Церковь на нерли
Содержание
- Церковь Покрова на Нерли
- Строительство
- История
- Архитектура
- Настоящее время
- Примечания
- Литература
- Храм Покрова на Нерли
- Немного истории
- Что посмотреть
- Практическая информация
- Когда и зачем была построена церковь
- Местоположение храма
- Архитектурные особенности храма
- Скульптурные изображения на фасадах храма
- Страницы истории храма
- Дорога к храму
- LiveInternetLiveInternet
- proofreader_z
Церковь Покрова на Нерли
У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Це́рковь Покрова́ на Нерли́ — белокаменный храм во Владимирской области России, в 1,5 км от посёлка Боголюбово; выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества.
Строительство
Храм Покрова на Нерли олицетворяет период расцвета Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском. В это время преобразился Владимир, отстроился новый город Боголюбов (Боголюбово) с белокаменными укреплениями, княжеским дворцом и храмом Рождества Богородицы. За 1158—1165 годы строительная артель Андрея Боголюбского создала ряд замечательных белокаменных построек. Его храмостроительная программа сопоставима с деятельностью Ярослава Мудрого, отстроившего Киев веком раньше.
Для церкви Покрова было выбрано место чуть более чем в километре от княжеского дворца при впадении Нерли в Клязьму (позднее устье сместилось на юг, оставив после себя старицу). Устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали ко княжеской резиденции, отсюда разворачивалась панорама на Боголюбов с княжеским дворцом и на Владимир. Церковь должна была стать выдвинутым вперёд элементом репрезентативного ансамбля, его предвратным монументом.
Летописные свидетельства о церкви Покрова весьма скупы. В Кратком Владимирском летописце говорится: «и потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град… и постави церкви две камены». «И постави ей храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица» — сообщает Новгородская первая летопись. Очевидно, одна из упоминаемых церквей — Покровская. Наконец, «Житие князя Андрея Боголюбского», источник 1702 года, содержит более подробные сведения. Из текста следует, что храм построен за один сезон в память об Изяславе Андреевиче, сыне князя, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию:
Сегѡ̀ же лѣ́та сы́нъ є҆гѡ̀ пе́рвый и҆зѧсла́въ а҆ндре́евичъ ко гдⷭ҇ꙋ ѿ̾и́де… Се́й же вели́кїй кнѧ́зь а҆ндре́й, а҆́ще печа́лїю ѡ҆ сконча́вшемсѧ сы́нѣ, ꙗ҆́кѡ чл҃вѣ́къ ѡ҆б̾ѧ́тъ бы́въ, и҆ скорбѧ́ше… бо́лѣе въ бг҃оꙋгѡ́дныѧ дѣла̀ поѡщрѧ́шесѧ; и҆́бо бг҃олю́бскїѧ ѻ҆би́тели, ꙗ҆́кѡ по́прище є҆ди́но, на рѣкѣ̀ клѧ́зьмѣ, въ лꙋгꙋ̀, нача̀ зда́ти цр҃ковь во и҆́мѧ прест҃ы́ѧ бцⷣы чⷭ҇тна́гѡ є҆ѧ̀ покро́ва, на ᲂу҆́стьѣ рѣкѝ нерлѝ… ѻ҆́нꙋю цр҃ковь є҆ди́нымъ лѣ́томъ совершѝ и҆ ѻ҆би́тель мона́шествꙋющымъ при не́й содѣ́ла.
Судя по тексту, церковь построена не ранее 1165 года, так как в этом году умер княжич. Так, Василий Доброхотов датировал памятник 1166 годом. На основании текста «Жития…» датировали храм Николай Воронин (указывал 1165 год несмотря на то, что княжич умер осенью этого года и за оставшееся время выполнить строительство было нельзя) и Павел Раппопорт (указывал 1165—1167 годы при том, что «Житие…» сообщало о постройке за один сезон). Высказывались и другие точки зрения. Николай Артлебен и Никодим Кондаков считали, что церковь Покрова строилась одновременно с владимирским Успенским собором. Но Артлебен не исключал, что она может относиться и ко времени правления Всеволода III. Дмитрий Бережков колебался между 1165—1167 годами и 1190-ми годами. В научной и популярной литературе долго фигурировала принятая Ворониным датировка 1165 годом.
Владимирский летописец XVI века содержит и посвящение, и дату, называя церковь Покровской в сообщении под 1158 годом:
Въ лѣⷮ ҂ѕхѯ҃ѕ. Сии же кн҃ꙁь ѻ҆ндрѣи бг҃олюбовныи град спом ѡсыпа, посᲅави тᲂу цр҃ковь каменꙋ ржⷭ҇ᲅво сᲅ҃ѣи бцⷣи на клѧꙁмѣ рѣцѣ , а҆ дрꙋгꙋю покровᲆ сᲅ҃ѣи бцⷣи на нерли, и҆ ᲂу҆сᲅрои мнⷭ҇ᲅырь.
— ПСРЛ, т. XXX, стр. 68
Сергей Заграевский и Татьяна Тимофеева на основании этой и других летописей, в том числе домонгольских, в качестве датировки церкви Покрова принимают 1158 год.
Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Василий Татищев уточнял в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса). Полиэтническая строительная артель Андрея переняла навыки добычи, обработки и строительства из белого камня от старых мастеров. Но величественный замысел князя и талант его зодчих сформировали гораздо более совершенный стиль: усложнилась композиция, более стройными стали пропорции, появились сложные белокаменные рельефы фасадов.
Перед зодчими стояла непростая задача: место строительства находилось в заливаемой пойме, поэтому нужно было обезопасить храм от воды. Для этого на фундаменте были возведены четырёхметровые стены, засыпанные землёй. Образовался искусственный холм, облицованный каменными плитами, на котором церковь встала как на пьедестале.
Камень для строительства, видимо, добывали в окрестностях Москвы. Залежи известняка образуют подземную, частично поднимающуюся на поверхность, жилу, протянувшуюся от подмосковных притоков Клязьмы до среднего течения Оки. Процесс строительства начинался с заготовки строительных материалов, затем разбивали на месте план и отрывали фундаментные рвы по периметру и осям столпов, до глубины залегания материкового грунта. Считается, что у белокаменных зданий был ленточный фундамент, положенный не в котлован, а во рвы, которые заполнялись глыбами валунов, булыжником, обломками известняка и туфа и заливались раствором. Стены и своды строились сначала с козел, а по мере увеличения высоты с деревянных подмостей и лесов. Для кровель использовали тёс, но, может быть, и свинцовые доски. Шлемовидные главы покрывали красной аравийской медью с позолотой. Неизвестно, каким было в древности покрытие главы церкви Покрова, но форма её, как предполагают исследователи, приближалась к шлемовидной. В окна белокаменных храмов вставляли деревянные оконницы, которые могли быть заполнены стеклом.
История
Церковь была освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Однако источники, говорящие об установлении этого праздника на Руси в середине XII века по почину Андрея Боголюбского, отсутствуют, а в домонгольских летописях о церкви говорится как о посвящённой не какому-то конкретному празднику, а Богородице. Следовательно, этот праздник мог быть установлен и позднее (первые упоминания о нём относятся к XIII веку), и в этом случае церковь первоначально могла иметь какое-либо иное посвящение.
По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами петрографических анализов белого камня, использованного для строительства церкви.
Первоначально церковь Покрова была собором небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли. Этот монастырь в конце XVI века упоминался среди патриарших домовых монастырей, во второй половине XVII века имело место его кратковременное процветание, в 1764 году он был упразднён. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) добился разрешения разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы. В 1803 году на старом каменном куполе была сооружена луковичная глава с железным покрытием, которая в значительной степени определяет облик храма и доныне.
Сергей Заграевский. Реконструкция первоначального вида церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли
Архитектура
Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м и площадью около 23 соток, на котором располагались и другие монастырские постройки. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных торговых путей.
Обычный для древнерусских храмов бутовый ленточный фундамент из пролитых известью необработанных камней, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).
От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учёта апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крещатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создаёт дополнительное ощущение «высотности» интерьера.
Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создаёт очень ясный конструктивный «рисунок» храма.
Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.
Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.
…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…
Настоящее время
Церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Боголюбовский луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и историко-ландшафтным комплексом регионального значения.
Храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Храм является подворьем Богородице-Рождественского монастыря Владимирской митрополии.
-
Вид на церковь и пруд с северо-западной стороны
-
Западный фасад
-
Вид с ? стороны. Апсиды
-
Вид с восточной стороны. Апсиды
-
Северо-западная сторона, слева видна построенная в 1885 году зимняя церковь Трёх Святителей
-
Давид-псалмопевец, львы и грифоны
-
Интерьер церкви
-
Монета Банка России из серии «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1994 год
Примечания
- Перечень Приходов, Монастырей, Подворий (юридических лиц), входящих в структуру централизованной религиозной организации Владимирская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), продолжающих свою деятельность в 2018 году // Официальный сайт Владимирской епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)
- Покров // Справочно-информационный портал Грамота.ru. (Проверено 18 декабря 2018)
- Заграевский С. В. К вопросу о происхождении прозвища князя Андрея Боголюбского и названия города Боголюбова // Мат-лы XVIII межд. краевед. конф. (19 апреля 2013 г.).. — Владимир, 2014. — С. 9—16.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 Тимофеева Т. П., Новаковская-Бухман С. М. Церковь Покрова на Нерли. — М.: Сев. паломник, 2003.
- Раппопорт, 1993, с. 70.
- 1 2 3 Заграевский С. В. К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли. // Мат-лы обл. краевед. конф. (20—21 апреля 2007 г.). — Владимир, 2008. — Т. 2. — С. 3—12.
- Доброхотов В. И. Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями. — М., 1852. — С. 70—71.
- Воронин, 1961, с. 279, 298.
- Раппопорт, 1993, с. 264.
- Артлебен А. Н. Древности Суздальско-Владимирской области, сохранившиеся в памятниках зодчества в пределах Владимирской губернии. — Вып. 1. — Владимир, 1880. — С. 50—52.
- Толстой И. И., Кондаков Н. П. Русские древности в памятниках искусства. — Вып. 6. — СПб., 1899. — С. 14.
- Воронин, 1961, с. 262.
- Бережков Д. Н. О храмах Владимиро-Суздальского княжества (XII—XIII вв.) — Владимир на Клязьме: Типо-литография Губ. правления, 1903. — 146 с. — С. 13, 19, 99—100.
- Раппопорт, 1993, с. 70, 72.
- Тимофеева Т. П. Архитектура времени Андрея Боголюбского // Памяти Андрея Боголюбского. Сб. ст. — М. — Владимир, 2009. — С. 56—58.
- Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — Рязань, 2001. — С. 467.
- Флоренский П. В., Соловьёва М. Н. Белый камень белокаменных соборов. // Природа : журнал. — № 9. — 1972. — С. 48—55.
- 1 2 Заграевский С. В. Вопросы ранней истории Покровского монастыря на Нерли // Материалы XXI межрегиональной краеведческой конференции (18 апреля 2016 г.). — Владимир, 2016. — С. 194—201.
- Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М.: Искусство, 1967. — С. 126.
- Власюк А. И. Первоначальная форма купола церкви Покрова на Нерли. // Архитектурное наследство. — 1952. — № 2. — С. 67—68.
- Заграевский С. В. Первоначальный вид церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли. Опыт графической реконструкции // Мат-лы ХХIII межрегиональной краевед. конф. (13 апреля 2018 г.). — Владимир, 2018. — С. 224—235.
- Храм Покрова на Нерли Архивная копия от 22 марта 2017 на Wayback Machine на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Литература
- Афанасьев К. Н. Были галереи или нет? О прошлом храма Покрова на Нерли / К. Н. Афанасьев // Архитектура СССР. — 1983. — № 6. — С. 51—53.
- Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков: в 2 т. — Т. 1.. — М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 558 с.
- Заграевский С. В. К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли // Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М. : Алев-В, 2008. — С. 129—146.
- Плугин В. А. Храм Покрова на Нерли: Архитектура и скульптура церкви Покрова Богоматери XII века: Альбом / авт. текста В. Плугин. — Л.: Аврора, 1970. — 40 с. — (Публикация одного памятника; Вып. 5).
- Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. — СПб.: Стройиздат. С.-Петербургское отд-ние, 1993. — 288 с.
- Раппопорт П. А. Еще раз о галереях церкви Покрова на Нерли // Архитектура СССР. — № 1. — 1984. — С. 106.
- Тимофеева Т. П. Церковь Покрова на Нерли / Т. П. Тимофеева, С. М. Новаковская-Бухман. — М.: Сев. паломник, 2003.
Храм Покрова на Нерли
Отзывы Храм Покрова на Нерли (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Храм Покрова на Нерли в Боголюбово
Пожалуй, во всем свете не найти такого же легкого, светлого и изысканного храма, как церковь Покроваа на Нерли, что в 10 км от Владимира. Это белокаменный шедевр старорусского зодчества, образец архитектуры владимиро-суздальской школы. Секрет его изящества — в гармоничных пропорциях и прекрасном сочетании церкви с пейзажем русской равнины. Храм считается одним из красивейших в России и внесен в реестр мировых памятников ЮНЕСКО, а окружающий его Боголюбовский луг признан региональным историко-ландшафтным комплексом.
Невысокое строение символизирует стремление ввысь, к Богу, вот и дорога к храму — это небольшое паломничество. К нему идут по лугам пешком от Боголюбово, чтобы прикоснуться к многовековой истории и поставить свечу.
Немного истории
Из Жития князя Андрея Боголюбского известно, что храм построили в 1165 г., он служил мемориалом сыну князя — Изяславу, погибшему в войне с волжскими Булгарами. Позднее, князь Андрей установил на Руси праздник Покрова Богородицы и посвятил ему церковь.
Согласно преданию, белые камни для сооружения храма были привезены из поверженного Булгарского княжества.
Покрова на Нерли
Что посмотреть
Храм стоит в поистине уникальном месте: на заливном Боголюбском лугу, в излучине речки Нерль, на рукотворном холме. Здесь ощущаются чистота, высокая духовность и вдохновение, не случайно возле церкви много художников. Белокаменная настенная резьба в сочетании с вертикальными линиями и небольшим уклоном стен придает строению легкости и воздушности.
В половодье церковь будто плывет по воде: она похожа на белую лебедь, а еще ее сравнивают со свечой, невестой у алтаря и другими романтическими образами.
От небольшого крестово-купольного здания 12 века сохранились квадратный остов-четверик и глава, остальные части были разрушены временем и восстановлены в 19 столетии. Стены строго вертикальны, но из-за тонко подобранных пропорций они как будто слегка наклонены, отчего помещение кажется выше. Внутреннее убранство церкви более чем скромное: фрески были сбиты со стен при реставрационных работах 1877 г., но есть небольшой иконостас с иконами.
Cнаружи сохранились резные настенные рельефы с библейскими фигурами, птицами, животными и масками. В центре изображен царь Давид, читающий псалмы с поднятой в благословлении десницей, рядом — лев, символизирующий княжескую власть, и голубь — знак духа и кротости.
Практическая информация
Адрес: Боголюбово, Вокзальная, 10.
Добраться можно от Владимира на автобусе или электричке до станции «Боголюбово». Затем около 2 км пешком или в конном экипаже (600 RUB в час). Платная стоянка автомобилей есть возле ж/д станции, бесплатная — у входа в Боголюбский монастырь. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.
Церковь действующая, работает свечная лавка. Часы работы: ежедневно, с 8:00 до 18:00, вход свободный.
14 октября – праздник Покрова Богородицы. С ним напрямую связан один из шедевров древнерусской архитектуры, великолепно сохранившийся до наших дней. Это церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова.
Храм считается первым архитектурным памятником Древней Руси, который был посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
Даже если вы никогда не были ни во Владимире, ни в Боголюбове, то наверняка видели церковь на фотографиях. Изображение храма всегда включали во все школьные учебники по истории Древней Руси. Это я вам говорю, как учитель истории с 15-летним стажем!
Произносим правильно
Как правильно произносится название этого удивительного древнерусского храма? Запоминаем раз и навсегда: ПокровА на НерлИ.
Раскопками церкви и её детальным изучением занимался выдающийся советский историк, археолог и искусствовед, наш земляк Николай Николаевич Воронин. Из-под его пера вышло немало исследований, посвященных памятникам древнерусского зодчества.
Мне нравится книга Н.Н.Воронина «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский (М., Искусство, 1967)». Её читают, в основном, специалисты-искусствоведы и историки. Но в этом исследовании настолько образно рассказано о храме Покрова на Нерли, что я решила процитировать в очерке самые яркие фрагменты. Наиболее важные моменты в этих цитатах я выделила жирным шрифтом.
Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном размере
- Когда и зачем была построена церковь
- Местоположение храма
- Архитектурные особенности
- Скульптурные изображения на фасадах
- Страницы истории
- Дорога к храму
Когда и зачем была построена церковь
Причин постройки церкви было несколько. Они прекрасно изложены Н.Н.Ворониным в упомянутом выше исследовании.
«Храм на устье Нерли, как рассказывает легенда, был торжественным монументом в память о победоносном походе владимирских полков в 1164 году на болгар, а камень для его постройки якобы возили сюда в качестве своего рода контрибуции побежденные болгары.
В то же время храм был памятником сыну Андрея Изяславу, заплатившему за эту победу жизнью.
Храм был посвящен новому празднику – Покрову Богородицы, установленному владимирским князем и духовенством без согласия киевского митрополита и патриарха. Этот праздник говорил об особом покровительстве «царицы небесной» «царям правоверным», владимирской династии и Владимирской земле».
Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»
Здесь следует сделать небольшое пояснение. В августе 1164 года Андрей Боголюбский одержал победу в сражении с волжскими булгарами. Однако в ходе этой битвы был тяжело ранен сын Андрея Боголюбского Изяслав, который вскоре умер от ран. И построил князь храм, который стоял, словно поминальная свеча в память о безвременно ушедшем из жизни сыне.
Храм был возведен зодчими Андрея Боголюбского «единым летом», то есть за один строительный сезон в 1665 году, сразу же после похода на Волжскую Булгарию. По летописным свидетельствам, на строительстве храма работала целая артель мастеров.
Местоположение храма
Церковь находится в полутора километрах от Боголюбова, бывшей резиденции князя Андрея Боголюбского. Раньше на этом месте река Нерль впадала в Клязьму. Вот почему храм и получил название Покрова на Нерли. Со временем русло Клязьмы сместилось далеко па юг, оставив после себя старицу – тихую заводь, заросшую кувшинками. Здесь у старицы и стоит храм Покрова.
А теперь давайте вспомним историю и географию. Клязьма была частью важнейших торговых путей того времени. Она впадает в Оку, Ока в Волгу, Волга – в Каспийское море. То есть по Клязьме шла торговля Владимиро-Суздальского княжества со странами Востока.
И здесь хочу поделиться фотографией карты, которая мне встретилась в Узбекистане, недалеко от крепостной стены Хивы. Надпись гласит, что это Великий шелковый путь. Видите, что в качестве одного из опорных пунктов указан Владимир?
А теперь вернемся к храму, который построен на месте слияния двух рек. Разумеется, зодчие не могли не знать, что весной реки разливаются и весь луг бывает затоплен водой.
«Чем же была вызвана постановка церкви Покрова на столь трудном для строителей месте? В этом был свой глубокий смысл. Устье реки было воротами Суздальской земли и выходом на быстрое течение Клязьмы к Оке и Волге. Мимо храма шли суда из Суздаля и Ростова, корабли послов и гостей из стран Востока, с Волги и Оки. Он не был одиноким. Храм был связан единым замыслом с белокаменным княжеским замком, который был хорошо виден отсюда, и далее – с пышными зданиями самой столицы княжества, Владимира».
Н.Н.Воронин. «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»
Что видели послы и гости, когда проплывали на кораблях в этом месте? А видели они владения Андрея Боголюбского. Невероятной красоты храм с пристанью. Княжеский замок в так называемом Боголюбовом-городе. И сам Владимир с его знаменитыми соборами, Дмитриевским и Успенским.
Все-таки Андрей Боголюбский был мудрым и дальновидным правителем. Поставив храм в таком месте, князь имел возможность не только контролировать волжский торговый путь, но и показывать гостям величие Владимиро-Суздальского княжества.
Архитектурные особенности храма
Возможно, вы видели красивые фотографии церкви Покрова на Нерли весной, во время разлива. Кругом вода, куда ни глянь. И среди этой воды крохотный островок с храмом. Как такое возможно?
Дело в том, что церковь возведена на рукотворном холме. Зодчие прекрасно знали о весеннем разливе рек. Поэтому они заложили фундамент из булыжника, на нем выложили основание стен из тесаного камня и обсыпали его изнутри и снаружи глинистым грунтом. Так был создан холм, на котором сейчас стоит церковь.
Знаю, что среди моих читателей есть люди, далекие от архитектуры. Поэтому сделала вот такой мини-словарик, чтобы дальше было всё понятно.
Значение архитектурных терминов, которые упоминаются в этом очерке
Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Закомара – (от древнерусского «комара» – свод) – полукруглое завершение участка стены, которое закрывает прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод.
Аркатурно-колончатый пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек с колоннами.
Словарь храмовой архитектуры
Храм выстроен в традициях владимирской архитектурной школы. Давайте вспомним отличительные черты памятников Владимиро-Суздальской Руси.
- Высокий барабан
- Позакомарное покрытие
- Аркатурно-колончатый пояс
- Деление фасадов на три части
- Узкие щелевидные окна.
Сколько в этой постройке легкости и изящества!
Об этом же пишет и Николай Николаевич Воронин.
«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает его тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне… Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими…».
Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»
А ведь во времена княжения Андрея Боголюбского церковь Покрова на Нерли выглядела иначе. В ходе археологических раскопок. Н.Н.Воронин обнаружил фундаменты галерей, которые первоначально окружали храм с трех сторон. Галерей давно нет, от них сохранились плиты с резными изображениями геральдических барсов и грифонов.
На юго-западном фасаде к церкви примыкала лестничная башня, через которую попадали на хоры. На южном фасаде сохранился дверной проем (на фото слева), который позднее был превращен в окно.
Холм был облицован белокаменными плитами, в которые были встроены желоба-водостоки. А совсем рядом располагалась пристань для кораблей.
Красота, правда?
Скульптурные изображения на фасадах храма
По форме церковь Покрова на Нерли схожа с Дмитриевским собором во Владимире. Однако если на Дмитриевском соборе почти полторы тысячи резных рельефов, то храм Покрова на Нерли украшен белокаменной резьбой гораздо меньше.
«Резной убор храма прост и немногосложен. На всех трех фасадах повторена одна и та же композиция рельефов.
В центральных закомарах помещена фигура библейского псалмопевца Давида, сидящего на троне и пророчествующего о богоматери под звон гуслей.По сторонам симметрично расположены два голубя и под ними фигуры львов, связанные с образами псалмов Давида.
Ниже – три женские маски с волосами, заплетенными в косы; они проходят и через боковые части фасада, образуя своего рода фриз: это символы девы Марии, которые неизменно сопутствуют посвященным ей храмам. Ниже по сторонам центральных окон – симметричные фигуры лежащих львов, «неусыпных стражей» храма…
Композиция резного убора прозрачна и изысканна; рельефы подобно драгоценным камеям украшают белую гладь стены».
Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»
А теперь давайте посмотрим повнимательнее на символику изображений.
Библейский царь Давид. В руках у него скрижаль, то есть табличка с законами. У ног Давида лежат львы, которые символизируют победу добра над злом. Некоторые исследователи связывают их со львами, которые напали на стада Давида.
Львы рядом с центральными окнами. Это обереги храма. Львы лежат, скрестив передние лапы. Кажется, что они дремлют. Но глаза их открыты и они в любую минуту готовы ринуться на защиту. Кстати, обратите внимание на хвосты: они продеты в задние лапы и разветвляются в три цветка.
Женские лики это, безусловно, символ покровительства Богоматери. Кстати, видите аналогию между словами «покров» и «покровительство»?
Фигурки на арактурном поясе. Есть среди них женские лики, львы, грифоны. А есть так называемые «свинообразные рыла» и химеровидные зверьки. Исследователи считают, что это символ извечной борьбы добра и зла.
Страницы истории храма
После гибели князя Андрея Боголюбского при церкви был основан сначала женский, а затем мужской монастырь, который просуществовал до XVIII века. Затем церковь Покрова на Нерли была приписана к Боголюбовскому монастырю.
В 1784 году игумен Боголюбовского монастыря получил разрешение на разборку церкви. Он хотел использовать камни для строительства монастырской колокольни. Церковь спасло то, что не сошлись с подрядчиком в цене за разборку храма.
В 80-е годы ХХ века храм отреставрировали, сейчас в нем проходят службы.
В 1992 году церковь Покрова на Нерли внесена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Интересный факт
Однажды мы с подругой и ее мужем купались в старице рядом с храмом. У Ильи был с собой бинокль с очень большим увеличением. Ради интереса мы начали рассматривать храм в бинокль. Оказалось, что на кресте набиты в шахматном порядке гвозди. Видимо, чтобы птицы не садились и не оставляли за собой никаких следов.
Дорога к храму
Как добраться до церкви Покрова на Нерли? Очень просто.
Вы приезжаете в Боголюбово на машине, на рейсовом автобусе из Владимира или на электричке. Переходите через железную дорогу по переходному мосту.
Кстати, к решеткам моста прикреплены стилизованные изображения львов и грифонов.
С железнодорожного перехода виден, как на ладони, Боголюбовский монастырь.
Вы спускаетесь с лестницы. Справа у вас остается тенистая аллея.
А вы поворачиваете налево и по лугу идете к храму Покрова.
Обратите внимание и на сам Боголюбовский луг, который считается заповедным.
И если погода хорошая, то уже издали вы сможете увидеть сам храм, эту жемчужину древнерусского зодчества.
«Покров на Нерли является венцом творчества владимирских зодчих середины XII века, подлинных поэтов русской архитектуры».
Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»
Каждый год 14 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы идет в этой церкви праздничная служба. И звучит под сводами храма молитва: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла».
Не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Когда будете во Владимире, найдите пару-тройку часов и съездите в Боголюбово. Зачем? Да просто полюбоваться изумительным храмом Покрова на Нерли.
LiveInternetLiveInternet
Bo4kaMeda
«Церковь Покрова на Нерли близ
Владимира является не только самым
совершенным храмом, созданным на Руси,
но и одним из величайших памятников
мирового искусства»
Игорь Грабарь
01
02
Вдали от селений и телеграфных проводов, на берегу реки Нерль, на заливном лугу стоит церковь Покрова на Нерли — один из самых известных памятников древнерусского зодчества.
03
Житие Андрея Боголюбского сообщает, что храм был построен в 1165 году в честь победы князя над булгарами в 1164 году. Также Житие отмечает, что церковь Покрова Богородицы на Нерли является храмом-мемориалом в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче.
Но Изяслав скончался от ран, полученных в военном походе, осенью 1165 года, и в течение одной зимы церковь вряд ли могла быть возведена. Историк С. В. Заграевский, изучив древнерусские летописи, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом. По легенде, белый камень для постройки церкви Андрей Боголюбский привёз из побеждённой Волжской Булгарии. Это был первый на Руси храм, посвящённый новому празднику — Покрову Богородицы, установленному в Русской Церкви Андреем Боголюбским в середине XII века.
04
Словно свеча церковь Покрова на Нерли возвышается на невысоком пригорке. Технология строительства, применённая древними архитекторами, позволила избежать коварных весенних разливов: на глубине 1,6 м был заложен обычный ленточный фундамент, а над ним возведен насыпной холм высотой 3,7 м.
05
Церковь Покрова на Нерли отличается гармонией пропорций, изяществом силуэта и полным слиянием с окружающими пейзажами. Весной одноглавый белокаменный храм, словно лебедь, возвышается над водами нерлинской старицы, зимой памятник как будто вырастает из снежных сугробов, летом — из густой травы заливных лугов. Стены храма украшены белокаменной резьбой, традиционной для владимиро-суздальской архитектуры. Центральной фигурой в композиции всех трёх фасадов выступает царь Давид-псалмопевец, восседающий на троне. Царя окружают фигуры птиц, львов и трёх женских масок с волосами, заплетёнными в косы. Рельефы девичьих ликов опоясывают и боковые части фасадов. Эти маски, олицетворяющие Деву Марию, присущи всем владимирским церквям той эпохи.
06
По предположениям историков, первоначально храм Покрова на Нерли был обнесён лёгкой крытой галереей, украшенной изображениями резных грифонов и других мифических животных. Когда-то стены церкви покрывали пёстрые фрески, но и они были полностью утрачены в 1877 году во время очередного «поновления» храма. Сама церковь чудом уцелела. И угроза исходила не от воинствующих безбожников, а от православных священнослужителей. В 1784 году игумен Боголюбского монастыря получил у Владимирского епископа разрешение на разборку храма на камень. Полученные материалы предназначались для постройки новой колокольни, но древний храм спасла прозаичная ситуация — игумен не сошёлся в цене за разборку с подрядчиками.
07
Аскетический облик церкви Покрова на Нерли определил её царственную красоту и силу. Внутри нет ни позолоченных иконостасов, ни богатых росписей. Но безызвестные зодчие добились то, к чему стремились — они воплотили в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является стержнем любой религии. И, вероятно, поэтому творение древнерусских мастеров по праву получило всемирное признание. В 1992 году церковь Покрова на Нерли, наряду с другими храмами древнерусского зодчества, вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
08
09
10
В паре километров в низине расположен Боголюбский женский монастырь.
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Фото Марины Лысцевой
proofreader_z
Насколько мне известно, граффити этого храма толком не изучены. Спецы признают, что даже и количество их не известно. Пишут, «многие изображения нечётки, фрагментарны, иногда почти полностью утрачены из-за разрушения самого камня либо сокрыты слоем обмазки.»
Тем не менее некоторые из них публиковались в 17-м сборнике ВСМЗ (2011), и следует признать, что в сравнении с не так давно упоминавшимися граффити Дмитриевского собора, на Нерли картина явно богаче и интереснее.
Ряд изображений находятся на хорах, где я не бывал.
Вот они:
Так что, если кому доведётся попасть на те самые хоры, гляньте, адреса указаны.
В доступной части интерьера имеется рисунок храма, типа одноглавого четырёхстолпного:
И я его нашёл:
Видно не ахти, но разобрать можно:
Во-первых там темно для съёмки, во-вторых сама съёмка запрещена. Так что щёлкать пришлось из-под полы, быстро и без вспышки. Но я таки успел, свершить своё чёрное дело, как раз до того, как прислужник зашёл в самый интересный угол свечки гасить.
А в углу том — действительно самое интересное, из здешних рисунков, лошади. Спецы считают, что всего их «не менее восьми», приписывают одному автору и датируют концом XIV — началом XV вв., т.е. временами Андрея Рублёва.
Вот самый большой табун:
То, что под литерой «Б», я конечно не видел (ибо сие в алтаре), а под литерой «А» вышло относительно сносно, точнее его правая (главная) часть. К левой ковёр приставили. Неплохо различима верхняя большая лошадь, но лучше всех — нижняя, поменьше:
Вот она отдельно:
Прямо напротив — другой табун. С единственной надписью, на коей держится датировка всего этого:
Тут уж получилось совсем плохо. Еле-еле различимы голова и задница левой лошади. Правую я вообще разобрать не могу:
С интерьером закончили, идём наружу.
С внешней стороны здания рисунки не упоминаются — только кресты.
На северном фасаде такие:
Из этих хорошо видны только те, что под литерой «А». На втором от проёма валике — четырёхконечный с расширяющимися концами и под ним такой же недоделанный (только вертикаль):
И на первом от проёма валике — шестиконечный:
С запада должен быть ещё «процветший»:
Вроде похож:
А ещё с запада публиковали вот такой, с Голгофой, но его я не нашёл. Может, кому другому больше повезёт:
А вообще, вроде не зря зашёл …
На горизонте — Боголюбово:
Верхняя фотка — 20 декабря 2014,
нижняя — 27 мая 2009,
остальные — 24 июня 2018,
рисунки — из упомянутого сборника
Tags: А, Боголюбово
Добавить комментарий