Владимир семенко аминь су
comandante1
Беседа заместителя главного редактора газеты «Завтра» Андрея Фефелова с главным редактором портала «Аминь» православным публицистом Владимиром Семенко.
Андрей Фефелов: Уважаемый Владимир Петрович, какова концепция ресурса под названием «Аминь»?
Владимир Семенко: Полностью он называется «Информационно-аналитический портал о религии «Аминь». Адрес: amin.su. Такой домен выбран достаточно случайно, но, наверно, промыслительно, что мы пребываем в зоне «su», где традиционно расположены ресурсы интернета, относящиеся не только к Российской Федерации, но ко всему постсоветскому пространству. Я «по совместительству» являюсь руководителем Аналитического Центра этноконфессиональных исследования, и получилось так, что сайт стопроцентно находится в русле научных интересов нашего Центра. Надеюсь, что аналитики, которые с нами сотрудничают, обретут здесь удобную и абсолютно бесцензурную площадку для своих публикаций, Хотя, конечно, раскрутка, продвижение сайта – не одномоментный процесс, особенно при ограниченном финансировании.
Здесь получилась интересная история. Я давно уже хотел создать подобный ресурс, но все не получалось по прозаической причине отсутствия необходимого финансирования. И тут на меня вышел один знакомый православный бизнесмен, который, ссылаясь на благословление своих духовников и советы старших товарищей, предложил мне в качестве главного редактора реализовать определенную концепцию сайта. Когда он по-своему, своими словами объяснил свой замысел, я вдруг с удивлением обнаружил, что он фактически говорит о том, что я сам, независимо от него, хотел осуществить уже сравнительно давно.
Свою цель мы видим в том, чтобы исследовать то, что происходит с религией в современном мире. В любой религии присутствует собственно религиозная, вероучительная составляющая, с позиций которой религия в первую очередь смотрит на мир. Но есть и такая неизбежная вещь, как влияние процессов, происходящих в современном мире, на религиозные институты. Многие исследователи сегодня говорят о постмодернизации всех сторон современной жизни, всех ее основных областей – экономики, политики, культуры и т.д. Но если этот процесс носит действительно всеобъемлющий характер, то может ли он не затронуть религиозные институты? Никак не может! Получается, что в своей практической жизни и деятельности эти институты начинают мутировать, вступая порой в довольно острое противоречие с собственной духовно-метафизической традицией. Что такое постмодернизация, если попытаться определить это явление максимально кратко? Каковы вообще основные определяющие черты этого могильщика «современности» – тотального постмодерна?
Ключевая из этих черт, так сказать, постмодернистская доминанта – это, как известно, тотальная плюральность, принципиальная установка на то, что мир плюрален – и только, что в мире (или вне мира, если иметь в виду теистические и креационистские его модели) отсутствует абсолют, абсолютное начало, определяющее собой единство мира. Эту революцию в сознании, произведенную постмодерном, нелегко сразу постичь во всей полноте. Никакого единства мира здесь принципиально не существует! Как не существует и центрального стержневого смысла культуры, для европейской традиции, понятное дело, основанной на христианстве. Постмодерн воспринимает наличие этого смысла как репрессию по отношению к личности и стремится убрать репрессию, сломать центральный стержневой смысл, перерубить, как в ряде текстов прямо формулируют постмодернисты, дерево этой репрессивной культуры. Об этом можно говорить долго, но для наших сегодняшних целей сказанного достаточно.
Что такое религия? Это, как опять-таки хорошо известно, связь человека с Богом, с абсолютным началом. А в постмодерне вообще нет и не может быть абсолюта! Разве это не мировая коллизия?!
Постмодерн целенаправленно уничтожает связь человека с его высшим смыслом, с духовно-метафизическим стержнем культуры, стремится превратить любую традицию, в том числе и религиозную, во внешний ярлык, лишенный глубинной метафизической связи с Богом, серьезного духовного содержания. Вместо religio, связи мы имеем здесь набор симулякров, чисто внешних и поверхностных ярлыков, знаков, предназначенных для игры, а не духовной работы, духовного развития (в чем всегда заключалась и заключается подлинная цель религии и прежде всего христианства). Когда такого рода интенции проникают внутрь религиозных институтов, начинается их упадок, внутреннее умирание. Внешне вроде бы все хорошо, некоторые религиозные институты могут даже активно демонстрировать тенденцию к росту и процветанию. А внутрь проникает гниль, разъедающая традицию изнутри, лишающая ее, если выразиться словами Л.Толстого, «живой жизни». И то, что мы порой принимаем за проявление религиозной традиции, просто несколько трансформированной в применении к условиям современной жизни, в действительности может оказаться в лучшем случае симулякром, а в худшем – страшным мутантом, враждебным той самой Традиции, от имени которой он выступает.
— Нельзя ли пояснить на конкретных примерах?
— Ну вот, например, так называемый политический ислам. Теория конфликта цивилизаций внушает нам, что на нас наступает ислам, религия и цивилизация террора. Так ли это? Что, первый халифат с его цветущей культурой – это государство террористов? В действительности при внимательном и системном анализе выясняется, что под оболочкой ислама в мировом исламистском движении часто выступает такой страшный мутант, порой более чем далекий от собственно исламской традиции. Там много всего наворочено, в том числе с участием спецслужб Запада, прежде всего Британии и США.
Сюжет, связанный с деятельностью на Аравийском полуострове легенды британской intelligence – полковника Лоуренса, стал ныне уже достаточно хрестоматийным. О связи американцев (ЦРУ, и не только) и радикальных исламистских групп типа Аль-Каиды (с которыми они то активно борются, то заключают союз) сегодня только ленивый не знает. Суицидальная практика в суррогатном исламе, когда нашпигованный взрывчаткой террорист подрывает себя и вместе с собой уносит на тот свет жизни десятков мирных, невооруженных людей, не имеет ничего общего ни с каким щахидизмом. Шахид в традиционном исламе – это воин, погибший в бою, защищая свою веру, родину или семью. Взрыв в лондонском метро или недавний теракт в Бургасе, аналогичные случаи по всему миру, в том числе и у нас, в России, от которых за версту несет «специальным» запашком – причем здесь шахидизм, причем здесь ислам?
О том, какая пропасть пролегает между традиционным исламом и тем, что не вполне корректно часто именуют «ваххабизмом», свидетельствует весьма колоритная цитата из одного древнего арабского автора, которую приводит такой современный суфийский авторитет в России, как крайне почитаемый единоверцами дагестанский шейх Саид Афанди Чиркейский: «Ваххабиты подобны подставкам под котлами, горящими в самом центре ада». Вот вам и ислам! Но ведь существует немалое количество людей по всему миру, причем, по обе стороны барьера, которые вполне искренне верят в то, что это и есть ислам, и на этой вере строят свою кипучую деятельность!
— Это и есть постмодернизация?
— В широком смысле – да. В оболочке конкретно-исторической религиозной традиции выступает то, что на самом деле данной традицией не является, уничтожает ее изнутри. Ну, подробнее я писал об этом, в частности, в работе «Христианская цивилизация: новый перелом?», вошедшей в мою книгу «На обрыве времен».
— Но политический ислам – это, быть может, такой особый случай? Игры спецслужб, британский след, «большая игра»… Может, в других религиях ситуация не такая?
— Есть немало и других примеров. Вот, например, кришнаиты. Могут сказать, что это же древнейшая ветвь индуизма, уж здесь-то все максимально традиционно. В действительности Международное общество сознания Кришны, основанное в 1966 году в Нью-Йорке Бхактиведантой Свами Прабхупадой, по сути такой же модернизм по отношению к традиции индуизма, как суррогатный ислам – по отношению к традиции ислама, хотя сами современные кришнаиты в этом никогда не признаются, естественно.
Впрочем, от «мучеников террора» вы аналогичных признаний также ни за что и никогда не услышите.
Или, скажем, вот такая уже достаточно одиозная и набившая оскомину тема, как популярная каббала Лайтмана. Послушайте, каббала – это же средневековое эзотерическое учение; для того, чтобы стать посвященным каббалистом, надо родиться евреем и много лет учиться. Сам рабби Шимон бар Йохай, который считается автором главной книги каббалистов «Зогар», 13 лет изучал тайны каббалы, сидя в пещере. Да мы с вами не то чтобы каббалистические тексты, но и Талмуд долго читать просто не сможем, настолько это все в восприятии «внешних», скажем так, весьма специфично.
И вдруг возникает масса людей, кстати, часто довольно состоятельных, которые вяжут какие-то красные нитки себе на запястье и через полгода говорят: «Я каббалист, я последователь Лайтмана». С моей точки зрения, это все и есть симулякры, в которые постмодерн превращает религиозные традиции. Точнее, во всем этом причудливо перемешаны какие-то остатки традиционности и оторванные от своих духовных истоков ярлыки, внешние знаки, носящие, говоря мягко, довольно условный характер, свидетельствующие о вырождении людей и самих институтов, для подобного состояния которых самым подходящим и является постмодернистский термин «симулякр».
— Насколько можно понять, аналоги этому явлению вы видите и в христианстве? Что вы скажете, например, о пресловутом «политическом православии»?
— Ну, разумеется! «Политическое православие» – это частный вопрос, но вообще, то, что для христианства обозначенная выше проблематика более чем актуальна – это факт. Первое, что приходит на ум – это католическая теория «аджорнаменто», ставшая своего рода доминантой Второго Ватиканского собора. Попросту говоря, это приспособление Церкви к мiру, учение о том, что снижение порога аскетических требований, ослабление евхаристической дисциплины, упрощение, сокращение и перевод на современные языки богослужения – есть путь, абсолютно неизбежный и необходимый для Церкви в современном мире, который единственно может переломить негативный мегатренд, связанный с углублением секуляризации, привести к миссионерскому успеху. И именно опыт католиков, как уже неоднократно отмечалось, свидетельствует о ложности этой теории. Ведь католическая церковь после Второго Ватиканского собора, когда там у них полным ходом пошли все эти реформы, являет собой яркий пример глубочайшего кризиса и упадка! Нет, секуляризм не преодолеешь таким способом… Сближение Церкви с мiром приводит лишь к обмiрвщлению ее самой, а не к воцерковлению мiра.
— В Православии то же самое происходит?
— Конечно, причем, в мировом масштабе. Здесь еще надо сказать, что в России по сравнению с некоторыми странами Европы, где доминирует Православие, дела обстоят еще не так плохо, хотя мегатренд в целом также негативный. Все последние годы, годы нового патриаршества, прошли под знаком либеральных реформ. Я достаточно написал об этом, в том числе и на страницах вашей газеты, поэтому не буду повторяться. Кураев, один из главных идеологов всего безобразия, даже специальную книгу на эту тему написал, их своеобразный манифест – «Перестройка в Церковь». Там он прямо говорит, что «византийский» (то есть святоотеческий) метод миссии не годится, Византия де провалилась в плане миссии. Ну да, тысячелетняя православная империя провалилась, которая дала миру сонм святых отцов, все это глубочайшее богатство, дала высочайшего уровня тончайшую культуру, а эти не провалились со своими «миссионерскими шоу»… У них уже скоро голые бабы (а может и не только) в храмах плясать начнут…
— Вы про «Pussy Riot»?
— Ну да, про что же еще?!..
— Но позвольте, ведь акция «Pussy Riot» была направлена против Церкви! Так по крайней мере думают все вменяемые люди. Вы же не станете в полном противоречии с собственной теорией постмодернизации (которую, насколько я понимаю, все же воспринимаете как вполне негативный процесс, как метафизическую скверну) говорить, что это «древнерусское скоморошество», «юродский жест» и тому подобное?
— Конечно, не стану. Но в том-то и дело, что в самой РПЦ последние годы творилось нечто подобное, только не в столь ярко-вызывающей форме. Конкретные примеры я не раз уже приводил, в том числе и на страницах вашей газеты, в статье «Церковь и постмодерн», в частности. «Миссия» через субкультуры – это как раз любимая «фишка» перестройщиков в рясах. Дошутились, называется… Как там у Пушкина? «Ты звал меня? Я на зов явился». Кстати, если кто подзабыл, там через секунду Дон Жуан, подав руку статуе командора, проваливается в ад. То есть не сказано прямо, что в ад, но это и так ясно. Куда же еще? Если слишком увлечься заклинаниями по вызову какого-нибудь духа (в данном случае – духа «новой миссии» и «церкви будущего», основанной на «открытости» и «терпимости»), он ведь и того, явиться может… И предъявить свои права. Вот теперь и посмотрим, как они этого джинна будут загонять обратно в бутылку. Момент истины. Потому что все видят, что дух-то по природе своей враждебен Церкви Божией. А хотели как лучше…
— Ну, и как думаете, загонят? Джинна обратно в бутылку?
— Весь вопрос в том, чего они там на самом деле хотят. А этот вопрос не такой простой, как кажется. Гоношили, гоношили эти либеральные реформы… Все было под это заточено: идеология, кадры, новые образовательные программы. И вдруг нá тебе: ожесточенная атака пошла именно «слева», с той самой либеральной стороны, в которую так хотели и уже начали двигаться! Есть отчего подрастеряться, как говорится, в недоумение придти…
Теперь по идее, как поется в старой песне «Машины времени», необходимый «новый поворот», только на сей раз уже консервативный, в сторону того самого консервативного большинства в Церкви, которое они вроде бы призвали на площадь в конце апреля. Но для того, чтобы его совершить, нужно так наступить на горло собственной песне, что я прям и не знаю… В общем, кое-кому не позавидуешь…
— Каков все же ваш прогноз: произойдет он, этот поворот?
— Знаете, гадание на кофейной гуще – не дело аналитика. На нашем логотипе значится девиз: INTELLEGE ET FACE – «Понимай и действуй». Мы видим свою цель в том, чтобы, конечно же, в меру сил способствовать такому повороту, противостоять либерально-модернистскому натиску как во вне, так и внутри Церкви. Но для этого надо сначала, во-первых, не бояться реальности, не прятать голову в песок, как многие наши благонамеренные православные патриоты, а, во-вторых, обладать ее адекватным пониманием. И понимание должно включать в себе не только видение сугубо внутренних проблем, но и учет достаточно широких горизонтов. Для всего этого и создан наш ресурс.
В заключение хотелось бы выразить глубокую благодарность вашей газете за конструктивное сотрудничество. Вы – одно из немногих изданий, которое абсолютно не гнется ни перед какими властями и не боится поднимать острые, болезненные темы. Спасибо вам за это!
— Ну что ж, спасибо за интервью, успехов вашему начинанию!
Владимир Семенко Открытое письмо Патриарху
Владимир Семенко
27 февраля 2012 г.
версия для печати
отправить email
Открытое письмо Патриарху
Ваше Святейшество, Святейший владыка!Вызывающее кощунство, произошедшее на днях в Вашем кафедральном соборе, главном храме нашей Церкви – Храме Христа Спасителя, а в особенности реакция на него некоторых священнослужителей, побуждает обратиться к Вам с этой сыновней просьбой.
Его Святейшеству, Святейшему Кириллу
Патриарху Московскому и всея Руси
Ваше Святейшество, Святейший владыка!
Вызывающее кощунство, произошедшее на днях в Вашем кафедральном соборе, главном храме нашей Церкви – Храме Христа Спасителя, а в особенности реакция на него некоторых священнослужителей, побуждает обратиться к Вам с этой сыновней просьбой.
На протяжении ряда последних лет мы, верные чада Матери-Церкви, ревнители нашей святой и спасительной православной веры не раз, используя свои небогатые информационные возможности, высказывались по поводу тех крайне тревожных процессов, которые происходили и происходят внутри институции РПЦ. Многократно, невзирая на оказываемое на нас жесткое административное и информационное давление, мы говорили о том беспокойстве, которое вызывает у чад Церкви, клириков и мирян, абсолютно ложная концепция миссии, взятая на вооружение идеологами проводимых ныне церковных реформ, в том числе, к сожалению, и некоторыми священнослужителями. Мы указывали на то, что происходит недопустимое размывание границ между церковно-сакральным и мирским, мутация традиционного православного сознания верующих. Попытка внедрения в Церкви методов «миссионерской» работы, не только абсолютно чуждых православной Традиции, но прямо извращающих Благую Весть, приводит к результатам, противоположным декларируемым. Простые люди, которые могли бы стать ее верными чадами, отвращаются от такой стремительно секуляризирующейся и поглощаемой мирским духом Церкви.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что главная порочность нынешних «миссионерских» подходов заключается в содержащейся в них идее некоего «диалога» с внешним, подлежащим воцерковлению, миром, что, как всякий диалог, предполагает некое равноправие его участников, то есть Церкви и этого мiра, по слову Писания, «во зле лежащего». Сталкиваясь с этой идеей, народ Божий в недоумении вопрошал и продолжает вопрошать себя и своих пастырей: на чем же основано такое равноправие? Разве непросветленный Благой Вестью и отпавший от Бога мир может нести в себе некую истину, равновеликую той, которую содержит Откровение и православное Предание? Ложное понимание миссии, основанное на идее «диалога» Церкви и внешнего мiра, в своем логическом развитии приводит к еще более радикальной мысли о совместимости нашей православной веры и этого мiра. Зачем же тогда нужна миссия, вопрошают церковные люди, если Церковь и мiр и так совместимы? Подобный подход, несостоятельность которого наглядно продемонстрирована, в частности, опытом римо-католиков после Второго Ватиканского собора, на деле может привести (и приводит!) лишь к все большему обмiрщению Церкви, а отнюдь не к воцерковлению мiра.
На практике данный подход находит свое проявление, в частности, в увеличении числа небывалых ранее эксцессов и скандалов, связанных с деятельностью так называемых «новых миссионеров». Нельзя не видеть, что это является следствием полной утраты духа церковности и духовно-нравственных критериев и в целом ряде случаев приводит к явным кощунствам (оскорбляющая христианскую веру выставка так называемого «актуального искусства» в стенах храма святой мученицы Татианы в Москве; полные непристойностей и оскорблений православных святых «миссионерские лекции» протодиакона А.Кураева; благословляемые некоторыми клириками столь же «миссионерские» странности рок-музыкантов, граничащие с откровенным беснованием; беспредел байкеров, в своих «миссионерских мотопробегах» помещающих православные хоругви со священными изображениями на фоне своих бесстыдно обнаженных подруг; недавний «концерт» известного «эзотерика» и приверженца «New Age» Б.Гребенщикова в священных для всех православных людей стенах Троице-Сергиевой Лавры и многое другое).
Особое беспокойство православного народа вызывают абсолютно ложные подходы к работе с молодежью. Весьма специфические стереотипы, свойственные приверженцам так называемых «субкультур», переносятся на молодежь в целом. Дело представляется так, будто поиск экзотической «духовности», неумеренное увлечение демонической по своей сути рок-культурой, невоздержанность и распущенность, проявляемая в интимной сфере, в принципе, по природе свойственны молодому возрасту и, именно исходя из этого, следует строить миссионерскую работу с молодежью. Попытки некоторых псевдомиссионеров приспособиться к этой якобы «объективной» реальности приводят к быстрой деградации их самих. Ярким примером является уже упомянутый протодиакон с его публичными пошлыми шутками и непристойными анекдотами!
Во всем этом видится не миссия, а антимиссия, не приведение в Церковь новых ее чад, а все большие уступки Церкви мiру, сознательное внесение в нее мiрского духа. По нашему убеждению, в основе этих вызывающих глубокое сожаление процессов – угасание духа подлинной веры, ослабление живой связи со Христом, невозможной без покаяния в грехах и духовного молитвенного подвига.
В истории с немыслимым ранее ритуальным кощунством в ХХС, «миссионер всея Руси» превзошел сам себя, фактически взяв под защиту кощунниц. В самой этой истории много странного. Как смогли участницы пресловутой «панк-группы», наряженные в вызывающе непристойные одежды, проникнуть в храм и в течение нескольких минут творить свои непотребства, возглашая хулу на Спасителя и Божию Матерь, в сопровождении «снимающей» прессы и при полном попустительстве охраны храма? Все произошедшее рождает в людях Церкви стойкое убеждение, что это кощунство – лишь последнее в длинном ряду событий, примеры которых приведены выше. Именно многолетнее попустительство лжемиссионерам, заигрывающим с «субкультурами», сделавшим приспособление Церкви к мiру и потакание греху принципом своей антицерковной «проповеди», сделало возможным безнаказанность этих новых кощунниц, осуществивших ритуальное глумление над Божией Матерью на том самом месте, где еще недавно миллионы православных верующих поклонялись Ее чудотворному поясу, впервые привезенному в Россию из далекой Греции.
Ваше Святейшество, осмелюсь высказать дерзновенную мысль, что именно теперь настал окончательный момент истины. Проявите свою архипастырскую волю, как того жаждут миллионы ваших верных чад, что еще недавно с верой и упованием прикладывались к святыне! Протодиакон Кураев – не просто символическая фигура, но (что ни для кого не секрет) – главный идеолог всего проекта «новой миссии», теперь, наконец, сполна, перед всей Церковью сбросивший овечью шкуру церковного «перестройшика» и обнаживший свое истинное нутро ярого врага нашей великой православной Традиции. Если теперь народ Божий не услышит от Вас властного предстоятельского слова: «Запрещаю», если к возвеличенному Вами протодиакону не будут применены адекватные меры канонического прещения и снятия со всех занимаемых должностей, это, к сожалению, слишком многих сможет поколебать в своих искренних сыновних чувствах к Вам, нашему Предстоятелю и отцу. Миллионы православных верующих, за каждой литургией возносящих о Вас свои недостойные молитвы ко Господу, готовы, стоя на коленях, умолять ваше Святейшество: проявите, наконец, свою архипастырскую власть в отношении лжемиссионеров и кощунников, коварно окопавшихся в церковной ограде! Все истинные ревнители Православной веры, верные чада Церкви, с готовностью помогут Вам выжечь каленым железом дух модернизма и неообновленчества, злейшую «всеересь» либерализма, изнутри разлагающую церковный организм.
Сейчас, когда не только Церковь, но вся наша страна переживает столь судьбоносный момент – самое время вспомнить о той великой ответственности перед Богом и людьми, что возложена на Вас в первосвятительской хиротонии, пресечь недостойные сплетни о себе как подлинном вожде и покровителе кучки зарвавшихся реформаторов, что, к прискорбию, все шире распространяются в церковной среде.
Святейший владыка! Все мы, окаянные грешники, в полной мере осознаем, что подобного рода кощунства не просто являются деянием людей, потерявших облик Божий и память смертную. Они еще, как ни страшно это звучит, попускаются Господом для нашего вразумления, дабы напомнить нам о наших собственных грехах. Многие авторитетные духовники, населяющие святые обители, единомысленно призывают нас, окаянных, усугубить наши моления, читая молитвы по соглашению, принося покаяние за греховные деяния свои и своих предков. Миллионы страждущих духовной жаждой чад Церкви всей душой приемлют обличительные слова своих духовников, свидетельствующих, что никакая человеческая деятельность не может иметь достойного плода без неопустительного молитвенного делания, которое одно способно оросить бесплодную пустыню грешной души очистительными слезами покаяния. Народ Божий с надеждой и упованием молит Вас: верните народу Чин Всенародного покаяния! Верните к своей пастве служивших этим чином, авторитетных в народе духовников и архипастырей, таких, как ревностный почитатель Святых Царственных Мучеников владыка Викентий, недавно отправленный в «миссионерскую» пустыню.
Наступил Великий Пост – «время благоприятное». Именно теперь мы все жаждем увидеть в Вас достойного продолжателя дела духовных вождей Святой Руси, таких, как святые патриархи Гермоген и Тихон, в самые тяжкие годы смуты неустанно напоминавших народу о покаянии. Именно сейчас, когда Россия, как никогда ранее, реально подошла к краю пропасти, верим и уповаем, что под вашим управлением наша Церковь станет, наконец истинным духовным лидером великого народа, народа-держателя, могучим стержнем новой России. Верим и уповаем, что решительное противодействие церковному модернизму и возобновление всенародного Чина Покаяния, регулярные молитвы святым новомученикам и исповедникам Российским станут достойным началом духовного возрождения нашего народа, основой будущего возрождения православной Руси – нашего возлюбленного Отечества, до сих пор все еще страждущего от постигшего его морока безбожия и чающего возвращения на спасительную стезю соработничества с Господом Иисусом Христом, под Покров его Пречистой Матери. Аминь.
Добавить комментарий