Царство разделившееся само в себе не устоит
Содержание
Беседа 41
«Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собой: как же устоит царство его?». (Матф. 12:25–26)
Изъяснение 12:25–32. Опровержение клеветы фарисеев и цель его. – В каком смысле хула на Духа Св. не прощается. – Самоосуждение и сердечное сокрушение – путь к совершенству и избавлению от наказаний.
1. Фарисеи и прежде обвиняли Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силой Веельзевула. Но Он тогда не обличал их, чтобы дать им время еще из больших чудес познать Его силу, и из учения Его величие. Но так как они не переставали говорить о Нем то же, то Он, наконец, обличает их. И, во-первых, доказывает Свою божественность тем, что открывает их тайные помышления; а во-вторых, тем, что легко изгоняет бесов. И как ни бесстыдно было их обвинение (а зависть, как я сказал, не заботится о том, что сказать, только бы сказать что-нибудь), Христос все же не пренебрегает им, но защищается со свойственной Ему кротостью, научая нас поступать кротко с врагами; и хотя бы они обвиняли нас в том, в чем мы по собственному сознанию невиновны, хотя бы их обвинения не имели никакого основания, – не смущаться и не терять спокойствия духа, но со всяким долготерпением защищать себя перед ними. Так поступил Спаситель и с фарисеями, яснейшим образом показывая, что они говорят ложь. Имеющему беса несвойственно было показывать столь великую кротость и знать тайные помышления. Фарисеи, частью потому, что их мнение было слишком бесстыдно, а частью по опасению народа, не смели обнаружить своих обвинений, держали их в уме. Но Спаситель, желая показать им, что Он знает и самые мысли их, не упоминает о том, в чем они обвиняли Его, и не обнаруживает их злобы, но опровергает их возражения, предоставляя собственной их совести уличить их во лжи. У Него было только одно попечение – доставлять пользу согрешающим, а не обнаруживать их согрешений. Если бы Он захотел продолжать Свою защиту и посрамить фарисеев, и потом подвергнуть их жесточайшему наказанию, Он весьма легко мог бы сделать это. Но Спаситель, оставив все это, старался только о том, чтобы истребить в них любовь к прениям, научить кротости, и через то сделать способнее к исправлению. Как же Он защищается перед ними? Он не приводит им слов Писаний (потому что они не внимали Писанию и извратили бы его смысл), но употребляет общие доказательства. «Всякое царство», говорит Он, «разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом», если разделится, скоро разрушится. Поистине, не столько гибельны внешние войны, сколько внутренние; то же бывает в обществах, то же и во всех делах. Но Спаситель берет пример с того, что известнее. Что на земле сильнее царства? Нет ничего; но и оно погибает от возмущений. Если же кто признает, что и царство, разделившись, при всем своем величии, сокрушается, то, что скажет он о городе и доме? Будет ли что мало или велико, если оно восстает само против себя, то погибает. Итак, если Я, имея в себе беса, посредством его изгоняю других бесов, то значит между бесами несогласие и распря, и они восстают один на другого; если же они восстают друг на друга, то их сила погибла и разрушилась. «И если», говорит Спаситель, «сатана сатану изгоняет» (Он не сказал – бесов, показывая, что между ними находится великое согласие), «то он разделился сам с собой». Если же он разделился, то лишился силы и погиб; а если погиб, то, как может изгнать другого? Видишь ли, как смешно их обвинение, как оно безрассудно, какое в нем противоречие! Один и тот же человек не может сказать, что он и силен, и изгоняет бесов, и притом силен оттого, от чего бы ему должно было потерять силу. Вот первое опровержение. Второе, следующее за ним, касалось учеников. Спаситель, опровергая противящихся Ему фарисеев, всегда приводит не одно, но два и три доказательства, желая совершенно обуздать их бесстыдство. Так поступил Он и в споре о субботе, указывая на Давида, на священников, и на свидетельство Писания: «милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6), и на причину установления субботы: «для человека», говорит Он, «суббота» (Мк.2:27). Так поступает и здесь. После первого опровержения Он приводит другое, яснейшее. «И если Я силой веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьей силой изгоняют» (Матф. 12:27)?
2. Смотри, с какой кротостью и здесь Он говорит им. Он не сказал: ученики Мои, или апостолы; но: «сыновья ваши», – чтобы, если фарисеи захотят мыслить столь же благородно, как Его ученики, подать им к тому случай; а если они пребудут в прежней неблагодарности и не оставят своего бесстыдства, лишить их всякого оправдания. Смысл же слов Его следующий: апостолы чьей силой изгоняют бесов? Апостолы уже изгоняли бесов, получив на то власть от Спасителя; но фарисеи не обвиняли их. Они вооружались не против дел, но против лица. Поэтому Христос, желая показать, что одна зависть причиной их обвинения, указывает и на апостолов. Если Я, как вы говорите, изгоняю бесов силой Веельзевула, то тем более они, как получившие на то власть от Меня. Однако же вы ничего подобного об них не говорите. Почему же вы Меня, даровавшего им такую власть, обвиняете, а их освобождаете от обвинений? Впрочем, это не избавит вас от наказания, но подвергнет даже еще большему. Потому-то Спаситель и присовокупил: «они будут вам судьями». Если ученики Мои, будучи одного с вами рода и получив одинаковое образование, веруют в Меня и повинуются Мне, то, очевидно, что они осудят тех, которые делают и говорят противное. «Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божье» (Матф. 12:28). Что значит – «царствие»? Мое пришествие. Смотри, как Он опять привлекает их к Себе, врачует и старается привести к познанию Себя, и показывает им, что они вооружаются против собственных благ и восстают против своего спасения. Вам, говорит Он, должно бы радоваться и ликовать, что Я пришел даровать те великие и неизреченные блага, о которых издревле возвещали пророки, и что настало время вашего благоденствия; а вы поступаете напротив, и не только не принимаете благ, но еще клевещете и выдумываете ложные обвинения на Того, Кто предлагает вам их. Святой Матфей говорит: «если же Я Духом Божьим изгоняю бесов»; а Лука: «если же Я перстом Божьим изгоняю бесов» (Лук. 11:20), – показывая этим, что изгнание бесов есть дело высочайшей силы и особенной благодати. Из этих слов можно было бы сделать такое заключение: если это справедливо, то значит, что Сын Божий пришел. Но Христос не говорит этого прямо; чтобы не возбудить их ненависти, Он только намекает на это словами: «то, конечно, достигло до вас Царствие Божье». Какая мудрость! За что фарисеи обвиняли Спасителя, тем Он ясно доказал им Свое пришествие. Далее, чтобы привлечь их к Себе, Он не сказал просто: «достигло Царствие», но прибавил – «до вас»; как бы так говорил Он: настало время вашего блаженства. Итак, что же вы не радуетесь своим благам? Для чего вооружаетесь против своего спасения? Вот теперь настало время, о котором издревле предсказывали пророки. Вот признак проповеданного ими пришествия: бесы изгоняются силой божественной. Что они изгоняются, это вы сами знаете; а что изгоняются силой божественной, это свидетельствуют дела. Сатана не может ныне быть сильным; он по необходимости сделался слабым. Но слабый не может, подобно сильному, изгонять сильного беса. Так говорил Спаситель для того, чтобы показать силу, происходящую от любви, и бессилие от несогласия и раздора. Потому-то Он беспрестанно всюду побуждает и учеников Своих к любви, и особенно еще потому, что дьявол всячески старается истребить ее. После второго опровержения, Он приводит и третье, говоря: «как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его» (Матф. 12:29)? Что сатана не может изгонять сатану, это ясно из предыдущего, а что иначе и невозможно изгнать сатану, как победив его сначала – и с этим все согласны. Что же означают слова Христа? Ничего более, как только усиливают то, что Он сказал прежде. Я не только не хочу иметь сообщником дьявола, – как бы так говорит Он, – но даже веду с ним брань и связываю его; доказательством служит то, что Я расхитил сосуды его. Заметь, как Христос опровергает клевету, которую фарисеи старались возвести на Него. Они хотели доказать, что Он не Своей властью изгоняет бесов; а Он, напротив, доказывает, что не только бесов, но самого их начальника прежде всего Он связал по Своей власти, и победил его собственной Своей силой. Это подтверждается самым делом. Если дьявол есть начальник, а бесы его подчиненные, то, как можно пленить этих последних, когда он сам не будет побежден и покорен? В этих словах, мне кажется, можно усматривать еще и пророчество. Не только бесы суть сосуды дьявола, но и люди, творящие его дела. Итак, очевидно, здесь говорится не только о том, что Он изгоняет бесов, но и о том, что Он рассеет весь мрак заблуждений во вселенной, разрушит все козни дьявольские и сделает их недействительными. Он не сказал: похитит, но – «расхитит», показывая тем, что у Него есть власть на это.
3. Христос называет сатану сильным не потому, что он таков по природе, – нет! – но указывая на его прежнюю большую власть, какую он имел над нами по нашей беспечности. «Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает» (Матф. 12:30). Вот и четвертое опровержение. Какое Мое намерение? говорит Христос. Привести людей к Богу, научить их добродетели, возвестить им царствие. А чего хотят дьявол и бесы? Противного этому. Итак, каким образом тот, кто не собирает со Мной и кто не за Меня, будет помогать Мне? И что Я говорю – помогать? Напротив, он еще старается расточать Мое. Как же поэтому не только не помогающий Мне, но еще расточающий Мое, может иметь со Мной такое согласие, чтобы стал со Мной вместе изгонять бесов? Это говорил Он, кажется, не о дьяволе только, но и о самом Себе, так как Он сам противодействует дьяволу и расточает ему принадлежащее. Почему же Он говорит: кто не со Мной, тот против Меня? Потому что он не собирает вместе с Ним. Если же это справедливо, то таков именно должен быть тот, кто против Него? Если не содействующий Христу называется врагом, то тем более враг тот, кто вооружается на Него. Все же это, говорит Он, для того, чтобы показать великую и непримиримую вражду Свою с дьяволом. Скажи мне, не против ли тебя тот, кто не хочет помогать, когда тебе нужно воевать с кем-нибудь? Если же говорит Он в другом месте: «кто не против вас, тот за вас» (Лук. 9:50), то это не противоречит сказанному здесь. Здесь Он указал, кто их противник, а там показывает, кто их соучастник, потому что сказано: «Твоим именем» изгоняют «бесов» (Матф. 7:22)? Мне кажется, что здесь Христос намекает и на иудеев, поставляя их вместе с дьяволом. И они были против Него, и расточали то, что Он собирал. А что Он здесь намекает и на них, это доказывается следующими словами Спасителя: «посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Матф. 12:31). Таким образом, уничтожив клевету их, решив их возражение и показав их безрассудное упорство, Он напоследок устрашает их, поскольку в деле совета и исправления не маловажно и то, чтобы не только отвечать на все вопросы и убеждать, но и угрожать, что часто и делает тот, кто дает законы и советы.
Хотя слова Иисуса Христа и кажутся очень неясными, но если вникнем, то легко поймем их. Итак, сначала внимательно выслушаем эти слова: «Всякий грех и хула», говорит Он, «простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12:31–32). Что же значат эти слова? Вы много обо мне говорили, что Я обманщик, что Я противник Божий. Я вам это прощу и не потребую вашего наказания, если вы раскаетесь; но хула на Духа не отпустится и кающимся. Как же это? Ведь и эта вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые изрыгали хулу на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено. Что же значат эти слова? То, что грех против Духа Святого преимущественно непростителен. Почему же? Потому, что Христа не знали, кто Он был; а о Духе получили уже достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в ветхом завете все имели о Нем очень ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мной по плоти, в которую Я облекся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем? Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесете за нее наказание. Многие хотя здесь только были наказаны, как, например, блудник, недостойно приобщившийся тайнам у коринфян, но вы – и здесь, и там. Итак, Я вам отпускаю все то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и самое неверие ваше не будет поставлено вам в вину. Веровавшие прежде креста не имели полной веры, – потому Он везде запрещает объявлять о Себе кому-либо прежде страдания, и на самом кресте молился, чтобы отпущен был иудеям грех их. Но что вы говорили о Духе, то не будет прощено вам. А что Христос указывает на хулу, которую говорили против Него иудеи прежде креста, то это видно из следующего: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему». Почему? Потому, что Дух Святой вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Если уж вы говорите, что Меня не знаете, то, несомненно, знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святого. Итак, не Меня только поносите, но и Духа Святого. Потому и наказание ваше, как здесь, так и там, неизбежно. Одни наказываются и здесь, и там; другие только здесь; иные только там; а иные ни здесь, ни там. И здесь и там, – как, например, эти самые хулители Духа Святого. Они и здесь понесли наказание, когда подвержены были ужасным бедствиям, по взятии их города, и там понесут жесточайшее, как жители Содома, и многие другие. Там только, – как, например, палимый пламенем богач, не имевший даже одной капли воды. Здесь, – как, например, блудник коринфский. Ни здесь, ни там, – как апостолы, как пророки, как блаженный Иов: а их страдания были не следствием наказания, а подвигами и борьбой.
4. Итак, постараемся иметь одинаковую с ними участь; если же не с ними, то, по крайней мере, с теми, которые здесь очистились от грехов. Поистине, страшен тот суд, неизбежно наказание, нестерпимы мучения. Если же ты и здесь не хочешь понести наказания, то сам себя осуждай, и требуй сам у себя отчета. Послушай, что говорит Павел: «ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор. 11:31). Если будешь поступать так, постепенно простираясь на пути к совершенству, то достигнешь и венца. Но спросишь: как требовать от самого себя отчета? Восплачь, восстенай горько, смиряй, изнуряй себя и вспоминай о каждом твоем прегрешении; это немалое мучение для души. Кто испытал сердечное сокрушение, тот знает, что душа больше всего этим мучится; кто вспоминал о грехах своих, тот знает скорбь, происходящую отсюда. Вот почему и Бог за такое раскаяние в награду полагает оправдание, говоря: «говори ты, чтоб оправдаться» (Ис. 43:26). Немалым, истинно немалым средством к исправлению служит то, чтобы, сознавши все грехи свои, непрестанно представлять и размышлять о них. Кто это делает, тот в такое придет сокрушение, что признает себя недостойным и жить. А кто так рассуждает, тот будет мягче всякого воска. И не только осуждай себя за блуд, прелюбодеяние и другие грехи, которые всеми признаются за тяжкие; но собери в уме своем и тайные наветы, клеветы, злословие, тщеславие, зависть и все тому подобное. И эти пороки немалое понесут наказание. И клеветник ввергнется в геенну; и упивающийся вином не будет иметь места в царстве небесном; и не любящий ближнего так оскорбляет Бога, что и мученичеством своим не бывает угоден Ему. И тот, кто не радит о домашних своих, отвергся веры; и тот, кто бедных презирает, в огонь ввергается. Итак, не считай эти пороки маловажными, но все собери в уме своем, и напиши их как в книге. Если ты напишешь, то Бог сотрет их. Если же ты не напишешь, то Бог впишет их и потребует твоего наказания. Лучше же нам самим вписать их и видеть изглаженными Богом, нежели, забывая о них, заставлять самого Бога представить их перед глазами нашими в день судный. Итак, чтобы этого не случилось, внимательно все разберем, и мы найдем тогда, что во многом виновны. Кто, например, чист от любостяжания? Не указывай мне на то, что ты не слишком был любостяжателен; и за малое понесешь то же самое наказание. Помышляй об этом и раскаивайся. Кто не оскорбляет другого? А это ввергает в геенну. Кто тайно не злословил ближнего? А это лишает царствия. Кто не надмевался? А этот более всех нечист. Кто не смотрел похотливыми очами? А этот считается наравне с блудником. Кто без причины не гневался на брата своего? А такой повинен суду. Кто не клялся? А это от лукавого. Кто не преступал клятвы? А это более, нежели от лукавого. Кто не служил мамоне? А такой отпал от законного служения Христу. Я мог бы исчислить вам много и других пороков; но и этих довольно, чтобы привести к сокрушению не окаменевшего сердцем и не дошедшего еще до бесчувственности. И если каждое из этих преступлений повергает в геенну, то чего не сделают они, когда совокупятся вместе? Каким же образом, скажешь, можно спастись? Употребляя против недугов равносильные врачевства – милосердие, молитвы, скорбь, раскаяние, смирение, сердце сокрушенное, презрение к земным благам. Бесчисленные пути Бог предложил к спасению, если только мы захотим быть внимательными. Будем же внимательны, будем всячески стараться об исцелении ран наших, творя милостыню, удерживая гнев к оскорбившим нас, благодаря за все Бога, постясь по силам, молясь с искренним сердцем, приобретая друзей себе «от богатства неправедного» (Лук. 16:9). Таким образом, мы можем получить прощение в грехах наших, и удостоиться обещанных благ, – чего да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Толкование Евангелия на каждый день года.Вторник 5-й седмицы по Пятидесятнице
Мф., 46 зач., 12, 14–16, 22–30
Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Иисуса, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем, Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Христос совершает невиданные чудеса исцеления. «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его». Что же так взволновало их? Не только то, что Своими чудесами Он затмевает их славу, но что учение, которое Он проповедует, прямо противоречит их гордыне – лицемерию и мирским интересам. Однако они делают вид, что возмущены нарушением субботы – преступлением против Закона. Они совещаются не о том, как следует применять этот Закон, если он действительно нарушен, а о том, как погубить Христа – предать смерти Того, Кто пришел, чтобы мы имели жизнь. Того, Кто является величайшим благословением всем народам и славой Его людей Израиля – объявить величайшим преступником.
Но еще не пришел час Его, и Господь удаляется оттуда. Он мог бы защитить Себя чудесным образом, но предпочитает сделать это обыкновенным путем – уходом от них. Он смиряет Себя, приобщаясь к самым беззащитным и уча следовать данному Им правилу: «когда вас гонят в одном месте, бегите в другое». «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех». Его славой было просвещение самых простых людей, и когда они принимали Его, Он принимал их и «исцелял их всех». Он хочет, чтобы Крестом Его, который все более приближается к Нему, радость пришла всему миру. Фарисеи гонят Христа за то, что Он творит добро, но Он продолжает творить его. «Он исцелил их всех», но «запретил им объявлять о Нем». Он дает нам образ осмотрительности и смирения, и учит не трубить о наших добрых делах и не искать себе похвал. Ученики Христовы должны быть полной противоположностью тех, кто делает все свои добрые дела – да видимы будут человеками.
«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого». Он не мог видеть, чтобы попытаться помочь себе, и он не мог говорить, чтобы призвать других на помощь. Горестно состояние отпавшего от Бога человечества: сатана ослепляет взор веры и заграждает уста молитвы. Исцеление пришло к страждущему непостижимо и внезапно. В Евангелии сказано: Господь «исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть». Когда душа освобождается от власти сатаны, глаза открываются, и видят славу Божию, уста отверзаются, и возносят хвалу Богу.
«И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов?» Да, это Он, и другого не будет! С такою ясностью вдруг открывается путь к познанию Христа, Мессии и Спасителя мира. Мир своею мудростью не познал Бога, и мудрецы оказались посрамлены простецами.
«Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Как презрительно и как богохульно говорят они о Его чудесах! Они не могут отрицать сам факт чуда. Ясно как белый день, что бесы были изгнаны словом Христовым. И чтобы не допустить неумолимого вывода, что перед ними – Христос, Сын Давидов, они утверждают, что Он изгоняет бесов силой веельзевула, что между Исцелителем и диаволом есть некое лукавое согласие, и бесы сами, никем не изгоняемые, по приказу князя бесовского, уходят.
«Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет». Христос знает, о чем мы думаем в любое время. Он знает, что в человеке и видит наши мысли издалека. Христос отвечает на их помышления, исходящие из их глубоко укорененной вражды к Нему. Он говорит об известном законе, что все человеческие общества гибнут вследствие внутренних противостояний. Разделения обыкновенно приводят к разрушению. Отделяясь друг от друга, мы становимся легкой добычей общего врага. Церкви и народы, и в особенности наш русский народ, хорошо знают эту истину по своему печальному опыту. «Всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».
Что касается сатаны, царство его скоро будет разрушено. И не потому, что сатана разделился сам в себе, а потому что приблизилось Царство Божие. И некоторые сыны иудейские, даже из тех, кто не следовал за Христом, именем Христовым изгоняли бесов. «Если Я Духом Божиим изгоняю бесов, – говорит Господь, – Царство Мессии открывается на земле». Все чудеса, которые совершал Христос, свидетельствовали о Его посланничестве от Бога, и это чудо свидетельствовало, что Он послан Богом, чтобы разрушить царство диавола и его дела. Разрушение власти диавола совершается Духом Божиим. Дух Святой, изгоняющий диавола из души человеческой, освящает ее благодатью Своего Царства.
«Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, – говорит Христос, – если прежде не свяжет дом сильного». Мир был во власти сатаны, его господство утверждалось в подчинении злу и смерти человеческого рода. Христос входит в пределы сатанинские, в дом сильного, чтобы вывести людей из тьмы в чудный Свой свет, из греха к святости. Словом Своим Он связывает сильного, и изгоняет нечистые духи. Господь показывает на примере исцеленного слепого и немого человека, что как бы ни властвовал сатана над душой человеческой, Христос Своей благодатью сокрушит его. Церковь знает немало возведенных из бездны погибели грешников, которые стали величайшими святыми. Так Христос входит в дом сильного. И Он будет входить в него всегда, пока не наступит полная Божия и наша победа.
В этой священной войне, которую Христос ведет против диавола и царства его, никто не может оставаться нейтральным. «Кто не со Мною, – говорит Господь, – тот против Меня». Там, где речь идет о второстепенных расхождениях между учениками Христовыми, мы должны искать мира, памятуя, что «кто не против нас, тот за нас» (Лк. 9, 50). Но в великом противостоянии Христа и диавола не может быть мира. Кто не горит сердцем в любви ко Христу, окажется среди тех, кто против Него. Кто холоден к делу Христову, тот на самом деле враг. В этом сражении мы должны быть всецело, верно, непоколебимо на стороне Христа. Это единственно истинный выбор человека, и единственно его несомненная, уже теперь, победа. «И кто не собирает со Мной, – говорит Христос, – тот расточает». И чем активнее мы будем стараться осуществлять какие бы то ни было экономические и политические программы без Христа, тем энергичнее своими собственными руками мы будем разрушать Россию. Именно это повергло ее в свое время в кровавые бедствия, это является причиной ее нынешних бедствий и более грозных грядущих, если не будет покаяния. Христос пришел в мир, чтобы собрать Свою жатву, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино. Те, кто Христовы, должны собираться с Ним и других собирать к Нему. Если мы не собираем со Христом, мы расточаем. Недостаточно не делать зла, мы должны делать добро. И не просто добро, как говорит преподобный Серафим Саровский, а добро во имя Христово.
Евангелие дня с толкованием на 22 августа
И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то́; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
От Марка 3:20-27
Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского
Блаженный Феофилакт Болгарский
Мк.3:20. Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.
Мк.3:21. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из Себя.
Мк.3:22. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
«И услышав, – говорит, – ближние Его» , может быть, люди из одного с Ним отечественного города или даже братья – вышли взять Его; ибо говорили, что Он вышел из себя, то есть что имеет беса. Так как они слышали, что Он изгоняет бесов и исцеляет болезни, то по зависти думали, что Он имеет беса и «вышел из себя», почему и хотели взять Его, чтоб связать как беснующегося. Так думали и хотели поступить с Ним и ближние Его. Подобно и иерусалимские книжники говорили, что Он имеет в Себе беса. Поскольку они не могли отвергать совершившихся перед ними чудес, то поносят их другим способом, производя их от бесов.
Мк.3:23. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
Мк.3:24. Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то́;
Мк.3:25. и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
Мк.3:26. и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
Мк.3:27. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
Опровергает ненавистливых иудеев неоспоримыми примерами. Как возможно, – говорит, – бесу изгонять бесов, когда и в обыкновенных домах видим, что пока живущие в них мирны, дома стоят благополучно, а коль скоро произойдет в них разделение, – падают? Как возможно, – говорит, – чтобы кто расхитил посуду крепкого, если наперед не свяжет его? Эти слова означают следующее: «сильный» есть диавол; «вещи» его суть люди, служащие ему вместилищем. Таким образом, если кто наперед не свяжет и не низложит диавола, то как он может расхитить у него сосуды его, то есть беснующихся? Поэтому, если Я расхищаю сосуды его, то есть освобождаю людей от насилия бесовского, то, следовательно, Я наперед связал и низложил бесов, и оказываюсь врагом их. Итак, как же вы говорите, что Я имею в Себе веельзевула, то есть, что Я изгоняю бесов, будучи другом их и волшебником?
Библия
- И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
- И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
- Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
- А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
- И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
- Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.
- Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,
- Иерусалима, Идумеи и из‐за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.
- И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.
- Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.
- И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.
- Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.
- Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
- И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
- и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
- Поставил Симона, нарекши ему имя Петр,
- Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,
- Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
- и Иуду Искариотского, который и предал Его.
- Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.
- И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
- А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
- И, призвав их, говорил им притчами: ка́к может сатана изгонять сатану?
- Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
- и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
- и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
- Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
- Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
- но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
- Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.
- И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.
- Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
- И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
- И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
- ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Авраам Линкольн — «Дом разделенный», 1858
16 июня 1858 года
Господин председательствующий, уважаемое собрание
Если бы мы сначала узнали, где находимся и куда стремимся, то могли бы решить, что делать и как этого достичь. Наступил уже пятый год с тех пор, как мы услышали обещания проводить политику запрета пропаганды рабства. Но в свете этой политики подобная пропаганда не только не прекратилась, но постоянно становилась всё слышнее. По моему мнению, ей не будет положен конец до тех пор, пока мы не признаем существование кризиса и не преодолеем его. «Дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Так и наше государство не сможет постоянно быть наполовину рабовладельческим, наполовину свободным. Я не жду того, что Союз будет распущен, и не жду того, что дом падёт, но чего я действительно жду так это того, что дом прекратит быть разделённым. Он станет либо единым, либо совсем другим. Или противники рабства прекратят его дальнейшее распространение и сделают так, что общественное мнение уверится в том, что рабство находится в процессе окончательного исчезновения; или же его защитники добьются того, что оно станет абсолютно законным во всех штатах, как старых, так и новых, как на Севере, так и на Юге.
Имеются ли у нас предпосылки для последнего варианта развития?
Пусть каждый, кто в этом сомневается, имеет в виду, что теперь у нас для того есть вполне законные основания, своеобразный механизм, шестерёнками в котором являются акт Канзас-Небраска и решение по делу Дреда Скотта. Пусть теперь он узнает, как были изготовлены эти шестерёнки, и как мастерски они были сделаны; с самого начала проследит историю их создания и увидит свидетельства сговора их создателей.
Когда наступил новый, 1854 год, в большей части штатов рабство было запрещено в соответствии с конституциями штатов, а на большей части национальной территории — в соответствии с запрещением Конгресса. Но спустя четыре дня началась борьба, которая закончилась аннулированием того, что было запрещено Конгрессом. Тем самым вся национальная территория была открыта для рабства, а мы получили первую отправную точку.
Но Конгресс только принимает законы. Для того чтобы закрепить полученный результат и надеяться на большее, нужно было добиться от людей одобрения, реального или подразумевающегося.
И вот для этого был привлечён известный аргумент «поселенческого суверенитета» иначе называемого «священным правом самоуправления». Этот аргумент, являющийся единственным законным основанием любого правительства, был настолько извращён, что стал сводиться только к следующему высказыванию: «Если один человек захочет поработить другого, то никому третьему не будет позволено возразить». Вот как это выражено в акте Канзас-Небраска:
Истинным намерением и назначением этого акта является не узаконивание или запрещение рабства на территориях и штатах, а только закрепление полного исвободного права их жителей формировать и управлять внутренними учреждениями так, как они посчитают нужным, опираясь исключительно на Конституцию Соединенных Штатов.
При принятии этого акта раздавались крики в защиту «поселенческого суверенитета» и «священного права самоуправления». «Позвольте нам», — попросили члены оппозиции, — «исправить законопроект так, чтобы явно заявить право жителей территории запрещать рабство». «Нет уж», — сказали сторонники рабства и провалили данную поправку.
Пока акт Канзас-Небраска обсуждался в Конгрессе, было принято судебное решение по вопросу о свободе негра, владелец которого по собственной воле сначала переехал в свободный штат, а затем перебрался на территорию, закрытую для рабства решением Конгресса. Раб долгое время проживал на этих территориях, и решением окружного суда Миссури ему была дарована свобода. Акт Канзас-Небраска и судебное решение появились одновременно в мае 1854 года. Имя негра было Дред Скотт, и теперь оно стало названием того судебного решения. Перед тогдашними президентскими выборами судебное решение попало в Верховный Суд, но его рассмотрение было отложено до окончания выборов. Незадолго до выборов, сенатор Трумболл, выступая в Сенате, спросил у главного защитника акта Канзас-Небраска, могут ли жители территории конституционно запретить рабство. Ответом ему было: «Задайте этот вопрос Верховному Суду».
Состоялись выборы. Победил господин Бьюкенен, и решение Суда стало очевидным. Вот вторая отправная точка. Но поддержка нового президента была не абсолютна, всего 400 000 голосов. Уходящий президент в своем последнем ежегодном послании Конгрессу, настолько выразительно, насколько возможно, одобрил народный выбор. Верховный Суд встретился снова, и тут его решением стало заявление о необходимости пересмотра дела.
Уже состоялась президентская инаугурация, а решения всё не было. В своей инаугурационной речи вступающий президент пылко призвал людей соблюдать предстоящее решение, независимо от того, каким оно будет. Через несколько дней мы получили решение.
Предполагаемый автор акта Канзас-Небраска при первой же возможности выступает с полной поддержкой решения по делу Дреда Скотта и с резким осуждением оппозиции ему. Новый президент также пользуется историей с письмом Силлмана, чтобы призвать к поддержке и соблюдению этого решения, и выразить своё удивление тем, что некоторые находят забавным существование различных взглядов!
Между президентом и автором акта Канзас-Небраска возник большой спор по простому вопросу – справедливо ли была принята народом Канзаса Лекомптонская конституция; в этом споре последний объявил, что все, чего он добивается- право народа на честное голосование, и его ни мало не волнует вопрос, будет ли рабство там законодательно сохранено, или запрещено.
Мне не понятны его заявления о безразличии к судьбе рабства, ведь этот вопрос входит в то определение политики, которое он внушил общественному мнению, в тот принцип, который он, по его собственным утверждениям, выстрадал и готов биться за него до конца. Он может цепляться за это принцип. Если он чувствует себя его родителем, то пусть он его и защищает. Этот принцип – то немногое, что осталось от его оригинала акта Канзас-Небраска.
В решении по вопросу Дреда Скотта «поселенческий суверенитет» был использован как временные подмостки, его использовали подобно руде на заводе, выкинув наружу, когда изъяли всё полезное; он помог выиграть выборы, и был развеян по ветру. Его использовали в борьбе с республиканцами, защищавшими Лекомптонскую конституцию, в которой не было ни слова об акте Канзас-Небраска. Главным в этой борьбе была защита права людей написать свою собственную конституцию – право, которое республиканцы никогда не оспаривали.
Несколько пунктов решения по делу Дреда Скотта, в содействии с «политикой безразличия» сенатора Дугласа составляют те самые шестерёнки в механизме расширения рабства. Это третья отправная точка. Вот эти шестерёнки:
Во-первых, никакой чернокожий раб, импортированный из Африки, и ни один его потомок никогда не может стать гражданином любого штата, как это понимается в Конституции Соединенных Штатов. Это сделано, чтобы вывести негра, во всех возможных случаях, из-под действия того положения Конституции Соединенных Штатов, которое объявляет, что «граждане каждого штата будут иметь право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан в других штатах».
Во-вторых, ни «положения Конституции Соединенных Штатов», ни Конгресс, ни территориальный законодательный орган не могут запретить рабство на любой территории Соединенных Штатов. Это сделано, чтобы частные рабовладельцы могли привозить рабов на территорию, без опасности потерять эту свою собственность, и таким образом увеличить возможность сохранения этого учреждения в неприкосновенности.
В-третьих, суды Соединенных Штатов не будут решать вопросы о свободе негра, проживавшего с владельцем в свободном штате. Решение этого вопроса отдано судам рабовладельческих штатов, которые могут вернуть негра его хозяину. Это решение не вступает в силу немедленно, но только, если на то есть согласие хозяина и одобрение народа, выраженное голосованием. Из этого можно сделать логическое заключение, что в свободном штате Иллинойс, хозяин Дреда Скотта на вполне законных основаниях мог сделать с ним, то, что он сделал. Точно так же, в этом, или любом другом свободном штате, могут поступить и другие владельцы, хоть с одним, хоть с 1000 рабов.
В дополнение к этим шестерёнкам и работающий с ними в тесном контакте, существует акт Канзас-Небраска, или то, что от него осталось, делающий общественное мнение, (по крайней мере, северное общественное мнение), безразличным к вопросу о существовании рабства. Этим актом показано, где мы находимся и куда мы движемся.
Уделим ещё немного внимания последнему документу, и восстановим в голове ту вереницу исторических фактов, о которых я говорил. Некоторые моменты теперь не будут казаться такими непонятными и таинственными, какими они были в начале. Заявлено, что люди должны оставаться «совершенно свободными» и «подвластным только Конституции». Тогда не было понятно, какое отношение к этому имеет Конституция. Теперь же достаточно ясно, что это была подготовленная почва для решения по делу Дреда Скотта, которое потом может обернуться заявлением, что самая лучшая свобода для людей – это не иметь никакой свободы вообще.
Почему была провалена поправка, которая закрепляла право народа? Теперь же достаточно явно, что её принятие испортило бы почву для решения по делу Дреда Скотта. Почему было поддержано решение Суда? Почему личное мнение сенатора не было выражено до окончания президентских выборов? Ясно, что если бы он выступил раньше, был бы испорчен аргумент о «совершенной свободе», на котором была построена президентская кампания. Почему уходящий президент одобрил результаты выборов? Из-за чего была задержка при пересмотре дела? Всё это напоминает ситуацию, когда всадник, перед тем как сесть на лошадь, ласкает её потому, что боится, что она его сбросит. Чем можно объяснить столь поспешное одобрение президентом и другими судебного решения?
Мы не можем точно утверждать, что все эти действия — результат предварительной договоренности. Но когда мы видим много разных досок, которые, как мы знаем, были распилены из деревьев разных пород, изготовлены в разных местах и разными рабочими – в нашем случае Стивеном, Франклином, Роджером, и Джеймсом, — и вот, когда мы видим, что из этих досок получаются ровные стены, доски идеально подходят друг к другу, все шипы и пазы совпадают, соблюдены все размеры и пропорции, когда каждая доска встаёт на своё место без какой-либо подготовки, или эти доски взаимозаменяемы, — то нам трудно поверить, что Стивен, Франклин, Роджер и Джеймс не понимали друг друга с самого начала, и не работали по общему плану ещё до того, как был забит первый гвоздь.
Перевод: © 2005 Северная Америка. Век девятнадцатый
Авраам Линкольн — «Дом разделенный», 1858
Речь Линкольна, лозунг которой был взят из Нового Завета (от Матфея 12, 25): «И всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Основной тезис гласил, что Соединенные Штаты не могут постоянно выносить существование рабства и свободного общества и что американцы поэтому вынуждены выбирать ту или другую систему.
Дом разделённый
(link)
Спорил павлин и ругался петух: кто из них — умный, а кто — не лопух, кто старый веник, а кто академик…
(link)
Ночные гости из печи берут по пирогу…
» | Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. | » |
— Евангелие от Матфея, 12:25 |
Группа людей, внутри которой зреет конфликт. Это приводит к тому, что перед лицом опасности персонажи вместо борьбы с этой самой опасностью истерят и паникуют или занимаются грызнёй со своими же. Таким ситуациям подвержены как маленькие сообщества, находящиеся в ограниченном пространстве во время нападения зомби/пришельцев/вампиров/оборотней, так и большие объединения (государства, например). Как несложно догадаться, конфликты вызваны различиями в характерах людей.
В случае угрозы мирового масштаба (типа зомби-апокалипсиса) троп может быть служить басней для оставшихся в живых персонажей и зрителей о том, что для выполнения цели важно засунуть гордость куда подальше, или о том, что из-за внутренних дрязг человечество местами даже хуже тех, с кем сражается. Троп также является хорошим способом продемонстрировать поведение персонажей в стрессовых ситуациях.
Иногда какой-либо персонаж может разжечь вражду в стане противника, играя на его внутренних противоречиях. Однако это работает редко, по крайней мере, в долгосрочной перспективе (но в краткосрочной перспективе это может получиться и часто получается).
Тропнеймер — речь Авраама Линкольна о невозможности одновременного существования рабства и свободного общества в США, произнесённая им в 1858 году в Капитолии штата Иллинойс. Название речи позаимствовано из Нового Завета (см. эпиграф).
Примеры
» | …По ту сторону монитора (ну, по ту, что напротив меня) продолжаются яростно споры; я старался, всех ссорил два дня… | » |
— Разумеется |
Литература
- Никколо Макиавелли в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» считает, что данный троп — одно из достоинств республики, так как правильный лидер может, обращая распри себе на пользу, получить власть в нужное время.
- Властелин Колец — конфликт эльфов и гномов только на руку Саурону. Даже Леголас с Гимли поначалу не ладят.
- Стивен Кинг «Туман» — 80 людей, застрявших в супермаркете. Главной угрозой среди них является фанатичка миссис Кармоди, призывающая других совершить жертву для остановки чудовищ.
- Аластер Рейнольдс, «Пространство Откровения»: почти все из экипажа звездолёта «Ностальгия по бесконечности» друг друга ненавидят. Единственными персонажами, кто хоть как-то уживаются, являются Хегази и Волева или Волева и Кхури.
Кино
- «Разделитель» — жители убежища.
- «Куб»: смертоносные ловушки Куба убивают только двоих человек из шести погибших.
- «Зверь» — экипаж танка. Так, например, командир убивает своего афганского переводчика, подозревая его в предательстве, и привязывает к скале другого солдата, который угрожал рапортом.
- «Пила»:
- Игроки последней игры Конструктора в «Пиле 2».
- Частичная субверсия в «Пиле 5». Конструктор специально сделал так, чтобы сотрудничество всех участников игры облегчило их страдания, но они не воспользовались этой возможностью.
- «Высота» — группа подростков на самолёте.
- «Слепота» — ослепшие люди в больнице. Собственно, на тропе построен весь сюжет.
- «Ночь в музее 2» — цитата из Библии приводится дословно. И да, таки срабатывает.
Телесериалы
- Вавилон 5: Союз против Теней распался, стоило Шеридану умереть. Всё наладилось только тогда, когда его воскресили.
- Одна серия показывает, что случается с Землёй через 500 лет. Сепаратисты пытаются развязать ядерную войну, чтобы победить лоялистов и выйти из Межзвёздного альянса. Результат — крах цивилизации, которую по-крохам собирают монахи в кельях с тайной помощью Рейнджеров.
- Ангел: главные герои, превратившиеся в 17-летних подростков и запертые в отеле.
- Баффи — истребительница вампиров: в s4e20 Спайк настраивает всех членов «Скуби-банды» друг против друга.
- «Прослушка»: наркоимперия Барксдейла в 3 сезоне. Расселл, став главой организации после посадки в тюрьму Эйвона Барксдейла, превратил её во вполне законный бизнес. Вышедшему же в 3 сезоне Эйвону это очень не понравилось.
- «Revolution» — эту фигню цитирует агент правительства США, перед тем как выпустить ядрён-батонные ракеты по Атланте и Филадельфии.
Мультсериалы
- «Аватар: Последний маг воздуха»: конфликт Тоф и остальной команды происходит как раз тогда, когда за ними гонятся на танке Азула и её боевые подруги.
- My Little Pony: Friendship is Magic — в начале 2 сезона Дискорд разваливает единство главных героинь, и те, став противоположностями самих себя, начинают враждовать.
Комиксы
- Вся Civil War — о конфликте в стане супергероев.
- То же самое с «Injustice: Gods Among Us».
- Один из комиксов об Астериксе посвящён именно этому. Выпуск так и называется: «Великое разделение». Всё началось с того, что галльскую деревню поделили пополам, прокопав огромный ров…
Аниме, манга, ранобэ
- Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — Империя. Во 2 серии Император специально жертвует армией союзников, чтобы нейтрализовать угрозу с их стороны. Также для ослабления потенциальных мятежников использовалась тактика выжженной земли.
- Girls und Panzer — старшая школа «BC Freedom». Представляет собой насильственно объединённые школы, символизирующие режим Виши («BC») и «Свободную Францию» (собственно «Freedom»). После речи Сидзуки в стиле «почему ты отстой» две враждующие стороны налаживают-таки взаимодействие.
- В Das Finale они разделены просто по принципу снобы против жлобов. И на самом деле могут взаимодействовать, просто притворяются.
- Сюда же можно отнести «Академию Берволл» которая буквально разделена стеной (аллюзия на Берлинскую Стену) с одной стороны которой относительно нормальные ученики, а с другой хулиганы. Танковая команда изначально тоже была разделена на два лагеря, лидеры которых вообще ничего не делали, кроме грызни между собой, а их подчиненные устраивали драки. Положение улучшилось только с приходом Эми Накасуга.
Видеоигры
- Mortal Kombat:
- В сюжетном режиме Mortal Kombat 9 воины Земли часто вступают в споры и драки между собой, либо из-за недоразумений, либо из-за того, что они реально злятся друг на друга (конечно, это делается для того, чтобы у игрока было множество соперников).
- Лорный сюжет вообще всей франшизы, в обоих таймлайнах — это почти постоянный бой за скамейку между «хорошими», а также междоусобицы и взаимные подсиживания «плохих». Иногда хорошие находят время немного повоевать и против плохих, а плохие — поотмахиваться от «хороших». Тема раскрыта и в телесериале-приквеле Mortal Kombat Conquest, правда, там чаще сцепляются между собой всё-таки плохие.
- Что-то похожее творится в лорах большинства файтингов — там, где сюжет хоть немного прописан.
- The Walking Dead: Один из эпизодов второго сезона так и называется. Да и вообще, раскол в группе (не в то время и не в том месте) здесь обычное дело.
- Mass Effect 2: Миссия на лояльность Легиона так и называется. Шепард(у) предлагается помочь покончить с гетами-еретиками, принявшими сторону Жнецов, тем или иным способом — уничтожить или перезаписать.
- Shatterded Union собственно вся игра про то, как 7 фракций распавшихся США пытаются восстановить единство. И да, взрыв в Вашингтоне, приведший к этому, устроил злой русский президент Владеков. Правда, перед этим ситуацию до ручки старательно доводил вполне себе законно избранный самими американцами 44-й президент Джозеф Адамс.
- Fallout: New Vegas — убежища 11 и 19. В первом случае компьютер требовал назначать Смотрителя-смертника и все жители пытались избежать этой участи, что в конечном итоге привело к войне всех против всех. Во втором случае деление на «синих» и «красных» вкупе с нагнетанием паранойи довело убежище до ручки (правда, свою роль могло сыграть и неудачное расположение самого убежища).
- Ну и конечно же стоит упомянуть Убежище 34, чья оружейная была переполнена и не заперта. И если большие любители взрывчатки всё же смогли сравнительно мирно покинуть убежище (и позднее стали Бомбистами с авиабазы Неллис), то дальнейшие разлады в итоге привели к катастрофическим последствиям.
- Один из сценариев Victoria 2 так и называется «House of Divided». Центральной темой как раз и является Гражданская война в США.
- Saints Row — именно это происходит в банде «Порочных Королей» после нескольких успешных операций «Святых». Заканчивается всё плохо — в живых остаётся только бывший главарь Бенджамин Кинг, да и тому потому что пришёл на поклон к бывшему другу (а ныне закадычному врагу) Джулиусу Литтлу. Да, Кингу пришлось наплевать на гордость и передать все дела «Святым», но по крайней мере, он остался жив и поквитался с предателями.
- Crusader Kings 2: троп встречается как напрямую, так и в инверсии. С одной стороны, удобней отхватить у соседа кусок, пока тот воюет со своими вассалами. С другой — при вторжении интервентов у вассалов резко вырастает лояльность. Поэтому европейскому монарху вялотекущий джихад может быть даже выгоден: пока грозят чужие, свои сидят тихо и не создают проблем.
- World of Warcraft — Орда имеет свойство постоянно раскалываться во время войны с Альянсом. Что во время Катаклизма и Пандарии в Орде началась гражданская война на фоне мировой войны с Альянсом, что во время Битвы за Азерот, в Орде начинается гражданка, едва Альянс начинает побеждать в войне.
- Со стороны Альянса же есть иного рода свойство — их (будущие) союзники перед лицом крупной опасности начинают внутренние межусобицы. Так было в Гилнеасе, где в условиях Катаклизма, эпидемии воргенов и наступления Отрекшихся местные лорды задумали рокош против короля Седогрива. Так было в альтернативном Дреноре, где в дренейском совете экзархов началась грызня, хотя Железная Орда уже нависала дамокловым мечом. И так было в Кул-Тирасе, где глава дома Эшвейн задумала захватить власть у дома Праудмуров, хотя два других дома уже и так исчезли чёрт знает куда, да ещё и на горизонте маячит масштабная война Орды и Альянса за азерит.
Визуальные романы
- Danganronpa: Trigger Happy Havoc: любой «классный суд» превращается в сабж из-за страха неправильно определить убийцу и отправиться на массовую казнь.
Настольные игры
- BattleTech: пять больших домов периодически сталкиваются между собой. Также под троп попадает дом Марика, в котором постоянно идут восстания и междоусобицы и который впоследствии распался на 4 фракции после Джихада. Также кланы, которые делятся на Крестоносцев и Хранителей, имеют разные взгляды на наследие Керенского.
- Warhammer Fantasy Battles: такое иногда случается в Империи, когда Император умирает или уходит в отставку. После этого курфюрсты долго не могут решить, кто же будет следующим. Когда-то было время Трёх Императоров, когда три графа почти одновременно называли себя Императорами . Имперские провинции не начали воевать друг с другом, выясняя, кто из них троих законный,на это наложился конфликт сигмаритов с приверженцамми Ульрика и Таала,а потом к процессу подключились графы-вампиры Сильвании…так что аж до Великой Войны с Хаосом и Магнуса Праведного Империя пребывала в нестабильном состоянии.
- А в перезапуске Age of Sigmar так случилось при первом вторжении Хаоса — тогда от Альянса Порядка бога Сигмара откололся Альянс Смерти Нагаша (а Альянс Разрушения Горкаморки откололся ещё раньше).
Реальная жизнь
- Гражданская война в Испании же. Пока социалисты, коммунисты и анархисты из Народного фронта, управлявшего республикой, увлечённо выясняли отношения, — фалангисты генерала Франко медленно, но верно брали один регион за другим. Описано, в частности, у Джорджа орла нашего Оруэлла в «Записках о гражданской войне».
- Кстати, у Франко и компании в начале войны тоже был тот ещё балаган — но у них как-то лучше получилось собраться и найти общий язык…
- С точностью до наоборот получилось в Гражданской войне в России. Именно «красные» оказались самой организованной силой, пока «белые» (и тем более — «зелёные») застряли в собственных дрязгах. Да и иностранные интервенты в лучшем случае пытались прикарманить плохо лежащее (как британцы) или вовсе ставили палки в колёса друг другу (как японцы и американцы).
- Первая Иудейская война — население Иудеи было расколото: молодые и решительные люди (зелоты) во главе с Иоанном из Гисхалы выступали за восстание против римлян, иудеи постарше понимали, что добром оно не закончится. Между ними началась вражда, которая расколола даже дружные семьи, и партия молодых в этой войне побеждала. Из них некоторые стали разбойниками, от набегов которых жители деревень стенали больше, чем от римского ига. Повстанцы заняли храм в Иерусалиме, что вызвало протест первосвященника Анана (упомянутого в библейской книге Деяний) и народа на его стороне, а когда зелоты по жребию поставили первосвященником полного невежду Фаннию, гнев народа усилился. В городе начались резни, и Анан был убит. Но вскоре воевать друг с другом стали уже три партии зелотов, ведомые тремя властолюбцами: Иоанном Гисхальским, Симоном, сыном Гиоры (который также притеснял народ, но затем оказал ему «милость» — позволил выступить на его стороне) и Элеазаром, сыном Симона, священником. Иерусалим пришёл в такое бедствие, что Иосиф Флавий считает, что город уничтожила междоусобица, а римляне, хоть и разрушили город, уже не могли сделать хуже, но хотя бы прекратили распри.
Эффект бабочки • Эффект Ворфа • Эффект горностаевой мантии • Эффект Дульсинеи • Эффект Йетса • Эффект неуловимого Джо • Эффект Светлячка
Алгоритм сортировки зла • Алгоритм сортировки смертности • Власть — это сила • Волшебные законы физики • Закон Годвина для путешествий во времени • Закон Джона • Закон злодейской смены стороны • Закон об оружии в фэнтези • Закон обратной отдачи • Закон Осмозиса Джонса • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Закон сортировки крутости в аниме • Закон сохранения деталей • Закон сохранения ниндзюцу vs Сила толпы • Законы роботехники • Ирония отставки • Молитвы — пища богов • Не убий • Правила злого властелина (Оригинал • Кодекс • Правила дракона • Правила грамотного драконоборца) • Правило 34 • Правило 63 • Правило 85 • Правило драмы • Правило крутизны • Правило прикольности • Принцип меньшего зла • Принцип наилучшего развития событий • Скупой платит дважды • Смерть от кармы • Уровень некомпетентности
555 • Адская косметология/Каннибальское бессмертие • Ангст? Какой ангст? • Анималистическая символика • А вот и я! • А он вовсе не такой! • А он там был один такой (Теперь они там все такие • Раса из одного) • Аура невидимости • Ахиллесова пята (Ахиллесова фигня) • Бегство от зверя • Бегство от зомби • Безумная клёвость • Бесконечный боезапас • Бесконечный запас крови • Бесконечный источник ресурсов • Бескровная резня • Бесполезный огнестрел/Полезный огнестрел/Огнестрел — это страшно • Бессменный телохранитель • Бессонница • Бешеный гнев • Биохимических барьеров не существует (Разум превыше биохимии vs Против биохимии не попрёшь) • Бой за скамейку • Боливар не вынесет двоих • Быстрее, чем кажется • В будущем одеваются в облипочку • В будущем одеваются как в прошлом • Вам террористы, нам партизаны • Вербальный тик • Верность до конца • Вечная загадка (Жёлтый теннисный мяч) • Вечное полнолуние • Вирус ненависти • Вирусное превращение • В каждой бочке затычка • Внутри больше, чем снаружи • В общем, все умерли • Воздушное ясновидение • Враг силён твоим страхом • Враг — это честь • Гамбургский счет • Героическая сила воли • Героическое упорство • Гештальт • Главная тайна • Говорит сам с собой • Голливудское Вуду • Голоса в голове • Голубой экран смерти • Горизонт отчаяния • Двойная жизнь (Ночная жизнь) • Девочек бьют девочки/Стариков бьют старики • Декоративные сиськи • Деньги — фетиш • Детская неуязвимость • Джентльменское предупреждение • Дискриминация убийц • Доигрался в кошки-мышки • Дом разделённый • Допустимая жанровая условность • Дофига миров • Дыхание Дарта Вейдера • Её зовут Вера • Жанровая слепота • Жанровая смекалка • Жанровая ошибка • Жестокое милосердие • Зависть • Закадровое гуро • Закадровый момент крутости • Замороженное время • Запрет на ГМО • Запрет на трансгуманизм • Зашкаливающее самомнение (Комплекс бога vs Я не бог) • Земля дрожит при приближении • Злодейский аффект • И всё-таки они друг друга любят… • Игра в снежки • Избыточный физиологизм • Иммунитет протагониста vs Просто они не герои • Инопланетяне говорят по-русски • И он может улыбаться vs Не умеет смеяться • Ирония судьбы • Исчез в клубах логики vs Вера — это сила • Карманная вселенная • Кармическая справедливость • Катастрофа, но не беда • Колотить по клавиатуре • Кнопка берсерка • Кнопка травмы • Комплекс Пиноккио • Красивый — не значит хороший/Красивый — значит хороший • Красное Кольцо Смерти • Красота остаётся незапятнанной • Круто и практично • Круто, но непрактично • Легенды преувеличивают • Ловушка для любопытных (Нельзя, но очень хочется) • Луковые слёзы • Любит прикосновения • Маклаудство • Мегатонный удар • Месячных не бывает • Метафизическая броня • Миллионы — это статистика • Минувшие приключения • Мины издают звук перед взрывом • Момент губастого аллигатора (Неуместный Сталин vs Бревно Ильича) • Морда кирпичом • Моральный тупик • Мультикилл • На лицо ужасные, добрые внутри • Наплечный симпозиум/Головной симпозиум • Начальник куда пошлют • Не было гвоздя • Не в деньгах счастье • Неверие с броском • Не команда • Не любит прикосновений • Не отбрасывает тени • Неохраняемый пульт охраны • Неправедно нажитое впрок не идёт • Не умеет давать имена • Неладно скроен, но крепко сшит • Ненавидит праздник • Неправдоподобно убедительная маскировка (Слышишь, мы кошки) • Нет антагониста • Неуловимый Джо • Неуместный инвалид • Нечаянное пророчество • Нечеловеческая мимика • Нечеловеческая психология • О Боже мой, они убили Кенни! Сволочи! • Обнять и плакать • Образ врага • Одним миром мазаны • Одномерное мышление • Односторонне невыносимые условия • Одностороннее соперничество • Они живые! • Опошленная ситуация • Оральная фиксация • Орлангур • Остерегайтесь тихих • Осторожно, доброта! • Остров времени • Особая примета • Отомщено временем • Отсутствие эмпатии • Отчаянное желание внимания • Отчаянное желание привязанности • Педаль в пол • Передозировка милоты • Перекачаешься — лопнешь • Пленных не обыскивают • Плохие эльфы • Победа скучна • Повадился кувшин по воду ходить • По нарастающей • Популярное заблуждение (Историю пишут победители • Цитата-бастард) • Поцеловать ногу • Праздник непослушания/Праздник Фуги • Превращение в змею помогает • Предатель как бы намекает • Приехал не в тот город • Принцессы не какают • Принять оскорбление как комплимент • Проблема доверия • Проблемы с коммуникацией убивают (Недопонимание) • Проверенное временем • Проверка на вшивость (Докажи, что ты злодей) • Прозрение равносильно освобождению • Простое обучение языку • Против биохимии не попрешь • Профессиональный риск ментора • Психиатрия — это страшно • Психическое кровотечение • ПТСР • Публика — сволочь • Пустая оболочка • Путь наверх • Пятое колесо в телеге • Радиопереговоры для атмосферы • Развращающий артефакт • Реклама (ACME • Бленд-нейм • Обычный порошок • Плоская Земля • Скрытая реклама) • Ремонт пинком и такой-то матерью • Саймон говорит • С мануалом на коленях • Самосбывающееся пророчество • Самоубийственная самоуверенность • Сверхвыносливость • Секретный суперудар • Сексуальное равноправие • Серийные образцы никуда не годятся • Сила — это плохо • Символика сторон света • Синдром Бога • Синдром Болванщика • Сказку сделать былью • Слезогонка (Улыбка сквозь слёзы) vs. Душегрейка • Слёзы творят чудеса • Слишком хорош для этого мира • Слишком часто извиняется • Словесная провокация • Старые раны • Стеклоломный звук • Стиль дурака • Странные вещи на фотографии • Страховка героя • Суд Линча • Сюжетная броня • Сюжетная способность • Так плохо, что уже хорошо • Там, где нас нет • Техника безопасности • Туше́ • Трагическая импульсивность • Трагический момент из детства • Ты волшебник, Гарри! • Тюрьма развивает • Убей их всех • Универсальное решение проблем • Унылая непобедимость • Ускоренное обучение • Фантастический расизм (Мы для них животные! • Человек — это звучит жутко) • Фатальная слабость • Фирменный смех • Фрейдистское трио (три лика Гекаты/три лика Адама) • Халява не впрок • Характерный тик • Хлипкие верёвки, слабые замки • Холодная ярость • Хочу быть нормальным • Хрупкая утопия • Хэппи-энд нужно заслужить • Цветовой дресс-код • Цепь оверпауэра • Цепь случайных совпадений • Чего нет, то не отнять • Чем старше, тем лучше • Честь прежде разума • Чудесное обучение языку • Чуждая геометрия • Чужое небо • Шлем — это не круто • Шрамы навсегда • Экипаж (Минимальный • Чрезмерно раздутый) • Это не луна! • Эхо могущества • Яблоко от яблони далеко падает/Конфликт поколений • Языковых барьеров не существует
Брать живым • Вождь краснокожих • Дева в беде (Кража невесты) • КОТ • Мешок на голове/Связали и заткнули • Побег (Выгнан из плена) • Попасть в плен (Добровольное пленение • Похищение • Похищение инопланетянами) • Рабство (Герой — раб • Жестокий рабовладелец • Работорговец • Рынок рабов) • Тюремщик • Тюрьма развивает
Темница сырая: Азкабан • Каземат • Персональная тюрьма • Планета-тюрьма • Тюремная зона
Добровольная неволя: В тюрьме — как на свободе • Защищать свою тюрьму • Не бедный раб • Раса слуг • Собачье послушание • Стокгольмский синдром • Шея мёрзнет без ошейника
Взрывы в космосе • Графическое выделение • Киношная биология (Африканская кукабара • Безобидная рана vs Неубедительно смертельная рана • Сотряс – не простатит, за часок пролетит • Тупые предметы не опасны • Увёртливые внутренние органы • Хищный зверь) • Мультяшная физика • Анатомия свинки Пеппы • Неизменяемый ландшафт • Несоответствие масштаба • Под водой — как над водой • Пуленепробиваемый картон • Четыре пальца
Безопасная пытка • В конечном счёте ломаются все • Заставили смотреть на пытки • Психологические пытки • Пытки — дело житейское • Пытки портят характер • Пытки ломают личность • Пытки — это серьёзно • Смехотворные пытки
Реакция: Партизанское молчание • Словесный понос от сыворотки правды • Такой психованный, что пытать бессмысленно
Враги в рогатых шлемах • Враг мой vs Заклятый враг • Достойный противник • Дружба, закалённая в огне • Дружба начинается с поражения • Закадычные враги vs Заклятые друзья
Близнецы меняются местами • Два тебя • Доппельгангер • Злой двойник • Кванк • Клон
Не двойники: Мастер маскировки • Метаморф (Оборотень • Анимаг) • Мистер Хайд • Операция под фальшивым флагом/Под прикрытием • Подменыш • По следам себя любимого • Раздвоение личности • Самозванец
Художественная камасутра: Апокалиптическое порно • Архитектурное порно • Батальное гуро vs Батальное порно (Дуэльное порно) • Гурман-гуро vs Гурман-порно • Интерьерное порно • Национальное порно • Костюмное порно • Пейзажное порно (Прекрасная зима) vs Пейзажное гуро • Техническое порно (Автомобильное порно • Оружейное порно • Список кораблей) vs Техногуро
Художественный медсправочник: Синдром внезапной смерти в сиквеле • Синдром Дарта Вейдера • Синдром Кларка Кента • Синдром Лайки • Синдром Мэри Поппинс • Синдром хронического героизма • Синдром штурмовика • Синдром Элджернона
Чеховские приёмы: Арсенал Чехова • Вулкан Чехова • Навык Чехова • Предзнаменование • Ружьё Бондарчука • • Ружьё не для стрельбы • Ружьё подлеца • Ружьё Чехова • Случайное попадание • Стрелок Чехова • Шутка-бумеранг
Басня (Басня без связи • Басня понята неправильно • зелёная басня • красная басня • неудачная басня • неудобная басня • фантастическая басня) • Вывих мозга • Грызть реквизит (Доить гигантскую корову/Безумная мимика • ЭТО! СПАРТА!/) vs Читать, как пономарь • Знают именно за это • Королева бреется • МТА/МТХ • Моральный закон природы • Никто не смотрит Шекспира • Ошибка позиционирования • Очучеливание • Подавление недоверия • Просочиться в канон • Украсть шоу • Фрейд был прав • Чудо одной сцены • Эффект альфы • Чудо одного трека • Шоковая терапия
Не думай о белом медведе • Парадокс корабля Тесея
Такой серьезный, что уже смешно • Такой крутой, что уже смешно • Так грубо, что уже смешно • Так страшно, что уже смешно • Одноногая собачка • Пересластить пилюлю • Шоковая терапия
Штамп • Основы
Добавить комментарий