Верещагин кто такой

Верещагин, Василий Васильевич

Василий Верещагин

Имя при рождении

Василий Васильевич Верещагин

Дата рождения

14 (26) октября 1842

Место рождения

  • Череповец, Новгородская губерния, Российская империя

Дата смерти

31 марта (13 апреля) 1904 (61 год)

Место смерти

Порт-Артур, Квантунская область, Российская империя

Страна

  • Российская империя

Жанр

батальный

Учёба

  • Морской кадетский корпус
  • Императорская Академия художеств (1863)

Стиль

реализм

Награды

Звания

профессор ИАХ (1874)

Медиафайлы на Викискладе

Не следует путать с Василием Петровичем Верещагиным — историческим живописцем и портретистом. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Верещагин; Верещагин, Василий.

Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (1842—1904) — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Биография

В. Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса

Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 года в Череповце (ныне Вологодской области) в семье местного предводителя дворянства. У него было три брата. Все были определены в военно-учебные заведения. Младшие, Сергей (1845—1878) и Александр (1850—1909), стали профессиональными военными; старший, Николай (1839—1907) — общественным деятелем.

В. Верещагин во время первой поездки на Кавказ

В 1850 году вместе с братом Николаем он был определён в Александровский кадетский корпус для малолетних. Затем учился в Морском кадетском корпусе, по окончании которого, после короткого периода службы, новопроизведённый мичман вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 год у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Затем уехал в Париж, где в 1864—1865 гг. учился и работал под руководством Жерома.

В марте 1865 года Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры.

Осенью 1865 года Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить учёбу. Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Весной 1866 года художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение.

В 1867 году с радостью принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём художником. Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских солдат тяжёлую осаду этого города восставшими местными жителями. За оборону Самаркандской крепости Верещагин был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени (14 августа 1868 года), который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды:

Во время восьмидневной осады Самаркандской цитадели скопищами бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда 3-го июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и кинувшись на орудия успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели

В начале 1869 года при содействии Кауфмана организовал в столице «туркестанскую выставку», где показал свои работы, написанные в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в казахских степях и Туркестане. После окончания выставки Верещагин снова поехал в Туркестанский регион, но через Сибирь.

На этот раз художник совершил путешествие по Семиречью и Западному Китаю. Среди произведений Верещагина, посвящённых Семиречью и Киргизии — Богатый киргизский охотник с соколом, виды гор близ станицы Лепсинской, долины реки Чу, озера Иссык-Куль, снежных вершин Киргизского хребта, Нарына на Тянь-Шане. Пять этюдов Верещагин создал в горах близ Иссык-Куля, ярчайшее из них — «Проход Барскаун». Он делал зарисовки в Боомском ущелье, побывал на озере Алаколь, поднимался на высокие перевалы хребтов Алатау.

В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.

В художественном отношении впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от второго его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной «Туркестанской серии», выполненной художником в Мюнхене в 1871—1874 годах и имевшей колоссальный успех в Европе и России.

В 1871 году Верещагин переехал в Мюнхен и начал работать над картинами по восточным сюжетам. В это же время началась его совместная жизнь с первой супругой Елизаветой Фишер (из-за скептического отношения Верещагина к церковным обрядам они обвенчались лишь в 1883 году в Вологде).

В 1873 году он устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. Весной 1874 года состоялась выставка в Петербурге. После этой выставки Верещагина обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу. Лично ознакомившийся с полотнами Верещагина император Александр II, по официальной записи, «очень резко выразил своё неудовольствие», а великий князь Александр Александрович, — будущий император Александр III, — так выразил своё мнение о художнике:

Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек.

Однако это не помешало через месяц Императорской академии художеств присвоить Верещагину звание профессора, от которого Верещагин отказался.

«Злые языки» способствовали тому, что художник уничтожил несколько картин с выставки. Ф. И. Булгаков в своей книге о Верещагине писал следующее:

Уничтожение картин, в свою очередь, вызвало целый ряд новых слухов. Начали говорить, что будто Верещагин уничтожил свои картины вследствие неудовольствия самого Государя. Несмотря на то, что слух этот был чистейшей нелепостью, так как Государь, обходя выставку в 1874 г. и останавливаясь перед всеми лучшими картинами, в том числе и перед уничтоженными, выражал Верещагину своё восхищение и удовольствие, в «Голосе» отказались напечатать небольшую заметку В. В. Стасова, разъяснявшую этот факт. Мало того, когда Мусоргский написал музыку на тему «Забытый» (слова гр. Голенищева-Кутузова) и издал её с посвящением В. В. Верещагину, все издание было уничтожено (позже ноты были напечатаны, но без посвящения). Насколько неправы были слухи, говорившие о неудовольствии Государя, удалось узнать В. В. Стасову год спустя после выставки: в 1875 году он встретился с графом П. А. Шуваловым и генерал-адъютантом А. Л. Потаповым, начальником III-го отделения Собственной Его Величества Канцелярии. В.Стасов рассказал им подробно всю историю сожжения картин и узнал от них, что Государь и не думал высказывать какого бы то ни было неудовольствия

— Собрание соч. В.В. Стасова, т. II. отд. 4, стр. 309

Затем Верещагин почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет. Весной 1876 года художник возвращается в Париж.

Верещагин за мольбертом, 1902

Узнав весной 1877 года о начале русско-турецкой войны, он тотчас же отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Командование причисляет его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Художник участвует в некоторых сражениях.

В июне 1877 года он получил тяжёлое ранение — Верещагин попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае, и во время атаки на турецкий пароход шальная пуля пробила ему насквозь бедро.

В ожидании того, что вот-вот мы сейчас пойдем ко дну, я стоял, поставив одну ногу на борт; слышу сильный треск подо мною и удар по бедру, да какой удар! — точно обухом.

Ранение оказалось серьёзным, из-за неправильного лечения началось воспаление, появились первые признаки гангрены. Пришлось сделать операцию по вскрытию раны, после чего он быстро пошёл на поправку.

Думаю, не ошибаюсь, полагая, что было немножко ревности к русским собратьям со стороны докторов, помешавшей им сделать операцию тотчас по моем прибытии в госпиталь и заставившей приступить к ней только в последнюю минуту, когда промедление, хотя бы до вечера, могло иметь для меня самые печальные последствия

В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты. В этот период он создал новую серию картин — «трилогию казней»: «Распятие на кресте во времена владычества римлян», «Казнь из пушек в Британской Индии», «Казнь заговорщиков в России». Верещагин писал в этой связи:

В своих наблюдениях жизни во время моих разнообразных странствий по белу свету я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом все еще называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность… и это совершается даже в христианских странах во имя того, чье учение было основано на мире и любви. Факты эти, которые мне приходилось наблюдать во многих случаях, произвели сильное впечатление на мою душу; обдумав тщательно этот сюжет, я написал несколько картин войны и казней. Я взялся за разработку этих сюжетов далеко не в сентиментальном духе, так как мне самому случалось убивать в различных войнах не мало бедных своих ближних… но вид этих груд человеческих существ, зарезанных, застреленных, обезглавленных, повешенных на моих глазах по всей области, простирающейся от границ Китая до Болгарии, неминуемо должен был показать живое влияние на художественную сторону замысла.

В 1889 году Верещагин побывал в США. В Нью-Йорке он познакомился с молодой пианисткой Лидией Васильевной Андреевской, которая приехала из Москвы чтобы заниматься музыкальным сопровождением выставок Верещагина. После возвращения в Россию художник начал совместную жизнь с Андреевской и процедуру развода со своей женой. Это заняло несколько лет, в течение которых у пары родилась дочь Лидия, которая вскоре умерла.

В 1891 году Верещагин купил участок на окраине подмосковной деревни Нижние Котлы (вблизи современной Нагатинской улицы Москвы), на котором по собственному проекту построил дом для своей новой семьи и мастерскую.

Летом 1894 года Василий Верещагин с семьей путешествовал по Пинеге, Северной Двине, Белому морю, посетил Соловки.

В 1899 году провёл полтора летних месяца с семьёй в Крыму.

В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 — США и Кубу, в 1903 — Японию.

Информация о том, что в 1901 году В. Верещагин был номинирован на Нобелевскую премию мира, ложна.

Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

Верещагин писал:

Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня.

Семья

  • 1-я жена — Элизабет Мария Фишер (Рид), в русской традиции Елизавета Кондратьевна Верещагина (1856—1941) В браке с 1871 года до 1890 года, когда состоялся разъезд супругов. Точная дата развода неизвестна, также неизвестно, был ли заключен брак по православному или любому другому обряду). Соавтор книги «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных». Портретов и фотографий не сохранилось.
    • Клавдия (упоминается в письмах, очевидно, умерла ребёнком)
  • 2-я жена — Лидия Васильевна Андреевская (1865—1912?). Официальный брак заключен в 1894 году, уже после рождения первых детей. Талантливая пианистка. Изображена в виде медсестры в Госпитальной серии.
    • Лидия (1890—1896)
    • Василий (1892—1981)
    • Анна (1895—1917)
    • Лидия (1898—1930). Сын — Александр Сергеевич Плевако, единственный внук художника. Был усыновлен С. Ф. Плевако (младшим сыном знаменитого адвоката Ф. Плевако)

Живописные работы

Мастерская В. В. Верещагина в его доме в Нижних Котлах

Серии:

  • Кавказская серия (1863—1864, 1865 гг.)
  • Туркестанская серия (1867—1874 гг.)
  • «Варвары». Героическая поэма. В неё входят картины: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют…» (1872) «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872), «Апофеоз войны» (1871)
  • Индийская серия (1874—1880-е)
  • Балканская серия (1877—1881). Включает картины: «В турецкой покойницкой» (1881)
  • Трилогия казней (1884—1887)
  • Палестинская серия (1883—1885)
  • Русская серия (1884—1885)
  • Наполеон в России (1887—1900)
  • Госпитальная серия
  • Японская серия (1903—1904)

Сочинения

Всего из-под пера В. В. Верещагина вышло 12 книг, множество статей, как в отечественной, так и в зарубежной прессе.

  • Очерки, наброски, воспоминания В. В. Верещагина: с рисунками. — СПб.: тип. Министерства путей сообщения (А. Бенке), 1883. — , 155 с.
  • Очерки путешествия в Гималайи г-на и г-жи Верещагиных. — СПб.: тип. М. М. Стасюлевича.
    • Ч. 1. Сикким. — 1883. — 86 с.: 11 л. ил.
      • То же. Изд. 2-е. — 1884.
    • Ч. 2. Кашмир. Ладак. — 1884. — 135 с.: ил.
  • Souvenirs: enfance: voyages: guerre / Vassili Vereschagin; illustres par lui-meme. — Albert Savine, 1888. — 437 p.
  • On progress in art / by Vassili Verestchagin. — New York: American art galleries, 1891. — 14 p.
  • Литератор: Повесть. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1894. — , 239 с.
  • На войне в Азии и Европе: Воспоминания. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1894. — VI, 370 с.
    • На войне в Азии и Европе. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1898. — VIII, 391 с.
  • Литератор: (Повесть) / В. В. Верещагин. — Москва: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1894. — , 239 с.
  • 1812: Пожар Москвы; Казаки; Великая армия; Маршалы; Наполеон I. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — IV, 274 с.
  • Детство и отрочество. Т. 1: Деревня. Корпус. Рисовальная школа. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — , 315 с.
  • Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей. . — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — , 153 с.: 7 л. ил.
    • Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей. Изд. 2-е. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1896. — , 153 с.: 7 л. ил.
  • На Северной Двине. По деревянным церквам. 3-е прил. к каталогу картин В. В. Верещагина. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — , 121 с.: 12 л. ил.
    • На Северной Двине. По деревянным церквам. 3-е прил. к каталогу картин В. В. Верещагина. Изд. 2-е. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1896. — , 121 с.: 12 л. ил.
  • Napoléon Ier en Russie / Vassili Werestchagin. — Paris, 1897. — 6, 280 p.
  • Листки из записной книжки художника В. В. Верещагина. — Москва: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1898. — , 150 с.
  • Наполеон I в России в картинах В. В. Верещагина / С портр. В. В. Верещагина, его предисл. и поясн. описанием карт. — СПб.: Ф. И. Булгаков, 1899. — 55 с., 16 л. ил., портр.
  • «1812». Napoleon I in Russia / by Vassili Verestchagin; with introduction by R. Whiteing; illustrated from sketches and paintings by the author. — William Heinemann, 1899. — 266 p.
  • В Севастополе: Рассказ худож. В. В. Верещагина. — Москва: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1900. — , 93 с.
  • Духоборцы и молокане в Закавказье; Шииты в Карабахе; Батчи и опиумоеды в Средней Азии; Обер-Амергау в горах Баварии: Рассказы. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1900. — 90 с.
  • На войне: Воспоминания о Русско-турецкой войне 1877 г. — : т-во И. Д. Сытина, . — 317 с.

Посмертные издания

  • Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова / Подгот. текста и примеч. А. К. Лебедева и Г. К. Буровой, под ред. А. К. Лебедева. — М.: Искусство, 1950.
    • Т. 1. 1874—1878. — 423 с.: 4 л. ил.
    • Т. 2. 1879—1883. — 380 с.: 4 л. ил.
  • Переписка В. В. Верещагина и П. М. Третьякова / Подгот. текста и примеч. Н. Г. Галкиной; Вступ. ст. О. А. Лясковской. — М.: Искусство, 1963. — 138 с.: 4 л. ил.
  • Избранные письма / Сост., предисл. и примеч. А. К. Лебедева. — М.: Изобразит. искусство, 1981. — 287, с.: 11 л. ил.
  • Повести. Очерки. Воспоминания / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — М.: Сов. Россия, 1990. — 349, с.: л. ил.
  • Наполеон I в России / Составление, подгот. текста, вступ. ст. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — Тверь: Созвездие, 1993. — 286 с.:ил.
  • Скобелев. Воспоминания о Русско-Турецкой войне 1877—1878 гг. — М.: ДАРЪ, 2007. — 496 с. — ISBN 978-5-485-00152-0

В искусстве

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 августа 2015 года.

  • В фильме «Юлия Вревская» (1977) роль Верещагина исполнил Регимантас Адомайтис.
  • В 5 и 6 сериях сериала «Секретная служба Его Величества» затрагивается политическая деятельность В. В. Верещагина, которая стала причиной покушения на его жизнь.

Память

Памятник-бюст на привокзальной площади г. Верещагино Памятная почтовая марка России:
150 лет со дня рождения Верещагина

  • Улица Верещагина — улица в Ломоносове (Санкт-Петербург)
  • Улица Верещагина в Киеве
  • Улица Верещагина в Череповце
  • Улица Верещагина в Воронеже
  • Улица Верещагина в Днепре
  • Улица Верещагина в Екатеринбурге
  • Улица Верещагина в Ростове-на-Дону
  • Улица Верещагина в Запорожье
  • Улица Верещагина в посёлке художников «Сокол» в Москве
  • Переулок Верещагина в Липецке
  • Город Верещагино в Пермском крае
  • На Привокзальной площади г. Верещагино 18 июня 1995 г. открыт памятник-бюст В. В. Верещагину (проект скульптора А. А. Уральского)
  • Памятник-бюст В. В. Верещагину в Череповце (1957 г.; скульпторы — Едунов Б. В., Портянко А. М.; архитектор — Гуляев А. В.)
  • Дом-музей В.В. Верещагина (дом, где он родился в 1842 г. и жил до 1850 г.) на Социалистической ул., д. 22 в Череповце.
  • Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина. Музей основан в 1914 году членами местного общества любителей изобразительных искусств в качестве памятника художнику.
  • Культурно-просветительский интеллектуальный конкурс «Верещагинский проект» для старшеклассников в г. Череповце посвящён судьбе и творчеству Василия Верещагина и его семье
  • Центральная городская библиотека имени В. В. Верещагина в Череповце (носит имя художника с 1967 года)

Цитаты. Оценка

Княгиня М.К. Тенишева:

«…Верещагин, которому надо быть благодарным хотя бы за то, что он ввел в России батальный жанр»

Разное

  • Интересно, что сам Верещагин описал жанр своей картины «Апофеоз войны» так — «если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского — мёртвая природа…»
  • В. В. Верещагин как-то воскликнул: «…Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого».
  • Картина В. Верещагина «Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г.», которая хранится в Мемориале Виктории в Калькутте — самое большое художественное полотно в Индии, написанное маслом.
  • Верещагин изображён на почтовой марке Болгарии 1978 года.
  • Кубинский писатель Хосе Марти, посетивший выставку художника в Нью-Йорке, вдохновлённый написал интересный очерк Выставка картин Верещагина

Галерея

См. также: Список картин Василия Верещагина Картины Василия Верещагина (галерея)

  • Наполеон на Бородинских высотах, 1897

  • Перед атакой. Под Плевной, 1881

  • Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой

  • Индуистский храм в Удайпуре, 1874—1886

  • Самарканд, 1869

  • Араб на верблюде, 1869-1870

  • Бания (торговец). Бомбей, 1874-1876

  • Афганец, 1867-1868

  • Бухарский солдат (сарбаз), 1873

  • Бхил, 1884

  • В горах Алатау. 1869-1870

  • В покорённой Москве («Поджигатели» или «Расстрел в Кремле»), 1887-1888

  • Высматривают, 1873

  • Гималаи вечером, 1875

  • Гималайский пони, 1875

  • Всадник-воин в Джайпуре, 1881

  • Вид Крымских гор

  • Два еврея, 1883-1884

  • Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром, 1869-1870

  • Горный ручей в Кашмире, 1875

  • Двери Тимура (Тамерлана), 1872

  • Два ястреба (Башибузуки), 1878-1879

  • Японка, 1903

  • Священник парс (огнепоклонник). Бомбей, 1874-1876

  • Портрет бачи, 1867-1868

  • Икона Николы с реки Выя (верховья Пинеги), 1894

  • Мавзолей Тадж-Махал, 1874-1876

  • Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся, 1873

  • Киргизские кибитки на реке Чу, 1869-1870

  • Дервиши в праздничных нарядах, 1869-1870

  • Садовая калитка в Чугучаке, 1869-1870

  • Калмыцкая молельня, 1869-1870

  • Богатый киргизский охотник с соколом, 1871

  • Шпион

  • Адъютант

  • Подавление индийского восстания англичанами, 1884

Примечания

  1. 1 2 Верещагин Василий Васильевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #119268353 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  3. Мемориальная доска В. В. Верещагину // Энциклопедия «Санкт-Петербург»
  4. Ежегодник Русской армии на 1869 год. Часть 2. — СПб., 1869. — С. 282.
  5. 1 2 Верещагин Василий Васильевич
  6. В. В. Верещагин. Скобелев. Воспоминания о Русско-Турецкой войне 1877—1878 гг. — М.: Даръ, 2007. — 496 с. — С. 25—65. — ISBN 978-5-485-00152-0
  7. Андрей Зимоглядов. Подавление индийского восстания англичанами. Артхив.
  8. Выставка в Третьяковской галерее, посвященная 175-летию Василия Верещагина
  9. Исторические фотографии района Нагатино-Садовники и набережной (недоступная ссылка). Дата обращения 18 ноября 2017. Архивировано 16 ноября 2017 года.
  10. В поисках дома художника Василия Верещагина — расследование
  11. Аксентьев С. Т. «Монастырские» каникулы В. В. Верещагина // Московский журнал. — 2013. — № 10. — С. 18—24. — ISSN 0868-7110.
  12. Архив номинаций Нобелевского комитета.
  13. О. В. Савруева, научный сотрудник ВИМ ТОФ. «Он хотел показать людям трагедию и глупость войны…». (К 175-летию со дня рождения великого русского художника Василия Васильевича Верещагина). Военно-исторический музей Тихоокеанского флота.
  14. Василий Верещагин — вдохновленный ужасом войны
  15. Василий Верещагин: Суетенко В. Дом у заставы: Московские годы жизни и творчества В.В. Верещагина. www.booksite.ru. Дата обращения 10 марта 2018.
  16. Василий Верещагин и Лидия Андреевская | Люди | Истории | ArtInHeart.ru. www.artinheart.ru. Дата обращения 10 марта 2018.
  17. Летописец своей эпохи — художник В. В. Верещагин // Верещагины. «России славу умножая…» : . — СПб.: Северославянское бюро рекламы, 2008. — 143 с.
  18. Верещагин: главное
  19. Верещагин: послание человечеству
  20. Светлана Капырина, куратор выставки В. В. Верещагина. В. В. Верещагин. Палестинская серия. Официальны блог Государственной Третьяковской галереи (30 октября 2017).
  21. Василий Васильевич Верещагин (1842—1904). Цикл полотен «1812 год». Интернет-проект «1812 год»..
  22. Город Верещагино. Города и регионы России.
  23. М. Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — М.: «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8

Литература

  • Верещагин, русские живописцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Верещагин, Василий Васильевич // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого . — СПб. ; : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  • Мак-Гахан В. Верещагин в Америке // Новости и биржевая газета. Изд. 1. — № 324. — 23 ноября. — 1888.
  • Верещагин В. Детство и отрочество художника. — Т.1. — М., 1895
  • Верещагин В. В. Воспоминания сына художника. — Л.: Художник РСФСР, 1978
  • Верещагин Василий Васильевич // Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
  • Володарский В. Василий Верещагин. — М.: Белый город, 2000
  • Дёмин Л. М. С мольбертом по земному шару. Мир глазами Верещагина. — М.: Мысль, 1991.
  • Дорошевич В. М. Верещагины: Биогр. очерк. — СПб.: тип. Манасевича, 1913. — 15 с., 1 л. портр.
  • Игнатова Е. Братья // Василиев остров. — Череповец, 1993
  • Лебедев А. К. В. В. Верещагин. Жизнь и творчество. — М., 1958.
  • Лебедев А. К. В. В. Верещагин. Жизнь и творчество. М., 1972.
  • Лебедев А. К., Солодовников А. В. Василий Васильевич Верещагин. — Л.: Художник РСФСР, 1987
  • Брюханова Е. В. В. В. Верещагин и Ростов // Сообщения Ростовского музея. Выпуск 5. — Ростов, 1993. — С. 140-152.
  • Ким Е. В. В. В. Верещагин в Ростове (факты, гипотезы, домыслы) // Сообщения Ростовского музея. Выпуск 16. — Ростов, 2006. — С. 414-463.
  • Булгаков Ф. И. В. В. Верещагин и его произведения / Ф. И. Булгаков. — Фототип. и автотип. изд. — Санкт-Петербург: тип. А. С. Суворина, 1896. — 95 с., л. ил., портр.
  • Верещагин, Василий Васильевич // Верещагин, Василий Васильевич — Воинская повинность. — СПб. ; : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1912. — С. 321—322. — (Военная энциклопедия : / под ред. К. И. Величко ; 1911—1915, т. 6).
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 36. — 454 с.

Рекомендуемая литература

  • Молли Брансон. «Самое театрализованное представление в Нью-Йорке». ВЕРЕЩАГИН И ВЫСТАВКА РУССКОГО ИСКУССТВА В США / Журнал «Третьяковская галерея», #4 2018 (61)
  • «Он предложил мне свою дружбу: я принял ее с величайшим удовольствием». К ИСТОРИИ ОДНОЙ ВЫСТАВКИ В.В. ВЕРЕЩАГИНА В ВИЛЬНЕ / Журнал «Третьяковская галерея», Приложение к #4 2018 (61)
  • Избранные страницы из дневника А.В. Жиркевича о В.В. Верещагине. 1900–1901 годы / Журнал «Третьяковская галерея», Приложение к #4 2018 (61)
  • Письма В.В. Верещагина к А.В. Жиркевичу. 1900—1901 годы / Журнал «Третьяковская галерея», Приложение к #4 2018 (61)

Ссылки

Василий Верещагин:

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Верещагин, Василий Васильевич в библиотеке «Старатель»
  • Полное собрание произведений, аудиобиография, интерактивная карта жизни и работ Василия Верещагина сайт о художнике
  • Жизнь и смерть Василия Верещагина сайт о художнике
  • Реакция властей на антимилитаристические картины В. В. Верещагина
  • Сочинения В. В. Верещагина в библиотеке Мошкова

Многие творческие люди, не только художники, живут в одном будничном мире, а творят в другом. По ярким, полным жизни полотнам Ван Гога трудно угадать как терзался и мучился от безденежья и одиночества гений – живопись была его отдушиной, пристанищем. Несбывшийся же друг Ван Гога – Гоген напротив жил и творил одновременно, не разделяя быт и вдохновение. Не умаляя гениальности Ван Гога – это не является критерием оценки в принципе – нужно заметить, что художников «живущих» свои полотна относительно немного. И выдающийся русский живописец Василий Верещагин был как раз из таких. Его творческая биография, как и у Гогена, неотрывна от биографии жизненной.


У крепостной стены. Пусть войдут (1871),

Василий Верещагин (1842-1904) – один из наиболее выдающихся художников-баталистов в истории живописи. Родился в дворянской семье в Череповце, как и все его братья был отправлен в военно-учебные заведения, а именно – в Александровский кадетский корпус, после чего учился ещё в Морском кадетском корпусе, откуда выпустился в звании мичмана. Однако после окончания военной учёбы Василий не идёт служить, а поступает в петербургскую Академию художеств. Следующие несколько лет он проводит в разъездах между Петербургом и Парижем.

По приглашению генерал-губернатора молодой художник едет в 1867 году в только взятый русскими войсками Самарканд. Тут то и начинается не только путь Верещагина как серьёзного живописца, но и путь его, как баталиста и… солдата. После того как восставшие туркестанцы окружают и штурмуют недавно захваченный город, художник попадает в осаду вместе с небольшим гарнизоном русских солдат. Подняв солдат в атаку против наступающих, Верещагин стал кавалером Георгия – генерал-губернатор отдал ему личный крест. Незадолго до гибели Верещагин передарит его знакомому капитану…

Впрочем, Верещагин всегда умел постоять за себя: грозил револьвером французским студентам-старшекурсникам, бивал пару американских рэкетиров, желающих получить с художника комиссионные – сложённый для армии, художник был крепким орешком.


Дервиши в праздничных нарядах (1870)

Именно в Туркестане состоялась одна из первых выставок художника, после чего Василий отправился в путешествие по территории современной Киргизии и Западного Китая, где создал зарисовки «типов», которые будут даваться ему не хуже батальных полотен. Верещагин за долгую творческую жизнь запечатлеет большое количество подобных «типов» – непортретных зарисовок людей, обычно облачённых в национальные одежды: «Богатый киргизский охотник с соколом» (1871), «Буддийский лама на празднике в монастыре» (1875), «Жители западного Тибета» (1870-е), «Факиры» (1876), «Японский нищий» (1904) и др.

Национальный колорит так и сквозит через одежды и сюжеты, которые неизменно присутствуют несмотря на явное позирование «моделей». Каждый из героев как бы занят своим делом – будь то попрошайничество, игра на дудочке, разговор. Сочетание портретной статичности героев и, вместе с тем, их увлечённость собственным делом дают зрителю возможность не только рассмотреть диковинные костюмы и незнакомые лица, но и проникнуть в «историю» отображённого художником момента.


Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх (1875)

Не обходит Верещагин стороной и пейзажную живопись, но делает это заметно реже, хоть и обнаруживая недюжинный талант. От пейзажей художник не отойдёт окончательно никогда, словно желая запечатлеть их, как и человеческие «типы», выбирая самые яркие и характерные особенности природы разных земель, где ему удалось побывать. «В горах Алатау» (1870), «Гималаи вечером» (1875), «Вид Крымских гор» (неизвестно), «В горах (1890-е) и проч. Певец Юга и Востока, Верещагин блестяще чувствует все оттенки ясного неба, разверзшегося над иссушенной землёй: от ярко-голубого до стального, парящего в раскалённом безветрии. Там, где пустыню сменяют горы, небо становится голубей и прозрачней, а редкая прежде растительность пенится, расползаясь окрест.

Многие сюжеты увлечены восточной урбанистикой: города, живописные развалины, коими был полон тогдашний Восток. «Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур)» (1874), «В Иерусалиме. Царские гробницы» (1884), «Итальянская деревушка на берегу моря» (неизвестно), «Мавзолей Гур-Эмир» (1870), «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1876), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870). Яркие сочные «портреты» зданий резко контрастируют с редкими изображениями русской архитектуры. Но если восточные здания изображены под обычной закипающей глазурью неба, то родные пенаты Верещагин рисует изнутри. Скромное церковное убранство, крошечные окошки, полумрак, как на картине «Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге» (1894).

Мавзолей Гур-Эмир (1870)

К серии «Наполеон в России» относятся полотна посвящённые Отечественной войне 1812 года, изображающие идущих к Москве и занимающих её французов, а после и жалкое бегство армии Наполеона. На картинах «В штыки! Ура! Ура!» (1890-е), «В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле)» (1898), «С оружием в руках — расстрелять!» (1890-е), «Наполеон на Поклонной горе в ожидании депутации» (1892) Верещагин раскрывает редкие для него прежде зимние сюжеты, сменяя яркие реалистичные изображения Востока мягкими, почти лубочными изображениями Севера. Картины Верещагина стали не менее классическим олицетворением Отечественной войны, чем роман «Война и мир» Толстого.

Но прославили художника его реалистичные до жестокости военные полотна, которые часто можно назвать и антивоенными. Знаменитая на весь мир картина «Апофеоз войны» (1871) была создана под влиянием первой туркестанской «командировки» и легенд о подавлении восстаний в Китае. Гора черепов посреди выжженной пустыни в окружении воронья является не столько изображением действительности, как это свойственно Верещагину, сколько метафорическим высказыванием о результатах любой войны.


Наполеон на Поклонной горе в ожидании депутации (1892)

Несмотря на то, что Верещагин живописал геройство воевавших с ним бок о бок солдат, на родине его подвергли нападкам. Лично император Александр II выразил неудовольствие работами художника. «В чём же дело?» – спросите вы. А дело в том, что Верещагин осмелился взглянуть на войну с двух сторон. Вот героические русские солдаты вступают в неравный бой с неприятелем и празднуют победу на картинах «У крепостной стены. Пусть войдут» (1871), «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1879) «Парламентёры. Сдавайся! — Убирайся к чёрту!» (1873), «Нападают врасплох» (1871), но вот они же терпят оглушительное поражение и унижение…

Наиболее это видно на парных «картинах-дилогиях» «Победители» (1878) и «Побеждённые. Панихида» (1879). На первой картине неприятель празднует победу, обирая убитых солдат, на второй – православный батюшка отпевает солдат, уже в исподнем. Другая «пара» – «После удачи» и «После неудачи» от 1868 года, которые можно рассматривать в любом порядке. На одном из них туземцы собирают «трофей» в виде головы русского солдата, на другой – русский солдат курит над телами туземцев. И непонятно в каком именно порядке следует смотреть эти полотна.

Побеждённые. Панихида (1879)

Победа соседствует с поражением, а геройство сменяется дефекацией вприсядку на окраине лагеря. Безусловно Верещагин не испытывает особой симпатии к туземцам, но он изображает войну, какой она и предстаёт солдату. Увечье, смерть, забвение и даже растерзание зверями – вот что ждёт их на пути к войсковой славе. Этому посвящены многие картины мастера, а в частности «Смертельно раненный» (1873), «Людоед» (1880-е), «Забытый» (неизвестно), «Солдат на снегу» (1878). Критика привела к тому, что после одной из выставок художник вырезал из рам и бросил в топку три наиболее раскритикованных полотна, включая картину «Забытый», вдохновившую Мусоргского на написание одноимённой баллады. За картину «Святое семейство» Верещагин получил и неудовлетворительные отзывы от папистов, требовавших сжечь «богохульную картину».

Несмотря на критические отзывы, петербуржская Академия предложила в итоге художнику профессорский чин, от которого тот отказался. После завершения в Мюнхене «туркестанской» серии, Верещагин отправляется в Индию и Тибет, где проводит почти два года. Но едва узнав в 1877 году о начале очередной русско-турецкой войны он отправляется в армию. Служа адъютантом, художник принимает участие в нескольких столкновениях. Во время пребывания на миноносце русской армии Верещагин получает тяжёлое ранение, своего рода предупреждение, которое пропускает мимо ушей.


Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур) (1874)

По окончании войны он вновь отправляется в путешествия: в Индию Сирию, Палестину, где рисует «трилогию казней», наиболее известна из которых «Подавление индийского восстания англичанами» (1884). Верещагин выказывает недоумение к тому, что войны мировое сообщество признаёт хоть сколько-нибудь ужасным явлением, в то время как жестокие смертные казни – нет. Впрочем, это не мешало ему прежде просить повешения для парочки отличившейся особой жестокостью башибузуков во время русско-турецкой войны.

После этого художник входит в совсем мирную жизнь, путешествует по США, Японии, Кубе, Филиппинам, пока на 62-м году жизни не отправляется на вспыхнувшую русско-японскую войну. 31 марта 1904 года броненосец «Петропавловск» подорвался на мине, унеся с собой на дно выдающегося русского художника Василия Верещагина и более шестисот человек матросов.


Перед атакой. Под Плевной (1881)

В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле) (1898)

Высматривают (1873)

Два ястреба (1878)

Дорога военнопленных (1879)

Итальянская деревушка на берегу моря (неизвестно)

Людоед (1880-е)

Мавзолей Тадж-Махал в Агре (1876)

Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде (1870).

Место битвы (1877)

Монастырь Хемис в Ладаке (1875)

Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся (1873)

На большой дороге. Отступление, бегство (1890-е)

Парламентёры. Сдавайся! — Убирайся к чёрту! (1873)

Перекочёвка кигризов (1870)

Победители (1878)

Подавление индийского восстания англичанами (1884)

После атаки. Перевязочный пункт под плевной (1881)

Раджнагар (1874)

Развалины в Чугучаке (1870)

Русский лагерь в Туркестане (1860-е)

С оружием в руках — расстрелять! (1890-е)

Торжествуют (1872)

Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой (1879)

Афганец (1868)

Баня (1870-е)

Богатый киргизский охотник с соколом (1871)

Буддийский лама на празднике в монастыре (1875)

В горах Алатау (1870)

В горах (1890-е)

В Иерусалиме. Царские гробницы (1884)

В штыки! Ура! Ура! (1890-е)

Взятие Рузвельтом Сан-Жуанских высот (1900-е)

Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге (1894).

Гималаи вечером (1875)

Дервиши в праздничных нарядах (1870)

Жители западного Тибета (1870-е)

Мыс Фиолент вблизи Севастополя (1897)

Представляют трофеи (1872)

Продажа ребёнка-невольника (1872)

Смертельно раненный (1873)

Солдат на снегу (1878)

Факиры (1876)

Шпион (1879)

Японка (1903)

Японский нищий (1904)

После удачи (1868)

После неудачи (1868)

13 апреля погиб Василий Верещагин вместе с адмиралом Макаровым

31 марта 7212 Лета или 13 апреля 1904 года по новому стилю в 9.34 утра Василий Верещагин сделал свой последний набросок в блокноте. Вокруг Бегали матросы, О чем то кричали, горел броненосец «Петропавловск»который подорвался на английской мине и быстро шёл ко дну в Желтом море. Знаменитый художник, который должен был получить Нобелевскую премию за мир, противник всех войн, погиб вместе с адмиралом Макаровым, защищая Порт-Артур.
Верещагин закончил морской кадетский корпус в Петербурге, и тут же решил прекратить военную службу, твердо решив стать художником. Верещагина, как лучшего кадета представили великому князю Константину Николаевичу Романову и отличник извинился и попросил — рапорт об отставке. Все были в гневе: ещё бы — лучший ученик, за казённый счет получивший фундаментальное высшее образование, вдруг бросает морскую военную службу и уходит в никуда, лишенный наследства и средств к существованию.
Упрямый Верещагин поступил в Академию художеств. Руководство Академии видя дар студента выбило для него стипендию, чтобы он не умер с голоду. Но Академию Василий не закончил, ему неинтересно было рисовать римских императоров, евангелические сюжеты, он стал рисовать жизнь, как она есть. Верещагин узнал, что назначенный новым генерал-губернатором Туркестана Кауфман набирает себе в штат художников. Военным специалистам нужны были ситуационные рисунки, отображавшие действие «в режиме реального времени». Верещагина с удовольствием приняли на службу.
В Самарканде, где он жадно писал красивейшую архитектуру,
мечети, почуя запах восстания. И восстание на самом деле началось: две сотни российских солдат защищали крепость от 20-тысячного вооружённого до зубов войска. Русский Гарнизон приготовился умирать. И тут живописец Верещагин вспомнив офицерские знания, взял командование крепости на себя и вышел победителем, несмотря на превосходящие в десятки раз силы противника. Когда Кауфман вернулся в Самарканд, солдаты признались: «Если бы не Василий Васильевич, нас бы здесь давно уже в живых не было». Генерал расчувствовался, что отдал Верещагину свой Георгиевский крест. И Это была единственная награда, которую по праву принял художник за всю свою жизнь и с гордостью носил.
Все остальные, положенные ему военные награды он не признавал, говоря,’что война — это бессмысленное убийство людей: «Какую бы войну, кто бы ни развязывал, она в любом случае — тупое желание владеть миром и его ресурсами» — Выставки его картин с баталиями объездили весь мир. Верещагин был выдвинут на Нобелевскую премию мира, но «Нобелевскую премию он так и не получил. Все считали его русским разведчиком. И действительно он запросто мог им быть, ведь даже Пушкин, на Кавказе, имел задание от дипломатического департамента наблюдать за персами. Верещагин очень хорошо разбирался в мировой политике. И когда он первый раз в 1903 году приехал в Японию, заметив за собой слежку, тут же вернулся в Россию предупредить русское правительство, что возможна война с Японией.
Мировая общественность того времени в литературе обсуждала Льва Толстого, а в живописи — Василия Верещагина. Лев Толстой стал таким же противником войн.
В Америке живописцу предлагали почётное гражданство и мечтали, что он станет родоначальником американской школы живописи, но Верищагин отказался. Со своей первой женой Верещагин предпринял восхождение в Гималаи. Они тогда поднялись очень высоко безо всякого оборудования, сопровождающие отстали, и молодой паре пришлось устраивать холодную ночёвку, они чуть не погибли. Англичане, очень испугались этого верещагинского путешествия. Они считали, что он как разведчик зарисовывает военные тропы. В газетах англичане тогда писали, что Верещагин кистью прокладывает дорогу русских штыкам.
На броненосце должен был идти в море другой художник — Метелица. Но тот вовремя заболел. И Макаров, старый приятель по кадетскому корпусу, позвал с собой в поход Верещагина. Выйдя утром на рейд, они столкнулись с армадой адмирала Тога. Макаров решил не принимать бой, развернулся в отступление и корабль подорвался на мине. Из-за огромной пробоины, корабль мгновенно ушёл на дно, унося с собой целую эпоху и двух гениев.
Останков художника и адмирала Макарова нет, памятника на месте их гибели — тоже нет. По злой иронии судьбы могилы всех родственников Верещагина тоже исчезли под водой Рыбинского водохранилища, когда была принята программа затопления земель.
В этот юбилейный для Верещагина год, когда 20 апреля 2017 года открывается выставка художника в Русском музее, где будут представлены 200 работ баталиста, хочется привлечь внимание к проблеме, поднятой искусствоведом Любовью Маликовой:
По не честным образом составленным липовому документу, все права на редчайшие полотна Верещагина наглым образом перешли к прощелыге импресарио, организовавшему однажды выставку художнику Верещегину в Америке.
Пора, наконец, восстановить справедливость и пересмотреть условия липового договора, вернуть Шедевры русского художника на Родину. Обманным путем редчайшие полотна были вывезены из России и даже, если это юридическая казуистика, всё равно обман есть обман. И в память о замечательном художнике, моряке, погибшем на броненосце во время Японской войны, так и не получившим Нобелевскую премию Мира, его картины должны вернуться в Россию, в Питер предотвратить последнюю в Мире третью Мировую войну, которую сейчас намеренно, как всегда против русских развязывает английская корона, чужими руками, на этот раз Америкой. Миру Мир!
Я с нетерпением жду выставки в русском Музее и говорю спасибо величайшему художнику за его творчество, спасибо, что он успел столько красоты нам оставить, ведь он старался жду нас с Вами.
Верещагин в фильме «Белое солнце пустыни» тоже взрывается на баркасе, защищая Родину. Верещагин знал о мощи японского флота, который строили англичане и всё равно пошел а море с Макаровым на верную гибель, потому что по другому было нельзя.
Вечная память!

Цитата сообщения Ира_Ивановна История одного шедевра: Василий Верещагин «Побеждённые. Панихида»


«Побежденные. Панихида» — Василий Васильевич Верещагин. 1877. Холст, масло. 180 х 300 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва
До Верещагина в искусстве война демонстрировалась исключительно с ее «парадной» стороны. Выполнялись портреты героев, показывались масштабные картины победных операций, словом, всячески восхвалялись ее достижения. Великий мастер батальных сцен сумел показать нам войну с другой стороны. Это горе, беда, разруха и массовые человеческие жертвы — множество загубленных жизней, которые безжалостно поглотила военная машина.
На картине изображены всего два живых человека — это священник, который служит панихиду по павшим воинам, и командир, пришедший попрощаться со своими погибшими друзьями и солдатами. Все остальное пространство картины — это огромное поле, уходящее за горизонт и за пределы картины, полностью покрытое мертвыми телами. Это русские солдаты и офицеры, павшие в жесточайшем сражении под Плевной во время русско-турецкой войны. Этим лаконичным приемом художник наглядно продемонстрировал, что в любой войне с обеих сторон гибнет огромное количество людей, а выживают всего лишь единицы.
Полотно производит мощное эмоциональное впечатление на зрителей. Поражает и художественное мастерство, и масштаб исполнения. Вся правая часть картины — мертвенного, блеклого желтоватого цвета, причем тела павших практически сливаются с цветом земли. Это подчеркивает тот факт, что они уже не принадлежат к миру живых, а становятся частью земли, прахом. Множество жизней уничтожены просто потому, что кто-то решил воевать. Здесь война четко обозначена как бессмысленное, тупое и жестокое уничтожение самого ценного — человеческой жизни.
Сложную тему картины подчеркивает выбранный художником колорит — тусклые, невыразительные краски, темная одежда живых людей, мрачное, налитое свинцом дождевое небо. Сама природа надела траур по безвинно павшим героям Плевны.
источник: Арт Энциклопедия > Геннадий Занегин

Побежденные. Панихида, Василий Васильевич Верещагин

Побежденные. Панихида — Василий Васильевич Верещагин. 1877. Холст, масло. 180 х 300 см.
До Верещагина в искусстве война демонстрировалась исключительно с ее «парадной» стороны. Выполнялись портреты героев, показывались масштабные картины победных операций, словом, всячески восхвалялись ее достижения. Великий мастер батальных сцен сумел показать нам войну с другой стороны. Это горе, беда, разруха и массовые человеческие жертвы — множество загубленных жизней, которые безжалостно поглотила военная машина.
На картине изображены всего два живых человека — это священник, который служит панихиду по павшим воинам, и командир, пришедший попрощаться со своими погибшими друзьями и солдатами. Все остальное пространство картины — это огромное поле, уходящее за горизонт и за пределы картины, полностью покрытое мертвыми телами. Это русские солдаты и офицеры, павшие в жесточайшем сражении под Плевной во время русско-турецкой войны. Этим лаконичным приемом художник наглядно продемонстрировал, что в любой войне с обеих сторон гибнет огромное количество людей, а выживают всего лишь единицы.
Полотно производит мощное эмоциональное впечатление на зрителей. Поражает и художественное мастерство, и масштаб исполнения. Вся правая часть картины — мертвенного, блеклого желтоватого цвета, причем тела павших практически сливаются с цветом земли. Это подчеркивает тот факт, что они уже не принадлежат к миру живых, а становятся частью земли, прахом. Множество жизней уничтожены просто потому, что кто-то решил воевать. Здесь война четко обозначена как бессмысленное, тупое и жестокое уничтожение самого ценного — человеческой жизни.
Сложную тему картины подчеркивает выбранный художником колорит — тусклые, невыразительные краски, темная одежда живых людей, мрачное, налитое свинцом дождевое небо. Сама природа надела траур по безвинно павшим героям Плевны.

Верещагин — художник легендарной судьбы и славы. Для современников — и на родине, и в Европе — он не только выдающийся живописец, но и отчаянный революционер, порывающий с общепринятым в жизни и творчестве. Выдающийся талант и выдающаяся натура — быть может, как натура он даже значительнее и грандиознее, чем как талант. «Верещагин не просто только художник, а нечто большее», — записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: «Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее».

Обновление на сайте:
1 июня 2011 — Константин Коничев. «Повесть о Верещагине».
20 июля 2010 — Василий Васильевич Верещагин. «Воспоминания сына художника».
17 ноября 2009 — Глава из книги Ал.Боткиной «Василий Верещагин и Павел Третьяков».
Верещагин — человек противоречий. Безжалостная трезвость суждений и взглядов сочетается в нем с утопической верой в действенность нравственной проповеди средствами искусства. Принятая на себя миссия «учителя жизни» нередко приходит в столкновение с эгоцентризмом натуры и высокомерным третированием «толпы», равно как призыв к милосердию, сочувствие к чужому страданию — с пристрастием наблюдать и показывать жизнь в ее жестоких подробностях. Но при всех крайностях и контрастах этой сложной русской души в Верещагине неизменно ощутимы оригинальность, смелость и высота натуры, та своеобразная грандиозность личности, которая побудила Репина в траурной речи о художнике назвать его «сверхчеловеком». Какие бы критические суждения ни высказывали о Верещагине современники, не возникало сомнений, что в его лице русское искусство имеет одного из самых самобытных своих деятелей. Чем далее идет время, тем явственнее масштаб этой личности. Художественный мир Верещагина не тускнеет, а многие из его идей, которые казались современникам отвлеченными и парадоксальными, мир без войн, грядущая трагедия социализма, колонизационная политика России и межнациональные конфликты, могущие возникнуть на этой почве, решение споров между государствами на уровне мирового сообщества — пожалуй, только теперь могут быть оценены в своей провидческой сущности.
Он жил как бы вопреки всему, что представлялось неизбежным и установленным, словно не ощущая гнета жизненных правил и житейских обстоятельств. Это был человек эгоцентрического склада, откровенно позволявший себе в словах и поступках не считаться с окружением и обстановкой, неудобный в общении, резкий до надменности, изменчивый в настроениях, непредсказуемый в действиях, «человек экспромтов», как сам однажды себя назвал. Натура нервная, импульсивная, необыкновенно активная и действенная, Верещагин всю жизнь проводит в разъездах.
Для него как будто не существует границ: он живет в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в конце жизни — в Москве. Предпринимает длительные путешествия — на Кавказ и в Туркестан, в Индию и Палестину, по Европе и России, на Филиппины и Кубу, в Америку и Японию. Как офицер, он принимает участие во всех военных действиях, которые ведет русская армия, — в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Это человек громадной энергии, несокрушимой воли, незаурядной отваги и мужества, разнообразных умений, «бывалый человек», привычно и уверенно чувствующий себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе.
Верещагин никогда не писал по заказу, не склонялся на просьбы и увещевания, исходили ли они от властей, от критики или от публики. Человек обостренного до болезненности чувства достоинства, он более всего боялся потери независимости, того, что «последует, когда мне заткнут глотку деньгами», как он однажды выразился. Он не искал поддержки власть имущих, вообще избегал «писания и говорения с важными людьми», поскольку знал за собою особенность быть дерзким и даже грубым против воли. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным», — Верещагин всю жизнь верен этому принципу и в творчестве, и в убеждениях, и в отношениях с окружающими. В русском искусстве он стоит особняком. У него нет непосредственных учителей и прямых последователей. Он не связывает себя приверженностью ни к какому художественному объединению, стоит вне партий и кружков, не ищет и не принимает ничьих наград. В 1874 году Верещагин публично отказывается от предложенного ему звания профессора Академии художеств, мотивируя это тем, что считает «все чины и отличия в искусстве безусловно вредными». Этот поступок получает широкий резонанс: по существу, Верещагин первый из русских художников, кто решается гласно, открыто, демонстративно поставить себя вне традиционных порядков, — делает то, «что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же», — как прокомментировал его поступок Крамской.
Мир в представлении Верещагина существует как живое нераздельное целое, где все объединено безусловной внутренней связью, перед которой становятся относительными перегородки между учеными разных специальностей, не говоря уже о рамках, разделяющих художников на «историков, жанристов, баталистов, пейзажистов, а также новейшее разделение на импрессионистов, символистов и др.». Он воспринимает природу как единство, народы мира как сообщество, а Землю как общий дом человечества. История человечества есть прежде всего история цивилизации — все более широкого, углубляющегося, благотворного воздействия на мир и жизнь людей достижений научного и технического прогресса. Верещагин стоит на европоцентристской позиции, он убежден в высокой цивилизаторской миссии Европы и России по отношению к странам Востока и Азии. В то же время пренебрежение цивилизованного общества ко всему тому, что находится на «низшей ступени развития», по его убеждению, глубоко ошибочно, ибо тем самым человечество недопустимо ограничивает свой жизненный опыт. И в быте туземных народов, и даже в мире животных, во всем, что живет не по законам разума, но руководствуясь «инстинктом», кроется гигантский, во многом еще не освоенный жизненный опыт, «веками нажитый и передаваемый от поколения к поколению разум». Поэтому столь важным представляется Верещагину изучение всех человеческих цивилизаций под всеми широтами мира.
В то же время «воспроизведение вещей реальным образом» для Верещагина не самоцель. Это необходимое условие реализма, но недостаточное. Верещагин — один из наиболее убежденных поборников «тенденции» в искусстве. Отсутствие в картине идеи, мысли, морали или недостаточно яркая их выраженность грозит, по его суровому приговору, низвести картину «до фешенебельной мебели»: «Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере только для этого я их и пишу». По свойствам своей натуры Верещагин в такой же мере неутомимый исследователь, как и суровый проповедник, учитель жизни, едва ли не «судья человечества». В его искусстве парадоксально соединяются две, казалось бы, противоположные тенденции — к документальному воспроизведению конкретного факта и к широкому всеобъемлющему обобщению.
Верещагин наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого», прочно удерживавшей малейшие подробности виденного и позволявшей возвращаться к ним спустя много лет. Перебравшись в Мюнхен, он продолжает писать туркестанские этюды и картины. Он работает с натурщиками, сверяет каждую подробность с подлинными костюмами, оружием, утварью, привезенными из Туркестана, однако очень многое делает по памяти. Художник ничего не привносит «от себя». Его задача — достигнуть адекватности между тем, что он пишет, и тем, что предстает его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», по стасовскому выражению, между реальностью, как она живет в его памяти, и живописным изображением… вся биография «