Центр православия в России

Малые города России

В центральном нечерноземном районе России есть много городков с населением от 3 до 15 тысяч (а 20, так это мегаполис!), где живёт сейчас совсем уже небольшая часть населения. Здесь стоят здания ещё дореволюционной постройки. В каменных расположены различные учреждения и конторы, магазины, кредит за 5 минут, парикмахерские и турагентство «Вояж», а в деревянных и по сей день живут люди.

Улицы здесь зависят от географии – вдоль реки, по-над бережку, до оврага, после оврага, на горе, – и обязательное пренебрежительное отношение к жителям «того» берега. Не наши, заречные. И тут, если «вниз по улице», то это прямо так и есть – спускаешься ниже, а вверх по улице – именно поднимаешься, тяжко вздыхая и пыхтя.

Улицы здесь зависят от географии – вдоль реки, по-над бережку, до оврага

Асфальт, если где и положен, то прямо поверх брусчатки, а где нет, так и не надо, ровнее будет. Во дворах стоят дровяные сараи, одна улица может вся ходить на один колодец, а кто побогаче, пробивает скважину. И к людям в квартирах странное отношение – с одной стороны, безземельные, а с другой – в некоторых квартирах уже есть и туалет, и вода горячая, и батареи.

Зимой тут красивее всего, наверное. Нет пыли и грязи, не видно разбитого асфальта, сугробы белоснежны, в морозное голубое небо поднимаются столбики дыма из труб домов («частный сектор» занимает иногда львиную долю города). Люди ходят в валенках без калош, под которыми сахарно хрустит примятый снег, детей кутают в шарфы и платки, возят на санках, а лыжники попадаются чаще, чем иномарки.

В базарные дни по рынку интересно просто погулять. Вот на расстеленной дерюге стоят старые самовары, утюги, косовища кос, пудовые гири с ценой в рублях и копейках, амбарные замки. Рядом, если не зима, продают саженцы, цветы в одноразовых стаканчиках, пучки укропа, редиски, огурцы, вязаные носки и несколько старых книжек. Тут можно в розлив купить подсолнечного масла домашнего отжима, выбрать ночнушку и приглядеть на следующий раз колосниковую решётку. В конце концов, просто походить и послушать беседы всех вокруг.

На задних дворах таких городков всегда кукарекают петухи, часто приходится притормаживать, чтобы пропустить хулиганящих козлят, а рано утром провожаешь взглядом нескольких жителей одной улицы, ведущих своих коров пастуху.

В библиотеках, Домах культуры и школах здесь работают подвижники

В библиотеках, Домах культуры и школах здесь работают подвижники. За невероятные копейки они держат марку, достойную и областных центров, устраивают интересные выставки, конкурсы, концерты. Они раскапывают по крупинкам историю родного края, фотографируют красоты природы и вяжут потрясающей красоты шали.

Церкви понемногу восстанавливаются, какая быстрее, какая медленнее, копеечка к копеечке, за пожертвования крайне небогатых прихожан штукатуря, циклюя, крася стены, полы и потолки в храмах, которым минимум лет по сто. В праздники по городам, над которыми, как раньше, возвышаются не бизнес-центры, а колокольни, плывёт благовест.

В такие города хорошо приехать на выходные, остановиться в местной гостинице, не спеша пройтись по главной улице (традиционно Советской), вечером дойти до церкви и отстоять вечернюю службу в храме с буквально одним-двумя прихожанами, а утром на литургии причаститься Святых Таин.

Двух дней достаточно, чтобы составить себе представление о городе, почувствовать его душу, его тепло

В таких церквях вынимают частичку за каждое имя, указанное в записке, что часто почти невозможно в больших городах, где записки приносят мешками. Тут службы идут ровно, при довольно небольшом стечении народа, священник исповедует каждого столько, сколько ему требуется.

Двух дней достаточно, чтобы составить себе представление о городе, почувствовать его душу, его тепло. На следующие выходные съездить в другой такой же неприметный городок, и так за год объехать их с полсотни. Однажды вы найдёте тот самый, в котором захотите жить дальше.

Пешком ходить на работу, дыша свежим воздухом. Отклонять ветку сирени, чтобы закрыть окно на ночь. Ходить в клуб по интересам. Купить себе резиновую лодку и плавать на рыбалку. Прикупить к зиме валенки и тёплый вязаный пуховый платок. Отключить телевизор и Интернет. И жить счастливо, пусть и небогато.

Покатайтесь по Родине. Это очень красиво.

Сегодня россияне и весь православный мир отмечают самый большой религиозный праздник — Рождество Христово. Насколько массово привыкли праздновать это торжество наши соотечественники?

Итоги разных лет показывают, что подавляющее россиян считают себя православными людьми. При этом отмечают главные православные праздники не больше десяти процентов жителей страны, а регулярно ходят в храмы и того меньше. Накануне нынешнего Рождества очередное исследование провели специалисты департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ. И вот что выяснилось.

Проникновение православия в стране очень высокое, но при этом весьма пассивное. Самый высокий интерес имеют к традиционному вероисповеданию россиян жители регионов Черноземья и самого центра страны. Липецк, Курск, Саранск, Москва, Белгород, Воронеж, Тамбов, Рязань, Ульяновск и Калуга составили первую десятку «христианского рейтинга». Здесь православием интересуются от 95 процентов горожан в Липецке, который возглавляет рейтинг и до 86 процентов в Калуге, которая замыкает первую десятку.

При таком показательно огромном количестве людей, кто относит себя к православной вере, самую большую массу составляют люди, кто имеет к религии весьма пассивное отношение. То есть, практически у каждого из этих 80−90% населения есть в доме иконы, Библия, Новый завет или молитвослов, но при этом ходят на службу в храмы не более 12% опрошенных и то не чаще, чем один раз в несколько месяцев.

Как отмечают авторы исследования, только 10% россиян, как показали итоги последнего опроса, знают полностью «Символ веры» — краткое изложение основ православного вероучения.
Из этой группы несколько раз в месяц ходят в церковь только 13 процентов населения. В основном это женщины 50−60 лет. И, как показал опрос, среди самых набожных людей, соблюдающих православные порядки и традиции, регулярно посещающие храмы и службы, немало людей с высоким достатком. В группе тех, кто часто бывает в церкви, материально обеспеченных людей, около 30 процентов. Как отметили ученые, видимо, когда уходят проблемы материального характера, люди чаще задумываются о Царствии Небесном и о спасении души.

Сразу после православных по численности идут атеисты. Хотя принято считать, что вторую группу в нашей стране должны составлять мусульмане. Оказалось, что традиционно в стране немало людей, отвергающих любую религию. Самое внушительное их число среди людей пожилого возраста, имеющих низкий уровень образования и невысокие доходы. Видимо, сказывается советское прошлое. Среди молодежи, людей возраста до 30 лет, атеистов насчитывается 11 процентов. И это удивительно, что молодежь себя к атеистам относить не спешит, — комментирует руководитель департамента социологии, Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец.

Нашлись в России и неоязычники. Которые мечтают возродить древнерусские традиции, обычаи и всевозможные языческие религии. Но таких насчитали не более 0,2 процента.

Аналитики свой опрос проводили в городах с населением более 250 тысяч человек и, как они сами отмечают, не ставили перед собой целью проанализировать межэтнические и межконфессиональные отношения. В основной части опроса участвовали только люди, заявившие об интересе к православной религии и культуре. По южным городам относят себя к православию хоть и подавляющее большинство жителей в большинстве регионов, но гораздо меньше, чем в центральных городах страны.

Так, например, среди волгоградцев 66% считают себя православными, а в Астрахани — 67%, в Краснодаре — 74% населения, в Ростове — 65%, в Волжском — 52, в Севастополе -68, а в Симферополе — 59%, в Ставрополе православными себя посчитали 65 процентов горожан, а в Таганроге — 73. В Грозном таких нашлось всего 13 процентов. Но это и понятно, учитывая, что в столице Чечни традиционное вероисповедание — ислам.

И все же, независимо от того, сколько процентов россиян сегодня отправится в храмы, мы всех поздравляем с Рождеством и желаем всем российским семьям, неважно какой веры они придерживаются, счастья и добра.

Описание

У Серпухова богатая православная история. Церковных зданий занимают особое место среди архитектурных памятников города. Наиболее древними являются Введенский Владычный женский монастырь и Высоцкий мужской монастырь – центры паломничества к чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Каждый храм имеет свой неповторимый облик и историю. Это духовное и культурное наследие серпуховской земли.

Владычный монастырь – крупнейший женский монастырь Подмосковья, основан в 1360 году как мужской и лишь в 1806 году преобразован в женский. Главные святыни монастыря: «Неупиваемая Чаша» (икона была явлена именно здесь, во Владычном монастыре, во второй половине XIX века), «Введение Богородицы во храм» и икона Божией Матери «Всецарица», надгробие преподобного Варлаама – строителя и первого настоятеля монастыря. При монастыре живут павлины, которые являются символом города. Павлин изображен на гербе городского округа Серпухов.

Высоцкий монастырь основан по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году. Преподобный был в Серпухове и сам указал место строительства обители. В древности монастырь использовался и как крепость. В Высоцком монастыре собрано немало святынь, среди которых главное место занимает чудотворный образ Божией матери «Неупиваемая Чаша». Владычный женский и Высоцкий мужской монастыри – центры паломничества к Чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», принимающие более 150 тысяч паломников в год.

На вершине Соборной горы, в самом ее центре, расположен кремлёвский храм – Троицкий собор, построенный перед Куликовской битвой. Сохранившаяся постройка – каменный храм 1696 года. Троицкий собор – древнейший храм Серпухова, интересный памятник провинциального церковного зодчества конца XVII века.

Под Соборной горой сохранился уникальный ансамбль посадских церквей – Ильинская, Успенская и Троицкая церкви. Церковь Пророка Божия Илии – объект культурного наследия федерального значения, построена в 1748 году и является древнейшей церковью серпуховского посада. Уникальность архитектуры Ильинской церкви заключается в сочетании традиционной для посадских церквей XVII века компоновки основных объемов с ярусной композицией, отличающей приемы зодчества эпохи Петра I. Ильинский храм единственный из всех серпуховских храмов избежал закрытия и разорения в советские годы. Храм Успения Пресвятой Богородицы – объект культурного наследия регионального значения, построен 1854 г. В архитектуре прослеживается классицизм с готическими и древнерусскими мотивами. Строгая геометрика объемов храма под чисто внешним узорочьем декора – еще не изжитое наследие стиля ампир. Церковь Святой Троицы на Посаде – объект культурного наследия федерального значения XVIII века, одна из древнейших церквей в Серпухове. По облику церковь типична для московской школы зодчества XVII века. В настоящее время в церкви не совершается регулярных богослужений.

Первый каменный храм города, построенный в XVII веке из тесаных блоков местного известняка, – грандиозный кафедральный собор Николы Белого. Собор является объектом культурного наследия федерального значения. В начале XIX века перестраивается в стиле позднего классицизма, став прекрасным образцом московского ампира. Храм Николы Белого занимает первое место в Серпухове среди других приходских церквей как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению, он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки.

Еще один величественный храм Серпухова – храм Всех Святых, объект культурного наследия регионального значения, построенный в 1870 году в формах подражания древнерусскому зодчеству. Интерьер храма решен в византийском стиле, стены расписаны «живописным письмом».

Храм Воздвижения Животворящего Креста Господня – объект культурного наследия регионального значения, построен в 1755 году. Крестовоздвиженская церковь со своей архаичной архитектурой стала последним культовым сооружением, выстроенным в Серпухове в XVIII в. Рядом расположен храм Печерской иконы Божией Матери – объект культурного наследия регионального значения, построен в 1804–1809 годы. Печерская церковь – вполне типичное сооружение стиля ранний ампир. В настоящее время в двух этих церквях не совершается регулярных богослужений.

Один из древнейших храмов города – церковь Святителя Николая (в Бутках) – объект культурного наследия регионального значения, построен в 1711 году. Здание принадлежит к характерному типу городских храмов двух первых десятилетий XVIII века. В настоящее время в храме не совершается регулярных богослужений, идут реставрационные работы.

Спасский храм на Занарском кладбище и Сретенская церковь, расположенные на правом берегу Нары, – красивейшие храмы города, объекты культурного наследия. Архитектурный ансамбль Спасского храма и отдельно стоящей колокольни с парадными воротами, образующими вход на кладбище, представляет собой яркий пример «русского стиля» конца XIX – начала XX веков с его тенденцией к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре этого времени. Сретенский храм, построенный в 1700–1702 годы, является образцом московского барокко.

В промышленной части города располагается храм Богоявления Господня, построенный в начале XVIII века – выявленный объект культурного наследия. При храме действует Православный клуб «Трилистник».

Собор Серафима Саровского входил в состав больнично-богадельного комплекса, строительство которого осуществлялось по единому плану, что привело к созданию редкого по размаху ансамбля в неорусском стиле. В настоящее время в храме не совершается регулярных богослужений.

Объект культурного наследия федерального значения – храм Распятия Господня, прежде – собор Распятского девичьего монастыря, построенный в XVIII веке.

При Серпуховском тюремном замке, здании XIX века, памятнике светской архитектуры, расположен храм во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. В настоящее время в церкви не совершается регулярных богослужений. Также на территории города расположены и действуют храмы Воскресения Христова, Казанской иконы Божией Матери, Покрова Пресвятой Богородицы – объекты культурного наследия регионального значения, построенные в XVIII веке.

Четыре часовни: две – объекты культурного наследия регионального значения (часовни Иверской иконы Божией Матери и Тихвинской иконы Божией Матери) и две часовни, построенные в 2010-х годах (часовня Алексия, человека Божия, при Институте инженерной физики и часовня Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона при городской больнице им. Н.А. Семашко).

Назовите главные религиозные центры страны и крупнейшие монастыри.

Если говорить о религии в РФ, то можно отметить, что на нашей территории достаточно широко представлены все основные мировые конфессии. Кроме того, имеют место быть и религиозные ответвления, характерные только для России (старообрядчество). Думаю, что у каждой из религий на территории РФ есть свои здания культа, которые давно уже приобрели культурно-историческое значение.

Духовные центры России

В РФ представлены все крупнейшие мировые религии, однако, по отношению друг к другу их доля неравномерна. Сюда можно отнести:

  • Православное христианство.
  • Ислам.
  • Иудаизм.
  • Старообрядчество.

Православие в РФ представлено Московским патриархатом, управляется Патриархом Московским и всея Руси. Его резиденция находится в Даниловом монастыре в Москве. С мусульманскими организациями сложнее. Существует Духовное управление мусульман РФ, которое управляется Верховным муфтием России. Резиденция находится в Московской соборной мечети. Но в каждом отдельном субъекте федерации может существовать собственное духовное управление, которое в меньшей степени подчиняется ДУМ РФ (например, Чечня, Татарстан). За вопросы еврейской веры (иудаизма) на российской территории отвечает Конгресс еврейских религиозных общин — раввинат, главой которого является главный раввин России. Его резиденция расположена в Московской хоральной синагоге.

Центром старообрядчества в РФ является Московская старообрядческая архиепископия (г. Москва), глава ее — древлеправославный патриарх.

Объекты культа в РФ

Каждая из вышеуказанных религий имеет свои здания культа, где отправляются религиозные обряды, но не все они подпадают под понятие монастыря. Но упомяну для каждой религии по одному-два значимых объекта:

  • Православие — Троице-Сергиева Лавра и Валаам.
  • Ислам — мечети «Сердце Чечни» и «Кул-Шариф» в Казани.
  • Иудаизм — синагога «Бейт-Давид» в Волгограде.
  • Старообрядчество — поморская церковь Пресвятой Богородицы (Нижний Новгород).

Старообрядцы на Руси всегда были гонимы, поэтому объектов культа у них, хоть и достаточно, но они не поражают своими величинами.

Не секрет, что РФ использует все свои структуры любой направленности и свойства для ведения войны против Украины и агрессии против других стран. Уже нет смысла говорить о том, какую информационную войну развернула Москва через собственные СМИ и подконтрольные ей СМИ в Украине.

  • На днях были опубликованы новые сведения об атаках на украинские предприятия и учреждения в кибернетическом пространстве.
  • А дипломатическая война стала делом привычным.
  • Российские банки, а вернее – их украинские дочки, в 2014 году массово скупали и выводили валюту, чем обвалили курс гривны.
  • Газпром уже стал притчей во языцех, и о газовых войнах просто нет смысла писать еще раз.

В общем, все, что так или иначе связано с РФ и находится в Украине, Московия использует как орудие ведения войны.

Одним из самых мощных инструментов агрессивного воздействия на Украину, конечно же, является филиал московской церкви в Украине. Эта дрянь настолько активизировалась, что по разрушительной силе сравнялась и даже обогнала продажные СМИ.

Поскольку такая ситуация с церковью сложилась уже давно, то и простого решения проблемы не было.

Самое интересное то, что все было настолько плохо, что в этой области было трудно выстроить даже адекватную защиту интересов Украины. Но оказалось, что без особой рекламы и уже достаточно долгое время проводились мероприятия, которые постепенно цементировали нашу оборону.

Публично стало известно об этих мероприятиях только в конце весны-начале лета текущего года. Тогда стало понятно, что речь идет об избавлении украинской церкви от российской оккупации, а точнее – о восстановлении автокефалии.

Множество «экспертов» в области богословия утверждали, что вопрос формализации автокефалии займет годы, если не десятилетия.

Но с момента выхода этой темы на поверхность, то есть, выхода на финишную прямую, прошло всего три – четыре месяца, и теперь уже идет подготовка поместного собора, который объединит разрозненные церкви в единую поместную церковь, которая назначит предстоятеля, в чьи руки и будет передан документ о получении автокефалии.

Похоже на то, что сам процесс движения к автокефалии был выведен в публичное пространство тогда, когда возникла уверенность в его необратимости. Кстати, именно тогда засуетились московские попы.

Это говорит о том, что на начальном этапе процесса не было допущено ни единой утечки, а потому Москва неправильно оценила серьезность ситуации и предприняла заведомо провальные шаги, когда Гундяев поехал «топырить пальцы». Такая его позиция стала аналогичной ведру бензина, которым пытались потушить костер.

Возможно, именно его визит и хамоватое поведение многократно ускорили ход процесса, и буквально вслед за гундяевским визитом пошел процесс формализации автокефалии.

Когда Веленский Патриарх назначил экзархов для объединения поместной церкви, тогда и в Москве наконец поняли, что это уже необратимо и может случиться или скоро, или очень скоро.

Как мы теперь знаем, сработал второй вариант. Все пошло очень быстро и Вселенский Патриархат уже сделал все, что должен был сделать, кроме передачи самого документа духовному лицу, которое получило на то полномочия от поместной церкви.

Но все это была оборона. Мы отвоевывали то, что принадлежало нам, и в общем, все это укладывалось в схему оборонительных действий. Но Москва пошла дальше — в схизму, а по тому, как она это сделала, это уже даже не раскол, а уход в секту. Это был уже выпад в сторону Вселенского Патриарха и Патриархии.

В общем, Гундяев решил свои «минским цейтнотом» поставить точку в этой эпопее. Но точка оказалась не за ним, поскольку в игру снова вступила Украина, но уже не в оборонительной, а в наступательной позиции, как это не удивительно – в роли защитницы Вселенского престола.

Президент внес в Верховну Раду законопроект о предоставлении Вселенскому Патриарху в постоянное пользование Андреевского собора на Андреевском спуске.

И вот Верховна Рада сегодня поддержала президентский законопроект и формализовала передачу в постоянное пользование Вселенскому Патриарху одну из самых красивых церквей на территории Украины.

Фактически, статус постоянного пользования создает в Украине резиденцию Вселенского Патриарха, и это место становится третьей резиденцией после Константинополя и греческого Афона.

То есть, теперь Вселенский Патриарх будет в Украине не как гость, а как предстоятель всей православной церкви, который сможет осуществлять свои полномочия на постоянной основе из Киева, и Киев, на это время, будет центром мирового православия.

Тут можно только любоваться красотой игры, и надеяться на то, что очень скоро мы перейдем в такое же наступление и по остальным направлениям, где агрессор пустил свой яд.

Антиколорадос