Владимирский собор херсонес

По православному Севастополю

Севастополь должен стать местом паломничества, своеобразной меккой для всех православных людей, потому что на территории города расположен Херсонес, где крестился Великий Князь Владимир, и откуда началось распространение православной Веры по всей Руси.

Паломнические маршруты, проводимые по Севастополю, определены основными тематическими разделами. На этой странице можно ознакомится с тематикой, местами возможных посещений и традиционными маршрутами, проводимыми по Севастополю и его ближайшим окрестностям:

ХРАНИТЕЛЬ И ЗАЩИТНИК ДУХА ОТЕЧЕСТВА

Севастополь — купель православия, первые шаги православия по нашей земле, древнейшие храмы и монастыри первых веков. Святые места связанные житием Святых древности.

  • Херсонес — место крещения святого равноапостольного князя Владимира
    «Херсонес Таврический» может рассказать о многих исторических фактах крымской земли, связанных с православием. Здесь ещё в 1848 году известным русским археологом графом Уваровым были обнаружены раскопки нескольких древних храмов, среди которых и базилика, где принял крещение великий князь Владимир. На этом месте в 1867 году император Александр II собственноручно заложил крестообразной формы храм во имя святого князя Владимира.

  • Свято-Владимирский собор – усыпальница русский адмиралов
    Адмиралтейский собор, освящённый в честь святого равноапостольного князя Владимира. Владимирский собор-усыпальница — храм имеющий большое значение для Севастополя. Расположен собор в самом центре города — на Центральном городском холме. Своим созданием храм обязан адмиралу М.П. Лазареву, который беспокоясь о недостатке приходских церквей в Севастополе, приказал перенести постройку большого собора из отдаленного Херсонеса в центр города. Лазарев был похоронен в крипте ещё недостроенного собора. Крымскую войну 1854-1855 гг. собор встретил недостроенным. Во время Первой Героической Обороны Севастополя погибают ученики М.П. Лазарева, адмиралы П.С.Нахимов, В.А.Корнилов и В.И.Истомин. Их похоронили здесь же, в нижнем храме.

  • Инкерманский Свято-Климетовский мужской монастырь (храмы первых веков)
    Основан предположительно в VIII — IX вв., достраивался в XIV — XV вв. В 98 году сюда, в каменоломни на каторжные работы был сослан св. сщмч. Климент, папа Римский, ученик апостола Петра. В древний монастырь входили 8 пещерных и наземных церквей, соединенные между собой ходами, жилые помещения, гостиница и хозяйственные здания. Монастырь прикрывала крепость Каламита. Если подниматься от подножия скалы по лестнице, можно попасть в первую пещерную церковь св. Мартина, затем в небольшую часовню и, наконец, в пещерный храм св. Климента.

  • Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь на мысе Фиолент (IX век)
    В 891 году у мыса Фиолент греческие мореплаватели были застигнуты бурей, видя свою неизбежную гибель стали призывать на помощь святого Георгия Победоносца. Он услышал их молитвы и пришел на помощь усмирив стихию и явившись морякам на большом камне вблизи берега. Спасенные греки выбравшись на камень обрели икону св. мкч. Георгия, ее перенесли на скалистый берег, где в одном из уступов устроили пещерную церковь.

ЗА ВЕРУ ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
Посвящается героическим первой и второй обороне Севастополя, а так же местам связанным с пребыванием царской семьи.

  • Северная сторона – Братское кладбище героев первой обороны Севастополя 1854-1855 гг.
    Как и многие другие монументальные сооружения Севастополя, Братское кладбище обязано своей историей войне. Крымской войне 1853-56 гг. или Первой героической обороне Севастополя 1854-55 гг. Давно перестало быть просто символом мужества, доблести и памяти о павших в боях за Севастополь. Теперь это кладбище – настоящая достопримечательность, одна из эмблем города-героя.

  • Храм Святителя Николая
    Храм-памятник на Братском Кладбище, в форме усеченной пирамиды, венчает массивный крест. На наружных гранях установлены мраморные доски, на которых перечислены полки, принимавшие участие в обороне города, время их прибытия, численный состав и количество погибших в боях. Изнутри на стенах укреплены 38 плит с именами 943 погибших офицеров.

  • Храм Вознесения Господня
    Построенный в честь успешной эвакуации русских войск. В ночь с 27 на 28-е августа 1855 г. Российские войска и жители покинули осажденный и разрушенный до основания Севастополь. Только Милостью Божией всего за одну ночь им удалось переправиться по понтонному мосту через бухту на северную часть города. При этом не было потеряно ни одного человека. По архивным данным переправой воспользовалось около 115 тысяч воинов. Участник Крымской войны Л.Н. Толстой в своих «Севастопольских рассказах» пишет: «Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился», то есть каждый на себе ощутил Божью помощь и покров Царицы Небесной.

  • Сапун-гора
    Место подвигов героев второй обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
    7 мая 1944 года войска 51-й армии штурмом взяли Сапун-гору, обеспечив освобождение Севастополя и разгром немецко-фашистской группировки в Крыму. В память о воинах, сражавшихся за Севастополь, уже 1 мая 1945 года на Сапун-горе открыли небольшой военно-полевой музей. В нём экспонировались реликвии войны: документы, фронтовые фотографии воинов-освободителей.

  • Часовня великомученика Георгия Победоносца
    Находится на Сапун-горе на территории мемориального комплекса посвященного Героической обороне и освобождению Севастополя в годы Второй Мировой войны. Храм заложен 19 января 1995 г., освящен 7 апреля того же года.

  • Диорама «Штурм Сапун горы»
    «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», композиционный центр мемориального комплекса. Для максимальной достоверности в предметный план диорамы вмонтировали подлинные реликвии, найденные на месте боёв: фрагменты дотов, оружие, снаряжение. На Сапун-горе расположена открытая экспозиция боевой техники и вооружения второй мировой войны. Мемориальный комплекс является филиалом Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

  • Женский монастырь Корсунской иконы Божией Матери
  • Мыс Херсонес – легендарная 35-береговая батарея, место последних боев за Севастополь в 1942.
    Место, практически не тронутое ветрами перемен. Место, которое чудом сохранило для потомков дух того времени. Это место – 35-я береговая батарея.
    Заложенной в районе Голубой бухты еще в 1913 году и достроенной в 1929 году 35-ой береговой батарее было суждено стать не только уникальным фортификационным сооружением главной базы Черноморского флота, но и местом, где прозвучали заключительные аккорды драматической симфонии последних дней обороны Севастополя, названной потомками «Героической трагедией».

ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ КОЛЬЦУ
Знакомство с основными храмами центрального кольца Севастополя, главные исторические памятники и достопримечательности.

  • Свято-Покровский собор
    Покровский собор — великолепное творение архитектора В.А. Фельдмана, среди работ которого здание панорамы «Оборона Севастополя в 1854 – 55 г.г.» и Памятник затопленным кораблям. Приделы освящены в честь Покрова Богородицы, вели-комученника и целителя Пантейлемона, апостолов Петра и Павла, мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Серафима Саровского, Равноапостольного князя Владимира. Купола Покровского собора увенчаны крестами с полумесяцами — довольно редкой символикой в православных храмах.

  • Свято-Владимирский собор– усыпальница русский адмиралов
    Свято-Владимирский собор-усыпальница — храм имеющий большое значение для Севастополя. Расположен собор в самом центре города — на Центральном городском холме. Своим созданием храм обязан адмиралу М.П. Лазареву, который беспокоясь о недостатке приходских церквей в Севастополе, приказал перенести постройку большого собора из отдаленного Херсонеса в центр города. Лазарев был похоронен в крипте ещё недостроенного собора. Крымскую войну 1854-1855 гг. собор встретил недостроенным. Во время Первой Героической Обороны Севастополя погибают ученики М.П. Лазарева,

  • Петро-Павловский собор
    Собор является образцом архитектуры эпохи русского классицизма и выполнен в стиле древнегреческого храма Тезея в Афинах.
    Сегодня эта православная святыня – единственный образец античной церковной архитектуры, как в Украине, так и на территории всего постсоветского пространства.

  • Храм Архистратига Михаила (музей Черноморского флота)
    Являлся главной гарнизонной церковью города. В ней отпевали адмиралов В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова, в ней бывали на литургиях Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич. После смерти Николая I, в храме присягали войска на верность службы Александру II.
    С 1968 года — зал музея ЧФ.

  • Графская пристань
    Памятник истории и архитектуры. Пристань обязана названием графу М. И. Войновичу, командующему Черноморским флотом в 1786—1790 годах, который причаливал здесь, приезжая со своего хутора на Северной стороне. Официальное название пристани — Екатерининская было малоупотребительно.

  • Памятник затопленным кораблям
    Был установлен в 1905 году к пятидесятилетию первой обороны Севастополя, когда были затоплены русские парусные корабли, чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь. Является эмблемой Севастополя.

  • Исторический бульвар
    Своеобразный зеленый заповедник, где немало редких пород деревьев и кустарников. Но прежде всего это — комплексный памятник. Здесь находятся всемирно известная панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» , тринадцать памятников и мемориальных обозначений, увековечивших героизм защитников Севастополя в годы Крымской воины.

  • «Панорама первой обороны Севастополя 1854-1855 гг.»
    Всемирно известная панорама, рассказывающая об одном из эпизодов 349-дневной героической обороны Севастополя — отражении защитниками города штурма 6 июня 1855 г.
    Автор панорамы — основоположник русского панорамного искусства Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств.

ОСНОВНЫЕ МАРШРУТЫ:

Маршрут №1

Сапун-гора — Женский монастырь в честь Корсунской Иконы Божией Матери
Инкерман — Свято-Климентовский мужской монастырь
Фиолент – Свято-Георгиевский мужской монастырь
Бухта Казачья — Храм свт. Филиппа, митрополита Московского.

Маршрут №2

Сапун-гора — Женский монастырь в честь Корсунской Иконы Божией Матери
Балаклава — храм 12 апостолов. Св. источник

Фиолент — Свято-Георгиевский мужской монастырь. Скала святого Явления.
Бухта Казачья — Храм святителя Филиппа, митр. Место утопления сщмч. Климента.
Бухта Камышовая — Храм Святителя Николая Чудотворца.
Центр города — Храм иконы Божией Матери Державная (Красная горка).

*Специалисты центра прошли специальную подготовку для сопровождения всех желающих к святыням и рассказа о них.

Владимирский собор (Херсонес Таврический)

Эту страницу предлагается переименовать в Владимирский собор (Херсонес). Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/12 июня 2017. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.

См. также: Владимирский собор (Севастополь) У этого термина существуют и другие значения, см. Владимирский собор.

Православный собор

Владимирский собор в Херсонесе Таврическом

Страна

Россия/Украина

Город

Херсонес Таврический, ул. Древняя, 1

Конфессия

Православие
(РПЦ)

Епархия

Симферопольская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Неовизантийский

Автор проекта

Д. И. Гримм

Архитектор

Гримм, Давид Иванович

Первое упоминание

1861 год

Дата основания

17 октября 1891

Строительство

1861—1891 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 921510361060006 (ЕГРОКН)

Состояние

действующий

Медиафайлы на Викискладе

Владимирский кафедральный собор в Херсонесе — кафедральный соборный храм Симферопольской и крымской епархии УПЦМосковского патриархата в Херсонесе Таврическом (административная территория Гагаринского района Севастополя). Построен по проекту Давида Гримма в месте, которое считается одним из тех, где в 987 году мог быть крещён киевский князь Владимир, освящён в 1891 году; восстановлен из полуразрушенного состояния в 1990-е — начале 2000-х гг.

Предыстория

По преданию и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича в 987 (или 988) году могло быть в городе Херсонесе (Корсуни), в ходе подавления мятежа Варды Фоки. В «Повести временных лет» Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Грейг вручил находившемуся тогда в Севастополе императору Александру I докладную записку о необходимости в Херсонесе «соорудить небольшую изящной архитектуры церковь», посвященную крещению князя Владимира, «с устроением при оной богадельни для 30 человек дряхлых и неимущих, которые бы, прославляя имя Божие, имели надзор как за храмом, так и за самими развалинами».

В 1827 году начались археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял рещение именно в этой базилике.

В 1850 году, по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), здесь была основана киновия во имя святого равноапостольного князя Владимира (Херсонесский Князь-Владимирский мужской монастырь). Первый настоятель обители был игумен Василий (Юдин) († 1856).

Монастырские сооружения сильно острадали в ходе обороны Севастополя (1854—1855). В апреле 1857 года был освящён деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова.

С 1857 по 1874 годы монастырём управлял архимандрит Евгений (Экштейн), который и предложил возвести Владимирский собор в два этажа. Император Александр II 29 июня 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в ковчеге в виде Евангелия.

А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны, которые пожертвовали сребропозлащенный, украшенный драгоценными камнями оклад к Корсунской иконе.

Строительство

Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм. Собор возведён в неовизантийском стиле. Его строительство велось за счёт пожертвований и длилось 30 лет, с 1861 года до 1892 года. Собор — второй по величине на территории Крымского полуострова,а также самый крупный собор г. Севастополя: высота — 26 м.

Внутреннее убранствоЦентральный иконостас

Работы по убранству храма начались в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси (1888). Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти равноапостольного князя Владимира был освящён только нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором был установлен деревянный резной иконостас. В том же году начались работы по обустройству интерьера Верхнего храма, руководство которым было поручено архитектору Николаю Чагину. Росписи и иконы для центрального иконостаса Херсонесского собора исполнил академик живописи Алексей Корзухин. Кроме того в интерьере храма были использованы исполненные в 50-е годы XIX века живописные произведения академика Т. А. Нефф и художника Ф. Н. Рисса, иконы мастеров Н. А. Майкова и Евграф Сорокина. Мраморные работы (иконостас Верхнего храма, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи и т. д.) были исполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини.

Торжественное освящение главного престола Владимирского собора в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский). Окончательное оформление интерьера храма было завершено только в 1894 году.

Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя святого благоверного Князя Александра Невского. Левый престол собора был освящён во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

В нижнем храме собора также находился правый боковой придел святого Мартиниана. В этом приделе и были погребены тела архиепископа Мартиниана (Муратовского), скончавшегося в 1898 г., и епископа Иннокентия (Солодчина), скончавшегося в 1909 г.

Ещё в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей святого равноапостольного князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано мощи 115 святых.

В 1924 году Херсонесский монастырь был закрыт, Владимирский собор передан музею.

Воссоздание

Владимирский собор на реконструкции. Купол как видно еще не был позолочен. Видны строительные леса. Зима 2001—2002

Во время Великой Отечественной войны Владимирский собор дважды был поврежден. Во время осады города в купол собора попал крупнокалиберный снаряд. В период оккупации в черте собора немцы складировали те экспонаты музея, которые планировали вывезти с территории Херсонеса Таврического, однако осуществить запланированное захватчикам не удалось, так как 9 мая 1944 года г. Севастополь был освобождён. Тем не менее, перед отступлением немцы взорвали здание Свято-Владимирского Собора, сохранилось лишь 2/3 строения.

Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, хотя активное развитие они получили только в 2000 году. Проект восстановления храма разрабатывался киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств, А. И. Петровой, А. С. Пигарёвым в 2001 году.

С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух» (авторы — Л. Стебловская, Е. Ревенко), «Крещение Господне» (исполнитель А. Дмитренко по эскизу К. Поповского, фотоматериалам РГИА, ф.812), «Преображение Господне» (исполнители Л. и Н. Дмитренко по эскизу А. С. Пигарёва, фотоматериалам РГИА, ф.812), и центральная композиция в алтаре храма «Тайная Вечеря» (в соавторстве А. Пигарёв, А. Петрова, К. Поповский). Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма были написаны художниками А. и Н. Дмитренко по эскизам А. Пигарёва и А. Петровой, фотоматериалам РГИА, ф.812.

Освящение главного алтаря воссозданного собора состоялось 3 апреля 2004 года, а уже через неделю в нём совершили Пасхальное богослужение.

  • Владимирский собор до восстановления. Худ. А. Ершов 1987 год.

В художественной литературе

  • Последняя сцена романа В. Аксенова «Остров Крым» (1979).

  • Фотографии 1880 года
  • Нижний храм

  • Верхний храм

  • Современные фотографии

Примечания

  1. Данный географический объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных международным сообществом границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. 1 2 Херсонес и Херсонесский монастырь во имя святого равноапостольного князя Владимира. Часть 2
  3. 1 2 3 Херсонес и Херсонесский монастырь во имя святого равноапостольного князя Владимира. Часть 3

Литература

  • Манкуни Н. В. Соборный храм святого Владимира в Херсонесе. Краткий исторический очерк. Севастополь, изд. Ч «Сигнал», 1998, 22 с.
  • Севастопольское благочиние. Справочник- путеводитель, Севастополь, изд. ТОВ » Задруга», 1997, сс. 10-19 ISBN 966-95115-0-X
  • Коваленко А. Архитектура Севастополя в стилях и направлениях. — Симферополь: Доля. — 456 с.: ил.
  • Ковалик О. Г. Храм во имя Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших, в контексте истории Свято-Владимирского монастыря. Симферополь, изд. «Салта», 2013. — 288 с.: ил. ISBN 978-966-1623-68-1

Ссылки

  • Кафедральный Свято-Владимирский собор в Херсонесе Официальный сайт Симферопольской и крымской епархии
  • Внутреннее убранство храма

Херсонес и Херсонесский монастырь во имя святого равноапостольного князя Владимира. Часть 3

Фото: Юрий Данилевский

После игумена Василия обителью с 1857 по 1874 годы управлял архимандрит Евгений (Экштейн). Он-то и предложил возвести Владимирский собор в два этажа, чтобы в нижней церкви сохранить для потомков остаток храмовых стен, впитавших в себя память о великокняжеском крещении.

Здесь мы обратимся к важнейшим и драгоценным для истории монастыря запискам неизвестного автора о последних днях жизни архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), когда он, «исчезая в Боге и вечности», отдавал все свое заботливое участие живому пространству самой древней святыни России.

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический 29 апреля 1857 года «владыка предполагал освятить новую церковь (во имя Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших. – О.К.) в херсонесском скиту святого Владимира – месте крещения равноапостольного. Болезнь усилилась, и освящение поручено балаклавскому архимандриту (Геронтию. – О.К.), при чем особенно наказано помолиться о болящем на обедни и молебне. 30 числа, в день освящения херсонесской церкви, куда преосвященный собирался было ехать помолиться, с ним неожиданно произошли частые и довольно продолжительные обмороки…

6-го числа (мая. – О.К.) еще раз взглянул на Севастополь, его развалины и укрепления: “Бедный город!”– болезненно произнес владыка. Был в херсонесском скиту. Вид бедной обители, изрытой неприятельскими траншеями, едва возникающий из развалин, болезненно подействовал на попечительного архипастыря. Здесь настоятель встретил архипастыря со крестом и святою водою и приветствовал его следующими словами: “Вниди, преосвященный владыка, и вход твой да будет залогом радости сей страждущей земле; благовествуй нам мир”.

В скитской церкви после обычной молитвы одного брата благословил он в рясофор, назвав Ефремом, по имени одного из священномучеников Херсонесских. Обходя потом храм и указывая на малые узкие окна алтаря, заметил: “Прекрасно сделали, придержавшись старины; это очень кстати на древних развалинах!” В братских кельях пробыл около часу. Кушал немного чаю и, увидев здесь свой портрет, сказал настоятелю: “Зачем ты мертвеца этого повесил на стену; убери его”. Потом: “Живи же, не скучай, пиши каждую почту хоть два слова, что ты жив; а соскучишься, прибеги в Одессу; да займись изучением Крыма; мы у тебя устроим центр; заведешь училище, библиотеку; ты жил при мне, теперь я тебя оставляю одного, думай и живи своим умом, учись, привыкай к деятельности, а Крым-то, пожалуйста, изучи, и когда я буду у тебя в другой раз, потребую строгого ответа”. При этом, вынув 150 рублей серебром, сказал: “На, вот тебе на новоселье, на хлеб; а еще пришлю из Одессы, по приезде, 400 рублей”. А братии, благословляя ее, промолвил, указывая на настоятеля: “Слушайтесь его; бедовый старец! Мы от него довольно терпели, теперь и вы потерпите, да трудитесь и живите только, а мы для вас все сделаем, Бог даст”. Преподав за сим последние наставления бывшим тут настоятелям крымских скитов и монастырей… возвратился с балаклавский монастырь, чрез Севастополь, в ветреную и холодную погоду».

После того как император Александр II 29 июня 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в специально изготовленном ковчеге в виде Евангелия с надписью: «Десницею Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славнее, и святым крещением просветятся, светом познания Христова землю Русскую озарил еси», – стало очевидно, что пришла пора деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова, разобрать и на его месте возвести каменный. 2 апреля 1861 года епископ Херсонский и Таврический Алексий освятил новое здание церкви. А через несколько дней, 11 апреля, последовал указ Святейшего Синода, согласно которому херсонесскую киновию «во внимание к историческому значению местности» возвели в степень штатного первоклассного монастыря по окладу западных епархий.

В том же 1861 году, 23 августа, император Александр II и члены августейшей фамилии заложили в основание херсонесского собора, «предположенного, – как писал архиепископ Иннокентий, – к постройке от лица всей России в память крещения Владимирова», 30 золотых червонцев. Тогда же государь и государыня Мария Александровна пожертвовали богатый серебряный с позолотой оклад, украшенный драгоценными камнями, к чудотворной Корсунской иконе Божией Матери, которой святитель Иннокентий Таврический благословил еще первоначальный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских. От представителей Одесского общества истории и древностей, с усердием участвовавших в разработке соборного проекта, поступила престольная средневековая византийская мраморная доска с высеченными крестами, обнаруженная при раскопках Херсонеса в 1845 году.

Пока шло строительство Владимирского собора, монастырь креп и развивался. Был поставлен настоятельский корпус с домовой церковью в честь Корсунской иконы Божией Матери, освященный 14 июля 1863 года. С просторной террасы второго этажа, где находились покои архимандрита и высоких гостей, был виден Инкерманский монастырь. 14 августа 1867 года великий князь Владимир Александрович заложил основание престола верхнего соборного храма и тогда же принял почетное послушание соборного ктитора. Император Александр II пожертвовал монастырю 1000 рублей и средства на отливку 111-пудового монастырского колокола.

В 1874–1876 годах третьим настоятелем был поставлен игумен Анфим (Казимиров). При нем возводился Владимирского собор, генеральным подрядчиком исполнения проекта был московский предприниматель Губонин. Закончилось строительство в 1877 году при архимандрите Александре, управлявшем монастырем в 1876–1877 годах. Все отделочные работы предполагали завершить к 900-летию Крещения Руси. Но нужной суммы для дорогостоящего благоукрашательства так и не удавалось собрать. Тогда в 1887 году архимандрит Иннокентий (Жежеленко), бывший настоятелем монастыря в 1886–1893 годах, благодаря покровительственному участию обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, повелением императора Александра III получил от казначейства 300 тысяч рублей. Потому монастырь смог в 1888 году принять верующих в сияющем радостной красотой нижнем храме – месте купели святого Владимира, освященном в честь Богородичного Рождества.

В 1891 году двухэтажный херсонесский собор с приделами во имя благоверного князя Александра Невского и во имя апостола Андрея Первозванного предстал во всем своем величии. Над его иконами и росписью трудились академики живописи И.А. Майков, В.И. Нефф, П.Т. Рисс, А.И. Корзухин. Полы создали по образцу раннехристианских херсонесских базилик. Иконостасы были исполнены из каррарского мрамора.

фото: Наталья Кононова 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский) в присутствии К.П. Победоносцева освятил главный Владимирский престол собора. Именно в этот день, как гласила надпись на левой части иконостаса, совершалось «благодарное воспоминание дивного спасения благочестивейшего императора Александра III и всего августейшего семейства его от грозившей при крушении поезда опасности». На специальном аналое находился складень, бывший с императором во время катастрофы в Борках в 1881 году и пожертвованный им Херсонесскому монастырю.

Архиепископ Никанор, потрясенный внешним величием соборного храма, его убранством, «а также и служением, совершаемым в нем истово и благоговейно», только и смог сказать, «подобно послам святого Владимира, бывшим в храме Святой Софии в Царьграде: “Стояще в храме сем, на небеси стояти мним”». Лучшее, что есть в византийском «умозрении в красках», на что отозвалось (и продолжает отзываться) в нем русская душа – любовь, милосердие, свободный полет боговдохновенной мысли, – воплотилось в херсонесском «доме князя Владимира». Он оказался и молитвенно красив, и царственно прост.

В Владимирском соборе покоились в двух раках частицы мощей 115 святых. Епископ Херсонский Иннокентий, ставший настоятелем монастыря 11 сентября 1902 года, над могилой погребенного в нижнем храме в честь Рождества Богородицы архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана основал на свои средства придел во имя преподобного Мартиниана.

В конце XIX– начале XX веков, при настоятелях иеромонахах Андрее и Евфимии (1877–1880), архимандритах Пахомии (Звереве, 1880–1886), Иннокентии (Лозянове, 5 месяцев 1886 года), Александре (Сухорукове, 1893–1900) и епископе Сарапульском Михее (Нексеевиче, 1900–1902), монастырь обзавелся новой трапезной, гостиницей для паломников, каретным сараем, кузницей, двумя корпусами для братии, баней, домом для эконома. В обители разбили два изумительных сада – для отца настоятеля и братии. Вообще Херсонесский монастырь, судя по документам, умел вести хозяйство деятельно и экономно. Приносили постоянное пополнение в казну обители два собственных доходных дома в Севастополе, племенной скот, жалованные в 1860-х годах земли в Крыму, Мелитопольском и Бердянском уездах, отведенный в 1895 году лес в 158 десятин в Каралесской волости. В Севастополе, на центральной Большой Морской улице, устроилось добротное подворье на переданных монастырю по указу императора Александра II в 1862 году 762 саженях земли. Росло монастырское денежное благосостояние и в 1916 году достигло 94 281 рубля. Креп и монастырский уклад: если в 1875 году на Херсонесе подвизалось 19 человек монашествующих и послушников, то в 1907 году их уже было 158.

Из приходно-расходных книг Херсонесского монастыря следует, что его насельники были людьми образованными – из военного, купеческого, духовного сословий, из интеллигенции. Обитель выписывала многие книжные новинки и почти все значимые периодические издания.

В архиве монастыря сохранились интересные сведения о приготовлениях к престольному празднику. В день святого равноапостольного князя Владимира хором руководил специально приглашенный регент из Адмиралтейского собора, праздничный обед готовил лучший севастопольский повар, гостям прислуживали шесть официантов из Морского собрания, дорогую посуду брали напрокат, полотеры загодя натирали паркетные полы. В монастырской лавке продавались специально изданные к празднику видовые фотографии.

Император Николай II четыре раза посещал Херсонесский монастырь. 5 мая 1886 года, будучи цесаревичем, он с Александром III, Марией Федоровной и братом Георгием впервые осматривал святые места. В 1893 году все августейшее семейство стало гостями обители. В 1898 и 1902 годах царь-страстотерпец Николай II с супругой Александрой Федоровной посетили Владимирский монастырь и пожертвовали 1000 рублей.

Когда началась Первая мировая война, Херсонесский монастырь стал жертвовать средства на госпитали и на «военно-промышленные организации».

После революции 1917 года обитель стала медленно уничтожаться. В 1919 году скончался ее настоятель епископ Иннокентий (Солотчин) и был погребен рядом с владыкой Мартинианом в нижнем храме Рождества Богородицы Владимирского собора. Он говорил о красных: «О них нужно молиться, они – в опасном духовном положении».

Преемником владыки Иннокентия явился архимандрит Вениамин (Федченков), в феврале 1919 года хиротонисанный во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. Когда большевики в середине 1920-х годов арестовали почитаемого владыку, у севастопольской тюрьмы собралось не менее 30 тысяч верующих. Они не разошлись до тех пор, пока епископа не отпустили. Скончался митрополит Вениамин в Псково-Печерском монастыре, где проживал на покое и незадолго до смерти принял схиму.

В 1924 году завершилась короткая и блистательная история Херсонесского монастыря. А в следующем, 1925 году, прошла последняя Божественная литургия во Владимирском соборе – на престольный праздник. В 1927 году все монастырские постройки были переданы так называемой «Дирекции Херсонесских раскопок». До сих пор Херсонесский государственный археологический музей-заповедник занимает территорию и здания обители, не имея на то никакого морального и имущественного права.

С 1992 года возобновились службы в храме во имя Семи священномучеников Херсонесских и на руинах разрушенного во время Великой Отечественной войны Владимирского собора. Первым настоятелем возрожденных святынь был протоиерей Александр Курбачев; во время восстановления соборного храма настоятелем херсонесских церквей являлся иеромонах Иов (Бородулин), ныне настоятель Инкерманского Климентовского и Балаклавского Георгиевского монастырей; после открытия и освящения вновь отстроенного Владимирского собора митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь поставил в его настоятели протоиерея Владимира Карпеца († 2005). С 2008 года настоятель Владимирского собора – благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. Ему предстоит воплотить проект, задуманный святителем Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим, и начатый несколько лет назад игуменом Иовом. У развалин раннесредневекового храма в честь Влахернской иконы Божией Матери будет возведен Православный духовно-просветительский центр при Владимирском соборе в Херсонесе. 9 июня 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил предстоящее строительство, назвав его «востребованным временем».

Когда в 2004 году восставший из руин Владимирский собор в присутствии президентов России и Украины В.В. Путина и Л.Д. Кучмы освятил митрополит Киевский и всея Украины Владимир, казалось, что каменные останки тысячелетней давности под сенью православной храмовой архитектуры неожиданно обрели гармоническое совершенство. Словно ступавшие по этой земле священномученик Климент, святой Мартин Исповедник, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, святой равноапостольный князь Владимир со всей полнотой херсонесских мучеников вошли небесными прихожанами в великолепный и строгий собор. И сплотились здесь святые «зодчие духа» в слове молитвы Христовой.

Еще в далекие 1830-е годы меценат Анатоль Демидов, князь Сан-Донато, считал, что «на этом опустошенном месте наука… идет, можно сказать, ощупью. Здесь царствует лишь поэзия». Действительно, «бывалые дела исчезнувших жильцов» призывают в память о себе «красное слово», которое, по мысли святителя Григория Богослова, «до времени необходимо, как подпорка у свода». Вот и в древнерусской «Голубиной книге» есть духовный стих о херсонесском Ангельском храме:

Посреди моря Океанского
Выходила церковь соборная,
Соборная богомольная
Святого Климента, попа Римского,
На церкви главы мраморные,
На главах кресты золотые,
Из этой церкви, из соборной,
Из соборной, из богомольной
Выходила Царица Небесная,
Из Океана-моря Она омывалася,
На собор-церковь Она Богу молилася.

На Херсонесе А.С. Грибоедов собирался написать драму о великом князе Владимире. И много было потом с тем же замыслом – писателей, поэтов, драматургов. Но все же одна только Анна Ахматова, называвшая себя «последней херсониткой», в 1914 году у «самого синего моря» точно и пронзительно рассказала, как «монах у ворот Херсонеса / Говорил: “Что ты бродишь ночью?”» Поэтесса знала назубок «пустынную, мертвую Корсунь» не только потому, что рядом с монастырем ее семья снимала дачу. Она прозрела в этом легендарном месте, где «несказанным светом сияла круглая церковь» – Владимирский собор, напряженное молитвенное стояние воинства Христова, которое в положенный ему Господом час прошло по херсонесской земле, а потом взошло на Небо, чтобы оттуда неустанно звать нас к Корсунскому источнику вечной, кипучей, горячей жизни Православия. И после бесстыдного здесь забвения веры, наконец-то, «приносит к нам соленый ветер / Из Херсонеса звон пасхальный», а «в нижней церкви служат молебны / О моряках, уходящих в море».

Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, созидавший драгоценное по священным воспоминаниям для Церкви и Российской державы монашество в Крыму, в тяжелейшие дни Севастопольской обороны 1854 года произнес слово, смысл и завет которого не меркнут ныне. Он говорил: «Кто не знает, что у врагов наших одно из самых задушевных желаний теперь состоит в том, чтобы каким бы то ни было образом отторгнуть здешнюю страну от состава России? Это было бы, по собственному признанию их, верхом их успеха против нас. А мы… говорим врагам нашим как бы так: непростительно грубо ошибаетесь вы, воображая, что полуостров Таврический составляет для России только недавнюю добычу меча и плод побед: нет, это древнее, родовое достояние наше, это наследие еще святого Владимира!.. Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира».

Ныне в Севастополе, на древней Корсунской земле, живут в литургической полноте два храма Русской Православной Церкви – во имя Семи священномучеников Херсонесских и Владимирский собор. Их неуклонно возрастающая духовная крепость все настойчивее попирает мертвые камни павшей Византии. Величие их живой веры очевидно заявляет о будущем восстановлении здесь монастыря во имя святого равноапостольного великого князя Владимира, по слову Христову взявшего свой крест и пошедшего за Ним – из Херсонеса на Святую Русь.

О последней поездке в Крым и последних днях жизни синодального члена преосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Херсонского и Таврического. Б/м, 1862. С. 16–17.

Никанор, архиепископ. Херсонисский монастырь в Крыму: История и настоящее состояние. Варшава, 1907. С.19–20.

Архивные материалы частично публикованы: Терещук Н.М. Приходно-расходные книги – важнейший источник изучения деятельности Херсонесского монастыря // Sacrum et profanum. Севастополь; Краков, 2007. Вып. 2. С. 149–154.

Вениамин, митрополит. Божии люди. М., 1991. С. 69.

Демидов А.Н. Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 году. М., 1853. С. 362.

Зайцевский Е.П. Вечер в Тавриде. 1827 // Поэты 1820–1830 годов: В 2-х т. Л., 1972. Т. 1. С. 517. Стихотворение «Развалины Херсонеса».

Владимирский собор в Севастополе

Владимирский собор Херсонес находится на территории широко известной достопримечательности Севастополя – государственного заповедника «Херсонес Таврический». Древний город с идентичным названием основали древние греки в 422 году до н.э. на юго-западном берегу Крыма. Сейчас собор принадлежит Московскому патриархату и является православным храмом.
Фото Владимирского сабора:



Основные характеристики храма

Строительство собора началось в 1861 году и продолжалось в течение 15 лет, до 1876 года. Архитектор Давид Гримм создал свой проект в византийском стиле и увековечил своим творением святое крещение Руси.

Храм имеет 1 купол диаметром 10,5 м. Высота строения – 36 м, а общая площадь – 1726 м². Толщина стен достигает 1 метра. Собор двухэтажный, имеет нижний и верхний храм, и может принять до 1000 прихожан одновременно.

Исторические данные

Владимирский кафедральный собор не только является памятником архитектуры, но и символизирует святое крещение Руси. Это доказали раскопки, которые производились в 30-е годы XIX века историками Н. Мурзакевичем и Ф Дюбуа де Монпере на месте современного храма. Согласно их исследованиям, именно в этом месте произошло принятие святого крещения князем Владимиром Красное Солнышко. Древний храм назывался в то время Храмом Рождества Божией Матери. Это произошло в 998 году, и с тех пор Русь считается православной.

Историческая справка: на церемонии открытия строительства присутствовала царская семья, а первый камень в фундамент храма был заложен императором Александром II. Им же был одобрен и сам проект на строительство.

Хотя основное строительство закончилось в 1876 году, но оформление и роспись продолжались до 1894 года. Освящен Владимирский собор был в 1891 году. Но исторические события не щадили символ русского православия.

  • В 1922 году из храма вывезли все, что представляло ценность, и передали во владение музею.
  • В 1924 году был закрыт и музей, здание стало ветшать, а имущество подверглось разграблению.
  • В 1942 году, в результате огня артиллерии, был поврежден купол.
  • В 1944 году, перед тем как уйти, немцы попытались взорвать исторический памятник. В результате пострадали стены собора и художественная роспись.

Восстановление святыни началось лишь в 1997 году, основные строительные работы продолжались 4 года. Внутренняя реставрация продолжалась еще 5 лет, после чего храм открыл свои двери для прихожан.

Достопримечательности Владимирского собора

Снаружи храм выглядит очень торжественно и монументально, а его внутреннее убранство богато и величественно. Одним из самых значимых произведений искусства для истинных ценителей и святыней для верующих прихожан является список, те есть копия иконы Корсунской Божьей Матери. Эта икона была написана святым апостолом Лукой, автором одной из версий Нового Завета библии. Незабываемое впечатление производит и выполненный из мрамора иконостас с позолоченным киотом.

Центральное место на главном алтаре занимает воссозданная композиция «Тайная Вечеря». Полностью восстановлены росписи на стенах и витражи, а купол украшают такие композиции, как:

  • «Крещение господне»;
  • «Святой дух»;
  • «Преображение господне».

Интерес представляют и окрестности собора. Среди них можно отметить Базилику с остатками колонн, западные врата, древние некрополи и античную оборонительную башню Зенона.

Информация для туристов

Владимирский собор, как и весь заповедный комплекс, можно посетить в любое время года. Вечерняя служба в храме начинается в 17:00. Дни работы:

  • понедельник;
  • вторник;
  • четверг.

Утреннюю литургию можно посетить в половине восьмого утра два раза в неделю:

  • в среду;
  • в четверг.

В субботу литургия проводится в 08:00, а в 16:00 начинается всенощное бдение. В воскресенье проводятся две литургии:

  • ранняя – в 06:00;
  • Поздняя – в 09:00.

В 17:00 воскресенья начинается вечернее богослужение.

Контактный телефон для желающих получить более подробную информацию — +79781102621.

Как добраться до святыни

Комплекс Херсонес Таврический и находящийся в нем Владимирский собор находятся в Гагаринском районе Севастополя. Точный адрес – ул. Древняя, 1. Добраться туда можно на автобусах маршрутов № 107 и № 195, сесть на которые можно прямо на автовокзале. Ехать нужно до остановки «ул. Дмитрия Ульянова». Далее предстоит пешая прогулка до храма примерно 1 км, в северную сторону (к морю).

От ж/д вокзала до этой же остановки ходят 2 троллейбуса – № 6 и № 10.

Можно также добраться от конечной троллейбусной остановки «5-й километр Балаклавского шоссе». Для этого нужно сесть на маршрутку № 22 и ехать до самого места – остановки «Херсонес Таврический».

Владимирский собор на карте Крыма

GPS Координаты: 44° 36′ 43.67″ N 33° 29′ 36.43″ E Широта/Долгота

Крым. Севастополь. Херсонес

Херсонес. Собор св. князя Владимира

Вы планируете поездку в Крым. Скорее всего, поближе к морю: Ялта, Алушта, Форос, Евпатория, Севастополь, Судак. Вода в море сейчас очень теплая, до 24 градусов. Однако быть в Крыму и не побывать в памятных местах полуострова — значит провести отпуск наполовину. Сегодня мы поговорим о городе русской славы, городе-герое Севастополе.

Немного о Севастополе

Севастополь

Сразу скажу, что Севастополь — город не курортный. В первую очередь он — база Черноморского флота. Но хоть раз в жизни приехать сюда стоит. Хотя бы для того, чтобы на этот флот посмотреть. А еще — прогуляться по его улицам, утопающим в зелени. Побывать в музеях, например, в Панораме «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», открывающей восхищенным зрителям один из дней защиты города от интервентов (подробнее здесь: http://sevmuseum.ru/objects/panorama/).

Севастополь — город не курортный

Севастополь еще называют городом памятников — город украшают 2053 памятника. Из них памятников археологии — 246, истории — 1365, монументального искусства — 27, архитектуры и градостроительства — 293 памятника, 394 памятника периода Великой Отечественной войны. О самых значимых памятниках Севастополя можно подробнее узнать здесь (http://sevgid.ru/monuments.htm).

Херсонес. Собор св. князя Владимира

Однако центром притяжения для туристов и паломников со всего мира является, безусловно, Херсонес. Херсонес Таврический — древний город, основанный греками в V веке до новой эры. Здесь в 988 году принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Для Православной России Херсонес — купель Крещения, исток Православной веры. Князь Владимир крестился в храме Рождества Пресвятой Богородицы, расположенном на главной площади Херсонеса. На месте этого храма сейчас стоит величественный Свято-Владимирский собор.

Херсонес — купель Крещения, исток православной веры

Летом здесь — бум туристов и паломников. Очень многие приезжают в Севастополь, чтобы покреститься или покрестить детей во Владимирском соборе. Ведь как символично — креститься на месте, откуда началась Православная Русь! Многие венчаются в соборе, который поражает своей красотой.

Дорога в Севастополь

В Крым сегодня попадают двумя путями — автомобильным и воздушным. Автомобильным — через Керченскую паромную переправу, воздушным — через аэропорт «Симферополь». Из аэропорта до автостанции «Севастополь» регулярно курсируют автобусы. Отправление по расписанию (август 2017 года): 04:10, 05:20, 05:40, 05:55, 07:40, 08:40, 09:40 11:25, 11:30, 11:50, 12:50, 14:20, 14:55, 16:15, 19:05, 20:30, 22:00. Уточнить можно здесь: (http://rasp.yandex.ru/station/9751623?type=schedule).

Расстояние от Симферополя до Севастополя — 80 км, достаточно комфортное, чтобы ваши дети в поездке не успели устать или заскучать. Время в пути — от 1 часа 30 минут до 2 часов, в зависимости от рейса. Цена билета на автобус Симферополь-Севастополь в 2017 году — 136-150 рублей. Билет на автобус покупайте на автостанции, расположенной непосредственно рядом с аэропортом, у троллейбусной остановки.

Без лишних волнений из аэропорта Симферополя в Севастополь доставит такси. Заказать автомобиль можно онлайн через сервис KiwiTaxi. Водитель встретит вас, при необходимости в автомобиле будет установлено детское кресло. Стоимость поездки фиксированная, зависит от вместительности авто.

Также можно озаботиться о путешествии на такси из аэропорта в Севастополь, связавшись заранее со службами радиотакси в самом Севастополе (телефоны и сайты служб — ниже).

Железная дорога — еще одна артерия, связывающая два города. Точка старта — железнодорожный вокзал Симферополя (до него регулярно ходят автобусы из аэропорта), финиш — на железнодорожном вокзале Севастополя. Время в пути — 1 час 50 минут. Цена билета на электричку Симферополь-Севастополь в 2017 году — 109 рублей. Купить можно непосредственно перед посадкой. Расписание электричек можно посмотреть здесь: (http://www.tourister.ru/tips/3115).

Вы в Севастополе: размещаемся

Автомобильный и железнодорожный вокзалы находятся в Севастополе рядом, «спина к спине», как добрые соседи. Так что с прибытием в город проблем не будет: весь городской транспорт захватывает и «авто», и «железку».

Первым делом, конечно, нужно где-то поселиться. Гостиниц, отелей, мини-отелей в городе много. Конечно, чтобы чувствовать себя комфортно, о бронировании места в отеле лучше позаботиться заранее, тем паче август — пик сезона.

В центре города находятся крупные отели категории «три звезды»: «Украина» (площадь им. Ушакова) и «Севастополь» (площадь им. Лазарева). От «Украины» 5 минут ходу до Исторического бульвара, где расположена, кстати, Панорама. В прямой близости от «Севастополя» находится городской пляж «Хрустальный» и сердце города — Приморский бульвар. Подробнее об отелях города можно посмотреть здесь: (http://www.101hotels.ru/main/cities/sevastopol).

Но вам хочется поселиться в непосредственной близости от Херсонеса. В прямой видимости музея-заповедника «Херсонес Таврический» расположен гостевой дом «Херсонес» (сайт отеля: www.hotelhersones.ru). До главных ворот музея-заповедника ходу — 5 минут. Чуть подальше, в 200 метрах, рядом с памятником святому князю Владимиру, находится отель «Дельфин» (сайт отеля: www.hoteldolphin.ru).

Херсонес: как добраться

Херсонес

Сначала — как добраться до Херсонеса. Если вы поселились в Севастополе и хотите добраться до Херсонеса на общественном транспорте, нужно сесть на автобус № 22, единственный, который ходит до музея-заповедника. Автобус № 22 идет со стороны проспекта Острякова, через центр города (пл. Ушакова, ул. Ленина, пл. Нахимова, пл. Лазарева, центральный рынок и далее — в сторону Стрелецкой бухты). Если вы поселились где-то в Гагаринском районе (противоположная сторона города от проспекта Острякова), придется ехать до остановки «ул. Дмитрия Ульянова», переходить дорогу и ждать 22-й автобус на остановке.

Автобус ходит, прямо скажем, редко, даже в летний сезон. Среднее время его ожидания — 15-20 минут. Но можно прождать и дольше. Автобус прибывает на площадь перед входом в музей-заповедник «Херсонес Таврический», это конечная станция маршрута. Стоимость проезда — 20 рублей. Оплата, как и во всем транспорте в Севастополе, — на выходе.

Если вы не хотите зависеть от «редкого автобуса» и любите недолгие пешие прогулки, лучше всего доехать любым транспортом до остановки «ул. Дмитрия Ульянова». Отсюда до Херсонеса — 15 минут неторопливого шага. Если вы приехали со стороны Камышовой бухты, нужно перейти дорогу и подойти к остановке. Если со стороны центра, идете отсюда.

Прямо от остановки поднимаетесь по широкой лестнице, держась правой стороны. Идете по тротуару прямо, никуда не сворачивая, до развилки, в центре которой на постаменте возвышается памятник святому крестителю Руси — князю Владимиру. Мимо не пройдете. По тротуару сворачиваете направо и идете, куда приведет автомобильная дорога, а она приведет к стенам Херсонеса. Не заблудитесь.

Кто не хочется связываться с городским транспортом и ходьбой по солнцепеку, может доехать до заповедника на такси. Стоимость такси: если, к примеру, нужно доехать до Херсонеса от площади Нахимова (это самый центр города), поездка обойдется в среднем в 160-180 рублей. В городе множество служб радио-такси, где вам сразу скажут, во сколько обойдется поездка. При заказе такси можно сразу предусмотреть детали, например, наличие детского кресла или возможность перевозки домашнего питомца.

Хороший совет: если бюджет у вас ограничен, лучше дойти до Херсонеса пешком, а вот обратно, если не дождетесь автобуса, уезжать на такси. На осмотр городища (развалин древнего города), собора, выставок у вас уйдет много сил, плюс жара, и топать потом до остановки не каждый захочет. Прямо на площади перед воротами заповедника постоянно дежурят машины такси. Но можно вызвать такси и по телефону.

Вот несколько служб радио-такси Севастополя (вызов по мобильному телефону):

  • «Первое такси»: +7 (978) 333 33 33
  • «Честное такси»: +7 (978) 777 55 55
  • Служба такси «Везет»: +7 (989) 8 500 900 (МТС),+7 (978) 8 500 900 (МТС)
  • «Севтакси»: +7 (978) 555 55 55.

Сайты служб такси в Севастополе здесь:

  • http://taximaxim.ru/?city=Севастополь
  • http://www.sevtaxi.com
  • http://t-metro.ru
  • http://pervoe-taxi.ru/

Для путешествующих на личном транспорте в GPS-навигаторе или смартфоне укажите адрес музея-заповедника — ул. Древняя, 1. Однако автолюбителям нужно иметь в виду, что припарковаться на подступах к Херсонесу будет очень сложно. Парковочных мест здесь мало, и они почти всегда кем-то заняты. Лучше всего приезжать с утра — и место найдете, и не так жарко. Кроме того, в летний период к заповеднику ежедневно прибывают большие автобусы с экскурсионными группами. Паркуясь, эти автобусы перекрывают «кислород» многим автолюбителям. Днем в районе площади перед входом в музей-заповедник — постоянные пробки и скудное место для разворота. Можно надолго застрять.

Есть еще одна «хитрая» особенность, которую можно назвать «парадоксом ГИБДД» и о которой, понятно, не знают гости города. Не вдаваясь в историю вопроса, скажу, что на единственной дороге, ведущей в Херсонес (ул. Древняя), висит знак «Движение запрещено». Если подниматься на машине вверх по ул. Дмитрия Ульянова (той самой, ведущей к памятнику князю Владимиру и ул. Древней), то вам встретятся два знака «Кирпич». Проезжайте под него, нимало не смущаясь. Под знак «Движение запрещено» тоже можно проезжать свободно, никто вас не оштрафует. Русский экстрим: запретить, не предложив альтернативы! Самое смешное, что там, где начинается стена Херсонеса и парковка, висит знак «Парковка».

Херсонес: ориентируемся на местности

Херсонес

Итак, вы стоите у ворот музея-заповедника «Херсонес Таврический». Чтобы попасть на территорию, придется пройти через рамку, которая вам приветливо пропищит. Задача рамки — подсчет посетителей, а не их сканирование. У входа дежурят полицейские, которые вежливо попросят вас показать содержимое вашей сумки или рюкзака. Антитеррор! Нельзя проносить колюще-режущие предметы, алкогольные напитки и кое-что еще, о чем можно узнать здесь: (http://chersonesos-sev.ru/?page_id=1381). Если же у вас что-то такое есть, это можно оставить в специальной ячейке, закрыв на ключ, а на обратном пути — забрать.

Вход в сам заповедник — бесплатный. С 1 мая по 1 октября 2017 г. территория музея-заповедника открыта для посещения ежедневно (без выходных) с 08:30 до 20:00. Более подробно узнать о музее-заповеднике «Херсонес Таврический», экспозициях, афише мероприятий, стоимости экскурсий можно здесь: (http://chersonesos-sev.ru).

Чаще всего в Херсонес приезжают группами. Например, если вы отдыхаете в Ялте или Евпатории и приехали в Севастополь с экскурсионной группой, беспокоиться не о чем. Все организовано на высшем уровне: вам все покажут и расскажут, дадут свободное время, чтобы погулять по городищу. Если вы путешествуете в индивидуальном порядке, можно, попав на территорию музея-заповедника, присоединиться к любой экскурсионной группе, а можно дать простор фантазии и отправиться знакомиться с местностью одному.

Бесплатная фото- и видеосъемка на территории и экспозициях музея-заповедника физическим лицам разрешена, но только без вспомогательных средств, с выключенными функциями вспышки и подачи звукового сигнала, а также без права публикации и тиражирования отснятого материала.

Помимо осмотра самого древнего города, можно зайти в Византийский зал музея и ознакомиться с богатой экспозицией.

Купание в море

Городище Херсонеса находится на берегу моря. Севастопольцы, сколько себя помнят, купались здесь летом. Однако с прошлого года купаться в море запрещено. Заповедник! В непосредственной близости от руин, у кромки моря — прекрасный каменистый пляж. Некоторые рискуют и купаются, но мы не советуем: во-первых, патрули, во-вторых — камеры наружного наблюдения. Зачем вам скандал и объяснения с полицией! Купаться безбоязненно можно до 9 часов утра.

Недалеко от Херсонеса расположен городской пляж «Солнечный». Если идти со стороны Херсонеса, ходу 15 минут. Но к пляжу можно подойти с другой, более удобной стороны — от площади им. 50-летия СССР (от ЦУМа — центрального универсального магазина).

Если вам все же хочется экзотики — непременно искупаться на территории музея-заповедника, — есть место, где можно окунуться в море без боязни быть пойманным. Если идти в сторону пляжа «Солнечный» по тропинке вдоль побережья, в 5 минутах ходьбы вы увидите развалины башни, а под ней, у моря — металлический забор, окружающий камни.

Это памятное место — здесь в камне отпечаталась левая босая стопа святого апостола Андрея Первозванного (подробнее об этом — ниже). Стопу можно обнаружить самостоятельно — добрые люди ее «подсветили» цементным раствором. Здесь, на камнях, удобно разместиться, да и в море есть несколько довольно удобных заходов. Для любителей подводного плавания и ныряний — настоящий рай: глубина 5-6 метров прямо у берега, живописное дно, обилие морских обитателей.

Владимирский собор

Херсонес. Собор св. князя Владимира

Свято-Владимирский собор — это маяк Херсонеса. Его видно со многих точек города, например, со стороны Ахтиарской бухты, главной бухты Севастополя. И уж конечно, оказавшись в Херсонесе, мимо вы не пройдете. Собор — кафедральный, то есть главный в Севастопольском благочинии. Это крупнейший по размеру собор в Крыму.

Апостол оставил след на камне: камень, на котором он стоял, сделался мягким

Идя со стороны главного входа в заповедник по дорожке к собору, вы увидите памятник святому апостолу Андрею Первозванному, который проповедовал на земле Тавриды в I веке. Согласно «Степенной книге», составленной по инициативе митрополита Макария духовником царя Иоанна Грозного Андреем между 1560-63 гг., святой апостол оставил в Херсонесе след на камне: камень, на котором он стоял, взирая на море, сделался мягким, как воск, и обе его стопы навечно отпечатались. След левой босой ступни святого апостола можно увидеть недалеко от городища, у кромки моря (это место окружено полуразрушенным забором, доступ к нему свободный). После обнаружения отпечатка стопы в 2012-м году место это стало популярным у паломников. Зафиксированы случаи чудесных исцелений от тяжелых болезней после вкушения воды, пролитой на стопу.

Херсонес. Собор св. князя Владимира

Посмотреть сюжет пресс-службы Севастопольского благочиния о стопе Андрея Первозванного можно здесь (http://www.youtube.com/watch?v=p58jYRRrLIs). Подробности обнаружения отпечатка стопы — на севастопольском новостном портале «Форпост».

Херсонес. Собор св. князя Владимира и памятник св. апостолу Андрею

Вы входите на огороженную территорию собора. Справа — открытая колокольня. Главный колокол весит 15 тонн и подарен собору бывшим президентом Украины Виктором Януковичем. В соборе — четыре престола. Нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы стоит на месте храма, в котором в 988 году крестился князь Владимир. Кроме того, в нижнем храме есть придел в честь святой равноапостольной княгини Ольги.

Поднявшись по широкой лестнице, вы окажетесь в верхнем, главном храме собора, освященном в честь святого равноапостольного князя Владимира. Справа от клироса есть вход в придел святого князя Александра Невского, где службы проводятся два раза в году, в дни памяти святого князя.

Херсонес. Собор св. князя Владимира. Внутреннее убранство

Херсонес. Собор св. князя Владимира. Внутреннее убранство

Настоятель, клирики, расписание богослужений, святыни, история, фотографии собора — на сайте Севастопольского благочиния: (http://hersones.org/blagochinie/xramy/1129-kafedralnyj-svyato-vladimirskij-sobor-v-xersonese.html).

Панорамная экскурсия по Владимирскому собору (все приделы): (http://aermon.ru/3D/hersones-sobor/virtualtour.swf).

Крещение, венчание и другие требы в соборе

Многие приезжают в Севастополь в том числе и ради таинства Крещения в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе. Перед таинством необходимо пройти беседу с катехизатором, записаться на конкретную дату. Если у вас всего неделя на отпуск, покреститься или покрестить детей вы успеете. Беседы проходят с понедельника по четверг, в специальном помещении в верхнем храме собора (дверь справа, рядом с клиросом). Начало беседы в 16:00.

Нижний храм

Кроме того, полагается пройти вторую беседу с диаконом собора — каждую субботу, в помещении библиотеки собора (здесь же, на территории). Начало в 14:30.

Нижний храм

На лавке в нижнем и верхнем храме можно подать записки: сорокоуст, литургия о здравии и упокоении, проскомидия о здравии и упокоении, молебны, панихиды. Размер платы за крещение, венчание и записки узнавайте в лавках собора.

Храм Семи священномучеников Херсонесских

Храм Семи священномучеников Херсонесских

На территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» находится еще один действующий православный храм, освященный в честь Семи священномучеников Херсонесских. Его легко найти, если идти от Владимирского собора в сторону Византийского зала музея, Итальянского дворика с фонтаном. Храм построен в XIX веке, полностью реконструирован. Его украшают прекрасные фрески, повествующие о жизни семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших. Также в храме собраны уникальные «рельефные» иконы Спасителя, Божией Матери и многих святых.

Храм Семи священномучеников Херсонесских. Внутреннее убранство

По воскресеньям в храме служится ранняя Божественная литургия, начало в 6-30. Также в храме по пятницам читается акафист Семи священномученикам, начало в 9-30. В храме принимаются те же требы, что и во Владимирском соборе.

Икона Семи священномучеников Херсонесских

Более подробно о храме Семи священномучеников Херсонесских можно узнать на сайте Севастопольского благочиния (http://hersones.org/blagochinie/xramy/379-xram-semi-cvyashhennomuchenikov-v-xersonese-episkopstvovavshix.html).

Питание

Поговорив о духовной пище, несколько слов скажем о пище телесной. В Севастополе, особенно в центре, масса точек питания на любой «точечный» бюджет. Непосредственно на площади перед входом в Херсонес находится очень популярная у туристов и паломников «Галерея современного искусства “Зеленая пирамида”». Место, где любовь к искусству сочетается с любовью к крымскому меню.

В «Зеленой пирамиде» можно плотно перекусить: кафетерий, столики под навесами, тишина. Также в здании галереи экспонируется и продается керамика ручной работы, картины крымских художников и множество авторских сувениров. Каждый вторник в 19:00 здесь играет живой джаз. Регулярно проводятся всевозможные творческие встречи, выставки. Страничка галереи «ВКонтакте»: (http://vk.com/zelenaya_piramida).

Если бюджет позволяет, можно вкусно поесть в ресторане «Парадиз» гостевого дома «Херсонес» (в прямой видимости музея-заповедника) или чуть дальше, в ресторане отеля «Дельфин».

Приезжая в Севастополь, посетить Херсонес нужно обязательно. Неслучайно именно за изображение Херсонеса на 200-рублевой купюре проголосовали россияне. Это место, где история и современность сплетаются в тугой узел. Распутать его могут те, кто полюбит Херсонес и будет мечтать вернуться сюда снова и снова!

>
Владимирский собор и «Усыпальница адмиралов»
Севастополь

Владимирский собор в Херсонесе и Усыпальница Адмиралов Севастополя — два разных храма.

В Севастополе два Владимирских храма – в центре города и в Херсонесе Таврическом. Собор в Севастополе принято называть «Усыпальница адмиралов», а собор на месте крещения князя Владимира – Владимирским собором в Херсонесе. Судьбы этих двух храмов переплетены.

Усыпальница четырех Адмиралов.

Главный морской храм в городе Севастополь полуострова Крым — собор Равноапостольного князя Владимира (Усыпальница адмиралов). Расположен он в центре города на Городском холме. Это и действующий православный храм, и исторический памятник – место захоронения адмиралов Российского флота.
В 1836 году адмирал Лазарев просил разрешения у императора Николая I о строительстве Владимирского храма на центральном холме г. Севастополя. В 1843 г. указ был подписан.
Адмирал М.П. Лазарев не дожил до дня окончания строительства, уйдя из жизни в 1851г. На месте будущего храма построили склеп, и похоронили великого флотоводца. В дни обороны Севастополя В.А Корнилов и П.С. Нахимов пожелали быть похороненными рядом с ним. В первые дни обороны погиб В.А Корнилов, за ним — контр-адмирал В.И. Истомин, а вскоре и П.С. Нахимов. Собор святого князя Владимира стал памятником всем героям Крымской войны.

Адрес:

г.Севастополь, ул. Суворова 3
Официальный сайт:
sevmuseum.ru

Как добраться:

До остановки «Площадь Лазарева»
Троллейбусы No 1, 3, 5, 7, 12.
120 до ост. Владимирский собор в Херсонесе.
Маршрутные такси и автобусы No 4, 5, 12, 16, 109, 110, 112.

Владимирский собор в Херсонесе:

Владимирский собор – главная православная святыня Херсонеса. Построен он после крещения киевского князя Владимира (Владимир Ясно солнышко). Впоследствии православие было принято по всей Руси. В первой трети XIX века, в процессе раскопок, цель которых – обнаружение остатков культовых сооружений, была обнаружена крестообразная базилика с колоннами. Она находилась на центральной площади древнего города. Предположили, что там могло происходить крещение князя Владимира. Идея вице-адмирала А.Грейга, обнаружившего христианские храмы в Херсонесе обратится к царю с прошением о строительстве собора, была поддержана. Строить решили неподалеку от базилики. В 1856 году подписан проект академика Д.Гримма. При заложении первого камня собора присутствовали император Александр II с императрицей Марией Александровной. В 1891 году строительство окончено, и храм освящен. Собор представляет шедевр архитектурного творчества. Построен он в неовизантийском стиле однокупольного типа. Высота – 36 метров.
Главная святыня собора – сохранившийся список с иконы Корсунской Божьей Матери, написана апостолом Лукой в I веке. Оформление собора изнутри окончено в 1894 году. Отреставрирована центральная композиция алтаря «Тайная вечеря», мраморный иконостас, подкупольные композиции Неффа и Корзухина «Святой Дух», «Крещение Господне», «Преображение Господне».

Адрес:

Севастополь, ул. Древняя 1.
GPS координаты: 4436’38″N 3329’34″E.

Как добраться самостоятельно:

Автобусом: No22, остановка «Херсонес Таврический».
NoNo — 2, 6, 16, 22, 81, 95, 105, 109, 177, остановка «ул.Дмитрия Ульянова»
Троллейбус: NoNo — 1, 2, 10.
Маршрутное такси: NoNo — 4, 16, 30, 77, 83, 95, 107, 109, 110, 112, 400. Остановка «ул.Дмитрия Ульянова».
Официальный сайт:

Посетить Владимирский собор в Севастополе и Свято-Владимирский собор в Херсонесе можно на многих экскурсиях в Севастополе. Для удобства вы можете прямо со страницы этой достопримечательности перейти к просмотру предложений. Экскурсию проводят как частные гиды, так и экскурсионные фирмы. Цена зависит от программы экскурсии, транспорта и опыта гида. Выбирайте проверенные экскурсии в Севастополе, для этого на сайте есть рейтинги и отзывы. «Экскурс» поможет сделать обдуманный выбор.