Венок Христа из чего

Терновый венец Спасителя

Франция Париж Терновый Венец Христа

Терно́вый вене́ц (др.-греч. στέφανον ἐξ ἀκανθῶν) — христианская святыня, венец из ветвей растения с шипами (терниями), который был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания. На сегодняшний день хранится в Париже в соборе Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris).

См. также: Животворящий Крест Господень

Исторический экскурс

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:
и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)
и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)

Христос в терновом венце

О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом.

До X века Терновый венец Христа, по церковному преданию, хранился в Иерусалиме, в Х веке был перенесен в Константинополь, в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы и увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, святой Католической Церкви (1214-1270), торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. По свидетельству летописца, Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и нес Венец на плечах. Для хранения святыни была устроена Святая часовня (Sainte Chapelle) на острове Сите.

Во время Великой Французской революции Часовня горела, и святыню перенесли в Национальную Библиотеку. Церковь обратилась к Наполеону с просьбой о возвращении святыни, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения Венца (все это — несмотря на личную атеистическую настроенность). В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня.

Выносили Терновый венец Христа для поклонения верующим еще до недавнего времени лишь раз в год. Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе: «Хранить святыню под спудом или в сокровищнице храмов — давняя традиция западных христиан. Это было связано и с тем, что святыню прятали, опасаясь похищения, во времена войн и смут. Многие знают, что, например, мощи святителя Николая Мирликийского в Бари покоятся под спудом, их не открывают для паломников.

Однако несколько лет назад Католическая Церковь пошла навстречу православным, в традиции которых святыни хранятся открытыми для поклонения. Ведь Терновый венец Спасителя — это общехристианская святыня. Поэтому между епископом Парижа Жеромом Бои и епископом Корсунским Иннокентием (Васильевым) было достигнуто соглашение, по которому Терновый венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем от него будут выноситься для поклонения верующих раз в месяц».

Описание

Венец заключен в круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Cтеклянный корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения Венца. Во время революции терновое плетение из предосторожности был разрезано на три части, чтобы тайно вывезти из обезумевшего Парижа хотя бы часть Святыни. Однако все части благополучно сохранились.

Местонахождение. Доступность для паломников

Собор Парижской Богоматери

Венец доступен для поклонения далеко не каждый день. Его, вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от Креста, выносят для поклонения в первую пятницу каждого месяца, в 15.00 — в тот час, когда Христос умер на Кресте, а также в Страстную пятницу католического Великого поста. Эта служба называется чином Поклонения Венцу. Из ризницы выходит процессия — рыцари, дамы в черном и хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец в хрустальном футляре, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, затем начинается поклонение Венцу. Перед Венцом принято кланяться (православные делают земной поклон), можно прикладываться.

В другие дни доступа к этим святыням нет. Необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и православных часто не совпадают. Поскольку желающих очень много, очередь лучше занимать заранее, до начала церемонии в 15.00.

Ссылки

Священник Константин Пархоменко. Парижские зарисовки

Святыни Нотр-Дам: что спасли, а что сгорело в огне пожара

Пожарные входят в собор после того, как распространение огня удалось остановить. Фото: EPA/YOAN VALAT/ТАСС

Когда вечером 15 апреля по новостным лентам стали распространятся известия о пожаре в Соборе Парижской Богоматери, христиане всего мира словно замерли с немым вопросом: спасут ли от огня главную святыню Нотр-Дам – Терновый венец Спасителя? Неужели к гибели собора прибавится еще и утрата реликвии, которая имеет значение для всех конфессий?

Долгие часы ожиданий, молитвы, посты в социальных сетях. Сперва – пространный комментарий от представителя прихода Нотр-Дам Андре Фино: «Венец находится сейчас в ризнице, и есть надежда, что это подземное помещение не было затронуто огнем».

Лишь после полуночи появился точный ответ: епископ Патрик Шове, настоятель собора, подтвердил, что Терновый венец, а также камизу (нательную рубашку) святого Людовика успели вынести из горящего собора.

Позднее стало известно: из огня удалось спасти также частицу Креста Господня и Гвоздь Распятия.

Чудесная история спасения

Горожане во время пожара в соборе Парижской Богоматери. Фото: EPA/YOAN VALAT/ТАСС

По данным издания Paris Match, в эвакуации экспонатов сокровищницы собора Нотр-Дам де Пари принимали участие хранители реликвариума и прибывшие на место происшествия пожарные. При этом сотрудники собора командовали вопросом выбора наиболее значимых святынь, а пожарные, в свою очередь, отвечали за стратегию и определяли, сколько раз еще они смогут зайти в задымленное задние. Огня в ризнице, где хранились святыни, не было, а вот продукты горения ощущались достаточно сильно, это могло быть опасно для людей.

Реликвии Нотр-Дам. Фото: Екатерина Загуляева

«Мы пытались с помощью пожарных захватить все, что могли», — рассказал журналистам один из тех, кто спасал реликвии. Известно, что Венец Христов, часть Честного Древа Креста и гвоздь Распятия, а также камиза святого Людовика были погружены в спецальный кофр и доставлены в Парижскую мэрию. В будущем их перенесут в Лувр, где святыни будут храниться до завершения реставрации собора.

Эвакуация святынь осложнялась тем, что у горящего Нотр-Дам наблюдалось огромное скопление людей и спецтехники. Машинам, которым под конвоем предстояло перевезти реликвии из охваченного пламенем храма в безопасное место, с трудом пробирались сквозь толпу. Интересно, что это первый случай со времен Французской революции, когда сокровища собора Парижской Богоматери покидают свое привычное место.

Судьба остальных реликвий – а их в сокровищнице Нотр-Дам оставалось немало, пока не известна. По состоянию на утро 16 апреля 2019 года никто не предоставил журналистам полной описи сохраненных и утраченных святынь и предметов церковного искусства. Когда огонь был полностью локализован, в храм немедленно вошла комиссия, которой предстоит оценить объем ущерба.

Какие ценности хранились под сводами древнего собора и в чем их важность для религии, культуры и истории?

Святыня, ради которой разулся сам король

Процессия с Терновым Венцом Спасителя. Фото: Екатерина Загуляева

Согласно церковному преданию, первые десять веков с момента распятия и воскресения Христа, Терновый венец хранился в Иерусалиме, затем оказался в Константинополе. Сохранились свидетельства о том, что в самом начале XIII века святыню вместе с другими орудиями Страстей Господних выносили на поклонение византийскому императору и его приближенным.

Когда в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, Венец начал свое путешествие в Европу. В результате в 1238 году его выкупил французский король Людовик Святой. Правитель заплатил за святыню огромную по тем временам сумму, и начал готовить Париж к прибытию Венца.

Когда реликвию привезли во Францию, монарх лично встретил ее на подступах к столице, и, разувшись и сняв с себя все знаки королевской власти, сам нес Венец на своих плечах. Для хранения святыни Людовик Святой велел построить часовню Сен-Шапель, где Венец и хранился вплоть до Французской революции.

В безбожные времена Венец, к счастью, не пропал и не подвергся поруганию. Хотя верующим пришлось разделить его на три части, чтобы хотя бы один из фрагментов мог уцелеть. Спасли в итоге все три. Наполеон, придя к власти, вернул Венец католикам и даже подарил для нее особый реликварий. В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную хрустальную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня.

Пожар начался на крыше собора, одетой в строительные леса. В это время в храме шла вечерняя служба Фото с сайта reuters.com

Выглядит Терновый Венец так: это лишенный шипов (эти святыни хранятся в самых разных храмах по всему миру) венок из прутьев, закрытый в стеклянной кольцевидной капсуле, украшенной золотом. Именно в таком виде, на бархатной подушке, святыню выносят на поклонение верующим. В прочее время она хранится в реликварии, сделанном в виде чаши, увенчанной короной. У основания чаши – фигуры святого Людовика, равноапостольной царицы Елены и императора Балдуина II.

Долгое время существовала традиция поклоняться Венцу лишь в католическую Страстную пятницу. Но несколько лет назад Католическая Церковь пошла навстречу православным, и службы, на которых можно было помолиться у святыни и прикоснуться к ней, стали регулярными: в первую пятницу каждого месяца, в 15.00 — в тот час, когда Христос умер на Кресте. Эта служба называлась чином Поклонения Венцу. В 2011 году на ней посчастливилось побывать корреспонденту «Милосердия.ру» и написать об этом.

Порядок службы был таков: из ризницы выходила процессия — рыцари, дамы в черном и хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец в хрустальном футляре, частицу Креста Господня и Гвоздь распятия проносили по храму и торжественно возлагали на престол. Читались Евангелия Страстей Господних, затем начиналось поклонение Венцу.

Орудия Страстей Христовых в оправе из золота

Реликвии Нотр-Дам. Фото: Екатерина Загуляева

Наряду с Терновым Венцом в сокровищнице Нотр-Дам хранилось еще две важнейшие реликвии – это частица Честного Древа Креста Господня и один из гвоздей Распятия.

Выкупив Венец, Людовик Святой продолжил собирать величайшие христианские святыни. Он мечтал, что в Париже будут представлены все орудия Страстей Христовых. Поэтому следующими приобретениями монарха стали частица креста, на котором был распят Христос, и один из гвоздей. Они были доставлены во французскую столицу из монастыря Святого Дионисия, в котором хранились на протяжении нескольких веков.

По преданию равноапостольная царица Елена, найдя в Иерусалиме Крест Господень, тут же разделила его на части. Одну из них она оставила в Иерусалиме, вторую же повезла своему сыну, императору Константину, но по дороге отделяла от нее части и жертвовала в различные монастыри. Так частицы Честного Древа Креста Господня оказались на Кипре и в Константинополе.

Та, что до недавнего времени можно было увидеть в Соборе Парижской Богоматери, ранее принадлежала византийскому императору Мануилу Комнину.

Частицы Креста и Гвоздь католики хранили в так называемом Палатинском кресте. Это богато украшенный ковчег из золота. В его верхней части хранится частица Креста, а в центре – прозрачная колба, в которой можно рассмотреть Гвоздь, орудие муки Христовой.

Кстати, анализ частицы Креста из Нотр-Дам, проведенной наряду с другими похожими святынями, которые хранятся в разных странах Европы, подтвердил, что все они сделаны из древесины оливкового дерева.

Во время Французской революции Палатинский крест был спрятан аббатом Русино в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. Впоследствии Крест передали магистру де Келену, а тот, в свою очередь, — капитулу собора Парижской Богоматери, где святыни и хранились до сих пор. Палатинский крест считался наиболее известной и почитаемой святыней Франции.

Витражи и орган спасти, похоже, не удалось

Витраж. Фото с сайта reuters.com

Помимо этого, в сокровищнице Нотр-Дам и в самом соборе хранилось еще немало святынь, большая часть из которых значима для католиков, но при этом несет не только религиозную, но часто и культурную ценность.

Так, наряду с Терновым Венцом, первое, что кинулись спасать из огня священники, оказалась камиза (нательная рубашка) Святого Людовика. В реликвариуме также хранились частицы мощей этого почитаемого во Франции короля-праведника – их судьба пока что не известна.

Хранились здесь и мощи других католических святых, облачения, богослужебные сосуды, кресты и другие ценности. Все это – в витринах под бронированным стеклом, что, несомненно, затрудняло эвакуацию ценностей при пожаре.

Рисковали погибнуть в огне пожара так называемые «большие картины», которые собору в XVII веке ежегодно дарила гильдия парижских ювелиров. Всего таких полотен, написанных на евангельские сюжеты, было 76. 13 картин украшали внутренне убранство храма. По последним данным, они не пострадали.

С обрушением шпиля собора была утрачена еще одна важная святыня. На самом верху устремленного в небо готического острия был закреплен металлический ковчег в виде петуха. В нем хранился один из шипов от Тернового венца, а также частицы мощей святой Женевьевы и святого Дионисия Парижского (Сен-Дени). Ковчег называли «духовным громоотводом» — считалось, что, возвышаясь над городом, он бережет всех его жителей.

Искусствоведы и архитекторы еще с вечера были обеспокоены состоянием знаменитых витражных окон-розеток. Под воздействием высоких температур могли пострадать разноцветные стекла и расплавиться соединявший их свинец. Фото, опубликованные утром 16 апреля, подтвердили опасения: витражи зияют пустотой. Сохранилась лишь самая большая розетка, расположенная на северной стене храма, с видом на Сену.

Франция. Париж. Во время ликвидации пожара в соборе Парижской Богоматери. Фото: EPA/YOAN VALAT/ТАСС

Еще одна боль – главный орган (всего в соборе три инструмента) работы XV века, который благополучно пережил французскую революцию, но вполне может не пережить пожара. Сообщается, что трубы органа сделаны из сплава олова и свинца, который плохо переносит перепады температур. Данных о его состоянии пока нет. Осматривавшие его специалисты завили, что «пока еще слишком рано ставить диагнозы».

Опасности подвергался и один из колоколов собора – 300-тонный «Шмель», отлитый по приказу Людовика XIV. Он висит в южной башне фасада, и всегда звонил только по самым значимым поводам – в случае больших церковных праздников, например, или выборов понтифика. Специалисты опасались, что древний колокол мог также не перенести пожара. К счастью, прогнозы не оправдались.

Когда глубокой ночью, потушив огонь, пожарные, журналисты и лично президент Франции Эммануэль Макрон вошли в собор, с его прогоревшей крыши еще продолжали падать искры и угли. Снимать картину разорения можно было лишь от главного портала. Всюду пепел, гарь, зияющие пустоты в потолке. Сильно пострадала алтарная часть, но над пожарищем возвышается алтарное распятие – оно устояло в огне. Удивительно, но не сгорел ни один стул из тех, что стоят в центральном нефе для удобства молящихся.

Президент Франции Эмманюэль Макрон (в центре) с супругой Бриджит у горящего собора Парижской Богоматери во время пожара. Фото: EPA/YOAN VALAT/ТАСС

Президент Макрон обещал объявить сбор средств на реставрацию Собора парижской Богоматери уже утром 16 апреля. «Это наша история, и сейчас она в огне. Но я хочу сказать слова надежды. Надежды и благодарности тем, кто сражался, чтобы не случилось худшего. Собору более 800 лет, и наши предки знали, как его построить. На протяжении веков он рос и улучшался. Сегодня нам предстоит восстановить его», — сказал политик.

Терновый венец Спасителя. Инфографика

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.

Терновый венец – это венец из растения с шипами (терниями), который был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами перед его распятием.

В Своих проповедях Спаситель не раз говорил о Своем Царстве, имея в виду Царство Божие, Небесное. Иудеи же, отдавая Христа на суд Пилата, вынесли Ему политическое обвинение в мятеже против Цезаря: Он… запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем (Лк 23:2).

Пилат, желая прояснить обстоятельства дела, спрашивает Его: Ты Царь Иудейский? (Ин 18:33). И получает ответ: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям (Ин 18:36).

Ответ был для Пилата исчерпывающим, и, стремясь продемонстрировать собранному иудейскими старейшинами народу всю абсурдность предъявленного Иисусу обвинения и желая отпустить Христа, он приказывает своим воинам устроить эту шутовскую коронацию: багряный плащ, жезл, «корона» и следы побоев.

Воины возложили на Арестанта «корону», сплетенную из веток колючего кустарника с острыми длинными шипами, завязали Иисусу глаза и били палками по голове. Терновый венец причинял невыносимую муку и очень сильное кровотечение.

Пилат хотел показать народу: Се, Человек! (Ин 19:5), — Он обычный слабый человек. Увы, сердца людей ожесточились, и, подговариваемые старейшинами, они в лицо истерзанному и поруганному Царю кричали: возьми, возьми, распни Его! Нет у нас царя, кроме кесаря (Ин 19:15).

7 фактов о Терновом венце:

1. Венец разделили на три час­ти, чтобы сохранить хотя бы часть святыни в годы Французской революции. Уцелели все три. Золотые скобы футляра прикрывают места рассечения Венца.

2. Раны от шипов видны на Туринской плащанице — погребальных пеленах Христа. Хирурги насчитали 13 ран на лбу и 20 на затылке.

3. Венец, сплетенный из прочных прутьев колючего растения без шипов, к которым добавлены веточки благовонного растения зизифуса, хранится в специальном запаянном футляре.

4. До сих пор ведутся споры, из какого растения сделан Венец. Наиболее распространенные версии: зизифус настоящий, или унаби; держи-дерево, или Христовы тернии; саркопотериум колючий; боярышник.

5. Изначально Венец насчитывал около 70 четырехсантиметровых шипов. Перед продажей Людовику IX венецианцы срезали шипы. Они попали в различные храмы и монастыри по всему свету.

6. Половину годового бюджета Франции — 135 тысяч ливров — отдал король Франции Людовик IX, чтобы выкупить Венец у венецианских купцов. К ним святыня попала после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году. Встречать Терновый венец Людовик выехал за 40 километров от столицы — босиком и в простой рубахе — и нес святыню на плечах до самого Парижа.

Каждый год на Венце распускались зеленые листочки. Об этом в 1201 году сообщает ризничий константинопольского императора Николай Мессарит.

7. В 1806 году Терновый венец поместили в ризницу собора Парижской Богоматери. Терновый венец выносится для поклонения в первую пятницу каждого месяца, в каждую пятницу католического Великого поста и в Страстную Пятницу.

Видеоверсия инфографики.

Почему Терновый венец стал святыней? Как получилось, что реликвия была заложена и кем была выкуплена? Какую роль Терновый венец сыграл в судьбе ученого и философа Блеза Паскаля? Где сегодня можно соприкоснуться со святыней? Рассказывает историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе Тимофей Китнис.

Терновый венец Христа. Справка

Терновый венец Христа — христианская реликвия, хранящаяся в Соборе Парижской Богоматери по Франции.

Венец из терния, согласно трем Евангелиям — от Матфея, Марка и Иоанна — был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами перед распятием.

От Матфея, 27:29: «и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!».

От Марка, 15:17: «и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него».

От Иоанна, 19:2: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу».

О том, как и когда венец был снят, в Евангелиях не говорится.

Терновый венец входит в группу христианских артефактов, называемых Орудия Страстей. Это — атрибуты мученичества Иисуса Христа, «предметы поругания», которому Спасителя подвергли перед распятием.

История обретения

Считается, что первый документ, кроме Еванигелий, в котором упоминается Терновый венец, относится к 409 году. Тогда венец хранился в Иерусалиме. В рассказах паломников, посетивших в IV веке Иерусалим, есть упоминания о Терновом Венце.

Терновый венец в хрустальном окладе. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1063 году венец перевезли в Константинополь, в императорский дворец. В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами, Византия была разделена на несколько государств,одним из которых стала Латинская империя. В 1228 году реликвия оказалась в руках у ее правителя Балдуина II, который за долги заложил венец в Венецианский банк, и тогда король Франции Людовик IX (Людовик Святой, причисленный католической церковью к лику святых) выкупил у банка Терновый венец Христов за колоссальную сумму — 135 тысяч ливров. Людовик IX встретил процессию с Терновым венцом и еще 28 великими святынями за 40 километров от Парижа, и сняв королевские регалии, босиком в простой тунике, весь путь до Парижа нес вместе с братом венец Христов. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня. Для этих святынь была построена часовня Сен-Шапель (Святая часовня) — один из шедевров готической архитектуры (стоила эта часовня втрое дешевле, чем Терновый венец).

В ней венец хранился до конца XVIII века, когда началась франзуская революция. Во время уличных столкновений часовне был нанесен сильный ущерб, и в 1809 году Терновый венец перенесли в Собор Парижской Богоматери, где он хранится по сей день.

Реликварий Нотр-Дам де Пари. Фото: Commons.wikimedia.org / PHGCOM

Что представляет собой Терновый венец?

Реликвия представляет собой кольцо из терновника, диаметром чуть более 20 сантиметров, помещена в особый контейнер — оклад из хрусталя и золота, повторяющий контур венца, который, в свою очередь, помещается в золоченый реликварий. В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца. В Нотр-Дам де Пари существует специальная должность — главного хранителя Тернового венца, который и руководит процессией.

Чин выноса совершается так: из ризницы храма выходят рыцари и дамы в черных одеждах, затем — хранители венца и католические священники. Терновый венец, извлеченный из реликвария, а также частицу Креста Господня и Гвоздь распятия проносят по собору, после чего возлагают на престол, и начинаются чтения Евангелия Страстей Господних, во время которых исполняются песнопения под аккомпанемент органа.

Поклонение Терновому венцу в Нотр-Дам де Пари. Фото: Официальный сайт Собора Парижской Богоматери

Когда чтения и песнопения окончены, начинается поклонение Венцу, во время которого верующие могут приложиться к святыне. Сам венец не покидает Нотр-Дам де Пари, однако его частицы вывозят для поклонения в другие города и страны. Для поклонения частицу обычно закрепляют на иконе Христа.