Церковь на кладбище

Содержание

Родительские субботы в 2020 году: даты и правила поведения в поминальные дни

В 2020 году таких дней – семь. Даты являются переходящими, поэтому всегда полезно знать заранее, когда следует отправиться на кладбища для того, чтобы отдать дань уважения близким, которые ушли в мир иной. Об этом расскажет Joinfo.ua.

2 марта – Вселенская мясопустная суббота

Фото: Instagram: @valencia_4591

Ее отмечают за восемь дней до начала Великого поста. Свое название – Вселенская – суббота получила не случайно. Дело в том, что в храмах священники читают молитвы во славу всех умерших христиан, прошедших крещение. Отметим, что в каждом году Вселенских суббот – две: Мясопустная и Троицкая.

Мясопустная суббота также называется Малой Масленицей, так как она отмечается в последнюю неделю перед этим праздником. В этот день, как и во все другие поминальные даты, в храмах проводятся специальные службы, на протяжении которых священнослужители читают молитвы за усопших христиан. При этом места их проживания и погребения не имеют никакого значения. Во время таких молитв люди просят Бога о том, чтобы он простил их умершим родственникам все земные грехи.

До наших дней дошла традиция подавать священнослужителям записки с именами усопших. После служб следует отправляться на кладбища, чтобы привести могилы в порядок и помолиться там.

С древних времен на Вселенскую мясопустную субботу женщины выпекали блины, первый из которых необходимо было возложить рядом с иконами – на так называемую божницу. Остальные блины относили на могилы умерших родственников, а также угощали ими просящих, детей и монашек. При этом необходимо было попросить тех, кто принимал угощения, о том, чтобы они вознесли молитвы за упокой душ усопших: назывались имена. Принято также подавать милостыню и раздавать приготовленную загодя кутью, без которой у славян не обходятся ни одни поминки.

В чем, собственно, смысл кутьи? Это блюдо является символом людей, покинувших этот мир, и вот почему. Зерно, заложенное в землю, дает плоды, а само истлевает. Так же и человек: тело после погребения тлеет, а душа возносится на небо. Кутья также символизирует тех людей, которых после смерти не предали земле по тем или иным причинам. Их души мечутся в поисках покоя, но не могут вознестись на Небо. Это угощение, как известно, принято готовить из пшеничного зерна. Сначала его замачивают на несколько часов, чтобы блюдо получилось рассыпчатым, а потом отваривают. Заправляют его орехами, семенами, сухофруктами, маком… Здесь все зависит от личных предпочтений.

Родительские субботы в Великий пост

В 2020 году они выпадают на 14, 21 и 28 марта, то есть, на вторую, третью и четвертую недели поста. В храмах проходят Литургии, во время которых все присутствующие могут также подать записки с именами, поставить свечи за упокой, заказать сорокоуст.

Отметим, что ежегодно даты родительских суббот, выпадающих на Великий пост, меняются, впрочем, как и другие праздники, связанные с Пасхой. Полезно также знать, что Литургии в этот период проводятся исключительно по трем поминальным дням.

Как и в любые другие поминальные дни, после храмов принято отправляться на кладбище, чтобы привести в порядок могилы и вознести молитвы за упокой душ ушедших в мир иной родственников. Но священники говорят, что делать этого не обязательно, так как во внимании нуждаются души умерших, а не их тела. Однако мы, живущие, так или иначе, отправляемся к местам захоронений: это больше нужно нам, нежели покойным.

28 апреля — Радоница

Фото: Instagram: @gadanie_magia7822

Это первый день после Пасхи, когда Церковь вновь разрешает поминание умерших. На первый взгляд кажется немного странным, что Радоницу, которая является днем поминальным, в народе называют праздником. Да и название его берет свое начало от слова «радость». Почему? Здесь все просто. В этот день люди едут на кладбище с одной целью: чтобы отпраздновать Воскрешение Христа вместе со своими родственниками, ушедшими в мир иной. Таким образом, живущие сообщают своим умершим родным о том, что зло повержено.

В Радоницу принято возить с собой на кладбище куличи и другую свежую выпечку. Можно отвозить конфеты и сладости, главное, чтобы угощения были освящены в храме. Часть этой снеди, согласно традиции, раздают нищим и детям, а остальную съедают сами.

Служители церкви неустанно предупреждают о том, что, посещая кладбища, надо отдавать дань традиции, но не устраивать из этого грандиозные пиршества с возлияниями среди могил. Подобное поведение – неуважение к миру усопших. Радость на Радоницу должна быть умеренной, но ни в коем случае не буйной. Вечером этого дня дома можно организовать скромный поминальный ужин.

6 июня — Троицкая суббота

Троицкая суббота, как уже упоминалось выше, также является Вселенской. Как можно понять из названия, приурочена она к празднику Святой Троицы. Прихожане, поминающие своих умерших родных, посещают храмы, ставят свечи за упокой их душ и ходят на кладбища.

К этому дню природа просыпается, появляются травы и листья, поэтому могилы с давних пор стало принято украшать свежей зеленью и ранними цветами. Как и положено, во Вселенскую субботу, поминают не только своих родственников, но и всех христиан, некогда живущих на планете. Исходя из этого, истинно верующие христиане приводят в порядок могилы даже незнакомых людей и возлагают на них цветы. К слову, именно Вселенскую Троицкую субботу Церковь считает главным из всех поминальных дней.

В этот день строго запрещается ругаться и ссориться, веселиться и сплетничать. Особенно возбраняется делать это во время поминального ужина. В ходе трапезы не рекомендуется принимать алкогольные напитки.

Священнослужители говорят, что каждый христианин тем или иным способом внес свою лепту в строительство Царства Божьего, которое будет установлено после того, как Иисус Христос во второй раз явится живущим. Это событие предзнаменует воскрешение умерших, после которого они вернутся к счастливой и вечной жизни.

2 ноября — Дмитриевская суббота

Фото: Instagram: @cakesbarnaul

В 1380 году князь Дмитрий Донской, после своего возвращения с Куликова поля, установил еще один поминальный день, который носит название – Дмитриевская суббота. Во время панихид, проводящихся в храмах, люди просят Бога простить грехи своим покойным родственникам и даровать им Царствие Небесное.

В старину в Дмитриеву субботу христиане прощались с осенью и встречали зиму. Не запрещались легкие работы по хозяйству. Так, если до наступления Покрова Пресвятой Богородицы люди не успевали управиться по саду-огороду, то завершали такие дела они именно в этот день. Кроме того, можно устраивать уборку в доме, но только в том случае, если до этого вы успели навести порядок на могилах умерших родных. Вечером, по традиции, рекомендуется устроить семейный поминальный ужин за столом, устланным белой льняной скатертью. Набор блюд – традиционный: кутья, блины, узвар и свежая выпечка.

Несмотря на то, что современная жизнь проходит в бешеном ритме и теплые чувства к покойным родственникам затираются, память то и дело возвращает нас к тем неповторимым дням, когда наши близкие были рядом с нами. Остановитесь хоть на мгновенье и отдайте им дань уважения. Помолитесь об их душах: пожалуй, это все, что мы можем сделать для тех, кого больше с нами нет.

>Часовни: зачем их строят?

Часовни и их виды

Апостол Павел призывает христиан непрестанно молиться и благодарить Бога за все (1 Фес. 5: 17-18). Можно сказать, что часовня — это напоминание об этих словах, отображенное в камне. Где и зачем строят часовни, рассказывают иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице, Андрей АНИСИМОВ, главный архитектор Товарищества реставраторов, и Никита ГАЙДУКОВ, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ.

Часовня-памятник

В часовне, как правило, нет алтаря, и поэтому там не может совершаться литургия. Зачем же нужно здание, похожее на храм, в котором невозможно самое главное богослужение?

Часовня может быть памятником. В жизни христиан всегда происходили события, за которые хотелось особенно поблагодарить Бога. Это могла быть, например, победа в битве или завершение строительства. Одной из самых известных часовен-памятников является часовня «Крест» у Переславля-Залесского. Она построена на том месте, где, по преданию, в 1557 году родился сын Ивана Грозного, будущий царь Федор Иоаннович. В Москве известна часовня «Проща» (название происходит от слова «прощаться») Спасо-Андронникова монастыря — это место, где, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

«Часовни-столбы (часовня у въезда в селение, высокое и узкое сооружение, высота — 2-3 метра, площадь — 50 на 50 сантиметров) имеют значение освящения места. Когда освящают квартиру — ставят кресты на стенах, освящая деревню, часовни или кресты ставили вокруг нее», — говорит иерей Николай Петров.

В часовне могут храниться реликвии. Такая часовня-реликварий может находиться внутри храма: например, рака с мощами святого может быть оформлена как маленькое самостоятельное сооружение.

Часовни строят на местах разрушенных храмов, если нет возможности восстановить сам храм. О проекте такой часовни рассказывает главный архитектор Товарищества реставраторов Андрей Анисимов: «На пересечении Петровского переулка и улицы Большая Дмитровка был храм Преподобного Сергия Радонежского, сейчас здесь находится дом сотрудников НКВД. Восстановить храм на этом месте невозможно. Попечитель решил, что можно построить часовню и освятить ее в честь преподобного Сергия Радонежского, а внутри поместить поминальные доски с названиями всех взорванных храмов Москвы. Мы спроектировали эту часовню. Она будет приписана к Высокопетровскому монастырю, поэтому при ее строительстве мы выдержим стилистику монастыря».

Частичка храма

Второй вид часовен — приписные к храмам. Никита Гайдуков, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ: «На планах некоторых храмов видно, что к ним сделаны пристройки-часовни. Особенно это характерно для монастырей. Эти пристройки могли быть связаны с трапезой или с погребением. Со временем они “оторвались” от храма. Например, храм стоит посреди села, а на кладбище — часовня». На кладбище можно увидеть оба типа часовен: часовня для отпевания (приписная к храму) и памятник на могиле, выполненный в форме часовни, куда можно пригласить священника для совершения поминальной службы.

Наиболее распространенная функция таких часовен — погребальная. «В любой старой больнице Москвы есть и храм, и часовня. Отпевание умерших пациентов совершали именно в часовне, — утверждает Андрей Анисимов. — Сейчас в Клину мы реставрируем такую часовню конца XIX века. В московской больнице Святителя Алексия кроме двух храмов внутри, рядом с моргом стоит часовня». Иерей Николай Петров: «Сейчас эта часовня восстанавливается, там будет храм.

Но вообще-то при отпевании Престол не нужен, поэтому и строили часовни».

Иверская часовня на Красной площади

Часовня могла быть «оторвана» от храма для осуществления каких-то других функций. Иверская часовня на Красной площади — часовня у городских ворот, приписана к Казанскому собору.

Сейчас в России большинство часовен приписные, даже если они построены в память о чем-то. Приписными являются и деревенские часовни: «В Псковской области, — рассказывает Никита Гайдуков, — почти в каждой деревне сохранились часовенки: шесть квадратных метров, четыре окошечка, две иконы. Дверь обычно не запиралась, можно было всегда прийти, поставить свечку. В праздник, на Пасху, священник после литургии объезжал часовенки в соседних деревнях и совершал молебны. По сути это были его маленькие приписные храмы. Не из каждой деревни и не каждый мог доехать до храма (хорошее крестьянское хозяйство нельзя бросить ни на сутки, ни на полсуток, если пять коров есть — две женщины на Пасху в храм точно не попадут)».

Какие еще службы могут совершаться в часовне? «Из самого названия “часовня” следует, что там читают часы, — объясняет Никита Гайдуков. — Древняя традиция предполагала, что каждый мирянин читал не то, что мы знаем как утреннее и вечернее правило, а часы, повечерие и полуночницу. Эти службы и совершались в часовне. В кладбищенских часовнях совершается только отпевание. В часовнях над источниками освящается вода. Могут совершаться любые службы, кроме Божественной литургии. В дальних деревнях в часовне совершали чины, близкие к литургии, обедницы: читаются определенные молитвы и причащают уже освященными Дарами».

Андрей Анисимов: «Часто заказывают спроектировать и построить часовню. Но общая позиция архиереев, когда к ним обращаются за благословением на возведение часовни: “Хоть маленький, но храм”. Пусть там и развернуться негде, и служить особо некому, но пусть будет храм. Мне очень нравятся маленькие храмы в Греции, Сербии, Черногории. В этих храмиках руки расставишь в разные стороны — и он весь заполнен. У них даже главки нет, только колоколенка с крестом.

Но обязательно есть апсида, Престол, приставленный к стене, может быть даже совмещенный в жертвенником: единая мраморная доска, правая и центральная часть — Престол, левая — жертвенник, Царские врата и вместо дьяконской двери — завеса. Иногда даже на иконы места не хватает. На острове Санторин в Греции с населением 13 тысяч человек около 400 храмов (где-то треть — католические), большинство из них частные и просто миниатюрные. Храмы эти открыты круглосуточно, есть свечной ящик, можно поставить свечку, помолиться. Местный архиерей по их традиции обязан раз в год отслужить в каждом храме. То есть человек построил храм, называл его, например, в честь особенно почитаемого им святого и перед днем памяти этого святого зовет архиерея служить на престольный праздник».

Часовня может быть отнюдь не маленькой. Одна из самых больших — храм-часовня Архангела Михаила в Филях, построенная рядом с избой, где во время Отечественной войны 1812 года проходил совет в Филях. Часовня была заложена в 1910 году и освящена в 1912-м в честь архистратига Михаила — небесного хранителя русской армии и в память полководца Михаила Кутузова. Храмом-часовней она называется потому, что с 1920 году по просьбе местных жителей часовня была превращена в храм Архангела Михаила.

Крест во дворе

Если литургия и возможность ее совершения важнее, то зачем служить молебны и строить часовни? Иерей Николай Петров поясняет: «У человека есть какие-то нужды, и священник молится вместе с ним об этом. Раньше молебны служили перед каждым делом: перед посевом, перед сбором урожая, перед копанием колодца и при его освящении, перед постройкой дома. Сейчас молебнов осталось меньше. В основном благодарственные, об учащихся, о болящих и о путешествующих. Или чтобы почить какого-то святого. Конечно, литургия охватывает все, но выразить конкретному человеку поддержку в его нуждах — дело милости Церкви и, соответственно, священников».

Часовня может быть вынесенным на улицу красным углом. Рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «У нас есть часовня — современная интерпретация креста под сенью. Мы такие часовни строим, когда у заказчика ограничен бюджет, а он рассчитывает, что в часовне одновременно будет находиться много человек. В таком случае мы предлагаем поставить крест и сделать открытую часовню, как сень над крестом. Первую такую часовню мы поставили в воинской части. Вокруг часовни есть специальная благоустроенная площадка на небольшом возвышении, западная сторона этой площадки оформлена как солея и амвон. Слева от часовни — памятники павшим в Великую Отечественную войну, справа — в современных войнах. Часовня открыта круглые сутки, иногда приглашают священника. Вообще часовня — это хорошая церковная постройка в наше время. Многие люди хотят построить храм, но денег у них не очень много, хотя на часовню-столб или деревянный крест вполне хватает. Можно поставить дубовый крест с крышечкой, укрепить его на хорошей конструкции, повесить лампадку — все, уже место освящено. Человек идет мимо — вспоминает о Боге, молится. Место становится уже другим».

Храмы на кладбищах Москвы

Христианское вероучение отводит особое место молитвенным служениям, которые способны облегчить посмертную участь усопших и направить их души к жизни вечной. В храмы на кладбищах Москвы, старинные и вновь построенные, приходят, чтобы получить утешение для тяжелобольных, проститься с умершим, подать записки о молитвенном поминовении.

Услуги храмов на кладбищах

В храме на кладбище можно заказать особые требы. Для тех, кто тяжело болен и находится на пороге смерти, совершаются таинства исповеди, соборования, причастия на дому или в больнице.

Здесь также согласуют и проводят отпевание усопших, совершают панихиду и сорокоуст — ежедневное молитвенное поминовение с течение сорока дней.

Заупокойная служба в храмах на погостах Москвы

Заупокойную службу или чин отпевания традиционно совершают в храме на третий день по кончине. Проводится предварительная подготовка, обеспечиваются транспортные услуги и необходимые ритуальные принадлежности, согласуются сроки церемонии и размер пожертвования на нужды храма.

В исключительных случаях и при вынуждающих обстоятельствах отпевание может быть совершено на дому, в ритуальном зале, непосредственно у места погребения или даже заочно, при отсутствии тела.

Кладбища Москвы

Список храмов на кладбищах города

Храмы представлены общим перечнем, по названиям кладбищ в алфавитном порядке.

Кладбище Полное название
Алексеевское храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.
Белоусово храм Михаила Архангела в Белоусово
Богоявление церковь Богоявления Господня в Богоявлении
Большое Покровское церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Большом Покровском
Большое Свинорье храм Спаса Нерукотворного Образа в Большом Свинорье
Борисовское храм священномучеников Власия и Харалампия
Былово храм Архангела Михаила и чуда его в Хонех в Былове
Ваганьковское храм апостола Андрея Первозванного
Ваганьковское храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище
Варварино храм Рождества Христова в Варварино
Вешняковское храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках
Вороново храм Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса в Вороново
Ворсино храм Феодоровской иконы Божией Матери в Ворсино
Востряковское церковь Рождества Иоанна Предтечи на Востряковском кладбище
Даниловское храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище
Девятское храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ерино
Долгопрудненское церковь Иконы Божией Матери Взыскание Погибших у Долгопрудненского кладбища
Домодедовское церковь Иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость
Донское церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской
Захарьинское храм Иконы Божией Матери Знамение в Захарьино
Зосимова пустынь храм Святой Троицы
Изваринское храм Илии пророка д.Изварино
Измайловское храм Рождества Христова в Измайлове
Калитниковское храм иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость на Калитниках
Капотнинское храм Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне
Качаловское церковь Параскевы Пятницы в Качалово
Клёновское церковь Николая Чудотворца в Клёново
Котляковское храм Успения Пресвятой Богородицы на Котляковском кладбище
Красное церковь Иоанна Богослова в Красном
Кувекинское храм Святителя Николая в Кувекино
Кунцевское храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни
Леоновское храм Ризоположения при Леоновском кладбище
Летовское церковь Михаила Архангела в Летово
Медведковское церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково
Миусское храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии
Николо-Архангельское церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Николо-Архангельском кладбище
Николо-Хованское храм Святого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна с приделами Святителя Николая и Святого Благоверного князя Владимира
Никольское храм Святителя Николая Мирликийского в селе Никольское
Никольское Зеленоградское храм Святителя Николая Мирликийского в Ржавках.
Ногводевичье храм Покрова Пресвятой Богородицы
Ознобишинское храм Троицы Живоначальной в Ознобишино
Орловское храм Казанской иконы Божией Матери в Орлово
Остафьевское храм Троицы Живоначальной в Остафьево
Преображенское храм Святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище
Пучковское храм Казанской иконы Божией Матери в Пучково
Пыхтинское храм Лазаря Четверодневного на Пыхтинском кладбище
Пятницкое храм Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище
Ракитки храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Ракитках.
Рогожское храм Святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище
Рождественно храм Рождества Христова в Рождественно
Рождественское храм Рождества Христова в Митино
Рублёвское храм Елисаветы Феодоровны Преподобномученицы на Рублёвском кладбище
Руднево храм Рождества Пресвятой Богородицы в Руднево
Сальково храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сальково
Сатино-Русское храм Вознесения Господня в Сатино-Русском
Станиславское храм Архангела Михаила в Станиславле
Троекуровское церковь Николая Чудотворца в Троекурово
Троице-Лыковсоке храм Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково
Черкизовское храм Пророка Божия Илии (Крестовоздвижения) на Черкизовском кладбище
Черневское храм Рождества Христова в Чернево
Щербинское храм Живоначальной Троицы на Щербинском кладбище
Юдановка церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском
Яковлевское церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Яковлево
Ясеневское храм Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево

Помощь в организации ритуальной церемонии

Служба Ритуал.рф располагает штатом опытных специалистов, которые помогут организовать достойную ритуальную церемонию в храме на столичном кладбище. Наши сотрудники точно, деликатно, с должным уважением традиций согласуют сроки и обстоятельства отпевания. По телефону 8 (495) 459-0-100 предоставляются подробные бесплатные консультации. Наша линия связи доступна в любое время суток.

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

…Здесь «звучит» какая-то особая атмосфера тишины и покоя, мира и тайны. Здесь встречаешь то, что уже за порогом этой жизни, а значит – царствующую Вечность.

Два чувства дивно близки нам, —
В них обретает сердце пищу,
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.
А. С. Пушкин

Соприкосновение с прошлым

Могилы, надгробия, кресты, памятники из уже далекого-предалекого 19-го серебряного века… Ученые, офицеры, выдающиеся киевляне. Здесь могила легендарного киевского летчика Петра Нестерова (+1913), совершившего на заре авиастроения над заливными лугами Оболони первую в мире знаменитую «мертвую петлю Нестерова» и героически закончившего жизнь первым в мире воздушным тараном в небе в бою с германцами, увенчавшего себя немеркнувшей в столетиях славой… На многих цитаты из Священного Писания на русском или старославянском или просто: «Мир праху твоему…»

А вот под каменным крестом в виде дерева фотопортрет юной девушки с локонами в белом платье и надпись «Сонечка Лопухина, 1896-1913″… От чего прервалась жизнь этого 17-летнего прекрасного создания? Может, она, современница известного летчика-героя, почившая с ним в один год, знала его при жизни и даже танцевала с ним, как Наташа Ростова из «Войны и мира» на балу? А может, Господь упредил ее будущие земные страдания грядущего кровавого 20-го века или не дал ей одеть кожаную тужурку, вступить в ряды строителей «светлого прекрасного»?.. Кто знает?..

Мученики за веру

Сюда, на Лукьяновское, некогда самое престижное до революции Киевское кладбище, в 1930-х по ночам на телегах свозили тела замученных в застенках Лукьяновской тюрьмы «врагов народа», «предателей и шпионов», «черносотенное духовенство», сброшенных внаспех вырытые общие безымянные могилы оврага на окраине кладбища. Среди них был ныне прославленный в лике новомучеников и 73-летний старец-митрополит (тогда – Харьковский и всея Украины) Константин (Дьяков, +1937). Он, как и его предшественник на Киевской кафедре — священномученик Владимир (Богоявленский +1918), принес себя жертву…

Предание повествует, что тело замученного митрополита опознал везший трупы верующий извозчик. Он узнал лик святителя, который казался ему сияющим, так что покрыл его платом, а тело завернул в шинель и вывез из оврага. Духовные чада владыки нашли архиерейские одежды, облачили в них тело священномученика и погребли святителя, где ранее были похоронены священномученики — архиепископ Димитрий (+16.02.1932), епископ Панкратий (+1934) и многие другие. Извозчик поведал потом, что на следующий день после погребения во сне митрополит Константин явился ему в светлом архиерейском облачении и поблагодарил за христианское погребение…

Молитва

В тот апрельский день с ночи шел обложной весенний дождь. Старинное Лукьяновское кладбище на центральной аллее встретило огромными мокрыми елями. Пустынно и тихо. Но вот слева от центральной аллеи на возвышенности вдруг открывается красавец-храм великомученицы Катерины. И оттуда, будто с неба, доносится стройное пение…

Идет Литургия Преждеосвященных даров, которую с сонмом духовенства киевского кладбищенского благочиния возглавляет епископ Феодосий, викарий Северного викариатства столицы. Они собрались здесь для совместной молитвы со всех киевских погостов, чтобы принести священническую исповедь перед Пасхой, как это обычно бывает в Великий пост. Исповедовал священников духовник викариатства 76-летний протоиерей Анатолий (Затовский). Оказывается, батюшка пребывал на лечении в больнице, но ради службы и исповеди приехал в лукьяновский кладбищенский храм св. Екатерины.

Из истории

На Лукьяновском кладбище впервые была построена часовня в 1887 году, но она не могла удовлетворить погребальных треб киевлян, которых было более 500 в год. Почетный киевлянин, полковник Иван Мирович предложил за свой счет переоборудовать часовню на храм с условием переименования ее в честь вмч. Катерины, в память о почившей и погребенной здесь его супруги. Иван Мирович до конца дней оставался старостой построенного деревянного храма вмч. Катерины, службы прекратились лишь после революции. Храм пришел в негодность, но после войны 1941-45 гг. был восстановлен силами православных киевлян и действовал до хрущевского закрытия в 1961 г. Накануне 30-летия Победы, в 1974-м, ожидался приезд на кладбище к могилам советских воинов иностранных гостей, храм был разобран. На его месте сейчас мемориальная могила героям последней войны, и символично, что оказалась она за алтарем нового храма вмч. Екатерины.

Службы на Лукьяновском кладбище начались в 1993 году в часовне-склепе, сооруженной над могилой городского головы, профессора Киевской духовной академии Стефана Сольского, похороненного здесь в начале прошлого XX века. Храм-часовня названа в честь новомучеников и исповедников (настоятель – игумен Валериан Головченко).

В 2003 году началось воссоздание Церкви св. Екатерины под руководством главного архитектора храма и реконструкции всего Лукьяновского мемориального кладбищенского комплекса Галины Лукошкиной, которое завершилось в 2011 году. Храм расписан известной иконописицей Анной Пирковой, был освящен приснопамятным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Настоятель – протоиерей Александр Бескровный.

И память их в род и род…

…Как-то особенно проникновенно пел хор, молящееся духовенство становилось на колени, творило великие поклоны, возносилась молитва к Богу.

И казалось, что участвуют в ней невидимо души нескольких поколений, живших еще в позапрошлом веке, затем в безбожном, терзаемой революциями и войнами двадцатом, и погребенных здесь уже в мирное время недавнего прошлого…

Души их во благих водворятся, и память их в род и род…

— Это святое место — свидетельство нашей веры в воскресение мертвых, — сказал в беседе после службы владыка Феодосий. — У Бога мертвых нет, все живы… И наша обязанность бывать на могилах усопших, наших близких, друзей, наставников. Молиться о них, ведь кто-то из них уже имеет дерзновение пред Богом молиться и о нас. Нужно бывать в кладбищенских храмах не только в дни похорон или на Радоницу, но и в другие дни… Здесь все сосредоточено на горнем мире, здесь уже оставляет человека «печаль и воздыхание», здесь начинается жизнь бесконечная… Кладбище — это одно из самых священных мест на земле.

***

…Когда, переступая порог погоста, спешишь к родной могиле, осознаешь – сейчас произойдет встреча…
Точнее – она возобновится с новой силой, поскольку встреча эта не прекращается никогда, она связана во времени, и вне его, в мире вечности, связана Любовью.

Сергей Герук

>Кладбищенские церкви и часовни Санкт-Петербурга

Основная статья: Храмы Санкт-Петербурга

Церкви

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Смоленская церковь

Смоленское православное кладбище, Камская ул., д. 24, (1786—1790).

Построена в 1786—1790 годах в стиле раннего русского классицизма по проекту архитектора А. А. Иванова. 1 октября 1790 года был освящён главный алтарь во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Церковь находилась у обновленцев с начала 1920-х годов. В 1938 году в неё передали чтимый список Казанской иконы Божией Матери, первоначально находившийся в Казанском соборе (ради которого собор и был построен). Церковь была закрыта в 1940 году, а икону Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор, где она пребывала более полувека и лишь в 2001 году была возвращена в Казанский собор. Внутреннее убранство храма было уничтожено. В 1947 году церковь возвращена приходу и 8 февраля того же года вновь освящена.

Воскресенская церковь

Смоленское православное кладбище, Камская ул., д. 24, (1901—1903, арх. В. А. Демяновский)

Уникальная для Петербурга церковь, построенная в стиле Московского (Нарышкинского) барокко. Длительное время находилась в разорённом состоянии и её предполагалось использовать в качестве водонапорной башни.

Церковь Серафима Саровского

Церковь Серафима Саровского

Серафимовское кладбище, Серебряков пер., д. 1, (1906—1907, арх. А. Ф. Барановский, Н. Н. Никонов)

Церковь Александра Невского

Шуваловское кладбище, Выборгское ш., д. 106, (1885—1886, арх. К. А. Кузьмин)

Церковь Святого Иова (Крюковская)

Волковское православное кладбище, Камчатская ул., д. 6, (1885—1887, арх. И. А. Аристархов)

Церковь Иоанна Богослова

Богословское кладбище, пр. Мечникова, д. 4, (2000).

Построена в память закрытого и снесённого в 1938 году храма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Ранее существовавший храм был заложен митрополитом Питиримом в 1915 году как храм-памятник павшим в первую мировую войну воинам; освящён в 1916 году епископом Ямбургским Анастасием. Престол нового храма освящён собором священников в октябре 2000 года (праздники 21 мая и 9 октября); после службы при храме проводятся воскресные беседы.

Казанская церковь

Красненькое кладбище, пр. Стачек, д. 98, (2000—2001, арх. В. В. Харитоненко)

Католическая церковь и участки св. Брунона и св. Петра на бывшем Выборгском римско-католическом кладбище, 2014 г.

Церковь Николая Чудотворца (Никоновская)

Большеохтинское кладбище, пр. Металлистов, д. 5, (1812—1814, архитектор неизвестен)

Церковь Спаса Нерукотворного (Спасо-Парголовская)

Шуваловское кладбище, Выборгское ш., д. 106а, (1876—1880, арх. К. А. Кузьмин). Храм заложен 11 июля ст. ст. 1876 года, основными жертвователями были крестьяне и, отчасти, дачники; освящён 8 сентября ст. ст. 1880 года митрополитом Исидором. В храме были устроены склепы; хранились метрические книги, ведшиеся с 1769 года. Храм действующий, не закрывался, трёхпридельный:

  • главный придел освящён в честь Нерукотворённого Спаса (праздник 29 августа);
  • правый — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября);
  • левый — в честь Святителя Николая Чудотворца (22 мая и 19 декабря).

При храме имеется воскресная школа для детей и взрослых, библиотека и видеотека, проводятся занятия по Закону Божию, церковному пению; имеется музыкально-театральная студия, подготовительные классы в общеобразовательную школу и проч.. Памятник архитектуры, охраняется государством.

Храмы в селе Рыбацком

Знаменская старообрядческая церковь в селе Рыбацком.

Знаменская старообрядческая церковь

Находится на Казанском кладбище.

Покровская церковь

Каменный храм освящён 12 января ст. ст. 1744 года протоиереем Феодором Дубянским (Дубенским), духовником Императрицы Елизаветы I; впоследствии возведён второй этаж и освящён 21 июля 1792 года. Снесён в 1936 году; на месте алтаря в 2003 году установлен памятный крест, а в 2004 году — небольшая колоколенка. Богослужения совершаются в приписном храме-часовне Покрова Пресвятой Богородицы, который был заложен в створе улицы Дм. Устинова, на Рыбацком проспекте, рядом с местом разрушенной Покровской церкви и освящён иерейским чином 4 января 2006 года. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, православный видео-лекторий и хор.

Храмы на Северном кладбище

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Деревянная церковь на каменном фундаменте заложена 29 августа ст. ст. 1874 года, освящена 6 декабря ст. ст. 1874 года протоиереем со Смоленского православного кладбища Иоанном Исполатовым, с местным причтом; кроме главного алтаря во имя Успения Божией Матери был и правый придел в честь апостолов Петра и Павла, освящённый 29 мая 1879 года тем же протоиереем, снесена в 1937 году; взамен с 1993 года строится новая каменная церковь по проекту архитектора О. Г. Малышковой.

Храм свт. Николая Чудотворца

Деревянный храм малых размеров с невысоким шатром звонницы и луковичной главкой, построен в 1993—1994 годах; освящён 28 августа 1994 года (престольные праздники 22 мая и 19 декабря). Богослужения проводятся по дням особого поминовения усопших, а также по воскресеньям и праздникам; рядом с храмом возведена небольшая часовня с луковичной главкой.

Костёл Посещения Девой Марией Елизаветы

Выборгское римско-католическое кладбище, Минеральная ул., д. 21, 1856—1879 годы, арх. Н. Л. Бенуа

Церковь Святого Воскресения (Сурб Арутюн)

Находится на Смоленском армянском кладбище, по адресу наб. р. Смоленки, 29.

Часовни

Часовня Ксении Блаженной

Часовня Ксении Блаженной

На Смоленском православном кладбище, Камская ул., д. 24.

Построена в 1902 году. Архитектор А. А. Всеславин. Популярное место паломничества, связанное с блаженной Ксенией Петербургской.

Троицкая часовня

Смоленское православное кладбище, Камская ул., д. 24, (2001—2002, арх. С. В. Самусенко). Поставлена в память разобранной «на кирпич по распоряжению богоборческой власти» в 1932 году Церкви во имя Святой Животворящей Троицы, на месте главного престола.

Часовня Александра Невского в Коломягах

Построена в первой половине 1880-х годов по проекту архитектора Ф. Ф. фон Пирвица. Строительство шло на пожертвования жителей Коломяг, которые молились об избавлении от вспыхнувшей эпидемии холеры. Восстановлена в 1989 году, освящена в 1990 году Святейшим Патриархом Алексием II.

Часовня Воздвижения Честного Креста Господня и Елены Царицы

Находится при больнице Чудновского.

Часовня Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Находится при подворье Валаамского монастыря.

Часовня Иоасафа, епископа Белгородского

Находится при детской инфекционной больнице, построена в 1910-е годы.

Часовня Николая Чудотворца (Спас-на-Водах)

Английская набережная (1911 год).

Восстановлена на месте разрушенного при советском режиме храма-памятника морякам, погибшем при Цусиме, построенного по народной подписке.

Часовня Николая Чудотворца

Находится при подворье Введено-Оятского монастыря (бывш. подворье Кашинского Сретенского монастыря) (1907).

Часовня Новомучеников и Исповедников Российских

При Феодоровском соборе.

Часовня Троицы Живоначальной

Возведена в честь 300-летия Санкт-Петербурга (2003 год).

Часовня свт. Тихона, патриарха Московского

Находится на Южном кладбище, Волхонское шоссе, д.1. Проект Н. П. Величко, освящена 5 марта 1994 года в честь патриарха Московского и Всея России, святителя Тихона, окормляется причтом Софийского собора города Пушкина.

Синагога на Преображенском еврейском кладбище

Примечания

  1. 1 2 «СПб епархия», справочник, 2008, с. 109.
  2. 1 2 3 4 «СПб епархия», справочник, 2008, с. 119.
  3. 1 2 ИСС-VIII, 1884, с. 159—167.
  4. 1 2 ИСС-VIII, 1884, с. 125—136.
  5. 1 2 3 «СПб епархия», справочник, 2008, с. 103.
  6. ИСС-VIII, 1884, с. 199—200.
  7. 1 2 3 «СПб епархия», справочник, 2008, с. 125.
  8. Народный каталог православной архитектуры (недоступная ссылка)
  9. Русская православная церковь. XX век.
  10. 1 2 «СПб епархия», справочник, 2008, с. 156.

Библиография

  • Фёдор Андреевич Флоровский, прот., настоятель. Описание церквей, находящихся вне Петербурга. Первый благочиннический округ, Покровская церковь в селе Рыбацком // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. — С.-Петерб. епарх. ист.-статист. комитет. — СПб.: Тип. деп-та уделов, Моховая ул., д.36, 1884. — Т. VIII. — С. 125—136.
  • Описание церквей, находящихся вне Петербурга. Второй благочиннический округ, Спасо-Парголовская церковь // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. — С.-Петерб. епарх. ист.-статист. комитет. — СПб.: Тип. деп-та уделов, Моховая ул., д.36, 1884. — Т. VIII. — С. 159—167.
  • Описание церквей, находящихся вне Петербурга. Второй благочиннический округ, церковь Успенского городского кладбища // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. — С.-Петерб. епарх. ист.-статист. комитет. — СПб.: Тип. деп-та уделов, Моховая ул., д.36, 1884. — Т. VIII. — С. 199—200.
  • Санкт-Петербургская епархия, 2009. Справочник / прот. Александр Сорокин. — СПб.: «Ладан», «Дискус Медиа», издат. отдел СПб епархии, 2008. — 496 с. — («Епархии России», 1 вып., т.I). — ISBN 5-86983-095-8, 978-586983-042-5.

Это заготовка статьи о христианском церковном здании. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Начинал я служить в сельской церкви и был тогда совсем молодым человеком, ни в колдунов, ни в нечистую силу не верил, думал, что все это — бабушкины сказки.

Тут странно получалось…

Я не сомневался, что бесы существуют, но знал об этом из книг, сам никогда с подобным не сталкивался, поэтому и считал, что в реальной жизни их нет.

И вот, закончив семинарию, получил приход и поселился в небольшом селе в Новгородской области. Дом священника находился рядом с храмом, почти на кладбище.

Удивительное это дело, скажу я вам.

Пока живет человек, его, бывает, и в церковь не дозовешься, а придет час помирать, и обязательно попросит, чтобы поближе к церкви положили.

А поближе места не хватает, вот и приходилось смотреть, как бы совсем усадьбу не превратили в кладбище. Однажды ночью проснулся, слышу — копают во дворе. Зажег свет, вышел с фонариком на крыльцо. Смотрю — в углу двора могилу начали копать. Лопаты побросаны, а копальщиков не видно, притаились в темноте.

— Православные! — говорю. — От ума ли будете? Мыслимое ли дело по ночам могилы рыть? Все равно ведь я к себе во двор вашего покойника не пущу, да и хорошо ли ему будет рядом с отхожим местом лежать?

Сказал так в темноту и вернулся в дом, свет погасил, сел у окошка. Смотрю, вылезли из кустов, повозились еще маленько и ушли. Утром вижу — зарыта могила, которую начали копать.

Но это я так, к слову вспомнил.

Нет-нет! Кладбища мы не боялись. Жили рядом, и кладбище нам о бренности земной напоминало…

1

Да… Так вот о нечистой силе.

Веришь в нее или нет, это ничего не значит. Главное, есть она на твоем приходе или нет.

Начал я внимание обращать, что некоторые мои прихожанки свечки на каноне переворачивают… Зачем они это делают, не понимаю. Но внимание стал обращать, ктотак поступает. Ну, и перед причастием на исповеди спрашиваю. Некоторые отпираются, а одна старушка, Ольгой ее звали, призналась.

— Я, — говорит, — батюшка, не знала, что нельзя такого делать.

— А, может, — спрашиваю у нее, — ты и еще чего не знаешь, можно ли делать, а делаешь?

— Не знаю, — говорит, — батюшка. — Вот просят сейчас у меня одну корову исправить. Жвачка у нее, понимаешь ли, пропала. К ветеринару ходили, а только он ничего не может. Дак пришли ко мне, просят сглаз снять… Я согласилась, а теперь после нашего разговору и не знаю — уж не грех ли это будет, людям-то помочь? Такая ведь семья бедная…

Вот говорит она мне так, а сама такая рябушчатая старушечка, в своих одежках на луковицу похожая. Посмотришь на нее, и заплакать хочется. А вопрос хитро поставила.

И главное, смотрит на меня и ждет, чего ей отвечу.

— А сумеешь? — спрашиваю.

— Дак ведь раньше делала. И с коров снимала порчу, и с другой животины приходилось. Дело это несложное, если знаешь как. Только вот теперь насчет греха я сомневаюсь. Помогаешь так людям, а оказывается, что грех это — помогать…

— Значит, знаешь… А знаешь, как сделать, чтобы заболела корова? Можешь так сделать?

— Дак это еще проще, чем исправить! Могу, конечное дело.

— Ну, так вот, бабуся… — говорю. — Если испортить умеешь, то и не исправляй тогда.

— Почему?

— Да потому, что один источник той силы в тебе — темный. И свечки на каноне тоже не переворачивай. Не бросишь этого занятия, к причастию не пущу!

Очень старушенция тогда огорчилась.

— Как же так? — говорит. — Ведь всегда делали такое?!

— А теперь больше не делай.

Такой вот у меня разговор состоялся.

Хоть и на исповеди, а все в курсе, что мы говорили. Свечки в церкви перестали переворачивать, а все равно смотрю — что-то не то вокруг происходит.

Какие-то черные кошки вокруг бегают… Идет вроде впереди человек, а приглядишься — нет никого там — только черная кошка лежит…

Не по себе, конечно, в такую минуту становится, но я специально на это внимания не обращал. Живу спокойно, службы веду в церкви.

А слухи, тени какие-то все приближались, приближались ко мне.

То дочка что-нибудь странное на кладбище увидит, то матушка напугается.

Старушечку, всю в черном, приметила, ходит вокруг могилки кругами и остановиться не может. Жена удивилась, смотрит на нее, пытается понять: что она такое делает. А старушенция, видно, почувствовала ее взгляд, обернулась, и выражение лица у нее, жена рассказывала, какое-то странное было — и злое, и одновременно растерянное. Вот посмотрела так, а потом вдруг исчезла.

И прихожане тоже часто жаловаться стали, неладное происходит что-то. Одна фельдшерица, серьезная такая женщина, квартиру освятить попросила. Что-то, говорит, непонятное завелось. После двенадцати часов ночи существо какое-то материализуется. Чуть больше метра высоты. Белое. Бегает по квартире, гремит… А то дак рука откуда-то высунется и душить начинает…

Ну что делать?

Фельдшерицу я хорошо знал, на службы в церковь регулярно ходила. Пошел к ней… Квартира странная, пока шли по улице, все тихо было, а вошли в квартиру и что откуда взялось, как будто свадьбы во всех квартирах играют… Шум, треск, завывания, как будто песни поют… Ну, я молитвы прочитал положенные, всю квартиру водой святой окропил… Вернулся домой, лег, просыпаюсь от стука. Что такое, думаю. Форточка закрыта, сквозняка нет. Посмотрел на аналойный столик, а это он стучит, аж ходуном ходит.

Я столик: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» — перекрестил и снова заснул. А утром просыпаюсь, смотрю — вся краска на полу под аналоем изгрызена.

«Ну, — думаю, — недобрая душа это делала. Так дальше дело не пойдет»

И вот, после обедни, говорю я проповедь и как бы, между прочим, добавляю:

— Дорогие мои карги! Кто это так делает, я вас знаю. Кого в спину видел, кого сбоку. Так вот, имейте в виду, что я тут собираюсь служить долго. Я многих из вас переживу. И учтите поэтому, если не прекратите своими делами заниматься, как умрет кто из вас, так его мимо храма и пронесут — я отпевать не буду…

В общем, в таком духе я свое обличение произнес и к вечеру смотрю, попадает к моему дому старушечка, одна из тех, что свечки в церкви переворачивала. В одной руке у нее рыба сушеная, а в другой — баночка с уже заправленными грибами.

— Батюшка, — говорит, — уж простите меня. Я не знала, что это делать — Богу противно, вот и делала. И порчу наводила, и то делала, и это… Больше не буду грешить. Только уж и вы отпойте меня. Христом Богом прошу…

— Ну, что ж… — говорю. — Раз покаялась, то у меня на тебя зла нет. А перед Богом покаяться приходи в церковь, на исповедь!

— Спасибочки, — говорит, — батюшка! Обязательно приду. А это возьмите, это от всего сердца я. Откушайте, пожалуйста.

Взял я сушеную рыбу, баночку с грибами, и вот с грибами этими такая нехорошая история приключилась.

Матушка как раз вечерять собирала.

Картошечка молодая отварена у нее была. Лучку в огороде нарвала. А тут грибки. Обрадовалась она, когда их увидела. Как раз, говорит, к постной трапезе…

Ну, накрыли мы на стол. Помолились, как положено. А матушка, я еще тогда внимание на это обратил, как-то невнимательно к молитве отнеслась. Пока я молился, что-то на столе поправляла. Благословил я трапезу, сели мы вечерять…

В общем, через два часа увезли мою матушку с сильнейшим отравлением. Слава богу, в больнице откачали ее бедную.

Я только к утру и вернулся домой. Как же так, думаю, вместе с женою эти грибочки ел, а совсем ничего и не почувствовал, даже расстройства желудка не случилось…

Помолился я Богу, попросил в молитве жену за невнимание простить. Потом думал прилечь отдохнуть, а тут сушеная рыба на глаза попалась. Только уже и не рыба, а какое-то месиво из копошащихся червей. Перекрестил я подарок этот, снес в отхожее место, выкинул… И домой уже не стал заходить. Пошел, церковь открыл, молюсь там.

— Прости, — говорю, — Господи, меня грешного. Что же я удумал-то такое. Своим умом да хитростью с силою этой черной бороться! Сам себя, дурак я этакий, и перехитрил. Прости меня, окаянного, что в силе Твоей, в теплом Твоем заступничестве вроде как усомнился…

Ну, и после этого как рукой сняло.

И черные кошки куда-то пропали. И блазниться перестало.

Чуть что, только почувствую — сразу в церковь. Помолюсь, и снова покой на душе, тишь…

А матушка долго в больнице лежала. Уже совсем осень была, когда ее выписали. И хотя не напоминал я ей про то невнимание к молитве, но она, бедная, сама все поняла. Только радовалась, что Господь вразумил ее. Я, видя это, тоже рассказал про Божие вразумление. И про хитрость свою, и про молитву. Матушка меня поняла.

И вот однажды, только поужинал я, из церкви вернувшись, матушка и говорит мне:

— Пойди, отец. Посмотри. Там у крылечка женщина стоит какая-то. Вроде как насчет отпевания тебя спросить хочет. Очень просила тебя выйти.

Ну, я думаю, приехала издалека, к службе не попала, надо идти.

Оделся, выхожу на крылечко, а никакой женщины нет. Только дохлая кошка на крылечке лежит. Перекрестился я и, чтобы жену не пугать, отнес кошку в угол двора к отхожему месту, где ночные гости могилу-то копать начали, ну и зарыл там.

Возвращаюсь домой, матушка спрашивает:

— Договорился?

— Да… — отвечаю. — Все в порядке.

— Ну и хорошо… — матушка говорит. — Очень женщина жалкая была. Уж так просила меня, так просила, чтобы ты вышел. Слава Богу, что договорился добром.

Не стал я ничего матушке говорить, чтобы не расстраивать ее, а на следующий день, уже ближе к вечеру, «Нива» к моему дому подъезжает. Выходит мужчина, такой представительный, и говорит, что матерь помирает. Очень просила, чтобы исповедать приехал, соборовать перед смертью-то.

Ну, раз такое дело, надо ехать. Взял, что требуется, и поехал.

И вот вводят меня к умирающей… Я ее сразу признал.

— Ну-ну… — говорю. — Про грибочки, небось, свои перед смертью вспомнила?

— Чего про них вспоминать? — она отвечает. — Не потому я, батюшка, так долго мучаюсь, что грибов тебе отнесла. Страшнее я дело совершила. Невестку свою убила.

— Зачем же ты, карга старая, такое сделала? — спрашиваю у нее.

— А не любила ее… — отвечает. — Легко было, вот и сделала. Только потом тяжесть почувствовала. Теперь уже и не отпускает — так тяжело. В общем, чего говорить пустое? Для себя ничего не прошу, потому что знаю: нет для меня ничего. А невестку ты, батюшка, отпой, как положено. Настасьей звать…

— Крещеная была?

— Здесь у нас все — крещеные. А Настасью отпеть ты и жене своей обещал вчера. Не забыл еще?

— Помню, — отвечаю. — А чего сама-то не зашла в дом вчера?

— Дак зайдешь к тебе, как же… Все двери и окна зааминены. Значит, отпоешь?

— Отпою, — говорю. — Где она у вас похоронена?

— Дак во дворе у тебя! — отвечает старуха. — Сам и схоронил вчера у отхожего места. Позабыл разве?

Ничего я не сказал, перекрестился только. Потом старуху перекрестил, завыла она ужасно, закорчилась. Тут вбежал в комнату сын, который на машине меня привез, ничего не говоря, вытолкал из дома. Посадил в «Ниву» свою, отвез назад. Денег мне хотел сунуть, да я только руку для крестного знаменья поднял, он и уехал сразу…

Священник вздохнул, завершая свой рассказ, и перекрестился.

— А Настасью эту… — спросил я. — Вы отпели?

— Отпел, — ответил священник. — Тут ведь какое дело получилось. Утром пошел я к председателю сельсовета нашего и рассказал ему, что старуха про могилу сказала. Не знаю, говорю, может, и наврала ведьма старая. А только нехорошо получится, если человек у отхожего места похоронен.

Председатель сельсовета затылок почесал, а потом и говорит, что всякое может быть. А только если мы и пустую землю раскопаем, так никакого нарушения закона не произойдет. Чего же и не выкопать яму?

В общем, раскопали мы.

Действительно, женщина там оказалась.

И главное — вроде как только сейчас и положенная.

Ну, тут пришлось в милицию сообщать. Они тело увезли на экспертизу. С меня допрос сняли…

Потом уж и не знаю, какое расследование вели. Только через несколько дней вызвал меня (это еще в прежние времена было) уполномоченный и попросил не распространяться насчет вскрытого захоронения.

— А отпеть-то ее можно будет? — спрашиваю. — Слово у меня дано, что отпою.

— Да, отпевайте, — говорит уполномоченный, — сколько хотите. Все равно ее у вас на кладбище и решено похоронить.

В общем, привезли ее в гробу к нам в церковь, отпел я рабу Божию Анастасию. Потом похоронили ее…

И вот что интересно…

Когда отпеваешь, всегда чувствуешь или тяжесть, или легкость. Это, видно, зависит от того, в чьих руках душа человека находится.

Да… Еще, бывает, тяжело отпевать тех, которых сжигают. Иногда и восемь человек отпоешь, а не устанешь так, как одного сожженного отпевая.

— А ее, Анастасию эту, легко отпевать было?

— Легко… — ответил священник. — Даже удивительно легко. Словно праведницу отпевал…

И он перекрестился.

Перекрестился и я, уже не решаясь дальше продолжать расспросы.

Кого на Руси НЕ хоронили на церковном кладбище?

Русское царство, а позднее Российская империя были государствами, в которых религия занимала одну из главенствующих ролей. Так, во времена Ивана Грозного устраивали гонения на исповедующих язычество, а представителей пришлых народов старались обратить в христианство. Лишь позднее Пётр I разрешил немцам селиться своей слободой и исповедовать лютеранство. Уже к 19-му веку каждая конфессиональная община подавала прошение в магистрат на выделение земли под собственные захоронения. Ведь негоже было могилы устраивать за околицей церковных кладбищ, а на землях православных погостов предавать земле иноверцев не дозволялось. Почему же позорным считалось погребение за оградой некрополя?

Церковные кладбища

Изначально кладбища были местом, куда «укладывали» умерших для вечного сна. Перед закапыванием в землю усопшего отпевали. Дабы носильщикам гроба не носить свою ношу из одного конца селения в другой, храмы стали строить близ погостов. Позднее и церкви строили с тем учётом, что рядом должен быть надел земли для захоронения верующих. Упокоение неподалёку от Господнего дома считалось престижным: Святой Дух пребывал с преставившимися всё время.

Отсюда и пошло правило не хоронить вероотступников и иноверцев на церковных землях, т. е. на церковных кладбищах. Поскольку других некрополей в то время не существовало, а предавать земле умерших где-то надо было, их погребали без надлежащего обряда, чаще всего скидывая тела в общую яму. Такое захоронение без отпевания согласно христианским догматам сулило вечное нахождение души в Аду. Ведь грехи земные не были искуплены, а значит человек оставался перед Господом запятнанным.

Примечательно, что люди тогда были настолько суеверны, что готовы были винить в нашествии саранчи или наступлении засухи мёртвых. Вот тогда всем селом выкапывали захороненных за оградой и относили останки в лес на поругание диким зверям.

Кого хоронили за оградой кладбища?

Итак, мотивы, которыми руководствовались священнослужители при отказе в захоронении на церковных землях, ясны. Теперь уточним, кто подлежал преданию за околицей погоста.

Иноверцы

Мусульмане, иудеи, буддисты были иной, не христианской веры. Издавна их называли басурманами, коих негоже было хоронить рядом с православными. С некоторой натяжкой, и только по разрешению архимандрита католики и лютеране могли быть погребены на общем кладбище, но на отдельном участке. В пользу последних говорил тот факт, что они также верили в Единого Бога и Иисуса Христа.

С другой стороны, исповедующие ислам или изучающие Тору также не горели желанием быть погребёнными среди христиан. Например, по той причине, что упокоение правоверного фактически находилось между могилами и несведущий визитёр кладбища буквально попирал ногами прах мусульманина.

Самоубийцы

Наложившие на себя руки любым способом и оборвавшие свою жизнь вопреки велению Господа осуждались православной церковью. Никто не властен над своей жизнью – только Бог имеет право решать, кому и когда следует уйти в мир иной. Самоубийцы же вступают в конфликт с Всевышним и потому их не следует хоронить на общем кладбище, приравнивая к примерным христианам.

В наши дни сделано послабление для тех, кто неумышленно ушёл из жизни или вследствие психического заболевания. Каждый случай рассматривается отдельно и разрешение на отпевание даётся архимандритом. Например, Сергея Есенина отпевали, поскольку вопреки официальной версии про самоубийство были веские подозрения относительно инсценировки оного. Разрешение на чтение отходных молитв получают родственники случайно отравившихся ядом, защищавших ценой своей жизни других людей, совершивших суицид в состоянии помрачения рассудка.

Утопленники

Независимо от того, добровольно ли человек канул в пучине вод или утонул в бурю, утопленников не хоронили на общем кладбище. Здесь скорее следует искать отголоски языческих поверий, по которым каждый, кто сгинул на дне водоёма превращался после смерти в русалку или водяного. Во все времена водных жителей сторонились, ибо и защекотать могут до смерти, и утянуть за собой на дно. А уж если тело утопленника окажется на погосте, то тогда им будет доступно в вечерние и ночные часы запоздавших визитёров обольщать и лишать жизни.

Артисты

На забаву публике скоморохи рядились в разное, надевали чужие личины и давали представления на ярмарках. Именно за такую особенность – менять свой облик по желанию – лицедеи были осуждаемы в народе. Как знать, кто перед вами: купец или нищий? Человек, пусть и на некоторое время, вводивший в заблуждение остальных, по сути есть обманщик. Он заигрывает с нечистой силой, перевоплощаясь в другой образ.

Убитые, умершие от несчастного случая или в дороге

Смерть от чужой руки, в силу обстоятельств или вдали от дома считалась в народе «наглой». И посылалась она тем, кто был грешен перед Господом. Таких людей словно помечала Божья длань, «отделяла овец от козлищ». Чужими руками преждевременно обрывалась жизнь смертного, что говорило о неискупаемости его прегрешений.

Разбойники, воры, казнённые

Ведущие разбойный образ жизни осуждались, их не принимали не только в мирской жизни, но и после смерти. Самим своим присутствием между достойными людьми они могли осквернить последних. Патриарх Филарет в 1619 году строго настрого запретил отпевать тех, кто вёл неправедную жизнь, обворовывал или убивал других. А Патриарх Адриан ужесточил указ, повелев тела всех самоубийц и преступников вывозить в чисто поле или лес, чтобы их останками питались падальщики.

Некрещённые младенцы, выкидыши

Умершие во младенчестве и не принявшие крещения также хоронились вне границ кладбища. Потому родители так стремились даже хилое дитя сразу же после рождения покрестить, чтобы не довелось к нему ходить на могилу за околицу.