Вавилонская башня сейчас
Содержание
- Место расположения
- Библейские и апокрифические тексты
- Легенды
- Мнение ученых
- Упоминания о Вавилонской башне
- Крылатые выражения
- Кто и зачем строил Вавилонскую башню?
- Вавилонская башня
- История
- В искусстве
- Примечания
- Литература
- Ссылки
- Существовала ли на самом деле Вавилонская башня
- Как птица Феникс
- Город чудес
- Пиры Валтасара
- Была ли башня?
Известная башня Вавилона, воздвигнута в древнем одноименном городе Вавилон. Ее имя стало нарицательным, символизируя беспорядок и хаос. Реальное существование башни доказано современными археологами на основании записей древних исследователей.
Место расположения
Вавилонская башня находилась на территории нынешнего Ирака, приблизительно в 90 км к югу от города Багдад, на левобережье Евфрата. Именно здесь, на территории древней Месопотамии, располагался древний город Вавилон, который был центром процветающей страны Вавилонии. Страна царствовала на юге Древнего Двуречья 1,5 тыс. лет.
Поиски останков Вавилонской башни начались с немецкого археолога и архитектора Роберта Кольдевея. Он отыскал несколько раскрашенных фрагментов кирпичной фрески на месте древнего Вавилонского царства. Эта находка подтолкнула историческое сообщество к спонсированию экспедиции для дальнейшего исследования древнего города.
В 1899 г. начались раскопки Вавилонской башни. Однако изучение останков башни было затруднено высоким уровнем грунтовых вод. И лишь в 1913 г. археологам удалось освободить от наслоений несколько лестничных ступеней и часть кирпичного фундамента.
Библейские и апокрифические тексты
История о Вавилонской башне и столпотворении нашла отражение во многих различных культурах народов. Существует немало легенд, через которые можно провести параллели к версии библейского сказания. Придание о Вавилонской башне подробно изложено в книге Бытие (11 глава).
По мнению ученых в библейском повествовании были объединены два схожих придания о Древнем Вавилоне:
- Строительство башни и рассеянии народов.
- Постройка великого города и смешение языков.
В обоих сказаниях наблюдаются различия в сюжетах. Согласно первому, возводилась башня высотой, достигавшая небес, согласно второму — величественный город. Однако башню строили пришедшие с Востока кочевники, в то время как город возводил местный оседлый народ, владеющие знанием об обжиге кирпича и общающиеся на одном языке.
Башня строилась в качестве ориентира, чтобы людской род не рассеялся по Земле, город же был олицетворением власти и славы. На земле около 70 отдельных языковых групп.
В повествовании из книги Бытия (глава 10), где говорится о Потомках Ноя, упоминалась их численность, также равна примерно 70.
Греческий апокалипсис Варуха излагает историю о столпотворении в 3 главе. Он описывает тяжелые испытания рабочих, задействованных в постройке башни. В частности, беременной женщине, которой не позволили покинуть работы во время родов. Явился разгневанный Яхве и изменил языки.
Книга Юбилеев открывает больше подробностей о самом строительстве Вавилонской башни. Именно здесь описан способ изготовления прочного кирпича путем обжига глины. Также рассказывается об использовании асфальта, добытого из водных источников. Строительство продолжалось на протяжении 43 лет. Но из-за внезапного возникновения языкового барьера строители не могли продолжать возведение башни.
Легенды
Согласно сказанию Библии, весь человеческий род является потомками Ноя, избежавшими гибели после Всемирного потопа. После того, как Ной со своей семьей оставил Ковчег, по завету Бога они должны были размножаться, наполняя землю новыми людьми. Весь этот народ общался между собой на одном языке. В поисках дома народ был вынужден кочевать.
Ряд ученых-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений, которым в древности люди очень верили.
Кочевавшие с востока на Запад потомки Ноя обосновались в долине Сеннаар (нижнее течение рек Евфрат и Тигр). Эта страна называлась Месопотамия (с древнего греческого «Двуречье»). В древней Месопотамии был дефицит камня и древесины, здесь люди изготавливали кирпич.
Предварительно обжигая его для большей прочности, скрепляя их между собой илом, они возводили крепкие дома и воздвигли процветающий, великий город Вавилон, в дословном переводе «врата богов». Чтобы прославить себя и предупредить рассеяние людей по Земле, вавилоняне решили выстроить башню, высотой достигающую небес, и тем самым возвысить себя к богам.
Работа строителей была продуктивной благодаря четкому распределению обязанностей. Башня должна была стать своеобразным маяком для затерявшихся на равнине людей и величайшим достижением для народа. Господь был разгневан такой дерзостью, так как строительство башни являлось не средством восхваления Бога, а попыткой народа прославить самих себя.
Тогда Бог сотворил множество разных языков и наделил ими потомков Ноя. Вследствие чего вавилоняне перестали понимать друг друга. Возведение башни было остановлено из-за возникновения языкового барьера. Башня Вавилона, расположившаяся, по библейскому приданию, в центре великого города — рухнула. Разбившийся на группы народ был вынужден расселиться по Земле.
Город Вавилон, после данного происшествия получил новое название — «Бабель», в переводе с еврейского – путать или перемешивать.
Мнение ученых
Вавилонская башня находится на территории древней Месопотамии. В научном сообществе библейскую башню Вавилона отождествляют с зиккуратом Этеменанки, который является святилищем бога Мардука. Дословно Этеменанки это «Дом, где сходятся небеса с землей». Массивные цитадели и величественные религиозные постройки являлись частью древней архитектуры Месопотамии.
Поэтому Вавилонская башня не была единственным зиккуратом, но считалась самым высоким. Историкам неизвестно время первоначального строительства зиккурата Этеменанки. Известно лишь то, что она уже существовала во времена правления Хаммурапи (первый правитель Вавилона, с 1792 по 1750 гг. до н. э.). По мере разрушения башни она несколько раз подвергалась реконструкции.
Самая грандиозная реконструкция была осуществлена по распоряжению царя Навуходоносора II. В библии царь Навуходоносор II отождествляется с царем Нимродом – жестоким и деспотичным тираном. За 43 года правления Навуходоносор прославился не только умелым покорителем земель, но и невероятными строениями.
В период правления царя Навуходоносора II (с 605 по 562 г. до н.э.) были возведены многие известные архитектурные постройки Вавилона.
Древний Вавилон был известен благодаря созданию некоторых архитектурных сооружений:
- Висячие сады Семирамиды – названные в честь царицы Ассирии и жены царя Навуходоносора II (в Библии упоминается как возлюбленная Нимрода).
- Стены Вавилона – неприступные, огибающие город тремя кольцами с общей протяженностью более 90 км и общей толщиной до 30 м.
- Ворота Иштар – врата внутреннего города, посвященные одноименной богине. Именно с них и начиналась Дорога процессий.
- Дорога процессий – предназначенная для торжественной процессии бога Мардука, благодетеля Вавилона.
- Зиккурат Этеменанки – место поклонения богу Мардук. По преданию на вершине зиккурата живет сам бог Мардук.
Вавилонскую башню описывал в своих работах Геродот Галикарнасский (чрезвычайно важный древнегреческий историограф). Он тщательно осматривал башню, возможно даже поднимался к ее вершине. Геродот долгое время считался единственным очевидцем возведения башни, кто документально зафиксировал ее облик.
По описанию Геродота зиккурат выглядел так: громадная башня с основанием в форме квадрата, со сторонами в один стан (греческая единица измерения равная примерно 150 – 190 м). На этой башне, одна на другой еще 8 башен. Вокруг этих башен наружная лестница, которая ведёт наверх.
Для отдыха на середине лестницы расположены лавки. Заключительный ярус башни увенчан внушительным храмом. Местные служители храма утверждают, что в нем живет бог, поэтому для него воздвигли великолепное ложе и стол из чистого золота. Ночевать в храме может лишь одна женщина, по словам жрецов, выбранная самим богом, чтобы разделить с ним ложе.
Изложение образа башни Геродота разнится с точкой зрения Кольдевея. Кольдевей считал, что зиккурат был ниже, как минимум, на 1 ярус и основание его было шириной в 90 м. Есть мнение, что при Геродоте башня находилась на платформе или террасе, которая полностью разрушилась до раскопок Кольдевея.
Существует и еще одно предположение, что подлинная башня Вавилона была полностью уничтожена, а руины, найденные Кольдевеем, всего лишь копия, выстроенная как дань первой и настоящей башне. Команда ученых из Норвегии опровергла сомнения скептиков по поводу спора о существовании Вавилонской башни.
Ученым удалось перевести часть каменных плит, а также клинописных табличек, датированных примерно 605-560 гг. до н. э. Под изображением царя Навуходоносора II располагалось точное схематичное описание семиярусного здания. Прилагался план башни с внутреннем расположением и ее вид сбоку. «Зиккурат великого Вавилона» — именно так определи это здание переведенные надписи.
Самое первое и достоверное изображение великого зиккурата стало ценнейшей находкой норвежских ученых.
В переведенных текстах имеется рассказ от Навуходоносора II, где он описывает строительство башни. В нем говорится о людях, родом из различных стран, задействованных в постройке. Ученые предполагают, что иудеи, попавшие в плен после завоевание Иерусалима Навуходоносором, могли стать свидетелями возведения башни.
Именно таким образом сюжет из библейского придания был заимствован у подлинной истории. Некоторые ученые считают, что за легендарную башню нужно принимать не зиккурат Этеменанки, а Борсиппскую башню, которая располагалась примерно в 15 км от Вавилона. От зиккурата Этеменанки мало что осталось, но Борсиппская башня сумела сохранить руины.
На руинах была обнаружена надпись, сообщающая, что башня была возведена прежним царем. Высота ее была 45 локтей (примерно 52 м), но завершить строительство не удалось. Также говорилось, что реконструировать башню приказал бог Мардук. Башню восстановили на прежнем месте, используя старые несущие стены. Строение увенчивали остроконечные башни.
Вавилонская башня находится на священном участке храма и являлась его частью. Из поколения в поколение башня отстраивалась правителями. Свой зиккурат имелся в каждом крупном населенном пункте Вавилонии. Под натиском времени зиккурат Этеменанки многократно превращался в развалины, но каждый раз отстраивали вновь, делая его все более помпезным.
Зиккурат возвышался над городом огромной пирамидой, к которой стекались толпы паломников, желающие отдать дань богу Мардуку. Выйдя из нижнего святилища, паломники представали перед изваянием бога Мардука, приносили ему подношения и совершали жертвоприношения. После чего, шествуя по огромной каменной лестнице, они поднимались на следующий ярус башни.
Несколько раз Вавилон брали штурмом, вследствие чего разрушалась башня. Ее неоднократно восстанавливали правители Набополасар и Навуходоносор, иногда даже приходилось возводить ярусы заново. После кончины Навуходоносора II, владение Вавилоном перешло к Киру II Великому. Он первый, кому удалось взять город целым, не разрушив его. Кир был поражен масштабами этого храма.
Он был категорически против разрушения чего-либо в городе. На месте собственного захоронения он отдал приказ воздвигнуть обелиск, копирующий вид огромной башни Вавилона. Нападение на город войск персидского царя Ксеркса почти полностью уничтожило зиккурат.
Громадные глыбы, останки Вавилонской башни поразили Александра Македонского, который останавливался лагерем в Вавилоне, направляясь в Индию. Потрясенный масштабами развалин, Александр намеревался отстроить башню заново. Но вскоре он умер, а башня так и осталась руинами.
Согласно истории, башня Вавилона была огромна и высотой своей достигала небес. Но достоверно неизвестно, обладали ли древние строители технологией строительства таких высоких зданий. Благодаря расчетам современных физиков, были выяснены ряд фактов о строительстве башни.
Владея информацией со страниц Библии, ученые посредством современной науки рассчитали, какой высоты здание могли воздвигнуть древние инженеры. Узнав максимальную нагрузку, которую может выдержать кирпич, они рассчитали приблизительную высоту, при которой сооружение не будет разрушаться у основания под собственным весом (в том числе благодаря устойчивой форме зиккурата).
Допустимая высота составила 2 мили, это более 3200 м. Поразительный результат при том, что самое высокое здание в мире — Бурдж-Халифа, 828 м высотой. Теоретически, постройка настолько высокого зиккурата оказалась вполне возможна. При раскопках фундамента зиккурата стало известно, что основание его составляло примерно 360 м и имело общую высоту 90 м.
Вычисления физиков ведут к тому, что при постройке здания использовалось примерно 90 млн. обожжённых в печи кирпичей. Башня походила пирамиды Египта. К храму, который увенчивал вершину зиккурата, вела мемориальная лестница. Исследователями отмечалось, что снаружи и внутри здание было подвержено огромным температурам, которые способствовали оплавлению кирпича.
Загадку возникновения такой температуры так и не раскрыли. Есть гипотезы, что это результат удара разрядом молнии.
Параметры фундамента зиккурата Этеменанки |
||
Ширина основания | 360 м | Потребовалось около 90 млн. обожжённых кирпичей |
Высота основания | 90 м |
Упоминания о Вавилонской башне
Вавилонская башня находится в исторических записях, а ее образ стал источником для вдохновения во многих сферах искусства. Ее изображениями украшали соборы и храмы. Под влиянием библейского сказания были созданы театральные постановки, талантливые композиторы создавали музыкальные произведения, пились литературные романы и рассказы.
Изобразительное искусство
На итальянских холстах эпохи ренессанса иллюстрация Столпотворения встречается крайне редко, как и на испанских и французских холстах XVII вв. Гораздо чаще ее представляли в качестве миниатюр средних веков. Причем башня имела вид именно столпа. Самой знаменитой картиной по теме Вавилона является полотно, написанное в эпоху Возрождения Питером Брегелем Старшим.
Помимо сюжета Библии, он отобразил и политику. Так он изобразил на картине делегацию, во главе с правящим царем Номродом, с проверкой процесса постройки знаменитого здания. Брегель хотел показать, что человеческая власть и ценности мира, ничто по сравнению с волей Бога. Брегель изобразил башню, строящуюся и разваливающуюся одновременно. Структура здания очень напоминает Колизей.
Вавилонская башня, нарисованная Питером Бергелем Старшим. Уже давно известно, где она находится
Ему удалось описать попытку человечества применить освоенные технологии, которые оказались слишком масштабными для него. Художник уделил большое внимание мелким деталям картины. Питер Брейгель написал несколько картин на тему Столпотворения, чем и создал неповторимый образ, ставший эталоном.
Питер Брейгель Младший также в разных стилях и детализации написал 2 картины, изображающие легендарную башню. Она имеет тот же сюжет и схожий внешний вид строения.
Башню изображали на своих холстах еще несколько художников:
- Хендрик ван Клеве;
- Йос де Момпер;
- Питер Шубрук;
- Лукас ван Фалькенборх;
- Абель Гриммер;
- Антон Моцарт;
- Мартин ван Фалькенборх;
- Дезидерио Монсу.
Башня изображена на гравюре Эшера. Нидерландский художник, любивший изображать сложные трехмерные объекты, изобразил башню в своем неповторимом стиле, как геометрическое сооружение. Герард Хут на своей гравюре отобразил не сколько саму башню, сколько неразбериху среди строителей, случившуюся при возникновении языкового барьера.
Известны еще ряд интересных гравюр с изображением Столпотворения, их авторы:
- Ян и Каспар Люйкены;
- Хендрик ван дер Борхт;
- Атанасиус Кирхер;
- Герард Хут.
Христианская иконография пестрит прообразами Столпотворения.
Она изображена на многочисленных картинах, миниатюрах, гравюрах, мозаиках, в Библии. Церковные фрески и мозаики, например, собор Святого Марко, расположившийся в Венеции украшен мозаикой. Она датируется концом XII — началом XIII вв. Существуют иллюстрации в манускриптах датируемые с XII по XIV вв., например, «Сад наслаждений» в Германии.
Литература
В литературных произведениях облик башни Вавилона или ее упоминание встречается довольно часто. В метафорическом значении башня чаще всего олицетворяет что-то грандиозное и величественное, но в тоже время хрупкое.
Автор | Жанр | Название | Год выпуска |
Фёдор Михайлович Достоевский — выдающийся русский писатель и философ. Вызвал большой ажиотаж в мировом литературном сообществе | Реализм
Религиозное Психологическое |
Братья Карамазовы | 1880 |
Франц Кафка — немецкий писатель являлся значимой фигурой в литературе XX вв. | Притча
Сюрреализм |
Городской герб | 1920 |
Томас Манн — немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе | Эпопея
Историческая проза |
Иосиф и его братья | 1933 |
Клайв Льюис — английский и ирландский писатель. Получил известность благодаря работам со средневековой литературой. Также его произведениям в жанре фэнтази | Мистика
Фантастика |
Мерзейшая мощь | 1945 |
Андрей Платонов — советский драматург и писатель. | Повесть
Сатира Реализм |
Котлован | 1969 |
Тед Чан — талантливый американский писатель-фантаст. | Фантастика
Философское |
Вавилонская башня | 1990 |
Нил Стивенсон | Фантастика
Киберпанк |
Лавина
Цикл: История будущего |
1992 |
Виктор Пелевин | Постмодернизм
Сатира |
Поколение „П“ | 1999 |
Александр Рудазов — российский писатель. Получил премию «Меч Без Имени» | Фэнтези
Приключенческое |
Серая чума
Цикл: Метавселенная |
2006 |
Музыка
Тема Древнего Вавилона и знаменитой Вавилонской башни сподвигла многих знаменитых музыкантов и исполнителей запечатлеть знаменитую легенду в своих композициях.
Некоторые из них:
- Игорь Стравинский, притча для оркестра «Bable».
- Бобби Макферрин, вокальная опера «Боббл».
- Элтон Джон и его песня «Tower of Babel».
Театр
Немало знаменитых деятелей театра воплотили в жизнь постановки, в основу которых легло библейское сказание о Столпотворении. Среди них имеются детские спектакли, пьесы комедийного характера, мюзиклы и драмы.
Самые известные из них:
- Адам Дариус реализовал спектакль о башне Вавилона, делая упор на многоязычность – «Institute of Contemporary Arts».
- Спектакль «Вавилонская башня» молодежной студии сатиры по произведениям Елены Семёновой, Виктории Фроловой, Андрея Макаёнка.
- Таллиннский спектакль «Вавилонская башня», о бесполезности языка.
Крылатые выражения
Несколько крылатых фраз и цитат взятые из знаменитого библейского писания о Столпотворении и ставшие нарицательными крепко засели в современной человеческой речи.
Они такие:
- «Шум, гам, кавардак – ну, словом, вавилонское столпотворение».
- «Шум такой, как будто строится вторая вавилонская башня».
На территории древнейшего города Вавилон, в низменности находится Вавилонская башня. Она имела название Сахн (в переводе – сковорода). Благодаря найденным при раскопках глиняным фризам, можно считать, что каждый ярус зиккурата имел какое-то особое значение для паломников и служителей храма.
Также ярусы были выкрашены в определенный цвет. Хотя башня Вавилона и не вошла в оригинальный список чудес света, но она однозначно являлась выдающимся творением.
Кто и зачем строил Вавилонскую башню?
Легенда о Вавилонской башне известна каждому человеку с детства.Но мало кто знает,что легенда основана на реальных событиях.
Древний Вавилон известен Висячими садами Семирамиды,воротами Иштар,правителем Навуходоносором II,который был жесток,но Вавилон всячески украшал и прославлял.40 лет Навуходоносор строил город,возвеличивая и себя и Вавилон.В то время в древней Месопотамии башни-храмы назывались зиккуратами.На вершинах башен совершались богослужения и астрономические наблюдения.Самая высокая башня находилась именно в Вавилоне.Высотой она была 91 м.,а стены её возвышались по спирали.Назывался этот зиккурат Этеменанки,что можно перевести,как » Дом краеугольного камня неба и земли».Башня несколько раз разрушалась завоевателями,но потом восстанавливалась.В наше время археологами был обнаружен фундамент этого сооружения.
Сама Вавилонская башня состояла из семи уровней,высотой около 100 метров,диаметр основания был 90 метров.На вершине зиккурата располагался храм,посвящённый верховному вавилонскому богу Мардуку.Там же были установлены золочёные ложе,стол и трон,а венчали башню огромные золочёные рога.
В Нижнем храме,у самого основания зиккурата,находилась золотая статуя самого Мардука.Башня внушала трепет местным жителям,которые верили,что Мардук регулярно спускается с небес в своё земное обиталище.На иностранцев башня тоже производила неизгладимое впечатление своей мощью и величием.Александр Великий решил перестроить башню и приказал разобрать здание,но сделать ничего не успел,так как умер.Башню так и не восстановили.
По библейской легенде,люди строили башню много лет,пытаясь сделать сооружение,которое доставало бы до неба,где,как предполагалось,обитают боги.Однако боги постарались этого не допустить,сделав так,чтобы люди говорили на разных языках.
Библейский оригинал:
1. На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город .
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Кому понравилось-подписывайтесь,ставьте лайки и делитесь в соц.сетях.
Вавилонская башня
У этого термина существуют и другие значения, см. Вавилонская башня (значения).
32°32′11″ с. ш. 44°25′15″ в. д.HGЯOL
Вавилон, Вавилония
около 2 тысячелетия до н. э.
Религиозное сооружение
около 90 м.
Медиафайлы на Викискладе
Древнерусская миниатюра из «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова (1539)
Вавило́нская ба́шня (ивр. מיגְדָּל בָּבֶל Мигда́ль Баве́ль) — башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в 11-й главе книги Бытие (Быт. 11:1—9). Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город, названный Вавилоном, и башню до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который заставил людей заговорить на разных языках, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.
История
Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне с традицией строительства в Древней Месопотамии высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.
Самый высокий зиккурат (высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных — всего 8) находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.). Предположительно построена ассирийским зодчим Арад-аххер-шу при восстановлении Эсагилы — главного храма Вавилона — по указу Асархаддона, восстанавливавшего Вавилон после того, как его разрушил Синаххериб.
Ассирийский царь Синаххериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон, этой же участи подвергся Этеменанки. Зиккурат был восстановлен Навуходоносором II. Евреи, насильственно переселённые Навуходоносором в «вавилонский плен» после уничтожения Иудейского царства, познакомились с культурой и религией Междуречья и, несомненно, знали о существовании зиккуратов. Айзек Азимов полагал, что они могли принять башню Навуходоносора в процессе её строительства за разрушенную.
Сама же башня разрушалась и реконструировалась несколько раз. Только после последней и самой крупной реконструкции фундамент башни достиг ширины 90 м при такой же высоте сооружения. Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения этой башни было использовано около 85 млн кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо двухэтажный храм. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. Найденные археологами глиняные таблички с надписями позволяют утверждать, что каждая секция башни имела своё особое значение. Те же таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме.
В 331 году до н. э. Александр Великий приказал разобрать здание для последующей реконструкции, которой помешала его смерть. Начатое ещё при Александре строительство Этеменанки так и не было завершено; остатки верхней части зиккурата были вывезены в округ Новый город, где из них началось возведение греческого театра. По этой же причине позднейшие путешественники и исследователи долгое время не могли обнаружить руины Вавилонской башни.
В искусстве
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 17 мая 2015 года. |
В этом разделе могут перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения в произведениях культуры. Пожалуйста, отредактируйте его так, чтобы показать влияние объекта статьи на значимые произведения искусства, основываясь на авторитетных источниках, избегайте перечисления незначительных фактов. |
Изобразительное искусство
Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии — в многочисленных миниатюрах, рукописных и печатных изданиях Библии (например, в миниатюре английской рукописи XI века); а также в мозаиках и фресках соборов и церквей (например, мозаика собора Сан-Марко в Венеции, конец XII — начало XIII в.).
В европейской живописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего «Вавилонское столпотворение» (1563). Более стилизованное геометрически сооружение изобразил М. Эшер на гравюре 1928 года.
Сюжет о Вавилонской башне получил широкое осмысление в европейской литературе:
- Франц Кафка написал на эту тему притчу «Герб города» (Эмблема города).
- Томас Манн, роман-тетралогия «Иосиф и его братья».
- Федор Достоевский, роман «Братья Карамазовы».
- Андрей Платонов, повесть «Котлован».
- Клайв Льюис, роман «Мерзейшая мощь».
- Виктор Пелевин, роман «Generation P».
- Нил Стивенсон в романе «Лавина» даёт интересную версию строительства и значения Вавилонской башни.
- Александр Рудазов, роман «Серая чума».
- Тед Чан, повесть «Вавилонская башня».
- Френсис Скотт Фицджеральд, рассказ «Снова в Вавилоне».
Музыка
- Оратория Антона Рубинштейна «Вавилонская башня» (англ.)русск.
- Притча Игоря Стравинского для оркестра и чтеца «Bable»
- В 1975 году Элтон Джон выпустил альбом «Captain Fantastic and the Brown Dirt Cowboy» с песней Tower of Babel.
- На основе сюжета о Вавилонской башне построена вокальная опера-импровизация Бобби Макферрина «Боббл» (2008).
- В 1993 году панк-группа Bad Religion выпустила альбом «Recipe for Hate» с песней «Skyscraper»: «…Well madness reigned and paradise drowned when Babel’s walls came crashing down…»
- В 1994 году Александр Малинин написал песню «О, Вавилон»: «…Но стали — чудо из чудес — мы строить башню до небес…»
- В 1997 году у группы «Аквариум» вышел диск «Гиперборея» в котором есть песня «Вавилонская башня».
- В 2003 году вышел сингл группы Кипелов — Вавилон.
- В 2006 году испанский певец Давид Бисбаль выпустил альбом «Premonición» с песней «Torre De Babel» («Вавилонская башня»).
- В 2015 году российский рэп-исполнитель Oxxxymiron выпустил альбом «Горгород», на обложке которого изображена Вавилонская башня.
- В 2017 году российская группа 25/17 выпустила альбом «Ева едет в Вавилон», на обложке которого изображена Вавилонская башня.
Театр
- Американский хореограф Адам Дариус осуществил многоязычную театральную постановку истории о Вавилонской башне в 1993 году в Institute of Contemporary Arts (Лондон).
- 18 сентября 2016 года украинский театральный режиссёр Владислав Троицкий презентовал на сцене Гогольfest оперу-цирк Вавилон.
Крылатые выражения
- «Шум, гам, кавардак — ну, словом, вавилонское столпотворение».
- Громкие крики птиц на острове, открытом исследователем Мэтью Флиндерсом 9 февраля 1798 года, напомнили ему историю о Вавилонском столпотворении, поэтому он дал ему название Бабел (рус. Вавилон).
Видеоигры
- На основе сюжета о Вавилонской башне была создана компьютерная игра «Prince of Persia: The Two Thrones», где главному герою предстоит карабкаться вверх по Вавилонской башне, чтобы покончить с тиранией Визиря.
- Вавилонская башня присутствует в игре «Serious Sam: The Second Encounter».
- В первой части игры «Painkiller» есть уровень Babel, при прохождении которого нужно взбираться на вершину высокой башни, попутно сражаясь с монстрами.
- В игре «Babel Rising» нужно в роли Бога не допустить постройки Вавилонской башни, причиняя страдания людям в виде молний, землетрясений или наводнений.
- В игре «Lineage 2» сюжет о Вавилонской башне послужил прототипом для локации Tower of Insolence.
- В некоторых играх серии Civilization Вавилонская башня представлена как одно из чудес света.
- В игре «Final Fantasy IV» и «Final Fantasy IV: The After Years» является одной из локаций. Используется для связи с луной. На вершине башни есть зал с кристалами для призыва Вавилонского Гиганта.
- В «Agony (игра, 2018)» Вавилонская башня является порталом между преисподней и реальным миром.
Кинематограф
- Вавилонская башня присутствует в фильме «Александр» Оливера Стоуна.
- Вавилонская башня упоминается в 20 серии 6 сезона сериала «Supernatural», но почему-то там утверждается, что её высота была равна 11 метрам.
- Предание о Вавилонской башне использовано в последнем фильме немецкого киноэкспрессионизма — «Метрополис» Фрица Ланга (1927).
- Образ Вавилонской башни также прослеживается в фильме «Generation „П“».
- Вавилонская башня упоминается в фильме «Люди Икс: Апокалипсис».
- Название известного бразильского телесериала основано на известной ветхозаветной притче о Вавилонской башне — месте, где люди были наказаны за свою гордыню и перестали понимать друг друга.
- В кинокартине «Библия» 1966 рассказана и показана библейская история о вавилонской башне.
Аниме
- В аниме Nadia: The Secret of Blue Water Вавилонская Башня изначально являлась устройством межзвёздной связи, созданным атлантами для связи с родным миром, но позже была преобразована в оружие.
Примечания
- Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. — Петроград, 1923. — Ч. 1. — 122 с.
- Краснова О. Б. Энциклопедия искусства Древнего мира. — М., 2002. — С. 67.
- Диодор Сицилийский, 2.9.9; Страбон, «География», 16.1.5.
- R.J. van der Spek. Darius III, Alexander the Great and Babylonian scholarship // Achaemenid History XIII. — Leiden, 2003. — С. 289—346.
- Мэтью Флиндерс. «Путешествие к Терра Аустралис» (1814), изд. G. and W. Nicol (запись в судовом журнале от 9 февраля 1798 г.)
Литература
- Азимов А. В начале. — М.: Политиздат, 1990.
- Гече Г. Библейские истории. — М.: Политиздат, 1988.
- Квливидзе Н. В. Вавилонская башня // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Т. VI. — С. 479—481. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
- Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1991.
- Лопухин А. П. Вавилонское столпотворение // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1902. — Т. 3. — Стб. 62
Ссылки
Существовала ли на самом деле Вавилонская башня
В какой стране располагалась вавилонская башня? Существует ли она сейчас и где находятся ее остатки? Разбираемся вместе с ЭГ.
Название города Вавилон упоминается в священных книгах — Библии и Коране. Долгое время считалось, что на самом деле его вообще не существовало, а привычные и сегодня метафоры про башню и столпотворение взялись из легенд.
Несколько веков жители Ирака даже не подозревали, что холмы у окраины современного города Эль-Хилла, в ста километрах от Багдада, скрывают развалины первого в мире мегаполиса и той самой Вавилонской башни. Но в XIX веке нашелся человек, который открыл миру тайну древних развалин. Это был археолог из Германии Роберт Кольдевей.
Роберт Кольдевей на фоне артефактов Вавилона. Фото: wikimedia.org
Как птица Феникс
Справка: Вавилон (в переводе – «врата богов») основан не позже третьего тысячелетия до нашей эры, располагался на юге Древней Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата), в области Аккад. Шумеры, один из древнейших народов, поселившиеся здесь, называли его Кадингирра. Город не раз переходил из рук в руки при нашествиях многочисленных завоевателей. В II — I тыс. до н. э. он стал главным городом созданного амореями Вавилонского царства, где жили потомки шумеров и аккадцев.
Царь Хаммурапи (слева) и солнечный бог Шамаш (рельеф верхней части столба Свода Законов). Фото: wikimedia.org
Царь Хаммурапи (1793 -1750 гг. до н. э.) из династии амореев, завоевав все значимые города Месопотамии, объединил большую часть Двуречья и создал государство со столицей в Вавилоне. Хаммурапи — автор, по сути, первого в истории законодательного кодекса. Написанные клинописью на глиняных табличках законы Хаммурапи дошли до нашего времени.
При Хаммурапи Вавилон стал быстро расти. Здесь строилось много защитных сооружений, дворцов, храмов. Богов у вавилонян было много, а потому и храмы возводились в честь богини врачевания Нинисины, бога Луны Нанны, бога грозы Адада, богини любви, плодородия и власти Иштар и других шумеро-аккадских божеств. Но главным был Эсагил — храм, посвященный покровителю города богу Мардуку.
Однако боги не спасали Вавилонию от нашествий захватчиков. В конце XVII века до н. э. Вавилонское царство завоевали хетты, в начале XVI века до н. э. оно перешло к касситам, в XIII веке им стали править ассирийцы, в VII-VI — халдеи, а в IV веке до н. э. город Вавилон стал столицей державы Александра Македонского. Завоеватели не щадили города и потому Вавилон не раз подвергался разрушению, чтобы в конце концов, как птица Феникс, снова возродиться из пепла.
Стены Вавилона после реконструкции. Фото Radomil. Фото: wikimedia.org
Город чудес
Считается, что наибольшего расцвета Вавилон достиг при халдейском царе Навуходоносоре II, который правил между 605 и 562 годами до н.э. Он был старшим сыном Набопалассара, основателя нововавилонской династии.
С малых лет Навуходоносор («первенец, посвященный богу Набу»), показал себя отличным воином. Его армия покорила несколько небольших государств на территории современного Ближнего Востока, а всё, что было там ценного, везли в Вавилонию. В том числе бесплатную рабочую силу, превратившую пустыню в оазис с многочисленными каналами.
Навуходоносор усмирял непокорных иудеев, которые то и дело бунтовали против Вавилонии. В 587 году вавилонский царь разрушил Иерусалим и его главный храм Соломона, забрал из храма священные сосуды и переселил евреев под свой присмотр.
70 лет длилось «вавилонское пленение» евреев – столько им было отмерено, чтобы осознать свои ошибки, раскаяться в грехах перед Богом и опять обратиться к вере своих предков. Вернуться домой им было позволено, когда персидский царь Кир завоевал Вавилонию.
Как ни странно, но в своих мемуарах Навуходоносор отмечал, что больше всего он гордится отстроенными городами и дорогами, которые в них пролегают. Вавилону позавидовали бы многие современные города. Он стал крупнейшим мегаполисом Древнего мира: в нем было миллион жителей.
Здесь сосредоточилась международная торговля, процветали наука и искусства. Его укрепления были неприступны: со всех сторон город окружили стенами толщиной до 30 метров с башнями, высокими валами, емкостями с водой.
Руины Вавилона. Фото Герберта Райхарта. Фото: wikimedia.org
Красота Вавилона поражала воображение. Улицы были вымощены плиткой и кирпичом, вырезанными из редких горных пород, дома знати украшены огромными барельефами, а стены многочисленных храмов и дворцов – изображениями мифических животных. Чтобы соединить Восточный и Западный районы города, Навуходоносор решил построить мост через реку Евфрат. Этот мост длиной в 115 метров и шириной в 6 метров со съемной частью для прохождения кораблей – инженерное чудо того времени.
Отдавая дань городу, царь не забывал и о своих нуждах. Он как сообщает древний источник, немало постарался, чтобы «выстроить дворец для жилища моего величества в Вавилоне».
Во дворце был тронный зал, пышно украшенный изображениями колонн и пальмовых листьев, выполненных цветной эмалью. Дворец был настолько хорош, что его прозвали «Чудо человечества».
На севере Вавилона, на специально созданных каменных возвышениях, имевших вид гор, Навуходоносор выстроил дворец для своей жены Аманис. Она была родом из Мидии и скучала по привычным местам. И тогда царь велел украсить дворец пышной растительностью, чтобы это напоминало зеленые оазисы Мидии.
Привезли плодородный грунт и посадили растения, собранные со всех концов света. Воду для орошения поднимали на верхние террасы специальными насосами. Спускавшиеся уступами зеленые волны были похожи на гигантскую ступенчатую пирамиду.
Вавилонские «висячие сады», положившие начало легенде о «висячих садах Семирамиды» (легендарной азиатской завоевательницы и царицы Вавилона, жившей в другой период), стали седьмым чудом света.
Висячие сады Семирамиды. Реконструкция начала XX века. Фото: wikimedia.org
Пиры Валтасара
Навуходоносор II правил Вавилонией более 40 лет, и казалось, ничто не может помешать городу процветать и дальше. Но иудейские пророки еще за 200 лет предсказали ему падение. Это произошло во времена правления внука Навуходоносора II (по другим источникам — сына) Валтасара.
Как свидетельствует библейская легенда, в это время к стенам Вавилона подошли войска персидского царя Кира. Однако вавилонян, уверенных в крепости стен и защитных сооружений, не очень это волновало. Город жил роскошно и весело. Иудеи вообще считали его безнравственным городом, где царит распутство. Царь Валтасар собрал на очередной пир не менее тысячи человек и приказал подать гостям вино в священных сосудах из Иерусалимского храма, использовавшихся раньше только для служения Богу. Вельможи пили из этих сосудов и насмехались над Богом иудеев.
И вдруг в воздухе появилась человеческая рука и начертала на стене непонятные слова на арамейском языке: «Мене, мене, таке, упарсин». Пораженный царь позвал пророка Даниила, который еще юношей попал в вавилонский плен, и попросил перевести надпись. Она гласила: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено», Даниил пояснил, что это послание Бога Валтасару, в котором предсказана скорая гибель царю и его царству. Никто не поверил предсказанию. Но оно сбылось той же октябрьской ночью 539 года до н. э.
Кир взял город хитростью: он приказал отвести воды реки Евфрат в специальный канал и по осушенному руслу проник в Вавилон. Валтасара убили персидские воины, Вавилон пал, его стены были разрушены. Позже его завоевали арабские племена. Слава великого города канула в Лету, сам он превратился в руины, и «ворота богов» навсегда закрылись для человечества.
Была ли башня?
Многие европейцы, посещавшие Вавилон, искали следы башни, о которой рассказывала библейская легенда.
В 11 главе книги «Бытие» содержится предание о том, что задумали сделать потомки Ноя, спасшиеся после Великого потопа. Они говорили на одном языке и, двигаясь с востока, пришли на равнину в земле Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где и поселились. А потом решили: наделаем кирпичей и построим «себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».
Башня всё росла, поднимаясь в облака. Наблюдавший за этим строительством Бог заметил: «вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать».
Ему не понравилось, что люди возомнили вознести себя выше неба, и он решил смешать их язык, чтобы они перестали понимать друг друга. Так и случилось.
Строительство замерло, поскольку все стали говорить на разных языках, люди были рассеяны по всей земле, а городу, где Господь «смешал язык всей земли», было дано имя Вавилон, что обозначает «смешение». Таким образом, первоначально «вавилонское СТОЛПО-ТВОРЕНИЕ» — это создание высокого сооружения, а не куча-мала и неразбериха.
Повествование о Вавилонской башне, наверное, так бы и осталось преданием, если бы во время раскопок Вавилона не обнаружили следы колоссального сооружения. Это были развалины храма.
В Древней Месопотамии строили храмы, совершенно не похожие на привычные европейские, — высоченные башни, которые назывались зиккуратами. Их вершины служили площадками для религиозных обрядов и астрономических наблюдений.
Среди них выделялся вавилонский зиккурат Этеменанки, что означало «Дом, где сходятся небеса с землею». Его высота – 91 метр, он имел восемь ярусов, семь из которых шли по спирали. Общая высота составляла около 100 метров.
Подсчитали, что для строительства башни понадобилось не менее 85 млн кирпичей. На верхней площадке возвышался двухэтажный храм, к нему вела монументальная лестница.
Наверху располагалось святилище, посвященное богу Мардуку, и предназначенное для него золотое ложе, а также золоченые рога. У подножия Вавилонской башни, в Нижнем храме, стояла статуя Мардука из чистого золота, век ее составлял 2,5 тонны.
Предполагают, что храм существовал еще во время правления Хаммурапи, его не раз разрушали и перестраивали. Последний раз – при Навуходоносоре. В 331 году до н. э. по приказу Александра Македонского башня была разобрана, ее собирались реконструировать, Но смерть Александра Великого помешала осуществить этот план. На память человечеству остались только величественные развалины и библейские легенды.
Вавилонское царство достигло вершины своего могущества в VI веке до н.э. при Навуходоносоре II. Он прославился как удачливый завоеватель, который покорил Иудею и взял Иерусалим, изгнал египтян из Малой Азии, успешно сражался с эламитами, населявшими территорию современного Ирана. Благодаря библейским легендам имя Навуходоносора стало синонимом безжалостного завоевателя, но для Вавилонии его правление было временем экономического расцвета и культурного возрождения после долгого трехвекового подчинения Ассирии.
Вавилон. Фото: http://jrcasals.artstation.com/projects/25NVv
В период правления Навуходоноссора тысячелетний Вавилон превратился в крупнейший город Древнего Востока с населением около двухсот тысяч человек. Город стал мощной крепостью, окруженной несколькими рядами стен. По велению царя было возведено множество новых сооружений; три из них стали поистине легендарными: висячие сады Семирамиды, зикурат Э-темен-анки («Вавилонская башня») и ворота Иштар, с ведущей к ним дорогой процессий. Последний памятник дошел ло нас если не в оригинале, то в виде достаточно к нему близком.
Ворота Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
История данного экспоната чрезвычайно интересна. Она связана с именем немецкого археолога Роберта Кольдевея (1855-1925), который долгое время мечтал подтвердить существование Вавилона Навуходоносора, известного по древним текстам. Эта его мечта осуществилась на рубеже XIX и XX веков.
Гертруда Белл. Роберт Кольдевей, 1914
Вот как пишет о Кольдевее К.Керам: «Он был необычным человеком, а по сравнению с коллегами по профессии — и необычным ученым. Любовь к археологии, к науке, которая выглядит в публикациях специалистов весьма скучной, не мешала ему наблюдать людей, изучать страну, все видеть, все подмечать, на все реагировать, не могла она в нем заглушить и бьющего через край юмора.» Мне кажется, эта характеристика хорошо дополняет приведенный выше фотопортрет ученого.
Поиски остатков города — дело жизни археолога, предмет его страстной веры в правильность догадок и расчетов, интуиции. При этом раскопки — это очень дорогостоящее мероприятие, часто производимое в труднодоступных местах и на территориях не всегда дружественных государств. В конце XIX века Месопотамия находилась в составе Османской империи. Турок мало заботили чуждые им памятники культуры, они разрешал и раскопки, и вывоз экспонатов, но только если им за это платили. Поэтому организация экспедиций требовала многочисленных переговоров и «продвижений» на всех уровнях, от самых высоких до самых низких, и в этом Кольдевей неизменно преуспевал.
Он начал работы в Вавилоне в марте 1899 года. В отличие от Ботта и Лэйярда, Кольдевей представлял себе историю города, развалины которого были скрыты под землей, и поэтому проводил раскопки достаточно целенаправленно. Вскоре он обнаружил колоссальную стену (часть Дороги процессий), вдоль которой в метровых слоях щебня находились многочисленные обломки глазурованных рельефов.
На руинах Вавилона. Раскопки Кольдевея, ок. 1900 года
На небольшом участке длиной в восемь метров, была найдена почти тысяча фрагментов. Так как по расчетам Кольдевея общая длина рельефов равнялась примерно тремстам метрам, он писал в одном из писем: «Я рассчитываю найти по меньшей мере 37 000 обломков. Неплохие перспективы после четырнадцати дней раскопок!».
На месте раскопок можно было понять только общие планы стен и башен, все остальное представляло собой осыпавшуюся кашу из кусков камней, кирпичей и керамики. Их просеивали, сортировали, упаковывали в пронумерованные по местам находок ящики, и отсылали в Берлин. И уже не отдельные обломки, а ящики исчислялись тысячами. Только представьте себе объем этой гигантской головоломки, многие кусочки которой наверняка отсутствовали, и вы поймете какой сложной была задача воссоздания вавилонских рельефов.
Бык с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
На снимке ясно видны кусочки вавилонских кирпичей, пригнанные друг к другу во время реконструкции. А целые кирпичи без рисунка — это уже современные вставки, их можно отличить от оригинальных и по более ясному цвету.
Воссоздание передней половины ворот Иштар и двух фрагментов дороги процессий велось по натурным макетам, в новых залах Пергамского музея, специально построенных для этой цели.
Уменьшенный макет Дороги процессий и ворот Иштар. Пергамский музей, Берлин
Кольдевей принимал в реконструкции ворот активное участие, но завершена эта работа была уже после его смерти. Новые экспонаты музея представили публике в 1930 году.
Фрагмент Дороги процессий. Пергамский музей, Берлин
Мне захотелось представить, как могла бы выглядеть эта знаменитая дорога двадцать шесть веков назад, и я сделал ее фото-реконструкцию на основе снимков из Пергамского музея.
Вавилон. Дорога процессий и ворота богини Иштар. Фото-реконструкция (кликабельно).
Дорога была вымощена огромными каменными плитами, на нижней стороне каждой из которых высечена надпись: «Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Я вымостил каменными плитами из Шаду эту дорогу процессий к храму великого бога Мардука. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь».
Мардук был главным богом и покровителем Вавилона, именно ему были посвящены храмы, стоявшие у подножья и на вершине «Вавилонской башни». Священным животным и символом Мардука являлся сирруш — дракон, который имел голову змеи с раздвоенным языком на тонкой изогнутой шее, чешуйчатое тело, львиные передние и орлиные задние ноги и хвост с ядовитым жалом скорпиона.
Сирруш с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
Также почитали в Вавилоне и Адада — бога бури, грома и ветра, воплощение созидательных и разрушительных сил природы. Его священным животным был бык (на фото выше). Бык традиционно, как и у многих древних народов, олицетворял плодородие и силу, имел охранительное значение, у вавилонян он также символизировал ярость и неукротимость.
Сами ворота были посвящены богине Иштар, которая имела для вавилонян сразу несколько ипостасей: она была богиней плодородия, плотской любви, войны и распрей. Ее священным животным являлся лев, чье изображение было повторено по обеим сторонам Дороги процессий 120 раз. В вавилонском пантеоне Иштар была олицетворением планеты Венеры. Это одна из самых древних богинь человечества, почитавшаяся еще у шумеров (как Инанна), потом ее имя трансформировалось в Иштар (у аккадцев), Астарту (у финикийцев), Афродиту (у греков), Венеру (у римлян).
Иштар-«Венера», IV в.до н.э. Лувр, Париж
В аккадской мифологии Иштар имела много любовников, но эта страсть была и её проклятием, и проклятием тех, кто становился её фаворитами: «Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги.»
«Королева ночи» (Иштар?). Красочная реконструкция вавилонской статуэтки XVIII в.до н.э. из Британского музея.
Дворец, который вечно неудовлетворенный Навуходоносор постоянно продолжал расширять, был настоящим чудом с богатейшими украшениями и многоцветными барельефами из глазурованного кирпича. Царь утверждал, что он построил его за пятнадцать суток и эта версия передавалась из поколения в поколение на протяжении столетий как абсолютно достоверная.
Фрагмент дворцовой стены, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
Реконструкция входа в тронный зал дворца
Последний снимок взят мною из ролика, созданного в 2013 году сотрудниками канадского университета для Королевского музея Онтарио. Это своего рода «полет» по трехмерной реконструкции Вавилона, которая, на мой взгляд, дает самое лучшее представление о городе времен Навуходоносора.
Прежде чем дать ссылку на сам ролик, приведу посекундную привязку к показу главных сооружений и несколько комментариев.
0:25-0:35 — Дорога процессий и ворота Иштар
0:47-1:05 — Дворец Навуходоносора
1:13-1:35 — «Висячие сады Семирамиды»
Геродот причислил сады к чудесам света, но по современным меркам это было достаточно скромное сооружение. Навуходоносор взял в жены мидийскую царевну Амитис, выросшую в гористой и зеленой Мидии (ныне это Иран). Чтобы порадовать жену, скучавшую в пыльном и плоском Вавилоне, царь приказал развести на ступенчатых террасах сады, постоянно орошаемые подающейся снизу водой. Они и получили эпитет «висячих», по видимому из-за неточности в переводе с греческого. А в истории имя Амитис оказалось смешанным с именем ассирийской царицы Семирамиды, жившей на 200 лет раньше нее. Так и образовалось название садов, в котором два слова из трех неверны.
1:50-2:05 — «Вавилонская башня»
Самым высоким сооружением Вавилона был зиккурат Э-темен-анки (Дом основания неба и земли), который Библия назвала Вавилонской башней. Он существовал по крайней мера с XVIII века до н.э., неоднократно разрушался завоевателями, но вновь и вновь восстанавливался вавилонянами. Последнюю реконструкцию начал отец Навуходоносора, а его сын добавил гордую надпись: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Э-темен-анки так, чтобы поспорить она могла с небом». Башня поднималась гигантскими террасами, поставленными друг на друга; чем выше, тем размер этажа был меньше. Ширина нижнего этажа составляла 90 метров, общая высота зиккурата также была равна 90 метрам. Около его основания располагался главный храм бога Мардука, где стояла его золотая статуя весом более 20 тонн. Сюда стекались тысячи людей для поклонения своему верховному божеству.
2:13-2:35 — Панорама города из святилища Мардука
Самый верхний этаж зиккурата был занят святилищем Мардука. Покрытый золотом и облицованный голубым глазурованным кирпичом, он был виден издалека и как бы приветствовал путников. В отличие от нижнего храма здесь не было статуй, и стояли лишь ложе и позолоченный стол. В это святилище народ не имел доступа, поскольку здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно. Только одна избранная женщина проводила здесь ночь за ночью, готовая разделить ложе с богом.
Объемная реконструкция Вавилона выполненная для Королевского музея Онтарио
Долгие века в Месопотамии строили из кирпичей, высушенных на солнце, которые под воздействием ветра и времени довольно быстро разрушались. Поэтому от строений ранних эпох не осталось почти никаких следов, кроме полу-рассыпавшихся холмов. Навуходоносор стал применять при постройке настоящий кирпич, обожженный в печах. Но от его построек осталось почти так же мало, как от предшествующих, правда уже по другой причине: на протяжении столетий местное население смотрело на их развалины как на своего рода каменоломни и брало там крепкий кирпич для своих нужд. Многие селения и даже города в окрестностях бывшего Вавилона целиком выстроены из кирпичей, на которых стоит клеймо Навуходоносора. Можно сказать, он прочно вошел в историю…
Больше о Вавилоне Навуходоносора и раскопках Кольдевея: http://modernproblems.org.ru/hisrory/171-ceram-2.html?start=8
Очередная загадка истории, на которую современные ученые до сих пор не могут найти ответ, связана с гибелью библейского Вавилона и знаменитой Вавилонской башни в Борсиппе. Эта наполовину сгоревшая и оплавленная до стекловидного состояния чудовищной температурой башня, сохранилась до настоящего времени, как символ Божьего гнева.
Она является наглядным подтверждением правдивости библейских текстов о страшной ярости небесного огня, обрушившегося на Землю в середине второго тысячелетия до нашей эры.
Согласно библейской легенде, Вавилон был построен Нимродом, которого принято отождествлять с великаном-охотником Орионом. Это очень важное обстоятельство в астральной легенде, определяющее одно из пяти мест предыдущих появлений «кометы-возмездие» на ночном небосклоне, о чем будет рассказано в соответствующем месте.
Нимрод был сыном Хуша и потомком Хама, одного из трех сыновей Ноаха: «Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сенаар.» /Быт. 10:8-10/
Библейский миф рассказывает, что после Ноева потопа люди предприняли попытку построить город Вавилон (от шумер. Bab-ily – «врата Бога».) и Вавилонскую башню «высотой до самых небес».
И здесь уместно сказать, что в мифологических текстах название «врата Бога», «небесные врата», а также «врата ада» употребляются для обозначения мест космических взрывов, в эпицентре которых от небесного огня погибало все живое.
Разгневанный неслыханной людской дерзостью, Б-г «смешал их языки» и рассеял строителей Вавилонской башни по всей земле, вследствие чего люди перестали понимать друг друга: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» /Быт. 11:5-9/.
Поэтому другое значение слова Вавилон воспроизводят от древнееврейского слова balal – «смешение».
TURRIS BABEL Athanasius Kircher, 1679
Это умышленное библейское искажение название города, основанное на сходстве звучания слов, в действительности отражает и историческую реальность. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что время гибели Вавилона – это время великого переселения племен и народов, смешения их языков и обычаев, освоение и захват новых территорий.
Недалеко от города Вавилона находятся развалины Борсиппы с сохранившимися руинами обгоревшего древнего храма и огромной храмовой башни, которую и принято считать упоминаемой в Библии легендарной Вавилонской башней.
Правда, некоторые археологи оспаривают это название, на том основании, что в черте города Вавилона имелась своя храмовая башня, причем не менее солидных размеров.
Как определили археологи, башня из Борсиппы ранее состояла из семи ярусов-ступеней, стоящих на массивном квадратном основании.
Раньше они были окрашены в семь цветов: черный, белый, пурпурно-красный, синий, ярко-красный, серебристый и золотистый. Даже сейчас остатки башни впечатляют. Её оплавленный остов, стоящий на холме, на 46 метров возвышается над основанием башни.
Стены башни, сложенные из обожженного кирпича, как и огромных размеров культовые помещения внутри, сильно пострадали от огня.
От жара немыслимой температуры верхняя, бoльшая часть башни буквально испарилась, а оставшаяся, меньшая часть башни оплавилась в единую стекловидную массу, как с внутренней, так и с наружной стороны.
Вот как об этом пишет Эрих Церен: «Нельзя найти объяснение тому, откуда взялся такой жар, который не просто раскалил, но и расплавил сотни обожженных кирпичей, опалив весь остов башни, все ее глиняные стены.»
Любопытно привести и свидетельство Вильгельма Кенига, пытавшегося осмыслить причину немыслимого жара, буквально расплавившего ступенчатую башню-зиккурат в Борсиппе: «Обычные строительные кирпичи могут расплавиться только в очень сильном огне.
ROMANESQUE PAINTER, French The Building of the Tower of Babel Fresco — Abbey Church, Saint-Savin-sur-Gartempe
А вот как описывал башню из Борсиппы путешествующий по Месопотамии в 1867 году Марк Твен:
«…она имела восемь ярусов, два из которых стоят и по сей день – гигантская кирпичная кладка, рассевшаяся посредине от землетрясения, опаленная и наполовину расплавленная молниями разгневанного Б-га.»
Надо сказать, что до настоящего времени ни один исследователь так и не смог удовлетворительно объяснить это чудовищное оплавление, под воздействием немыслимой температуры, из-за которой верхняя часть кладки превратилась в пар, а остатки оплавленной башни как бы расщепились сверху донизу.
Попытки объяснить это оплавление ударом молнии большой мощности, нельзя признать убедительными, что прекрасно видно из приводимой ниже справки о линейных молниях.
По современным представлениям, линейные молнии – это гигантские искры, возникающие между облаками, или между облаком и поверхностью земли. Их средние размеры исчисляются несколькими километрами, но иногда встречаются молнии до пятидесяти и даже ста пятидесяти километров. Средняя сила тока разряда от 20 до 100 килоампер, но иногда достигает 500 килоампер.
Средняя температура канала молнии 25000-30000 градусов по Кельвину.
Совершенно очевидно, что ни одна, даже сверхмощная молния не могла сплавить в единый монолит Вавилонскую башню. И уж тем более разрушить прилежащий к ней храм, а также находящийся в полутора десятках километров от нее город Вавилон, окружность которого, по уточненным археологами данным, составляла 18 километров, а толщина стен оценивается в 25 метров.
Питер Брюгель — ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ 1563
Согласно сведениям Геродота, город Вавилон представлял собой почти правильный четырехугольник, и располагался по обе стороны реки Евфрат. Каждая сторона этого четырехугольника равнялась приблизительно 22 километрам, а толщина стен составляла 50 локтей (локоть – ок. 52 см), и по ним можно было одновременно проехать по шесть колесниц в ряд.
А высота стен, и в это почти невозможно поверить, достигала 100 метров. Стены города имели 100 медных ворот, а на самих стенах высились 250 башен. Весь город был окружен широким и глубоким рвом.
В середине второго тысячелетия до н.э., Вавилон являлся культурным, духовным и политическим центром Халдеи, и одним из самых богатых и могущественных городов всего Древнего Мира. Это было время расцвета и величия Вавилона. Город имел самый большой запас золота в мире, и казалось ничто не могло поколебать его могущества.
Современники называли его «красота Халдеи», «житница Халдеи», «гордость Халдеи», «слава царств», «золотой город». Библейские тексты сообщают, что «Вавилон был золотою чашей в руке Господа».
Так что же разрушило Вавилон и оплавило до стеклообразного состояния Вавилонскую башню?
Несомненно, что эта чудовищная температура, которая сопоставима только с жаром ядерного взрыва, возникла как результат гигантского электроразрядного взрыва падающего небесного тела, огненный столб которого накрыл храмовую башню, а высвободившаяся энергия разряда, в виде колоссальной мощности взрывной волны, обрушилась на город Вавилон, в считанные минуты превратив его в груды развалин.
Гибель города была столь страшной, что составители библейских текстов с трудом подбирают эпитеты для обозначения его ужасного разрушения.
Вавилон, который был «золотой чашей в руке Господа», вдруг в течение одного дня «сделался ужасом между народами», «пустыней опустошенной», «грудой развалин», «домом запустения» и «жилищем шакалов».
Вот как выглядят библейские пророчества, о гибели Вавилона, которые совершились: «Вот приходит день лютый, с гневом и пылающей яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. Я накажу мир за зло, и нечестивых за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; … Для сего потрясу небо,и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его…. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Б-гом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем.» /Ис. 13:9-11,13,19-20/
Надо сказать, что мощность электроразрядного взрыва крупного метеорита может исчисляться сотнями тысяч мегатонн в тротиловом эквиваленте, что значительно превышает мощность современных термоядерных зарядов, поэтому гибель обнесенного циклопическими стенами Вавилона, с его гигантскими зиккуратами, как свидетельствуют библейские тексты, продолжалась менее одного часа.
Город был буквально сметен с лица земли колоссальной мощности взрывной волной, превратившись в огромные горы обуглившегося щебня и мусора.
Развалины древнего Вавилона располагаются на берегах Евфрата, примерно в ста километрах от современной столицы Ирака Багдада, и после взрыва представляли собой гигантские горы мусора и находятся вблизи возникшего позже, арабского поселения Гиллах.
Эти холмы щебня арабы называли Амран ибн Али, Бабил, Джумджума и Каср.
Местоположение древнего Вавилона изначально было известно археологам, и некоторые из них, в том числе удачливые Лэйярд и Опперт, даже делали на его развалинах пробные раскопы, но осознавая огромный объем земляных работ и количество необходимых для этого денег, не отважились на организацию серьезных археологических исследований.
И только в самом конце девятнадцатого века, весною 1899 года немецкий археолог Роберт Кольдевей, получив на производство работ баснословную по тем временам сумму в полмиллиона золотых марок, рискнул начать раскопки, конечно не предполагая, что ему понадобится целых восемнадцать лет, чтобы добраться до развалин столицы древней Халдеи.
Для выполнения никогда ранее не производившегося объема земляных работ, ему пришлось выписать из Германии полевую железную дорогу, и проложить к месту раскопа железнодорожную колею. Надо сказать, что железная дорога первый, и, кажется, единственный раз, применялась при археологических работах подобного масштаба.
Толщина слоя земли, смешанной с песком пустыни, золой и пеплом, над развалинами Вавилона превышала десять метров, но тяжелый труд в адских условиях пустыни был вознагражден открытиями, принесшими Роберту Кольдевею заслуженную мировую славу.
На основе раскопок экспедиции Роберта Кольдевея стало возможным воспроизвести реконструкцию Древнего Вавилона, в развалинах которого при раскопках ворот богини Иштар, были найдены изображения синкретического животного «Сирруш», состоящего из частей четырех синкретических животных: фантастического четвероного животного, идентифицировать которого не удалось, орла, змеи и скорпиона, что позволяет считать его прообразом Большого Сфинкса.
Библейские тексты называют Вавилон городом греха и разврата, но на самом деле он был настоящим городом богов. Археологи раскопали на его территории десятки храмов верховного бога Мардука и сотни святилищ других божеств. Например, согласно клинописным текстам, в городе располагалось «53 храма, 55 святилищ верховного бога Мардука, 300 святилищ земных и 600 небесных божеств, 180 алтарей Иштар, 180 алтарей Нергал и Адади и 12 других алтарей.»
Но это не спасло его от ярости космического огня и потопа.
Остатки подлинной Вавилонской башни, раскопанные Робертом Кольдевеем
Надо сказать, что никто из исследователей и археологов, не желает обращать внимание на то, что развалины Вавилона, разрушенного электроразрядным взрывом, были еще и затоплены водами Ноева потопа.
Вавилон, который раскапывали рабочие Кольдевея, представлял собой город, построенный на развалинах многочисленных, еще более древних построек, но многолетние попытки добраться до этих культурных слоев, были безуспешны, грунтовые воды постоянно заливали шахты.
Разрушившая Вавилон катастрофа подорвала все устои вавилонского царства и стала причиной его упадка.
Исторические документы абсолютно точно зафиксировали дату, которую считают началом Нововавилонского царства – 1596 год до н.э. в современном летоисчислении.
А это еще раз свидетельствует о том, что гибель Старо вавилонского царства явилась следствием космической катастрофы 1596 года до н.э., о чем современные историки пока не осведомлены.
Вавилонская башня иллюстрация к Библии Гюстава Доре (Gustave Dore)
Добавить комментарий