В Библии о детях

Дети – это дар от Бога

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые» (Псалтирь 126:3-5).

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иакова 1:17).

Мы несем ответственность за воспитание своих детей

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6).

«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Второзаконие 6:6,7)

Мы даем своим детям огромное благословение, когда учим их о Боге

«А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (Второе послание к Тимофею 3:14,15).

Бог любит наших детей и имеет планы для них еще до рождения

«Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.

Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Псалтирь 138:13-16).

Бог обещает учить наших детей

«И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих» (Исаия 54:13).

Иисус ценил детей

«Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: «осанна Сыну Давидову!» — вознегодовали

и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу»?» (Матфея 21:15,16).

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Матфея 18:10).

«И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (Марка 9:36,37).

Иисус использовал детей в качестве примера для взрослых

«Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Марка 10:15,16).

Мы несем ответственность за дисциплинирование своих детей

«Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Притчи 29:17).

Мы не должны раздражать своих детей

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Послание к Ефесянам 6:4).

Бог использует детей в Своем Царстве

«Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя (Псалтирь 8:3).

Слово Божье напоминает детям подчиняться своим родителям и уважать их

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.

«Почитай отца твоего и мать» — это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Послание к Ефесянам 6:1-3).

  • Shares

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4).

Учение и наставление

  1. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6).
  2. «Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, — возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его…» (Пс.77:3-7)
  3. «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе» (Прит.3:1-2).
  4. «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей. Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи. Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих… Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым » (Прит.4:1-5; 11).
  5. «…И учите им (наставлениям Божьим) сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь…» (Втор.11:19)
  6. «Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен» (Прит.29:18).

Наказание

  1. «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притчи 29:15).
  2. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13:25).
  3. «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притчи 19:18).
  4. «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Прит.23:13,14).
  5. «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Прит.29:17).
  6. «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Прит.22:15).

По материалам блога «Благая весть»-онлайн

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

10 фраз, которые нельзя говорить ребенку

Все мы понимаем, что важнейшее влияние на формирование и развитие личности малыша оказывают его родители – каждое их слово воспринимается как истина последней инстанции. Именно поэтому ответственным и любящим мамам и папам следует познакомиться со списком фраз, которые нельзя говорить детям, поскольку в сознании малыша они приобретут совершенно иной смысл, другое значение. Такие установки очень вредны, так как закладывают в голову ребенка неправильное представление о себе и своем месте в мире.

Что такое родительская установка?

Это определенные приемы в воспитании, представляющие собой скрытые, замаскированные рекомендации и советы родителей своему крохе, поясняющие ему, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Впервые термин начали использовать психотерапевты Гоулдинг, Мэри и Роберт, правда термин звучал как «родительские директивы». Исследователями было выделено несколько таких директив, каждая из которых оказывала свое влияние на ребенка. К их числу относились:

  • необходимость быть послушным;
  • быть прилежным;
  • не спорить со старшими;
  • побольше молчать в их присутствии.

Подобные установки чаще всего используются родителями, которые сами в детстве столкнулись с аналогичным подходом к воспитанию. Такие директивы не предполагают обязательного наказания малыша за их нарушение, однако ребенок будет мучиться из-за осознания своей вины. Также важно понимать, что зачастую устанавливаются они из самых добрых побуждений, из желания защитить малыша от негативного воздействия окружающего мира. Но итог оказывается довольно печальным – ребенок становится неуверенным в себе, считающим себя неудачником или плохим сыном (дочерью), нацеленным на неуспех.

Психологи уверяют – на сценарий дальнейшей жизни малыша окажут непосредственное влияние те предписания родителей, которые он в той или иной форме получил в детстве. Причем установки могут быть как положительными, так и негативными. Далее рассмотрим те фразы-установки, на которое мамы и папы должны наложить табу.

Не живи

Именно в такой форме фраза в речи родителей прозвучит едва ли, но очень многие даже любящие мамы и папы обвиняют малыша в том, что его появление вызвало определенные трудности в семье, финансовые проблемы, сложности во взаимоотношениях.

Могут прозвучать такие обидные для ребенка варианты:

  • Лучше бы тебя не было.
  • Нам не нужен такой плохой (глупый, непослушный) ребенок!
  • Ты – обуза для всей семьи!
  • С тобой так тяжело.

Даже если фраза была случайно обронена в тот момент, когда мать сильно устала или раздражена, она надолго останется в памяти малыша. Если же подобные высказывания вошли в привычку, они повлекут за собой серьезные проблемы в развитии крохи:

  • чувство вины, которое будет преследовать малыша всю жизнь;
  • ощущение собственной никчемности, неполноценности;
  • ребенок будет расти, будучи не в состоянии избавиться от мысли, что он кому-то что-то должен.

Часто дети, задавленные такой установкой, приобретают различные зависимости, постоянно вступают в драки, чтобы прекратить свое существование и избавить родителей от тягостного присутствия. Поэтому ни один вариант фразы никогда не должен звучать в речи.

Не расти

Некоторые родители настолько сильно опекают своего малыша, что не могут отпустить его от себя. От них можно услышать такие слова:

  • Мы всегда будем с тобой.
  • Мама и папа никогда тебя не оставят.
  • Ты еще очень маленький для этого.
  • Нужно сначала подрасти.

Такие слова чаще всего произносят мамы, которые панически боятся разлуки со своим крохой по причине его взросления. В результате малыш вырастает чрезмерно привязанным к матери, боящимся создавать собственную семью или разрывающийся между избранником (избранницей) и родителями. Они считают, что в долгу перед матерью/отцом, а стремление к самостоятельности воспринимают как собственное предательство.

Не будь ребенком

Казалось бы, фраза безобидная, многие родители, стараясь побудить кроху перестать плакать, говорят ему «что ты ревешь, как маленький». Некоторые идут еще дальше, говоря крохе что-то вроде «ты – моя единственная опора». Такие слова приводят к тому, что дети начинают рано взрослеть, воспринимая само детство как нечто ненужное, от чего следует как можно быстрее избавиться. Дети становятся излишне серьезными, лишены непосредственности, способности радоваться и заниматься творчеством. Беззаботность кажется им детским качеством, от которого нужно всеми силами избавляться.

Самое печальное, что эту установку дети передадут своим малышам, которые тоже повзрослеют раньше времени, будут серыми, скучными и погруженными в заботы людьми. Поэтому родителям нужно дать возможность своему ребенку оставаться таковым. Детство коротко, пройдет быстро – зачем же торопить его?

Не думай

К числу популярных фраз относятся:

  • Хватит рассуждать, мал еще!
  • Ну вот откуда ты можешь что-то знать!
  • Самый умный нашелся!
  • Считаешь себя умнее всех?

Такая установка крайне негативно влияет на формирование и развитие личности малыша, он теряет интерес к мыслительной деятельности, утрачивает способность рассуждать, сложные задачи вызывают у него не желание решить, а головную боль. Став взрослым, жертва такой установки будет неуверен в себе, не станет стремиться что-то придумывать, предлагать, принимать решения.

Не достигай успеха

Для этой установки могут быть использованы такие фразы:

  • Не делай, все равно ничего не получится.
  • Это слишком сложно, ты не сможешь.
  • Руки растут не из того места.
  • Это роскошь.
  • У меня в твоем возрасте такого не было.

В итоге у ребенка четко откладывается в подсознании, что добиваться успеха – плохо. Чаще всего подобные директивы закладывают те родители, которые завидуют своему ребенку, даже сами о том не подозревая. У крохи впереди вся жизнь, наполненная возможностями, он имеет все шансы превзойти родителей, добиться того, о чем они могли только мечтать. И эта мысль подсознательно угнетает мам и пап, заставляя их ограничивать активность собственных детей.

Даже если малыш, повзрослев, сумеет добиться каких-либо высот, он будет терзаться угрызением совести из-за того, что превзошел собственных родителей.

Поэтому у тех, кто не смог сделать карьеру или чего-то добиться в жизни, очень часто растут такие же дети, нацеленные на неудачу.

Не чувствуй

Варианты произнесения установки таковы:

  • Хватит плакать!
  • Что ты радуешься, как дурачок!
  • Ничего страшного, не умрешь!
  • Я терплю, и ты потерпишь!

Слова направлены на подавление отрицательных и положительных эмоций, в итоге ребенок привыкает сдерживать чувства и вырастает равнодушным и бесчувственным. Кроме того, подавление эмоций опасно и для здоровья, может стать причиной заболеваний легких и пищеварительной системы. Отказ от их проявлений выражается по-разному:

  • Если запрещено проявлять радость, восторг, то малыш не сможет развить чувства, не научится любить, получать удовольствие, будет расти эдаким сухарем, которому ничего не интересно.
  • В случае если родители своими словами запрещают ребенку давать выход гневу, то малыши могут становиться агрессивными, драчливыми. Таким детям ничего не стоит избить чужого, более слабого, ребенка, не испытывая при этом ни грамма раскаяния.

Поэтому важно давать малышу возможность проявлять свои чувства.

Не будь лидером

Варианты фраз, которые используют родители, таковы:

  • Не высовывайся!
  • Тебе больше всех надо?
  • Ты что, самый лучший?

Такие директивы уничтожают в детях любые проявления лидерских качеств, малыш становится ведомым, безынициативным, неспособным взять на себя ответственность и не желающим этого. Такой ребенок неизбежно вырастет частью толпы, неспособным к проявлению активности. Он не сможет сделать хорошую карьеру, даже будучи добросовестным и исполнительным сотрудникам. А виновата в этом довлеющая над ним установка «Не высовывайся!».

Не желай

Доктрина выражается в следующих фразах:

  • Мало ли чего ты хочешь!
  • Хотеть не вредно.

Почему же эти слова недопустимы? Потому что они убивают в ребенке мечты. В итоге малыш ничего не хочет, растет безвольным и безынициативным, ни к чему не стремится, не может защищать свои интересы. Это – идеальный партнер для эгоиста, неспособный постоять за себя слабый человек, исполнитель чужой воли. Разве этой судьбы хотели для ребенка родители?

Не примыкай к другим

Конечно, родители нередко убеждены в том, что их малыш – самый лучший, самый умный, уникальный. И постоянно стремятся напомнить сыну или дочери об их исключительности. У малыша невольно складывается ощущение, что он настолько хорош, что другим детям играть с ним – настоящее счастье. Именно так появляются нарциссы, уверенные в собственном превосходстве.

В результате ребенок становится одиночкой, не умеет общаться, не может стать полноценной частью коллектива. В дальнейшем ему не по силам окажется командная работа. Но самое печальное – у такого ребенка не будет настоящих друзей, он просто не сможет общаться, идти на контакт, даже поддерживать разговор из-за постоянного стремления к уединению и комфорта наедине с собой. Установка приводит лишь к тому, что человек оказывается одиноким.

Не будь самим собой

Родители демонстрируют малышу, что не готовы принимать его таким, какой он есть. Его постоянно сравнивают с другими детьми, причем в пользу последних, говоря: «Почему ты не можешь, как Ваня», или «А вот Петя умеет..», или «А у Маши всегда порядок, и выглядит она аккуратно!». Результат – ребенок начинает остро чувствовать собственную ущербность. Он всеми силами будет стараться походить на Ваню, Петю и Машу, утрачивая свое «я». Навязанный родителями идеал в итоге разрушит уникальность личности малыша. Всю жизнь он будет искать, на кого равняться, а не заниматься поисками своего пути.

Таким образом, мы видим, что даже случайно брошенная фраза, а тем более постоянно повторяющаяся директива оказывает на детей глубочайшее воздействие. Поэтому очень важно найти верные слова, чтобы объяснить малышу особенности поведения, только в этом случае он сможет вырасти гармоничной самостоятельной личностью, готовой к проявлению инициативы, лидерских качеств, умеющей веселиться и достигать поставленных целей.

Иисус Христос и дети

мит­ро­по­лит Смо­лен­ский и Ка­ли­нин­град­ский Ки­рилл

По­сле чу­дес­но­го вос­кре­ше­ния Ла­за­ря Чет­ве­ро­днев­но­го Спа­си­тель не мо­жет на­дол­го за­дер­жи­вать­ся в Иеру­са­ли­ме и во­об­ще в Иудее по при­чине стре­ми­тель­но на­рас­та­ю­ще­го на­пря­же­ния в от­но­ше­ни­ях со ста­рей­ши­на­ми иудей­ски­ми, ко­то­рые «по­ло­жи­ли убить Его» (Ин. 11. 53). Гос­подь по­ки­да­ет Иеру­са­лим. В этот раз Он на­прав­ля­ет­ся в до­ста­точ­но от­да­лен­ный го­род Эфра­им к се­ве­ро-во­сто­ку от Иеру­са­ли­ма. Из Эфраи­ма, пе­рей­дя Иор­дан, Гос­подь сно­ва на­прав­ля­ет­ся в За­и­ор­да­нье. Там Он со­вер­ша­ет мно­гие слав­ные Свои де­я­ния и про­из­но­сит важ­ные по­уче­ния. Об од­ном из та­ких эпи­зо­дов по­вест­ву­ет еван­ге­лист Марк:
«При­но­си­ли к Нему де­тей, чтобы Он при­кос­нул­ся к ним; уче­ни­ки же не до­пус­ка­ли при­но­ся­щих. Уви­дев то, Иисус воз­не­го­до­вал и ска­зал им: пу­сти­те де­тей при­хо­дить ко Мне и не пре­пят­ствуй­те им; ибо та­ко­вых есть Цар­ствие Бо­жие. Ис­тин­но го­во­рю вам: кто не при­мет Цар­ствия Бо­жия, как ди­тя, тот не вой­дет в него. И, об­няв их, воз­ло­жил ру­ки на них и бла­го­сло­вил их» (Мк. 10. 13-16).

Рас­суж­дая о пу­тях Бо­го­по­зна­ния, мы уяс­ни­ли, что хо­тя ве­ра на­чи­на­ет­ся в уме, но при­над­ле­жит она серд­цу и Бог вос­при­ни­ма­ет­ся и по­зна­ет­ся не столь­ко ра­зу­мом, сколь­ко на­ши­ми ду­шев­ны­ми си­ла­ми.

В За­по­ве­дях Бла­женств Спа­си­тель име­ну­ет бла­жен­ны­ми «чи­стых серд­цем», по­то­му что они уви­дят Бо­га. Дру­ги­ми сло­ва­ми, для то­го, чтобы узреть Бо­га, чтобы по­чув­ство­вать Его в сво­ем серд­це и ощу­тить Его бли­зость, нуж­но иметь со­от­вет­ству­ю­щее со­сто­я­ние ду­ши. Кто из лю­дей в наи­боль­шей сте­пе­ни об­ла­да­ет чи­сто­той серд­ца? Преж­де все­го де­ти. Их нрав­ствен­ная при­ро­да близ­ка Бо­гу тем, что не отяг­че­на удру­ча­ю­щи­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми и угры­зе­ни­я­ми со­ве­сти о со­де­ян­ных злых де­лах, горь­ки­ми со­жа­ле­ни­я­ми об ошиб­ках и по­ро­ках.

Чув­ство­ва­ния ре­бен­ка чи­сты и не по­дав­ля­ют­ся мо­гу­ще­ством ин­стинк­тив­но­го на­ча­ла, а по­то­му и вос­при­я­тие сверх­чув­ствен­но­го ми­ра про­ис­хо­дит в про­сто­те и невин­но­сти серд­ца, без по­мех со сто­ро­ны ка­ких-ли­бо ви­ди­мых и неви­ди­мых пре­град и сре­до­сте­ний, ко­то­рые во мно­же­стве при­сут­ству­ют в со­зна­нии взрос­лых лю­дей. Имен­но бла­го­да­ря этой чи­сто­те серд­ца ре­ли­ги­оз­ное пе­ре­жи­ва­ние ре­бен­ка от­ли­ча­ет­ся осо­бен­ной яр­ко­стью и зна­чи­тель­но­стью. Тот, кто сыз­маль­ства вос­пи­ты­вал­ся в ве­ре, хо­ро­шо зна­ет, что опыт мо­лит­вы, об­ще­ния с Бо­гом в дет­ские го­ды бы­ва­ет на­столь­ко впе­чат­ля­ю­щим, что не из­гла­жи­ва­ет­ся во всю по­сле­ду­ю­щую жизнь. Имен­но по­это­му ре­ли­ги­оз­ное вос­пи­та­ние долж­но на­чи­нать­ся от мла­дых ног­тей, и го­ни­те­ли Церк­ви Хри­сто­вой во вре­ме­на бо­го­бор­че­ства, ка­те­го­ри­че­ски за­пре­щав­шие вся­кое ре­ли­ги­оз­ное вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние, это учи­ты­ва­ли. Не раз­ре­ша­лось не толь­ко обу­че­ние де­тей ос­но­вам ре­ли­гии, но да­же уча­стие их в бо­го­слу­же­нии до до­сти­же­ния во­сем­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та.

Как се­го­дня в на­шей стране от­но­сят­ся к ре­ли­ги­оз­но­му вос­пи­та­нию и об­ра­зо­ва­нию де­тей? Всем оче­вид­но, что на­род и об­ще­ство ныне пре­бы­ва­ют в глу­бо­ком нрав­ствен­ном кри­зи­се. В про­грам­мах прак­ти­че­ски всех пар­тий и об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ских дви­же­ний, пре­тен­ду­ю­щих на власть в го­су­дар­стве, мы обя­за­тель­но най­дем те­зи­сы о необ­хо­ди­мо­сти воз­рож­де­ния нрав­ствен­но­сти и ду­хов­но­сти. И дей­стви­тель­но, кри­зис, охва­тив­ший на­ше об­ще­ство, име­ет осо­бый ха­рак­тер. Это кри­зис не ка­ких-то от­дель­ных сфер жиз­ни: по­ли­ти­че­ской, эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной, на­уч­ной, куль­тур­ной — но кри­зис все­объ­ем­лю­щий, си­стем­ный. Его то­таль­ность по­ра­жа­ет во­об­ра­же­ние, и имен­но она ука­зы­ва­ет на то, что при опре­де­ле­нии ис­то­ков и при­чин ны­неш­ней си­ту­а­ции речь долж­на ид­ти в первую оче­редь о кри­зи­се че­ло­ве­че­ской лич­но­сти — нрав­ствен­ном кри­зи­се ин­ди­ви­ду­у­ма и мо­раль­ном кри­зи­се об­ще­ства, ибо утра­че­на спо­соб­ность раз­ли­чать меж­ду доб­ром и злом, де­лая вы­бор ис­клю­чи­тель­но в поль­зу добра.

Мно­гие со­глас­ны с тем, что меж­ду нрав­ствен­но­стью и ре­ли­ги­ей су­ще­ству­ет глу­бо­кая и проч­ная внут­рен­няя связь, при­ро­ду ко­то­рой за­ме­ча­тель­но вы­ра­зил Ф.М. До­сто­ев­ский: «Ес­ли Бо­га нет, то все доз­во­ле­но». Лю­ди не столь­ко осо­знан­но, сколь­ко ин­ту­и­тив­но чув­ству­ют и ис­по­ве­ду­ют это жи­вое вза­и­мо­дей­ствие меж­ду ре­ли­ги­оз­ны­ми убеж­де­ни­я­ми, стра­хом Бо­жи­им и нрав­ствен­ным со­сто­я­ни­ем лич­но­сти и об­ще­ства. Ка­за­лось бы, в ка­че­стве пер­во­оче­ред­ной ме­ры мо­раль­но­го оздо­ров­ле­ния об­ще­ства сле­до­ва­ло бы преж­де все­го от­крыть ши­ро­кие воз­мож­но­сти для ре­ли­ги­оз­но­го вос­пи­та­ния де­тей, чтобы выз­во­лить под­рас­та­ю­щее по­ко­ле­ние из тря­си­ны ду­хов­но-нрав­ствен­ной де­гра­да­ции. На сло­вах все с этим со­глас­ны, да и дей­ству­ю­щее за­ко­но­да­тель­ство поз­во­ля­ет фа­куль­та­тив­но пре­по­да­вать ос­но­вы ре­ли­гии в учеб­ных за­ве­де­ни­ях. Но во мно­гих ли шко­лах мы об­на­ру­жим в учеб­ном рас­пи­са­нии уро­ки хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти и куль­ту­ры? В боль­шин­стве школ по­ка, к со­жа­ле­нию, ни­че­го по­доб­но­го нет.

Это вы­зва­но тем, что мно­гие чи­нов­ни­ки весь­ма свое­об­раз­но тол­ку­ют упо­мя­ну­тое по­ло­же­ние За­ко­на о сво­бо­де со­ве­сти: фа­куль­та­тив­ные за­ня­тия по­ни­ма­ют­ся ими как необя­за­тель­ные. Ис­хо­дя из это­го ре­ли­ги­оз­ное об­ра­зо­ва­ние и вос­пи­та­ние ока­зы­ва­ет­ся вне сет­ки учеб­ных ча­сов, за рам­ка­ми рас­пи­са­ния уро­ков. Есте­ствен­но ожи­дать, что ма­ло кто из де­тей, утом­лен­ных дол­ги­ми ча­са­ми пре­бы­ва­ния в шко­ле, при­дет на та­кие фа­куль­та­тив­ные за­ня­тия.

На са­мом же де­ле фа­куль­та­тив озна­ча­ет, что уча­щий­ся име­ет пра­во на вы­бор тех или иных дис­ци­плин по соб­ствен­но­му усмот­ре­нию. Как ви­дим, из это­го во­все не сле­ду­ет, что фа­куль­та­тив­ные за­ня­тия долж­ны быть вы­не­се­ны за пре­де­лы ста­ци­о­нар­но­го рас­пи­са­ния уро­ков. На­при­мер, в си­сте­ме об­ра­зо­ва­ния, при­ня­той во мно­гих стра­нах ми­ра, боль­шин­ство пред­ме­тов яв­ля­ет­ся как раз фа­куль­та­ти­ва­ми, но, вы­би­рая те или иные из них, уче­ник изу­ча­ет фа­куль­та­тив­ные пред­ме­ты на­равне с обя­за­тель­ны­ми и в рам­ках об­ще­го для тех и дру­гих рас­пи­са­ния уро­ков.

Су­ще­ству­ет так­же по­верх­ност­ное, но рас­про­стра­нен­ное мне­ние, со­глас­но ко­то­ро­му свя­щен­но­слу­жи­те­лей не сле­ду­ет до­пус­кать в шко­лу, ибо это яко­бы про­ти­во­ре­чит прин­ци­пу сво­бо­ды со­ве­сти. Сто­рон­ни­ки этой точ­ки зре­ния вы­дви­га­ют ар­гу­мент не без при­вку­са де­ма­го­гии: ес­ли до­пу­стить в шко­лу пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков, то то­гда нуж­но сде­лать то же са­мое в от­но­ше­нии дру­гих ре­ли­гий, кон­фес­сий, де­но­ми­на­ций и сект, ина­че бу­дут на­ру­ше­ны их кон­сти­ту­ци­он­ные пра­ва. Это лу­ка­вая по­зи­ция и ли­це­мер­ный ар­гу­мент.

Дей­стви­тель­но, прин­цип сво­бо­ды со­ве­сти яв­ля­ет­ся фун­да­мен­таль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным по­ло­же­ни­ем, ко­то­рое ни­как нель­зя на­ру­шать хо­тя бы по той про­стой при­чине, что со­глас­но на­шей пра­во­слав­ной по­го­вор­ке «неволь­ник — не бо­го­моль­ник». Ни­ко­го си­лой при­нуж­де­ния ве­рить в Бо­га не за­ста­вишь. Од­на­ко ес­ли в клас­се пять­де­сят, семь­де­сят, во­семь­де­сят про­цен­тов де­тей кре­ще­ны в Пра­во­слав­ной ве­ре, то по­че­му же к ним не мо­жет прий­ти пра­во­слав­ный свя­щен­ник? Ес­ли же в клас­се име­ет­ся до­ста­точ­ное чис­ло му­суль­ман или лиц, при­над­ле­жа­щих к дру­гим ре­ли­ги­ям и кон­фес­си­ям, то они так­же име­ют пра­во на ре­ли­ги­оз­ное об­ра­зо­ва­ние. К ним долж­ны об­ра­щать­ся их пас­ты­ри. При этом недо­пу­сти­мо, чтобы к клас­су или к груп­пе уча­щих­ся об­ра­щал­ся про­по­вед­ник, при­над­ле­жа­щий к кон­фес­сии, по­сле­до­ва­те­ли ко­то­рой сре­ди уча­щих­ся от­сут­ству­ют или со­став­ля­ют незна­чи­тель­ное мень­шин­ство. Шко­ла не мо­жет и не долж­на пре­вра­тить­ся в аре­ну со­рев­но­ва­тель­ной мис­сии и про­зе­ли­тиз­ма.

Де­лом огром­ной важ­но­сти яв­ля­ет­ся со­пря­же­ние в ин­те­ре­сах го­су­дар­ства, об­ще­ства и че­ло­ве­ка прин­ци­па сво­бо­ды со­ве­сти с необ­хо­ди­мо­стью ре­ли­ги­оз­но­го вос­пи­та­ния де­тей и мо­ло­де­жи но­вой Рос­сии.

При­шла по­ра по­нять, что вре­ме­на про­из­воль­ной идео­ло­ги­за­ции и по­ли­ти­за­ции юри­ди­че­ских норм оста­лись в про­шлом. Мы, как на­род и как об­ще­ство, при­зва­ны к осо­зна­нию той ис­ти­ны, что вы­ход из пе­ре­жи­ва­е­мо­го на­ми кри­зи­са воз­мо­жен толь­ко на пу­тях воз­рож­де­ния че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, ис­це­ле­ния и вос­ста­нов­ле­ния ее нрав­ствен­но­го на­ча­ла.

И очень важ­но, чтобы каж­дый из нас не толь­ко на сло­вах де­кла­ри­ро­вал та­кое по­ни­ма­ние про­бле­мы, но и де­лал то, что от него за­ви­сит, для ее ре­ше­ния. «Пу­сти­те де­тей при­хо­дить ко Мне и не пре­пят­ствуй­те им, ибо та­ко­вых есть Цар­ствие Бо­жие», — го­во­рит Хри­стос, слов­но об­ра­ща­ясь се­го­дня имен­но к тем, кто, при­бе­гая к лу­ка­вым и на­ду­ман­ным пред­ло­гам, пы­та­ет­ся по­ме­шать на­шим де­тям прий­ти к Бо­гу и об­ре­сти ве­ру.

Гре­че­ское сло­во «пе­да­гог» по-рус­ски озна­ча­ет «че­ло­век, ве­ду­щий де­тей», «де­то­во­ди­тель». Быть де­то­во­ди­те­лем ко Хри­сту — ве­ли­кое при­зва­ние пра­во­слав­но­го пе­да­го­га в совре­мен­ной рос­сий­ской шко­ле.

Иисус и дети

Седмица 29-я по Пятидесятнице

Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Мк. 10: 11-16

В первой части сегодняшнего Евангелия звучит продолжение темы о разводе. Блаженный Августин объясняет слова Иисуса так: «образованный в вере знает, что брак создан Богом, и потому союз от Бога, а развод от дьявола. Тем не менее в случае прелюбодеяния следует развестись с женой, поскольку она не захотела быть таковою, не сохранив супружеской верности».

За словами Иисуса о разводе следует эпизод с благословением детей. Иисус говорит: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Дитя в данном случае исполняет роль, сходную с ролью центрального персонажа той или иной притчи: его следует воспринимать не буквально, а метафорически – как переносящее слушателя в иную систему координат, где маленькое и ничтожное по земным меркам оказывается большим и значимым по меркам Царства Небесного.

Образ ребенка показывает и то, какой должна быть наша вера. По словам преподобного Максима Грека, Господь желает, чтобы мы принимали Царство Божие так, как «незлобивые дети без рассуждения принимают наставления своих учителей, благодаря вере и покорности наставникам достигая совершенного знания Священных писаний и словесных наук. Так следует и нам прилежно держаться данных нам Самим Спасителем нашим, и святыми его учениками, и апостолами, и вселенскими соборами догматов и завещаний и отнюдь ничего к ним не прибавлять и не убавлять по правильному установлению богоносных отцов наших, святыми молитвами которых да сподобимся получить удел спасаемых».

Евангелист Марк говорит, что Иисус «вознегодовал», когда детей не подпускали к Нему. Кто-то может считать, что само понятие гнева неприменимо к Богочеловеку Христу, но, во всяком случае, автор одного из четырех канонических Евангелий так не считал. Вполне искреннее и благочестивое желание представить Иисуса абсолютно непричастным какой бы то ни было человеческой страсти заставляет вычитывать в строках евангельского повествования (а точнее, между строк) то, чего в них нет. Но если мы хотим приблизиться к образу исторического Иисуса, самый надежный способ – держаться как можно ближе к евангельскому тексту и не пытаться между строк вычитать противоположное тому, что в нем говорится.

Узнать больше Вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

Будьте как дети

Роберт Дункан. «Добрый дедушка-снеговик». 1952.

Господь в Евангелии неоднократно призывает каждого человека уподобиться ребенку. Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14).

Каждый человек растет, развивается, становится взрослее. И это не только реальность нашего времени. Даже до грехопадения человек был призван возрастать в любви Божией, развивать свои способности. Так, он познавал творение Божие, нарекал имена животным (см.: Быт. 2: 20). По мысли святителя Василия Великого, древо познания добра и зла «было дано для того, что нужна была заповедь для нашего послушания». То есть и в раю человек воспитывался, развивался.

Так же и мы, взрослея, призваны становиться лучше, возрастать физически и духовно. Мы должны овладевать своими способностями и развивать дары Божии. Неужели вопреки этому Господь говорит: «Будьте как дети» – неумелые, неразвитые, беспомощные? Интуитивно мы с вами понимаем, что Он имеет в виду. Каждый, видя ребенка, чувствует, что мы потеряли, взрослея, в чем дети действительно лучше нас. Давайте постараемся немного разобраться в том, что же Христос так ценил в детях.

В раннем возрасте дети еще сохраняют поразительную целостность ума, сердца и воли. Им чужды такие качества взрослого человека, как двоедушие, лукавство, лицемерие. Гармония в душе ребенка позволяет видеть гармонию и вокруг себя. Получается, что это и есть то подлинное Царство Божие, которое находится «внутри нас» (Лк. 17: 21).

Детям свойственна простота, непосредственность, особая реалистичность души. Мир фантазии и мир реальности зачастую не имеют четких границ. Осваивая окружающий мир, они тут же творят что-то новое, воспринимая свою фантазию ничуть не менее реально, чем мир вокруг. Это же касается и времени. Вспомните, как долго ребенок осваивает наши привычные временные категории. Он уже хорошо говорит, многое знает и помнит, но, например, «вчера» и «год назад» для него одно и то же, прошлое живет в настоящем, а настоящее довлеет над будущим. Можно сказать, что это образ будущей жизни в вечности.

Мы, получив многие знания и опыт, теряем прямую связь сердца с Богом, свойственную детям

Дети по природе своей открыты, общительны. Они впитывают в себя новые знания, а сердце их открыто для слова Божиего, добра, света. Христос, видя, как дети тянутся к Нему, внимают духом любви и чистотой сердца, в Своей молитве к Отцу Небесному говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25). Мы, обладая многими знаниями, разумом и опытом, теряем прямую связь сердца с Богом.

Доверчивость и благорасположенность к людям. Детям не свойственна неприязнь, злоба, вражда, ненависть к кому-либо. «На злое будьте младенцами» (1 Кор. 14: 20), – говорит апостол Павел, имея в виду то, как дети зачастую даже не видят зла вокруг, а если и чувствуют злое против себя, то очень быстро забывают и прощают обидчиков. Действительно, подобное познается подобным. Ребенок, по свойствам своим не знающий зла, не будет видеть этого зла и вокруг. Родитель, с гневом наказывающий своего ребенка, еще долго будет чувствовать тяжесть в своем сердце – последствие совершенного им греха. Ребенок же, быстро простив, снова бежит к родителю с полным любви сердцем. Все доброе, чистое вызывает у ребенка доверие и притяжение.

Вера для детей естественна, она является опытной частью их жизни. Наоборот, им несвойственны сомнения, колебания, лукавые мудрования и самооправдания. Их вера безотчетная и при этом искренняя. Ребенок с любой бедой бежит к маме, зная, что она поможет всегда. Эта вера в безусловную любовь и помощь распространяется и на жизнь духовную, естественная для ребенка вера в Бога формируется на опыте любви и доверии родителям. Дети верят в слова взрослых, для них эти слова то же, что и дела их. Если родители не бросают слов на ветер, а подтверждают разумные слова разумными делами, то обретают авторитет в глазах детей, полное доверие и сердечную дружбу. Вера детей во взрослых, вера последних в детей ведут к глубокой, искренней и естественной вере в Бога.

Ребенок обладает естественным смирением. Взрослея, мы отступаем от этой спасительной добродетели

Когда ученики спросили Христа: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное… Кто умалится , как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 1–4). Ребенок от рождения «умален», он обладает естественным смирением, скромностью. Взрослея, мы теряем эту спасительную добродетель и взращиваем в себе гордость, честолюбие, тщеславие. Мы уже считаем себя если и не лучше всех, то уж точно не хуже. Причем часто мы с раннего детства воспитываем в своих детях стремление быть лучше других.

Получается, что ребенок от рождения уже обладает многими качествами для жизни в Царстве Божием, но по мере взросления они ослабевают, теряются или даже заменяются противоположными страстями. Во многом этому способствуют те примеры, которые окружают растущего ребенка. Мы формируем себе подобных людей. Не имея подлинной духовной жизни, заботясь прежде всего о ценностях «мира сего», способствуем скорому отходу наших детей от их еще мало испорченной природы.

Существует путь избранных еще от чрева матери, примеры которых мы видим в житиях святых, угодивших Богу своей святой жизнью от младенчества. Однако для нас с вами Господь предлагает второй путь – путь возвращения к смиренному детскому духу: духу веры, любви, скромности, чистоты и безграничного упования на Бога.

Инфантилы и Царствие Небесное

Есть в современной публицистике такое любопытное мнение: христианство — религия, формирующая в человеке инфантилизм, то есть нежелание брать на себя ответственность за свою судьбу, отсутствие продуманных планов на будущее, стремление во всем полагаться не на свой разум, а на какие-то внешние авторитеты — духовника, Библию, наставления святых отцов. Соответственно этой логике, христианским идеалом человека является малолетний ребенок — беспомощный, полностью зависящий от старших и по этой причине послушный и кроткий. И чем более похож взрослый христианин на такого безвольного карапуза, тем ближе он к спасению и святости.

При этом сторонники подобного взгляда на христианство отнюдь не голословны в своих суждениях, и ссылаются на вполне конкретные места в Евангелии:

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф 18:3).

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне… (Мф 6:34).

…Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф 11:25).

Так, может быть, действительно христианство призывает человека уподобиться младенцу, не способному хоть как-то организовывать свою жизнь даже на ближайшее будущее, решать что-либо и отвечать за свои решения?

Самый простой способ разобраться во всем этом — взять в руки Евангелие и посмотреть, из какого же контекста взяты упомянутые выше фразы.

И кто тут главный?

Материал по теме

Дети за тридцать

Если хотите привести пример до невозможности заезженного слова — смело выбирайте «инфантилизм». Из-за замусоленности термина так и хочется добавить — проблема надумана. Ан нет…

«Будьте как дети» — эти слова сегодня известны не только знатокам Библии, но и любому культурному человеку. Именно они чаще всего служат причиной обвинений христианства в проповеди инфантилизма. Однако в евангельском тексте Христос говорит их несколько иначе: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф 18:3). Здесь есть очень важное слово — обратитесь, то есть — откажетесь, обернетесь, вернетесь к тому, от чего удалились. Так от чего же Христос призывал апостолов отказаться и к чему вернуться, когда поставил перед ними младенца как живой пример и укор своим ученикам?

Тут нужно некоторое пояснение. Дело в том, что ожидание Мессии носило у иудеев очень специфический характер. В их представлении это был могучий вождь, воин и царь, победитель всех врагов своего народа. Именно поэтому многие из них так и не смогли увидеть в Христе Мессию, несмотря на множество чудес и исцелений, которые Он совершил перед ними. Странствующий Учитель был слишком уж непохож на ожидаемого ими грозного и непобедимого царя.

Апостолы в этом смысле оказались куда более духовно чуткими, нежели большинство их соплеменников. Они признали Мессию в Иисусе из Назарета. Но так же, как все иудеи, они видели в Нем будущего земного правителя, который, придя к власти, сделает Израиль самой сильной и богатой страной на земле. Мессия-царь должен был, по их представлениям, подчинить себе все народы мира. Все многочисленные притчи и объяснения Христа о том, что Царство Его — не от мира сего, не смогли переубедить апостолов. До самого Вознесения Его они были уверены, что Господь в конце концов все-таки станет земным царем Израиля. Себя же ученики Христа видели Его ближайшими помощниками и соправителями и даже спорили о том, кто из них будет главнее в новом правительстве Израильского царства.

И вот, когда они едва не поссорились из-за дележки «портфелей» и впрямую спросили Христа — кто из них будет наиболее высоким по должности в будущем царстве, Он поставил перед ними маленького мальчика. И сказал те самые слова, смысл которых можно свести к следующему: если не прекратите свои карьерные фантазии и не станете такими же, как это дитя, то вообще никогда не войдете в это Царство. Это был призыв одуматься, но никак не призыв стать бездумными младенцами.

Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет это место Евангелия так: «Видя, что учениками овладевает страсть честолюбия, Господь удерживает их, показывая им чрез скромное дитя путь смирения. Ибо нам должно быть детьми по смирению духа, но не по детству мышления, по незлобию, но не по неразумию. Говоря: если не обратитесь, показал, что от смиренномудрия они перешли к честолюбию. Итак, дóлжно возвратиться опять туда, то есть к смиренномудрию, от которого вы уклонились».

Стрекоза все не так поняла

Одной из главных черт характера инфантильного человека является безответственность, нежелание брать на себя какие-либо обязательства, попечение, заботу. Поэтому оборотной стороной безответственности без всяких натяжек можно считать беззаботность. Образчик такого инфантилизма всем хорошо известен по знаменитой басне Крылова «Стрекоза и Муравей», где несчастная стрекоза все лето беззаботно развлекалась с приятелями вместо того, чтобы делать себе запасы на зиму, и вынуждена была потом отправиться за гуманитарной помощью к хозяйственному муравью. Финал этой печальной истории негативно характеризует обоих персонажей басни. Но если муравей неприятен своей прижимистостью и полным отсутствием сострадания к замерзающей и голодной родственнице, то стрекоза тут вызывает недоумение именно своей беспечностью, полным неумением и нежеланием позаботиться о завтрашнем дне.

Когда читаешь в Евангелии слова Христа, где он призывает учеников не заботиться о завтрашнем дне, о пище, об одежде, на ум невольно приходит образ непутевой стрекозы с ее инфантильными жизненными установками. В самом деле, как еще можно понять слова не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф 6:25)? Разве не такая же беззаботность привела попрыгунью-стрекозу к тому плачевному состоянию, в котором ее представил нам баснописец?

Здесь также необходимо пояснение. В русском языке слово «заботьтесь» имеет преимущественно положительный смысл, поэтому отказ от заботы сразу же воспринимается как некое легкомыслие и безответственность. Но в греческом оригинале Евангелия здесь стоит куда более многозначное слово «меримнао», которое можно перевести не только как «забота», но и как «тревога», «огорчение», и даже — «душевная раздвоенность». Если прочесть слова Христа, имея в виду все эти значения, то смысл сказанного сразу же проясняется: не терзайтесь, не мучайте себя, не отравляйте себе жизнь тревожными мыслями о своем будущем. Бог не оставляет без попечения любое живое существо, и вы тоже получите от Него все необходимое для жизни. Поэтому освободите свой ум и свое сердце для главного — научитесь жить на Земле так, как замыслил вас на ней Создатель. Исполняйте Его заповеди, ищите прежде всего Божьей правды, стремитесь жить по ней. А все остальное сможете заработать себе, не терзая себя заботами о завтрашнем дне, ведь и сегодняшний хлеб достается вам в поте лица. Поэтому трудитесь сегодня, но не рвите себе душу тяжкими мыслями о будущем, освободите ее для общения с Богом. Вот как пишет об этом блаженный Феофилакт: «Под заботой дня Господь разумеет сокрушение и грусть. Достаточно для тебя, что ты сокрушался о нынешнем дне. Если же станешь заботиться и о завтрашнем, то, непрерывно заботясь о себе самом из-за телесного, когда будешь иметь досуг для Бога?»

Больно умные

Еще одно место в Евангелии, которое может быть расценено как похвала младенческому бездумью: …Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф 11:25).

Эта фраза переворачивает все привычные представления о ценности опыта, образованности да и просто разума как такового. Зачем все это нужно, если Бог открывает Себя только детям, которые в силу возраста не способны даже отличить правой руки от левой? И неужели человек, желающий стать христианином, в соответствии с этой фразой непременно должен «опроститься дозела», стремясь максимально походить на несмышленого младенца?

Чтобы разобраться в этом, нужно прежде всего выяснить, о какой мудрости и разумности в данном случае идет речь. Этой фразой Христос заканчивает обличительную речь в адрес фарисеев, которые отвергли сначала Иоанна Крестителя, а потом — и Его Самого, объяснив свою позицию столь парадоксально, что иначе чем «премудростью» ее и назвать нельзя:

Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

Нетрудно убедиться, что слово «премудрость» здесь употреблено Иисусом в ироничном смысле, и в современной орфографии может быть написано не иначе как в кавычках. А вот в инфантильности Господь упрекает тут как раз «премудрых» фарисеев, в своем детском упрямстве не пожелавших принять ни высочайшего из пророков — Иоанна Предтечу, ни Самого воплотившегося Бога.

Младенцами же в этой фразе названы апостолы — обыкновенные галилейские рыбаки, конечно, не обладавшие тем уровнем богословских знаний, который был у фарисеев. Однако это не помешало им оставить свои лодки и сети, пойти за Христом и стать основой новозаветной Церкви.

Но что же случилось с фарисеями? Почему они, благочестивые и начитанные в Писании, будучи ревнителями Закона, вдруг оказались неспособными увидеть то, что было очевидно даже простым рыбакам? Причиной этого духовного ослепления стала отнюдь не образованность фарисеев, но чрезмерное упование на нее. Разум и знания — великое благо, но горе от ума тому, для кого они заслоняют собой Бога. Блаженный Феофилакт пишет: «Бог скрыл тайны от кажущихся мудрыми не потому, что завидовал или был причиною их невежества, но потому, что они были недостойны, так как считали себя мудрыми. Кто считает себя мудрым и полагается на свой собственный разум, тот не призывает Бога».

Без нас не получится

Так какими же качествами должен обладать человек, наследующий Царство Божие? Если исходить из рассмотренных выше фрагментов Евангелия, получится примерно следующий психологический портрет: это человек, не стремящийся к власти над окружающими, честно зарабатывающий свое пропитание и уверенно смотрящий в завтрашний день, способный на критичное отношение к себе, и, самое главное — призывающий Бога, готовый жить по Его правде. Наверное, это и в самом деле не очень типичный образ, но в инфантильности такого человека упрекнуть вряд ли возможно. Хотя некоторая беззаботность в нем все же прослеживается. Но объясняется она вовсе не безответственностью, свойственной инфантильным людям. Просто такой человек знает, что Бог его любит, и поэтому доверяется Богу, просит Его о помощи, полагается на Него и благодарит за полученные блага. Но в то же время он всегда помнит, что и сам тоже должен поучаствовать в собственном спасении. Уповая на Бога, он изо всех сил старается жить по Его заповедям. Потому что, как сказал блаженный Августин, — Бог спасает нас не без нас.

15 мест Писания для матерей

«А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Луки 2:19).

Есть одна очень забавная вещь в материнстве. Это довольно распространено, и при этом оно остаётся одним из наиболее святых и удивительных чудес в этом мире. Стереотип «мамы» обычно выглядит как «мягкая, нежная и ласковая». Это картина самой дорогой в нашем детстве женщины, которую нравится рисовать этому миру. Но мамам виднее. В действительности Бог создал нас сильными и неутомимыми воинами. Наши битвы — физические, эмоциональные и духовные. И часто мы сражаемся в них в одиночку.
Хотя героиня нашей истории сильна и прекрасна, она несёт на своих плечах большое скрытое бремя. Я ежедневно контактирую с тысячами женщин, и связующая нить между всеми ними, которая открывается мне, — это одиночество. Они истощают ради других все свои ресурсы и редко останавливаются, чтобы восполнить их. К счастью, мы служим Богу, который является источником воды живой (Иоанна 4:14), потому мы никогда не остаёмся полностью сухими.
Как последовательницам Христа и дочерям Всевышнего Бога женщинам нужно налаживать отношения с Небесным Отцом ежедневно (возможно, ежеминутно?). Чем больше Его истины входит в наш дух, тем более полной жизнью мы живём, тем с большей любовью мы будем служить, и тем ярче наш свет будет светить окружающим нас людям (Матфея 5:16).
Когда Отец раскрывал Иисуса всё больше и больше для Его матери Марии, она внимательно помнила всё, что было показано ей, и держала это в своём сердце. Мария вспоминала эти небольшие откровения и ободрения, живя своей обыденной жизнью как мать Иисуса, и они давали ей надежду на то, что должно было совершиться.
«А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Луки 2:19). Подобно этому, и вы, мамы, должны брать обетования Божьи и хранить их, как сокровище, размышлять о них ежедневно, чтобы быть готовыми и наполненными истиной в те дни, когда нам это особенно нужно.
Вот 15 важных мест Писания, которые каждая мама должна хранить в своём сердце. Пускай они наставляют и ободряют вас на вашем пути веры (1 Петра 1:13) и в вашем служении в этой жизни.

  1. Исаия 40:11: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных». Матери занимают особое место в сердце Бога. Он даёт нам дополнительную помощь и заботу. Он не только лично заботится о наших детях, когда нам нужна помощь, но Он верен в обещании вести нас до тех пор, пока мы готовы следовать за Ним.
    Помните об этом, когда вам кажется, что вы несёте на своих плечах бремя всего мира. Есть Тот, Кто больше, и Он осветит вам путь, если вы взыщете Его.
  2. Исаия 66:13: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас».
    Когда вам кажется, что вы — единственная, кто заботится об эмоциональных потребностях вашей семьи, и никто не заботится о вас самой, помните, что Сам Бог утешит вас. Он способен удовлетворить ваши самые важные потребности и заполнить то, что не могут другие.
  3. Псалом 126:3-5: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах».
    Иногда материнство может быть практически неподъёмной ношей. Когда дни длинные, а наше терпение короткое, мы можем обнадёживать себя знанием того, что наши дети — это действительно подарок от Бога.
    Хотя это может казаться и недостижимым, наши дети заставят нас радоваться и гордиться ими, если мы будем верны в их воспитании. Будьте благодарны, даже в тяжёлые периоды, потому что есть женщины, которые отдали бы всё на свете за то, чтобы обменять свои пустые руки на наши испытания.
  4. Притчи 22:6: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится».
    Это очень обнадёживает мам, чьи дети оказались в плохой ситуации. Мы можем быть уверены, что если мы растим своих детей, уча их ходить путями Господа, они могут переживать периоды бунта (Господь знает, что и мы это делаем), но Господь верен и обратит их сердца к Нему. Когда наши дети состарятся, они не отойдут от Небесного Отца.
  5. Псалом 45:11: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог».
    Как бы мы того не хотели, мы просто не можем контролировать абсолютно всё — включая, иногда, и наших детей. У нас есть тенденция делать, исправлять и помогать, тогда как наилучшее, что мы можем сделать, это «остановиться». Давайте отдадим наших детей Богу в молитве, прося Его о Его вмешательстве и Его мудрости, и позволим Ему быть их Богом.
  6. Бытие 21:19: «И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою , и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока».
    Одинокие мамочки, это для вас. После того, как Авраам отослал Агарь с её сыном Измаилом, она взывала к Богу и Он ответил ей. Он обеспечил её и её сына. Вы никогда, никогда, никогда не одиноки. Бог проявляет особый интерес к вам и вашим обстоятельствам. Взывайте к Нему, ищите Его, и будьте зависимы от Него. Он превратит в украшения ваш пепел.
  7. Притчи 3:5: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой».
    У мам всегда невероятные инстинкты, но они не превзошли мудрость Бога. Мы должны искать Его ежедневно, чтобы наши «инстинкты» прославляли Его и были исполнены Его мудрости.
  8. Иоанна 16:22: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас».
    Каждая мама переживает печальные периоды и многие мамы сталкиваются с горем. Божья воля в том, чтобы эта печаль не длилась вечно. Она может длиться какое-то время, но потом снова вернётся радость. Держитесь за это обетование, пребывайте перед престолом Божьим во время скорби и получайте исцеление и утешение от Него.
  9. Исаия 41:13: «Ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе».
    Бывают моменты, когда матерям приходится сражаться со страхами и беспокойством всеми фибрами своего естества. Боритесь за правое дело, мамы. Не сдавайтесь духу страха (2 Тимофею 1:7). Бог поможет вам и направит вас в безопасное место. Не волнуйтесь, но ищите вместо этого мир в Духе Святом.
  10. Исаия 30:18: «И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!»
    В разгар самых сложных наших дней, нашего одиночества и наших сражений мы должны помнить, что Бог сострадает нам. Он видит каждую деталь, каждую жертву, каждое бремя, каждую попытку, и Он хочет явить нам свою доброту. Мы можем продолжать свой путь, зная, что Он вознаградит нас, если мы будем спокойны и будем верить, что Он придёт за нами.
  11. Иакова 3:17: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».
    Иногда у нас как у мам просто нет ответов. Это могут быть ужасные моменты, если мы зависим только от собственных ресурсов, пытаясь разрешить возникшую перед нами дилемму. Какое же облегчение в том, что мы можем попросить мудрости с небес у Создателя Вселенной, и Он обязательно покажет нам решение.
  12. Псалом 33:19: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет».
    У каждого из нас болит сердце, когда дело касается наших детей, вне зависимости от того, обидели ли они нас, или мы переживаем из-за того, что с ними случилось. Нам не нужно справляться с этой печалью самостоятельно. Бог близок к нам в такие моменты, и мы можем отдать себя в Его руки. Он очень переживает нашу боль и спасает нас, когда мы в поражении. Взыщи Его, мама. Не пытайся нести бремя в одиночку. Позволь своему Небесному Отцу быть рядом и утереть твои слёзы.
  13. Псалом 26:14: «Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа».
    Бывают времена, когда нам, мамам, необходимо ждать. Это может быть очень изнурительно и у нас обычно есть целый список дел, которые бы мы сделали, но нет лучшей инвестиции для нашего времени, чем ожидать Господа. Его планы и Его цели имеют наивысший приоритет.
  14. Филиппийцам 4:6-7: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
    Молитва — наилучший друг мамы. Ведите битвы, приходящие с материнством, на коленях, а не с кулаками или на устах. В любой ситуации отложите беспокойство и прежде всего ищите Господа. И к вам придет благословение мира, который вы не можете получить никаким другим путём.
  15. Галатам 6:9: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем».
    Мамочки, не сдавайтесь! Когда вы устали и ваши попытки кажутся бесплодными, помните, что урожай впереди. Просите Господа обновить ваши силы, двигайтесь дальше, и вы сами удивитесь, что у Господа припасено для вас. Оно должно быть невероятно прекрасным.
    Мамы, вы не одиноки, хотя время от времени вы чувствуете себя именно так. Ваш Небесный Отец всегда так близко (Псалмы 144:18), и есть в буквальном смысле тысячи других женщин, сталкивающихся с такими же испытаниями, страхами, болью именно в этот момент. Не позволяйте врагу изолировать вас с помощью ваших проблем.

Принимайте истину в своё сердце через Слово Божье, знайте, что вы драгоценны и незаменимы, ободряйте друг друга и молитесь друг за друга ежедневно, потому что у нас одно из самых важных призваний.
>Библия о детях и родителях

III. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

1. Обязанности родителей по отношению к детям:

А. Давать детям имена (Бытие 21:3 «…и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак», Бытие 29:31-32 «Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой», Бытие 30:23-24 «Она зачала и родила сына, и сказала: снял Бог позор мой. И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына», Матфея 1:25 «Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус»)

Б. Обеспечивать их физические потребности (1Царств 1:22-24 — Анна вскармливала сына) и в том числе оставить им наследство (2Коринфянам 12:14 «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей»)

В. Дать им образование (Второзаконие 6:6-7 «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая»)

Г. Воспитывать детей (Притчи 22:6 «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится»)

Д. Воспитывать детей в Господе (Ефесянам 6:4 «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем»)

Библия представляет отца как главу семьи (Иеремия 35:6 «Но они сказали: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки»», Притчи 6:20 «Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей»); наставника (Притчи 1:8-9 «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей»; Притчи 4:1 «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму»); воспитателя и обличителя (Бытие 37:10 «И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его»; Числа 12:14 «И сказал Господь Моисею: если бы отец ее плюнул ей в лице, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней? «); и в то же время — любящего (Бытие 25:28 «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова»; Бытие 37:4 «И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его»; Бытие 44:20 «Мы сказали господину нашему, что у нас есть отец престарелый, и младший сын, сын старости, которого брат умер, а он остался один матери своей, и отец любит его»), сострадательного и милостивого (Псалтирь 102:13 «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его»), и благословляющего своих домочадцев (Бытие 27:41), радующегося победе и успехам детей (Притчи 10:1 «Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери»; Притчи 15:20 «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою»), и огорчающегося их неудачам (Бытие 37:35 «И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его»).

Мать является воплощением любви и заботы (Бытие 25:28; Притчи 4:3 «Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей»; Исаия 49:15 «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? «; Исаия 66:13 «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас»). В еврейской культуре бесплодная женщина считалась несчастным человеком (1Царств 1:10 — Анна; Бытие 30:23 — Рахиль).

2. ОТЕЦ СЕМЕЙСТВА

А. Ответственен за духовное состояние в семье (Бытие 35:1-7, 1Царств 1:21 «И пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои»)

Б. Ответственен за воспитание детей (Бытие 18:19 «…ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд»; Второзаконие 4:9-10 «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, — о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих»).

В. Удовлетворяет потребности детей (2 Коринфянам 12:14 «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей»; Колоссянам 3:21 «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали»)

Г. Благословляет своих детей (Бытие 27:27-29, 39, 40; Бытие 49:1-28)

Д. Мог женить своих сынов (Бытие 24; Исход 21:9 «…если он обручит её сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей»; Судьи 14:2-3) и дочерей (Бытие 29:16-29; 34:12)

Е. Предупреждение отцам: Не провоцировать детей (Ефесянам 6:4 «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших»)

3. МАТЬ

А. Должна любить детей (3Царств 3:26 «И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его», Исаия 49:15 «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего?»)

Б. Должна поддерживать детей и заботиться о них (Руфь 4:16 «И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях своих, и была ему нянькою», Исаия 66:13 «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас»)

В. Должна защищать и оберегать детей (Исход 2:1-3 «Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца», Евреям 11:23 «Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления»)

Г. Должна заниматься воспитанием детей (Притчи 1:8 «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей», Притчи 31:1-9 «Наставление, которое преподала ему мать его…», Притчи 31:26 «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее»).

Д. Должна передавать свою веру ребенку с раннего детства (2Тимофею 1:5 «…приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе», 2Тимофею 3:14-15 «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса»)

Е. Должна помогать детям (Бытие 27:5-17, 3 Царств 1:1-31 «Спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона», Притчи 31:15-27)

4. Обязанности детей по отношению к родителям:

А. Повиноваться им (Притчи 6:20 «Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей»; Ефесянам 6:1-3 «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле»; Колоссянам 3:20 «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу»).

Б. Слушать и следовать их наставлениям (Притчи 1:8-9 «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей», Притчи 3:1-2 «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе»)

В. Почитать их (Исход 20:12, Левит 19:3 — Пятая заповедь в Законе Божьем).

Г. Уважать их в старости (Притчи 23:22 «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится»)

Д. Заботиться о них (1Тимофею 5:4 «Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу»)

5.

Наказание непокорных детей:
Родители могли наказывать своих детей (Второзаконие 8:5 «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего»; Второзаконие 21:18 «и они наказывали его»; Притчи 13:24 «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его»).

Дети, злословящие родителей, должны были быть преданы смерти (Исход 21:17 «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти»; Левит 20:9 «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем»; Второзаконие 27:16 «Проклят злословящий отца своего или матерь свою! «; Притчи 20:20 «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы»; Матфея 15:4 «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет»)

Неповиновение родителям каралось побиванием камнями (Второзаконие 21:18-21 «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, — то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся»).