Вертеп это в фольклоре

Вертепное представление
в Новгородском областном Доме народного творчества

«… Боже мой! С каким, бывало, нетерпением ждем мы Святок и вертепа! С наступлением вечера, когда решено «пустить вертеп», мы, бывало, сидим у окошка и кричим от восторга, чуть только в ставень застучат, и на вопрос наш: «Кто там?» – нам отвечают: «Пустите с вертепом!». Начинаются переговоры: «Сколько у вас кукол? Что возьмете?». Представители отвечают, что кукол пятьдесят, шестьдесят, одних чертей четыре, и что у них есть скрыпка, а после вертепа будет комедия. Мы трепещем, что переговоры кончатся несогласием, покажется дорого…Но нет! Все слажено…И вот несут вертеп, ставят полукругом стулья; на скамейках утверждается самый вертеп; раскрываются двери его – мишура, фольга, краски блестят, пестреют; является первая кукла – Пономарь, он зажигает маленькие восковые свечки, выбегает Трапезник с кузовом и просит на свечку. Один из нас, с трепетом, подходит и кладет в кузов копейку. Пономарь требует дележа, сыплются шутки, начинается драка, и мы предвкушаем всю прелесть ожидающего нас наслаждения. И вот заскрипела скрыпка, раздались голоса – являются Ангелы и преклоняются перед яслями…».

Так описывает свои детские впечатления о вертепе известный театральный критик и драматург, журналист, историк и переводчик Николай Алексеевич Полевой, который родился и жил в Иркутске до 1811 года.

Этими словами начал свою исследовательскую работу, посвященную реконструкции новгородского вертепа, мастер Новгородского областного Дома народного творчества Юрий Геннадьевич Иванов.

Мы уже не раз писали об этом талантливом человеке. Созданная им мастерская традиционных музыкальных инструментов и сейчас привлекает множество гостей из разных регионов России, благодаря проекту «Новгородское гудение».

Но вертеп, с такой любовью и тщательностью воссозданный Юрием Геннадьевичем по материалам фондов Российского этнографического музея Санкт – Петербурга, его чудесные куклы – точные копии этнографических подлинников вертепа Новгородской губернии XIX века – это отдельная большая история.

Начнем же по порядку.

Обычай устанавливать в храме на Рождество ясли с фигурками Богородицы, Младенца, Иосифа, пастухов, трех царей и животных пришел в славянские страны из средневековой Европы. В католической Польше он перерос в подлинно народное религиозное представление и в таком виде проник в Украину и Белоруссию. В России впервые театральные представления получили благословение только в XVII веке с приходом царя Алексея Михайловича, любившего театральные представления и с удовольствием приглашавшего актеров. Расцветом для российского вертепа становится восемнадцатый век.

Слово «вертеп» происходит от старославянского «вертепъ» – «пещера». Именно это название используется в православной церковной поэзии для обозначения места рождения Спасителя. Некоторые исследователи связывают слово «вертеп» с глаголом «вертеть». Рождественские кукольные театры часто украшались вертящимися хороводами плоских фигур или звездами, что и могло дать основание данной трактовке слова. В Украинском Закарпатье прижилось слово «бетлегем» (от Вифлеем). Белорусская кукольная драма усвоила наименования «бетлейка» или «батлейка» (от «Бетлеем» – Вифлеем).В областях Белоруссии, граничащих с Польшей, принято название «шопка» (от польского «szopka» – сеновал).

Вертепные представления, могли разыгрывать профессиональные бродячие кукольники либо любители: крестьяне, солдаты, семинаристы, мещане, деревенские мальчишки.

Вертеп носили по избам обыкновенно на Святки – от Рождества до Крещения, но в зависимости от местности время хождения с вертепом могло быть несколько различным. Так, в Витебской и Могилевской губерниях представление показывали в первые три дня рождественских праздников, а также накануне Рождества и в день Нового года. В Харьковской губернии Христославление вертепщиков могло длиться вплоть до Великого поста. В Сибири (Иркутске) с вертепом могли ходить по домам от Рождества до Масленицы. Здесь же были известны не только переносные, но и стационарные кукольные театры такого типа. Вход на представление стоил пять – десять копеек. Позже, в конце XIX – начале XX вв., разыгрывание вертепных спектаклей превратилось в промысел. Городские вертепщики-профессионалы могли выступать на ярмарках в любой календарный период. Так, в г. Батурин, на Украине, хозяин вертепа демонстрировал светскую часть драмы офицерам во время летних лагерных сборов. Этнографу Николаю Николаевичу Виноградову в начале 1900-х годов летом на волжском пароходе случилось наблюдать новгородских вертепщиков со своим представлением, следовавших на Нижегородскую ярмарку, и записать их пьесу «Смерть царя Ирода. Представление для публики с пением и рассказами».

В Новгородской губернии вертепный ящик традиционно был одноэтажным. Религиозная часть представления не занимала большого места (хотя немногочисленные собиратели прошлого записывали подробно именно эту, каноническую мистериальную часть), с течением времени она все больше и больше оттеснялась разрастающейся светской, комедийной половиной, где одна за другой в свободном порядке следовали бытовые и исторические, шуточные и сатирические сценки, иногда демонстрировались просто танцы кукол, персонажи и ситуации наполнялись местным, злободневным значением, широко использовались бытовые анекдоты, популярные песни, материал лубочных картинок.

Сохранившийся в фондах Российского этнографического музея Санкт-Петербурга новгородский вертеп привезен из города Старая Русса, богатого своими театральными традициями. После кропотливой работы в фондах музея, изучения этнографических записей, научных статей и художественных текстов, Юрий Геннадьевич, будучи одним из участников фольклорного коллектива «Шох – Ворох», в течение 2005 -2006 гг. изготовил вертепный ящик. Следующим этапом стало создание кукол для Рождественской драмы «Смерть царя Ирода» и подготовка сценарного материала, в основу которого легла записанная Н.Н. Виноградовым пьеса новгородских вертепщиков. Работа над каждой куклой начиналась с тщательной проработки лика, что сразу наделяло ее своим характером: грозный тиран Ирод, скорбящая Рахиль, Смерть и Черт, вызывающие трепет.

Фольклорный коллектив «Шох – Ворх» (руководитель Н. Ж. Шибкова) был известен не только в Новгородской области, но и в других регионах России. Это был успешный и яркий коллектив с сильной мужской группой, постоянный участник многочисленных фольклорных фестивалей различного уровня. Не мудрено, что процессом реконструкции вертепа и воссозданием традиционной драмы заинтересовались на телевидении Санкт-Петербурга.

«5 канал, С-Пб.» в декабре 2007 года снял целый фильм о процессе работы над новгородским вертепом и традициях Рождества в Великом Новгороде.

И уже с 2008 по 2011 годы «Шох – Ворох» становится постоянным участником Санкт – Петербургского собрания вертепных театров «Рождественская мистерия» в Российском этнографическом музее с вертепным представлением «Смерть царя Ирода». Каждое их представление зрители встречали очень тепло и восторженно. Живое многоголосное пение, звучание аутентичных музыкальных инструментов (скрыпки, колесной лиры, русской волынки), смешные бытовые сценки с традиционными персонажами, такими, как Барыня и Доктор, Цыган и Казак, Аринушка и Старичок – все это выделяло коллектив и оставляло глубокое впечатление от представления.

В этот же период Юрий Геннадьевич создает и второй вертепный ящик – двухъярусную белорусскую батлейку, представление в которой с большим удовольствие смотрели участники и гости областного традиционного праздника «Святки в Витославлицах» в январе 2010 и 2011 гг.

Весь свой накопленный материал, свой практический опыт по воссозданию новгородского вертепа и белорусской батлейки Юрий Геннадьевич обобщил в 2008 году в методическом материале «Вертеп. Опыт реконструкции», снабдив его подробными чертежами, фотографиями, нотным и сценарным материалом. Это стало большим подспорьем в работе по изучению традиционной культуры для наших коллег в муниципальных районах области и Великого Новгорода.
Мы с радостью сообщаем, что Новгородский областной Дом народного творчества в этом году подготовил новую программу «Пришло Рождество – начинаем торжество!».

С 10 по 19 января 2018 года гости увидят уникальный новгородский вертеп реконструкции Ю.Г. Иванова с полным комплектом кукол, услышат Рождественские колядки, узнают о традициях Рождества, сделают куколку – Ангела из лоскутков.
А самое главное – станут участниками Рождественской мистерии! Традиционное вертепное действо «Смерть царя Ирода» будет представлено в двухъярусной белорусской батлейке в ц. Николы Белого.
И это еще один повод вспомнить нашего дорогого друга и коллегу, талантливого мастера, Юрия Иванова, в руках которого оживали и старинные музыкальные инструменты, и колокола, и куклы.

Эти строки Роберта Рождественского как раз про него:

Мир стареет в былых надеждах,
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе Мастера!

Вертеп

В Европе по сей день существует многовековая традиция на Рождество в доме ставить вертеп. Кто-то его покупает в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В России вертепы был популярны до революции. С 1917 года, когда началась антирелигиозная пропаганда, первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто и активно заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Последние двадцать лет возрожденная вертепная драма пользуется широкой популярностью.
Ее ставят профессионалы и любители, на большой сцене и дома — для домочадцев. Однако вертеп вертепу рознь…

Что такое вертеп?

Вертеп (вьртьпъ) в переводе со старославянского — пещера. И хотя у слова немало других значений, как правило, им обозначают ту единственную пещеру, в которой родился Христос. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплится шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Этот Вертеп и стал первообразом для последующих вертепов, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения миру Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую, как бы мы сейчас сказали, инсталляцию вертепа (по итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор в Италии существует традиция устанавливать презепе в церквях и домах верующих. В 2005 году в Москве, в Храме Христа Спасителя, прошла выставка итальянских презепе. Сюда были привезены вертепы со всех районов современной Италии. Образы младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в современную Италию с ее живописными улочками и колоритными жителями. Кстати, в Неаполе есть улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.
В России, конечно же, имели место и презепе. В храмах и по сей день над иконой Рождества сооружают небольшой шатер из еловых веток, украшая его часто блестящей мишурой. Однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двухэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль.

Но каким бы ни был вертеп — статичным, механическим, живым — для зрителя он остается чудесным знаком, указывающим на ту самую, вифлеемскую, пещеру.

Вертеп В. Новацкого

История вертепа

Как пишет в своем «Очерке истории вертепа в России» Борис Голдовский, вертеп — одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений, отражавших идеи мироустройства, характерные для разных эпох. Еще древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.
Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I в. н. э. механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты.

Если же говорить о сценках Рождества, то, по мнению Бориса Голдовского, появились они куда ранее 1223 года, примерно в V веке, во времена папы Сикста Третьего. Последний разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших ни древнегреческого, ни латыни, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.

По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был панорамой. Тем не менее первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с датой изготовления на нем —1591 год.

Театр «Бродячий вертеп»

К XVII веку механические вертепы стали популярны по всей Европе и, конечно же, в России. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.

Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Правда иногда местные архиереи запрещали вертепы, боясь католического влияния. Но так как вертеп стал в большей степени народным представлением, и, как следствие, бесцензурным, традиционным рождественским увеселением, то такие распоряжения мало помогали.
Вплоть до конца XIX в. вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с сюжетом из Священной Истории в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом.

Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского посвятил свою деятельность восстановлению традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам, выявляя характерные особенности, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал классическим образцом. Новацкий разгадал некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени? (Как оказалась, чурочка, из которого изготавливался волхв, была короче одетой на нее драпировки.) Как у Ирода голова с плеч слетает, когда Смерть ее срезает косою? (Кукла Ирода делалась не из цельного куска дерева. Голова прикреплялась на штырек, за который водят персонажа. Чуть потянешь штырек вниз — и голова с плеч!)

Ангел. Вертеп В. Новацкого

Как устроен вертеп?

Вертеп — двухэтажный ящик-домик с прорезями для вождения кукол, который по традиции изнутри живописно украшен. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со святым семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод.

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи. Сказка начиналась.
Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью, в них последние строго ориентировались на иконы, иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Театр «Бродячий вертеп»

Как происходит действо?

В основе вертепного представления лежит сюжет, повествующей о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва, рассказывающие о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду» (тот боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К Ироду приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер 31:15, Мф 2:18). Ангел утешает Рахиль. К Ироду приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.
Как пишет Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Рахиль. Вертеп В. Новацкого

Где посмотреть?

В самом центре Москвы, на Варварке, находится музей «Кукольный дом». Это на самом деле дом, в котором куклы чувствуют себя свободно. Они сидят лежат, летают, танцуют и пьют чай, играют на музыкальных инструментах, — словом, обитают где им угодно и удобно, не будучи скованными стеклом витрины.

Кукольный музей был открыт в 1992 году Ольгой Окуджавой, которая собрала в своем «Доме» весьма пестрое население: куклы от античных до антикварных, от магазинных до авторских, а также куклы-артисты, время от времени играющие для посетителей музея небольшие спектакли. Именно к последнему семейству — кукол театральных — принадлежат вертепные герои.

Традиции праздновать Новогодние и Рождественские вечера в «Кукольном доме» уже более 15 лет. В музее находится один из вертепов Виктора Новацкого и огромный чемодан, в котором хранятся до Рождества кукольные герои. Ведь вертеп Новацкого — больше, чем музейный экспонат. Каждый год Рождественский спектакль исполняют ученики фольклориста, семейная пара Владимир Плоских и Наталья Маркова. Напевно, как церковную молитву, рассказывают они перед детьми библейскую историю. Как говорит сотрудница музея Наталья Жаворонкова, больше двух актеров управлять куклами не смогут, ведь театр крохотный. Хотя в старину бывало, что в представлении участвовала вся семья: отец управлял куклами, мать подпевала, а дети создавали шумовые эффекты.

И хотя музею сравнительно немного лет, многие его посетители, как говорит Наталья, выросли на этих спектаклях. Впервые пришли маленькими детьми и были так впечатлены, что смотрят вертеп из года в год. Даже повзрослев, не разочаровываются.

Конечно, кто-то может возразить: разве поверит взрослый — кукле? Но Наталья уверена, что секрет вертепа в том, что это не обычный кукольный театр. «Нельзя сказать, для кого разыгрывается рождественское действо — для детей или для взрослых, — рассуждает экскурсовод. — Оно универсально. Его завороженно смотрят и те, и другие. И хотя драма идет от силы минут 15-20, но находящемуся в зале кажется, что посмотрел полноценный спектакль, а не короткую рождественскую сценку. Да и привлекает вертепное действо не только воцерковленных детей. Как раз наоборот, в большинстве своем наши зрители — люди от церкви далекие. Часто приглашаем на спектакли детдомовцев, — говорит Наталья. — Однажды к нам пришли мама с ребенком, которые не то что о вертепе, о Рождестве Христовом имели весьма смутные представления. Для них этот спектакль стал настоящим открытием. И вновь семья пришла к нам ровно через год».

Фото Владимира ЕШТОКИНА
Редакция благодарит музей «Кукольный дом» за помощь в подготовке материала.

Школа Сен-Жермена (г. Рига)

СЕН-ЖЕРМЕН через Тамару Кнусле

ПРОСТРАНСТВО РАДОСТИ

Мои возлюбленные друзья, здравствуйте в Радости! Радость в новом Пространстве-Времени присутствует всегда, и вам, мои дорогие, нужно жить этой энергией. Она поможет воспринимать всё вокруг в осознанно позитивном ключе. Только с позиции Радости нужно смотреть на МИР! Сейчас Мы всё время повторяем и повторяем вам это Божественное, Солнечное СЛОВО – «РАДОСТЬ» с тем, чтобы оно отпечаталось на подкорке головного мозга, чтобы Слово «РАДОСТЬ» всплывало в вашем сознании постоянно и вызывало излучение энергии Радости из ваших «Я». И многие темы, которые Мы сейчас вам предлагаем к изучению, основаны на энергии Радости. Когда берёшься за любое дело, пусть оно кажется поначалу неимоверно трудным, с Радостью, то всё становится не таким уж и трудным. Радость рождает энергию Творчества. Радость – это Путь Любви. Радость и Любовь идут по жизни рука Об руку.

Друзья мои! Сейчас Я хочу рассказать вам кое о чём, а потом, если будет у вас на то желание, мы совершим небольшое путешествие.

Итак, Я думаю, что вы ещё не осведомлены, что в сотворяемом Пространстве ПОЛИМИР есть особые области – Пространства Радости. Они сотворяются и в горизонтальной, и в вертикальной структурах Полимира – Мира, где сходятся энергии и лучшие качества Миров; Мира, в котором вы по своим вибрационным показателям, стоите, образно говоря, уже «одной ногой». Пространства Радости сотканы Временем и Огненной Энергией из Материи Радости, Света и Любви, это -тончайшее проявление Света самого Творца. Должен отметить, что само создание Пространств Радости в ПОЛИМИРЕ стало возможным только после сотворения Цветка Пространства-Времени нового эволюционного цикла.

Я предлагаю вам познакомиться с Пространством Радости, где проявлено совместное действие энергий 4-го и 5-го измерений. Это Пространство уже существует на высоком подуровне Полимира, оно постоянно пополняется волнами Радости, излучаемой людьми 4-го и 5-го измерений. И чем больше чистой сердечной Радости излучается, тем краше и тоньше по своим вибрационным характеристикам становится это удивительное Пространство – Страна Нежности, Страна Радости.

Где же эта Страна зафиксировала своё положение в Пространстве Полимира вертикальной структуры?

Вспомните схему – объединённый Портал Полимира и Животворящего Огня….

Портал Животворящего Огня

Между Сферой Белого Божественного Света – Света Единства Всего, ЧТО ЕСТЬ, и фиолетовой сферой – пространства чистых, высокочастотных Огненных энергий, и сотворено это особое сферичное Пространство из тонких материй Радости, Света, Любви. И слова известной вам Песни: «…А на нейтральной Полосе Цветы – необычайной Красоты…» имеют здесь свою проявленную Силу! И Время здесь – особое Время, формирующее эту волшебную Область тончайших сердечных Энергий. Время здесь – ажурное сплетение энергий Цветка Пространства-Времени нового эволюционного цикла. Эта структура пронизывает своими вибрациями и мир 4-го измерения, и Пространства Полимира, и мир 5-го измерения, создавая Единое Время — Истинное Время.

Для чего сотворено это особое Пространство?

Именно здесь, в этом РАю, будут в не столь отдалённые времена встречаться люди 4-го и 5-го измерений. Это – место Встреч, Небесных Свиданий. Оно нужно до времени полного Вознесения Земли и всех форм жизни планеты. Здесь вы сможете встретиться со своими друзьями, родными, ушедшими жить в Мир 5-го измерения. Сможете встретиться в этом пространстве и с нами, вашими Учителями.

Хотите знать, как выглядит Пространство Радости? Могу чуть-чуть рассказать о нём, а больше вы прочувствуете и увидите сами, если отправитесь со мной в наше путешествие.

Когда вы попадаете в эту особую часть ПОЛИМИРА, захватывает Дух от необычайной Красоты! В воздухе — волшебное сияние Света нежной цветовой палитры, переливы его. Здесь Свет живой, само Пространство живое! В зависимости от частоты излучаемой энергии Радости, Любви пришедших в это благодатное место, меняется Свет, его Божественная Игра. Звучит тихая мелодия Радости. Здесь материя Радости, энергии Времени, Огня, Воды сотворили свой великолепный, незабываемый Мир Природы. Здесь светит Радужное Солнце. И это пространство притягивает в свою среду вашу земную Радость: Радость, которая льётся из ваших Сердец при общении с любимыми людьми, животными; Радость, что исходит сиянием из вас, когда вы с восхищением вглядываетесь в Красоту и жизнь Природы и впитываете эту Красу каждой своей клеточкой, всем Сердцем своим. Я думаю, каждый испытывал прекрасные мгновения единения с природой, когда смотрел на высокое, голубое небо, облака; вглядывался в россыпи серебристо-золотистых искорок в воздухе, пронизанном тёплыми солнечными Лучами; любовался цветами, травами, пил росу с лепестков и травинок: вдыхал свежесть вод морей и озёр, умывался первозданной чистотой горных рек. Какая Благодать от этих картин возникает в вашем Сердце! И Сердце полнится Любовью, и улыбка расцветает на лице….Ведь это и есть Радость Жизни! И эта Радость транслируется по золотой Струне между Мирами, наполняет своим Дыханием Пространство Радости и долгожданных Встреч.

Возлюбленные мои друзья! Мне радостно донести до вас ещё один факт: это особое место притягивает энергии Радости, Любви, излучаемой и жителями 5-го измерения. От них поступает такая энергия более высокой частоты, но менее яркая по насыщенности красками и эмоциями, чем ваша. В этом Пространстве встречаются 2 вида энергии Радости. Их суммарное проявление и даёт этому месту незабываемую КРАСОТУ. Я думаю, что остальное вы увидите, прочувствуете, когда мы с вами прибудем в царство РАДОСТИ. Ведь никто не отказывается от сказки?

«Путешествие в Пространство РАДОСТИ».

Дорогие друзья мои, перед нашим отправлением в новое Пространство сотворяемого Мира – ПОЛИМИРА Я прошу увидеть объединённую структуру Портала Полимира и Животворящего Огня….Вспомните, что белая Сфера — это своего рода «Мост Перехода» — «НУЛЬ-Пространство, квинтэссенция Энергий. Здесь сходятся Первозданный Свет Алмазного Сердца Творца, энергии 5-го измерения, сюда же стекаются высшие частоты энергий 4-го измерения. Здесь сходятся фокусная точка Портала Огня Животворящего и центр многопространственных Лент Мёбиуса структуры Полимира.

Итак, мои дорогие, сейчас вы вместе со мной отправитесь в полёт в комфортных условиях к месту назначения – в страну Радости, Пространство Радости. И поскольку Я — Маг и Волшебник, то и путешествие будет слегка сказочным.

Успокойтесь, примите удобное положение тела и…пристегните ремни безопасности – шучу, конечно. Не будет ничего опасного для Ангелов с Великого Центрального Солнца. Остановите суету всех мыслей своих. Для этого представьте синее-синее Небо,… по нему плывут бело-розовые облака самой различной формы, подсвеченные золотыми лучами Солнца….Выберите облачко, что приглянулось вам больше остальных, и просто…присядьте на него!… Плывите вместе с Облаком туда, куда Ветер Земли устремляет этих странников Неба, вестников Стихии Воздух….А вокруг вас кружатся лёгкие, слегка серебристые, Существа, это элементалы Стихии Воздух – Альбионы – сопровождают вас….Вы наблюдаете сверху Мир своей планеты, тот Мир, в котором сейчас живёте. «Ну какая же красивая моя Земля», — шепчете вы. Вот вы проплываете над Морем – какая прозрачная, лазурная в нём вода….Вы своим взглядом Мастера Света сотворяете прямо сейчас чистоту вод!…И белые гребешки волн пишут свой узор Благодарности и Любви….Вот вы проплываете на своём пушистом, воздушном кораблике – Облачке над горами, чуть не касаясь их заснеженных, позолочённых Солнцем вершин,…проплываете над горными ущельями, поросшими лесами,…над утёсами, в расщелинах которых гордо подняли свои белоснежные, бархатистые головки Эдельвейсы,…вы видите чистейшие горные реки, озёра, в которых отражается Небо и вы, плывущие на своём Облаке, словно сказочный Принц или Принцесса….Вы проплываете над альпийскими цветущими лугами,… вы видите мир животных, насекомых, птиц….До вас доносится аромат цветов и трав, пение птиц сопровождает вас,…чистый, опьяняющий воздух наполняет ваши лёгкие…Вы видите счастливых, улыбающихся людей….Полный восторг! Ваше Сердце переполняет Радость, осознание того, что вы – частица этого чудесного Мира, Мира Земли!…

А сейчас, мои дорогие, я собираю вашу стайку облаков, конечно же, вместе с вами, в единое большое, прекрасное Облако….Вы все вместе, объединяемся сейчас в Единое Сакральное Сердце…. Призовите свои Высшие «Я»,…тонкоматериальные Группы Поддержки,… призовите Ядро Стихий вашего Мира,… призовите Службу Лаэртов….И Я, Сен-Жермен, с вами в Едином Сакральном Сердце….Оно наполнено Энергией Радости, Нежности, Любви. Оно наполнено памятью о Красоте Земли….

В Едином Сакральном Сердце наше прекрасное, большое Облако превращается…в оранжевую сферу….Она, словно Солнце, сияет оранжевым золотом….Я приглашаю вас смело войти в солнечную Сферу – это наше средство путешествия….А теперь, мои дорогие, выскажем чистое Намерение-Веление:

— Структура объединённого портала Полимира и Животворящего Огня! Проявись в пространстве нашего единения!…

И вот во всей своей Огненной красе перед нами проявляется многомерный портал Сфер…Мы в своей оранжево-золотой сфере вплываем в портал живых огненных энергий….Мы перемещаемся плавно, комфортно по Пламёнам – Сферам портала Огня Животворящего и одновременно по пространствам Полимира. Сквозь оранжево-золотую оболочку Сферы к вам проходят трансформированные для вашего восприятия плазменно-огненные энергии. Происходит трансформация всего Комплекса Многомерных Тел (КМТ), ваши Тела совершенствуются в энергиях объединённого портала….

Вот мы по спирали перемещаемся в зоне красного излучения энергий, и сквозь сферичную оранжево-золотую мембрану проникают Лучи красного спектра плазменного Огня Животворящего,…они проникают в ваши Тела, и прежде всего, в физическое тело,… исцеляют, утончают физическую материю, повышая вибрационный фон всего организма….

Вот мы в зоне Оранжевого Огня, мы продвигаемся по спирали,…здесь вы получаете дополнительную энергию Радости, оптимизма, творчества, жизненных сил,…наша сфера пропускает эти энергии свободно, безо всякой трансформации – это её родные энергии, ибо мы находимся в Сфере, родившейся в этих частотах Животворящего Огня….

Сейчас мы перемещаемся сквозь пламенную Сферу Жёлтого – Солнечного Огня,…получаем необходимое количество его энергии… и вплываем в Сферу зелёного Света-Огня…Мягкое, светло-изумрудное сияние вокруг нашей Сферы,… оно легко проходит к нам, окутывает лёгким туманом,…оседает в клеточках ваших Тел, наполняет их Силой целительной – Силой мудрой….

Мы продолжаем своё перемещение по объединённому Пламенному порталу, мы перешли в зону Голубого Огня и медленно продвигаемся по ней….Здесь на клеточном уровне идёт мягкая трансформация индивидуального внутреннего Времени….

И вот мы в Сфере Сине-Огненной….Синее прекраснейшее сияние окружает нас,… световые волны разных оттенков синего цвета набегают на нас, наша Сфера мягко покачивается на этих волнах….Идёт комфортное взаимодействие нашей внутренней Огненности с Внешним высокочастотным Огнём….Ангелы Солнечные – Ангелы Огненные усиливают Магию свою….

В каждом спектре Огня Животворящего идёт трансформация всего КМТ, идёт подготовка клеток организма к вибрациям новой области, нового пространства Полимира – Пространству Радости.

И, наконец, мы перемещаемся в зону чистейшего, высокочастотного Фиолетового Света – Сферу Фиолетового Огня….Нас окутывает нежное сияние,… оно мягко проникает в каждую клеточку всех Тел,…и каждая клеточка начинает звучать, петь в унисон Пению Фиолетового Пространства….Мы достигли кульминационной точки подготовки своих Тел к встрече с Пространством Радости в многомерной структуре Полимира.

Мы ещё находимся в Сфере Фиолетового Огня, впереди – огромное Бело-Жемчужное Солнце – это Божественные Врата в Мир Высший – Мир 5-го измерения….

Мы вылетаем из Огненного портала и оказываемся в пространстве, которое трудно описать словами….Это – Радужное пространство. Оно наполнено такими нежными, очень близкими Сердцу, ароматами Земли,… оно источает такую Радость встречи с нами, что на глазах появляются слёзы — росинки Любви Души…. Слышится мелодичное пение птиц,… в воздухе – радужное сияние…Перед искрящейся Белой Сферой необычайной красоты РА-ДУГА, она словно сказочная АР-КА, предваряющая вход в Бело-Огненное Пространство….

Наша оранжевая сфера растворяется в радужном Свете…Мы принесли сюда в своих Сердцах Радость своего Мира….Осмотритесь, прочувствуйте энергию этого Мира,…обменяйтесь с ним Радостью встречи….Это Пространство практически готово к выполнению своих функций. Посмотрите: сильно ли оно отличается внешне от любимого вами Мира?…На первый взгляд существенно не отличается, но, спустя некоторое время, вы всё-таки улОвите элементы различия. Этот Мир – квинтэссенция Жизни! Он наполнен ароматами цветущих лугов, парков, садов…. Вы чувствуете свежий запах цветущей сирени,… жасмина,… акации…. Вокруг – цветение! Яблони, вишни окутаны нежным бело-розовым покрывалом цветов…. Здесь – Сказка Вечной Весны….

Давайте пройдёмся с вами вдоль берёзовой аллеи, войдём в берёзовую рощу. Берёзы – они всё-таки здесь немного другие: высокие, с пышной кроной, с нежной зеленью звенящих листочков – это Свет РА-ДУГИ играет с ними….Дорогие мои, подойдите к берёзке, к которой потянется ваше Сердце,…обнимите её, прижмитесь щекой своей к тёплой коже её, — не удивляйтесь, здесь кора деревьев настолько нежна и чувствительна, что правильней её обозначить кожей…. Почувствуйте дыхание Берёзы,…и передайте Сердцем своим привет Радости от берёз ваших мест….Смотрите: Берёза приняли весть Радости от своих подруг, затрепетали её листочки, а от ствола пошли хорошо ощутимые, ласковые вибрации…. Как тепло и Радостно стало на Сердце, правда ведь?! Среди берёз в шёлковой, изумрудной траве цветут ромашки – разноцветные!… Цветут васильки, маки и ещё немыслимое множество цветов,…они образуют красочный ковёр…. Вы стоите и наслаждаетесь Красотой, ароматами,… вы просто осязаете всей кожей своей РАДОСТЬ!!!….Ваше Сердце откликается и посылает Солнечные Лучи Радости своей….

Родные, вы уже ощутили, что мир здесь необычайно напоён энергией Радости. Её излучает вся природа, воздух, все живые существа. Да-да, здесь обитают птицы, бабочки, стрекозы, бегают и прыгают милые зверушки. А вот, кстати, к вам летит целая стайка разноцветных бабочек,…они кружатся над вашей головой – сотворяют некий Танец Радости встречи….

Лёгкое дуновение ветерка освежает вас…. Эту свежесть несёт Море…. Да-да, и оно здесь есть! Мы подходим к нему….Какое оно сказочное, нежно–изумрудное, с оттенком бирюзы….И волны,…они немного странные: они не набегают с шелестом и брызгами, а мягко накатываются и плавно откатываются….Подойдите к воде, потрогайте её, погладьте….Здесь это возможно – погладить Воду….Ваша ладонь касается поверхности Воды, и вы ощущаете как бы ответное поглаживание….Конечно, здесь Вода 5-го измерения.

Радужное Солнце освещает пространство. А над морем, прямо на ваших глазах, расцветает РА-ДУГА….Здесь Мир отзывчив на Дар РАдости, и сам дарит РАдость. Ваши чувства обострены…Посидите на берегу моря, помечтайте,….просто прикройте глаза и слушайте…РАДОСТЬ….Примите Дар Моря – его волна подкатила к вашим ногам радужную Жемчужинку РАДОСТИ….Подарите Морю Цветок своего Сердца, наполнив лепестки его своей Радостью и Любовью….

Дорогие мои, пора нести Радость этого Пространства в привычный вам мир. Обоюдная энергия Радости уже простраивает Коридор для встреч.

Вот мы снова у нашего портала Огненных Сфер…. Мы стоим лицом к Бело-Жемчужной Сфере,… от неё к нам идут потоки сияющего Света….Вот Сфера меняет свой цвет, становится золотистой и прозрачной….Смотрите: в её глубине рождается прекрасная белоснежная Роза,…а в её сердечке пылает розовый Огонь Любви….И свершается радостное чудо: Сфера как бы раздвигает свои створки,…и из неё поплыли в потоках Света белоснежные Розы – каждому в Сердце….Примите этот Дар Радости из 5-го измерения….Вот перед нами возникает из пространства наша оранжево-золотая Сфера,… Розы заполняют и её…. Несите Розы Радости всем людям своего мира.

Дорогие мои, Я приглашаю вас войти в нашу Сферу…. И нас втягивает в Коридор Радужно-Огненных энергий….Совершаем обратное продвижение тоже мягко и неторопливо, наслаждаемся ароматом Белых роз….Встреча с Пространством Радости отпечаталась в каждой клеточке КМТ.

Мы выплываем из красной Сферы объединённого портала,…оранжевая Сфера – наше Средство передвижения в портале, тихонько растворяется,… и вот мы дома, в окружении белоснежных Роз Радости….

Возлюбленные! Мы немного познакомились с тем пространством, той областью Полимира, что продолжает сотворяться постоянно из энергии Радости. И всё, что сотворено в этом мире, соткано из тончайших нитей материи Радости, Света, Любви.

Пространство Радости ждёт вас, с вами ожидают встречи жители 5-го измерения.

Ваш проводник в мир тонких энергий Радости

СЕН-ЖЕРМЕН