В храме Христа спасителя
Содержание
- О сокровищах Храма Христа Спасителя
- Вип-прохода не будет
- Никола на картонке
- Луч света
- На машине времени
- Слово Патриарха
- Риза Господня
- Риза в России
- Прочие сведения
- Примечания
- Ссылки
- Храм Христа Спасителя в Москве
- Храм Христа Спасителя в Москве – из истории
- Храм Христа Спасителя в Москве– архитектура
- Храм Христа Спасителя в Москве – убранство
- Храм Христа Спасителя в Москве – информация для туристов
- ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ
- Риза Богородицы
- Происхождение реликвии
- Чудеса, связанные с реликвией
- Почитание в России
- Риза Пресвятой Богородицы
О сокровищах Храма Христа Спасителя
В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме.
— Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной?
— Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь
Частица Ризы Господней
Второй по значимости святыней я считаю частицу Ризы Пресвятой Богородицы. Она хранится в общем мощевике вместе с другими святынями, и в настоящее время мы делаем для нее особый аналой, который будет расположен у левого клироса, симметрично аналою с частицей Ризы Господ
Частица Ризы Божией Матери
Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням.
Общий мощевик, расположенный слева от главного алтаря собора
Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни.
Гвоздь Креста Господня
— Думаю, если задать вопрос о главной святыне Храма Христа Спасителя москвичам, большинство назовут мощи святителя Филарета, а о частицах Риз и не вспомнят. Как Вы считаете, почему?
— Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя.
Мощи святителя Филарета в Храме Христа спасителя расположены справа от главного алтаря
Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год – в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.
Потом Риза хранилась в запасниках Музеев Московского Кремля.
19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешение дирекции Музеев Кремля мы с крестным ходом обнесли частицу Ризы Господней вокруг храма, и весь этот день она пребывала в Храме Христа Спасителя. Конечно, потом мы вынуждены были отдать ее обратно в музей, и только в 2007 году по просьбе покойного Патриарха Алексия II было принято решение передать ее и некоторые другие святыни, которые также хранились в кремлевских музеях, Русской Православной Церкви.
Нам передали и Ризу Господню, и Ризу Пресвятой Богородицы, а кроме того — гвоздь Креста Господня, мощи святого равноапостольного великого князя Владимира, святого великомученика Феодора Стратилата, великомученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина, Иоанна Крестителя, Василия Великого и главу святителя Григория Богослова.
Святыни были переданы в исторических ковчегах, что, конечно, было некоторым спорным моментом, потому что для музеев эти ковчеги представляли ценность. Но нашлись люди, которые оплатили изготовление копий этих ковчегов, в которые мы и переложили частицы мощей. Таким образом, ковчеги были возвращены в музеи, а святыни, которые не представляли ценности для светской истории, остались в Церкви.
В первое время мы выносили частицу Ризы Господней только на субботу-воскресенье. Но в наш храм приезжает множество паломников из разных городов и стран, не все имеют возможность прийти именно в выходные дни, поэтому мы сочли возможным и необходимым, чтобы она пребывала в храме и была доступна верующим в любой день.
— Какова история частиц Ризы Господней и Ризы Божией Матери, как они попали в Москву?
-Что касается частицы Ризы Господней, не совсем понятно, что это за Риза. Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии. Согласно другой версии, Риза Спасителя — это не хитон, а другая верхняя одежда — плащ (гимантий), потому что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, Риза Господня была перенесена в Иверию (Грузию), где хранилась в древней столице — Мцхете, в Патриаршем соборе Светицховели.
В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Его солдаты разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля — по новому). Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году частица ризы Господней, которая хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфискована и помещена в фонды Музеев Московского Кремля.
Частица Ризы Божией Матери в XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году.
Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет.
— В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей…
— У нас в храме есть две Смоленских иконы.
Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме.
Икона Божией Матери Смоленская
Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику — реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя — достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела.
Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская – Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.
Икона Божией Матери Смоленская из города Устюжна
Изначально икона пребывала в местном соборе, после революции в храме сделали музей, и икона стала музейным экспонатом. Потом она куда-то пропала, может быть, ее тайно вывезли или выкрали, и в какой-то момент появилась на одном из заграничных аукционов. Некий благотворитель выкупил эту древнюю икону, и в период своего первого президентства Владимир Владимирович Путин преподнес ее в дар Святейшему Патриарху Алексию II. По благословению Святейшего икона была передана в Храм Христа Спасителя в особом киоте, и было решено, что она будет пребывать здесь до тех пор, пока Устюженский собор не будет передан Церкви.
Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти.
— Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе?
— Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово – «сделан» – потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней.
Образ святителя Николая из города Бари. Фото www.xxc.ru
Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю.
Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.
В декабре 2012 года в наш храм была передана еще одна икона святителя Николая, которая связана с именем великой певицы Галины Павловны Вишневской, которую мы отпевали совсем недавно — 14 декабря.
В 1979 году муж Галины Павловны, Мстислав Леопольдович Ростропович, купил икону в одном из лондонских антикварных магазинов. Образ святителя Николая долгое время хранился в их семье и был очень почитаем. В последние годы жизни Галина Павловна приняла решение передать икону в Храм Христа Спасителя, зная, что один из его приделов посвящен святителю Николаю, и намеревалась осуществить это 19 декабря этого года. Для певицы 19 декабря было значимо не только как общецерковный праздник святителя Николая, но и как очень памятная личная дата: 19 декабря 1961 года Анна Андреевна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану №5» Эйтора Вилла-Лобоса, написала посвященное ей стихотворение:
Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется —
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.
Но Господь распорядился иначе: 11 декабря Галина Павловна скончалась. На 9-й день, который приходился как раз на 19 декабря, ее дочери Елена и Ольга, исполняя волю почившей матери, принесли икону в наш храм.
Образу святителя Николая необходима определенная реставрация. После того, как она будет сделана, мы найдем для иконы подобающее место, на котором она будет находиться постоянно.
Есть в нашем храме еще одна интересная икона – образ Спасителя из южного придела верхнего храма, изготовленный одним из православных людей Грузии. Образ этот не привлекает к себе внимания какими-то красками или художественными особенностями, но с ним связана особенная история. Человек, который изготовил его, вместе с супругой пешком пронес его из города Кутаиси в Москву в Храм Христа Спасителя. Единственное место, где супруги проехали на машине — Карачаево – Черкесия, потому что им запретили нести образ Христа по территории этой мусульманской республики.
— Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого?
— Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме.
Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно.
Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена.
— Одно из сокровищ храма – старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм?
— Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.
Протодиаконы выносят старинное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны
В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.
Святейший Патриарх читает Евангелие, стоя в Царских вратах, и это придает богослужению особенную торжественность. В остальные дни Евангелие хранится у нас в ризнице.
— В алтаре храма находятся шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина. Есть ли возможность хотя бы иногда выносить их, чтобы можно было посмотреть?
— Вынести их из алтаря невозможно, потому что это громадные полотна 6 на 3 метров.
— А почему было решено оставить эти шедевры в алтаре, где их не видит никто, кроме священнослужителей? Ведь, к примеру, фрагменты «Тайной вечери» из разрушенного храма выставлены в Музее Храма Христа Спасителя.
— От «Тайной вечери» ничего не осталось, кроме этих фрагментов, а полотна Верещагина сохранились полностью, и после реставрации их решили поместить на прежнее места. Некоторое время назад один художник делал с них репродукции, которые можно было приобрести у нас в лавке с иконами. Сейчас мы с ним не сотрудничаем, но эти полотна можно найти в альбомах, посвященных Храму Христа Спасителя.
— Порой у нас бывают крайности: мощи воспринимаются или как магический предмет, благодаря которому совершаются чудеса, или же, напротив, видятся как нечто ничего не значащее, к чему относятся с равнодушием и невниманием. Как правильно относиться к мощам?
— Сейчас практически в каждом храме Русской Православной Церкви есть частицы мощей тех или иных святых, появилась возможность привозить мощи или частицы мощей из одних городов и стран в другие. Порой это происходит несколько бесконтрольно, поэтому Святейший Патриарх создал специальную комиссию по перевозу мощей, так что сейчас перемещение святынь регулируется священноначалием и приводится в должный порядок.
К сожалению, приходится наблюдать, что у некоторых из наших верующих людей вошло в привычку приходить в храм, искать реликвии и стремиться приложиться к как можно большему их количеству: считается, что чем больше святынь поцелуешь, тем больше благодати получишь. В этом есть опасность, потому что в этой погоне за количеством человек может попросту потерять духовное настроение, расположение и благоговение, которое должно быть при виде святыни. Помню, с каким благоговением мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Это было целое событие! И все внимание было сконцентрировано на этой встрече с преподобным и молитву у раки с его мощами и ни на что более не рассеивалось.
К святыне нужно подходить, не думая, что, если мы приложимся к ней, она непременно произведет на нас какое-то магическое воздействие и мы станем лучше, чище, здоровее, богаче. Чтобы стать чище и лучше, нужно произвести определенную работу внутри себя и прикосновение к святыне может только помочь нам в этом духовном делании и совершенствовании, вдохновить, придать сил и радости. Разумеется, у мощей происходят чудесные явления и исцеления, но это зависит от веры и состояния человека и от того, что желает для нас Господь. Надо помнить, что, надеясь получить помощь, мы обращаемся ни в коем случае не к частице мощей, а к святому, который незримо присутствует рядом с ними и через святыню может подать нам помощь, если на то будет воля Господа.
— Отец Михаил, сейчас, в дни новогодних каникул, многие возмущены тем, что в Храме Христа Спасителя проводятся елки, корпоративы и концерты. Насчет корпоративных праздников возникают вопросы на протяжении всего года. Как возможно, чтобы такие вещи проводились в помещении храма?
— Спасибо за этот вопрос, потому что он постоянно возникает. Как бы мы ни объясняли, что бы ни говорили, почему-то сознание людей не воспринимает наши слова. Журналисты – я не знаю, почему, то ли специально, то ли по незнанию, то ли потому что им все равно, что говорить публике, — постоянно говорят о том, что в храме проводятся эти мероприятия. Один из последних примеров – прошедшая по телевидению новостная передача про благотворительный концерт Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, который проходил в Зале Церковных соборов. Я сам видел, как корреспондент, стоя напротив Храма Христа Спасителя и показывая на него, говорил, что вот, сегодня вечером в главном кафедральном соборе страны поют мировые знаменитости. Это была ложь, потому что Каррерас и Доминго давали концерт исключительно в Зале Церковных соборов, ни о каком выступлении в храме речи не было и быть не могло.
Еще раз хочу сказать, что в самом храме, там, где совершается богослужение, никаких елок, концертов, корпоративов, автомобильных стоянок и автомобильных моек нет. В Храме Христа Спасителя совершается только богослужение. Мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов и трапезных палатах.
— А разве эти помещения не относятся к храму?
— Зал Церковных соборов с храмом никак не соединен и не имеет к нему никакого отношения. Он был построен не на церковные, а на бюджетные деньги правительства Москвы. Им, равно как и трапезными палатами и вообще всем комплексом, распоряжается не Церковь, не те, кто служит в Храме Христа Спасителя, а Фонд Храма Христа Спасителя – организация, которая никаким образом не связана с Московской Патриархией. Наряду со множеством светских там проходят и церковные мероприятия, например, Архиерейские и Поместные соборы, Епархиальные собрания московского духовенства.
— То есть с просьбой об аренде Зала Церковных соборов и трапезных палат обращаются не к Церкви, не к Патриарху и не к Вам?
— Нет. Это все – к Фонду. И поскольку Фонд управляет этими помещениями, мы никак не можем влиять на мероприятия, которых проходят в этих залах, будь то концерт или корпоратив. С нами их никак не согласовывают.
— Если Церковь не владеет этими помещениями и, условно говоря, приходит туда, условно говоря, «в гости», значит ли это, что для церковных мероприятий – например, патриарших трапез, Архиерейского собора и так далее — эти залы также приходится арендовать?
— Если трапезы или мероприятия (например, Архиерейский собор или Епархиальное собрание) проходят в присутствии Святейшего Патриарха, Фонд не берет арендную плату. Но если мы хотим, скажем, провести детскую елку или молодежный вечер в трапезной палате или в Зале Церковных соборов, то должны заплатить за аренду.
— А почему в этом году Епархиальное собрание московского духовенства проходило не в Зале Церковных соборов, как в прежние годы, а в самом Храме Христа Спасителя?
— Обычно Епархиальное собрание проходило раньше, чем начинались елки, и Зал Церковных соборов был свободен, в нем не были установлены декорации, которые сложно поставить и демонтировать. В этом году собрание состоялось почти перед самым Новым годом, когда все елки были уже распланированы и декорации смонтированы, поэтому было решено собраться в самом храме. Многим это понравилось, потому что была более церковная обстановка. И Святейший Патриарх сказал, что в будущем году Епархиальное собрание также будет проходить в самом Храме Христа Спасителя.
>Как встречали святителя Николая в Москве (фото, видео)
Вип-прохода не будет
За ограждением, плотно сгрудившись, стоят люди: женщины, мужчины, дети, инвалиды. Улыбчивые и сосредоточенные, нарядные и с котомками за спиной. Вдоль прохода, через который буквально через час пронесут ковчег с мощами святителя Николая, выстраиваются девушки в алых блузах и костюмах цвета топленого молока – православные добровольцы. Их задача создать плотное оцепление, живую изгородь, разделяющую людской поток, но то, что девушки не в форме полиции, а в нарядной одежде и белых платках, лишь добавляет порядка, стройности и пасхального торжества толпе верующих.
— Ну вот они, vip-пропущенные. Так и знала,– думаю про себя, вспоминая диковатую сцену на улице. Небольшая горстка людей перед уже полицейским ограждением и высоким забором негодовала:»Нам сказали, что пустят, а не пускают!» «Я звонила, сказали проход без пропусков. А теперь не хотят позвать администрацию». «Я на сайте прочла, что на службу попасть можно. Ну у нас как всегда, как обычно…» «Вон, особые пошли, а то, что мы здесь с половины четвертого стоим…» – кивал еще кто-то и махал рукой в сторону журналистов, которые, сбившись в стайку, семенили за координатором пресс-службы.
…Пока не началась всенощная, нерешительно спрашиваю одну из рядом стоящих девушек о том, как она оказалась чуть ли не перед самым алтарем на такой важной службе. «Вы платочек-то поправьте, а то в храме стоим, а он у вас сполз», – слышу в ответ и расстраиваюсь, подозрения мои как будто подтверждаются.
«Своих» неожиданно много. Они такие разные, так охотно дают интервью на камеру подскакивающим то и дело съемочным группам: «Мы стоим с утра, чтобы иметь возможность первыми встретить мощи…» «Я приехала из Рязани поклониться и попросить святителя за сына. Он у меня в тюрьме сидит». Так «свои» ли? А может просто умные девы, ну те, из притчи про светильники?
Никола на картонке
За руку меня дергает женщина: «Я видела, что вы меня сфотографировали». Так и есть. У нее на шее на суровой нитке висит ламинированная картонная икона Николая Чудотворца. Я приметила женщину сразу, но не потому, что она стоит ближе всех к ограждению. Скромный темный наряд, предельная сосредоточенность и какая-то внутренняя собранность невидимой стеной ограждают ее от назойливых репортеров, спешащих до начала службы опросить каждого, кто подвернется под руку.
Конечно, и мой взгляд бегал по лицам многочисленных молельцев, а зацепился за редкий иконописный образ Чудотворца у нее на груди. Святитель изображен по пояс, без митры. Непривычно крупный лоб, небольшая белая бородка и узкие плечи выдают редкую иконографию Николы Вешнего, день памяти которого 22 мая. Он облачен в пурпурную фелонь и белый омофор – признак архиерейской власти и символ уподобления святителя самому Христу. Оливковый глубокий фон, уж не народный ли художник изобразил так любимого в России Чудотворца?
– Вы могли бы фотографию по почте переслать? На память, – шепчет женщина мне на ухо и тут же называет электронный адрес.
– Конечно, – отвечаю я и спрашиваю. – А вам сложно было попасть в храм? На улице народ возмущается, мол, обещали на всенощную пустить, а не пускают.
– Нет, не сложно. Я пришла в 12, когда храм был пустой, да так и осталась.
– Ого, так рано?
–Разве ж это рано? – моя собеседница кивает на соседку, ту самую, у которой практически все журналисты потребовали разъяснений кто, да почему. В руках женщины сразу две иконы святителя Николая, одна из которых украшена рамкой из мешковины. Все время, что я стою рядом, она ни разу не опустила руку с иконами. Ее натруженные с припухшими костяшками пальцев руки держат бумажные образы крестоообразно и крепко.
– Она в три утра пришла и под дверьми храма простояла, пока не попала внутрь. Так и осталась.
Я сразу представляю, как стрелки кружат по циферблату. Тринадцать часов в храме, а сколько еще предстоит? С минуты на минуту ковчег с мощами, который везет митрополит Волоколамский Илларион из Бари, только приземлится в аэропорту Внуково-3, потом длинный путь до города, всенощная, да и не ясно до конца, всех ли присутствующих пустят приложиться к мощам. Что же людей заставляет выстаивать длинные часы и терпеливо ждать?
— А вы сами почему пришли сегодня?
— Для меня это как встреча с родным человеком, понимаете? Такое чувство… вот родственник мой приехал. Ну приятно же родственника встретить, когда он приезжает? У меня с Николаем Чудотворцем так много связано…– она не досказывает фразу, потому что мы слышим первый возглас дьякона и рефлекторно оборачиваемся к алтарю.
Наверное это даже хорошо. По ее лицу, трепету, с которым она сбиваясь и смущаясь говорит о важном, сокровенном, я понимаю, что совсем не нужно слов, потому что мысль изреченная есть ложь. Проговаривая свои чувства, раскрываясь вот так неожиданно и в спешке перед незнакомым человеком, мы рискуем быть непонятыми, да и не в силах передать переполняющих нас чувств. Молчание – золото. Да, так и есть.
Луч света
Громко и разливисто дьякон начинает всенощную. В ту же минуту архиереи в торжественных пасхальных одеяниях, стоящие перед нами в два ряда ровным строем, низко наклоняют головы. Вслед за ними крестится и кланяется весь храм: миряне, монахини отдельной группой стоящие у фрески Рождества Христова. Напротив них, у «Поклонения волхвов», замечаю двух католических священников, которые с началом службы подаются вперед и прислушиваются к словам сопровождающего их православного священника.
Хор поет великолепно, как и должно петь в главном соборе столицы. Служба пролетает на одном дыхании. Спокойствие, умиротворение, благоговейная тишина. Никакого ажиотажа и суеты, никаких разговоров и даже шепота не слышно среди верующих, да и журналистов, которые теперь общаются кивками. Все знают, за чем пришли. Внутреннее напряжение не скрыть. Люди со своих мест то и дело кидают взгляд на массивные двери храма, через которые вот-вот внесут бронированный ковчег. Время от времени двери открываются, но не распахиваются, и нам остается только догадываться о происходящем за стенами.
Звонят колокола, и архиереи вместе выходят из храма встречать мощи святителя Николая. И правда, это напоминает встречу дорого гостя. По храму тут же пробегает: «Слава Богу, Слава Богу». Летающие камеры на длинных удочках, батарея видеокамер на отдельной платформе, сотни журналистов, щелкающие затворами фотоаппаратов и ждущие сенсации на отдельном островке, отгороженном от молящихся, – весь этот мир прессы устремляет внимание к входу.
Две огромные камеры, установленные над толпой на специальных площадках, своими широченными объективами напоминающие стволы пушок, разворачиваются к входу. На каждой из них – по монитору. Люди, стоящие далеко от прохода, те, что не могут видеть даже дверей храма, следят за происходящим с экранов этих настоящих телевизоров. Видно, как длинная процессия священников в красных облачениях движется по площади к входу в Храм Христа Спасителя. Их так много, что кажется, здесь представители всего московского духовенства. И в ту же минуту они проходят уже мимо нас. «Заходят», «несут», «наконец», «Господи, помилуй» – новой волной проносится по храму.
Ковчег на носилках, высоко подняв над собой, несут четверо архиереев. «Смотрите свет какой, красота, чудо», – тут же слышу за спиной еще чей-то возглас. Решаю, что включили дополнительное освещение в соборе, тем более, что день пасмурный и небо затянуто тучами. Но обманываюсь. Действительно, солнечный луч пробивается сквозь окна под барабаном храма и освещает процессию.
Тут же весь храм начинает петь стройно, торжественно, одним дыханием. С новой строкой славословия святителю Николаю будто прибавляется и прибавляется голосов. Это незабываемое ощущение единения случается, когда понимаешь, что рядом люди в духе с тобой. Рядом стоят те, кто готов разделить радость встречи без оговорок и умствований.
На машине времени
Мне вспоминается, что накануне привоза в Москву мощей святителя Николая, только ленивый не высказался о своем отношении. Не скажу, что высказывания были почтительными. Неверующие высмеивали, а равнодушные с улыбкой замечали: «О, Николай к нам на гастроли?» «Да это же первобытная магия, анимизм. Это у вас что-то от культа предков?» «Символический материализм?» «Не вижу смысла в почитании мощей. Мне кажется это Средневековьем». «Продолжаете гонку за реликвиями?» и так далее, и тому подобное. Но возражать таким людям никогда не хочется. Не хочется отвечать на вопросы с упреком, на глумливые реплики в адрес тех кто с 22 мая будет выстаивать многочасовые очереди к мощам.
Пусть желающие разобраться в природе почитания – разбираются. Пусть рассуждающие о причинах, приведших людей к мощам – рассуждают. Пусть спорящие на тему спекуляции, политизации и коммерциализации на мощах – спорят. Да пусть даже остаются при своем мнении. Их право. Для меня православие – религия свободы духа, а не ограничения суждений. Уверена, бессмысленно что-либо говорить и втолковывать, доносить и биться на копьях, во всяком случае, я не стану…
Однажды, с семьей мы были в черногорском Которе. Времени на прогулку было мало и мы буквально галопом пронеслись по центру, заглядывая в храмы, музеи, мастерские, лавки старьёвщиков. В одной из церквей священник, услышав, что сына зовут Лука, убедившись что мы русские, православные, повел за ограждение к алтарю, где стоял небольшой ковчег с мощам. Конечно, мы знали, что в этом храме хранятся мощи евангелиста Луки, но очень спокойно отнеслись к этой информации. Без фанатизма и особо не рассчитывали к ним прикоснуться, тем более в спешке, из-за которой часто благоговением и не пахнет. Но когда священник открыл перед нами стеклянный ковчег, когда указал на мощи Луки, то возможность прикоснуться к ним вот так, вдруг, непосредственно– превратилась для меня в билет на машину времени. В возможность на мгновение прикоснуться к вечности, к останкам того, кого почитаешь, кому благодарен за его вклад в твою веру, кому даже немножко завидуешь, что он был удостоен сделать то, чего никогда тебе сделать не удастся…
Если не употреблять диковатые формулировками, которыми так и сыплют те, кто называют себя интеллектуалами – «выломали ребро», «кусок кости» – если не опускаться до описания материального, а увидеть след вечности, возможность прикосновения к ней, то сразу света становится больше и дышать как-то свободнее. Так и хочется сказать всем: Дорогие, оставьте разговоры о мертвецах и прахе, говорите о святом, который, наконец, добрался до нас, до Москвы, ведь его так всегда любили и почитали на нашей земле. Святитель Николае, моли Бога о нас!
Слово Патриарха
Служба закончилась, и архиереи, за ними настоятели храмов, монахини, миряне стали притекать к мощам и на елеопомазание к патриарху. «Просим вас, молитесь и крестится заранее, не задерживайтесь, пожалуйста, у мощей» , – тихо и каждого просили православные добровольцы и юноши из группы «Сорок сороков». Никто и не задерживался. Ни у кого не оставалось сомнения, что «событие, которое происходит на наших глазах и при нашем участии, – как сказал патриарх – по- настоящему событие историческое, исполненное многими смыслами» для каждого.
Мне запомнились слова Патриарха и о том, что Святитель Николай – очень русский святой, пусть ни по происхождению, ни по культуре с нами не связанный, а также о том, что нам, действительно, необходимо его присутствие, «чтобы не только в нашем народе сохранилась вера, но чтобы великие, непреходящие божественные истины не уходили из жизни современного человека». Многие, кто выходил из храма, к кому журналисты снова подходили за комментариями, отказывались о чем-либо говорить и лишь улыбались. И это было очень понятно и пронзительно.
«Перед мощами святителя, — сказал Патриарх – мы будем молиться не только о себе, и странах, объединенных Русской Православной Церковью в единую семью. Мы будем молиться обо всем мире, чтобы святитель Николай приклонил милость Божию и сохранил веру Христову в жизни наших современников. Мы верим, что святитель Николай, которого почитает и Восток и Запад, предстоит в молитве перед Богом за всех нас.
Хотел бы выразить надежду на то, что пребывание мощей Святителя и Чудотворца поможет современникам почувствовать его присутствие в своей жизни. И особенно молюсь о нашей молодежи, которая подвергается чрезвычайному давлению на уровне ложных и опасных идей. Сегодня нужна особая концентрация мысли, особая сила христианских убеждений, чтобы сохранить себя как часть Церкви, а для тех, кто таковой еще не является, открыть духовную красоту христианской общины. Верю, что Святитель поможет многим найти свой путь к Богу. Его молитвами да хранит Господь народ наш и Церковь нашу и помогает в прохождении непростых исторических путей христиан Востока и Запада. Аминь».
Фото: «Православие и мир»
Видео: Виктор Аромштам
Риза Господня
Риза Господня — бесшовный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа (Ин. 19:23-24) — по преданию, грузином, принесшим ризу в Иверию, где она и сохранилась.
По другим мнениям, Честную Ризу Господа не следует отождествлять с Его нешвенным хитоном — они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19:23, 24; Пс. 21:19). Хитон, в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе он просто распустился бы на нити.
Об обстоятельствах перенесения хитона и ризы из Иерусалима повествуют разные предания: армянские, грузинские, сирийские, не согласующиеся между собой. В отличие от Хитона, Риза хранилась не под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели, а в его сокровищнице.
Риза в России
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 2 июня 2015 года. |
В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас I. Солдаты разорили собор, а Ризу Господню отдали шаху. По настоянию русского посла шах прислал ризу в 1625 году царю Михаилу Фёдоровичу. В прилагавшемся письме шах извещал, что он, покорив Грузию, обрёл ризу в ризнице митрополита, сокрытую в кресте.
Герб Грузинского царства, изображающий бесшовный хитон, 1711
Патриарх Филарет собрал о ней достоверные сведения, после чего она была торжественно положена в великолепном ковчеге в шатёр для хранения священных реликвий в московском Успенском соборе и был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней, 10 июля (по юлианскому календарю), служба для которого составлена Киприаном, митрополитом Крутицким (Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве).
Часть Ризы хранилась в киевском Софийском соборе, две части — в Санкт-Петербурге (одна — в церкви Спаса Нерукотворенного Образа, находящейся в Зимнем дворце, другая — в соборном храме Петропавловской крепости).
На Западе существует предание, что Риза Господня первоначально найдена была царицей Еленой в Палестине, перенесена в Трир и в 328 году положена в Трирском соборе. Предание это появилось только в 1196 году, а народное почитание Ризы установлено в 1512 году. Возможно, речь идёт о разных частях Ризы.
В 2002 году одна из частей ризы была найдена в Ярославском музее-заповеднике научным сотрудником Еленой Бурдаковой. В 2004 году она была передана Русской православной церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. С 1 декабря 2007 года находится в храме Христа Спасителя. Частицу в ковчеге выносят в праздник положения Ризы Господней (23 июля по новому стилю). Ещё одна частица ризы находится в Христорождественском соборе Рязанского кремля и ежедневно доступна для поклонения.
Прочие сведения
Хитон на гербе династии Багратиони
Хитон изображён на гербе князей Багратиони. Девизом герба является латинская фраза «хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху».
> См. также
- Христианские реликвии
Примечания
- Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)
- Риза Господня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Риза Господня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки
- Риза Господа Нашего Иисуса Христа — сайт, посвящённый Ризе
- Августин (Никитин). О Ризе Господней // Истина и Жизнь, № 7-8 / 2006
Храм Христа Спасителя в Москве
Фото храма Христа Спасителя
Стоимость билетов и часы работы, адрес и как проехать к храму Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя в Москве был построен как благодарность богу за помощь и заступничество в трудный период истории России – во время Отечественной войны 1812 года. Это памятник русскому народу за его мужество и героизм.
Храм Христа Спасителя в Москве – из истории
Идея создания памятника в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину. Хотя эта мысль и была новой и необычной, она нашла поддержку в широких слоях населения. Эта идея была передана императору Александру I. 25 декабря 1812 года после изгнания наполеоновской армии Александр I издал манифест, по которому предполагалось построить церковь в честь победы России над армией Наполеона и в благодарность Всевышнему за эту победу. Автором первого проекта был архитектор Александр Витберг. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка церкви на Воробьевых горах. Здание должно было состоять из трех частей — Воплощение, Преображение и Воскресение. А в нижней церкви предполагалось похоронить останки павших во время прошедшей войны. Вскоре почва гор начала оседать под тяжестью возводимого сооружения. Николай I, занявший престол после Александра I, нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. В 1832 году архитектором был назначен Константин Тон.
Строительство решили начать недалеко от Кремля, на месте бывшего Алексеевского женского монастыря, который решили снести. Еще в то время одна из монахинь уничтоженного монастыря сказала, что новая построенная церковь не простоит здесь больше 50 лет. 10 сентября 1839 года здание церкви было заложено. В 1860 году Храм впервые предстал перед москвичам. Позже была устроена набережная и закончена внутренняя роспись. 13 декабря 1880 года ему было присвоено наименование Кафедрального. 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, он был освящен. В этот же день состоялось Священное коронование на Престол Императора Александра III. 12 июня был освящен придел во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля — придел во имя св.Александра Невского. Начались регулярные Богослужения. В хоре пели Федор Шаляпин и Константин Розов. В 1912 году рядом установили памятник Императору Александру III. Пожертвования шли в помощь бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым. С 1918 года Храм полностью лишился помощи от государства, а 5 декабря 1931 года по распоряжению Иосифа Сталина был уничтожен. Огромное, грандиозное творение русского искусства превратилось в груду щебня и обломков. Так сбылись предсказания монахини – храм простоял 48 лет. На его месте планировалось строительство Дворца съездов. Из-за начала Великой Отечественной войны этот план не был реализован. В 1958-1960 гг. на месте образовавшейся после взрыва ямы сооружается бассейн. В конце 1980-х годов создается общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя. В июле 1992 года был организован Фонда возрождения столицы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, первым был Храм Христа Спасителя. Начинается его строительство. В ночь с 6 на 7 января 2000 года святыня была возрождена. Здесь прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова — Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выполнил полное освящение святыни в честь Христова Рождества.
Храм Христа Спасителя в Москве– архитектура
Храм Христа Спасителя в Москве — самый большой собор Русской Православной Церкви, вмещающий до 10 000 человек. В плане собор представлял собой равноконечный крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока -около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров. Толщина стен — до 3,2 метров. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери — всего двенадцать — были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Здание было восстановлено максимально близко к оригиналу. При строительстве использовались эскизы и чертежи прошлого века. Однако имеются и отличия. На месте холма-основания построена стилобатная часть высотой 17 метров, где расположена церковь Преображения Господня, трапезные палаты и вспомогательные службы. Здесь также находятся Залы Церковных Соборов и совещаний Священного Синода. Для въезда построен пандус. В колоннах и в стилобатной части установлены лифты. Для отделки использовался мрамор из Челябинской области и красный гранит, привезенный из Финляндии.
Храм Христа Спасителя в Москве – убранство
Внутреннее убранство славилось своими росписями. Над ними работали прославленные русские живописцы Российской Академии художеств В. Верещагин и В. Суриков, барон Т. Нефф и И. Крамской. Площадь росписи святыни составляет более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров – это золочения сусальным золотом. На стенах галереи, расположенной по периметру здания, были установлены мраморные доски с перечнем всех сражений русской армии, имен военачальников и отличившихся офицеров и солдат. Для украшения использовались украшения из камней — лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Скульптура и живопись изображают все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство. Изображены и пути, которые Господь избрал для спасения. На всех стенах помещены фигуры святых заступников за Русскую землю и русских князей, отдавших свою жизнь за Россию. В нижней галерее на мраморных досках были начертаны имена героев войны 1812 года. Восстановление живописи в Святыне выполняла группа художников под руководством академика, заслуженного художника России Н.А. Мухина.
Храм Христа Спасителя в Москве – информация для туристов
При посещении святыни женщинам лучше быть одетым в юбки и покрыть голову платками. Организованы 2 маршрута экскурсий для туристов с посещением музея, смотровой площадки и Зала Церковных Соборов, где проходят новогодние елки. Имеются экскурсии для детей. Экспозиции музея рассказывают об истории создания Святыни. Смотровые площадки (их всего четыре) доступны только группам и находятся на 4 этаже. На смотровые площадки туристы поднимаются на лифте. Отсюда открывается прекрасный вид на столицу. С одной из площадок можно посмотреть поближе на Кремль через бинокуляр. Чтобы воспользоваться этой услугой, надо приобрести жетон.
Храм Христа Спасителя в Москве больше похож на огромный музей, оформление которого рассказывает нам об истории целой эпохи российского государства и мужестве его народа. Он является мемориалом русской воинской славы, памятником всем, кто за Отчизну «положил животы своя».
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ
Кафедральный собор Русской Православной Церкви. Расположен недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годы внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX в. Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. Построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года. здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте к 1999 году.
Крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 тысяч человек. Возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.
В состав современного комплекса храма Христа Спасителя входят:
— верхний храм — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 19 августа 2000 года.
— нижний храм — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 19 августа 1996 года.
25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I в честь победы подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя и издал Высочайший указ Святейшему Синоду об установлении празднества 25 декабря. В древней разрушенной столице должен был появиться храм-памятник. Сама идея строительства такой церкви принадлежала генералу армии М.А. Кикину. Этот замысел горячо поддержали все слои русского общества. После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было соорудить кафедральный собор во имя Христа Спасителя.
В том же 1814 году был проведён конкурс. В нем участвовали архитекторы А.Н. Воронихин, Д. Кваренги, В.П. Стасов и др. Из 20 вариантов проекта строительства был утвержден проект художника К. М. Витберга.
12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Но строительство его шло медленно, обнаруживались значительные хищения.
В 1826 году новым императором Николаем I возведение собора было остановлено. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. 10 апреля 1832 года царь утвердил новый проект строительства, составленный архитектором Константином Тоном, «русско-византийский» стиль которого был ему близок. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I. Был снесён располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село).
Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Но строительство началось только 10 сентября 1839-го и продолжалось почти 44 года. Свод большого купола закончен в 1849 году, в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству: над росписью работали В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин, Г.И. Семиградский и другие известные художники.
13 декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование кафедрального, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая (7 июня) 1883 года, в день Вознесения Господня, состоялось его торжественное освящение, совершенное в присутствии императора Александра III.
В 1901 году был учрежден собственный хор храма, считавшимся одним из лучших в Москве. В нем участвовали знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Здесь пели Ф.И. Шаляпин и К.В. Розов. В 1912 году в сквере возле храма был установлен памятник Александру III (архитектор А.Н. Померанцев, скульптор А.М. Опекушин).
В храме Христа Спасителя торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н. В. Гоголю. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.
В августе 1917 года в храме Христа Спасителя был открыт Всероссийский Поместный собор РПЦ (1917-1918), на котором вновь, по прошествии множества лет, был избран патриарх (им стал архиепископ Московский Тихон).
В 1918 году после издания декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» храм лишился государственного финансирования. Тогда же было создано Братство Храма Христа Спасителя, призванного поддерживать жизнь храма. С 1922 года он оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода — вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма Христа Спасителя в Москве в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.
2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов. 5 декабря того же года храм был взорван. Строительство Дворца Советов началось в 1937 году, но ему не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война. Многие годы после взрыва на месте храма Христа Спасителя была яма. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1990-х годов.
В конце 1980-х возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.
Проект восстановления храма подготовили реставраторы А.М. Денисов и М.М. Посохин. Вскоре авторы проекта уступили место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова. 19 августа 1996 года, в день Преображения Господня, Патриарх Алексий II освятил нижний Спас-Преображенский храм.
К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего предшественника. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для публики; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая рождественская литургия. 19 августа того же года состоялось великое освящение храма, а 20 августа здесь состоялась канонизация Царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских. В храме также начал свою работу музей, принадлежащий Московскому городскому музею истории города Москвы.
14 марта 2004 года на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование РПЦ; был создан Совет попечителей. Настоятелем Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Риза Богородицы
(мастерская Дионисия (?), 1485 год, Кирилло-Белозерский музей)
Ри́за Богоро́дицы (греч. Ἐσθῆτος τῆς Θεοτόκου) — почитаемая в Православной церкви реликвия, одежда, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. В честь реликвии установлено празднование — «Положение честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» (Ризоположение), совершаемое 2 июля (по юлианскому календарю).
Происхождение реликвии
Согласно преданию, риза Богородицы была обретена двумя византийскими аристократами, родными братьями Галвином и Кандидом, которые в царствование императора Льва I (457—474 годы) совершали паломничество к палестинским святыням. В Назарете они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с чем связано такое почитание этого места они услышали следующую историю:
Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Её погребении находилась одна из моих прародительниц — вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство своё.
— «Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви»
Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь.
Братья поместили Ризу в своей домовой церкви и тайно хранили её, но, согласно преданию, многочисленные чудеса, происходившие от неё, заставили их сообщить о реликвии византийскому императору и константинопольскому патриарху Геннадию I. После чего, в 458 году, Риза была положена во храме Божией Матери, построенном на берегу Влахернского залива (Влахернская церковь). В честь этого события было установлено ежегодное празднование «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне».
Позднее в ковчег с Ризой были помещены омофор и часть пояса Богородицы, обнаруженные в гробнице Богородицы, вскрытой по решению Шестого вселенского собора. Это обстоятельство отразилось на православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне.
О нахождении Ризы Богородицы во Влахерне свидетельствует русский паломник XIV века Стефан Новгородец:
…пошли мы во Влахерну, в церковь святой Богородицы, где находятся риза, и пояс, и головной покров, который на голове её был. А лежит это в алтаре на престоле, спрятанным в ковчеге, так же как и Страсти Господни, и даже еще крепче бережется: приковано железными цепями, а сам ковчег сделан из камня очень искусно.
— «Хождение Стефана Новгородца»
О своём поклонении в 1387 году Ризе пишет и митрополит Киевский и всея Руси Пимен, сообщая, что он в день положения Ризы Богоматери был во Влахерне и целовал там раку, в которой лежат риза и пояс Богородицы.
После пожара 1434 года, уничтожившего Влахернскую церковь, местонахождение Ризы теряется. Известно о нахождении её частиц в разных местах: в России в Ковчеге Дионисия, в Латеранской базилике Рима, Влахернская церковь в Зугдиди и ряде других мест.
Чудеса, связанные с реликвией
(фреска Княгинина монастыря, 1648)
Наиболее известным чудом, связанным с Ризой Богородицы, является легендарное спасение Константинополя в 860 году от набега русов. Сохранились тексты гомилий (проповедей), с которыми патриарх Фотий обратился к жителям Константинополя во время его осады русами и вскоре после их отступления. Вторая гомилия предположительно датируется 4 августа, к этому времени русы покинули окрестности города. Фотий сообщает, что нападавшие ушли с огромной добычей. Он ничего не говорит о причине ухода русов, рассматривая как чудо, что они не взяли Константинополь:
Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения… Неожиданным оказалось нашествие врагов — нечаянным явилось и отступление их…
— Вторая гомилия Фотия «На нашествие росов»
Более поздние авторы, такие как продолжатель хроники Георгия Амартола, Лев Грамматик и Феодосий Мелитенский, сообщают, что император Михаил III быстро без войска вернулся в столицу, «едва пробравшись», и вместе с Фотием вознёс молитвы к Богу, погрузил Ризу Богородицы в море. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали. Эту легенду повторяют еще более поздние «Брюссельская хроника» и «Повесть временных лет».
По церковному преданию, в память об этом событии был написан первый акафист Богородицы, который был впервые прочтён ночью во Влахернском храме после чудесного избавления города от неприятельского флота. Данный акафист стал частью службы Акафистной Субботы — праздника и чинопоследования Православной Церкви, совершаемого в субботу пятой седмицы Великого поста. Канон к этому празднику был написан в IX веке Иосифом Студитом.
Почитание в России
Частица Ризы Богородицы появилась в России в XIV веке. Она была приобретена в Константинополе Дионисием Суздальским в числе прочих реликвий, вошедших в состав «ковчега Дионисия», ставшего значимой реликвией московских великих князей. В честь праздника Ризоположения было построено множество храмов и монастырей, в том числе в Московском Кремле (Церковь Ризоположения (в Московском Кремле)). Другая часть Ризы в XVII веке попала в Успенский собор Кремля стараниями князя Василия Голицына. (Не путать с Ризой Господней, положенной в Москве в 1-й пол. XVI века).
После изъятия церковных ценностей советской властью реликвия попала в музеи Московского Кремля. В 2008 году президентом России Дмитрием Медведевым часть Ризы Богородицы в числе прочих реликвий была передана Московской патриархии.
> См. также
- Покров Пресвятой Богородицы
- Пояс Пресвятой Богородицы
- Риза Господня — хитон, бывший на Христе во время казни и разыгранный стражниками
- Попов Г. В. Церковь Ризоположения из села Бородава. М.:Северный паломник, 2006. — 64 с. ISBN 5-94431-179-7.
- Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви
- Риза Пресвятой Богородицы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Храм Успения и гроб Богородицы в Гефсимании Архивировано 6 января 2005 года.
- Хождение Стефана Новгородца Архивировано 30 января 2012 года.
- 1 2 День положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (недоступная ссылка). Дата обращения 6 октября 2008. Архивировано 6 мая 2009 года.
- Взбранной воеводе победительная // Православная газета (Екатеринбург). 1999 г. № 5.
- Частица ризы Пресвятой Богородицы выставлена для поклонения верующих в храме Христа Спасителя
В Викитеке есть тексты по теме: «Жития святых (Димитрий Ростовский)/Июль/2#Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви»
- Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне на сайте Православие.Ru
- Русь у стен Царьграда
- Влахернская Риза Богородицы из Зугдидского музея
Риза Пресвятой Богородицы
Риза Пресвятой Богородицы
(икона мастерской Дионисия, ок. 1485 года, ГТГ)
Риза Богородицы — почитаемая в Православной церкви реликвия, одежда, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. В честь реликвии установлено празднование — «Положение честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» (Ризоположение), совершаемое 2 июля (по юлианскому календарю).
> См. также
- Покров Пресвятой Богородицы
- Риза Господня — хитон, бывший на Христе во время казни и разыгранный стражниками
- Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви
- Риза Пресвятой Богородицы (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
- Храм Успения и гроб Богородицы в Гефсимании
- Хождение Стефана Новгородца
- 1 2 День положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
- Взбранной воеводе победительная // Православная газета (Екатеринбург). 1999 г. № 5.
- Частица ризы Пресвятой Богородицы выставлена для поклонения верующих в храме Христа Спасителя
- Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне на сайте Православие.Ru
- Русь у стен Царьграда
Богородица | ||
---|---|---|
События | Зачатие Богородицы • Рождество Пресвятой Богородицы • Введение во храм • Благовещение • Рождество Христово • Бегство в Египет • Успение • Вознесение • Коронование | |
Персонажи | Святой Иоаким и Святая Анна • Праведная Елисавета • Иосиф Обручник • Иисус Христос | |
Места и предметы | Назарет • Вифлеем • Дом Богородицы • Гробница Богородицы • Риза Богородицы | |
Иконография | Православная • Католическая • Иконография жития Богородицы | |
Догматы и праздники | Непорочное зачатие Девы Марии • Похвала Пресвятой Богородицы • Покров Пресвятой Богородицы • Собор Пресвятой Богородицы | |
Молитвы | Аве Мария • Песнь Пресвятой Богородице • Богородичные антифоны • Литания Пресвятой Деве Марии |
Добавить комментарий