Целомудрие

Содержание

КАКИЕ СЛОЖНОСТИ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ В ОТНОШЕНИЯХ?

Ссоры, измены, грубость, злоупотребление алкоголем и много чего еще.

Но это лишь последствия, а причины могут быть совершенно разными: Недопонимание, нежелание слушать и слышать своего партнера, отсутствие нормального общения.

И постепенно, любая мелочь будет накапливаться и расти с каждым днем, пока не выльется в одно из тех последствий, которые описаны выше.

В интернете есть много предложений консультаций семейных психологов, стоят такие консультации от полутора до четырех тысяч рублей за час.

Разумеется в семье могут появиться сложности с воспитанием детей или отношениями с родителями и в этом случае, вероятно, такая консультация психолога будет кстати.

Но все трудности, которые касаются сексуальной жизни и взаимоотношений между партнерами совсем несложно исправить путем практики мужского целомудрия.

Стоит ли говорить о том, что это еще и очень увлекательное и возбуждающее времяпровождение.

Материалов, которые есть на этом сайте, моих писем с советами на каждый день и подарочной книги «Женская власть. Страсть под каблуком» будет вполне достаточно, что бы начать пробовать все прелести мужского целомудрия и вероятно, вы уже начнете понимать всю пользу от такого «нового образа жизни».

Но вместе с тем, у вас появится масса вопросов, ответы на которые можно получить только в процессе практики.

У нас с Максимом все получилось, он действительно уже долгое время носит пояс верности 24/7.

Да, на то что бы привыкнуть к нему, у нас ушло несколько месяцев стараний, проб и ошибок, но теперь пояс верности совершенно не мешает ему жить. Более того, он теперь не может жить без него.

Итог: Сексуальная жизнь мужа, сейчас полностью в моих руках. Его поведение и отношение ко мне стали в разы лучше. Даже лучше, чем в первые недели нашего знакомства. А качество и количество секса вообще сложно как-либо измерить.

И всего этого мы добились сами, не путем промывания мозгов или магических заговоров, а просто, шаг за шагом, внедряя мужское целомудрие в жизнь.

Весь этот эксперимент детально расписан на 187 страницах книги » Мужское целомудрие . От фантазии к реальности». Вместе с размышлениями, примерами и рекомендациями.

На прочтение этой книги у вас возможно уйдет несколько дней. Но что бы осмыслить и применить на практике знания, которые по крупицам собирались не один год, потребуется гораздо больше времени.

Что делает целомудрие для мужчины

Целомудрие не только помогает мужчине избегать ловушек, способных погубить его, но и приносит ему силу, как духовную, так и физическую. Человек, украшающий свою жизнь добродетелью, обеспечивает себя защитной броней, которая поможет ему выдерживать другие искушения. Он достигнет внутренней силы духа, которая поможет вести его к более совершенной жизни. Кроме того, он приобретет яркое выражение лица и целостный дух, из-за чего нечестивые люди будут чувствовать дискомфорт в его присутствии.

Морально чистый человек имеет спокойствие в разуме — он не боится, что люди найдут скелет, давно спрятанный у него в шкафу, что его пути пересекутся с тем, кто сможет его шантажировать. Уча своих детей целомудрию, он может делать это с убеждением и силой.

Мужчина, обладающий половой чистотой, продлит свою половую функциональность и здоровье. Некоторые пытаются отвергать этот факт и оправдывать безнравственность тем, что подавлять половое влечение вредно для здоровья. Это ложное учение. На самом деле все наоборот. Подавление и контроль приносят человеку силу и здоровье и продлевают половую функциональность и удовлетворение. Половые органы человека — это не мышцы, которые должны напрягаться и работать во избежание атрофии. Их функции усиливаются в условиях ограничения, тогда как распущенность ведет к слабости.

Надо заметить, что одно из величайших разочарований тех, кто легко дает волю своим половым страстям, — это потеря потенции и отсутствие устойчивого удовлетворения. Это ведет к противоестественным отклонениям, которые не только не способны потушить огонь, но и еще сильнее разжигают его. Как и в случае с пьянством и другими серьезными пороками, это иногда заканчивается саморазрушением, когда человек осознает, что он пошел по пути, на котором невозможно найти желаемого удовлетворения. Следующий величайший дар после дара жизни, данный мужчине, — это возможность участвовать вместе с Богом в заселении земли. Осквернение источника жизни — это почти такой же серьезный грех, как убийство.

ЧТО ТАКОЕ, ПО-ВАШЕМУ, ЦЕЛОМУДРИЕ? ВОЗМОЖНО ЛИ ОНО В НАШИ ДНИ?

Сергей ВЕРЕЙКИН,
директор дирекции молодежных изданий ИД «Бурда»

Слово «целомудрие» для меня относится к тому же безнадежно устаревшему лексическому ряду, что «неизбывный» и «отнюдь». Не по содержанию, а по форме. Классические романы да телесериалы, снятые по ним — только там и можно еще услышать характеристику «целомудренный», относящуюся к кому-либо. Мы знаем «высоконравственных» людей, мы читали о «светлых» людях. «Приличные» люди толпами бродят вокруг нас, если верить оптимистам. «Целомудренные» остались в туманной дымке, скрывающей от нормального современного человека границы добра и зла. Я сожалею об этом, но ничего поделать не могу — я такой же нормальный современный человек.

Целомудрие как высшая форма нравственности — это ведь система. Это сознательно поставленный и поддерживаемый защитный барьер от манящей тебя окружающей грязи. Здесь, как мне кажется, и лежит основное различие между целомудренными людьми и теми, про которых мы говорим, что они совершают «высоконравственные» поступки. Совершить подобный поступок, в общем-то, довольно просто. В этом я иногда убеждаюсь на собственном опыте, когда оказывается вдруг, что достаточно вовремя остановиться и не сделать гадость — и ты уже в глазах окружающих приличный человек.

Увы, целомудренным я от этого не становлюсь. Целомудрие — не просто череда нравственных поступков, а само существование твое, течение твоей жизни, в которой ты сделал выбор в отношении всевозможных соблазнов. И таких целомудренных людей я за свою жизнь… Хотел сперва написать, что вовсе не встречал, потом понял, что нет, были такие люди. Я действительно знал нескольких людей, чья естественная нравственность вызывала у меня искреннее желание поучиться у них умению жить. Можно ли их было назвать целомудренными? Пожалуй, что можно, хотя в моменты общения с ними это определение не приходило мне в голову.

Настоящую зависть вызывало у меня удивительное спокойствие этих людей, когда судьба подвергала их нравственные принципы испытанию. Не знаю, что происходило у них в душах, шла ли там какая-то внутренняя борьба, но только внешне это все выглядело так, что иного исхода у ситуации и быть не может. Куда до них мне, a wanna be-приличному человеку, рефлексирующему по поводу правильности того или иного выбора.

Коли такие люди существуют, скажете вы, значит, и целомудрие в наше время, пусть не как слово, но как понятие не исчезло? Не знаю, не знаю… Могу лишь сказать, что эти люди были вне нашего времени. Окружающие относились к ним как к аномалии. И скорее, со знаком минус. Потому что такие люди вызывают у других, нормальных, чувство неловкости за себя — довольно гадкое ощущение.

Хочется назвать сразу назвать таких людей ханжами. Это вообще очень удобный ярлык. Лицемеров у нас много. Сразу вспоминаются персонажи, которые с трибуны ругали современную массовую культуру за безнравственность, а в кулуарах выясняли, какие в среде этого масскульта приняты гонорары.

Но ведь люди, о которых я говорю — не ханжи, это очевидно. Те, с кем я был знаком — они искренние, они настоящие. Что-то дает им силы, помогает им с такой внешней легкостью противостоять соблазнам.

Я тоже так хочу.

Дмитрий МЕНДЕЛЕЕВ,
ведущий телепрограммы «Библейский сюжет» (канал «Культура»), руководитель московской православной телекомпании «Неофит» при Свято-Даниловом монастыре

Я согласен с теми, кто считает, что целомудрие — это не антоним развращенности и распущенности, а нечто гораздо более важное и глубокое. И в первую очередь это цельность. Когда мы говорим о целомудрии, то прежде всего подразумеваем целостность мировоззрения. А сегодня в нашем обществе с этим очень большая проблема. Люди страдают как раз оттого, что не могут найти в себе стержень. Что-то они видят под одним углом зрения, что-то под другим, что-то под третьим. И в итоге человек чувствует себя расколотым на множество кусочков, как разбитое зеркало.

А целомудрие — это когда человек может целиком отдать себя вере, любимому делу, семье, своей стране. Как только человек начинает себя отдавать целиком чему-нибудь, он собирается воедино. И даже не один человек, а собирается группа людей, собирается общество, народ, Церковь. Поэтому мне кажется, целомудрие — может быть, главное, чего не хватает нашей стране. То есть надо все силы отдать для того, чтобы внутри тебя собралось бы единое целостное мировоззрение. Тут важно уметь отказываться от своих лишних осколочков, причем сделать этот выбор сознательно, просто трезво на себя посмотреть и понять, что какие-то вещи тебе в жизни не нужны. Ради своей целостности отказаться от лишней рюмки водки, от сигареты и от более тяжелых и серьезных вещей. Если я женатый человек, то связи на стороне будут разрушать целостность моей семьи, разрушать и ее, и меня самого. Так зачем мне это нужно? И тогда станет ясно, что и как нужно от себя отделить, словно грязь, шелуху.

Вне всякого сомнения, настоящее целомудрие сегодня возможно, как и в любое время. В самые страшные времена всегда находились люди, про которых мы говорим, что у них стержень внутри. Такой человек всегда заметен, что бы ни случалось — гонения, войны, тирании, болезни — или наоборот, полное равнодушие, апатия, неверие. Может быть, таких людей и не очень много, но они есть и на них надо ориентироваться.

Заруи МИГРАНЯН
преподаватель кафедры мировой литературы МГИМО, кандидат исторических наук

Иногда в одни и те же слова люди вкладывают совершенно различный смысл, причем это явление наблюдается в разных языках. И русский, конечно, не исключение. Особенно часто возникают проблемы с абстрактными понятиями, как, например, целомудрие. В словаре Ожегова целомудрию дается два объяснения: то же, что девственность, и строгая нравственность. Но в моем понимании целомудрие — это категория, которая имеет отношение именно к состоянию души — независимо от каких-то физических, физиологических аспектов. Это некая внутренняя чистота, которая не обуславливается внешними факторами. Это также и честность, и благородство, и желание найти смысл жизни, устремленность к Богу. Целомудрие как некая целостность, завершенность, которая защищает душу.

Кстати, мы не можем судить о целомудренности, о внутреннем содержании человека «по одежке», по его внешнему виду. И мне кажется, что целомудрие возможно всегда, в любые времена. Я сама знаю много людей с очень чистой душой. Просто сейчас мы живем в мире, где существуют другие стандарты, другая скорость по сравнению с прошлыми веками. Между прочим, и раньше не все так было хорошо в смысле нравственности. Но мне кажется, что-то вечное, присущее человеку с самого начала его существования в мире, было, есть и будет.

Сергей Лукьяненко
писатель-фантаст

Как известно, в словаре Даля на слово «целомудрие» даже не отведено отдельной статьи — есть лишь форма от слова «целый». Даль определяет «целомудрие» как непорочность, сохранение себя в девственной или брачной чистоте.

На мой взгляд, определение вполне исчерпывающее. Можно, конечно, говорить и о целомудрии мысли (которое далеко не всегда равно целомудрию телесному), можно говорить о целомудрии житейском, используя слово в переносном смысле, как синоним скромности, порядочности и деликатности.

Но в данном случае полезнее будет исходить из основного,
первичного смысла.

Возможно ли целомудрие в наши дни?

И да, и нет.

«Эры целомудрия» по сути не было нигде и никогда. Галантные средневековые рыцари, совершая подвиги во имя дамы сердца, не считали даже подобием измены «любовь» окрестных селянок. Английские джентльмены не гнушались содержанками из «низших слоев общества». Отношение к целомудрию в русском обществе прекрасно видно даже из произведений классиков русской литературы, многие из которых тоже не были образцами нравственности. Советское время, изжив крайние рецидивы вроде революционной теории «глотка воды», породило курортные романы и прочие «приемлемые обществом» формы супружеской измены. О сексуальной революции середины прошлого века на Западе или о нынешнем положении дел в России можно и не говорить. Разумеется, всегда и во все времена существовали люди, сохранявшие девственность до брака и не нарушающие супружеского союза. Но думаю, что этот процент примерно одинаков в любом обществе.

Можно ли рассчитывать на целомудрие в наше время? Люди все позже вступают в брак — и это естественная тенденция. Пожалуй, только к тридцати годам (да и то при благоприятном раскладе) человек способен создать свой дом, добиться каких-то успехов на работе, содержать детей. Отказаться от секса на все молодые и отчасти зрелые годы для большинства людей просто нереально. Альтернатива — сидеть «молодой семьей» на шее родителей, требовать от них нянчить детей, словом — жить в законном браке, но оставаться недорослями, мне кажется куда более отвратительной, чем секс до брака.

Поэтому единственное целомудрие, которое реально может хранить современный человек — это целомудрие брачное. Печально, что для многих невыносимо тягостно и оно.

Алексей ОСИПОВ,
профессор Московской Духовной Семинарии и Академии:

Прежде всего, целомудрие означает не только ту сторону жизни человека, которая относится к телу. Она относится к целостному составу человека. Отсюда и само слово «целомудрие». Святые отцы говорят об этой целостности как о том правильном устроении души и соответствующем состоянии тела, которые заповеданы Христом. В отношении души, прежде всего, целомудрие означает не что иное, как чистоту. Чистоту мыслей, желаний, если хотите, чистоту души. Чистота тела — это более-менее всем понятно. Оказывается, что целомудренным может быть человек в браке, живущий с женою нормальной жизнью. А нецеломудренным может быть и человек, который не только не состоит в браке, но и не совершает никаких плотских грехов. Но, тем не менее, по своему внутреннему состоянию он — как говорят святые отцы — разжигается. То есть исполнен всяких дурных наклонностей, вожделений, и живет этими страстными мыслями, чувствами и так далее.

Целомудрие — это великое дело и основа, лишь благодаря которой человек и может постепенно, через молитву, приобщаться Богу и в нем может осуществляться тот процесс, который мы называем процессом обожения — то есть когда тварная человеческая природа преображается, прививается к божественной природе.

В отношении нашего времени я скажу так. Христос вчера и сегодня и вовеки тот же. И целомудрие возможно. А вот уже степень достижения полноты целомудрия зависит, прежде всего, от каждого человека и, конечно, обусловлена окружающей средой. Недаром те, кто хотел достичь большего, уединялись, уходили в отдаленные монастыри. Потому что в мирской среде почти невозможно достичь полноты этого. Даже Иоанн Кронштадтский, который был великим праведником и чудотворцем, как мы знаем, не достиг бесстрастия. Это возможно, конечно, исключительно в условиях затвора и монастырского существования. Но зачем уж нам говорить о таких вершинах недостижимых? Важно другое: возможно это целомудрие, возможно. Именно в нашей среде, в нашей жизни. Но только при нашем искреннем желании.

Ольга БУДИНА,
актриса, лауреат Государственной премии РФ

Если размышлять логически, то, наверное, это «мудрость от целого». То есть некий внутренний стержень, который и определяет целостность души, тела, образа мыслей, поступков… Иначе говоря, все в человеке должно быть подчинено одному целому.

Очень хорошо ощущают это целое дети, потому что они едины, живут настоящим, всегда понимают, чего они хотят — поэтому дети и мудрые. Я думаю, что Христос, говоря: «Будьте как дети», это и имел в виду. Будьте, как дети, то есть не забывайте самое главное.

На сегодняшний день понятно, что поле битвы (я имею в виду мысль Достоевского: «сатана с Богом борется, и поле битвы — душа человеческая») испещрено ранами, диавол побеждает, причем до такой степени, что мы сами часто даже не понимаем этого. Он настолько хитер и вторгается во все наши чувства, мысли, желания, что мы порой не понимаем, чего же на самом деле хотим — настолько в нас сильны инстинкты общества, нашего образа жизни, профессии — то есть среды, в которой мы находимся. На мой взгляд, среда формирует сознание человека. И среда нашего времени «настроена» на подавление целомудрия. Целостность человека никому не нужна, она мешает экономике, политике, искусству.

Хорошо, конечно, когда есть семья, друзья, которые могут поддержать тебя, когда есть сообщество, где люди понимают, в каком мире они живут, и помогают друг другу противостоять среде. Но это все равно очень сложно, потому что мы живем в обществе и не можем от него полностью отгородиться — иначе надо становиться отшельниками. Особенно тяжело людям, у которых публичная профессия, предполагающая контакты со множеством людей — это актеры, врачи, педагоги…

Целомудрие, безусловно, возможно. Но для этого нужно совершать очень нелегкую работу: не поддаваться соблазнам и четко видеть, в каких именно вещах проявляется давление «мира сего».

Аглая Епанчина, которую я сыграла в экранизации «Идиота», совершенно не была целомудренной — и не надо обольщаться на ее счет. Аглая погрязла в своих внутренних страстях, как Настасья Филипповна в страданиях. Понятно, что князь Мышкин в любом случае сошел бы с ума — если не из-за Аглаи, то от кого-нибудь еще. Но инициатором конца была, конечно, Аглая из-за своих честолюбивых амбиций.

Я считаю, что основа сегодняшнего не-целомудрия, ахиллесова пята человека — это честолюбие, желание занять место под солнцем. Конечно, есть естественный отбор, человек хочет быть лучшим, добиться чего-то в жизни. Все наше воспитание, начиная с детского сада, зиждется на взращивании честолюбия. В школе ставятся отметки, приводятся в пример более успешные и послушные ученики. Если ты получил двойку — это плохо, неужели ты такой глупый? Считается, что цельность человека как раз и есть его стремление к успеху. Поэтому нужно себе очень ясно представлять, чего же мы хотим получить от этой жизни. Зачем нам нужно хорошо учиться в школе, танцевать или играть на музыкальном инструменте — для того, чтобы нас похвалили, чтобы не огорчать родителей, чтобы потом сделать карьеру, не пропасть в этом мире? Конечно, вопрос очень сложный. Я не думаю, что кто-либо из обычных мирян способен полностью справиться с честолюбием. Но к этому нужно стремиться.

Зоя ГОНЧАРЕВСКАЯ,
Кандидат медицинских наук, акушер-гинеколог Юго-Западного округа г. Москвы, доцент кафедры акушерства и гинекологии университета «Дружбы народов»

Прежде всего, целомудрие — это внутреннее нравственное состояние, и нельзя сводить его только к девственности, потому что человек может попасть в тяжелую ситуацию и не по своей вине. Другое дело, что зачастую на людей, реализующих свое право на целомудрие, оказывают давление. В частности, доктора, которые могут сказать, что «ваши проблемы со здоровьем оттого, что вы не живете половой жизнью». А с экрана к тому же пропагандируется образ «современной женщины», доступной и непостоянной. В результате молодые люди могут начать сомневаться в правильности своего выбора в пользу целомудрия.

26 лет работая врачом-гинекологом, я вижу, как уходит понимание важности целомудрия. Легко популяризировать образ женщины, меняющей «партнеров» как перчатки, сложнее потом понять, что все-таки для детей лучше, когда они растут в полной семье, которую люди создали впервые и навсегда. Но сегодня люди просто начинают жить вместе, а дальше — «как получится».

Залог целомудрия все-таки в семье, в том, насколько родители дорожат друг другом, ведь дети понимают гораздо больше, чем кажется взрослым: дескать, обсудили по телефону — ребенок не услышал, сказали пошлость — он не понял.

Медицинской статистики того, насколько наша молодежь соблюдает до брака девственность, нет. Но и без нее можно сказать, что браки, которые для обеих сторон начинаются впервые, прочнее. Об этом надо говорить, это надо разъяснять подросткам, и существуют специальные программы, рассчитанные на школьников — но их практическая реализация зависит от желания как педагогов, так и врачей.

Однако и те молодые люди, у которых не было живого, семейного примера целомудрия, могут и сами прийти к осознанию этих вещей — всегда ведь есть, откуда черпать пример целомудренной жизни. Была бы только потребность…

Константин ЭГГЕРТ,
журналист

Целомудрие — это чистота действий и помыслов в отношениях людей, прежде всего в любовных отношениях. Причем второе (чистота помыслов) не менее важно, чем первое, но значительно труднее. Для большинства людей само понятие «целомудрие» означает прежде всего половое воздержание, но мне кажется, тут нельзя ставить формальный знак равенства. Целомудренный человек — это прежде всего человек, уважающий личность в том, кого он любит, воспринимающий любовь как Божий дар, который не следует, не стоит и не хочется разменивать. «Любимых нельзя использовать» — вот на этом, наверное, строится целомудрие. Мне трудно сказать, может ли быть целомудренной физическая любовь вне брака. Но в стремлении избежать добрачных связей, подарить себя всего целиком только тому, кого ты полюбил по-настоящему, есть большой внутренний смысл, а в сегодняшней жизни это настоящий поступок.

Современное урбанистическое либеральное мировоззрение абсолютно индифферентно к целомудрию или отсутствию оного. «Делай и чувствуй, что хочешь, пока это не мешает другим», — таков современный подход. Эпоха «сексуальной революции» закрепила этот подход на Западе на неформальном, а зачастую и формальном уровне. «Мы оба млекопитающие, давай займемся этим делом как (животные) на Discovery Channel» — так пелось в известном клубном хите лет пять назад. В сущности, это и есть сведенная до лозунга антитеза целомудрию и любви. Той любви, в основе которой — вера в Бога.

Да, разврат был всегда — и при древних египтянах, и при не очень древних викторианцах. Да, две мировые войны поколебали веру человечества в существование незыблемых моральных принципов. Но это не значит, что человеку не должно быть свойственно стремление к чистоте. Ныне религиозные нормы окончательно вытеснены из повседневной жизни и из культуры. И это привело к тем проблемам, с которыми столкнулась современная цивилизация — ослаблению института семьи, отчуждению людей, старению и постепенному вымиранию многих стран Европы. Если масса видит в сексе такое же развлечение, как поход в кино, личностные отношения незаметно обесцениваются.

Я знаю одного английского журналиста, глубоко верующего католика средних лет. Он до сих пор не женат. Его романы рушились, потому что женщины, которые ему нравились, с трудом понимали, что для него брак — не только функция регистрации гражданского состояния, а стремление к определенному состоянию двух душ. Новая любовь моего знакомого живет в Польше. У них трогательные, именно целомудренные отношения, роман если не в письмах, то уж точно с длинными разлуками. И мы, его друзья, надеемся, что этот роман перейдет в счастливый брак.

Так что на вопрос «Можно ли быть целомудренным сегодня?» отвечу: «Да, но это очень трудно». Мне кажется, что читатели «Фомы» — это как раз те молодые и современные люди, для которых «целомудрие» — понятие совсем не устаревшее.

Диакон Андрей КУРАЕВ,
профессор богословия

Все, о чем говорит православная аскетика (то есть церковная психология) — страсть, грех, целомудрие, покаяние — это те экзистенциалы, те архетипы и состояния человеческой жизни, которые неподвластны культурным, социальным и политическим модам. Другими словами, целомудрие — это то, что всегда достижимо для человека. Поэтому бессмысленно говорить о времени — целомудрие возможно всегда.

Что же это такое? Целомудрие — это цельность мудрости, цельность опыта. Это верность себе. Точнее — верность лучшему в себе, верность лучшей минуте своей жизни.

Целомудрие — это постоянный и радостный опыт Православной Церкви (по крайней мере, опыт людей, составляющих лучшую часть Церкви). Проблема состоит в том, что понять радость этого опыта можно только приобщившись, прикоснувшись к нему. В православном понимании целомудрие — это свобода. Свобода ОТ тех действий, которых ожидает от тебя твоя дворовая компания, друзья, одноклассники… Можно сказать, что целомудрие — это умение плыть против течения.

POST SCRIPTUM
Уважаемая редакция журнала «Фома»!

С большим интересом прочитал в №4 за 2004 год подборку ответов на вопрос «Что такое целомудрие?».

Должен заметить, как лексикограф, что в православном журнале (каковым является «Фома») за толкованиями значений отвлеченно-нравственных слов обращаться нужно все-таки не к однотомному «Словарю русского языка» Ожегова (как это делает Мигранян) и даже не к богатейшему словарю Даля (как поступает Лукьяненко, справедливо полагая, что «определение у Даля вполне исчерпывающее»). Лучше, конечно, приводить данные исторических словарей (типа «Словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского), а еще лучше — специальных толковых словарей, составленных богословами. Один из них — «Полный церковно-славянский словарь» протоиерея Григория Дьяченко (М., 1993 г, репринтное издание 1900 г.). В нем мы читаем: «Целомудрие — благоразумие, чистота помыслов и телесная; непорочность». Там же приводятся однокоренные слова: целомудренно — (трезво, чисто); целомудритель — (наставник воздержания, руководитель к целомудрию); целомудрствую — (наблюдаю скромность); целомудрю — (вразумляю, научаю); целомудрюся — (образумляюсь, поступаю благородно). В словаре Дьяченко о содержании понятия целомудренная жена (с отсылками к духовным текстам) говориться так: «Что значит быть целомудренной женой? Во-первых, любить своих мужей и детей; во-вторых, быть скромными, почтительными, благонравными; в-третьих, чистыми по телу и душе, непорочными; в-четвертых, жить скромно и ограниченно, быть бережливыми, хорошими домохозяйками…; в-пятых, быть благими, т.е. благосклонными и доброжелательными, так, чтобы домовитость не превратилась в скряжничество и ненасытную скупость; в-шестых, быть в подчинении у своих мужей, слушаться их, но не властвовать над ними… (см. стр. 806 словаря Дьяченко).

И все же я благодарен доц. 3. Мигранян за то, что ее замечания помогают уточнить толкование слова целомудрие в общелитературных словарях. В новом издании «Словаря русского языка» С.И. Ожегова оно будет представлено так: «1. То же, что девственность, 2. nepeн. Строгая нравственность; духовная чистота, непорочность».
С уважением, Л.И. СКВОРЦОВ,
доктор филологических наук, профессор,
редактор «Словаря русского языка» С.И.Ожегова

целомудрие

В Википедии есть страница «целомудрие».

Русский

В Викиданных есть лексема целомудрие (L178113).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. целому́дрие целому́дрия
Р. целому́дрия целому́дрий
Д. целому́дрию целому́дриям
В. целому́дрие целому́дрия
Тв. целому́дрием целому́дриями
Пр. целому́дрии целому́дриях

це-ло-му́д-ри·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -целомудр-; суффикс: -иj; окончание: -е .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. девственность, невинность ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. строгая нравственность, чистота образа жизни, помыслов и т. п. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. девственность, частичн.: невинность, непорочность; целомудренность
  2. непорочность; частичн.: целомудренность

Антонимы

  1. развратность, развращённость
  2. разврат

Гиперонимы

  1. добродетель

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: целомудренность
  • прилагательные: целомудренный
  • наречия: целомудренно

Этимология

От церк.-слав., ст.-слав. цѣломѫдрие (σωφροσύνη), цѣломѫдрьнъ (σώφρων; Супр.). Из целый и мудрый, по-видимому, кальки греч. σωφροσύνη и σώφρων. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    девственность, невинность

    • Английскийen: chastity
    • Датскийda: kyskhed (da) общ.
    • Испанскийes: castidad ж.
    • Итальянскийit: castità ж., verginità ж.
    • Латинскийla: castitas ж.
    • Немецкийde: Keuschheit ж.
    • Норвежскийno: kyskhet (no) м./ж.
    • Польскийpl: dziewictwo, czystość, niewinność
    • Португальскийpt: castidade ж.
    • Турецкийtr: bekâret; iffet
    • Украинскийuk: дівоцтво; цнотливість
    • Французскийfr: chasteté ж.
    • Шведскийsv: kyskhet (sv) общ.

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Почему целомудрие во множестве религий считается добродетелью?

      Алексей Титков 1292 4 года назад Социолог

      Считается по причинам, по которым религии вообще интересуются телом:

      • религии как сообщества видят в теле наглядный образ себя-как-группы. Важные для любой группы проблемы её границ, её структуры («анатомии»), её контактов с внешней средой, становятся близкими и понятными обычным людям в «переводе» на их тело (эту тему хорошо разбирает антрополог Мэри Дуглас). Христианство, в котором «церковь это тело», а «тела это храмы», здесь хороший пример;

      • религии как техники воспитания обязательно учитывают тело как первый важный объект, с которым надо научить обращаться.

      (1) Когда религиозной группе важно поддерживать четкую границу с внешним миром, сексуальные и пищевые контакты (и запреты) оказываются «точками фокуса», в которых эта проблема группы становится понятной для каждого. Еда и секс — потому что две ситуации, в которых граница между нами (телом) и внешним миром оказывается проницаемой, самой проблемной.

      Так получается, скажем, с индийскими кастами; или пример более близкий: ранние христиане в Римской империи. По житиям времен гонений получается, что ключевыми в отношениях с внешним миром оказывались (кроме словесного исповедания и языческих ритуалов) ситуации или с едой, «не есть идоложертвенного», или с сексом и браком. В случае с христианскими мученицами первых веков (святые Варвара, Екатерина, Марина и другие) заметно, насколько и они сами, и их мучители, связывали девство/брак и исповедание веры в одну проблему.

      (2) Дисциплинарный смысл: управлять желаниями, отказываться от немедленных удовольствий ради больших благ в будущем — такие навыки много где нужны и ценятся. Самым понятным «полигоном» для них становится как раз тело, сексуальные желания и пища. Если учесть, что тело это вообще главный «инструмент», которым мы пользуемся в контактах с внешним миром, то важность таких упражнений будет понятна.

      Можно еще учесть, что сюжеты, связанные с телом, сексом и пищей, в религиях почти всегда маркируются понятиями «чистого» и «скверного». Правильно обращаться с телом, желаниями и едой значит, одновременно, знать и понимать эти базовые категории. Разбираться в делениях «чистого» и «нечистого», следовать им в разных ситуациях — собственно, это и есть, во многом, религиозная компетентность (или, иначе говоря, добродетель).

      Сегодня мы поговорим на одну щекотливую тему: тему целомудрия. Современное общество очень не любит её и обходит стороной, хотя в ней заложены основы самоуважения, чести, здоровья, культурного уровня человека — всего того, что делает нас людьми и отличает от животных. Что же это за понятие, что оно означает и в чём заключается — узнаем из данной статьи.

      Целомудрие: значение слова

      Целомудрие — довольно широкое понятие. В словаре Ожегова «целомудрие» трактуется как девственность, а также строгая нравственность, чистота.

      В «Энциклопедическом словаре» педагога «Основы духовной культуры» Безруковой В. С. даётся следующее объяснение целомудрия: «Положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся в невинности, целостной мудрости, в чистоте помыслов и сохранении девственности девушки до выхода замуж. Это одно из высочайших человеческих качеств, ценившееся в русской православной культуре как добродетель, как духовность, как святость поведения. Целомудрие девушки — это сохранение своей природной целостности, избежание блуда, нечистоты сексуальных отношений. Православие предупреждает, что нецеломудрие, т. е. ранние и беспорядочные половые связи приводят к болезням, горечи, опустошению души, развалу прочности семейной жизни. Целомудренные люди различают любовь истинную и ложную, духовную и телесную; они знают, что такое «верность» и «жертвенность».

      «Большой толковый словарь русских существительных» Бабенко даёт такую трактовку целомудрия: «Свойство человека, обладающего высокими нравственными качествами, нравственной безупречностью (честностью, правдивостью, бескорыстием, непорочностью)».

      Миланский епископ Амвросий Медиоланский в IV веке выделял три формы целомудрия: целомудрие девственности, целомудрие супругов и целомудрие вдовства. По его словам, каждая из этих форм важна и ни одна из них не является добродетельней другой. На Руси же чаще употребляли слово «честь». Нам всем известна пословица «Береги платье снову, а честь смолоду». В качестве синонимов слова «целомудрие» часто используют такие слова, как «девственность, честь, нравственность, невинность, чистота, непорочность».

      К целомудрию взывает любая религия, считается, что обет целомудрия необходим для духовного роста человека и является неотъемлемой частью нравственности. Слово «целомудрие» содержит в своём составе два слова — «целое» и «мудрость», что часто трактуется как объединение в одно целое духа и тела, то есть человек перестаёт руководствоваться лишь инстинктами и смотрит на жизнь шире и глубже, что и являет собой мудрость. Целомудрие, как и любой обет, необходимо соблюдать на трёх уровнях: тела, речи и ума. Целомудрие на уровне тела — это в основном скромное одеяние и поведение; на уровне речи — это отсутствие скверных слов, двусмысленных фраз, сексуального подтекста, нравственная наполненная смыслом речь; на уровне ума — отслеживание и пресечение возникновения похотливых мыслей.

      Нужно понимать, что никто не говорит об отсутствии сексуальных отношений вообще, речь о чистоте отношений между мужчиной и женщиной, о том, что не стоит делать соитие основой отношений или низводить его до низменного неуважительного отношения друг другу. Наоборот, данный акт должен быть наполнен высочайшим смыслом творения.

      Целомудрие женщины

      Женская природа кардинально отличается от природы мужчины. Именно женщине присущи такие качества, как нежность, умение привносить прекрасное, заботиться, создавать уют. Все эти качества необходимы для исполнения своего предназначения, связанного с материнством, воплощением новой жизни в этот мир. Что бы ни говорили современники, материнство — это ключевая способность женщины, отличающая её от мужчины. И для реализации этой способности её жизнь должна быть иной, не такой, как у сильного пола. Поведение женщины, речь, внешний вид — всё, что она делает, носит совершенно другой характер, оно направлено на созидание, творение, улучшение, поддержание гармонии в этом мире. Жизнь женщины должна способствовать улучшению рода. Женская энергетика гораздо сильнее мужской, она способна изменить практически любого мужчину как в лучшую, так и в худшую сторону, в зависимости от того, куда сама нацелена. По этой причине, когда говорят о целомудрии, в первую очередь делают акцент на женщинах. Есть мнение, что если женщина жалуется, что муж пьёт или бьёт, то прежде всего ей нужно искать причину в себе. Хорошая жена способна пробудить в муже потенциал и сделать так, чтобы рядом с ней он его реализовал. Целостной и мудрой может стать только целомудренная женщина, та, что в первую очередь преследует интересы мужа, как та, кто ЗА мужем, и семьи. Естественно, у такой женщины и муж будет достойным человеком, и дети у них вырастут хорошими людьми.

      семья, дети, будущее

      Отсутствие женского целомудрия нарушает всеобщее спокойствие, поскольку именно женщина всегда олицетворяла собой мир, спокойствие, нежность, заботу, уют, материнство. В подсознании каждого человека образ женщины вызывает чувство безопасности. Например, если человек идёт поздно вечером и видит компанию, в которой есть женщина, автоматически данная компания воспринимается как менее опасная, чем чисто мужская. То есть само наличие женщины может гармонизировать пространство одним своим присутствием. Но несёт ли современная женщина этот образ, соответствует ли ему. В первую очередь это проявляется через внешний вид. Сейчас даже скромные девушки зачастую откровенно одеваются. Мамы и бабушки уже не рассказывают детям о верности одному и единственному мужу, о сохранении своей чистоты до свадьбы, о важности полной семьи.

      Женское целомудрие, прежде всего, выражается во внешнем виде женщины, в её поведении, в верности мужу, в заботе о детях, в ведении домашнего хозяйства, в радостном покое и состоянии духа. Приходя домой к такой жене, муж чувствует успокоение, с какой бы «битвы» он не вернулся. Дом — это то место, куда хочется возвращаться, где тебя понимают, ждут, тебе всегда рады, именно женщина и создаёт эту атмосферу. Где бы такая женщина ни появилась, окружающее пространство станет более дружелюбным и светлым.

      Что такое «целомудрие в девушке»

      Целомудрие в девушке выражается как скромность, нравственность, сохранение девственности до свадьбы. Целомудренная девушка не употребляет алкоголь, не курит, не сквернословит, обладает кротостью, не смотрит нагло в глаза, особенно мужчинам, скромно смеётся и одевается. Но это не значит, что она скучная и неинтересная, она может быть достаточно активной по жизни, просто её интересы лежат в другой плоскости.

      Сейчас бытует мнение, что быть целомудренной девушкой — это сохранить девственность до совершеннолетия. Это, несомненно, важно с точки зрения созревания психики и полноценного физического развития организма, однако не совсем то, о чём мы говорим. Целомудрие в девушке должно сохраняться не по возрасту, а до замужества, тогда она не потеряет честь, а передаст её мужу. О целомудрии в девушке говорит её понимание, что соитие с мужем — это дверь в её новые качества: материнство и становление женщиной.

      Другими словами, целомудрие — это не просто остаться девственной до совершеннолетия, это дождаться своего единственного, отдаться ему после замужества и хранить ему верность до конца своих дней. Здесь стоит прояснить, что замужеством считается не столько штамп в паспорте, сколько то, когда влюблённые дали друг другу обеты и объявили миру о своих отношениях.

      Часто девушки между собой рисуются, что, мол, «всё у них было», хотя на самом деле не было. Хочется таких девушек попросить не стыдиться своей чистоты, а, наоборот, гордиться своей неприступностью. На самом деле молодым людям гораздо больше нравятся и вызывают уважение скромные, а не распущенные девицы. Целомудренные девушки, как правило, не испытывают трудностей в создании семьи, чего нельзя сказать об их антагонистах.

      Целомудрие в современном мире

      Раньше целомудрие означало сохранение чести не только конкретной девушки, но и всей её семьи, верная жена считалась честью мужчины. Традиция русского народа гласила, что до замужества девушка должна хранить девственность, после замужества — верность своему мужу. Замужней она становилась после свадьбы. Традиция сохранялась оттого, что у людей была совесть, неотъемлемой частью которой является стыд. Нынче стыдиться не принято. Если человек вдруг скажет, что ему стыдно за свою жену, ему, скорее всего, это вернут в качестве обвинения, и никого не волнует, что та может вести себя нелицеприятно. Идёт пропаганда тотального принятия, выходят европейские ролики, где уравнивают уголовников, геев, учёных, наркоторговцев, говоря под слезливую музыку, что все мы люди, мы все одинаковые и всем нам нужно понимание, мы все бываем одиноки и сталкиваемся с трудностями. На такие «качественные» ролики ведётся большая часть людей. Сейчас традиция целомудрия методично истребляется, свадьбы если и играются, то для молодожёнов мало что означают и при первых трудностях они зачастую разбегаются. Пропагандируется так называемое счастье, в погоне за которым люди разводятся, даже если у них есть дети, преподнося это как «Счастье детей — счастливые родители». Однако большинство детей сильно страдают ввиду развода родителей, но эта уже другая история.

      В современном обществе целомудрие порицается, данная тема не то чтобы под запретом, она методично высмеивается, преподносится как что-то дурное, несовременное и лишающее женщину свободы. Однако в современном мире на самом деле нет свободы, нам чётко с экранов телевизоров и из журналов диктуют, как мы должны выглядеть, что есть, слушать, чем интересоваться. Например, большинство женщин и девушек не носят длинных юбок или закрытой одежды как раз из-за боязни быть высмеянной. Если же одежда закрытая, то по современным меркам она непременно должна быть яркой или облегающей.

      В нынешнее время сексуальные утехи преподносятся, с одной стороны, как что-то невероятное, то, к чему нужно стремиться, то, ради чего нужно жить, как высшая награда, цель существования, с другой, — как что-то легкодоступное и повседневное. Сейчас отсутствует таинство отношений между мужчиной и женщиной, многое выставляется напоказ. В итоге, сегодня вы видите в социальной сети, как девица сидит на коленях у одного, а завтра целуется с другим, через неделю отдыхает на заграничном пляже с третьим. Но почему-то годы идут, а она всё то с одним, то с другим, ни семьи, ни спокойствия — сплошные утехи.

      Целомудрие как таковое отсутствует в наше время, на мой взгляд, оттого, что нет культа семьи, при этом есть культ тела. Раньше девушки боялись, что их не возьмут в жёны, что не смогут родить здоровое потомство — это было позором, и они ощущали не только стыд, но и осознавали свою причастность к такому исходу. Сейчас же далеко не каждая девушка собирается не то что бы замуж, но и рожать, она скорее боится располнеть и потерять свою внешнюю привлекательность. Создание семьи, рождение детей перестало быть ценным. Ну а если женщина в наше время не может родить, она будет винить кого угодно, но своей вины в этом не увидит, она скорее пойдёт и сделает искусственное оплодотворение или возьмёт приёмного ребёнка. Зачем сохранять себя, жить скучной целомудренной жизнью, зачем самоуважение, здоровье, счастливая семья? Кому это сейчас нужно?

      В последнее время, к счастью, благодаря различным информационным каналам и отдельным личностям можно всё больше найти адекватной информации на эту тему. Поднимаются вопросы женского целомудрия в связи с падением общей нравственности, которая приводит к расчеловечиванию современных людей. Есть исследования, которые показывают, что пропаганда сексуальной распущенности говорит о культурном упадке и приводит к тому, что человек начинает нормально относиться к аморальным вещам, становится более лояльным к противоправным действиям других людей, даже если сам себе такого не позволяет. Говоря современным языком, уход от целомудрия приводит к всеобщей толерантности, то есть пассивности, отсутствию нормальной, адекватной гражданской позиции, той, что идёт от разума, а не запускается заинтересованными лицами для управления получающейся биомассой. Более того, уход от целомудрия ведёт за собой бесплодие, как мужское, так и женское.

      Мало кто проводит параллели между растлением людей и их бесплодием. Если, не вникая в подробности процессов, посмотреть на уровень деторождения в странах, где женщины закрыты и культивируется женское целомудрие, и страны, где отстаиваются так называемые женские права, где женщины не только оголяются, но и наравне с мужчинами носят брюки, ходят на работу, употребляют алкоголь и т. д., то всё становится очевидным. Чем выше растление, тем ниже деторождение и выше бесплодие, и наоборот. Но кого это теперь волнует? Это, как было сказано выше, уже не ценность. Ценностью в наше время являются деньги и просмотры в социальных сетях…

      Современное общество становится всё более и более поверхностным. Смотря на картинку, видит картинку, но не смысл и не энергию. Люди разучиваются думать, размышлять, за них это делают блогеры и шоумены. Такие выводы можно сделать хотя бы из того, что в современных фильмах, мультфильмах, телепередачах продвигают очень много негативной, губительной информации, происходит навязывание людям определённых ценностей. И большинство людей этого просто не замечают, зачастую элементарно не проверяют информацию, не способны критически мыслить. Хотя человек, разум и сознание которого не засорены телевизором, без труда видит, как и что навязывают, и диву даётся, как другие этого могут не замечать.

      Есть выражение «С волками жить — по-волчьи выть». Нынешнее поколение выросло в распущенном обществе, и для них это является нормой, так как зачастую у них никогда не было в поле зрения другого примера. Можно ли их винить за это? Не думаю, что это было бы справедливо. Но мы должны показывать своим детям другой пример и по возможности менять общество, с тем чтобы облагородить его.

      Целомудрие на Руси

      Иначе обстояло дело у наших предков. Испокон веков главным качеством девушки и женщины на Руси было её целомудрие. Наши предки придавали огромное значение не столько внешней красоте девушки, сколько её скромности, внутренней чистоте, непорочности, трудолюбию — именно эти качества и красили будущую жену. Выбирая в жёны девушку, в первую очередь выбирали мать своих детей, ту, что будет хранить домашний очаг, ладовать пространство как материальное, так и духовное. Больше других почиталась Богородица, т. е. та, что родила Бога. И в каждой женщине видели её образ. Целомудрие выражалось не только в наличии девственности до свадьбы и верности мужу после, но и в поведении в целом. То есть поведение не должно вызывать в других дурных мыслей, особенно похотливых. Например, довольно серьёзно относились к внешнему виду женщины. Одеяние должно было быть закрытым, волосы под головным убором. Не дай бог женщине или девушке появиться на людях с распущенными волосами. Это было недопустимо. Отсюда и выражение «опростоволоситься». Жарникова С. в книге «Золотая нить» упоминала, что раньше считалось, что женщина, появившись публично с распущенными волосами, навлекает на свою семью порчу. Видимо, это связано с тем, что у других женщин она может вызвать зависть своей красотой и дурные мысли, а мужчин лишать покоя. Другими словами, нескромная девушка или женщина усиливает негативную концентрацию не только на себе, но и на своей семье.

      Из фольклора и произведений классиков мы знаем, что «порченая» девка не могла выйти замуж и часто кончала жизнь самоубийством, предпочтя земной жизни в позоре и муках совести жизнь русалки. Согласно преданиям, русалки, коих целое множество, олицетворяют не упокоившиеся души девушек, покончивших собой, а главной причиной такой кончины была потерянная честь в неразделённой любви. Не редко это были девушки, которые в порыве страсти отдались до замужества жениху, не выполнившему обещание жениться.

      Хочется подчеркнуть, что раньше жизнь девушки и жизнь женщины сильно отличалась: она меняла место жительства, у неё появлялись новые обязательства, она уже не могла ходить на вечёрки и гуляния. Но вот одеяние и одних и других всегда было закрытым, более того, многослойным. Например, зачастую нельзя было даже понять, беременна женщина или нет, настолько одежда скрывала тело.

      Время шло, и традиция постепенно уходила. Нарастала разница в подходе к этому вопросу в городе и деревне. Городские персоны начинали позволять себе более откровенное поведение. Что накладывало свой отпечаток на институт семейных отношений. Все мы знаем историю смерти Александра Сергеевича Пушкина. Его жена позволила ему думать, что у неё роман с другим, и, защищая свою честь, Пушкин стрелялся; печальный исход нам всем известен. Так не стало не просто человека, но и великого русского поэта. В сохранившихся письмах Пушкина Гончаровой он не раз её просил вести себя как подобает жене, а не продолжать легкомысленную жизнь незамужней девицы.

      И всё же целомудрие ещё до недавних пор оставалось характерной чертой русских женщин. В советском фильме 1975 года «Они сражались за Родину», действия которого показывают нам годы Великой отечественной войны, есть эпизод, где женщина в деревне даёт отпор одному из солдат, поясняя: «По-вашему, так выходит: если муж в армии, значит, жена — падлюка, да? Вот и пришлося кулаками доказывать, какие мы есть». Героиня Нонны Мордюковой здесь олицетворяет всех русских женщин того времени. Кроме того, многим известен факт, что, обследовав русских девушек возрастом до 21 года, немецкий врач доложил Гитлеру, что почти все они девственницы, конечно, это их невероятно удивило. А ведь это было не так давно, ещё и века не прошло…

      Кстати, в русском языке до сих пор отсутствует приличное слово, обозначающее девушку, лишённую девственности и при этом не ставшую женой. Такие слова, как «девочка», «девушка» и даже «дева» говорят о девственности; «женщина» же означает, что это «жена»; а вот тех, кто и не девственница, и не жена всегда на Руси именовали нецензурными словами, которые у нас до сих пор являются ругательствами.

      Значение целомудрия для создания счастливой семьи

      Раньше огромное значение придавалось целомудрию девушки до свадьбы, так как считалось, что если она уже не чиста, то это отразится на потомстве. Чем хорош наш век, так это тем, что даёт шанс каждому на исправление. Сегодня никто не измажет в саже лицо девушке, поддавшейся сиюминутному порыву страсти, и не заклеймит мать нескольких детей, ищущую им очередного папу. И, по сути, каждый человек, захоти он измениться, может это сделать в любой момент. Но не один мужчина не жаждет взять в жёны «бывалую» женщину. В народе говорят: «Парни гуляют с одними, а женятся на других», и это зачастую так.

      Залог счастливой семьи — доверие. Но может ли быть доверие к легкомысленной женщине, той, что только и делает, что выставляет себя напоказ, или не смогла сохранить семью? Или к девушке, у которой к замужеству целый послужной список.

      По сей день бытует мнение, что крайне важно, с кем девушка лишается девственности, так как на тонком плане вся информация о первом партнере «записывается» в истории девушки и влияет на всех рождённых ею детей. Возможно, вы слышали о таком понятии, как «телегония», или законы Рита. В научных кругах данная теория то подтверждается, то опровергается, однако задуматься по этому поводу имеет смысл.

      Есть и другая теория, которая не опровергает телегонию, но утверждает, что в тонком теле женщины предыдущие партнёры остаются 7 лет, а в мужском 5. Что это значит? Что так или иначе на детей, рождённых в этот период, оказывают влияние все предыдущие сексуальные связи, особенно связи матери. Это не столько отражается на внешности, сколько на физическом и психическом здоровье ребёнка.

      В любом случае нужно понимать, что половые отношения носят сакральный характер. Прежде всего, это акт творения новой жизни. В момент оплодотворения женщина полностью открыта всей входящей информации, при этом у неё активируется уже имеющаяся в ней и актуальная, и древняя информация. Очень важно, на каком уровне сознания происходит соитие, поскольку в первую очередь будут подниматься те пласты информации, которые соответствуют актуальному уровню. Вообще, в этот светлый момент важно всё, вплоть до места, где он происходит, что уж говорить о важности уровня сознания партнёра. Даже если не случается оплодотворение, то тем не менее происходит колоссальный обмен энергией и информацией, который накладывает свой отпечаток на дальнейшую жизнь и развитие каждого.

      Когда мы строим семью, когда выбираем спутника жизни, на тонком плане мы уже считываем всю информацию о человеке, и если мы не поддаёмся лишь страсти или, наоборот, уму, то делаем правильный выбор, максимально соответствующий нам на данный момент. Другой вопрос: как узнать, что это действительно не ум и не эмоции, а что-то настоящее?. Для этого нужно иметь чистое незамутнённое сознание, и, пожалуй, самое лучшее средство из имеющихся на данный момент — йога. Шаткармы помогают очистить грубое тело и перезапустить все процессы в новом ключе, в целом соблюдение ямы и ниямы поднимает сознание на новый уровень, а асаны, пранаяма, концентрация и медитация позволяют всё это синхронизировать. Это занимает некоторое время, но позволяет наиболее полно изменить жизнь в лучшую сторону. Даже не самый целомудренный человек может «переродиться» уже сейчас, то есть начать вести целомудренную, осознанную жизнь. Если человеку повезло встретиться с практиками йоги, то есть все шансы на оздоровление тела и духа и на построение счастливой семьи.

      Да, раньше не нужно было прикладывать массу усилий для того, чтобы сохранить свою честь, не было такой пропаганды, окружающая обстановка скорее склоняла к жизни доброй. Сейчас у нас нет таких привилегий, но это не повод опускать руки и плыть по течению в никуда. Хотелось бы пожелать нам всем вести более целомудренную жизнь и являть собою положительный пример для подрастающего поколения.

      Очищение души и тела для христианина — это путь ко спасению. Духовные и физические недостатки являются следствием того, что человек полностью подчинился своей животной природе, и разрушающие страсти возымели главенство над его разумом. Жажда новых ощущений, подкрепленная открывающимися возможностями эры сверхновых технологий, все сильнее толкает человечество в пропасть бездуховности и безнравственности.

      Целомудрие во все времена было тем бастионом, который сдерживал упадок культуры народов и наций, помогая выживать под напором периодически накатывающих волн вседозволенности, нигилизма и воинствующего атеизма.

      Что такое целомудрие

      Один немецкий врач периода второй мировой войны, осматривающий пригоняемых в Германию незамужних советских девушек, обнаружил, что 97% из них оказались девственницами. Озадаченный доктор обратился с письмом к Гитлеру, в котором призывал немедленно прекратить вести боевые действия против Советского Союза. Свои заключения он основывал на том, что воевать с народом, у которого такая высочайшая нравственность подобно самоубийству. Это был очень неглупый немец, и если бы он был услышан, возможно, исход войны не имел бы столь ужасных последствий.

      Происхождение слова

      Если рассматривать этимологию слова «целомудрие», то оно имеет значение «невинность». По всей видимости эта форма была образована в старославянском языке как калька с греческого sōphrosynē — «благоразумие». В церковно- и старославянском пишется как: цѣломѫдрие σωφροσύνη, цѣломѫдрьнъ σώφρων.

      В узком понимании слово «целомудрие» означает умение держать под контролем свои сексуальные желания и связанные с ними неблаговидные поступки. В более широком смысле — это нравственная строгость и чистота, моральная добродетель, которая проявляется не только в отношении к противоположному полу, но и в манере общения, взглядах, одежде. Это своеобразная противоположность праздности, где неуемная разгульность приводит к необузданной сексуальной невоздержанности и развращенности.

      Данное понятие определяет целостность личности, стремящейся к единству с Богом и соблюдающей внутренний закон, именуемый совестью и помещенный в сердце каждого человека. У того, кто прислушивается к совести, постепенно начинает открываться слышание голоса ее мудрости.

      Значение понятия

      Значение слова целомудрие в понятии большинства сводится к волевому обузданию низких страстей и вожделенных позывов во имя духовной чистоты и верности партнеру, системе духовных воззрений. На самом деле, смысл этого понятия гораздо шире. Это даже не шаблон добродетельного, ревностного религиозного поведения и не манера явления себя в обществе.

      Данное понятие накладывает отпечаток на все сферы бытия того, кто желает следовать подобному образу жизни. Им пропитан каждый вдох человека. Каждая его мысль наполнена свежестью и ароматом чистоты, исходящими из глубины души, начинающей осознавать свою целостность. Когда эта «мудрость» пропитывает ум настолько, что он просветляется, обретает ясность и видит единственно правильный путь созидания через накопление добродетельной силы, данное понятие становится естественной, неотъемлемой частью жизни человека.

      Целомудрие и девственность

      Очень часто эти два понятия отождествляются, что является неправильным. Разница заключается в том, что девственность относится к физическому понятию, связанному с сохранением целостности гимена (плевы — складки слизистой оболочки, предохраняющей вход во влагалище) и с половым воздержанием юноши до вступления в супружеские отношения.

      Целомудрие — понятие духовного плана, имеющее в своей основе чистоту мыслей, откуда исходит правильность поступков и гармоничность отношений, как межличностных, так и общественных. Она, в отличие от девственности, может иметь несколько форм проявления.

      Формы целомудрия

      Еще одно заблуждение состоит в том, что это явление касается только добрачных отношений, хотя на самом деле оно существует в супружестве, вдовстве и девственности.

      Супругов

      Понимается, как верность между супругами, при которой не происходит обращения к неестественным сексуальным практикам. В этом случае мудрость женщины дополняется проясненным умом мужчины.

      Эта форма супружеской добродетели подразумевает взаимную чистоту не только в поступках, но и в мыслях, и это касается не только сексуальной сферы. Взаимная супружеская верность и уважение к своей второй половине — залог добродетельного потомства, которое впитает в себя любовь и чистоту своих родителей.

      Вдовства

      Эта форма предполагает хранение верности умершему супругу (супруге), сберегая в душе образ ушедшего или же наполнение своего сердца любовью к Богу.

      Есть немало примеров, когда люди, утратившие любимого человека, осознавали временность земной разлуки перед грядущим вечным соединением на небесах. Тем самым они во много крат усиливали свои чувства любви и преданности, по сравнению с теми, что испытывали прежде, при жизни этого человека.

      Девственности

      Это сохранение своей невинности и целостности до вступления в супружеские отношения, как со стороны девушки, так и со стороны юноши. Целостность здесь подразумевается так же, как выдерживание срока созревания, взращивания духовной внутренней силы, которую в чистом виде можно будет передать дальше своим детям.

      Важно не расплескать свои душевные силы, не утратить умение любить всем сердцем, сохранить утонченность чувств, донести эту полную чашу тому, кому она предназначена. Существует множество примеров, когда люди поначалу придерживались свободных отношений без обязательств и каких-либо нежных чувств, а позднее желали полюбить своего единственного, которого, наконец, встретили, но не могли, так как давно растратили все силы души.

      Кто такая целомудренная девушка

      Целомудренной называют девушку, принявшую эстафету духовной и физической чистоты от своих родителей и собирающуюся в будущем передать ее своим детям. Она ждет своего избранника, а если такой уже имеется — показывает ему необходимость разумного воздержания, что непременно окажет позитивное влияние на их будущее потомство.

      Внешний вид

      Целомудренность проявляется в том, что девушка не старается быть броской и заметной, не стремится всегда эффектно выглядеть, не требует от других признать хоть в чем-то ее значимость. Она всегда во всем знает меру и понимает, что в этом мире обладает истинной ценностью, но никогда не выставляет свои знания напоказ.

      Девушка не обязательно должна быть застенчива и закрыта, даже наоборот, ей интересно живое общение, а не пустая болтовня. Ее главное богатство всегда внутри, и она не собирается раздаривать его недостойным и кому попало.

      Легко шагая по жизни, она всегда начеку, чтобы не проглядеть своего единственного и неповторимого, для которого собирается открыть все свои душевные ценности, изумруды нежного, трепетного сердца.

      Качества и черты характера

      Среди основных качеств ей присущи следующие: душевная и телесная чистота, скромность, гордость, чувство долга, умеренная стыдливость.

      Девушке свойственны такие черты характера:

      • серьезность и ответственность;
      • кротость;
      • смирение;
      • склонность к благотворительности;
      • отсутствие порочных привязанностей и вредных привычек.

      Принципы и постулаты служения мужу

      Истинная природа женщины раскрывается в бескорыстной преданности своему мужу. Только при условии соблюдения основных принципов служения и следования определенным постулатам, она может стать по-настоящему счастливой и защищенной от любых жизненных невзгод, окруженной вниманием и благосклонностью своего мужа.

      Целомудренная женщина должна следовать таким принципам:

  1. Стремление стать для своего мужчины самым близким другом, с которым он всегда сможет поделиться самым сокровенным.
  2. Умение разделить с мужем его горечи и проблемы, поддержать в трудных ситуациях и вдохновить на серьезные поступки, соответствующие его возможностям.
  3. Уважение и почтительное отношение к мужу. Благодаря этому, он предоставит супруге больше возможностей участвовать в решении его проблем. В этом случае мужчина начинает относиться к своей жене более сокровенно.
  4. Самоконтроль в отношениях с мужем, даже при возникновении любых недоразумений. Благодаря этому женщина получит поддержку от мужчины во всех своих делах.
  5. Постоянное желание блага своему мужу и употребление по отношению к нему лишь приятных слов. Благодаря этому принципу жена заслужит огромное расположение к себе с его стороны, ее ушей никогда не коснется сквернословие, слетевшее с языка мужчины.

Постулаты служения — это правила, которые запускают созидательные процессы в семье. По сути, это пять опор, каждая из которых является основополагающей, то есть, опираясь на любую из них, женщина получит благорасположенность и уважение со стороны мужчины.

Главные правила, как вести себя целомудренно:

  1. Сокровенное служение мужу, глубоко понимать его как личность.
  2. Доброжелательность, почтение к своему мужчине, стремление сглаживать конфликты.
  3. Поддержание добрых отношений с друзьями и родственниками мужа.
  4. Разделение с супругом обетов, взятых им на себя.
  5. Верность.

Данное видео поможет более детально ознакомиться с принципами служения мужу.

Что такое целибат

В большинстве религиозных конфессий и в некоторых духовных течениях существует обет безбрачия, который дают те, кто решил посвятить свою жизнь служению Богу или любимому делу. Это значит, что человек делает осознанный шаг к усмирению своей плоти, который продиктован либо духовными устремлениями, либо внешними условиями.

Данный термин происходит от латинского caelibatus, что переводится как «неженатый». Практика воздержания уходит своими корнями в глубины тысячелетий и была распространена по всему миру. Известны примеры из древнего индуистского эпоса, когда не только брахманы, но и легендарные герои давали обещание Богу, что откажутся от семейной жизни во имя достижения внутренней силы благочестия.

Известно и о том, что древнеримские весталки — жрицы Весты, которая являлась богиней любви, также давали подобный обет. Его нарушительниц закапывали живьем в землю.

Тот, кто становится на этот путь, преследует определенные цели. Одни усматривают в этом необходимое условие для стяжания духовной силы, ее сохранения во имя совершенствования. Так поступают буддийские монахи.

Для других — это своеобразная служебная необходимость. Например, в традиции западной церкви целибатом называется обязательное безбрачие у католического духовенства (за исключением дьяконов). Похожее явление существует и в православии, где епископами могут становиться лишь монашествующие и те священники, которые не имеют семьи.

Значение данного понятия для каждого практикующего свое, в зависимости от того, что он несет в своем сердце, выполняя этот обет.

Целибат для женщин и мужчин

Как для мужчин, так и для женщин, этот метод устраняет на пути следования к Богу или другой цели помеху в виде семьи, которая переключает основное внимание человека и отнимает значительную часть его времени и сил. Люди, которые видят смысл своей жизни в служении Богу или любимому делу, могут обратиться к этой практике, чтобы убрать со своего пути все, что препятствует движению к высшей истине в их понимании.

Есть немало мужчин и женщин, не связывающих себя религиозными обетами безбрачия, но по сути ведущих образ жизни, частично или полностью соответствующий подобному обету. У одних это связано с общественной деятельностью, у других — с особенностями характера и темперамента. Некоторые через усмирение плоти открывают в себе новые духовные горизонты, находя свое предназначение в служении людям.

Но все же имеются отличия в практиковании этого метода мужчинами и женщинами. Связано это в первую очередь с устройством их внутренних природ.

Для мужчин:

  • энергия движется вверх, стараясь охватить непознанное;
  • склонность постигать жизнь, используя логику, включая в этот процесс весь свой умственный потенциал (жить по уму);
  • основная активность проявляется за рамками личной системы, мужчине необходим социум для самовыражения;
  • масштабность действий.

У женщины энергия движется ближе к земле. Ее сознание старается охватить вниманием то малое, которому она в состоянии дать любовь и поддержку. Она познает мир чувствами и сердцем, не старается спасти весь мир, но в состоянии обогреть тех, кто ей действительно дорог.

Целибат в современной жизни

Ежегодно сотни людей, находясь в разных частях света, с различными духовными взглядами, традициями и мировоззренческими позициями принимают добровольный отказ от телесных утех и брачных уз. У каждого из них свои аргументы в пользу подобного выбора, но наверняка почти все хотят сделать хотя бы свой мир немного светлее и чище.

Для чего и кому нужен

Этот вопрос естественным образом возникает у тех, кто хочет понять основные цели подобного обета. Устремления могут отличаться не только по причине следования конкретному учению, но в каждом конкретном случае: какой вид воздержания выбирает послушник (моральное или физическое), на какой период (месяцы, годы, всю жизнь).

Рассмотрим конкретнее:

  • христианин дает обет, чтобы уподобиться жизни Спасителя, приблизить свою земную жизнь к Господу и его Небесному Царству;
  • буддист практикует отказ ради самопознания и духовного роста;
  • индуист использует обет для достижения духовного совершенства, самоосознания, обретения трансцендентных знаний и просветления;
  • люди, занятые духовными практиками благодаря этому накапливают силу;
  • некоторые прибегают к воздержанию для укрепления здоровья;
  • есть и те, кто пришли в этот мир без потребности в физической близости с особого рода духовными программами.

Польза и вред

Отношение к обязательному безбрачию неоднозначное, особенно среди прихожан католической церкви, поскольку их духовенство обязано строго блюсти свой обет. Но как показывает опыт — принудительное воздержание негативно отражается на деятельности священников.

Стоит сказать также, что без этого явления, сама церковь утратит роль целомудренной невесты, следующей за своим женихом Христом, давшим всей своей жизнью заповедь непорочности. Поэтому необходимо определить положительную сторону воздержания.

Рассмотрим полезные моменты воздержания:

  • сохранение внутренней энергии и целостности организма;
  • накапливание духовной силы, улучшение здоровья;
  • освобождение времени для молитв и мыслей о высоком;
  • способность к достижению значительных результатов, как в духовных, так и в мирских делах.

Те, кто не приемлет данное ограничение, аргументируют свое мнение тем, что этот обет противоречит естественным природным потребностям и функциям человека.

Минусы целибата:

  1. Отсутствие интимной жизни при ее большом внутреннем желании может привести к серьезным нарушениям физического здоровья.
  2. Воздержание может быть чревато возникновением различных комплексов и скрытых желаний, которые могут вылиться наружу в самых непредсказуемых формах.
  3. Для этой практики нужна готовность, созревшая на многих психоэмоциональных и физических уровнях, а кроме этого, смирение и сильная личная волевая устремленность. В противном случае разочарование будет минимальным злом по отношению к практикующему.
  4. Не усмиренное желание может подталкивать священников к неестественному удовлетворению своих сексуальных потребностей: гомосексуализму, педофилии, онанизму.

Как принять

Если человек собирается сделать столь серьезный шаг в своей жизни, ему нужно все хорошо обдумать, приняв во внимание все свои сильные и слабые стороны. Если это не связано с профессиональной деятельностью католического священника, адепту следует благоразумно подойти к тому, насколько серьезно его решение.

Возможно, стоит взять на себя первоначально обет не столь строгий, как иногда молодому человеку подсказывают его максимализм и эго, старающееся всегда преувеличивать чувство собственной значимости. Несколько месяцев или лет воздержания смогут показать человеку, насколько эта ноша является для него благой или непосильной.

Пороки в среде католических священников говорят о том, что церковь давно уже стала институтом, сотворенным руками человека, а следовательно, ему присущи и все его несовершенства. Может быть, недалеко то время, когда этот обязательный пункт, касаемый безбрачия в католицизме, будет пересмотрен, что исключит подобные бездуховные проявления в церковной среде.

Но правильно ли обещать Богу выбрать путь отказа от соблазнов. Наверное, человека к этому решению должна подвести сама жизнь. Чтобы дать обещание Богу в отказе от телесных удовольствий, необходимо искренне, от всего сердца обратиться к нему за благословением и поддержкой. Это не обязательно должен быть храм или монастырь. Главное, чтобы намерение было чистым и смиренным.

Отношение религии к целомудрию и целибату

В мировых религиях и других вероисповеданиях присутствуют такие понятия, как целомудрие и обеты телесных ограничений, необходимые для сохранения чистоты и непорочности. Однако относятся к ним по-разному.

В православии

Допускается брак, если он предшествует посвящению в сан дьякона и священника. Это положение было закреплено еще правилами шестого Вселенского Собора. Но подняться до сана епископа в православии сможет только выбранный из числа безбрачного (черного) духовенства — монахов малой схимы. Как в Русской Православной Церкви, так и в других поместных церквях, епископ выбирается только из числа иноков.

В православии поощряются и браки при невозможности воздержания, и отказ от семейных отношений, а обет безбрачия можно принимать как на определенный срок, так и на всю жизнь.

В католицизме

У католиков этот обет окончательно утвердился в девятом веке. В нем заключено предписание о том, что священники должны блюсти целомудрие. Если кто-то нарушает это условие, считается, что он совершает святотатство.

Пасторам запрещено не только вступать в брак, но и состоять в ранее заключенном союзе. После рукоположения в священнический сан все попытки сочетаться брачными узами с женщиной считаются недействительными.

В виде исключения в католической церкви могут рукополагаться в священники семейные мужчины, перешедшие в католицизм из англиканства или протестантизма, где они были духовными лицами. Обязательное соблюдение этого правила также не распространяется на греко-католиков и представителей духовенства Восточно-католических церквей, находящихся в юрисдикции Папы Римского .

В протестантизме

В протестантизме и англиканстве предпочтение отдается женатым священнослужителям. Право духовенства вступать в брак основывается на естественных условиях природы человека.

Кстати, именно протестантские страны во всех рейтингах развития опережают католические, и тем более православные, где есть установки на отказ от института семьи, который является природным образованием.

В других вероисповеданиях

В иудаизме отношение к безбрачию сугубо отрицательное, поскольку это противоречит прямым библейским предписаниям: плодиться и размножаться. Мужчина, не имеющий семьи, здесь считается человеком наполовину.

Иудаизм не приемлет воздержание как средство совершенствования и обретения святости, а рассматривает безбрачие в качестве помехи для личного духовного роста.

Здесь уместно привести высказывание лауреата Нобелевской премии по химии Майкла Левитта, который на вопрос, почему так много евреев получают эту награду, ответил с юмором, что в христианской семье умного мальчика отдают в монахи, а в еврейской такому ребенку дают совет, чтобы он нашел самую красивую женщину и женился на ней.

В Исламе брак и семья — это основа. Понятие о пренебрежении семейными узами во имя саморазвития, в том числе с использованием воздержания от взаимодействия с противоположным полом, противоречат законам Шариата и абсолютно чужды культуре мусульман в каком бы то ни было ее проявлении.

Несмотря на противоречивые взгляды представителей разных конфессий, истина в вопросе безбрачия находится обычно где-то посередине. Несомненно, рациональные корни имеются в любом из рассмотренных мнений, и каждый волен выбирать то, что более близко его душе.

Видео

Из этого видео можно узнать о том, насколько важно для мужчины половое воздержание.