Церковь трех святителей
Содержание
Московские церкви во имя Трех Святителей
Трехсвятительский храм в Вузовском переулке
Фото с сайта Храмы Москвы
В старой Москве было несколько церквей, освященных во имя Трех Святителей Вселенских – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Сам праздник был установлен в память о прекращении в 1084 году внутрицерковных споров между последователями этих учений – василианами, григорианами и иоаннитами.
Дожившая до наших дней Трехсвятительская церковь притаилась в тихих и пустынных переулках между Покровским бульваром и Солянкой.
Точный ее адрес, впрочем, когда-то был знаменит – угол Хитровского переулка (после революции – Максима Горького) и Малого Трехсвятительского, названного по этой церкви, а в советское время переименованного в М.Вузовский – в соответствии с идеалами пролетарской революции.
Именно здесь, рядом с этой чудом уцелевшей церковью находилась страшная Хитровка – рынок и ночлежка для московских нищих, на месте которой после ее сноса в советское время были построены школа и четырехэтажное здание с магазином. Название этого места произошло от имени зятя фельдмаршала Кутузова, генерала Н.З.Хитрово, который в 1820-х годах имел здесь владение и решил построить добротный рынок для торговли мясом и зеленью.
Мало известно, что сама Хитровка была не простой ночлежкой, как Ржанов дом на Смоленской, а московской «биржей труда» для безработных, устроенной в 1860-х годах. Или, как тогда говорили, «стоянкой» рабочего народа, толпившегося здесь в ожидании работодателей.
Здесь ежедневно нанимали поденных, сезонных и даже постоянных рабочих, выходцев из деревни — каменщиков, землекопов, плотников, дворников, половых и прочих на чернорабочие должности. Многие «хитрованцы» все равно оставались безработными, только нищенством добывая на хлеб и пятак на ночлежку, и оседали здесь, в специально выстроенных ночлежных домах.
Отсюда Горький черпал материал для пьесы «На дне», и еще в 1901 году К.С. Станиславский вместе с художниками и декораторами Московского Художественного театра приезжали на Хитровку, готовя постановку этой пьесы. Станиславский вспоминал потом: «Явилась натура, с которой можно лепить живой материал для творчества образов». И поэтому после уничтожения Хитровки в память о знаменитом шедевре Горького местному переулку и площади присвоили имя писателя.
Однако в дореволюционной краеведческой литературе старинная Трехсвятительская церковь чаще упоминается как «Трех Святителей, на Кулишках». Теперь московскому слуху более привычно это название для Всехсвятской церкви на Славянской площади, но известно, что в древности местность «Кулишки» имела большие границы и простиралась выше — к Ивановской горке и далее.
Есть предание, что когда-то здесь было болото, где водились кулики — птицы, обитающие в болотистой местности. А по одной из многочисленных версий «кулишками» в старину вообще именовали заболоченные участки земли.
Или же эта территория получила свое имя во времена Дмитрия Донского, который прошел здесь со своим войском на Куликово поле, и тем же путем вернулся в Кремль с победой, повелев заложить тут Всехсвятскую церковь.
В действительности, говорят современные ученые, кулишками назывались в древности расчищенные поляны среди леса, который густо покрывал эту территорию, и теперь правильнее произносить «кулижки».
Достоверно известна эта местность с XIV века столетия. Тогда и появилась здесь, на Кулишках, первая деревянная церковь, будущая Трехсвятительская: предполагают, что она существовала с 1367 года, а известна в документах с 1406 года.
Однако изначально эта церковь была освящена во имя свв. Флора и Лавра, поскольку была выстроена близ находившихся здесь царских конюшен, а эти святые почитались покровителями лошадей и домашних животных.
Есть даже версия, что именно по этой Фроловской церкви на Кулишках, а не по одноименному храму на Мясницкой первоначально были названы Фроловскими главные ворота Кремля (см. публикацию от 31 августа прошлого года).
И еще рядом с этой церковью стоял один из загородных домов митрополита, упраздненный только в 1656 году. Потом церковь была переосвящена — ее главный престол освятили во имя Живоначальной Троицы, один из приделов — во имя свв. Флора и Лавра, а другой во имя Трех Святителей Вселенских. И с 1699 года по этому приделу вся церковь стала называться Трехсвятительской.
Ныне же существующее здание церкви было выстроено в 1674 году. Следует отметить, что эта церковь была выстроена тогда на «пограничной» территории рядом с соседней Хохловкой — местностью, которую заселяли выходцы из Украины, Малороссии, что запечатлелось в названии и самой Хохловки и улицы Маросейки.
Особенно активно это заселение происходило после 1654 года, когда Украина вошла в состав России. Здесь же, поблизости, в Колпачном переулке стояли палаты самого гетмана Мазепы. И своеобразным центром Хохловки была Троицкая церковь, выстроенная в стиле московского барокко. А в приходе Трехсвятительской церкви стояли дворы московских служивых людей и «разных чинов».
Так, сохранились до наших дней палаты XVII века, принадлежавшие думному дьяку и известному дипломату Украинцеву. Именно он в 1699 году был отправлен Петром I на русском корабле в Константинополь для заключения мира с турками, чтобы высвободить силы России для надвигавшейся Северной войны.
Только через год был подписан Андрусовский договор о мире, и царь Петр, получив известие о нем 18 августа 1700 года, на следующий же день объявил Швеции войну.
И богатый дом Украинцева не ушел из ведения казны. После него в этих палатах разместился Архив иностранных дел.
Другой, не совсем обычный прихожанин церкви в первой половине XIX века приложил немало усердия для обновления и благолепного украшения старинного Трехсвятительского храма. Это был московский обер-полицмейстер А.С. Шульгин, чья резиденция в то время находилась по соседству в Мясницкой части, пока ее не перевели в Столешников переулок. А потом для начальника московской полиции купили знаменитый дом Кологривова на Тверском бульваре, где на балу Пушкин впервые встретился с юной красавицей Гончаровой. Он стоял на том месте, где сейчас новое здание МХАТа.
И еще во флигеле дома №5 по Малому Трехсвятительскому переулку в детские годы жил поэт Тютчев. А в небольшом флигеле дома №1 в Большом Трехсвятительском в 1892-1900 годах размещалась мастерская художника Исаака Левитана, где у него в гостях бывали Шаляпин и Нестеров, и где Серов написал его известный портрет.
Однако сами хозяева дома, Морозовы, наверно, самые знаменитые здесь жильцы, чьи имена попали на страницы школьных учебников истории, не были прихожанами ни Трехсвятительской, ни Троицкой, ни какой-либо другой из местных церквей. В их домашней молельне служили приглашенные Рогожские священники, так как владельцы великолепного особняка на возвышенности со сквером были старообрядцами.
И, тем не менее, хозяйка этого дома, женщина с крутым и властным характером, финансировала строительство Марфо-Мариинской общины сестер милосердия, а ее младший сын Сергей создал в Москве Кустарный музей, и ныне работающий в Леонтьевском переулке. Считается, что так семья Морозовых заглаживала свои грехи и восстанавливала репутацию благотворителей после знаменитой Морозовской стачки в январе 1885 года, когда рабочие Никольской фабрики в Орехово-Зуево бастовали против морозовской системы жесточайших штрафов.
Хозяйка дома, Мария Федоровна, в девичестве Симонова, была женой владельца этой фабрики Тимофея Саввовича Морозова, сына основателя знаменитой династии промышленников и меценатов. Отличаясь непомерной скупостью и жестокостью, он сумел в 10 раз увеличить отцовский капитал, однако, испуганный невиданной стачкой, решил продать фабрику и положить деньги в банк.
Жена уговорила сделать по-другому: создать паевое товарищество из родственников, а его директором назначить старшего сына — Савву Тимофеевича Морозова. Того самого, о котором до сих пор пишут сенсационные исторические исследования. В ту пору ему было всего 27 лет, и он недавно закончил Московский университет. Прогрессивный, умный, широких взглядов, хорошо обеспеченный, он начинал такую карьеру, что родителям можно было не волноваться и за его будущее, и за судьбу фамильного дела.
Однако он не оправдал семейных ожиданий, взявшись за дело совсем «не с той стороны» — отменил систему штрафов, стал строить спальни для рабочих, учредил стипендии для учащихся. Старик отец косо смотрел на его дорогостоящие нововведения, а в ласковую минуту гладил по голове: «Эх, Саввушка, сломишь ты себе шею!», будто пророча ему судьбу.
А далее последовали вклады на создание в Москве Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко и тяжелый конфликт с ними, несчастная любовь к актрисе Андреевой, которая познакомила его с окружением Ленина. Тогда Савва Морозов стал финансировать издание «Искры», как считал Марк Алданов, из-за разочарования в людях своего круга.
В семье его прозвали «бизоном» за крутой нрав и недолюбливали. А когда в начале 1905 года рабочие Морозовской фабрики устроили новую стачку, требуя повышения зарплаты и 8-часового рабочего дня, Савва Морозов приехал именно сюда, в Трехсвятительский, просить мать передать ему право единоличного управления фабрикой. В ответ мать пригрозила учредить над ним опеку как над душевнобольным и перевела все дела фабрики на себя, став управлять ею из дома в Трехсвятительском.
И уже 15 апреля того же года мать собрала врачебный консилиум, который вынес приговор Савве Морозову — в виду «тяжелого нервного расстройства» отправить его на насильственное лечение в Канны в сопровождении нелюбимой им жены, Зинаиды Григорьевны и личного врача. Спустя 28 дней в номере Каннской гостиницы Савва Морозов застрелился и был похоронен в Москве на Рогожском кладбище.
А дом его матери в Трехсвятительском еще один раз вошел в историю. В июле 1918 года в бывшем особняке Морозовых разместился штаб восстания левых эсеров.
Трехсвятительская церковь была закрыта в 1927 году, но, к счастью, не сломана. Долгое время ее занимали учреждения, были сделаны незначительные перестройки, но в основном старинное здание сохранилось.
Еще одна Трехсвятительская церковь, разрушенная большевиками, находилась на Садово-Спасской улице у Красных ворот в Старых Огородниках, близ дворцовой Огородной слободы, где во множестве стояли дворы царских огородников и сами огороды. Там когда-то Алексей Михайлович поставил церковь св. Харитония — по дню своего венчания на царство. Слобода быстро разрасталась, и в первой половине XVII века в ней насчитывалось уже 212 дворов.
Деревянная Трехсвятительская церковь была известна там уже с 1635 года, ранее Харитоньевской. Каменную, с приделом во имя св. Иоанна Богослова построили в 1699 году на средства подьячего Большого казенного приказа Ивана Венюкова, а в середине XVIII столетия появилась и новая красивая колокольня. В те годы эта местность уже становилась парадной, так как при государе Петре I царская дорога переместилась с Покровки на Мясницкую, которая стала вести в Немецкую слободу.
И при Петре I в честь побед, одержанных в Северной войне, здесь, рядом с церковью, впервые в Москве были поставлены триумфальные ворота — так поначалу назывались красивые деревянные арки.
В 1724 году к коронации Екатерины I их парадно отстроили заново, но они сгорели в Троицкий пожар 1737 года — в том самом, в котором погиб кремлевский Царь-колокол. И тогда московские купцы решили преподнести подарок на коронацию новой императрице Елизавете Петровне и в 1742 году на свои средства выстроили новые красивые Триумфальные ворота — для почетного торжественного въезда государыни в Кремль.
Однако и они сгорели, но указом императрицы были вновь выстроены в 1757 году архитектором Д.Ухтомским. И с середины XVIII века эти ворота стали именоваться Красными — вопреки московской традиции, не только потому, что были красивыми, но и потому, что вели в подмосковное Красное село.
Так, после их построения Трехсвятительская церковь стала называться «у Красных ворот».
Интересно, что на ее главе был венец, наподобие такого же, как был на Воскресенской церкви в Барашах на Покровке (см. публикацию от 26 сентября прошлого года). Именно с этой Трехсвятительской церковью дореволюционные исследователи иногда связывали легенду о чудесно несостоявшемся браке брата и сестры, неведавших о своем родстве, когда венец невидимой силой сорвался и поднялся на церковный крест, — хотя традиционно эту легенду относят к Воскресенской церкви в Барашах.
Может быть, это произошло потому, что обе церкви оказались причастными к императрице Елизавете Петровне, которая, видимо, любила ставить такие венцы на церковных главах в память о каком-либо событии из своей жизни.
В Воскресенском храме она служила молебен (или просто проезжала мимо) после свадьбы с графом Разумовским в Перово. А мимо Трехсвятительской церкви, через подаренные Красные ворота направлялась на коронацию в Кремль и возможно, что в память о том повелела установить на церковной главке красивый венец — как потом и на Воскресенской.
11 октября 1814 года в церкви Трех Святителей был крещен новорожденный Михаил Лермонтов, родившийся за восемь дней до того в соседнем доме напротив, принадлежавшем генерал-майору Федору Толю, который снимала его семья. Из-за конфликта между отцом, капитаном Юрием Лермонтовым и бабушкой младенец почти сразу же был увезен ею в село Тарханы Пензенской губернии, откуда он вернулся уже в пятилетнем возрасте.
На том месте сейчас стоит «высотка» (Садово-Спасская, 21) построенная знаменитым архитектором А. Душкиным, автором лучших станций Московского метро «Кропоткинская», «Комсомольская» и «Маяковская». В этой высотке он и сам получил квартиру. Однако дом Лермонтова был снесен под это строительство, только в сквере в 1965 году памяти поэта установили его скульптуру, и еще местную станцию метро назвали его именем — «Лермонтовская».
Еще в Трехсвятительской церкви в конце июня 1882 года отпевали скончавшегося в Москве в номере гостиницы «Дюссо» в Театральном проезде, «белого генерала» М.Д. Скобелева. Герою Плевны и Шипки не было и 39 лет. Его скоропостижная и загадочная смерть вызвала много слухов и толков, и проститься с ним в церковь пришло множество народа. Оттуда по железной дороге гроб с его телом был отправлен в родовое имение Скобелева — Спасское в Рязанской губернии. И в память о генерале и его отпевании в Трехсвятительском храме прихожане поставили в нем большую икону Архистратига Михаила на паперти в киоте.
А в 1927 году в этот храм ненадолго перенесли чудотворную икону из Богоявленской часовни Китай-города. Сам он был в то время захвачен обновленцами. А уже 11 июля 1927 года вышло решение властей снести Трехсвятительскую церковь для «улучшения» автомобильного движения. В тех же целях месяцем раньше стали разбирать Красные ворота для создания единой магистрали Садового кольца, — как и Сухарева башня, они мешали сквозному потоку машин.
Известно, что церковь от слома защищал Барановский как «ценный памятник архитектуры», но все было бесполезно. Даже память о Лермонтове не спасла ни храм, ни дом. В представлении газетных писак, пропагандировавших их снос, эти памятники «стояли даром».
Церковь была снесена в мае 1928 года. Резной барочный иконостас 1705 года работы царских мастеров передали в храм св. Иоанна Воина на Якиманке. На ее месте разбили всего лишь маленький сквер, рядом с павильоном станции «Красные ворота», построенном в 1934-1935 г.г. архитектором И.А.Фоминым.
vladimirdar
Всего 43 фото
Этот пост будет, очевидно, началом целой серии моих постов об очень любопытном и интересном историческом месте Белого города – Кули́шках. Я очень люблю здесь гулять. Этот район Старой Москвы, несмотря некоторую сегодняшнюю его «пустынность» и отсутствие больших количеств беспорядочно снующих человеческих масс, как нельзя лучше подходит для прогулок, размышлений, попыток почувствовать дух Старой Москвы, увидеть в его архитектурных сооружениях зыбкий образ прошлого нашей столицы, потому как именно здесь, как будто, время остановило свой неумолимый бег … Интересных зданий и сооружений в Кулишках уцелело достаточно много и, я постараюсь рассказать о них всех, если это, конечно, реально возможно)
Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы на высоком живописном холме, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке спрятанная в трубу)… Среди вариантов значений слова Кулишки можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки… В настоящее время — это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы. В принципе эти фото сделаны сразу после съемки на Хитровской площади, поэтому мы можем как бы продолжить эту прогулку прямо по коротенькому Хитровскому переулку и выйти к Церкви Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира, известный в настоящее время как «Храм Святого Владимира в Старых Садех». На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе и была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трехсвятительском переулке) к церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских…
В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское, в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. Сложившаяся в то время сеть улиц и переулков сохранилась до настоящего времени. Весь холм был назван «Ивановской горкой» в честь основанного здесь монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи.
На фото ниже (в левой части кадра) как раз и видна часть Хитровской площади. Мы сейчас находимся в Хитровском переулке.
Хитровский переулок, как я уже отмечал, совсем небольшой. Слева — здание поликлиники ФСБ, а когда-то это был доходный дом Церкви Трех Святилей на Кулишках. О нем немного позже.
Так все выглядело здесь примерно в конце XIX века. Слева — флигель усадьбы Лопухиных-Волконских-Кирьяковых. Как мы видим — доходный дом церкви еще не построен.
Из прихожан храма XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати — Шуйские, Акинфовы, Глебовы.
В 1670-1674 гг. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом — постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы — Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы.
Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами.
Придел Флора и Лавра весь помещался в малой северной апсиде, был изолирован от других частей храма и имел отдельный вход с улицы. Здесь находился домовый храм М.И. Глебова, имевшего усадьбу напротив погоста. Его сын и внук Л.М. и П.Л. Глебовы поддерживали этот храм и содержали особый причт для служения в нем ежедневных литургий с поминовением предков. Глебовы жили в Малом Трехсвятительском переулке до середины 1830 годов, продолжая заботиться о приделе и после упразднения домового храма.
На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII — начала XVIII веков.
Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп…
На фото ниже видно как поднялся уровень мостовой…
Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х годах церковь перестраивалась. Была разобрана древняя шатровая колокольня на углу и построена новую с запада, сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771 холерном году упразднили приходское кладбище.
1812-й год принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Антиминс – это четырехугольная ткань с частицей мощей святого, разворачиваемая на престоле или в алтаре, он является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии и, одновременно, церковным документом разрешающим совершение оной.
Первым вновь освятили в 1813 году придел Трех Святителей, но из-за малочисленности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 года упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня — икона Божией Матери «Прозрение очес».
В 1815 году прихожане, усадьбы которых уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 годах. Церковное начальство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестраивалось, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах.
В приходе храма жил известный московский архитектор Ф.К. Соколов, который, несомненно, участвовал в обновлении здания. Имел отношение к Трехсвятительской церкви и знаменитый зодчий А.Г. Григорьев, спроектировавший при ней еще один придел, который так и не был построен. В середине XIX века поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины, более ста лет бывшие старостами храма. Церковный староста в те времена финансировал все строительные и ремонтные работы.
В 1858 году по проекту архитектора Д.А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 году крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В.А. Гамбурцев).
На церковной земле стоял большой каменный дом причта, строившийся в несколько этапов с 1820 по 1896 годы, а также деревянный дом и сарай. Храм дал название двум переулкам — Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок, с его ночлежками и притонами.
Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и жильцов шикарных доходных домов Карзинкиных, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик «хитрованцев».
Это — уютный церковный дворик.
Последний священник Трехсвятительского храма Василий Степанович Пятикрестовский служил здесь с 1893 года, был духовником благочиния, возведен в сан протоиерея в 1910 году. На него легла тяжкая обязанность передать церковь представителям советской власти, пришедшим ее закрыть. После 1917 года Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом — в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь.
Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило «тюремщикам» под склад и мастерские. В 1927 году администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Отец Василий Пятикрестовский и староста А. А. Карзинкин собрали 4000 подписей в защиту церкви, но это не помогло. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Оказались ли особо ценные иконы в музеях, разошлось ли что-нибудь по другим храмам, осталось невыясненным. Так исчезла местночтимая икона Богоматери «Прозрение очес».
Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е годы церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом.
В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку.
Это северный вход в церковь.
В 1950-е годы разрушили ограду. В середине 1960-х здание было освобождено от жильцов, использовалось под нужды разных контор. Всесоюзное общество охраны памятников начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев выбрал путь максимального воссоздания первоначального облика храма. Восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения. В 1987 году здание заняла мультипликационная студия «Пилот»…
Это как раз колокольня церкви с западной стороны.
В Храме Трёх Святителей был крещён великий русский композитор Александр Николаевич Скрябин, в ней же крестили сестру Ф.И. Тютчева (в обоих случаях несовершеннолетний будущий поэт был восприемником), а также отпевали его малолетнего брата. Здесь венчался архитектор Пётр Барановский. Кроме того, прихожанами Храма были представители знати XVII века — Шуйские, Акинфовы, Глебовы, в XVIII веке — графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Лопухины, в XIX веке — московский архитектор Ф.К. Соколов, знаменитый зодчий А.Г. Григорьев, Усковы, Карзинкины, Крестовниковы.
Сейчас мы, выйдя из северных ворот церкви, находимся в Малом Трехсвятительском переулке…, чтобы отправиться к Морозовскому саду и «Храму Святого Владимира в Старых Садех»…
В 1740 году прихожане соборной Андреевской церкви, в то время ещё деревянной и неотапливаемой, обстоятельно описав неудобства проведения богослужений в холодное время года, обратились к императрице Анне Иоанновне с просьбой о разрешении построить рядом с церковью, на её участке, тёплый каменный храм. Последовал Высочайший указ по которому 2 июля 1740 года и был заложен храм во имя Трёх Святителей Вселенских Василия Великого, Григоря Богослова и Иоанна Златоуста.
Начавшееся по проекту Карло-Джузеппе Трезини строительство из-за недостаточности средств затянулось. В 1743 году по челобитью священника Андреевской церкви Иакова Тихонова императрица Елизавета Петровна издала указ Сенату о том, что бы денег за материалы на строительство нового храма с прихода не требовать, т.к. при Андреевской церкви не имелось вкладных сумм.
В 1745 году церковь была построена, и в ней начались богослужения. Освящена Трёхсвятительская церковь с Благовещенским приделом на хорах лишь 17 сентября 1760 года. Иконостас и церковную утварь перенесли из сгоревшего Андреевского собора, в который она была передана из домовой Благовещенской церкви Меншиковского дворца.
В 1761-1780 гг. во время строительства нового здания собора андреевский причт совершал богослужения в Трёхсвятительском храме.
В 1845 году в церковной жизни храма произошли большие изменения. Указом Святейшего Синода от 3 апреля 1845 года приходская Благовещенская церковь на углу 7-й линии и Малого проспекта передана под Новодевичий монастырь, а благовещенскому причту для совершения богослужений отдана Трёхсвятительская. Так было до 1 июня 1854 года, когда Благовещенская церковь вновь была возвращена прежним прихожанам.
19 ноября 1916 года храм Трёх Святителей временно, до постройки своей церкви, передан грузинскому православному приходу, который в марте 1918 года из-за революционных событий и отъезда прихожан закрылся.
По мнению известного искусствоведа академика И.Э.Грабаря Трёхсвятительская церковь обладала к началу XX века одним из самых значительных в С.-Петербурге собранием древнерусских икон.
Со средины 20-х годов богослужения в церкви не совершались. В 1929 году хранившийся в храме архив Андреевского собора вывезен, часть икон и царские врата переданы в Русский музей, а церковная утварь и металлическая решётка солеи изъяты. В 1931 году с храма сняли кресты и разобрали иконостас. В январе 1932 года здание передали трикотажной фабрике, чем окончательно уничтожили уникальное внутреннее убранство.
После Великой Отечественной войны в храме разместилась гидротехническая лаборатория, а с 70-х годов производство Ленбытхима.
Здание Трёхсвятительской церкви, охраняемое государством как памятник архитектуры, полностью изуродованное многочисленными переделками под производственные нужды, 15 июля 1991 года передано в ужасающем состоянии его законному владельцу – приходу Андреевского собора.
На пожертвования прихожан отремонтирован купол и восстановлены главки храма, а затем на них были воздвигнуты кресты. Воссоздан и установлен над центральным входом козырёк. Произведён реставрационный ремонт внутренних помещений, заново устроена система теплоснабжения, настелены полы, установлен иконостас со старинными и новописанными образами, приобретены большая четырёхярусная люстра и многочисленная церковная утварь.
12 февраля 1999 года, в день Трех Святителей Вселенских, возобновлены богослужения. 12 февраля 2001 года, в престольный праздник, храм освящён митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
Выстроенная в стиле петровского барокко, Трёхсвятительская церковь является одной из первых каменных церквей города. Особенно ценно то, что вид храма за четверть тысячелетия не изменился. Однокупольное, украшенное строгими пилястрами и наличниками здание, с востока завершается большой трёхгранной апсидой и имеет два входа: западный и южный. Внутри храм поражает обширным алтарём, необычным сомкнутым центральным сводом, мощными столпами несущими крестовые своды, на которых устроены вместительные хоры. Уникальное здание церкви Трёх Святителей Вселенских не имеет аналогов в русской церковной архитектуре и в ансамбле с Андреевским собором является украшением С.-Петербурга.
«Учиться у святителей»
В праздник Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, 12 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Трех святителей на Васильевском острове.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа протоиерей Виктор Московский, настоятель протоиерей Михаил Мокрополов с клиром и другие священнослужители.
Было совершено славление святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.
«Великие святители и учители Церкви Христовой — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоустый — жили в четвертом веке, — сказал владыка в проповеди. — Иоанн Златоуст застал и пятый век. Это было особое время для Церкви. В 325-м году Первый Вселенский Собор отстоял правильное вероучение об Иисусе Христе, Сыне Божием, победил ересь Ария. Но ариане не успокоились, и после смерти императора Константина Великого другие правители стали их поддерживать. В то время Господь призывает на служение в Свою Церковь этих великих людей. В их жизни много общего. Во-первых, они родились в христианских семьях, их матери — Эмилия, Нонна, Анфуса — были благочестивыми, воспитали их в вере. Во-вторых, они блестяще окончили светские учебные заведения, получили лучшее в то время образование. Господь призывает их на пастырское служение: они все принимают сан и стараются осуществить завещанный в Евангелии пастырский идеал человеколюбия, кротости и смирения. Потом Господь призвал их к архиерейскому служению, и им пришлось много потерпеть. Обладая духовной властью, они ею не пользовались, были изгнаны со своих кафедр, в гонениях показали кротость и преданность воле Божией, полностью полагаясь на нее: в ссылку — так в ссылку. Иоанн Златоуст за обличение императрицы Евдоксии был сослан на территорию нынешней Абхазии и там скончался».
«Эти святители являют пример сострадания людям, — продолжил архипастырь. — Когда Григорий Богослов приехал в гости к Василию Великому, тот показал ему свою богадельню. Григорий увидел множество страдающих болезнями. И сказал замечательное слово, которое можно прочитать в книгах: нужно заботиться о тех, кто страдает и болеет. Если тебе Господь дал какие-то деньги и ты можешь помогать — помогай, облегчай людям их скорби и болезни. Помимо этого они написали богословские трактаты, огромное количество проповедей — уверен, что мало кто прочитает все тома сочинений Иоанна Златоуста, это двенадцать толстых книг. Трудно прочитать за жизнь — а они все это писали. И говорили в храме, их проповеди распространялись, люди усваивали их учение. Многие исправлялись: в то время хлынули в храмы язычники, которые не знали, как им жить, и святители старались их перенастроить на жизнь христианскую. Удавалось образовывать людей, доносить до них евангельские истины. Многому можно еще поучиться у этих святителей, труды их напечатаны. О Василии Великом современники отзывались, что Дух Святой в нем говорит, люди это чувствовали. Григорий удостоился прозвания Богослов за трактаты, где так изложил идею Троицы, как больше никто не смог. А Иоанна прозвали Златоустом: когда он говорил, все вокруг переставали работать, люди уходили с рынков, чтобы его послушать — настолько его слово доходило до сердец человеческих. Вот такие великие святители сегодня прославляются».
«Мы должны учиться у них человеколюбию: оказывать друг другу помощь. Должны учиться кротости: все они были кроткими. Господь так и говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Как Бог управляет миром? Если светские власти управляют силой, то Господь — кротостью и смирением. Мы должны учиться этим добродетелям, данным нам в Евангелии, украшать себя ими, чтобы не пустыми прийти в Царствие Небесное. Должно быть что-то у нас за душой, не как у бесплодных смоковниц: прожили жизнь — и никаких добродетелей не сподобились. Важно терпеть и прощать другим грехи — ничто в жизни так не важно, как это. А нам часто не хочется терпеть, мы готовы ругаться, ссориться, обижаться. Нужно прощать, сострадать, проявлять человеколюбие — это в нас заложено. Эти добродетели Господь в нас заложил, и надо их раскрывать, как раскрывали прославляемые ныне святители, которых благодарят все поколения. Прошло столько лет, а мы их помним. И в XXI веке у нас в городе есть храм, посвященный им, мы сегодня пришли сюда, помолились, чтобы святые испросили у Господа для нас многих милостей, и мы сподобились вместе с ними прославлять Святую Троицу», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму было подарено Евангелие.
Храм трех святителей был построен по проекту Джузеппе Трезини и освящен предположительно в 1745 году. В 1916 году временно был передан грузинскому приходу, в 1918 году приход закрылся. В 1930-м храм закрыли. В 1991 году он был возвращен верующим и приписан к Андреевскому собору.
Собор вселенских учителей и святителей — праздник, посвященный великим каппадокийцам Василию Великому, Григорию Богослову и константинопольскому Патриарху Иоанну Златоусту, которые почитаются как вселенские учители, сыгравшие важную роль в формировании догматики, организации и богослужения Церкви. История установления праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина, когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих отцов Церкви. Согласно преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом.
ИА «Вода живая»,
Часовня Трех Святителей в музее — заповеднике Кижи
Часовня трех Святителей — деревянная на высоком подклете. Объемная композиция часовни состоит из двух поставленных впритык срубов прямоугольной формы в плане. Восточный, объем покрыт двускатной крышей, увенчанной крестом. Западный объем более широкий и высокий, над его центральной частью возвышается колокольня типа «восьмерик на четверике», завершающаяся высоким шатром с главкой и крестом. Остатки сруба покрыты односкатными кровлями на север и юг. На углах четверика колокольни двускатные кровельки из «красного теса». С запада перед главным входом, устроена галерея на консолях, на которую ведет лестница из двух маршей, разделенных нижней рубленной площадкой для опирания мощных косоуров верхнего, более высокого марша. Галерея расположена асимметрично, смещена в сторону северного фасада. На него обращены и лестничные марши, покрытые, как и галерея, односкатными кровлями.
Стены рублены из круглого леса «в обло», не обшиты, восьмерик колокольни рублен «в лапу» с повалом. Восточный фасад часовни трех Святителей глухой, на северном и южном расположено по два окна молельни, а притвор освещается окнами на южном и западном фасадах. Наличники отсутствуют. Западный сруб разделен двумя параллельными перерубами. В уровне подклета они выделяют три помещения, вероятно, складского назначения. В них ведут три двери на западном фасаде, расположенные под галереей. В уровне основного этажа часовни перерубы выделяют: в центре — сени, с юга — притвор со входом из сеней, с севера — помещение с лестницей на колокольню. С галереи ведут две двери самостоятельных входов — в часовню и на колокольню.
Все кровли часовни трех Святителей выполнены из «красного» теса с окончаниями в виде пик. Подзоры крыльца и колокольни, причелины имеют одинаковую порезку в виде контурно порезанных полукружий с круглым отверстием в центре, разделенных двумя треугольниками. Столбы колокольни двойные. Наружные имеют объемную резьбу, одинаковую с порезкой столбов нижней площадки крыльца. Это два кувшинообразных элемента, разделенных вставкой с треугольной выемчатой резьбой по контуру. Ограждение галереи и лестниц из дощатой забирки «в елочку». Консоли галереи представляют собой выпуски трех бревен-перерубов разной длины, концы которых снизу обработаны в форме крючьев.
Добавить комментарий