Во иордане крещающуся тебе господи
Содержание
- Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- Объяснение главных молитв Богоявления, или Крещения Господня
- Кресту Господню1
- Воскресению Христову2
- В Неделю Антипасхи3
- В среду Преполовения Пятидесятницы
- Индикта (церковного новолетия)6
- Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме7
- Обрезания Господня8
- Явления на небе Креста Господня в Иерусалиме9
- Положения Честной ризы Господа нашего Иисуса Христа, в Москве10
- Всемилостивому Спасу1
- Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа11
- Ипостасной Премудрости Божией, Спасителю нашему Иисусу Христу
- Крещения Руси12
- Перед началом всякого доброго дела
- На освящение воды
- На освящение храма
- О болящих
- О усопших
- О ненавидящих и обидящих нас20
- О путешествующих21
- О умножении любви
- При нападении врагов
- Во время бездождия25
- Во время безведрия26
- В прещение труса (об избавлении от землетрясения)27
- Благодарственные Спасителю28
- Об истинном месте Крещения Иисуса Христа, Иорданских святых и «епископе без кафедры»
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Крещение Господне. Деталь фрески. Сретенский монастырь в Москве.
Тропарь, глас 1-й
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!
Кондак, глас 4-й
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.
Знаменася на нас — открылся нам.
В разуме — сознательно.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.
Прокимен
Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять (Пс. 113, 3).
Вспять — назад.
Ирмосы первого канона
1. Глубины открыл есть дно и сушею Своя влечет, в ней покрыв противныя, крепкий во бранех Господь, яко прославися.
Перевод: Неодолимый в войне Господь явил дно глубины (морской) и по нему, как по суше, провел народ Свой, а сопротивных потопил. Славно имя Его!
3. Крепость даяй царем нашим Господь и рог помазанных Своих возносяй, от Девы раждается, грядет же ко крещению. Тому вернии возопиим: несть свят, яко Бог наш.
Перевод: Господь, дающий силу царям нашим и возвеличивающий могущество помазанников Своих, рождается от Девы и приходит принять крещение. Мы, верные, воскликнем Ему: нет святого, кроме Тебя, Бог наш!
4. Услышах, Господи, глас Твой, егоже рекл еси глас вопиющаго в пустыни, яко возгремел еси над водами многими, Твоему свидетельствуяй Сыну, весь быв сошедшаго Духа, возопи: Ты еси Христос, Божия мудрость и сила.
Перевод: Я услышал, Господи, голос Твой, который Ты назвал голосом вопиющего в пустыне (Предтечу), когда Ты возгремел над многими водами (Иордана), свидетельствуя о Твоем Сыне, он (Предтеча), исполнившись явившегося Духа, воскликнул: Ты — Христос, Божия Премудрость и Сила!
5. Иисус, живота начальник, разрешити осуждение грядет Адама первозданнаго, очищений же яко Бог не требуя, падшаго очищает во Иордане; в немже вражду убив, преимущь всяк ум мир дарует.
Перевод: Иисус, начальник жизни, идет разрешить осуждение первосозданного Адама и, как Бог не имея нужды в очищении, для падшего очищается в Иордане, где, убив вражду, дарует мир, превосходящий всякое разумение.
6. Глас Словесе, светильник Света, денница Солнца, Предтеча в пустыни, покайтеся, всем вопиет людем, и предочиститеся: се бо предстоит Христос, от тли мир избавляяй.
Перевод: Голос Слова, светильник Света, заря Солнца, Предтеча восклицает в пустыне всем людям: покайтесь и заблаговременно очиститесь, ибо вот предстоит Христос, избавляющий мир от истления.
7. Юноши благочестивыя, пещи огненней приобщившияся, шумящь дух росный невредимы сохрани и Божия Ангела снизхождение. Темже в пламени орошаеми, благодарственно воспеваху: препетый отцев Господи и Боже, благословен еси.
Перевод: Благочестивых юношей, находившихся в огненной печи, сохранили невредимыми шумный ветер с росою и сошествие Ангела Божия. Посему, быв орошаемы среди пламени, они с благодарностию воспевали: благословен Ты, Преславный Господи и Боже отцов.
8. Тайну преславную Вавилонская показа пещь, источившая росу, яко струями имяше невещественный Огнь восприяти Иордан и объяти плотию крещаема Зиждителя, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки.
Перевод: Вавилонская печь, источив росу, изобразила то чудное таинство, что Иордан имел принять в струи (свои) невещественный Огонь и объять крещающегося плотию Творца, Которого люди благословляют и превозносят во все веки.
Величай, душе моя, честнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу.
9. Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице. Обаче, благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.
Перевод: Никакой язык не в силах достойно восхвалить Тебя, Богородица, и даже горний ум недоумевает, как воспеть Тебя. Но, как благая, приими веру, потому что любовь нашу Божественную Ты знаешь, ибо Ты предстательница христиан, Тебя мы величаем.
Объяснение главных молитв Богоявления, или Крещения Господня
Крещение Господне. Икона храма Троицы в Троицком-ГоленищевеТропарь, глас 1:
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди, / Тро́ическое яви́ся поклоне́ние: / Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́, / возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я, / и Дух, в ви́де голуби́не, / изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние; / явле́йся, Христе́ Бо́же, / и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди — когда Ты, Господи, крестился во Иордане.
Тро́ическое яви́ся поклоне́ние — явилось поклонение Святой Троице.
Свиде́тельствоваше Тебе́ — свидетельствовал о Тебе, засвидетельствовал Тебя.
Изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние — подтвердил истину, достоверность этого слова.
Явле́йся, просвеще́й — явившийся, просветивший (причастия).
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди…— пример дательного самостоятельного, характерного оборота церковнославянского языка (см. перевод).
Кондак, глас 4:
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней, / и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас, / в ра́зуме пою́щих Тя: / прише́л еси́ и яви́лся еси́, / Свет Непристу́пный.
Днесь — сегодня.
Зна́менася — запечатлелся.
В ра́зуме — сознательно.
Величание
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося от Иоа́нна в вода́х Иорда́нских.
Задостойник
Припев: Велича́й, душе́ моя́, Честне́йшую го́рних во́инств Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу.
Ирмос 9-й песни канона: Недоуме́ет всяк язы́к благохвали́ти по достоя́нию, изумева́ет же ум и преми́рный пе́ти Тя, Богоро́дице; оба́че Блага́я су́щи, ве́ру приими́, и́бо любо́вь ве́си боже́ственную на́шу: Ты бо еси́ христиа́н Предста́тельница, Тя велича́ем.
Недоуме́ет — не имеет средств, беден.
Благохвали́ти — благоговейно восхвалять.
Изумева́ет — недоумевает, изумляется, выходит за пределы свои.
Преми́рный — надмирный, горний.
Оба́че — но.
Ве́си — Ты знаешь.
Боже́ственную — внушенную Богом, вдохновенную.
Канон на Богоявление, из которого взят этот задостойник — творение прп. Космы Маиумского. Второй канон праздника создан прп. Иоанном Дамаскиным.
Событие Крещения Господня
Вот полное название этого праздника: Святое Богоявление — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Пресвятой Богородицей и праведным Иосифом в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Место на западном побережье Иордана и Мёртвого моря, где пророк Иоанн начал служение, называлось «пустыней Иудейской».
Евангелист Лука сообщает ценные исторические сведения этого переломного исторического момента, а именно, что в то время Палестина, которая входила в состав Римской Империи, управлялась четырьмя правителями, тетрархами. Императором тогда был Тиверий, сын и преемник Октавиана Августа, при котором родился Христос. Тиверий вступил на престол после смерти Августа в 767-м году от основания Рима, но ещё за два года до этого, в 765-м, он стал уже соправителем и, следовательно, пятнадцатый год правления его начинался в 779-м году, когда Господу исполнилось 30 лет — возраст, требуемый учителю веры.
Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Люди входили в воды Иордана, исповедуя свои грехи, и вода реки как бы смывала эти исповеданные грехи — в этом состояло крещение покаяния.
Вот какое Евангелие читается в сам день праздника:
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,— и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Мф. 3, 13–17)
Христос настоял на крещении не потому, что Сам имел нужду в нем, но для того, чтобы «исполнить всякую правду» — т. е. исполнить закон, «водами погребсти человеческий грех», освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения.
Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седя́щих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
Великое водоосвящение
Особенность этого праздника составляют два великие водоосвящения, так называемые в отличие от малого (которое может совершаться во всякое другое время). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Читаются удивительные по силе и красоте молитвы, а освященную на молебне крещенскую (Богоявленскую) воду православные христиане хранят дома в течение всего года и употребляют по малой капле, а в случае болезни или тяжелых искушений — и помногу. Окропляем мы этой водой и жилище, включая «скаредные», то есть скрытые и даже «нечистые» места, и святыня пронизывает нашу жизнь.
Первое великое водоосвящение бывает накануне Праздника в храме, а другое — в самый Праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах.
Во время крестного хода на водосвятие поются следующие тропари:
Глас Господень на вода́х вопие́т, глаголя: прииди́те, приими́те вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, я́вльшагося Христа.
Вопие́т, глаголя — взывает, говоря.
Днесь вод освяща́ется естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвраща́ет струи, Владыку зря креща́ема.
Яко человек на реку прише́л еси́, Христе Царю́, и рабское крещение прия́ти тщи́шися, Блаже, от Предте́чеву руку́, грех ради наших, Человеколю́бче!
От Предте́чеву руку́ — от рук Предтечи.
Слава отцу и Сыну и Святому Духу.
Ко гласу вопию́щаго в пустыни, угото́вайте путь Господень, прише́л еси́, Господи, зрак рабий прии́м, крещения прося́, не ве́дый греха. Ви́деша Тя воды и убоя́шася, тре́петен бысть Предтеча, и возопи́ глаго́ля: ка́ко просветит светильник Света, како руку́ положи́т раб на Владыку? Освяти́ мене́ и воды, Спасе, взе́мляй ми́ра грех.
Зрак рабий прии́м — — приняв вид раба.
Ка́ко просветит светильник Света? — как светильник может осветить Свет? Светильником назвал Предтечу позже Сам Спаситель: Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его (Ин. 5, 35).
Подготовила Елена Тростникова
- Кресту Господню
- Воскресению Христову
- В Неделю Антипасхи
- В среду Преполовения Пятидесятницы
- Индикта (церковного новолетия)
- Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме
- Обрезания Господня
- Явления на небе Креста Господня в Иерусалиме
- Положения Честной ризы Господа нашего Иисуса Христа, в Москве
- Всемилостивому Спасу
- Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа
- Ипостасной Премудрости Божией, Спасителю нашему Иисусу Христу
- Крещения Руси
- Перед началом всякого доброго дела
- На освящение воды
- На освящение храма
- О болящих
- О усопших
- О ненавидящих и обидящих нас
- О путешествующих
- О умножении любви
- При нападении врагов
- Во время бездождия
- Во время безведрия
- В прещение труса (об избавлении от землетрясения)
- Благодарственные Спасителю
Кресту Господню1
Тропарь, глас 1
Аудио:
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.
Кондак, глас 4
Аудио:
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
* * *
Воскресению Христову2
Тропарь, глас 5
Аудио:
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в,// и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Перевод: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав.
Кондак, глас 8
Аудио:
А́ще и во гроб снизше́л еси́ Безсме́ртне,/ но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко победи́тель Христе́ Бо́же,/ жена́м мироно́сицам веща́вый, ра́дуйтеся:/ и Твои́м апо́столом мир да́руяй,// па́дшим подая́й воскресе́ние.
Перевод: Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: «Радуйтесь!» и Твоим апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.
* * *
В Неделю Антипасхи3
Тропарь, глас 7
Аудио:
Запеча́тану гро́бу,/ живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же,/ и две́рем заключе́нным,/ ученико́м предста́л еси́,/ всех воскресе́ние;/ дух пра́вый те́ми обновля́я нам,// по вели́цей Твое́й ми́лости.
Любопы́тною десни́цею/ жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же;/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой.
Перевод: Любознательной рукою жизнь источающие ребра Твои исследовал Фома, Христе Боже; и тогда, как Ты вошел при запертых дверях, он с прочими Апостолами стал взывать Тебе: «Ты – Господь и Бог мой!»
Величание
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди во ад сше́дшаго/ и с Собо́ю вся// воскреси́вшаго.
Перевод: Величаем Тебя, Податель жизни Христе,/ нас ради во ад сошедшего/ и с Собою всех// воскресившего.
* * *
В среду Преполовения Пятидесятницы
Тропарь, глас 84
Аудио:
Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 45
Аудио:
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем, и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.
Перевод: На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – источник жизни нашей!»
* * *
Индикта (церковного новолетия)6
Тропарь, глас 2
Всея́ тва́ри Соде́телю,/ времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый,/ благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди,/ сохраня́я в ми́ре лю́ди и град Твой// моли́твами Богоро́дицы и спаси́ ны.
Перевод: Всего творения Создатель, времена и сроки Своею властию определивший, благослови круг года благости Твоей, Господи, сохраняя в мире верных и град Твой, по ходатайствам Богородицы, и спаси нас.
Кондак, глас 2
В Вы́шних живы́й, Христе́ Царю́,/ всех ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю,/ И́же дни и но́щи, времена́ и ле́та сотвори́вый,/ благослови́ ны́не вене́ц ле́та,/ соблюди́ и сохрани́ в ми́ре град и лю́ди Твоя́,// Многоми́лостиве.
Перевод: На высотах живущий Царь, Христе, всего видимого и невидимого Творец и Создатель, дни и ночи, времена и годы сотворивший, благослови ныне круг года, сбереги и сохрани в мире город и людей Твоих, Многомилостивый!
* * *
Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме7
Тропарь, глас 4
Я́коже вы́шния тве́рди благоле́пие,/ и ни́жнюю споказа́л еси́ красоту́ свята́го селе́ния сла́вы Твоея́, Го́споди,/ утверди́ сие́ во век ве́ка/ и приими́ на́ша в нем непреста́нно приноси́мая Тебе́ моле́ния, Богоро́дицею,// всех Животе́ и Воскресе́ние.
Перевод: Подобной благолепию небесной тверди и на земле явил Ты красоту святого храма славы Твоей, Господи! Утверди его во век века, и прими по ходатайствам Богородицы наши моления, Тебе в нем непрестанно приносимые, всех Жизнь и Воскресение.
Не́бо многосве́тлое це́рковь показа́ся,/ вся просвеща́ющая ве́рныя, в не́йже стоя́ще зове́м:// сей дом утверди́, Го́споди.
Перевод: Небом многосветлым явилась церковь, просвещающая всех верующих, в ней же стоя взываем: «Утверди этот дом, Господи».
Ин кондак, глас 2
Обновле́ния ду́ха в сердца́х/ и просвеще́ние вну́тренним да́руй,/ ве́рою соверша́ющим свяще́нная обновле́ния хра́ма до́му Твоего́,/ ему́же благоволи́л еси́ созда́тися в Твое́ Боже́ственное и́мя,// Еди́не во святы́х прославля́емый.
Перевод: Обновление Духа в сердцах, и просвещение внутренним чувствам даруй, с верою совершающим священное обновление здания храма Твоего, которому благоволил Ты быть воздвигнутым во Имя Твое Божественное, Единый, во святых прославляемый.
* * *
Обрезания Господня8
Аудио:
На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,/ сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.
Перевод: На Престоле огневидном восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, не познавшей мужа, Матери Твоей, Иисусе; потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. Слава всеблагому Твоему изволению; слава промыслу Твоему; слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!
Кондак, глас 3
Аудио:
Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т/ и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует,/ дае́т спасе́ние днесь ми́ру./ Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх,// и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.
Перевод: Всех Господь обрезание претерпевает и согрешения человеческие, как благой, отсекает, дает в сей день спасение миру; радуется же на небесах и иерарх Творца, и светоносный, Божественный служитель таинств Христовых Василий.
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́// зако́нное обре́зание.
Перевод: Величаем Тебя, Податель жизни Христе,/ и почитаем пречистой плоти Твоей// законное обрезание.
* * *
Явления на небе Креста Господня в Иерусалиме9
Тропарь, глас 8
Креста́ Твоего́ о́браз ны́не па́че со́лнца возсия́,/ его́же от горы́ святы́я да́же до ло́бнаго ме́ста просте́рл еси́/ и в нем Твою́, Спа́се, кре́пость уясни́л еси́,/ сим укрепля́я нас,/ и спаса́й вы́ну в ми́ре// моли́твами Богоро́дицы, Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.
Перевод: Креста Твоего явление ныне сильнее солнца воссияло, его от горы святой до Лобного места распространил и в нем Твою, Спаситель, силу открыл, тем укрепляя нас, и спасай всегда в мире по молитвам Богородицы, Христе Боже, и спаси нас.
Отве́рзый Небеса́ заключе́нная, на Небеси́ пресве́тлыя лучи́,/ на земли́ возсия́ Пречи́стый Крест:/ те́мже, сия́ние его́ де́йства прие́мше, к незаходи́мому наставля́емся Све́ту/ и во бране́х и́мамы его́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Перевод: Отворивший Небеса закрытые, на Небесах светлейшие лучи, на земле воссиял Пречистый Крест: потому, сияние Его силы принимая, к незаходимому приводимся Свету и в битвах имеем его оружие мира, непобедимую победу.
* * *
Положения Честной ризы Господа нашего Иисуса Христа, в Москве10
Днесь притеце́м, ве́рнии,/ к Боже́ственней и цельбоно́сней ри́зе Спаси́теля на́шего Бо́га,/ благоизво́лившаго сию́ пло́тию носи́ти/ и на Кресте́ святу́ю Свою́ Кровь излия́ти,/ е́юже искупи́ нас от рабо́ты вра́жия./ Тем, благодаря́ще, вопие́м Ему́:/ спаси́ оте́чество на́ше,/ и архиере́ев, и град, и вся лю́ди/ честно́ю Твое́ю ри́зою защити́,/ и спаси́ ду́ши на́ша,// я́ко Человеколю́бец.
Перевод: В сей день прибегнем, верные, к Божественней и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога, благоволившего ее на теле Своем носить и на Кресте святую Свою Кровь излить, которою искупил нас от рабства врагу. Потому с благодарностью взываем Ему: «Спаси Отечество наше, и архиереев, и град, и всех людей священной Твоею ризою защити и спаси души наши, как Человеколюбец!»
Одея́ние нетле́ния, спаси́тельнаго целе́ния/ все́м челове́ком, Влады́ко, дарова́л еси́,/ Твое́ Боже́ственное сокро́вище — честну́ю ри́зу,/ я́же есть хито́н,/ е́юже живоно́сную и святу́ю плоть вочелове́чения Твоего́ оде́яти благоволи́л еси́./ Сию́ жела́нием прие́млюще све́тло пра́зднуем,/ стра́хом же и любо́вию, я́ко Благода́телю воспева́юще, зове́м Ти, Христе́:/ сохрани́ в ми́ре оте́чество на́ше, и архиере́ев, и вся лю́ди,// по вели́цей Твое́й ми́лости.
Перевод: Как одеяние нетления, исцеляющее во спасение, всем людям, Владыка, Ты даровал Твое Божественное сокровище – священную ризу, то есть хитон, которой Ты живоносную и святую плоть Свою, вочеловечившись, облекать благоволил. Ее с усердием принимая, торжественно празднуем, и со страхом и любовью, как Благодетелю воспевая, взываем Тебе, Христе: «Сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и всех людей по великой Твоей милости».
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем вси Боже́ственныя ри́зы Твоея́// честно́е положе́ние.
* * *
Всемилостивому Спасу1
С Вы́шних призира́я, убо́гия прие́мля,/ посети́ нас, озло́бленныя грехи́, Влады́ко Всеми́лостиве,// моли́твами Богоро́дицы да́руй душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: С небес милостиво взирая, нищих принимая, посети нас, изнемогших от грехов, Владыка всемилостивый: по молитвам Богородицы даруй душам нашим великую милость.
Перевод: Всякого дела скверного исполнителем был я, Всемилостивый Спаситель, и в ров отчаяния пал; но стенаю от сердца и взываю к Тебе, Слово: «Поспеши, о Сострадательный, и обратись к нам на помощь, как Милостивый!»
* * *
Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа11
Аудио:
Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.
Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотью на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»
Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почита́ем, того́ лобыза́юще.
Перевод: Зная неизреченное и Божественное Твое о людях промышление, неизобразимое Слово Отчее, и образ имея истинного Твоего воплощения, не рукотворный, но силой Божией написанный и победы приносящий, мы его почитаем, лобызая.
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ Твоего́// пресла́вное воображе́ние.
* * *
Ипостасной Премудрости Божией, Спасителю нашему Иисусу Христу
На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ яви́тися на земли́, я́ко челове́к,/ исполня́я предве́чный о нас Сове́т Святы́я Тро́ицы, Христе́ Иису́се;/ сего́ ра́ди и пострада́л еси́ пло́тию,/ да спасе́ши мир и вознесе́ши избра́нныя Твоя́,/ иде́же при́сно, я́ко Бог, во сла́ве ца́рствуеши./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ Сове́ту,/ сла́ва прему́дрому смотре́нию Твоему́,// сла́ва неизрече́нному снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.
Избра́нному пре́жде век соде́лати спасе́ние ми́ра,/ Вели́каго Сове́та А́нгелу, Сы́ну Бо́жию, Иису́су Христу́,/ прииди́те, ве́рнии, поклони́мся и припаде́м Ему́,/ сла́вяще неизрече́нное о нас Боже́ственное смотре́ние,/ и, я́ко изба́вленнии от ве́чныя сме́рти,/ вознесе́м Ему́, Спаси́телю на́шему и Бо́гу, благода́рственную песнь,/ душа́ми чи́стыми и нескве́рными устна́ми взыва́юще:// сла́ва Тебе́, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Велича́ем Тя,/ Единоро́дный Сы́не Бо́жий, Иису́се Христе́,/ вся прему́дростию Твое́ю в нача́ле сотво́ршаго/ и челове́ческий па́дший род от ве́чныя сме́рти// всеми́лостивно искупи́вшаго.
* * *
Крещения Руси12
Аудио:
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ зе́млю Ру́сскую Креще́нием просвети́вый,/ лю́дем ея́ низпосла́в Ду́ха Свята́го,/ и́хже и ко спасе́нию приведы́й,// Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Перевод: Благословен Христос Бог наш, землю Русскую Крещением просветивший, людям ее даровав Духа Святого, их и ко спасению приведший, Человеколюбче, слава Тебе.
Аудио:
Днесь земля́ Ру́сская предстои́т Бо́гу/ и плод свята́го Креще́ния Ему́ прино́сит,/ А́нгели, ра́дующеся, славосло́вят,/ и вси святи́и с Богоро́дицею, лику́юще, пою́т:/ Христо́с воцари́ся, Христо́с просла́вися./ Ве́лий еси́, Го́споди, и чу́дна дела́ Твоя́,// Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Перевод: Ныне земля Русская предстоит Богу и плод святого Крещения Ему приносит. Ангелы, радуясь, прославляют, и все святые с Богородицей, ликуя, поют: «Христос воцарился, Христос прославился. Велик Ты, Господи, и удивительны дела Твои, Боже наш, слава Тебе».
* * *
Перед началом всякого доброго дела
Тропарь, глас 213
Аудио:
Тво́pче и Созда́телю вся́ческих, Бо́же,/ дела́ pук на́ших, к сла́ве Твое́й начина́емая,/ Твои́м благослове́нием спе́шно испpа́ви,/ и нас от вся́каго зла изба́ви,// я́ко Еди́н всеси́лен и Человеколю́бец.
Кондак, глас 614
Аудио:
Ско́рый в заступле́ние и кре́пкий в по́мощь,/ предста́ни благода́тию си́лы Твоея́ ны́не/ и, благослови́в, укрепи́,/ и в соверше́ние наме́рения блага́го де́ла рабо́в Твои́х произведи́;/ вся бо, ели́ка хо́щеши,// я́ко Всеси́льный Бог, твори́ти мо́жеши.
* * *
На освящение воды
Тропарь, глас 615
С небесе́ посли́ благода́ть, Жизнода́вче,/ и во́ду сию́ освяти́,/ и всем скве́рнам яви́ ю бы́ти очище́ние.
* * *
На освящение храма
Тропарь, глас 316
И́же на ка́мени ве́ры созда́вый, це́рковь Твою́, Бла́же,/ к той испра́ви моле́ния на́ша,/ и приими́ лю́ди в ве́ре вопию́щих Тебе́:/ спаси́ ны Бо́же наш, спаси́ ны.
* * *
О болящих
Тропарь, глас 417
Аудио:
Ско́pый в заступле́нии Еди́н сый, Хpисте́,/ ско́pое свы́ше покажи́ посеще́ние стpа́ждущим pабо́м Твои́м,/ и изба́ви от неду́г и го́pьких боле́зней,/ и воздви́гни во е́же пе́ти Тя и сла́вити непpеста́нно,// моли́твами Богоpо́дицы, Еди́не Человеколю́бче.
На одре́ боле́зни лежа́щих и сме́ртною ра́ною уя́звленных,/ я́коже иногда́ воздви́гл еси́, Спа́се, Петро́ву те́щу,/ и рассла́бленнаго на одре́ носи́маго,/ си́це и ны́не, Милосе́рде, стра́ждущих посети́ и исцели́:/ Ты бо Еди́н еси́ неду́ги и боле́зни ро́да на́шего понесы́й,// и вся моги́й, я́ко Многоми́лостив.
* * *
О усопших
Тропарь, глас 218
Аудио:
Перевод: Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих / и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: / ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. / Ты можешь и преставившимся дать покой.
Ин тропарь, глас 819
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй,/ и поле́зное всем подава́яй,/ еди́не Соде́телю,/ упоко́й Го́споди, ду́ши раб Твои́х:/ на Тя бо упова́ние возложи́ша,// Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.
Перевод: Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий и полезное всем подающий, Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, ибо на Тебя они надежду возложили, Творца, и Промыслителя, и Бога нашего.
Кондак, глас 819
Со святы́ми упоко́й/ Христе́, ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жи́знь безконе́чная.
Перевод: Со святыми упокой, Христе,/ души рабов Твоих,/ там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания,// но жизнь бесконечная.
* * *
О ненавидящих и обидящих нас20
О pаспе́нших Тя моли́выйся, любоду́шне Го́споди,/ и pабо́м Твои́м о вpазе́х моли́тися повеле́вый,/ ненави́дящих и оби́дящих нас пpости́,/ и от вся́каго зла и лука́вства к братолю́бному и добpоде́тельному наста́ви жи́тельству,/ смиpе́нно мольбу́ Тебе́ пpино́сим,/ да в согла́сном единомы́слии сла́вим Тя,// Еди́наго Человеколю́бца.
Кондак, глас 5
Я́коже первому́ченик Твой Стефа́н,/ о убива́ющих его́ моля́ше Тя, Го́споди,/ и мы припа́дающе мо́лим:/ ненави́дящих всех и оби́дящих нас прости́,/ во е́же ни еди́ному от них нас ра́ди поги́бнути,/ но все́м спасти́ся благода́тию Твое́ю,// Бо́же Всеще́дрый.
* * *
О путешествующих21
Аудио:
Путь и и́стина сый, Христе́, спу́тника А́нгела Твоего́ рабо́м Твои́м ны́не, я́коже Тови́и иногда́, посли́, сохраня́юща и невреди́мых, к сла́ве Твое́й, от вся́кого зла во вся́ком благополу́чии соблюда́юща, моли́твами Богоро́дицы, Еди́не Человеколю́бче.
Луце́ и Клео́пе во Еммау́с спутеше́ствовавый, Спа́се, сше́ствуй и ны́не рабо́м Твои́м, путеше́ствовати хотя́щим, от вся́каго избавля́я их зла́го обстоя́ния: вся бо Ты, я́ко Человеколю́бец, мо́жеши хотя́й.
* * *
О умножении любви
Тропарь, глас 422
Аудио:
Сою́зом любве́ апо́столы Твоя́ связа́вый, Христе́, и нас Твои́х ве́рных рабо́в к Себе́ тем кре́пко связа́в, твори́ти за́поведи Твоя́ и друг дру́га люби́ти нелицеме́рно сотвори́, моли́твами Богоро́дицы, Еди́не Человеколю́бче.
Аудио:
Пла́менем любве́ распали́ к Тебе́ сердца́ на́ша, Христе́ Бо́же, да то́ю разжига́еми, се́рдцем, мы́слию же и душе́ю, и все́ю кре́постию на́шею возлю́бим Тя, и и́скренняго своего́ я́ко себе́, и повеле́ния Твоя́ храня́ще сла́вим Тя, всех благ Да́теля.
* * *
При нападении врагов
Тропарь, глас 423
Ско́pо пpедваpи́, пpе́жде да́же не поpабо́тимся вpаго́м,/ ху́лящим Тя и пpетя́щим нам, Хpисте́ Бо́же наш,/ погуби́ Кpесто́м Твои́м боpю́щия нас,/ да pазуме́ют, ка́ко мо́жет пpавосла́вных ве́pа,// моли́твами Богоpо́дицы, Еди́не Человеколю́бче.
Перевод: Скоро предстань нам на помощь, Христе Боже наш, / прежде, чем окажемся мы в рабстве у врагов, / поносящих Тебя и угрожающих нам. / Крестом Твоим, Единый Человеколюбец, / воюющих с нами низложи, по молитвам Богородицы, / чтобы они познали, / как сильна вера православных!
Кондак, глас 824
Аудио:
Возбра́нный Воево́до и Го́споди, а́да Победи́телю!/ Я́ко изба́влься от ве́чныя сме́рти,/ похва́льная воспису́ю Ти, созда́ние и раб Твой,/ но я́ко име́яй милосе́рдие неизрече́нное,/ от вся́ких мя бед свободи́, зову́ща:// Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.
Перевод: Обороняющий меня Воевода и Господь, ада победитель! Избавившись от вечной смерти, хвалебные песни посвящаю Тебе я, создание и раб Твой. Ты же, как имеющий милосердие неизреченное, от всяких напастей освободи меня, взывающего: «Иисусе, Сын Божий, помилуй меня!»
* * *
Во время бездождия25
Возду́ха растворе́ние повеле́нием Твои́м прелага́яй, Го́споди,/ во́льный дождь с благорастворе́нными возду́хи да́руй земли́,/ е́же приноси́ти лю́дем Твои́м плоды́ изоби́льныя,/ и насыща́ти вся́кое живо́тно Твои́м благоволе́нием,// моли́твами Богоро́дицы и всех святы́х Твои́х.
Кондак, глас 6
Всех Творца́ и Зижди́теля,/ и благи́х Да́теля Тя све́дуще, Го́споди,/ к Тебе́ припа́даем, и приле́жно мо́лим:/ пощади́, Милосе́рде, и прости́ я́ко Благ беззако́ния на́ша,/ и настоя́щаго пра́веднаго гне́ва изба́ви рабы́ Своя́,/ подая́, я́ко Благ, жа́ждущей земли́ благопло́дныя дожди́,// я́ко Еди́н Многоми́лостив.
* * *
Во время безведрия26
При́зри ми́лостивно, Бо́же, на лю́ди согре́шшия,/ и не пре́зри в покая́нии к Тебе припа́дающих,/ но я́ко Благ поми́луй,/ и вско́ре пра́веднаго Твоего́ изба́ви преще́ния,// моли́твами Богоро́дицы, Еди́не Человеколю́бче.
Не отри́ни до конца́ согре́шшия лю́ди Твоя́, Влады́ко,/ ниже́ отста́ви ми́лости и щедро́ты Твоя́ от нас,/ но я́ко бе́здна сый щедро́т, и милосе́рдия пучи́на,/ приими́ мольбы́ на́ша,/ и изба́ви нас от належа́щия беды́ и ну́жды,// Еди́н бо еси́ Благоуве́тлив.
* * *
В прещение труса (об избавлении от землетрясения)27
Призира́яй на зе́млю, и творя́й ю́ трясти́ся,/ изба́ви ны стра́шнаго тру́са преще́ния, Христе́ Бо́же наш,/ и ниспосли́ нам бога́тыя ми́лости Твоя́,// моли́твами Богоро́дицы, и спаси́ ны.
Перевод: Обращающий внимание на землю и заставляющий ее сотрясаться, избавь нас от страшной угрозы землетрясения, Христос Бог наш, и ниспошли нам богатые милости Твои по молитвам Богородицы, и спаси нас.
Изба́ви тру́са тя́жкаго всех нас, Го́споди,/ и я́звы нестерпи́мыя, грех ра́ди на́ших./ Пощади́, Го́споди, лю́ди Твоя́,/ я́же стяжа́л еси́ Твое́ю Кро́вию, Влады́ко,/ и град не преда́ждь в поги́бель тру́сом стра́шным,/ ино́го бо ра́зве Тебе́ Бо́га не ве́мы,/ и воззови́ пою́щим:// Аз е́смь с ва́ми, и никто́же на вы.
Перевод: Избавь от землетрясения тяжелого всех нас, Господи, и от ран нестерпимых из-за наших грехов, пощади, Господи, православных людей Твоих, которых ты обрел Твоей Кровью, Владыка, и город не предай погибели от страшного землетрясения, ибо никакого другого бога, кроме Тебя, Боже, мы не почитаем, и воззови поющим: «Я с вами и никто против вас».
* * *
Благодарственные Спасителю28
Аудио:
Благода́рни су́ще недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди,/ о Твои́х вели́ких благодея́ниих на нас бы́вших,/ сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие/ и ра́бски любо́вию вопие́м Ти:// Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Аудио:
Об истинном месте Крещения Иисуса Христа, Иорданских святых и «епископе без кафедры»
В ноябре 2019 года мне посчастливилось погрузиться в воды реки Иордан, когда мы с паломниками, путешествуя по Иордании, жили на Подворье в честь Святого Иоанна Предтечи на месте Крещения Господня. О русской паломнической резиденции высочайшего уровня и о многом другом рассказывает исполняющий обязанности ключаря Подворья Русской духовой миссии на месте Крещения Иисуса Христа игумен Михей (Селяков).
Подворье Русской Духовной Миссии в Иордании
– Отец Михей, как вы оказались в Иорданском Археологическом заповеднике под названием «Место Крещения Христа»?
– Я думаю, это Промысл Божий. Специально не просился. Так получилось, что мне пришлось уехать из Сибири по состоянию здоровья. И в какую южную страну меня направят, мне было неважно. Я положился на волю Божью: как владыка Антоний определит, пусть так и будет. Он руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, митрополит Корсунский и Западноевропейский. Он, правда, спросил, где я желаю служить: на приходе с детьми или где-то еще… Я ответил, что каждый монах желает быть поближе к монашеской обстановке. И владыка сказал, что есть вакансия в Иордании. Я, конечно, сразу согласился, и уже около года тружусь в Русском Странноприимном доме на месте Крещения Иисуса Христа.
Я думаю, это Промысл Божий
Когда я думаю о тех важнейших событиях Библейской истории, которые здесь происходили, дух захватывает, и не верится, что я служу в таком святом месте. Оно называется Вифавара, что в переводе с еврейского значит «переправа». В древности здесь был переход через реку Иордан.
– Как давно это место стало паломническим?
– Это местечко русские паломники начали посещать еще в XII веке, но сейчас далеко не все россияне знают о нем. Читая историческую книгу об Иордании, я понял, что каждое селение здесь связано с конкретным библейским событием. Именно здесь израильтяне после сорокалетнего странствования по пустыне перешли через полноводный тогда Иордан в землю обетованную под предводительством Иисуса Навина.
Река Иордан зимой 2019
На протяжении семи столетий, с V по начало XII века, на месте Крещения Господня сменили друг друга пять христианских храмов. Первый храм был построен при византийском императоре Анастасии, на специальных арках на высоте 6 метров над землей. Это было сделано, чтобы храм не был разрушен во время разливов Иордана.
Мозаичная икона на месте Крещения
– Какие исторические свидетельства говорят об этом?
– В 1990-е годы международная группа археологов во время раскопок обнаружила каменный остов часовни. Она стояла на месте, где Господь снял ризы перед тем, как зайти в воду. В близлежащем городе Ма́даба (это библейская Медева), который населяют в основном христиане, в конце XIX века на основании древнего христианского храма была построена базилика Святого великомученика Георгия Победоносца. На полу базилики сохранилась уникальная древняя мозаичная карта святых мест Палестины. Она датируется VI веком по Р.Х. Именно эта карта подсказала, где искать историческое место Крещения Господа нашего Иисуса Христа от десницы святого Иоанна Предтечи. Это место обозначала основа греческой колонны, которая была обнаружена вместе с руинами византийской церкви. Остатки древней купели и базилики сохранились на расстоянии нескольких сотен метров от Русского Странноприимного дома. Только вдумайтесь – мы с вами ходим по тем самым местам, где проповедовал святой Иоанн Креститель, где принявший от его руки Крещение Иисус Христос призвал апостолов из его учеников! На это же место, «за Иордан», Иисус Христос вернулся, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления.
Древний храм на месте Крещения
Только вдумайтесь – мы с вами ходим по тем самым местам, где проповедовал святой Иоанн Креститель
– Откуда чаще всего к вам приезжают паломники?
– Большинство из России, а из них большая часть из Москвы. Бывали люди из Краснодара, Челябинска, но 90%, наверное, москвичи. Иностранцы заезжают, но это буквально единицы.
– В основном православные?
– Не только. У нас прошлой зимой три-четыре дня англикане проводили какие-то богословские диспуты. В холле для них ставили столы, мы даже с ними беседовали, дискутировали. Молились они, конечно, отдельно, на улице.
– Они знали о том, что в пяти минутах ходьбы от гостиницы оборудован удобный спуск к реке, где паломники совершают омовение в священных водах Иордана – в том месте, где Крещение принял Сам Иисус Христос?
– Погружаться в воду – это больше русская традиция. Я не видел, чтобы иностранцы купались. Сам я летом окунаюсь каждый день, в основном вечером, когда никого нет. Помимо паломников, сюда еще приезжают туристы из Акабы. Слава Богу, многие из них верующие, крещеные. То есть миссионерскую функцию это место выполняет, несмотря на то, что они не попадают на богослужения.
– Едва выйдя из автобуса, мы сразу побежали к реке Иордан, чтобы успеть окунуться до темноты. Все паломнические группы так себя ведут?
– Большинство. Теперь здесь самое удобное место для погружения в Иордан. Года три назад тут все облагородили. Сделали дубовую купальню и спуск к воде. Раньше дно было глинистое, а теперь в глубину ведут деревянные ступени. Спуск к реке расположен очень близко от резиденции.
Холм пророка Илии и место пещеры пророка Иоанна Крестителя
– На Святой Земле, как нигде, ощущается близость святых. В вашем храме Иоанна Предтечи есть большая икона «Собор иорданских святых». Большинство их имен мне неизвестно, к сожалению.
– На этой иконе изображены, конечно, не все иорданские святые, а лишь основные, которые здесь подвизались. Из широко известных – это, прежде всего, пророки Илия и Иоанн Предтеча и преподобная Мария Египетская. В двух километрах от Странноприимного дома находится холм Святого пророка Илии. Здесь он перешел Иордан перед тем, как Господь взял его на небо на огненной колеснице. Гиды покажут вам холм «Тель Харрар» с руинами византийской пещерной церкви. Она почитается как жилище пророка Илии и Иоанна Предтечи. Православные христиане не могут не посетить и место усекновения главы Иоанна Предтечи. По преданию, он пребывал в заточении в местечке Макави́р – в темнице замка царя Ирода Махайрос. Здесь проходил описанный в Евангелии пир в честь дня рождения Ирода, во время которого Иоанн Предтеча был усечен мечом. В 72-м году по Р.Х. римляне не оставили от замка Ирода камня на камне, но библейские руины до наших дней свидетельствуют о произошедших здесь событиях.
Русский храм Иоанна Предтечи на месте Крещения
Библейские руины до наших дней свидетельствуют о произошедших здесь событиях
Недалеко от нас находится место подвигов преподобной Марии Египетской, которая перешла Иордан, чтобы отправиться в пустыню для аскетических трудов и покаяния. Это буквально метрах в трехстах отсюда. В Великий пост, в день «Стояния преподобной Марии Египетской», мы читаем ее житие и канон Андрея Критского прямо на том месте в пустыне, где жила преподобная Мария Египетская. В Иордании святые места сохраняются в инклюзивном, первозданном виде – нет ни современной плитки, ни фонарей. Мы все видим так, как было во времена подвизавшихся иорданских святых: те же самые кусты и тот же песок – ту обстановку, которая была здесь несколько веков назад.
– Наш замечательный гид-миссионер Александр Фрэл показал нам и источник Святого Иоанна Крестителя, и руины византийского монастыря на предполагаемом месте подвига преподобной Марии Египетской. Он рассказал и о том, что сейчас в заповеднике имеют свои храмы и монастыри различные христианские конфессии. Но православные чувствуют себя как дома, конечно, в очень уютном Русском Странноприимном доме. Какова история его создания?
– В июле 2006 года король Иордании Абдалла II Бен Аль-Хусейн решил предоставить России землю на территории заповедника «Место Крещения Иисуса Христа» для строительства паломнического центра. В феврале 2007 года состоялась встреча на высшем уровне короля Иордании и Президента России Владимира Путина. Участок земли в Вифаваре был официально передан России правительством Иорданского королевства в бессрочное и безвозмездное пользование. В марте следующего года на восточном берегу Иордана был освящен закладной камень будущего комплекса. 26 июня 2012 года, в рамках официального визита Президента России в Израиль, был торжественно открыт «Русский Странноприимный дом на месте Крещения Господня». С этого времени он вошел в инфраструктуру старейшего русского учреждения на Святой Земле – Русской духовной миссии в Иерусалиме, которая уже более 170-ти лет занимается приемом паломников.
Патриарх Кирилл, 2012 год
– Кто из известных людей побывал у вас?
– Странноприимный дом на месте Крещения Господня в ноябре 2012 года посетил Патриарх Кирилл во время своего официального визита в Святую Землю. Это произошло спустя месяц после прибытия первой группы паломников. Он осмотрел храм Св. Иоанна Предтечи, паломническую резиденцию, рассчитанную на 98 человек, уютные гостиничные номера со всеми удобствами, просторную трапезную, автомобильную парковку, два спуска к Иордану: один из них удобен для малых групп, второй – для больших. А 6 октября 2015 года Странноприимный дом посетили председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, посол в Иордании Борис Болотин, сенаторы, депутаты Госдумы, политики и бизнесмены России и Иордании. Их встретили представители духовенства во главе с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Александром (Елисовым).
– Нас поразил своей красотой расположенный на втором этаже Странноприимного дома православный храм в честь Святого Иоанна Предтечи. Это сердце паломнической резиденции. Из храма долго не хотелось уходить.
– Все паломники восхищаются нашим храмом, расписанным в византийском стиле. Он открыт ежедневно, до позднего вечера. Богослужения в храме проходят по средам, пятницам, воскресеньям и в дни великих праздников. Паломники заказывают поминания о здравии и об упокоении на полгода и на год. Редко кто уходит из церковной лавки без икон или сувениров. Даже католики часто приезжают группами на экскурсии в наш храм. Все отмечают его благолепие, особую тишину и спокойствие.
– Каковы ваши собственные ощущения от пребывания в Иордании?
– Эти внутренние ощущения не передать словами. Это ощущение Святого места и особенная близость к святым, к Богу. Кажется, каждая молитва, каждая твоя мысль бывает услышана. Мы знаем, конечно, что Господь к каждому из нас очень близок, но здесь, бывает, даже не молишься, а просто подумаешь – и Господь уже дает просимое.
Гостиница
– Окормляете ли вы местное население?
– Первоочередной моей задачей является забота о сотнях паломников. Также мне приходится заниматься духовным попечением о местных русскоязычных христианах. Слава Богу, что в семинарии я был председателем миссионерского братства, поэтому некий опыт приобрел, что весьма пригодилось здесь. Примерно три раза в неделю молимся об упокоении. Когда нет литургии, я служу молебен и заупокойную литию. Записки в основном приезжие подают. Если заказывают сорокоуст, молимся около трех месяцев, т.к. у нас 3–4 литургии в неделю. Местные православные тут как исповедники. Все-таки страна мусульманская – у них свои законы. Как говорится, Восток – дело тонкое. У многих прихожанок мужья – мусульмане, и мы стараемся им больше уделять внимания, и требования к ним уже не такие строгие, как в православной стране. Когда они рассказывают о своей вере, видишь, как им Господь помогает, как рука Божия с ними, какие чудеса происходят в их жизни по их просьбе. Это из их личных рассказов об их жизни, о том, как они пришли к вере.
– Прихожан много?
– По сравнению с Тюменью, где у нас было достаточно много прихожан (на Пасху приходило от 700 до 1000 человек), здесь, конечно, гораздо меньше. В Тюмени в Свято-Троицком монастыре небольшое расстояние от келлии до храма проходил, бывало, минут за 40, потому что людей очень много, и они задавали много вопросов. Я иногда думал, как бы до храма дойти, иногда начинал прятаться. А здесь каждого человека ждешь и ценишь. Каждому уделяешь гораздо больше внимания, особенно нашим, местным прихожанам.
– Вы ощущаете близость святых в этом святом месте?
– Да. Могу рассказать один случай. Во время праздничного всенощного бдения я выхожу перед царскими вратами читать молитвы во время шестопсалмия, соответственно, в алтаре никого не остается. В алтаре на жертвеннике лежали просфорки, из которых я уже начал вынимать частицы за сорокоусты. Одна просфора у меня оставалась – не вынутая, нетронутая. Захожу минут через 10, смотрю, а из просфоры вынуто частиц сто, не меньше. Никого нет, я один священник, у меня здесь нет ни пономаря, ни диакона. Только чтец на клиросе читал псалмы.
Захожу минут через 10, смотрю, а из просфоры вынуто частиц сто, не меньше. Никого нет, я один священник
– И кто, по вашему мнению, вынул частицы?
– Очень многие рассказывают про святителя Нектария Эгинского. Его еще называют «епископ без кафедры», так как он часто ходит по храмам. Бывает, его видят даже воочию. Поэтому, скорее всего, это он. В житиях святых описывается случай, как явился один из святых служащему иеромонаху и просил его помолиться на проскомидии за своих усопших родителей. Иеромонах ему говорит: «Подожди, ты же святой, на небе находишься, а просишь у меня, грешного, молитв». Святой отвечает: «Здесь вы – священники – стоите непосредственно у престола Божия, здесь – на Земле – молитва важнее».
– Что было самым радостным для вас, когда вы приехали сюда?
– Самое радостное для меня – это тишина, тепло и спокойствие. Пожив в городском монастыре, где постоянно шум и очень много людей, здесь, в тишине, начинаешь больше контролировать свои мысли, больше себя слышать. При этом понимаешь, что справиться с собой не так-то просто. Тут и благотворное воздействие на душу, и более обостренная духовная борьба. Она более явная. Без помощи Божьей тут не обойтись.
– А кто у вас поет на клиросе?
– Раньше пели сестры из Горненского женского монастыря, которые направлялись сюда на послушание. Сейчас удалось привезти одного певчего из Тюменского Свято-Троицкого монастыря.
Митрополит Запорожский Лука
– Вы успеваете пообщаться и познакомиться с паломниками?
– Принимая паломнические группы, я больше общаюсь с батюшками. Если группа приезжает без священника, то, конечно, беру на себя миссию беседовать, исповедовать. Время общения с прихожанами – это обычно проповедь после литургии. Мне понравился один московский духовник, старенький батюшка, сейчас не помню его имя, но он был для меня примером. Он беседовал со своими паломниками целыми днями – и в трапезной, и вечером возле фонтана, и днем они сидели, читая Псалтирь. То есть целыми днями продолжалось общение! А недавно с большой группой паломников приезжал митрополит Запорожский Лука. Пока они жили здесь, он служил литургию каждый день. С ним было 11 сопровождавших священников.
– В трапезной работают русские женщины. Это трудницы?
– Да, трудницы. Их приглашают на рабочий сезон – примерно с середины августа до середины июня следующего года, потому что в середине июня температура воздуха тут поднимается до 50 градусов, и месяца два здесь приема паломников нет. Можно, конечно, приехать, искупаться, в храм зайти. Это одно из самых низких мест на планете – ниже уровня мирового океана на 400 метров (если точно, по-моему, 385 метров). По сравнению с Иерусалимом, здесь всегда на 10 градусов теплее. Я обычно шучу, что ниже меня уже не сошлют, потому что некуда.
– Как вам удается служить без помощников на Рождество и Пасху, когда собирается большое количество людей?
– Особенно сложно бывает на Пасху: с утра служба, потом едем на границу за Благодатным огнем из Иерусалима, потом подготовка, переоблачение, украшение храма, потом приезжают паломники, и с 9 вечера я начинаю их исповедовать. А в 12 ночи начинается пасхальное богослужение и крестный ход.
– Кто украшает храм цветами?
– Сам все делаю. Помогает клирошанин. Людей немного, приходится все делать самому – звонить в колокол, убирать алтарь. Когда на Пасху и Рождество паломники приезжают, мы очень рады, потому что это действительно большая помощь. Если вдвоем служишь, это уже в два раза легче.
– Бывают ли на службах дети?
– Конечно. В основном это дети сотрудников нашего посольства и прихожан. Надо отметить, что дети здесь более взрослые. Знают, как правило, не один язык. Меня удивляет, насколько хорошо в Иордании дети знают не только свой родной арабский, но и английский язык. И радует, что с детства их приводят в храм.
– Отец Михей, расскажите, пожалуйста, о себе. Вы родились в верующей семье?
– Я родился на Урале, в небольшом провинциальном городке Кушва Свердловской области. Родители из рабочих. Папа больше сорока лет проработал в шахте. Сейчас ему идет 86-й год. Мама почила. Родители с детства прививали нам – четверым детям – веру. Меня крестили в 5 лет в храме Архангела Михаила. Мама учила кратким молитвам, сама всегда читала молитвы. Утром, бывало, просыпаешься оттого, что мама в соседней комнате молится за своих детей, иногда со слезами. Конечно, свой отпечаток это наложило на мою жизнь. Слава Богу, Господь сохранил от каких-то страшных грехов в юношестве. Вера-то была. Другой вопрос, что мы не были полностью воцерковленными.
– А учились и работали где?
– После окончания средней школы работал 7 лет мастером ОПС в отделе вневедомственной охраны города Кушва. В 2001-м году по направлению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия поступил на очное отделение Тобольской семинарии. Она была тогда в России третьей по счету. Первые две были в Москве и Санкт-Петербурге. Во время учебы нес послушания старшего дежурного по Петропавловскому храму города Тобольска, председателя миссионерского братства при семинарии имени Великомученика Димитрия Солунского. На третьем курсе принял монашеский постриг. Меня назвали в честь преподобного Михея, игумена Радонежского. На Благовещение Пресвятой Богородицы 2004 года был рукоположен в диаконский сан, а ровно через год стал иеромонахом. Два года нес послушание коменданта архиерейского дома архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина). Заочно учился в магистратуре при ТПДС и в Тобольске же закончил педагогический институт по профилю «История и право».
– Вы с детства хотели стать батюшкой?
– Нет, хотя мысли были, конечно. Мы с мамой как-то сидели, общались. Был у нас Новый завет, изданный в XIX или даже в XVIII веке, старый-престарый. Лет в 14–15 мне удавалось читать на церковнославянском. Я не все понимал, но старался читать. Мама на меня смотрит и говорит: «Может, тебе батюшкой пойти?» Я говорю: «Какой из меня батюшка?» – «Ну, да». Но через 10 лет по Промыслу Божьему этот вопрос вновь был поднят.
– А бабушка с дедушкой верующие были?
– Да. Дома у них стояли иконы, а мы, дети, спрашивали, живые ли те, кто изображен на иконах. Тогда не хватало ни икон, ни литературы. Какую-то брошюрку мама принесла из храма, еле-еле купила, и то в ней говорилось лишь об изъятии церковных ценностей в XX веке. Позже за большие деньги еле достали Библию.
– Мы приехали на Святую Землю 2 ноября, в день памяти преподобного Гавриила (Ургебадзе). Вы, конечно, читали о том, что решающую роль в его жизни сыграло Евангелие, прочитанное в детстве. А в вашей жизни Евангелие много значило?
– Скорее, Библия целиком. Мама как-то сказала: «Кто прочитает Библию, того Бог не оставит». Знаете, когда начинаешь постоянно искать истину, нужно знать, где можно найти ответ на какой-то свой вопрос. Я потихонечку, втайне от всех, начал читать Библию каждый день. Я ее в подростковом возрасте прочитал всю. У меня была такая идея: если я в течение дня не нашел для себя ответа на свой важный вопрос, то день прошел зря. А тут уже более-менее в церковной библиотеке стали появляться книги преподобных аввы Дорофея, Иоанна Лествичника. Я начал читать. Надо же, на все мои вопросы, оказывается, есть ответы. Я взахлеб, за вечер, прочитывал целую книгу и запоминал все слово в слово. До того изголодалась душа. Это и был наибольший толчок к воцерковлению.
– Сейчас, в век Интернета, найти любую книгу не проблема. А вы в юности делились книгами со своими братьями?
– Я бы сказал, что они больше начали читать и воцерковляться, когда я уже постригся в монашество. Мы ездили, конечно, с ними в паломничества – в Верхотурье к праведному Симеону, в Меркушино, – но в таинствах особо не участвовали.
Игумен Михей (Селяков)
– А сами когда начали воцерковляться?
– Когда работал мастером по сигнализации 5 разряда в отделе вневедомственной охраны. Вечерами я дежурил, выполняя чисто техническую работу: когда закрывались магазины, кассы, банки, если где-то что-то не могли закрыть, мне приходилось выезжать и устранять неисправности. Городок у нас небольшой, иногда вовсе заявок не было. В 1990-е годы не было ни сотовых телефонов, ни Интернета, даже телевизора у нас в кабинете не было. По 8 часов я в кабинете был один. И вот это уединение очень ценил. Было о чем подумать. Я прекрасно понимал, что в моей жизни всё есть, все блага: здоровье, родители хорошие, квартира, машина, всем обеспечен – чего еще не хватает? И приходил к выводу, что не хватает только молитвы. Особенно это становилось очевидным, когда наблюдал за людьми из окна. Вон дедушка старенький еле-еле идет, пьяный, за кусты хватается, ругается очень сильно. И думаешь: вот-вот он сейчас умрет, ему осталось жить-то всего ничего. А зачем это, для чего эта краткая жизнь? Бессмысленно все.
– Был ли все-таки какой-то призыв Господа к служению?
– В Священном Писании Господь говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). Когда человек Духом Святым познает истину, он идет уже прямо, не оборачиваясь назад. Процесс воцерковления становится более твердым. Когда я первый раз исповедовался (это сразу была генеральная Исповедь), сразу появилась твердая неофитская решимость: «Больше я грешить никогда в жизни не буду». Эта решимость, когда, может быть, еще предваряющая благодать действовала, продержалась неделю, максимум две. Потом я на кого-то весьма сильно разгневался, накричал. «Ага, – думаю, – не получается». Постепенно начинаешь познавать свою немощь. Захочешь стать святым – не получится. У меня была мысль учиться в духовной семинарии. Настоятель нашего храма протоиерей Димитрий Меньшиков настойчиво предложил мне поступать в семинарию. Но мне не хотелось сразу же туда отправляться. Я говорю: «У меня опыта немного, давайте я годик на приходе побуду пономарем». И это мне помогло узнать Устав и приобрести некий опыт. Потом на первом курсе Тобольской семинарии литургика и другие предметы мне давались гораздо легче.
Постепенно начинаешь познавать свою немощь. Захочешь стать святым – не получится
– В Губернаторском доме Тобольска с августа 1917 года по апрель 1918 года содержалась под арестом Царская семья до высылки в Екатеринбург. Учась в Тобольске, почитали ли святых Царственных страстотерпцев, тогда еще не прославленных в лике святых?
– Да, конечно. Как раз этим летом я с родным отцом посетил большинство мест пребывания Царской семьи, в том числе и бывший дом губернатора в Тобольске. Еще до семинарии, помню, мы заехали в Вознесенский храм Екатеринбурга – он находится недалеко от Храма-На-Крови. Там я купил замечательную книжку – письма Царицы Александры Федоровны. Как проникновенно она писала! До чего же чистые люди были! Я с неофитской благодатью всегда восхищался верующими людьми, и мне казалось, что все верующие – святые, а батюшки и диаконы в храме – это уже, само собой, святые. И Царственные страстотерпцы, и все остальные святые имеют большое значение для нас. Безусловно, они слышат наши молитвы.
– Как вы понимаете, что святые слышат вас?
– Один раз я решил почитать акафист преподобному Серафиму Саровскому. Стою, читаю и думаю: «Сейчас столько людей ему молится. Ну, разве слышит он меня?» Не успел акафист прочитать, смотрю, в комнате пчела летает. Думаю, откуда? У нас плотные стеклопакеты. А у меня была маленькая бумажная иконочка преподобного. Посмотрел, а по ней капелька мира стекает. Я понял, что это все-таки был дан ответ, что преподобный меня слышит. И буквально через неделю-две нам купили билеты в Дивеево, и мы поехали к мощам преподобного Серафима.
У меня была маленькая бумажная иконочка преподобного. Посмотрел, а по ней капелька мира стекает
– Где вы служили до того, как приехали в Иорданию?
– В 2006-м году я окончил семинарию и был направлен на послушание в Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь, названный в честь иконы Божией Матери «Знамение». Там я 7 лет был благочинным – с марта 2007 года. Последние полтора года в Абалакском монастыре исполнял обязанности наместника. А в декабре 2013 года, под Новый год, назначили председателем Епархиальной комиссии по делам монастырей. В 2014-м году меня направили наместником в Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени. Я не хотел покидать уединенный Абалакский монастырь, расположенный в сельской местности. Но пришлось почти четыре с половиной года быть наместником Тюменского монастыря. В идеале наместник должен быть и духовником. Но в реальности приходится очень много заниматься административными обязанностями.
– А сейчас какие трудности испытываете?
– Сейчас наше подворье РДМ в Иордании (весь комплекс с храмом) не зарегистрировано как религиозная организация, а его необходимо сделать религиозной организацией. Тогда будут льготы по налогам и так далее, и мы сможем более качественно принимать наших паломников. Но эта регистрация зависит от Иерусалимской Патриархии. И на святом месте дьявол особенно старается все испортить, и больше нападок всегда через людей бывает. Поэтому надо всегда сохранять мир в душе, спокойствие. Это тоже своего рода испытание. В таких сложных условиях духовный рост человека происходит.
– Когда вы уезжаете, кто вас заменяет на службах?
– Если уезжаю летом в отпуск, то это как раз когда никого нет. Уезжаем во время затишья. А в течение года практически постоянно здесь находимся. Завтра мне придется поехать на требу, чтобы отпеть прихожанку, но завтра богослужения нет.
– Вы сами как паломник все святые места посетили?
– Израильские – почти все, потому что раз пять бывал там в паломнических поездках от Тобольской митрополии. В Иордании, удивительном королевстве Востока, конечно, видел еще не все. Группы, которые приезжают на два дня, успевают посетить гораздо больше, чем мы за полгода.
– Многие паломники и туристы едут на Мертвое море, расположенное в самой низкой точке поверхности земли – 400 метров ниже уровня мирового океана. Наша паломническая группа туда не ездила. Зато мы увидели древний город Петра, вырубленный в скалах племенем набатеев – настоящий символ Иордании. Из достопримечательностей Петра находится дальше всего от Странноприимного дома.
– В 2007-м году Пе́тра была включена в список «новых чудес света», наряду с Великой Китайской стеной и римским Колизеем. «Городом-музеем» называют и старинный римский город Гера́са (современный Джера́ш), погребенный некогда под массивными слоями песка и глины. Постройки времен римского владычества, древние амфитеатры, христианские базилики, известная на весь мир трехстворчатая Триумфальная арка Адриана, построенная в 130-м году по Р.Х., – эти главнейшие достопримечательности мы можем видеть благодаря усилиям археологов. Нельзя не побывать и на горе Моисея, которую также называют горой Нево́. Согласно Библии, пророку Божию Моисею было велено привести иудеев в землю обетованную, но не дано было войти в нее. С горы Нево́ Моисей увидел сбывшееся пророчество Божие, здесь же пророк умер и был похоронен.
Горячие источники
– Мы были на этой горе. Вид на живописные горные перевалы с нее просто потрясающий! Говорят, что в ясную погоду с вершины прекрасно виден Иерусалим и Амма́н – столица Королевства Иордания. Но мы не видели.
– В Амма́не много памятников дохристианской древности и христианских храмов – базилик первых веков нашей эры. Построенный во времена императора Антония Пия римский театр был рассчитан на 6 тысяч зрителей. Он и сейчас поражает своими масштабами. К югу от Аммана расположен город Ма́даба. Термальные минеральные лечебные источники Зарка-Маин известны еще со времен Древнего Рима и Византии. По преданию, сам Ирод Великий, царь Иудеи, любил окунаться в живительные воды. Здесь можно увидеть тридцатиметровые горячие водопады и естественные природные купальни, в которых удобно принимать термальные ванны, и живописную пещеру, которую горячий пар, поднимающийся из источников, украсил причудливыми и неповторимыми наскальными рисунками.
– Для тех, кто хотел бы приехать к вам, расскажите об условиях проживания.
– Резиденция включает 42 стандартных двухместных номера, 2 одноместных «люкса». Для почетных посетителей предусмотрен отдельный корпус с двумя VIP-апартаментами президентского класса. Есть бесплатный Wi-Fi. Квалифицированный персонал комплекса и гиды, которые проводят экскурсии по Иордании, говорят на русском языке. У нас могут размещаться и индивидуальные паломники, и группы. Так как наш паломнический дом является частью Русской духовной миссии в Иерусалиме, групповые размещения оформляются через паломническую службу РДМ. Все подробности можно найти на сайте www.rusdm.ru.
Добавить комментарий