Венчанные супруги после смерти
Содержание
Встретимся ли мы со своими супругами после смерти?
Спутники человека в Раю
Люди часто задаются вопросами об отношениях в Раю. Кто будет их спутником, будут ли они одиноки, можно ли не быть в Раю с супругом, который был неприятен в земной жизни. Ученые отвечают на эти вопросы, ссылаясь на аят и хадисы.
Ученые подчеркивают важность супружеских отношений, говоря, что это – первые отношения, установленные Всевышним. Даже детско-родительские были установлены позже супружеских. Первые отношения – отношения Адама и Хавы. Ссылаясь на хадис, в которых они упомянуты, ученые утверждают, что человек не будет одиноким в Раю. Как приводится в хадисе: «Никто не будет одинок в Раю. Адаму, мир ему, была послана Хава, и всякий, кто войдет в Рай, будет иметь супруга (спутника)».
Но кем же будет этот спутник?
В Коране сказано о гуриях для мужчин, но сестры часто задаются вопросом о тех, кто же предназначен им. На это ученые отвечают, что Рай – это место удовольствия и счастья, поэтому то, что о райских спутниках-мужчинах не упомянуто, не значит, что женщины будут одинокими. Опять же ученые ссылаются на хадис, в котором сказано, что в Раю никто не будет обременен одиночеством.
Некоторые из семейных мусульман бывают встревожены, потому что по их мнению «если они будут в Раю с их нынешними супругами, то это уже не будет для них Раем». Можно ли быть в Раю без своего мужа/жены, иметь отдельное место, чтобы не встречаться с ними и т.д. На это ученые напоминают, что Рай – это место, где люди будут счастливы, а значит им не придется испытывать неприятных чувств, сталкиваться вновь с «земными» проблемами, страдать от недостатков своих супругов.
Человек будет любить своего спутника, вне зависимости от того, земной это человек или «райский спутник». Также приводится хадис, в котором говорится, что каждый раз, когда муж и жена будут смотреть друг на друга, они будут становиться красивей. Удивляясь этим переменам, они будут говорить друг другу: «Ты стала еще более прекрасной, чем (тогда, когда я видел тебя) в прошлый раз» и «Ты стал еще более красивым, чем (тогда, когда) я видела тебя в последний раз».
Суть этих хадисов и ответов ученых сводится к тому, что человек не будет одинок в Раю. Его парой будет либо человек, бывший с ним в браке в земной жизни, либо дарованный ему Всевышним «райский» спутник. Если же человек окажется в Раю со своим земным супругом, то всякий раз Всевышний будет делать их более привлекательными, приятными и красивыми друг для друга. Их любовь не будет угасать, а отношения будут только крепнуть и доставлять им больше удовольствия.
Ася Гагиева
Муж и жена: после смерти вместе
Даже понимая, что все суждения живых о загробной жизни, включая вопрос о единении душ после смерти, носят исключительно предположительный характер, мы продолжаем верить в это и надеяться на встречу с родными и любимыми. Что же говорит об этом церковь?
Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его
~ Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла 2.9
Прежде всего, принято считать, что жизнь на небесах означает перемены для земной души – не радикальные, но все же. Поэтому земные чувства хоть и не исчезают, но трансформируются. Причиной этому является и переориентация всех душевных помыслов на Бога. По словам Христа, на небесах браки не существуют, и все «пребывают как Ангелы Божьи». Благодаря этому в загробной жизни близкие и семейные отношения в нашем понимании уступают место другим чувствам.
Но память человеческая остается, и души в Царствии Небесном далеко не блуждают в ее поисках. Поэтому принято считать, что, попав в одну и ту же обитель, души смогут узреть и узнать друг друга, вспомнив обо всем, что было с ними в земной жизни.
Есть еще один вопрос, который задают многие себе:
Зависит ли то, будут ли любящие души вместе на Небесах от того, были ли они венчаны при жизни на земле?
Удивительно, но церковь на данный вопрос дает далеко не ожидаемый ответ, предостерегая против надуманных фантазий и мечтаний:
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят
~ Евангелие от Матфея 5.8
Суть ответа состоит в том, что категорически не стоит переносить земные понятия на то, что может ожидать нас на Небесах. Бог творит только благое, и надеяться можно только на то, что для тех, кто живет на земле согласно Его заповедям будет подготовлено только самое лучшее.
Начав благие дела на земле с жизни во Христе и венчания по взаимному согласию и взаимному же пониманию его смысла, вы продолжите этот путь и в вечности, где любящие сердца и души обязательно встретятся.
Итак, подведем итоги: рано или поздно все мы узнаем ответ на вопрос, встретим ли мы наших родных на Небесах и будем ли мы Там вместе. Странно предполагать, что после смерти душа останется в одиночестве – где бы она не оказалась. Но все-таки реальная свобода будет дарована душе после воскрешения.
Сам по себе брак не сохраняется,но любовь и неуловимое понимание друг друга,которые стяжали супруги,будет связывать их и после смерти в вечности. Это в том радужном случае,если связали любовь.
Сохраняется ли брак после смерти?
Влияние венчания на жизнь после смерти.
Здравствуйте!
Помогите,пожалуйста,разобраться…
Извините заранее за такой вопрос, но он волнует не только меня. Известно, что венчаные муж и жена продолжают быть супругами и в вечности. Но как же понять слова Иисуса, что «в вечности не женятся и не выходят замуж»? Получается, что между супругами не будет половых отношений? Не думайте, что я какая-то «озабоченная». Просто как можно не прикасаться к любимому человеку, не обнимать его? Ведь эротическое влечение — это тоже дар Божий. Неужели мы с мужем будет только за ручки держаться?
Извините еще раз за глупый вопрос,мне стыдно за него,но все же непонятно почему Господь отнимет у супругов телесные отношения? Что в них плохого, если они любят друг друга???
Яна.
Здравствуйте, Яна. Очень хороший и актуальный вопрос, потому что он затрагивает одну из важнейших проблем нашего времени ― непонимания того, что такое любовь, и как она соотносится с темой половых отношений. Действительно, Господь благословил телесную близость супругов. Но брак и любовь ― не синонимы, поскольку брак может существовать без любви, как это ни странно звучит. Действительно, что из себя представляет любовь, и как ее отличить от влюбленности, страсти, или просто симпатии? Наиболее полно на этот вопрос ответил апостол Павел (1 Кор.13, 4), перечисляя качества любви.
Но если мы честно взглянем на себя и свои отношения в браке, то вынуждены будем признать, что не умеем еще любить. Об этом много написал отец Илья Шугаев в своей книге «Брак. Семья. Дети».
Плотские радости супругов являются воплощением благословения Господа «плодиться и размножаться», и кроме того, наградой за их обоюдную ответственность при законном вступлении в брак, учил митрополит Сурожский Антоний.
То есть, плотское удовольствие не является свидетельством любви, или наградой за нее, поскольку все качества, перечисленные апостолом Павлом не имеют половых признаков.
Если хотите, любовь беспола. Любовь можно описать одним словом «жертвенность», и неважно, кто жертвует ради кого: мать ради ребенка, или муж ради жены. Любовь нужно стяжать, выносить и выстрадать, а это процесс не одного года. И, естественно, далеко не всегда в отношениях супругов обретается любовь, что очень прискорбно.
Но ведь телесная близость разрешена не с момента стяжания супругами любви, а с момента прочтения молитвы на снятие венцов, читаемой сегодня сразу в чине таинства бракосочетания.
Вывод: любовь не связана с половыми удовольствиями, следовательно, связывать эти аспекты не стоит.
Идем далее.
В чем будет состоять блаженство людей в Царстве Божием? В двух аспектах: вечном предстоянии пред лицом Господа, славословии Его; и в общении друг с другом. Причем, необходимо отметить, что воскресшие тела святых людей будут подобны телу воскресшего Господа. Что это значит в нашем вопросе? Что Господь не станет отбирать никакой радости у людей. Напротив, Он Сам даст радость и блаженство в самом высоком
и глубоком ощущении этих реалий. Но человеческая душа, сподобившаяся святости не будет иметь потребности в телесной близости, как и воскресшее тело праведника. Человек сам не будет желать телесной близости, находясь в близости к Богу! И в свете этого блаженства телесные страстные желания не будут тревожить праведника.
И вот мы слышим в Евангелии.
Что саддукеи подходят ко Господу и задают ему вопрос о воскресении из мертвых, рассказывая Ему при этом некую небылицу. Пусть Господь разрешит этот вопрос: кого же эта женщина будет женой по воскресении из мертвых? Это нереальный вопрос, но философский. И Господь им отвечает, и отвечает не только им, но и нам: когда из мертвых воскреснут, то не будут ни жениться, ни выходить замуж, но будут как Ангелы на небесах. То есть, когда будет общее воскресение из мертвых, то уже не будет понятий «муж», «жена», и жизнь людей, способившихся Царствия Небесного, будет подобна жизни ангельской, она будет совершенно иной. И я еще хочу напомнить вот что: здесь речь не идет о том, что супруги забудут о том, что они муж и жена друг другу и у них исчезнет любовь друг ко другу. Здесь речь идет немножко о другом. В ветхозаветные времена жена воспринималась почти как собственность мужа, и вопрос о том, кого из них она будет женой по воскресении, это вопрос о том, кому она будет принадлежать. И здесь речь идет о том, что по воскресении из мертвых не будет самих понятий мужской или женский пол, кто кому принадлежит, поскольку каждый человек, мужчина или женщина, по воскресении из мертвых будут равны. И даже более того, святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, когда размышляет на тему грехопадения, что подчиненное положении женщины в семье, которое существует даже в наши, новозаветные, времена, об этом и апостол Павел пишет, это прямое следствие грехопадения, но не более того. Когда же будет воскресение из мертвых, и все последствия грехопадения будут стерты, то не будет никакой разницы между мужчиной и женщиной, но и мужчины и женщины, способившиеся Царствия Небесного, будут равны между собой и подобны Ангелам.
А далее Господь приводит ссылку, цитату из Ветхого завета, именно из Торы, из книги Исход, 3-й глава, 6-й стих, когда Бог называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова и при этом обращается к Моисею. Авраам, Исаак и Иаков давно умерли, но Бог называет Себя их Богом. А разве может Бог ссылаться на мертвых, которые не могут подтвердить Его слова? И таким образом Господь показывает саддукеям, что и Тора свидетельствует о жизни после смерти и о том, что жизнь после смерти не заканчивается. И Господь добавляет: итак, вы весьма заблуждаетесь.
Таким образом, Господь свидетельствует им о том, что все Священное Писание возвещает воскресение из мертвых. И мы, братья и сестры, в это веруем; и в надежде на воскресение из мертвых и на воздаяние за все то, что мы претерпели на земле, мы с вами терпим какие-то невзгоды, какие-то проблемы. Но мы веруем, что придет Господь, и мертвые воскреснут, и мы вместе с ними, и наши любимые, которые ушли прежде нас и которые уйдут после нас, все мы восстанем и будем с Господом. Этому учит нас Евангелие, этому учит нас Господь, этому учит нас все Священное Писание. Аминь.
Проповедь протоиерея Александра Дягилева
Таинство венчания: двое становятся одним целым
Венчание – одно из семи Таинств Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодатную силу для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. О том, чем должно быть венчание для верующего человека и как священнику вести работу с теми, кто решил венчаться, мы беседуем с настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках протоиереем Алексием Гомоновым.
– Отец Алексий, что такое Таинство венчания для верующего человека?
– Таинство венчания в корне меняет самих людей. После его совершения они измененным взглядом, измененным сознанием видят друг друга. На задний план уходят внешние данные, причуды характера, которые раньше «цепляли». «Вторая половинка» становится особо близким, дорогим существом. Есть родственники: мать, отец, сестра, брат – это все дорогие люди, но этот человек вдруг становится не только в один ряд с ними, но даже ближе их.
Господь, соединяя людей в Таинстве венчания, дает какое-то глубинное проникновение одного человека в другого. И слова, которые говорятся во время совершения Таинства о том, что две плоти станут одной плотью, касаются именно этого проникновения друг в друга, этого преображения. Действительно, две плоти, два человека становятся одним целым. Такое соединение – это результат Таинства Церкви. Проживи в браке хоть десятилетия без венчания, такого соединения не будет, того родства душ не произойдет. Сколько ни дружи, ни познавай друг друга – не будет. Только в таком – таинственном – соединении и возможна истинная жизнь плечом к плечу. Это тайна верующей души. Но насколько близкими, родными станут повенчавшиеся, зависит от силы веры каждого из них. И от понимания, что происходит с двумя людьми после Таинства венчания: что они соединяются Богом на века и после смерти останутся вместе.
Вспомните благоверных князей, святых супругов Петра и Февронию. Их, закончивших земную жизнь, клали в разные гробы, а на утро они оказывались в одном, и так было до трех раз. Почему? Ведь он был уже монах и она – монахиня? Бог их укладывал рядом, потому что любовь и тайна Божия соединяла их и переносила. Так до сих пор они и лежат вместе…
– В каком случае Церковь может развести венчанных супругов?
– Когда совершена ошибка. Например, если, по незнанию, в брак вступили родственники. Или кто-то из супругов скрыл препятствующее заключению брака психическое заболевание, грозящее жизни другого супруга. В других случаях, даже если брак аннулируется гражданской властью, перед Богом двое разошедшихся людей остаются супругами. Хотя в наши дни, увы, нередко приходится идти навстречу каким-то человеческим особенностям, слабостям, присущим людям последнего времени, но, главное, – если их совместное проживание реально угрожает здоровью или жизни одного из супругов или их детей. В последние годы число венчающихся увеличилось, люди просыпаются для веры. Но бывают и разводы, потому что люди не поняли, что такое венчание.
– Отец Алексий, как священник должен вести работу с теми, кто решил венчаться?
– Батюшка должен объяснить, что прав апостол Павел, когда говорит, что муж и жена должны в терпении помогать друг другу: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7, 16). Конечно, терпеть не только свои немощи, но и ближнего труднее, но и спасительнее. Всегда, когда создается ситуация, помогающая делу спасения человека или союзу людей, будь то венчанный союз, приходская или монастырская семья, рабочий коллектив, который во славу Божию трудится, всегда возникает что-то, что можно назвать серьезным испытанием крепости этого коллектива, содружества. Потому что все, что делается ради спасения, ради жизни вечной, ради Бога, – это все ненавистно силам зла, дьяволу, и он ищет, как расколоть союз, навредить ему. Поэтому в жизни любого союза, коллектива бывают очень серьезные ситуации, способные разъединить, разбросать людей. Но надо понимать, что это испытание. И терпеть, молиться о даровании сил все вытерпеть и сохранить это спасительное единство. Это относится и к венчанному браку, православной семье. Дьявол будет испытывать союз на прочность, подбрасывать всякие искушения, а мы должны понимать, что это не случайность, а попущенное Богом испытание.
– А если люди не хотят венчаться, живут вне брака?
– Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), тем более это относится к созданию семьи. Это закон. Всякое переступание через закон – преступление. А преступники так или иначе наказываются. Одной из причин вымирания нашего народа и большого числа распада семей (я слышал, что процент разводов по России доходит до 75%, а в некоторых регионах – до 93%!) является то, что люди живут в невенчанном браке. Заключение брака совершается только священником в церкви. Через священника действует Бог, соединяющий и освящающий брак. Если ты нарушаешь законы государства, ты будешь в этом государстве непослушником, преступником, и будешь наказан. Тем более нельзя нарушать Божественные законы, которые даны на все времена, и ответственность за них еще больше, чем перед государством. Если там за нарушение закона предусмотрено лишение свободы и всяких льгот, то здесь – лишение жизни вечной. Я венчал даже 80-летнюю пару, супруги поняли, что если не повенчаются, то оставят дурное наследие своим детям и внукам.
Батюшка должен уметь объяснить тем, кто спешит заключить брак, что прежде им необходимо получше узнать и испытать друг друга. Но не переступать барьер, который должен быть крепким, то есть жить без телесных отношений, что также станет испытанием. На волне влюбленности двое часто делают заключение, что любят друг друга на века, и потому спешат повенчаться. Но из такого поспешного решения ничего хорошего не выйдет – человека надо увидеть в ином настроении, состоянии. Если бы до венчания один из супругов увидел, каким другой бывает в ярости, или как он долго выходит из плохого настроения и как тягостно с ним в эти дни, вряд ли он захотел бы с ним венчаться. Скрытые психические болезни тоже выявляются не сразу, а они часто становятся причиной страданий супругов и их детей.
Еще священники должны говорить, что христианский брак – освященный Богом, а значит истинный, – это всегда служение друг другу ради спасения друг друга. Он вовсе не такой, как у язычников, ищущих в нем удовольствия. Но, последуя Христу, верующие, вступая в брак, ищут не чтобы им служили, а чтобы самим послужить. Болезненность, естественное для человека увядание с возрастом, затянувшиеся недомолвки нарушают общение супругов в плане получения удовольствия и люди, настроенные в браке только на это, не хотят терпеть и расстаются, не видя смысла в совместной жизни.
– Отец Алексий, при храме Успения Богородицы в Путинках действует молодежный клуб во имя святых Петра и Февронии. Это Ваша задумка или изобретение Ваших молодых прихожан?
– Он сложился при помощи Божией. Когда благодаря одному из прихожан в нашем храме появилась чудотворная икона с частицами мощей святых Петра и Февронии (она была написана в Муроме и несколько суток лежала там на раке со святыми мощами благоверных князей), по воскресеньям вечером мы стали совершать перед ней молебны. Их стало посещать все больше людей, причем молодежи. Однажды после службы мы решили накрыть стол и познакомиться друг с другом поближе. Через некоторое время я заметил, что присутствие батюшки несколько сковывает свободу молодых людей, и поэтому после молебна и проповеди стал их покидать. А члены клуба уже нашли себе массу занятий: сегодня в клубе есть народные театр и хор, ребята совершают паломнические поездки, занимаются благотворительностью, организовывают творческие встречи.
Отмечу, что клуб святых Петра и Февронии – не клуб знакомств, это просто общение молодежи, имеющей схожие интересы, и в первую очередь молитвенное общение. Для многих, приходящих в клуб, становится откровением, что возможно такое общение лиц противоположного пола – как членов одной большой дружной семьи. Иногда, конечно, приходят те, кто пытается активно искать в нашем клубе избранника или избранницу, донимают вопросами. Но такие настырные приставания пресекаются. Да, у нас много молодых, в клубе рождается много пар, но все они проходят серьезный путь узнавания друг друга через совместные дела – уборку территории монастыря, выездной «десант» к какому-то батюшке бедного храма, концерты с подарками в детских домах и т.д.
– Отец Алексий, исходя из Вашего опыта, скажите, объединения, подобные клубу, помогают батюшкам донести до молодежи основные идеи Православия?
– Да. Многие становятся прихожанами после того, как приходят в наш клуб, и их касается благодать Святого Духа через молебен, проповедь, само пребывание в храме. Молодые люди начинают меняться, тянуться к Богу, исповедуются и причащаются.
Интервью для журнала «Православное образование» (лето 2012)
Авторы: Елена Балашова, Светлана Павленко
Фото: Даниил Африн.
Добавить комментарий