Верующие ученые список

Ученые-христиане — нобелевские лауреаты

Ученые-христиане

Предлагаем вашему внимание списки верующих ученых, которые верили в Бога и познавали Его законы через науку. Упомянутые ученые-христиане в этой статье были великими учеными и скромными христианами.

Ученые мужи Божье

Мы много раз слышали: «наука не оставляет места для Бога, она несовместима с верой. Занятие научной деятельностью открывает ученым глаза, и они становятся атеистами».

Это — беззастенчивая ложь. Современная наука заложена людьми, искренне верившими в Бога.

Более того: они постоянно утверждали, что именно вера в разумность и совершенство Божьего замысла, воплощенного в мироздании, подвигла их на постижение и понимание законов, заложенных во Вселенную ее Создателем.

Эта серия видео роликов содержит информацию об ученых мужах, которые являются светочами веры в дивные дела Божьи — во всемогущество, совершенство и милость Творца.

Она адресована учащимся, учителям, а так же всем, кто интересуется историей науки и вопросом совместимости веры и знания.

Смотреть 26 видео:

Видео загружены в облако и открываются в отдельном окне через проигрывать Ютюба.

Нобелевские лауреаты по годам

Список ученых с религиозным мировоззрением. Под учеными понимаются люди, занимающиеся естественными науками и математикой.

Верующие ученые. Нобелевские лауреаты по годам

Статья по теме: Христос и космос: творение свидетельствует.

Эйнштейн, доктор Альберт — один из величайших ученых всех времен. Всемирно известный ученый, создатель Теории Относительности, отец атомного века, лауреат Нобелевской премии в области физики.

Список современных известных ученых-христиан:

  1. Алайя, доктор Хуберт Н. — профессор химии Принстонского Университета. Один из выдающихся ученых США в области химии.
  2. Алберти, доктор Роберт А. — декан факультета естественных наук Массачусетского Технологического Института (один из наилучших институтов США).
  3. Андерсон, доктор Артур Г. — директор научно-исследовательского Центра Интернациональной Корпорации вычислительных машин. (Всемирно известная, крупнейшая корпорация по изготовлению счетно-вычислительных машин.)
  4. Андерсон, доктор В. Эльвинг — профессор генетики и заместитель директора Института Генетики университета штата Миннесота, США.
  5. Аулт, доктор Уэйн Ю. — старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по изучению изотопов. (Первая в мире коммерческая лаборатория, выполняющая датировку радиоуглеродным методом и радиоактивным изотопом водорода.)
  6. Аутрум, доктор Ханйохем — декан факультета естественных наук Мюнхенского Университета, один из выдающихся немецких ученых.
  7. Байрон, доктор Ралф Л. — начальник отдела общей хирургии и онкологической хирургии (опухоли). Директор госпиталя для больных раковыми и родственными раку заболеваниями. (Всемирно известный госпиталь «Город Надежды» в Лос-Анжелосе, США.)
  8. Бидл, доктор Георг В. — директор научно-исследовательского института биологической медицины Американской Медицинской Ассоциации, лауреат Нобелевской премии в области физиологии.
  9. Борн, доктор Макс — заслуженный профессор физики (в отставке) Геттингенского Университета, а также Эдинбургского Университета. Лауреат Нобелевской премии в области физики.
  10. фон Браун, доктор Вернер — часто называемый человеком, превыше всех ответственным за успешный запуск астронавтов на луну, США.
  11. Брукс, доктор Харви — декан факультета инженерных наук и прикладной физики Гарвардского Университета (наиболее влиятельного университета США).
  12. Бурке, Волтер Ф. — управляющий отделом ракет и космических кораблей Авиационной Корпорации Мак Доннеля. Руководитель по конструированию, сооружению и запуску космических капсуль «Меркури» и «Джемини». Выдающийся эксперт по космическим полетам.
  13. Бьерке, Алф X. — президент Корпорации Бьерке по изготовлению красок в Осло (Норвегия). Один из выдающихся норвежских экспертов в области химии.
  14. Бьюб, доктор Ричард X. — профессор материаловедения и электротехники Стенфордского Университета. Автор более ста научных книг и статей.
  15. Валленфельс, доктор Курт — директор Института Химии, университет в городе Фрейбурге, Германия.
  16. Вальдман, доктор Бернард — декан факультета естественных наук университета Нотр Дам в штате Индиана, США.
  17. Ван Иерсель, доктор Ян. Я. — профессор экспериментальной зоологии, Лейденский Университет, Голландия.
  18. Вестфаль, доктор Вильгельм X. — заслуженный профессор (в отставке), Технический Университет в городе Берлине, Германия.
  19. Вильфонг, доктор Роберт Е. — технорук фабрики по изготовлению нейлона Корпорации Дю Понта, величайшей химической компании в мире. Первый химик, работавший в области выпуска «орлона», «кентриса» и многих других тканей для космических полетов.
  20. Винанд, доктор Леон Ж. Ф. — декан факультета естественных наук Льежского Университета в Бельгии.
  21. Вольф-Хайдеггер, доктор Гергард — профессор анатомии университета в городе Базеле, Швейцария.
  22. Ворчестер, доктор Уиллис Г. — декан факультета инженерных наук Политехнического Института в штате Вирджиния, США.
  23. Гьотеруд, доктор Олэ Христофор — профессор физики университета в городе Осло (Норвегия), один из наиболее выдающихся физиков Норвегии.
  24. Дана, доктор Джеймс Двайт — декан факультета геологии Принстонского Университета, один из величайших геологов США.
  25. Джаунси, доктор Джеймс X. — глава департамента естественных наук и математики, Королевский Колледж, Австралия. Он получил 10 ученых степеней от всемирно известных университетов. Автор 2-х книг об управляемых ракетах и 500 научных статей. Советник по вопросам техники правительства Австралии во время Второй мировой войны.
  26. Джейкен, доктор М. — профессор теоретической биологии Лейденского Университета в Голландии.
  27. Джелинек, Ульрих — президент Промышленной компании Северна в штате Нью
  28. Джерси, США. Всемирно известный изобретатель и конструктор приборов и систем для исследования космоса.
  29. Дэйвис, доктор Стефан С. — декан факультета архитектуры и инженерных наук Университета Ховард в Вашингтоне, дистрикт Колумбия.
  30. Дюшезн, доктор Жюль С. — председатель департамента атомной молекулярной физики Льежского Университета в Бельгии.
  31. Инглис, доктор Давид Р. — старший физик, Национальная лаборатория Аргон, Иллинойс, США.
  32. Комар, доктор Артур Б. — декан Бэльферского факультета естественных наук; Университет Ешива в городе Нью-Йорке, США.
  33. Куп, доктор Эверт — главный хирург детского госпиталя в городе Филадельфии, США. Один из наиболее известных хирургов Америки.
  34. Куш, доктор Поликарп — лауреат Нобелевской премии в области физики.
  35. Ломбард, доктор Августин — профессор геологии. Бывший декан факультета естествознания Женевского Университета, Швейцария.
  36. Лонсьо, доктор Оле М. — профессор физики в университете города Осло. Норвегия.
  37. Мандель, доктор Мишель — профессор физической химии, Лейденский Университет, Голландия.
  38. Милликан, доктор Роберт А. — лауреат Нобелевской премии в области физики.
  39. Пиккард, доктор Жак Е. — инженер-океанограф и консультант, Авиационная Корпорация Груммана, Флорида, США.
  40. Пил, доктор Магнус — профессор физики. Бывший декан факультета математики и естествознания в Копенгагенском Университете, Дания.
  41. Ридберг, доктор Ян X. — декан факультета ядерной химии, Технологический Институт Чалмерса; Готенбург, Швеция.
  42. Смарт, доктор В. М. — профессор астрономии, кафедры, учрежденной английским королем; университет в городе Глазго, Шотландия. Один из величайших британских астрономов.
  43. Танген, доктор Роальд — декан факультета математики и естествознания; университет в городе Осло, Норвегия.
  44. Форсман, доктор Вернер — глава департамента хирургии большого госпиталя в Дюссельдорфе (Германия), лауреат Нобелевской премии в области медицины.
  45. Фридрих, доктор Джон П. — главный химик департамента Агрикультуры США (Северная Районная научно-исследовательская лаборатория).
  46. Хайнек, доктор Дж, Аллен — директор астрономического научно-исследовательского центра Линдхаймера (Северо-западный Университет, Иллинойс, США).
  47. Хансен, доктор Артур Г. — президент университета Пурдью. Бывший декан факультета инженерных наук и президент Технологического Института в штате Джорджия, США.
  48. Хирн, доктор Вальтер — профессор биохимии университета штата Айова. Член Американской Ассоциации «За прогресс в науке». Его научно-исследовательские труды обсуждались на международных научных конгрессах.
  49. Циглер, доктор Карл — директор Института Макса Планка (для научно-исследовательской работы в области угольной промышленности). Город Мюльхайм, Германия (Рурская область), лауреат Нобелевской премии в области химии.
  50. Шоу, доктор Джеймс — профессор биохимии Гарвардского Университета (в течение 23-х лет); директор научно-исследовательской лаборатории Гарвардского Университета.
  51. Эйнштейн, доктор Альберт — один из величайших ученых всех времен. Всемирно известный ученый, создатель Теории Относительности, отец атомного века, лауреат Нобелевской премии в области физики.
  52. Энгстром, доктор Элмер В. — начальник-администратор Радио-Корпорации США; всемирно известный ведущий ученый, пионер в области цветного телевидения (1930 г.). Ему присвоена ученая степень почетного доктора наук четырнадцатью университетами.
  53. Эренбергер, доктор Фридрих — специалист в области аналитической химии, Компания Химических Красителей; Кельхайм, Германия.
  54. Юнг, доктор Карл — один из величайших психологов всех времен, имеющий всемирно призванный авторитет. Швейцария.

Егоров, Дмитрий Фёдорович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Егоров; Егоров, Дмитрий.

Дмитрий Фёдорович Егоров

Дата рождения

10 августа 1869 или 2 декабря 1869

Место рождения

Москва

Дата смерти

10 сентября 1931

Место смерти

  • Казань, Татарская АССР, РСФСР, СССР

Страна

Российская империя,
РСФСР (1917—1922),
СССР

Научная сфера

математика

Место работы

Московский университет,
МГУ

Альма-матер

Московский университет (1891)

Учёная степень

доктор чистой математики (1901)

Учёное звание

член-корреспондент АН СССР (1924)

Научный руководитель

Бугаев, Николай Васильевич

Известные ученики

Н. Н. Лузин,
И. И. Привалов,
С. П. Фиников,
В. В. Голубев,
В. В. Степанов,
А. М. Размадзе,
И. Г. Петровский,
Л. Н. Сретенский

Известен как

один из основателей московской математической школы

Награды и премии


Произведения в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

Дми́трий Фёдорович Его́ров (10 (22) декабря 1869, Москва — 10 сентября 1931, Казань) — российский и советский математик, член-корреспондент АН СССР (1924), почётный член АН СССР (1929). Президент Московского математического общества (1923—1930), член-корреспондент Харьковского математического общества, член Казанского физико-математического общества, непременный член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, почётный член Московского общества испытателей природы (1921), член Французского математического общества.

Работы Егорова относятся к дифференциальной геометрии, теории интегральных уравнений, вариационному исчислению и теории функций действительного переменного. Предложил теорему о связи между понятиями сходимости почти всюду и равномерной сходимости последовательности функций.

Биография

Родился 10 (22) декабря 1869 года в Москве в семье преподавателя математики Фёдора Ивановича Егорова (1845—1915). А 18 декабря 1869 года он был крещён в Михайло-Архангельской церкви при 2-й Московской военной гимназии. В 1883—1887 годах учился в 6-й Московской гимназии, которую окончил с золотой медалью. С 1887 года — студент математического отделения физико-математического факультета Московского университета. В 1891 году Д. Ф. Егоров окончил университет с дипломом 1-й степени и по ходатайству В. Я. Цингера и П. А. Некрасова оставлен в нём для приготовления к профессорскому званию. Уже в 1892 году появилась первая научная публикация — статья в журнале Математический сборник. В 1893 году сдал магистерские экзамены и 27 января 1894 года был принят в число приват-доцентов Московского университета.

Помимо научных занятий Д. Ф. Егоров преподавал сразу в нескольких учебных заведениях Москвы: в 5-й мужской гимназии (до 1896 года), в частной гимназии Ф. И. Креймана и в учительском институте, а также в Московском Николаевском сиротском институте (1895—1900) и в родной 6-й Московской гимназии (1896—1903).

Магистерскую диссертацию «Уравнения с частными производными 2-го порядка по двум независимым переменным» он защитил 22 сентября 1899 года, а 23 марта 1901 года состоялась защита докторской диссертации «Об одном классе ортогональных систем», результаты которой вошли в классический трактат об ортогональных системах Г. Дарбу.

С 1 июня 1902 года «с Высочайшего соизволения» он был отправлен «с учёной целью сроком на один год» за границу; посещал лекции в Берлине, Геттингене, Марбурге, Париже.

По возвращении, 31 августа 1903 года Д. Ф. Егоров был назначен экстраординарным профессором Московского университета. В 1905 году получил орден Св. Анны 3-й степени.

Летние периоды 1906, 1907, 1908 годов из-за неспокойной обстановки в России он провёл в командировках за границей.

5 октября 1908 года Д. Ф. Егоров обвенчался с австрийской подданной, дочерью чешского музыканта Анной Ивановной Гржимали (01.06.1877—1960).

С 1909 года — ординарный профессор. Начиная с 1910 года Д. Ф. Егоров стал систематически вести математический семинар, посвящавшийся из года в год различным областям математики; с тех пор математические семинары постепенно стали обычной формой учебной работы в вузах. Им был создан также семинар по математическому анализу, положивший начало московской школе теории функций вещественной переменной.

В мае 1917 года совет Московского университета избрал Д. Ф. Егорова на 4 года помощником ректора.

С момента основания в 1921 году при Московском университете Научно-исследовательского института математики и механики I МГУ и до 1930 года Д. Ф. Егоров был его действительным членом и директором (с 1924 года).

С 1921 года — вице-президент, а с 1923 года — президент Московского математического общества.

6 декабря 1924 года Д. Ф. Егоров становится членом-корреспондентом Академии наук .

В 1929 году был подвергнут гонениям по религиозным убеждениям и в октябре 1930 года арестован. Проходил по делу «Всесоюзной контрреволюционной организации „Истинно православная церковь“» (катакомбной церкви) вместе с известным философом А. Ф. Лосевым.

Могила Егорова на Арском кладбище

Ещё до окончания судебного процесса из-за обострившейся язвы желудка он был выслан на 5 лет в Казань. Умер 10 сентября 1931 года в больнице, после голодовки, объявленной в тюрьме. Могила Д. Ф. Егорова находится в г. Казани на первой аллее Арского кладбища почти напротив могилы Н. И. Лобачевского.

Научная школа

Учениками Егорова были академики Н. Н. Лузин, П. С. Александров, а также И. Г. Петровский, И. И. Привалов, В. В. Степанов, В. В. Голубев, Л. Н. Сретенский, Д. Е. Меньшов.

Московское математическое общество

Основная статья: Московское математическое общество

После смерти Б. К. Млодзеевского в 1923 году Д. Ф. Егоров, бывший до этого уже вице-президентом Московского математического общества, избирается его президентом. С самого начала своей деятельности на этом посту он начал активную работу по восстановлению нормального функционирования математического сообщества. И первым действием в этом направлении стало возобновление издания «Математического сборника», прерванное в 1919 году. Удалось это только в 1924 году, когда из печати вышел 31-й том. Редколлегией журнала (ответственный редактор Д. Ф. Егоров, ученый секретарь редакции В. А. Костицын) было принято решение о публикации в нём статей не только на русском (как было до того согласно § 18 Устава общества), но и на других основных европейских языках — немецком, французском, итальянском и английском. В президентство Егорова Московское математическое общество заняло ведущие позиции в математической жизни страны, приняв на себя большую часть функций организатора общественной жизни отечественного математического сообщества.

Научные работы

Публикации

  • Некоторые соотношения из теории интегралов по делителям // Математический сборник : журнал. — М., 1892. — Т. 16, № 2. — С. 236—255. — Теория чисел
  • К общей теории соответствия поверхностей // Математический сборник : журнал. — М., 1896. — Т. 18, № 1. — С. 86—107. — Дифференциальная геометрия
  • Уравнения с частными производными второго порядка по двум независимым переменным. Общая теория интегралов, характеристики, М., Тип. Моск. ун-та, 392. 1899 — Теория дифференциальных уравнений
  • Случай недостаточности обычного геометрического определения характеристик уравнения с частными производными первого порядка // Математический сборник : журнал. — М., 1903. — Т. 20, № 4. — С. 608—615. — Теория дифференциальных уравнений
  • Об одном классе ортогональных систем, Ученые записки Московского университета 18, 1—239. 1901 — Дифференциальная геометрия
  • Une classe nouvelle de surfaces algebriques qui admettent une deformation continue en restant algebriques, C.R. Acad. Sci. (Paris) 132, 302—305. 1901 — Дифференциальная геометрия
  • Работы К.М.Петерсона по теории уравнений с частными производными // Математический сборник : журнал. — М., 1903. — Т. 24, № 1. — С. 022—029. — Дифференциальная геометрия
  • Die hinreichenden Bedingungen des Extremums in der Theorie des Mayerschen Problemsr Math. Ann. 62, 1906. 371—380 — Вариационное исчисление
  • Об изгибании на главном основании при одном семействе плоских или конических линий // Математический сборник : журнал. — М., 1911. — Т. 18, № 1. — С. 167—187. — Дифференциальная геометрия
  • Sur les suites des fonctions measurables. C.R. Acad. Sci. Paris, (1911) 152:135-157 — Теорема Егорова
  • Sur les surfaces, engendrées par la distribution des lignes d’une famille donnée = О поверхностях, образуемых распределением данного семейства линий // Математический сборник : журнал. — М., 1923. — Т. 31, № 2. — С. 153—184.
  • Sur la théorie des équations intégrales au noyau symétrique = К теории интегральных уравнений с симметрическим ядром // Математический сборник : журнал. — М., 1928. — Т. 35, № 3-4. — С. 293—310. — Интегральные уравнения
  • Addition à la note «Sur la théorie des équations intégrales au noyau symétrique» = Добавление к заметке «К теории интегральных уравнений с симметрическим ядром» // Математический сборник : журнал. — М., 1929. — Т. 36, № 2. — С. 116—123.

Учебники

  • Дифференциальная геометрия (Пособие для высш. техн. шк.), М.— Пг., ГИЗ, 1923. — 290с.
  • Основания вариационного исчисления, М.—Пг., Госиздат, 1923. — 79с.
  • Элементы теории чисел, М.—Пг., Госиздат, 1923. — 202с.

Мировоззрение

Дмитрий Егоров рос в особенном окружении воцерковленных людей. Один из них — друг, коллега и соавтор его отца, директор Московского учительского института Александр Фёдорович Малинин, человек глубоко религиозный, беззаветно преданный своему делу. В университете Д. Ф. Егоров испытал значительное влияние протоиерея Н. А. Сергиевского. Будучи весьма верующим человеком, он никогда не касался на лекциях не только религиозных, но и философских вопросов, считая, что математика является самодостаточной наукой. Тем не менее, вопросы философии и богословия его, несомненно, интересовали. Он хорошо знал труды немецкого философа Канта, святителя Игнатия Брянчанинова и прав. Иоанна Кронштадтского. Традиционная приверженность московской математической школы философским проблемам обусловила особое сочувствие Д. Ф. Егорова имяславию. Определенную роль в приобщении к нему могли сыграть М. А. Новосёлов и П. А. Флоренский. В письме, датируемом июнем 1914 года, Д. Ф. Егоров писал:

Достал я себе диссертацию П. А. Флоренского и нашёл в ней много интересного. В частности, мысль о неизбежности антиномичности догматов, хотя, может быть не нова, но хорошо выставлена и проведена. Интересны замечания об Ангеле-Хранителе как об «intelligibiler Charakter» Канта.

— Письма Д.Ф.Егорова к Н.Н.Лузину. Предисловие П. С.Александрова // Историко-математические исследования. — 1980. — Вып. 25. — С. 335—361. Публикация и примечания Ф. А. Медведева при участии А. П.Юшкевича

Общие религиозные и мировоззренческие интересы были у Д. Ф. Егорова с А Ф. Лосевым; они были далеки от политики и вопросы веры и науки ставили выше её. Открыто придерживаясь религиозных убеждений, он отказывался признать диалектический материализм. В московских математических кругах в своё время вспоминали о его отказе читать лекцию по математике в бывшей церкви, приспособленной под аудиторию. К моменту ареста Д. Ф. Егоров был церковным старостой одного из московских приходов. Из показаний Егорова после ареста, касающихся имяславия:

Вопрос о революции, как о Божьем наказании за грехи, не является для православных новым и потому, помещая в документах в защиту имяславия этот момент, мы ничего нового не вносили. Впервые этот момент появляется в пророчестве Серафима Саровского. Это пророчество, найденное у меня при обыске, записано Мотовиловым со слов Серафима. Поэтому может быть некоторые места в нём чересчур заострены, но в целом я против этого пророчества ничего возразить не могу

Семья

Сохранилась уникальная фотография 1893 года, на которой запечатлена большая семья Егоровых в день золотой свадьбы дедушки и бабушки Д. Ф. Егорова. Кроме героев торжества, Ивана Петровича и Лидии Алексеевны, присутствуют родители Д. Ф. Егорова: Фёдор Иванович и Ольга Николаевна, десятилетний двоюродный брат Сергей Павлович Фиников — сын тётки, Марии Ивановны.

Супруга Д. Ф. Егорова — Анна Ивановна Егорова, австрийская подданная, получила прекрасное музыкальное образование: закончила консерваторию, где занималась в классе В. М. Зарудной; её отец — И. В. Гржимали, был преподавателем Московской консерватории по классу скрипки. Анна Ивановна играла на рояле и пела, кроме того, владея чешским языком, занималась переводами: известны её переводы стихов чешского поэта Я. Врхлицкого и чешских народных сказок, собранных Боженой Немцовой. Облик А. И. Егоровой запечатлел русский художник Михаил Фёдорович Шемякин, супругой которого была сестра Анны Ивановны, Людмила. Портрет Анны Ивановны Егоровой «Дама в светлом» (1909; холст, масло; 157 х 89,5), находится в Музее изобразительных искусств города Нижнего Тагила; им же был написан «Портрет женщины в розовом».

Примечания

  1. 1 2 Архив по истории математики Мактьютор
  2. 1 2 Егоров Дмитрий Фёдорович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. Математическая генеалогия — 1997.
  4. Егоров Дмитрий Фёдорович // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. Так называемые потенциальные поверхности были названы Дарбу поверхностями Егорова
  6. В это время Д. Ф. Егоров жил на Б. Молчановке, в доме Грындина. Позже он жил в Борисоглебском переулке, д. 8, кв. 5 — см. Сорокин В. В Земляном городу у Старой Новгородской дороги.
  7. Письма Д. Ф. Егорова П. А. Флоренскому.
  8. На собрании в Московском университете он подвергся острой критике «за косность, оторванность и аполитичность в реформе и перестройке всей педагогической, научно-исследовательской работы и методологии», а также за свою религиозность.
  9. Дело Лузина
  10. George G. Lorentz Mathematics and Politics in the Soviet Union from 1928 to 1953 (англ.)

Литература

  • Кузнецов П. И. Дмитрий Федорович Егоров (к 100-летию со дня рождения). — Успехи математических наук. — 1971. — Т. 26. — Вып. 5(161). — С. 169—206
  • Демидов С. С. Профессор Московского университета Д. Ф. Егоров и имеславие в России в первой трети XX столетия // Историко-математические исследования. — 1999. — Вып. 4(39).
  • Колягин Ю.М., Саввина О.А. Дмитрий Федорович Егоров. Путь ученого и христианина. — М.: ПСТГУ, 2010. — 302 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7429-0611-7.
  • Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь / А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 233—234. — 894 с. — 2 000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.

Ссылки

  • Егоров Дмитрий Фёдорович на сайте Math.Ru
  • Общероссийский математический портал
  • Профиль Дмитрия Фёдоровича Егорова на официальном сайте РАН
  • Dimitri Fedorovich Egorov (MacTutor) (англ.)
  • Егоров Дмитрий Фёдорович. Летопись Московского университета. Дата обращения 11 ноября 2017.

Дмитрий Фёдорович Егоров

Дата рождения:

10 (22) декабря 1869

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

10 сентября 1931 (61 год)

Место смерти:

Казань, РСФСР, СССР

Страна:

Российская империя →
СССР

Научная сфера:

математика

Место работы:

Московский университет

Альма-матер:

Московский университет

Научный руководитель:

Н. В. Бугаев

Известные ученики:

П. С. Александров
А. Н. Колмогоров
Н. Н. Лузин
И. Г. Петровский
И. И. Привалов

Награды и премии


В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Егоров.

Дми́трий Фёдорович Его́ров (10 (22) декабря 1869, Москва — 10 сентября 1931, Казань) — российский советский математик, член-корреспондент АН СССР (1924), почётный член АН СССР (1929). Кроме того, он состоял членом Московского математического общества, членом-корреспондентом Харьковского математического общества, членом Казанского физико-математического общества, непременным членом общества любителей естествознания, антропологии и географии, почетным членом общества испытателей природы, членом Societe Mathematique de France.

Работы Егорова относятся к дифференциальной геометрии, теории интегральных уравнений, вариационному исчислению и теории функций действительного переменного.

Дмитрий Фёдорович Егоров родился в Москве в семье преподавателя математики Фёдора Ивановича Егорова (1845—1915). А 18 декабря 1869 года он был крещён в Михайло-Архангельской церкви при 2-й Московской военной гимназии. В 1883—1887 годах учился в 6-й Московской гимназии. С 1887 года — студент математического отделения физико-математического факультета Московского университета. В 1891 году Д. Ф. Егоров окончил университет с дипломом 1-й степени и по ходатайству В. Я. Цингера и П. А. Некрасова оставлен в нём для приготовления к профессорскому званию. Уже в 1892 году появилась первая научная публикация — статья в журнале Математический сборник. В 1893 году сдал магистерские экзамены и 27 января 1894 года был принят в число приват-доцентов Московского университета.

Помимо научных занятий преподаёт сразу в нескольких учебных заведениях Москвы: в 5-й мужской гимназии (до 1896 года), в частной гимназии Ф. И. Креймана и в учительском институте. Затем начинает преподавать в Московском Николаевском сиротском институте (1895—1900) и в родной 6-й Московской гимназии (1896—1903).

22 сентября 1899 года защищает магистерскую диссертацию «Уравнения с частными производными 2-го порядка по двум независимым переменным», а в 1901 году — докторскую (защита сочинения «Об одном классе ортогональных систем», результаты которой вошли в классический трактат об ортогональных системах Г. Дарбу, состоялась 23 марта 1901 года).

С 1 июня 1902 года «с Высочайшего соизволения» он отправлен «с учёной целью сроком на один год» за границу; посещает лекции в Берлине, Геттингене, Марбурге, Париже.

По возвращении, 31 августа 1903 года Д. Ф. Егоров был назначен экстраординарным профессором, а 14 марта 1904 года — ординарным профессором Московского университета. В 1905 году получает орден Св. Анны 3-й степени.

Лето 1906, 1907, 1908 годов из-за неспокойной обстановки в России он проводит в командировках за границей.

5 октября 1908 года Д. Ф. Егоров обвенчался с австрийской подданной, дочерью чешского музыканта Анной Ивановной Гржимали (01.06.1877—1960).

Начиная с 1910 года Д. Ф. Егоров стал систематически вести математический семинар, посвящавшийся из года в год различным областям математики; с тех пор математические семинары постепенно стали обычной формой учебной работы в вузах. Особо следует отметить, что им был создан семинар по математическому анализу, положивший начало московской школе теории функций вещественной переменной.

В мае 1917 года совет Московского университета избрал Д. Ф. Егорова на 4 года помощником ректора.

С момента основания в 1921 году при Московском университете Научно-исследовательского института математики и механики I МГУ и до 1930 года Д. Ф. Егоров был его действительным членом и директором (с 1924 года).

С 1921 года — вице-президент, а с 1923 года — президент Московского математического общества.

6 декабря 1924 года Д. Ф. Егоров становится членом-корреспондентом Академии наук .

В 1929 году был подвергнут гонениям по религиозным убеждениям и в 1930 году арестован. Проходил по делу «Всесоюзной контрреволюционной организации „Истинно православная церковь“» (катакомбной церкви) вместе с известным философом А. Ф. Лосевым. Умер 10 сентября 1931 года в больнице, после голодовки, объявленной в тюрьме.

Учениками Егорова были академики Н. Н. Лузин, П. С. Александров, а также И. Г. Петровский, И. И. Привалов, В. В. Степанов, В. В. Голубев, Л. Н. Сретенский, Д. Е. Меньшов.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

> См. также

  • Теорема Егорова
  1. Егоров Дмитрий Фёдорович — статья из Большой советской энциклопедии
  2. В это время Д. Ф. Егоров жил на Б. Молчановке, в доме Грындина. Позже он жил в Борисоглебском переулке, д. 8, кв. 5 — см. Сорокин В. В Земляном городу у Старой Новгородской дороги.
  3. Письма Д. Ф. Егорова П. А. Флоренскому.
  4. Сестра Анны Ивановны, Людмила Ивановна была замужем за художником М. Ф. Шемякиным.
  5. Дело Лузина
  6. George G. Lorentz Mathematics and Politics in the Soviet Union from 1928 to 1953 (англ.)
  1. Кузнецов П. И., «Дмитрий Федорович Егоров (к 100-летию со дня рождения)», УМН, 26:5(161) (1971), 169—206
  2. Колягин Ю.М. Дмитрий Федорович Егоров Путь ученого и христианина. — М.: ПСТГУ, 2010. — 302 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7429-0611-7

В Викитеке есть произведения этого автора. → Дмитрий Фёдорович Егоров

  • Егоров Дмитрий Фёдорович на сайте Math.Ru
  • Егоров, Дмитрий Фёдорович (англ.) в проекте «Математическая генеалогия»
  • Профиль Дмитрия Фёдоровича Егорова на официальном сайте РАН

Президенты Московского математического общества

Брашман Н. Д. • Давидов А. Ю. • Цингер В. Я. • Бугаев Н. В. • Некрасов П. А. • Жуковский Н. Е. • Млодзиевский Б. К. • Егоров Д. Ф. • Кольман Э. Я. • Александров П. С. • Колмогоров А. Н. • Гельфанд И. М. • Шафаревич И. Р. • Новиков С. П. • Арнольд В. И. • Васильев В. А.

Великие физики о вере и Боге

Предлагаем вниманию читателей подборку цитат великих ученых-физиков о вере и Боге.

Галилео Галилей (1564-1642) — итальянский философ, математик, физик, механик и астроном, оказавший исключительное влияние на науку своего времени. Первым использовал телескоп для научных открытий, которыми стали спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне, и фазы Венеры. Защитник гелиоцентрической системы Коперника и основатель экспериментальной науки.

«Природа, без сомнения, есть Вторая Книга Бога, от которой мы не должны отказываться, но которую мы обязаны читать».

«Намерение Священного Писания в том, чтобы научить нас тому, как идти на небо, а не тому, как идет небо».

«В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания».

Исаак Ньютон (1643-1727) — английский физик, математик, астроном. Основатель классической теории физики.

«Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего Существа. Вот — мое первое и последнее слово».

Михаил Ломоносов (1711-1765) русский ученый-естествоиспытатель, химик, физик, астроном, энциклопедист. Заложил основы физической химии и молекулярно-кинетической теории теплоты. Утвердил основания современного русского литературного языка, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета. Предсказал наличие атмосферы у планеты Венера.

«Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учителя. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители».

«Правда и вера суть две сестры родные, дочери одного всевышнего родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования на них вражду восклеплет».

Андре Мари Ампер (1775-1836) — французский физик и математик, открыл основной закон электродинамики.

«Самое убедительное доказательство бытия Бога — это гармония средств, при помощи которой поддерживается порядок в универсуме, благодаря этому порядку живые существа находят в своем организме все необходимое для развития и размножения своих физических и духовных способностей».

Карл Фридрих Гаусс (1777-1855) — немецкий математик, астроном, физик.

«Когда придет наш последний час, с какой неизъяснимой радостью мы устремим свой взор к Тому, о присутствии Которого мы могли лишь догадываться в этом мире».

Ганс Эрстед (1777-1851) — датский физик.

«Всякое основательное исследование природы кончается признанием существования Бога».

Уильям Томсон, лорд Кельвин (1824-1907) один из величайших физиков. Работал в области электростатики, тепло- и электропередачи, термодинамики, теории упругости, геологии, практической физики и техники. Первым сформулировал Второй закон термодинамики.

«Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретете веру в Бога».

Томас Эдисон (1847-1931) — американский изобретатель.

«Величайшее мое уважение и восхищение — всем инженерам, особенно же самому великому из них — Богу!»

Густав Ми (1868-1957) — немецкий физик.

«Нужно сказать, что мыслящий естествоиспытатель по необходимости должен быть благочестивым человеком. Он должен благоговейно преклонить колени перед Божественным Духом, Который так ясно проявляет Себя в природе».

Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889) великий английский физик. Работал над пониманием природы теплоты, ее взаимосвязью с механической работой, что привело к открытию Первого закона термодинамики. Совместно с лордом Кельвином разработал абсолютную шкалу температуры.

«После того, как мы узнаем Волю Бога и подчиняемся ей, у нас есть еще одно важное дело: постичь Его Мудрость, Мощь и Милосердие из тех свидетельств, что явлены в Его делах. Познание законов природы — есть познание Бога».

Джон Амброз Флеминг (1849-1945) — британский физик и радиотехник.

«Великое множество современных открытий полностью разрушило старые материалистические представления. Универсум предстает сегодня перед нами как мысль. Но мысль предполагает наличие Мыслителя».

Джозеф Джон Томсон (1856-1940), английский физик, изучал рентгеновские лучи, открыл электрон. Лауреат Нобелевской премии по физике 1906г.

«Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии».

«С верхушек башен крепости науки видны величайшие деяния Божии».

Макс Планк (1858-1947) выдающийся немецкий физик, основатель квантовой теории.

«Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга».

«Религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце. Для одних он означает фундамент, а для других — вершину построения любых мировоззренческих принципов».

Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.) — автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля. По мнению многих выдающихся физиков (например Льва Ландау) Эйнштейн является самой значительной фигурой в истории физики. Лауреат Нобелевской премии по физике 1921 г.

«Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».

«Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога»

«Действительной проблемой является внутреннее состояние души и мышления человечества. Это не физическая проблема, а проблема этики. Что нас пугает, это не взрывная сила атомной бомбы, но сила озлобленности человеческого сердца, взрывная сила для озлобления»

«Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»… Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Пусть познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей».

«Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне, как об атеисте — большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои научные работы не поняты».

Макс Борн (1882-1970), немецкий физик, один из создателей квантовой механики.

Лауреат Нобелевской премии по физике 1954 г.

«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом».

«Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».

Нильс Бор (1885-1962) великий датский физик, лауреат Нобелевской премии по физике. Создал первую квантовую теорию атома, участвовал в разработке основ квантовой механики. Внёс значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой.

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром».

Артур Комптон (1892-1962), американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1927 г.

«Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума — неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале — Бог»».

Вольфганг Паули (1900-1958), швейцарский физик, один из создателей квантовой механики и релятивистской квантовой теории поля, лауреат Нобелевской премии по физике 1945 г.

«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в религиозном языке название благодати».

Карл Вернер Гейзенберг (1901-1976) немецкий физик, один из создателей основ квантовой физики, лауреат Нобелевской премии 1932 г.

«Первый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на дне сосуда нас ожидает Бог».

Поль Дирак (1902-1984) — английский физик, один из создателей квантовой механики, квантовой электродинамики, квантовой статистики. Нобелевская премия по физике 1933 г. «За разработки новых, перспективных форм атомной теории»

«Природе присуща та фундаментальная особенность, что самые основные физические законы описываются математической теорией, аппарат которой обладает необыкновенной силой и красотой. Мы должны просто принять это как данное. Ситуацию, вероятно, можно было бы описать, сказав, что Бог является математиком очень высокого ранга, и что он при построении Вселенной использовал математику высшего уровня».

«Оказывается, одна из основных особенностей природы заключается в том, что законы фундаментальной физики описываются очень изящными и мощными математическими теориями. Для понимания этих теорий нужно быть математиком высокого уровня. Вы можете удивляться: почему Природа устроена таким образом? Единственное, что можно ответить на современном уровне знаний — Природа таким образом сконструирована. Остается только принять это. Другими словами, Бог — математик очень высокого уровня и Он использовал самую совершенную математику при создании Вселенной. Наши слабенькие математические усилия позволяют нам понять устройство лишь маленького кусочка Вселенной, и по мере дальнейшего развития математики мы надеемся понять устройство Вселенной лучше».

Словарь «Правмира» — Вера

Верующие-ученые XX и XXI века: физики, математики, химики. Да, есть сила, которой подчинено всё

Ведь вклад этих ученых в науку, является важным моментом в споре о религии и науке. Поэтому в статье будет подробно рассказано об их научных достижениях. Конечно, в одной статье невозможно рассказать обо всех ученых связывающих свою веру в Бога с научной деятельностью. Поэтому, вспомним наиболее известных из них и посмотрим, что каждый из них дал науке. В статье использованы материалы из различных источников.

Чаще всего противники совместимости науки и веры аргументируют свою точку зрения достижениями в космонавтике, астрономии и авиастроении. Но все приводимые ими аргументы по свое сути являются отголоском популярного в хрущевские времена утверждения «Вот Гагарин в космос летал, но Бога там не видел». Как можно воспринимать такие доказательства всерьез, зная, что основатель советской космонавтики Сергей Павлович Королев постоянно жертвовал на содержание православных монастырей? Кстати, среди ученых, работавших в Конструкторском бюро Сергея Павловича, было много верующих людей. Например, заместитель Королева по полетам, сын священника, генерал-полковник Леонид Александрович Воскресенский, даже в Сталинские времена, не прерывал своей дружбы с православными священниками и посещал службы в Православных храмах.

Глубоко верующим человеком был и Борис Викторович Раушенбах (правая рука Королева), академик, член-корреспондент АН СССР выдающийся ученый в области механики и процессов управления, один из основоположников российской космонавтики. Он писал: «Замечу, что все чаще люди задумываются: не назрел ли синтез двух систем познания, религиозной и научной?… я уже говорил, что математика красива, но, с другой стороны, и религия — это логика… Существование логически строгого богословия наряду с глубоко интимным религиозным переживанием и красота сухих математических доказательств, свидетельствуют о том, что на самом деле разрыва (прим. – между наукой и религией) нет, есть целостное восприятие мира».

Известны труды Бориса Викторовича в Богословии. В его работе об иконе был четко сформулирован закон обратной перспективы. По этому закону человек постепенно входя в содержание иконы, начинал смотреть на свою жизнь глазами тех, кто изображен на иконе. Не менее значительной была его работа о Троице. В ней он приблизил догмат Троицы к пониманию современного человека. Содержание этой работы очень важно для людей только вступающих в Церковь.

Известны священники, которые сочетают работу в НИИ и службы в храме

Интересна судьба и сотрудницы конструкторского бюро Королева майора Наталии Владимировны Малышевой (в монашестве матушки Адрианы). Она была единственной женщиной в комиссии по испытанию ракетных комплексов. Наталья Владимировна ушла на фронт студенткой 3 курса. Через две недели после этого в одном из боев погиб ее жених, военный летчик Михаил. Она прошла всю Великую Отечественную войну разведчицей. Служила в штабе К. Рокоссовского, дошла до Берлина. Была награждена боевыми орденами и медалями. Наталья Владимировна всегда вспоминала случай из своей фронтовой жизни, который привел ее к Богу: «Мне кажется, я до сих пор ощущаю то волнение, когда в разведку ушли наши товарищи. Внезапно послышалась стрельба. Потом снова стало тихо. Неожиданно сквозь метель мы разглядели ковыляющего товарища — к нам шел Саша, один из ушедших в разведку. Вид у него был ужасный: без шапки, с искаженным от боли лицом. Он рассказал, что они наткнулись на немцев, и Юра, второй разведчик, тяжело ранен в ногу. У Саши ранение было легче, он все равно не смог вынести товарища. Перетащив его в укрытое место, сам с трудом приковылял к нам для сообщения. Мы оцепенели: как спасти Юру? Ведь добираться до него надо было по снегу без маскировки. Сама не знаю, как случилось, но я стала быстро снимать с себя верхнюю одежду, оставшись только в белом теплом белье. Схватила сумку, в которой был комплект экстренной помощи. Сунула за пазуху гранату (чтобы избежать плена), перетянулась ремнем и бросилась по оставленному Сашей на снегу следу. Остановить меня не успели, хотя и пытались. Когда я нашла Юру, он открыл глаза и прошептал: «Ой, пришла! А я думал, вы меня бросили!». И так он на меня посмотрел, такие у него были глаза, что я поняла — если такое еще раз будет — пойду еще и еще раз, только бы вновь увидеть такую благодарность и счастье в глазах. Нам надо было ползти через место, которое простреливали немцы. Одна я проползла его быстро, а как быть вдвоем? У раненого была разбита одна нога, другая нога и руки были целы. Я перетянула его ногу жгутом, соединила наши ремни и попросила помогать мне руками. Мы двинулись ползком в обратный путь. И вдруг неожиданно пошел густой снег, как по заказу, словно в театре! Снежинки склеились, падали «лапками», и под этим снежным покровом мы проползли самое опасное место… Потом поделилась этой историей с близкими друзьями. Сын одного из них, принявший впоследствии монашество, произнес, ставшие для меня откровением слова: «Неужели вы до сих пор не поняли, что вас все время хранил Господь, и кто-то сильно молился за вас и ваше спасение?».

С этого момента Наталья Владимировна стала задумываться о своей жизни. Вспомнила удивительные случаи своего спасения в ситуациях, в которых вроде бы спасения не могло быть. Она постоянно рисковала жизнью. Когда шла на разведку в деревню, где случилось предательство, и ее ждали, чтобы пытать и убить. Когда во вражеском тылу во время передачи разведданных по рации, ее обнаружил немецкий офицер и неожиданно отпустил. Когда во время самых тяжелых боев в Сталинграде открыто ходила по улицам города с белым флагом и на немецком убеждала фашистов прекратить огонь и сдаться. И ни разу не была ранена. 18 раз переходила линию фронта и всегда удачно. Вспомнила и другие необъяснимые с человеческой точки зрения события. Это заставило Наталью Владимировну многое пересмотреть в своей жизни и прийти к Богу. После войны она успешно закончила МАИ и была принята на работу в конструкторское бюро С.П. Королева. У сотрудников Конструкторского бюро пользовалась заслуженным авторитетом, как специалист и ученый. Много лет проработала в космическом ракетостроении. Но, чтобы принять самое активное участие в восстановлении православного Пюхтицкого подворья в Москве Наталья Владимировна в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана. Скончалась 4 февраля 2012 года.

Люди, рассказывающие о ее жизни, восхищаются тем, как она до последних дней помогала страждущим, отвечала на звонки, давала советы, решала тяжелые проблемы, помогала нуждающимся даже деньгами, отложенными с пенсии.

Много верующих ученых есть и в астрономии. Например, православной была доктор физико-математических наук Елена Ивановна Казимирчак-Полонская, выдающийся ученый-астроном. Елена Ивановна много лет была председателем научной группы по динамике малых тел при Астрономическом совете АН СССР. За разработки в области астрономии стала лауреатом премии Академии наук СССР им. Ф.А. Бредихина. Как признание огромных заслуг в развитии астрономии ее именем назвали одну из малых планет Солнечной системы. Кроме астрономии Елена Ивановна увлекалась философией и была доктором философии Варшавского университета. С 1980 года активно работала в области библиистики (переводила богословские работы, т.к. хорошо владела польским, французским и немецким языками). В 1987 году приняла монашеский постриг с именем Елена.

Здесь же можно вспомнить и об открытиях выдающегося ученого нашего времени Наджипа Хатмулловича Валитова (1939 — 2008), профессора кафедры общей химической технологии и аналитической химии БашГУ, доктора химических наук, академика Нью-Йоркской Академии Наук. Будучи физико-химиком сделал ряд открытий, признанных мировым сообществом ученых, в различных областях науки, в том числе и связанной с космосом.

Наджип Хатмуллович постоянно повторял: «Сначала я доказал бытие Бога формулами. А потом открыл Его в своем сердце». Строгим языком формул Валитов доказал, что любые объекты во Вселенной взаимодействуют друг с другом мгновенно, независимо от расстояния между ними. А это подтверждает существование во Вселенной единой Высшей силы. После того, как ученый сделал это открытие, он перечитал Священное Писание и выразил восхищение, насколько точно в текстах Божественного Откровения обозначена суть его научного открытия: «Да. Есть Сила, которой подчинено все. Мы можем называть ее Господом…».

Он же доказал, что «в равновесных обратимых процессах время может превращаться в массу и энергию, а затем претерпевать обратный процесс». Значит воскрешение мертвых, на что указывает Священное Писание, возможно. Профессор предложил проверить свои выводы научным оппонентам из атеистов. И они не смогли ничего в его трудах опровергнуть.

Мы видим верующих людей и среди авиаконструкторов. Из них нам наиболее знакомы Андрей Николаевич Туполев, Роберт Бартини, Михаил Леонтьевич Миль, Павел Владимирович Сухой, Николай Николаевич Поликарпов. Они никогда не скрывали своей веры в Бога.

Одним из подтверждений этого является жизнь Н.Н. Поликарпова. Родился будущий авиаконструктор в семье сельского священника. Учился в семинарии, в дальнейшем поступил в «Политех» Петербурга. Начинал конструкторскую работу в 1916 году, работая на РБВЗ, где совместно с Сикорским создавал самолет «Илья Муромец». Всегда ходил в Церковь и постоянно носил крестик. Внук Поликарпова рассказывал: «То, что дед был верующим, в семье, разумеется, помнили. Рассказывали, как он ездил к образу Иверской Божией Матери, который после разрушения часовни возле Воскресенских ворот Кремля был перенесен в храм Воскресения в Сокольниках. Оставлял машину на значительном расстоянии от церкви и шел туда пешком. Шофер потом с улыбкой говорил: «Будто я не знал, куда Николай Николаевич ходит».

Здесь так же можно вспомнить и Богословские труды Игоря Ивановича Сикорского, ученого авиаконструктора и изобретателя. В 1918 году Сикорский был вынужден эмигрировать из России в США. В начале 40х годов ХХ века стал пионером вертолетостроения. В Америке его Богословские сочинения получили широкую известность. Например, его работа «Oтче Наш. Размышления о Молитве Господней» у православных Америки пользуется заслуженным авторитетом. Игорь Иванович принимал активное участие и в строительстве православного храма Джорданвильского монастыря в Коннектикуте. Ему, единственному, доверили произнести перед другими эмигрантами из России речь в честь 950-летия Крещения Руси.

Возможно, будет интересным и то, что среди современных православных священников много докторов и кандидатов наук. Назову некоторых из наиболее известных. Благодаря доктору медицинских наук иеромонаху Анатолию (Берестову) и доктору медицинских наук, заслуженному врачу РФ, священнику Григорию (Григорьеву) тысячи людей были спасены от наркотической и алкогольной зависимости. А священник Сергий (Вогулкин) — доктор медицинских наук, профессор, одновременно является проректором по науке и развитию Уральского гуманитарного института.

Так же продолжает совмещать служение в Церкви с работой старшего научного сотрудника в институте психологии Российской Академии наук, кандидат психологических наук, священник Владимир (Елисеев).

Многие психологи сегодня пользуются разработками по подростковой и юношеской психологии монахини Нины (Крыгиной), которая до принятия монашества была профессором Магнитогорского университета.

Современные специалисты высоко оценивают научные работы священника Александра (Половинкина) — заслуженного деятеля науки России, профессора, доктора технических наук. В одном ряду с ними замечательный ученый Сергей Кривочев. В двадцать пять лет защитил кандидатскую диссертацию, в двадцать девять — докторскую. Работал на кафедре кристаллографии СПбГУ в должности профессора и заведующего. За выдающийся вклад в развитие науки награжден медалями для молодых ученых Российского минералогического общества, Российской академии наук и Европейского минералогического союза. Состоял стипендиатом Национального научного фонда США и стипендиатом фонда им. Александра фон Гумбольдта. Соавтор открытия 25 новых минеральных видов на месторождениях России (в честь него назван новый минерал кривовичевит). В 2004 году Сергей Кривочев был рукоположен в сан диакона. Список православных священников-ученых можно долго продолжать.

В статье рассказано об ученых православного вероисповедания. Но, так же необходимо вспомнить и о том, что более половины лауреатов Нобелевской премии не скрывают своей веры в Бога. Среди них православные, иудеи, католики, мусульмане, лютеране и представители других мировых религий. Пример жизни верующих ученых и есть самое лучшее доказательство того, что наука и вера могут успешно взаимно дополнять друг друга. Ну что здесь еще можно добавить к спору о совместимости науки и веры в Бога?

Об авторе: Чепелев Леонид Анатольевич, педагог-психолог, учитель истории, ГУО «Средняя школа №23 г. Могилева», Беларусь.

>»Избери жизнь»

Знаменитые учёные, которые верили в Бога

30 сентября 2011 | Опубликовал: Alena Dorofeeva

Николай Коперник (1473—1543)

Польский астроном, создатель первой математически обоснованной модели гелиоцентрической системы мира. Обучался в нескольких университетах Европы. Николай Коперник не считал, что его система противоречит Библии. В 1533 году с его теорией ознакомился Папа Римский Климент VII, одобрил её и убедил учёного подготовить труд к публикации. Коперник никогда не находился под страхом религиозного преследования, – кроме Папы, издать описание гелиоцентрической модели его просили также католический епископ Тидеман Гизе, кардинал Шонберг и протестантский профессор Георг Ретик.

Сир Френсис Бэкон (1561-1627).

Бэкон — философ, который известен тем, что положил начало научному методу исследования, основанному на экспериментировании и индуктивном рассуждении. В «De Interpretatione Naturae Prooemium» он определил свои цели: познание истины, служение своей стране и служение церкви. Хотя в своих трудах он делал акцент на экспериментальный подход и рассуждение, он отвергал атеизм как явление, возникшее в результате недостаточной глубины философского знания, заявляя: «Это правда, что неглубокие познания в философии наклоняют человеческий ум к атеизму, но глубина в философии подводит его к религии; если человеческий разум обращается к разрозненным вторичным факторам,он может остановиться на них и перестанет двигаться дальше; если же он прослеживает общее между ними, их взаимосвязь, он придёт к необходимости Провидения и Божества» («Об Атеизме»).

Джоаннс Кеплер (1571-1630).

Кеплер — выдающийся математик и астроном. С раннего возраста он занимался светом и установил законы движения планет вокруг солнца. Он также приблизился к выдвижению Ньютоновой концепции всемирного тяготения – задолго до рождения Ньютона! Введённая им идея силы в астрономии радикально изменила её в современном представлении. Кеплер был в высшей степени искренним и набожным лютеранином, чьи труды по астрономии содержали описания того, как космос и небесные тела отображают Триединство. Кеплер не страдал от преследований за своё открытие общепризнанной гелиоцентрической системы, и ему даже позволили остаться профессором (1595-1600) в католическом Граце, когда остальные протестанты были выселены.

Галилео Галилей (1564—1642)
Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, основатель экспериментальной физики и классической механики. О конфликте учёного с Римской Католической Церковью вспоминают довольно часто. Его труд «Диалоги», в котором обсуждается устройство Солнечной системы, был опубликован в 1632 году и наделал много шума. Он не содержал доказательств гелиоцентрической системы мира, но подвергал критике общепринятую в то время систему Птоломея в пользу системы Коперника. Конфликт возник из-за того, что в «Диалогах» Галилей вложил в уста одного из героев, простака Симпличио, аргументы, которыми любил пользоваться сам Папа Римский Урбан VIII, старый друг Галилео. Папа был оскорблён и не простил Галилею такую уловку. После «судебного процесса» и запрета на учение о гелиоцентрической системе, учёный закончил свою давно задуманную книгу о механике, в которой сформулировал все открытия в этой области, сделанные им ранее. Галилей говорил, что Библия не может ошибаться, и расценивал свою систему как альтернативную интерпретацию библейских текстов.

Рене Декарт (1596—1650)
Французский математик, учёный и философ, основоположник принципов современной философии. Изучение ранней философии привело его к разочарованию: будучи католиком, он имел глубокие религиозные убеждения, которые сохранил до конца жизни, наряду с решительным, страстным желанием найти истину. В возрасте двадцати четырёх лет он начал поиск способа, который позволил бы объединить все знания в единую систему взглядов. Его метод берёт начало с вопроса: «Что было бы известно, если подвергнуть сомнению всё остальное?» — подразумевая ставшее знаменитым «я мыслю, следовательно существую». Но часто забывают о том, что после этого Декарт сформулировал практически неопровержимое утверждение о существовании Бога: мы можем доверять нашим чувствам и процессам логического мышления только в том случае, если Бог существует и не желает, чтобы мы были введены в заблуждение собственным опытом. Таким образом, Бог занимает центральное место в философии Декарта. Рене Декарта и Френсиса Бэкона (1561-1626) считают ключевыми фигурами в истории развития научной методологии. Стоит отметить, что в системе каждого из них важное место занимал Бог, и что оба они считались очень набожными.

Исаак Ньютон (1642—1727)
Английский физик, математик, философ и астроном, один из создателей классической физики. В оптике, механике и математике его гениальность и новаторство бесспорны. Ньютон во всех науках, которыми занимался (включая химию), видел математику и цифры. Не очень известен тот факт, что Ньютон был глубоко верующим человеком и считал, что математика вносит большой вклад в понимание Божьего плана. Учёный проделал огромную работу по библейской нумерологии и, хотя его взгляды и не были ортодоксальными, придавал большое значение теологии. В мировоззрении Ньютона Бог неотъемлем от природы и абсолютности пространства. В своём труде «Начала»< он заявил: «Самая прекрасная система солнца, планет и комет могла произойти только посредством премудрости и силы разумного и могущественного Существа».

Роберт Бойль (1627-1691)

Один из создателей и ключевых членов раннего Королевского Общества, Бойль назвал своим именем закон Бойля для газов, а также написал важный труд по химии. Британская Энциклопедия говорит о нём: «По своей инициативе он провёл цикл лекций, или проповедей, Бойля, которые до сих пор проводятся, «чтобы привести аргументы христианской религии отъявленным атеистам…». Как благочестивый протестант, Бойль проявлял особый интерес к распространению христианской религии за границей, жертвуя деньги на перевод и издание Нового завета на ирландском и турецком языках. В 1690 году он изложил свои теологические взгляды в «Христианском Виртуозе», в котором написал, что изучение природы было его основной религиозной обязанностью. В своё время Бойль писал против атеистов (понятие о том, что атеизм является изобретением современности, — миф), безусловно, он был значительно более набожным христианином, чем в среднем люди его эпохи.

Майкл Фарадей (1791-1867)

Майкл Фарадей родился в семье кузнеца и стал одним из величайших учёных 19 века. Его работа по электричеству и магнетизму не только произвела революцию в физике, но и в значительной мере привела к сегодняшнему образу жизни, который зависит от них (в том числе компьютеры, телефонные линии и веб-сайты). Фарадей был членом Сандеманианской общины, что существенно повлияло на его взгляды и в значительной степени отразилось на его подходе к пониманию природы. Происходящие от пресвитерианцев сандеманианцы отвергали идею государственной церкви и стремились к новозаветнему типу христианства.

Грегор Мендель (1822—1884)
Австрийский биолог и ботаник, автор математических законов генетики. Он начал свои исследования в 1856 году (за три года до того, как Ч. Дарвин опубликовал «Происхождение видов») в экспериментальном саду при монастыре, в котором был монахом. В период с 1856 до 1863 гг. ему удалось сформулировать основные законы, объясняющие механизм наследования. Но в 1868 году Мендель был избран настоятелем монастыря и прекратил свои научные занятия. Результаты его работы оставались относительно неизвестными до рубежа веков, когда представители нового поколения учёных-биологов на основе общих результатов своих опытов заново открыли сформулированные им законы. Интересно, что в 1860-е годы образовался т.н. Х-клуб — сообщество, главной целью которого было ослабление религиозных влияний и пропаганда мнимого конфликта между наукой и религией. Одним из членов клуба был Френсис Гальтон, родственник Ч. Дарвина, сторонник выборочного скрещивания людей с целью «улучшения» расы. Пока австрийский монах Мендель в одиночку совершал прорыв в генетике, Гальтон писал, что «священнический разум» только мешает науке. Повторение опытов Менделя осуществилось слишком поздно для того, чтобы иметь возможность изменить представления Гальтона о роли религии в познании мира.

Уильям Томсон Кельвин (1824-1907)

Кельвин был самым выдающимся в небольшой группе британских учёных, которые помогли заложить основы современной физики. Его работа покрывала большинство областей физики, и, говорят, что после его имени стояло больше буквенных знаков, чем после чьего-либо ещё в Содружестве, поскольку он получил множество почётных учёных степеней Европейских университетов, которые признавали ценность его работы. Он был твёрдым христианином, безусловно, более набожным, чем в среднем люди его эпохи. Интересно, что его научные сотрудники, физик Джордж Габриэль Стокс (1819-1903) и Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879) также обладали глубокой пламенной верой в то время, когда многие были номинальными, равнодушными или антихристианами. В Британской Энциклопедии о нём сказано так: «Большинство современных физиков считают Максвелла учёным 19 века, который оказал наибольшее влияние на физику 20 века; его ставят в один ряд с Сиром Исааком Ньютоном и Альбертом Эйнштейном за огромный вклад в развитие фундаментальной науки.» Лорд Кельвин был креационистом древней Земли, который оценил возраст Земли промежутком от 20 до 100 миллионов лет с верхним пределом в 500 миллионов лет, основываясь на показателях охлаждения (заниженная оценка из-за отсутствия знаний о радиогенном нагревании).

Макс Планк (1858-1947)

Планк внёс большой вклад в развитие разных областей физики, но больше известен за создание квантовой теории, которая произвела революцию в понимании атомных и субатомных миров. В 1939 году в своей лекции «Религия и естествознание» Планк поделился мнением о том, что Бог присутствует повсюду, а «о святости неведомого Божества говорит святость символов». Он считал, что атеисты придают слишком большое значение тому, что представляет собой всего лишь символамы. Планк был церковным старостой с 1920 года до своей смерти и верил во Всемогущего, Всеведущего, Милостивого Бога (хотя и необязательно личного). Наука и религия ведут «постоянную войну против скептицизма и догматизма, против неверия и суеверия».

Альберт Эйнштейн (1879—1955)
Физик, один из основателей современной теоретической физики. Эйнштейн, пожалуй, самый известный и уважаемый учёный XX века. С его именем связаны основные перевороты представлений о времени, пространстве, энергии и материи. Эйнштейн никогда не подходил к личной вере в Бога, но признавал невозможность возникновения Вселенной без сотворения. Эйнштейн говорил, что верит в «Бога Спинозы, который проявляет себя в гармонии всего сущего, но не в Бога, который заботится о судьбе и действиях людей». Фактически, это и вызывало в нём интерес к науке. Учёный говорил: «Я хочу узнать, как Бог создал мир. Мне не интересны те или иные явления в спектре того или иного элемента. Я хочу знать Его мысли, всё остальное — это детали». Слова Эйнштейна, сказанные о принципе неопределённости Гейзенберга, стали крылатым выражением: «Бог не играет в кости», — для него это было бесспорной истиной о Боге, в которого он верил. Другим знаменитым высказыванием Эйнштейна является фраза: «Наука без религии хрома, религия без науки слепа».

Источник: www.godandscience.orgПереводчик: Алёна ДорофееваРедактор: Полина Бурчак, Юра Федоренко

Tags: Бог, наука