У троицы окрыленные отца Тихона агрикова читать

Архимандрит Тихон (Агриков)

У Троицы окрыленные

Воспоминания

От издателей

…В древних патериках встречается образ монашествующих в виде трех птиц: монахи ранних веков христианства, средних и последних времен. Первые две птицы имели достаточно сип, чтобы, избегая искушений, достигать Царства Небесного; третья же птица, представляющая образ монаха последних времен, то взмывала к небу, то без сил падала на землю, то снова устремлялась ввысь.

В современном мире, где искушения становятся все разнообразнее и изощреннее, для нас очень важен опыт последних по времени подвижников, живших рядом с нами, прошедших сквозь «соблазны мира» и достигших Царства Небесного.

В книгу «У Троицы окрыленные» вошли две из трех частей воспоминаний о Троице-Сергиевой Лавре в период ее послевоенного восстановления, с 1950 по 1960 год.

Автор воспоминаний — архимандрит Тихон (Агриков) — бывший преподаватель Московской Духовной Академии и насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Истинный православный подвижник, человек высокой духовной жизни, он пользовался любовью и уважением студентов Академии и духовных чад. В своей жизни отец Тихон перенес тяжелые испытания и теперь многие годы находится в затворе.

Книга имеет большое значение для сегодняшних христиан, поскольку в ней содержится духовный опыт современных нам подвижников благочестия.

Книга издана с благословения автора — архимандрита Тихона (Агрикова), которое было передано игумену Александру (Агрикову).

Часть I. 1950–1955 гг. От автора

Эти воспоминания написаны мною в результате наблюдения за жизнью хороших людей. Написаны для того, чтобы показать, что и в наше время были и есть люди, которые всей душой стремятся к Богу, к Вечной жизни, к Горнему блаженному Иерусалиму. Ведь теперь многие говорят, что нам будто и не спастись: времена стали не те, суета застилает наши очи, как утренний туман, благодати не стало нигде — ни в монастырях, ни в храмах, ни в людях. И так многие говорят — и только себе вредят, уныние нагоняют, и туман печали еще больше сгущается над нашими душами. А ведь так говорить не только вредно, но и грешно. Правда-то правда, что наши времена трудные и туманные, и даже бурные и грозные, но ведь в бурю-то и Господь ближе к грешной и немощной душе — и ближе, и милостивее, и нежнее. Как мать бывает нежнее и внимательнее к ребенку больному и худенькому, так и Господь наш Спаситель ближе к нам в трудные и опасные времена.

Вот я и хочу в своих воспоминаниях со всей ясностью показать, что и теперь люди добрые спасаются и достигают высокой духовной зрелости и даже святости. В них описывается жизнь людей, монашествовавших в Доме Святой Троицы — в Лавре Преподобного Сергия Радонежского — на протяжении пятнадцати лет: с 1950 по 1965 гг., то есть в период моего личного наблюдения благодатной жизни под священным кровом Сергия Преподобного. Спешу оговориться, что это не сочинение, и даже не художественное повествование. Нет, это просто-напросто воспоминание о добрых, хороших людях, с которыми я вместе жил, молился, трудился, радовался, скорбел, плакал, утешался. Тем более, что они живут в моем сердце и доселе. Они, эти добрые отцы и братия мои по духу, уже скончались, их нет больше в земном Доме Святой Троицы. Они переселились к Троице Небесной, вечно сияющей, вечно озаряющейся радугами небесных сияний. Они сейчас там, куда мы поднимаем свои печальные, заплаканные взоры. Но дела их добрые еще живут, помнятся в священных стенах Сергиевой Лавры. Для того чтобы об этих делах узнали и другие верующие люди, я пишу эти воспоминания. «У Троицы окрыленные» — так они называются. Это название имеет символический смысл, разъяснение которого читатель найдет дальше — во введении.

А сейчас скажу только о том, что эта книга разделена на три части. В первой части (1950–1955 гг.) описана жизнь восьми дивных мужей; во второй части (1955–1960 гг.) раскрываются судьбы тринадцати старцев-тружеников и в третьей части — одиннадцати человек. Всего в книге дается жизнеописание тридцати двух человек.

Ко всему этому добавлю: пусть читатель не смущается и не обижается на меня из-за скудости сведений об указанных лицах. Тем более что я не имею намерения описывать полную биографию того или иного старца. Это мне не под силу. Да и сведений таких теперь «с огнем» не найдешь.

В своих воспоминаниях я коснусь только последних лет жизни этих людей, то есть того времени, которое они провели в земном Доме Святой Троицы у Преподобного Сергия. Вот об этих последних годах их жизни, не касаясь детства и юности, я расскажу моим добрым читателям.

Хочется сказать, что я никакой иной цели не преследую, когда пишу эти воспоминания, кроме одной, самой заветной, самой святой, самой высокой, — сколько-нибудь помочь моим милым и дорогим читателям озариться светлым стремлением к небесной жизни, окрылиться, согреться благодатным теплом от святых людей, которые, как и мы все, совсем еще недавно жили с нами, ходили, страдали, терпели, радовались, унывали, а вот теперь их нет уже среди нас, они ушли, воспарили в иной мир. Хочется, чтобы читатель хорошенько понял суету этой земной жизни и с большим стремлением и энергией взялся за спасение своей души. Если эти мои бедные строки коснутся близко чьей-либо души, если они вызовут в каком-либо сердце горячее желание спасения, если они вызовут в чьем-либо взоре слезы умиления и тихие благодатные воздыхания — цель моих денных и нощных трудов будет достигнута, и лучшей награды мне никакой не надо.

Введение

Была тихая лунная ночь. Дремучий бор как бы заснул, задремал. Только высокие сосны тихо покачивали своими шапками, показывая тем, что лес бодрствует, что он не спит в эту дивную таинственную ночь. На опушке темного леса приютилась маленькая келейка; она кажется совсем крошечной по сравнению с могучими соснами и елями. Келейка скромно прижалась к лесу, как бы боясь, чтобы кто ее не увидел, не обнаружил. В маленьком одиноком окошечке светил огонек. Знать, и здесь кто-то бодрствовал, не спал в такой поздний неурочный час. Огонек то замирал, как бы угасая, то снова его слабый свет отражался на сучьях и ветвях старого леса. Лучина… Да это даже и не свеча восковая, а простая древесная лучина, тихо потрескивая, бросала свои дымные лучи на древние листы Священной Псалтири и на склонившегося над ней отшельника. Кто этот подвижник, что так одиноко и напряженно проводит свою жизнь? Он уже не молод. Пряди седых, как снег, белых волос падали на его старческие худые плечи. Он читал, стоя на коленях, весь углубившись в молитву. Мертвая тишина царила в убогой келейке. Временами он поднимал седую голову и устремлял свой взор на древнюю икону Богоматери. Долго молился так старец, и казалось, что он никогда не кончит своей уединенной молитвы. Видимо, велика была его просьба; о чем-то большом и значительном, наверное, просил он Царицу Небесную. Она тихим Материнским взором смотрела на молящегося старца, и казалось, вот-вот раскроются Ее девственные уста, Она поспешит утешить Своего угодника. Старец чувствовал своею душою, что Она его слышит, и оттого новые обильные теплые слезы бежали по его худым старческим ланитам.

Вдруг за окном негромкий крик: «Сергий, Сергий!». Старец насторожился. «Господи, Иисусе Христе… — тихо шепчут его бесцветные уста. — Знать, опять супостаты нарушают тишину этой святой ночи. Как это им неймется, беззаконникам», — думает подвижник. «Сергий, Сергий!» — будто еще ближе, прямо под самым окном, зовет мягкий и тихий голос. Луч яркого света, точно молния, озаряет окрестность. И в убогой келейке становится совсем светло. Старец чувствует, что этот луч проник даже в его сердце, и оно заиграло, озарилось неизъяснимой радостью, блаженством. Он встает, тихо подходит к маленькому окошечку и… открывает его… «Сергий, услышана молитва твоя о твоих учениках, — снова несется голос. — Как при тебе, так и после тебя их будет так много, как вот этих голубей…». Старец не верит своим глазам: в лучах небесного света летают голуби — их так много, так много, будто весь огромный лес наполнен ими! И какие же это дивные голуби! «Нет, это не простые голуби, — думает старец, — это ангелы небесные, потому такие прекрасные и неописуемые». И белые, как чистый яркий снег, и сизые, как небо, и нежно-оранжевые, как цвет благоухающей розы. Разных цветов голуби. Порхают, летают, играют и все будто стремятся поближе к келии Преподобного. Сергий не мог наглядеться на это дивное небесное видение. Он пошел тихонечко к другой келии, что глубже спряталась в лесной чаще, и позвал архимандрита Симона. Когда они вернулись, видение стало исчезать, и вскоре лес, келии и люди погрузились в прохладную ночную темноту…

Старец Архимандрит Тихон (Агриков), в схиме Пантелеимон

Его последними словами был священнический возглас на утрени: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» 15 ноября 2000 года, служа всенощную в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Тайнинском, скончался старец архимандрит Тихон (Агриков).

Архимандрит Тихон прожил на земле 82 года, и все же весть о его смерти была неожиданной. Последние годы жизни старца прошли в стороне от людских глаз и для многих представляли тайну. Лишь только самые близкие, а также духовные чада знали: батюшка молится в затворе, в уединении, место которого никто не мог назвать точно.

Известие о панихиде в селе Тайнинское под Москвой загадочным образом облетело православных, и храм Благовещения едва мог вместить всех желающих проститься. Приехали хор и братия из Троице-Сергиевой Лавры. Покрывало схимника выдавало еще одну тайну: девять лет назад архимандрит Тихон принял схиму – великий ангельский чин – под именем Пантелеймон.

Свой духовный путь архимандрит Тихон (Василий Петрович Агриков) начал в обители преподобного Сергия. Решение стать монахом и священником было принято им уже в зрелые годы. За плечами осталась Великая Отечественная война, которую он прошел от начала до конца. «Пройдя тяжелый путь военной жизни, побывав не один раз на волосок от страшной смерти, пережив все страхи и муки войны, я, по великой милости Божией, вернулся под родительский кров, а вскоре потом попал и под кров Преподобного Сергия», – писал впоследствии о. Тихон.

В Троице-Сергиевой Лавре он заканчивает Духовную Семинарию, потом Академию. А уже в 50–60-х годах насельник Троице-Сергиевой Лавры становится широко известным духовником среди православных. Его горячо почитают студенты Духовной Академии, где он преподавал. Он становится тем «светильником веры», к которому тянутся люди со всей России.

Облаченный в монашескую мантию, епитрахиль и поручи стоит отец Тихон у аналоя. На аналое – святое Евангелие и крест как свидетели невидимо стоящего здесь Господа Христа. «Аз же точию свидетель есть…» – слышится голос священника. На исповеди о. Тихона собиралось очень много народа. Он пробуждал в людях покаяние. Когда проводил общую исповедь в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, то весь храм плакал.

На праздники, после всенощного бдения, отец Тихон с вечера до утра исповедовал людей. Исповедь начиналась где-то в 10 часов вечера. Заканчивал он исповедовать около 4 часов утра, а в пять уже приходил служить раннюю Литургию, которую в своей жизни служил часто. Перед исповедью батюшка всегда говорил проповедь и не начинал исповедовать до тех пор, пока не видел в людях состояния истинного покаяния. Проповедь он начинал так: выйдет и после слов «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» негромко произнесет: «Братья и сестры…» Голос у него был очень умилительным, а проповедь необыкновенно искренней и глубокой. Передать производимое на ее слушателей впечатление очень трудно, это надо было видеть, слышать, чувствовать. Часто он с любовью взывал: «Кайтесь, кайтесь, миленькие, родные!» Иеромонах Тихон Агриков находил ключи к сердцу каждого человека, подбирал такие проникновенные, затрагивающие душу слова, что люди очень искренно каялись после его проповеди.

Когда он приступал к исповеди, к нему всегда выстраивалась очередь. В то время в Сергиевском Трапезном храме Лавры еще не было приделов преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского. На этом месте, у росписи Спасителя или Божией Матери, ставился аналой, и к батюшке была очередь исповедников. Она шла через всю церковь, от входа Трапезного храма до самого аналоя. Его чада пока дождутся своей очереди, бывало, и прочитают правило, и попоют, и подремлют, а батюшка все сидит и принимает народ до самого утра. На исповеди он сам задавал вопросы про то, что было забыто, объяснял все неясное. Потом дерзновенно читал разрешительную молитву. Он старался всех принять и утешить: сострадал в скорбях, на благословение раздавал крестики, иконки.

Вот, что писал о призвании духовника сам о. Тихон в своей прекрасной книге «У Троицы окрыленные»: «О Боже мой, как трудно духовному отцу по-настоящему исповедовать чад своих! Тысяча крестов накладывается на духовника, да еще враг разжигает против него разные и многочисленные смуты. Духовная жизнь – как она сложна, многообразна, сколько требуется мудрости, сколько сил, терпения!

Как много вокруг батюшки разных людей – и любящих его, и ненавидящих, и строящих батюшке козни и коварства, – а ему все равно всех жалко, всех хочется спасти и в разум истины привести. Ведь все они – дети Божий, и за всех их пострадал Господь на Кресте, пролил Свою Пречистую Кровь. И как они все дороги Господу! И дороги должны быть батюшке как служителю Божию и духовному наставнику труждающихся.

Несколько часов подряд в ночное время принимал батюшка людей. Вот он кончил исповедь, и, кажется, келия должна дать ему покой и заслуженный отдых. Но не тут-то было. И в своей одинокой келий, под покровом темной ночи, он все думает о тех, кто ему дорог и кого ему поручил Сам Христос. Ведь он вовсе не оставил их там, в бурлящем круговороте жизни, а унес в своем сердце и в келий вместе с ними молится, плачет, скорбит о них и тоскует.

Духовная жизнь всегда была трудна, а в наше время – особенно. Если человек убежит от льва, нападет на него медведица. Убежит от медведицы – наскочит на него тигр. Спасаясь от тигра, он бросится в яму – там ужалит его змий… Вот как трудно спасаться чадам Божиим в наше лукавое время!»

Отец Тихон имел дар слез, дар молитвенного плача. Об этом знали немногие. Вернее, даже никто не знал, но и ныне живут люди, которые видели у него по утрам большое количество мужских носовых платков, насквозь пропитанных влагой. Так обилен был источник, которым подвижник омывал грехи и немощи своих духовных чад. Так относился к духовничеству отец Тихон.

«Пастырь Церкви Христовой, – писал батюшка в пору преподавания им Пастырского богословия, – должен пламенеть любовью к людям и любовью к горнему миру, пастырю нужно любить, что дышать воздухом. И любить, не делая различия, без расчета, без выбора. Любить и радовать всех, именно РАДОВАТЬ – это есть постоянное и тихое торжество истинной пастырской любви, ибо пастырь без любви, что цветок без цвета, утро без зари, день без сияющего солнца, или как по апостолу – потухшая звезда, блуждающая во мраке ночи (Иуд. 1, 13).

Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Извеков) – в будущем Патриарх Московский и всея Руси – очень любил иеромонаха Тихона (Агрикова) и только ему поручал проповедовать Слово Божие. В Лавре служились две Божественные литургии: Наместник говорил проповедь на одной из них, а отец Тихон – на другой. Когда архимандрит Пимен уезжал, отец Тихон выполнял его обязанности, был его заместителем. Ему поручали большие, ответственные посты: с 1954 года он проходил послушание эконома Троице-Сергиевой лавры, а с сентября 1955, по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), стал казначеем обители.

Отец Тихон был исключительным тружеником и подвижником. Кроме уже перечисленного, он заведовал свечным ящиком, регенто-вал на левом клиросе, а по праздникам – на правом. Причем делал это как-то по-особенному: целомудренно, тихо и кротко. Регентовал левой рукой, так как был левша, и руку держал очень красиво. Руководил также и любительским хором. Пели с ним и матушки, и девушки, и старушки.

Бывало, Великим постом, на пассии или в прилучивщийся праздник, иеромонах Тихон (Агриков), иеромонах Кирилл (Павлов) и благочинный архимандрит Феодорит пели втроем. Об этом батюшка Тихон вспоминал позже, когда был на Кавказе.

Говорили, что спал он всего по двадцать минут: ляжет, поспит, потом встает и выполняет какое-то послушание. Работает, работает, снова ляжет, поспит немного и вновь продолжит трудиться.

Когда отец Тихон стал преподавать в Академии, многие обязанности по казначейству легли на плечи его помощника, теперешнего духовника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Кирилла (Павлова). Архимандрит Кирилл до сих пор с глубоким уважением и великою любовью вспоминает отца Тихона, любя его за простоту и благоразумие.

Архимандрит Тихон был духовником академии и семинарии. Молодежь тянулась к нему. Он прекрасно преподавал и всецело отдавался служению Богу и людям. Его жертвенное служение было отмечено руководством Московской Духовной академии: в 1963 году батюшка получил звание доцента. У него был особый Божий дар обращать к Богу молодых людей. Они находили в пастыре Божием то, что жадно искали их тоскующие по Богу души.

Однажды на уроке пастырского богословия в семинарии архимандрит Тихон вызывает студента и задает вопрос по пройденной теме. Семинарист плохо знал урок и ничего не мог ответить. Тогда отец Тихон обращается к семинаристам: «Братья, что ему поставить?» Студенты кричат: «Кол ему! Кол ему поставить!» А батюшка отвечает: «Нет, неправильно! Поставим ему пятерку!» – и ставит в журнал оценку «отлично». Незадачливый семинарист сел на место. А в следующий раз, когда его вызвали, он, к удивлению всех, был хорошо подготовлен и отвечал прекрасно. Так архимандрит Тихон преподавал будущим пастырям уроки мудрости не только на словах, но и на деле.

Юноши, студенты, девушки и подростки приезжали к нему из Москвы. Нередко среди посетителей можно было встретить столичных ученых. Люди приезжали на исповедь и оставались ночевать, чтобы утром принять святые Христовы Тайны. Для начинающих молодых монахов он был примером, ибо вел настоящую аскетическую жизнь, был искренне предан молитвенному монашескому деланию. Он каждый день был в храме на службе. Люди приезжали к нему и в праздники, и в будни, всегда находя его в храме. Скольких он утешил, привел к вере, помог советом. Вспоминается рассказ одной матушки. В 1961 году у них описали все имущество. Она осталась с детьми. А куда бежать? У кого искать помощи? Только к нему. «Народу много. Я стою позади, думаю, разве попаду к нему, а он меня не видит, вдруг говорит: «Расступитесь, дайте пройти матушке». Неоценима была его поддержка в тот момент».

Многие по молитвам старца исцелялись. Как известно, дар исцеления Господь подает подвижникам веры, делателям непрестанной молитвы, смиреннейшим из смиренных.

Архимандрит Тихон официально не был духовником лаврской братии, но многие монахи выбирали его своим наставником. Он очень любил братию. Рассказывали, что когда отец Тихон еще жил в лавре, то имел такую особенность: иногда приходил в кельи монахов, чтобы оказать духовную помощь. Приходил, когда инок упал духом, сильно унывал, но никому об этом не говорил. Вдруг приходит отец Тихон и начинает, говорить с ним. После такой беседы незадачливый монах ощущал силы продолжать подвиги, зная, что нужно делать, хотя до этого все представлялось бессмысленным. Был такой случай: некий монах хотел покинуть монастырь, но никто об этом не знал. Отец Тихон пришел к нему, поговорил – и инок остался в обители. Господь за необычайную любовь архимандрита Тихона к людям открывал старцу тайные немощи других. Отец Тихон жил болью людей, которые были рядом, помогая им. Действенной была его молитва.

Конечно, такой огромный духовный авторитет не мог остаться незамеченным властями. В 60-х годах церковь была гонима. И с особенной силой враг обрушился на о. Тихона, сильнее чем на кого-либо, за его духовное окормление. Нет, его не арестовали и не посадили в тюрьму, но создали ситуацию, при которой он вынужден был покинуть любимую обитель и оставить преподавательскую деятельность.

Так отец Тихон был разлучен со своими чадами, и продолжалось это долгие годы. Он вынужден был скрываться, жить в уединении – то в горах Кавказа, то в Сухуми, то в Закарпатье.

По словам свт. Феофана Затворника, иноки – жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. Вот такой невидимой оградой был для России архимандрит Тихон. Он очень радовался нашему возрождению и говорил: «Это великое счастье, данное российским народам в честь новомучеников. В память той жертвы, той крови, пролитой многими, многими новомучениками и исповедниками Российскими».

Отец Тихон видел, ощущал наше время, «скудное верою и благочестием». «Всюду в жизни мы видим оскудение любви». Мы – это слабые дети расслабленной эпохи, и он укреплял в нас веру в Бога. Всей своей жизнью показывал твердость духа.

Он умер во время всенощной службы перед началом великого славословия Богу. Как свидетельствует Православная Церковь, так умирают праведники и святые. На его похоронах, несмотря на скорбь расставания, царила спокойная радость. В вечную жизнь провожали праведника. Только Господь определяет святость человека, но мы верим и уповаем на то, что в небесах появился новый молитвенник за Россию и за всех нас.

Архимандрит Тихон Агриков

Скачать эту статью

Среди насельников Троице-Сергиевой лавры широко известен батюшка Тихон (Агриков). Он прославился как духовник и проповедник далеко за пределами лавры.

Его деятельность снискала ему любовь не только братии, но и паствы. Заслуги Тихона перед православием состоят в том, что он, в годы гонений на церковь, не только сохранял веру, но ещё и проповедовал.

Архимандрит Тихон: духовник, проповедник, богослов, педагог, писатель

Архимандрит Тихон прожил 82 года. За время своей жизни он заслужил огромный духовный авторитет в православном мире.

Показателем этого может служить тот факт, что многие монахи Троице-Сергиевой лавры избирали его в качестве духовника.

Фотоколлаж. Совмещены две фотографии архимандрита Тихона Агрикова: в молодости и незадолго до смерти

Старец преподавал в Московской духовной академии. После него остались полюбившиеся слушателям академии учебные курсы. Кроме того, он стяжал славу великого проповедника. Его проповеди не отличались высоким стилем, но были высоки по духу.

Духовные чада батюшки перепечатывали их на пишущей машинке, и распространяли подпольно. Это грозило им весьма печальными последствиями, ведь советская власть приравнивала такие действия к государственной измене.

Отец Тихон пострадал от советской власти. Из-за гонений ему пришлось прожить долгие годы на Кавказе. Здесь он жил в одиночестве, как отшельник.

Свой жизненный путь и духовный опыт старец описал в своих книгах. Они пользуются большой популярностью, как среди духовенства, так и среди мирян.

Решение стать монахом пришло к отцу Тихону в зрелом возрасте

Биография архимандрита Тихона — это яркое подтверждение правоты слов апостола Павла:

«…все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы».

(2 Тим. 3,12)

При этом он всегда оставался твёрдым в вере. Именно это качество, а не дар красноречия, привлекало к нему множество людей.

Родился старец 28 ноября 1916 года. Архимандрит Тихон Агариков (в миру Агриков Василий Петрович) родной брат игумена Алексия (Агрикова).

28 ноября 1916 день рождения архимандрита Тихона

Ничего удивительного в этом нет, так как его семья была религиозной.

Родители были потомственными крестьянами. С детства Господь отметил его Своим знаком — Василий родился левшой. Произошло это в селе Адоевщена Саратовской губернии.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Его архимандрит Тихон Агриков посещал в детстве

Юноша смог окончить только четыре класса сельской школы. Других учебных заведений в округе не было. В 1934 году он с родителями переехал на постоянное место жительства в Астраханскую область.

С 1938 года отец Тихон служил в армии. Он участвовал в Великой Отечественной войне.

1938 с этого года отец Тихон служил в армии

В военные годы батюшка не один раз находился на краю гибели и спасался лишь чудом от неё. Именно война оказала решающее влияние на его решение стать монахом.

Кроме того, стать священником Тихон решил также под влиянием иеромонаха Нифонта (Выблова) и архиепископа Саратовского Филиппа (Ставицкого).

Именно по рекомендации последнего будущего архимандрита приняли в семинарию, хотя четырёхлетней сельской школы для поступления в неё явно было недостаточно.

Троице-Сергиева Лавра — место служения архимандрита Тихона Богу

После демобилизации из армии архимандрит Тихон поступил в Московскую духовную семинарию. Произошло это в 1950 году.

После он окончил Московскую духовную академию.

1950 в этом году архимандрит Тихон начал обучение в Московской духовной семинарии

Здесь ему присвоили степень кандидата богословия. Преподавал он пастырское богословие, а также Священную историю Ветхого и Нового Завета.

Уже во время преподавания в Духовной академии, у отца Тихона появилось много поклонников из числа её студентов. За ним закрепился неофициальный титул «светильник веры».

Особенно ярко он разгорелся во время пребывания старца в стенах троицесергиевой лавры.

Фрагмент общей фотографии братии Троице-Сергиевой лавры. Примерно 1960 год. Архимандрит Тихон второй справа

В 1953 году Тихон принял монашество и священный сан в Троице-Сергиевой лавре. Через пять лет он был возведён в сан архимандрита.

С 1959 года он читает в Московских духовных школах лекции по Пастырскому богословию. Результатом такой деятельности стало написание учебного пособия по данному предмету.

Уже во время преподавания в школах он начал духовничествовать.

1963 в этом году архимандрит стал доцентом

В духовной академии он также был духовником. В 1963 году архимандрит стал доцентом. В Лавре он духовником никогда не был, но многие обращались к нему для исповеди.

Будущий Патриарх Московский и Всея Руси Пимен (Извеков) в то время замещал должность наместника Троице-Сергиевой лавры.

Он очень любил Тихона и поручал ему читать вторую проповедь на одной из двух Божественных литургий. Первую наместник читал сам.

Троице-Сергиева лавра. Фотография начала 40-х годов XX века. В этих стенах архимандрит Тихон пребывал в течение 18 лет

Архимандриту доверяли работать на больших, ответственных постах. Так с 1954 года он выполнял послушание эконома лавры.

В сентябре 1955 года Святейший Патриарх Алексий (Симанский) благословил его на должность казначея обители.

1955 в сентябре этого года, отец Тихон был благословлен на должность казначея

Отец Тихон отличался исключительным трудолюбием: кроме основных обязанностей он также заведовал свечным ящиком и регентствовал на клиросе.

Знающие его люди говорили, что спит старец не более двадцати минут подряд.

Архимандриту Тихону пришлось претерпеть гонения

Отец Тихон завоевал огромный духовный авторитет за время своего пребывания в лавре.

К нему в храм на службу съезжались верующие не только с окрестностей, но и со всей России. Естественно, что это не могло остаться незамеченным советскими властями.

В то время страной руководил Н.С. Хрущёв. Несмотря на то, что время его правления историки называют «хрущёвской оттепелью», политику в отношении церкви он проводил жёсткую.

Против архимандрита Тихона открытых репрессий проводить не стали: он не был ни арестован, ни посажен в тюрьму.

Архимандрит Тихон. Мукачево. 1969 год. Времена гонений и скитаний. В Мукачево отец Тихон прибыл с Кавказа, где жил в отшельничестве

Власти оказали давление на руководство лавры и академии. В результате в 1971 году отец Тихон написал прошение о выведении его за штат. Сделал он это против воли.

Настали годы скитаний. Первоначально он жил уединённо в горах на Кавказе. Потом перебрался в Сухуми. Позже он перебрался в Закарпатье, где жил на территории Мукачевской епархии.

Светлая кончина старца Тихона перед лицом Господа

После того, как Советского Союза не стало, архимандрит Тихон вернулся в Москву. Тогда он уже имел чин архимандрита. Свои последние годы старец провёл вдали от людских глаз.

Его жизнь представляла для всех тайну. Только для самых близких ему людей было открыто, что батюшка укрылся в тайном месте.

Здесь он молился, находясь в затворе. Где это место находиться никто не знал.

Панихида на могиле архимандрита Тихона (Агрикова), в схиме Пантелеймона, 15 ноября 2010 года. Территория храма Благовещения, село в Тайнинское, Московская область

Существовала ещё одна тайна отца Тихона. Дело в том, что за девять лет до смерти он принял великую схиму под именем Пантелеймон. Всего старец прожил 80 лет.

Умер жен он 15 ноября 2000 года во время вечернего богослужения в Благовещенской церкви подмосковного села Тайнинское.

15 ноября 2000 день смерти отца Тихона

Последними его словами стал возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Именно поэтому верующие считают, что кончина его произошла по промыслу Божьему.

Похоронен архимандрит Тихон возле храма, напротив алтаря.

Проповедь архимандрита Тихона пробуждала в людях покаяние

На и поведи и проповеди архимандрита собиралось много людей. Обычно богослужение проводилось в Трапезном храме Троице-Сергиевской лавры. Исповедовать батюшка начинал в 10 вечера, а заканчивал примерно в 4 часа утра.

Перед исповедью обычно он говорил проповедь, которая не заканчивалась до тех пор, пока отец Тихон не убеждался в том, что люди готовы к покаянию.

Архимандрит Тихон во время службы. Троице-Сергиева лавра. 50-60е годы XX-го века. У старца имелся уникальный талант проповеди. На них собирались верующие из Москвы и области

Голос у батюшки был очень умилительным. Из-за этого проповедь получалась очень искренней и глубокой. У него был дар подбирать на проповеди такие слова, что люди начинали искренне каяться.

Обычно аналой устанавливался у росписи Спасителя или же Божьей матери. В настоящее время там размещены приделы преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского.

Очень часто после исповеди старец в своей келье молился о тех людях, которые открылись ему на исповеди. Он мог и ночью принять страждущего для того чтобы исповедовать его. Обладал отец Тихон и даром исцеления.

Господь даёт его немногим. Такие подвижники должны быть не только набожны, но и делать непрестанную молитву, быть смиреннейшими из смирных.

Джордано Лука. Слезы святого Петра. Около1697 года. Немногие подвижники обладают даром молитвенного плача. Архимадрит Тихон был им наделён

Кроме того, старец Тихон обладал даром молитвенного плача. Немногие знали об этом. Очевидцы этого утверждают, что по утрам они видели у него множество мужских носовых платков. Они были мокры от слёз.

Такая молитва особа угодна Богу, так как молящейся полностью отдаёт себя ей, прося за ближних своих. Причём архимандрит молился, таким образом, всегда в своей келье в тайне.

Архимандрит Тихон — выдающийся церковный писатель

Как любой человек с тонкой душевной ориентации, отец Тихон имел талант писателя. Он написал несколько книг, среди них наиболее известны: «У Троицы окрыленные», «Матерь Света», «Прямой путь к Богу», «Заступница усердная».

Они посвящены годам жизни, проведённым архимандритом в Троице-Сергиевой лавры, биографии архимандрита, богословским вопросам.

Архимандрит Тихон, в схизме Пантелеймон, незадолго до смерти. Он считается выдающимся церковным писателем. Его книги используются в процессе обучения основам проповеднического богословия

Первые книги старца вышли в свет в 60 — 70-х годах прошлого века. Они были так популярны, что перепечатывались на печатных машинках и распространялись подпольно. В наше время они также весьма популярны среди верующих и духовенства.

Связанно это с тем, что они написаны простым языком, с большим чувством и верой. В результате после их чтения душа читателя очищается и сам он становиться ближе к Богу.

«У Троицы окрылённые» — книга о истории Троице-Сергиевой лавры с 1950 по 1965 год

Одна из самых известных книг архимандрита Тихона называется «У Троицы окрылённые». Такое название символично. Дело в том, что древних церковных текстах можно встретить рассказ о трёх птицах.

Они представляют собой образ монашествующих. Это монахи ранних христианских, средних и последних времён.

Первые две птицы имели достаточно сил для того, чтобы побороть искушения и достигнуть Царства Небесного. Третья же то взлетает, то падает на землю. Сил летать у неё нет из-за духовной слабости современных христиан.

Для того чтобы она всё-таки достигла Царствия Небесного, необходим пример. Его могут подать монахи-подвижники, живущие рядом с нами.

Воспоминания о таких подвижниках, живших в Троицко-Сергиевой лавре в период с 1950 по 1965 год, включены отцом Тихоном в свой труд.

Кроме того, в нём описывается история послевоенного восстановления обители.

Встреча святого Антония и Павла. Коптская икона. На иконе присутствует образ птицы. Он указывает на то, что Дух Божий присутствует с монахом, который молиться за всех людей перед Господом

Воспоминания архимандрита разделены им на три части. Первая охватывает период с 1950 по 1955 годы. В ней описана жизнь 28 насельников лавры.

Вторая посвящена 1955 — 1960 годам и в ней рассказывается о судьбе ещё тридцати старцев. Третья часть как бы дополняет вторую и содержит одиннадцать жизнеописаний.

Это не полная их биография, а именно воспоминания о том времени, в течение которого архимандрит провёл вмести с ними. О своём отношении к героям этой книги старец сказал так:

«Мысль переносится на тех, с которыми Господь соединил меня духовными узами.

Их нет здесь со мной.

Они рассеяны по разным краям.

Что сейчас там с ними?

Какие скорби и опасности обуревают их дорогие души?

И как Господь обещал невидимо

быть всегда со Своими учениками,

так и меня утешает сознание

невидимой постоянной молитвенной

духовной связи с дорогими мне душами».

Тихон архимандрит

В книге приводятся не только биографии насельников Троице-Сергиевой лавры, но духовные наставления архимандрита Тихона

В свою книгу отец Тихон поместил не только биографии представителей духовенства, но и свои размышления, а также проповеди.

Так он рассуждает о том, как правильно вести духовную жизнь. Речь идёт об отношении к духовному отцу, внешнему и внутреннему миру человека.

Обложка одной из самой популярных книг «У Троицы окрылённые». В ней содержаться биографии насельников Троице-Сергиевой лавры, пребывавших в ней в 1950-60-е годы XX века

Проповеди и богословские рассуждения содержаться во второй части книги «У Троицы окрылённые». Так в своей проповеди «Слёзы», имея в виду праведников древних веков, архимандрит говорит:

«Нужно просить у Господа этот дар слез: «Господи, даруй ми слезы умиления, яко да теми Тя умолю очиститися прежде конца от всякого греха».

Тихон архимандрит

Таким образом, он указывает на то, что современные люди молятся без души, без «слёз». Такая молитва Богу не угодна.

Древние же монахи на молитве «плакали», то есть отдавались ей всей душой. Такую молитву Господь замечает и всегда отвечает на неё.

Как эта книга, так и другие труда архимандрита Тихона активно изучаются в православных семинариях и школах. Многие выдающиеся проповедники используют в своих проповедях те идеи и мысли, которые распространял среди паствы старец.

Мирские же люди могут почерпнуть из его сочинений ту духовную мудрость, которую может обрести только ревностный монах-подвижник. Таким был старец Тихон в своей жизни.

>Православная электронная библиотека

Главная / Все авторы

Архимандрит Тихон (Агриков)

Свой духовный путь архимандрит Тихон (Василий Петрович Агриков) начал в обители преподобного Сергия. Решение стать монахом и священником было принято им уже в зрелые годы. За плечами осталась Великая Отечественная война, которую он прошел от начала до конца. «Пройдя тяжелый путь военной жизни, побывав не один раз на волосок от страшной смерти, пережив все страхи и муки войны, я, по великой милости Божией, вернулся под родительский кров, а вскоре потом попал и под кров Преподобного Сергия», — писал впоследствии о. Тихон.

В Троице-Сергиевой Лавре он заканчивает Духовную семинарию, потом академию. А уже в 50-60-х годах насельник Троице-Сергиевой лавры становится широко известным духовником среди православных. Его горячо почитают студенты Духовной академии, где он преподавал. Он становится тем «светильником веры», к которому тянутся люди со всей России.

На праздники после всенощного бдения отец Тихон с вечера до утра исповедовал людей. Исповедь начиналась где-то в 10 часов вечера. Заканчивал он исповедовать около 4 часов утра, а в пять уже приходил служить раннюю Литургию. Когда он приступал к исповеди, к нему всегда выстраивалась очередь. В то время в Сергиевском Трапезном храме Лавры еще не было приделов преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского. На этом месте, у росписи Спасителя или Божией Матери, ставился аналой, и к батюшке была очередь исповедников. Она шла через всю церковь, от входа Трапезного храма до самого аналоя. Его чада пока дождутся своей очереди, бывало, и прочитают правило, и попоют, и подремлют, а батюшка все сидит и принимает народ до самого утра.

Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Извеков) — в будущем Патриарх Московский и всея Руси — очень любил иеромонаха Тихона (Агрикова). В Лавре служились две Божественные литургии: Наместник говорил проповедь на одной из них, а отец Тихон — на другой. Ему поручали большие, ответственные посты: с 1954 года он проходил послушание эконома Троице-Сергиевой лавры, а с сентября 1955, по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), стал казначеем обители.

Отец Тихон был исключительным тружеником и подвижником. Кроме уже перечисленного, он заведовал свечным ящиком, регентовал на левом клиросе, а по праздникам — на правом.

Архимандрит Тихон был духовником академии и семинарии. Молодежь тянулась к нему. Он прекрасно преподавал и всецело отдавался служению Богу и людям. Его жертвенное служение было отмечено руководством Московской духовной академии: в 1963 году батюшка получил звание доцента. У него был особый Божий дар обращать к Богу молодых людей. Они находили в пастыре Божием то, что жадно искали их тоскующие по Богу души.

Архимандрит Тихон официально не был духовником лаврской братии, но многие монахи выбирали его своим наставником.

Конечно, такой огромный духовный авторитет не мог остаться незамеченным властями. В 60-х годах церковь была гонима. И с особенной силой враг обрушился на о. Тихона за его духовное окормление. Нет, его не арестовали и не посадили в тюрьму, но создали ситуацию, при которой он вынужден был покинуть любимую обитель и оставить преподавательскую деятельность. Так отец Тихон был разлучен со своими чадами, и продолжалось это долгие годы. Он вынужден был скрываться, жить в уединении — то в горах Кавказа, то в Сухуми, то в Закарпатье.
Архимандрит Тихон прожил на земле 82 года, и все же весть о его смерти была неожиданной. Последние годы жизни старца прошли в стороне от людских глаз и для многих представляли тайну. Лишь только самые близкие, а также духовные чада знали: батюшка молится в затворе, в уединении, место которого никто не мог назвать точно. За девять лет до кончины архимандрит Тихон принял великую схиму с именем Пантелеимон.

Он умер ноября 2000 года, служа всенощную в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Тайнинском, его последними словами был священнический возглас на утрени: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»


losinka

Предисловие.
В моей жизни были встречи с людьми, несущими традиции православной жизни, той жизни, которую большинство из нас не ведали. Вот таким человеком была Людмила, происходившая из верующей крестьянской семьи на Брянщине. Я попыталась записать то, что она мне рассказывала. Один из ее рассказов – об архимандрите Тихоне (Агрикове), похороненном в селе Тайнинском и поэтому особенно близкого нам, живущим в Лосинке.
Ведь когда-то по земле нашего района пролегала дорога на богомолье в Сергиев Посад, и в селе Тайнинском был путевой дворец, где останавливались царственные особы отдохнуть. Рядом с путевым дворцом была выстроена церковь Благовещения. Путевой дворец не сохранился, храм Благовещения стоит и до сих пор нас радует своим обликом и службами. И вот рядом с этим храмом появился могильный холмик, где упокоился великий угодник Божий архимандрит Тихон (Агриков). О нем этот рассказ.
Т.А. Ананьева
Духовным отцом Людмилы был тогда иеромонах Тихон, впоследствии схиархимандрит Пантелеимон (Агриков). Старец Серафим (Романцов), ныне местночтимый святой, к которому она ездила в Глинскую пустынь, в чада ее не взял, но велел духовного отца искать. К отцу Константину – настоятелю храма, в котором Люда работала в Москве, обращаться не благословил. Людмила хотела прислуживать отцу Константину, ездить к нему на дачу. «Какая там дача. У него матушка есть.» — сказал старец, постучав ей по голове. :»Ты, девочка Загорская, покопайся, покопайся, найдешь. У Вас свой архимандрит, на всю Европу известный.»
Люда прослышала про отца Тихона (Агрикова) и поехала в Троице-Сергиеву Лавру, в Загорск (теперь Сергиев Посад). Там стала спрашивать у людей, где отец Тихон. Мимо шел иеромонах с крестом в руках. «Вы не знаете отца Тихона?»,- обратилась к нему Люда. Он глубоко вздохнул и спросил:»А что ты хочешь, детка? Целуй крест.»
С этого времени Людмила, а потом и ее сестра Дарья обрели духовного отца – архимандрита Тихона (Агрикова). О.Тихон воцерковил и еще одна сестру Людмилы –»Вольгу» (Ольгу), как она ее называла. Ольга приехала Великим Постом в Москву, и сестрам – Люде и Даше – удалось привезти ее в Троице Сергиеву Лавру к о.Тихону. Она пошла на исповедь.
От аналоя доносилось:»Ты постишься? А? А? Не слышу!» Ольга что-то тихо бормотала, повесив голову. «Корова!» — послышалось от аналоя. Это о. Тихон так «вел» свое новое чадо. Ольга после исповеди вовсе не расстроилась.
Она стала поститься, и постилась всю Светлую Седмицу, да так делала, чтобы это никто не заметил. Позже выяснилось, что такую епитимью наложил на нее ее духовный отец. Потом она одна, не сказав сестрам, поехала в Лавру и вернулась сияющая, с четочками, с Евангелием. ( Тогда невозможно было купить Священное Писание – авт.)
И пошла, пошла «вверх» Ольга, стала ездить в храм из своей деревни 3 часа автобусом, молиться, поститься даже по понедельникам. Стала молчальницей, молчала и терпела за молчание великие скорби от соседей. Однажды за свой подвиг просидела в погребе, в подвале, сутки, так как полезла туда, никому не сказав. Крышка погреба захлопнулась, жила она одна в доме. Пока соседи хватились!
Так великий знаток человеческих душ и великий подвижник о. Тихон всех по-разному приводил к вере, в Церковь.
У великих подвижников и скорби великие. Отца Тихона преследовали «Агентши», как говорила Люда, а попросту – работницы КГБ. Они пытались прорваться в алтарь, прыгали на него сверху, с баллюстрады Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры, лезли в окна. Изображали «любовь». Духовных чад у отца Тихона было много, много молодых девушек и женщин. Отец Тихон пас свое стадо ревностно. Подолгу исповедовал, накрыв и себя и исповедуемого епитрахилью. Пошли слухи, что он целует своих духовных чад под епитрахилью. Да тут еще и «агентши», которые изрядно надоедали братии. И вот отцу Тихону, ученому монаху, учившемуся в Академии, ревностному проповеднику и молитвеннику, известному пастырю, лаврское начальство сказало:»Или монастырь, или чада.» «Чада»,- выбрал о.Тихон.
«Повалили, повалили, — плакал навзрыд о нем потом Глинский старец о.Серафим (Романцов) , находясь за многие сотни километров от происходивших событий в Лавре.: «Какой столп повалили! Съели бабы!»
И с тех пор и по смертный одр вся жизнь о. Тихона – странничество. Он жил и в Западной Украине, и на Кавказе и везде был одними любим, а другими гоним. В Мукачевском монастыре нашли его «агентши» и пытались толкнуть о.Тихона, когда он причащал, чтобы из Чаши пролилась Пречистая Кровь Спасителя и чтобы запретили о. Тихона в служении.
В Абхазии о.Тихон проживал в частном доме своего духовного чада. И вдруг собрался и покинул его в 5 минут, как говорили очевидцы. Сразу после его бегства в дом заявились боевики «кавказской» нации с явной целью его убить.
В другом месте Кавказа дом, где проживал о.Тихон, вдруг охватил пожар. О. Тихон и его чада успели покинуть дом, но те, кто его подожгли, стали преследовать о. Тихона . О. Тихон бежал и на его пути оказался огромный овраг. И вдруг какая-то сила перенесла Батюшку и он очутился на другом берегу оврага и избежал погони. История его жизни еще ждет своего писателя.
А с Людмилой получилось вот что. Она ехала в электричке с другими духовными чадами в Загорск к своему духовному отцу. К ней подсела женщина, «агентша» и стала говорить: «Ты что к духовному своему едешь, к о. Тихону?» Люда сказала, что с отродьем лукавого разговаривать не будет. А со стороны если посмотреть – едут вместе и беседуют. Так и поняли другие чада о.Тихона, ехавшие в этом же вагоне и подозрение в пособничестве «органам «легло на Людмилу.
Позже, когда уже архимандрит Тихона покинул Лавру, к ней пришла женщина, которую все подозревали в связях с КГБ, но Люда этого не знала. «И надо же этому быть,- говорила она, -у меня на видом месте лежало письмо о. Тихона с обратным адресом» После ухода этой женщины письмо духовного отца пропало. Людмила поудивлялась, но не придала этому значения.
И через это письмо место, где скрывался о.Тихон, было открыто и туда стали ездить эти то ли купленные, то ли бесноватые женщины, которые опять не давали прохода Батюшке. Одна из них еще в Загорске приходила к нему с букетом, в котором был спрятан нож, чтобы зарезать отца Тихона, якобы из ревности.
Даже судя только по страшным бесовским преследованиям, отец Тихон – великий подвижник православной веры.
Однако не сложились отношения Людмилы и отца Тихона. Она себя в старости ругала «духовной прелюбодейкой», за то, что переходила от одного отца к другому, но это было. И нельзя сказать, что только по ее вине.
Одно время близкой к отцу Тихону была его духовная дочь Марина, тоже подвижница и молитвенница. Но человек проходит путь свой к духовному совершенству, или хотя бы ко спасению, в борениях и падениях. И в тот момент, когда она была старшей в окружении отца Тихона, в ней жили и действовали страсти, которые известны каждому из нас. Вот она и говорила Люде и Даше: «Тех, которые у отца Тихона в духовных чадах меньше 10 лет, мы будем отсеивать.» Вряд ли о.Тихон собирался «отсеивать» кого-либо, скорее всего, эта действовала обыкновенная «ревность не по разуму» в подвижнице и молитвеннице. Но каково было слушать это слабеньким сестрам?
Да еще и духовные чада обвинили Людмилу и ее сестру Дарью в связи «агентшами» и отец Тихон поверил клевете. Как это тяжело – разлад с духовным отцом – знает только тот, кто ведет серьезную духовную жизнь. Одна схимница говорила, что это самое тяжелое испытание в жизни православного человека. Люда рассказала об этом о. Серафиму (Романцову) в очередной приезд в Глинскую. Старец ни на минуту не поверил клевете. Велел сказать о.Тихону, чтобы не верил клевете. Она передала слова старца отцу Тихону, но по его реакции поняла, что он ей не верит. Людмила, в очередной раз приехав к отцу Серафиму, поведала о своих тяжелых отношениях с о. Тихоном. «Не благословляю с ним видеться!» – сказал великий старец. Видя, что Люда в расстройстве, смягчился:»Ну, раз в полгода.» «А что же делать, я привыкла все спрашивать?» — недоумевала она.
«Покопайся, покопайся там…»
Однажды зашел в «Трифоновский» храм, где работала в это время Люда, невысокий хромой монах. И сказал ей : «У тебэ духовный отец е?» «Есть» сказала Люда. «Тогда отпросись у него. Будэм ты, да я, да Бог.» Удивилась она словам этого монаха, сказанных со властию. Да тут еще и разлад с отцом Тихоном. Поехала отпрашиваться.
Отец Тихон при встрече с Людмилой иногда юродствовал: посмотрит на нее и скажет «Ты кто такая, как тебя зовут?» Или: «А, чудная приехала». Люде было это обидно.
Только через много лет она поняла, что отношения отношениями, а все-таки основание было – христианская любовь.
В этот раз о.Тихон ее сразу узнал, отпустил ее не без горьких слов : «Как ты ударила о.Тихона по щеке, так и ударишь о.С.» А Дарью не отпустил. И терпел от нее такие скорби, что даже плакал.
Отец С. был великий молитвенник, настоящий отец. Был такой случай «у мученика Трифона» . Староста храма в очередной приезд о. С стала жаловаться на Люду и Дашу, что они ругаются. И правда, Людмила сейчас удивляется, как это она ругалась на людей и даже не считала это за грех. Еще староста рассказывала о себе , какая она труженица. О.С. не стал выгораживать свою духовную дочь. А сказал : «Это мы, духовные отцы виноваты, что у нас такие чада. А ты не перетруждайся, тебе надо сейчас о душе думать, только о душе.» Староста очень зауважала этого невидного монаха после таких его слов.
Но к сестрам не стала лучше относится. Они целыми днями в храме, Люда работала в трапезной, а есть им давали, то, что от других останется, а если не останется, то чай. Старосты тогда были сплошь «советские». Она с гордостью говорила, что их храм, да еще «Всех святых» больше всех денег государству дает. А работники храма как хотят. А ведь Люда еще и дворником работала, так иногда лом поднять не могла.
Людмила спала в храме на полу, у батареи, а Дарья наверху, над дверями, за бочками для крещенской воды. Староста гоняла их. А у них не было сил ехать, да и дома уЛюды не было, была она прописана у «благодетельши», но все-таки чужой дом.
Дарья пожаловалась отцу Тихону на старосту (тогда она еще была «Тихонова»), что сживает их со свету. О.Тихон любил своих чад, говорил :»Я их из диавольских зуб выну!»
Он разгневался на старосту, но ничего не сказал. Совсем скоро староста скончалась, неожиданно, от сердечного приступа.
О.Тихон после того, как его выгнали из Лавры, сначала еще приезжал в Москву, и тогда все его чада стекались туда, где он останавливался. Но скоро он перестал в Москве появляться. И приехал в Москву через много лет, уже совсем больной, постриженный в схиму. Он стал жить при храме Благовещения в Тайнинском, где настоятелем был его родственник. Там он и скончался удивительным образом, на службе, произнося слова:»Слава Тебе, показавшему нам Свет!».
На погребение архимандрита Тихона, в схиме Пантелеимона, съехалось большое количество людей, все плакали, но все-таки была какая-то тихая радость.
В течение девяти лет в день кончины о. Тихона (Агрикова), 15 ноября, архимандрит Матфей (Мормыль), регент хора Троице-Сергиевой Лавры, со своим хором приезжал в храм Благовещения. И в этом храме звучали дивные песнопения. Но и после кончины о.Матфея 15 ноября, в день памяти схиархимандрита Пантелеимона, верующий народ съезжается почтить его память.
А Людмила приезжала к могиле своего бывшего наставника чаще. Однажды она приехала с болью в спине, про себя уныло раздумывая, что надо идти к врачу, да лучше к платному, и сколько это теперь стоит… Помолившись у могильного креста, она, уже в спокойном состоянии, уехала домой. И только войдя в квартиру, вспомнила, что у нее несколько дней болела спина.
Пантелеимон – значит милостивый.