Цари израильского царства

Исагогика

Свящ. Александр Мень

§ 31. Распад израильской империи (3 Цар 12-14; 2 Пар 10-12)

1. Причины разделения. Уже в правление Соломона угроза единству его державы стала вполне реальной. Только силой царю удалось подавить зреющее недовольство, но его причины были слишком серьезными, чтобы целостность царства сохранилась после смерти Соломона. Важнейшими из этих причин был следующие:

  • Сепаратизм северных колен лишь с трудом сдерживался Давидом и его сыном. Фактически власть Иерусалима над всем Израилем была очень непрочной. Приоритет колена Иудина, к которому принадлежала династия, вызывал дух соперничества в области Ефрема и соседних с ним колен. На севере сложились собственные традиции, восходящие к глубокой древности. Север знал свои предания, своих героев, которыми гордился (Иисус Навин, Девора, Гедеон, Самсон, Самуил и др.). Иудея же была гористой окраиной станы, до сих пор ничем не проявившей себя.
  • Если Давид — победитель филистимлян — еще смог поднять авторитет Иуды, то деспотическое правление Соломона (особенно в последние годы) и обременительные повинности, введенные им, породили ряд восстаний.
  • Уступки Соломона язычеству вооружили против него пророков во главе с Ахией Силомским. Ахия поддерживал притязания Иеровоама, царского чиновника, который составил заговор против Соломона. Пока царь был жив, Иеровоам скрывался в Египте, а в 931 году вновь появился в Израиле.
  • Господствующее положение Храма иерусалимского вызывало сопротивление северян. Они были привязаны к своим старым святыням в Сихеме, Вефиле, Дане. Хотя Храм в Силоме был разрушен, левиты тех мест продолжали считать этот город богоизбранным местом поклонения (заметим, что Ахия был родом из Силома).

Достаточно было даже незначительного повода, чтобы все эти причины взорвали изнутри империю Соломона.

2. Политический раскол. Два понимания монархии. До установления царской власти в Израле тяготели к теократической форме правления. Колена составляли «союзную республику» (А.П. Лопухин), которая возглавлялась вождями-харизматиками. Их помазывали пророки с согласия народного собрания. По существу Саул был именно таким избранным харизматическим монархом. На наследственную власть смотрели с подозрением, считая, что в ней не отражена воля Божия и воля народа.

Гедеон отказался от царского венца, предпочитая, чтобы Сам Господь был правителем теократической общины. Пророк Самуил недвусмысленно дал понять, что желание народа иметь царя есть грех. Он согласился помазать на престол Саула, только уступая требованию, причем на полный компромисс не согласился. Избранный вождь должен был подчиняться голосу Бога, говорящего через пророка. Когда же Саул вышел из повиновения, пророк отрекся от него.

После смерти Соломона возродилась мысль о необходимости выборного царя. Наследнику Ровоаму (евр. Рехавам) пришлось ехать в традиционный центр Севера Сихем, чтобы народное собрание утвердило его права. Там старейшины колен потребовали от Ровоама облегчить оброки и подати, наложенные на страну его отцом. Только при этом условии они соглашались признать власть Давидовой династии. Ровоам не внял советам ветеранов, которые уговаривали его уступить. Молодые царедворцы рекомендовали ему проявить твердость, и он надменно заявил, что «увеличит иго», а не ослабит.

В результате старейшины разошлись с твердым намерением порвать с домом Давидовым. Сборщика податей забросали камнями, сам Ровоам, спасая свою жизнь, поспешно бежал в Иерусалим. Там он попытался собрать войско против непокорных, но «человек Божий», пророк по имени Самей, воспротивился этому. Он сказал, что случившееся произошло по воле Божией. Иеровоам же был провозглашен царем в Сихеме, который и стал его первой резиденцией.

За Ровоамом осталась лишь область колена Иудина. Правда, вскоре к этой области была присоединена часть территории Вениамина, поэтому северное царство стали именовать десятиколенным (или Ефремовым, по имени самого многолюдного колена).

В Ефреме утвердилось неприятие идеи наследственной монархии. В результате ни одна из северных династий не удерживалась на троне долго. Зато в Иудее дом Давида сохранил свои позиции вплоть до зохвата Иерусалима Навуходоносором в 587 году. И даже после Плена потомки Давида Шешбацар и Зоровавель пользовались верховным авторитетом у иудеев.

Этот факт приверженности к династии не вытекал из веры в монархический строй как таковой, а был связан с мессианскими надеждами. Поскольку Бог заключил Завет с царем-псалмопевцем и обещал, что его потомок утвердит вечное царство, иудеи мирились с домом Давидовым, даже с худшими его представителями.

Об этих надеждах и высокой требовательности к монархам свидетельствуют Псалтирь и 3-4 Кн. Царств. Краткое перечисление дел иудейских царей содержит суровый суд над ними. За исключением Иоасафата, Езекии и Иосии, все они изображены как нечестивые и грешные правители, далекие от идеала. В целом «сыны Давидовы» были не лучше и не хуже других восточных царей, но Библия смотрит на них с точки зрения Закона Божия. И в свете Закона она оказывались недостойными обетования.

Это недостоинство царей еще более заставляло ветхозаветную Церковь обращать свой взор к идеальному Сыну Давидову, приход Которого она ожидала. В так называемых «царских псалмах» эти чаяния выражены особенно сильно. Наследник Давида рисуется в них богопоставленным вождем, которого усыновляет Сам Господь. Так в псалме 2 Помазанник Божий говорит:

Господь сказал Мне: Ты Сын Мой;
Я ныне родил Тебя.
Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе
и пределы земли во владение Тебе.

Пс 7-8

Образ Помазанника постепенно приобретал сверхъестественные черты, в Нем соединялась власть и духовное служение, царство и священство. Прототипом этой полноты мессианства считали Мелхиседека, древнего царя-священника Иерусалима:

Клялся Господь,
и не раскается:
Ты священник вовек
по чину Мелхиседека.

Пс 109:4

Таким образом, в псалме прозревается грядущее явление истинного Сына Божия. Однако в эпоху царей это прозрение все еще было связано с земными представлениями.

3. Религиозный раскол. Иеровоам I, воцарившись над Израилем, сознавал, что новый Храм в Иерусалиме, где находится Ковчег, не утратил притягательности для народа и после разделения царств. Он опасался, что паломничества в Иудею подорвут его престиж.

Поскольку ханаанские влияния в Ефреме были сильнее, Иеровоам I, идя навстречу народным склонностям, поставил в этих храмах изваяния позолоченных тельцов. Для библейского автора, составлявшего Второзаконническую историю, это было настоящим идолопоклонством. Он даже вкладывает в уста Иеровоама I слова из сказания о золотом тельце: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар 12:28). И вообще наличие любого святилища, кроме Храма, рассматривалось после 621 года как нарушение воли Божией.

Однако во времена Иеровоама и его преемников мало кто в Израиле разделял эту точку зрения. Пророк Илия и многие благочестивые мужи не видели греха в том, чтобы приносить жертвы вне Иерусалима. Грех Иеровоама заключался в том, что он закрепил раскол в религиозном плане. Храм иерусалимский был символом единства веры всей ветхозаветной Церкви. Его соперники в Дане и Вефиле ослабляли это единство и открывали пути ханаанским, языческим веяниям. Одним из признаков этого влияния и были тельцы, поставленные в храмах Иеровоама.

Вопрос о происхождении самого культа тельцов долго дебатировался в библейской науке. Многие экзегеты считали, что он был заимствован из Египта, где чтили бога Аписа в виде быка. Но сегодня преобладает мнение, что символ тельца был общесемитским, и в частности — ханаанским. Соседи Израиля чтили верховное божество в образе быка, который олицетворял силу и плодородие.

Являлись ли тельцы изображениями Самого Ягве? Это сомнительно уже по той причине, что пророки Илия и Елисей, проповедовавшие в Ефреме, не выступали против тельцов. Будь они такими кощунственными изображениями, ревнители веры обязательно осудили бы их. У. Ф. Олбрайт обратил внимание на то, что многие боги изображались стоящими на тельцах. Из этого он сделал вывод, что тельцы Иеровоама I играли в его храмах роль херувимов, были чем-то вроде священного трона незримого Бога (как и херувимы Ковчега). Но суеверная толпа со временем стала смотреть на эти изображения как на идолов. Во почему уже в VIII веке пророк Осия выступил с резкими нападками на почитание тельцов (Ос 8:5; Ос 10:5 ).

Так или иначе, религиозный раскол и культовые нововведения вызвали недовольство у пророка Ахии, который прежде был на стороне Иеровоама. Уже будучи слепым старцем, он предсказал, что «восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов» (3 Цар 14:14).

4. Последствия разделения царств сказались очень скоро. Опасаясь попыток Иерусалима восстановить господство над Севером, Иеровоам I призвал на помощь своего союзника, фараона Шешонка (евр. Шишак, синод. перевод Сусаким). Тот немедленно воспользовался представившейся возможностью и в 936 году вторгся в Иудею. Ровоам, чтобы избежать осады, решил откупиться; контрибуция была немалой, царю даже пришлось взять сокровища Храма. Но Шешонку этого оказалось мало. Он хотел вернуть прежнюю власть над Палестиной. Из его анналов явствует, что он не ограничился Иудеей, а захватил ряд городов, принадлежавших Иеровоаму I.

Разделение царств с годами ведет к их постоянному политическому ослаблению. Потеряв единство, они оказываются неспособными противостоять более сильным соседям. Через сто лет после Иеровоама I Палестина лишь недолгие десятилетия удерживает независимость. Контроль над ее царствами переходит то к Ассирии, то к Египту, то к Халдее.

Бл. Иероним сравнивал раскол ветхозаветных царств с церковными разделениями и распрями. И то и другое наносило существенный урон народу Божию. Тем не менее политический упадок Израиля имел и провиденциальный смысл. Он постоянно подрывал земные надежды и утопии, заставляя задумываться о духовных целях Промысла Божия; он давал простор великим пророкам, которые могли свободно обличать народ и царей. При более сильной власти их проповедь столкнулась бы с неодолимыми преградами.

Вопросы для повторения

  1. Назовите четыре причины отпадения Севера от Иерусалима.
  2. Как смотрели на царскую власть в северном Израиле?
  3. Когда и при каких обстоятельствах произошло разделение царств?
  4. Почему сохранился дом Давидов?
  5. Как авторитет его династии связан с обетованием Давиду?
  6. Как рисовался идеал мессианского царя согласно Псалмам и в чем его прообразовательное значение?
  7. Что заставило Иеровоама I заботиться об авторитете северных святилищ?
  8. Как толкуется в библейской науке культ тельцов?
  9. Каковы были последствия разделения царств?
  10. Какие положительные последствия имело ослабление политической мощи Израиля?

Распад Израильского царства.Помогите пожалуйста дам 15 баллов

Срочно пожалуйста помогите 20 баллов отмечу лучшим за ответ на все вопросы это очень важно для меня Партрэты гістарычных асоб. Выканайцеразгледзьце партр5. Разглі адкажыце на пытанні.заданне iaсм II(дохмадали АшлыПадпішыце партрэты і пастаўце адпавед ны знакпаміж імі:саюзнікі (Н) ці сапернікі за трон (X).oЯк былі звязаны адлюстраваныя на партрэтах гіста-рычныя асобы з падзеямі Паўночнай вайны?3. Якую ролю ў падзеях Паўночнай вайны адыгралаСандамірская канфедэрацыя?4. Якія падзеі прывялі да змены манархаў?​ Укажите на контурной карте маршрут из следующих путешественников Христофора Колумба Америго ВеспуччиБортоломву Диаша Васко до Гамы Можете без карт т олько словами пжжжж!!!!!!!​ 4. Падзяліце гістарычных дзеячаў па групах і дайце імназвы:-. 1) Карл XII; 2) Аўгуст II; 3) Станіслаў Ляшчынскі;. 4) Адам Левенгаўпт; 5) Пётр І.ПАМАГИ ТЕ​ 3. Размясціце пералічаныя падзеі ў храналагічнай пасля-доўнасці:1) абраще каралём Станіслава Ляшчынскага; 2) Hi-тацкі мір; 3) дагавор рэспубліканцаў а д імя ВКЛ з Расіяйі;4) бітва каля мястэчка Галоўчын; 5) заключэнне мірупаміж Рэччу Паспалітай і Швецыяй; 6) бітва каля вёскіЛясная; 7) пачатак вайны; 8) Палтаўская бітва.ПАМАГИТЕ​ Помогите плиз по истории Казахстана.Исследовательский вопрос: Причины получения иностранными компаниями огромной прибыли в Казахстане.​ Керея и Жаныбека в свои владения (ЛЮДИ СРОЧНО ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА 6 КЛАСС СОР!!)​ТУУ ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА УЖЕ МНЕ НЕКТО НЕ ПОМОГАЕТ! Как ты думаешь почему наш народ с особым уважением относятся к штефану великому «Штефан чел Маре» 1-2 предложения Средневековые труды мыслитель​ Сколько лет правил Чингизхан?

Осия (царь Израиля)

У этого термина существуют и другие значения, см. Осия (значения).

Осия


Портрет из сборника биографий
Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)

Израильский царь

731 — 722 до н. э.

Предшественник

Факей

Преемник

нет

Рождение

VIII век до н. э.

Смерть

VIII век до н. э.

Осия на Викискладе

Осия (ивр. ‏הוֹשֵׁעַ בֶּן אֵלָה‏‎ Г̽ошэйа бэн Эйла) — последний царь Израильского царства, царствовавший 9 лет (4Цар. 17:1) с 731 по 722 год до н. э., когда Самария была взята и разрушена ассирийским царём Саргоном II.

Осия достиг престола через цареубийство Факея (4Цар. 15:30); царствование его было бесславно. При нём Израиль был покорен ассирийским царём Салманасаром V и обложен данью (4Цар. 17:3) . Попытка Осии вести тайные переговоры с правителем Египта, фараоном Осорконом IV, была расценена как измена. Новый карательный поход ассирийцев завершился взятием Самарии войском царя Саргона II и уничтожением Израильского царства, население которого было переселено в Ассирию (4Цар. 17:6; 4Цар. 17:23).

Осия умер в плену в Вавилоне.

Почти современником ему был одноимённый с ним пророк Осия, под именем которого известна одна из книг так называемых малых пророков.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:4 352 710 12 914
  • Библия Книга пророка Амоса
  • История царя Давида
  • Библия Песни песней Соломона

Субтитры

Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Северное царство

ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ (ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ). ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК. СЕВЕРНОЕ ЦАРСТВО

Рехав‘ам и раскол царства Соломона

Сын Соломона, Рехав‘ам, был хорошо осведомлен о недовольстве северных колен и, чтобы успокоить брожение, перенес свою коронацию из столицы царства, Иерусалима, в древний культовый центр северных племен — Шхем. Собравшиеся в Шхеме представители племен потребовали от Рехав‘ама заранее оговоренных реформ, касавшихся трудовой повинности, ставшей тяжелым бременем в конце царствования Соломона и рассматривавшейся народом как грубое нарушение прав свободных граждан. Колено Иехуда, родное племя царя, почти свободное от этой повинности, не принимало участия в брожении.

Игнорировав совет «старых» придворных, «которые стояли перед Соломоном» (I Ц. 12:6), Рехав‘ам последовал совету молодых (буквально `детей`; там же 12:8) и отказался пойти на уступки.

Это привело к восстанию, во главе которого снова стал Иоров‘ам, вернувшийся из Египта, куда он бежал после поражения возглавленного им восстания против Соломона. Восставшие вновь выдвинули лозунг Шевы, сына Бихри: «Нет нам надела у Давида и наследия у сына Ишая. По шатрам своим, Израиль» (I Ц. 12:16).

Отделение северных колен от просуществовавшего почти столетие единого царства положило начало длительной вооруженной борьбе между двумя вновь возникшими царствами — северным царством Израиля и южным царством Иудеи.

Государства, возникшие в результате раскола единого царства, отличались друг от друга как в экономическом, так и в политическом отношении. Бедная природными ресурсами и преимущественно скотоводческая Иудея лишилась большей части налоговых поступлений, доходов от внешней торговли и источников местного сырья. Однако Иудее удалось избежать немедленного экономического упадка благодаря богатствам, сосредоточенным в руках царского чиновничества и купечества еще со времен Соломона. Исключительная устойчивость династии Давида, объясняющаяся как сложившимся вокруг его имени ореолом, так и тесной связью царствующего дома с Храмом, гарантировала беспрепятственную преемственность власти и гражданский мир в Иудейском царстве. Израильское царство, несомненно, выиграло от раскола в экономическом отношении, однако разнородность политической структуры, противоречивые интересы племен, значительно дальше, нежели в Иудее, зашедшее социальное расслоение наложили отпечаток неустойчивости на внутреннюю жизнь страны и вели к частым династическим переворотам.

Иоров‘ам I

Верный возложенной на него пророком Ахией миссии, первый израильский царь Иоров‘ам I (примерно 928 г. до н. э.–907 г. до н. э.) принялся за восстановление древних культовых центров северных колен в Бет-Эле и Дане, стремясь таким образом наряду с политической независимостью обрести также религиозно-культовую независимость от Иудеи. Чтобы подчеркнуть различие между Иерусалимским храмом Соломона и израильскими святилищами, Иоров‘ам I возродил древнюю культовую традицию северных племен, в которой пьедесталом Бога служили не херувимы (как в Иерусалимском храме), а быки. Это нововведение Иоров‘ама стало впоследствии мишенью для нападок иудейских летописцев, обвинявших израильский культ в идолопоклонстве. Иоров‘ам перенес празднование Суккот на месяц позже, чем было принято в Иудее, также, по-видимому, следуя древней традиции северных колен. К служению в новых святилищах Иоров‘ам привлек не традиционных служителей Иерусалимского храма из колена Леви, а вновь созданное им сословие священников. В качестве царской резиденции Иоров‘ам также стремился избрать город, освященный религиозной традицией: сначала резиденция царя находилась в Шхеме, затем — в Пнуэле (оба места связаны с религиозным опытом Иакова).

Централизованная административная система, введенная Соломоном, была в принципе сохранена Иоров‘амом, однако был сделан ряд уступок племенному партикуляризму. По всей видимости, Иоров‘ам реформировал систему налогообложения, чтобы оправдать отделение от Иудеи и свое воцарение.

Во время царствования Рехав‘ама и Иоров‘ама основатель XXII династии фараон Шешонк, стремясь восстановить египетский контроль над Эрец-Исраэль, вторгся в страну. В триумфальной надписи Шешонка в Карнакском храме упоминаются около 150 городов и селений Израиля, разрушенных египетскими войсками. Рехав‘аму удалось спасти Иерусалим, откупившись от фараона дворцовыми и храмовыми сокровищами. Несмотря на опустошения, сопровождавшие египетское вторжение, влияние похода Шешонка не было длительным: фараон умер вскоре после похода, а его преемники не продолжали политики экспансии в Эрец-Исраэль.

Вооруженная борьба между Иудеей и Израилем, начавшаяся сразу же после раскола царства Соломона, шла с переменным успехом. На первом этапе ни одно из двух царств не добилось решительного перевеса над другим, хотя Рехав‘аму и удалось присоединить к Иудее надел Биньямина. В последующие годы царствования Иоров‘ама сын Рехав‘ама Авиям продвинул северную границу Иудейского царства до южной части гор Эфраима. Военные неудачи привели к падению династии Иоров‘ама, которую сверг военачальник Ба‘ша из колена Иссахара. Ба‘ше удалось не только вернуть отторгнутые Авиямом от Израиля территории, но и захватить часть исконной территории Иудеи к северу от Иерусалима. Военный натиск Израильского царства был столь силен, что сын Авияма, Аса, был вынужден призвать на помощь Бен-Хадада I, царя Арам-Даммесека. Опустошительное вторжение арамеев в северные области Израильского царства и смерть Ба‘ши в 883 г. до н. э. ослабили позиции его династии. В 882 г. до н. э. сын Ба‘ши, Эла, был убит военачальником Зимри. Последнему, однако, удалось удержаться на престоле лишь семь дней, после чего власть перешла к верховному командующему царской армией Омри (882–871 гг. до н. э.), ставшему родоначальником третьей израильской династии.

Своими успехами династия Омри была во многом обязана тесному союзу с Тиром, переживавшим эпоху экономического расцвета. Союз был скреплен браком сына Омри, Ахава (874–852 гг. до н. э.), с дочерью тирского царя Этба‘ала Изевель. Важным актом, свидетельствующим о государственных устремлениях Омри, было основание новой столицы — Самарии (Шомрон), по-видимому, на территории, находившейся в личном владении царя.

Борьба с Арам-Даммесеком

Одним из основных факторов, характеризующих этот период в истории северного Израильского царства, является борьба с Арам-Даммесеком за Гил‘ад и Башан, которые были отторгнуты арамеями от Израильского царства еще до воцарения Ахава. После ряда неудачных попыток Ахаву удается нанести арамеям тяжелое поражение и возвратить утраченные Израилем территории в Заиорданье. Однако Ахав проявляет исключительное великодушие и заключает союз с побежденным Арамейским царством на условиях равенства, причиною чего было усиление Ассирии, угрожавшей всем странам Ближнего Востока (см. ниже).

Вражда между Иудейским и Израильским царствами прекратилась с воцарением в Иудее сына Асы Иехошафата (870–846 гг. до н. э.), осознавшего окончательность отпадения Израиля и бесперспективность попыток восстановить единое царство под эгидой Иерусалима — тем более, что в военном отношении Израильское царство в этот период значительно превосходило Иудею. Содружество двух еврейских царств было скреплено браком между царствующими домами: дочь (по другой версии сестра) Ахава Аталия стала женой сына Иехошафата, Иехорама (846–843 гг. до н. э.). По-видимому, произошло также сближение Иудеи с Финикией.

Наступил период экономического и политического расцвета обоих царств. Иудея вновь овладевает выходом к Красному морю и торговыми путями в южное Заиорданье. В результате этого торговая артерия из северной Сирии к Красному морю и оттуда в Аравию оказывается под контролем трех союзных государств — Тира, Израиля и Иудеи, что приносит всем трем большую экономическую выгоду.

Экономический подъем Иудеи позволил Иехошафату осуществить внутреннюю реорганизацию царства. Территория Иудеи была разделена на 12 округов, что позволило с большей эффективностью проводить административную и фискальную политику.

Поздние летописи периода персидского владычества повествуют о реформах Иехошафата, главным образом в области судопроизводства. Он назначил судей из сословия левитов, подчиненных Иерусалимскому храму и, тем самым, царю. Административно-судебная реформа усилила контроль царя над страной, поставив население в еще большую зависимость от двора и Храма.

В этот период на историческую арену Ближнего Востока выступает Ассирийская держава, которая быстро становится фактором, определяющим судьбы стран, расположенных к западу от Евфрата, включая Израиль и в некоторой мере Иудею.

Экспансия Ассирии и, в особенности, набеги ассирийского царя Ашшурбанипала на северную Сирию, сопровождавшиеся жестокими грабежами и массовым истреблением населения, привели к возникновению антиассирийской коалиции 12 царей. Эта коалиция, возглавляемая царями Дамаска, Хамата (в средней Сирии) и Израиля и поддерживаемая Египтом, который опасался резкого усиления Ассирии, успешно отражала ассирийские вторжения в 853, 849, 848 и 845 гг. до н. э. и не позволила Салманасару III (859–824 гг. до н. э.) прорваться в южную Сирию, Финикию и Израиль. Согласно анналам Салманасара, в битве при Каркаре (853 г. до н. э.) Ахав выставил 2 тыс. боевых колесниц, что превосходило объединенные силы всех остальных участников коалиции.

Развитие ремесел и расширение международной торговли во времена Ахава привели к усиленной урбанизации Израильского царства и обогащению царских сановников. Вызванные этими процессами социальные конфликты ослабляли позиции правящей династии. Наряду с социальным недовольством в стране назревал культурно-религиозный конфликт: тесные экономические и политические связи с Тиром повлекли за собой внедрение элементов финикийской культуры, в частности Ваала культа. Проводником финикийского влияния была царица Изевель, по настоянию которой в Шомроне был воздвигнут храм Ваала, где служили тирские жрецы. Отправление чужеземного культа, ставшее модой в придворных кругах, вызвало резкое противодействие со стороны пророческого движения (см. ниже), во главе которого стал пророк Илия. При Ахаве борьба еще не приняла политического характера, однако при сыне Ахава Иехораме (851–842 гг. до н. э.) пророки уже стоят во главе политического движения против дома Омри. В царствование Иехорама престиж династии был окончательно подорван военными неудачами царя, среди которых был безрезультатный поход против царя Моава, Меши (850 г. до н. э.), и поражение при попытке захватить принадлежавшую Дамасскому царству крепость Рамот-Гил‘ад в северном Заиорданье.

В 842 г. до н. э. власть в Израильском царстве была захвачена военачальником Иеху. Согласно библейскому повествованию, посланец пророка Элиши, возглавившего пророческое движение после смерти Илии, явился в военный лагерь у Рамот-Гил‘ада и от имени Элиши помазал Иеху на царство. Совет военачальников признал Иеху царем. Восстание завершилось кровавой расправой с царской семьей и теми, кто участвовал в служении тирскому Ваалу. Во время переворота был убит также гостивший у Иехорама иудейский царь Ахазия, правивший всего один год (843–842 гг. до н. э.).

Хотя цели мятежников были достигнуты, и культурно-религиозное влияние финикийского Тира было искоренено, политические и экономические последствия переворота были крайне неблагоприятны для обоих еврейских царств. Немедленным следствием падения династии Омри было распадение тройственного торгового союза Тира, Израиля и Иудеи, повлекшее за собой экономический упадок Израильского и Иудейского царств. Другим следствием переворота был кризис официальной религиозности в Израиле, выразившийся в борьбе трех основных религиозных течений — пророческого, глава которого Элиша добился значительного влияния при дворе, рехавитов, связывавших свои религиозные идеалы с возвращением к общественному строю эпохи Судей, и приверженцев локально-племенных культовых традиций. Наконец, с внешнеполитической точки зрения, момент переворота был крайне неудачен. Вскоре после смены династий ассирийские войска под предводительством Салманасара III появились в Сирии, и Иеху, чтобы избежать опустошительного вторжения в страну, вынужден был послать ассирийскому царю обильную дань (841 г. до н. э.). Вся дальнейшая история Израильского царства проходит под знаком усиления Ассирии, неуклонная экспансия которой к югу делает падение Израиля лишь вопросом времени.

Со смертью Иеху и восшествием на престол его сына Иехоахаза (814–800 гг. до н. э.) арамейский Дамаск начинает проводить экспансионистскую политику. Правитель Дамаска Хазаэль добился гегемонии в центральной и южной Сирии, вторгся в Израиль, захватил Гил‘ад, Аммон, Моав и Эдом. В 814 г. до н. э. Хазаэль предпринял поход к берегу Средиземного моря, разгромил Израиль, взял дань с Иудеи и, по-видимому, овладел северной Филистеей. Израильское царство не могло противостоять натиску Дамаска, значительно превосходившего его военной мощью. Границы Израиля сузились настолько, что включали лишь Самарию и ее окрестности, а Иехоахаз стал вассалом арамейского царя.

Экспансия Дамасского царства, угрожавшая самому существованию Израиля и Иудеи, была остановлена рядом поражений, нанесенных в 805–801 гг. до н. э. сыну и преемнику Хазаэля Бен-Хададу III ассирийским царем Ададнирари III. Поражение Дамаска было спасительным для Израиля. Сын Иехоахаза Иехоаш (800–784 гг. до н. э.) вновь овладевает частью утраченных при его отце заиорданских территорий. Прекращение выплаты дани царям Дамаска благоприятно сказывается на хозяйстве Израиля.

Аталия, дочь Изевель, мать царя Иудеи Ахазии, убитого во время переворота Иеху (см. выше), уничтожив всех остальных сыновей Иехорама за исключением малолетнего Иехоаша, провозгласила себя царицей Иудейского царства. Как в свое время ее мать в Израиле, Аталия (правила в 842–836 гг. до н. э.) пыталась ввести в Иудее культ тирского Ваала. Это вызвало резкое противодействие, в первую очередь, храмовых кругов, которые при поддержке придворной знати произвели переворот. Аталия была убита, и царем был провозглашен ее семилетний внук Иехоаш (836–798 гг. до н. э.). Главой переворота был первосвященник Иехояда, ставший опекуном малолетнего царя. Таким образом, впервые в истории Иудеи храмовые круги приобрели решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства. Достигнув зрелости, Иехоаш пытался проводить независимую политику, что привело к беспрестанным внутренним трениям, вылившимся в открытый конфликт, когда царь опустошил храмовую сокровищницу, чтобы откупиться от угрожавшего Иерусалиму дамасского царя Хазаэля (814 г. до н. э.). К внутриполитической напряженности и экономическому упадку вследствие распадения тройственного торгового союза прибавилась вассальная зависимость от арамейского Дамаска. Положение почти не изменилось и при сыне Иехоаша Амации (798–769 гг. до н. э.). Последнему удалось вновь овладеть северным Эдомом, однако начатая им война против Израиля закончилась тяжелым поражением: израильский царь вошел в Иерусалим, разрушил в знак победы часть городской стены и ограбил храмовую сокровищницу. Военный провал и нарушение неприкосновенности Храма послужили поводом для переворота, осуществленного придворными кругами при поддержке храмовых служителей. Амация был убит, и на престол был возведен его сын Уззия, соправитель отца с 785 г.

Царствование Уззии в Иудее (769–733 гг. до н. э.) и сына Иехоаша, Иоров‘ама II, в Израиле (789–748 гг. до н. э.) является периодом расцвета обоих еврейских царств. Этот расцвет был обусловлен не только ослаблением Дамаска, но и согласованной внешней и внутренней политикой Израиля и Иудеи.

Иоров‘ам II, стремившийся полностью восстановить владычество Израиля в Заиорданье, нанес арамеям ряд тяжелых поражений, а затем овладел Дамаском. Долголетняя гегемония Дамаска в южной Сирии пришла к концу, и Израиль занял первенствующее положение в районе. Северная граница Израильского царства проходит в этот период там же, где когда-то проходила граница царства Давида. После завоевания Аммона и Моава Израиль простирается до южной оконечности Мертвого моря. Следствием территориальной экспансии Израиля является восстановление его контроля над торговыми путями из Сирии в Египет. Завоевание Заиорданья сопровождается заселением Башана и северного Гил‘ада израильтянами, так что эти области превращаются в значительные в демографическом и экономическом отношениях центры Израильского царства. Признаком экономического расцвета страны является размах строительства, в первую очередь в столице царства — Самарии, успешно соперничающей с Иерусалимом. Рост политического и экономического могущества сопровождался обострением социальных контрастов. Пророк Амос обличал моральные пороки высших слоев общества, ведших роскошную беспечную жизнь за счет обнищания низших слоев.

Уззия завершил покорение Эдома, овладел Эйлатом и оазисом Кадеш-Барнеа на севере Синая. Самым значительным военным успехом Уззии было завоевание филистимлянского Ашдода, что впервые в истории Иудеи обеспечило ей выход к Средиземному морю. Эти победы позволили Уззии провести ряд мероприятий, направленных на усиление военной мощи и экономики царства. По мере освоения Негева в нем возникают новые поселения, для их защиты от набегов кочевников возводятся укрепления, господствующие над основными караванными путями. Благодаря высеченным в скалах водохранилищам происходит быстрое развитие скотоводства и, отчасти, земледелия в Негеве.

По всей видимости, начиная со второй половины царствования Уззии происходит изменение в соотношении сил между двумя еврейскими царствами: гегемония, до сих пор принадлежавшая Израилю, постепенно переходит к Иудее.

Со смертью Иоров‘ама II начинается период политических смут: сын Иоров‘ама, Зхария, правил лишь полгода и был свергнут Шаллумом, а последний — Менахемом (747–737 гг. до н. э.). В царствование Менахема возобновляется ассирийская экспансия в Сирию и Эрец-Исраэль. Тиглатпаласар III (745/4–727 гг. до н. э.), значительно расширивший успешными военными походами территорию ассирийской державы, ввел принципиально новые методы интеграции завоеванных земель: не довольствуясь более признанием вассальной зависимости со стороны побежденных, Тиглатпаласар образует на завоеванных территориях провинции во главе с царскими наместниками, ликвидируя тем самым существовавшие там государства. Наряду с административным переустройством завоеванных территорий методически проводились массовые переселения коренных жителей как из одной области в другую, чтобы разрушить существование этнополитической общности и тем самым предотвратить восстания покоренных народов, так и в собственно ассирийские провинции, чтобы восполнить убыль населения в результате непрерывных войн.

Попытка коалиции сиро-финикийских государств помешать ассирийской экспансии окончилась неудачей. Список данников 738 г. до н. э. включает также имена царя Дамаска Рецина и «Менахема из Самарии». Тяжелая дань в 1 тыс. талантов серебра была взыскана Менахемом с военнообязанных землевладельцев, которых насчитывалось в Израильском царстве около 60 тыс., что почти разорило страну и вызвало всеобщее недовольство.

В 734 г. до н. э. Тиглатпаласар предпринял новый поход в южную Сирию и, пройдя Филистею, достиг египетской границы. Дамаск, Израиль и Филистея пытались организовать новую антиассирийскую коалицию, однако царствовавший в Иудее внук Уззии, Ахаз (соправитель с 743 г., царь 733–727 гг. до н. э.), отказался присоединиться к союзу и предпочел откупиться от Тиглатпаласара данью. В отместку за это царь Дамаска Рецин и свергший сына Менахема, Пекахию (737–735 гг. до н. э.), израильский царь Пеках (735–733 гг. до н. э.) осадили Иерусалим. Воспользовавшись моментом, отделился Эдом, а филистимляне овладели всей приморской равниной вплоть до подножия Иудейских гор. Оказавшись в отчаянном положении, Ахаз обратился за помощью к Ассирии, хотя пророк Исайя и предостерегал его от этого шага. Тиглатпаласар двинулся на Дамаск; после двухлетней осады город был взят и Арам-Даммесек превратился в ассирийскую провинцию (732 г. до н. э.). Вслед за этим Тиглатпаласар занял Гил‘ад, Галилею и Шарон, в результате чего Израильское царство сократилось до пределов надела Эфраима, то есть Самарии и ее окрестностей. Из отторгнутых от Израильского царства областей были созданы три ассирийские провинции — Дор в Шароне, Мегиддо в Изреельской долине и Гил‘ад.

Преемник Пекаха Хошеа (733–724 гг. до н. э.) вступил на израильский престол при содействии Ассирии, однако после смерти Тиглатпаласара, надеясь на поддержку, обещанную Египтом, прекратил уплату дани. Сын Тиглатпаласара Салманасар V (727–722 гг. до н. э.) осадил Самарию, и после двухлетней ожесточенной борьбы столица Израильского царства пала (722 г. до н. э.), а само царство было превращено в ассирийскую провинцию. Два года спустя преемник Салманасара, Саргон II (722–705 гг. до н. э.), угнал из Самарии в северную Месопотамию и Мидию десятки тысяч жителей, оставив на месте лишь мелких земледельцев, между которыми были разделены угодья изгнанных из страны землевладельцев. В города Израиля были пригнаны кочевники, а позднее — халдеи из Вавилона. Переселенцы быстро ассимилировались, смешавшись с оставшимися в стране израильтянами и переняв местную религию и язык. Однако религиозные и обрядовые традиции пришельцев наложили известный отпечаток на религию местного населения; так возникла родственная евреям народность — самаритяне.

Часть израильских изгнанников ассимилировалась среди ассирийского и арамейского населения Месопотамии, однако другая часть сохранила свой национальный облик и впоследствии слилась с иудейскими изгнанниками, приведенными в Месопотамию вавилонянами через 140 лет после падения Самарии.

Большая часть израильских изгнанников получила в Ассирии земельные наделы, другая часть занималась ремеслом. Некоторые лица, принадлежавшие в Израильском царстве к правящей элите, были назначены на официальные должности. Так, например, один из ассирийских документов 8 в. до н. э. подписан двумя высокопоставленными чиновниками, имена которых — Пеках и Недавьяху — указывают на их израильское происхождение; в другом документе 8 в. до н. э. упоминается ассирийский военачальник с типично еврейским именем Хилкияху; в экономическом отчете на имя царя о положении в Гозане (7 в. до н. э.) встречаются имена двух высокопоставленных чиновников казначейства еврейского происхождения — Палтияху и Нерияху.

См. Земля Израиля (Эрец-Исраэль)
См. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк.

Цари Израильского царства

Цари Израильского царства — правители Израильского царства.

Израильские цари могли быть полновластными царями, или вассалами более сильных царств. Цари сменили «судей» при Сауле. После смерти Соломона единое Израильское царство распалось, от него было выделено Иудейское царство.

Израильским царством с 1020 — 722 г. до н. э. правили:

См. также

  • Правители Древнего Израиля и Иудеи
  1. Цари Израиля // Русская Википедия (удалена)

Родословная царей Израиля и Иудеи

Додинастический период

Авимелех

Объединённая монархия

Саул · Иевосфей · Давид · Соломон · Ровоам

Израиль (Северное царство)

Иеровоам I · Надав · Вааса · Ила · Замврий · Амврий · Ахав (и Иезавель) · Охозия · Иорам · Ииуй · Иоахаз · Иоас · Иеровоам II · Захария · Шалум · Менахем · Пекахия · Пеках · Осия

Иудея (Южное царство)
(Дом Давида)

Ровоам · Авия · Аса · Иосафат · Иорам · Охозия · Гофолия · Иоас · Амасия · Озия · Иоафам · Ахаз · Хизкияху · Манассия · Амон · Иосия · Иоахаз · Иоаким · Иехония · Седекия

Династия Хасмонеев

Симон Хасмоней · Иоанн Гиркан I · Аристобул I · Александр Яннай · Саломея Александра · Гиркан II · Аристобул II · Гиркан II · Антигон II

Династия Ирода

Антипатр Идумеянин · Ирод I Великий · Архелай · Антипа · Ирод Филипп II · Саломея I · Ирод Агриппа I · Агриппа II

курсивом обозначены оспариваемые цари или правители не носившие царского титула