Трудник в монастыре

Люди при деле

Пещеры без запаха

Айтишник Саша из Москвы, Никита, питерский бизнесмен и я перебираем картошку возле монастырской кухни и слушаем рассказ бабы Лиды, чистящей тут же морковь для супа. Наше дело до обеда — тут. Ящик картошки готов — и мы, монастырские трудники, идем в пещеру за следующим, таким тяжелым. В Псково-Печерском есть и такие пещеры — в них, как в холодильнике, хранятся овощи.

Печоры, при всей своей праздничной красоте, знакомой миру по длинной «псковской звоннице», по череде синих звездных главок, шумной брусчатой площади под ними — монастырь пещерный и постоянно напоминающий нам об этом. Успенский собор, тот, что с главками, был устроен в скале, потом обстроен и расширен, но из его внутренних помещений ощутимо тянет скальным холодком. Рядом со входом в собор — дверь в «Богом зданные (созданные. — Авт.) пещеры», по темным коридорам которых ты идешь со свечой — мимо ковчегов с мощами святых, читая на плитах-керамидах в стенах имена старцев, о которых ты знаешь по книгам — а за плитами лежат и они сами.

Тут же, за дверью-иконой, монастырское кладбище. Стоящие друг на друге гробы с телами монахов, принесенные что неделю, что пятьдесят лет назад, истлевают тут безо всякого запаха — а вот овощи в той самой пещере-холодильнике неподалеку, говорят, хранятся как в обычном холодильнике и портятся от слишком долгого хранения.

За неделю в Печорах я побывал и в тех, и в других пещерах.

В просфорню со шпателем

Девятиклассник московской спецшколы Артем первый день в монастырском коровнике дышал только ртом, боясь подойти к корове ближе чем на метр. Сейчас он вместе с братом убирает за животными свежий навоз, складывает его вилами в тележку, моет вымя перед дойкой… «Смирялся, молился, боролся с собой, — говорит парень, отпросившийся у отца-священника в монастырь на все лето. — А теперь мы с бычком Боней лучшие друзья».

Без трудников монастырю трудно — тут всегда ждут лета, с которым приходит помощь в ведении сложного, многообразного монастырского хозяйства. Александр, рыжебородый дальнобойщик из Марий Эл, приехал в Печоры еще в мае и вспоминает, как его бросали в течение дня с поля на кухню, посуду мыть, потрошить рыбу, таскать дрова к плите (еда в братском корпусе готовится на дровах) — везде нужны были руки. В июне с людьми полегче, и, оставив Никиту на картошке, мы с Олегом, инженером из Нарвы, грузим в фургон баки с гороховым супом и гречкой и везем их в избу-столовую для неимущих, где они уже ждут нас с рюкзаками и бидончиками.

После обеда солим огурцы. Помыли их, отец Сергий принес травы на рассол, листья хрена, чеснок, черную смородину, заложили все в бочки. Вечером того же дня, сменив серый кухонный халат на белый, я расставлял тарелки с такими огурцами на белых скатертях в братской трапезной между мисками с гречкой и кувшинами с компотом.

За 500 лет монастырь не раз бомбили и пытались закрыть, но так и не закрыли и не разбомбили

Трудник — это работник, который приходит в монастырь только ради того, чтоб потрудиться на него, побыть в его стенах, внести свой вклад в укрепление этого места молитвы. Ему не нужны деньги, ведь тут в храмах те самые иконы, у бумажных изображений которых он молится дома за тысячи километров от монастыря, тут принимают людей старцы, которые разрешают неразрешимые ситуации. Поработать «во славу Божию» сюда едут инженеры, сисадмины, бизнесмены, айтишники и строители — а некоторые, как и я, оказываются в Псково-Печерском, чтобы отключиться от всех проблем, закрыться древними стенами от своих переживаний, поработать без рассуждений, «за послушание», там, где скажут, и попробовать, наконец, пожить по уставу. Монастырскому.

— Когда ты сам себе хозяин, ты расслабляешься, относишься к себе со снисхождением, — говорил мне Матвей, студент мехмата МГУ, только что с напарником перемывший огромные чаны из-под гречки на жаркой кухне. — А тут все по распорядку: подъем, служба, трапеза, работа, мне без разницы где. Весь день работаешь руками, в голове ничего, кроме молитвы — не то что дома.

…Всю неделю я надеялся посмотреть, как в Печорах пекут просфоры, особый хлеб, идущий в алтарь для совершения таинства. Наконец, попал в просфорню — а там получил в руки шпатель с «Доместосом» и пошел отскребать ржавчину от кафельного пола в душевой. Молилось тут от души.

Трогая святость

Дорогу к монастырю ранним утром не сравнить ни с чем. Идешь по полю, слушаешь птиц, дышишь утренним воздухом, смотришь на синее небо, на появляющиеся из-за косогора синие главки и башни, слушаешь колокола, собирающие трудников и монахов, на братский молебен.

На него они идут уже больше пятисот лет. Монастырь осаждали и захватывали, переносили из государства в государство, бомбили и пытались закрыть — но так и не закрыли и не разбомбили: с момента основания монастыря тут ни на день не переставали служить и молиться. Столетия сделали из Псково-Печерской обители настоящий музей русской истории.

…Поворачиваешь от ворот налево, проходишь в часовню под Никольским храмом — тут иконы Богородицы, написанные под руководством отца Алипия, фронтовика, иконописца, настоятеля монастыря в 50-70-е годы, восстановившего его, спасшего от закрытия и превращения в дом отдыха советских граждан. Булыжная мостовая, по которой мы спускаемся к центральной площади — это Кровавая дорожка, по ней Иван Грозный нес в Успенский храм тело только что зарубленного им игумена Корнилия, оставляя за собой кровавый след. Возле дорожки стоит дорожная карета императрицы Анны Иоанновны — снегопад в октябре 1732-го заставил ее возвращаться домой в санях, оставив коляску монастырю. По высоким ступеням взбираешься на соборную площадь, к Успенскому — и вспоминаешь снимки 42-43-го годов, где на этих самых ступеньках рядом с монахами стоят немецкие офицеры: настоятель игумен Павел Горшков терпел оккупационные порядки ради сохранения монастыря.

…После братского молебна, короткой и строгой службы у большой иконы Успения, поблескивающей окладом в полутьме храма, можно еще раз удивиться иконостасу XVIII века от императрицы Елизаветы Петровны, сплошь резному и позолоченному. Постоять над ракой с мощами преподобномученика Корнилия. Подумать о жизни у иконы Богородицы — посмотреть на лик, ища в нем сочувствия к себе, попросить за семью, с надеждой поглядывая на гирлянды висящих на иконе серебряных колец и крестов от утешенных богомольцев — может, и меня тут утешат?

Или вот тут? В маленькой келье старца Симеона, недавно прославленного, святость совсем близко, ее можно даже потрогать — например, вот этот буфет отец Симеон, до монастыря столяр-краснодеревщик, делал своими руками. На этой дорожке, сотканной ему старушками-богомолками — а кто ж еще трудничал в Печорах в 50-х? — он стоял на коленях перед иконой Спасителя.

Постою-ка тут и я.

Трапеза

Вкусно, обильно, недорого

Монахи в Псково-Печерском монастыре питаются 3 раза в день. Мяса в монастырях не едят в принципе. Идущий сейчас Петров пост, заканчивающийся 11 июля, накануне дня памяти апостолов Петра и Павла, нестрог: рыба разрешается по воскресеньям и еще несколько дней в посту, судя по братскому меню.

У трудников стол попроще, но тоже три раза в день, — обильный, без ограничений. Из сладостей полагаются конфеты и варенье. Если ты не успевал на трудническую трапезу, то мог утолить голод в «Кафе паломника» под самыми стенами монастыря. Еда тут вкусная и недорогая. Стакан кваса стоит 20 рублей.

Кстати

Жизнь — не цепь случайностей

Говорят трудники Псково-Печерского монастыря

Олег, системный администратор, Иркутск

— Мужчина всегда решает ту или иную задачу, в нашей голове постоянно идет какой-то творческий процесс. Вера катализирует, очищает ум, и тот принимает правильное решение. После монастыря вообще не понимаешь, как в городской суете жить и работать.

Виктор, преподаватель, Донецк

— Жизнь только с виду цепь случайностей. Когда ты слишком близко стоишь у картины, то видишь только отдельные мазки, но никак не красоту целого, а я ищу в церкви такую точку обзора, с которой она будет видна во всей красоте.

Александр, строитель, Йошкар-Ола

— В больницу можешь прийти просто капельницу поставить, а можно и полечиться. А в монастыре — либо поблагодарить Бога, что у тебя все хорошо, либо мозги вправить. Вот я тут со вторым. У меня все хорошо, но такое впечатление, что я с 8 до 23 каждый день стою, не двигаюсь с места. Так не спастись.

Георгий, предприниматель, Москва

— Вера часто приходит к человеку через трудности. Когда ты осознаешь, что не можешь уже без помощи Божией, тогда тебя уже не просто тянет в храм, а становится просто больше некуда идти. Главное, чтоб ты это понял, а не поймешь, так и дальше будешь крутиться в жизни, как белка в колесе.

Подвижник

Умру, но не закрою

Когда в монастырь в начале 60-х приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий открыто отказался подчиниться власти.

Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, а отец Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин, купленный по его просьбе несколькими днями раньше — когда он узнал о цели предстоящего визита. Как только камин разогрелся, отец Алипий порвал указ, бросил в него обрывки и сказал:

— Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня есть шестьдесят монахов, из них две трети — участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но имейте в виду: рядом Европа — узнает мировая общественность.

Неизвестно, отступило бы партийное начальство, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела в монастырских пещерах, и, очевидно, сделала монастырю рекламу — после нее сюда зачастили иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Старец

В монастыре у каждого богомольца есть возможность попросить совета у старца, схиархимандрит Никон каждый день принимает богомольцев в Сретенском храме. Дойти от келейного корпуса до храма и обратно ему всегда помогают трудники.

Требования и правила для трудников

Требования к трудникам

  1. Прием трудников, для проживания в монастыре, желающих потрудится во славу Божию (безвозмездно), в монастырь производится не постоянно, а только при насущной необходимости, и только на определённый монастырским начальством срок, при усливии выполнения трудниками возлагаемых на них послушаний.
  2. В качестве трудников, в монастырь принимаются только православные люди, для которых первостепенной и самой насущной задачей является церковная жизнь, а именно желание человека укрепится в христианском образе жизни, продолжить процесс своего воцерковления посредством участия в Святых Таинствах и всего уклада монастырской жизни; люди, которые в свою очередь, восходя путем смирения, послушания и молитвы, конечной своей целью имеют стяжание с Божией помощью христианских добродетелей и Евангельского совершенсва.
  3. Трудник должен быть воцерковлен или до приезда в монастырь, регулярно посещая церковные службы, исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Тайн, начать процесс своего воцерковления.
  4. Перед тем, как обратится в монастырь за благословением на свое трудничество, человек должен прежде получить устное благословение на эту поездку у своего духовника или священника, у которого он постоянно исповедуется. Однако благословение своего духовника или священника, не является правом сразу приехать в монастырь, поскольку такое право может дать только руководство монастыря.
  5. Необходимо привести письменное благословение своего священника или духовника или положительная характеристика из другой обители, где человек ранее трудничал, если таковая имеется.
  6. Возраст трудника должен быть не менее 18 лет и не превышать 55 лет.
  7. Поскольку в монастыре отсутствует стационарная больница с соответствующим медицинским персоналом, оборудованием и медикаментами, монастырь не может принимать желающих трудничать с тяжелыми хроническими заболеваниями, которым может понадобится стационарная медицинская помощь. Дабы избежать заражения других, люди с инфекционными заболеваниями не принимаются. Поэтому монастырь принимает трудников, у которых отсутствуют физические ограничения, препятствующие исполнению монастырских послушаний.
  8. У трудника должен быть с собой действующий гражданский паспорт, постоянная регистрация по месту жительства, действующий на территории РФ полис обязательного медицинского страхования. У трудника, не являющегося гражданином РФ, кроме его паспорта, должна быть надлежащим образом оформлена действующая виза или миграционная карта.
  9. Лицам желающие пребыть в качестве трудников и расчитывающих трудничать в обители более 1 месяца, необходимо заранее сделать следующие медицинские документ: справки из психоневрологического, кожно-венерического, туберкулёзного, наркологического и «справку госпитальную». Подробное содержание госпитальной справки можно узнать в канцелярии Епархиального управления. Лица не желающие или не озаботившиеся заранее сделать эти справки, будут вынуждены покинуть обитель по истечении одного месяца.
  10. Ни монастырь, ни местная администрация не располагают помещениями, персоналом, оборудованием и медикаментами для лечения или реабилитации лиц, страдающих наркотической, алкогольной зависимостью или психическими отклонениями или заболеваниями. Поэтому лиц, страдающих отмеченными недугами, в качестве трудников монастырь принять не может. В случае сокрытия факта какой-либо серьезной зависимости, как только о ней станет известно, данный человек вынужден будет покинуть стены обители.
  11. Монастырь не принимает лиц нетрадиционной половой ориентации, лиц негативно высказывающихся в адрес руководства православной церкви, лиц негативно настроенных против других наций или народов.
  12. Монастырь так же не принимает лиц, по какой-либо причине укрывающихся от закона, правоохранительных и иных органов власти, или уклоняющиеся от срочной службы в армии, налогов и т. п. В случае, если такой факт будет обнаружен, то руководство вынужденно будет незамедлительно поставить в известность соответствующие органы власти.
  13. Так как в монастыре нет вещевого склада, то он не может обеспечить трудников спецодеждой, поэтому трудник должен привезти с собой полный комплект рабочей и личной одежды и обуви для работы в помещении и на улице, при любых погодных условиях и для соответствующего времени года, а так же необходимые ему средства гигиены и лекарства. В монастыре есть только медицинский кабинет с самыми простыми медикаментами.
  14. У трудника с собой обязательно должна быть достаточная сумма денег (не менее 1000 рублей) для оплаты проезда до монастыря и обратно. Монастырь денег на дорогу не выдает.
  15. Труднику, однажды досрочно покинувшему монастырь (самочинно или по инициативе), из-за нарушений монастырского режима, возникшей конфликтной ситуации и иной негативной причины (алкогольное опьянение и т. п.), может быть отказано в повторном приеме его как трудника. Данный человек, при наличии вышеперечисленных причин, может быть повторно принять, только после предъявления письменной рекомендации из другого монастыря о безукоризненном прохождении в нем трудничества в течении не менее полугода (при грубых нарушениях — более продолжительное время). При этом со дня выдачи такой рекомендации до дня прибытия в монастырь должно пройти не более двух недель.
  16. Мужчинам и женщинам, желающим получить благословение на приезд и узнать дату возможного приезда в монастырь, при наличии всех соответствующих документов, необходимо подать заявку.

Правила для трудников

Ниже изложенные правила всеми трудниками должны неукоснительно соблюдаться. Трудник грубо нарушивший правила поведения или внутреннего распорядка, а также отрицательно влияющий на общую атмосферу, вынужден будет покинуть монастырь в течение суток. Если лица нарушившие эти правила, ослушались и не покинули монастырь в течении суток, к воздействию на таковых привлекается полиция.

  1. Не благословляется и запрещено:
    • любой вид насилия или издевательства, как физическое так и словесное;
    • недопустимы грубость и использование нецензурной лексики;
    • употребление любого рода наркотических средств и иных химических веществ, смесей и лекарств, вызывающих галлюцинации, одурманивание и дезориентацию;
    • винопитие (любые даже легко-спиртные алкогольные напитки);
    • курение, на территории обители;
    • хранить любое, в том числе легально оформленное, холодное и/или огнестрельное оружие (на время пребывания в монастыре оружие должно быть сдано на хранение в отделение милиции), в том числе взрывчатые и легко-воспламеняемые вещества;
    • перемещать мебель или любые вещи, принадлежащие монастырю из помещения в помещени или вообще выносить их из здания, без конкретного на то благословения благочинного монастыря. Бережно обращаться с любым имуществом монастыря. Восполнение за причинённый монастырю ущерб взыскивается с трудника его причинившего;
    • сильные крики, нарушающие атмосферу спокойствия и умиротворения остальным насельникам обители (даже во время выполнения послушания);
    • без благословения покидать обитель;
    • вести пропаганду дригих верований или любых отклонений от православия;
    • жителям деревни, без благословения благочинного, находится в помещениях монастыря — запрещено.
  2. Неукоснительно соблюдать указания «старшего над трудниками», поставленного на это послушание благочинным монастыря.
  3. Точно соблюдать распорядок дня для трудников, учавствовать в духовной жизни монастыря:
    • посещать праздничные всенощные бдения, Божественную литургию в воскресенье, а так же в большие праздники;
    • посещать ежедневное утреннее правило и молебен прп. Александру Свирскому (начало в 6:00, в субботу — 7:00);
    • регулярно исповедоваться и причащаться (обязательная общая исповедь — каждую субботу в 16:30).
  4. В случае возникновения какой-либо проблемной ситуации необходимо незамедлительно поставить в известность благочинного монастыря.
  5. При выезде из монастыря необходимо сдать постельное белье — рухольному, инструмент — старшему над трудниками, а ключи от кельи — благочинному.

Надеемся, что перечисленные ограничения не повлияют на ваше душевное спокойствие, а, напротив, помогут в достижении той цели, к которой обязывает нас сие Святое Место.