Церковь николы гостунского
Содержание
МОСКОВСКАЯ УСПЕНСКАЯ ЗВОННИЦА
Колокольня Ивана Великого, Успенская звонница и Филаретова пристройка в Московском Кремле
Успенская звонница Московского Кремля, содержащая «Гостунский» храм во имя святителя Николая Чудотворца Московской епархии
- Престол: свт. Николая Чудотворца
- Адрес: Россия, г. Москва, Кремль, Соборная площадь
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Расположена между Соборной и Ивановской (Царской) площадями Московского Кремля, почти вплотную примыкая с севера к Колокольне Ивана Великого. Входя в единый архитектурный ансамбль колокольни, составляют с ней композиционный центр Кремля. Храм Николы Гостунского в Успенской звоннице ныне числится приделом колоколенной церкви Иоанна Лествичника.
Церковь Николы Льняного
По преданию, незадолго до падения ига великой княгине Софье Палеолог явился во сне святитель Николай Чудотворец и повелел ей соорудить храм в его честь на месте кремлёвского ордынского двора. Софья немедленно снарядила в Орду посольство с богатыми дарами и попросила жену хана Ахмата уступить ей эту землю в Кремле в обмен на другую территорию, поведав и о причине такой просьбы. Татары просьбу уважили и покинули Кремль. Вскорости, в 1477 году, в Кремле у колокольни Ивана Великого появился деревянный Никольский храм . Прозвание храма — «Никола Льняной» или «Ельняной» — связывается либо с обычаем, бытовавшим среди женщин подмосковья, освящать здесь лён, холсты и пряжу; либо с тем, что храм был построен из елового дерева.
Собор Николы Гостунского
В июне 1506 года по приказу великого князя Василия Иоанновича чудотворная Гостунская икона Николая Чудотворца была перенесена в Москву. Государь, только что вступивший на престол, дорожил этой святыней, как благословением, и велел построить для неё в Кремле каменный Никольский храм на месте деревянного. С тех пор Никольский храм сменил прежнее прозвище на новое — «Гостунский». Церковь выстроили всего за 9 недель. Чудотворный образ, помещённый в храм, украсили золотом, драгоценными каменьями и жемчугом.
Николо-Гостунский храм стал главным Никольским храмом в Кремле. Его чтили и государи, и простые москвичи, а на престольные праздники в нем всегда служили митрополиты и патриархи с обязательной раздачей милостыни. Поскольку святитель Николай почитается покровителем счастливого супружества, в этот храм приходили женихи и невесты со всей России: после помолвки они подходили к чудотворному образу святителя за благословением и молились перед ним о счастливом браке. Приходили сюда и родители обрученных — молиться о «благоденствии сочетающихся». В храме существовала особая записная книга, куда заносили имена помолвленных для молитвы о ниспослании им благословения и помощи.
Храм обгорел после пожара 1547 года. Вскоре, в 1553 году, здесь было явлено новое чудо от Гостунской иконы. В то время явилась ересь, отрицавшая святость святителя Николая Чудотворца и считавшая его «простым мужем», о чём еретики яростно спорили со святителем митрополитом Макарием. В разгар спора от иконы святителя в Николо-Гостунском храме исцелился парализованный боярский сын Григорий Сухотин. Этим чудом ересь была низвергнута, а еретики опозорены. Вслед за этим по приказу царя Иоанна Васильевича храм был восстановлен, расписан фресками и в 1555 году заново освящен святителем Макарием в присутствии царя.
В 1560 году у храма появился придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это была небольшая церковь, стоявшая рядом с храмом и имевшая свой вход, но числившаяся приделом. Введенский придел был царским подарком, который Иван Грозный преподнес своему больному младшему брату Юрию Васильевичу. В тот год были отстроены и новые кремлёвские палаты, и Введенский придел, примыкавший к этим палатам вплотную, был назначен домовым храмом.
Также в правление царя Ивана Грозного храм Николая Гостунского оказался связан с истоками русского книгопечатания — здесь десять лет диаконствовал первопечатник Иван Фёдоров; храм служил приходским для московских печатников; тут же, по одной версии, расположилась первая временная (т. н. «Анонимная») типография Москвы.
Со временем Николо-Гостунский храм стал называться собором. При Романовых храм продолжал пользоваться вниманием государей, которые молились в нём и делали сюда вклады. Так, царь Михаил Феодорович пожаловал серебряный напрестольный крест, цари-соправители Иоанн и Петр Алексеевичи — лампады. В правление Петра I в 1714 году у собора появилась частица мощей святителя Николая Чудотворца.
Панорама Московского Кремля. Ф. Алексеев, нач. 1800-х гг.
После разрушительного пожара 1737 года храм был восстановлен и покрыт грубой железной кровлей. В обновлённом соборе присягали на верность императору Петру III, а потом и его супруге Екатерине II, когда они восходили на русский престол. При этом придельная Введенская церковь у Николо-Гостунского собора обветшала и накренилась.
При занятии Кремля французами в 1812 году храм был разорён, а его святыня — чудотворная икона — пропала. В осквернённом соборе был устроен склад сена и овса для лошадей Наполеона. По изгнании врага, когда Кремль стали возрождать, Николо-Гостунский храм вначале собирались восстнавливать в готическом стиле. Однако начальник Кремлевской экспедиции князь Н. Б. Юсупов высказал мысль, что было бы достойней восстанавливать столь древний храм в старинных формах, более приличествующих его возрасту. Эти изменения в проекте задержали восстановительные работы. Собор также собирались обнести галереей наподобие домика Петра в северной столице, но этим планам не суждено было осуществиться.
Император Александр I, посетивший Кремль в августе 1816 года, остался доволен его новым обликом и решил показать его прусскому королю — большому любителю военных парадов. Главнокомандующий Москвы граф Тормасов обеспокоился, что Гостунский собор помешает проведению парадных торжеств, что и определило судьбу древнего храма. В октябре того же года вышло высочайшее соизволение, по которому Николо-Гостунский храм следовало разобрать как «по местоположению своему и по бедности архитектуры делающий безобразие Кремлю». Его престол, святыни, чудотворный образ и утварь надлежало перенести на место Рождественской церкви в Успенскую звонницу рядом с колокольней Ивана Великого. Такой выбор места был связан и с тем, что в бывшей Рождественской церкви Успенской звонницы издавна хранился иной чтимый образ святителя Николая Чудотворца, бесследно пропавший в нашествие Наполеона. Этот перенос Святейший Синод одобрил в январе 1817 года. Остались свидетельства, что управляющий Московской епархией архиепископ Августин (Виноградский) дал согласие лишь при условии, что снос древнего храма произведут за одну ночь. На разборку направили полк солдат под командованием А. Бетанкура и за одну августовскую ночь 1817 года Никольский храм исчез. Его камень отдали Вознесенскому монастырю для возводимой в нём церкви святой Екатерины, место на Ивановской площади занял плац для парадов, а новый Гостунский храм был освящен в 1818 году в Успенской звоннице.
Первоначальные звонницы Кремля
Предшественницей Успенской звонницы Московского Кремля, в которую был перенесён Николо-Гостунский храм, была церковь в честь Воскресения Христова со звонницей, начатая обрусевшим итальянским мастером Петроком Малым в 1532-1539 годах. Постройка была завершена в 1543-1552 годах, уже после отъезда зодчего из Москвы. В 1555 году престол храма-звонницы был освящён в честь Рождества Христова. Об облике храма можно судить по изображению его на чертеже «Кремленаград» начала 1600-х годов.
В течение XVII века церковь была преобразована в звонницу, получившую название Успенской. Для этого в 1624 году по распоряжению патриарха Филарета с северной стороны прежнего храма зодчим Баженом Огурцовым была сооружена пристройка в качестве дополнительной звонницы для размещения большого колокола.
В 1812 году французские войска заложили под колокольню Ивана Великого и Успенскую звонницу мины, взорвав их при отступлении из Москвы, в ночь на 11 октября. Столп колокольни устоял, но звонница с пристройкой оказались полностью уничтожены.
Успенская звонница с Николо-Гостунским храмом
Разрушенная взрывом Успенская звонница с Филаретовской пристройкой были восстановлены на прежнем фундаменте в 1814-1815 годах архитекторами Д. И. Жилярди, Л. Руска и И. В. Еготовым. Стремясь к воссозданию образа древнего сооружения, новые строители повторили очертание его плана и пропорции основных горизонтальных и вертикальных членений объёма. Однако в архитектурный декор фасадов были привнесены элементы, характерные для начала XIX века. Место утраченного Рождественского храма заняли святыни и утварь Николо-Гостунского собора, перенесённые сюда в 1817 году, после чего последовало освящение новой церкви на втором ярусе звонницы в 1818 году.
В 1849-1852 годах архитектором К. А. Тоном было построено высокое открытое крыльцо западного фасада, ведущее в церковь Николы Гостунского.
При артобстреле Кремля в ноябре 1917 года снаряд разорвался в алтаре Гостунской церкви, но престол чудом остался невредимым. Вскоре на звоннице поставили часовых, которые расписали стены «памятными» надписями. Храм в звоннице был закрыт в 1918 году, чтимая икона церкви пропала. В последующие десятилетия помещение собора было занято под хранилище музеев Кремля, доступа туда посетителям не было. При этом, в советский период время от времени в нижнем ярусе Филаретовской части устраивались выставки.
В 2010-х годах на первом ярусе звонницы действовал выставочный зал, на остальных — научные отделы музея. Научные отделы музея также занимали Филаретовскую пристройку. Во время проведения богослужений в соборах Кремля звонница стала вновь использоваться по прямому назначению. Николо-Гостунский собор числился приделом колоколенной церкви Иоанна Лествичника; богослужения в нём не совершались.
Успенская звонница Московского Кремля с Филаретовской пристройкой
Архитектура
Над трехпролётной Успенской звонницей, расположенной на пятом ярусе сооружения, возвышается богато декорированный барабан с золоченой главой, по масштабу близкий завершению колокольни Ивана Великого.
Филаретовская пристройка является башнеобразным квадратным в плане сооружением завершённым живописным восьмигранным шатром с башенками по углам, основание которого богато украшено резными белокаменными деталями. Шатёр крыт зелёной черепицей. С севера к башне звона пристроена лестничная клетка.
Декор звонницы и пристройки содержит ряд деталей в стиле классицизма.
Использованные материалы
Это предание было пересказано и поддержано Н. М. Карамзиным, и ныне большинство учёных разделяют эту версию. Однако, историк И. Е. Забелин полагал, что после прошения Софьи Палеолог построили другую церковь — во имя Космы и Дамиана, а Никольская церковь была старше и к тому времени уже стояла в Кремле. См. Лебедева Елена, «Церковь Николы Гостунского в Кремле», портал Православие.Ru, 22 мая 2007,
Храмы моего города. Церковь Николая Чудотворца Гостунского в Кремле.
Вид на Кремль и храм Николая Чудотворца Гостунского
Увы, церковь Николая Чудотворца Гостунского ныне не существует, и увидеть вам ее не удастся. И снесли ее не после революции, как можно было бы подумать, а гораздо-гораздо раньше…
Есть версия, что каким-то образом договорившись с женою ордынского хана, собор построила здесь жена Великого князя Ивана III, византийская принцесса Софья Палеолог, которая таким образом с чисто византийским коварством вынудила уйти с территории Кремля золотоордынских татар, которые, живя в Кремле, некотором образом, присматривали за делами на Руси. А великой княгине это не нравилось…
Церковь построили из елового леса, потому ее называли церковь Николы Ельняного. В 1506 году великий князь Василий Иванович построил на ее месте каменную церковь, и перенес в нее из села Гостуни Лихвинского уезда очень почитаемую на Руси чудотворную икону, отчего церковь стали называть именем Николы Гостунского. Храм построили всего за 9 недель, а вот принесенный образ украсили золотом, драгоценными каменьями и жемчугом.
Храм пользовался исключительной популярности, если это слово подходит к храму. Его чтили и часто посещали цари. Но главное – Николай Чудотворец считался покровителем счастливого супружества, отчего молодые пары ехали в храм и к иконе едва ли не со всей России. И молились о счастливом браке.
После ужасного московского пожара 1547 года храм очень быстро восстановили по личному приказу Ивана Грозного, который и сам очень чтил Гостунский образ и часто молился перед ним. Известно и то, что Петр Первый молился у Гостунского образа перед началом войны со шведами и перед другими военными походами.
В 1812 году в разоренном храме французы устроили фуража для лошадей, а чудотворная икона пропала. После изгнания Наполеона Кремль восстановили. И, вроде бы, церкви ничего не грозило, ее тоже хотели восстановить, но…
Успенская звонница Московского Кремля, куда в 1818 году был перенесен храм Николы Гостунского
Император Александр I звал в гости прусского короля, очень любившего военные парады. Это и определило судьбу храма. Вроде, он мешал проведению торжеств. На разборку храма направили полк солдат, и он исчез в течение всего одной ночи августа 1817 года.
Престол, святыни и утварь перенесли в Успенскую звонницу, где освятили в помещении Рождественской церкви новый Николо-Гостунский храм.
Такая вот грустная история…
С окончанием коей я с вами и прощаюсь…
Колокольня Ивана Великого, Успенская звонница и Филаретова пристройка
Дата публикации или обновления 04.11.2017
К оглавлению — храмы Москвы
Адрес храма: Москва, Кремль, Соборная пл. (м. «Боровицкая», «Александровский сад»).
Престолы: главный — прп. Иоанна Лествичника — в нижнем ярусе Ивановского столпа;
придел свт. Николая Чудотворца — в Филаретовской звоннице.
История: в центре Московского Кремля на Соборной площади возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI в. — колокольня Ивана Великого. Она объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля.
Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. Верхний восьмигранник завершается рядом кокошников, в которых на синем фоне сверкают позолоченные звезды. Затем поднимается цилиндрическая часть столпа с ложными окнами, закрашенными черной краской. Выше идет трехъярусная надпись, выполненная по синему фону позолоченными буквами славянской вязью.
Надпись, поярусно разделенная белокаменными витыми валиками, гласит: «Изволением Святыя Троицы повелением Великого Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Русии самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича и Великого князя Федора Борисовича всея Русии храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 (1600)».
Колокольня завершается позолоченным куполом. Столп колокольни сложен из кирпича, а цоколь и фундамент — из белого камня. По некоторым предположениям, фундамент уходит глубоко в землю и якобы находится на уровне дна Москвы-реки. Внутри столпа в стене первого яруса устроена каменная лестница в 83 ступени. Во втором ярусе она переходит в винтовую и имеет 149 ступеней. В третьем ярусе металлическая лестница в 97 ступеней ведет по внутренней стене до купола. Таким образом, всего в лестнице 329 ступеней.
В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX вв. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере.
Колокольня Ивана Великого была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров.
Здание Успенской звонницы, примыкающее почти вплотную к северной грани колокольни Ивана Великого, было возведено в 1814-1815 гг. архитекторами Д.И.Жилярди, Л.Руска и И.В.Еготовым на фундаменте разрушенной в 1812 г. старой постройки ХVI в.
О предшествующей постройке известно, что она возводилась в 1532-1539 гг. мастером Петроком Малым как церковь Воскресения Христова со звонницей и завершена была в 1543-1552 гг. уже после отъезда зодчего из Москвы. С 1555 г. церковь стала именоваться Рождественской по престолу Рождества Христова. Об облике храма можно судить по изображению его на чертеже “Кремленаград” начала 1600-х годов. В течение ХVII в. церковь была преобразована в звонницу, получившей название Успенской.
История возникновения колокольни уходит в глубину веков.
При Иване Калите в 1329 г. примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника «иже под колоколы».
В 1505 г. эту церковь разобрали и в 1508 г. заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин.
В 1532-1543 гг. зодчий Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско-псковского типа с храмом «Вознесения». В звоннице помещался тысячепудовый колокол под названием «Благовестник». Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 г. высокую каменную лестницу.
При Борисе Годунове в 1600 г. столп Ивана Великого надстроили и увенчали позолоченным куполом с надписью. Высота его стала 81 м.
В 1624 г. с северной стороны звонницы возвели так называемую Филаретовскую пристройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шатром.
В 1812 г. отступавшие из Москвы наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились.
В 1819 г. их восстановил архитектор Д. Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX в.
В центре звонницы помещается самый большой колокол весом 4 тысячи пудов, отлитый мастерами Завьяловым и Русиновым в XIX в.
Другой колокол весом 1 200 пудов отлит Андреем Чеховым в 1622 г. В Филаретовской пристройке висит колокол весом 798 пудов, отлитый в XVIII в. Иваном Моториным.
Всего на колокольне Ивана Великого и звоннице 21 колокол.
На третьем ярусе звонницы расположена церковь Николая Гастунского, перенесенная сюда в XIX в. с Ивановской площади.
Происхождение названия колокольни Ивана Великого научно пока не установлено. Принято связывать это название не только с церковью Иоанна Лествичника, но и с именами великих князей, боровшихся за объединение страны, свержение татарского ига и возвышение Русского государства, — Ивана Калиты, Ивана III, Ивана IV.
По типу «Ивана Великого» в древней Руси было построено много столпообразных храмов.
Своим величием колокольня как бы олицетворяла мощь централизованного Русского государства.
Площадь, расположенная к востоку от колокольни, именовалась в старину Ивановской. Здесь наказывали за всякие проступки, находились судный и казенный приказы, с крылец которых подьячие выкликали приказы о наказании батогами виновных и оглашали царские грамоты.
В настоящее время на первом этаже Успенской звонницы действует выставочный зал, на остальных ярусах располагаются научные отделы музея. Во время проведения церковных служб в соборах Кремля звонница используется по прямому назначению.
Колокольня Ивана Великого — 2009 год.
Колокольня Ивана Великого, Успенская звонница и Филаретова пристройка.
Муромский список
Муромский историко-художественном музей. Название: «Святитель Николай Чудотворец (Никола Гостунский), с житием»; Инв. № М-5198. Спец. № 105. Конец XVI — начало XVII века. Икона происходит из собора Троицкого монастыря в Муроме, поступила в музей 10 февраля 1930 года.
Увеличенное изображение иконы можно скачать (380 Kb).
Поступила в музей в драгоценном уборе, который впоследствии был разрознен: шитую ризу списали, венец с камнями сняли и стали хранить отдельно. Реставрирована в 1993-1996 годах в ВХНРЦ им.И.Э.Грабаря Е.И.Бучило, руководитель работ Н.В.Дунаева. После реставрации 1993-1996 годов детали оклада были сняты и смонтированы на специальной доске. В настоящее время серебряная басма оставлена лишь на полях иконы. Реставрация муромской иконы стала настоящей сенсацией. При снятии басемного оклада, раскрытии авторской живописи и именующей надписи оказалось, что это произведение редкой иконографии, восходящее к древней святыне – чудотворной иконе Николы, явленной в селе Гостуни предположительно в XIV – начале XV вв.
Икона написана на доске классических пропорций, размер 124 х 98,9 см., дерево, левкас, паволока, темпера; серебро, басма, золочение. Средник композиционно уменьшен по отношению к клеймам и отделен от них узкой орнаментальной рамкой. Образ Николы отличается редкой иконографией. Он не похож на традиционные изображения святого. Узкий вытянутый лик, с аскетическими чертами, по-видимому, восходит к древнему прототипу. Святитель изображен в «кресчатой» фелони. Вверху средника в кругах даны полуфигуры Иисуса Христа и Богоматери с лучами золотого ассиста. Именующая надпись «ОАГИОС НИКОЛАЕ ГОСТУНСКИЙ» выполнена листовым золотом.
Вокруг средника расположено шестнадцать клейм с традиционным набором сцен жития святого Николы с плохо различимыми надписями:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | |||
8 | 9 | |||
10 | 11 | |||
12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1. Рождество Николая («Ро(ж)д(е)ст(во) с(вя)т(а)го Никол(ы)»); 2. Приведение в учение («С(вя)т(а)го Николая… грамоте уч(а)тъ»); 3. Поставление в диаконы («Поставле… Николу во диаконы»); 4. Поставление в епископы («Поставление св(я)т(о)го (Нико)лоу в митрополи…»); 5. Изгнание беса из кладезя (от древа) («С(вя)ты… Никола изгоняе(т) беса от дре(ва)»); 6. Явление царю Константину («… Николая яви… Конст(а)нтину во сне… трех муже(и)…»); 7. Явление трем мужам в темнице («С(вя)тыи Никола посещает ти мужи в темнице»); 8. Избавление трех мужей от казни («…С(вя)ты… Ни(ко)л(а)…»); 9. Исцеление бесноватого («С(вя)ты(и) Никола изгна от ч(е)л(ове)ка(?)…»); 10. Чудо о корабельниках («С(вя)ты(и) Никола… во ко(раб)л(е) (?)… ления»); 11. Спасение Димитрия («С(вя)ты(и) Никола… взя Дмитрия… дна моря»); 12. Николай покупает ковер у старца (надпись стерта); 13. Николай отдает ковер жене старца (надпись стерта); 14. Никола приводит Агрикова сына от сарацин («…Агрикова с(ы)на»); 15. Преставление Николая (надпись стерта); 16. Перенесение мощей Николая из Мир Ликийских в Бари («Принесение мощей с(вя)того Николы чюд(о)тъ(ворца) (?) из Мир в Бары»).
Два других списка более раннего времени хранятся в музее «Московский Кремль» (середина XVI в. под записью XVIII в., инв. № Ж-332) и музее-заповеднике «Ростовский кремль» (третья четверть XVI в., инв. № И-929). Они имеют меньшие размеры: высота кремлевской — 110 см, а ростовской — 102,7. Количество и состав клейм во всех трех случаях совпадают (это традиционный житийный цикл Николая Чудотворца), но в муромской иконе порядок их размещения и иконография заметно отличаются. Средник иконы композиционно уменьшен по отношению к клеймам и отделен от них узкой орнаментальной рамкой. Вверху, в кругах, располагаются полуфигуры Христа и Богоматери с лучами золотого ассиста. Все три списка восходят к древнему чудотворному образу, явившемуся в селе Гостуни на речке Гостунке (притоке Оки). «Явленный» образ стал храмовым в каменной церкви Николы Гостунского в Кремле, которая была построена в 1506 году по повелению Василия III для чудотворной иконы.
Аскетичный и суровый облик святого на муромской иконе кажется очень архаичным и, в отличие от ростовского образа Николы Гостунского, повторяет какой-то древний прототип. Его отличают необычно вытянутый, симметричный овал лика, длинный тонкий нос, неподвижный взор крупных глаз, высоко поднятые дуги бровей, лоб с глубокими морщинами. Свободно построенные композиции шестнадцати крупных клейм, видимо, заимствованы из другого источника, хотя можно отметить некоторое сходство характерных черт святителя в среднике и в житийных сценах. Вероятно, иконография клейм может восходить к прототипу XVI века, о чем свидетельствуют и архитектурные мотивы, и расположение фигур внутри каждого клейма. В колорите иконы преобладают теплые охристые тона, которые использованы не только в личном письме, но и на нимбах, фоне средника и клейм. Отсутствие золота на фонах и нимбах (при том, что оно использовалось при написании орнаментов и одежд), вероятно, объясняется изначальным намерением украсить икону басменными накладками и венчиками не только в среднике, но и в клеймах. Тем не менее, серебром был украшен только средник. Голову святителя обрамлял серебряный позолоченный венец с камнями.
История почитания образа Николы Гостунского и стиль муромского списка указывают на его московское происхождение. «Все церковное строение» Троицкого собора и в том числе иконы, было устроено тщанием «торговых муромских людей Бориса, Семенова сына Цветнова, да сына его гостиной сотни Богдана» (Писцовая книга, 1857 г.). Известно, что Тарасий (Богдан) Борисович Цветнов уже в 1620-е годы состоял в «московской сотне» и жил «на два дома» — в Муроме и в Москве, где он мог заказать список чудотворного образа. Серебряные украшения, возможно, исполнили местные серебряники, которые упоминаются в источниках второй половины XVI и первой трети XVII века.
Описания муромской Троицкой церкви XVII века не позволяют безоговорочно утверждать, что в них упоминается именно этот образ святителя Николая. Тем не менее, вероятно, что в первой четверти XVII века икона находилась в местном ряду иконостаса деревянной Троицкой церкви, а после основания на ее месте девичьего монастыря была перенесена в каменный Троицкий собор, где также помещалась в местном ряду. В XIX веке образ располагался за правым клиросом в резном киоте. Во всех источниках и дореволюционной литературе он упоминается без наименования «Гостунский».
По материалам О.А.Суховой (Муром)
Московский образ иконы
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Название: «Николай Чудотворец в житии» (Гостунский); Инв. № Ж-332. Икона происходит из церкви Николая Гостунского Московского Кремля, поступила в музей в 1924 году.
Увеличенное изображение иконы можно скачать (733 Kb).
Икона «Николай Чудотворец в житии», с поясным изображением Николая Чудотворца в темно-коричневой мантии с закрытым евангелием в левой руке; вокруг в шестнадцати клеймах сцены жития Николая Чудотворца. В среднке иконы поясное изображение Николая Чудотворца. Святой держит в левой руке закрытое евангелие в темном окладе, украшенное золотым ассистом и живописью, имитирующей драгоценные камни. Чудотворец в темно-коричневой мантии с золотой каймой у ворота, виднеющийся рукав хитона темно-синий с охряными поручами и росписью под драгоценные камни и жемчуг, омофор белый с золотыми крестами на плечах и груди. Вохрение — плавями темной охрой по зеленовато-оливковому санкирю с белильными оживками. Нимб очерчен темной линией. Вверху, в углах средника в медальонах — поясные изображения Спаса и Богоматери.
В клеймах — слева направо — представлены события из жизни Николая Чудотсвоца:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | |||
8 | 9 | |||
10 | 11 | |||
12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1. «Рождество святого Николы»; 2. «Приведе грамоте учите святого Николу»; 3. «Поставление в дьяконы святого Николы»; 4. «Поставление в архиепископы Николы»; 5. «Святый Никола разори бесовское жилище»; 6. «Святый Никола избави корабль от потопа»; 7. «Святый Николы исцели бесноватого»; 8. «Явись святый Никола избави трех мужей от меча»; 9. «Явись святый Никола во сне царю Константину»; 10. «Святый Никола явись трем мужам в темнице»; 11. «Святый Никола выими Димитрия со дна моря»; 12. «Святый Никола у старца»; 13. «Святый Никола приведе Агрикова сына Василия»; 14. «Святый Никола отдает ковер его жене»; 15. «Принесение мощей святого Николы»; 16. «Положение во гроб святого Николы».
Фигуры укороченных пропорций. В колорите иконы преобладают темно-киноварные, темно-коричневые, белые, зеленые, синие цвета разных оттенков. Фон — коричнево-охристый. Опушь красно-коричневая. Надписи в среднике и в клеймах с обозначением имени святого и названием клейм — черные. Доска с двойным ковчегом. Тыльная сторона иконы имеет две врезные встречные глубоко посаженные шпонки и четыре новых «карасика». Сверху и снизу икона нарощена деревянными планками.
Икона реставрировалась: в клеймах на полях раскрыта живопись XVI века, средник под записью XIX века. По всей поверхности многочисленные затонированные чинки левкаса. По стыку досок заделанная трещина. Справа сквозная трещина, доходящая до средника. Небольшая трещина с осыпями красочного слоя в левом верхнем углу. Тонировки. Потертость красочного слоя. Деформация доски. По торцам доска нарощена деревянными планками.
По материалам музея-заповедника
«Московский Кремль»
На основании проведенного сравнительного анализа, Е.В.Цапаева (ВХНРЦ им.И.Э.Грабаря) сделала вывод о поразительном сходстве средника муромского списка иконы конца XVI в. со средником московского образа под записью XIX в. Действительно, наложение средников этих икон полностью подтверждает это наблюдение:
>> | >> | >> | >> |
При поновлении икон часто старый образ записывали новым, не похожим или отдаленно похожим на предыдущий. При написании списков икон — тем более, список скорее всего мог не являться копией оригинала. Здесь мы видим обратную картину. Муромский список конца XVI — начала XVII вв. во многом «повторяет» контуры московского образа XIX в. Это означает, что муромский список — это очень точная копия иконы, а московский образ во все времена имел высокую ценность и поэтому при поновлении не записывался, а искусстно прописывался.
На основании этого вполне оправдано предположение, что московская икона — это подлинник иконы Святителя Николая (предположительно, первой трети XV в.), принесенной в 1503 г. с речки Гостунки, а не является его поздним списком (например, XVI в.). В то же время, в муромском списке мы видим древнейший образ иконы, который нам может быть доступен на сегодняшний день.
Ростовский список иконы не является копией оригинала, что сразу бросается в глаза. Однако как список с оригинала он так же именуется Гостунским, так как олицетворяет собой Гостунский образ Николая Мирликийского.
Примечание РБ
Ростовский список
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». Название: «Святитель Николай Чудотворец (Никола Гостунский) с житием». Инв. № И-929. Третья четверть XVI века. Дерево, темпера; 102,7 х 77. Происходит из Никольского придела церкви Покрова Богоматери в Ростове, где была храмовым образом. Поступила в музей в 1929 году. Реставрирована в 1972 году в ВХНРЦ М.К.Ефимовым.
Увеличенное изображение иконы можно скачать (675 Kb).
Икона является списком с чудотворного образа «Николы Гостунского», который, по преданию, явился в конце XV века на речке Гостунке и в 1503 году был перенесен в Москву по повелению великого князя Ивана III.
Иконография средника в целом традиционна: святитель Николай изображен чуть ниже пояса, благословляющим, с Евангелием в левой руке. Он облачен в фелонь темно-вишневого цвета с синими моделировками и голубыми пробелами и желтый омофор. Его длинный конец лежит петлеобразной складкой на сгибе левой руки святого и заходит под Евангелие с красным обрезом и серебряным окладом, которое он прижимает к себе. В той же руке святитель держит ярко-красный плат, имеющий, вероятно, литургический смысл. Эта деталь, необычная для иконографии подобного типа, часто встречается в изображениях «Николы Зарайского». Нимб святого, вероятно, имитирует серебряный венец на чудотворной Гостунской иконе, украшенный драгоценными камнями и эмалями. По сторонам от полуфигуры святителя — золотая надпись вязью: «О г Николае Го(с)тоунски чюдотворсц».
В верхней части средника, в синих облаках, представлены полуфигуры Христа и Богоматери. Они вручают святому Евангелие и омофор — главные знаки святительского сана. Одной из редких деталей иконографии является изображение как бы собранного в узел омофора в руке у Богоматери.
Центральную часть иконы окружают шестнадцать житийных клейм:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | |||
8 | 9 | |||
10 | 11 | |||
12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1. Рождество святого Николая и омовение младенца с чудом в купели;
2. Приведение во учение;
3. Поставление в диаконы.
4. Поставление святого Николая в епископы;
5. Изгнание беса из кладезя;
6. Чудо о корабельниках;
7. Исцеление бесноватого;
8. Явление святителя Николая во сне императору Константину с повелением освободить невинно осужденных;
9. Избавление трех мужей от казни;
10. Избавление трех мужей из темницы;
11. Спасение утопающего юноши Димитрия;
12. Святитель Николай покупает ковер у старца;
13. Святитель Николай отдает ковер жене старца;
14. Возвращение Василия, сына Агрика, родителям;
15. Преставление святого Николая;
16. Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.
Состав житийного цикла иконы традиционен. Он открывается немногочисленными сценами детства святого (№ 1, 2) и принятия им степеней духовного посвящения (№ 3, 4). Большая часть клейм посвящена чудесам, которые были совершены святителем. Это изгнания бесов (№ 5-7), избавления неправедно осужденных из темницы и от казни (№ 8-10), а также покровительство в разных несчастьях праведникам, призывавшим в молитвах имя святого Николая (№ 11-14). Цикл завершается изображением преставления святителя (№ 15) и перенесения его мощей из Мир Ликийских в город Бари (№ 16).
В целом, помимо изображения литургического плата в руке у святителя и необычного рисунка омофора, который держит Богоматерь, какие-либо яркие особенности в иконографии «Николы Гостунского» отсутствуют. Характерные для ростовского памятника композиция средника и состав житийного цикла из 16 клейм повторяются и в других сохранившихся списках чудотворного образа — например, на иконе из Московского Кремля (инв. № Ж-332) середины XVI столетия, находящейся под неудаленной полностью записью XVIII века, и на иконе XVII века из коллекции Муромского музея. Вероятно, в подражание драгоценной «сребропозлащенной ризе» с «камением драгим», украшавшей Гостунскую икону со времени перенесения в Москву, и в память о совершенных исцелениях списки чудотворного образа также имели оклады (на ростовской иконе об этом свидетельствуют остатки гвоздей).
Монументальность центрального образа святителя при тщательной выписанности второстепенных деталей; несколько сумрачный колорит, в котором коричневые и темно-зеленые цвета сочетаются с чуть приглушенными охрами и красным цветом; плотное, сплавленное письмо — позволяют датировать памятник третьей четвертью XVI века. Личное в среднике выполнено желтоватыми плавями холодного оттенка по теплому коричневому санкирю, в то время как обычно в верхних слоях живописи ликов использовались цвета более теплого тона, чем санкирь. Этот редкий прием иногда использовался мастерами времени Ивана Грозного. В живописи клейм еще более заметна детализация изображений: одежды действующих лиц (особенно вишневые) моделированы мелкими голубоватыми пробелами, горки расчленены дробными, уступчатыми лещадками, архитектура украшена геометрическими орнаментами. В некоторых сценах конкретизация подробностей касается и второстепенных персонажей: бесы написаны с высунутыми красными языками, а собаки — с зубами (клейма № 5, 13).
Икона Николы Гостунского была храмовым образом Никольского придела ростовской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Эта кирпичная церковь была построена в 1795 году на месте двух стоявших рядом деревянных храмов — Покровского и Никольского. Известно, что они дважды горели и вновь восстанавливались. Церковь во имя святителя Николая впервые упоминается в Переписных книгах 1619 года. Однако, поскольку в начале XVII века Ростов пережил польско-литовское разорение и храмов в эти годы не строили, ее сооружение следует отнести к XVI столетию. Предполагаемая датировка храмовой иконы может указывать и на время возведения церкви.
В средневековой Руси воздавание чести иконам-спискам приравнивалось к почитанию самого прославленного образа. Сооружение в Московском Кремле храма для чудотворной Гостунской иконы могло стать образцом для подражания в Ростове. Не исключено, что Никольский храм был построен здесь специально для ее списка. Появление этого списка в Ростове могло быть связано с самим Иваном Грозным или с каким-то лицом из его ближайшего окружения. Украшение собора в честь Николы Гостунского в Московском Кремле и его повторное освящение было осуществлено в 1555 году, после возвращения царя из Казанского похода. Вероятно, эти события были связаны с чудом исцеления от иконы во время церковного Собора 1553 года (см. вступ. статью), которое вызвало новый подъем ее почитания. Кроме того, известно, что после победы над Казанским ханством царь Иван IV осыпал Ростов особыми милостями. На царские вклады, данные в благодарность за заступнические молитвы ростовских чудотворцев во время похода, были построены и украшены многие местные храмы. Вероятно, именно в этот период, в 1560-е годы или несколько позже, здесь и мог появиться список с иконы «Николы Гостунского».
В.И.Вахрина (Ростов)
Добавить комментарий