Великорецкий крестный ход

До главного церковного праздника Светлой Пасхи осталось совсем немного. В 2020 году он приходится на 19 апреля. Неотъемлемой частью праздничного богослужения станет традиционный православный Крестный ход. Так называют торжественное шествие священнослужителей и прихожан вокруг храма. Это важное событие для всех верующих, которое проходит по определенным правилам.

Когда и во сколько начинается Пасха в основных регионах России

По религиозной традиции празднование приходится на ночь с субботы на воскресенье. Сказать точно, в какое время начинается Крестный ход на Пасху в 2020 году и во сколько он заканчивается, сложно. Обычно священник открывает шествие ближе после 23:00, чтобы в 24:00 вернуться в храм для проведения пасхальной заутрени. Однако допускаются временные отклонения в большую или меньшую сторону. Продолжается действие не больше часа.

Интересно!Праздничное шествие – это символ того, как православная церковь двигалась навстречу радостной вести о том, что Христос воскрес. Торжественная служба начинается в 20:00, поэтому те, кто хочет присутствовать на ней, приходят в храм заранее. Остальные люди могут присоединиться к празднованию позднее, но в здание церкви они уже не попадут. Многие смотрят прямую трансляцию процесса по телевидению. Например, ежегодно богослужение передают по телеканалам:

  • «Первый»;
  • «Спас»;
  • «Россия 1».

Трансляция обычно начинается в 23:30. Прямой эфир доступен также на религиозных сайтах в интернете.

Правила и особенности Пасхального Крестного хода

Зрелищное шествие обязательно проводится во всех храмах страны. Проходит крестный ход на Пасху 2020 года по тем же правилам, что и всегда. Во главе процессии идёт человек с фонарем в руках. Далее – священники с запрестольным крестом, образом Девы Марии, Евангелием и другими реликвиями. За ними следуют церковный ход и прихожане со свечами в руках. Люди идут попарно. После того, как все участники действия выходят из храма, его двери запирают.

Участники процессии обходят храм три раза, каждый раз делая остановку у его закрытых ворот. Эта традиция – символ отбрасывания камня, закрывавшего Гроб Господень. Ворота церкви открываются только после завершения третьего круга. Паства произносит фразу «Христос Воскресе» и возвращаются внутрь для продолжения службы. Так завершается шествие и начинается заутреня.

Красивые и короткие поздравления с Пасхой Христовой 2020 года После Великого поста наступает время Пасхи. Православные спешат поздравить друг друга со светлым праздником,…

Как вести себя в храме на Пасху

Когда начинается Крестный ход, прихожанам следует соблюдать несколько правил поведения в знак уважения к светлому празднику:

  1. На протяжении всей службы к алтарю не поворачиваются спиной.
  2. Мобильный телефон отключают.
  3. Когда священнослужитель крестится, паства кланяется. Когда он упоминает Святую Троицу, верующие обязательно крестятся.
  4. На службу одеваются в скромную одежду. Женщины надевают юбку или платье (они должны закрывать колени), а также головной убор.
  5. В церковь приходят исключительно в трезвом состоянии.
  6. Внутри храма разговаривают очень тихо.
  7. При входе и выходе из здания церкви крестятся трижды.
  8. Во время шествия ни в коем случае не идут впереди креста.
  9. Всю процессию выдерживают стоя. Садятся только больные, старики, беременные женщины.

Паcхальный крестный ход

Пасха — главный христианский праздник — воскресение Иисуса Христа после Его распятия на Кресте. Пасху предваряют Великий пост и Страстная седмица, которые готовят верующих к встрече Воскресшего Спасителя.

Крестный ход — церковный обряд, во время которого верующие совершают шествие с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестный ход совершается ради прославления Бога и испрашивания у Него милости и благодатной поддержки. Крестный ход может совершаться из одной точки к другой или же вокруг или внутри храма. В древности крестный ход совершался зачастую во время бедствий, например засухи или землетрясения. Со временем стали распространяться торжественные крестные ходы в особые праздники или важные события церковной жизни.

В сам праздник Пасхи крестный ход обычно совершается около полуночи. Духовенство вместе с верующими три раза обходят с песнопениями храм, подходят к его закрытым дверям и поют тропарь «Христос воскресе из мертвых…». Двери открываются, все заходят внутрь и начинается праздничная служба.
Прообраз этого крестного хода — шествие Жен Мироносиц, которые спешили ко гробу Спасителя.

Всю следующую неделю — Светлую седмицу — каждый день после литургии также совершаются крестные ходы, но они проходят днем. Крестный ход останавливается по четырем сторонам света возле храма и духовенство читает Евангелие.

Запрестольные крест и икона

Икона Богородицы и изображение Распятия на деревянных древках, которые находятся за престолом в алтаре — отсюда и название.

Пасхальный трехсвечник

По форме напоминает напрестольный крест, который священник дает целовать прихожанам после Литургии, но вместо Распятия на нем изображено Воскресение Христово. К самому кресту крепятся три подсвечника. Часто трехсвечник украшают разноцветными лентами или цветами.

Хоругви

Церковные знамена с изображением Спасителя, Богородицы, святых или особых церковных праздников. Хоругви символизируют победу над смертью и диаволом.

Евангелие

Отрывки из Евангелия четыре раза читаются во время крестного хода.

Великорецкое чудо – центр духовной веры Вятской земли.

Село Великорецкое – красивое и почитаемое место не только для паломников совершающих известный во всем мире Великорецкий крестный ход, но и для тех, кто любит красивую богатую природу и ауру дышащих стариной архитектурных строений.

«Великорецкий град» — это целый комплекс сооружений, в который входит несколько объектов, Преображенская и Никольская церкви, Ильинская колокольня, а также другие церковные сооружения: торговые ряды, гостиный двор.

Начало истории крестного хода и обещанию паломников возвращать раз в год чудотворную икону Святителя Николая на место ее обретения, прошло уже более 6 веков. Каждое лето непоколебимая вера и надежда на исцеление отправляет паломников с одной из самых дорогих и почитаемых икон в мире по не простому многокилометровому маршруту крестного хода.

Село Великорецкое Юрьянского района называют Святыней Вятской земли! Здесь находилось одно из древних поселений Вятского края, которое входит в перечень исторических мест России. Сейчас происходит возрождение храмового комплекса «Великорецкий град», над святым источником возвышается часовня и верующие со всей области и со всей России посещают это священное место.

Архитектурные объекты Великорецкого ансамбля создавались при участии многих известных и талантливых архитекторов – Ф.М.Росляков, С.Е.Емельянов, А.Е. Тимофеев, В.М.Дружинин, И.Д.Дюссар де Невиль и другие.

А начиналось все в 17 веке с двух деревянных церквей и приюта для паломников. Тогда вокруг церквей быстро росло село близ реки Великая.

Первый храм из камня Великорецкого града — это Церковь Преображения Господня построенная в 1749 году. Предел святителя Николая построен ранее в 1741 году. И это грандиозное строение стало сердцем формирования всего ансамбля. Преображенская церковь становится пристанищем образа чудотворной иконы в дни прохождения крестного хода. Именно здесь духовный центр крестного хода.

Слева от Преображенской церкви была построена каменная колокольня в 1768 году. Колокольня величественно возвышается над всем Великорецким Градом, и звон колоколов разливается на многие километры вокруг. В 1860 году колокольню разбирали и в 1862-1874 годах возвели новую из четырех ярусов, высотой 43 метра.

Веком позднее при Ф.М.Рослякове Град на реке Великая ждал большие преобразования. В архитектурном комплексе были задействованы площадь, село и окружающий ландшафт, запланирована аллея из берез, связывающая Град и священное место обретения образа Николы, где в 1800 году стояла Николаевская часовня из камня. Были возведены каменные Святые ворота и часть ограды.

В 20х годах 19 века градостроительство продолжалось с большим размахом. По проекту С.Е.Дудина возводилась каменная Николаевская церковь. Она стала одной из последних его работ. Строительство началось в 1824 году. Далее уже после смерти Дудина окончательные работы велись при архитекторах И.Д. Дюссар де Невиля и А.Е.Тимофеева. И через 15 лет в 1839 году было завершено возведение храма и состоялось освещение. Продолжалось строительство других объектов — четыре каменных дома для притча, гостиный двор с торговыми рядами, приюты для паломников.

Именно в Николаевской церкви находилась местная икона святителя Николая «Житель», которая почиталась не менее, чем чудотворный образ. Первым долгом богомольца считалось отслужить молебен перед обеими иконами.

Возведенный Град выглядел грандиозно и впечатляюще. И спустя века архитектурный ансамбль не утратил своего величия и достоинства. Паломникам крестного хода, двигающимся на реку Великую, открывается вид на величественные храмы в окружении классических строгих зданий, каменные ворота и ограда вокруг, приют для верующих, торговый ряды- все утопает в свежей зелени свежей июньской травы. Все это можно смело назвать Великорецким чудом.

В состав Великорецкого града так же входит Часовня у источника на реке Великая и сама дорога к ней. К сожалению, каменные возведения до наших дней не сохранились. Сейчас здесь красивая деревянная часовня и купель. Практически всегда здесь можно встретить посетителей, молящихся, просящих об исполнении своих нужд, набирающих воду из святого источника или совершающих омовение.

В Кировской области природный комплекс вокруг села Великорецкое находится под особой охраной и территория признана памятником природы регионального значения. Прекрасный воздух пихтового и елового леса, восхитительный природный склон у родника с вековыми соснами, уникальные многоствольные липы, диковинные растения, редкие виды животных и птиц, конечно, сам источник и река под склоном с рыбами, занесенными в красную книгу – это все нужно сохранить для потомков. Необходимо сохранить этот природный комплекс и объекты в своем естественном состоянии, поддержать среду обитания биологических организмов на территории Кировской области.

Купель.

Здесь очень приятная умиротворяющая атмосфера, никто никому не мешает, ведь святые места не любят суеты и шума. Вокруг чисто, красиво и уютно в любое время года. Посетив этот прекрасный уголочек, чувствуешь прилив душевных сил, поднимается настроение, а уходишь с обязательным желанием вернуться.

Вид на Часовню с реки.

Река Великая

Крест для молитв.

Фото сайта «Киров и Вятка».

Великорецкий крестный ход

Информация для участников крестного хода в 2019 году

Расписание Великорецкого крестного хода в 2019 году

Расписание автобусов на Великорецкий крестный ход на 2017 год:

ОАО «КировПассажирАвтотранс»

ООО «Юрьянское АТП»

Актуализирована ГИС-карта Великорецкого крестного хода

О профилактике заболеваний, вызванных укусами клещей

Памятка паломнику по вопросам оказания медицинской помощи в Великорецком крестном ходе (doc., 240 KБ)

Список обязательной экипировки для паломника

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к участникам Великорецкого крестного хода в 2014 году

Советы врача участникам Великорецкого крестного хода

Крестный ход на карте области

Подробнее о Великорецком крестном ходе (doc, 57 кб)

Места паломничества в Кировской области

Памятка паломнику Великорецкого крестного хода (doc, 26 кб)

О памятнике природы «Великорецкое»

Административные меры за нарушения законодательства в границах памятника природы «Великорецкое»

Легенда гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма — более достойного места для чудотворного образа.

В XIII -XIV веках русские люди только еще начали поселяться на вятской земле, заселенной, в основном, языческими племенами. Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли — Великорецкий крестный ход.

Cлава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая. Второй раз чудотворная икона побывала в Москве в 17 веке по приказу царя Михаила Федоровича. В 1668 году был назначен официальный день празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая — 24 мая (6 июня по новому стилю).

До 20-х годов XX века Образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.

Вот уже более 600 лет икона святителя Николая приносится на место явления — берег реки Великой. До 1777 года Крестный ход совершался водным путем по Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше.

Великорецкий крестный ход — самый древний, известный, многолюдный и величественный из всех крестных ходов Вятской земли. Он начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора г. Кирова, идет через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт — село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров. Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 180- километровый путь. На богослужениях в селе Великорецком присутствует более 10 тысяч человек, в том числе иностранные гости.

Возрождается созданный в XVIII — XIX веках архитектурно-храмовый комплекс села Великорецкого — «Великорецкий град», в состав которого входят Преображенская церковь (1739 год), Никольская церковь (1822-1839 годы), Ильинская колокольня (1860 год), а также торговые ряды, гостиный двор и четыре каменных двухэтажных дома для притча и школы (XIX век). Над святым источником вновь построена часовня.

В 2005 году в селе Великорецком учрежден Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь.

Чудотворец

Как народ в истории, так и человек на кратком пути своем, в трудные времена просит откровения, но жаждет чуда. Опыт обретения их изменяет жизнь.

…В 1383 году на высоком лесистом берегу невеликой реки Великой (притока Вятки) некто Агалаков, крестьянин деревни Крутичи, пробираясь к дому, увидел странное свечение на сосне. Небольшой образ Николая-Чудотворца удалось снять с дерева только со товарищи и после прилежной молитвы. Чудотворения от обретенной иконы начались уже на третий день, вскоре неподалеку был срублен Никольский храм, а примерно через 100 лет местная столица Хлынов – так прежде называлась Вятка – истребовала святой образ к себе, справедливо видя в нем небесное покровительство всему Вятскому краю. Плачущим же великорецким было твердо обещано каждый год ко дню явления (6 июня н.с.) торжественным крестным ходом приносить святыню домой. С тех пор и носим. Перерывов было два: Иоанн Грозный возжелал «Чудотворца» и не возвращал больше двух лет (ему посвящен южный придел храма Василия Блаженного), и Михаил Романов после коронации продержал икону в Москве около года. Впрочем, был случай… В 1551 году от неизвестных причин хлыновцы своим долгом пренебрегли. Тут же ударили морозы, повалил снег и пролежал до 25-го июня. Отступники, понятно, быстренько двинулись на Великую по холодку, да больше со святителем Николаем не шутили. Урожай, кстати, в том году собрался рекордный.

…К началу ХХ века селение Великорецкое представляло собой куст деревень (включая Крутичи) вокруг мощного классического ансамбля: Никольский, Спасо-Преображенский храмы и многоярусная колокольня (XIX – XX век), дом причта и маленький приют для паломников – на 2000 мест. «Маленький» – не шутка, ибо число крестноходцев убегало за 20000. Часовня с ротондой стояла на берегу и накрывала святую купель: из-под горы с той самой сосной забил целебный ключ. Всё это строительное богатство объяснялось просто: помя́нки с копеечкой везли подводами со всей России – столько, что местное духовенство едва успевало вычитывать их в течение года.

…»На Вятке – свои порядки» – красное колесо не раздавило Крестный ход: даже перед войной он собирал тысячи. Но в хрущёвские гонения открыто уже не ходили – только бесстрашные «платочки» прорывались на Великую небольшими группами и подальше от дорог, где на них с энтузиазмом охотились милиция и дружинники, да и колхозники не жаловали. Великорецкие храмы закрылись, сосну спилили, а вековые деревни и села на пути Крестного хода буквально стерли с лица земли. О самой иконе ничего не слышно уже лет 70… Только в 1989 году Крестный ход возобновился как официальное епархиальное действо.

…От Вятки до Великорецкого – 90 км и три дня хода (15, 50 и 25 км) всё тем же пятисотлетним путем и в те же сроки: 3, 4, 5 июня. 6-го – Литургия на берегу в специальном новом рубленном храме-алтаре, перед которым сходятся тысячи 3–4 (часть из них – приезжают). После – водосвятный молебен, купание и нескончаемая очередь за святой водой. 7, 8 июня – 70 км, обратное шествие иным путем. 8-го к пяти вечера икона (увы, другая) снова в кафедральном соборе Вятки, где акафист св. Николаю и прощание со слезами — на год, и это единственное печальное событие всего Крестного хода…

…За предшествующие 11 лет пропитавшись Архангельским Севером, я, тем не менее, как показалось мне 3-го июня 1992 года, попал на уходящую «машину времени». Слегка переодень народ – века не узнаешь. В свои 47 я – в младшей возрастной группе. Вокруг – почвенная Церковь, посторонних – никого. (Московский фотограф, всего три года как крещенный, чувствовал понятное смущение.) Режим: 1.5-2 часа ходьбы, привал от получаса до двух – в зависимости от времени дня, места и молитвенной программы. На привалах и на ходу — пение и чтение акафистов, а также народных баллад о Николе и Крестном ходе «на Великую реку́». Сна (если это сон) – 2-3 часа в школах, сельских спортзалах вповалку на голом полу. В час ночи подъем, правило, в два (густые сумерки, но что-то видно) – все на дороге. Сама дорога – асфальт, просёлок, поле, лес, болото, луговина. Ближе к Великорецкому – всхолмленная земля, изумительные открытые пространства с таёжными гривами по горизонту. Пища – что из котомки достанешь, обычно хлебушек да сухарь: естественный пост перед причастием. Дневная континентальная жара телесный подвиг заметно усугубляет, и первые годы меня удерживала на ходу не столько молитва, сколько стыд пред «платочками», еще и поющими непрерывно то тропарь раз за разом, а то и целый акафист (живая иллюстрация к словам апостола «сила Божия в немощи совершается»). Еще по ходу можно было услышать, к примеру, разговор двух бабуль о молитвенном преимуществе одноголосого распева над многоголосым – профессиональное музыкально-богословское исследование, готовый материал для статьи в любой соответствующий журнал.

Отдельная песня – благословенное Горохово, 12 км не доходя до Великорецкого. От необъятного села остался только просторный Казанский храм с выломанной алтарной стеной, заваленный бывшими удобрениями и цементом, могучая колокольня, да затерявшийся в травах святой источник в лесу, где в 96-м была отрыта купель. Тогда же муравьиным способом народ вынес мусор, а священство на себе испытало воду. Одновременно с купелью на месте иконостаса в расчищенном храме поднялся березовый крест. Благодатнее места я не встречал. Похоже, там скоро будет мужская обитель.

…Особое состояние природы и паломников – на рассвете в день явления. Маленькие костры у реки по границе леса, тихие молитвы, тихие разговоры. Во всех и во всём – обостренный слух ожидания… Как рассветет, там же появятся аналои с крестом и Евангелием и потянутся очереди на исповедь.

…За 12 лет моего паломничества Великорецкий крестный ход двадцатикратно вырос (4000), вдвое (если не втрое) помолодел и получил патриаршее благословение как Всероссийский. Теперь с Вяткой идут: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток (!!), Рига (!!! – визы!), Воронеж, Мурманск и т.д. и т.д. Духовный диапазон – от языческих суеверий до евангельских слёз, от вселенской просвещенности до черной сотни. РПЦ как в капле воды. Уцелевшие «платочки» растворились в неофитской толпе. Но главное – осталось.

Каждый, идущий на Великую в первый раз, независимо от глубины его воцерковленности, получает свою, лично ему предназначенную дозу знамений и чудес. И жизнь меняется. На моих глазах многие разбитные молодые люди через 3-4 года тихо шли в подрясниках и с наперсным крестом, ведя с собою своих прихожан. На моих глазах проходили ход целиком неходячая больная, пятилетние дети, трёхкратный инфарктник, 87-летняя легендарная Маргарита. Сам я четвертый год как церковный сторож. Константин, мой напарник по дежурству и ровесник по крещению, два года назад попавший в свои 65 на Великую впервые – счастливый муж, нежный отец, восторженный дед, состоявшийся профессионал, турист, облазавший полстраны и написавший четыре книги, сказал мне по возвращении в Москву: «После крещения это было самое важное событие всей моей жизни на круг. Пока носят ноги, буду туда ходить».

…Тихоня, подвизавшийся в IV веке как архиепископ Мир Ликийских, хулиган первого Вселенского собора, неизменный покровитель путешествующих и скорый помощник всем и во всём добром, ощутимо действует и сегодня. Обобщая всё вышесказанное и переводя в область чувств, могу утверждать, что посвященный ему Великорецкий крестный ход – просто праздник, детская радость о Славе Божией, явленной здесь и сейчас через конкретное лицо, которое именуется у нас – Николай-Чудотворец.

Георгий Колосов
2004 год