Венчаться или нет?

Содержание

Венчание – важный шаг в жизни пары, вершина брачных отношений, и готовиться к нему стоит по-особенному. Так как обряд духовный, то в первую очередь необходимо настроиться на таинство, очистить помыслы и тело для серьезного обета. Но и мирские дела – выбор костюмов, дополнительных элементов обряда, места, даты и другие организационные моменты списать со счетов не удастся.

Значение обряда


Последние годы всё большее количество пар не только расписываются в загсе, но и решают соединить судьбы в церкви. Следует осознать глубинную важность этого шага.

Важно! Священнослужители лояльно относятся к невенчанным семьям, живущим в браке. Главное, что он был официально зарегистрированным, а не гражданским. Когда через несколько лет уверенные друг в друге супруги приходят к таинству – это воспринимается положительно. Так что торопиться с венчанием необязательно.

Происходящее во время таинства волнительно не менее, чем подготовка к нему. Чтобы в спешке не забывать важные детали, начните готовиться заранее. Продумать необходимо каждую мелочь: начиная от духовных моментов (исповедь, пост, покаяние) и заканчивая материальными – платьем невесты, составлением списка гостей, выбором даты, места, организацией празднования после обряда, закупкой всех необходимых атрибутов (кагора, свечей, рушника, колец, икон).

Как подготовиться и выбрать место?

На первом этапе следует выбрать храм, в котором вы скрепите ваши судьбы в одну. Это необязательно должна быть богато украшенная церковь. Некоторые молодожёны, напротив, выбирают небольшие сельские приходы, например, те, где их крестили.

Чрезвычайно важны собственные ощущения под сенью храма. Вы должны чувствовать спокойствие и благодать, если же что-то не нравится или беспокоит, то, возможно, стоит поискать другую церковь. Не меньше внимания уделите священнику, которому предстоит проводить обряд. Батюшка должен вызывать доверие, проявлять благосклонность и понимание, научить и рассказать о важных моментах таинства, а не упрекать вас в незнании канонов.

Если вы воцерковлены, то проблемы не возникнет. Венчайтесь у своего батюшки, к которому ходите исповедоваться. Это лучшее решение. Если же ваше знакомство с православием началось не так давно, то будьте готовы к небольшому собеседованию. Священник должен убедиться что вы, во-первых, понимаете, что представляет собой таинство, а не гонитесь за модным красивым ритуалом, а во-вторых – готовы нести узы брака. С батюшкой можно обсудить другие спорные моменты – о внешнем виде, фотосъемке в стенах храма, наилучшей дате.

Дополнительные приготовления придётся провести людям, вступающим в брак не впервые. В зависимости от ситуации потребуется или обычное покаяние с благословением на второй брак, или разрешение от архиерея.

Православные запреты в церкви

Существуют некоторые церковные запреты на брак. Одни правила соблюдаются строго, другие – имеют исключения.

Наиболее полный список причин, по которым вам могут отказать в таинстве, следующий:

  • Вы являетесь друг другу кровными или духовными родственниками;
  • Один из новобрачных несовершеннолетний или недееспособный;
  • У одного из супругов это уже 4 брак, причём считаются не только венчанные, но и светские, и гражданские;
  • Ещё не расторгнут предыдущий брак или не зарегистрирован этот – в церковь необходимо принести свидетельство из загса;
  • Кто-то из новобрачных принадлежит к другой конфессии, некрещён или атеистом. Исключения в частном порядке могут сделать для протестантов и католиков, но лишь в случае, если семья пообещает, что воспитывать детей будут в православной традиции;
  • Не венчают женщин старше 60 и мужчин после 70 лет – эти возрастные рамки ограничивают возраст возможного деторождения.

Важно! Правило предельного возраста часто нарушается, так как семью, всю жизнь прожившую по христианским законам, но лишь на склоне лет пришедшую к решению сочетаться неразрывными духовными узами, церковь благословит в любом возрасте.

Как выбрать дату?


При выборе даты следует воспользоваться церковным календарём или посоветоваться с батюшкой. В любом случае невозможно назначить таинство на вторник, четверг или субботу. Полностью выпадают Великие посты, Пасхальная и Масленичная недели, двунадесятые, престольные и великие церковные праздники. Кроме того, венчание никогда не проводится ночью.

Женщинам стоит помнить и о ещё одной детали – во время месячных находиться под сводами храма строжайше запрещено, поэтому при выборе даты таинства, сверяйтесь с собственным календарём.

Если учитывать и народные приметы, то исключается май – «всю жизнь будете маяться», а наиболее благоприятным периодом является лето, особенно август.

Что делать перед таинством?

Претворяет таинство пост, исповедь и причастие.

Пост

Перед венчанием необходимо духовно очиститься и настроиться на сакральность момента. Для этого новобрачным следует три дня поститься – не есть животной пищи (молочных продуктов, мяса, рыбы, яиц). Стоит отказаться от алкоголя и по возможности от курения.

Если у вас медицинские противопоказания к такой диете или вы занимаетесь тяжёлым физическим трудом, то посоветуйтесь с батюшкой. Возможно, он сделает послабления. Смысл поста не столько в пищевых ограничениях, сколько в том, чтобы перенести фокус с плотского на духовное.

Важно! За три дня до венчания откажитесь от интимных отношений и шумных увеселительных мероприятий. Лучше посвятите это время друг другу в духовном плане, например, при совместном чтении молитв.

Исповедь


Исповедаться обоим новобрачным необходимо накануне таинства. Не стоит бояться этого момента, батюшка – не строгий обвинитель, а посредник между вами и Богом, помогающий очистить душу и примириться с собой.

На исповеди важно без утайки рассказать обо всём, что тревожит и гнетёт, о не самых красивых поступках, словах и даже мыслях. Не бойтесь, что ваши слова пойдут дальше – это совершенно исключено. После беседы со священником непременно станет легче, и в новую венчанную жизнь вы войдёте обновлёнными и счастливыми.

Причастие

Причастие вы получите в день венчания, на утренней литургии. Оно представляет собой ложечку красного вина и хлеб, которые каждый прихожанин вкушает из рук священника.

Если вы не исповедовались, то и на причастие не имеете права. Считается, что обряд позволяет почувствовать благодать, а перед венчанием это достаточно важно. Перед причастием с полночи не стоит есть, пить, курить.

Послабления возможны, например, людям со слабым здоровьем. Разрешается перекусить тем, кто опасается голодного обморока, но пища в любом случае не должна быть животного происхождения, жирной или роскошной. Лучше всего, если это будет йогурт или сладкий чай.

Подготовка набора атрибутов – список

На самом таинстве вам понадобятся следующие вещи:

  • венчальные кольца;
  • рушник – большое полотенце белого или розового цвета, символизирующее жизненный путь, оно должно быть большим настолько, чтобы вы оба могли на него встать;
  • свечи;
  • платочки для держания свечей;
  • бутылка церковного кагора;
  • иконы Божьей Матери и Спасителя.

Их можно купить как специальным набором, так и подобрать отдельно, именно такие, какие вам нравятся.

Иконы и крестики


Наилучший вариант – получить образа в подарок от родителей, но если это невозможно, то можно купить новые. Икона Спасителя предназначается жениху, Божьей Матери – невесте. Образами молодых благословит священник, а после обряда иконы будут защищать семью, находясь на почётном месте в доме.

Нательный крестик – обязательный атрибут для любого православного, который необходимо носить не снимая. Естественно, на важнейшее таинство его также важно иметь всем присутствующим: и новобрачным, и гостям.

Важно! Некрещёные на венчание не допускаются.

Кольца

По традиции кольца жениха и невесты отличаются материалом. Жених приносит золотое, символ Христа, солнца, мужского начала. Невеста – серебряное, знак луны, церкви и женского начала.

Поскольку во время церемонии вам предстоит обменяться украшениями трижды, то на невесте останется кольцо мужа, как знак его защиты и ответственности, а на женихе – кольцо жены, как знак её беззаветной верности и покорности.
Это правило не является обязательным, поэтому при желании вы можете выбрать одинаковые кольца – из белого или жёлтого золота, серебра, платины. А вот бижутерия совершенно не подойдёт. Строгий батюшка может отказаться класть такие украшения на алтарь для освящения.

Кольца для венчания, в отличие от обручальных, лучше выбирать простые, без вычурного необычного декора, больших ярких камней, неожиданных элементов. Венчальные кольца не принято снимать никогда, поэтому простой элегантный дизайн избавит вас также от сложностей с подбором гардероба к этому аксессуару.

Возможны как гладкие украшения, так и с гравировкой. Это могут быть молитвы, ваши имена, дата свадьбы, слово «любовь», общая фамилия. Допустимы также и венчальные перстни.

Свечи и вино

Свечи лучше всего купить в церковной лавке, там они обычно наилучшего качества. Впрочем, подойдут и декоративные венчальные восковые свечи, предварительно освященные батюшкой.

Не забудьте приобрести платочки – чисто-белые, простые или украшенные вышивкой и кружевом. Они понадобятся вам, чтобы обернуть основание свечи, иначе воск будет капать на руки.
Кагор является традиционным вариантом вина, но подойдёт любое красное креплёное. Вино в процессе церемонии предстоит пить молодым из одной чаши – символа постоянного общения и радости брачной жизни.

Венцы

Украшенные короны, которые держат над головами молодых, а иногда и надевают, символизируют то, что в этот миг новобрачные – цари собственной жизни, дошедшие до светлого и важного момента создания освящённой семьи.

Кроме того, это и знак Царствия Небесного, ведь на мистериальном уровне жених представляет Христа, а невеста – церковь, сочетающуюся с ним браком. Вместе с тем венец – и знак мученичества, того, что брак – не только счастье, но и сложности, которые необходимо преодолеть достойно.

Венцы обычно выдают в самом храме, поэтому если вам не сказали иного, покупать их не следует.

Правила дресс-кода

Платье невесты не обязательно должно быть белым, но цвет в любом случае стоит подбирать светлый. Яркие и тёмные оттенки исключены. Не стоит надевать слишком откровенные, обтягивающие, роскошные наряды – они будут совершенно неуместны. Отличный выбор – закрытое скромное платье, скрывающее колени, зону декольте и плечи. Если рукав платья слишком короткий, то позаботьтесь о перчатках, которые придется снять перед обменом кольцами. Другой вариант – кружевной пиджак или болеро.

Важно! Невесте не стоит злоупотреблять с украшениями и макияжем. Ни в коем случае не должны быть накрашены губы, ведь вы будете целовать образа. Нельзя надевать кольца или перстни, ведь единственным украшением должно стать венчальное кольцо.

Не забудьте о том, что все женщины должны покрыть в храме голову. Невеста может накрыть волосы фатой, накидкой, платком. Если выбор пал на фату, то она обязательно должна закрывать волосы. Лучше других подойдет вариант с креплением аксессуара на макушке и открытым лицом. Присутствующим на празднестве женщинам также нужно покрыть голову платком. Лучше – нарядным и светлым, ведь праздник – радостный.
Что касается жениха и гостей мужского пола, то им лучше всего выбрать строгие простые наряды, без ярких кричащих деталей. Обычный чёрный или тёмно-синий костюм прекрасно подойдет. Помните, что мужчины не могут находиться в храме в головных уборах.

Стоимость

Почти всех интересует вопрос, сколько стоит венчание? По церковным законам никакого прайс-листа не существует. Венчание, как и другие таинства, не покупаются и не продаются. Но после обряда по традиции прихожане имеют возможность оставить добровольное пожертвование храму, причём его сумма не регламентируется.

В наиболее известных соборах – в храме Христа Спасителя в Москве или в Казанском соборе в Санкт-Петербурге обычно оставляют от 10000 рублей. В менее известных церквях нерегламентированная цена колеблется от 500 до 5000 рублей.

Если у вас финансовые проблемы – это не помеха. Всегда можно предупредить батюшку, и вам, скорее всего, пойдут навстречу.

Какие документы нужны?

На само венчание вам понадобятся только паспорта со штампом и свидетельство о браке из загса. Вступающим в брак повторно дополнительно понадобится разрешение от архиерея и свидетельство о разводе.

Сложнее обстоят дела, если вы решили венчаться не в России, а в другой православной стране. Тогда ко всему прочему вам понадобятся:

  • свидетельство о крещении в православной вере;
  • свидетельство из вашего прихода, которым священник подтвердит, что вы можете венчаться;
  • свидетельство о рождении;
  • загранпаспорт.

Все документы нужно перевести на английский и нотариально заверить.

Выбор свидетелей

В отличие от гражданского торжества, для венчания в качестве свидетелей лучше выбрать двоих мужчин, крепких и чуть выше вас ростом, ведь им придётся долго держать на вытянутых руках тяжёлые венцы над головами новобрачных.
Вы можете выбрать родственников или близких друзей, но важно, чтобы они были крещёными православными, ведь атеисты и представители других конфессий на венчание не допускаются.

Свидетели ни в коем случае не должны быть разведёнными или живущими в гражданском браке. Лучше выбирать людей, которые вызывают у вас уважение и живут по православным законам, ведь они станут практически вторыми родителями, духовными наставниками для молодых.

Также возможен вариант женатой пары в качестве свидетелей, но это не должны быть родители жениха или невесты.

Важно! Неженатая пара, участвующая в таинстве в роли свидетелей, уже никогда не сможет обвенчаться, так как мужчина и женщина будут считаться духовными родственниками.

Полезное видео

Провести обряд венчания в православной церкви можно в любое время — в день свадьбы, через несколько дней, через неделю или года. Неважно, когда вы на этот шаг решитесь. Главное — соблюсти все условия, которые предусматривает церковь. О том, что надо учесть при венчании и подготовке к нему в видео:

Подготовка к таинству венчания – практически такой же волнующий момент, как и сам обряд. Стоит хорошенько продумать все организационные моменты, но главное – настроиться духовно. И тогда праздник навсегда останется в душе светлым воспоминанием.

Все о венчании в церквях — таинство православной церемонии

Венчание в церкви сакраментально. Оно является одним из семи таинств, которые могут совершить люди друг к другу. Благодаря этому великому таинству мы передаем себя, свои желания, стремления, свою жизнь во власть любимого человека. И эти действия полностью освящаются в православной церкви. После венчания на супругов возлагаются обязательства, непременно требующие выполнения. Во время венчания батюшка благословляет молодоженов к счастливой семейной жизни, к продолжению рода, воспитанию детей.

Венчаясь, супруги берут обязательство перед Богом хранить свой союз. В наши дни церковные браки не юридические, посему венчаются, как правило, люди, которые до этого прошли регистрацию в ЗАГСе. Как происходит венчание в православной церкви, в чем заключается таинство и как происходит подготовка к церемонии. Давайте разбираться.

Основные правила

При венчании обычно присутствуют родственники молодоженов. Ранее это таинство требовало родительского благословления. Сегодня же это совсем необязательное условие. Совершается таинство только настоящим священником. Правила предусмотрены некоторые ситуации, в которых венчание запрещено православной церковью. Таких запретных пунктов всего шесть:

  1. Не венчают пару, если один из супругов состоял в браке уже более трех раз.
  2. Отказ в венчании получают и близкие (кровные) родственники до 4-й степени родства.
  3. Обязательное условие – супруги должны быть крещенными.
  4. Не венчают атеистов, да и смысл таким людям венчаться и давать клятвы перед Богом, в которого они не веруют?
  5. Отказывают паре, в которой один из молодоженов состоит в брачных отношениях.
  6. Не венчаются люди с монашеским обетом или те, кто принял священный сан.

Венчание – таинство, состоящее из двух частей. Сперва молодоженов священник обручает, затем – венчает.

Непременное условие для венчающихся – чтобы каждый молодожен был православным христианином. При этом жениху должно исполниться на момент венчания 18 лет, невесте – 16.

Традиции

В народе есть много традиций, связанных с венчанием. Все они имеют скрытый смысл, который сводится к одному – защитить молодоженов и уберечь их от всего негативного. К примеру, если во время таинства падает обручальное колечко – это очень плохой знак, сулящий распад семье или смерть одного из супругов.

Ни при каких условиях нельзя никому передавать или дарить рушник, которым венчались молодожены. Он – символ жизненной дороги, поэтому супруга должна хранить рушник дома, как зеницу ока.

Непременно, когда таинство закончится, сделайте храму подарок за то, что именно здесь совершили ритуал вашего венчания. По сложившейся много веков назад традиции, вы можете подарить полотенце изо льна, в нее – завернуть буханочку хлеба (непременно свежего).

Свечи, которые останутся после венчания, нужно, как и рушник, хранить всю жизнь. Зажигаются они крайне редко, и только во время сложных ситуаций, например, если слишком трудные роды, или когда дети болеют.

До венчания

Конечно, это великое таинство требует соблюдения нескольких правил, которые выполняются непосредственно перед браковенчанием. Подготовка к таинству начинается с проявления искренних чувств будущих супругов, перед таинством молодожены должны очиститься друг перед другом, открыть свои сердца друг другу.

Не так давно венчаться имели право только целомудренные люди. В наше время все, конечно, изменилось. Но церковь требует раскаяния от молодоженов, которые вступили в интимные отношения до брака. До обряда молодые должны причаститься и исповедаться.

Хорошо продумайте, когда и где вы желаете обвенчаться. В связи с тем, что в наши дни венчание – достаточно модная и востребованная церемония, во многих храмах можно предварительно записаться на таинство.

Что можно, а что нельзя

Не венчают в посты. Также под запретом для венчания Пасхальная неделя, время святок. Также не венчают во вторник, четверг и субботу. Не забывайте, что ежегодно церковный календарь меняется, соответственно, меняются и дни, в которые обряд не проводят. Поэтому лучше заблаговременно обо всем разузнать. Для этого обратитесь к служителям храма, в церковную лавку.

Непосредственно перед венчанием, начиная с полуночи, нельзя ничего есть, пить. Отказаться следует от курения, не вступать в половые отношения. Чтобы венчание прошло как можно лучше, воспользуйтесь следующими советами:

  • Наденьте удобную обувь, не стоит обувать туфли на высоких и неудобных каблуках, потому как вам придется выстоять на ногах не один, и не два часа.
  • Голова невесты обязательно должна быть покрыта.
  • На телах молодоженов непременно должны быть крестики (лучше те, которыми их крестили).
  • Колечки отдаются священнику еще до начала браковенчания, он их святит, прикладывая на Престол.
  • Не забудьте прихватить с собой белое полотно или полотенце, оно необходимо для того, чтоб на него стали молодожены.

Еще несколько советов

Если кто-то из родственников опоздал на литургию, то войти в церковь можно будет только к началу венчания.

Каждая супружеская пара, которая желает обвенчаться, непременно должна прийти в церковь со свидетелями. Шаферы обычно держат венцы над головами браковенчающихся. Главное условие – чтобы свидетели были крещенными.

Снимать на видео- или фотоаппарат в церкви, как правило, запрещено.

В чем венчаться

Подготовка подразумевает и выбор венчального наряда. Одежда для события, которое будет проходить в православной церкви, требует особого внимания. Лучше, если девушка облачиться в платье светлых тонов или белый наряд. Категорически следует отказаться от темных (коричневых, фиолетовых) и уж тем более черных нарядов. Смысл здесь, кажется, понятен. Белое и светлое – символизируют чистоту, целомудрие. Черное и темное – траур.

Что касается длины, которую должна иметь одежда невесты, желательно, чтобы длина была в пол. Максимум – до колен. И, кстати, как вы уже догадались, брючные одеяния для таинства никак не подходят.

Предпочтительно, чтобы для обряда в православной церкви девушка остановила свой выбор на закрытом платье.

Непременно закрытой должна оставаться спина, зона декольте и плеч.

Запреты

Милые девушки! Запомните, наряд, в котором венчались вы и ваш суженный, нельзя продавать, дарить или сдавать в аренду. Эти наряды хранят, как мощнейший оберег.

В православной церкви, на таинство, представительницам прекрасной половины нельзя находиться с непокрытыми головами. Выбирая прическу, непременно учтите этот немаловажный момент. Кстати, о прическах. Не нужно их делать для церкви слишком высокими. Лучше не отказываться от традиционной фаты, однако ею непременно должна быть закрыта макушка невесты.

С декоративной косметикой тоже не переборщите. Не стоит выбирать слишком яркие оттенки, лучше отдать предпочтение натуральности и светлым ноткам. И еще один немаловажный момент. Запомните, губы не должны быть накрашенными! Вы можете стереть косметику, у входа в церковь, а потом, когда закончится обряд и вы покинете стены храма, снова подкраситесь.

Облачение жениха должно быть строгим. Что касается цвета, то особых правил для женихов не существует. Однако лучше все-таки отдавать предпочтения светлым тонам. Смысл здесь такой же, как и с цветами нарядов невест. Церемония не приемлет повседневную, спортивную, джинсовую одежду. И еще – никаких головных уборов на женихе.

Некоторые требования также выдвигаются и к наряду гостей, которые планируют присутствовать, когда проводится церемония в православной церкви. Женщины должны находиться в храме с покрытыми головами, в закрытой одежде. Каждый гость должен иметь нательный крестик.

Венчальная церемония

Как только войдете в храм, следует помолиться. После этого жених становится с правой стороны, невеста – с левой. За ними – свидетель со свидетельницей. Колечки для венчания во время литургии лежат справа от святого престола. Выносятся они диаконом. После тройного благословения, молодые берут в руки свечечки, если это первый брак молодых. Повторный или третий брак не предполагает вручения свечей.

Далее следует обручение. После произнесенных слов священник делает над головой супруга крестное знамение, одевает обручальное кольцо на безымянный палец на правой руке. После этого тот же ритуал происходит с невестой. Далее кольца еще три раза меняются на руках жениха и невесты.

Следующее таинство – венчание. Священник также произносит слова, сперва над женихом, потом – над невестой. После чего венцом крестообразно знаменует жениха, в конце знамения жених обязательно целует образ Христа. Далее наступает очередь невесты совершить то же самое. Только в конце целует она образ Пресвятой Богородицы.

Процесс венчания

Все время, пока происходит таинство венчания, свидетели держат над головами венчающихся венцы. Кстати, по правилам нет строгих указаний, нужно ли эти венцы держать строго над головами, или можно надевать на головы.

Далее молодым подносят чашу, наполненную вином. Священник прочтет над ней молитву, потом молодоженам будет предложено испить из этой чаши трижды.

У общей чаши особый смысл — она означает общую судьбу, с радостями, скорбями и утешениями, тоже общими.

После испития вина, священник соединяет правые руки молодоженов, они покрываются епитрахилью. Сверху епитрахили священных своей рукой берет за руки молодоженов и три раза ведет их по кругу возле аналоя.

Когда молодожены заканчивают шествие, священником снимаются с них венцы и говорит приветственную торжественную речь. Далее молодожены следуют до царских врат, чтобы поцеловать лики святых: жених – икону Спасителя, невеста – Божьей Матери. Также существует традиция, согласно которой молодые прикладываются к иконам покровителей брака.

Трещащие свечки во время таинства венчания сулят не совсем спокойную супружескую жизнь молодоженам. И еще, как гласит поверье, чья свеча больше сгорит, тому супругу и скорее предназначено уйти в мир иной.

Первая ночь и ее ритуалы

Когда-то первая брачная ночь после таинства венчания была весьма значимой и особенной. Ее проведение имело несколько регламентаций. Давайте вспомним эти обряды.

Итак, брачное ложе молодых. Готовить его непременно должна была мать молодого, или его крестная мать. Остальных родственников нельзя было впускать в комнату к молодым.

Перед тем как оставить молодоженов наедине, комната и постель трижды обрызгивались крестообразно священной водой.

Если при подготовке ложа на нем обнаруживали подклады (иголки, зерна, шерсть и так далее), молодоженам ни в коем случае нельзя было ложиться в эту постель. Такими действиями кто-то пытается рассорить супругов, сделать их бесплодными.

Своеобразным оберегом и защитой было следующее деяние. До наступления брачной ночи мать жениха всем показывала комнатку для молодоженов, хвасталась перинами и так далее. Но, когда наступало время уходить в покои, мать уводила молодых совершенно в другое, заранее подготовленное и потаенное местечко, о котором никто, кроме нее не знал. Смысл такого обряда в защите молодоженов.

Чтобы во время бракосочетания молодой семье никто не навредил и не сделал ничего плохого, самым старшим членом семьи читался специальный заговор.

Сколько стоит венчание

Как бы грустно ни было, но сегодня венчание имеет коммерческую выгоду. На него храмы устанавливают собственные расценки, которые могут варьироваться в зависимости от дня недели, праздника, времени и так далее. Так, если один из молодоженов уже состоял в браке, стоимость услуги «венчание» возрастает, потому как перед самим таинством священнику еще следует прочесть покаянную молитву.

Также больше заплатить придется в том случае, если в этот день или время вы хотите быть в церкви сами, без других венчающихся пар.

Чтобы стоимость венчания не стала для вас неприятной неожиданностью, заранее съездите в храм, в котором вы планируете венчаться. Разузнайте все у служителей храма, расспросите, сколько это будет стоить и что необходимо иметь при себе во время проведения таинства. Удачи вам, и будьте счастливы!

Венчание молодых – ответственный шаг в семейную жизнь

Обряд венчания из покон веков считается духовным рождением вашей семьи. К обряду венчания следует подготовиться тщательно, обдумывая все подробно и до мелочей.

Если ваша пара решила зарегистрировать церковный брак, то следует, в первую очередь, обратиться к священнику с просьбой: назначить день и время венчания.

Считается, что религиозный брак и регистрацию в ЗАГСе следует проводить в один и тот же день. Батюшка в церкви попросит у молодых свидетельство о браке перед тем, как провести обряд венчания. Брак, заключенный в церкви юридически не признается, но в церкви также ведется запись всех молодых, решивших зарегистрировать свои отношения.

Немаловажной является роль свидетелей при венчании, их миссия – держать венцы над головой жениха и невесты.

Обряд венчания

Свадебный портал www.svadbagolik.ru поможет молодым разобраться: как правильно организовать и подготовиться к венчанию.

Если молодые решились повенчаться, то им необходимо пройти обряд обручения. При обручении супружеской паре нужно: розовые или белые полотенца, два кольца.

Жених и невеста при таинстве венчания используют разные кольца. Церковь рекомендует невесте использовать серебряное кольцо, а жениху – золотое. Золото является символом Солнца, а серебро – Луны. Кольца символизируют обряд верности друг другу. Обязанность священника – обвести новобрачных вокруг аналоя, потом руки накрывают платом. Данная процедура символизирует о том, что теперь у молодых одна судьба на двоих. Свечи для венчания необходимо выбирать достаточно длинные, так как обряд венчания – длительный процесс. Священник во время таинства венчания подносит молодым чашу полную вина, из которой необходимо сделать три глотка. Икону Богородицы и Спасителя жених и невесту целуют в конце венчания. После завершения церемонии супруги могут скромно поцеловаться, а присутствующие поздравить молодых. Из церкви за молодыми следуем сперва отец жениха с мамой невесты, следом за ними отец невесты с мамой жениха, потом остальные гости. Невеста бросает букет незамужним подружкам, кто поймал букет – та девушка и выйдет замуж первой.

Венчаться в браке категорически запрещено:

  • Лицам, которые состояли в браке более 3-х раз.
  • Лицам, которые приняли священный сан. Церковный брак возможен лишь до посвящения в церковный сан.
  • Монахиням и монахам, которые принесли обет.
  • Людям, которые виновны в расторжении предыдущего брака.
  • Лицам, которые не попадают под определенный возраст. 70 лет – возрастной порог для мужчин, для женщин этот возраст составляет 60 лет.
  • Родители невесты и жениха против заключения брака. В таком случае следуют обратиться к епископу с просьбой о заключении церковного брака, при условии, что родители молодых не верят в Бога

График венчаний в 2013 году

Свадьбаголик.ru составил график по месяцам в 2013 году для молодых, чтобы могли спланировать: когда можно венчаться, а в какие месяцы все-таки не следует. Самое первое Воскресение после Пасхи является самым благоприятным днем для венчания. Период между Крещением и Масленицей (с 20 января по 11 марта.2013), дни между Петровым и Успенским постом (с 12 июля по 13 августа 2013 года), а также в течение всей осени.

Церковь запрещает венчаться:

  • по вторникам, по четвергам и по субботам;
  • в продолжение постов, святок (с 7 по 18 января 2013 года);
  • в течение сырной и Пасхальной седмицы, в Неделю мясопустную и Неделю сыропустную;
  • в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября 2013 года) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября 2013 года);
  • в течение праздников в храме.

Перечень праздников в 2013 году:

Посты в течение 2013 года:

  • Пост Рождества – с 28 ноября 2012 – по 6 января 2013;
  • Пост Великий- с 18 марта 2013 – по 4 мая 2013;
  • Петров пост – с 11 июня 2013 – по 11 июля 2013.

Недели и Седмицы в 2013 году:

  • 10 марта (дата для 2013) – Неделя мясопустная;
  • 11 марта – 17 марта (дата только для 2013) – Сырная;
  • 17 марта (дата только для 2013) – Неделя сыропустная;
  • 5 мая – 11 мая (дата только для 2013) – Пасхальная

Обряд венчания – таинство для души двух влюбленных сердец, которые решили скрепить свой союз на небесах. Когда молодые решают повенчаться, они дают обед любви и верности на всю оставшуюся жизнь.

Таинство Венчания: от А до Я

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Православное венчание. Богослужебный очерк

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
( “Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)— “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно—главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Божием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене—это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу—подобие отношения Церкви ко Христу Это—взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4—5).

Муж и жена — члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1—11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Поздравления с венчанием

Поздравить близких людей с венчанием, найти нужные, верные и теплые слова — всегда непросто, ведь они должны запомниться молодожёнам на всю жизнь.

В Таинстве венчания при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

К поздравлению с венчанием нужно подготовиться заранее — уметь хорошо говорить без подготовки умеют только очень опытные ораторы. Главное с поздравлении с венчанием молодой семье — слово доброго совета. старайтесь не говорить формальных слов, а вспомните о той семье, которая по-настоящему счастливо прожила жизнь. Расскажите в своем поздравлении с венчанием небольшую историю об этой семье и о том, в чем был главный секрет семейного счастья. Не рассказывается долго — 2-3 минуты — вполне достаточное время. Это доброе слово молодые, быть может, запомнят на всю жизнь!

Предлагаем читателям несколько проповедей и цитат о венчании и браке, которые можно использовать в поздравлениях с венчанием.

* * *

Пусть заповеди Божий
Дают семье опору!
Пусть в доме будут мир и лад,
Дела стремятся в гору!
Пусть появление детей
Подарит радость, счастье!
Пусть добродетель и любовь
Украсят настоящее!

Пусть венчание и свадьба
Согревают вам сердца,
А на пальце безымянном
Вспыхнет золото кольца!
Пусть приносят радость дети
И семейные дела!
Счастья вам, любви, достатка
И душевного тепла!
Пусть ваши венчальные кольца
Всегда будут символом счастья,
Взаимной любви и поддержки,
Согласия, дружбы, участия!
Пусть в доме появятся дети,
Родители будут здоровы,
Семья станет лучиком света,
Надежды и доброго слова!

* * *

Брак — чудо на земле. В мире, где все и всё идет вразброд, брак — место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека,- оказываются единством.

* * *

Поздравляем вас с венчанием,
С лучшим в жизни начинанием!
Друг для друга станьте нужными,
И полезными, и дружными!

Молодые, будьте счастливы,
Уважительны, участливы!
Пожелаем душ слияния
И во всем преуспевания!

Пусть Бог благословит ваш брак,
Вы будете семья!
Провозглашены вы мужем и женой,
Пошел отсчет с нуля!
Пусть в будущем ждет череда
Веселых, светлых лет!
Великолепных, как сейчас
Ваш свадебный букет!
И радость, счастье и любовь
Будет у вас в сердцах!
Вы заключили навсегда
Союз на небесах!

* * *
Молитесь, чтобы Бог благословил,
Ведь жизнь пройти – не поле перемерить.
Порой любить, надеяться и верить
Труднее, чем великое «творить».

Ведь в чаше меда – горчины осадок,
И всякий путь на вид лишь гладок,
А изречение гласит,
Что нам за все приходится платить.

Молитесь, чтобы Бог благословил.
Молитесь, когда утро безмятежно.
И радость жизни кажется безбрежной.
Чтоб Бог ее назавтра сохранил,

Чтоб каждый день звенел счастливой песней,
И дом ваш был заполнен светом вешним.
Сегодня, завтра, через много лет,
Пусть Бог молитвам вашим шлет ответ.

* * *
СМС с венчанием

Многих и благих лет!

Поздравляем молодых! Наш наказ примите: Радость, горе — на двоих. Поровну делите!

Не бывает в жизни случайностей:
Друг для друга создал вас Бог.
Поздравляем сердечно с венчанием
И желаем, чтоб ангел берег
Вас от ссор, недомолвок, молчания,
Недовольства, печалей, тревог.
Не узнали чтоб горечь отчаянья
И любви берегли огонек!

Пусть в будущем ждет череда
Веселых, светлых лет!
Великолепных, как сейчас
Ваш свадебный букет!
И радость, счастье и любовь
Будет у вас в сердцах!
Вы заключили навсегда
Союз на небесах!

* * *

Ваш ответственный шаг теперь согласован перед Богом. Не бойтесь в своей жизни делать любые начинания, потому что на них дано благословение. Но и не забывайте, что на все ваши поступки смотрит Бог, и вам надо быть ответственнее за них. Пусть совет и любовь сопутствуют в вашем священном союзе!

* * *

Митрополит Антоний Сурожский

Любовь — удивительное чувство, но оно не только чувство, оно — состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг я вижу его сущность. Конечно, когда я говорю: “Я вижу”, я не хочу сказать “постигаю умом” или “вижу глазами”, но — “постигаю всем своим существом”.

Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту, например, красоту музыки, красоту природы, красоту произведения искусства, когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием: “Боже мой! До чего это прекрасно!..” Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, — только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась.

* * *

Человек начинает любить другого, потому что вдруг, неожиданно для себя самого, видит в нем что-то, чего он раньше никогда не видел. Бывает: молодые люди, девушки принадлежат к какому-то общему кругу, живут бок о бок, работают вместе, принимают участие в общественной жизни. И вдруг тот, кто до сих пор никем не был замечен, делается центром интереса для одного из этого круга; в какой-то момент один человек другого увидел не только глазами, но каким-то проникновением сердца и ума. И этот человек, который был просто одним из многих, вдруг делается единственным. Человек тогда предстает с новой красотой, новой глубиной, новой значительностью. Такое видение может длиться годами, может продолжаться всю жизнь.

Но порой, по прошествии какого-то времени, это видение тускнеет (как бывает, когда солнце отойдет от окна и вдруг сияние этого окна тускнеет). И вот в этот момент вступает вера. Вера вот в каком смысле: вера как уверенность, что то, что было когда-то увидено, а теперь стало невидимым — достоверно, несомненно. Такой верой мы все живем, более или менее.

Бывают моменты особенных встреч, глубоких, волнующих; потом мы возвращаемся к обычной жизни: но снова оказавшись лицом к лицу с человеком, связанным с этим переживанием, мы знаем, что видимое нами — не весь человек; что в нем есть такая глубина, которую мы теперь больше не можем прозреть. И мы относимся к этому человеку по-новому. Это очень ясно выявлено в целом ряде молитв чина бракосочетания.

* * *

Вам надлежит спасти мир

Среди разброда и шатания, среди всеобщих поисков врагов и виноватых в несчастьях общественных и личных, поисков, которые увлекли не только «внешних», но даже и нас, грешных и недостойных пастырей Церкви Христовой, вы совершаете шаг героический. Вместо сетований и жалоб, вместо бесплодных и убогих попыток найти виноватого, вы созидаете то, что и силам ада никогда не одолеть. Вы созидаете малую Церковь.

Вам будет трудно. Может быть, когда-нибудь кто-то из вас решит, что задача непосильно трудна. Не унывайте и не отчаивайтесь. Помните, претерпевший до конца спасется! Помните, что мир стоит докуда стоит ваша семья. Это не гипербола, это правда! Не дайте миру погибнуть. Не дайте нам, грешным, впасть в уныние и отчаяние. Вы — наша надежда. Как и все те, кто не взирая на бесконечные соблазны, на собственные несовершенства, на уныние и мучительную порабощенность греху, продолжают прибегать к Таинствам Церкви, в них одних видя способ спасения и путь к Вечной жизни. Вот зачем Брак!

Сейчас Церковь благословит вас иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы. Это делается для того, чтобы вы помнили, кому подражать, к чьему примеру прибегать в минуты отчаяния и тоски, в какую меру предстоит вырасти каждому из вас. Знаю, вы скажете мне: «Помилосердствуй, отче! Где нам понести все это, где нам взять сил, чтобы вознестись на такие высоты!» И не вы одни ужасаетесь тому, что вам предстоит. Вспомните, что лучшие из лучших, апостолы Христовы, когда услышали из уст своего Учителя слово об обязанностях мужа и жены, воскликнули в страхе: «Лучше не жениться!»(Мф.19.10) Но не отчаивайтесь! Помните, что Богу все возможно, помните, что «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи…» не оставит и вас, что, наконец, есть только один способ исполнить Закон Христов: носить тяготы друг друга.

Вот и несите друг друга по жизни бережно и терпеливо, и да поможет вам в этом Бог. Аминь.

* * *

Протоиерей Сергий Ганьковский

Вот и состоялось ваше венчание перед Богом и Самим Богом. Его рукой, рукой Творца вы соединяетсяь сегодня. А что Бог сочетал, то человек да не разлучает.

Пройдет время и, может быть, многое вами забудется из сегодняшнего дня, но какие-то вещи забывать вы не вправе. Не забывайте то чудо, которое совершил Господь и сегодня, и в Кане Галилейской. Не забывайте, что не случайно, действительно первое Свое Чудо перед всеми людьми Он совершил не где-либо, а во время свадьбы, во время брака, как об этом сказано в Евангелии от Иоанна. Почему? Потому что брак является иконой, образом. Это образ соединения Церкви и Христа. А значит эта икона в полную силу претворится, станет реальностью только в Царствии Божием.

Все иконы обретут… как бы третье измерение. Вы знаете, что иконы у нас как правило двух-мерны. Они в плоскости имеют два измерения и, следуя традиции, мы не пытаемся изобразить на них третье измерение, чтобы получилась картина, где все “как будто кажется живым”. Этого делать нельзя, нельзя что-либо делать в Церкви — “как-будто”, имитируя. Потому что, живыми, полностью живыми иконы должны стать в Царствии Божием.

И в Царствии Божием ваш брак, который тоже есть икона, он тоже обретет полноту, потому что именно там вы сложите свои венцы. Те брачные венцы, которые сегодня на вас были одеты, их вам надо донести до Царствие Божия. Наверное, когда вы шли эти три круга вокруг аналоя, вам казалось, что сейчас упадет венец с головы, который лежит не так уж ровно, или произойдет еще что-то непоправимое. А ведь руками не поправишь – в одной руке свеча, а в другой – рука того, с кем вы связали свою жизнь. И вы чувствовали, как тяжело, на самом деле, нести брачный венец. И также тяжело его нести и в жизни. Иногда захочется забыть о нем, отстранится от него. Хочется, когда наступает усталость, его сорвать со своей головы и куда-нибудь там спрятать в угол, сказать: “все, хватит, больше не надо”. Нет, этого уже сделать нельзя. Нельзя, потому что с иконой надо обращаться по особому. Обращаться так, что бы она жила.

Вот кто-то работает с компьютерами и знает как с ними обращаться. И знает, как по-разному происходит это обращение у других людей. Один делает на компьютере что-то красивое, делает расчеты или рисунки. А другой компьютером гвозди забивает. Поскольку не знает, что с ним делать. Вот так же и с иконой. Если мы не знаем, как надо поступать с иконой, то она может разбиться. Она может потемнеть, потерять свой свет, превратится в простую доску.

Ваша задача – вашу икону нести такой светлой, какой сегодня она вам дана. И помнить, что то, что сегодня произошло – действительно есть чудо. Это чудо может продолжаться каждый день, каждый день оно может возобновляться, удивлять вас, радовать, веселить, — как слышали вы сегодня: “и да возвеселится жена о муже своем”. Почему? Да потому что это веселие того брачного пира, который есть в Царствии Божием.

Мы пытаемся представить себе Царство Божие, и у нас это никак не получается, потому что мы начинаем с того, что пытаемся себя туда поместить. А вы поместите туда святых, Христа, Матерь Божию, апостолов, которые празднуют, у которых идет пир, свадебный пир. И вот тогда это можно представить – это веселие и радость. И пусть это веселие и радость хранится у вас, в вашей семье, в ваших детях. И дай вам Бог любви, на всю вашу жизнь!

* * *

Протоиерей Сергий Овсянников

Иван Сергеевич Тургенев, заканчивая повествование о горестной судьбе Евгения Базарова, написал о той, в которую был безнадежно влюблен бедный «химик», что она вышла замуж не по любви, но по убеждению, что живут они с мужем в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до любви… В этих словах русского писателя за легкой насмешливой иронией скрывается мысль удивительной глубины, которая самому писателю, может быть и в голову не приходила: любовь вовсе не является сама по себе. Любовь — не то, с чего начинается брак. Любовь — это то, чем брак завершается здесь на земле, то, что не дает супругам умереть, то, что делает мужа и жену причастниками Жизни Вечной. То есть, до любви надо дотерпеться, дострадаться. До любви надо «дожиться», как говорит автор «Отцов и детей».

Когда так подумаешь о любви, о том, что делает двух чужих прежде людей не только — и не столько — одним телом, но и одной душой, единым духом, тогда совсем с иной глубиной вдруг постигаешь дивные слова апостола Павла, которые, к сожалению, не читают во время таинства Венчания:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я отдам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»(1.Кор.13.1-8).

Ничего радостнее, ничего прекраснее, ничего мудрее нигде «в мире сем прелюбодейном и грешном» о любви не сказано, сколько бы ни старались поэты, сколько бы ни искали слов, сколько бы ни ловили минуты вдохновения…

И, вместе с тем, нет ничего более страшного, более неотвратимого, нет ничего более строгого и неумолимого, чем этот прекрасный и взыскательный закон любви! Вы только вслушайтесь: «Любовь не ищет своего…» То есть, если ты любишь — забудь о себе! Если ты любишь — не учитывай сколько ласковых слов сказал ты, и сколько сказали тебе. Не ищи своего, когда ты любишь! Ибо если уж передвигание гор силой молитвы — ничто без любви, тогда что же такое любовь?

Очевидно, что так любить нужно еще научиться. А учиться этой тяжелой науке любить приходится в мире, который о любви забыл и называет любовью то, что не всегда можно назвать даже похотью. Помните, как некий школяр написал в своем сочинении: «Счастье — это когда тебя понимают.» Многие из нас выросли на таком понимании счастья и, видимо, потому так до счастья, похоже, и не дожили. А ведь, казалось бы, так легко понять, что, на самом деле, счастье — это когда ты всех понимаешь, а значит — жалеешь, а значит, в конце концов, и любишь.

Учиться любить — это в конечном итоге значит учится существовать в Блаженной Вечности, это значит — искать Царства Божия и славы его, потому что там, в Вечной Жизни, у Бога, ничего, кроме Любви, нет. Потому что научится «не искать своего» — означает отказаться от самости, от эгоизма, от похоти, и стать таким, каким Бог тебя задумал: свободным, чистым, любящим. Святым.

Предстоя ныне Престолу Божию, я молюсь вместе с вашими, Ростислав и Пелагия, родителями и друзьями, с вашими близкими и знаемыми, я молюсь о том, чтобы Бог дал вам терпения, веры и надежды, и отнял бы у вас только одно: судорожное желание легкой жизни, жалкое желание быстрой победы, стыдное желание бесскорбного жития. Потому что «бесово — дешево, а Богово — дорого», потому что труд любви, труд брака, тяжкий труд рождения и воспитания детей — это то, что делает из нас, грешных, тех, о ком сказал наш Спаситель: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Аминь

* * *

Христос воскресе!

18 апреля 1999 года
Протоиерей Сергий Ганьковский

Казалось бы, безоблачное счастье должно быть естественным увенчанием любви. Но в реальной жизни любовь оказывается неотделимой от скорби. Может быть, трагичность любви выражает несовершенство бытия, например, его мимолетность? Или несовершенство самой любви, ее неразделенность, непостоянство? Увы! Трагичность в любви неизбежна. Она отображает в человеческом сознании антиномию Божественного замысла о человеке. Трагедия связана с неизбежностью самоотречения. Христианская любовь аскетична по существу. Чтобы войти в двухчастное единство любви, в со-частие брака, человек вынужден пожертвовать своей одинокой

целостностью. Целое добровольно становится частью, ограничивает себя, уничижается. Полюбить другого — всегда означает отвергнуть себя, принести свою целостность в жертву со-частию, новому единству семьи. Радость любви в том, что твоя жизнь восполняет жизнь другого. Крест любви возникает от неизбежности самоотречения. Образ крестной любви Иисуса Христа пронизывает христианское сознание. Быт и творчество, самые светлые переживания взаимного общения — любовь, верность, радость, благодарность — осознаются в христианстве через крест. Самоотречение ради другого — качественный признак христианского мироощущения. Крестный путь брака запечатлевается обрядом надевания венцов. Это не триумфальные венцы. Победа еще не достигнута. Это венцы мученические. Жених и невеста венчаются на подвиг самоотверженной любви.

Брачный союз жениха и невесты апостол Павел уподобляет таинственному браку между Христом и Церковью: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, …дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 25-27). Таинственный союз, в котором Христос соединяет воедино любовь, призван стать Церковью. Двое, которых соединяет Третий, становятся единым в Боге. Такое рождение Церкви описано в замечательных стихах Вячеслава Иванова:
Совершается Церковь, когда

В глаза мы друг другу глядим

И светится внутренний день

Из наших немеющих глаз.

Семью ли лучами звезда,

Очами ль сверкнул Серафим,

Но тает срединная тень,

И в сердце сверкает алмаз.

Начертано имя на нем,

Друг в друге читаем сей знак,

Взаимное шепчем «Аминь»,

И Третий объемлет двоих…

Смутясь отступаем во мрак.

Как дух многозвезден и синь,

Как мир полнозвучен и тих.

Протоиерей Павел А.