Во едину святую соборную и апостольскую церковь

Содержание

«Верую во едину, Святую, соборную…»

На днях многие православные умы были взбудоражены якобы произошедшим «исправлением» Символа веры в книге «Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста с параллельным переводом на русский язык».

Книга вышла под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) в Москве в издательстве «Никея» в 2016 г. Шум был поднят на сайте «Благодатный огонь» в анонимной статье от 24.05.16 под заголовком, уровню «желтизны» которого позавидовали бы «Комсомольская правда» и «МК» вместе взятые:

«Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян».

К статье заботливо был прикреплен снимок разворота 112-113 страниц, содержащий на 112 странице 9-й член Никео-Цареградского Символа веры на славянском языке гражданским шрифтом («Во едину Святую, соборную и апостольскую Церковь»), а на 113 странице русский перевод (переложение) текста 112 страницы, включающий 9-й член Символа веры в такой редакции:

«В едину Святую, вселенскую и апостольскую Церковь».

Из чего автором странички был сделан вывод:

«Итак, мы видим здесь не только наглую подмену, но по сути подсовывание вместо термина “вселенская”, фактически, такого выдуманного еретиками свойства Церкви, как “экуменическая” (именно так этот термин будет звучать в переводе на большинство европейских языков)».

Оставим термин «наглый» на совести автора сего опуса, заметим только, что подобной эмоциональной окраски разворот 112-113 страницы вовсе не заслужил. Я лично, если бы редактировал этот перевод, оставил бы на 113 стр. слово «соборный», дабы не смущать никого. Автору этого опуса, на мой взгляд, вряд ли бы это помогло, потому что если человек ищет повод обвинить кого-то в ереси, то он этот повод обязательно найдет по известному анекдоту: «а всё равно мне твоя шляпа не нравится».

А теперь разберемся по сути:

Митрополит Иларион лишь редактор, и перевод на русский язык ему не принадлежит. Поэтому статья обманывает начиная с заголовка. Он как редактор счел такой перевод допустимым. Не более того. Зная занятость председателя ОВЦС, мне трудно поверить, что он лично занимался написанием этого текста.

Корректно ли переводить на русский язык 9-й член Никео-Цареградского Символа веры подобным образом?

Для отдельного русского перевода, а не подстрочника я не готов дать ответ. Для этого нужно быть богословом уровня Кирилла и Мефодия, наших славянских равноапостольных первоучителей. К счастью, вопрос так не стоит. Богослужение на русском языке в нашей Поместной Церкви в России не проводится. Именно поэтому и издано обсуждаемое пособие – для помощи в понимании церковнославянского языка, на котором совершается Божественная литургия. Очевидно, что к подстрочнику не стоит предъявлять тех же требований. Кстати, практика не нова: еще до революции подобные подстрочники издавались с грифом цензоров Святейшего и Правительствующего Синода. Но что уж точно некорректно, так это переводить русский подстрочник на европейские языки, минуя греческий оригинал. Поэтому никто в здравом уме не будет понимать «вселенское» в русском переводе как «экуменическое», как пугает нас автор странички. Проблема обратного перевода давно известна, и на эти грабли не будет наступать ни один профессиональный переводчик: «экуменический» и «кафолический» – два разных слова в греческом языке.

Как правильно перевести 9-й член Символа веры «ʾΕις μίαν, ʾΑγία, καθολικήν, και ʾαποστολικήν ʾΕκκλησίαν» на русский язык?

Здесь нужно обратиться к истокам самого термина «кафолический» («соборный» в славянском тексте Символа), которое как самостоятельный и нагруженный смыслом термин в полноте используется Аристотелем. Аристотель различал «общее» (το κοινον) и «универсальное» (το καθολου) (См. Орлов Е.В. Философский язык Аристотеля. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011 г. С. 201). К общему неприменим логический закон тождества, а к универсальному применим. Запомним это. Нам это различение пригодится.

Итак, слово «кафолический» возникло из двух греческих слов καθ’ (κατά) (в, на, по) и ὅλος (целый, цельный, полный, весь). Когда священномученик Игнатий Антиохийский († 107) писал смирнским христианам:

«Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь»,

– он имел в виду, что поместная Церковь, собирающаяся вокруг епископа на Литургии не есть «кусочек» Церкви Христовой, но в каждой поместной Церкви в полноте присутствует Церковь, созданная Христом. То есть Церковь повсеместна, но не как общая для всех географически, но как одна и та же, тождественная для всех основанных апостолами и содержащих апостольскую веру общин.

Как пишет св. Ириней Лионский,

«Церковь, хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников их веру… Принявши это учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, — как я сказал, — тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у нее были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят, и не различное имеют предание Церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в средине мира. Но как солнце — это творение Божие — во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины».

«Поскольку веру оградили от еретиков и утвердили Вселенские соборы, и она просветила всю вселенную, то слово “кафолическую” можно перевести и как “вселенскую”»

Поэтому когда Церковь начали терзать страшные ереси, например, такая как ересь Ария, то христиане стали называть свою веру кафолической, указывая на то, что эта вера по всему, во всем и везде содержит единую веру Церкви, в отличие от лжеучения ариан. А немного позже они стали яснее говорить о ней как о православной (ортодоксальной, единомысленной), в отличие от гетеродоксии (то есть разномыслия) еретиков.

«Сия вера отеческая, сия вера православная: сия вера вселенную утверди», – исповедуем мы в праздник Торжества Православия. Именно эту православную веру и содержит единая, Святая, кафолическая и апостольская Церковь. Эту веру утвердили святые Вселенские соборы. Потому и Церковь в Символе веры получила в славянском переводе именование «соборной». Ведь соборы утвердили ту же самую веру, приняв которую от апостолов Церковь тщательно хранит, «как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у нее были одни уста». Но поскольку эту веру оградили от еретиков и утвердили Вселенские соборы, и она просветила всю вселенную, то слово «кафолическую» можно перевести и как «вселенскую».

Св. Иустин (Попович) в своей книге «Догматика Православной Церкви» оба этих перевода греческого слова «кафолический» сопрягает через запятую и пишет:

«Церковь и является соборной, кафолической, вселенской»

Что и сделано в обсуждаемом пособии «Божественная Литургия…», где на 112 странице «соборный», а на 113-й «вселенский».

Поэтому от всей души предлагаю всем благонамеренным чадам Русской Православной Церкви успокоиться! Никто в этом пособии не собирался предавать православие и вносить изменения в Никео-Цареградский Символ веры.

Кстати, очень многие неточно полагают, что изменения в Символ веры запретил вносить Третий Вселенский собор. Он запретил, конечно, вносить изменения, но не в Никео-Цареградский, а в первоначальный Никейский Символ веры, который не содержит членов о Церкви. Изменения в Никео-Цареградский Символ веры запретил вносить Свято-Софийский поместный собор 879 г. А более подробные, дополняющие и разъясняющие исповедания веры потом составили свт. Григорий Палама, свт. Марк Эфесский. Поэтому вера Церкви по-прежнему передается, исповедуется и хранится. В целом аналогичную неточность допускают и те, кто полагает, что слово «кафолический» в Символе веры можно исчерпывающим образом перевести на русский словом «соборный».

Так что защитникам православия хотелось бы предложить немного (лет, этак, 5) поучиться в семинарии, получить богословский диплом, выучить греческий, а потом ломиться в открытые двери, обвиняя в том, чего сами не понимают. Тем более что искушений в преддверии Всеправославного собора на Крите и так предостаточно.

Символ веры

  • Символ веры Афанасия Александрийского свт. Афанасий Великий
  • Поучения огласительные свт. Кирилл Иерусалимский
  • Объяснение Символа свт. Амвросий Медиоланский
  • О правой вере свт. Амфилохий Иконийский
  • О Символе веры блаж. Аврелий Августин
  • На Святой Символ свт. Кирилл Александрийский
  • Исповедание веры преп. Никита Стифат
  • Толкование Символа веры Евфимий Зигабен
  • Толкование на божественный и священный Символ православной и непорочной нашей веры христианской свт. Симеон Солунский
  • Изложение необходимейших (указаний) о выражениях божественного Символа, откуда они собраны и против кого поставлены свт. Симеон Солунский
  • Исповедание правой веры свт. Марк Эфесский
  • Латинянин. Разговор о прибавке в Символе веры «и Сына» (Filioque) свт. Марк Эфесский
  • Православное исповедание. О вере свт. Петр (Могила)
  • Зерцало православного исповедания свт. Димитрий Ростовский
  • О Символе веры вообще и о его происхождении свт. Филарет (Дроздов)
  • Как учат об исхождении Святого Духа древние символы митр. Макарий
  • Объяснение Символа веры свящ. Павел Гумеров
  • Десять интересных фактов о Символе веры свящ. К. Пархоменко
  • Символ веры протопр. А. Шмеман
  • Толкование на Символ веры проф. Владимир Лосский, архиеп. Петр (Л’Юилье)
  • Толкование на Символ веры иерей Олег Давыденков
  • Беседы о Символе веры Марина Михайлова
  • Толкование Символа веры свт. Николай Сербский
  • Верую свт. Николай Сербский
  • Символы веры раннего христианства
  • Символ веры на греческом языке
  • Символ веры на английском языке
  • Схемы и таблицы Символ веры
  • ВИДЕО. О Символе веры
  • АУДИО. О Символе веры

Пример чтения Символа веры:

Пение Символа веры на литургии:

Си́мволом ве́ры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.

Символ веры – не молитва (а исповедание веры). Ибо он не содержит обращений к Богу, Пресвятой Богородице, Ангелам или святым.

Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Скачать в формате Microsoft Word

1-й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2-й. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша;

(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;

3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;

Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;

4-й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;

5-й. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием;

И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).

6-й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;

И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца;

7-й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца.

И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.

8-й. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.

(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

9-й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.

(Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.

10-й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.

Исповедую одно Крещение во оставление грехов.

11-й. Ча́ю воскресе́ния мертвых.

Ожидаю воскресения мертвых.

12-й. И жизни будущаго века. Аминь.

И жизни будущего века. Истинно так.

* В церковно-славянском языке нет буквы ё, потому все е нужно читать как е (не ё).

Верую – верю, я убежден; Единороднаго – единственного; прежде всех век – прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу – имеющего одинаковую сущность (природу, естество) с (Богом) Отцом; Им же вся быша, – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося – принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася – сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго – ожившего: по Писанием – согласно со Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день; восшедшаго – вознесшегося; одесную – по правую сторону Бога Отца, Слова седяща одесную, то есть сидящего с правой стороны (эту фразу следует понимать в том смысле, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом); паки – опять, во второй раз; мертвых – умерших, которые тогда воскреснут; Его же Царствию не будет конца – после суда настанет бесконечно царство Его; Животворящаго – дающего жизнь; спокланяема и сславима – Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Глаголавшаго пророки – Дух Святой говорил через пророков; Соборную – согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую – открыто признаю словом и делом; чаю – ожидаю; И жизни будущаго века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь.

Никео-Цареградский Символ веры

Из катехизиса «Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений» дореволюционного миссионера диакона Иоанна Смолина.

1. Верую (Евр.11:1-6, Рим.10:10) во единого (Исх.20:3, Ин.17:3, 1Кор.8:4-6, Еф.4:6) Бога Отца (Быт.1:26, 18:2-10, Пс.2:7-12, Пс.109:3, Сир.51:14, Мф.28:19, Ин.3:16, Ин.17:1-2, 1Ин.5:7, 1Пет.1:2, Рим.1:4, 2Кор.1:3), Вседержителя (Ис.57:15, Пс.32:9, Пс.89:3, Пс.138:7-12, 1Ин.3:20, Евр.1:3, Откр.4:8), Творца небу и земли (Быт.1, Иер.10:11-12, Мф.19:4) видимым же всем и невидимым (Иер.10:16, Деян.4:24, Деян.17:24), (Иов.38:6-7, Кол.1:16).

2. И во единого Господа (Еф.4:4) Иисуса (Лк.1:31-32) Христа (Мк.8:29), Сына Божия (Пс.2:7-12, Пс.109:3, Ис.9:6, Мф.3:17, Мк.9:7, Лк.1:35, Лк.3:21, Ин.3:16, Ин.17:1), Единородного, (Прем.7:21, Ин.1:14-18, Ин.3:16-18, 1Ин.4:9), Иже от Отца рожденнаго (Ис.9:6, Пс.2:7, Сир.51:14, Евр.1:4) прежде всех век (Притч.8:22-23, Ис.44:6, Пс.109:3, Ин.17:5, Ин.8:25, Откр.1:10-17, 3:14); Света от Света (Прем.7:26, Лк.2:32, Ин.1:4-9, Ин.8:12, 1Ин.1:5-7), Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна (Мф.11:27, Ин.10:30, Ин.14:9, Ин.17:3, 1Ин.5:20), единосущна Отцу (Исх.3:14, Ин.5:26, Ин.10:30), Имже вся быша (Пс.32:6, Пс.101:26, Ин.1:3, Кол.1:16-17, Евр.1:10-12).

3. Нас ради человек (Быт.3:17, Пс.50:7, Иов.14:4, 1Ин.1:8, 3:4-8, Иак.3:2, 1Пет.4:18, Рим.5:12) и ради нашего спасения (Мк.1:14-15, Ин.14:6, Деян.4:12, Тит.3:4-6, 1Тим.2:4-6) сошедшего с небес (Ин.3:13), и воплотившагося (Ин.1:14, Ин.3:17) от Духа Свята и Марии Девы (Быт.3:15, Ис.7:14, Мф.1:20-23, Лк.1:30-35,43), и вочеловечшася (Ин.2:2-3, 11:35, 1Тим.2:5).

4. Распятого же (Мф.26-27, Лк.22-23, Ин.18-19, Ин.10:17-18), за ны (1Пет.3:18-19, Гал.2:19-20, 5:24, Еф.1:7, Гал.3:13, Евр.2:14-15, Рим.8:1-4, Флп.3:10) при Понтийстем Пилате (Быт.49:10, Лк.23), и страдавша (Пс.21, Ис.53, Мк.14:65, 15:17-34, Лк.23:35-40), и погребенна (Дан.9:25-26, Мф.27:63-66, Мк.15:37-47, Мф.12:39-40, 1Пет.3:19, 4:6, Еф.4:9).

5. И воскресшаго (Мф.16:21-23, Мф.26:32, Лк.24:36-45, Ин.20:19-27, 1Кор.15:6,20) в третий день (Ион.2:1, Мф.12:39-40, Мк.16:2) по Писанием (Ис.53:5, 1Кор.15:3-4).

6. И возшедшаго на небеса (Лк.24:51, Ин.16:28, Деян.1:11, Еф.4:10), и седяща одесную Отца (Пс.109:1, Лк.22:69, Мк.14:62-64, 16:19, Евр.8:1).

7. И паки грядущаго (Ин.5:28-29) со славою (Мф.24:27-30, Мф.25:31-34,46), судити (Мф.12:36, 25:13,31, 1Кор.4:5, 2Пет.3:7-10, 2Кор.5:10) живым и мертвым (Дан.7:14, 12:2, Ис.26:19, Ин.5:25-29, 1Кор.15:52, Откр.14:11), Егоже Царствию не будет конца (2Цар.7:12-13, Лк.1:33).

8. И в Духа Святаго (Быт.1:2, Мф.3:16, Ин.3:5-8, Деян.13:2), Господа (Деян.5:3-4), Животворящаго (Ис.11:1-3, Ин.3:5, 1Кор.3:16, Рим.8:14-16,26), Иже от Отца исходящаго (Ин.14:16,26, 15:26), Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима (Мф.28:19, Ин.16:13-15, Пс.32:6, Деян.5:3-4, 1Кор.12:3), глаголавшего пророки (1Пет.1:12, 2Пет.1:21).

9. Во едину (Мф.16:18, Ин.17:11, Еф.4:4, 1Кор.1:10) Святую (Мф.16:18, 18:17, Ин.15:5-6, 17:14-20, Еф.3:21, 5:25-27, 1Тим.3:15, 2Тим.2:19), Соборную (Деян.1:15-26, 6:1-5, 8:14, 15, Кол.3:11) и Апостольскую (Мф.28:16,20, Деян.8:18, 16:4, Еф.2:19-20, 2Фес.2:15, Тит.1:5,10-11, 3:10) Церковь (Мф.18:17 — количество, Деян.11:26, 1Кор.1:2 — место, Еф.4:11-12 — разные призвания, 1Кор.12:29 — не всем дары учительства, Деян.14:23, 1Тим.5:22 — рукоположение, Деян.8:17-18, 20:28, 2Тим.1:6 — дар Духа Святого).

10. Исповедую едино крещение (Мф.28:20, Ин.3:5, Деян.16:15,33, 19:4, Кол.2:11-12, 1Кор.1:16) во оставление грехов (Мк.2:5, 16:16, Ин.3:5, Деян.2:38-39, 22:16, Рим.6:3).

11. Чаю воскресения мертвых (Мф.27:52-53, Лк.7:11-15, 8:41-56, Ин.5:25, 6:54, 12:1-11, 1Кор.15:12-14,19-20,41-53).

12. И жизни будущаго века (Мф.13:43, 25:41-46, Мк.9:47-48, Лк.20:34-38, 1Кор.15:41-42, Откр.20:14-15). Аминь (истинно так).

***

С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором – следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского.

Символ веры произносится принимающим крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила.

См. ДОГМАТЫ

Cвятоотеческие толкования Символа веры:

  • Поучения огласительные святитель Кирилл Иерусалимский
  • О Символе веры вообще и о его происхождении свт. Филарет (Дроздов)
  • Православное исповедание. О вере святитель Петр (Могила)
  • Исповедание правой веры святитель Марк Эфесский
  • Латинянин. Разговор о прибавке в Символе веры «и Сына» (Filioque) cвятитель Марк Эфесский
  • О Символе веры блаженный Аврелий Августин
  • Исповедание веры преподобный Никита Стифат
  • На Святой Символ святитель Кирилл Александрийский
  • Зерцало православного исповедания святитель Димитрий Ростовский
  • О правой вере святитель Амфилохий Иконийский
  • Объяснение Символа святитель Амвросий Медиоланский
  • Толкование Символа веры Евфимий Зигабен
  • Толкование на божественный и священный Символ православной и непорочной нашей веры христианской святитель Симеон Солунский
  • Изложение необходимейших (указаний) о выражениях божественного Символа, откуда они собраны и против кого поставлены свт. Симеон Солунский
  • Символ веры Афанасия Александрийского святитель Афанасий Великий
  • Как учат об исхождении Святого Духа древние символы митр. Макарий

Молитва «Символ веры» — нужно знать крестным наизусть

Подготовка к Таинству Крещения — очень важное время в жизни будущих крестных родителей. Во время огласительных бесед очень подробно рассказывается о чинопоследовании Крещения, а также о том, что должен в обязательном порядке знать восприемник. К этой категории относится и «Символ веры».

По своей сути, Символ веры — это не молитва. В ней нет обращения, молитвенной просьбы к Богу, Богородице или Святым. В «Символе веры» сосредоточено краткое и очень точное изложение основ всего христианского вероучения, которое было составлено и утверждено еще на Первом и Втором Вселенских Соборах.

«Символ веры» крестным нужно выучить наизусть, поскольку во время Крещения она произносится восприемниками в храме. Но очень важно не только выучить, но еще и понимать, о чем говорится в молитве.

1Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5И воскресшаго в третий день по Писанием. 6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11Чаю воскресения мертвых, 12и жизни будущаго века. Аминь.

12 догматов православного Символа Веры с толкованием

«Символ веры» состоит из двенадцати догматов. В каждом — особая истина православной веры:
1-й догмат говорит о Боге Отце, со 2-ого по 7-й рассказывается о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о Крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Рассмотрим каждое утверждение Символа веры подробно.

1-й догмат: Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

В первую очередь этими словами мы признаем существование Бога, как Бесконечной Сущности, которую невозможно познать, исследовать, узнать человеку до конца. Все, что существует, получило «жизнь» от Него. Для христианина нет больше никаких других «богов» (перун, кришна, зевс и т.д.).

Бог — Вседержитель, потому что весь мир держится на Его силе. Бог называется Творцом Неба и земли, потому что Он создал из небытия Вселенную за шесть дней. Подвластно Ему все и видимый мир (материальная Вселенная), и невидимый. Под невидимым понимается, конечно, бессмертные души людей, а также жизнь Ангелов, которые не имеют материального тела.

2-й догмат: И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Здесь говорится о том, что Иисус Христос — равнозначное «Лицо» Святой Троицы, Бог истинный, рожденный от Бога истинного. Он единосущен (той же сущности) Отцу.

3-й догмат: Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Начиная с этого утверждения в «Символе веры» идет подробное изложение Спасения всего человечества Иисусом Христом. Вечный Сын «сходит с небес». Но не перемещается в пространстве, а воплощается от Духа Свята и Марии Девы. Принимает человеческую плоть. Будучи совершенным Богом становится Совершенным Человеком.

Карточка с текстом Символа веры, молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся» вложена в каждый крестильный набор нашей мастерской.

4-й догмат: Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

Первый человек привнес в мир смерть, а Христос дал вечную жизнь. Упоминанием конкретной личности «при Понтийстем Пилате», подчеркивается реальный исторический момент. Христос действительно страдал на Кресте, терпел страшные муки, для того, чтобы избавить нас от смерти. Он поистине умер и был погребен. Но Воскресе. Так рухнула стена между Богом и людьми – стена греха. И так исчезла причина вечной смерти.

5-й догмат: И воскресшаго в третий день по Писанием.

Здесь рассказывается о том, что в третий день Христос силой Своего Божества, воскрес из мертвых. Смерть была уничтожена. С Пасхального утра начался обратный ход мировой истории – процесс воскресения всех умерших. Об этом предсказывали и древние пророки. Их слова дошли до нас в священном Писании.

6-й догмат: И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

На сороковой день после Своего воскресения Христос плотью вознесся на небеса, прокладывая нам путь в вечное отечество. Господь Иисус восседает по правую сторону (одесную) Отца, и, как Человек, участвует в управлении миром. Он ожидает окончания проповеди Церкви, собирающей в Царство всех спасенных.

7-й догмат: И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Здесь говорится о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа. Он придет на землю уже не как Спаситель, а как Праведный Судья. По Его слову при пении трубы архангела воскреснут все мертвецы. Все живые будут мгновенно преображены. Так что человечество с первого человека и до последнего соберется перед Его троном.

Тогда Господь воздаст каждому по делам его. Праведники получат вечную жизнь, а грешники вместе с сатаной будут брошены в вечный огонь. И после суда наступит вечное Царство славы, которое больше никогда не кончится. В нем не будет ни смерти, ни болезней, ни печали, ни греха, но только все возрастающая радость.

8-й догмат: И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Теперь в «Символе веры» говорится о еще одной «Личности» Святой Троицы — Святом Духе. Дух Святой вечно исходит от Отца, из Его сущности, и это Его личное свойство, которым Он отличается от Отца и Сына. Но при этом Он равен Им. Поэтому и говорится, что Духу Святому мы поклоняемся и прославляем Его вместе с Отцом и Сыном. Он руководит и Церковью, которую и создал, сойдя в виде огненных языков на апостолов в день Пятидесятницы. Дух Святой в конце мира преобразит творение и даст жизнь всем умершим. Через Него мы получили Божественное Откровение, потому и сказано, что Он говорил через пророков.

Прослушайте текст Символа веры

Представлены два варианта — в исполнении хора и в прочтении батюшки.

Аудиофайлы можно также скачать.

9-й догмат: Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

На земле Церковь — это собрание христиан. Все нас объединяет православная вера, богослужебное общение, следование закону Бога. Церковь называется единой — единственной, так как Она одна и нет других.

Церковь называется соборной или вселенской, потому что Она в целой вселенной для всех времен и всех без исключения народов несет свет спасения. В Ней нет ни национальности, ни социальных различий.

Апостольской называется Она потому, что основана через апостолов. И дар Духа Святого передается в Ней непрерывно через рукоположение епископов и священников от самих учеников Христа.

10-й догмат: Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Здесь говорится о значимости и важности Таинства Крещения, потому что через него христианин обретает «новое рождение» от воды и Святого Духа. После этого человек может участвовать во всех Церковных Таинствах (Исповеди, Причастия, Венчания, Соборования)

11-й догмат: Чаю воскресения мертвых.

Каждый христианин с надеждой ожидает воскресения мертвых. Нам известно, что душа человека бессмертна. Полное воздаяние совершится в день Суда. Тела людей, те самые, которые умерли, вновь соединятся с душами. Они будут совершены. Наступит вечность, в которой воскресшие будут вечно пребывать с телами, ибо смерти больше не будет.

12-й догмат: И жизни будущаго века. Аминь.

Здесь говорится о том, что все христиане ждут вечной жизни. Только получат ее праведники. Они будут всегда созерцать Бога и от Него получать все большее знание, счастье и наслаждение. Святые будут царствовать вместе с Христом в новой вселенной.

Грешники же будут брошены в вечный огонь вместе с дьяволом и его «ангелами». Там их ожидает неугасимый пламень. И мучения их не прекратятся никогда.

Надеемся, что это краткое толкование «Символа веры» поможет будущим крестным родителям сделать первые шаги к познанию Закона Божьего, следованию заповедям Христовым, и, пожалуй, самое главное, становлению их полноценными христианами.