Униаты в Беларуси

Белорусская грекокатолическая церковь

Апостольский визитатор для грекокатоликов Белоруссии архимандрит Сергей Гаек

Белору́сская грекокатоли́ческая це́рковь (самоназвание Белорусская Греко-Католическая Церковь, белор. Беларуская Грэка-Каталіцкая Царква) — восточнокатолическая церковь «своего права», созданная для католиков, исповедующих византийский обряд на территории Белоруссии, и для белорусских грекокатоликов в диаспоре. Единственная из 23 восточнокатолических церквей, которая по состоянию на 2017 год имеет неопределённый статус и вакантное место предстоятеля (Sede Vacante). Позиционирует себя как непосредственную преемницу униатских епархий на территории современной Белоруссии, созданных в результате Брестской унии 1596 года и присоединённых к Русской православной церкви в результате Полоцкого церковного собора 1839 года.

История

См. также: Русская униатская церковь

Русская униатская церковь была образована после заключения Брестской унии в 1596 году. В 1791 году на территории Великого Княжества Литовского (включая этническую Литву, где большинство было католиками латинского обряда) униаты составляли 39 % населения, а на территории современной Белоруссии — 75 % (в сельской местности — более 80 %). Большинство последователей униатской церкви составляли крестьяне. Кроме того, униатами являлись часть горожан и мелкой шляхты.

После разделов Речи Посполитой, когда большая часть территории современной Белоруссии оказалась в составе Российской империи, часть грекокатоликов была присоединена к Православной Российской церкви, а часть осталась в общении с Римом.

В 1787 году Екатерина II постановила, что печатать духовные книги в Российской империи могут только типографии, подчиненные Синоду, и деятельность грекокатолических типографий прекратилась.

В 1794 году православный епископ Виктор (Садковский) разослал обращения с призывом к грекокатоликам переходить «в правую веру», которые зачитывались в городах и сёлах как государственные акты. Если появлялись желающие перейти в православие, то власти записывали их в книги, выплачивали им денежное пособие и присылали священника с отрядом солдат, которые изымали церковь у грекокатоликов и передавали православным, а грекокатолических священников высылали вместе с семьями. Предписывалось упразднять грекокатолические приходы, если к ним приписаны менее 100 дворов, но в случае, если они хотели перейти в православие, им разрешалось существовать. Грекокатолические епархии за исключением Полоцкой были упразднены, а епископы отправлены на пенсию или за границу.

Павел I запретил насильственные методы обращения в православие. В 1800 году он вернул большинство сосланных грекокатолических священников из Сибири, вернул грекокатоликам часть храмов и василианских монастырей. Было разрешено существовать 3 грекокатолическим епархиям: Полоцкой, Луцкой и Брестской.

Александр I передал управление грекокатолическими приходами из рук митрополита и епископов аудиторам Грекоуниатской коллегии

В ходе Польского восстания 1830 года значительная часть униатского духовенства примкнула к нему: по данным исследователя О. В. Карпович среди повстанцев Белоруссии (Могилевская, Минская, Гродненская, Витебская, два белорусских уезда Виленской губерний) было 25 церковников-грекокатоликов. Большинство повстанцев из числа униатского духовенства (22 человека) было из Минской и Гродненской губерний. После подавления восстания российские власти начали проводить политику обращения грекокатоликов в православие. 7 февраля 1834 года Грекоуниатская коллегия постановила обновить храмы в восточном духе, приобрести книги православной печати, устранить заимствования из латинского обряда. Было предписано называть младенцев только по православным святцам. Полиции вменялось в обязанность проверять, чтобы в униатских храмах священник отправлял богослужения только по православному служебнику. В церквях стали сооружать иконостасы. После этого многие грекокатолики переставали ходить в свои церкви и уходили в костёлы.

В начале 1833 года полоцкий православный епископ Смарагд Крыжановский начал проводить политику присоединения грекокатоликов к православию с помощью властей. В 1835 году был создан комитет по очистке униатского обряда, который потребовал продать все органы, либо разобрать их на запчасти. Прихожане оказывали сопротивление этой политике. Так, в Речицкой церкви Пинского уезда Минской губернии крестьяне разобрали не орган, а создаваемый иконостас.

В январе 1837 года униатская церковь была подчинена ведению обер-прокурора Святейшего Синода.

12 февраля 1839 года в Полоцке собрался собор во главе с грекокатолическими епископами Иосифом Семашко, Антонием Зубко и Василием Лужинским. Собор постановил признать присоединение белорусских епархий к православной церкви. К обращению к императору об этом были приложены подписи 1305 человек белого духовенства и монашествующих. По этому случаю была выбита медаль, на которой было написано, что отторгнутые силой были присоединены любовью. Тем не менее, в историю уничтожения грекокатолической церкви в Белоруссии вошел Церковлянский протест 111 униатских священников Белорусской епархии, которые на своем несанкционированном съезде 16 сентября 1838 года в местечке Церковляны Дисенского уезда подписали петицию и направили к царю своих представителей с просьбой освободить их от власти церковного начальства и оставить в унии. Но их запретили в священнослужении и перевели на должности пономарей, а наиболее упорствующих выслали в Сибирь административным порядком.

Иосиф Семашко в 1852 году лично наблюдал за сожжением 1295 книг, найденных в бывших униатских храмах. В своих «Записках» он сообщал, что за следующие три года по его приказу сожгли ещё две тысячи томов.

В 1858 года Александр Герцен опубликовал в своем лондонском «Колоколе» статью «Секущее православие», где Иосифа Семашко он называл «во Иуде предатель, палач, заслуживший европейскую известность». В статье, в частности писалось следующее о событиях в Волковысском уезде Гродненской губернии, где крестьяне, ранее принудительно обращенные в православие, вернулись в грекокатолицизм:

Со стороны гражданского начальства истязанием заведовал окружной Новицкий. Этот полицейский апостол сек людей до тех пор, пока человек не соглашался принять причастие от православного попа. Один четырнадцатилетний мальчик после двухсот розг отказался от такого общения с Христом. Его снова начали сечь, и только тогда, уступая страшной боли, он согласился. Православная церковь восторжествовала!

На небольшой территории современной Белоруссии — недалеко от Гродно, в Сопоцкинском краеrupl, который до 1915 года находился в Царстве Польском, униатство просуществовало до 1875 года, когда была ликвидирована уния в Холмской епархии. Современные источники, близкие Белорусской грекокатолической церкви, указывают на насильственных характер обращения в православие не менее 7,5 тыс. белорусских униатов из 7 приходов Сопоцкинского края.

В 1905 году после указа императора Николая II об утверждении начал веротерпимости, часть белорусов перешла в католицизм; однако из-за препятствий для грекокатоликов, чинимых правительством, большая их часть приняла латинский обряд. В Сопоцкинском крае практически 100 % насильно переведенных в православие бывших униатов стали римо-католиками.

В январе 1923 года митрополит Андрей Шептицкий временно подчинил грекокатоликов восточной Белоруссии экзарху Российской католической церкви византийского обряда Леониду Фёдорову.

После Первой мировой войны Западная Белоруссия была включена в состав польского государства. Некоторые белорусские грекокатолики из восточной Белоруссии и России, опасаясь теперь уже репрессий атеистического государства, эмигрировали в Польшу. Кроме того часть православных верующих и отдельных приходов в Западной Белоруссии вновь подтвердили своё единство с Римом. В 1931 году для этих белорусских грекокатоликов в Польше был назначен апостольский визитатор.

В 1939 году западная Белоруссия была присоединена к Советскому Союзу. В этой новой ситуации митрополит Андрей Шептицкий в силу своих полномочий, полученных от папы, осенью 1939 года учредил Белорусский экзархат грекокатолической церкви и назначил временно исполнять обязанности экзарха украинского епископа Николая Чарнецкого. 17 октября 1940 года на Втором Соборе экзархов во Львове Белорусским экзархом грекокатолической церкви был назначен иезуит о. Антоний Неманцевич, белорус. Полномочия о. А. Неманцевича как экзарха и решение об учреждении Белорусского экзархата ГКЦ получили официальное подтверждение Апостольской Столицы 22 ноября 1941 года, а экзархат получил статус апостольского. Белорусский экзарх ГКЦ был арестован гестапо 4 июля 1942 года за свою активную миссионерскую деятельность. 6 января 1943 года о. Антоний Неманцевич, как исповедник, умер в тюрьме СД в Минске (в настоящее время готовятся документы для начала его беатификационного процесса). После его ареста деятельность структур Белорусского грекокатолического экзархата практически была прекращена, за исключением пастырской опеки верующих в уцелевших сельских приходах.

После Львовского собора 1946 года приходы Белорусской грекокатолической церкви, как и Украинской грекокатолической церкви, были ликвидированы, деятельность Церкви полностью запрещена, священники репрессированы, умерли или эмигрировали, а верующие формально присоединены к РПЦ. Однако часть верующих продолжали вплоть до возрождения Церкви в 1990-е считать себя униатами: некоторые из них молились в православных церквах, другие молились у римокатоликов, в том числе несколько грекокатолических монахинь в Пинске, а некоторые, считая себя верными униатами и не имея возможности ходить в католический храм, молились дома. В Гродно тайно вёл миссионерскую работу о. Виктор Данилов, рукоположенный в 1976 году Главой УГКЦ в подполье архиепископом Владимиром Стернюком.

Вплоть до 1990-х годов приходы белорусских грекокатоликов существовали лишь в эмиграции — в Лондоне, Чикаго, Париже и Лёвене. В 1960 году Святой Престол назначил Чеслава Сиповича, белорусского грекокатолического епископа, проживавшего в Лондоне, Апостольским визитатором для белорусов-католиков по всему миру. Его преемниками стали епископ Владимир Тарасевич (1983 год) и о. Александр Надсон (1986 год).

После распада СССР в 1991 году белорусские грекокатолики вышли из подполья и получили возможность свободного исповедания веры. С 1994 года Александр Надсон стал Апостольским визитатором для белорусов эмиграции, а архимандрит Сергей Гаек — для грекокатоликов Белоруссии.

Ординарии экзархата

  • протопресвитер Леонид Фёдоров, M.S.U., с 1923 по 1931 год
  • епископ Николай (Чарнецкий), CSsR, с 1939 по 1940 год
  • иеромонах Антоний Неманцевич, sj, с 1940 по 1943 год
  • архимандрит Сергей Гаек, M.I.C., апостольский визитатор, с 1994 года — по настоящее время

Современное состояние

Грекокатолический центр святого Иосифа в Минске

Исследование религиозной принадлежности, проведенное в 1992 году Белорусским государственным университетом, показало, что почти 100 000 белорусов считают себя грекокатоликами. По данным на 2005 год число прихожан Белорусской грекокатолической церкви составляло около 3 000 человек, принадлежавших 20 приходам (из них 13 зарегистрированных государством) и около 4 000 человек, проживающих за пределами приходских округов.

В июне 2008 года, по данным пресс-службы Апостольского визитатора для греко‑католиков в Беларуси, количество верующих грекокатолического обряда в стране — около 10 000; имеется 15 зарегистрированных приходов, около 10 общин пока не могут пройти регистрацию в силу особенностей белорусского законодательства; 15 священников. Созданы два протопресвитерата (деканата) БГКЦ: Восточный протопресвитерат им. св. Иосафата и Центрально-Западный им. Николая Чернецкого. Храмы — в Полоцке Витебской области и в Могилёве (часовня). В Минске, а также в областных и ряде районных городов страны созданы грекокатолические центры. Наиболее значительный из грекокатолических душпастырских центров, кроме Минска, — в Бресте, где также находится редакция белорусской грекокатолической газеты «Царква». В Полоцке действовал Борисоглебский грекокатолический монастырь Студийского устава. Место предстоятеля церкви вакантно, фактически обязанности главы церкви исполняет Апостольский визитатор архимандрит Сергей Гаек. Служба ведётся на белорусском языке.

Около 2 000 белорусских грекокатоликов живут в диаспоре. Сегодня приходы и небольшие общины Белорусской грекокатолической церкви за пределами Белоруссии расположены в Лондоне, Антверпене, Праге, Калининграде, Риме, Варшаве.

Галерея

  • Часовня Матери Божей Белыницкой на кладбище в Могилёве

  • Грекокатолический центр в Бресте

  • Церковь Святых братьев апостолов Петра и Андрея в Бресте

  • Знак около белорусской грекокатолической часовни у белорусской библиотеки имени Франциска Скорины в Лондоне

  • Церковь св. Космы и Дамиана в Праге, где проводят службы белорусские грекокатолики

Примечания

  1. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова, 2004. — 960 с. — ISBN 5-88744-052-X.
  2. Анатоль Грыцкевіч. Уніяцкая царква на Беларусі ў канцы ХVIIІ — пачатку XIX стагодзьдзяў // Хрысьціянская думка, № 3 (214), 1993, с. 119.
  3. Гісторыя Беларусі (ў шасці тамах). Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII—XVIII стст.). Т. 3. — Мінск: «Экаперспектыва», 2004. С. 302—303
  4. 1 2 3 4 Священник Сергий Голованов. Мост между Востоком и Западом. Грекокатолическая церковь Киевской традиции с 1596 г. по наше время
  5. 1 2 Карпович О. В. Участие христианского духовенства Беларуси в освободительном движении 30-х годов XIX века // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A: Гуманитарные науки. — 2011. — № 9. — С. 65
  6. С. В. Марозава. Беларусь, восень 1838 — вясна 1839 г.: апошні акт уніяцкай трагедыі (Некаторыя малавядомыя старонкі) // Хрысьціянства ў гістарычным лёсе беларускага народа: зб. навук. арт. у 2 ч. Частка 1. — Гродна, ГрДУ імя Я. Купалы, 2009. с. 305—322.
  7. Церковный собор в Полоцке принимает акт о ликвидации унии
  8. 1 2 А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах. Т.13. Стр. 390 (недоступная ссылка). Дата обращения 25 октября 2010. Архивировано 25 ноября 2011 года.
  9. Андрэй Вашкевіч. Барацьба ўніяцкага насельніцтва Сапоцкінскага краю супраць прымусовага пераводу ў праваслаўе
  10. М.Фатеев. Католики восточного обряда в Санкт-Петербурге Архивировано 24 апреля 2014 года.
  11. Даведка адносна аднаўленьня структураў Беларускай Грэка-Каталіцкай Царквы ў XX ст. // Газета «Царква», № 4 (63), 2009. Архивировано 27 сентября 2011 года.
  12. Р. Роберсон Восточнокатолические церкви
  13. У Менску адкрыўся Грэка-каталіцкі цэнтар (недоступная ссылка). Дата обращения 28 июня 2008. Архивировано 30 июня 2008 года.
  14. Пра газету «Царква» Архивировано 30 ноября 2011 года.

> См. также

  • Источники по истории белорусской православной церкви в архивах Ватикана
  • Иосиф Германович

Литература

  • Уния церковная // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Коялович, М. О. История воссоединения западнорусских униатов. — Минск: Лучи Софии, 1998. — 400 с ISBN 985-6171-08-3
  • Коялович, М. О. Литовская церковная уния. В 2-х томах. СПб., 1859—1862.
  • Мараш, Я. Н. Из истории борьбы народных масс Белоруссии против экспансии католической церкви / Я. Н. Мараш. — Минск : Вышэйшая школа, 1969. — 218 с.
  • Рональд Робертсон. Восточные Христианские Церкви: Церковно-исторический справочник. Оп.: Спб., 1999.

Ссылки

  • Белорусская грекокатолическая церковь
  • Беларуская Грэка-Каталіцкая Царква сёння
  • Небольшая инициатива русско-византийской традиции в Минске

Униатская церковь на Беларуси

Униатская (греко-католическая) церковь, образованная в 1596 году на основе Брестской церковной унии, так же как католицизм и православие, сыграла свою роль в истории белорусского этноса. В XVII—XVIII веках это была самая многочисленная конфессия, а ареал ее распространения охватывал Беларусь, часть Литвы, Украины, России, Польши. Подготовка к подписанию унии была начата после объединения ВКЛ и Польши в единое государство. Непосредственными инициаторами создания новой синкретической конфессии унии выступили православные епископы Луцкий и Влалимиро-Волынский. Активно поддерживает идею создания унии и ректор Виленской иезуитской академии Петр Скарга, который в ряде своих работ, в частности «О единстве церкви Божьей и о греческом от этого единства отступлении», указывал на недостатки православной церкви (наличие семьи у православных священников, церковнославянский язык богослужения, вмешательство светской власти в дела духовные и т.д.) и обосновывал необходимость сближения православной церкви с католической. В октябре 1596 года в Бресте прошел церковный собор сторонников унии, принявший решение об объединении церквей. Спустя несколько дней король Жигимонд III Ваза (1587—1632 гг.) утвердил создание церковной унии и провозгласил униатство государственной религией.
Согласно унии все православное население Речи Посполитой должно было исповедовать основные догматы католицизма и подчиняться папе римскому. Организационно униатская церковь тоже подчинялась римскому понтифику. На должность митрополита избирался кандидат, поддержанный Ватиканом. Богослужение предписывалось проводить на церковнославянском или национальном языке. Сохранялись браки священников. Специальной грамотой за униатской церковью были закреплены все владения православной церкви. Первоначально принятие униатства частью белорусских земель было встречено в штыки, поэтому власти вынуждены были применить силу. Сам акт принятия униатства для православных являлся нарушением мировосприятия, которое включало уже сформированную этническую стереотипность самосознания, культурно-бытовые и конфессиональные нормы.
В том же 1596 году в Бресте состоялся ещё один собор, в котором присутствовало большинство церковных иерархов, приверженцев православной религии (2 патриарших экзарха Константинопольского и Александрийского Патриархов, 2 епископа, 9 архимандритов и другие право славные иерархи). Собор принял решение не признавать унию и лишить сана тех священников, которые стали сторонниками неправославной церкви. Чтобы защититься от наступления униатов и католиков, в 1599 году в Вильно прошел съезд православных и протестантов ВКЛ. Кроме того, с протестами против насильственного насаждения униатства неоднократно выступали православные послы на сеймах Речи Посполитой, начиная с Варшавского сейма 1607 года, в том числе такие видные государственные и общественные деятели, как канцлер Лев Сапега, князь К. Острожский, М. Смотрицкий и другие.
В результате протестов и восстаний православных жителей Беларуси и Украины, иерархи униатской церкви вынуждены были изменить свою тактику. Униатство стало оформляться как особая религия, в чем большую роль сыграл орден базильян, образованный в начале XVII века при посредничестве униатских митрополитов И. Кунцевича и И.Руцкого. Орден занимался активной благотворительной, воспитательной, издательской деятельностью. Очень много сделали базильяне для развития науки, культуры и искусства.
Структура униатской церкви была достаточно разветвленной. На территории Беларуси и частично на Украине действовала Киевская униатская митрополия. Ее возглавлял митрополит Киевский и Галицкий, резиденции которого находились в Новогрудке и Вильно. К данной митрополии относились Полоцко-Витебское архиепископство во главе с архиепископом Полоцким, епископом Витебским, Оршанским, Мстиславским, Могилевским и всея Беларуси, а также 9 епископств во главе с их епископами. Епископства, в свою очередь, делились на деканаты, а деканаты — на приходы (парафин).
Постепенно основная масса населения белорусских земель приняла униатство. Это превратило его в самобытное и самостоятельное белорусско-украинское конфессиональное направление. К концу XVIII века униатство исповедовали 75 % жителей белорусских земель. В пределах Беларуси и Литвы насчитывалось более 1100 униатских церквей.
С присоединением Беларуси к России положение униатской церкви изменилось. Уже в 1794 году Екатерина II издала указ о прекращении действия унии. В период 1794— 1795 годов добровольно и принудительно в лоно право­славной церкви было возвращено более 200 тысяч униатов, другая часть униатов перешла в католичество. Были закрыты все униатские епархии Российской империи, кроме архиепископства Белорусского. При Павле I и Александре I была возобновлена деятельность Луцкой и Брестской епархий, многие из униатов начали возвращаться к униатству. Но после восстания 1830—1831 годов отношение к униатам вновь стало резко негативным. Под нажимом властей 12 февраля 1839 года на соборе в Полоцке униатские епископы во главе с Иосифом Семашко провозгласили прекращение действия Брестской церковной унии и подали просьбу на имя Николая I присоединить униатов к православной церкви. В результате этого более чем 1,5 миллионов униатов вернулись в православие, более 500 тысяч перешли в католичество. Только в начале XX века, после издания указа о веротерпимости (1905 г.), униатам было разрешено исповедовать свою религию.

Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.
Адресуется учащимся 11 класса учреждений общего среднего образования для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси.
Закажи эту или любую другую книгу по Истории Беларуси, перейдя по ссылке и получи скидку от магазина OZ.BY

Присоединение к Православной Церкви

  • Присоединение инославных прот. Владислав Цыпин
  • Богослужение присоединения к Православию прот. Геннадий Нефёдов
  • Присоединение к Православию Вячеслав Пономарев
  • Присоединение к православию раскольничьих епископов и других членов так называемой белокриницкой иерархии проф. Николай Иванович Субботин
  • Сиро-халдейские несториане и присоединение их к Православной Церкви проф. А.А. Спасский
  • Присоединение к Православной Церкви преп. Оптинские старцы
  • О чине принятия в Православную Церковь архим. Амвросий (Погодин)
  • Чин приёма старообрядцев (2017 г.)
  • Чин присоединения армян
  • Чин присоединения римо-католиков
  • Греческий чин присоединения католиков к православной Церкви в сербских и украинско-белорусских памятниках и их влияние на русскую традицию Т.А. Опарина
  • Актуальная практика Чинов присоединения от оккультизма и сатанизма
  • Окружное Послание
  • Чин присоединения к Православной Церкви
  • Способы присоединения к Православию

Присоединение к Православной Церкви совершается в отношении уверовавших во Христа бывших иноверцев, а также покаявшихся еретиков и сектантов.

Решениями 1-го (8-е и 19-е правила) и II-го (7-е прав.) Вселенских Соборов были установлены общие правила принятия в Церковь иноверных. В VII веке Шестой Вселенский Собор, подтвердив прежние церковные постановления, окончательно определил принципы присоединения к Православию (95-е правило).

Различают три способа присоединения к Православной Церкви членов инославных церквей, отделившихся от Вселенского Православия после Трулльского Собора, а также адептов различных сект и расколов:

  • католиков, если они миропомазаны (конфирмованы), присоединяют к Православной Церкви по третьему чину — через Покаяние, если только будет достоверно известно, что они приняли конфирмацию в своей Церкви. Так же присоединяются, старокатолики и крещеные в Армяно-Григорианской Апостольской церкви.
  • англикане, лютеране, реформаты, старообрядцы и современные раскольники (например, украинские филаретовцы*) принимаются по второму чину — через Миропомазание.
  • сектанты** (неопятидесятники, адвентисты, Свидетели Иеговы, мормоны, муниты, адепты «Богородичного центра», последователи лжехриста Виссариона и т.п.) присоединяются к Православной Церкви через Крещение:

…и всех прочих еретиков… всех, которые из них желают присоединены быть к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их Христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать Писания, и тогда уже крещаем их (7-е правило II Всел. Собора, а также 95-е правило Трулльского Собора).

Следует помнить, что крестить необходимо и тех представителей протестантских конфессий, которые были крещены в одно погружение, что прямо запрещается 7-м правилом II Вселенского Собора, или которых крестили окроплением так, что ни одной капли воды не попадало на крещаемого.

Совершение присоединения раскольников предоставлено священникам без предварительного особого разрешения епархиального архиерея, если только у священника не возникнут какие-либо сомнения (например, в искренности обращающегося); в противном случае, он обязан, не приступая к присоединению, представить дело на рассмотрение своему правящему архиерею, с изложением причин своих сомнений (Уст. Конс. 25).

Сам чин присоединения состоит в торжественном отречении присоединяемого перед Церковью от его прежних заблуждений, в исповедании догматов Православной Церкви и клятвенном обещании всегда сохранять единение с нею и послушание ей; наконец — в разрешительной молитве священника, в совершении Таинства Миропомазания (если присоединяемый не получил его прежде в своей Церкви), и в приобщении Тела и Крови Христовой. При этом чине у присоединяемого должен быть восприемник.

*Крещеных раскольниками должно принимать — (1-е правило Василия Великого).

**Еретического крещения не должно принимать (46-е Апостольское правило и 47-е правило Василия Великого).

***

Чины присоединения иноверных к Православной Церкви

Иноверец (иудей, мусульманин и т.д.), желающий принять Православие, должен быть вначале «испытан, истязан и вере научен» опытным священником, и засвидетельствовать, что принимает христианскую веру не по принуждению и не из корысти, но исключительно по любви ко Христу и Его вере.

Существуют следующие Чины присоединения нехристиан:

  • Чин, как принимать взрослых от иудеев, язычников или еретиков, не веровавших в Святую Троицу.
  • Последование отречения от мусульманства.
  • Оглашение иудея и вопрошение о вере.
  • Оглашение мусульманина и вопрошение о вере.
  • Чин принятия в Церковь отступников в иудаизм, язычество и мусульманство, крещеных в Православной Церкви.

После совершения отречения от заблуждений иноверец переводится в категорию оглашаемых, и по прошествии периода оглашения совершается его Крещение (или только Миропомазание, если он ранее был крещен).

***

Схемы чинопоследований присоединения к Православию

Чин присоединения через Таинство Крещения (1-й чин)
Псалом 33: «Благословлю Господа на всякое время…»
Вопрошения и поучения, вопрошение, преклонение колен.
Молитва «Благословен еси, Господи, от всех языков…»
Оглашение первое: псалом 8: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое…»; наставление; вопрошения; отрицания; сочетавание Богу.
Оглашение второе: вопрошения, исповедание Православной веры; молитва «Боже Великий, первобытную тьму просветивый…»; молитва «Боже Великий и Дивный…»
И далее совершается таинство Святого Крещения по чину Православной Церкви.

Чин присоединения через Таинство Миропомазания (2-й чин)
Исповедание грехов
Молитва «Господи Боже истины, призри на раба Твоего…»
Вопрошения о неправом учении и отрицания его
Символ веры
Вопрошания о Православной вере и исповедание ее
Псалом 66: «Боже, ущедри ны…»
Молитва: «Господи Боже Вседержителю, согрешающим образы по¬каяния предлагаяй…»
Обещание хранить целой и невредимой Православную веру
Разрешительная молитва: «Господь наш Иисус Христос, ключи Царствия Небеснаго апостолом вручивый…»
«Благословенно Царство…»
«Царю Небесный…»
Великая ектения
Молитва: «Благословен еси Господи…»
Помазание присоединяемого миром с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго, аминь»
Возложение креста на миропомазанного
Молитва «Господи Боже наш…»
Отирание частей тела, помазанных миром
Тайная молитва: «Одеявыйся в Тя Христа и Бога нашего…»
Ектения: «Помилуй нас, Боже…»
Отпуст

Чин присоединения через Таинство Покаяния (3-й чин)
Исповедание грехов
Вопрошения об искренности отречения от прежних заблуждений и о желании присоединиться к Православию
Молитва: «Господи Боже Вседержителю…»
Вопрошения об отрицании от заблуждений и сами отрицания
Исповедание Православной веры
Разрешительная молитва с благословением
Приобщение Святых Таин.

В соответствии с правилами Православной Церкви воссоединение человека с Церковью производится по благословению епархиального архиерея. Согласно существующему порядку в Московской епархии, для получения благословения на присоединение человека к Православной Церкви, ему необходимо подать в епархиальное управление прошение на имя митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, поддержанное настоятелем того храма, где желающий имел собеседование по данному вопросу и после получения благословения совершить чин воссоединения.

В книге «Новая Скрижаль» архиепископа Вениамина читаем следующее: «Все еретики разделяются на три рода: к первому принадлежат те, которые не веруют во Святую и Единосущную Троицу и не совершают троякого погружения в воду при крещении; их, равно как и язычников и магометан, должно крестить, как повелевает 19-е правило первого вселенского собора. Второго рода еретики суть те, которые веруют в Бога в Троице единого и крещаются троекратным погружением, но имеют свои заблуждения и ереси, и кроме крещения или совсем не признают других таинств, или, совершая другие таинства неправильно, отвергают св. миропомазание. Их крестить не должно, потому что они крещены; но после отречения их от своих ересей и исповедания православной веры должно присоединить их к церкви посредством таинства миропомазания, как предписывает 7 правило второго вселенского собора. Третьего рода еретики, называемые отступниками, содержат все семь таинств, равно как и миропомазание, но, отделившись от единства св. православной церкви, дерзают примешивать к чистому исповеданию веры свои заблуждения, противные древнему учению св. апостолов и отцов церкви, вводят многие пагубные мнения в церковь и, отвергая древние благочестивые обряды церкви, устанавливают новые обычаи, противные духу благочестия. Таковых во второй раз мы не крещаем и не помазываем св. миром; они после отречения от своего отступничества и раскаяния во грехах своих исповедуют символ православной веры и очищаются от грехов своих молитвами и святительским разрешением.»
В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С.В. Булгакова приводятся подробно совершения всех 3 чинов, по которым производится принятие в православие иноверцев и инославных, а также собраны указания и постановления церковных властей по сим предметам. «Для принятия обращающихся к православной церкви существуют три чина: крещение, миропомазание и покаяние с приобщением Св. Тайн.
1 чин Посредством крещения принимаются в православную церковь язычники, евреи и магометане. Кроме того, посредством крещения же, должны приниматься такие последователи христианских сект, которые заблуждаются в коренных догматах православной веры, извращают православное учение о Св. Троице и совершение таинства крещения.
2 чин Посредством миропомазания должны приниматься такие сектанты, которые совершают крещение правильно в три погружения с произнесением слов: «во имя Отца и Сына и Святого Духа», и заблуждаются в частных догматах веры
3 чин Посредством покаяния и отречения от своих заблуждений должны быть принимаемы церковные раскольники, имеющие иерархию законного происхождения, но отделяющиеся от православной церкви из-за вопросов нравственного, обрядового и дисциплинарного свойства, а также догматических учений второстепенного значения.

Основные конфессии и секты, из которых в настоящее время обращаются к Православной Церкви и способ их присоединения (согласно правилам Русской Православной Церкви и традициям Московской Епархии)

наименование

способ присоединения

Римо — Католическая церковь

прошедшие конфирмацию — 3 чином, посредством покаяния

не прошедшие конфирмацию -2 чином, посредством миропомазания

Армянская Апостольская церковь

3 чином, посредством покаяния

Старообрядцы

белокриницкие

3 чином, посредством покаяния

беспоповцы

2 чином, посредством миропомазания

Англиканство

2 чином, посредством миропомазания

Лютеранство

2 чином, посредством миропомазания

Пресвитериане

2 чином, посредством миропомазания

Пятидесятники

2 чином, посредством миропомазания

Евангельские христиане баптисты

2 чином, посредством миропомазания

Различные раскольнические сообщества (при условии того, что человек принял таинство крещения именно там)

2 чином, посредством миропомазания

Иеговисты

1 чином, посредством крещения

Иудаизм (Иудеи)

1 чином, посредством крещения

Мусульманство (Мусульмане)

1 чином, посредством крещения

Язычники

1 чином, посредством крещения

В соответствии с правилами Православной Церкви воссоединение человека с Церковью производится по благословению епархиального архиерея. Согласно существующему порядку в Московской епархии, для получения благословения на присоединение человека к Православной Церкви, ему необходимо подать в епархиальное управление прошение на имя митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, поддержанное настоятелем того храма, где желающий имел собеседование по данному вопросу и после получения благословения совершить чин воссоединения.

При этом необходимо принимать во внимание, насколько воссоединяемый человек наставлен и просвещен в вопросах оставляемого (прежнего) вероучения. И если он являлся мусульманином или иудеем только по факту совершенных над ним действий после рождения, то таковые принимаются посредством крещения. Если же воссоединяемый был практикующим (то есть исполняющим правила и обряды своей конфессий), то воссоединение необходимо проводить с употреблением всех действий полагающихся по чину с обязательным оглашением и написанием прошения на имя правящего архиерея.

Ниже приводятся схемы чинопоследования чинов присоединения в соответствии с традициями Русской Православной Церкви и находящиеся в различных изданиях Дополнительного Требника

Чин присоединения к Православию через Таинство Крещения (1 чин)
Схема чинопоследования
Псалом 33: «Благословлю Господа на всякое время…» Вопрошения и поучения, вопрошение, преклонение колен. Молитва «Благословен еси, Господи, от всех языков…»
Оглашение первое: псалом 8: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое…»; наставление; вопрошения; отрицания; сочетавание Богу.
Оглашение второе: вопрошения, исповедание Православной веры; молитва «Боже Великий, первобытную тьму просветивый…»; мо¬литва «Боже Великий и Дивный…»
И далее совершается таинство Святого Крещения по чину Православной Церкви.

Чин присоединения к Православию через Таинство Миропомазания (2 чин)
Схема чинопоследования
Исповедание грехов
Молитва «Господи Боже истины, призри на раба Твоего…»
Вопрошения о неправом учении и отрицания его
Символ веры
Вопрошания о Православной вере и исповедание ее
Псалом 66: «Боже, ущедри ны…»
Молитва: «Господи Боже Вседержителю, согрешающим образы по¬каяния предлагаяй…»
Обещание хранить целой и невредимой Православную веру
Разрешительная молитва: «Господь наш Иисус Христос, ключи Царствия Небеснаго апостолом вручивый…»
«Благословенно Царство…»
«Царю Небесный…»
Великая ектения
Молитва: «Благословен еси Господи…»
Помазание присоединяемого миром с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго, аминь»
Возложение креста на миропомазанного
Молитва «Господи Боже наш…»
Отирание частей тела, помазанных миром
Тайная молитва: «Одеявыйся в Тя Христа и Бога нашего…»
Ектения: «Помилуй нас, Боже…»
Отпуст

Чин присоединения к Православию через Таинство Покаяния (3 чин)
Схема чинопоследования
Исповедание грехов
Вопрошения об искренности отречения от прежних заблуждений и о желании присоединиться к Православию
Молитва: «Господи Боже Вседержителю…»
Вопрошения об отрицании от заблуждений и сами отрицания
Исповедание Православной веры
Разрешительная молитва с благословением
Приобщение Святых Таин

ЧП районного значения с правильным медийным сопровождением — классический сценарий для раскачки ситуации в стране. Недавно как раз подобная информационная атака была предпринята в белорусской глубинке, недалеко от крупного железнодорожного узла Брестской области — города Барановичи.

Верующие установили у часовни два деревянных креста. На одном из них прикрепили табличку в память о воссоединении униатов и православных в Беларуси в XIX веке. Был использован слоган с медали царских времён: «Отторженные насилием (1596) воссоединены любовью (1839)».


Медаль в честь воссоединения униатов с православными

Сразу же отреагировали оппозиционные медиа, традиционно увидев здесь «руку Кремля»

Газета «Наша Нива» как бы невзначай отмечает, что эти кресты и часовня, что рядом, построены вблизи туристического комплекса. Он возводился за российские деньги. Тут я делаю небольшое лирическое отступление. Современная редакция «Нашей Нивы» считает себя законной наследницей и продолжательницей дела той «Нашей Нивы», которая существовала в начале XX века. Деньги на издание этой периодики приходили в том числе от Павла Милюкова из кадетской партии. То есть газета финансировалась из «москальского» источника. Это так. К слову.

Кроме того, первоначально «Наша Нива» сообщала, что кресты установлены казаками. Хорошо, что не засланным казачками. Но сейчас в глазах оппозиционной общественности быть казаком — это уже криминал и почти «рука Кремля» И эти же самые круги поют нам песни том, что стигматизация — это дурной тон…

Ультраправый активист-язычник Дмитрий Мицкевич делает для польского телеканала «Белсат» провокационный репортаж про установленные под Барановичами православные кресты.

По инсайдерской информации, которую мне удалось получить, «антиуниатский» крест устанавливали местные люди, а не только казаки, как утверждают оппозиционные медиа. Правда, сельсовет не был введён в курс дела. Местные утверждают, что и первый, и другой кресты поставлены на частной территории. В данном случае не совсем понятно, зачем вообще нужно согласование с властями. Ну да ладно. Это всё же немного другая тема.

Без креста

Важно в этом случае то, что акцент поставлен именно на «антиуниатскости». Стоило только православным людям установить крест с табличкой, которая чётко определяет позицию об унии, сразу же напали оппозиционные СМИ. Основной их посыл прост. Снимите с креста табличку. Она нам не нравится, ведь обижает униатов.

Местная власть среагировала на публикации в оппозиционных медиа. Была назначена встреча со священником. Естественно, многие верующие тоже захотели прийти. Как утверждает информированный источник, поняв это, местный исполком спешно перенёс время, чтобы успел прийти только клирик. Хватило мудрости не принимать решения о демонтаже крестов. Кстати, один из них поставлен на месте старого. Так что вопросов нет. По второму информация противоречивая. Одни сообщают, что табличку с упоминанием об унии власти постановили снять, другие говорят, что исполком поручил её просто «узаконить».

В любом случае это попытка столкнуть лбами всех: униатов с православными, православных с властью. Дело рук людей, явно не носящих крест. А они вообще уверены, что все кресты у нас в деревнях установлены законно с формальной точки зрения? Давайте, что ли, проведём ревизию? Но тогда оппозиционные СМИ тоже поднимут шум: «Власть на святое покусилась, на поклонные кресты!» Потому что действующей власти вмешиваться в церковные дела нельзя, а оппозиции можно. Такова логика этих людей.

Без фресок

Ну что же. В таком случае предлагаю оппозиционным СМИ вмешаться в другой феномен религиозной жизни. Есть в деревне Солы (Гродненская область) не совсем обычный костёл. Построен он в тот период, когда часть современной Беларуси была в составе Польши. Одна из фресок в костёле изображает победу польских военных над Красной армией в сражении под Варшавой в 1920 году… Вот как тут быть? Это не политика? Такой откровенный польский патриотизм не помешает ли молиться там католикам — патриотам Беларуси? Может, замазать тогда фреску?


Фреска в костёле в Солах. Фото Василия Семашко

И вообще можно создать комиссию для массовой проверки костёлов и церквей Беларуси на политическую, историческую и гендерную нейтральность. Наверное, после этого у нас вообще мало чего останется от храмов… Поэтому в данной сфере нужно действовать аккуратно. Костёлы и храмы — чувствительные места на теле Беларуси, как и Украины, России и других стран.

Многие наши оппозиционеры или не до конца это осознают, или специально занимаются провокациями. А уния для них — это самый настоящий фетиш, священная корова. Чтобы доказать свою верность идеалам оппозиции, нужно поддерживать униатов.

Например, в ноябре 2011 года Папе Римскому Бенедикту XVI (сейчас он на пенсии) было направлено коллективное письмо с просьбой назначить епископов для униатов Беларуси. Так вот, под ним поставили подписи многие, кто относит себя к оппозиции. В частности, это историк Владимир Орлов, журналист Сергей Дубовец, редактор «Нашей Нивы» Андрей Дынько и многие другие. Вряд ли их всех можно назвать полностью воцерковлёнными греко-католиками. Тем более что ныне покойный поэт Нил Гилевич, бывший среди подписантов, был отпет не в униатском храме, а в Петропавловском соборе Минска. А это вообще интересный факт. Собор построен в начале XVII века именно как протест против унии. Приход переживал несколько периодов упадка. Закрывался, но основная часть здания уцелела до наших дней, и никогда этот храм не был униатским.

Письмо представителей белорусской националистической интеллигенции Папе Римскому с просьбой назначить епископов для униатов Беларуси. Среди подписантов главный редактор газеты «Наша Нива» Андрей Дынько.

Если бы Гилевич был действительно практикующим и глубоко убеждённым греко-католиком, его бы в этом соборе не отпевали. Таким образом, подпись под обращением была чисто политическим жестом.

Без епископов

Так сложилось, что в наши дни уния оказалась на белорусских землях в меньшинстве и в какой-то момент вообще чуть не исчезла. В наше время были попытки примирения. Но есть проблема. Православный человек, конечно, может принять униатов в качестве братьев. Все люди братья. Но как принять политику имитации православия в рамках католицизма? Сами католики прекрасно всё это понимают и не очень хотят, чтобы в Беларуси появились какие-то отдельные униатские епископы. Им вышеупомянутое письмо совершенно не ко двору. Римско-католические иерархи предпочитают держать униатов под своим крылом. Я был свидетелем того, как архиепископа Тадеуша Кондрусевича, главу католиков Беларуси, публично спросили, когда же у местных униатов появятся свои епископы. Он сначала растерялся, потом стал мягко намекать на то, что не нужны нам никакие греко-католические иерархи.

Архиепископ Кондрусевич мудро не хочет портить отношения с православной конфессией. В 2012 году тогда ещё православный первоиерарх Беларуси митрополит Филарет ясно дал понять секретарю Конгрегации Римской курии по делам восточных церквей, униатскому архиепископу Кириллу Василю, что вопрос с унией решён раз и навсегда. Вот как эту встречу описывали официальные церковные СМИ: «Митрополит Филарет констатировал, что вопрос об униатстве вносит во взаимоотношения двух церквей некоторую напряжённость. Владыка экзарх напомнил об оценке унии, выраженной в ряде новейших соглашений между римско-католической и поместными православными церквами. В частности, Его Высокопреосвященство процитировал заявление Международной смешанной комиссии по богословскому диалогу, сделанное в 1990 году во Фрайзинге (Германия): «Уния как метод… не служила целям сближения церквей. Напротив, она вызвала новые разделения. Создавшееся таким образом положение явилось поводом для столкновений и несчастий, которые запечатлелись в исторической памяти обеих церквей»».

Без памяти

Верно подметил митрополит. Это хорошо запечатлелось в исторической памяти ОБЕИХ церквей. Но какое это имеет значение для тех, кто конструирует историко-политические мифы? Им память не нужна.

А ведь необходимо отдавать отчёт в том, что уния изначально была больше политическим проектом, нежели миссионерским. Во времена Великого княжества Литовского (ВКЛ), в XVI веке, началось сознательное окатоличивание элит. Процесс стартовал не мгновенно. Тенденции такие были и ранее, но в 1596 стартовал именно системный процесс. При участии ордена иезуитов в Бресте католики и православные подписали документ об унии, то есть как бы объединении. Если же провести аналогию с бизнесом, это было недружественное поглощение. Грубо выражаясь, Ватикан «отжал» важный актив у Константинопольского патриархата. Именно в его юрисдикции были православные ВКЛ.

Среди обывателей считается, что тогда православных просто формально переподчинили, что в жизни приходов ничего не изменилось, но это не так…

Подписание унии — это в том числе результат предательства. Епископы Ипатий Поцей и Кирилл Терлецкий подготовили «сделку» со стороны православных.

Когда люди поняли, что же именно произошло, была волна возмущений. Естественно, польские власти заранее это предусмотрели. Вступила в действие серия контрмер, в том числе и законодательных, по ущемлению прав православных. Подробнее с этими документами можно ознакомиться в книге исследователя Василия Беднова «Православная Церковь в Польше и Литве». Она доступна в сети на различных ресурсах.

Но если кратко, то суть простая. Шляхту всеми путями вытаскивали из православия. Она всё меньше становилась русской (русинской, белорусской) и всё больше превращалась в польскую. Такая колонизация ВКЛ со стороны польской державы сопровождалась и языковой политикой.

Без языка

Старобелорусский язык фактически становился социальным диалектом крестьян. Кстати, в наше время широко распространено ошибочное мнение о белорусскости униатов. Мол, на самом деле они белорусский язык сохраняли, служили на нём. В реальности службы проходили на том варианте церковно-славянского, который существовал в то время. Одна из старых книг-служебников униатов есть в епархиальном музее в Витебске, и она это доказывает.

Интересно, что нередко униаты продолжали пользоваться православными изданиями, в том числе и по бедности. А иногда это было скрытое желание сохранить традиции. Доходило даже до того, что писали служебники от руки.

Латинизация униатов, конечно, произошла не сразу и не везде. Считается, что первый униатский служебник был издан в 1617 году в Вильне (Вильнюсе). В его создании участвовал небезызвестный епископ Иосафат Кунцевич. Так вот, та книга пока что практически ничем не отличалась от православного варианта. Но уже в те времена звучали голоса против восточного обряда, против славянского языка. В 1587 году папский посланник Антонио Поссевино заявлял, что, конечно, в случае унии русинам можно дозволить служить на своём церковно-славянском языке либо на греческом. Но лучше их со временем латинизировать. Эта позиция легата признаётся даже униатами. Например, о ней пишет украинский униатский священник Петро Галадза, живущий сейчас в Северной Америке.

Без обряда

В любом случае, элиту точно латинизировали довольно быстро. Униатская церковь всё больше становилась вариантом для низов общества. Постепенно формировалось брезгливое отношение к униатам, как к лузерам. Были случаи полного перехода духовенства (или детей православного духовенства) в латинский вариант. Например, в 1640-х годах прославился Касьян Сакович. Он не просто стал римо-католиком, а в своём сочинении Perspectiwa довольно чётко провёл традиционную римскую линию о единстве литургической практики. Отторжение восточного обряда с его стороны было таким сильным, что униаты даже добивались в Риме запрета книги Саковича.

Примерно через 30 лет после выхода его труда появилась первая униатская богослужебная книга, где в «Символе Веры» добавлено знаменитое filioque, то есть богословская формула, согласно которой Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Это чисто римская идея, которая в православии не прижилась.

Дальше — больше. Для униатов стали вводить чисто западный римско-католический праздник Непорочного Зачатия Девы Марии. Прививалась традиция шествий на праздник Божьего Тела. Тоже чисто западный обряд. Было и другое.

В 1720 году в польском городе Замостье созвали знаменитый собор, который утвердил для униатов учения об индульгенции и чистилище, а также другие постулаты. Латинизация обрела более системный характер. Конечно, лишить полностью славянского языка не получалось, но смысл молитв и других текстов был уже римский, не восточный. Проект унии становился всё более лживым. Внешне сохраняется относительная схожесть с православием, но начинка совсем иная. По большому счёту никакого православного обряда у большинства униатов уже не было. Действительно, он стал греко-католическим.

Без антидота

Но, повторюсь, все эти факты мало кого интересуют в оппозиционных кругах. И эта парадигма распространяется в обществе, как вирус. А всё потому, что малодоступны антидоты — объективные исследования унии. Многие наши историки или не спешат исследовать тему, или их публикации запрятаны где-то на дальних полках.

Реальность такова, что нередко экскурсоводы рассказывают туристам о том, что униатские храмы население якобы больше любило, и они проиграли конкуренцию. А проиграли потому, что служили не на роднай мове. Примерно 10 лет назад подобный тезис даже проник в школьные учебники истории. Это активно дезавуировал известный православный переводчик отец Сергий Гордун.

Как уже говорилось, униаты не просто лишались близкого им славянского языка в богослужениях, но и самой богословской, если хотите идеологической, сути православного прошлого. Представьте, что компартия продолжает ходить с красными флагами с серпом и молотом, но вещает о победе мирового капитала…

Митрополит Иосиф Семашко

В какой-то момент греко-католики доигрались до того, что в ряде храмов даже не стало иконостасов, обучение униатских священников было полностью взято под контроль римско-католическим начальством.

Но сегодня солидная часть белорусской интеллигенции упорно верит в миф о том, что униаты были чуть ли не хранителями некоей истинной белорусской веры, белорусского языка. А потом пришли злобные московские спецагенты и всё испортили. О том, что православная реконкиста десятилетиями зрела в умах некоторых униатских клириков, многие или предпочитают не вспоминать, или действительно этого не знают.

Один из инициаторов воссоединения — митрополит Иосиф Семашко — изначально был именно в униатском духовенстве. Это свой, местный, а не засланный «москальский» казачок. Да, он пользовался в определённой степени админресурсом Российской империи. Однако же по большому счёту деятельность его и соратников по подготовке массового возврата из унии в православие осуществлялась на свой страх и риск. В случае массовых волнений и неприятия его плана вся ответственность лежала бы не на властях. Обратим внимание, что российские власти после присоединения обширных земель Речи Посполитой не собирались издавать срочные указы о переводе униатов в православие. Павел I, к примеру, вообще считал, что греко-католиков надо полностью отдать в подчинение римско-католической польской иерархии. Отчасти так и произошло. Униатов и латинизировали, и полонизировали одновременно.

Без перспектив

Ну а что мы имеем сейчас? Нынче, как бы ни было обидно униатам, их проект в Беларуси — рудимент церковно-политических авантюр прошлого. Это малочисленная группа, которая не очень-то и нужна как православным, так и католикам. Потому и продолжаются попытки найти некую нишу, поиграть в политику. В этом плане интересна фигура ныне покойного униатского священника Александра Надсана. В последние годы он часть времени проводил в Англии, часть в Беларуси. В годы войны, будучи совсем молодым, был в коллаборантских организациях. Затем, уже в 1944 году, бежал на Запад. Считается, что во Франции он вступил в ряды Сопротивления. Наверное, так и было. Но что-то не очень любит белорусская греко-католическая общественность вспоминать его коллаборантский период. Ведь получается, что Надсан был по другую сторону от униатского священника Антона Неманцевича, которого тогда замучили гитлеровцы. Причём это был не просто священник, а экзарх белорусских греко-католиков. Считай, что представитель Ватикана… С таким противоречием в истории перспективы униатов сейчас туманные.

Ну да ладно. Интересен и другой аспект. Вспомним, какова была тактика Надсана: не религиозная, а больше политическая. Например, особо не вдаваясь в суть вопроса, он осудил в 2012 году приговор по делу Коновалова и Ковалёва. Первый из фигурантов, напомню, устроил взрыв на станции минского метро, погубив более десятка людей. Дело было политизировано оппозиционными массмедиа. Надсан, не побывав на судебном процессе, подхватил волну и заявил, что обвиняемых покарали «без должного суда», что виновность не доказана. Вспомнил он в правильном оппозиционном ключе и о другом политизированном уголовном деле… Кому интересно, всё это записано на видео и есть в интернете. Это явное вмешательство в политическую жизнь через церковный институт. И вот теперь, накануне местных выборов, кто-то снова решил достать из рукава старую униатскую карту, заставить православных изменить свою оценку униатского периода. Обычно это называется гражданским диалогом и поиском примирения. Мол, вы, православные, помалкивайте, а мы вас трогать не будем.

Порой доходит до анекдота. Помнится, на одной из пресс-конференций журналистка, сочувствующая униатам, задала очень показательный вопрос католическому епископу. Мол, не пора ли в рамках процесса примирения предложить православным тоже канонизировать униатского архиепископа Иосафата Кунцевича.

Епископ минуты две оправлялся от шока. Для тех, кто забыл, напомню, что Кунцевич был убит разъярённой толпой жителей Витебска в 1623 году. Естественно, я не поддерживаю такой способ борьбы с идейным оппонентом, как убийство. Но именно Иосафат Кунцевич был тем человеком, который шантажом присоединял приходы к унии. Грозил священникам, что, если не перейдут в греко-католичество, их общины лишатся храмов. Если ему мешали, он жаловался польским властям, и те применяли военную силу против несогласных. Из-за него многие православные порой были вынуждены молиться не в своих церквях, а в шалашах за чертой города.

Канонизация этого человека православными будет означать предательство самих себя. Это никакое не примирение, а унижение. Причём унизиться надо перед малочисленной религиозно-политической субкультурой, которую определённые круги упорно пытаются представить нам в виде оплота всей белорусской культуры. Но базовая ценность белорусской культуры, как и в целом восточных славян, — это не уния, а толока — истинное чувство локтя, которое называется соборность. На том и стоим.

УНИАТСТВО В БЕЛАРУСИ

Идея объединения католической и православной церквей возникала не один раз. С новой силой она стала проявляться в Речи Посполитой в конце XVI в. На этот раз в стремлении к объединению основную роль играл не религиозный, а политический характер. Польские магнаты и шляхта считали, что, заключив унию, православные организации потеряют всякие связи с Московской митрополией и другими православными центрами, будет ослабевать тяготение значительной части населения белорусских и украинских земель к объединению с Московским государством.

Наиболее подходящим временем для заключения религиозной унии правящие круги Речи Посполитой считали конец XVI века. В это время на территории Беларуси и Украины католическая церковь заняла уже прочные позиции и, наоборот, православная церковь находилась в угнетённом состоянии. Ослабло и реформационное движение.

Некоторые иерархии православной церкви ошибочно считали, что заключение унии будет способствовать укреплению позиций православия. В заключении унии были заинтересованы Ватикан и иерархи римско-католической церкви. Таким путём они надеялись расширить своё влияние на восточнославянских землях.

С целью заключения унии был созван собор, который проходил 6 — 10 октября 1596 г. в Бресте. Среди прибывших на собор были сторонники и противники унии. Они разделились на два противоположных лагеря и провели отдельно два собора, каждый собор принял своё решение. Униатский собор принял решение о заключении унии. По её условиям вновь созданная греко-католическая церковь признаёт догмат о верховной власти папы Римского, сохраняя при этом обряды православной церкви.

Православный собор выразил несогласие с решениями униатского собора, отверг его решение о заключении унии.

Решение об унии должен был утвердить король Речи Посполитой. Ему были представлены решения двух соборов. Король утвердил решение униатского собора о заключении унии. После этого греко-католическая (униатская) церковь получила право на существование на всей территории Речи Посполитой, в том числе и на белорусских землях.

После заключения Брестской церковной унии в Речи Посполитой создавались благоприятные условия для деятельности униатской церкви и ущемлялись права православных верующих. Пользуясь поддержкой королевской власти, повсеместно стали насаждаться униатские общины.

Более 160 православных церквей и 5 монастырей были превращены в униатские. К середине XVIII в. на всей территории Беларуси осталось только 130 православных церквей.

Отношения к униатам на белорусских землях изменилось только после включения их в состав Российской империи. 12 февраля 1939 г. в Полоцке состоялся собор униатской церкви, где был принят соборный акт, в котором высказывалась просьба присоединить униатскую церковь к православной. Святейший Синод Русской православной церкви рассмотрел просьбу униатского собора и принял постановление о принятии греко-католической церкви в состав Российской православной церкви. Император Николай I утвердил постановление Святейшего Синода. Решение о присоединении униатской церкви к православной особого недовольства не вызвало у верующих.

На белорусских землях прекратили деятельность общины униатской церкви.

В конце 80-х годов XX в. в Беларуси стали возрождаться униатские общины. В 1990 году в Минске была зарегистрирована первая униатская община. На 1 января 2003 г. в республике зарегистрировано 13 общин греко-католической церкви. Большинство из них малочисленны, не имеют культовых зданий, ощущается недостаток кадров священнослужителей.

Некоторые особенности униатской церкви в Беларуси

Если бы в последней четверти XVIII века не произошли три раздела Речи Посполитой, в результате которых Беларусь оказалась под властью Российской империи, позиции униатства, несмотря на попытки полонизации, укрепились бы. Вполне вероятно, что по мере роста общей культуры и этнического самосознания беларуского народа определенная часть его, исповедавшая католицизм либо православие московского образца, перешла бы в униатство, хотя бы только потому, что оно вело богослужение на беларуском языке и с учетом национальных традиций.

Униатское духовенство имело право гордиться своей ролью в духовной и культурной жизни ВКЛ. Первая в Беларуси униатская конгрегация (объединение церковных общин) была создана в 1617 году в Новогрудке. А к моменту первого раздела Речи Посполитой (1772 год) 8 униатских епархий ВКЛ имели 9337 приходов (в том числе в Полоцкой епархии — 598, в Пинской — 238).

Для сравнения: в Виленской епископии был в то время 491 католический приходский костёл и 136 филиалов, в Жемойтской епископии — 94 прихода и 66 филиалов, в Смоленской епископии — 3 костёла и 3 филиала, а всего — 793 прихода вместе с филиалами (8,5 % от числа униатских). Православная епархия к 1772 году осталась только одна — Могилевская (264 прихода).

К 1795 году соотношение верующих христианских конфессий в ВКЛ было примерно следующим: униаты — 66 %, католики — 26 %, православные — 7 %, протестанты — 1 %. А во всей массе населения около 10 % составляли иудеи и 0,5 % — мусульмане (татары).

Эти цифры убедительно свидетельствуют, что к концу XVIII века в беларуских землях именно униатская церковь являлась самой массовой и влиятельной.

За религиозной жизнью в ВКЛ пристально и ревниво следила московская церковь. Её высших иерархов крайне раздражало распространение как католичества, так и униатства. В свою очередь, враждебное отношение московской патриархии к униатской церкви вынуждало руководство последней сознательно усиливать различия между западным православием (греческого образца) и восточным (московского образца). Например, именно по таким соображениям униатские иерархи рекомендовали ставить в церквях скамьи для прихожан, использовать в службе органную музыку. Крестились униаты не тремя пальцами, как православные московского толка, а двумя — как принято у греков (и у русских старообрядцев).

Собор униатской церкви в Замостье (1720 г.) ввел в её культ католический символ веры (взамен православного), сделал обязательным упоминание Папы Римского во время богослужения, отменил день памяти св. Григория Паламы (как чисто православный), принял латинский праздник Божьего тела, узаконил святость униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, принявшего мученическую смерть в 1623 году от рук православных фанатиков. Кроме того, одежда униатских священников приобрела некоторые латинские черты, ещё раньше им рекомендовали брить бороды. Однако все эти изменения не влияли на повседневную культовую практику в церквях и не волновали крестьян, составлявших подавляющее большинство верующих.

Для них самым важным отличием униатской церкви как от католической, так и от православной, являлось использование ею беларуского языка. К этому униатское духовенство пришло не сразу. Довольно долгое время в храмах западного православия слышатся церковнославянский (староболгарский) язык. Однако его позиции из года в год слабели. С одной стороны, он невольно сближал униатский клир с московским. С другой — этот язык плохо понимали рядовые верующие.

По мнению ученых, даже во времена Франтишека Скорины (ок. 1490 — ок. 1551), литвины (беларусы) с трудом воспринимали церковнославянский язык. Именно это обстоятельство побудило нашего первопечатника и его последователей перевести тексты Библии на живой язык народа.

Кстати говоря, столь выдающийся деятель западного православия как Лаврентий Зизаний (ок. 1560–1634) тоже не видел иного пути популяризации христианской идеологии, кроме перевода церковной литературы на язык, понятный массам. В 1596 году он издал в Вильне книгу «Лeкcic», в которой дал перевод на беларуский язык более тысячи церковнославянских слов. Необходимость разъяснения непонятного церковнославянского языка ощущали буквально все просветители и реформаторы, так как сфера его употребления ограничивалась исключительно духовенством.

С целью усиления своих отличий от православия московского образца и от римско-католической церкви, униатство вполне логично пришло к идее замены церковнославянского и латинского языков в богослужении на местный (старобеларуский) язык. Он был не только родным для абсолютного большинства населения, но и государственным на всей территории ВКЛ. Кроме того, он являлся хорошо развитым литературным языком (на нем были написаны Статуты ВКЛ), с богатой лексикой, вполне достаточной для адекватного перевода книг Священного Писания и литургических текстов. Униатская церковь использовала беларуский язык также и в официальной переписке с властями.

Если бы не постоянное негативное влияние факторов внешней политики, униатство неизбежно стало бы национальной религией беларуского народа. К сожалению, история сложилась иначе. Поэтому все достижения униатства в указанном направлении надо целиком отнести к стремлению его духовенства и рядовых верующих иметь такую церковь, которая бы служила на понятном народу языке, ценила и уважала местные традиции.

Правда, после перехода всех ветвей и уровней власти ВКЛ с 1696 года на польский язык, униатскому духовенству иногда приходилось отступать от своих принципов. Объяснение этому факту дал наш знаменитый языковед, академик Ефим Карский:

«Беларуская интеллигенция к этому времени (конец XVII века — Л. Л.) окончательно полонизировалась: униатское духовенство двигалось по тому же пути, употребляя нередко даже в полемических произведениях, написанных в защиту православия и беларуской народности польский язык, как более понятный и распространенный среди читателей».

Было бы несправедливо осуждать униатское духовенство за это. Тем более, что и после запрета властей Речи Посполитой на употребление беларуского языка в служебном делопроизводстве, оно не отказалось от употребления его в своих храмах. Вот что писал об этом классик беларуской литературы Максим Горецкий:

«В другом (повседневном — А. Т.) обиходе наш старый книжный язык существовал и далее, вплоть до конца XVIІІ-го века. Прежде всего в униатстве. Почти всё наше низшее сельское духовенство к концу XVIII-го века было униатским, не было такого села, где не имелось бы униатской церкви… Униатские же духовные лица, хотя и сильно попали под влияние польского языка, твердо держались языка своей паствы, проповеди говорили и науку в школах преподавали по-беларуски. От церковнославянщины униаты отдалились настолько, что уже ко времени собора в Замостье (1720 г.) разве что один из ста священников понимал по церковнославянски, и униатским мтрополитом Львом Кишкою был издан нужный словарь (1722 г). Вот же униатские религиозные писатели, кроме латинского и польского языка, пользовались в своих произведениях и своим родным языком».

Итак, после официального запрета на употребление беларуского языка в делопроизводстве, его социальные функции сократились до крайности. И только униатское духовенство сохранило верность ему. А поскольку униатство исповедовало большинство беларуских крестьян, нетрудно понять, сколь огромную роль играло оно в деле сохранения и укрепления этнического самосознания беларусов.

Например, только в период 1771–92 годов, не считая всей предыдущей эпохи, униатское духовенство издало на беларуском языке (латиницей) ряд популярных в народе религиозных сборников и песнопений, в том числе «Молитвенник», «Радуйся Божий народ», «Новая радость стада», «Царю Христу молюсь», «Люди говорят». Проповеди на беларуском языке ещё долго звучали в униатских храмах и после присоединения всего нашего края к Российской империи.

Ксёндз Адам Станкевич, принявший мученическую смерть от сталинистов в 1949 году, был знатоком истории религиозно-церковной жизни Беларуси. Вот что он написал в 20-е годы:

«Она (уния) превратилась в Беларуси в народную веру, дополненную беларуским богослужением в церкви, беларускими песнями, проповедями и т. д.»

Народ уважал эту церковь ещё и за то, что она была дешевой в прямом смысле этого слова. Тем самым она сильно отличалась от католического костёла, который, с одной стороны, постоянно требовал пожертвований от верующих, а с другой — использовал любой повод, чтобы поразить их своей роскошью. Так, историк католицизма Я. Мараш упоминает случай, когда во время похорон в Минске предводителя шляхты Игнатия Завиши возле катафалка горели четыре тысячи свечей и десять тысяч оливковых лампад!

Противники униатства иногда заявляют, что кроме уважения к беларускому языку, оно не дало больше ничего духовной культуре нашего народа. Подразумеваются произведения музыки, живописи, скульптуры, декоративного искусства, в большом количестве созданные по заказам католической и православной церквей. Бесспорно, возможности последних для стимулирования творческой деятельности мастеров искусств были несравненно лучше, чем у бедной униатской церкви, поскольку они располагали крупными финансовыми средствами, их поддерживало государство.

Но все художественные произведения, предназначавшиеся православным и католическим храмам, не могут сравниться с тем, что сделала униатская церковь для сохранения беларуского языка, без которого не было бы самобытного беларуского этноса.