Царствие тебе небесное
Берегитесь лжепророков… Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное… (Мф. 7:15–23)
Тесен и прискорбен путь в Царство Небесное и потому, что среди нас самих бывают люди, которые под видом истины и добра стараются распространить ложь и всякое зло. Спаситель предостерегает и от этих лицемеров: БЕРЕГИТЕСЬ, – говорит Он, – ЛЖЕПРОРОКОВ, берегитесь их! «Заметь кротость Спасителя, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – Он не сказал: накажите их, но только – остерегайтесь, дабы не получить себе вреда от них». Явные еретики, которых Он назвал псами, и отчаянные грешники, которых наименовал свиньями, не так опасны, потому что они всем известны.
А лживых пророков еще нужно распознавать, потому что они стараются выдать себя за истинных православных христиан, КОТОРЫЕ ПРИХОДЯТ К ВАМ В ОВЕЧЬЕЙ ОДЕЖДЕ, прикрываясь лицемерной кротостью и простотой, даже наружным благочестием: милостыней, молитвой, хотя все это делают в духе фарисейском, А ВНУТРИ (на самом деле) они СУТЬ ВОЛКИ ХИЩНЫЕ. Кто же эти лживые пророки? Истинный пророк есть избранник Божий, которого Бог посылает возвещать людям волю Свою и открывать будущее. А так как древние пророки не только предсказывали будущее, но и учили народ благочестию, то пророками называли иногда и посланных Богом проповедников веры и учителей благочестия. Поэтому ложный пророк есть самозванец, выдающий себя за посланника Божия, за проповедника истины; это лжеучитель и обманщик. Немало их и теперь. Но как отличить этих лживых учителей от истинных? Господь указывает верное к тому средство. Все они заражены такой гордыней, которая даже все их мнимые добродетели обращает в ничто в очах Божиих. Дерево может иметь цветы прекрасные и благоуханные, листья густые и зеленеющие; но все дело в плодах: хороши плоды – хорошо и дерево, худы плоды – худо и дерево. Так и человек узнается не по словам, а по его делам, по его жизни и поведению: ПО ПЛОДАМ ИХ УЗНАЕТЕ ИХ!Смотрите не на учение их, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать и опровергнуть; смотрите, как они ведут себя. Тот путь, по которому Я велел идти Своим ученикам, путь трудный и неудобный; лицемеры не могут идти по нему, для этого у них нет самого нужного – смирения. СОБИРАЮТ ЛИ С ТЕРНОВНИКА ВИНОГРАД (кисти сладкого винограда), ИЛИ С РЕПЕЙНИКА питательные СМОКВЫ? ТАК ВСЯКОЕ ДЕРЕВО ДОБРОЕ ПРИНОСИТ И ПЛОДЫ ДОБРЫЕ, А ХУДОЕ ДЕРЕВО (дерево гнилое или негодное) ПРИНОСИТ И ПЛОДЫ ХУДЫЕ. «Господь сравнивает человека с деревом, – говорит блаженный Феофилакт, – потому что он, если хочет, может быть привит от безплодного греха к добродетели, подобно тому, как прививают безплодное дерево, чтобы оно было плодоносно». НЕ МОЖЕТ ДЕРЕВО ДОБРОЕ, пока оно не испорчено, ПРИНОСИТЬ ПЛОДЫ ХУДЫЕ, НИ ДЕРЕВО ХУДОЕ, пока оно остается плохим, не привитым к доброму дереву, ПРИНОСИТЬ ПЛОДЫ ДОБРЫЕ. Так и от лжеучителей нельзя ожидать чистой, богоугодной, истинно христианской, смиренной добродетели. «Христос, – поучает святитель Златоуст, – не то говорит, будто худому человеку невозможно перемениться, или доброму невозможно пасть; но то, что человек не может принести доброго плода, пока живет худо. Как же Давид, будучи и добр, принес худой плод?
Он это сделал не в состоянии добродетели, но уже переменившись; если бы он остался добродетельным, то не осмелился бы сделать того, на что дерзнул». Наконец, «чтобы утешить обиженных этими лицемерами и устрашить их самих, Господь изрекает им и наказание»: ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, НЕ ПРИНОСЯЩЕЕ ПЛОДА ДОБРОГО, СРУБАЮТ И БРОСАЮТ В ОГОНЬ, т.е. употребляют на топку печей. Так и все подобные лжеучители будут осуждены на вечные мучения. Спаситель напоминает Иудеям тот приговор, который они однажды уже слышали из уст Его Предтечи Иоанна. В заключение Господь, как бы несколько смягчая грозное слово Свое, присовокупил: ИТАК, еще раз повторяю, ПО ПЛОДАМ ИХ, по делам лжеучителей, УЗНАЕТЕ ИХ! Грозен суд Божий на всех лицемеров-лжеучителей. Но и тот, кто хотя и право верует, но нерадиво живет, не избегнет той же участи. «Иудеи все полагали в догматах, и о жизни нимало не заботились. Поэтому и Павел обличает их: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом» (Рим. 2:17), но пользы для тебя в том нет никакой, если не видно этого из жизни и дел твоих». Послушай, что говорит Господь подобным тебе: НЕ ВСЯКИЙ, ГОВОРЯЩИЙ МНЕ: «ГОСПОДИ! ГОСПОДИ!», не всякий, кто признает Меня только на словах своим Господом и Учителем, ВОЙДЕТ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, НО ИСПОЛНЯЮЩИЙ – только тот, кто всегда и во всем, по мере сил своих и при помощи благодати Моей, творит ВОЛЮ (святые заповеди) ОТЦА МОЕГО НЕБЕСНОГО. «Спаситель не сказал: исполняющий волю Мою, потому что на первый раз такая мысль была слишком высока для их слабости. Притом же воля Сына не различна от воли Отца». Итак, одна вера, без добрых дел, не может спасти человека. Это говорит Сам Господь наш Иисус Христос, и притом говорит о такой крепкой вере, которая может даже творить чудеса, ибо послушайте, что предрекает Он дальше: МНОГИЕ СКАЖУТ МНЕ В ТОТ ДЕНЬ, в тот всеми ожидаемый день Страшного Суда Моего: ГОСПОДИ,ГОСПОДИ! НЕ ОТ ТВОЕГО ЛИ ИМЕНИ МЫ ПРОРОЧЕСТВОВАЛИ? Не от Твоего ли имени мы пророчествовали и учительствовали? И НЕ ТВОИМ ЛИ ИМЕНЕМ БЕСОВ ИЗГОНЯЛИ? И НЕ ТВОИМ ЛИ ИМЕНЕМ МНОГИЕ ЧУДЕСА ТВОРИЛИ? И ТОГДА открыто ОБЪЯВЛЮ ИМ: Я НИКОГДА НЕ ЗНАЛ ВАС, не признавал вас за Своих; Я не любил вас за лукавое сердце ваше и тогда, когда вы именем Моим творили чудеса. Но и вы никогда не знали, не любили Меня, ибо не творили воли Отца Моего Небесного; а потому Я не знаю, не признаю вас Своими и теперь: ОТОЙДИТЕ ОТ МЕНЯ, ДЕЛАЮЩИЕ БЕЗЗАКОНИЕ!
«О, грозная нечаянность! – размышляет святитель Филарет, – они призывали Господа, следовательно, веровали в Него, знали Его; они пророчествовали, бесов изгоняли, чудеса творили, следовательно, немалую веру имели; но Господь не приемлет их во Царствие Свое и даже не знает их!» Какая невероятная сила зла и испорченности человеческой!.. Но как же сказано: «»Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13). Да, если призовет нелицемерно, всем сердцем своим, устремится к Богу всеми силами души своей и покажет свою веру в добрых делах. Но есть люди, которые «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит. 1:16). Такая вера – мертвая, которую имеют и духи отверженные: «и бесы», – сказано, – «веруют и трепещут». «Что пользы, братия мои», – увещевает святой апостол Иаков, брат Божий, – «если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2:19,14). Конечно, не может. Об этом и Павел говорит: «Если… знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2). «Видишь, и чудеса не приносят пользы тому, кто творит их без добродетели. Кто же, спросишь, те, коих Иисус Христос, несмотря на их чудотворения, представляет достойными мучения? Бог действовал и через Валаама, открывал будущее Фараону и Навуходоносору, и Каиафа пророчествовал, сам не зная, что говорил, и некоторые изгоняли бесов именем Христа, хотя сами не были Христовы. Иуда также совершал чудеса, и однако лишился Царствия Небесного». Так и ныне, по замечанию блаженного Феофилакта, мы освящаемся через недостойных священников, совершающих Таинства; и это бывает не по чистоте и достоинству самих священников, но по вере приемлющих от них сии Таинства. «Не станем же, возлюбленные, – увещевает святитель Иоанн Златоуст, – думать, что мы, не совершая теперь чудес, по этому самому имеем менее благодати. За чудеса мы сами остаемся должниками перед Богом, а за жизнь и дела – Бога имеем должником своим». Кроме того, «чудотворцу, – как говорит блаженный Августин, – всегда грозит опасность заразиться самомнением и гордостью, а исполнение заповедей Божиих ведет человека к смирению». Итак, Спаситель, оканчивая Свою беседу на горе блаженств, объявляет Себя Судьей мира. Правда, Он не сказал прямо: Я буду судить, однако же, если бы не Сам Он был Судьей, то как бы сказал: «И тогда объявлю им… отойдите от Меня…» «Многие ужасаются только одной геенны; но я думаю, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – лучше подвергнуться безчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас.
И в самом деле: если Он меня, врага Своего, так возлюбил, что предал Себя на смерть за меня, и если после всего этого я не подам Ему и хлеба, когда Он алчет (в лице моего ближнего), то какими же глазами буду взирать на Него? О, если бы мы никогда не подвергались такому позору! Единородный Сыне Божий! Если бы мы никогда не испытали на себе этого нестерпимого наказания!»…
Почему христианам нельзя говорить «Пусть земля будет пухом»
Почему нельзя говорить «Пусть земля будет пухом», вспоминая об умершем человеке, знают немногие православные. Этой фразой выражается скорбь по ушедшему и многие люди употребляют её, не зная, что она противоречит всем христианским догмам.
Происхождение фразы
Это выражение появилось в языческие времена, когда люди верили в то, что душа не расстаётся с телом после смерти человека. Поэтому именно телу усопшего оказывались всевозможные почести и обеспечивался комфорт: строились шикарные гробницы, в которые помещали одежду, оружие, драгоценности. Где-то даже существовал обычай хоронить вместе с усопшим его жён, слуг, рабов, собак, лошадей. Также язычники считали, что земля может давить на тело усопшего, поэтому прощаясь с ним, желали ему «земли пухом».
Часто выражение «пусть земля будет пухом» употреблялось и в античные времена. Тогда оно означало пожелание покойному лёгкой загробной жизни, в существование которой верили люди той эпохи. Сохранились древнеримские надгробия, на которых в качестве эпитафии выбито это выражение в нескольких вариациях:
S.T.T.L. – сокращение латинской фразы «Sit tibi terra levis», что означает «Пусть земля будет пухом».
T.L.S. – «Terra levis sit», в переводе «Да будет земля пухом».
S.E.T.L. – «Sit ei terra levis», означающее «Пусть сему земля будет пухом».
На фото обломок древнеримской надгробной плиты, на которой можно различить слова «Sit tibi terra levis»
Некоторые из исследователей уверены в применении этой фразы в античном Риме в качестве проклятия умершему врагу. Говоря «земля пухом», человеку желали, чтобы от него не осталось никаких следов ни в земле, ни в памяти потомков.
Почему «Пусть земля будет пухом» не должен говорить православный человек
Эта часто употребляемая фраза противоречит христианской культуре, в соответствии с которой душа человека после смерти покидает тело и возносится на небеса. В православной религии душа главенствует над бренной физической оболочкой и вера в её бессмертие показывается проведением отпевания и прочими христианскими погребальными обрядами. Следовательно, любые пожелания в адрес тела не имеют никакого отношения к состоянию души умершего.
Поэтому не следует стремиться богато украсить могилу, похоронить с покойным какие-либо ценности, как не стоит и желать ему «земли пухом». Намного полезнее будет почтить его память молитвой и поминальной службой. При вспоминании об усопшем правильнее будет применить другое выражение — пожелать ему Царствия Небесного.
См.также:
Memento mori. Похороны по-русски.
Власть мертвеца
В Париже находится самая сексуальная могила в мире
Останки первых христиан в великолепных убранствах
25 самых страшных мест мира
Добавить комментарий