Упрямый ребенок, что делать?
Содержание
- Как воспитывать упрямого ребенка
- Упрямый ребенок – как установить границы дозволенного
- Упрямый ребенок – что делать
- Как воспитывать упрямого ребенка 2 лет
- Упрямство у детей и взрослых
- Упрямство детей дошкольного возраста
- Упрямство у детей младшего школьного возраста
- Правила воспитания упрямых детей
- Упрямство подростков
- Упрямство у взрослых
- Почему дети ноют: 5 причин и способы справиться с проблемой
- Почему дети ноют и чего они пытаются этим добиться?
- 1. Ребенок может ныть из-за того, что он нуждается в помощи или ресурсе взрослого
- 2. Дети могут ныть из-за того, что нуждаются в большей эмоциональной близости со своим взрослым
- 3. Дети могут ныть потому, что хотят выразить свои чувства
- 4. Дети могут ныть, потому что от природы чувствительны или раздражительны
- 5. Дети могут ныть в ответ на меняющийся стимул
- Упрямый ребенок: что делать?
- Обучение орального ребенка: если ребенок постоянно болтает
Упрямый ребенок – это ребенок, вызывающий своим поведением проблемы эмоционального и воспитательного характера (в семье, детском саду, школе), такие как наличие постоянных споров и разногласий по серьезным поводам и из-за незначительных мелочей, нежелание слышать чужую точку зрения, а также ситуации, вызывающие повышение опасности для жизни самого ребенка (отсутствие послушания на проезжей части, пренебрежение правилами безопасности дома и т.д.).
Воспитание упрямого ребёнка становится испытанием для нервной системы родителей, но свою участь можно немного облегчить, зная, что первые звоночки упрямства появятся в возрасте двух лет, сопровождая кризис трехлетия. В этот период самое часто, что можно услышать от ранее милого и послушного ребенка – это протесты и негативные ответы, связано же подобное поведение с обнаружением собственных границ и отличием от окружающего мира, после чего рождается желание пробовать эти границы на прочность и закреплять свою отдельность через противопоставление и непослушание.
Это способ проверки мира и собственных возможностей и способности отстоять противопоставление другим. Дальнейшее усиление упрямства ожидается к следующему кризису (в районе пяти-семи лет), где мотивацией будет служить все то же желание утвердить свою позицию и ценность в мире, но если в младшем возрасте это были односложные протесты и отказы, то теперь ребенок начинает противостоять целыми предложениями, подчиненными своей логике, с которой часто сложно спорить, но при этом она довольно обидна для близких. Дети еще не умеют фильтровать свои высказывания, предвосхищая болезненную реакцию тех, кто дорог, при этом они ощущают собственную победу над взрослым и всемогущим видом, видя, как обессиливаются родители или становятся эмоционально побежденными.
Очень упрямый ребенок 5 лет способен своей энергией перевернуть всю семейную систему, поскольку в противостояние вступает при малейших намеках на ущемление его мнения, даже где это не планировалось. Для доказательства самостоятельности используются любые способы, при этом еще нет понимания, что любая самостоятельность несет не только постоянное потакание желаниям, но и ответственность, т.е. страх и ограничения при протестном поведении практически отсутствуют.
Следующий этап, когда родители снова сталкиваются с упрямством своего чада – это подростковый возраст, как самый известный и сильный кризис личности. Ребенок начинает бунтовать против всего мира и хорошо, если с родителями к этому моменту отношения уже прояснены, и они могут оставаться надежным тылом и местом, иначе происходящее дома может начать напоминать войну или привести к разрыву родственных связей.
Как воспитывать упрямого ребенка
Чтобы разобраться, как воспитывать упрямого ребенка, стоит углубиться в механизмы возникновения и развития подобной черты. Предрасположенностью к проявлению упрямства в той степени, когда окружающие взрослые начинают обеспокоенно искать ответы является сам характер ребенка, складывающийся в процессе воспитания и тип его нервной системы, закладывающийся генетически. С проявлением врожденных качеств что-то сделать трудно, из вариантов остаются только приспособление и учет имеющихся особенностей. Поэтому основное внимание стоит уделить характерологическому аспекту, ведь сами по себе упрямиться дети не начинают – это ответная реакция на кризисные моменты взросления и отношения значимых взрослых.
Самой распространенной причиной упрямства является стремление родителей полностью подчинить ребенка, не оставляя ему ни права выбора, ни собственного мнения. В такой картинке мира невозможность ребенка осуществить требуемое (например, начать читать в три года или завязать самостоятельно шнурки после двух демонстраций) или несогласие выполнять (идти к обижающим, выбирать одежду, за которую дразнят) воспринимаются взрослым без учета объективных причин и субъективного восприятия ребенка, а сразу расцениваются как злой умысел. С подобной точки зрения видится лишь одно решение – сломать протест силой и тогда противостояние усиливается. А ребенок запоминает, что отстаивать себя нужно громко и применяя все возможные ресурсы, поскольку родитель не на его стороне.
Подобные взаимоотношения имеют влияние на дальнейшую судьбу. Обычно такие дети довольно жестоки к своим сверстникам, не испытывают доверия и все травмированы холодными семейными отношениями, складывающимися на противостоянии сил, а не на поддержке и душевной теплоте. Пути развития тут два, и оба они лежат на крайних полюсах – либо ребенок учится манипулировать и становится довольно жестким диктатором в собственной семье, либо теряет всякую активность и подчиняется требованиям извне. Подобное подчинение в младшем возрасте в подростковом преображается в сильный кризисный период, где ломаются все родительские системы, и окружающие получают всю накопленную разрушительную энергию, подавляемую в детстве.
Появляться упрямство может вследствие нормального процесса развития, так очень упрямый ребенок 5 лет не хочет все делать наперекор родителям, просто сейчас он осознает свою самостоятельность и отдельность, начинает понимать свои личные желания и их удовлетворение становится сверхценной задачей в формировании личности. А когда подобные стремления встречают сопротивление, то доля упрямства возрастает.
Еще одним моментом появления упрямства являются любые изменения в жизни ребенка (режим дня, место жительства, новые люди, много впечатлений) – подобное происходит как адаптационный механизм и если вернуть ребенка в привычную среду, то и упрямство пропадет, либо необходимо время для привыкания. Плохое настроение, усталость, голод, недостаток сна делают малыша очень чувствительным, капризным и упрямым, и послушаться он не может, пока не удовлетворит свои базовые физические потребности. Большое количество запретов, особенно немотивированных, без объяснений провоцируют упрямство, но также вызывают и вседозволенность, вызванную отсутствием внимания родителей (тут упрямство выступает способом привлечения внимания).
Существует также невротическое упрямство, развивающееся от длительного противостояния между родителями и ребенком, кода вместо поиска других путей, родитель решает взять ту же тактику и начинается соревнование упрямств. Единственная разница в том, что психика ребенка еще не окрепла и именно отстаивание своего мнения сейчас формирует личность, что оказывается невозможным. Из последствий подобного воспитания проистекают детские неврозы и заикания, беспочвенные страхи, бессонницы и проблемы с речью вплоть до отказа говорить.
Отсутствие чёткой линии в поведении родителей делает нестабильным ребенка. Когда действия родителей последовательны, требования всегда одинаковы и ребенок понимает чего ожидать, знает, что его потребности будут услышаны, возраст упрямства проходит значительно легче для всех членов семьи.
Упрямый ребенок – как установить границы дозволенного
Идея о том, что в развитии упрямства ребенка чаще всего виноваты родители, не нова и имеет под собой обоснования, поэтому возникла актуальная потребность в разработке такой системы воспитания, которая бы помогла избежать подобных перекосов. Одной из популярнейших методик признана система Маккензи по установлению границ дозволенного для упрямого ребенка. Автор считает, что основой упрямства является темперамент, что соответствует многим научным исследованиям о взаимосвязи упрямства и силы нервной системы, а соответственно это своеобразный врожденный стиль поведения и познания мира, который может иметь как мягкие и незаметные окружающим формы, так и принимать масштабы трагедии для отдельно взятой семьи.
Первое, что необходимо сделать родителям – это пересмотреть собственные стили воспитания, поскольку некоторые из них только провоцируют агрессивное и упрямое поведение у подобных детей. Так, авторитарный стиль, где за основу взята сила, ребенок воспитывается подчинением и страхом является довольно твердым, но в нем отсутствует уважение. Для мягких и послушных детей подобное отношение является слишком непереносимым, и они выбирают подчиниться, когда те, кто сильнее эмоционально не терпят подобного отношения и устраивают бунт, отвечая на неуважение неуважением, а на запугивания злом и протестом.
Может показаться, что наиболее действенным тут станет уважительный и не строгий стиль воспитания, когда родители ожидают от ребенка самостоятельного понимания необходимости и его шагов навстречу. Проблема в том, что подобное отношение является попустительством и не дает ребенку понимания границ этого мира, которые он не способен сформировать самостоятельно, для этого необходимы взрослые с достаточно твердой позицией. В итоге подобная свобода может превратиться в диктатуру ребенка, анархию и отсутствие какого-либо контроля. Попеременное чередование подобных подходов не дает результатов – оно только сбивает ребенка с толку, бросая в разные крайности и окончательно выбивая почву из-под ног. Единственный возможный вариант, работающий с упрямцами – демократичный стиль, когда родители достаточно тверды в своих убеждениях и действиях, но при этом ребенку предоставляется возможность принимать решения, осуществлять выбор, решать проблемы в доступных ему областях. Власть не забирается полностью и отдается в анархическое распоряжение, а четко обознаются зоны влияния ребенка на ситуацию, с предоставлением полной ответственности за совершенный им выбор.
Твёрдость позиции родителя будет постоянно проверяться ребенком, поэтому необходимо жестко соблюдать собственные правила (т.е. если вы сказали, что не купите эту игрушку, то вы ее не покупаете, даже если вас упрашивают, подлизываются, угрожают, договариваются или бьются в истерике на полу). Первые несколько раз выдержать проверочные атаки будет нелегко, но в дальнейшем их станет меньше, а общение наладится, да и самому ребенку станет понятнее ориентироваться в мире, где сказанное остается нерушимым.
Когда звучит высказывание своим недовольством, то звучать это должно максимально конкретно и сопровождаться действиями – высказывания, что вы рассердитесь или ребенок вечером будет наказан, никак не воспринимаются детьми. Лучше всего обозначить какие действия ребенка приведут к каким последствиям (непослушание в парке – к возвращению домой, отказ делать уроки – к отсутствию вечерних игр) и самое главное потом осуществить сказанное. Помните, что ваши слова каждый раз проверяются на достоверность. Вы не должны вступать ни в споры, ни в договоренности, поскольку это все подвергает ваши границы сомнению и рождает мысль, что если не по хорошему, то более жесткими методами их можно подвинуть. При этом если вы заметили, что сами перегнули палку в проявлении агрессии и где-то нарушили границы ребенка, то извинитесь и объясните свое поведение с эмоциональной точки зрения, расскажите, что были очень расстроены, но все равно любите его. Подобные примеры помогают и ребенку находить более конструктивные методы взаимодействия.
Упрямый ребенок – что делать
Главное для понимания как воспитывать упрямого ребенка – это стремление к поддержанию баланса между сохранением его независимости и силы, при этом пресекании уверенности, что весь мир подчиняется любой его прихоти. Стремление полностью изменить ребенка никак не должно появляться в списке ваших задач, поскольку упрямство – это не его прихоть, а врожденное качество, особенность, имеющая как положительные, так и негативные стороны. В родительскую задачу входит развитие сильных и практичных моментов и нивелирование фрустрирующего воздействия.
Вашей задачей будет строгое соблюдение своих границ, при этом необходимо предоставить ребенку область влияния. Большая часть упрямства вызывается отсутствием выбора, поэтому вы можете его предоставлять, но в ограниченных вами пределах. Т.е. вы не спрашиваете ребенка, куда он хочет пойти, чтобы потом молча выполнять его прихоти или запрещать недоступный вам выбор – все это находится в области насилия. Вы предоставляете ему выбор из того, что вас будет устраивать изначально, т.е. два конкретных места на выбор, посещение которых вы готовы осуществить. Точно так же должно происходить с одеждой, если вы понимаете, что необходимо одеться тепло, то не пускаете процесс выбора на самотек, отдавая ребенка, а предоставляете ему возможность самому решить – идти в теплой куртке с капюшоном или в шапке. Подобный стиль формирует партнерские отношения, где есть четкое главенство ваших границ, но ребенок не выступает безмолвной подчиняющейся игрушкой.
В моменты, когда достигнуть понимания быстро у вас не получается, и ребенок продолжает упрямиться, то вместо давления силой (что вызовет еще большее сопротивление), отложите свою спешку и начинайте слушать ребенка, его доводы и описание эмоционального состояния. Это поможет вам его лучше понять и возможно найти другой выход, ведь бывают моменты, когда и родители неправы, с другой стороны, чем больше ребенок будет описывать свое состояние, тем больше агрессивное упрямство будет сменяться чувством беспомощности и бессилия. Именно упрямство в его самой жесткой форме свидетельствует о том, что как ее изменить ситуацию ребенок просто не знает, ему требуется ваша помощь и поддержка, но попросить ее прямо он не может, поскольку на момент конфликта вы не находитесь на одной стороне. Ваша задача, выслушивая своего ребенка, показать ему, что есть правила, требования, но это не означает, что вы его бросили, он должен понимать, что всегда за него.
Следите за своим поведением и частотой отказа – дети копируют паттерны поведения взрослых и если на большинство своих просьб или предложений, высказанных желаний, ребенок слышит отказ, то вскоре отказы начнете слышать вы. Делать это малыш будет неосознанно, поскольку воспримет такой способ реагирования как нормально, поэтому и замечания и наказания за подобное будут подрывать его мировосприятие. В подобном случае вам стоит начинать с себя и стараться ответ формулировать как положительный, возможно внося определенные поправки, но обязательно выполняя сказанное. И прежде чем бороться с упрямством исключите реальные факты (возможно, он не противится писать, а просто левша, возможно, это не бунт против обеда, а его недавно накормила бабушка), ведь бороться с упрямством, когда это далеко не оно, а родители выступают самодурами, может сломать как ваши взаимоотношения, так и психику ребенка.
Как воспитывать упрямого ребенка 2 лет
Появление упрямства является одним из признаков взросления и трансформации личности, этот процесс довольно кризисный, поэтому все пики упрямого поведения синхроничны с кризисами возрастного развития, первый из которых наступает в районе двух-трех лет. В данном возрасте начинает формироваться самооценка, самолюбие и многие другие качества, начинающиеся с приставки само, именно поэтому ребенку становится столь важным отстаивание своего мнения и если взрослые не воспринимают происходящие перемены и продолжают действовать в прежней концепции, то это будет вызывать существенные трудности.
Следует помнить, что реакция сопротивления ребенка 2 лет является формой защитного поведения от излишней родительской опеки, он уже может делать многие вещи сам, ему это приносит удовольствие (вспомните, основной протест двухлеток заключается во фразе «я сам»). В этом возрасте ребенок начинает лучше дифференцировать свои желания и потребности, поэтому чрезмерный контроль и обеспечение со стороны взрослых вызывает сопротивление, если же его все-таки вынудили подчиниться, то накапливается агрессия. Из чувства собственной ненужности, подавленности, восприятия своих желаний неважными окружающим, ребенок начинает привлекать к ним и себе внимание через истерики, упрямство, грубость, игнорирование просьб и советов родителей, включая все доступные негативные проявления.
Постоянные запреты приводят к конфронтации и протесту ради протеста, но и уступки прорезавшимся желаниям малыша могут привести к печальным последствиям не только с точки зрения формирования деспотичного характера, но могут быть реально опасными для жизни. Соответственно родителям необходимо перестраивать свое поведение, осознание, что теперь это не беспомощный комочек, а маленький человечек, у которого уже имеются свои предпочтения и умение что-то делать. Необходимо дать ребенку соответствующий кусочек власти над теми сферами, которые сейчас ему доступны (пусть сам выбирает последовательность поедания продуктов или платье для встречи гостей), но при этом решение глобальных вопросов и установление общих правил остается за родителями.
В этом возрасте дети начинают проверять устойчивость родительских установок, крепость их решений, таким образом, они пытаются исследовать мир и его границы. Границы детям необходимы для формирования своего восприятия и адекватного контактирования с миром, поэтому так опасно поддаваться детским истерикам или слезам – они дают ощущение, что точно также можно проломить весь остальной мир, что неизбежно приводит к психотравмам. Все что следует делать родителям – это удерживать собственные границы (когда нет, означает нет, как бы их ребенок не пытался изменить решение), что является простым только на словах, но делать это необходимо постоянно. Если вы несколько раз поддадитесь на уговоры, то поставите под сомнение целиком свою позицию и дадите повод для усиления методов давления, естественно неосознанно.
Проявляйте внимание и терпение, чем больше ситуаций вы сможете перевести из конфронтации в моменты, где можно похвалить ребенка, тем больше будет закреплять модель сотруднического поведения.
Упрямство у детей и взрослых
Упрямство — нерациональная настойчивость. Упрямый человек готов преодолевать препятствия, на которые расходуется больше сил или ресурсов, чем стоит достижение цели. Основой упрямства бывает инертность психических процессов, неспособность переключать внимание на другие цели. Не меньшее значение имеет воспитание. Особенно важно преодолеть упрямство у детей. Привычка настаивать на своём, закреплённая в детстве, становится трудноустранимой в зрелом возрасте.
Упрямство детей дошкольного возраста
Упрямство у детей — это поведение, при котором они неконструктивно игнорируют или отказываются выполнять требования взрослых.
Упрямство у детей 2 лет лучше контролировать, перенаправляя внимание. Самоконтроль в этом возрасте пока затруднён. Причинами упрямства ребёнка может быть игнорирование взрослыми, стремление к самостоятельности.
Упрямство у детей 3 лет — на пике. В это время осознающий себя как личность ребёнок требует у взрослых, чтобы с его мнением считались. Ещё не осознавая своей мотивации, он начинает реализовывать потребность самоутверждаться. Ошибка взрослых — навязывание ребёнку нерациональных требований при непонимании мотивов поведения. Это могут быть слишком ранние требования к опрятности, укоры из-за нежелания ребёнка ходить на горшок или отсутствия аппетита. В дальнейшем это усиливает уже осознанные капризы и упрямство детей. Капризность детей при нарушении привычного уклада жизни не стоит преодолевать укорами. Гораздо эффективнее общением в спокойной и убедительной форме восстановить стабильность во внутреннем мире ребёнка. Для решения проблемы подобного поведения полезна консультация для родителей у детского психолога.
Физиологическая предпосылка для упрямства — доминирование правого полушария. У детей-левшей избавление от упрямства проходит несколько сложнее. Перегрузка левого полушария чрезмерными требованиями приводит к развитию механизма компенсации правого, иррационального полушария, и как следствие нелогичного поведения.
В случае психопатической формы упрямства, желания доминировать в агрессивной форме, нужно обратиться к специалисту. Врачебного вмешательства также требует упрямство на фоне невроза, сильного стресса. Осознавая неправильность поведения, детям сложно себя контролировать вследствие функционального нарушения психики. Стресс может быть вызван излишне жёстким воспитанием, резким изменением жизненных условий, ссорами родителей.
Здоровый ребёнок не может беспрекословно выполнять все требования взрослых.
Преодолевая упрямство детей 5 лет, нужно учитывать индивидуальные потребности ребёнка. Оно может развиться у детей, обладающих повышенным чувством собственного достоинства и свидетельствовать, что у них есть трудности с реализацией «я» в обществе, семье. Важно не подавить позитивные природные задатки. Многие выдающиеся личности — упрямцы в детстве.
Упрямство у детей младшего школьного возраста
Упрямство у детей 7 лет связано с успешностью адаптации к новому образу жизни, началом школьного обучения. В это время нужно уделить особое внимание нагрузке на нервную систему, связанную с усвоением новой информации, требованиями к дисциплине. Она может превышать пределы приспособляемости, истощая ресурсы мозга маленького человека, что в итоге вызовет неадекватную реакцию между силой раздражителей и ответом на них.
Упрямство детей 8 лет несколько усиливается, однако, успешно трансформируется в положительные волевые качества, нужно лишь направить энергию на достижение учебных и воспитательных целей. Заложив основы дисциплины, нужно стремиться заинтересовать детей новыми задачами. Они должны действовать не по принуждению, а благодаря собственной мотивации. После преодоления периода «втягивания» в учёбу, достигнутые результаты закрепляются, и при необходимости корректируются в последующие годы.
Правила воспитания упрямых детей
Стремиться предоставлять ребёнку возможности для самоутверждения, чаще интересоваться его мнением.
Глубже понимать внутренний мир ребёнка. Корректировать мотивацию на основе результатов поведения.
Не акцентировать внимание на проявлениях упрямого поведения.
Не потакать капризам, но и не подавлять в жёстком авторитарном стиле.
При подвижном типе темперамента бесполезно пытаться замедлять действия детей, а при инертном — подгонять. Это может спровоцировать противодействие.
Поощрять при положительных изменениях в поведении.
Не придираться к мелочам.
Нежелание выполнять обязанности преодолевать в игровой форме, превращая скучный процесс в нечто увлекательное.
Не употреблять негативную лексику, по возможности заменять слова обозначающие отрицательные качества на положительные аналоги.
При наказании объяснять ребёнку, за что он наказан, иначе он почувствует несправедливость, и эффект резко снизится.
Применять игры, требующих развития нравственных и дисциплинирующих качеств.
Чаще показывать свою любовь.
Быть примером в поведении.
Упрямство подростков
В период полового созревания задатки к упрямству необходимо трансформировать в рациональные психические установки. Понимание границы между упрямством и настойчивостью должно воспитываться в процессе общения с авторитетами, знакомства с примерами нерационального поведения, основанного на упрямстве из литературы. Например, герой романа «Упрямец Керабан» Жюля Верна, который объехал вокруг Чёрного моря, всего лишь потому, что не хотел платить пошлину за переход через Босфор, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя, где герои соглашались на лишения для себя, с целью навредить друг другу.
Упрямство у взрослых
Упрямые взрослые при осознании собственного упрямства склонны пытаться объяснять поведение рациональными причинами. В основе упрямства иногда лежит базовая мотивация — стремление доминировать. Упрямый индивид игнорирует обращения к нему окружающих, желая сделать всё так, как хочется. Одна из предпосылок — фрустрация, невозможность достижения жизненных целей.
Упрямым людям стоит попробовать пройти тренинги, развивающие гибкость мышления, умение взглянуть на ситуацию по-новому или обратиться к психологу.
Важно знать, что упрямство у взрослых и подростков может быть симптомом обсессивно-компульсивного расстройства. Это заболевание называют также неврозом навязчивых состояний. Человека могут преследовать навязчивые мысли, непреодолимые желания совершать бессмысленные «ритуалы», чувство тревоги, мнительность. Чтобы избавиться от этого расстройства, нужна работа с психиатром. Некоторые учёные связывают его с повышенным уровнем гормона стресса — кортизола. Способом снизить от него могут стать успокаивающие упражнения: аутотренинг, медитация, йога, тай-чи.
Почему дети ноют: 5 причин и способы справиться с проблемой
Исследования показывают, что детское нытье воспринимается окружающими «как один из самых нервирующих звуков на земле», неприятнее даже звука скрежета по дереву, плача, работающей дрели и других вызывающих дискомфорт звуков типа скрипучего мела, которым пишут на классной доске.
Детское нытье нередко вызывает у родителей раздражение и досаду.
Исследования показывают, что детское нытье, пик которого приходится на возраст от 2 до 4 лет, воспринимается окружающими «как один из самых нервирующих звуков на земле», неприятнее даже звука скрежета по дереву, плача, работающей дрели и других вызывающих дискомфорт звуков типа скрипучего мела, которым пишут на классной доске.
Почему дети ноют и чего они пытаются этим добиться?
Выведенные из себя нытьем родители могут рассерженно крикнуть ребенку «Прекрати ныть!» или «Слышать не могу, как ты разговариваешь таким голосом!». Или молчат, но внутри буквально кипят от раздражения.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Чтобы реагировать на детское нытье с сочувствием (вместо досады), родители могут напомнить самим себе причины того, почему дети ноют и чего они пытаются этим добиться. Эти причины были выявлены в ходе проведенных психологами научных исследований.
1. Ребенок может ныть из-за того, что он нуждается в помощи или ресурсе взрослого
Если ребенок ноет, одной из причин может быть то, что он устал и нуждается в помощи взрослого. Иногда посредством нытья дети как бы говорят нам: «Я больше не могу вести себя как большой, пожалуйста, позаботься обо мне как о маленьком».
Когда дети переживают стресс, испытывают голод, жажду, усталость или чрезмерную нагрузку (часто это происходит из-за изменений в режиме), их обычные сладкие голосочки превращаются в требовательный ультразвук.
Они могут потребовать немедленно дать им:
- немного вздремнуть,
- попить воды или молока,
- перекусить, отдохнуть,
- сменить подгузник
— и, известно им это или нет, они ведут себя полностью в соответствии с научно доказанной истиной: когда ты скулишь и ноешь, ты быстрее получишь внимание других (и нужные тебе ресурсы), чем если ты молчишь.
Это просто более эффективно.
Исследователи обнаружили, что люди более чувствительны к нытью, чем к нейтральной речи и даже плачу.
Ноющий звук в буквальном смысле залезает им под кожу (на коже масса рецепторов, она очень чувствительна) и отрывает их от того занятия, которым они были до этого поглощены.
Попробуйте такой способ:
Когда ваш ребенок ноет, задайте себе вопрос:
«Он устал (голоден, хочет пить, перевозбудился или перенервничал)?»,
«Не слишком ли много всего мы запланировали на этот день?»,
«Не слишком ли поздно он лег спать накануне?»,
«Не давит ли на него что-то, с чем ему трудно эмоционально совладать (например, появление младшего брата или ссора с другим ребенком в детском саду?»,
«Может быть, его беспокоит физическая боль (он заболевает, у него растет новый зуб, болит место ушиба)?».
Напомните себе: «Мой ребенок ноет, потому что в такой форме он просит о срочной помощи или утешении».
2. Дети могут ныть из-за того, что нуждаются в большей эмоциональной близости со своим взрослым
Особенно сильное нытье может быть сигналом о том, что ребенок нуждается в большей эмоциональной близости.
Таким образом он посылает своему близкому взрослому сигнал: «я хочу провести с тобой немного времени один на один» — за чтением книжек, приготовлением еды или игрой.
Исследование психолога Джона Готтмана показывает, что дети чаще просят родительского внимания при помощи нытья, когда им нужна «доза» эмоционального контакта.
Когда ребенок говорит: «Ты поиграешь со мной?», родитель может удовлетворить стоящую за этим вопросом эмоциональную потребность, с радостью согласившись поиграть («Да, малыш, я люблю играть с тобой») и уделив этому немного времени.
Когда двухлетний ребенок протягивает родителю ручки, родитель может удовлетворить стоящую за этим жестом эмоциональную потребность, подхватив его на руки и приласкав.
Исследования также показывают, что дети ноют чаще, если находятся в конфликтной и дисфункциональной семейной среде.
В одном из исследований была выявлена связь: когда основной негатив исходил от матери, дети чаще спорили и дрались; когда от отца — чаще ныли и плакали.
Отрицательный эмоциональный фон, создаваемый обоими родителями, четко коррелировал с тем, как часто дети использовали в повседневной речи слова, негативно окрашенные эмоционально.
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
Попробуйте такой способ:
Когда дети ноют, отойдите от ситуации на некоторую дистанцию и проанализируйте общий уровень собственного стресса, свое эмоциональное состояние, количество и качество времени, проведенного с детьми, и семейную обстановку в целом.
3. Дети могут ныть потому, что хотят выразить свои чувства
Исследования показывает, что нытье (а не только плач) — это для маленьких детей всего лишь способ выразить грусть или разочарование.
Педагог Дженет Лэнсбери предлагает родителям принимать, признавать и поддерживать детей и их чувства вместо того, чтобы исправлять, ругать и контролировать их.
«Чем доброжелательнее мы относимся к недовольству наших детей, тем счастливее будет каждый в нашем доме», пишет она.
Попробуйте такой способ:
Напомните себе, что нытье является временным этапом в обучении сложному навыку выражения своих чувств и лучшая реакция на него — доброта и принятие.
Если вам очень неприятно слушать, как ребенок ноет, попробуйте сделать несколько медленных вдохов и выдохов и мысленно повторить про себя девиз Дженет Лэнсбери: «Я могу дать этим чувствам быть».
Вспомните, когда вы сами в последний раз давали волю своим чувствам: хорошо прожитые (например, выплаканные) грусть и разочарование освобождают нас и помогает нам двигаться дальше.
4. Дети могут ныть, потому что от природы чувствительны или раздражительны
Все дети рождаются с разным темпераментом. Условно учеными выделяется три типа темперамента (хотя ни один ребенок не вписывается четко в какую-то одну из этих категорий):
- Легкий и гибкий
- Активный и вспыльчивый
- Медлительный и осторожный
Попробуйте такой способ:
Помните, что некоторые дети имеют врожденную предрасположенность к более ярким реакциям, большей настойчивости, большей тревожности, или им требуется больше времени, чтобы справиться с новым опытом или меняющимися обстоятельствами жизни (и поэтому они ноют чаще).
5. Дети могут ныть в ответ на меняющийся стимул
Бихевиорист Скиннер обнаружил, что люди повторяют какое-либо поведение долгое время, если оно «подкрепляется» каким-либо меняющимся стимулом (то есть, если стимул дается от случая к случаю, а не постоянно).
Например, если вы иногда даете ноющему ребенку мороженое после ужина, он с большой долей вероятности будет продолжать ныть еще очень долго после одного такого эпизода (чтобы получить то же вознаграждение).
Попробуйте такой способ:
Будьте последовательны, избегайте поощрения нытья. Не соглашайтесь на «еще один мультик», «еще одного динозавра» в магазине детских игрушек или «еще немного поиграть» (хотя уже поздно, и пора спать).
Да, это прекращает нытье в конкретный момент, но усиливает его в долгосрочной перспективе.
Иногда всем нам хочется выглядеть в глазах ребенка доброй феей, которая исполняет любые желания (дети в такие моменты часто говорят что-то типа «Ты лучшая мамочка (лучший папочка) на свете!»), и подкрепить собственное чувство значимости.
Если вы решите, что оно того стоит, то ждите, что в ближайшие несколько недель нытья будет намного больше.
Чтобы в конце концов прекратить эту порочную практику, попробуйте начать дарить ребенку подарки и делать приятное спонтанно, вне связи с его нытьем.
Подытожим: хотя принимать, понимать и по-доброму обходиться с детским нытьем — отнюдь не простая задача, это замечательный путь построения крепкой и надежной привязанности между вами и ребенком.
Отвечая на нытье ребенка любовью и лаской, вы развиваете его эмоциональную сферу и укрепляете связь между вами.
А чем сильнее детско-родительская связь, тем меньше вероятность, что ваш ребенок будет ныть в будущем. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта
Упрямый ребенок: что делать?
Фото: racorn/Rusmediabank.ru Каждый родитель периодически сталкивается с детским упрямством. Подрастающий малыш обладает определенным темпераментом, а его убеждения и взгляды растут вместе с ним. Естественно, иногда будут возникать ситуации, когда ребенок будет настаивать на своем. И это нормально. Но если ребенок упрямится постоянно, не слышит чужую точку зрения и все время спорит, стоит задуматься.
Причины детского упрямства
Важно понимать, что ребенок не может всегда оставаться послушным. Ведь ребенок растет и меняется, у него появляется свое мнение на каждую ситуацию. При этом он не обладает устоявшимся характером, как взрослые люди. Поэтому иногда не знает, как правильно выразить свои мысли и поэтому может упрямиться и капризничать. В этом случае надо просто научиться договариваться с ребенком, учить его правильно высказываться, не злиться, а совместно решать проблему и находить компромисс.
Если наладить такое общение не удается, стоит подумать, в каких обстоятельствах малыш упрямится. А затем найти причины подобного поведения.
Вот самые распространенные причины упрямства:
• слишком много требований – если ребенку запрещают практически все, это вызывает протест. Естественно, ребенок начнет упрямиться;
• гиперопека – любому ребенку необходимо личное пространство. Важно разрешить малышу самому завязывать шнурки, есть кашу и играть во дворе. Не следует делать все за ребенка;
• вседозволенность – если малышу все позволяется, он не видит границ, то рано или поздно, когда возникает необходимость следовать правилам, ребенок начнет бунтовать. Ведь он не привык к такому положению вещей;
• возрастной кризис – в три года, пять и семь лет, а также с 11 до 16 лет может проявляться возрастной кризис. У кого-то он проходит довольно спокойно, у кого-то – очень бурно. Надо иметь в виду, что кризис пройдет, и что он необходим для развития личности.
Очень важно найти причину упрямства ребенка. Это поможет справиться с проблемой.
Как помочь себе и ребенку?
Упрямый ребенок вызывает своим поведением проблемы эмоционального характера в семье, в саду, школе. Причем это могут быть споры из-за незначительных мелочей, а могут быть ситуации, когда возникает опасность для жизни ребенка (например, пренебрежение правилами безопасности на дороге или дома). То есть, ребенок может не только раздражать своим поведением окружающих, но и вредить себе. Поэтому с упрямством необходимо справляться.
Если причиной упрямства является возрастной кризис, то важно запастись терпением и правильно общаться с ребенком. Надо быть достаточно строгим, но при этом всегда поддерживать, с пониманием относится к неуравновешенному поведению ребенка. Важно давать достаточно свободы и самостоятельности, но при этом установить определенные границы дозволенного.
Если ребенок упрямится, потому что к нему предъявляется слишком много требований, стоит пересмотреть свои правила. Оставить то, что действительно важно. И убрать мелкие требования, которые не слишком важны. Ребенку будет проще, если требований будет меньше.
Гиперопека никогда не приводила ни к чему хорошему. Поэтому и тут стоит пересмотреть свое поведение. Ребенку надо практически с самого рождения давать чуть-чуть самостоятельности. И постепенно эти границы надо расширять. Сначала малышу надо позволить самому играть, а не развлекать его постоянно, потом разрешать вытирать пыль, завязывать шнурки, одеваться, выбирать друзей, кружки и секции и так далее. То есть, самостоятельность, свобода действий очень важна. Они учат ребенка ответственности. Но не стоит забывать об определенных границах. Например, играть на компьютере только полчаса в день, приходить домой с прогулки не позднее 20.00 и так далее.
Ну, а если виной всему избалованность и вседозволенность, придется установить новые правила, ввести обязательные границы. Сначала это будет сложно, ведь ребенок не привык к правилам, поэтому будет упрямиться очень сильно. А значит, вводить их нужно постепенно, чтобы чадо не сразу видело перед собой стену запретов. Достаточно одного-двух правил. А позже можно добавить еще парочку.
Самая распространенная причина упрямства – стремление родителей полностью подчинить ребенка, не оставляя ему права выбора. Это неправильно. В этом случае протест только усилится, ребенок привыкнет отстаивать свои права, применяя все ресурсы (особенно в подростковом возрасте). Такие дети вырастают жестокими, авторитарными. Может быть и такой вариант, когда ребенок теряет всякую активность и подчиняется требованиям других. И во взрослом возрасте такой человек будет безвольным и безынициативным. А это значит, что границы устанавливать надо, но при этом не забывать о развитии самостоятельности у ребенка, о предоставлении определенной свободы.
Обучение орального ребенка: если ребенок постоянно болтает
Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, — особый, он разительно отличается по своей сути от общепринятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» — залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.
2 19569 31 Марта 2014 в 00:03 Автор публикации: Ольга Мезенцева, преподаватель Киевского политехнического института
Школьное образование может восприниматься как неотвратимая повинность для ребенка и его родителей, а может стать счастливым временем получения необходимых умений для реализации в жизни. Все зависит от грамотного подхода к ребенку.
Дети с оральным вектором, как правило, охотно идут в детский сад и в школу. Секрет в том, что эти разговорчивые малыши хотят быть услышанными и стремятся к другим детям, находя в них свою аудиторию. О воспитании оральных детей вы можете почитать . В этой же статье мы поговорим об обучении детей с оральным вектором в школе.
Обучение в школе — важный этап, задающий направление развитию детского интеллекта, который в дальнейшем обеспечит человеку высокий уровень реализации в социуме.
Развивать интеллект — непростая задача. И для начала родителю необходимо выяснить тип интеллекта своего ребенка. Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, — особый, он разительно отличается по своей сути от принятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» — залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.
Вербальный интеллект отличается тем, что сначала такой человек говорит, а потом уже понимает, что сказал. Вербальный интеллект дан оральнику для выполнения своей видовой роли. Так как задача его — оповещать стаю об опасности, то и делать он это должен сразу же, не замедляя выполнение обдумыванием. Тут возникает естественный вопрос: а что же тогда проговаривает оральный ребенок, пока учится? Он проговаривает то, что привлечет внимание родителей, его окружения в целом, так как хочет только одного: чтобы его слушали. Опираясь на это, и следует построить его обучение в школе.
Маленький говорун
«Ребенок постоянно разговаривает. Просьбы и грубые окрики родителей наконец замолчать не помогают», — обычные нарекания по поводу орального малыша. Он изводит своими разговорами родных и всех тех, кто оказывается в пределах досягаемости, и чем больше они его обрывают и не слушают, тем меньше развивается его речь. Поскольку оральный ребенок испытывает потребность в говорении, то делать это он, как правило, начинает рано, а сама его речь на первых порах отличается быстротой, невнятностью, несвязностью, шепелявостью, при разговоре он даже может брызгать слюной, торопясь проговорить как можно больше. Для развития способностей к говорению у орального ребенка, который в потенциале может стать гениальным оратором, нужно приложить немало усилий.
Прежде всего всех родителей хочется предупредить: говорить он будет постоянно. Можно выбросить радио и телевизор — фоновый шум в доме будет столько времени, сколько там будет находиться ваш оральный малыш, и ничего больше вам не понадобится. Задача родителя тут не в том, чтобы заставить ребенка замолчать и думать «про себя», в его случае это невозможно, а в том, чтобы производимый им «шум» был осмысленной и грамотной речью.
Обучая ребенка чтению и счету, приучите его проговаривать новую информацию. Он не будет молча соображать, что там написано. Ему нужно это произнести, попробовать слово «на вкус». Пусть ребенок повторяет вслух все, что вы будете с ним проходить, как бы утомительно это ни было для вас. В этом плане отечественная индустрия детских учебников позаботилась о родителях: в продаже существуют говорящие книги. Они полезны для детей, но особенно важны для оральных детей. Потому что повторять произношение букв, слов, цифр, издаваемых книгой или компьютерной программой, для него не только познавательно, но и полезно. Он, повторяя на разный лад одни и те же буквы, узнает их лучше и лучше. Сам родитель может при этом на некоторое время отлучиться, функцию слушателя возьмет на себя компьютер (особенно если там настроен контроль произношения).
Конечно, такому малышу важно читать вслух и, конечно, иметь при этом слушателя. Передвигаясь с ребенком вне дома, попросите его описывать все увиденное вокруг. Если зрительный ребенок может это делать непроизвольно и выборочно, то оральному ребенку нужно указать несколько акцентов: говорение должно быть полноописательным, он не должен ничего упускать, если он отвлекается на собственные рассуждения или вопросы, то только касательно увиденного.
По ходу речи его нужно поправлять и уточнять услышанное, чтобы он говорил верно и чисто. Приучите ребенка к тому, что рассказывание небылиц и выдумок неуместно, и вас интересует только реальное положение вещей. Направляйте его в выборе тем для разговора и слушайте его, это важно. Убежденность в том, что его слушают, дает оральному ребенку базовое чувство безопасности, что позитивно влияет на его развитие.
При поступлении в первый класс родителям нужно быть готовым к тому, что ребенок тут же подружится со всем классом, будет шутить и балагурить, наслаждаясь всеобщим интересом. Часто учителя жалуются на таких детей, потому что оральник легко перебивает, «переговаривает» учительницу, привлекая внимание всего класса и не реагируя на замечания. Поэтому важно переключить его свойства в конструктивное русло.
С первого класса его желательно подключить ко всем детским общественным мероприятиям: спектаклям, выступлениям и т. п., а также к факультативам по чтению и развитию навыков публичного выступления. Дайте своему ребенку выговариваться там, где это уместно.
Чтение — это то, что напрямую связано с говорением. От первого и до последнего слова оральный ребенок должен читать с выражением, выдерживая темп, правильно выставляя логические ударения, паузы. Если зрительные и звуковые дети по смыслам текста делают это сами, то оральному ребенку это нужно привить. Изначально ему свойственно воспроизводить безэмоциональный речевой поток, порой очень плотный. Чем раньше удастся разделить его на интонационно-смысловые узлы, тем лучше и четче будет поставлена его речь. Со временем ребенок привыкнет это использовать.
Когда молчание не золото: слушаем наших детей
Особой спецификой отличается воспроизведение информации оральным ребенком. Домашнее задание должно выполняться дома по тому же принципу проговаривания. Только в книгах не ведающих, что пишут, детских психологов можно найти фразу о том, что болтливость ребенка замедляет его умственное развитие. Сразу скажем, что оральный ребенок легко опровергнет это утверждение, когда начнет вслух рассуждать о том, чего он не понимает в домашнем задании.
В процессе говорения он начинает из услышанного выводить основные мысли, приводящие к правильному ответу. В результате к нему приходят озарения. Он будто задает вопрос самому себе и сам же на него отвечает. Это связано с тем, что оральный человек всегда проговаривает подсознательные смыслы, а сознательно воспринимает их только после озвучивания.
Приучите своего ребенка к тому, что, прочитав условие непонятного задания, неплохо бы проговорить его вслух: озвучить вопрос. В начальных классах это легитимно делать, вслух читая условия задач. В средней школе — уже нет. Для ускорения мышления оральному ребенку полезны задачи на описание ситуации. Проговаривая ее, он глубже понимает и осознает материал. С каждой последующей задачей он нарабатывает для себя нужный багаж первичных понятий, благодаря чему впоследствии уже сможет и не проговаривать вслух полученные задания.
Таким образом, оральный ребенок, готовясь дома к школе, должен это делать разговаривая. Если родители в этот момент дома, то они могут быть убеждены в том, что домашнее задание сделано, поверив собственным ушам. Желательно всегда оставлять двери открытыми при выполнении домашнего задания, чтобы создавалось ощущение того, что у ребенка есть слушатель, для которого он, собственно, это и проговаривает.
Очень важно не запирать такого ребенка дома наедине с домашним заданием. В течение дня у него обязательно должно быть время, которое он должен проводить с друзьями, в компании других детей также помимо школы. Если это не двор, то пусть это будет любой ближайший клуб развития творчества или дискуссионный клуб.
В свободное время с оральным ребенком можно проговаривать школьные дела, но не с точки зрения слухов, сплетен или описаний произошедших событий, а обсуждая пройденные задания, все то новое и интересное, что он усвоил в школе. Такие беседы помогут ему путем вербализации систематизировать полученный материал.
Роль литературы в развитии
Нигде не сверкает звезда орального дара так, как это происходит на уроках литературы. Из всех школьных дисциплин именно эта — ключ к здоровому психическому развитию для такого ребенка. Начиная с 5-го класса, важно сделать акцент на этой дисциплине. Для того чтобы чисто и грамотно говорить, нужно знать язык и правильно его воспринимать.
Декламация стихов — это регулярные выступления перед классом в средней школе. Обсуждения литературных произведений, пересказ, устные сочинения — значительный стимул к развитию орального ребенка. Все это позволяет ему экстравертировать свои свойства в русле хорошей и грамотной базы классической и художественной литературы.
Во многих школах существуют факультативы и отдельные курсы занятий по выразительному чтению и рассказыванию, на которых ребенок овладевает изобразительно-выразительными средствами языка, изучает разные манеры повествования, что самое главное — практикует их. Убедившись в том, что программа этих курсов имеет под собой хорошую литературную базу, орального ребенка можно отдать туда заниматься до последнего школьного звонка. Ведь важно не только то, что он говорит, но и какой познавательный смысл несет его сообщение.
Речевая коммуникация и объединение на идее
Реализация орального вектора — это не просто процесс говорения, а говорение для кого-то, для реальных слушателей. Так или иначе ребенок будет этих слушателей к себе привлекать, а вот какими способами он научится это делать — это уже вопрос, который должен беспокоить родителей. Врать, рассказывать небылицы и сплетни или с упоением озвучивать важные смыслы, дурачиться матерными анекдотами и шутками или вести осмысленную грамотную речь — в случае с оральным человеком возможны все варианты.
Развитый вербальный интеллект — это мощный инструмент для объединения людей. И в развитии умений орального человека это играет ключевую роль. Поэтому сверх того, что за время школьной учебы оральный ребенок научится красиво говорить, он должен всегда объединять своими словами группу людей, перед которой говорит. Причем объединение это возможно на разных уровнях: на самом низком — когда мы телесно расслабляемся, умирая от смеха, или на самом высоком — когда все объединены в один порыв общей идеей. Более высокий уровень — более высокая реализация для человека, а значит, больше радости и удовольствия от жизни.
Для того чтобы было возможно объединять людей на уровне идеи, эту идею надо ощущать самому, а также обладать развитыми ораторскими способностями. Достигнет ли ребенок максимального уровня реализации своих природных возможностей, зависит от его развития до пубертата, которое обеспечивают ему родители и школа. Системное понимание особенностей ребенка дает все необходимые инструменты, чтобы сделать это максимально правильно.
Корректор: Елена Лавецкая
Автор публикации: Ольга Мезенцева, преподаватель Киевского политехнического института Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Добавить комментарий