Церковь в православии
Содержание
- Церковь
- Направления в христианстве
- Основные направления
- Православие
- Древневосточные православные церкви
- Протестантизм
- Духовное христианство
- Антитринитаризм
- Иудеохристианство
- Псевдохристианские религиозные организации
- Примечания
- Литература
- LiveInternetLiveInternet
- Христианская церковь
- Этимология
- Употребление термина
- Вселенская церковь (Церковь Христова)
- Границы Церкви
- Церковь и государственная власть
- Почему Церковь называется апостольской?
Церковь
См. раздел ЦЕРКОВЬ – ПРАКТИКА ВЕРЫ
- Церковь Христова Богословско-литургический словарь
- О Церкви как орудии, через которое Господь совершает наше спасение иерей Олег Давыденков
- Церковь в мире людей диакон Андрей
- Вступление в Церковь прот. Николай Афанасьев
- Церковь Яннарас Христос
- Богословские статьи. О церкви прот. Георгий Флоровский
- Книга о Церкви
- Православная Церковь митр. Каллист (Уэр)
- Собрание в Церковь прот. В. Дмитриев
- Кто учитель в Церкви прот. Михаил Дронов
- О границах Церкви
- Церковь
1) В самом полном смысле понятие Це́рковь Христова подразумевает собрание, возглавляемое Господом Иисусом Христом, включающее светлых ангелов, ветхозаветных праведников, выведенных Спасителем из ада в Царство Небесное, всех православных христиан, живущих и умерших (Лк.20:38), соединенных между собою верою и любовью во Христе.
Церковь условно разделяется на Небесную (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане), называемую также Торжествующей, и Земную, которая называется Воинствующей Церковью, ибо ведет на земле брань с диаволом и его слугами.
Церковь является Телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его благодать. Церковь есть Тело Христово, а верующие – члены этого Тела. Богочеловеческий организм – это и есть Церковь. Церковь – единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию.
Символ веры определяет Церковь как Единую Святую, Соборную, Апостольскую.
В историческом контексте Церковь можно подразделить на Ангельскую, Райскую, Патриархальную, Ветхозаветную и Новозаветную.
2) Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.
3) В самом узком и буквальном смысле церковью называется храм Божий (в этом случае слово «церковь» принято писать с маленькой буквы).
Согласно объяснению прот. Георгия Флоровского, св. Отцы не утруждали себя определением Церкви по той причине, что они непосредственно созерцали ее реальность. «Недостаток формального определения не означает, однако, ни путаницы понятий, ни смутности представлений… Самоочевидность не нуждается в определениях».
***
Сщмч. Киприан Карфагенский
Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере.
***
Ректор ПСТБИ протоиерей Владимир Воробьев:
Одним из образов, которые хорошо объясняют, что такое Церковь, является Голгофа. Голгофа обычно воспринимается как образ страданий. Это, конечно, так. Но посмотрите, что из себя представляло это место во время распятия Христова. На Голгофе были собраны вместе самые разные люди: и разбойники, и воины, и фарисеи… И могло показаться, что Христа там нет. Даже ученики Христовы тогда испугались, засомневались, убежали. Они подумали: «Как же может быть, чтобы Христос умер, чтобы Он был распят?», и усомнились. Они еще по-настоящему не знали, Кто такой Христос. Думаю, что это был самый трудный момент в их жизни.
Но именно здесь, в этом самом страшном месте и был Христос. Христос распятый, поруганный, замученный. И именно здесь, на этом месте позорной казни были Силы Небесные. Здесь были Божия Матерь, апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы. Но понять, узнать это присутствие Божие было очень трудно. И проходившие мимо Голгофы хулили Христа, говоря: «Сойди с креста, спаси Себя Сам».
Вот и сегодня, приходя в Церковь, не нужно искать в ней сектантскую организованность и порядок. Прийти к Богу – дело нелегкое и не очень-то быстрое. Для этого нужно очень серьезно за себя взяться. Нужен подвиг, а не только энтузиазм, характерный для новых, молодых организаций.
В нашей жизни сейчас чего только нет! И все это уже давно ворвалось в земную жизнь Церкви: и коммерческие интересы, и человеческое хамство, и грубость, и отсутствие любви, и тщеславие, и властолюбие, и карьеризм.
Увидеть за всем этим Христа – очень нелегко. Задача священника и современного миссионера заключается прежде всего в том, чтобы помочь вошедшим в храм увидеть там Христа, т.е. за всей обычной человеческой суетой, в контексте труднопонимаемых для вновь пришедшего человека языка многовековых традиций и обрядов, услышать слово Христово, ощутить любовь Христову, почувствовать таинственное веяние благодати Божией.
***
Евангелие по Иоанну (Иоан 15:4-6):
Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
святитель Иларион (Троицкий):
Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа, Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Святого Духа, достигающих совершенства.
священник Александр Ельчанинов:
Церковь есть живой организм, объединенный взаимной любовью, составляющий абсолютное единство во Христе живых и мертвых.
Хомяков Алексей Степанович:
Церковь не доктрина, не система и не учреждение. Церковь есть живой организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм.
Единство Церкви вытекает из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати.
игумен Петр (Мещеринов):
Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является.
Первичностью Церкви объясняется то, что в Писании не содержится систематического плана, так сказать, проекта Церкви… Писание указывает на Церковь и частности ее жизни, но не определяет ее строй из самого себя.
архимандрит Кирилл (Говорун):
Церковь – это место общения с Богом, но часто можно услышать от людей «внешних», что им не нужны «посредники». Зачем нужна Церковь, если с Богом можно общаться и самостоятельно?
– Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Церковь подразумевает как вертикальное общение, так и горизонтальное, причем первое не бывает без второго. Так устроен мир, что для того чтобы встретить Бога, людям нужно сперва встретить друг-друга. Природа богообщения подразумевает соучастие. Иначе человек может оказаться во власти иллюзий, его мистический опыт может оказаться фантазией, будучи принципиально субъективным. Кому-то это может показаться неубедительным, но есть вопросы, которые остаются предметом веры. Веру вообще невозможно доказать. Ее можно только принять, познать, пережить на собственном опыте.
священник Даниил (Сысоев):
Церковь – не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это двухтысячелетняя духовная традиция, построенная на реальном опыте духовно-нравственной жизни.
Рэймонд Э. Браун:
Старое критическое представление о том, что изначально «духовная» церковь позже закоснела и превратилась в церковь авторитарную, иерархическую, будет легко опровергнуто при более глубоком исследовании. Есть все основания согласиться с утверждением, что церковь была некоей организацией с самого начала. Настойчивое утверждение, которое встречается во многих текстах по всему Новому Завету, что те, чье положение высоко, должны служить смиренно, является ярким свидетельством в пользу предположения, что идея церкви, лишенной человеческой власти, была чужда всем эпохам новозаветной экклезиологии. Некоторые могут настаивать, что христианская община — это стадо, единственным пастырем которого является Христос. Тем не менее, такие разнородные источники, как Евангелие от Иоанна (Ин.21:15-17), Первое послание Петра (1Пет.5:2-11) и Деяния (Деян.20:28), ясно свидетельствуют о том, что в ранней церкви пастырские полномочия Иисуса были доверены людям. Этим правом в новозаветный период обладали двенадцать апостолов, а также вообще все апостолы, которые упоминаются в других книгах помимо Деяний. Когда Павла вынуждают защищать свои полномочия, он апеллирует к своему статусу посланника воскресшего Иисуса (Гал.1:16). Он говорит коринфянам (1Кор.12:28), что в христианской общине Бог поставил первыми апостолов. Послание к Ефесянам (Еф.2:20) упоминает, что апостолы заложили фундамент Божьего дома.
***
См. АВТОКЕФАЛИЯ, РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Направления в христианстве
Христианство
Библия
Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Критика христианства
Другое
Портал:Христианство
Направления в христианстве — основные ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм, древневосточные православные церкви (миафизитство) и древневосточная Ассирийская церковь Востока (несторианство). В них свою очередь присутствуют конфессии, течения, деноменации, Поместные церкви, секты, движения и т.д.
Основные направления
Христианство в истории
Шаблон: просмотр • обсуждение • править (XVI век) (XI век) Эфесский собор (431) Халкидонский собор (451) УнияОсновные направления христианства
В наши дни в христианстве существуют следующие пять основных направлений:
- Католицизм
- Православие
- Древневосточные православные церкви (миафизитство)
- Древневосточная Ассирийская церковь Востока (несторианство)
- Протестантизм
Кроме основных исследователями могут выделяться другие, маргинальные направления. Все они, в свою очередь, делятся на конфессии, течения, деноменации, церкви, секты и движения, общее число которых оценивается в более, чем 20 тысяч.
Православие
Православная церковь (автокефальные церкви)
- Константинопольская православная церковь
- Финляндская православная церковь — автономная церковь.
- Эстонская апостольская православная церковь — автономная церковь.
- Критская православная церковь — полуавтономная церковь.
- Украинская православная церковь в Канаде
- Украинская православная церковь в США
- Александрийская православная церковь
- Антиохийская православная церковь
- Иерусалимская православная церковь
- Синайская православная церковь — автономная церковь.
- Русская православная церковь
- Белорусская православная церковь
- Украинская православная церковь
- Китайская православная церковь — автономная церковь, не оформленная организационно.
- Латвийская православная церковь
- Молдавская православная церковь
- Русская православная церковь за границей
- Эстонская православная церковь Московского патриархата
- Японская православная церковь — автономная церковь.
- Грузинская православная церковь
- Сербская православная церковь
- Румынская православная церковь
- Болгарская православная церковь
- Кипрская православная церковь
- Церковь Эллады
- Албанская православная церковь
- Польская православная церковь
- Православная церковь Чешских земель и Словакии
- Православная церковь в Америке
- Православная церковь Украины
Православные церкви вне общения со Вселенским православием
Старообрядчество
- Поповство
- Древлеправославная архиепископия
- Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии
- Русская православная старообрядческая церковь
- Русская православная старообрядческая церковь в Румынии
- Русская древлеправославная церковь
- Беспоповство
- Древлеправославная поморская церковь
- Восточная старообрядческая церковь
- Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия
- Любушкино согласие
- Спасово согласие
- Странническое согласие
- Часовенное согласие
- Древлеправославная поморская церковь
Истинно православные церкви
- Катакомбные и зарубежные церкви
- Российская православная автономная церковь
- Русская истинно-православная церковь
- Русская православная церковь заграницей (Виталия)
- Русская православная церковь заграницей (Виталия и Владимира)
- Истинно-православная церковь Молдавии
- Российская православная церковь
- Русская православная церковь заграницей (Агафангела)
- Патриархия Российской истинно-православной катакомбной церкви
- Фёдоровцы
- Старостильные церкви
- Православные старостильные церкви Греции
- Истинно православная церковь Греции (Синод Кирика)
- Истинно-православная церковь Греции (Синод Хризостома)
- Синод противостоящих
- Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Авксентия)
- Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Каллиника)
- Истинно-православная церковь Румынии
- Православная старостильная церковь Румынии
- Миланский синод
- Болгарская православная старостильная церковь
- Сербская истинно-православная церковь
- Святая православная церковь Северной Америки
- Православные старостильные церкви Греции
Непризнанные национальные автокефальные церкви
- Абхазская православная церковь
- Анакопийская епархия
- Белорусская автокефальная православная церковь
- Кафолическая православная церковь Португалии
- Македонская православная церковь
- Турецкая православная церковь
- Харьковско-Полтавская епархия УАПЦ (обновлённая)
- Черногорская православная церковь
Обновленческие (реформистские) православные церкви
- Апокалиптическая православная церковь
- Апостольская православная церковь
- Истинно-православная церковь (Рафаила)
- Кафолическая православная церковь Франции
- Православная российская церковь (Кириака)
- Православная церковь Божией Матери Державная
- Русская катакомбная церковь истинно-православных христиан
- Украинская автокефальная православная церковь каноническая
- Украинская реформаторская православная церковь
- Церковь Иоанна Богослова (Торонто)
Прочие православные движения
- Имяславие
- Иннокентьевцы
- Иоанниты
- Небесная Апокалипсическая Церковь Откровения Иоанна Богослова
- Царебожие
- Царская православная церковь
Древневосточные православные церкви
К этой группе относятся церкви, не принявшие решения Халкидонского собора.
- Армянская Апостольская Церковь
- Коптская Церковь
- Сиро-яковитская православная церковь
- Эритрейская православная церковь
- Эфиопская православная церковь
- Маланкарская православная церковь
> Несторианство
К этой группе относятся церкви, не принявшие решения Эфесского собора.
- Ассирийская Церковь Востока
- Древняя Ассирийская церковь Востока
Протестантизм
Протестантизм
Реформация
Quinque sola (Пять «только»)
- Sola Scriptura («только Писание»)
- Sola fide («только верой»)
- Sola gratia («только благодатью»)
- Solus Christus («только Христос»)
- Soli Deo gloria («только Богу слава»)
Дореформационные движенияruen
Церкви Реформации
Постреформационные движения
«Великое пробуждение»
Протестантизм по странам
Протестантский фундаментализм
Основная статья: Протестантские деноминации
Протопротестантизмruen
- Вальденсы
- Гуситы
- Чешские братья
- Моравская церковь
- Чешские братья
Лютеранство
- Всемирная лютеранская федерация
- Церковь Швеции
- Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии
- Церковь Датского Народа
- Эфиопская Евангелическая Церковь Мекане Йесус
- Церковь Норвегии
- Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии
- Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии
- Лютеранская Церковь Австралии
- Евангелическая Лютеранская Церковь Иордании и Святой Земли
- Объединённая Евангелическо-Лютеранская Церковь Индии
- Церковь Исландии
- Евангелическо-Лютеранская Церковь Италии
- Евангелическо-лютеранская церковь Латвии
- Евангелическая лютеранская церковь Литвы
- Евангелическая Лютеранская Церковь в Намибии
- Евангелическая Церковь Аугсбургского Исповедания Румынии
- Евангелическо-Лютеранская Церковь Румынии
- Евангелическая церковь Чешских братьев
- Силезская евангелическая церковь аугсбургского исповедания
- Эстонская евангелическо-лютеранская церковь
- Международный лютеранский совет
- Лютеранская церковь — Миссурийский синод
- Евангелическая Лютеранская Церковь — Синод Франции и Бельгии
- Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция
- Висконсинский евангелический лютеранский синод
- Евангелическая лютеранская церковь «Согласие»
- Украинская лютеранская церковь
Кальвинизм
- Реформатство
- Венгерская реформатская церковь
- Голландская реформатская церковь Южной Африки
- Нидерландская реформатская церковь
- Пресвитерианство
- Объединённая церковь Канады
- Церковь Шотландии
- Конгрегационализм
Анабаптизм
- Меннонитство
- Гуттериты
- Амиши
- Швенкфельдиане
- Братья (данкеры) (англ.)русск.
Англиканство
- Англиканское Сообщество
- Церковь Англии
- Церковь Ирландии
- Шотландская епископальная церковь
- Епископальная церковь США
- Англиканская церковь в Японии
- Провинция Англиканской Церкви Конго
- Англиканская церковь Нигерии
- Лузитанская Церковь
- Англиканская церковь Канады
Методизм
- Объединённая методистская церковь
- Объединённая методистская церковь в России
Движение святости
- Армия спасения
- Церковь Назарянина
Баптизм
- Баптисты седьмого дня
- Евангельские христиане-баптисты
- Евро-Азиатская федерация союзов евангельских христиан-баптистов
- Всеукраинский союз церквей евангельских христиан-баптистов
- Российский союз евангельских христиан-баптистов
- Союз евангельских христиан-баптистов Азербайджана
- Союз церквей евангельских христиан-баптистов Армении
- Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов
- Евро-Азиатская федерация союзов евангельских христиан-баптистов
- Национальная баптистская конвенция
- Южная баптистская конвенция
- Генеральная конвенция баптистов Техаса
Квакерство
- Всемирный консультативный комитет Друзей
- Шейкеры
Реставрационизм
- Ученики Христа
Ирвингиане
- Новоапостольская церковь
Плимутские братья
- Плимутские братья (замкнутые) (англ.)русск.
- Плимутские братья (открытые) (англ.)русск.
- Евангельские христиане (прохановцы)
- Всероссийское содружество евангельских христиан
- Евангельские христиане (прохановцы)
Адвентизм
- Адвентисты седьмого дня
- Церковь адвентистов седьмого дня
- Адвентисты седьмого дня реформационного движения
- Международное миссионерское общество АСД реформационного движения (англ.)русск.
- Давидяне адвентисты седьмого дня (англ.)русск.
- Церкви Бога (Седьмого дня) (англ.)русск.
Пятидесятничество
Пятидесятничество
Ключевые верования
Портал «Евангельские христиане»
Основная статья: Список пятидесятнических деноминаций
- Апостольская церковь (англ.)русск.
- Апостольская церковь в Великобритании
- Апостольская церковь Нигерии
- Апостольская церковь Христа
- Ассамблеи Бога
- Российская церковь христиан веры евангельской
- Церковь Полного Евангелия Ёыйдо
- Церковь христиан веры евангельской Украины
- Ассоциация пятидесятнических церквей Руанды
- Евангелическая пятидесятническая миссия Анголы
- Евангелическая пятидесятническая церковь «Бразилия за Христа»
- Евангелическая пятидесятническая церковь Чили
- Зимбабвийские Ассамблеи Бога в Африке
- Индийская пятидесятническая церковь Бога
- Искупленная христианская церковь Божья
- Китайское евангельское братство
- Международная евангельская церковь «Воины креста Христова»
- Международная пятидесятническая церковь святости
- Международная церковь четырёхстороннего Евангелия
- Миссия апостольской веры в Южной Африке
- Назаретская баптистская церковь
- Объединенная Церковь Христиан Веры Евангельской
- Пятидесятническая церковь «Бог есть Любовь»
- Пятидесятническая церковь Бога
- Пятидесятническая церковь «Елим»
- Российский объединённый союз христиан веры евангельской
- Сообщество пятидесятнических церквей Бурунди
- Союз свободных церквей христиан евангельской веры Украины
- Субботствующие пятидесятники
- Церкви «Открытой Библии»
- Христианская церковь «Маранафа»
- Христианские конгрегации Бразилии
- Церковь Бога (Кливленд, Теннесси)
- Вефильская церковь Индонезии
- Церковь Бога во Христе
- Церковь Бога пророчеств
- Церковь «Китай за Христа»
- Церковь Пятидесятницы (Гана)
Харизматическое движение
См. также: Неохаризматизм и Движение веры
- Все народы
- Вселенская церковь «Царство Божие»
- Посольство Божье
- Украинская реформаторская православная церковь
- Слово жизни
- Церковь веры
- Церковь возрождения во Христе
- Церковь «Иисус — Господь»
- Часовня на Голгофе
Объединённые протестантские церкви
- Евангелическая церковь Германии
- Корейская христианская федерация
- Объединённая церковь Канады
- Объединённая церковь Христа
- Протестантская церковь Нидерландов
- Церковь Бангладеш
- Церковь Пакистана
- Церковь Северной Индии
- Церковь Южной Индии
Прочие
- Глориавейл
- Евангелизм
Духовное христианство
Старинные русские секты.
- Хлысты
- Новый Израиль
- Старый Израиль
- Скопцы
- Духоборцы
- Молокане
- Чуриковцы
Антитринитаризм
Направления в христианстве, отвергающие догмат о Троице.
- Англо-израелизм (англ.)русск.
- Исследователи Библии
- Свидетели Иеговы
- Свободные исследователи Библии
- Мормонизм
- Сообщество Христа
- Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
- Пятидесятники-единственники
- Апостольская церковь, международная
- Апостольская церковь Эфиопии
- Объединенная пятидесятническая церковь, международная
- Пятидесятнические ассамблеи мира
- Церковь евангельских христиан в духе апостолов
- Церковь истинного Иисуса
- Сведенборгиане
- Толстовство
- Унитарианство и христианский универсализм
- Генеральная ассамблея унитарианских и свободных христианских церквей (англ.)русск.
- Литовские братья
- Социнианство (польские братья)
- Унитарианская универсалистская ассоциация (англ.)русск.
- Унитарианская церковь Трансильвании
- Христадельфиане
- Церковь Христа (Филиппины)
Иудеохристианство
- Движение святого имени (англ.)русск.
- Еврейские корни (англ.)русск.
- Еговисты-ильинцы
- Макуя
- Мессианский иудаизм
- Чёрные евреи
Псевдохристианские религиозные организации
Псевдохристианские, или парахристианские, религиозные организации — направления, принадлежность которых к христианству оспаривается религиоведами и (или) традиционными христианскими конфессиями.
- Всемирная ассоциация христиан-спиритуалистов
- Еговисты-ильинцы
- Христианская наука
- Церковь объединения
- Церковь последнего завета
- Эзотерическое христианство
- Мартинизм
- Розенкрейцерство
- Христианская каббала
> Исторические направления в христианстве
Исчезнувшие христианские движения и учения.
Направления в средневековом христианстве
> См. также
- Список основателей христианских церквей
- Экуменизм
- Всемирный Совет Церквей
- Численность христиан
Примечания
- 1 2 Пучков, 1999, с. 859—860.
- 1 2 3 Кузенков, Аверинцев, 2017, с. 194.
- Ассирийская Церковь Востока и Древняя Церковь Востока начали диалог об объединении // Седмица.Ru, 3 июня 2015
Литература
- Христианство / Кузенков П. В., Аверинцев С. С. // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 194—197. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9.
- Пучков П. И. Христианство // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — С. 855—861. — 928 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-155-6.
- Робертсон Р. Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник = Roberson R. The Eastern Christian Churches: A Brief Survey (1986) / пер. с англ. Науч. ред. Д. Н. Федотенко. — СПб.: Высш. религ.-филос. шк., 1999. — 191 с. — ISBN 5-900291-13-8.
- Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. — М.: Республика, 1994. — 559 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-250-02302-9.
- Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. С. Аверинцев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993/1995. — Т. 1—3. — 2317 с. — ISBN 5852700231.
LiveInternetLiveInternet
На днях наткнулась на пост, где читателям был задан вопрос, что-то типа того, ходите ли вы в церковь. И тут все сразу как примерные верующие пишут о том, как хорошо посещать храмы и быть прихожанином до мозга костей. Но ведь, что, по сути, скрывают эти люди, что кроют за еженедельными походами в церкви, синагоги и мечети. Пытаются спрятаться в панцирь святости, натянуть на себя маску святоши и скрыть свою настоящую суть под многочисленными перекрещиваниями перед иконами.
К такому выводу я пришла, посетив церковь на большой праздник — Вербное воскресение. В храме было много людей, из них большая часть бабушек, но все они были злые, толкали друг друга, ругались, а некоторые даже пускали в ход кулаки. Возвращаясь домой, я ехала в трамвае, где эти же прихожане продолжили пир буйства, покрывая один другого благими матами. Эта ситуация отвратила меня от тех, кто притворяется набожным, а в гнилой душе скрывает черных червей. С тех пор я не люблю посещать службы, где все наигранно и неестественно.
Другой аспект в том, что церковь — это власть, а власть — это неотмываемая грязь. Посмотреть только на наших, так называемых святых отцов, которые проповедуют светлое и святое. А помнят ли они об этом сами, когда покупают себе джипы нереальной стоимости, позволить себе которые могут только крупные бизнесмены. Неужели зарплаты у попов настолько высокие? Или в ход идут пожертвования прихожан?
Церковь изначально была создана для того, чтобы управлять толпами людей и творить то, что выгодно ей. Взять, к примеру, крестовые походы, где основным мотивом была вера и приказы церкви. Но рыцари, проливавшие кровь во имя той самой церкви, быстро разочаровывались в ней и в Боге. Они понимали, что это просто манипуляция, которая продолжается и по сей день, но только в других формах.
А вера — это нечто другое, она внутри каждого. Вера помогает жить, двигаться вперед, преодолевать трудности. И она не зависит от того, сколько раз ты ходишь в церковь, молишься и крестишься на ночь. Вера может угасать и вновь загораться яркой вспышкой, может подводить или наоборот быть твоей внутренней поддержкой. Она не попросит у тебя милостыню или пожертвование, она не упрекнет в том, что ты не держал пост. Она всегда будет внутри тебя, нравится это тебе или нет. И не важно: носишь ли ты крестик на груди, кланяешься ли ты иконам, исповедуешься ли ты батюшке. Вера внутри нас с рождения, в то время как церковь навязывается нам с детства сначала родителями, а потом обществом в целом.
Христианская церковь
У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь.
Жизнь христианина
Христианский портал
Христианин
Благодать · Рождение свыше
Крещение · Покаяние
Исповедь · Причащение
Венчание · Монашество
Церковь · Священство
Каноническое право
Грех · Смерть
Христианские добродетели
Вера · Благочестие
Любовь · Милосердие
Смирение · Скромность
Искренность · Кротость
Терпение · Молитва
Гостеприимство
Христианское богословие
Троица · Библия
Грехопадение · Спасение
Иисус Христос
Искупительная жертва ·
Христианское богослужение
Вселенские соборы
Эсхатология
п • о • р
Христиа́нская це́рковь (от др.-греч. Κυριακόν «Господне, Господу принадлежащее») — религиозное сообщество христиан, объединённых общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть Создатель Церкви и её Глава. В экклезиологии под Церковью понимается сообщество христиан прошлого и настоящего, составляющих мистическое «Тело Христово», «Главой» которого является Христос. В религиоведении под Церковью понимается сообщество христиан, объединённых на основе общего вероучения, как отдельная община, или как всемирное объединение христианских общин.
Этимология
В русском языке, как в большинстве славянских языков, термин «церковь» восходит к греческому прилагательному греч. Κυριακόν, «Господне» (принадлежащее Господу), от которого также происходит название церкви в германских языках. Согласно Фасмеру, прежде чем попасть в славянские языки, слово прошло через языки германские. Однако в греческой христианской традиции, включая новозаветную и святоотеческую, церковь обозначается словом греч. Ἐκκλησία (экклесия), «собрание» (перевод на греч. др.-евр. слова из Писания «собрание» — «кагал», קהל) непосредственно к которому восходит название церкви на латыни, у большинства народов романской языковой группы, валлийцев, армян, грузин, а также у турок и арабов.
От слова «Ἐκκλησία» также происходит название экклезиологии — раздела христианского богословия, освещающего вопросы, связанные с церковью.
Употребление термина
Нагорная проповедь, Карл Генрих Блох. В Новом Завете Церковь Христова представляет собой Иисуса Христа и тех, кто следует за Ним
В Новом Завете слово «церковь» употребляется в трёх значениях.
Во-первых, это Вселенская церковь (Церковь Христова) — всемирное сообщество христиан, состоящее как из ныне живущих на земле (Церковь земная, воинствующая), так и из усопших и пребывающих со Христом (Церковь небесная, торжествующая) (См. Царство небесное). Согласно Новому Завету, во главе Вселенской Церкви стоит Иисус Христос (Еф. 1:22—23; Кол. 1:18). В Новом Завете Вселенская церковь именуется «Телом Христа» (Еф. 1:22—23), «Невестой Христа» (Еф. 5:27), «Домом духовным», или «Храмом Божиим» (Еф. 2:19—21, Евр. 3:6), «Паствой Христа» (Ин. 10:16).
Во-вторых, это церковь как собрание христиан в каком-то одном населённом пункте. В этом значении оно близко к современным понятиям христианской общины или прихода. Однако есть разница: в Новом Завете отсутствуют упоминания о том, что даже в крупных городах существовало более одной такой церкви. В современном христианстве это вполне допустимо. Именно употребление понятия «церковь» в значении «местная христианская община» со временем было ассоциировано с помещением, где организовывались собрания христиан какого-то населённого пункта или местности (см. Церковь (сооружение)).
В-третьих, это домашняя или малая церковь — собрание христиан в одной семье, включая родственников, соседей и рабов (если таковые имелись).
В связи с конфессиональным делением Церкви к новозаветным значениям слова добавилось значение церкви как христианской конфессии (например, Православная церковь, Католическая церковь, Лютеранская церковь и др.)
Кроме того, слово «церковь» используется для обозначения национальных религиозных организаций в рамках христианских конфессий (например, Русская православная церковь, Сирийская католическая церковь, Эстонская евангелическо-лютеранская церковь и др.) (см. Поместная церковь).
Термин «церковь» иногда используется в качестве самоназвания в том числе и организациями, чья принадлежность к христианству оспаривается, например, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, Церковь объединения и др., и ярко-антихристианскими организациями, например, Церковь сатаны.
Вселенская церковь (Церковь Христова)
Этот раздел слишком короткий. Пожалуйста, улучшите и дополните его. Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи. |
Основная статья: Экклезиология
Существование Христовой Церкви как некоторого ноуменального принципа не является всеобщей очевидностью; поэтому от христианина требуется вера в неё. Об этом прямо говорит Никео-Цареградский Символ веры: «Верую во Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь», признаваемый в исторических церквях и большинстве протестантских конфессий.
В Новом Завете содержится ряд образов, раскрывающих христианское понимание Церкви и её роли:
- образ виноградника (Мф. 20:1–16; Лк. 13:6–9);
- образ виноградной лозы и её ветвей (Ин. 15:1–8);
- образ пастыря и стада (Ин. 10:1–16);
- образ рыболовного невода (Мф. 13:47, 48);
- образ засеянного поля (Мф. 13:24–32);
- образ строящегося здания (Еф. 2:19–22);
- образ дома (1Тим. 3:15; Евр. 3:6);
- образ брачного союза (Еф. 5:32);
- образ невесты Христовой (Еф. 5:23; 2Кор. 11:2);
- образ града Божия (Евр. 11:10);
- образ матери верующих (Гал. 4:26);
- образ главы и тела (Еф. 1:22, 23).
Все эти образы раскрывают разные стороны одного явления — всемирного объединения верующих, прошедшее сквозь века и связанного центральной идеей, о которой говорится в Библии, имеющего свою историю и перспективу.
Границы Церкви
Особенностью догматики большинства христианских конфессий является тезис о невозможности спасения верующих вне Церкви (лат. Extra Ecclesiam nulla salus — «Вне Церкви нет спасения»), хотя при этом границы Церкви в разных конфессиях определяются по-разному.
Границы Церкви в католицизме
Католическая церковь считает себя истинной Церковью Христовой. Конституция Второго Ватиканского собора Lumen Gentium говорит:
Это и есть единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую, которую Спаситель наш по воскресении Своём поручил пасти Петру (ср. Ин 21, 17) и ему же, как и другим апостолам, вверил её распространение и управление (ср. Мф 28, 18 слл.) и навсегда воздвиг её как «столп и утверждение истины» (1 Тим 3, 15). Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним |
Вместе с тем, Католическая церковь призывает к уважению всего того в наследии прочих христианских церквей, что не противоречит католической вере и считает, что в исторических церквях «обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству». Главными из таких элементов, связывающих Церковь с отделёнными от неё общинами Католическая церковь считает действительные таинства и апостольское преемство.
Нельзя считать, что в наше время Церковь Христова более нигде не пребывает, напротив, следует верить, что она — цель, к которой должны стремиться все Церкви и церковные Общины. В действительности, элементы этой уже устроенной Церкви существуют, объединены в полноте в Католической Церкви и, без этой полноты, в других общинах. Следовательно, хотя мы и верим, что эти Церкви и отделенные от нас общины страдают некоторыми недостатками, тем не менее они облечены значением и весом в тайне спасения. Ибо Дух Христов не отказывается пользоваться ими как спасительными средствами, сила которых исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви |
Границы Церкви в православии
Согласно православному катехизису митрополита Филарета (Дроздова), «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами». Вопрос о границах Вселенской Церкви в настоящее время остро дискутируется в православии. Согласно наиболее распространённой точке зрения считается, что Вселенская Церковь совпадает с границами мирового православия, а находящиеся вне её канонических границ могут принадлежать к ней «невидимо» (в этом принципиальное отличие православного и католического экуменизма, говорящего о невидимом членстве видимой Церкви (православной или католической соответственно), от протестантских экуменических концепций — «теории ветвей» и «невидимой церкви»).
Согласно «Основным принципам отношения к инославию Русской Православной Церкви»,
1.16. Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1–2; 4, 2, 9), и искреннее благочестие.
1.17. Существование различных чиноприёмов (через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние) показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устанавливая различные чиноприёмы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия.
При этом дискуссионным является наличие в инославных исповеданиях, сохранивших формальный канонический строй апостольского преемства, действительного священства, а значит, и благодатности других таинств. Учение о наличие апостольского преемства вне Православной церкви основано на учении о действительности еретического крещения во имя Троицы, совершенного с целью сделать человека частью Церкви (4 канон, раздел «О Крещении», 7 сессия, 19 Вселенского собора — Тридентского собора); а также на документах Ферраро-Флорентийского собора, булле папы Евгения 8—22 ноября 1439, о неизгладимости священства. Впервые учение о неизгладимости священства формулируется в православии на Украине в XVII веке, в большом катехизисе Лаврентия Зизания Тустановского, затем Петр Могила в своем требнике излагает уже учение о наличии апостольского преемства вне православия. В новейшее время в России эту точку зрения отстаивали патр. Сергий (Страгородский) и прот. Сергий Булгаков. Согласно такому взгляду, совпадающему с современным официальным учением католической церкви, к церкви невидимо сопричастны не только отдельные инославные христиане в силу их веры и благочестия, но и сохраняющие неповреждённое преемство рукоположений церковные структуры благодаря действительности их таинств. Однако изложенная выше официальная позиция РПЦ оставляет этот вопрос открытым, ссылаясь на «тайну Промысла и суда Божия».
Отсутствие в православной церкви единого органа учительства делает возможным сосуществование в православном богословии полярных точек зрения на границы Церкви — от предельно экуменистической до предельно интегристской.
Границы Церкви в протестантизме
В евангельском протестантизме церковная идентичность определяется исключительно верностью учению, описанному в Новом Завете. По мнению богослова Виктора Шленкина, «ни таинства, ни историчность рукоположений, ни что-либо ещё не является гарантией „христианскости“ какой-либо церкви. Лишь верное соблюдение послушания Слову Божьему является тем, что делает группу людей детьми Божьими, созванными (то есть сделанными Церковью ) под главенством Пастыря Начальника Иисуса Христа». Понятие апостольского преемства отсутствует в протестантской экклезиологии, а в межконфессиональном диалоге толкуется как непрерывная премственность проповеди, учения, а не рукоположений (за исключением «высокоцерковных» движений у англикан, лютеран и в некоторых других конфессиях, сохраняющих понимание значимости преемства епископских хиротоний аналогично историческим церквям).
Поэтому главными «скрепляющими связями» Церкви (ср. Еф. 1:16) в представлении протестантов являются не каноничность таинств, а осознанность веры во Христа и готовность следовать за Ним. Таким образом, Церковь представляет собой собрание Христа и всех Его учеников, живых и усопших, вне зависимости от наличия между ними канонического или евхаристического общения. Такое представление обуславливает для некоторых евангельских деноминаций принципиальный отказ от детокрещения (младенцы, по их мнению, в силу возраста не в состоянии иметь веру), а также мотивирует отказ от ограничивания Церкви Христовой конфессиональными рамками. Так, согласно вероучению евангельских христиан-баптистов Церковь представляет собой сообщество «искупленных Кровию Христа людей из всякого колена, языка, народа и племени, находящихся на небесах и на земле».
В некоторых протестантских конфессиях Церковь иногда называется «невидимой». Это связано с убеждением, что Бог видит Церковь иначе, чем человек. «Подлинные границы Церкви нам неизвестны, только Бог знает, кто из принявших крещение и причисляющих себя к членам Церкви (к её различным конгрегациям) возрождён (рожден свыше) и потому принадлежит к Церкви как духовной общности», — говорится в статье «Церковь» Новой учебной Женевской Библии. Там же подчеркивается (со ссылкой на слова Иисуса Христа, например, Мф. 7:15-27, Мф. 13:24-30, Мф. 25:1-46), что в видимой для человека церковной организации всегда будут присутствовать люди (в том числе церковные иерархи), считающие себя христианами, но в глазах Бога не являющиеся таковыми.
Церковь и государственная власть
В Новом Завете
Христианка принимает мученическую смерть при императоре Нероне. Живопись Генриха Семирадского
Новый Завет предписывает верующим относиться к государственной власти, как к Божьему установлению и отдавать всякому представителю власти должное: «кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:1-7).
В то же время в богословии остро дискуссионным остаётся вопрос: следует ли расценивать, как Богом установленную власть, любую персону в государственной иерархии или же речь только о государственной власти, как институции. Противники персонализации «Божьего установления» указывают, что в упомянутом тексте из 13-й главы Послания Римлянам в Новом Завете представители власти называются «Божьими слугами», поставленными «на добро». В то же время в истории было немало случаев, когда представители государственной власти организовывали гонения на Церковь либо совершали другие неблаговидные поступки. Ещё одним аргументом против персонализации «Божьего установления» является распространенная в богословии теория, согласно которой в книге Апокалипсис в «числе зверя» зашифровано имя императора Нерона. В этом случае император Нерон (организовавший против христиан жестокие гонения) выглядит прообразом сатаны.
По мнению ряда протестантских богословов, Новый Завет также утверждает принцип отделения Церкви от государства, выраженный в словах Иисуса Христа: «итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк. 20:25). «Всегда и везде, где церковь опиралась на меч гражданской власти, она сама себе этим вредила, а если государство вмешивалось во внутренние распорядки церкви, христианство лишалось своей духовной красоты и ниспускалось на уровень светского учреждения. Сфера деятельности гражданской власти распространяется исключительно на временные материальные вопросы настоящей жизни своих сограждан, тогда как сфера деятельности Церкви Божией находится как раз на противоположной стороне», — отметил баптистский богослов Яков Винс.
В истории
В истории достаточно часто церковные иерархи претендовали на светскую власть в государстве и, напротив, руководители государств стремились поставить Церковь под свой контроль. Так, на протяжении средневековья существовало два основных типа отношений между церковью и светскими властями:
- Примат светской власти над духовной (Цезаропапизм), на практике существовавший в Византии (в то время как официально провозглашался принцип симфонии, то есть соглашения церкви и государства как изначально независимых начал), при котором абсолютный глава светской власти — император — формально осуществляя в своём лице участие мирян при выборе константинопольского патриарха из предложенных епископатом кандидатов, фактически единолично контролировал его избрание. Императоры зачастую вмешивались в догматические споры, регулируя догматику и обрядовость эдиктами и законами. Такое положение возникло в Восточной Римской империи со времён первых вселенских соборов (начиная с борьбы с арианством), в ходе которых церковные деятели апеллировали к императорам при решении догматических, обрядовых и церковных вопросов. Окончательно такое положение было закреплено в кодексе и новеллах императора Юстиниана, однако ему же принадлежит высказывание «источником всех богатств церкви является щедрость императора».
- Примат духовной власти над светской (Папоцезаризм), то есть примат церкви, начавший оформляться на территориях Западной Римской империи после её распада. Впервые эта идея была сформулирована гиппонийским епископом Аврелием Августином в его труде «О граде божием» (лат. «De civitate Dei»): основной идеей этого труда, написанного вскоре после захвата готами Рима и под впечатлением от этого события, является замена государственного единства Римской империи духовным единством под главенством церкви, окончательно этот тезис оформился в письме папы Геласия I императору Анастасию I, получившем название по своему началу «Duo Sunt». В этом письме папа уже прямо указал, что существуют две власти: светская и духовная, и власть последней — весомее.
Эти два типа отношений нашли своё юридическое оформление в двух формах государственно-церковных соглашений, называемых по-гречески и по-латыни соответственно «симфония» и «конкордат»: первая была впервые сформулированв в VI веке в VI новелле Юстиниана, первое упоминание о последнем относится к XII веку (Вормсский конкордат).
Взаимоотношение светских и духовных властей в России также претерпевало изменения на протяжении истории. К концу XVI века сложилась система патриаршего управления, которая была упразднена Петром I и заменена Святейшим Синодом, подчинявшемся непосредственно государю. В Уложение о наказаниях была внесена статья об уголовном наказании за отход от православия, отменённая только в 1905 году. Впоследствии, уже в Советском Союзе, церковь была отделена от государства и подвергалась гонениям.
В настоящее время в конституциях большинства стран декларируется следование принципу свободы совести и отделения церкви от государства, однако существуют и страны с официальной государственной религией, в том числе и христианские (Греция, Дания, Норвегия), и страны, заключившие конкордат с католической церковью (Польша, Португалия). Однако формальное отделение церкви от государства не означает прекращение обмирщения первой.
> См. также
- История Церкви
- Список основателей христианских церквей
- М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Статья «церковь»
- Б. Небесная торжествующая Церковь — Спасительные плоды воскресения Христова — Воскресение Христово — Часть четвёртая. Бог — Спаситель мира — Православное Догматическое Богословие (недоступная ссылка). Дата обращения 16 мая 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года.
- Зеленов Л. А., Владимиров А. А., Щуров В. А. История и философия науки : учебное пособие. — Флинта : Наука, 2008. — 456 с. — ISBN 978-5-9765-0257-4
- 1 2 Lumen Gentium
- Декларация Dominus Iesus на сайте unavoce.ru
- Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви (адаптированная редакция) // О девятом члене Символа веры (§ 250)
- Протопресвитер Феодор Зисис. Границы Церкви и экуменизм
- Кураев А. В., диакон Мнимый модернизм (Еще раз к вопросу о границах Церкви) Архивная копия от 31 марта 2014 на Wayback Machine
- Митрополит Минский и Слуцкий Филарет — Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии
- Митрополит Сурожский Антоний. По поводу выражения «Неразделенная церковь»
- 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений
- The Council of Trent, The Seventh Session, ON BAPTISM, CANON IV
- КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Второй раздел Семь таинств Церкви ГЛАВА ПЕРВАЯ V. Кто может крестить? 1256
- ECUMENICAL COUNCIL OF FLORENCE (1438—1445) Session 8—22 November 1439 (Bull of union with the Armenians)
- Лаврентий Зизаний Тустановский. КАТЕХИЗИС БОЛЬШОЙ Архивировано 17 марта 2014 года.
- Требник Петра Могилы том I стр. рча(191) 213 Архивировано 21 мая 2015 года.
- патр. Сергий (Страгородский). Значение апостольского преемства в инославии
- прот. С.Булгаков. Очерки учения о Церкви. Церковь и «инославие».
- Виктор Шленкин Таинства евангельских христиан-баптистов
- Вероучение евангельских христиан-баптистов 1985 года, глава «Церковь Христова» Архивировано 5 апреля 2010 года. // «Братский Вестник». — № 2. — 1992.
- 1 2 Богословские статьи Новой учебной Женевской Библии «Церковь» // Спраул Р. К. Новая Женевская учебная Библия. / пер. В. А. Цорн. — М.:Миссионерский союз «Свет на востоке», 2001. — 2500 с.
- Баркли Уильям — Толкование на Евангелие от Луки, глава 20
- 1 2 Винс Яков — Наши баптистские принципы, Принцип 7
- Васильева Е. Н. Церковь с точки зрения ортодоксального и неортодоксального богословия // Альманах современной науки и образования. Тамбов: «Грамота», 2007. № 2 (2): История, антропология, археология, этнография, краеведение, философия, теология, культурология, политология, юриспруденция и методика их преподавания. — С. 118—120.
- Васильева Е. Н.. Церковь и секта: развитие научных представлений. — Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. — 183 с.
Почему Церковь называется апостольской?
Сегодня, братья и сестры, апостол Павел обращается ко всем нам с такими словами: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2). Эти слова напоминают нам о важнейшей характеристике нашей Церкви. В «Символе веры» мы поем: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Эти четыре качества: единство, святость, соборность и апостольство – главные признаки истинной Церкви. О последнем качестве, апостольстве, у нас есть повод сегодня поговорить.
Прежде всего нужно сказать, что именем «апостол» в Писании обозначаются не только ученики Христовы. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в Послании к евреям говорится: «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Слово «Посланник» здесь является переводом с греческого «апостолос». Также служение Христа называется апостольством: в Послании к галатам написано: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего » (Гал. 4:4). «Послал» (по-гречески «эксапестилен») образуется от того же корня, что и слово «апостол». Таким образом, Христос является, если позволительно будет так выразиться, Апостолом Бога-Отца.
Христово апостольство несет на себе и Его Церковь, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «Апостольской Церковью». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это очень важный момент – великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам, но всей Церкви, и касается всех нас. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископах и священниках, то церковная история не знала бы лика равноапостольных мирян. Не было бы в наших святцах ни равноапостольной Феклы, ни святой Нины Грузинской, ни великого князя Владимира и княгини Ольги, ни равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не имели священного сана, но просветили светом христианства тысячи людей. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении, он хоть и принял священный сан, но уже после того, как благодаря ему христианство стало официальной религией Армении.
Конечно, братья и сестры, это не значит, что мы все должны сегодня же выбежать на улицу с Библией в руках и начать бросаться на прохожих. Нет. Проповедовать можно по-разному, и не об этом сейчас разговор. Важно осознать саму мысль: к проповеди призвана вся Церковь. А как эта мысль будет реализоваться в жизни верующего, это уже личное дело для каждого из нас.
Итак, Церковь называется апостольской по цели своего бытия. Далее – такое название она носит по своему основанию. Павел пишет в Послании к ефесянам, что Церковь утверждена на «основании Апостолов и пророков» (Еф. 2:20). Что это значит? Именно апостолы стояли у истоков исторического бытия Церкви, передали ей учение веры и жизни, установили по заповеди Господа Таинства и священнодействия, положили начало ее канонической структуры. Апостолы являются основателями целого ряда Поместных Церквей, которые потом, в свою очередь, стали матерями многих других Поместных Церквей.
Далее, Церковь называется апостольской потому, что в ней сохранилось апостольское Предание. Этот пункт – важнейший. Если бы все православные хорошо ознакомились с этим положением, вряд ли кто-то нашел бы веские причины для перехода из православия в протестантизм (что, к сожалению, случается). Начиная от дня Пятидесятницы и до нашего времени в Церкви непрестанно течет живой поток благодати Святого Духа, передаваемый через Таинства, и возвещается правильное учение о домостроительстве нашего спасения. И это – главное. Что нужно человеку для спасения? Правильная вера и благодать Божия. Приходит в храм человек – и слышит слова истины и здравого смысла. Приходит – и получает прощение грехов и благодатную силу для возрастания в вере. Церковь Христова дарит человеку величайшую драгоценность: правильное учение о том, как спасаться, и действенные средства для совершения своего спасения. Все это содержится в апостольском Предании.
Итак, вот три причины, по которым Православная Церковь называет себя апостольской: по цели своего бытия, по основанию, по наличию в ней апостольского Предания.
Все это, казалось бы, должно заставить православного человека любить апостолов Христовых, читать их книги, молиться им, изучать их жизнь. Однако в связи с этой темой в нашей церковной жизни наблюдается некоторое повреждение. Во-первых, в православных кругах считается абсолютно нормальным не знать апостольских посланий. Во-вторых, в нашем церковном благочестии отсутствует обязательная графа о частой и усердной молитве апостолам Христовым. Мы гораздо более молимся свв. Николаю, Спиридону, Пантелеимону, Татиане, чем двенадцати апостолам. Почему-то ученики Христовы не заслуживают того, чтобы стать для нас «своими», «родными». Это хорошо станет видно, если обратить внимание, сколько людей стоит в храме на службе Святителю Николаю и сколько на службе, скажем, апостолу Фоме. Или на службе великомученице Варваре и на службе евангелисту Матфею. Это хорошо, что мы так любим Николая и Варвару, но при этом, к сожалению, ясно просвечивается ущербность нашего миссионерского сознания.
Поэтому, братья и сестры, так важно наше самосознание себя как Церкви апостольской. Поэтому и Павел подчеркивает, что мы должны носить «печать апостольства». Апостольство Церкви не просто слова, но мировоззрение. Один из современных богословов писал, что христианин – это тот, кто смотрит на мир глазами апостолов. Апостольство Церкви есть духовная реальность, в которой мы должны жить и спасаться. От апостолов наша вера берет начало, и к ним она и приведет. Ибо так сказано о небесном Иерусалиме, в котором будут обитать все угодившие Богу христиане: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21:14). В городе, основанном на апостольских именах, поселит Господь всех тех, кто имеет на себе печать апостольства, а такими должны быть все мы.
Пусть же слова сегодняшнего чтения помогут нам залатать некоторые прорехи в нашей церковной жизни, которых у нас немало, братья и сестры. И нам не нужно бояться это признавать. Православный человек всегда должен быть готов учиться и исправляться. Когда Православная Церковь скажет, что в Ней все идеально, тогда с минуты на минуту можно будет ожидать конца света. Но пока есть люди, признающие свои болезни и согласные лечиться в Христовой больнице по имени Церковь, мир будет стоять. И в первую очередь это зависит от нас, которым Павел, а в его лице и другие апостолы, говорит сегодня: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе».
Добавить комментарий