Церковь и эко

Содержание

>ЭКО: дискуссия продолжается?

Проблема искусственного и экстракорпорального оплодотворения продолжает быть предметом многочисленных дискуссий – как медицинских, так и богословских.

Что Церковь говорит об ЭКО?

Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

Дискуссия об ЭКО

Священник Алексий Кнутов, студент Московской духовной академии в недавней публикации о проблеме церковного отношения к искусственному и экстракорпоральному оплодотворению, высказал мнение о том что формулировка в текст Основ социальной концепции Русской Православной Церкви не точна:

Искусственное оплодотворение в современном мире приобретает всё большую популярность. Связано это не с любопытством к последним достижениям в области медицины, но прежде всего со все более распространяющейся проблемой бесплодия. Согласно статистике каждая седьмая супружеская пара в мире сталкивается сегодня с этой проблемой. Но как относится к искусственному оплодотворению Русская Православная Церковь? Может ли православный христианин прибегать к такому способу зачатия ребенка?

Хотелось бы сделать уточнения к 4-му пункту XII-ой главы Основ Социальной концепции РПЦ, в котором идёт речь о христианском отношении к разным аспектам искусственного оплодотворения. К сожалению, пункт 4-ый XII-ой главы Основ Социальной концепции РПЦ (ниже — Концепция) не излагает эту тему с той ясностью и чёткостью, которая требуется для раскрытия вопросов, касающихся человеческой жизни.

Если внимательно читать этот пункт, то получается, что сегодня согласно Концепции существует два метода репродуктивных технологий: искусственное и экстракорпоральное (т.е. внетелесное) оплодотворение. Первый из них, согласно Концепции, допустим с нравственной точки зрения, второй — в целом нет. Но здесь изначально присутствует серьёзная терминологическая ошибка: искусственное оплодотворение — это не обозначение какого-то конкретного метода, а наименование вообще явления, отличного от естественного зачатия. А экстракорпоральное оплодотворение (ниже — ЭКО) — это уже обозначение конкретного метода искусственного оплодотворения.

Поэтому ЭКО и искусственное оплодотворение соотносятся как частное и общее, в то время как Концепция настраивает читателя, несведущего в вопросах репродуктивных технологий, на то, что это обозначение двух разных методов. Результатом такой неточной терминологии Концепции могут быть и являются ошибки в пастырском душепопечении -— цена которым человеческая жизнь.

Но что же подразумевается под этим неопределённым выражением «искусственное оплодотворение» в Концепции? А подразумевается там как раз не явление, а совершенно конкретный метод искусственного внутрикорпорпорального (т.е. внутрителесного) оплодотворения — искусственная инсеминация. Суть этого метода заключается в следующем: сперматозоиды искусственным образом вводятся в полость матки. Через маточную трубу они проникают в брюшную полость и оплодотворяют одну наиболее созревшую яйцеклетку. Затем она имплантируется (приживляется) и продолжает свое развитие.

Как пишет С.Л. Болховитинова, сотрудник кафедры биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета им. Н. И. Пирогова, «в целом, этот метод искусственного оплодотворения для супружеской пары не содержит в себе противопоказаний и трудностей морального порядка, поскольку речь идет о врачебной вспомогательной помощи для того, чтобы супружеский акт деторождения, целостный во всех своих компонентах (физических, психических, духовных) сохранился».

Поэтому это двусмысленное место в Концепции необходимо понимать следующим образом:

К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесён метод искусственной инсеминации — искусственного введения в матку жены половых клеток мужа, поскольку этот метод не нарушает целостности брачного союза и не отличается принципиальным образом от естественного зачатия.

Я глубоко убеждён, что в Концепции, как в документе, носящем юридический характер, должны отсутствовать всякие двусмысленности, чтобы священник, мирянин, не сведущие в каких-то специальных областях знания (в данном случае в репродуктивных технологиях), прочитав Концепцию, могли ясно, чётко уяснить для себя позицию Церкви по тому или иному вопросу.

Здесь нелишним будет отметить, что при применении этого метода возникает щекотливый вопрос о способе получения половых клеток мужчины. Обычно здесь предлагается порочное рукоблудие. Но этот греховный способ может быть заменён на нормальную супружескую близость, при которой мужское семя может быть собрано в медицинский презерватив. Ведь здесь при бесплодии супругов презерватив будет как раз не средством предохранения от беременности, а способом для её возможного наступления.

Кроме того, есть способ получения половых клеток через пункцию половых органов мужчины (она проводится под наркозом).

Концепция об ЭКО говорит следующее: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью» (п. XII.4 Концепции).

Согласно Концепции заготовление, консервация и разрушение «избыточных» эмбрионов является тяжким грехом. С этим всё ясно. Но Концепция не даёт чёткого ответа на другой вопрос: а является ли нравственно допустимым формирование в «пробирке» ограниченного числа эмбрионов (например двух) с последующей пересадкой всех их в полость матки, при учёте того, что обратившаяся к ЭКО женщина имеет решимость вынашивать в том числе и многоплодную беременность, если таковая возникнет?

Игумен Мелхиседек (Артюхин), член Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата, считает, что человек несёт нравственную ответственность не только за «избыточные» эмбрионы, но также и за пересаженные в матку эмбрионы, если беременность не возникнет и они погибнут. Почему? Одним из классических принципов медицины является принцип «не навреди». А риск гибели в матке эмбрионов, пересаженных туда при ЭКО, выше, чем у эмбрионов, появившихся в результате естественного зачатия.

Внешне пересадка эмбрионов в матку является ничем иным как научным экспериментом: повезёт — не повезёт. Но чем рискуют здесь врачи и родители? Это уже не просто какие-то половые клетки, а живые эмбрионы, малюсенькие человечки, которые хотя и являются пока одной клеткой, но они уже — люди.

Итак, ЭКО экспериментирует на людях. Цена эксперимента — человеческая жизнь.

На основании вышесказанного христианское отношение к ЭКО следует выразить следующим образом:

Нравственно недопустимым с христианской точки зрения является экстракорпоральный (внетелесный) метод искусственного оплодотворения, поскольку предполагает заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов, а также несёт риск ненаступления беременности, из-за чего пересаженный(ые) в организм женщины эмбрион(ы) погибнет(ут).

Протоиерей Николай Балашов,

заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, принимавший активное участие в разработке Основ социальной концепции, убежден, что «Основы социальной концепции» достаточно ясно передают церковное отношение к проблеме:

— Конечно, «Основы социальной концепции» — это именно основы. Документ не претендует на исчерпывающее объяснение всех вопросов. Однако выраженная в нем позиция Церкви мне представляется обоснованной. Едва ли следует говорить о «неточной терминологии концепции».

Над документом работали не только пастыри и богословы. К участию в разработке главы XII привлекались и врачи, и генетики, и специалисты в области биотехнологий, известные не только в нашей стране. Однако, хотя автор статьи считает ОСК «юридическим документом» , в действительности это — документ пастырский и богословский, а не юридический, не политический и не гинекологический. Поэтому я не думаю, что он должен был изобиловать формулировками специально-медицинского характера: к ним разработчики старались прибегать лишь в случаях необходимости. Участники процесса подготовки документа также не считали уместным вдаваться в детализированное описание подробностей интимной жизни человека.

Понимая, что по многим вопросам в Церкви могут существовать разные точки зрения, создатели ОСК старались включить в документ лишь те утверждения, которые могут быть убедительно обоснованы исходя из нравственных и богословских норм Предания Церкви. Из текста упомянутого раздела вовсе не вытекает положительное отношение к ЭКО. В нем указаны те аспекты соответствующей технологии, которые признаются нравственно недопустимыми. И ничего не сказано о том, что без намеренного разрушения эмбрионов метод хорош, приемлем и рекомендован православным. Думаю, это именно то, что Церковь могла и должна была сказать по данному вопросу. Не более и не менее.

Что же касается повышенного риска гибели эмбрионов — да, он существует (как и в случае одобряемой или во всяком случае неосуждаемой автором техники инкорпоральной инсеминации), но насколько он выше «естественного риска» – измерить трудно. Хотя бы потому, что мы до сих пор точно не знаем, как много уже оплодотворенных клеток погибает «естественным путем». Сегодня ученые склонны полагать, что — большая их часть. Это не может служить оправданием для тех, кто готов уничтожать эмбрионы намеренно. Но и не может быть основанием для обвинения всех брачных женщин фертильного возраста в едва ли не ежемесячном (хоть и не запланированном) убийстве эмбрионов. С обязательством «покаяться батюшке».

Тут все же важна именно нравственная мотивация.

Напомню, что в цитируемом отцом Алексием разделе «Основ…» в первую очередь говорится о том, что «пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными». В случае неизлечимого обычными способами бесплодия пастырские рекомендации включают как смиренное восприятие бесчадия в качестве особого жизненного призвания, так и возможность усыновления ребенка. Далее речь идет о допустимых с нравственной точки зрения (но не рекомендованных) средствах медицинской помощи, а затем – о недопустимых, среди которых упоминается ЭКО. В каждом случае указаны основания, по которым Церковь находит морально неприемлемыми эти средства.

Однако если в будущем – кто знает? – когда-либо появится такая модификация ЭКО, которая исключала бы имеющиеся ныне основания для этического неприятия – нам не придется созывать Собор для срочного пересмотра «Основ социальной концепции».

Полина Дудченко,

педиатр, неонатолог, супруга священника, мать четверых детей призывает осторожно относиться к своим желаниям и ожиданиям

Про ЭКО я не могу высказаться однозначно, не могу сказать, что вижу большой процент патологий.
Однажды я спросила отца Михаила Бойко, как относиться к проведению реанимации. И он ответил, что если не будет воли Господней, не удастся ни одна реанимация. Если переложить это на ЭКО, то я скажу то же самое. Вопрос в принятии того, что посылается Богом и веру в то, что без Господа не происходит ничего.

Очень часто люди, которые не имели детей много лет, когда ребенок появился (не обязательно в результате ЭКО, иногда в результате обычного лечения), не знают что с этим ребенком делать. Они хотели быть беременными, а не родить ребенка, ребенок не представляется им чем-то таким, во что нужно вкладывать силы каждый день. Они видели лубочную картинку с улыбающимся карапузом. Но семейных проблем часто больше, чем ожидалось, эти дети чаще и своеобразнее болеют.
Эти дети другие.

Дети ЭКО лишены, возможно, чего-то сокровенного, моментов, когда они втайне двигались по трубам, и мы не знаем, что происходит в эти моменты. С такой же позиции можно рассматривать и кесарево: это неестественный путь, но он дает возможность выжить ребенку и женщине. Да, эти дети имеют ряд незначительных отличий, но ведь все в руках Божих.

После ЭКО ряд женщин смогли забеременеть самостоятельно. Это как трактовать?

Я бы советовала быть осторожной и в вопросе усыновления: это благое христианское дело, которое, к сожалению, может обернуться очень сильно против детей и против родителей.

Родители как бы отказываются от того, что послал им Господь. Как бездетные они могли бы возможно, послужить людям чем-то другим, они как бы получают новое неожиданное испытание.

Осудить проще, чем понять. Но сформулировать, что точно бездетные семьи хотят, им не всегда удается.

Роман ГЕТМАНОВ,

акушер-гинеколог родильного дома при ГКБ № 70 в комментарии журналу Нескучный сад:

Даже без редукции при современных методиках ЭКО часто происходит убийство эмбрионов на первой стадии, когда они еще не в матке, а в «пробирке». Ситуация, когда женщина придет и скажет — возьмите у меня две яйцеклетки, оплодотворите только их и подсадите, чтобы мне избежать не только редукции, но и «лишних» эмбрионов, вряд ли возможна — какой врач возьмется это делать, если вероятность наступления беременности в таком случае практически равна нулю?

Что же касается того, как ЭКО сказывается на родившихся таким методом детях, то в медицине одним из главных методов проверки любой методики или лекарства является катамнез, т.е. сводка информации о больном, собираемая в течении определенного времени, позволяющая проследить судьбу пациента после применения лечения. Потому что главный критерий применения любой методики устанавливает время.

Первый ребенок, зачатый с помощью ЭКО, родился в 1978 году. И мне всегда было любопытно, какие результаты мы можем видеть за эти 30 лет? То, что по телевизору демонстрируют детишек, рожденных методом ЭКО, меня не убеждает — должна быть официальная статистика по всем детям «из пробирки», а не выборочная реклама. Необходимы данные о том, какие семьи создают ЭКО-дети, чем они болеют или, наоборот, не болеют, каких они рожают детей и т.п. Я тщательно пытался в течении длительного времени найти именно медицинскую, а не просто популярную литературу по этому вопросу. И обнаружил, что никакой медицинской статистики по детям, зачатым методом ЭКО, не опубликовано. Для меня это признак того, что здесь не все благополучно. Нет уверенности, что после ЭКО рождаются совершенно обычные дети. И еще я хотел бы сказать всем сторонникам ЭКО, чтобы они хорошо понимали, что ЭКО — это очень большие деньги. Плати, и получишь, был бы спрос, а предложение будет. ЭКО — это бизнес.

Часто проблема бесплодия — духовная проблема. Бывает, когда у женщины собираешь анамнез и задаешь вопрос о количестве половых партнеров, то многие из них смотрят с удивлением и говорят — а я не помню, сколько их у меня было… И это типичная ситуация сегодня.

Я не хочу говорить про всех, но очень многие случаи бесплодия, с которыми мы сталкиваемся, нажиты самими женщинами. Например, непроходимость труб, при которой многие прибегают к ЭКО, возникает, как правило — а по этому поводу как раз существует официальная статистика — если у женщины за жизнь было более пяти половых партнеров. За этим почти всегда следуют хронические воспалительные заболевания придатков и непроходимость труб. Это, повторюсь, не обязательно характерно для каждой женщины, это средняя статистика. А еще многие из бесплодных женщин неоднократно делали аборты. А потом они говорят — мы страдаем без детей, сделайте нам ЭКО.

Законы духовной жизни существуют независимо от того, принимаем мы их или нет. А многие женщины не хотят слышать про эти законы. И когда священник говорит: опомнитесь, нельзя хотеть детей любой ценой, то кто-то, вместо того, чтобы задуматься о своей жизни, обижается и говорит — священник нас не понимает, он всего это не проходил, он не представляет, как мы хотим сейчас ребенка… Но они думают о себе, а не о ребенке. Можно очень сильно чего-то добиваться и хотеть, только что потом?

Вице-президент РАМН, главный педиатр Минздравсоцразвития РФ Александр Баранов считает, что российское правительство делает ошибку, оказывая на государственном уровне финансовую поддержку технологии экстракорпорального оплодотворения.

«Сейчас мы столкнулись с неожиданными явлениями: появилось очень много детей «из пробирки». Даже на уровне правительства акушеры пролоббировали финансовую поддержку искусственного оплодотворения, якобы за счет этого можно решить демографическую проблему в России. Ничего подобного», – заявил А.Баранов в понедельник на пресс-конференции в «Интерфакса» в Томске.

По данным главного педиатра России, 75% детей, рожденных в результате ЭКО, являются инвалидами. «Я выступал в Думе и прямо сказал: если вы увеличиваете финансирование на эту технологию, вы сразу закладывайте деньги и на увеличение детей-инвалидов», – сказал А.Баранов.

По его словам, только в России государство выделило деньги на внедрение данной технологии. «Везде идет коммерческое осуществление (ЭКО – «ИФ»)», – подчеркнул он. «Более того, Всемирная организация здравоохранения не рекомендует для внедрения эту технологию. Мы, конечно, не имеем права запретить, но я считаю, что государство делает ошибку, оказывая поддержку этой технологии. Надо быть честным. Если мы знаем про то, чем это грозит, мы обязаны информировать», – сказал А.Баранов, добавив, что вред при ЭКО наносится и здоровью женщин. «Они находятся на колоссальных дозах гормонов. И матери, как правило, в возрасте», – отметил вице-президент РАМН.

Иеромонах Димитрий (Першин):

Поэтапная классификация негативных последствий ЭКО позволяет получить следующую схему (мы пропускаем те этапы лечения, которые не содержат негативных последствий ЭКО):

Негативные последствия для женщины.

— На этапе переноса эмбриона в полость матки, диагностики и ведения беременности и родоразрешения:

1. Многоплодная беременность. По данным исследователей, «индукция суперовуляции увеличила количество многоплодных беременностей более чем в 10 раз»

Чаще всего эта индуцированная многоплодная беременность «протекает на фоне медикаментозной коррекции, хронической бактериально-вирусной инфекции, аутоиммунных нарушений, нарушений в системе гемостаза. Другие исследователи подчеркивают, что беременность у этих пациенток осложняется преждевременными родами, внутриутробной задержкой развития плодов, гестозом, гестационным сахарным диабетом».

2. Редукция эмбрионов при многоплодной беременности. Уничтожение созданных с таким трудом человеческих жизней производится, исходя либо из евгенического принципа селективной выбраковки человеческих эмбрионов «с подтвержденными структурными, хромосомными или генетическими аномалиями», либо из соображений удобства «для выполнения манипуляции». После редукции «всего лишь половина (51%) пациенток донашивали беременность до 38 недель и более. Помимо негативных последствий для материнского здоровья редукция эмбрионов влечет за собой нравственные мучения матери, допустившей уничтожение своего ребенка.

Таким образом, ЭКО не приносит пользы здоровью женщин, а вероятность осложнений достаточно велика. Вот почему здесь возникает вопрос соотношения цели и средства: не слишком ли большую цену платят женщины за право получить своего ребенка? Нам могут возразить: но ведь и при обычном зачатии женщина идет на риск, вынашивая беременность. Это было бы так, если бы в случае ЭКО мы заранее не знали, насколько возрастает этот риск. И, кроме того, в случае ЭКО этим рискам женщин подвергают врачи.

Негативные последствия для ребенка.

— аномалии и патологии

Резко возрастает вероятность аномалий и патологий внутриутробного развития. Ученые из американских Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) под руководством Дженниты Рифхьюз (Jennita Reefhuis) сравнили распространенность 30 наиболее частых врожденных дефектов у детей, зачатых естественным путем, и у детей, появившихся на свет с помощью искусственного оплодотворения (ЭКО или ИКСИ). Выяснилось, что дети, зачатые «в пробирке» в 2,4 раза чаще рождались с заячьей губой. Дефекты межпредсердной или межжелудочковой перегородки сердца отмечались у них в 2,1 раза чаще, чем у детей, зачатых естественным путем. Кроме того, у таких детей чаще возникали пороки развития желудочно-кишечного тракта: атрезия пищевода – в 4,5 раза чаще, атрезия прямой кишки – в 3,7 раза чаще.

Таким образом, абсолютный риск возникновения пороков развития у ребенка, зачатого с помощью ЭКО, выше, чем при обычном течении беременности. Следовательно, люди, которые планируют прибегнуть к ЭКО, должны быть осведомлены обо всех потенциальных рисках этого метода..

— уничтожение человеческой жизни на эмбриональной стадии развития

1. Уничтожение «избыточных» эмбрионов. В большинстве случаев существующие технологии ЭКО предполагают оплодотворение нескольких эмбрионов, большая часть которых подвергается криоконсервации.

2. Гибель при криоконсервации. При технологии криоконсервации погибает 20% эмбрионов, а последующая частота наступления беременности и рождения живых детей составляет 28% и 22% случаев соответственно (английская клиника Bourn Hall)22. Выделяют два основных типа физического стресса, которому подвергаются человеческие эмбрионы в процессе заморозки:

— прямое влияние понижения температуры;

— физические изменения, связанные с образованием льда23.

3. Уничтожение эмбрионов с генетическими аномалиями, обусловленное результатами пренатальной и предымплантационной диагностики.

4. Уничтожение эмбрионов в случае их редукции при многоплодной беременности.

— проблема самоидентичности

Технология ЭКО позволяет вовлечь в процесс создания новой жизни до 5 человек: двое заказчиков, двое доноров и суррогатная мать. При этом учитывается стремление «заказчиков» получить ребенка, но не учитывается право самого ребенка быть ребенком своих родителей, быть ими зачатым и выношенным. В том случае, если ребенок узнаёт об истории своего появления на свет, возможны тяжелые переживания и депрессии, связанные с кризисом самоидентичности. Чьих родителей он ребенок — биологических, социальных или суррогатной матери? У таких детей часто возникает желание найти тех, чьи гены они восприняли и чья любовь хранила их под сердцем во время их внутриутробного развития. Поскольку эта информация относится к области врачебной тайны, данная ситуация может обернуться для детей «из пробирки» серьезными нравственными и душевными страданиями. Кто дал нам право обрекать их на эти страдания?

— проблема «детей загробного мира»

Технология криоконсервации эмбрионов порождает еще одну очень сложную и трудноразрешимую проблему — проблему эмбрионов, которые имплантируются «после смерти отца-донора (в случае гомологичного оплодотворения) или после того, как заказчики, как это не раз случалось, погибали в результате несчастного случая, возможно, уже оставив большое наследство будущему ребенку»24. В результате появляются так называемые «дети загробного мира», что происходит тогда, когда донор-отец умирает еще до имплантации или эмбрионы становятся «сиротами» еще до своей имплантации в матку, или же тогда, когда вдова выражает желание родить ребенка от семени умершего супруга после того, как его сперма была специально взята у него во время терминальной болезни25.

2.4. Негативные последствия для человеческой популяции

— генетический груз

Как мы видели выше, технология ЭКО увеличивает риск рождения детей с теми или иными генетическими аберрациями. В случае массового применения ЭКО возрастает генетическая нагрузка на человечество в целом.

— риск близкородственных связей

Одним из негативных последствий ЭКО является проблема генетической анонимности детей, появившихся в его результате использования донорских клеток и особенно спермы. Поскольку с помощью эякуляции только одного мужчины можно оплодотворить множество яйцеклеток, имплантируя полученные таким образом эмбрионы различным женщинам, и поскольку «отцовство» донора должно оставаться неизвестным, то теоретически возможно получение своеобразной популяции единокровных братьев и сестер, которые не будут подозревать о своем родстве. В этом случае возможно заключение браков между единокровными родственниками, что не только имеет юридические последствия, но и напрямую затрагивает здравоохранение: кровнородственные браки увеличивают вероятность генетических заболеваний.

Тем самым, здесь речь идет уже об отдаленных негативных последствиях ЭКО для людей, ни в коей мере неповинных в своих страданиях, что опять же вновь актуализирует вопрос о соблюдении принципа «не навреди».

Таким образом, мы вынуждены констатировать:

1) К сожалению, ВРТ ЭКО является зоной риска для пациентов, прибегающих к ней;

2) Современная медицина не располагает такими методами ЭКО, которые позволяли бы полностью исключить все его негативные последствия для здоровья человека, тем самым, проводя ЭКО, врач сознательно подвергает здоровье обратившихся к нему пациентов вышеперечисленным рискам;

3) Так как проведение процедуры ЭКО не диктуется медицинской необходимостью, в случае причинения вреда врач несет за это нравственную ответственность.

Несоблюдение в случае ЭКО принципа «не навреди» ставит под вопрос нравственную вменяемость этого направления ВРТ, что, в свою очередь, ставит перед медициной задачу, во-первых, минимизировать как медицинские риски, так и нравственные страдания, причиняемые ЭКО, а во-вторых, со всей строгостью осуществлять процедуру информированного согласия.

Откуда берутся дети? Социологи утверждают — из головы

Размышления бездетной — Честно говоря, я никогда не боялась, что в браке у меня не будет детей…

ЭКО – неоправданный риск? Главный педиатр России о последствиях «зачатия в пробирке»

Семейная проблема —Молодой женский голос попросил о встрече. – Вы нас венчали, батюшка. Три года назад. Помните?

Бездетный брак. Часть 1. Цель брака – спасение

Бездетный брак. Часть 2. Бездетность – дар Божий

Чудеса святой блаженной Ксении

Святая из нашего города

Мы поехали к святой блаженной Ксении…

Акафист святой блаженной Ксении Петербургской mp3

>ЭКО грех ли это

ЭКО мнение священников

Мнения священников, конечно, совпадает с официальной позицией Церкви — ЭКО не рекомендуется осуществлять верующим женщинам.

Например, игумен афонского монастыря Ефрем объясняет, почему так происходит и называет случаи, когда можно использовать процедуры искусственного оплодотворения.

Православная церковь и ЭКО

Церковь идет в ногу со временем, но категорически против тех технологий, которые идут вразрез с Божьим законом и моральными принципами. Искусственное оплодотворение допустимо только в том случае, если берут 2 эмбриона и рождает два ребенка, т.е. их не уничтожают в процессе развития, потому что они внезапно стали лишние.

Не следует подсаживать в матку женщине 10-20 эмбрионов, чтобы ненужные потом вычистить как мусор. Они уже живые души, это люди и их нельзя просто выбросить в контейнер с биологическими отходами. Если посеяли 5, то и сохранить должны 5.

Не следует оплодотворять множество яйцеклеток, сделайте это с двумя или тремя и это будет в рамках морали, ведь не придется никого убивать. Следует всегда помнить, что зачавшийся эмбрион — это уже живое дитя, которое требует к себе соответственного отношения. Люди слишком просто относятся к чужой жизни и слишком тщательно следуют своим эгоистичным желаниям.

Также следует заметить, что использование биологических материалов (яйцеклеток или сперматозоидов) третьих лиц также недопустимо. Брак и семья — это таинство между двумя людьми и нельзя примешивать к нему третьих
. Нельзя использовать сперму чужого мужчины или яйцеклетку незнакомой женщины, поскольку это нарушает интимность и целостность брака. Это, помимо нарушения Божьих заповедей, приведет в дальнейшем к обычным проемам в семье, ведь ее члены будут знать, что ребенок не от жены или не от мужа. Так и малыш, со временем выросший, узнает, что он не родной и это приведет к ряду сложных проблем.

Совет! Жене и мужу, которым Бог не дает детей следует тщательней молиться и больше поститься, исполнять законы Божьи и молить Господа о милости, а не обращаться к аморальным способам забеременеть.

Молитвы о деторождении:

Прихоть человека всегда приводит к серьезным проблемам в будущем. Это случается и с ЭКО.

Не следует использовать аморальные технологии для решения проблем демографии, как многие предлагают. Демографический кризис — это результат духовной проблемы человечества, его ранней аморальности. Решать одну аморальную проблему другой — разве это поможет возродить человеческую нацию? Желание иметь детей вполне понятное, но люди в своих желаниях не должны пренебрегать Божьими постановлениям.

Рождение ребенка — это радостное событие, которое не должно омрачаться мыслями о том, что попутно пришлось убить несколько невинных душ.

Использовать медицину для лечения каких-то патологий — это вполне нормально и даже необходимо. Но следует помнить, что, если Господь не допускает чего-то в жизни, значит на это есть какая-то причина. Возможно, вначале следует покаяться в чем-то, от чего-то отказаться и принять волю Бога.

Есть множество чудесных историй, когда Господь посылал детей тогда, когда врачи уже категорически отказались от всех попыток и поставили категорический диагноз бесплодие.

Позиция Церкви по поводу искусственного оплодотворения

Что скрывают ученые

Что бы нам ни говорили о гуманных целях проведения ЭКО, по своей сути репродуктивные технологии – это бизнес, и, как и всякий бизнес, они чреваты разного рода коммерческими секретами. Притом что врачи наблюдают за развитием «экошных» младенцев, но на сегодняшний день нет официальной статистики о том, как развиваются дети, появившиеся на свет в результате ЭКО. С одной стороны, понятно – почему: такая статистика идет вразрез с интересами родителей, получивших долгожданного ребенка, которые не хотят разглашения тайны рождения их малыша. Но с другой стороны, отсутствие научных данных об ЭКО-детях дает почву для развития разного рода мифов вокруг этой темы. Народная молва, как и мифы, никогда не возникает на пустом месте и, как правило, несет в себе важную информацию.

Конечно, это частное мнение специалиста, а не официальная статистика. Но это и не реклама, ориентированная не столько на объективную информацию, сколько на получение прибыли. Обществу и науке как минимум необходимы данные о том, насколько благополучно рождаются ЭКО-дети, естественно ли адаптируются в обществе: чем болеют или, наоборот, не болеют, насколько они способны к работе и учебе, успешно ли устраивают свою личную жизнь, каких рожают детей и т. п. Сам факт отсутствия специального научно-исследовательского направления по этому вопросу настораживает.

Грех ли делать ЭКО

Верующим супругам, решившимся на пересадку эмбрионов, важно знать разрешает ли церковь ЭКО в какой-то допустимой степени или полностью его отвергает. В данном случае, священнослужители сходятся во мнении, что возможно лишь провести оплодотворение ЭКО биоматериалом мужа

Это является частью супружеских отношений, близкой к естественному зачатию и не нарушает канонов брачного союза.

Религия допускает использование технологии искусственного оплодотворения для выращивания одного – трех эмбрионов, но с условием, что все они будут перенесены в материнское лоно и не будут удалены в дальнейшем. Церковь считает ЭКО оплодотворение грешным, если в процессе проведения процедуры, из нескольких прижившихся зародышей, оставляют одного, наиболее здорового.

Получается, что платой за рождение младенца, послужили жизни его братьев и сестер. В основном, это объясняет, почему ЭКО – это грех, по мнению священнослужителей. Количество оплодотворяемых яйцеклеток, супруги заранее обсуждают с лечащим врачом, и впоследствии все, полученные эмбрионы, должны быть перенесены в матку и иметь право на дальнейшее развитие и появление на свет.

Отношение РПЦ к ЭКО изложено в «Основах социальной концепции», где рассмотрены вопросы преодоления бесплодия, и дана оценка ЭКО с точки зрения православия.

Рекомендации церкви

Важно понимать, что проблема бесплодия имеет причины, и как любое заболевание обусловлено особенностями образа жизни и мышления. Следовательно, для преодоления такого испытания, необходимо произвести в жизни изменения, неотъемлемой частью которых являются исповедь и причастие, которые помогают не только в исцелении души, но и тела.
Соборование – церковное таинство, связано непосредственно с помощью при различных заболеваниях.
Рекомендуется пройти обряд венчания, чтоб брак получил церковное благословление.
При «бесчадии» церковь рекомендует лечение тела (при помощи традиционной медицины или народными средствами), а так же молитвы, для исцеления души.

Нужно ли православным прибегать к ЭКО

Почему этот вопрос важен? Поскольку христиане строят свою жизнь в соответствии с Божьими принципами и Законом, они должны размышлять о том, насколько их поступки соответствуют вере, в которую они призваны.

Ребенок — это дар Божий, и если по какой-то причине этот дар еще не получили супруги, то стоит задуматься почему. Многие из нас не хотят принимать ответ «Нет» или «Подожди» от Господа. Человеческой натуре свойственно желать и получать желаемое мгновенно, не ожидая.

Что говорит православие об ЭКО

А иногда Бог предполагает для нас какие-то изменения в процессе ожидания. Так и в вопросе искусственного зачатия. Человек вмешивается в планирование семьи своими способами, которые неугодны Господу. Хорошо ли это? Каждый думающий христианин ответит, что нет.

Мнение церкви об ЭКО

Но дело не в этом. Ведь священство только одобряет стимуляцию и лечение женского организма, с целью забеременеть. Но оно призывает не идти на компромиссы с Богом, ради достижения своих, лично установленных целей. Жизнь — это дар Божий в любом случае, человек не имеет права просто распоряжаться им по своему усмотрению: захотел — убил ребенка с помощью аборта, захотел — купил за деньги у суррогатной матери.

Наши желания должны быть в контексте Заповедей Господа, только так человек будет послушен Богу
. Не лучше ли для человека оставить свои эгоистические желания и принять волю Божью в свою жизнь?

Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон говорит, что корень проблемы не в современных технологиях, а в том, что человек пытается контролировать все аспекты жизни и мира в целом.

Конечно, с течением временем и множественной практикой технология ЭКО перестает быть настолько убийственной — врачи научились оплодотворять и выращивать столько эмбрионов, сколько нужно, без убийства (хотя не всегда это срабатывает). Но данная процедура от этого не стала более христианской: эмбрионов продолжают консервировать, чтобы со временем разморозить и оплодотворить снова (это происходит с применением жидкого азота).

Не менее нравственной является и создание так называемого «банка», где хранятся эмбрионы до тех пор, пока их родители решат ими воспользоваться. И это лишь равенственные биологические факты, которые не затрагивают вопроса души зачатых детей, которые хранятся в азоте, вместо рождения. Такое отношение к человеку является бесчеловечным, он перестает быть чем-то одушевленным и становиться просто предметом, которым распоряжаются, как хотят.

Кроме этого, Церковь поднимает вопрос, который еще недостаточно изучен, здоровья детей в результате такого рождения. Главный педиатр России в 2009 году публично предоставил информацию о том, что 75% рожденных детей после ЭКО являются инвалидами. Вопрос женского здоровья после процедуры также не изучен досконально.

Важно! В результате изучения этого вопроса, Церковь запретила православным верующим использовать процедуры экстракорпорального оплодотворения для зачатия ребёнка, так же, как и суррогатное материнство. Синод предлагает воспользоваться другими средствами для рождения и усыновления детей

Почему церковь против ЭКО

У такого ребенка будут такие же крестная мать и крестный отец, как и у всех остальных детей, он будет искупан в чане со святой водой, прочитаны все полагающиеся молитвы и т.д.

Нужно ли указывать в храме, что ребенок рожден вследствие ЭКО? Вовсе не обязательно, так как это, по большому счёту, не будет иметь значения ни для родителей, ни для церковнослужителей, ни для него самого.

Эти и многие другие вопросы всегда тревожат и будут тревожить родителей, так как не всегда знаешь, что можно делать, а что является грехом. Чтобы быть уверенными — вы всегда можете обратиться за советом непосредственно к священникам. Они вам подскажут, как и когда лучше крестить, крестят ли детей ЭКО, прочитав перед этим особые молитвы, как лучше подготовиться в данной процедуре и другие интересующие вас нюансы.

Многие церковные представители утверждают: отлучать от крещения ребенка нельзя, так как это противоречит церковным канонам. И всё же некоторые священнослужители иногда принимают вычурные решения, а именно такие как отказ от крещения ребенка, зачатого путем ЭКО, в данном храме, несмотря на обстоятельства. В подобном случае не нужно впадать в панику или вовсе отказываться от крещения. Просто необходимо родителям обратиться в другой храм, так как по факту священник не имеет никакого права отказать в такой процедуре как крещение ребенка из-за личного недовольства поступком родителей. В текстах Библии многократно повторяется мысль, что каждый должен отвечать за свои деяния. Дети же за проступки родителей, ровно как и родители за детей не наказуемы. Единственное, что можно сказать, так то, что Церковь вполне имеет право востребовать от родителей перед проведением обряда крещения ЭКО-ребенка исповеди. В этом нет ничего страшного или зазорного, ведь исповедь — очищение души перед Богом. Такую процедуру каждому из нас необходимо проходить даже при естественном зачатии.

Получить бесплатную консультацию врача

Помните одно: советы и рекомендации может давать только священник в храме. Всегда общайтесь непосредственно только с ним. Не прибегайте к источникам информации «сказали на улице» или «подруга посоветовала». Если вы боитесь осуждения со стороны священнослужителей, так знайте, что многие священники в данное время довольно прогрессивны и понимают всю ситуацию. Всегда правда выводится в разговоре. Не бойтесь говорить.

Итак, если вы решились на проведение метода ЭКО и единственным вопросом остается «крестят ли детей рожденных от ЭКО?», либо же «можно ли крестить детей после ЭКО?», то смело можете идти на запись для проведения процедуры, так как никаких значимых проблем вы не встретите.

Зачатие в пробирке мнение церкви

Во всех религиях мира наступление беременности трактуется как благодать, сошедшая на женщину. Бездетность – наказание за грехи. Поэтому святые отцы настаивают на том, что зачатие должно оставаться естественным процессом, таинством, в котором участвуют двое: муж и жена. Вмешательство других лиц в данном случае недопустимо.

Однако в христианской православной церкви допускаются многие методы лечения бесплодия. К их числу относятся такие средства:

  • Прием лекарств;
  • Проведение медицинских манипуляций;
  • Хирургическое вмешательство.

Если говорить о беременности, «полученной» искусственным путем, то единственная возможность для верующей женщины зачать – метод искусственной инсеминации.

Суть процедуры заключается в «подсадке» семенной жидкости в полость матки. Искусственная инсеминация очень похожа на естественные процессы, которые происходят в организме женщины после интимной близости. Однако по многим причинам патологического характера сперматозоиды не могут «добраться» до цели самостоятельно и гибнут. Если процедура пройдет успешно, то введенная семенная жидкость оплодотворит яйцеклетку. Затем начнется их совместное движение по маточным трубам, они благополучно дойдут до матки и внедрятся в ее стенку.

К такой методике искусственного зачатия церковь относится положительно. Но только в том случае, если соблюдены два условия:

  • Сперма, с помощью которой происходит оплодотворение, принадлежит супругу женщины;
  • Семенная жидкость получена с помощью пункции половых органов или собрана естественным путем во время полового акта.

Почему эти аспекты важны для верующего человека? Таинство семейной жизни не предусматривает вмешательство третьих лиц. Поэтому введение донорской спермы исключено.

Метод получения мужских половых клеток также важен. Ведь онанизм трактуется церковью как рукоблудие, которое по сути своей является порочным. Поэтому при сборе биологического материала этим методом пользоваться нельзя.

А вот отношение церкви к ЭКО крайне негативное. Говоря об ЭКО, подразумевается искусственное оплодотворение, в котором используют женские или мужские половые клетки для зачатия вне тела женщины. В данном случае положение пациентов приравнивают к суррогатному материнству.

Еще одна важная негативная сторона технологии ЭКО – «добыча», отбор и утилизация нежизнеспособных эмбрионов. Перечисленные аспекты воспринимаются служителями церкви как нарушение главных нравственно-моральных устоев христианства.

Церковь считает, что рождение детей – это желанный плод супружества, но не единственная его цель. Наряду с этим, супругам даруется взаимная любовь, единство души и тела. Если пара не способна к зачатию младенца, а методы лечения не помогают, ей нужно, либо смириться со своей бездетностью, либо рассмотреть возможность усыновления малыша по обоюдному согласию.

Особенно негативно церковь высказывается против процедуры искусственного оплодотворения, если применяются следующие методы:

  1. донорская сперма;
  2. процедура без брака;
  3. использование одинокими женщинами;
  4. консервация или уничтожение лишних эмбрионов;
  5. редукция зародышей.

Использование донорской спермы для оплодотворения. Это является вмешательством третьей стороны в брачный союз, нарушая целостность семейных отношений. В данном случае, происходит поощрение безответственного отцовства, по отношению к тем, кто является его плотью и кровью. Анонимный отец не будет знать о существовании своих детей, и не сможет принимать участие в их жизни. Это нарушает права будущего малыша на единственных родителей, так как у него будут и социальные, и биологические.

Оплодотворение одиноких дам. В православии считается, что у ребенка должно быть два родителя, а в данном случае, его заведомо лишают одного из них.

Консервация или уничтожение лишних эмбрионов. По мнению священнослужителей, недопустимо выращивание большего количества эмбрионов, чем будет в дальнейшем подсажено женщине. Согласно христианской вере, уже на момент зачатия зарождается человеческая душа. Значит, она присутствует в каждом зародыше. Отбор наиболее жизнеспособных и уничтожение остальных, расценивается церковью как детоубийство. Морально недопустимым является и передача лишних эмбрионов для изготовления клеточных продуктов или проведения экспериментов.

Редукция зародышей, или удаление излишне перенесенных в матку, для исключения многоплодной беременности, приравнивается к аборту. Это с древнейших времен осуждается церковью и относится к одному из тяжких грехов, так как православие признает человеческое достоинство даже за эмбрионами.

Показания

Основные ситуации когда паре показано ЭКО:

  1. Непроходимость маточных труб. В этом случае шанс встречи яйцеклетки с мужской гаметой равен нулю.
  2. Отсутствие маточных труб. Они могут быть удалены по причине наличия каких-либо заболеваний.
  3. Эндометриоз.
  4. Гормональные нарушения. При гормональных нарушениях может произойти прерывание беременности.

Как вы могли заметить, перечисленные причины относятся именно к женщинам. При мужском бесплодии проблема заключается в количестве полноценных сперматозоидов. Сидячая работа и отсутствие физической нагрузки негативно влияет на мужское здоровье.

Не только медицинская проблема

Ирина Силуянова

Целый ряд медицинских документов дают определение ЭКО, почитав которое, мы понимаем, что это безусловно медицинская манипуляция, осуществляемая врачами-репродуктологами. И все же между применением ЭКО и, например, удалением аппендицита существует большая разница. Дело не только в разных технологиях проведения операций. В отличие от действий врачей других медицинских специальностей: хирургов, терапевтов, педиатров, стоматологов, невропатологов, – действия репродуктологов и применение ВРТ отдельно и специально регламентируются действующим Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (2011 г.). Вопрос, почему этот вид медицинской деятельности потребовал отдельного законодательного регулирования, заслуживает особого внимания.

Отдельная регламентация применения ВРТ связана с опасными последствиями искусственных манипуляций, относящихся к воспроизведению человеческого рода. Не надо быть специалистом, чтобы понимать, что искусственное оплодотворение – это новая форма размножения людей, которая не может не повлечь за собой изменение социальных отношений между мужчиной и женщиной, детьми и родителями. И здесь в полный рост встает еще один важный вопрос: а как именно регулируется применение ЭКО в нашей стране? Вот тут мы должны, к сожалению, констатировать, что законодательная регламентация в России несовершенна и вступает в столкновение с моралью.

Статья 55 действующего закона утверждает: «Мужчина и женщина, состоящие и не состоящие в браке, зарегистрированном в установленном законодательством РФ порядке, имеют право на применение методов ВРТ». Другими словами, в брак можно не вступать и иметь детей вне супружеских отношений, то есть, по сути, лишать детей права иметь отца или мать.

В современных условиях катастрофического роста количества разводов неограниченное использование методов искусственного размножения только усилит процессы разрушения традиционной семьи, социальной неустроенности людей, личные трагедии детей.

Что в других религиях думают про ЭКО

Говоря про отношение церкви к ЭКО, каждый человек должен понимать, что стоит рассматривать не только православную церковь. Рассмотрим основные религии, а также их мнение об экстракорпоральном оплодотворении.

Ислам

Ислам — это одна из наиболее распространённых религий в России, но мнение об ЭКО у её представителей сильно отличается от православного. Представители исламской церкви положительно относятся к такому оплодотворению, но только при соблюдении трёх важных условий:

  1. Ни в коем случае нельзя применять донорские клетки.
  2. Пары, которые решаются на ЭКО, должны состоять в законных отношениях (состоять в государственном браке).
  3. Эмбрионы, срок существования которых превышает 0,25 года, не должны уничтожаться.

Представители исламской церкви также утверждают, что все должны стремиться к продлению своего рода, даже посредством лечения бесплодия. А люди, которые не хотят заводить детей, серьёзно грешат.

Буддизм

Данная религия ещё более лояльно относится к ЭКО, точнее сказать, экстракорпоральное оплодотворение тут даже является одним из советов, который можно получить в церкви. Буддисты рады любым детям вне зависимости от способа их рождения, в любом случае родители получат полное благословение. А любые эмбрионы должны быть спасены, ведь только так можно продлить род.

Иудаизм

Церковь не ограничивает родителей в выборе способа, будь то ЭКО, суррогатное материнство или же искусственное оплодотворение. Единственное существующее ограничение касается суррогатного материнства. На самом деле значения не имеет даже процесс выбора женщины. Важна только её беседа с представителем церкви. Дело в том, что она обязательно должна получить божье благословение, чтобы рождение ребёнка прошло успешно.

Донорство

Не менее щепетильно относится православная церковь к использованию донорских клеток для искусственного оплодотворения. В семенной жидкости мужчины и в женской яйцеклетке содержится особый генотип, который определяет особенности внешности и характера эмбрионов – будущих детей. Поэтому такое оплодотворение церковь считает грешным.

К тому же использование чужого биоматериала является вмешательством в союз супругов. Ребенок, рожденный не от плоти двух любящих супругов, не будет знать своих настоящих биологических родителей. Лишение малыша права знать своих настоящих родителей – это грех.

Церковные служители утверждают, что возможность иметь детей напрямую зависит от воли Бога. С проблемой бесплодия связан греховный образ жизни родителей, нежелание меняться и надеяться на Всевышнего

Важно помнить о поклонении не храму, а Богу!

Чтобы не использовать медицинские методики, а забеременеть естественным путем, Святые отцы рекомендуют придерживаться следующих советов:

  • Молитвы и иконы обладают целительной силой, которая лечит душу и тело, поэтому использовать их при бесплодии нужно обязательно;
  • Регулярное исповедование и причастие важны для христианина, с их помощью достигается душевный покой и уверенность в своих действиях;
  • Если пара еще не оформила свой союз официально, это нужно сделать как можно быстрее;
  • Помимо оформления государственного брака, его заключают «на небесах» – венчаются;
  • При отсутствии естественного зачатия церковь рекомендует использовать все методы лечения бесплодия: народные и медицинские.

Беременность и роды – особые таинства, к которым нужно подготовиться

Церковь разрешает использовать лечение тела некоторыми способами, однако она считает, что в первую очередь внимание нужно уделить исцелению души. А сделать это можно только с помощью искренней молитвы

Молиться можно в храме или дома. Священнослужители рекомендуют произносить слова молитвы об успешном зачатии перед такими иконами Божьей Матери:

  • Грузинской;
  • Моденской;
  • Федоровской;
  • Милостивой;
  • Взыгрании младенца;
  • Млекопитательницы.

Также церковь одобряет обращение за помощью к Святым:

  • Анне Пророчице;
  • Иоанну Киево-Печерскому;
  • Ксении Петербуржской.

Материнство является наградой за благодетельную жизнь супругов. Если же ничего не помогает, священнослужители рекомендуют обратиться к усыновлению.

Отношение различных конфессий

Отношение церкви к ЭКО странное, ведь любое вмешательство в дела Господа под запретом, но, с другой стороны, если это укрепляет семью и веру в Бога, то почему бы и нет? Спорное отношение к “ребенку из пробирки” побудило многих в религиозном мире столкнуться с этическими проблемами, поднятыми новыми репродуктивными технологиями
Стандартному пониманию отношений между сексом и рождением бросили вызов прежде не предполагаемые методы зачатия. Многие конфессии считают, что такие способы разрушают брак, ведь ребенка можно просто «купить». Особенно страшно это стало теперь, когда многие страны разрешили однополые браки и хотят разрешить таким парам усыновлять детей или, в случае лесбийской пары, воспользоваться донорской программой для зачатия.Эмоциональные потребности людей, которые стремятся иметь детей и не имеют никакой надежды на это, кроме как с использованием этих процедур, также вынудили богословов вновь исследовать традиционные доктрины

Тем более их поддерживают многие специалисты по этике, считая, что применение репродуктивных технологий безнравственно, ведь внимание людей должно быть направлено на предотвращение нежелательных рождений, на усыновление детей и на улучшение здоровья всех младенцев.

Православие

Православная церковь считает что технология экстракорпорального оплодотворения- это грубое вмешательство в тайну рождения ребенка. Если Господь не посылает нам детей, то это значит, что мы должны обратиться к нему с молитвами, благотворительностью и т.д. Господь проверяет родителей относительно того, готовы ли они принять ребенка как подарок Бога, а не как «продукт» медицинских технологических инноваций. Почему церковь против эко? Основной причиной негативного отношения к ЭКО является гибель эмбрионов во время процедуры. Экстракорпоральное оплодотворение противоречит основам церковной жизни: «При использовании технологии ЭКО эмбрионы проходят лечение как объекты, в частности, могут быть сохранены или уничтожены, что недопустимо». Церковь всегда считала эмбрион человеческим существом, имеющим душу, и его убийство является неприемлемым. Лечение бесплодия способом ЭКО между супругами Русская православная церковь условно «разрешает», полагая, что это вариант естественного зачатия. Однако РПЦ выступает против ЭКО для суррогатного материнства, донорских яйцеклеток и спермы. Особенно настораживает церковь тот факт, что многие знаменитые люди не хотят рисковать своим здоровьем и фигурами, а просто приобретают детей путём суррогатного материнства (Пугачева и Галкин, Филипп Киркоров и т.д.). Настоятели волнуются и надеются, что этот способ не войдёт в обычную практику.
Кроме этого не стоит забывать, что церковь считает тело человека «сосудом», а такие процедуры его разрушают и неизвестно какими последствиями в будущем обернется попытка стать матерью.
Как относится к запрету обычный народ? Практически никак ведь если женщина искренне поблагодарит за это Бога, он услышит ее молитвы и простит. Дети, рожденные в результате процедуры ЭКО, допускаются к крещению только после того, как женщина (мать) исповедуется и причастится. В православной церкви к детям допускаются поблажки, ведь они не несут ответственность за грехи родителей.

К ЭКО?», нужно коснуться вопроса об искусственном оплодотворении в целом. В современном мире пары, где один из супругов не может зачать, часто задумываются об искусственном оплодотворении и рождении ребенка. Одновременно они оказываются перед моральной дилеммой: допустимо ли это с точки зрения христианства.

ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) – процедура, которая позволяет оплодотворять извлеченную из женского тела яйцеклетку. Эмбрион, зачатый таким способом, содержится в специальном инкубаторе, откуда спустя несколько дней помещается в полость женской матки.

Отношение к ЭКО в разных религиях

Многие верующие не сразу соглашаются на ЭКО, их интересует отношение церкви к ЭКО в России и других странах.

Что же такое ЭКО?

Издавна бесплодие, по мнению религии, считалось не медицинской проблемой, а своеобразным божественным наказанием за совершённые грехи. Во многих религиях принято думать о бесплодных женщинах, как о грешницах, которые только позорят семью. Люди давно забыли про такие предрассудки, но проблемы с началом беременности не исчезли, а их стало гораздо больше! Иногда они способны полностью разрушить брак.

Существуют различным методы, которые помогают при бесплодии, но никто не может гарантировать, что хотя бы один из них сработает. По этой причине многие семейные пары обращают своё внимание на экстракорпоральное оплодотворение.

Но нельзя думать, что медицина достигла такого уровня, что ЭКО может гарантировать результат. Экстракорпоральное оплодотворение дорогая процедура, но спрос на него велик, ведь дети — это то, на чём люди не экономят.

Мнение церкви об ЭКО

По недавним данным примерно каждая 7 пара страдает бесплодием. Что же считает православная церковь относительно экстракорпорального оплодотворения? Православие совершенно не признаёт данный метод. Если искусственное оплодотворение церковь ещё может как-то принять, то от экстракорпорального священнослужители даже не рекомендуют, а заставляют отказываться.

По мнению церкви, искусственное оплодотворение приемлемо, потому что брак не нарушается, а ребёнок развивается в женщине.

Введение мужских сперматозоидов женщине, принято называть искусственной инсеминацией. Она не сильно отличается от обыкновенного зачатия, поэтому священнослужители вполне принимают и детей, рождённых таким способом.

Почему ЭКО отрицается

В «Концепции» содержится подробная информация о том, что недопустимым оплодотворением считается именно то, которое по каким-либо причинам происходило вне тела женщины. Также к причинам неприятия метода стоит отнести заготовку, удаление, а главное — консервирование эмбрионов, что с этической стороны недопустимо.

Ещё одно мнение, существующее у представителей православной религии, суть которого заключается в ответственности, ложащейся на пару в результате появления лишних эмбрионов. Осуждение происходит и в тех ситуациях, когда в матку женщины были подсажены живые зародыши, но в результате они погибли.

Проблема, связанная с зародышами, очень часто поднимается во время споров об ЭКО, так как они являются целостными и, как вы могли понять, не имеют вообще ничего общего с телом матери. Православная церковь против экстракорпорального оплодотворения также и из-за следующих операций с зародышами:

  • ликвидация «лишних» эмбрионов;
  • консервация, происходящая с использованием жидкого азота.

Ещё доктор задаёт вопросы о пожертвовании парой зародышей для проведения различных исследовательских мероприятий или же обыкновенного усыновления другими парами. Дело в том, что далеко не у всех поднимается рука на утилизацию эмбрионов, что приводит к проведению экспериментов на зародышах.

От чего ещё рекомендует воздержаться православная церковь?

Сразу стоит обсудить и дополнительный вопрос, касающийся донорства гамет и прочих ограничений, выставляемых религией. Манипуляции такого рода запрещены по причине того, что они порочат брачный союз, так как в процесс могут вмешиваться сторонние лица. Таким образом, попирается и единство личности. Также, по мнению священнослужителей, донорская практика ведёт только к тому, что пара не будет любить чадо сильно, так как оно появилось не «от плоти».

Такое мнение можно считать ошибочном, потому что любой ребёнок только объединяет семьи, заставляя их вкладывать в ребёнка силы и заботу. Также церковь не принимает вариант рождения ребёнка от донора, потому что он будет полностью лишён общения с его настоящими родителями.

Суррогатное материнство, когда женщина, на относящаяся к рассматриваемой супружеской паре, вынашивает для них ребёнка, считается крайне аморальным. Церковь старается пресекать такие ситуации. Представители церкви объясняют это тем, что малыш должен иметь определённую связь с матерью для того, чтобы черпать от неё эмоции и то прочее, что очень важно для его развития. А когда малыш имеет духовную связь и получает эмоции от чужой женщины, он не может считаться ребёнком пары, обратившейся за услугой суррогатного материнства.

Обе описанные методики никак не принимаются православием. Но не стоит забывать и про единственный вариант, который одобряется церковью — усыновление.

Обращение с детьми, появившимися при помощи ЭКО

Стоит отметить абсурдные решения обыкновенных священнослужителей относительно детей, которые были рождены благодаря ЭКО. Иногда их, например, просто отказываются крестить. Представители православия практически никогда даже не берут в расчёт причины, из-за которых пара и прибегла к подобным методам решения проблемы с бесплодием.

Если вам даже откажут в одном храме, но вы всё равно захотите крестить ребёнка, то можете смело обращаться в другой. Потому что в проблеме виноват не ребёнок, а его родители, которые и решили прибегнуть к подобному методу. Даже в Библии сказано, что люди несут сами ответственность за все совершённые действия. Нельзя наказывать детей за те ошибки, которые в своей жизни совершили взрослые! Но необходимо понимать, что представители церкви имеют право попросить родителей ребёнка покаяться в совершённом, но процесс крещения всё равно состояться должен.

Церковь, несмотря на полное отрицание экстракорпорального оплодотворения, обязательно примет любого малыша, рождённого «в пробирке». Он сможет и исповедоваться, и причащаться. В глазах священнослужителей ребёнок точно не будет отличаться от его сверстников, рождённых традиционным способом, но таким детям рекомендуется как можно чаще посещать храм.

Что рекомендует православная церковь семейной паре

Бесплодие, по словам представителей церкви, имеет основную причину, с которой и нужно бороться. Они говорят, что мышление и жизненный уклад — это именно то, что составляет основу данной проблемы. Члены православной церкви рекомендуют воспользоваться следующими советами, которые, по их мнению, помогут победить бесплодие и завести детей:

  • Причастие христовых таинств, а также важная исповедь — это именно то, что поможет исцелить душу человека, а также его тело со всеми функциями и возможностями, в которые входит рождение детей.
  • Соборование — это ещё один метод, к которому рекомендуют прибегнуть священнослужители.
  • Заключение брака на небесах также поможет достичь некоторых результатов в постоянной борьбе с бесплодием. Речь идёт именно про венчание.
  • Лечение бесплодия также входит в советы церкви, причём в него должны входить и народные средства.
  • И последней рекомендацией, про которую иногда забывают, являются постоянные молитвы, при помощи которых происходит обращение к богу. Молитвы обязательно должны идти от души и от сердца. Представители церкви считают наиболее эффективной молитву от бесплодия, но читаться она должна во время службы в храме и с обязательным коленопреклонением.

Также стоит преобрести образ, защищающей от невозможности иметь детей (от бесчадия). За помощью с выбором обратитесь к священнослужителям. Что же касается самого прихода в храм, то женщины обязательно должны ставить свечи перед иконой, которая помогает справиться с бесчадием.

Последним советом от представителей церкви можно считать тот, суть которого заключается в постоянных обращениях к ангелу-хранителю человека, у которого необходимо просить помощи в борьбе со страшным заболеванием. Но данный вариант считается только дополнительным, так как жизнь даёт именно бог и только он имеет право наградить семейную пару возможностью иметь детей.

Итог

Православная церковь не одобряет метод, суть которого связана с экстракорпоральным оплодотворением. А особый грех заключается в использовании одного из следующих методов:

  • прибегание к суррогатному материнству;
  • выращивание, а также убийство зародышей;
  • наличие донора гамет.

Не допустима консервация зародышей, что не относится к половым клеткам мужчины. Лишние зародыши наиболее этично было бы отдать другим семьям, которые также желают завести детей, таким образом, происходит процесс усыновления, который церковь считает абсолютно нормальным.

Проблема экстракорпорального или искусственного оплодотворения является актуальной для верующих. Дело в том, что православная церковь во многих случаях считает, что искусственное оплодотворение — это грех. Разберемся, так ли это на самом деле и можно ли верующему человеку применять такой способ зарождения новой жизни.

Как церковь относится к искусственному оплодотворению

Православная церковь рассматривает искусственное и экстракорпоральное оплодотворение со стороны моральности и соответствия основным церковным заповедям. Отношение к искусственному оплодотворению, мягко говоря, является неоднозначным. Если зачатие вне тела делает женщину счастливой, то почему бы не разрешить ей такое зачатие?

Церковь полагает, что зарождение жизни таким образом вполне допустимо. Но вот методы экстракорпорального зачатия она считает нравственно недопустимыми с православной точки зрения, грехом. Допускается только оплодотворение, когда гаметы подсаживаются в матку. Это, как считают духовные проповедники, максимально приближает оплодотворение к природному зачатию и не ломает семейных устоев.

При зачатии экстракорпоральным ЭКО происходит донорство гамет, а поэтому такое оплодотворение церковь считает неправильным, грешным. Дело в том, что это допускает вмешательство третьих лиц, нарушает единство брака, его неповторимость. Более того, мнение отдельных проповедников состоит в том, что ребенок, родившийся от донора, лишен права расти и воспитываться с биологическими отцом, матерью.

По тем же причинам отрицается и суррогатное материнство. Считается, что во время вынашивания ребенку передаются все эмоции суррогатной матери. Малыш переживает чудовищный стресс, когда попадает в руки истинных родителей.

Позиция православной церкви

В концепции Русской православной церкви есть раздел, который прямо относится к искусственному оплодотворению. Считается, что этот грех угрожает духовной целостности человека, сущности взаимоотношений между людьми.

Считается, что возможность иметь детей — это желаемый плод супружества, но далеко не его цель. Некоторые способы зарождения жизни могут считаться несовместимыми с волей Творца. Если случается, что муж или жена не могут иметь детей по каким-либо причинам, а технологии искусственного оплодотворения не приносят ожидаемого результата, то в таком случае надо принять бездетность как жизненное призвание. Пастырь может посоветовать удочерить или усыновить ребенка.

Допустимо оплодотворение гаметами мужа. В первую очередь, речь идет о способе ИКСИ, когда происходит введение сперматозоида в яйцеклетку. Этот способ не нарушает супружеских основ семьи.

Что делать в случае многоплодной беременности? Церковь считает ее нормальной, если при оплодотворении использовались гаметы мужа, а не третьих лиц.

Когда церковь одобряет ЭКО

Многих женщин интересует, когда одобряется ЭКО, не считается грехом и как церковь относится к искусственному оплодотворению, если оно было проведено с помощью такой процедуры. Отношение к экстракорпоральному оплодотворению бывает положительным лишь в том случае, если осеменение не нарушает целостность и моральные нормы брака.

То есть, парам, у которых нет детей, можно применять подобный способ забеременеть только с использованием клеток мужа. В таком случае прикрепление эмбриона к слизистой матки практически ничем не отличается от естественного оплодотворения. Конечно же, если у мужа имеются тяжелые патологии, нарушающие состав спермы, или по каким-либо причинам в ней нет сперматозоидов, то ЭКО не используется.

Когда церковь относится к ЭКО отрицательно

Существует ряд случаев, когда к лечению методом экстракорпорального оплодотворения церковь относится отрицательно.

  1. Манипуляции с эмбрионом, когда предполагается его консервация или заморозка. Такое неодобрительное отношение к ним объясняется тем, что эмбрион в православии — это живое существо. Таким образом, при отборе жизнеспособных зародышей происходит их убийство — а это грех. Более того, при таких манипуляциях обесценивается жизнь человека: она рассматривается как нечто второстепенное.
  2. Применение донорских клеток. Беременность и роды в таких случаях связаны с нарушением целостности и неповторимости брачного союза. Более того, это нарушает достоинство будущего ребенка как личности (так, он теперь не имеет права на единственных и неповторимых родителей).
  3. Приверженцам нетрадиционных семей также надо знать, как церковь относится к искусственной инсеминации. Нетрадиционная семья является грехом, так как подрывает нравственные устои и противоречит основным догматам православия.
  4. Если ЭКО применяется одинокой женщиной и мужчиной.
  5. Если при получении сперматозоидов используется мастурбация. Дело в том, что она рассматривается православной церковью как грех. Для этого существуют медицинские методики.

Таким образом, при искусственном оплодотворении существует большое число ограничений, связанных с особенностями учения православной церкви. В большинстве случаев, ЭКО считается греховным деянием, и только некоторые исключения являются основанием для положительного отношения священника к такой процедуре.

Крещение детей рожденных в результате ЭКО

Отдельные служители культа могут отказывать в крещении тех детей, которые были рождены в результате искусственной инсеминации. Но мнение православной церкви относительно этого вопроса едино: дети должны быть крещены, каким бы методом они ни были рождены.

Отказ в проведении обряда крещения таких детей неверен и аморален. Согласно учению православной церкви и Библии, дети не могут нести ответственность за деяния своих родителей. И отказ крестить ребенка рассматривается как угроза православной вере и нарушение прав самого ребенка.

Все это говорит о том, что верующим женщинам надо сознательно подходить к процедуре искусственного оплодотворения. У нее есть возможность поговорить со священником и задать ему все интересующие вопросы.

Рекомендации духовных наставников

Итак, отдельные процедуры искусственного оплодотворения рассматриваются православной церковью как греховные. В первую очередь, это такие методики, которые связаны с вмешательством в таинство зачатия третьих лиц. Речь идет о получении донорской спермы или яйцеклеток. Священнослужители напоминают о том, что подобные манипуляции подрывают целостность и уникальность брачного союза мужчины и женщины.

Искусственное осеменение не рекомендуется и в тех случаях, когда во время получения гамет используется рукоблудие или же предполагается заморозка эмбрионов. Они связаны с нарушением нравственных норм и догматических уставов христианства, а поэтому рассматриваются не только как греховные, но и недопустимые.

Но что же делать, если у женщины бесплодие, не поддающееся терапии? В таком случае следует прибегать к инсеминации, которая не нарушает моральных норм и не противоречат таинству зачатия. Если же и эти меры являются безрезультатными, то необходимо принять бездетность как особенность жизненного призвания. Некоторые священнослужители рекомендуют таким супружеским парам усыновить или удочерить ребенка.