, что перечисленные ограничения не повлияют на ваше душевное спокойствие, а, напротив, помогут в достижении той цели, к которой обязывает нас сие Святое Место.
Добавить комментарий