Вертоград рабочие тетради
Содержание
Полный комплект по курсу Нового Завета известного учебного пособия разработки воскресной школы «Вертоград»
Сведения
Важность этого курса такова, что его изучению автор пособия посвящает два года. Слушателями его являются дети 10-12 лет. Предполагается, что в младших классах они уже кратко познакомились с главными евангельскими событиями, теперь настало время более пристального изучения Евангелия — Книги книг.
Комплект включает в себя рабочую тетрадь для учащихся в двух частях, конспект учителя в двух частях, а также сопроводительные материалы.
Смотреть ученическую тетрадь
Loading…
Смотреть конспект учителя
Loading…
Год появления 2010
Страна происхождения РФ
Составитель Захарова Л.А.
Данные для воскресной школы
Возраст Средний школьный
Целевая аудитория Воцерковленная (воскресная школа)
Дисциплина Священное Писание Нового Завета
Данные имеющегося файла
Состав комплекта Рабочая тетрадь для учащихся в двух частях, конспект учителя в двух частях, книга с кроссвордами и поделкой, конспект по Ветхому Завету, описание курса
Формат Архив rar с документами формата pdf и doc
Размер 26 МБ
Учебные и методические пособия для воскресных школ
Готовясь к выступлению на епархиальном семинаре педагогов воскресных школ, нигде не смогла найти анализа существующих учебно-методических пособий. Исследовав и проанализировав различные ресурсы, в итоге получила обзор, которым хочется поделиться с теми, кто интересуется вопросами православной педагогики.
Надо отметить, что «линейка» учебников, по которым можно было бы последовательно, не «изобретая велосипеда» работать педагогу на православном приходе с детьми от младенчества до юности пока не создана. В настоящее время разрабатывается Единый учебно-методический комплект (далее — УМК) для воскресных школ, но, к сожалению, этот процесс затягивается на неопределенное время.
На сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации размещено объявление о сборе средств на разработку учебно-методического комплекта к курсу «Закон Божий» для воскресных школ в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви». Сделать эту разработку планируется исключительно за счет пожертвований благотворителей. Всего необходимо около 4 миллионов, из которых на сегодняшний день собрано около 600 тысяч.
Как долго будут собираться эти деньги, как скоро этот комплект увидит свет и, самое главное, когда по нему смогут работать в отдаленной российской глубинке — вопрос насущный. А еще немаловажен вопрос ценовой доступности: смогут ли малые приходы приобрести этот комплект.
Хорошим вариантом, удобным и доступным для всех педагогов, было бы размещение на сайте Отдела религиозного образования в свободном доступе электронных версий учебников с приложением иллюстраций. Однако пока речи об этом нет. Поэтому вниманию читателей предлагаем обзор существующих пособий, которые можно использовать в воскресной школе уже сегодня. Перечень не претендует на полноту, например, в нем нет учебников по закону Божию, катехизису, церковно-славянскому языку, толкований Священного Писания, и т.д.
Первая ласточка в процессе создания Единого УМК для приходских школ:
(Рис. 1) Основы христианской нравственности. Авторы: священник Андрей Мекрюков, Е.О.Момот. Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2014. Учебное пособие для воскресных школ в 3-х частях (1 часть в двух книгах) и методическое пособие для учителя. Начальная ступень.
Пособие направлено на формирование нравственного поведения и усвоение моральных норм христианина. В первой части пособия главное внимание уделяется разъяснению причины существования в мире добра и зла и необходимости для человека выбора добра для достижения подлинного счастья, возможного только в свободном союзе с Богом.
Во второй части разъясняется понятие христианской добродетели как нравственных поступков, согласных с Божественным нравственным законом, и раскрывается содержание главных христианских добродетелей.
В третьей части рассказывается о добродетельной жизни, согласной с Божественным нравственным законом. Понятие добродетельной жизни раскрывается в отношениях христианина с Богом, с ближними и в самосовершенствовании.
История христианской Церкви: Учебное пособие для воскресных школ. Начальная ступень. священник Роман Сколота. Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2015.
Пособие призвано дать учащимся понимание того, что Церковь имеет древнее происхождение и богатую историю; опираясь на жизнеописания деятелей Церкви и святых, показать пример любви к Богу, людям и Родине, стойкости в вере; помочь учащимся в приобретении навыков церковной жизни.
Учебники хорошо иллюстрированы, интересная подача материала, в нашей воскресной школе мы используем это пособие на вторых уроках, после первого урока законоучительного (Ветхий или Новый Завет, Катехизис). Пособия доступны во многих интернет-магазинах, в том числе в Издательстве Московской Патриархии. Средняя цена на книгу 300 руб.
(Рис. 2) Следующим хочется отметить Учебно-методический комплект по Закону Божию для Воскресных школ. Автор комплекта — протоиерей Борис Пивоваров, доктор богословия.
Издательство гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского, Новосибирская митрополия. 2016.
Прекрасное, хорошо иллюстрированное, качественно сделанное новое издание. Книги приятно брать в руки, листать, рассматривать, работать с ними. Прекрасно подобран материал для каждого урока — знакомство с темой превращается в увлекательное путешествие в мир Веры и Церкви. Это самое полное пособие для воскресных школ, которое мне довелось видеть.
В состав комплекта входят следующие учебные и учебно-методические пособия:
1. Учебное пособие «Введение в Закон Божий» для учащихся воскресных школ дошкольного возраста (5-6 лет);
2. Учебное пособие «Закон Божий» для учащихся воскресных школ младшего школьного возраста (7-11 лет);
3. Учебное пособие «Закон Божий» для учащихся воскресных школ среднего и старшего школьного возраста (12-15 лет);
4. Учебно-методическое пособие «Закон Божий» для учителей воскресных школ (Книга для учителя).
Цитирую сопроводительное пояснение к пособию:
«Все разделы курса Закона Божия находятся в единой связи с учением о Богослужении и святоотеческим наследием Церкви Христовой. Главный принцип преподавания — христоцентричность. Это основное требование Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.
Главная задача обучения — привить вкус и любовь к занятиям по Закону Божию, представить то самое важное, что может побудить обучающихся и после воскресной школы заниматься изучением Богослужения, Священного Писания, церковной истории и святоотеческий творений. А самое главное — приучить воспитанников воскресной школы регулярно посещать церковное Богослужение и полюбить его.
Основной учебный материал содержится в разделах Богослужение, Введение в Литургику, Священная история Ветхого Завета и Священная история Нового Завета. Остальные разделы — по церковной истории, житиям святых, а также сведения об иконах, храмах и монастырях — приводятся кратко.
Для старших школьников важное значение имеет раздел «Душеполезные уроки Аввы Дорофея». Его книга душеполезных наставлений — лучший учебник по основам христианской нравственности.
Учебный материал в книге для младшего школьного возраста расположен по ступеням. В книге — 30 ступеней, каждая из которых содержит материал по 6 разделам курса по Закону Божию:
1. О Богослужении.
2. Священная Библейская история. Ветхий Завет.
3. Священная Библейская история. Новый Завет.
4. Церковная история.
5. Жития святых.
6. Иконы, храмы, монастыри.
Учебный материал в книге для старшего и среднего также делится на 30 ступеней, каждая из которых содержит материал по 6 разделам курса Закона Божия:
1. Введение в Литургику.
2. Священная Библейская история. Ветхий Завет.
3. Священная Библейская история. Новый Завет.
4. Страницы церковной истории.
5. Душеполезные уроки аввы Дорофея.
6. Краткий катехизис.
Учебные пособия предполагают принцип обучения детей не по учебным годам и по классам, а по ступеням. Каждая ступень имеет несколько разделов, то есть уроков-занятий. Такое расположение учебного материала даёт возможность последовательного и систематического изучения всех разделов курса Закона Божия, т.к. церковное понимание Священной истории Ветхого Завета невозможно без освоения Евангелия и Священной истории Нового Завета. В духовных школах Русской Православной Церкви (духовных училищах и семинариях) изучение Священного Писания Ветхого Завета и Священного Писания Нового Завета идёт одновременно.
Четырёхлетний курс обучения наиболее удобно проходить, если материал одной ступени детьми будет осваиваться за один месяц, то есть за четыре занятия».
Сугубо личное мнение: это пособие на сегодняшний день является наиболее полным, качественным и интересным. Однако, вызывает большие сомнения эффективность предложенного метода работы по ступеням, когда «смешивается» изучение Ветхого, Нового Заветов, церковной истории, богослужений и житий святых. Есть опасность возникновения «каши» в голове детей, когда у них все события, даты и персоналии будут перепутаны. Впрочем, данный комплект позволяет преподавать материал в привычном формате — не по ступеням, а по разделам.
(Рис. 3) Еще один очень удачный методический комплект «Вертоград». Л. А. Захарова, директор Пущинской воскресной школы «Вертоград», которой и обязано издание своим названием. На базе этой воскресной школы, автор в течение 10 лет разрабатывала, дополняла и уточняла и проверяла на практике принципы и содержательную часть своего учебно-методического труда. В итоге разработка была удостоена награды победителя регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя — 2011» в номинации «Лучшее педагогическое исследование года».
Учебно-методический комплект «Вертоград» успешно апробирован более чем в 50-ти воскресных школах. По оценке преподавателей комплект признан педагогически эффективным, удобным в использовании, содержащим в минимальном объеме необходимую информацию, а по отзывам воспитанников — интересным и увлекательным.
Комплект включает рабочие тетради, сборники тестов и книги для учителя — всего 30 книг в мягкой обложке по следующим предметам:
1. Храмоведение (Начальные понятия о Боге, о молитве, о храме)
2. Православный иконостас (Двунадесятые праздники. Лики святых. Подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели).
3. Ветхий Завет
4. Новый Завет
5. История Церкви
6. Православное богослужение (Всенощное бдение, Литургия)
7. Православный катехизис
8. Церковнославянский язык
Комплект разработан на основе классического учебника протоиерея Серафима Слободского, дополнен современными богословскими и естественнонаучными знаниями, обогащен сведениями по православной культуре. Учебный материал распределен с учетом возрастных особенностей учащихся. Конспекты учителя содержат: краткое описание курса, конспекты уроков в соответствии с календарно-тематическим планом и список литературы. Рабочие тетради включают: краткое содержание темы урока и практическое задание — запись ключевых слов, тезисов, раскраски рисунков, аппликацию, моделирование из бумаги.
Комплект предназначен для воскресных школ, православных гимназий, общеобразовательных школ. Заказ можно сделать на сайте храма Михаила Архангела г.Пущино: http://armih.ru/vert/uchebniki/zakaz. Стоимость одного комплекта примерно 3200 руб.
(Рис. 4) Основы православной культуры. Авторы: Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. Издательство «ПРО-ПРЕСС», г.Москва.
Интернет говорит о том, что созданы учебники для 11 лет обучения в школе, но реально есть в наличии комплекты только для 1-4 классов, включающие в себя учебник, рабочую тетрадь и методическое пособие для учителя.
1-ый класс — Бог Творец. Дни творения. Грехопадение. Обетование Спасителя, Краткая история Нового Завета.
2-ой класс — Церковный календарь. Праздники. Жития чтимых святых.
3-ий класс — Ветхий Завет. Внешнее и внутреннее устройство храма. Богослужение. Церковно-славянская азбука.
4 класс — Новый Завет.
Учебные пособия сделаны добротно, красочно. Высоко оцениваются педагогами и учащимися. Приобрести пособия можно в различных интернет-магазина. Огорчает сравнительно высокая цена при мягком переплете и небольшом количестве страниц.
(Рис. 5) Добрый мир. Православная культура для малышей. Шевченко Людмила Леонидовна. Методический комплект. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отчества. М. 2004-2011
«Добрый мир» — это методический комплект для развития духовно-нравственной культуры в дошкольных учреждениях. Комплект содержит: методическое пособие для педагога, наглядные материалы и CD-диск с музыкальными материалами. Материалы предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений всех типов, а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.
В этом году хотим приобрести этот комплект для работы с малышами. По отзывам в интернете и найденным материалам можно судить о том, что это интересное и полезное пособие для детей дошкольного возраста.
(Рис.6) Учебно-методические пособия «Православная культура» для 1-11 классов общеобразовательных школ с методическими пособиями. Автор Шевченко Людмила Леонидовна.
Темы, рассматриваемые в средней и старшей школе:
4 класс. Тема 1. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые. Тема 2. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои.
5 класс. Книга 1 — «Введение. Основы православной культуры»; книга 2 — «История христианской Церкви в житиях ее святых».
6 класс. Святая Русь (10-17 века).
7 класс. Святая Русь (18-20 века).
8 класс. Книга 1. Христианская семья. Книги 2-3. Путь святых праздников.
9 класс. Творчество. Православные мастера и их творения.
10 класс. Духовное краеведение.
11 класс. Цель жизни. Азбука духовная. Наследие. Диалог культур и поколений.
Комплект издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Это качественный, интересный комплект, выделяется тем, что содержит учебники для старших классов, которые с успехом можно использовать на уроках для подростков в воскресной школе.
(Рис. 7) Большая проблема с пособиями для занятий в воскресной школе для старшеклассников.
Здесь можно предложить пособие: Основы нравственности. Авторы: Р. В. Янушкявичюс, О. Л. Янушкявичене.
В Методических указаниях к пособию его предлагается использовать как основу для курса «Православная этика» для старшеклассников с двумя вариантами поурочного планирования — трехгодичный (9-11 класс) и двухгодичный (10-11 класс).
В пособии проблемы этики, культуры, подростковой психологии сконцентрированы вокруг центрального вопроса — смысла жизни, ее цели и основных ценностей. Тем самым активно включается и формируется мировоззрение подростка, его правильное отношение к себе, семье, коллективу. Родине и миру в целом. Достоинством учебника является органическое сочетание текстов Священного Писания, отрывков из художественных, философских работ и обоснованность суждений.
В нашей воскресной школе пособие получило очень высокую оценку педагогов, работающих с подростками. Приобрети можно в интернет-магазинах. В сети доступна электронная версия.
(Рис. 8) Отдельно есть смысл отметить пособие Открытый урок. Л.В.Сурова. Книга для педагогов и родителей. М., Новый ключ, 2014.
Бакалавр богословия, член Союза писателей России, педагог Людмила Васильевна Сурова предлагает интересный подход к занятиям, заключающийся в проведении т.н. «длинных уроков» — т.е. все время, выделенное на занятие, используется для изучение одной темы — весь материал строится вокруг нее.
Для изучения темы активно используются шедевры древнерусского искусства — зодчества, иконописи, живописи, литературы, лучшие произведения мировой художественной культуры. Для работы выбираются высокохудожественные образцы, которые являются актуальными для внутреннего мира ребенка, деятельностного участия в жизни.
Грамотное, пластичное сопряжение всех учебных действий, основных, дополнительных и дополняющих является ключом методики данного урока. Будучи правильно выстроенным такой урок дает ребенку возможность не прерывать своего личного переживания, а, наоборот углубить его, сделать частью своего осмысленного опыта.
Опыт работы по программе «Лето Господне» изложен в книге Людмилы Васильевны для педагогов и родителей «Открытый урок». Также можно порекомендовать ее книгу «Мироведение», где описываются различные приемы, методики и программы преподавания в воскресных школах.
В нашей воскресной школе эту методику не используем, но отдельные уроки и обсуждения, изложенные в книгах, а также осмысление самого авторского подхода к изложению материала -окажутся полезными вдумчивому и ищущему педагогу.
***
Дополнительно хотелось бы обратить внимание педагогов на книги, раскрывающие опыт организации детских объединений на приходе, формирования традиций, организации праздников, совместных дел без которых невозможно по-настоящему сдружить детей, сделать их со- участниками важного процесса созидания приходской общины.
(Рис. 9) Малыши на приходе: Опыт создания детского объединения. Автор-составитель: Евгений Мороз. Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В издании представлены принципы составления комплексных программ работы с детьми младшего школьного возраста (6-10 лет) и конкретные рекомендации, которые помогут организовать систему занятий с детьми в церковной общине. Пособие полезно широкому кругу читателей: родителей, священников, студентов, православных педагогов.
(Рис. 10) Дети на приходе: Опыт создания подросткового объединения. Автор-составитель: Евгений Мороз. Издательство Московской Патриархии
Книга обобщает опыт нескольких поколений православных педагогов, которые посвятили свою работу созданию детских, подростковых и молодёжных объединений. Предлагаемые ими программы, принципы составления методик работы с подростками и конкретные рекомендации помогут организовать полезные и интересные занятия для детей в семье и в церковной общине.
Ксения Балакина,
воскресная школа храма Святаго Духа,
с. Майма, Республика Алтай
Как правильно построить урок в воскресной школе? Опытом делится Наталья Тарасова, учитель воскресной школы в церкви «Преображение», г. Орел.
«У вашего занятия с детьми должны быть цель, ОДНА главная мысль и четкая структура. К сожалению, иногда уроки в воскресной школе похожи на салат.»
- Вступление
- 1. Цель и главная мысль урока
- 2. Структура урока
- Подготовка класса и приветствие
- Молитва в начале урока
- Прославление
- Повторение прошлого урока
- Вступление к библейской истории
- Библейская история
- Применение
- Закрепление
- Золотой стих
- Завершающая молитва
Вступление
У вашего занятия с детьми должны быть цель, ОДНА главная мысль и четкая структура. К сожалению, иногда уроки в воскресной школе похожи на салат. Песня об одном, молитва о другом, история сама по себе, а поделка вообще не на библейскую тему. В итоге дети просто проводят время, причем не всегда интересно и радостно. Воскресная школа — это не место отдыха для детей от проповеди, не возможность развлечь их или развить их творческие способности. Цель детского служения — помочь детям ЗНАТЬ, ЛЮБИТЬ И СЛУШАТЬСЯ БОГА.
Итак, для начала определитесь с программой. Вы можете использовать готовые программы, а можете прописать необходимые темы сами. Даже если я пользуюсь готовой программой, то урок прописываю для себя заново. Ставлю свою цель, определяю одну главную мысль и далее уже строю урок так, как мне кажется правильным. Часто он совсем не похож на исходный, данный в пособии.
1. Цель и главная мысль урока
У вас есть тема, к примеру, «Заблудшая овечка» (Лк.15:3-7) Во-первых, определите для себя ОДНУ главную мысль. В этой библейской истории, можно найти множество истин — главных мыслей, которые вы хотели бы донести детям. Но есть золотое правило: «ОДИН УРОК — ОДНА ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ».
Поэтому определите для себя ее сразу и запишите. Как же ее выбрать? Взять ту, которая в пособии прописана? Ту, которая на ваш взгляд наиболее важна? По каким критериям выбирать главную мысль урока:
1. Ваша главная мысль должна отвечать на потребности ваших детей. Вы знаете свою группу учеников. Если это дети неверующие, значит их основная потребность в отношениях со Христом. Если дети ваши уже покаялись, то для них в той же истории главная мысль может быть другая.
2. Доверьтесь Святому Духу. Вы не можете знать все, а Бог может. Исходя из главной мысли, определите для себя цель урока:
1. Что дети должны узнать (1 факт, 1 истина, касающаяся лично каждого ребенка)
2. Как они должны ответить на эту истину?
И далее весь урок у вас строится для достижения конкретной цели.
2. Структура урока
Подготовка класса и приветствие
Библейский урок у вас начинается задолго до того, как вы встанете перед детьми и призовете их к молитве. Конечно, учитель должен прийти заранее в класс и приготовить место. Посмотреть, достаточно ли стульев, света, протерта ли пыль в классе. Приготовить, расставить, разложить, повесить, все необходимые пособия. И вы встречаете каждого ребенка, уделяете внимание каждому. Это очень важный момент. Дети приходят и видят, что их ждут, им рады.
Молитва в начале урока
Как правило, молится учитель. В начале урока можно узнать о нуждах и благодарностях. Не забывайте записывать молитвенные нужды, а потом уточнять, как ответил Бог, что произошло, что изменилось. Будьте внимательны к проблемам и нуждам детей. Цените их желание молиться с вами и просить у Бога помощи.
Прославление
Поете ли вы с детьми? Для меня, немузыкального человека, это самая трудная часть. Поэтому я привлекаю себе в помощь поющих подростков, они готовят песни по темам уроков, и они проводят музыкальную часть. Песни должны соответствовать возрасту детей, теме урока, обстановке в классе. Если вы поете перед Библейской историей, не стоит петь те песни, которые очень шумные, заводят детей, отвлекают от урока. Песни могут быть прекрасным повторением. Больше всего я люблю те песни, которые повторяют Библейскую историю, или Золотые стихи, положенные на музыку.
Повторение прошлого урока
«Повторение — мать учения». И это действительно так. КАЖДЫЙ урок у вас должно быть повторение прошлых истин. Через 4-5 уроков мы проводим повторение пройденного, т.е. повторяем весь блок, прежде чем перейти к новому блоку историй. Конечно, повторение должно быть в игровой форме, особенно у малышей. Познавательно и интересно — так должен проходить у вас весь урок, и повторение в том числе.
Методов множество — командные игры, задания, ребусы, головоломки. Используйте и современные технологии, благо ноутбуки и планшеты есть у многих.
Вступление к библейской истории
Вступление — это крючок, на который вы цепляете внимание детей. Поэтому оно очень важно. Вступление должно соответствовать вашей главной мысли, возрасту детей, быть понятным, коротким и ярким. Ни в коем случае не говорите : «А сейчас я вам расскажу, как Бог за шесть дней сотворил мир». В общем-то, после этой фразы урок можно и заканчивать. Дети потеряют интерес. Ваша задача — зародить в них ожидание и нетерпение.
Что может служить вступлением:
— короткая жизненная история
— фокус
— игра
— мозговой штурм
— предметный урок
— ролик
— опрос
— исторические факты
— факты из СМИ
— примеры из жизни
— опыты
Иногда библейская история может начинаться не со вступления, а сразу. Но начало должно быть неожиданным и ярким: восклицание, или прямая речь героя, звуки.
Важное правило: вступление — всего лишь мостик к библейской истории. Поэтому если вы хотите провести какую-то игру, рассказать историю, показать ролик и т.д., которые по вашему мнению подходят к главной мысли, помогут достичь цели, но они занимают более 3-х минут, лучше отложите их для закрепления или повторения.
Библейская история
Даже если вы рассказываете знакомую историю, которую неоднократно читали, слышали, и, может быть, даже рассказывали, заново прочтите текст в Библии. Рассуждайте над ним. Ответьте на вопросы: Кто? (действующие герои) Что происходит? (факты, события) Где? (место, географическое положение) Когда? (время дня, хронологическая последовательность). Прочтите комментарии.
Далее я рекомендую вам прописать историю. В зависимости от определенной главной истины и цели урока одна и та же библейская история будет звучать по-разному. Ваша главная мысль должна красной нитью проходить через весь урок, и через библейскую историю. Поэтому она должна быть очень короткой и понятной. Ее можно повторять неоднократно: «Иисус хочет, чтобы дети общались с Ним, поэтому Он сказал ученикам… Но так как Иисус хочет общаться с тобой, ты можешь молиться Ему всегда. Он не бывает занят.» и т.д. (Главная мысль «Иисус хочет иметь общение с детьми»).
Библейская история должны иметь четкую структуру:
– Вступление
— Основное изложение истины, ведущее к кульминации
— Кульминация (она только одна, и после нее повествование плавно нисходит на нет и следует вывод. Иногда педагогу трудно остановиться, и после кульминации он снова и снова нагнетает события, возвращается к истории. Это ошибка. Вы потеряете внимание детей, угаснет их интерес и не сможете достичь цели).
— Завершение
— Вывод и применение
В Библейской истории должна быть прямая речь героя. в общем-то лучше большую часть ее рассказывать от первого лица (героя), вставляя пояснения — речь автора. Пропустите историю через сердце, представьте, что чувствовал главный герой, что должны почувствовать дети? И тогда она оживет. Но не увлекайтесь, чтобы не сказать лишнее.
Применение
К каждому уроку вам нужно продумывать практическое применение. Когда вы определяете цель, то продумываете, как дети должны ответить на ту Библейскую истину, которую узнают. Библейская история должна произвести какие-то изменения в жизни ребенка, изменения в отношениях с Богом, с ближними, научить ребенка новому, помочь справиться с жизненными ситуациями. Практическое применение — это метод, который помогает ребенку любить и слушаться Бога. В зависимости от возраста детей, вашей цели вы выбираете метод, который поможет указать ребенку правильный путь.
Что может быть практическим применением:
1. Молитва:
После того как вы открыли детям новую истину о Боге и отношениях с Ним, можно попросить детей помолиться вместе на уроке, просить их молиться о чем-то конкретном в течение недели.
а. Молитва — благодарность.
б. Молитва — ходатайство за других.
в. Молитва — прославление.
г. Молитва покаяния (если ребенок готов к такой молитве).
д. Молитва — просьба о личной помощи.
2. Практическое домашнее задание:
а. Рассказать о Христе одному человеку в течение недели.
б. Позвать друга в церковь.
в. Конкретная помощь ближним (родителям, друзьям и т.д.)
г. Записать свои мысли.
д. Чтение Библии и размышления.
е. Регулярная молитва и т.д.
3. Совместная деятельность с детьми:
а. Участие в служении в церкви.
б. Участие в уборке, субботнике и т.д.
в. Поход, экскурсия (с целью научиться чему-то, практиковать какие-то моменты в жизни)
г. Посещение больных, интернатов и т.д.
4. Учить взаимоотношениям с Богом.
Практическое применение должно быть конкретным, т.е. чтобы чему-то научиться, ребенок должен или сразу после урока что-то сделать, или в течение недели.
Если мы учим детей отношениям со Христом — доверять Ему, слушаться, надеяться на Него, то встает вопрос — как быть, как учить детей тому, на что требуется вся жизнь.
— Попросите рассказать в какой ситуации Бог помог, ответил на молитву, защитил и т.д. Наверняка у кого то из детей похожая ситуация была в жизни.
— Проиграйте возможные ситуации с детьми, или обсудите их.
а. Если ты остался дома один, и тебе страшно, как ты думаешь, как ты можешь поступить? (помолиться)
б. Если ты поступил плохо, и не можешь быть радостным, общаться с родителями, что нужно делать?
в. Если твой друг обидел тебя, но он попросил прощения, как ты можешь поступить?
и т.д.
На самом деле возможностей практического применения истины в жизни множество. Поставьте перед собой задачу — не просто рассказывать библейскую историю, а учить детей применять Слово в жизни. Призовите на помощь Дух Святой, Он будет руководить вами во время подготовки.
Закрепление
Для закрепления можно использовать разные методы, очень часто нельзя разделить закрепление и практическое применение. Все части урока направлены на достижение вашей цели. Поэтому и закрепление, и применение могут взаимодополнять друг друга или быть одним целым.
— игра
— просмотр клипов, видео, роликов
— прослушивание аудио файлов
— беседа по малым группам, со всей группой детей
— практические действия
— чтение Библии
— жизненные истории, факты, статьи СМИ и т.д.
— вкусняшка по теме
— поделка
— совместная поделка
— вопрос-ответ
Золотой стих
Это обязательная часть урока. В каждом уроке у вас должен быть один стих из Библии, соответствующий главной мысли и цели. Слово Божие — это и закрепление вашей истины, и применение, потому что оно меняет жизни, реально действует в сердцах людей.
Завершающая молитва
Во время молитвы важно проговорить еще раз ту главную мысль, которая была у вас на уроке. Попросить Бога помочь ее применять в жизни.
Молитва должна быть конкретной, четкой, целенаправленной. Используйте простые слова, не вдавайтесь в многословие.
Наталья Тарасова, учитель воскресной школы в церкви «Преображение», г. Орел.
Храм Михаила Архангела г.Пущино
По вопросам приобретения обращаться в издательство «Ока-книга»
+7(495) 649-18-06, [email protected]
Адрес ООО «ОКА КНИГА» 119330, г. Москва, Мичуринский проспект, д. 6, корп. 1, кв. 38
-
Если не получается скачать, пишите на [email protected], вышлем бланк и прайс по почте.
Заполненный бланк заказа необходимо отправить в издательство по адресу [email protected] для выставления счёта. Далее с издательством обсуждаются условия доставки.
Обращаем внимание на то, что храм не занимается продажей пособий, а только предоставляет информацию о том, где и как их можно приобрести.
За консультацией можно обратиться к автору Захаровой Л.А. по адресу [email protected] С радостью ответим на все вопросы.
Рабочая тетрадь.
Конспект учителя.
Сборник тестов.
- Скачать образец рабочей тетради Катехизис (избранные уроки)
- Скачать образец Конспекта учителя Катехизис (избранные уроки)
- Скачать образец Сборника тестов Катехизис (избранные уроки)
Составитель Захарова Л.А.
Издательство «Ока-книга» при содействии Благотворительного фонда Святителя Василия Великого
Комплекты разработаны по следующим предметам:
1. ХРАМОВЕДЕНИЕ (Устройство храма и богослужение. Начальные понятия о Боге, о молитве, о храме)
2. ПРАВОСЛАВНЫЙ ИКОНОСТАС (Введение в библейскую и церковную историю. Двунадесятые праздники. Лики святых. Подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели).
3. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
4. НОВЫЙ ЗАВЕТ
5. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
6. ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (Всенощное бдение, Литургия)
7. ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС
8. ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫКУМК «Вертоград» — победитель (I место) Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» — 2011.
- Диплом патриарха
- Грамота Министерства образования и науки РФ
- Гриф «Допущено ОРОиК РПЦ №11-014-014»
- Гриф «Допущено к распространению ИС РПЦ» ИС 12-202-0081
- Отзыв Отдела образования г.Пущино
>Учебно-методический комплект для воскресных школ «Вертоград»
Методические пособия
26.12.2016
Л.А. Захарова. 2011 г.
Учебно-методический комплект «Вертоград» включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:
1. ХРАМОВЕДЕНИЕ (Начальные понятия о Боге, о молитве, о храме)
2. ПРАВОСЛАВНЫЙ ИКОНОСТАС (Двунадесятые праздники. Лики святых. Подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели).
3. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
4. НОВЫЙ ЗАВЕТ
5. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
6. ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (Всенощное бдение, Литургия)
7. ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС
8. ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫККомплект разработан на основе классического учебника протоиерея Серафима Слободского, дополнен современными богословскими и естественнонаучными знаниями, обогащен сведениями по православной культуре.
Конспекты учителя содержат: краткое описание курса, конспекты уроков в соответствии с календарно-тематическим планом и список литературы.
Рабочие тетради включают: краткое содержание темы урока и практическое задание – запись ключевых слов, тезисов, раскраски рисунков, аппликацию, моделирование из бумаги.
Предназначен для воскресных школ, православных гимназий, общеобразовательных школ.
Учебно-методический комплект, разработанный на базе воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме г. Пущино, был представлен составителем в качестве выпускной квалификационной работы на Высших Богословских Курсах при МПДА и рекомендован к изданию.
Руководитель выпускной квалификационной работы – игумен Киприан (Ященко), кандидат педагогических наук, декан педагогического факультета ПСТГУ, директор института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений.
Рецензенты:
иеромонах Никодим (Шматько), кандидат богословия, проректор Высших богословских курсов при МПДА, духовник Православной гимназии им. преп. Сергия Радонежского.
протоиерей Виктор Дорофеев, кандидат богословия, заведующий методическим кабинетом ОРОиК Московской епархии
Шестакова С.М., кандидат философских наук, специалист по среднему образованию ОРОиК РПЦ
Награды:
УМК “Вертоград” – победитель (I место) Всероссийского конкурса “За нравственный подвиг учителя” – 2011.
Получить подробную информацию о комплекте «Вертоград» можно на сайте:
Добавить комментарий