У нас нет будущего

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» — М. Ломоносов

У нас есть будущее, и есть те кто знает свою историю. Историю своей страны, семьи, но их меньше, чем хотелось бы.
В каком веке родился Пушкин? Что написал Достоевский? Кого свергли большевики? Большинство молодых москвичей не смогли ответить на эти вопросы. Впрочем, в этом вы можете убедиться сами, посмотрев набирающий популярность на Vimeo.com ролик.
Общество русской словесности, которое заказало ролик телевизионщикам, поставило перед журналистами условие: не делать выборки худших ответов. Об итогах шокирующего опроса рассказывает епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).
Дальше ооочень большой текст
Вроде бы, как говорится, «и смех, и слезы»… Но, отсмеявшись, те, кому мне довелось показать эти интервью, обычно заметно грустнели. И правда: если повсеместно дело обстоит именно так, смеяться нечему: «Порвалась связь времен», ни больше ни меньше как шекспировская тема.
Каждый год мы принимаем новых студентов в Сретенскую духовную семинарию. Больше половины это вчерашние школьники, остальные — молодые люди с высшим образованием. Уровень их гуманитарной подготовки просто ужасает. Хотя многие закончили школу с прекрасными оценками. То же я слышу от ректоров и преподавателей светских высших учебных заведений.
Чтобы выправить ситуацию, мы на бакалавриате три года читаем курс русской литературы, что называется с нуля, и четыре года — историю. Справедливости ради следует сказать, что на каждом курсе есть один-два неплохо подготовленных студента, но таких — единицы. Советский выпускник-середнячок образца каких-нибудь 1975-1980 годов — корифей по сравнению с отличниками ЕГЭ-2016.
Интервью, которые вы видели, по нашей просьбе провели две известные телекомпании «Красный квадрат» и «Мастерская», чьи корреспонденты опрашивали студентов вузов и молодежь с высшим образованием. Многие молодые люди отказывались, говоря, что не готовы отвечать на вопросы гуманитарного характера. Представленное — отнюдь не выборка худших ответов: таково было наше условие, об исполнении которого нас заверили работники телекомпаний.
Готовя к публикации этот ролик, мы вначале хотели скрыть лица молодых людей. Но потом решили оставить все как есть. Во-первых, молодые люди, отвечающие на наши вопросы, — на удивление живые, симпатичные, находчивые и умные (это не ирония). А во-вторых, по моему убеждению, не они виноваты в том, что практически даже не знакомы с литературой, искусством и культурой России — великим наследием не только нашей страны, но и всего человечества. А ведь это достояние принадлежит в первую очередь именно этим молодым людям — по праву рождения, по праву родного языка. В создавшейся ситуации виноваты действительно не они, а те, кто не передал им их законное духовное наследство. Это не кто иные, как мы — люди среднего и старшего поколений. Мы и виноваты.

Наши родители и деды в непростых, мягко говоря, условиях XX века смогли передать нам бесценное сокровище — великую русскую культуру: литературу и искусство, привить вкус и любовь к ним. Мы, в свою очередь, должны были сделать то же для следующих поколений. Но исполнить свой долг не сумели.
Происшедшему можно найти множество причин — от влияния интернета, непрофессионализма и нерадения чиновников-реформаторов до козней либералов и происков Запада. Можно очень убедительно разъяснить, почему все именно так произошло. Но суть дела от этого не изменится: наше поколение, совершенно очевидно, не исполнило своего долга по отношению к тем, кому мы передадим Россию, вот к этим ребятам с экрана.
Разобравшись с нашим первым традиционным и сакраментальным вопросом «Кто виноват?», перейдем ко второму традиционному вопросу: «Что делать?»
В прошлом году было образовано Общество русской словесности, его возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Одним из проектов общества станет объединение «Пушкинский союз», задача которого, если можно так сказать, возвращение русской классики и — шире — отечественной культуры, литературы и искусства в поле духовной и интеллектуальной жизни молодого поколения. Члены Общества русской словесности, министры культуры и образования В. Р. Мединский и О. Ю. Васильева, ректор МГУ В. А. Садовничий, ректоры многих других вузов, руководители творческих союзов, деятели культуры уже дважды собирались для обсуждения и выработки программы действий.
Всем было очевидно: худшее, что можно предпринять в сложившейся ситуации — начать насильно и назойливо всей мощью государства, Церкви и общества заставлять любить классику. На самом деле реальное и главное — донести до молодежи, уже ушедшей из школы, хотя бы основы нашего культурного наследия, с которым их не сумели познакомить ни школа, ни семья. Привить вкус к русской литературе и искусству. Для нынешних и будущих школьников и студентов общими усилиями вместо нынешнего симулякра гуманитарного образования нужно создать эффективную и целостную образовательную систему с живыми методиками преподавания. Этим и занимаются сейчас многие ведомства и общественные объединения при общей координации Общества русской словесности. Кстати подобный и позитивный опыт уже имеется: деятельность Российского исторического общества.
Чем была велика советская система образования, если оставить в стороне ее идеологическую составляющую? Ведь уже к середине 1970-х годов коммунистическая идеология и без всяких перестроек осталась за скобками уроков большинства думающих учителей.
Феномен советского образования зиждился на двух незаурядных и блистательных достижениях. Первое — это Учитель. Второе — уникальная система школьного обучения и воспитания..
Хороший и даже выдающийся учитель был не исключением, а прекрасной, но и привычной нормой. Я вспоминаю свою обычную московскую школу. Все наши учителя с человеческой точки зрения были необычайно интересными личностями. С точки зрения специальности — выдающимися профессионалами.
О том, как обстоят дела сейчас, не мне судить. Но глядя на бытующую ныне в педагогических вузах систему так называемого практико-ориентированного образования, как минимум поражаешься смелости ее создателей. Вспоминается советское пятилетнее педагогическое образование тогдашних студентов. Подготовленные к вузу той школой на том уровне, студенты допускались к практике в классе, начиная лишь с предпоследнего курса. Сейчас же студентов бакалавриата (четыре года обучения) снимают с лекций и направляют для практической работы в школы уже с первого курса. Учителя, с которыми мне доводилось общаться на эту тему, в ужасе от этой системы.
А теперь о системе. Советское образование было выстроено и отлажено так, что даже учитель средних способностей заинтересовывал учеников гуманитарным предметом, доносил и делал понятными и близкими ценности, которые несла наша великая литература. К тому же бесконечные сочинения (напомню: школьные сочинения, отмененные нашими реформаторами, возвращены в школы лишь прямым указанием Президента всего три года назад), опросы, контроль РОНО, подчинявшегося Министерству образования, исключали для большинства культурную амнезию и масштабную безграмотность как явление.
Сегодня школы не подчиняются Министерству образования. Их начальство — региональные и муниципальные органы. Это все равно, как если бы в армии гарнизоны на местах подчинялись не Министерству обороны, а губернаторам.
Сравнение образовательной сферы с армией не случайно. На памяти знаменательные слова лейпцигского профессора географии Оскара Пешеля, сказанные им после победы прусской армии над австрийцами в 1866 году:
«Народное образование играет решающую роль в войне. Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем»..
Слова эти настолько попали в точку, что их авторство до сих пор приписывается непоколебимому авторитету в государственном и национальном строительстве Отто фон Бисмарку.
Нынешняя система образования, ее реформы и программы настолько часто подвергались критике, что нет смысла вновь приниматься за это дело. На первом съезде Общества русской словесности Президент В. В. Путин поставил совершенно определенные задачи, главные из которых — формирование государственной языковой политики и «золотого» списка произведений, обязательных для изучения в школах. Напомню, сегодня от учителя (одноклассника тех ребят, которых мы только что видели на экране) зависит, будет ли его класс изучать такие шедевры, как «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина, «Родина», «Выхожу один я на дорогу…» М. Ю. Лермонтова. Или педагог заменит их на значительно более «совершенные» с его точки зрения произведения. Это — право сегодняшнего учителя.
«Альтернативным», то есть по сути не обязательным для изучения является, кроме приведенных уже произведений, также, например, «Война и мир». В школе мы полностью этот роман тоже не читали, пропуская историософские размышления автора, но доступная для подростка большая часть толстовского шедевра формировала мировоззрение поколений. «Преступление и наказание» тоже из списка вариативных, читай, необязательных для изучения произведений. Даже «Муму», на котором мы учились состраданию и милосердию, — из той же группы. «Молодежь не будет это читать!» С энергией, достойной лучшего применения, нас убеждают и принуждают принять эту «продвинутую» точку зрения.
Но, во-первых, молодые люди, если их по-настоящему ввести в мир отечественной и мировой литературы и искусства, обнаруживают к ним поразительный интерес. И только недоумевают, почему до сих они были отлучены от всего этого сокровища. А во-вторых, альтернатива обращения к лучшим образцам культуры, созданным предшествующими поколениями, совершенно очевидна. О том, к чему приводит нарочитое и снобистское пренебрежение классикой, ясно напоминает нам А. С. Пушкин: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».

Конечно, пусть окончательно обо всем этом судят профессионалы. Но мы, скромные получатели их выучеников и воспитанников в обществе в целом и в высшей школе в частности, не можем не задавать вопросы.
Собственно, Общество русской словесности и создано как площадка для подобных дискуссий. Разумеется, никто не собирается заставлять молодежь углубляться лишь в классику и принуждать напрочь забыть о современной культуре. Так интерпретировать общественную обеспокоенность упадком гуманитарного образования можно только, если смотреть на проблему взглядом недоброжелательного пристрастия. Пишу это потому, что охотников дискредитировать дело возвращения русской классики немало.
Приведу последний, но показательный пример. Недавно министр культуры В. Р. Мединский собрал у себя наиболее популярных видеоблогеров для обсуждения как раз тех вопросов, о которых мы говорим сегодня. Аудитория этих блогеров — миллионы подписчиков, представители как раз того поколения, о котором мы говорим. Общеизвестный факт: многие из молодых почти не читают. Они не смотрят телевизор. Поэтому, даже если будут осуществлены планы новых постановок классики в сериалах, эти молодые люди такие фильмы попросту не увидят. Они, за редким исключением, не ходят на популярные, тем более научные, лекции. Любимые старшими поколениями деятели культуры для них не убедительны и абсолютно не интересны. Новое поколение значительную часть жизни проводит в сети. Представители их культуры, имеющие на них громадное влияние, совершенно неизвестны нам. Либо вызывают у нас примерно такое же отторжение, какое испытывает нынешний студент с серьгой в носу к людям искусства прошлого века, значимым для нас. Порой создается впечатление, что мы все больше становимся друг для друга инопланетянами.
Блогеры оказались весьма интересными собеседниками, думающими людьми. На совещании у министра они сделали несколько важных предложений, среди которых была идея о том, чтобы привлекать внимание молодежи к классике через тех, кого сама молодежь готова услышать. Мы предложили подумать, возможно ли современным исполнителям, собирающим громадные молодежные аудитории, объединиться для проведения особых концертов по лучшим произведениям отечественной поэзии и музыки. Такие исполнители как никто другой в нашей ситуации могли бы помочь общему делу. Эту идею, как мне показалось, дружно поддержали все наши молодые собеседники.
А если, добавляли они, эти певцы еще и прочтут отрывки из своих любимых стихотворных и прозаических произведений классики и призовут слушателей искать и находить красоту лучших творений русских поэтов, то, без сомнения, они будут услышаны. Тем более что некоторые из самых популярных сегодня исполнителей читают видеолекции, например, по вопросам культуры и искусства начала ХХ века. Все это были рабочие моменты дискуссии. Все понимали, что до окончательных решений еще далеко.
Блогеры, несмотря на свою юность, оказались профессиональными и — главное — благородными собеседниками: ничего из предварительной дискуссии ими не было «вброшено» в сеть. Но присутствующая на встрече корреспондент одного из ведущих информационных агентств преподала им урок «профессионализма»: вырвав из контекста дискуссии несколько фраз и не поясняя никаких подробностей, она опубликовала в своем агентстве сенсационную новость о том, что Патриарший совет по культуре выступил с предложением популяризировать классику с помощью матершинника Шнура и рэпера Тимати. Это было, конечно, довольно странно, но для меня в этой истории наиболее важными оказались порядочность и профессионализм наших молодых собеседников. А желающих дискредитировать намеченную работу еще будет предостаточно. Порой из самых неожидаемых сфер. И к этому надо быть готовым.
«А причем здесь Церковь?» — обратят к нам вопрос из церковной среды. (От среды светской нас ждут более жесткие вопрошания, но пока оставим их в стороне.) Итак, какой смысл для Церкви участвовать в решении, конечно же, важной, но чисто светской проблемы? Наилучшим образом интерес Церкви к гуманитарному образованию выразил один из самых известных старцев ХХ века — преподобный Силуан Афонский: «В последние времена путь ко спасению будут находить люди образованные»..
Блогеры оказались весьма интересными собеседниками, думающими людьми. Они предложили привлекать внимание молодежи к классике через тех, кого сама молодежь готова услышать
У меня нет сомнений, что, несмотря на всю сложность, поднятая нами сегодня проблема будет решена. Залог тому — общая озабоченность родителей и педагогов, светских и церковных людей, государственных лиц и деятелей культуры. Потерь не избежать, но в целом намечены многие реальные шаги и нашими министерствами, и творческими и общественными сообществами.
Но есть и еще один фактор, вселяющий надежду.
«Дядюшка, ни на кого не глядя, сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и, подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню «По у-ли-и-ице мостовой”. Враз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало все существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и, закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты…
— Прелесть, прелесть, дядюшка! еще, еще! — закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. — Николенька, Николенька! — говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
…Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». — Л. Н. Толстой «Война и мир».
Источник РГ.
Опрос
Мертвые души Достоевского
Кого и когда свергли большевики?
Аспирант университета:
— О-хо-хо, я не отвечу на этот вопрос.
Журналист:
— Я не знаю, я плохо учила историю.
Учитель английского языка:
— Царя?
Какие произведения написал Антоша Чехонте?
Специалист по рекламе:
— Кто? Я вообще такого не слышал.
Студентка факультета иностранных языков:
— «Мцыри», кажется?
Студентка философского факультета:
— «Собачье сердце»?
Какие произведения написал Достоевский?
Художник:
— «Мертвые души»?
Кто написал роман «Бесы»?
Лингвист:
— По-моему, это Лермонтов.
Студент консерватории:
— Гоголь? Нет, не Гоголь.
Слесарь:
— Некрасов.
Студентка философского факультета:
— Пушкин? Минутку, мы погуглим.
Кто подковал блоху?
Студент:
— Умелец какой-то.
Студент:
— Ну, наверное, какой-то известный человек.
Студент института физкультуры:
— Поп.
Кто такие маринисты?
Студентка пединститута:
— Наверное, море исследуют.
Студент:
— Это актеры Мариинского театра.
Продолжите цитату «Все семьи счастливы одинаково…»
Студентка факультета искусств:
— А грустят по-разному?
Студентка МИФИ:
— Когда в стране нет кризиса!
Юрист:
— Автор есть? Мы думали, это народная пословица.
Оригинал взят у yellowfli в Не смешно, просто грустно. Тупое поколение.ru

Путин: без знания прошлого нельзя рассчитывать на хорошее будущее

http://static.news.ru/photo/1754adc6-3d1a-11ea-94ac-fa163e074e61_660.jpg Владимир Путин Фото: kremlin.ru

У молодёжи необходимо поддерживать стремление к знаниям. Ведь впечатление о том, что можно рассчитывать на счастливое будущее, не зная истории своей страны, — заблуждение. Так сказал президент России Владимир Путин на встрече с представителями общественности в Липецкой области.

Во время мероприятия ученик 10-го класса липецкой гимназии Андрей Артамонов поделился с Путиным проблемой, с которой столкнулся во время работы над проектом по поиску малоизвестной информации о героях Великой Отечественной войны. По словам школьника, которые ТАСС, нынешняя молодёжь плохо знает историю своей семьи и некоторые «не считают важным помнить о подвигах своих предков».

Я считаю, что нужно вести какие-то работы, и предлагаю вам вести уроки краеведения или на тех же уроках истории и обществознания предлагать детям заниматься историей своей семьи, — посоветовал президенту Андрей Артамонов.

Путин отметил важность поднятого школьником вопроса. По мнению главы страны, в общественном сознании, особенно у молодых людей, не должно складываться впечатление, что можно не знать прошлое своей родины.

Если мы хотим просто жить хорошо, быть уверенными в будущем, конечно, нужно знать всё о прошлом. Не зная этого, не понимаешь, куда идти. У людей пропадает самоидентификация, — пояснил Путин.

Россия всегда славилась своей внутренней крепостью. По мнению Путина, огромную внутреннюю силу России придаёт её многонациональный, многоконфессиональный, но единый народ. Российский лидер добавил, что особая ответственность за становление и самоидентификацию лежит на учителях. Как подчеркнул президент, наши преподаватели очень талантливые люди и должны усилить работу в этом направлении, и пообещал поддержку на региональном и федеральном уровнях.

Как писал NEWS.ru, ранее Путин резко высказался о «группах смерти» в социальных сетях, куда заманивали молодёжь. Он также поддержал создание учебников по безопасности для детей разных возрастов, над которыми будут работать педагоги и психологи.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен

Открытый урок по кубановедению : «Без прошлого нет настоящего » план-конспект урока (3 класс) по теме

Краснодарский край

Город Новороссийск

МАОУ гимназии № 6

Открытый урок по кубановедению :

«Без прошлого нет настоящего «

Разработан учителем

МАОУ гимназии № 6

Е. В. Супруненко

Конспект урока кубановедения в 3 классе

Урок с использованием ТРКМЧП.

Учебник

Учитель: Елена Викторовна Супруненко МАОУ гимназии № 6, города Новороссийска

Тема урока: » Без прошлого нет настоящего»

Основные цели: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.

Тип урока: урок – поиск.

Оборудование урока: использование мультимедиа технологий , презентация, каравай , шляпы для детей, карточки, корзина, музыкальна физминутка.

Задачи:

  1. Формирование чувства ответственности за сохранение истории родного края, чувство гордости за свою малую Родину.
  2. Показать роль личности Екатерины Великой в истории России и Краснодарского края.
  3. Развивать умение регулировать свое поведение в группе, устанавливать контакт со сверстниками.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.

1. Познавательные:

· формировать умение формулировать цель занятия;

· формировать умение перерабатывать и обобщать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы в группе;

· формировать умение адекватно, осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

· учить смысловому чтению;

2. Коммуникативные:

  1. формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в группе;
  2. умение слушать и слышать учителя и одноклассников;

3. Регулятивные:

  1. формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. развивать умение контролировать свое поведение в группе;
  1. формировать чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину, историю своей страны и края.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы:

  1. корзина идей;
  2. таблица -инсерт ;
  3. синквейн;

Для эмоционального настроя и создания заинтересованности учащихся выбрана нестандартная форма проведения урока — урок поиск-представление. Исполнение песни, минисценки развивают творческие способности учащихся, повышают мотивацию.

Ход урока

  1. Организация на урок.

Звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

чтобы историю Кубани знать!

— Поздоровайтесь с гостями .

Учитель:

— Мы с вами изучаем историю Кубани через фольклор. Уже 3 год выступаем с песнями, хороводами. Они знакомят нас традициями нашего края,

Здравствуйте дорогие гости!

(Распахиваются двери, заходят ребята в костюмах народов мира)

Учитель: Добрый день вам господа!

Вы откуда и куда?

1-й гость

Добрый день и всем привет!

Мы объехали весь свет

По морям, по океанам,

Побывали в разных странах

2- й гость

Мы хотим у вас узнать

Как ваш край нам называть?

И как город величать?

Вас попросим рассказать.

Песня «Мы с тобой казаки»

— Солист Виталий Естегнеев

Мы с тобой казаки
Дети русского поля
Наша родина здесь
У Кубани реки.
Наш устав и закон:
Честь, свобода и воля,
Мы с тобой казаки,
Мы с тобой казаки.
Любим землю свою
Мы, как мать, без обмана,
Хотя служба и жизнь
Нам порой не с руки,
Казаки — это Русь,
Что не ведает пана,
Слава Боже тебе,
Что мы есть казаки.
Пусть бывает порой
Мы немного не правы,
Да простит нас Господь,
Да простят старики.
Мы — священная Русь,
Мы — опора державы,
Мы с тобой казаки,
Мы с тобой казаки.

Девочка в кубанском наряде:

Гостей мы любим, уважаем

И к нам радушно приглашаем

Про Кубань нашу расскажем

И себя покажем! ( каравай гостям урока)

1-й ученик:

И предлагаю оглянуться ,

Всмотреться в дым веков-

И перед нами развернуться

Полки отважных казаков!

Учитель:

Судьба кубанского казачества отразилась в исторических песнях. Песенный край . Через песню можно проследить разные исторические события.

Песня

  1. А как в столице в Петербурге, над речкою, над Невой

Припев: Пра, пра, правда, люди, над речкою над Невой

  1. А над речкою, да над Невой, стоял Зимний дворец
  1. А российского да государя, всё Романова царя
  1. А там гвардейцы службу служат, при дверях всегда стоят.
  1. А государь часто подходит, нам «Здорово» — говорит.
  1. «А вы, здорово ж, вы донцы, вы гвардейцы молодцы»
  1. «А мы гвардейцы служить рады, мы за жизнь не постоим».

Слайд 1 («Корзина идей», )

Стадия вызова.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На данном уроке используется прием «Корзина идей». Идет составление корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?». Дети называют известные им события ,даты.

–Мы сегодня пополняем нашу «Корзину идей» Здесь лежит идея , которую мы реализовали , участвуя в проекте » Недаром помнит вся Россия».

И мы получили сертификат. И вот сейчас следующая идея.

— Ребята , о чём может рассказать история? (предположения детей)

(о прошлом, о войне , о том как жили раньше, о настоящем , о будущем.. т. д.)

-Вернёмся к Вашим идеям в конце урока.

  1. Осмысление.

И начнем мы с истории..

-Работать будете в группах, у каждой группы на столе листы с текстами, рассказывающими о различных исторических этапах на Кубани.

Слайд 2

Работа по таблице

*Чтение текста по методу инсерт.

– Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях.

Таблица «Инсерт»

Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

— Даются тексты

  1. Основание Кубани.

В те далекие времена Россией правила императрица Екатерина II.

Это очень выдающаяся личность.

После войны с Турцией Императрица Екатерина задумалась об условиях мирного договора. Южные границы расширены, нужно было позаботиться о заселении новых земель. Екатерина вспомнила, как князь Григорий Потёмкин представлял ей казаков. За военные заслуги Екатерина II решила даровать казакам Кубанские земли.

Казачья делегация прибыла в Петербург и 1 апреля 1792 года попала на приём к императрице. На приёме черноморские казаки сумели расположить к себе Екатерину, и через некоторое время решение об их переселении на кубанские земли было принято окончательно. Казакам была вручена грамота о владении южных земель.

Мудрый дипломат, атаман Антон Головатый и Захарий Чепега благодарили императрицу за оказанную казакам милость и пообещали воздвигнуть на Кубани города, населить сёла и сохранить безопасность границ.

  1. Основание первого города.

В честь посещения Екатеринодара была построена Триумфальная Александровская арка. Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в густом дубовом лесу, с трех сторон охваченном водами быстрой Кубани. Это место называлось Карасунский кут. Своенравная река здесь круто изгибалась, делая кут неприступным для неприятеля с трех сторон. С военной точки зрения лучшего места для поселения не найти. Здесь и решили построить главный войсковой город, ставший на защиту границ Кубани и южных рубежей России.

Города, как и люди, имеют собственные уникальные судьбы и такой неповторимой биографией славен город, носивший в прошлом имя Екатерины II, а сегодня именуемый Краснодаром.

А наши предки казаки осознанно нарекли столицу Кубани Екатеринодаром, чтобы навсегда увековечить память о славных делах императрицы для своих потомков.

  1. Основание города Новороссийска.

Рождение Новороссийска стало возможным в результате победы России над Турцией.

12 сентября 1838 на берег высадился первый десант во главе с вице-адмиралом Михаилом Петровичем Лазаревым и генерал-лейтенантом Николаем Николаевичем Раевским. Им историей было определено заложить новый город. Сначала это было укрепление с гордым названием – Новороссийск. Через 10 лет он стал именоваться городом.

Эскадрой, осуществлявшей эту операцию и состоявшей из одиннадцати различных кораблей, командовал известный русский флотоводец вице-адмирал М. П. Лазарев. В его штабе, размещавшемся на линейном корабле «Силистрия», находились генерал-лейтенант Н. Н. Раевский, командовавший десантом и будущий начальник первого отделения Черноморской береговой линии контр-адмирал Л. М. Серебряков, явившийся одним из строителей крепостных сооружений, а затем и самого города. Военное укрепление, построенное по проекту разработанному под руководством Н. Н. Раевского, состояло из системы фортификационных сооружений. Оно размещалось на пологих склонах гор, на месте нынешнего центра города, примыкало к морю и по периметру составляло 2100 саженей, или около четырех с половиной километров.

4.Великая Отечественная война

Была величайшим испытанием для Новороссийска.

Он явился несокрушимым бастионом на пути фашистских полчищ.Враг так и не смог воспользоваться морским портом. Ни один фашистский корабль не вошел в Цемесскую бухту.
Отгремела канонада сражений и взорам людей раскрылась картина страшных разрушений. Трудно было поверить, что год назад, на этих истерзанных берегах Цемесской бухты был удивительно уютный, цветущий город. Теперь здесь лежали груды пепла и развалин. Города практически не стало…
Во время 2 мировой войны Новороссийск стал последней линией обороны, остановившей вторжение немецких войск, и не позволил им прорваться к Кавказу. Высадка десанта и захват плацдарма, позже названном «Малая Земля», сыграло огромную роль в обороне Новороссийска. За доблесть и мужество своих защитников Новороссийску было присвоено звание Города-героя. В память о тех героях день освобождения города от захватчиков – 16 сентября 1943 г. — традиционно отмечается как День рождения города . Героизм народа увековечен во многих памятниках и монументах из камня и металла. За время своей истории Новороссийск был трижды разрушен и каждый раз восстанавливался из руин и возвращался к жизни с помощью промышленности . Треть всех товаров, экспортируемых из России, проходят через Новороссийск. Сейчас это город – красавец. Здесь живёт и прошлое , и настоящее. А все мы думаем о будущем.

Учитель:

-Молодцы, ребята! Вы смогли понять и рассказать нам главные исторические события Кубани. (оценка детей)

ФИЗМИНУТКА (музыкальная)

Слайд 3

  1. Итог урока .Рефлексия:

Ребята , давайте вернёмся к «Корзине идей»

-Что мы узнали на уроке?

-Как казаки ходили за грамотой, какой был первый город , О войне в Новороссийске.

— И подводя итог нашему уроку, предлагаю…

— Давайте составим синквейн о нашей малой родине Кубани.

Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

А вот я составила свой синквейн.

Кубань

Прошлое и настоящее

Любить , уважать, беречь

Мы любим свою малую Родину!

На всегда

В конце урока ребята исполняют песню.

Песня

Муз. и сл. А. Мирошниченко записана в ст. Крыловской Ленинградского р-на

  1. Мы казачата цветы России

Нас воспитала с тобой Кубань

Мы казачата, хлопцы, девчата

Земля родная духом воспрянь!

  1. Взгляни как неба высоки сини,

С зарёй искристой проснулась рань,

Шумит хлебами в веках и ныне,

Край благодатный – моя Кубань!

  1. Отцы и деды нам сохранили

Ценою жизни святую Русь!

Чтоб честь и веру мы крепко чтили,

Я в том, край родной. Тебе клянусь!

  1. Мы. Казачата, хлопцы, девчата

Дух предков славных в душе храним,

Устои наши мы помним свято

И ни кому их не отдадим.

Мысли учителя.

Для эмоционального настроя и создания заинтересованности учащихся выбрана нестандартная форма проведения урока — урок поиск-представление. Исполнение песни, минисценки развивают творческие способности учащихся, повышают мотивацию.

В начальной школе оно начинается со знакомства и изучения легенд, былин, преданий, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев, ритуалов, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. Стоит помнить, что младший школьный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с ран него возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Это обязывает меня, педагога начальной школы, к созданию благоприятных условий в педагогическом процессе для привития детям любви к родному краю, природе, традициям и народной культуре. Несовременно? Вовсе нет, ведь «корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях…» (Джавахарлал Неру) Это высказывание как нельзя лучше говорит о том, что знакомя детей с традициями, обычаями и изучая их, мы можем дать ре бенку возможность развиваться в соответствии с его способностям и желаниям и в ногу со временем.

Без прошлого нет будущего

“Без прошлого нет будущего” сочинение.

Время идет, все вокруг меняется. Прошлое остается позади, сегодня мы проживаем настоящее, через какое-то время наступит будущее. И эта связь никогда не прервется. Все, что было в прошлом влияет на события в настоящем и будущем.

Невозможно вернуться в прошлое и что-то там поменять, ведь время уже прошло. Зато это бесценный опыт, неважно плохой он или хороший. Это такие знания, которые дает нам жизнь, как учителя в школе, и без них строить будущее просто не получится. Поэтому, забывать прошлое нельзя – без прошлого нет будущего и каждый прожитый миг важен для человека.

Ценность семьи

У нас есть семейные традиции, когда мы собираемся все вместе, разговариваем про интересные моменты, которые происходили в жизни у каждого. Мои родители часто рассказывают про что-то важное, что с ними случилось и как это повлияло на них. А бабушки и дедушки любят рассказывать про свою молодость, это очень веселые и увлекательные истории. Я часто думаю о том, что если бы мои бабушки и дедушки не встретились и не полюбили друг друга, то не родились бы мои родители, и не было бы меня. Наша семья очень дружная, мы дорожим нашими семейными ценностями, передаем их из поколения в поколение – это наша жизнь, наше прошлое и будущее.

Очень важно помнить о своих предках, о той нелегкой жизни, которую они прожили. Стараться использовать опыт их ошибок, и не повторять проступки в своей жизни. Прошлое преподносит нам серьезный урок. Мы знаем, что самое страшное – это война, а семья бесценна. Чтобы добиться успехов, сделать хорошую карьеру и заслужить уважение, нужно много работать, стараться, идти к своей цели. Мы сами создаем свое счастье.

Опыт наших предков

Благодаря открытиям, совершенным нашими прапрадедами, нас окружают удивительные технологии, которые делают комфортной жизнь. Это все не появилось сразу – это огромный труд и знания, которые накапливались веками. Спасибо нашим предкам, их опыту, благодаря которому настоящее и будущее наполнено огромными возможностями. Но нельзя забывать и о том, кто рядом. Когда тебя окружают твои близкие – у тебя есть настоящие семейные традиции. Теперь твоя задача передать этот опыт следующему поколению, своим детям и внукам. Нельзя прерывать эту связь, она объединяет в одно целое прошлое и будущее – без прошлого нет будущего, они всегда взаимосвязаны. В настоящем данная ответственность лежит на наших плечах, поэтому мы обязаны выполнить свое назначение в этом нелегком деле.

Так же прочитайте сочинения на следующие темы

Сочинение “Добро”

Что такое жизнь? – сочинение

Сочинение-рассуждение “Что такое смысл жизни?”

Роль традиции в жизни человека. Забывание традиций молодым поколением. (ЕГЭ по русскому)

«Без прошлого нет настоящего, а значит,

нет будущего! Помните об этом.»

А. Зеленин

Важны ли для нас песни? Да, очень. Жаль, что молодые люди не придают значения песням, а ведь это очень большая часть наших традиций.

Автор данного текста поднимает проблему забывания традиций молодым поколением.

Для того чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор текста показывает нам свои рассуждения на эту тему.

Не зря именно песни были выбраны, как показатель отдаленности от традиций. Песни передавались издавна из уст в уста, из поколения в поколение. Песни были наследием наших предков, песни отображали быт и душевное состояние человека.

Автор обеспокоен тем, что песни перестали петься. Он сравнивает это с нелетающими птицами и небьющимся сердцем. Сердце должно биться, а птицы летать, иначе быть не должно. Песни символизируют жизнь, без песен сложно представить какую-либо жизнь. Песни нас сопровождают на протяжении всей жизни. Поют родители, когда мы рождаемся, поет семья, когда проводит тебя в армию, поют родственники, когда провожают тебя в последний путь. Она сравнима с верной подругой, сопровождающей нас везде и всегда.

С мнением автора трудно не согласиться. Я так же убежден, что современное поколение не придает значимости сохранению традиций своего народа или семьи. Если подойти к любому представителю нового поколения и спросить у него о традициях его народа, то, скорее всего, он мало что сможет ответить.

Одним из примеров неуважения традиций может послужить главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Базаров был нигилистом и не считался с традициями. Он считал, что все, что было до него никакого отношения к нему не имеет. Главный герой шел к будущему, избегая прошлое. А Аркадий Кирсанов продолжает следовать традициям своего отца. В итоге Базаров умирает от заражения крови, а Аркадий продолжает жить. Аркадию было дано продолжить род свой и передать традиции своей семьи.

Если какой-то народ будет забывать свои традиции, то народа скоро не будет. Так, например, коренные жители маленького острова Пасхи в Тихом океане не могут объяснить появление и назначение огромных статуй, находящихся на остове. Никто не знает ответа потому, что нить связывающая поколения в какой-то момент прервалась и традиции этого народа были утеряны. Теперь каменные глыбы напоминают о деяниях предков.

Подводя итоги, хочу сказать, что хранить традиции народа и семьи должен каждый. Михаил Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.» Он прав, ведь традиции делают народ уникальным, создают и хранят историю народа. Важно, чтобы каждый из нас помнил и хранил историю своего народа и семьи.