Церковь в смутное время

Роль русской православной церкви в период смуты

Смутный период для России длился, начиная с 1598 года, закончился в 1613 году. Это время было стихийных бедствий, кризисным периодом в политической, социальной и экономической сферы. В стране царил хаос и разруха в первую очередь из-за неграмотного правления государством. На Россию обрушилась волна агрессии со стороны Польши и Швеции. Соседние державы хотели полностью ликвидировать Русь как государство, разделив ее на отдельные части. Столица государства находилась в руках польских захватчиков.
Православная церковь и вера были подвержены всяческому гонению со стороны католической церкви. Но православная церковь, несмотря на столь сложный период гонений, всячески помогала освободительному движению. Церковь была очень сильной экономической и духовной поддержкой для царя в столь сложные годы.
При условиях вмешательства иностранных государств в политику России, именно патриархам и другим представителям духовенства приходилось вести политику последовательности, чтоб полностью сохранить традиции и вероисповедания страны. Монастыри, лавры, храмы находились в самом центре противостояния иностранным захватчикам, по-особенному из них выделились Кирилло-Белозерский монастырь, а также Пафнутьевский и Ипатьевский монастыри. Истории также известны факты об осаде подмосковной Лавры Троице-Сергиевой, которая длилась год и четыре месяца.

Деятели церкви смутного периода

Первый московский и всея Руси патриарх Иов (1589-1605). В 1525 году родился будущий самый первый святитель, который возглавил противостояние русских против вмешательства на территорию Руси иностранных захватчиков. В совершеннолетнем возрасте Иов принял постриг, а через время стал настоятелем мужского монастыря в Старице. В 1571 году он был переведен настоятелем в московском монастыре, а через шесть лет стал Коломинским епископом. В 1581 году Иов становится архимандритом московского Новоспасского монастыря. Самые главные события при патриаршестве Иова: причисление к лику святых Волоцкого Иосифа и Блаженного Василия, распространил христианскую веру в Сибирь и Поволжье. После смерти Бориса Годунова власть досталась Лжедмитрию, который требовал от патриарха Иова признание его сыном Годунова. Иов отказался признать мошенника, после чего он был отправлен в заточение в монастырь, а после отправили в изгнание, в котором он пробыл около двух лет и умер.
Второй московский патриарх Гермоген (1606-1612). Гермоген был ярым общественным деятелем эпохи в период смуты. В 1579 году к нему было совершено явление Казанской чудотворной иконы во время перенесения ее в церковь. По политическим предпочтениям Гермоген поддерживал политику Василия Шуйского. Гермогеном было совершено благословение двух ополчений, целью которых было незамедлительной освобождение от поляков Москвы. Патриарх Гермоген отказался признавать королем Речи Посполитой Владислава IV Сигизмундовича. За это неповиновение патриарха Гермогена заточили поляки в монастыре Чудово, в котором он чуть позже после этого умер от голода.

В период смутного периода можно выделить две очень яркие позиции ведения политической деятельности церковными патриархами. Первая позиция ведения политики выделялась своей непримиримостью в борьбе с иностранными захватчиками. Вторая позиция была более лояльной сдержанной, способная на гибкость и перестройку действий по обстоятельствам в любых национально-государственных вопросах. Именно эти две столь разные позиции дополняли одна другую. Более сдержанная политика заменяла непримиримую при различных направлениях политических действий. Также эти позиции ведение политических дел в независимости друг от друга полностью сохраняли всю свою силу и при необходимости могли начать борьбу друг с другом. Такое произошло в истории намного позже, и известен он нам, как церковный раскол.
Деятелям церкви удалось даже в условиях большого кризиса достучаться до разума своего народа, всячески способствовать к организации освободительных движений по освобождению своей земли от иностранных захватчиков. Все долгие годы смутного периода церковь выступала, как очень мощная, несокрушимая сила стабилизации государственной политики.

Роль Русской Православной Церкви в освободительном движении в эпоху Смутного времени начала XVII в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Кретов, Александр Владимирович

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Кретов, Александр Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Касаясь историографического аспекта в разработке указанной в диссертации темы следует дополнить и обратить внимание на ее концептуальную сторону. Большинство исследователей, историков, конечно же, затрагивали вопрос о роли церкви, но лишь как части вопроса об общеисторическом развитии России. Специальных работ достаточно немного. Поэтому и роль РПЦ вписывалась, исходя из специфических концептуальных построений того или иного автора.

Так, один из лидеров дворянской историографии В.Н. Татищев, бывший деистом, считал обретение букв человечеством выше пришествия Христа на землю. Во многом разделяли его взгляды последующие просветители. Н.М. Карамзин, видевший среди главных причин Смуты «дурное состояние нравственности» в обществе, был по-своему осторожен в оценке роли церкви, не умаляя роль духовных начал христианства.

Историки либерально-буржуазного направления в XIX в., большинство из которых разделяло установки позитивизма и прагматизма, достаточно полно включали в свои объемные работы факты, связанные с историей русской православной церкви. Однако, ни С.М. Соловьев, ни В.О Ключевский, вышедшие из семей священнослужителей, в своих концептуальных построениях почти не использовали церковно-религиозный фактор.

Славянофилы, высоко ценившие роль духовных, христианских начал в истории и полагавшие церковь высшей формой общины, не касались роли РПЦ в освободительном движении. Хотя уже тогда в трудах деятелей церкви, ряда философов и общественных деятелей пробивала путь в высшей степени апологетическая оценка роли религии и церкви, но все же под углом нравственных начал.

Весьма критическим, настороженным, а иногда издевательским было отношение к исторической роли церкви в раннесоветский период. Однако, уже с 40-х г.г. стала пробивать дорогу научно-объективная тенденция. Ныне она развивается активно, наряду с проявлениями тенденции явно апологетической.

В начале XVII в. церковь выступала как весьма мощная корпорация. Она была довольно тесно связана с гражданским населением, что способствовало формированию разноречивых интересов в среде священнослужителей. Это обстоятельство оказало влияние на поведение различных слоев духовенства в годы Смуты.

Упрочению положения русской православной церкви накануне Смуты немало способствовал Б.Ф. Годунов. В частности, при его активном содействии состоялось учреждение патриаршества в России. Это обстоятельство и в целом хорошо продуманная церковная политика правителя наложили отпечаток на взаимоотношения духовной и светской власти в годы его царствования. Церковная верхушка стала одной из главных опор в борьбе представителей новой династии с боярской оппозицией.

С появлением угрозы Годунову со стороны самозванца деятельность православной церкви была направлена на поддержание официальной московской власти. Основным содержанием этой деятельности стало обличение Григория Отрепьева, претендующего на царский престол, как беглого «расстриги», еретика, сторонника польской короны и папства, а также оказание военной помощи правительству.

Однако, эти усилия исходили, главным образом, от московского патриарха Иова и высших кругов духовенства, непосредственно связанных с Годуновым и отчасти обязанных ему своей карьерой.

Развитие социально-политического кризиса, берущего свои истоки в правлении Ивана Грозного и отягченного последствиями экономических неурядиц 1601-1603 г.г., привело к тому, что «Смута», подогреваемая, с одной стороны, самозванческой интригой, а с другой, действиями враждеб

97 ных Годунову бояр, охватила к весне 1605 года большую часть населения России, в том числе и духовенство. В этих условиях царская армия практически потеряла свою дееспособность, а первые достижения официальной правительственной пропаганды были сведены к нулю противодействием Лжедмитрия I и непоследовательностью позиции правительственных верхов.

Вызывали ропот, особенно в среде консервативного духовенства планы и попытки Бориса Годунова, завязать дипломатические и торговые отношения с Западом, развивать российское просвещение, учредить школы и университет в Москве с приглашенными из-за границы учеными. Духовенство, особенно черное, выступало за веру свою и обычаи, за единую Русь и единый язык. Распространялись слухи о причастности Годунова к гибели царевича Димитрия в Угличе в 1591 г. Однако царь позволил построить Немецкую слободу на Кокуе и дал иноземцам ряд жалованных грамот. Отношение к новому царю в российском обществе становилось все более неоднозначным. Но все же высшая церковная иерархия отстаивала «законность» избранного «соборне» царя. Его избирали представители разных сословий и регионов.

В 1602-1603 гг. в пределах Речи Посполитой появился «чудесно спасшийся» царевич Дмитрий. Исследователи полагают, что к самозванческой интриге причастно монашество Чудова монастыря, боярин М. Романов, у которого Григорий Отрепьев был в «холопах», а также некоторые из конкурентов Бориса Годунова. Тем не менее в развитии Смуты наступал новый этап, а самозванец метался по Литве и Польше, изучая языки, общаясь с католиками, арианами, он собирал антирусские силы для интервенции. Летом 1604 г. началось вторжение в Россию.

Однако, еще в 1603 г. на церковном собре монахи Пимен и Венедикт изобличили самозванца, он был признан еретиком. Патриарх Иов в послании киевскому воеводе просил изловить самозванца. Во время вторжения царь, патриарх и весь священный собор повелели самозванца Гришку «всюду в

98 церквах святых и по торжищам клясти». По городам рассылались грамоты о «воре», подключены были силы в епархиях. Церковь выступала мощной духовной и экономической опорой царя в трудные годы военных действий, но она укрепляла и свое положение. Десятки тысяч патриарших, митрополичьих, архиерейских, монастырских слуг были посланы на борьбу с войском Лжедмитрия (от 40 до 50 тыс. человек).

Монахов использовали и как лазутчиков и своего рода агитаторов. Так было в Путивле. Была устроена мистификация с Лжеотрепьевым в русском войске. Однако, шли и обратные действия. Армия колебалась, воины под Кромами уклонились от крестоцелования Борису Годунову, которое проводил митрополит Исидор.

Следует отметить, что хорошо продуманная политика Бориса Годунова в отношении церкви давала свои положительные плоды, церковь была политическим союзником царя. Однако, представители церкви участвовали и в самозванческой интриге.

Естественно, что после смерти Бориса Годунова в апреле 1605 г. обострилась социально-политическая обстановка в России, сильно ухудшилось и положение церкви. Опираясь на боярский заговор, Лжедмитрий I пытался привлечь церковь на свою сторону, однако патриарх Иов был верен семье Годуновых, за что и получил от «вора» наименование «изменника всея Руссии». О нем и священном соборе пошла волна дезинформации. Затем в день антигодуновского переворота толпа вывела Иова из алтаря и таскала с позором по площади, а затем боярин П. Басманов в Успенском соборе всенародно проклял Иова и назвал Иудой. Патриарха свели в монастырь, затем начались расправы с непокорными в церквах и монастырях, их ссылали, сажали в подвалы, топили. Так утверждался на русском престоле «чудесно спасшийся» Дмитрий. Однако, массе духовенства вскоре пришлось молча покориться новому правителю. Московское духовенство встретило Лжедмитрия на Красной площади у Лобного места, отслужило молебен и благословило его иконой.

Новым главой русской православной церкви был назначен рязанский архиепископ Игнатий, грек по происхождению. Он признал царевича Дмитрия, за что сразу же получил благодарность. Большого внимания церковной политике самозванец не уделял и не проводил в жизнь обещание окатоличить Россию за год. Он вел двойную игру. Как «истинному наследнику» ему было необходимо демонстрировать уважительное отношение к государственной религии. Он привез чудотворную икону Божьей матери в Москву, участвовал в красных ходах. Он отправил львовскому священнику соболей по 300 рублей для постройки церкви во Львове. Он подтвердил жалованные и тарханные грамоты монастырям от прежних государей, получив челобитья.

Однако, помня об обещаниях польскому королю Сигизмунду III и папе, самозванец позволял себе иногда не считаться с православными традициями и обрядами. Так во время пения псалмов заиграл польский оркестр. Католики и иезуиты сопровождали царя. Когда накануне свадьбы с Мариной Мнишек казанский архиепископ Гермоген потребовал крещения будущей царицы по православным канонам, его сослали в монастырь, свадьбу провели с нарушением канонов. Не случайно вскоре пойдет молва о «поганом царе». В мае 1606 г. отступник и чужак был убит в ходе восстания православных, вставших за веру православную. Двойственная политика в отношении православной церкви и ее традиций во многом способствовала падению Лжедмитрия I.

Придя к власти, князь Василий Шуйский сразу же сместил патриарха Игнатия, лишил сана и отправил в Чудов монастырь. Патриархом был наречен Филарет Романов, вызванный из Ростова. Однако, вскоре его отослали в Углич на перенесение мощей царевича Дмитрия и в его отсутствие был объявлен новым патриархом казанский архиепископ Гермоген. Известный своей непреклонной преданностью православию и пострадавший во время правления Лжедмитрия I патриарх Гермоген явился впоследствии

100 одной из ключевых фигур, чьи воля и готовность к самопожертвованию погасят пламя Смуты.

Пройдя положенные ступени в церковной иерархии в Поволжье, Гермоген более 15 лет возглавлял Казанскую епархию и проводил последовательную линию на распространение и утверждение православия в округе. Он был сторонником законности и порядка и сторонником сильной центральной власти.

Утверждению Василия Шуйского на престоле способствовала мощная религиозно-идеологическая и политическая пропаганда. Утверждалась исконность Шуйских на «Российском государстве», в произведении «Повесть како отомсти всевидящее око Христос Борису Годунову» обличался незаконный царь. Отмечая бедствия России, которые происходили во время правления «расстриги Гришки Отрепьева» в документах постоянно подчеркивалась мысль о его католической приверженности, о его связях с Римом. Приводились данные из переписки Лжедмитрия с папой и его нунцием К. Рангони. По России рассылались специальные грамоты и распространялись литературные произведения о «лукавой жестокости» самозванцев и чужеземцев. Чаще всего они создавались в монастырях.

Важной мерой религиозно-нравственного воздействия на паству было перенесение мощей царевича Дмитрия из Углича в Москву. После этого начались «чудеса» у его гроба.

Когда в силу целого ряда экономических и социальных причин в 1606 г. начался подъем антифеодального движения, вновь появилась череда самозванцев — детей Ивана Грозного. Это и «Митка», и «царевич Петр», и «Дмитрий». Царским воеводой объявил себя лидер восставших И.И. Болотников. Это вызвало подъем политической активности церкви. Резко выступил против восставших патриарх Гермоген, обличавший убийц и грабителей имений и обвинявший их в отступлении от православной веры к сатане. Устраивались молебствия в честь победы царских войск.

Когда болотниковцы в 1606 г. подошли к Москве и создалась крайне опасная ситуация, протопоп Благовещенского собора в Кремле Терентий создал «Повесть о видении некоему мужу духовну». Муж этот якобы присутствовал при беседе Христа и Богородицы. Ему стало ясно, что приход озлобленных мужиков и холопов под Москву — это проявление божьего гнева. Путем спасения должно быть покаяние и прекращение греховной жизни. Повесть была зачитана «во весь народ» в Успенском соборе, а затем был объявлен шестидневный пост, во время которого пели молебны и «бога молили за царя и православное христианство.». Это имело сильное воздействие на народ православный. Так в ходе борьбы обозначились явно две нравственно-политические силы — царь и церковь православная, но третья сила еще оставалась в тени. Однако те и другие уже обращались и будили ее — это сила народа. Впоследствии, во время создания и действия земских ополчений эта практика начала Смуты будет использована полностью.

Новая мысль зазвучала в повестях того времени — мысль о том, что не только Гришка Отрепьев и лукавые католики губят Россию, причина и в грехах «всего православного христианства». В 1607 г. после возвращения из ссылки патриарха Иова в соборной церкви состоялась торжественная церемония разрешения и прощения клятвопреступлений русского народа царю Борису.

Практика «видений» как орудия борьбы осуществлялась и после того как в 1608 г. в России объявился новый самозванец или «Тушинский вор». Через год в Вологде «духовному старцу у гробницы» явился чудотворец Дмитрий Прилуцкий и обещался вместе со всеми стоять против врагов и повелел «свой образ» перенести на городскую площадь и поставить у церкви Спаса.

Лжедмитрий II принимал ответные меры и религиозного характера и антиправославного. Так осенью 1608 г. в Поволжье, в том числе и на окраинах Нижегородского уезда вспыхнуло восстание «иноверцев» в под

102 держку самозванца. Казань, Арзамас, Алатырь с округами населенными татарами, черемисами и мордвой «заворовали». «Тушинский вор» поддерживал мурз своими пожалованиями. Ряд представителей русской православной церкви в обстановке двоевластия заколебался. Игумен Луховской Тихоновой пустыни Иона предлагал жителям Нижнего Новгорода «вину свою принести» Лжедмитрию II. Однако, в ответ ему архимандрит Печер-ского монастыря Иоиль ответил: «Кто будет на Московском царстве государь, тот всем нам и вам государь». Таким было кредо нижегородцев, еще до начала формирования земского ополчения.

В пору двоевластия, когда по России рыскали грабительские отряды Лисовского, Сапеги и других панов, представители духовенства, как и светские феодалы, в грамотах просили у Лжедмитрия защиты жизни и имений. В Тушине было создано своеобразное правительство и туда из Ростова был привезен «нареченный» патриарх Филарет Романов. Его объявили патриархом «не своею волею». О тушинском периоде жизни Филарета известно немногое, по вполне понятным причинам. Известно, что он, имея большой вес в Тушинском стане, завязал переговоры с польским королем Сигизмундом III об избрании на российский престол его сына Владислава. В 1610 г. был подписан договор о согласии. Позднее Филарет окажется в польском «плену» и вернется в Россию лишь в 1619 г. Трудно сказать, каким было его положение в Польше. Однако, интересная фраза содержится в мазуринском летописце о том, что бояре и «весь народ Московского государства» били челом государю, чтобы он упросил отца Филарета Никитича, «чтоб он вступился в православную христианскую веру и был бы на престоле патриаршеском».

Когда в 1610 г. после ряда поражений царской армии и измене шведов был свергнут и пострижен в монастырь царь Василий Шуйский, к власти пришло боярское правительство во главе с Ф.И. Мстиславским. Бояре снова выступили за приглашение королевича Владислава. Однако, патриарх Гермоген, противившийся свержению Шуйского, настаивал на избра

103 нии или князя Голицына, или /Ч.Романова. Бояре же подписали договор о приглашении иноземца, но в договоре потребовали гарантий неприкосновенности религии и государственного строя России. Предусматривалось сохранение привилегий духовенства, церквей и монастырей, пять представителей духовенства участвовали в переговорах под Смоленском. Они и патриарх Гермоген требовали крещения Владислава в «греческую веру».

Заключение договора и сдача Смоленска тяжело подействовало на народ, которому сама же церковь твердила о причастности польской короны и «латинства проклятого» к бедствиям Российского государства. Политика «семибоярщины» вновь оживила миф о добром сыне Ивана Грозного, о Дмитрии. Часть паствы повернула в сторону тушинского самозванца.

Боясь волнений «черни», бояре решились на ввод польско-литовских войск в столицу. На протест патриарха Гермогена ему указали, чтобы он смотрел за церковью и ни во что не вмешивался. Предательство боярами государственных и церковных интересов явилось мощным толчком к делу формирования вооруженного ополчения уже на земской основе. Российские города стали ссылаться и объединяться для борьбы «за православную веру и свои души». Народ стихийно почуял, к чему может привести господство и стране правителей иноземных и иноверных. Обострило народное чувство и то, что даже сомнительный царь Тушинский был зарезан. Оставалось надеяться лишь на свои силы.

Патриарх Гермоген благословил «вооружение против поляков». Поляк Гонсевский жаловался, что от того кровь пролилась и города отложились от Москвы. Однако, народно-освободительное движение в России набирало силу. Используя церковную структуру, патриарх Гермоген открыто выступал и рассылал грамоты, освобождая православных от присяги Владиславу. Опорой его стали города. Гермоген пытались изолировать, но речи его доходили до паствы. В Рязани стало формироваться ядро первого ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым и в марте 1611 г. восставшие подошли к столице.

Позиция церкви и духовенства была тесно связана с патриотическим подъемом. В отписках и грамотах от имени городских миров обязательно присутствовали имена священников.

В период битвы ополченцев под Москвой появилось мощное произведение агитационного характера «Повесть о видении человеку благочестивому в Нижнем Новгороде Григорию».

Сразу же обращает внимание на себя то, что еще в период действия первого ополчения общественная мысль обращалась к Нижнему Новгороду, которому выпадает нелегкая честь создавать второе ополчение. В повести некто «многогрешный Григорий» в ночь на воскресенье 26 мая в «тонком сне» узрел господа сходящего в образ человеческий» и вместе с ним человека в белых ризах. Ему и было дано откровение о грядущей судьбе Москвы. Был потребован трехдневный пост и молитвы с покаянием. Григорий будто бы слышал, что по очищении Москвы надлежит воздвигнуть храм близ Василия Блаженного и в этом храме на «бумаге неписанной» в течение трех дней появится имя будущего царя.

Агитационно-пропагандистская деятельность церкви и использование религиозно-психологического воздействия на народ давало свои результаты. Духовенство, особенно монастыри, поддерживали освободительное движение финансами. Многие монастыри стали укреплениями, которые сдерживали силы противника: Ипатьевский, Пафнутьевский, Ки-рилло-Белозерский. Осада подмосковного Троице-Сергиева монастыря длилась 16 месяцев. Церкви и монастыри также подвергались сильному разорению и поборам оккупантов. Однако, православие оставалось единственным ориентиром для страны, ввергнутой в Смуту.

Конец Смуте в России положило народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде «выборным всемя земли» Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Развертывание национально-освободительного движения в Нижнем Новгороде было обусловлено целым рядом причин. Город был крупным военно-политическим и торгово

105 промышленным центром Российского государства. Основную массу населения составляли посадские люди и черносошное крестьянство, присутствовало дворянство и купечество. Нижегородцы выступали последовательными сторонниками государственности. Во время восстания нерусских народов в Поволжье нижегородцы содействовали центральной власти, высылали ратников на подмогу первому ополчению. У нижегородцев уже накопился опыт борьбы с самозванщиной. Нижегородцы, как и жители других городов и сел были заинтересованы в установлении политической и экономической стабильности в стране. Тесными были связи с другими городами. В тяжелые годы Смуты были установлены тесные связи Нижнего Новгорода с патриархом Гермогеном посредством грамот и через посыльных. Традиционная политическая ось Москва — Нижний Новгород, сложившаяся издавна, была подкреплена и религиозными связями. В период учреждения патриаршества поднимался вопрос о создании в Нижнем Новгороде архи-епископии, но он был надолго отложен. Город входил в патриаршью область.

Одна из последних грамот патриарха Гермогена прибыла в Нижний Новгород в конце августа 1611 г. В ней он предостерегал нижегородцев об опасности не только польского нашествия, но и происков казаков, которые вознамерились возвести на престол «Маринкина паньина сына» или «Во-ренка». Это оказало сильное влияние на формирование политической программы Нижегородского ополчения.

Провидя в Нижнем освободительный центр, патриарх призывал к активным действиям, к установлению тесной связи с другими городами. Сам он держал связь с нижегородцами через «бесстрашных людей» Родионова Моисеева и Ратмана Пахомова, советовал крепить связь с Казанью, Вологдой, Рязанью, (см. Приложение).

Большую роль в подъеме народного духа сыграли распространившиеся по городам осенью 1611 г. два новых «видения»: «Повесть о видении во Владимире» и повесть о видении Григория в Нижнем Новгороде». Веко

106 ре по многим городам был проведен трехдневный пост. Символикой видений выступала Богородица, благословляющая на победу.

Морально-психологическую обстановку периода создания Нижегородского ополчения ярко характеризует «Книга о новоявленных чудесах преподобного Сергия» С. Азарьина. Она повествует о трех явлениях Сергия Радонежского Кузьме Минину. Преподобный, являясь к Кузьме, повелевал собирать казну и воинство и «идти на очищение Московского государства». Пережив болезнь, Кузьма Минин выступил со знаменитым призывом. Призыв к выступлению за освобождение Отечества содержался и в окружной грамоте Троице-Сергиева монастыря, полученной в Нижнем Новгороде в октябре 1611 г.

Сведения об участии духовенства в действиях второго ополчения немногочисленны. Большое влияние на дело освобождения оказывал протопоп Спасского собора Савва Ефимьев, стоявший во главе духовенства. Царскими грамотами ему было предписано сурово наказывать «ослушников». Кроме двух кремлевских соборов, Спасского и Архангельского, в городе было 25-30 приходских церквей, количество дворов белого духовенства насчитывало 86. В городе было пять мужских монастырей и один женский. Среди них выделялись Печерский и Благовещенский патриарший. Они владели селами и деревнями, пустошами, лесами, озерами, рыбными ловищами на реках.

Прочную позицию поддержки московских властителей и борцов со Смутой занимали настоятели Печерского монастыря Трифон, Исиль, Фео-досий. Последний выезжал с посольством к князю Пожарскому. Они вместе с протопопом Саввой участвовали в воеводском совете, где выступал Минин и было принято решение о создании ополчения. Феодосий подписал грамоту об избрании на царство Михаила Романова. Церковь, взаимодействуя с заемщиной, освящала и вдохновляла борцов за национальное освобождение и спасение государственности.

В годы Смуты в России начало XVII в. русская православная церковь сыграли важную роль в деле спасения российской государственности и национальной культуры, народных традиций.

В конце XVI — начале XVII вв. русская православная церковь выступала мощной организованной и экономически обеспеченной силой. Лидерство ее во многом определяло монастырское землевладение. Церковь выступала важным внутриполитическим и внешнеполитическим инструментом царской власти, при этом сохраняя свои корпоративные интересы. Положение ее упрочилось с введением патриаршества в 1589 г. Институт патриаршества помог сохранить церкви лидерство в управлении государство и в общественном движении в трагическую эпоху Смуты.

В условиях продажности верхов и иностранной интервенции патриарх и большинство духовенства проводили последовательную политику на сохранение православной государственности, русских народных традиций и культуры. За недостатком боевых вождей народом стали руководить вожди духовные — так определял роль русской православной церкви в смутное время С.Ф. Платонов. Она противодействовала проникновению католичества в Россию и захвату российского престола иноземцами и иноверцами.

Священники в городах и селах разделяли нужды своей паствы, осуществляли традиционные обряды, утешали и смиряли народ в годы нашествий и социальных волнений.

В условиях кризиса российской государственности деятели русской православной церкви сумели поднять к жизни свою паству, разбудить государственный разум народа. Они во многом способствовали организации освободительного движения, созданию земских ополчений, как орудия спасения государственности. Нижегородское земское ополчение в 1612г. очистило Москву от интервентов и восстановило российскую государственность.

В ходе событий смутного времени и борьбы за национально-государственное освобождение русская православная церковь выступила

108 как мощная сила государственной и социальной стабилизации. Она отстаивала народно-православные позиции, как и свои корпоративные. Если многочисленный клир традиционно отстаивал православные традиции и каноны, то церковные верхи вынуждены были включаться в политические реалии, подчас приспособляться. Вместе с тем, в позиции русской церкви в эпоху Смуты явно обнаружились две тенденции: одна — национально-государственная, непримиримая, ярким представителем которой выступил патриарх Гермоген и его соподвижники, другая — более гибкая, лояльная, в том числе и в вопросах внешнеполитических. Эта тенденция зримо проявилась в деятельности патриарха Филарета.

Обе тенденции как бы взаимодополняли друг друга. Лояльная сменяла непримиримую по мере социальной и политической стабилизации. Однако, обе они сохраняли свою силу и при определенных обстоятельствах могли вступить в борьбу друг с другом. Это обозначится уже значительно позднее в ходе церковного раскола.

Урок 17. Русская Церковь в Смутное время. Низложение св. Иова и поставление на патриаршество Игнатия.

В январе 1598 г. скончался царь Феодор Иоаннович. Он завещал корону своей жене Ирине, которую поручил заботам Патриарха Иова, Годунова и Феодора Никитича Романова. Однако царица постриглась с именем Александры в Новодевичьем монастыре. После этого на царство при активной поддержке Патриарха Иова был избран Годунов. Многие впоследствии обвиняли Иова в том, что он якобы расплачивался с Борисом за свое патриаршество.

В 1598 г. Борис стал царем. Первые годы его царствования прошли спокойно, но затем неблагоприятные климатические условия вызвали недород и голод. Обнищавший народ стал роптать и бунтовать, чем не преминули воспользоваться для антигодуновской пропаганды бояре-заговорщики. Тогда Годунов стал подвергать преследованиям своих противников. Начались доносы, казни и опалы. В этой ситуации многие указывали патриарху Иову на повторение того, что было при Иоанне Грозном. Но патриарх только молился и видя сложность ситуации, в которой оказался Годунов, не обличал его.

Смута была неизбежна: сам русский народ представлял собой взрывоопасную массу, к которой извне лишь поднесли фитиль. Личность монарха уже очень слабо могла повлиять на ход событий. Феодор – царь-праведник – не смог ничего поделать, он лишь сознательно устранился от дел, которых уже не в состоянии был разрешить. Годунов попытался провести реформы и укрепить державу, но тем лишь ускорил трагическую развязку. Боярство бросилось в омут интриг и заговоров, погрязло в честолюбивых помыслах и жажде обогащения. Простые люди, измученные недородом и голодом, были готовы на все ради удовлетворения самых элементарных потребностей.

И вот, наконец, когда почва для смуты была уже вполне готова, в 1603 г. в Речи Посполитой объявился самозванец который называл себя чудесно спасшимся царевичем Димитрием. Сам царевич, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой, прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью продолжался как минимум двадцать два года после его смерти. После смерти отца он остался единственным представителем московской линии дома Рюриковичей, кроме старшего брата, царя Фёдора Иоанновича. Однако он был рождён от не менее чем шестого брака отца, в то время как православная церковь считала законными только три последовательных брака, и, следовательно, он считался незаконнорождённым и исключался из числа претендентов на престол. По этой причине он был отправлен регентским советом вместе с матерью в Углич, где считался правящим князем и имел свой двор. По всей видимости, реальной причиной этому было опасение властей, что Дмитрий вольно или невольно может стать центром, вокруг которого сплотятся все недовольные правлением царя Фёдора.

15 мая 1591 года царевич играл «в тычку», причём компанию ему составляли «маленькие робятка» – сыновья постельницы и кормилицы, состоявших при особе царицы. Правила игры состояли в том, что на земле проводилась черта, через которую бросали нож или заостренный гвоздь, стараясь, чтобы он воткнулся в землю как можно дальше. Побеждает тот, кто сделал самый дальний бросок. Если верить показаниям очевидцев событий, данным во время следствия, в руках у царевича была «свая» – заострённый четырёхгранный гвоздь или перочинный нож. Согласно показаниям очевидцев во время игры у Дмитрия начался приступ эпилепсии и во время судорог он случайно ударил себя «сваей» в горло. Впрочем, царица и другой её брат, Михаил, упорно придерживались версии, что Дмитрий был зарезан Осипом Волоховым (сыном мамки царевича), Никитой Качаловым и Данилой Битяговским (сыном дьяка Михаила, присланного надзирать за опальной царской семьей) — то есть по прямому приказу Москвы. Возбуждённая толпа, поднявшаяся по набату, растерзала предполагаемых убийц. Через четыре дня после смерти царевича, из Москвы прибыла следственная комиссия. Её выводы на тот момент были однозначны – царевич погиб от несчастного случая. Обычно считается, что смерть Димитрия была невыгодна правителю государства Борису Годунову, завладевшему абсолютной властью в 1587 году, как претендент на престол; однако многие историки утверждают, что Борис считал его незаконнорождённым и не рассматривал как серьёзную угрозу.

Объявившегося Лжедмитрия I, как его позднее стали именовать историки, поддержали в католической Польше и Риме, но страшнее было то, что сначала тайно, а затем и явно его сторону приняли многие бояре и дворяне, недовольные Борисом. Начиналась небывалая доселе смута. В апреле 1604 г. самозванец тайно перешел в римо-католичество через миропомазание. В своем письмом папе Клименту VIII Лжедмитрий обещался исповедовать римо-католическую веру и прививать ее русскому народу. Тем самым дело смуты приняло оборот религиозный, а поддержка самозванца кем-либо из русских становилась изменой не только Отечеству, но и Православию.

В августе 1604 г. самозванец выступил в поход на Московское государство. Уже в октябре 1604 г. его разношерстное воинство вторглось в пределы России. Хотя армия царя Бориса была более многочисленной, лучше вооруженной, но она фактически не сопротивлялась, так как во главе войск стояли бояре-изменники, ненавидевшие Годунова. Войска Лжедмитрия, в составе которых было немало поляков и прочих иноземцев-наемников, постоянно пополнялись казаками. Простой народ верил предавшим Годунова боярам и встречал самозванца как настоящего Димитрия.

В то же время из Москвы в русские города и веси рассылались грамоты, в которых говорилось, что объявившийся «царевич» на самом деле является самозванцем. Особенно горячо в поддержку Годунова выступил Патриарх Иов, лучше других понимавший, сколь бедственными будут для России последствия надвигающейся смуты. Иов разослал по епархиям послания, в которых требовал от епископов разъяснять народу, что нашествие самозванца угрожает Православию и чревато наступлением католицизма. В грамотах и выступлениях с амвона Иов называл самозванца беглым монахом Григорием Отрепьевым. Однако, несмотря на выступления Патриарха Иова и усилия Годунова унять смуту было уже невозможно. В народе проснулись самые темные стороны и инстинкты, стремление «погулять» и «поворовать», пользуясь смутой.

В такой драматической ситуации царь Борис Феодорович Годунов умер 13 апреля 1605 г. Смерть его была внезапной и, как полагают некоторые историки, насильственной: возможно, его отравили бояре. Государем стал сын Годунова Феодор. Но молодой царь, почти ребенок, хотя и был одаренным и образованным, ничего не мог сделать в условиях полного развала государства. Младшему Годунову первоначально присягнули, но уже в начале мая бояре полностью его предали. Все было окончательно решено в пользу Лжедмитрия. Москва взбунтовалась, самозванец был признан законным царем, а Феодор объявлен низложенным. Семью Годуновых заключили под арест. Затем вдову царя Бориса – царицу Марию Григорьевну и ее сына – царя Феодора Борисовича зверски убили.

Когда 10 июня 1605 г. москвичи получили ответ Лжедмитрия на свое послание, в котором они признавали самозванца царем, Иов попытался вразумить с амвона Успенского собора свою расходившуюся паству. Но народ не внял голосу своего Патриарха. Тогда Иов сложил с себя панагию и обратился с пламенной молитвой к Божией Матери перед Ее Владимирской иконой. В своей молитве Патриарх говорил о том, что он 19 лет служил Пресвятой Владычице, и вот теперь за грехи народа на истинную православную веру наступает еретическая. Иов просил Матерь Божию не оставить своим попечением погибающий русский народ. Но толпа пришла в неистовство. Иова выволокли из собора, били и бесчестили, затем привели на Лобное место, где всенародно поносили. Патриарший двор был разграблен. С первосвятителя совлекли Патриаршие одежды и в простой рясе отправили в ссылку. По просьбе самого Иова местом его изгнания был назначен его родной Старицкий Успенский монастырь.

20 июня 1605 г. Лжедмитрий при всеобщем ликовании вошел в Москву. Рязанский архиепископ грек Игнатий еще прежде вступления Лжедмитрия в столицу выехал в Тулу, присягнул самозванцу сам и привел к присяге других. За это самозванец почтил его саном Патриарха. Уже через 4 дня после въезда в Москву новый царь повелел собору епископов избрать Игнатия Предстоятелем Русской Церкви. Есть все основания полагать, что некогда учившийся в Риме Игнатий давно уже был тайным униатом. Это был откровенный карьерист и авантюрист, человек абсолютно беспринципный. Игнатий, однако, пытался получить благословение на Патриаршество от низложенного Иова, к которому специально с этой целью дважды ездил в Старицу. Но Иов благословения приспешнику самозванца не дал, сказав по этому поводу: «По ватаге и атаман, а по овцам и пастырь».

Среди русских архиереев примеру Иова, не желавшего считать самозванца законным царем даже под угрозой лишения жизни, последовал один лишь Астраханский архиепископ Феодосий, который также отказался признать Лжедмитрия государем. Привезенный приспешниками вора в Москву, он, будучи приведенным к царю, в глаза обличал его как самозванца. На удивление Лжедмитрий не велел его казнить, но, объявив сумасшедшим, отправил в ссылку.

Вскоре после своего поставления Игнатий разослал окружное послание, которым он сообщал, что на престол возведен «прирожоный царь Димитрий Иоаннович». В то же время Игнатий начал с Римом переговоры об унии. Уже в декабре 1605 г. кардинал Боргезе извещал папского нунция в Польше Рангони о готовности Игнатия на введение унии в России. Для пропаганды католицизма к Лжедмитрию приехало множество иезуитов, которым он подарил дом Годуновых в Кремле, где они совершали свои богослужения под звуки органа.

Наводнивший Москву иноземцами и открыто попиравший православные традиции Лжедмитрий I вскоре возбудил к себе всеобщую неприязнь в народе. Бояре имели еще меньше оснований терпеть его, чем в случае с Годуновыми – никто из московской знати, разумеется, не верил в историю с чудесным спасением сына Иоанна Грозного. Лжедмитрий нужен был боярам лишь для того, чтобы избавиться от Годунова. Но самозванец неожиданно стал демонстрировать большую самостоятельность. В расчеты бояр это не входило. 17 мая 1606 г. в результате заговора, возглавляемого Шуйским, произошел переворот, которому весьма способствовало народное возмущение засилием иноземцев и неблагочестивым поведением царя. Лжедмитрий I был убит. Уже 18 мая, на следующий день после убийства самозванца, Игнатий был сведен с Патриаршества и заточен в Чудовом монастыре Московского Кремля. 19 мая 1606 г. глава бояр-заговорщиков князь Василий Иванович Шуйский стал новым царем.

Шуйский сразу по воцарении посылал к святителю Иову в Старицу с предложением вновь возглавить Русскую Церковь, но престарелый Патриарх отказался вернуться на кафедру, ссылаясь на немощь и слепоту. Вскоре, в конце июня 1606 г., произошло избрание нового Патриарха. Им стал Казанский митрополит Ермоген, будущий священномученик. Патриарх Иов благословил его быть своим преемником, и 3 июля 1606 г. состоялась интронизация нового предстоятеля Русской Церкви.

В начале 1607 г. для того, чтобы остановить не прекратившееся с гибелью первого самозванца брожение в народе, Патриарх Ермоген и Освященный Собор постановили призвать из Старицы святителя Иова и учинить в Успенском соборе Московского Кремля всенародное покаяние. Оно состоялось 20 февраля 1607 г. в присутствии двух святых Патриархов – Иова и Ермогена. Множество народа собралось в соборе, куда из Старицкого Успенского монастыря прибыл уже совершенно слепой и немощный Иов, облаченный в простую монашескую рясу. Представители народа подали в руки Иову челобитную, в которой исчислялись их многочисленные вины: клятвопреступление по отношению к Борису и Феодору Годуновым, признание самозванца и низложение Иова с Патриаршества и т.д. Москвичи просили у Иова прощения за себя и за всех русских людей. После прочтения челобитной Иов и Ермоген велели зачитать с амвона разрешительную грамоту народу, в которой прощались и разрешались вины всех уклонившихся в смуту. Народ призывался к тому, чтобы впредь не нарушать крестного целования, но служить законному царю Василию. Грамота была встречена со слезами умиления.

Но, увы, вскоре все снова забылось. Тем более, что чин покаяния, равно как и само избрание Шуйского на царство, были акциями, в которых приняли участие почти исключительно москвичи. Все это мало повлияло на настроение жителей других городов России, где продолжалось брожение. Успокоения так и не наступило, и смута на Руси продолжалась.

Св. Иов скончался в Старице 19 июня 1607 г. и там же был погребен. Позднее по инициативе митрополита Новгородского Никона, будущего Патриарха, мощи Иова были обретены в марте 1652 г. и перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где и доныне покоятся под спудом. Почитание святителя Иова как местного Московского святого отмечено уже с середины XVII столетия. Общецерковное прославление св. Иова состоялось на Архиерейском Соборе в октябре 1989 г., в дни празднования 400-летия Патриаршества на Руси.

Вопросы для самостоятельного повторения материала.

1. Опишите политическую ситуацию в Московском государстве накануне смуты.

2. Что было причиной и поводом для начала смуты? Как в её начале вел себя патриарх Иов?

3. Изложите обстоятельства низложения патриарха Иова и возведение патр. Игнатия.

4. Опишите обстоятельства избрания патр. Ермогена. Как он пытался остановить смуту?

Церковь в смутное время

Ни для кого не секрет, что с 1917 года и по сей день, наша страна переживает невиданный по размаху и продолжительности период религиозной и государственной смуты. Поэтому опыт преодоления нашими предками первой смуты начала 17 века в наше время является как никогда актуальным. Этому относительно короткому, но очень значительному периоду, длившемуся всего 15 лет, посвящена данная статья.
Религиозно-нравственное состояние общества накануне смутного времени
О религиозно-нравственном состоянии общества накануне смутного времени до нас дошло немало документов и свидетельств, наиболее значимые из них – это деяния Стоглавого Собора (1551 г.) и «Домострой» протопопа Сильвестра.
От дохристианского периода на Руси еще сохранялись остатки язычества. Было еще много ворожей и волхвов, у нас не был распространен западный обычай систематически сжигать всех подозреваемых в этом грехе на кострах, поэтому люди не боялись тайно к ним прибегать. В ночь на день Рождества Иоанна Предтечи (Ивана Купала) народ собирался у рек и озер под звуки гуслей предавался скаканью, плясанью и другим забавам. Всюду безмерное пьянство, отроком осквернение, а девам растление. В Троицкую субботу ходили на кладбище плакали и вопили на могилах; под игру скоморохов, гудников и перегудников скакали, плясали, били в ладоши и пели сатанинские песни. Языческие гуляния совершались также накануне Рождества Христова, Богоявления и в другие праздники. Царь Иван IV на Стоглавом соборе говорил: «Они в кудесы били, в аристотелевы врата и в рафли смотрели, по звездам и по планитам глядали». Народ носил от ворожей камни, коренья и другие талисманы. Иногда народ, ожесточаясь, сжигал кудесников. Старец Филофей в своем письме жаловался Государю Иоанну IV на распространение в народе содомского греха даже среди священнослужителей, что косвенно свидетельствовало о распространении языческого отношения к жизни даже среди духовенства. Апостол Павел в Послании к Римлянам так писал о причинах этого греха у язычников: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели… И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим. 1.21-22,28). То есть под прикрытием христианской обрядности у многих христиан того времени скрывалась суета и идолопоклонство. Обратите внимание на состояние современного общества, как много общего с тем временем, мы так ничему не научились и продолжаем упорствовать в своем языческом мракобесии.
Древние языческие заговоры стали тогда получать христианскую форму, изменяя в воззваниях имена мифических сил именами святых. В молитвенники вносились лживые молитвы о трясовицах и недузех, некоторые молитвы переделывались в заклинания и заговоры прибавлением к ним упоминаний об острове Буяне и камне Алатаре.
Большинство людей 16 в. представляло себе православие ничем иным как собранием обрядов и внешних форм религиозной жизни. Так развивалась в русском обществе внешняя набожность, т.е. обрядность. По случаю бедствий народ часто ставил обыденные (т.е. построенные в течение одного дня) церкви и отдавал монастырям и церквам все свое имущество. В 16 столетии был такой избыток храмов, что они кругом стояли заброшенные, так как их строили без спроса и больше чем необходимо. Все эти и другие отклонения были вынесены на рассмотрение Стоглавого Собора, и Церковь вместе с Царем вела борьбу с ними.
Несмотря на языческие пережитки, верующие тогда стремились строго соблюдать церковные правила и обряды. Иностранцы говорили: «Русские молились так часто, что нелегко было найти подобных, а крестным знамением осенялись почти непрестанно». Очень выросло уважение к монашеству. В монашестве видели идеал религиозно-нравственной жизни. О монахах говорили: «Свет инокам — ангелы, свет же мирянам — иноки». Царь Иоанн IV в своей Александровой слободе устроил нечто вроде монашеской общины и сам вел строгий почти монашеский образ жизни. Многие из князей бояр и других, знатных и богатых перед смертью принимали схиму.
Развивалась строгость в соблюдении постов. Русские готовы были лучше умереть, чем нарушить пост. Некоторые вкушали только по субботам и воскресеньям. Некоторые не вкушали горячего во весь пост. А иные — только по заходе солнца. Богослужения были настолько продолжительные, что даже православные монахи из других стран не могли их выстаивать на ногах, как русские прихожане. Например, каждое «Господи, помилуй» певчие могли тянуть четверть часа; а в ектеньи «Рцем вси…» иногда повторяли «Господи, помилуй» более ста раз.
В то время Церковь вела постоянную борьбу с языческими пережитками и еретическими лжевериями. Враги Церкви пытались настроить набожных прихожан против священников, рассказывая об их грехах и заблуждениях. Особенно известны в этом отношении ереси стригольников и жидовствующих. Они красочно обличали злоупотребления священников, показывая, что по канонам за такие грехи положено извержение из сана или отлучение от Церкви, а дальше делали вывод о том, что наши священники безблагодатны и у них исповедоваться и причащаться нельзя, что якобы остались только мы, небольшой остаток «верных» перед лицом всемирного отступления. Бесовская хитрость сектантов заключалась здесь в том, что верующим мирянам предлагалось стать судьями и судить священников своим умом, произвольно истолковывая церковные правила и делая выводы об их поведении на основании слухов. Подобные процессы происходили тогда и на западе, мы знаем о них как о движении протестантов. Обратите внимание на то, как современные духовные потомки стригольников под видом ревности о чистоте Церкви подкидывают нам сплетни о грехах наших иерархов и заставляют нас осуждать епископов. Некоторые миряне даже дерзают называть Патриарха и епископов еретиками, не понимая точно, в чем же заключается их ересь, приводя при этом только общие фразы, косвенные соображения и смутные догадки. А ведь такое поведение является очень тяжким грехом и называется этот грех лжесвидетельством. Они свидетельствуют о том, что они в точности не знают, то есть они клевещут на своих епископов. Если добавить к этому гордое мнение о себе как о последнем остатке верных в этом падшем мире, мы получаем секту и еще более тяжкий грех – грех раскола, который не смывается даже мученической смертью. Так что будьте бдительны и затыкайте уши, когда вам рассказывают о грехах ваших братьев во Христе, а лучше затыкайте рот клеветникам. Вы бы могли спокойно слушать, если б так клеветали на вашего родного отца или мать? А к духовным отцам некоторые из нас относятся высокомерно, забывая, что дар Спасения, преподаваемый через них, есть большее благо, чем рождение, т.к. без Спасения жизнь превращается в вечную муку.
События смутного времени
Переходим теперь к историческим событиям смутного времени.
К концу 16 века Российская Церковь получила автокефалию и Патриаршество. Русское Царство стало крупнейшим в мире православным государством и стало рассматривать себя преемницей православной Римской Империи – Третьим Римом.
Благодаря реформам, начатым первым русским Царем Иоанном IV, и продолженным его сыном Федором Иоанновичем и шурином Федора Иоанновича Царем Борисом Годуновым Россия стала быстро набирать экономическую и политическую мощь. Для запада возникла реальная угроза Российской гегемонии в Европе. И естественно, что Запад принял все меры, для того чтобы взять под контроль своего конкурента. К сожалению, общество оказалось гнилым, руководимое аристократами, предавшими своего Царя, оно вверглось в бездну анархии. Государство было разрушено, но выстояла Церковь, вразумила заблудших и возродила Русское Царство.
Началом Смутного времени обычно принято считать 1598 год, когда умер последний потомок первого русского Царя из московской ветви рода Рюриковичей Царь Федор Иоаннович (1557-1598, царствовал с 1584). После смерти Царя Федора Иоанновича, сына Иоанна Грозного, в 1598 году его вдова Ирина Годунова отказалась от власти и по ее рекомендации Земский Собор избрал на царство ее брата Бориса Годунова, который приходился шурином последнему Царю и при его правлении фактически управлял страной. В то время ближнее родство по женской линии предпочиталось дальнему кровному родству, и поэтому брат жены Царя рассматривался как брат Царя. Следующие после Годуновых по этому принципу шли Романовы, потомки Никиты Романовича, брата первой жены Иоанна Грозного Анастасии.
В то время в Российской Церкви правил первый русский Патриарх, святитель Иов. Он был близким сподвижником Бориса Годунова, всячески его поддерживал и был воспитателем его сына, будущего Царя Федора Борисовича.
Борис Годунов продолжил начинания Царя Иоанна IV. Укреплялись позиции России на международной арене, заключены договоры с Польшей и Швецией, укреплялись отношения с Грузией. Россия снова получила выход к Финскому заливу, была присоединена Сибирь, велась колонизация Поволжья. Годы правления Бориса Годунова отмечены размахом городского и церковного строительства. При нем было завезено с Запада множество врачей и мастеровых. Такое сближение с Западом привело к тому, что при дворе было множество шпионов, докладывавших своим Западным руководителям о всех слабостях русской власти. Несмотря на явные благодеяния для народа, Царь сделал много для разрушения собственной популярности, опасаясь конкуренции, он сослал в ссылку уважаемых в народе Романовых, в стране начались репрессии, часто необоснованные, что разрушало образ милостивого Царя. Вдобавок с 1601 по 1603 годы в стране случился так называемый Великий голод, когда погибло около полумиллиона человек. Он был вызван аномальными погодными условиями, когда заморозки были даже в летние месяцы. Предполагается, что причиной аномалии была вулканическая зима после грандиозного извержения вулкана в Перу в 1600 году. В народе же была пущена крамольная молва, что Бог не благоволит Царю Борису.
А когда с Запада пришел слух, что Царь Борис пытался убить Царевича Димитрия, младшего сына Иоанна Грозного, и Царевич, якобы выжил и идет вернуть себе трон, то народ, забыв о присяге своему Царю, не послушав своего Патриарха, обличившего Лжедмитрия и предавшего его анафеме, стал массово переходить на сторону самозванца.
Царь Борис умер внезапно в 1605 году, ему наследовал его сын 16-летний Федор Борисович. Патриарх Иов призвал всех к верности новому Царю Федору Борисовичу и открыто обличил Лжедмитрия. Он писал о Лжедмитрии: «расстрига, ведомый вор, в мире звали его Юшком Богданов сын Отрепьев, жил у Романовых во дворе и заворовался. …да и у меня, Иова Патриарха, во дворе для книжного письма побыл во дьяконах же. А после того сбежал с Москвы в Литву».
Народ не послушал Патриарха и предал Царя, перейдя на сторону самозванца, ставленника католического Запада.
Самозванец Лжедмитрий, объявивший литовскому князю Адаму Вишневецкому о своём царском происхождении, вошёл в тесные отношения с польским магнатом, воеводой сандомирским Ежи Мнишеком и папским нунцием Рангони. В начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля, а 17 апреля принял католичество. Король Сигизмунд признал права Лжедмитрия на русский трон и разрешил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли. За согласие воеводы Мнишека на брак его дочери с Лжедмитрием тот также обещал передать своей невесте во владение Новгород и Псков. Мнишек снарядил самозванцу войско, состоявшее из запорожских казаков и польских наёмников. В 1604 году войско самозванца пересекло границу России, многие города сдались Лжедмитрию, войско московского воеводы Мстиславского было разбито у Новгород-Северского. В разгар войны Царь Борис Годунов скончался (13 апреля 1605 г.); армия Годунова практически немедленно изменила его преемнику, Царю Фёдору Борисовичу, который был свергнут 1 июня и 10 июня 1605 года был задушен вместе с матерью, а сестра изнасилована Лжедмитрием и отправлена в монастырь.
Патриарха Иова арестовали за богослужением в Успенском соборе Кремля, сорвали с него патриаршее облачение и как простого монаха отправили в изгнание. После изгнания Иова церковный собор избрал новым московским патриархом грека Игнатия, примкнувшего к сторонникам Лжедмитрия. Однако смена Патриархов не была законной: святитель Иов не был ни низложен, ни тем более лишен сана.
Лжедмитрий, захватив власть, начал демонстрировать неуважение к русским обычаям и Православной Вере, вызывая недовольство в народе. Поэтому в ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская партия во главе с Василием Шуйским подняла восстание, в ходе которого самозванец был жестоко убит.
Бояре выбрали Царем Василия Шуйского, который возглавлял одну из ветвей княжеского рода Рюриковичей. Василий Иванович дал так называемую «крестоцеловальную запись», ограничивавшую его власть, то есть это был первый и последний на Руси выборный Царь.
После свержения Лжедмитрия был свергнут и лжепатриарх. Следующим после Иова законным патриархом стал Патриарх Гермоген (1606 – 1612). Патриарх Иов, выпущенный на свободу, скончался в 1607 году от полученных в темнице болезней.
В 1607 году святыми Патриархами Гермогеном и находившимся на покое Иовом был совершен чин покаяния в грехе цареубийства Царя Федора Годунова и измены Царю Борису Годунову. Перед св. мощами Царевича Димитрия его матерь (инокиня Марфа) и принесла «всенародное покаяние» (т.е. публичное перед всем народом), называя себя виноватой пред Царем, собором, всем народом и более всего пред своим сыном, что признала самозванца. Позже представители мирян подали в руки Патриарху Иову покаянную челобитную, в которой перечисляли ряд своих измен и клятвопреступлений и просили, чтобы патриархи простили им измены Царю. В ответ была прочитана разрешительная грамота Патриарха Иова.
Но выборная ограниченная Царская власть оказалась не долговечной. На юге страны вспыхнуло восстание, и объявился новый самозванец Лжедмитрий II, прозванный в народе тушинским вором. Его войска подошли к Москве и обосновались в Тушино. Затем в 1609 году польский Король Сигизмунд III вторгся в пределы России и осадил Смоленск, приглашая к себе на службу всех поляков и всех желающих из лагеря самозванца. Многие отряды, служившие самозванцу, покинули его, и Лжедмитрий II вынужден был бежать в январе 1610 года из Тушина в Калугу, где он был убит. Весной 1610 года польские войска осадили Москву, и польский Король предложил боярам вместо царя Шуйского избрать на русский престол сына Короля Сигизмунда III, королевича Владислава, который, якобы, охотно примет и православную веру.
9 июля 1610 года группа заговорщиков, руководимых рязанским дворянином Ляпуновым, свергла с престола Царя Василия Шуйского и насильственно постригла его в монашество.
Начался новый период. Короткий период коллегиального управления страной – Семибоярщина. В Москве было сформировано правительство во главе с князем Мстиславским. 17 августа 1610 года Семибоярщина заключила договор с поляками о призвании королевича Владислава на условиях обеспечения прав русского дворянства и православного духовенства. 27 августа состоялась присяга новому царю. 23 января 1611 года поляки вошли в Москву.
Новый царь не выполнил условие о принятии им Православия и поэтому был отвергнут Патриархом Гермогеном. Патриарх Гермоген не признал царя-католика и подвергся заключению в Чудовом монастыре. В 1612 году поляки уморили его голодом в тюрьме, но Патриарх успел разослать грамоты, призывавшие к борьбе с поработителями Отечества и назначил вместо себя Местоблюстителем Митрополита Ефрема. Он писал: «Пишите в Казань к митрополиту Ефрему: пусть пошлёт в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они стояли крепко за веру и не принимали Маринкина сына на царство, — я не благословляю».
Народ, окончательно потерявший власть, но вдохновленный Патриархом, самостоятельно начал подниматься на защиту Отечества. В 1611 году была первая попытка созвать ополчение под командованием Ляпунова, которое Благословил Митрополит Ефрем, но Ляпунов был убит, и ополчение распалось. В это время в страну со всех сторон двинулись иностранные армии, желая ее разделить на части, в Пскове даже появился Лжедмитрий III.
Осенью 1611 года по призыву нижегородского мещанина Кузьмы Минина создается Второе ополчение, более единое и сплоченное, чем первое. Предводителями Второго ополчения стали Кузьма Минин-Сухорук и князь Дмитрий Пожарский, уважаемый за свой военные таланты и за то, что не изменял данной им присяге.
Весной 1612 года в Ярославле был образован “Совет всея земли” – своего рода правительство национального спасения. К лету 1612 года Второе ополчение, объединилось с остатками Первого ополчения и 22 октября (4 ноября) 1612 года Второе ополчение взяло приступом Китай-город. Спустя четыре дня польский гарнизон в Кремле капитулировал. Так закончилась иностранная оккупация, и начался период восстановления Государства.
В начале 1613 года в Москве начал роботу Великий Земский собор под председательством Местоблюстителя Патриарха Митрополита Ефрема, главной задачей которого было определение законного наследника престола. После трехдневного поста Собор приступил к обсуждению проблемы. Сразу было принято решение безусловно отвергнуть иностранные кандидатуры и потомков Лжедмитрия.
На Соборе первоначально пытались выбрать Царя по польскому образцу, то есть по республиканскому принципу, но когда в очередной раз разгорелись споры о кандидатуре, некий галицкий дворянин подал записку «о природном (т.е. прирожденном) царе Михаиле Феодоровиче». Его поддержал один из казачьих атаманов, недвусмысленно намекнувший на незаконность выборов Царя. Окончательное решение о призвании Михаила Федоровича и в его лице всей династии Романовых было принято 21 февраля 1613 года в праздник Торжества православия. Разосланная по всей России грамота Собора гласила: «Заповедано, чтобы избранник Божий Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником правителей на Руси из рода в род (…). А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения,… то таковый, аще священных чину, и от Бояр, Царских синклит, и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину ни буди, … всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен».
11 июля 1613 года митрополит Ефрем вместе с «Освященным Собором» венчал Михаила Фёдоровича на царство. Затем поучал нового Царя охранять Православную Церковь, Русское государство, почитать чин духовный и любить свой народ.
Так закончилось Смутное время. Когда Государство пало под напором внешних сил и внутренней измены, Русская Церковь выстояла. Два святых Патриарха Иов и Гермоген отдали свою жизнь за Отечество и вдохновили народ на борьбу с захватчиками. Под руководством Церкви в стране была восстановлена легитимная Монархия Православного Царя.
06.07.2015

1612 год

Запрос «1612» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Годы

1608 · 1609 · 1610 · 1611 — 1612 — 1613 · 1614 · 1615 · 1616

Десятилетия

1590-е · 1600-е — 1610-е — 1620-е · 1630-е

Века

XVI век — XVII век — XVIII век

2-е тысячелетие
XV век — XVI век — XVII век — XVIII век — XIX век
1590-е 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599
1600-е 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609
1610-е 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619
1620-е 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629
1630-е 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639
1640-е 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649
1650-е 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659
1660-е 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669
1670-е 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679
1680-е 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689
1690-е 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699
1700-е 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709
Хронологическая таблица
1612 год в других календарях

Григорианский календарь 1612
MDCXII
Юлианский календарь 1611—1612 (с 11 января)
Юлианский календарь
с византийской эрой
7120—7121 (с 11 сентября)
От основания Рима 2364—2365 (с 1 мая)
Еврейский календарь 5372—5373

ה’שע»ב — ה’שע»ג

Исламский календарь 1020—1021
Древнеармянский календарь 4104—4105 (с 21 августа)
Армянский церковный календарь 1061
ԹՎ ՌԿԱ
Китайский календарь 4308—4309
辛亥 — 壬子
белая свинья — чёрная крыса
Эфиопский календарь 1604 — 1605
Древнеиндийский календарь
— Викрам-самват 1668—1669
— Шака самват 1534—1535
— Кали-юга 4713—4714
Иранский календарь 990—991
Буддийский календарь 2155
Голоценовый календарь 11612

1612 (тысяча шестьсот двенадцатый) год по григорианскому календарю — високосный год, начинающийся в воскресенье. Это 1612 год нашей эры, 612 год 2 тысячелетия, 12 год XVII века, 2 год 2-го десятилетия XVII века, 3 год 1610-х годов.

События

Воззвание Минина к нижегородцам

  • Галилей изобрёл микроскоп, с помощью которого изучал насекомых.
  • В Лейпциге под руководством профессора Иеронима Мегисера издаётся первая в мире книга на татарском языке.
  • Шведские дворяне добились широких сословных привилегий.
  • Середина года — Шведы заняли всю Новгородскую землю, кроме Пскова и Гдова. Неудачная попытка взять Псков. Шведы прекратили военные действия.
  • 1612—1617 — Император Священной Римской империи Матиаш.
  • Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский формируют в Нижнем Новгороде народное ополчение, впоследствии освободившее Москву от польско-литовских интервентов.
  • 2 марта — присяга временного правительства первого ополчения Лжедмитрию III.
  • Июль — гибель Лжедмитрия III.
  • Лето — В Москву прибыли значительные силы наёмников во главе с гетманом Ходкевичем. 24 июля — К Москве подошли части второго ополчения. 20 августа — Основные силы ополчения подошли к Москве. 24 августа — Ходкевич разгромлен, его войска отошли к Вязьме. 22 октября — Штурм и взятие Китай-города. 26 октября — Капитуляция польского гарнизона Кремля.
  • Мир между Персией и Османской империей. Турки-османы теряют Западный Иран, Азербайджан, Восточную Армению, Кахети, Картли, Курдистан, Диярбекир, Мосул.
  • Английские корабли разбили португальскую эскадру близ Сурата. Ост-Индская компания создала в Сурате свою факторию.
  • 1612—1616 — Английские экспедиции Уильяма Баффина (1584—1622) по поиску Северо-западного прохода.
  • Симон Марий впервые в Европе описал туманность Андромеды

См. также: 1612 год в России > Скончались

См. также: Категория:Умершие в 1612 году

  • 24 сентября — Галактион Вологодский, преподобный Русской церкви.
  • Иосиф Заоникиевский

> См. также

Отечественная война 1612 года

В начале XVII века феодалы Литвы участвовали в интервенции Речи Посполитой против России. Великое княжество Литовское было втянуто в войну Речи Посполитой со Швецией.
В 1598 году «пресеклась» династия Рюриковичей, не стало законного царя на Руси. В борьбе за власть победил Борис Годунов, правивший до 1605 года.
Бояре, желавшие вернуть себе утраченные при Иване Грозном вольности, стали настраивать народ против Бориса Годунова. Его обвиняли в захвате власти, в убийстве малолетнего царевича Дмитрия Иоанновича.
А потом стали распространяться слухи, что царевич Дмитрий жив. Появился самозванец Лжедмитрий, который объявил литовскому князю Адаму Вишневецкому о своём царском происхождении и сблизился с польским магнатом, воеводой сандомирским Ежи Мнишеком. Король Сигизмунд признал права Лжедмитрия на русский трон. За это самозванец обещал передать Польше Смоленск и Северные земли, а за согласие воеводы Мнишека отдать ему в жёны дочь Марию обещал передать ей во владения Новгород и Псков. Мнишек снарядил Лжедмитрию войско, состоящее из запорожских казаков и польских наёмников. На сторону самозванца стали переходить и люди, недовольные царём Борисом.
20 июня 1605 года под всеобщее ликование самозванец (Григорий Отрепьев) вступил в Москву. В столицу была доставлена признавшая в самозванце своего сына царица Марфа. В ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись озлоблением москвичей против явившихся в Москву на свадьбу Лжедмитрия и Марии Мнишек поляков, подняла восстание, в ходе которого Лжедмитрий был убит.
Не сумев навести порядок в стране своими силами, царь Василий Шуйский, захвативший власть 19 мая 1606 года после смерти Бориса Годунова, призвал на помощь шведов, чем спровоцировал наступление польского короля Сигизмунда III на Смоленск. Василий Шуйский, этот царь-заговорщик, был 54-летним боярином, небольшого роста, невзрачным, подслеповатым, человеком неглупым, но более хитрым, чем умным, донельзя изолгавшимся. Царём Василием мало кто был доволен. Главные причины недовольства – его путь к престолу и зависимость от окружавших его бояр.
Слухи о чудесном избавлении царевича Дмитрия не утихали – объявился новый самозванец – Лжедмитрий-второй (Тушинский вор), личность которого так и осталась неустановленной. Собрав разношёрстное войско, в которое входили польско-литовские отряды, стрельцы, крестьяне, казаки во главе с Заруцким, он двинулся весной 1608 года на Москву.
В начале июня 1608 года Лжедмитрий II подошёл к Москве, но в боях под Химками и на Пресне был остановлен. Он обосновался в Тушине, и по месту своего расположения этот самозванец получил в истории прозвище Тушинский вор. Марина Мнишек „признала” в нём своего мужа Лжедмитрия I, якобы спасшегося в 1606 году.
4 июля 1610 года состоялась Клушинская битва, в которой русско-шведское войско под командованием Дмитрия Шуйского и Якоба Делагарди было разбито польской армией под командованием гетмана коронного Станислава Жолкевского. При этом немецкие наёмники, служившие в русском войске, перешли на сторону поляков.
Путь на Москву для поляков был открыт.
Противники Шуйского из князей, бояр и дворян в феврале 1610 года заключили под Смоленском договор с польским королём Сигизмундом III, по которому, выторговав себе ряд привилегий, пообещали королю избрать московским царём его сына Владислава.
17 июля 1610 года дворяне во главе с Захаром Ляпуновым свергли Василия Шуйского с престола, насильно постригли его в монахи и вместе с братьями Дмитрием и Иваном передали полякам в качестве заложников.
Страной стала править Боярская дума, состоявшая из семи человек («семибоярщина»).
27 августа 1610 года Москва присягнула Владиславу. Сам он в Москву не приехал, но в городе разместился польский гарнизон: тайком от народа предатели-бояре 21 сентября впустили в столицу польское войско. Получилось так, что оккупантов пригласили в Россию сами русские.
После занятия поляками Москвы Лжедмитрий II, который в это время находился в Коломенском, вернулся в Калугу, куда до того он с Мариной бежал из Тушино. Там он и был убит и обезглавлен во время охоты в сентябре 1610 года ногайским князем Петром Урусовым. Сам Урусов после этого бежал в Тавриду. По словам Н.И.Карамзина, он прославил себя „злодейским истреблением злодея, который едва не овладел обширнейшим царством в мире, к стыду России, не имея ничего, кроме подлой души и безумной дерзости”.
В обстановке, когда Россия была уже на грани утраты своей государственной самостоятельности, на борьбу поднялись патриотические силы страны. Инициаторами выступления против поляков стали не москвичи, которые возмущение стали проявлять лишь после того, как поляки стали бесчинствовать в городе, а жители других городов. Даже жители районов, не захваченных поляками, стали ощущать себя патриотами всего русского Отечества. Поэтому и начавшуюся войну стали называть Отечественной.
Первое народное ополчение было создано на рязанской земле во главе с дворянским предводителем Прокофием Ляпуновым. 18 марта 1611 года воинское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским подошло к Москве, захватило Замоскворечье, проникло в Белый город. Но поляки, имея численное превосходство, сумели подавить поднявшееся в городе восстание. Ополченцы были разбиты, раненого Пожарского успели вывезти из Москвы.
В июне 1611 года состоялся собор представителей «всех городов», принявших участие в походе на Москву первого земского ополчения, состоявшего из «служилых людей», ремесленников и купцов. Решением собора высшая власть перешла к войсковому совету, ополчением были созданы свои приказы взамен царских органов.
Первое ополчение не смогло долго просуществовать: разногласия между земством и казачеством погубили его.
По словам В.Ключевского, «в конце 1611 года Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжёг Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол; на смену убитому второму Лжедмитрию в Пскове уселся третий, какой-то Сидорка; первое дворянское ополчение под Москвой со смертью Ляпунова расстроилось… Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части; чуть не каждый город действовал особняком… Но с конца 1611 года, когда изнемогали политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнувшей земли…»
Второе ополчение было созвано патриархом Гермогеном и архимандритом Троице-Сергиевой лавры Дионисием. Духовенство понимало, что воцарение в Москве польского короля приведёт к замене православия католичеством. Тому в истории уже был пример: за Люблинской унией, объединившей Польшу и Литву, последовала Брестская церковная уния. Сигизмунд III, отец Владислава, также претендовавший на московский трон, о православии и слышать не хотел. Гермоген перешёл в оппозицию к полякам и был арестован. Уже будучи в заточении в подвале кремлёвского Чудова монастыря, он стал призывать народ на борьбу «за Пречистая дом, и за чудо­творцев, и за веру».
После захвата поляками значительной части страны и распада первого ополчения центр патриотических сил переместился в Нижний Новгород. За организацию второго ополчения взялись посадские люди Нижнего Новгорода во главе с Кузьмой Мининым, получившим впоследствии известность как «выборный от всея земли человек». Избранный в начале сентября 1612 года земским старостой, Минин на площади призывал народ: «Православные люди! Дело великое мы совершим, если нас Бог благословит, слава будет нам от всей земли русской, что от такого малого города произойдёт такое великое дело. Я знаю, только мы на это дело подвигнемся — многие города к нам пристанут, и мы вместе с ними дружно отобьёмся от иноземцев».
На соборе решили набирать ратных людей по всей стране. Для этого нужны были большие деньги. Новгородцы сложились сами и обратились за поддержкой в другие города России. Люди жертвовали на ополчение «третью деньгу», то есть третью часть годового дохода.
Целью второго ополчения было освобождение Москвы от интервентов, отказ от признания на русском престоле царей-иностранцев, создание нового правительства.
Своих людей в ополчение послали пятьдесят городов. Вместе с русскими в ополчение вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера. Воеводой поставили князя Дмитрия Пожарского, хорошо воевавшего в первом ополчении. Но действовать он мог только по воле земского собора, «по указу всей земли».
Вожди второго народного ополчения были не из рядов богатой дворянской знати: Минин содержал в Нижнем Новгороде мясную лавку, а Пожарский хотя и происходил из древнего княжеского рода, но при царе Борисе состоял в должности стряпчего с ключами, а при царе Василии начал действовать на военном поприще.
В сентябре 1612 года второе ополчение подошло к Москве. Под Москвой стоял казацкий отряд князя Трубецкого из первого ополчения, но казаки своей непредсказуемостью действий для ополченцев были опаснее поляков. После трёхмесячного стояния под Москвой ополченцам удалось договориться с казаками и с их помощью в бою, продолжавшемся два дня, разбить отряд великого гетмана литовского Яна Кароля Ходкевича, насчитывавший около 10 тыс. человек. Этот отряд со ста повозками пробирался к осаждённому в Кремле гарнизону с подкреплением. От Кремля их отделяло всего 1800 метров.
22 октября (4 ноября) московский Китай-город, где располагались польские войска, был взят штурмом. Атаковать Кремль ополченцы не решились. Засевший там польский гарнизон сдался сам, доведённый голодом до людоедства. А 26 октября 1612 года от интервентов была освобождена и вся Москва. Многие ополченцы хотели преследовать Ходкевича, но предводители их убедили в том, что «в один день не бывает двух радостей». Гетман Ходкевич отступил к Донскому монастырю и Воробьёвым горам, а поутру принял решение о немедленном возвращении в Литву.
Большая польская армия во главе с Сигизмундом III пытались прорваться в Москву, чтобы вернуть её полякам, но была отброшена отрядами ополченцев и вернулась домой.
В ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. В начале 1613 года царём в Москве был избран Михаил Фёдорович Романов. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все.
Смутное время привело к большим территориальным потерям для Руси: на долгие десятилетия был утрачен Смоленск, значительная часть Карелии была захвачена шведами, лишь в 1617 году шведы покинули Новгород, хозяйство страны пришло в упадок. По словам В.Ключевского, «…теперь опытом убедились, что государство, по крайней мере некоторое время, может быть без государя, но ни государь, ни государство не могут обойтись без народа».
Главные герои Отечественной войны – Минин и Пожарский – не получили при жизни должного признания ни со стороны боярской знати, ни со стороны Романова.
Итак, в ходе освободительной борьбы 1611-1612 годов посадские и служилые люди российской земли, проявив гражданскую зрелость, не имея над собой ни царя, ни каких-либо других начальников, по своей воле и на свои средства организовали два земских ополчения и освободили своё Отечество от захватчиков. Хотя это и была война не всего народа, как война 1812 года, но это была Отечественная война.
Здесь нельзя не вспомнить ещё одного героя той эпохи. Как повествуют предания, «польские и литовские люди» пришли в Костромскую область с целью убить Михаила Фёдоровича Романова, соперника польского королевича Владислава. Крестьянин Иван Сусанин взялся их проводить, но завёл в противоположную от Ипатьевского монастыря, где был Романов, сторону, в дремучие леса. Когда обман открылся, поляки стали жестоко пытать его, но он не выдал места убежища Романова и был изрублен «на мелкие куски». Подвигу Сусанина посвящено много поэм, стихов, рассказов, опера М.И.Глинки «Жизнь за царя». По велению императора Николая I в 1838 году в Костроме был воздвигнут памятник Сусанину.
По словам В.Ключевского,
«…из потрясения, пережитого в Смутное время, люди Московского государства вынесли обильный запас новых политических понятий, с которыми не были знакомы их отцы, люди XVI века».
В конце 1618 года было подписано Деулинское перемирие, завершившее войну с Польшей.