У алешки было необычайно развито воображение
ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.
Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:
1) на уровне простого предложения:
— понимание, того, что предложения без основы не бывает;
— знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)
— понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.
2) на уровне сложноподчинённого предложения:
— умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;
— умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;
— умение видеть указательные слова в главном
— умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.
3) на уровне сложносочинённого предложения:
— умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.
4) на уровне всего предложения в целом:
— умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.
Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.
БП 1
Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ
Деревья скрипят и стонут. Хозяева угощали нас щами да ржаными лепёшками.
БП 2
Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО
Ученик пишет быстро, но неаккуратно. Малыш уже не хныкал, а плакал навзрыд.
БП 3
Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:
Шелестят зелёные серёжки, и горят серебряные росы.
По ночам в городе стало темнее, а днём пахло огурцами и бензиновым дымком.
БП4
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.
(Если б вместо Надежды был у меня сын),при каком условии , о чём?(что будет со мною nод старость).
БП 5
При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:
, (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).
Сравните:
, (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).
БП 6
Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:
, и, (как только публика увидела своего любимца),
Сравните:
, и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].
, и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), .
, и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но .
Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО…), либо ставить запятую.
Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.
(1) что?(что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)(2) и (3) (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)( 4)когда? то сами убедились (5) в чём?(насколько правы были очевидцы).
1. Выделяем основы.
1- Утверждают (односоставное, сказуемое)
2- карнавалы восхищают и завораживают
3- мы увидели
4- сами убедились
5- правы очевидцы
2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.
3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.
(что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)
(когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
(насколько правы были очевидцы).
4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.
что?(что бразильские карнавалы восхищают и завораживают). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 , (что— = и = ).
Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.
когда?(когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
в чём?(насколько правы были очевидцы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.
(когда — = ), , (насколько — = ) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.
Иван Аверьянов
Поступок
Три минуты. Это будет продолжатся ровно три минуты. Больше будильник не протянет. А потом сон, снова сон. СТОП. Сегодня же моя смена. Фак. Как хочется спать. Сегодня приду и сразу лягу спать. Душ и спать. Больше мне ничего не надо. Хмурое утро. Сырой асфальт и слегка подмерзшие лужи. Серая, вечно спешащая толпа. Куда они все? Наверное так же как и я — на работу. Каждый день одно и тоже. И ни какого намека на разнообразие. Господи, ну неужели за всю свою жизнь мы так и не сделаем ни одного стоящего поступка? Неужели мысль о том, что ты какой-то особенный, неизменно сопровождавшая нас все детство, с возрастом отодвигается на второй план, потом на третий, а затем и вовсе уходит. Уходит по ангийски, не прощаясь. Мне 35. Я знаю 5 языков. У меня есть друзья. Хотя… ет. У них жены, дети, заботы. А что есть у меня? Работа? А зачем она нужна? Деньги? Да не такие уж и большие деньги. Удовлетворение? Удовлетворение от сознания своей осведомленности о всей, или практически всей изнанки всех политических событий? Нет. Я уже давно отдал бы многое, что бы не знать этого. Тогда что? Да перестань врать самому себе. Ты прекрасно знаешь, что! Власть. Да, да, именно власть! Когда остаешься один, в комнате, где кроме стола, небольшого прибора и микрофона с наушниками нет ничего — ты один. Один на столько, что через какое-то время забываешь о всех людях, которых ты знаешь. Забываешь имена, лица все. Остается лишь серая масса, которую ты видишь каждое утро и власть над ней. Эти люди, вечно спешащие на работу, никогда не задумываются о том, что есть я. И что именно я решаю их дальнейщую судьбу. Им не понять насколько важно любое мое слово. Ведь от каждого моего слова зависит их жизнь.
— Здорово. Как ты? Что-то неважно выгядишь сегодня.
— Да, нет. Просто не выспался.
— Не говори. Я после вчерашнего сам еле заснул. Все разговоры в голове крутятся, сил нет.
— Да. У меня тоже.
— Да, что с тобой? Ты как робот сегодня?
— Нет, все нормально.
— Ты помнишь, что сегодня ты с «Самим» работаешь? Вроде как со Штатами разговор будет.
— Конечно.
— А-а, анекдот новый знаешь?!
— Нет.
— Ну, вообщем, 20-й год. Коммунисты поймали китайца, который золотишком разжился, а делится не хотел. Ну позвали они переводчика. И говорят: (Ком) — «Спроси у него, где золото» (Пер) — «Где золото?» (Кит) — «Не скажу» (Пер) — «Он не скажет» (Ком) — «Скажи, что если он сейчас не скажет где золото, то мы его прямо сейчас расстреляем!» (Пер) — «Говори, или они тебя расстреляют» (Кит) — «Не стреляйте! Я все скажу! Золото зарыто под камнем, у реки!» (Пер) — «Стреляйте, вонючие коммунисты! Я вам все-равно ничего не скажу!»
— Классный правда?!
— Да уж…
— Ну давай. Ни пуха тебе…
— К черту.
Что-то наушники сегодня давят. Или мне это только кажется? Странно волнуюсь. Хотя почему странно, ты же все решил. Ничего я не решил. Так бывает каждый раз. Желание вмешаться, перефразировать. Но человек в состоянии контролировать свои желания. Да и в конце концов получаешь удовлетворение не от того, что ты вмешался, а от сознания того, что это в твоей власти! Неожиданно, в динамиках раздалось легкое потрескивание и привычный голос объявил: «ВНИМАНИЕ! До связи осталось 20 секунд» Нет. Все-таки сегодня что-то определенно нет так. Мысли, одна за одной, проносились в голове. Наверное это то «фильм», который видят все перед смертью. Детство. Мама. Садик во дворе. Бабушки на скамейке. Солнечнй свет, пробивающийся в окно класса. Самая красивая девченка в классе. Выпускной вечер. Свадьба. Медовый месяц в Югославии. У меня все получается! Я особенный! Не такой как все!! Я способен на поступок!!!
(БЕ) — Здравствуйте, уважаемый господин Клинтон.
(П) — Здравствуйте, уважаемый господин Клинтон.
(БК) — Добрый день, господин Ельцин.
(П) — Добрый день, господин Ельцин.
(БЕ) — Переходя прямо к делу, я бы хотел официально заявить, шта Россия продолжает настаивать, на немедленном прекращении военной операции в Югославии.
(П) — Переходя прямо к делу, я бы хотел поговорить с вами о военной операции в Югославии не как официальное лицо, представляющее Россию, а как человек. Притом как человек, который в силу обстоятельств решается на отчаяный шаг.
(БК) — Да, конечно. Я готов выслушать любое ваше предложение по этому вопросу. И неофициальная позиция, возможно поможет нам лучше разобраться в той обстановке, которая сложилась в результате операции Альянса.
(П) — Эту операцию проводит Альянс, а не США. И поэтому, несмотря на свой авторитет, ее прекращение не входит в мою компетенцию. Но я с удовольствием выслушаю любое ваше предложение по этому вопросу.
(БЕ) — Мы настаиваем на прекращении бомбардировок и нанесений ракетных ударов по территории Югославии и возврату за стол переговоров. Несмотря на тяжелое положение внутри страны, организацию переговоров Россия берет на себя.
(П) — Вы прекрасно знаете о моем возрасте и о моем положении на посту президента России. Обстановка внутри страны тяжелая и вероятнее всего, что опозиция доведет процедуру импичмента до конца. Как политик я умер, а мое здоровье подсказывает мне, что как человек я тоже долго не протяну. В этой связи, я беру на себя ответсвенность о принятии адекватных мер.
(БК) — Я не совсем понимаю. О каких мерах идет речь. Проект резолюции на заседании ОО не прошел. Большинство стран мира поддерживают нас. Рычагов влияния на происходящие процессы у вас нет. Что вы собираетесь предпринять?!
(П) — Я так и предпологал, что у вас нет конкретных программ по разрешению балканского кризиса. А потому прекращать, или даже временно приостанавливать операцию Альянс не намерен.
(БЕ) — О каких Конкретных программах можно говорить? Сперва необходимо остановить бомбардировки, а уже затем разрабатывать программы по урегулированию кризиса. Ракетами и самолетами вопрос не решить. Остановите бойню, в которой гибнет мирное население. Иначе мы бедем вынуждены принять адекватные меры.
(П) — Вы не хуже меня знаете, что межконтинентальные ракеты, направленные на страны Альянса за считаные минуты достигнут ваших стран и превратят их радиактивные кладбища. Современные системы ПВО, не в состоянии сбить более 90 % ракет. И даже оставшихся 10 % будет вполне достаточно. К тому же можно задействовать атомные подводные лодки, несущие на своем борту груз ракет, достаточный для уничтожения более половины всех крупных городов США.
(БК) — Вы отдаете себе отчет, в том что это означает развязывание третьей мировой войны?!!
(П) — И как вы предлагаете заявить союзникам и населению наших стран об остановке военной операции?
Сказка «Хороший поступок».
Мария Дружкова
Сказка «Хороший поступок».
Сказка «Хороший поступок».
Жили-были в лесу лиса, заяц, медведь да ежик. Лето в тот год выдалось неурожайное. За все лето лишь один небольшой дождь выпал. Во всем лесу ни ягоды, ни грибочка не сыщешь. У зайчика в огороде ни одной морковки не выросло. Звери по лесу в поисках еды бродят, да все напрасно. Лес сухой стоит, трава пожелтела раньше времени, цветы поникли, кусты пожухли. Солнце палит нещадно, никого не жалеет. Даже хорошего тенечка в лесу да и то не найдешь. Звери из сил совсем выбились в поисках еды.
Однажды лиса погналась за зайцем. Заяц бежит что есть сил, аж душа в пятки ушла, а лиса не отстает. Заяц петляет по лесу, следы путает, а лиса за ним следом бежит. Выбился заяц из сил, Ну все, думает, вот и смерть моя пришла. Лег на землю, уши прижал, дрожит, боится. Вдруг слышит, вездесущая сорока кричит на весь лес: «Помогите! Спасите!» Навострил уши заяц. «Что такое случилось»-думает. Лиса свой хвост распушила, встала как вкопанная. Подбежали лиса с зайцем к сороке: «Что за шум? Почему кричишь?» Тут медведь из чащи вышел, и спрашивает у сороки: «Почему кричишь, стрекотунья?»
А под деревом, на которое сорока прилетела, лежал ежик-отдыхал. Она его своим криком и разбудила. «Кто кричит?»-спросоня недоумевает еж.
А сорока им в ответ: «Беда! Беда случилась!»
«Что за беда?» -спрашивают ее медведь, лиса, заяц да ежик ни головы ни ножек.
Сорока им начала рассказывать:
На острове, что посреди реки расположен, Живут мальчики-зайчики. Десять малышей, десять крепышей. Нынче год голодный, ни тебе грибочка, ни ягодки, ни морковинки, ни капустинки в лесу нет. Пропадут зайчатки-ребятки без нашей помощи, погибнут с голоду.
«Так-так-так,»- сказал медведь. «Что делать будем,»- спрашивает он у остальных.
Еж сказал: «Нужно выручать малышей-крепышей». Все его идею поддержали. «Пойду домой, где-то у меня в запасе три последних гриба было»-сказал еж. «И у меня дома в погребе горсть ягод про запас оставалась», — вспомнил медведь. «Пойду, морковку принесу,»-пропищал заяц. Лиса говорит: «И у меня в подвале где-то один вилок капусты был, надо оказать зайчикам помощь.»
«Только как же нам попасть на остров?»-недоумевают звери. «Придумал!»- закричал еж. «Нужно сделать плот!»
Пошел медведь и принес бревна для плота. Заяц ткань принес для паруса, лиса из своего подвала веревку принесла, а ежик-доски на весла. И пошла работа. Все дружно смастерили плот. Да какой! Большой, ладный да красивый! Погрузили на него свои нехитрые гостинцы, столкнули плот в воду и поплыли зайчишек-мальчишек от голода спасать. Приплыли на плоту на остров,а зайчики голодные плачут. Отдали им все свои гостинцы звери, зайчики наелись и запрыгали. «Спасибо, спасибо»-кричат. Пригласили их медведь, заяц, еж да лиса к себе в гости- голодное время переждать. Зайчики с радостью согласились. Плывет на плоту дружная компания, только, что делать? Где корм искать? Отдали все свои последние запасы провианта добрые звери.
Вдруг, откуда ни возьмись-сорока. Да как закричит: «Эй, дружная компания! Плывите за мной!»
«Зачем?»,- спрашивают звери.
«Плывите, говорю»,-отвечает сорока.
Долго-долго гребла веслами дружная команда. Вдруг сорока говорит: «Стоп! Приплыли!» Сошли звери с плота, и открылась их взору поляна. Ягод на той поляне видимо-невидимо.
И поняли тогда звери: Кто отдает последнее, тот получает во сто раз больше!
Добавить комментарий