Во славу божью
Содержание
Вопросы и ответы. Православие в деталях
Входя в дом, надо сказать:»Мир вашему дому!» — на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!» Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За всё принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!» — на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить не обязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен».
Как приветствовать друг друга. В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях. За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!» — слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щёку и целуя друг у друга правую руку. Впрочем, священники могут приветствовать друг друга и так: «Благослови». Прп.Серафим Саровский обращался ко всем со словами: «Христос воскресе, радость моя!» Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни — до Вознесения Господня (т.е. на протяжении сорока дней): «Христос воскресе!» — и слышат в ответ: «Воистину воскресе!».
В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!».
При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щёку одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече троекратно целоваться в щё-ки — женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.
Из монастырей пришёл в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям… Монастырские корни имеет и другая форма приветствия: «Благословите!» — причём не только священника. И если батюшка отвечает: «Бог благословит!», то мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также: «Благословите!»
Уходящих из дома на учёбу детей можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела Хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
Как обращаться друг к другу. Умение обратиться к незнакомому ближнему выражает или нашу любовь, или наш эгоизм, пренебрежение к человеку. Дискуссии 1970-х годов о том, какие слова предпочтительнее для обращения — «товарищ», «сударь» и «сударыня» или «гражданин» и «гражданка», — вряд ли сделали нас доброжелательнее друг к другу. Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, видим ли мы в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе. Конечно, примитивное обращение «женщина!», «мужчина!» говорит о нашем безкультурье. Ещё хуже вызывающе-пренебрежительное «эй ты!» или «эй!».
Но согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств. Можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение «госпожа» и «господин» — оно особо уважительно и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себе образ Господа. Но нельзя не учитывать, что в наши дни это обращение носит более официальный характер и иногда из-за непонимания его сути негативно воспринимается при обращении в быту, о чём можно искренне пожалеть.
Обращаться «гражданин» и «гражданка» уместнее скорее для работников официальных учреждений. В православной же среде приняты сердечные обращения «сестра», «сестричка», «сестрица» — к девушке, к женщине. К замужним женщинам можно обратиться: «матушка» — кстати, этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери. Сколько тепла и любви в нём: «матушка!» Вспомните строки Николая Рубцова: «Матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды…» Жён священников тоже называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Наталья», «матушка Лидия». Такое же обращение принято и к игумении монастыря: «матушка Иоанна», «матушка Елисавета».
К юноше, мужчине можно обратиться: «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту — «отец», это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будет фамильярное «папаша». Будем помнить, что «отец» — великое и святое слово, мы обращаемся к Богу «Отче наш». И священника мы можем называть «отец». Монахи нередко называют друг друга «отче».
— — — — —
Каждодневная молитва во славу Господа
Молимся Богу каждый день короткой очень чудесной молитвой: Он защитит от бед и поможет в любом деле каждогоЕжедневная молитва ко Господу — воистину не простой и явно не напрасный труд каждого верующего православного христианина. И действительно: Бог защищает нас, ограждает от всякого зла — видимого и невидимого — посылая Ангела-хранителя, как защитника не только для физического тела, но и невидимой нашей оболочке — душе человеческой! Как же молиться непосредственно каждый день?! На самом деле это не так сложно как кажется. Ведь самое главное — желание и стремление к этому благому делу, ну и как следствие: небрежность к молитве — на задний план! Есть среди многих прочих одна молитва, короткая, которую многие православные читают изо дня в день и не зря…
Обращаясь к Богу каждый православный христианин надеется получить от Него благодать и помощь во всех делах, которые он делает каждый день. Обязательно ли читать утренние и вечерние молитвы?! Несомненно, как минимум, это крайне желательно! Однако порой и короткая молитва лучше целого правила — самое главное шла бы она от сердца и полноты души! Ведь именно так говорят и заповедуют нам многие святые, благочестивые старцы.
Приведенная ниже молитва православная, каноническая актуальная для каждого из нас, для каждого православного христианина! В ней мы просим у Бога помощи и защиты нам и нашим ближним — родным и близким, супругам и детям, родственникам. Открываем православный молитвослов и видим эту чудесную по содержанию и свойствам молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, и всех святых, помилуй нас. Аминь.Этой молитвой начинается наше утреннее и вечерне правило. В ней мы призываем Пречистого Бога Иисуса Христа помочь нам во всяком деле и начинании. Эту молитву можно слышать и во время богослужения. Все верно: обращаясь к Богу, Пресвятой Богородице и святым мы находим утешение в нашей порой нелегкой жизни. И иногда так бывает: прочитав короткую молитву мы призываем Бога и Он несомненно приходит к нам, разрешая бремя всякое и помогает нам грешным, даже в самых сложных и запутанных ситуациях, встречающихся в повседневном море жизненном -житейском море!
LiveInternetLiveInternet
Помимо «Отче наш»,есть еще молитвы, которые хотя бы раз в неделю, должен читать каждый верующий. Конечно лучше выучить их наизусть.
Господи Иисусе Христе,
Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (3 раза).
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ.
Отче наш, Иже еси на небесах! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
МОЛИТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ.
Богородица
Богородице, Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Аминь.
О, Пресвятая Дева, Мати Господа, Царица небесе и земли! Вонми многоболезнен¬ному моему воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с ве¬рою и любовию поклоняющихся Пречистому Образу Твоему! Се бо, грехми погру¬жаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с на¬ми, приносим смиренныя моления наши. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго пред¬стательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблужда¬ющих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводите. Подаждь христианскую кончину и на страшном суде Сына Твоего явися нам милосердная Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода Христианского, со всеми угодившими Богу. Аминь!
МОЛИТВА СИМВОЛ ВЕРЫ.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, Единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.
ЖИВЫЙ В ПОМОЩИ…
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчей, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящие, от сряща, и беса полуденного. Падет от страны твоея тысяча, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохрани тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
МОЛИТВА АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ.
Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, предан¬ный мне на соблюдение души к телу моему грешному от святого крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою препречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делами, клеветами, завистию, осуждением презорством, непокорством, братоненавидением и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многогла¬голанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякого плотское вожделение. О, злое мое произволение, его же и скоти безсловесних не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступи¬ти ко мне, аки ко псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делах? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю но вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая хранителю мой святой, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причаст¬ника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
МОЛИТВА АРХАНГЕЛУ БОЖЬЕМУ МИХАИЛУ.
Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имя). Защити, Архангеле, нас от всех врагов видимых и неви¬димых. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы. И смири их злобные серд¬ца и сокруши их, яко прах перед лицом ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый князь и воевода небесных сил, Херувимов и Сера¬фимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях и печалях, в пустыне и на мо¬рях тихое пристанище. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольские, егды услышишь нас, грешных, молющихся Тебе и при¬зывающих имя Твое Святое. Ускори нам помощь и побори всех противящихся нам силою Честного и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богоро¬дицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея Христа ради Юродивого, святого пророка Илии и всех святых великомучеников, святых мучеников Никиты и Евстафия и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых небесных сил. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным (имя) и избави нас от труса, потопа, огня, меча и от напрасной смерти, от великого зла, от врага льстивого, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно и вовеки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от меня духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.
Из блога ГАЛИНЫ ШАДРИНОЙ
Слава Божия
- Слава Божия Библейский словарь
- Понятие о славе Божией прот. Ливерий Воронов
- Для чего люди славят и хвалят Бога? Клайв Льюис
- Как обращать наши дела во славу Божию схиархим. Кирик Афонский
- Имя Божие и слава Божия митр. Иларион (Алфеев)
- О ревности к славе Божией прот. Григорий Дьяченко
Сла́ва Бо́жия – 1) Божественные действия, Сам Бог; 2) величие Божие; 3) отображение Божиего величия в делах и объектах Его Творения и Промысла.
Познание Божественной славы возможно как через созерцание сотворенного Богом мира, так и через действия Божественной благодати. Созерцая мир, человек ощущает бесконечное величие Творца, возводит свой ум к Первопричине мироздания, превосходящей все сущее. Созерцая чудесные Божественные действия, человек познает Бога, соприкасается с самой всеблаженной Божественной жизнью.
В Своих действиях Бог являет Свою славу двояко. Во внешних человеку чудесах Он обнаруживает Свои свойства, желая дать человеку основные представления о Своем нетварном бытии. Но действия Бога не только внешние человеческому сердцу. Бог действует Своей благодатью и в самой человеческой душе, соединяя человека с Собой, обоживая человеческое естество, приобщая его к Своей вечной жизни. Такое Божественное действие становится славой самого человека, которого прославляет Бог, выделяя его сокровенным соединением с Собой по образу Богочеловека Иисуса Христа среди остальных людей.
Внутреннее созерцание славы Божией ведет человека к уподоблению своему Творцу, к обретению Царства Божьего в душе, к духовному преображению, ибо «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор. 3:18).
Всесвятая Слава Божия противоположна мирской человеческой славе, основанной не на следовании Божественным заповедям, а на следовании своим греховным страстям. Поэтому необходимое условие стяжания благодатной славы Божией заключается в решительном отвержении славы преходящего мира. Совершенное пренебрежение к человеческой славе явил Богочеловек Иисус Христос, претерпев крест и пренебрегши посрамление (Евр. 12:2). Своим учением и примером Он заповедовал людям не искать славу друг от друга, а искать славу от Единого Бога (Иоанна 5:44).
Миссия Церкви, миссия каждого христианина заключается в том, чтобы принять, умножить славу Божию и стать её причастником; прославлять Бога на четырёх уровнях бытия:
— по отношению к Нему Самому (Пс.8:2);
— через себя, (1Кор.6:19);
— по отношению к ближнему, (Мф.5:16);
— по отношению к творению (Человек — мост между Творцом и творением; в иерархии, выстроенной Богом, человек господствует над остальным творением, природой живой и неживой. Творение от Бога не отпало, но грехопадение нарушило его гармонию, восстановиться она может только через преображение человека).
В чем может состоять сходство и в чём различие выражений «видеть славу Божию» и «видеть Бога»?
Созерцание Божией славы возможно как через естественное откровение Божественное, так и через сверхъестественное.
Через исследование мира люди обнаруживают свойственные ему совершенства: гармонию, благоустройство, красоту, стройность физических и нравственных законов.
Правильно осмысливая усматриваемые в мире совершенства, человек восходит к познанию совершенств Того, Кто создал и обустроил наш мир, познаёт Бога, восхищается величием Его славных дел.
Этот процесс осуществляется в рамках естественного откровения (см. подробнее: Что такое естественное откровение Божие и естественное богопознание?). Его можно назвать созерцанием или видением славы Божией (Пс.18:2).
Однако подобное видение славы не означает видения Самого Бога, как это бывает в случаях богоявлений. Хорошей пояснительной иллюстрацией к сказанному может служить аналогия с внимательным зрителем, созерцающим полотно прекрасного живописца и через это восхищающимся самим живописцем, однако не имеющим возможности встретиться с ним лично и воочию зреть его самого.
Личная встреча человека и Бога происходит посредством сверхъестественного Откровения (см. подробнее: Сверхъестественное откровение Божие). В рамках такого рода откровений видение Божией славы может и действительно означать видение Его Самого.
В зависимости от условий и целей Вышнего Промысла Бог может явиться человеку или в символическом образе или в сиянии неописуемого сверхъобразного сверхъестественного света.
Так, пророк Исаия стал очевидцем явления Бога, открывшегося под видом облаченного в ризы Небесного Царя. Несмотря на то, что Бог по Своей сущности не имеет ни телесного вида, ни вещественных риз, Исаия отметил, что видел именно Бога (Ис.6:1-5). Другой пророк, Иезекииль, созерцая Божественную славу, видел Господа под видом восседающего на престоле Огненного Мужа, носимого херувимами (Иез.1:27).
Сверхъобразное видение нетварного Божественного света понимается как более высокая форма сверхъественного Откровения. Примером такого созерцания может служить свет, которым просиял Спаситель во время Преображения (Мф.17:2). Этот же свет видят монахи исихасты, пребывая на высших ступенях молитвенного делания.
Созерцая Божественный свет, человек созерцает не результат Божественных действий или энергий, проявленных в творении, как это бывает в случае с естественным откровением, а сами энергии. Это и есть (в строгом значении слова) видеть Бога.
***
Митрополит Московский Филарет (Дроздов):
«Бог имел высочайшую славу – от века… (Он) сияет существенной, непреходящей и неизменяемой славой. Бог Отец (по Писанию) есть Отец славы (Еф. 1:17); Сын Божий есть сияние славы (Евр. 1:3) и Сам имеет у Отца Своего славу прежде мир не бысть; равным образом Дух Божий есть Дух славы (1Пет. 4:14). В сей собственной внутренней славе живет Божественный Бог превыше всякой славы, так что не требует в ней никаких свидетелей… Но так как по бесконечной Благости и любви Своей Он желает иметь благодатных причастников славы Своей, то проявляет Свои бесконечные совершенства, и они открываются в Его творениях. Его слава является Небесным Силам, отражается в человеке, облекается в благолепие видимого мира. Она даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией состоит блаженная жизнь и благобытие твари»
Во славу Божью
Вспомнилась мне одна история. Мои так называемые «православные каникулы».
Дело было в 1995 году. У нас в Невской была одна прихожанка, Галя, гречанка. Телосложения среднего, возраста неопределенного и во всем остальном тоже ничего примечательного. Ходит по церкви такая благостная, со всеми раскланивается. Через слово «Спаси, Господи!».
Смотрю я на нее и думаю: «Вот пример для подражания. Не то что у меня, грешницы, страсти кипят, как суп в кастрюльке. Прямо на плиту иногда выплескивает». То меня кто-то словом обидел, то я из-за ерунды в депрессию впадаю.
Захотелось мне с Галей поближе познакомиться. В порядке, так сказать, получения духовного опыта. Тут как раз случай представился.
Слышу, Галя кому-то рядом предлагает:
– Поехали ко мне в деревню. И отдохнешь, и подышишь свежим воздухом, парного молочка попьешь. У меня дом большой, все продукты вот этими вот ручками выращены и сделаны. Живи, наслаждайся природой во славу Божью.
Я рискнула и подошла.
– А можно и мне с моим мальчиком к вам? Он у меня с рождения в городе. Вывести куда-то хоть на недельку возможности нет.
Галя расцвела, прямо солнечные лучики из глаз заструились:
– Конечно, родная. Я всех зову. Живи, сколько понравится. Только деревня моя далеко. Весь день на маршрутке ехать. И места немного дикие. Со светом напряженка.
– Это, – говорю, – ничего. Со светом и тут перебои. Мы привычные. Главное, с сестрой во Христе.
Расцеловались мы в знак мирного сосуществования, благословились, как положено, у батюшки и договорились о встрече в ближайшее воскресенье после службы.
«Или меняете веру, или берете наш язык»
Пока тряслись в маршрутке, узнала я для себя о Галиной деревне много интересного. Оказывается, в Грузии греки делятся на две группы: понтийские и «просто» греки. Первые говорят на чисто греческом, а вторые на турецком и называют его гордо «наш язык». Это было вызвано тем, что при очередном завоевании турки поставили им условие: «Или меняете веру, или берете наш язык». Побежденные решили взять язык, но сохранить православие. Теперь их потомки и не помнят греческого, говорят на турецком, мешая с русским. Грузинский знают очень слабо, впрочем как и остальные нацменьшинства в Грузии.
В итоге оказались мы с сыном в этой греческой деревушке, затерянной в горах. Место и правда первозданной красоты. Воздух чистейший, хоть литрами его пей, только немного разреженный. Дышать с непривычки трудно. Слышишь стук собственного сердца. И тишина. Издалека слышно, как где-то мычит в сарае корова или кудахчет курица.
Половина домов заколочены. Их хозяева поехали в Грецию на заработки. Остальные дома добротные, ухоженные, сады огромные, роскошные, чего только нет. Греки, как известно, славятся своим трудолюбием.
Мой сын Олег обалдел от простора и новых впечатлений.
Я рассеянно созерцала открывшиеся передо мной красоты, но Галя быстро внесла свои коррективы, объявив планы на завтра:
– Встаем в 6 утра. Идем картошку от колорадского жука чистить. И еще коровник надо в порядок привести. Потом еще с дровами разобраться.
Список впечатлял своей длиной.
Я рассудила, что негоже сидеть, как в гостях, и настроилась на изучение сельского хозяйства изнутри. В уме сами собой рисовались картины монастырской жизни, о чем я читала в житиях.
Реальность скоро развеяла в дым мои восторги.
Через час после выхода на какой-то безобразно огромный участок с картошкой от непривычно согнутого состояния у меня разболелась спина.
«Сейчас вспомню, кто из святых против жуков помогает»
Мимо проходил какой-то местный житель и покрутил пальцем у виска самым невежливым образом:
– Зачем собирать жуков в банку? Завтра их будет в 10 раз больше. Их только травить надо.
Я тут же бросила свои трофеи и помчалась докладывать Гале о новаторстве в борьбе с вредителями. Галя разразилась гневной речью о дороговизне химикатов и их вреде для окружающей среды. Потом дала духовный совет:
– Святому Трифону молятся в таком случае. Работай с Иисусовой молитвой и не обращай ни на кого внимания. Это, видно, сосед мой был, Харлампий Иокимиди, известный зануда. Я сейчас вспомню, кто еще из святых против жуков хорошо помогает…
Я не решилась углубляться в агиографию и мужественно отправилась на свой пост к членистоногим.
Еще через час ползания между картофельными рядами мне ужасно захотелось кушать. И я снова ретировалась к хозяйке фазенды, чтобы культурно узнать, когда намечается обед или нельзя ли чего перекусить на скорую руку.
Выяснилось, что до обеда ужасно далеко, а перекусывать здесь не принято.
Не знаю, как я дотянула до обеда с постным борщом, но по некоторым красноречивым вещам поняла простую истину: Гале явно нужна была рабсила при минимальных затратах.
Ехать назад в Тбилиси на второй же день я не хотела. В собственных глазах это было что-то типа дезертирства. Сказала себе, что и в монастыре бывают искушения и надо их мужественно преодолевать. Иначе раздражение и злость накрывали с головой.
Сказать-то сказала, а кушать хочется постоянно и мне, и сыну. Тут я вспомнила о мамином совете:
– Возьми с собой в деревню коробку с жвачками. Продашь местным штучно, и будет тебе выигрыш.
Я опять бросила этих злосчастных жуков и побежала за своим сокровищем, которое требовалось срочно конвертировать в продукты.
Жвачки оказались сверхвостребованными. Деревенские мальчишки давали мне яйцо за тоненькую пластинку. Довольно быстро я набрала штук двадцать еще теплых яиц с прилипшим куриным пометом и тут же поменяла их на головку сулугуни и свежий горячий лаваш прямо из тоне.
Жизнь снова засверкала радужными красками, и осуждение само собой отступило на задний план.
Галя издали наблюдала за моей смычкой с аборигенами и явно пожалела, что со мной связалась. И решила перебросить меня на новый фронт работ – чистку коровника.
К вечеру я была без рук, без ног и распространяла всюду ужасный запах. Имела глупость спросить у своей работодательницы:
– А где тут у вас баня, чтобы помыться?
Галя разразилась гневной речью, что здесь не Париж, и все нормальные люди моются раз в неделю, а то и реже. В заключение был подчеркнут и духовный аспект частого мытья.
– Я знавала одного батюшку, Царство ему Небесное. Он мылся два раза в год. А сам был такой чистенький, прямо светился весь. Значит, грешил мало. Нам, христианам, много о телесном думать не положено.
Через 2-3 дня я более или менее адаптировалась в новом социуме и сделала для себя ряд наблюдений.
Деревенька жила сугубо патриархальным укладом. Вся жизнь здесь вращалась вокруг коров и делилась на две части – «до выпаса» и «после выпаса». Главным человеком с непререкаемым авторитетом был местный священник. В субботу он служил вечерню и все население собиралось в церкви. Вечерня начиналась в пол-одиннадцатого вечера, когда все коровы – главная ценность мироздания – были уже подоены и отходили ко сну. Для меня это было сверхпоздно и очень непривычно.
Представляете, идешь по деревне в церковь в кромешной темноте с огарком свечи. Уличные фонари там не работали по определению. С одной стороны, романтично, (прямо атмосфера первых веков христианства), а с другой – не очень.
О службе в той церкви надо сказать отдельно. Батюшка был грузин, Евангелие читал на грузинском, потом кое-как переводил на русский, а местная интеллигентная женщина, которая заодно была регентом хора, который все песнопения исполнял на один мотив, переводила отрывок из Евангелия на «их» язык, так как много прихожан приезжали из совсем уж дальних деревень и русского вообще не знали. В этот момент они собирались кучкой вокруг этой женщины и внимательно ее слушали, а батюшка терпеливо ждал. Хотя тихим и мирным его назвать было нельзя: если кто-то нарушал дисциплину в храме, то он мог погнать громогласно, восклицая: «Эй, шайтан» и далее.
На мой взгляд, батюшка был человеком примитивным, но высказывать свое мнение вслух здесь было чревато. Я и так уже заработала себе имидж чокнутой горожанки.
«Дураки пишут разное, а ты время тратишь на их сплетни»
Так и стоит перед глазами картина. После вечерней дойки в одном из домов сидят человек десять соседок (при одной керосинке на все общество) и поют свои заунывные турецкие песни. А я в уголочке при своей индивидуальной свечке читаю Голсуорси. Что делать, я без книги не засну.
Одна из сидящих оборачивается ко мне и спрашивает:
– Эй, урус, что читаешь, глаза портишь?
– Голсуорси.
– Чего?
Отвечаю в двух словах, кто это.
– А-а.. – и смотрят все жалостливо-опасливо.
Галя тут же выступает с обличительной речью:
– И чего столько читать? Дураки пишут разное, а ты время тратишь на их сплетни. Фу-у..
К концу недели я поняла, что на деревенской идиллии пора ставить большую жирную точку. Еще неделю я здесь точно не выдержу.
Случайно встретила у водокачки школьную учительницу-грузинку, которую угораздило сюда выйти замуж. Мы вцепились друг в друга и простояли так целый час под обстрелом осуждающих взглядов – мол, две бездельницы нашли друг друга. Учительница выспрашивала меня с жадностью о городских новостях и о мировых новостях в целом. Как я уже сказала, свет тут давали редко, а телевизор и радио можно было послушать, когда с коровами было покончено.
Словом, поездка в деревню для меня явилась немалым искушением. Для Гали мой приезд тоже был не меньшим испытанием на прочность. Мы слишком разные.
Нет, я по-своему благодарна Богу за это погружение в иной мир. Все же мой сын неделю пил парное молоко, о котором я не могла мечтать в Тбилиси. И поменять климат полезно для растущего организма. Но теперь, когда мне что-то предлагают во славу Божью, я начинаю немного нервничать. Кто его знает, что под этим подразумевается.
Добавить комментарий