Вопрос священнику почему
Содержание
- Самые неожиданные вопросы священникам
- 1. Можно ли делать репосты о материальной помощи нуждающимся в соцсетях?
- 2. Можно ли делать ставки на спорт в букмекерских конторах?
- 3. Можно ли на заставку в телефоне поставить икону?
- 4. Как православие относится к киберспорту и компьютерным играм вообще, если им уделяется немного времени?
- 5. Какую молитву читать, чтобы подруга бросила курить?
- 6. Хотелось бы узнать позицию Русской Православной Церкви относительно названий планет Солнечной системы, так как они являются нехристианскими
- 7. Можно ли получать биометрический паспорт?
- 8. Какой должна быть настоящая христианка?
- 9. Почему раньше компьютеры относились к крамоле, а теперь даже платно можно помолиться через интернет?
- 10. Совместимо ли смирение и защита своих прав?
- 11. Допустимо ли православному работать риелтором?
- 12. Можно ли во время поста питаться по приложению в телефоне?
- 13. Можно ли выжить во время Апокалипсиса, если ты находишься в бункере?
- 14. Почему в Библии нет упоминания о динозаврах?
- 15. Правда ли, что люди произошли от обезьян?
- 16. Почему Господь послал на землю Сына, а не Дочь?
- 17. Может ли Бог изменить прошлое?
- 18. Грешно ли молиться о здоровье кошки?
- 19. Нужно ли крестить ребенка, который зачат непорочно?
- 20. Родители мужа планируют в праздник Преображения копать картошку. Я переживаю, но отговорить их не смогла. Что делать?
- Что не является исповедью
В поезде в одном купе едут священник и бизнесмен. Бизнесмен сразу открыл ноутбук, начал работать с документами. Священник посмотрел на него, подумал, потом говорит:
— Сын мой, а не прогуляться ли нам до вагона-ресторана, посмотреть, что в меню?
— Нет, батюшка, не голоден я.
Священник идёт в ресторан один. Через час возвращается довольный и улыбающийся, в руке несёт бутылку дорогого коньяка.
— Сын мой, а не отведать ли нам этого пятизвёздочного напитка?
— Нет, батюшка, простите, не пью.
Священник наливает себе полстакана коньяку, смакуя, медленно выпивает. Вытирает губы, выходит в коридор. Через пятнадцать минут заходит обратно.
— Сын мой, через одно купе от нас две молодые миряночки едут. Может быть, заглянем к ним в гости, побеседуем о высоком?
— Нет, батюшка, я женат, да и с документами мне работать надо.
Священник берёт со стола бутылку коньяка, выходит. Возвращается уже под утро, довольный, как мартовский кот. Бизнесмен, который всё это время работал, поднимает на него глаза.
— Скажите, святой отец, как же так? Я вот не пью, не курю, блюду свой моральный облик. Работаю как вол. Неужели я неправильно живу?
Священник вздыхает.
— Правильно, сын мой. Но Зря…
Самые неожиданные вопросы священникам
1. Можно ли делать репосты о материальной помощи нуждающимся в соцсетях?
Здравствуйте, батюшка! Хотелось бы узнать: из Нагорной проповеди мы знаем, «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая!» (Мф. 6:3), также старцы говорили: «…не делиться тайной о своей благотворительности. Благое дело – большая редкость в этом мире, и именно поэтому ее надо беречь как зеницу ока. Не нахваливайте себя за хорошие дела. Гордость тут же увидит и отберет все то благо, которое пришло в результате этой благотворительности…»
А если нужна помощь в распространении репоста и время не терпит отлагательств, почему бы не использовать соцсети в практически благих целях? Можно ли делать репосты о материальной помощи нуждающимся в соцсетях?
С уважением, Лариса
Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:
Протоиерей Александр Ильяшенко
Здравствуйте, Лариса!
Да, конечно, репосты делать можно. И тут нет никакого противоречия: ведь репост – это просто размещение просьбы о помощи, а не рассказ о том, как лично Вы помогли в том или ином случае, не похвальба – какую сумму Вы сами пожертвовали; то есть о лично Вашем участии в помощи Вы не говорите, не хвалитесь этим, не гордитесь. Конечно, и репост – это помощь, но требующая от человека лично столь минимальных усилий, что вряд ли кто-то ожидает особой похвалы или награды за сделанный репост, не так ли?
Но тут есть и еще один важный момент. Очень часто социальные сети используются мошенниками. Поэтому важно делать репосты не всех просьб подряд, а либо от лично известных Вам людей, либо объявлений о помощи с тех сайтов, которые специализируются на благотворительной деятельности и тщательно проверяют каждую просьбу перед тем, как разместить информацию (например, благотворительный фонд «Православие и мир», сайт «Милосердие.ру» и т. п.).
О том, как выявить мошенников, прикрывающихся благотворительной деятельностью, .
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко
2. Можно ли делать ставки на спорт в букмекерских конторах?
Добрый вечер! Подскажите мне, пожалуйста, можно ли делать ставки на спорт в букмекерских конторах? Ведь Церковь же благословляет спортсменов на состязание в Олимпийских играх, и спортсмены получают за свою игру и победы деньги, которые они могут потом пожертвовать в храм. Например, Светлана Кузнецова, теннисистка, пожертвовала на храм несколько лет назад почти один миллион долларов от своего выигрыша в турнире.
Отвечает священник Антоний Скрынников:
Здравствуйте, Алексей!
Уверен, что христианам не приличествует этим заниматься. Все же сравнение человека, который занимается спортом и ставит ставки на спорт, неправомерно. Священное Писание говорит нам о необходимости трудиться, зарабатывая на пропитание. Ставки на спорт вряд ли можно назвать нужным и полезным трудом, который, тем более, связан со страстью азарта.
С уважением, священник Антоний Скрынников
3. Можно ли на заставку в телефоне поставить икону?
Можно ли на заставку в телефоне поставить икону? Светлана.
Отвечает священник Дионисий Свечников:
Здравствуйте, Светлана!
Я думаю, что не стоит этого делать. Заставка – это обычное фоновое изображение, приятная картинка или фотография, радующая взгляд при включении телефона. Помещать туда икону будет неуместно. Не стоит превращать телефон в красный угол, всему свое место.
С уважением, священник Дионисий Свечников
Saint-Petersburg Theological Academy/flickr.com
4. Как православие относится к киберспорту и компьютерным играм вообще, если им уделяется немного времени?
Как православие относится к киберспорту и компьютерным играм вообще, если им уделяется немного времени, это не вредит семейным отношениям человека и он умеет отделять реальное от виртуального? Георгий.
Отвечает священник Игорь Дудко:
Здравствуйте, Георгий!
«Немного времени» – понятие относительное. Для кого-то это означает час в день, а для кого-то и 3 часов бывает недостаточно. В данной ситуации человек должен сам иметь для себя мерило, достаточно ли он совершенен духовно, интеллектуально и физически, чтобы посвящать свободное время компьютерным играм. Решение остается только за Вами.
С уважением, священник Игорь Дудко
5. Какую молитву читать, чтобы подруга бросила курить?
Здравствуйте! Какую молитву читать, чтоб подруга бросила курить? Надежда.
Отвечает священник Дионисий Свечников:
Здравствуйте, Надежда!
А почему Вы думаете, что молитва – это волшебная палочка, по взмаху которой подруга бросит курить? Молитва – это обращение к Богу, просьба о помощи. Если Ваша подруга захочет бросить курить и будет прилагать к этому усилия, тогда и молиться стоит о Божьей помощи. Ей самой о себе в первую очередь. Можно своими словами.
С уважением, священник Дионисий Свечников
6. Хотелось бы узнать позицию Русской Православной Церкви относительно названий планет Солнечной системы, так как они являются нехристианскими
Добрый день! Хотелось бы узнать позицию Русской Православной Церкви относительно названий планет Солнечной системы, так как они являются нехристианскими. Как Церковь предлагает именовать планеты? Есть ли у Церкви названия для планет, взамен тех, которые известны большинству? Спасибо. Святослав.
Отвечает священник Антоний Лынов:
Иерей Антоний Лынов
Здравствуйте, Святослав!
Русская Православная Церковь не рассматривала вопрос о названиях планет. Они уже прочно вошли в научный обиход, причем столетия назад, и альтернативных названий не вводилось. С другой стороны, Церковь, которая опирается на Священное Писание, всегда в полемике с языческими представлениями напоминала строчки из книги Бытия:
- И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
- и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
- И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
- и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
- и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
(Бытие 1:14-18)
То есть, как точно сказал один богослов, светила – это не место обитания каких-то богов и не их воплощение, а просто системы освещения и оповещения, созданные Богом-Творцом для людей. И христиане молятся Богу-Творцу, Который содержит Своей властью всю Вселенную. А оставшиеся римские названия не несут чего-то опасного, а просто напоминают о языческих заблуждениях прошлого на определенном этапе исторического пути человечества.
С уважением, священник Антоний Лынов
7. Можно ли получать биометрический паспорт?
Вышла замуж и взяла фамилию мужа, но не учла, что с некоторых пор обычные паспорта не дают, только биометрические. Как теперь быть? В старом паспорте печать, что я должна в течение месяца сменить, а брать биометрический с чипом боюсь, так как много информации, что это уже на пути отречения от Христа. Виктория.
Отвечает священник Дионисий Свечников:
Священник Дионисий Свечников
Здравствуйте, Виктория!
Официальная позиция Церкви – в новых паспортах нет ничего страшного, никакого отречения от Христа. Да и сами подумайте – разве при получении этого паспорта кто-то просит отрекаться от Христа? Отречение – это осознанное действие, когда человек изъявляет свою волю устно, письменно или каким-либо символическим действием.
Отречение не может быть завуалировано, оно носит явный и неприкрытый характер. Например, во время совершения крещения священник спрашивает у человека – отрицаешься ли сатаны, всех дел его, всех ангел его и всего служения его? На что человек, проявляя свою волю, отвечает – отрицаюсь. Отречение с подтверждением произносится трижды. Затем трижды с подтверждением и исповеданием православной веры человек призван произнести слова сочетания Христу, в ответ на вопрос священника «Сочетаешься ли Христу?» Поэтому считаю, что получение паспорта не имеет ничего общего с реальным отречением от Христа, чем так пугают противники биометрических паспортов и ИНН.
С уважением, священник Дионисий Свечников
8. Какой должна быть настоящая христианка?
Здравствуйте! Очень прошу вас помочь мне разобраться в одном вопросе. Дело в том, что до воцерковления я была очень общительной, яркой и привлекающей всеобщее внимание. Когда стала воцерковляться, стала ощущать потребность в большем молчании, одиночестве. Появилось ощущение, что вся моя былая яркость и напыщенность – лишь фальшивая маска.
С одной стороны, я чувствую, что нужно быть скромнее, а с другой стороны, когда в компании бываю тихой и молчаливой, я кажусь сама себе забитой. Как будто подавляю себя… Мне 24. Я не замужем и ни с кем не встречаюсь на данный момент. И мне страшно от того, что, если я буду тихой и молчаливой, меня не заметит тот мужчина, который предназначен Богом.
Какой должна быть настоящая христианка? Очень прошу разрешить мои сомнения и успокоить, наконец, мою беспокойную душу. Простите, если вопросы кажутся очень странными. Ева.
Отвечает священник Филипп Парфенов:
Здравствуйте, Ева!
Прежде всего не ломайте голову над тем, какой «должна быть настоящая христианка», ибо эта самая «настоящая христианка» может существовать лишь в вашем воображении, но не в реальности. 🙂 А в реальности Бог нам попускает быть разными, с разными характерами и способностями, одним более общительными, веселыми, компанейскими, другим более уединенными и замкнутыми.
Главное – быть самой собой и найти саму себя, познать саму себя! К этому можно идти только при полном доверии Богу и открытости Ему, Его воле. «Мужчина, предназначенный Богом», Вас найдет в любом случае, если он именно предназначен. Главное – опять-таки быть самой собой и не строить из себя воображаемую христианку, не подгонять себя под какую-то заданную модель. Бог что-то сможет с нами сделать и нам помочь именно тогда, когда мы ведем себя естественно, а не играем какие-то роли и не примериваем на себя чужие одежды.
С уважением, священник Филипп Парфенов
9. Почему раньше компьютеры относились к крамоле, а теперь даже платно можно помолиться через интернет?
Лет 15 назад на воскресной проповеди батюшка обличал компьютеры и интернет. И меня эта проповедь так впечатлила. Прошло время, теперь появились православные сайты, даже записки о здравии и о упокоении можно подать через интернет. Заплати деньги, и не надо ходить в церковь. Почему раньше компьютеры относились к крамоле, а теперь даже платно можно помолиться через интернет? Галина.
Отвечает священник Филипп Парфенов:
Дорогая Галина!
Объясняется все просто – тот батюшка говорил про интернет и компьютеры исключительно по своему невежеству и глупости. 15 лет назад уже достаточно много было пользователей интернета, в том числе тех же православных сайтов, а предыдущий Патриарх Алексий ставил вопрос о церковном присутствии в интернете еще в конце 1990-х годов.
К сожалению, наша православная среда часто «болеет» невежеством и некомпетентностью, да еще разные священники берутся судить о том, в чем они совершенно не разбираются и о чем не имеют никакого понятия. А вот насчет «платно помолиться» через интернет – тут в самом деле есть основание для скептического к этому отношения.
Во-первых, эти сайты могут никак не относиться к церковным приходам вообще – любой программист может создать такой сайт в мошеннических целях. Во-вторых, подавать записки имеет смысл прежде всего тогда, когда священнослужители и прочие прихожане Вас знают и знают, о ком они будут молиться, и эта молитва будет более-менее осмысленной, а не просто механическим чтением имен по бумажкам.
С уважением, священник Филипп Парфенов
10. Совместимо ли смирение и защита своих прав?
Здравствуйте! Мне интересно ваше мнение относительно понятия «смирения». Ведь, чтобы быть настоящим мужчиной, нужно быть решительным, инициативным, твердым. Закрывание глаз на чье-то беззаконие, бескультурье или неуважение лишь порождает безнаказанность. Понятно, что есть исключения, когда нужно проявлять снисхождение – члены семьи, дети, пожилые люди, неопытные, случайно допустившие оплошность. Но в остальном смирение мало полезно в достижении целей.
Считаю, что нужно действовать спокойно без эмоций, призывая Божью помощь, но жестко и решительно. Просто в Евангелии в основном говорится о «…блаженны вы, егда поносят вам…», «блаженны кротции…». Да, Христос выгнал торгующих из храма. Но во многом проповедь Евангелия, а также предание святых отцов акцентируется именно на позиции непротивления и изолированного спасения своей души.
А я уверен, что настоящий мужчина должен: служить в армии – и, если требуется, воевать, защищая Родину. На гражданке – быть готовым защитить, если видишь насилие над беззащитным. Иметь активную гражданскую позицию – протестовать и бороться против насаждения мерзостей: кощунственных фильмов, однополых браков, абортов, ювенальных юстиций и пр. Выходить на митинги, на пикеты. Отвечать за поведение членов своей семьи и наставлять – жена и дети отражение главы семьи.
По мере сил пресекать и бескультурье – «гаркнуть» на любителя покурить в подъезде или посреди переполненной остановки, сделать замечание коллеге женского пола, у которой полушария выпадают из мини-шортиков, отбить у молодежи желание громко включать музыку посреди двора ночью, соседей научить, как это – не мусорить в подъезде.
Всегда и везде требовать к себе подобающего уважительного отношения, требовать надлежащего качества товаров и услуг, за которые платишь. Следом «подтянется» и персонал, когда на горизонте требовательный человек – они «включают голову». Быть юридически подкованным и уметь отстаивать свои права с административными структурами – ЖКХ, управы районов, инспекции и прочее. Будет тогда и свет во дворе, и экономия, и штрафы несправедливые платить не нужно. Петр.
Отвечает священник Филипп Парфенов:
Здравствуйте, Петр!
Смирение прежде всего – не считать себя выше других и не быть о себе высокого мнения. Не молиться, например, и не относиться к окружающим, как делал фарисей: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи» и далее по тексту (Лк. 18: 9-14). В общем, не считать себя лучше других, а скорее других почитать выше себя. Но это совсем не исключает того, что написали Вы дальше!
Апостол Павел по всем подобным ситуациям как раз призывает почитать существующие власти, поскольку именно для этих целей они и установлены: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13: 4). Для этих целей как раз и армия, и полиция существует, и суды, и прочие установления. Если же сама власть плохо выполняет свое предназначение, естественно, приходится объединяться снизу и отстаивать свои права, никуда не денешься.
Предание святых отцов весьма многообразное, но каждая эпоха и в том числе каждый из нас может выбрать из этого многообразия то, что ему ближе и что больше нравится, тем самым невольно искажая общую картину. Сейчас господствует индивидуализм, к сожалению, в том числе среди верующих, поэтому и любят делать акцент на «изолированное спасение своей души». Хотя в одиночку как раз никто спастись не может, не выполнив заповеди о любви к ближним.
С уважением, священник Филипп Парфенов
11. Допустимо ли православному работать риелтором?
Добрый вечер! Я собираюсь попробовать себя в профессии риелтора. До вчерашнего дня был очень серьезно настроен и уверен в себе, но вдруг задумался. К банкам и коллекторам у меня отношение однозначное: у них я никогда работать не буду. Но вот риелторы!
Например – я помог продать чью-то квартиру за определенную сумму и от этой суммы я получу свой процент как вознаграждение. Не аморально ли это? Что-то меня все это гложет постоянно. А то ведь и банковского работника, который дает кредиты, можно оправдать тем, что он не заставляет никого их брать. Так и у риелтора: люди сами подписывают договор, соглашаются выплатить тебе процент от сделки, если ты сделаешь свою работу для них. Дмитрий.
Отвечает священник Филипп Парфенов:
Здравствуйте, Дмитрий!
Во многих профессиях есть свои риски и «подводные камни», не только в риелторской. Здесь, кстати, добропорядочные люди особенно нужны, как мне кажется. Поэтому не устраняйтесь, а просто исполняйте добросовестно и профессионально эту работу, не гоняясь за «длинным рублем», и Бог будет Вам в помощь, уверен в этом!
С уважением, священник Филипп Парфенов
12. Можно ли во время поста питаться по приложению в телефоне?
Можно ли во время поста питаться по приложению в телефоне? В прошлый Великий пост я питалась по приложению 10Levels, так как там был расписан план пощения. Но подруга, она тоже верующая, говорит, что это грех, так как приложение для похудения, а значит, для тщеславия, а пост – это совсем про другое. Как быть? Марина.
Отвечает священник Филипп Парфенов:
Дорогая Марина!
Разумеется, пост – это не диета и не голодание. Диетическая сторона – лишь одна из многих в посте, притом не самая важная. Приложением в телефоне я никогда не пользовался и не знаю, что там предлагается. Можно или нельзя – не тот вопрос в данном случае, тут могут быть разные мнения, и привыкайте к тому, что по многим второстепенным вопросам будут разные точки зрения.
Пробуйте воздерживаться прежде всего от тех видов пищи, к которым Вы имеете особую привязанность и зависимость (помимо, естественно, мясного и молочного в общем случае). Некоторым, например, полезнее ограничить себя от сладостей, другим от мучного и т.д.
С уважением, священник Филипп Парфенов
13. Можно ли выжить во время Апокалипсиса, если ты находишься в бункере?
Скажите, пожалуйста, можно ли выжить во время Апокалипсиса, если ты находишься в бункере? Марина.
Отвечает священник Филипп Парфенов:
Апокалипсис, дорогая Марина, означает по-гречески просто-напросто «откровение». Так называется последняя книга Нового Завета – «Откровение Иоанна Богослова». И в этой книге в символических образах, которые, кстати, невозможно понять вне всего Ветхого Завета и пророческих книг, повествуется о том, что ожидает Церковь Христову и весь мир, но это относится не к какому-то определенному или неопределенному будущему, а ко всей христианской истории!
То есть Апокалипсис совершается уже давно, едва ли не все 2000 лет. То, о чем предупреждал Иисус в Евангелии («В мире скорбны будете, но мужайтесь – Я победил мир» – Ин. 16: 33), христиане так или иначе испытывают во все эпохи, и об этом в данной книге тоже написано, и конец ее, кстати, оптимистичный, именно потому, что победа будет за Иисусом. Поэтому ни в какие бункеры прятаться не стоит! 🙂
С уважением, священник Филипп Парфенов
14. Почему в Библии нет упоминания о динозаврах?
Здравствуйте, вот ученые находят разные останки динозавров и прочих больших ящеров. Но в Библии и других источниках не говорится об этих существах. Почему об этом нигде нет упоминаний? Да и при создании мира Богом нет ни одной строчки о них? Денис.
Отвечает священник Филипп Парфенов:
Священник Филипп Парфенов
Дорогой Денис,
дело в том, что Библия – вовсе не хроника давно имевших место событий и тем более не учебник по археологии или палеонтологии. Она написана «иконописным» и своего рода мифологическим языком, с элементами поэзии в том числе, поэтому ее тексты надо воспринимать соответствующим образом и далеко не всегда буквально.
Впрочем, некоторые библеисты считают, что косвенное указание на динозавров и прочих из этого ряда животных все же есть. Когда мы в русском синодальном переводе читаем: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся» (Быт. 1: 21), то выражение еврейского оригинала «эт ха-таниним ха-гдолим» (־הַגְּדֹלִ֑ים הַתַּנִּינִ֖ם אֶת) следует перевести скорее как «змеев больших».
В новом русском переводе РБО 2011 г. этот стих перевели как «и сотворил Бог огромных чудищ морских». К этим «чудищам» вполне мог принадлежать упомянутый в разных местах Библии левиафан (возможно, что плезиозавр с научной т. зр. – см. Пс. 103: 26, Иов 40: 20), а также другие ископаемые виды, до нас не дошедшие.
С уважением, священник Филипп Парфенов
15. Правда ли, что люди произошли от обезьян?
Добрый день. Скажите, пожалуйста, правда ли, что люди произошли от обезьян? Я как-то в это не верю, но ведь находят останки. И если да, то когда происходили эти метаморфозы: до или после потопа? Галина.
Отвечает священник Антоний Лынов:
Здравствуйте, Галина!
Люди, конечно, созданы Богом-Творцом, и поэтому человек есть образ Божий. Но механизм процесса творения в Откровении записан очень образно. До сих пор нет единого мнения, что считать «днем творения» – 24 часа или миллионы лет. Или как же именно создан человек, ведь человек – это единство души и тела.
Святитель Феофан Затворник в одном из своих писем писал: «Когда мы характеристику человека перенесем в дух, тогда вся теория Дарвина падает сама собой. Ибо в происхождении человека надо объяснить не то одно, как происходит его животная жизнь, но то паче, как происходил он яко духовное лицо в животном теле с его животною жизнью и душою».
Наличие эволюции человеческого тела не отрицает Божественный акт создания духовного начала в человеке. Тот же святитель писал о творении человека: «Тело особо творится из персти. Это было не мертвое тело, а живое с душою животной. В сию душу вдунут дух – Божий дух, предназначенный Бога знать, Бога чтить, Бога искать и вкушать. Сей дух, соединяясь с душой животного, поднял ее над душой животных на целую стадию, и видим в человеке, что до известной степени у него все идет, как у животных, до смышленности».
Так что Премудрый Творец мог и эволюцию сделать Своим орудием для сотворения человека.
Мира Вам и радости о Христе Иисусе!
С уважением, священник Антоний Лынов
16. Почему Господь послал на землю Сына, а не Дочь?
Здравствуйте. Почему Господь послал на землю Сына, а не Дочь, именно в мужском обличье? Александр.
Отвечает священник Филипп Парфенов:
Здравствуйте, Александр!
Предположим от противного: если все бы было изначально по вашему предположению, то Вы бы с тем же успехом могли спросить: «А почему Господь послал Дочь, а не Сына, именно в женском обличье?» Наверно, главным образом потому, что первым был сотворен Адам, мужчина, а женщина второй, и ее положение более подчиненное (хотя сами понимаете, здесь можно снова спрашивать: а почему именно мужчина был первым, а не женщина и т.д.). Христос, таким образом, является Новым Адамом, или вторым, в противопоставлении первому, ветхому. Если бы было наоборот, то ваша версия была бы, скорее всего, исполнившейся.
С уважением, священник Филипп Парфенов
Saint-Petersburg Theological Academy/flickr.com
17. Может ли Бог изменить прошлое?
Как думаете, может ли бог изменить прошлое? Юлия.
Отвечает священник Филипп Парфенов:
Дорогая Юлия, слово «Бог» всегда пишется с заглавной буквы, это имя собственное, если речь идет о едином истинном Боге. Буквально Бог не может изменить и не меняет прошлое, естественно. То, что случилось, уже случилось так или иначе. Но в некотором переносном смысле Бог может, конечно, изменить прошлое – в покаянии того, кто к Нему обращается и просит о прощении своих грехов, и в обращении, в перемене своей жизни. Тогда прошлые грехи уже не существуют для этого человека.
С уважением, священник Филипп Парфенов
18. Грешно ли молиться о здоровье кошки?
Здравствуйте! У меня два вопроса (не сочтите за глупость, для меня они очень важны). У меня есть кошка, которую я очень сильно люблю, и каждую ночь, когда молюсь о близких и родных людях, прошу у Бога здоровья и для нее. Считается ли это большим грехом? Кошки же тоже созданы Господом, значит, Он тоже их любит? Сильный ли совершаю грех, и если да, как можно просить, чтобы дал здоровье твари Божией? Спасибо. Юлия.
Отвечает священник Александр Петров:
Здравствуйте, Юлия!
Животные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и бессловесную тварь не оставляет без попечения. Библия говорит, что животные находятся под охраной Творца: «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» (Пс. 35: 7). У Господа не забыта даже малая птица (Лк. 12: 6). Бог питает их: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6: 26).
Закон, который Бог дал Израилю, охранял и животных, предусматривал и для них субботний покой: «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые <…> Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх. 23: 10-12).
Священное Писание говорит: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит. 12: 10). Забота некоторых святых о животных известна по их житиям: Герасима Иорданского о льве, Сергия Радонежского и Серафима Саровского о медведях и др.
Животные не имеют образа Божия, поэтому мы не можем молиться о помиловании и спасении их. Но просить Бога за них (в первую очередь за тех, которые являются нашими помощниками в хозяйстве) мы можем. Существует «Молитва на благословение стада»: «Владыко Господи Боже наш, власть имеяй всякие твари, Тебе молимся, и Тебе просим, якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови и стадо скотов сих раба Твоего (имя) и умножи, и укрепи, и сотвори е в тысящы, и избави е от насилия диавола, и от иноплеменник, и от всякого навета врагов, и воздуха смертнаго, и губительного недуга: огради е святыми ангелы Твоими, всякую немощь, всякую зависть, и искушение, чаровства же и волшебства, от действа находящыя диавольского, отгоняя от него: яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь» (Полный сборник молитв, СПб., 1914).
Но наше внимание к животным, попечение о них не должны ни на минуту отвлекать наше нравственное сознание от главнейшей заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39). Бывает, что человек раздражается на людей, причиняет им обиды, а со своей собакой или кошкой всегда обращается ласково. Это говорит о ложном устроении духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама» (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. Беседа 26.1).
С уважением, священник Александр Петров
19. Нужно ли крестить ребенка, который зачат непорочно?
Здравствуйте, я недавно стала крестной подростка и после таинства у меня отложились слова батюшки, что с отрока как бы снимается первородный грех крещением. Вопрос такой – у меня самой ребенок рожден в результате ЭКО, т.е. по факту зачат непорочно и, значит, на нем нет первородного греха, если я правильно понимаю само трактование этого термина как отсутствие близости между родителями ребенка при его зачатии. Вопрос – нужно ли крестить ребенка, который непорочно зачат? Татьяна.
Отвечает священник Филипп Парфенов:
Здравствуйте, Татьяна!
А что значит вообще «непорочно зачат»? «Непорочно» в богословском смысле значит «бессеменно». В этом смысле только один Иисус Христос был зачат таким вот образом – от Святого Духа и без участия мужчины, как мы читаем в Евангелиях. В вашем случае произошло обыкновенное оплодотворение от мужского семени, только без непосредственного контакта с мужем.
А насчет первородного греха – вопрос весьма темный и не проясненный, на мой взгляд. Да, есть такое распространенное богословское мнение, что в крещении этот первородный грех снимается (хотя главное последствие первородного греха – смерть и общая склонность к грехам – после крещения нисколько не снимается, иначе все были бы безгрешными и бессмертными), но я бы сделал акцент прежде всего на то, что в крещении каждый рождается для жизни во Христе и становится членом Тела Христа, то есть Его Церкви. Собираетесь ли Вы ребенка приобщать к вере и церковной жизни? Тогда, естественно, это предполагает крещение.
С уважением, священник Филипп Парфенов
20. Родители мужа планируют в праздник Преображения копать картошку. Я переживаю, но отговорить их не смогла. Что делать?
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, 19 августа большой Праздник. Но родители мужа запланировали копать картошку. Я пыталась их отговорить, но у них не выходит в другой раз. Работают. Я очень переживаю, знаю, что это большой грех. Но ничего сделать не могу. Как быть в такой ситуации?
Отвечает священник Родион Иванов:
Здравствуйте, Мария!
Если вы можете – сами сходите в храм на службу и там за них помолитесь. Нет – тогда во время копания картофеля старайтесь быть в тишине и молитве, и Господь благословит ваш труд. И от вашего урожая – принесите в храм пожертвование, как благодарность Богу. А в храм сходите в воскресенье – 20-го – праздник Преображения длится несколько дней.
С уважением, священник Родион Иванов
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке (Москва).
«Скажите, пожалуйста, почему у людей неверующих в жизни лучше все складывается, чем у верующих, а именно: дети учатся бесплатно, имеют достойную половинку, родители в состоянии купить детям квартиры, а верующие не могут купить квартиры и так далее, дети их учатся платно, не могут сдать зачет (молилась), нет достойной пары?..» — такое письмо пришло в редакцию «Фомы», и меня попросили на него ответить. А мне сразу вспомнилось несколько историй. Не все о них именно о вере. Они — о мировидении, о подходе к жизни, который со стороны может показаться «лузерским».
Вот первая история. Ее мне рассказал один священник, который служит в Подмосковье. Между службами в храм приехала женщина — ухоженная красавица с большой охраной, увидела батюшку и стала говорить, что ничего в жизни не получается: дети далеко — учатся в Лондоне, муж о ней почти не вспоминает, вроде все для счастья есть, а как-то ей плохо. На все вопросы батюшки об исповеди, о молитве, о покаянии она сквозь зубы отвечала, что все это не действует. Батюшке надоели пререкания, и он сказал: «Знаешь что, милая, а сядь-ка ты в свою машину и вместе с кортежем охраны поезжай в любой детский дом и помоги там детям». Она фыркнула и ушла.
Вернулась через несколько месяцев. Другой взгляд, сияющие глаза. Пришла со словами благодарности: «Батюшка, спасибо вам! Я сначала на вас очень обиделась, а потом решила попробовать. Поехала, увидела, как живут дети без родителей и начала им помогать. Растрясла мужа на эту помощь, подруг всех своих организовала».
И как после этого утверждать, что «у неверующих все в жизни лучше складывается, чем у верующих»? Живут люди для себя, деньгами обеспечены, только вот семья разваливается, покоя нет. И тут один из них решается действовать, как «лузер»: не брать, а отдавать, переступать через себя, жертвовать. И вдруг — проблески счастья…
Вторая история. Отец мой работал в «Метрострое». И в 1968 году там, как повсюду в стране, организовали собрание: чтобы народ поддержал введение войск в Чехословакию. И мой отец чуть ли не единственный на этом собрании не поднял руку. Вместо него начальником участка поставили другого человека, который как раз все сделал «правильно» и «логично». Стал мой папа несчастней от того, что лишился выгоды? Я уверен, что все наоборот — он больше приобрел.
Третья история. К Борису Пастернаку пришел сотрудник НКВД с просьбой подписать письмо против какого-то нового «врага народа» из среды писателей. Пастернак отказался: «Я не могу это сделать. Не буду подписывать». Его жена воскликнула: «Подумай о ребенке!» На что Борис Леонидович ответил: «Если я подпишу, такой отец моему ребенку точно не нужен». Это что — логика неудачника? А может быть, просто — другая логика?
А теперь давайте вернемся к письму читателя. Мне кажется, его автор столкнулся с подобной ситуацией среди своих знакомых, но напрасно распространил ее на всех православных вообще. Я знаю много людей верующих, успешных в жизни с точки зрения материального благополучия. Как знаю и нуждающихся… И среди верующих, и среди неверующих встречаются люди с разным материальным достатком, социальным положением и так далее.
Другое дело, что вера не гарантирует успех в земной жизни. Мы не для того верим в Господа, чтобы Он нам здесь помогал. Мы любим Его, и именно поэтому стараемся жить той жизнью, какую Он нам заповедовал, ходим в храм, участвуем в таинствах, чтобы приблизиться к Нему. И мы верим, что Он складывает жизнь каждого человека в соответствии с тем, что человеку нужно, полезно, и — доверяем Ему.
Благодаря этому доверию верующий чувствует себя счастливым. Хотя понятие о счастье у всех разное. Для кого-то это именно только материальная устроенность, для кого-то — мир с собой, со своей совестью, а главное — с Богом. По-христиански состояние счастья, блаженства — это близость к Господу. Можно быть лузером в жизни и быть счастливым человеком. А можно быть очень состоятельным человеком, но абсолютно несчастным.
Конечно, легче жить, когда ты обеспечен, но на самом деле счастья это не приносит. Комфорт счастья не приносит. И люди не идут в храм за комфортом.
Верующие стремятся к самоограничению, и со стороны это может выглядеть как некое насилие над собой. Но даже усилие, связанное с самоограничением, приближает человека к Господу.
ФОМА
Что не является исповедью
Таинство Исповеди сопровождает жизнь каждого верующего, и его целью является помощь на пути ко Христу. Именно это Таинство более всех других вызывает вопросы у прихожан. Что говорить священнику, а чего не следует говорить? Как правильно относиться к исповеди? Какие рекомендации священника нужно обязательно исполнять, а какие остаются на собственное усмотрение исповедующегося? Как быть, если возникла особая привязанность к духовнику? Какие вопросы священник не должен решать за человека? Можно ли менять духовника? Распространенные затруднения и ошибки, связанные с этим Таинством, разбираются митрополитом Лимассольским Афанасием в данной публикации.
Церковь лечит. Она функционирует как больница, как лечебное учреждение, а не правовое или судебное. Мы не приходим на исповедь, чтобы получить судебный приговор, не для того, чтобы нам сказали: «Ты знаешь, что тут суд, а священник – это судья. Ты совершил вот это преступление – за это ты проведешь пять дней в КПЗ, или тебя оштрафуют».
И сейчас есть люди, которые говорят: «Я пришел на исповедь к моему духовнику, и он оштрафовал меня!»
Но мы приходим на исповедь, словно на прием к врачу. Мы знаем, что такое грех – это болезнь, это заболевание нашей сущности. Прародительский грех – это не вина, от которой мы должны освободиться, это не Божье наказание, а болезнь нашей сущности, которая передается из поколения в поколение. Грех – это болезнь, и исповедь – это как прийти на прием к врачу и рассказать ему о симптомах своей болезни: «Доктор, у меня болит тут и тут!»
Таким же образом мы приходим исповедоваться духовнику в свой приход или в приход, который мы выбираем, и спокойно рассказываем ему о симптомах нашей болезни. Наши грехи являются симптомами нашей болезни. Когда я говорю, что ворую, завидую, делаю то и то, я не перечисляю нарушения правового или даже морального кодекса, а перечисляю симптомы своей болезни. Согласно этому духовник должен действовать как врач, а не как судья или полицейский, и тогда именно он увидит, что за этим скрывается. Говоришь врачу, что у тебя болит желудок, но он является тем, кто должен понять, что у тебя есть бактерии, какова твоя болезнь, и как она лечится. Мы приходим к священнику на исповедь с полным осознанием того, что приходим к врачу.
Как приходить на исповедь?
Исповедь – это большое искусство. И, естественно, большим искусствоведом является исповедующий духовник. Однако сегодня мы поговорим об исповедующихся. Есть много способов исповеди. Есть такие ситуации, когда, например, детей силой приводят на исповедь: мать подталкивает ребенка к исповедующему священнику, но, естественно, перед этим она приходит к нему и говорит: «Батюшка, когда мой ребенок придет к вам на исповедь, скажите ему то и то!» И горе тебе, если не скажешь ему то, что она сказала. Тогда она станет твоим самым большим врагом. Я имею горький опыт таких ситуаций. Избегайте таких «благочестивых» матерей… Почему? Потому что выходит вот как: приходит родитель и говорит тебе:
– Послушайте, у моей дочери проблемы! Она влюбись в хулигана, наркомана! Сейчас, когда она придет в исповедальню, то скажите ей, батюшка, что она должна его бросить!
Приходит девушка, и ты понимаешь, что юноша не является ни наркоманом, ни вором, ни лжецом, а просто мать или отец так думают о нем. Спрашиваешь девушку:
– Дочь моя, может быть, он наркоман, вор, обманщик?
– Нет, ради Бога!
– Ну, тогда выйди замуж за него!
Дочь выходит из исповедальни и говорит:
– Батюшка сказал мне, что нет никаких препятствий, чтобы мне выйти замуж за него!
Священник должен быть готов не слушать распоряжений родителей. Вы смеетесь, но мое сердце разрывается от таких ситуаций. Страх переполняет меня, когда матери приводят своих детей с такими намерениями. Это страшное дело.
Я видел мать, которая дергает своего сына в буквальном смысле, подталкивает его на исповедь, он студент… И когда он встал на ноги в духовном смысле, мать пошла на какой-то телеканал и днем и ночью хулила меня за то, что она не увидела в своем сыне той перемены, которую хотела видеть и которая была удобна только ей.
– Ну, мы сказали, чтобы он ходил в церковь, но не чтобы постился и причащался каждое воскресенье! – объясняла она в телестудии.
Зачем тогда она привела его ко мне? Что я должен был сказать ему? Разве это плохо, что он поверил в Бога? Как бы то ни было, я вспомнил о своих муках…
Иногда можно случайно начать разговор с каким-то врачом и между прочим сказать ему, что где-то у тебя болит. Он прощупает больное место и обнаружит заболевание, обнаружит проблему. Совершенно случайно. Духовник не должен игнорировать даже эти случайные события, он должен быть очень внимательным.
Хочу вам рассказать, какой неуместный поступок однажды я совершил, когда я был еще молодым священником. Пришел в монастырь какой-то юноша, его родители сказали, что он строптивый. Я подошел к нему, положил свою руку на его плечо и сказал ему: «Идем потихоньку».
И так мы вошли в исповедальню. Потом оказалось, что это был не парень, а девушка! Только позже я понял, что я сделал, потому что я не спросил ее имя, и она выглядела совсем как парень, с короткими волосами… Тогда я только что вернулся со Святой Горы Афон и принял ее за парня.
Но другие монахи в монастыре знали, что это девушка, смотрели и усмехались… Я сказал себе: «Пресвятая Богородица! Как же я сейчас выйду на улицу». Девушка была 16–17-летней, и лишь через полчаса беседы я это понял. Когда я сказал ей: «Сын мой, будь осторожен со своими одноклассницами…», – она посмотрела на меня и сказала: «Но, батюшка, почему Вы говорите мне, сын мой, а не дочь моя?!»
Невнимательность – это одна из многих ошибок, которые мы совершаем.
Мы должны учитывать, что кто-то может случайно прийти на исповедь. У меня был такой случай: какой-то человек приехал ремонтировать кондиционер в исповедальне. Войдя внутрь, я сказал ему:
– Почини его скорей, а то люди ждут снаружи!
Он начал работать, потом посмотрел на иконы Христа и спросил:
– А что Вы здесь делаете? Исповедуете?
– Исповедую.
– Я никогда в жизни не исповедовался! Могу ли я сейчас поисповедоваться?
– Ну ладно, отремонтируй кондиционер и слезай с лестницы…
Таким образом, это случайное событие стало причиной, по которой этот человек пришел в Церковь со своей семьей.
Нет ничего случайного у Бога. Бог все оценивает и делает полезным. Но сейчас мы говорим не об этих событиях, а о том, что мы делаем, когда хотим поисповедоваться.
Во-первых, следует понять, что исповедь – это Таинство. Что значит Таинство? Это означает, что при этом присутствует Бог. Мы не исповедуемся священнику – человеку, но Богу. Я называю то, что имею в себе, а духовник, как врач, назначит мне правильное лечение. Затем, имея чувство, что я предстану перед Богом, я молюсь, чтобы эта встреча с духовником была обнаружением Божьей воли для меня. Я иду раскрыть то, что я ношу в себе, что меня беспокоит, мою боль, мои микробы, терзания, и молю Господа, чтобы Он просветил духовника сказать мне то, что мне необходимо услышать.
Перед исповедью можно сесть и подумать о том, что сказать на исповеди, или даже это записать. Это не плохо, некоторые говорят: «Извините, могу ли я использовать мои записки?»
Есть люди, в том числе и я, которые перед исповедью записывают – не могут запомнить, что-то забывают… И чтобы не забыть, я записываю пять-шесть пунктов, которые хочу сказать духовнику или спросить у него.
Я прихожу к духовнику и, естественно, осознаю, что иду туда не для того, чтобы просто поговорить. Конечно, с педагогической точки зрения духовник может спросить:
– Как ты? Что делаешь? Как дела в деревне? Как тебя зовут? Кем ты работаешь?
Только чтобы он не обманулся, может спросить: «Сколько тебе лет?» Однажды я ошибся, когда не имел никакого опыта исповеди людей, и спросил одну девушку:
– Кем работаете? Вы замужем? Где Вы живете? Сколько Вам лет?
Она ответила мне:
– Батюшка, я расскажу о своих грехах, но ни в коем случае не скажу, сколько мне лет!
С тех пор я не позволял себе снова задавать на исповеди этот вопрос.
Итак, духовник может задать несколько вопросов, особенно когда речь идет о людях, которые впервые приходят на исповедь, которые боятся и чувствуют себя неуютно. Мы тоже такое чувствовали в свое время. И я пережил нечто подобное, когда в первый раз пришел на исповедь. Здесь я впервые поисповедовался, именно в этом месте, где я сейчас исповедую людей. Тогда я учился в начальной школе. Мы приехали на исповедь на велосипедах вместе с моими одноклассниками, имея «благие намерения», по дороге они решили меня напугать, сказали, что священник меня проклянет, отлучит от Церкви, начнет ругать, и я дрожал. Священник был пожилым, истощенным. Мы спросили его, может ли он нас поисповедовать.
– Откуда ты, сын мой? – спросил он меня.
– Из квартала Иоанна Милостивого.
Я исповедовался. Я думал, что должен перечислить все свои грехи, один за другим. Я исписал целую тетрадь. А я был большим обманщиком, много лгал, когда был маленьким. Итак, я начинаю перечислять свои грехи – это, это и это, но ему надоело меня слушать, и он сказал:
– Достаточно, сын мой! Хватит! Сколько еще?!
Однако от его слов мое сердце еще больше сжалось, я совсем не помню, что сказал ему тогда. Вечером священник умер. Но вы не подумайте, не я был причиной его смерти. Он был болен, он был очень хорошим священником и старцем, но он был больным, да и я измучил его со своей исповедью… Как бы то ни было.
Итак, духовник может начать говорить разные вещи, чтобы ты привык к нему, чтобы у тебя исчез страх, чтобы ты понял, что это не страшно, мы не едим людей, что и мы люди. Он может пошутить или спросить тебя:
– Как дела? Как дела на работе? Нашел ли ты работу?
Это он делает, чтобы расположить тебя, а не чтобы потратить твое время или узнать новости из твоей деревни. Это мы называем педагогикой – помочь человеку привыкнуть к обстановке.
Но, мы, кто уже исповедовался много раз, знаем, что надо стараться быть ясными в том, что мы хотим сказать духовнику. Не нужно рассказывать много историй и подробностей. Если необходимо, духовник что-то спросит сам, например:
– А как это произошло?
Если не нужно, то давайте не будем начинать рассказывать разные истории. Мы рассказываем только о нужном событии, и духовник отвечает нам только на то, что мы сказали ему или о чем спрашивали его. Он может и не ответить на все наши вопросы, ведь не сказано, что на все вопросы мы должны получать ответ. Исповедь может пройти без единого слова, произнесенного духовником. Это не имеет значения. Если он почувствует, что необходимо тебе что-то сказать, то он тебе это скажет. Если он тебе ничего не скажет, то ты продолжишь свою борьбу, у вас есть слово Божие, Евангелие. Смыслом исповеди является молитва, очищающая молитва, которая через благодать Святого Духа запечатлевает твое покаяние. Ты не ждешь того, чтобы прийти на исповедь, а того, чтобы покаяться! Покаяние – это вся наша жизнь, каждый день, каждый вечер мы каемся о наших грехах.
Некоторые христиане говорят: «Знаете, я исповедуюсь в своей комнате!»
Да, конечно, и там необходимо это делать, и в своей комнате, каждый день и каждый вечер, когда у тебя есть время. Плакать перед Богом, искать прощения, говорить: «Боже мой, прости меня, я согрешил! Я все испортил! Я напрасно провел мой день! Посмотри на мою боль, я плачу, я одинок…»
Это является покаянием. Покаяние – это не только исповедь. На самом деле исповедь – это печать Церкви в событии твоего покаяния. Духовник расскажет тебе о лечении, которого необходимо придерживаться. Он может ничего тебе не сказать, но это не означает, что исповедь не является полной. Не нужно идти к другому священнику, который много говорит – вопрос не во много– или малословии. Есть люди, которые говорят:
– Вы ничего не говорите мне, поговорите со мной!
– Что тебе сказать? Ты сказал мне, что ты вор. Что я могу сказать тебе? Не воровать? Разве ты этого не знаешь? Ты ждешь, чтобы я развил тебе теорию, что вор не должен быть вором? Так не бывает. Нет необходимости. Подвизайся, продолжи свою духовную борьбу.
Если духовник видит, что необходимо тебя убедить в чем-то, поучить тебя чему-то, катехизирать тебя, то он это сделает. Однако исповедь – это не катехизис, а исповедание своих грехов. Принимаешь лечение от врача-духовника и печать Духа Святого, и все. Остальное не для этого часа.
Для этого есть катехизация – тут мы говорим, учимся. Это не время исповеди. Разумеется, и во время исповеди можно это делать; если это действительно необходимо, духовник будет говорить о разных духовных вопросах. Такая исповедь может длиться несколько часов. Но в церковной практике исповедь происходит так, как мы уже ранее говорили. Ясно описываешь духовнику свой грех, свое недоумение и ждешь, что он скажет, и принимаешь это как выражение воли Божьей. Если у духовника возникнут вопросы, то он спросит тебя, или если ты думаешь, что ты недостаточно описал свои грехи, то можешь дать ему дополнительные разъяснения, но это вполне естественно, что если ты начнешь с ним спор, то он отступит и может сказать тебе:
– Послушай! По этому вопросу сделай так!
– О, я не могу.
– Ладно, тогда сделай по-другому.
– Нет, я не могу и точка.
– Ну сделай вот так и все.
– Я не могу!
В этом случае священник отступает, не станет спорить и настаивать:
– Нет, это будешь делать!
Или:
– Сделай так или никак по-другому.
Разумеется, иногда с педагогической целью он может и так поступить. Приходит какой-то человек и в чем-то не соглашается, например, то, что он совершил, является грехом, и он хочет, чтобы ты оправдал его. Чтобы его вразумить, духовник может отнестись к нему сурово и строго.
Но все это не выходит за педагогические рамки. Это духовное лечение, которое мы получаем, то есть духовник скажет тебе:
– Прочитай эту книгу, прочитай вечером эти молитвы или даже некоторое время не причащайся.
Все это, дети мои, называется эпитимиями, и они не имеют юридического характера. Это не наказание, а лечение. Когда ты приходишь к врачу, он говорит тебе:
– Послушай, у тебя диабет, и поэтому тебе нельзя есть пирожное, мороженое, сахар!
Таким образом он не наказывает тебя, и ты же не говоришь:
– Я был у врача, и он меня наказал.
Он не наказывает тебя, а назначает тебе лечение на определенный период. Так и советы священника – не наказание, а лечение, чтобы помочь тебе подготовиться к великому событию принятия Тела и Крови Христа, причаститься.
Если священник скажет: «Знаешь, один год (или одну неделю, или один день) не причащайся», – это означает, что ты находишься под послушанием Церкви, и ты не оторван от нее, это является частью твоего лечения. Так происходит и с больным человеком, который с самого начала лечения идет на поправку. Лечение означает, что больной не брошен, а встал на путь своего выздоровления.
Каковы мои отношения с духовником, и что я могу ему сказать?
Тут необходимо огромное внимание, потому что могут происходить недоразумения. Это вполне естественно, если с духовником, исповедующим нас, которому мы раскрываем свое сердце, складываются в каком-то смысле особые отношения. Мы уважаем его, ценим, любим, и он нас любит. Это естественно с человеческой и духовной точки зрения. С человеком, которому раскрываешь свою душу и открываешь все содержание своего сердца, неизбежно могут возникать особенные личные отношения. Однако здесь необходимо огромное внимание, нужно не забывать, что духовник является только средством, которое приведет нас к Христу. Почему? Потому что из-за нашей человеческой природы и наших разнообразных душевных состояний мы можем почувствовать привязанность к нему, и поэтому должны быть осторожными. Также и духовник должен быть осторожным, разумеется, не грубым, но очень внимательным, чтобы не ранить человека, который полагается на него. По-человечески исповедующийся возлагает свои трудности на священника, но привязанность надо направить на Христа. Мы всегда должны иметь в виду, что мы приходим на исповедь ради Христа, а не ради людей.
Вы можете спросить: «Неужели человек ничего не значит?»
Да, по-человечески значит. Например, мы не понимаем друг друга. Или он мне не нравится. Что делать? Не общаться с ним. Он равнодушный, скованный, хмурый, я не могу контактировать с ним. Да, он может быть святым, творить чудеса, но я не могу с ним беседовать. Или, может быть, инфантильный. Да, это по-человечески имеет значение. В общении должно быть комфортно. Например, с другим духовником легко, я ему раскрываю свое сердце, легко разговариваю с ним и доверяюсь ему. Другой человек может быть добрее, образованнее, но с ним я не чувствую того же самого. Поэтому мы имеем свободу выбирать себе духовника сами, и Церковь не навязывает его нам.
Духовник для нас тот, с кем мы чувствуем спокойствие, это имеет большое значение. Но то, что я нахожу покой в одном месте, вовсе не означает, что другие места плохи. Нет. Поэтому можно выбрать себе духовника, но нужно быть очень внимательным и помнить, что мы всегда ищем Христа, а не духовника. Христос стоит перед нами на исповеди, мы Христу говорим то, что мы говорим исповедующему священнику, а он действует как орган благодати, он совершает Таинство. В воскресенье я прихожу в храм, чтобы причаститься, не потому, что там служит какой-то батюшка, и он причастит меня, а чтобы причаститься Телом и Кровью Христа, независимо от того, какой священник там служит. То же самое происходит и во время исповеди.
Я также должен знать, что мои отношения с духовником не должны иметь абсолютного характера, то есть он не является тем человеком, который будет отвечать на все мои вопросы и взвалит на свои плечи все мои проблемы. Священник ответит на вопросы, связанные с духовной жизнью. На другие темы он имеет полное право отказаться говорить, также и ты можешь отказаться слушать его. Например, приходишь к духовнику и говоришь:
– Купить мотоцикл или автомобиль?
Он отвечает тебе:
– Почему ты спрашиваешь у меня, спроси у кого-нибудь другого.
Иногда ты хочешь узнать именно его мнение, и он может сказать тебе:
– Купи себе машину.
– Какую марку автомобиля мне купить, батюшка?
– Ну, не знаю, купи себе пикап.
А это не нравится, и ты покупаешь себе другой автомобиль. И это прекрасно. Здесь речь не идет о послушании. Духовник не имеет власти настаивать на том, что не касается твоего духовного пути. Об этом даже его не надо спрашивать.
Тем не менее, бывают случаи, когда ты не свободен. Например, ты женатый человек и в браке не можешь делать все, что хочешь. Трагической ошибкой является возложение ответственности на духовника за все проблемы в семейных отношениях. Например, супруг говорит:
– В эти выходные мы едем в Пафос.
А жена отвечает:
– Сейчас я спрошу у моего духовника!
Она звонит своему духовнику по телефону:
– Батюшка, ехать ли нам в Пафос? Благословляешь ли ты нас на эту поездку?
Дети мои, не нужно спрашивать о таких вещах. Да, можно попросить благословение у своего духовника. Например, ты звонишь по телефону своей матери и говоришь:
– Мама, я хочу ухать на пару дней, благослови меня, чтобы все было в порядке!
А не говоришь:
– Мама, разрешаешь ли ты мне поехать с моим мужем в это путешествие?
То же самое происходит и на исповеди. Ты можешь позвонить духовнику, чтобы сказать ему:
– Батюшка, я хочу поехать в путешествие, благослови меня, чтобы поездка была успешной.
– Всего хорошего, дитя мое! Счастливой дороги! – он ответит тебе.
Но он не может определять, что тебе делать – на ком тебе жениться, и жениться ли тебе вообще. Если хочешь – выходи замуж! Если не хочешь – не выходи замуж! Если хочешь жениться на этой девушке, то женись на ней!
– Батюшка, мне выходить за него замуж?
– Что я могу сказать тебе? Ну выходи за него.
– Он мне не нравится!
– Тогда не становись его женой.
– Ну, хорошо, я послушаюсь вашего совета!
– Что я могу тебе сказать?! Разве мне выходить за него замуж?
Дети мои, вы сейчас смеетесь, но знаете ли вы, сколько раз я слышал такие вещи?
– Я познакомилась с молодым человеком, – сказала девушка, – и хочу его познакомить с моим духовником!
Что это означает?
Однажды пришел ко мне какой-то юноша. Я говорю сам себе: «Я его немножко спровоцирую и разозлю». Он сказал мне, что приведет свою девушку, чтобы я увидел ее, а затем чтобы сказал свое мнение о ней. Прекрасно. Он привел ее, мы познакомились. Затем этот юноша снова пришел ко мне и спросил меня:
– Что ты думаешь о ней, батюшка?
Я сказал ему:
– Да, она красивая, но сын мой, может быть у нее проблемы с глазами? Посмотри хорошо! Спроси ее, потому что я думаю, что она плохо видит!
Он говорит мне:
– У нее хорошее зрение!
А я отвечаю ему:
– Если бы она хорошо видела, то она с тобой не начала бы встречаться!
Говоря иными словами, я хотел сказать ему, почему ты меня отвлекаешь этим вопросом?! Нравится ли она тебе, сын мой? Хорошая ли она? Ты будешь жить с ней всю жизнь… Женись на ней! Пожелать тебе, чтобы Вы были счастливы, это – да! Но духовника не касается, с какой девушкой ты будешь встречаться, на какой девушке женишься или не женишься. Поступишь ли в университет? Сделаешь ли ты то, или это? Это вещи, которые касаются вашей собственной свободы, вы свободные люди.
Однако в супружеской жизни ты не свободен, а должен подчиняться своей второй половине – своему мужу или своей жене, или дети своим родителям и даже родители своим детям. В эти отношения никто не вмешивается. Разумеется, можно сказать:
– Меня интересует мнение моего духовника, потому что я знаю, потому что он старше меня, он более образован, и поэтому я спрошу его мнения.
В этом случае нужно иметь в виду, что мнение – не приказ, который надо выполнять. Обязательно к исполнению то, что относится к твоей духовной жизни и сопровождается его и твоей молитвой: да, тут необходимо проявлять послушание. Но в этом послушании, по крайней мере в миру, должна быть рассудительность, это не должно быть безрасудным послушанием.
Дети мои, не путайте монашество с жизнью христиан в миру. Монашество – это другое дело, это тайна послушания. В монашестве старец имеет полную власть над послушником, тут добровольно подчиняешься старцу во всем. В миру не существует такого послушания, в миру человеческая свобода не отменяется. Это как в браке – отношения между полами благословлены, а вне брака – не благословлены, то же самое происходит в монашестве. В монашестве полное послушание – благословлено, но вне монашества – не благословенно, потому что существует свобода человека.
Духовник не отменяет свободу, но совершенствует ее, чтобы избавить тебя от страстей и греха, освобождает тебя от плена страстей и делает тебя совершенным человеком во Христе, свободным, со способностью оценивать и решать, со всеми чертами совершенного человека. В монашестве я подчиняюсь старцу не для того, чтобы навсегда стать как животное, нет – это только этап добровольной смерти, ты не останешься мертвым, но воскреснешь.
Я подчиняюсь полностью, добровольно, но не для того, чтобы остаться без воли, а чтобы получить истинную волю. Я все с себя снимаю не для того, чтобы остаться голым, а чтобы надеть новую одежду. Мы ведь не носим новую одежду поверх старой. Так происходит и с монахом, который все снимает с себя, чтобы одеться во все новое. Мы должны понять, что подход к монашествующим отличается от подхода к христианам, живущим в миру. Цель одна и та же, результат должен быть одним и тем же, но средства, которые мы используем, разные.
Поэтому не путайте слова св. отцов, адресованные монахам, которые должны быть послушны старцу до смерти. Даже если он скажет тебе прыгнуть в колодец, то ты прыгнешь в колодец. Да, это применимо в монашестве, но с помощью благодати, которую Бог дает тем, кто выбрал это поприще. Священник не может и не имеет права вмешиваться в дела твоей жизни, которые полностью зависят от твоей личной свободы, или у тебя есть человек, который находится рядом с тобой – твоя жена, твой супруг, родитель. Тут необходима большая рассудительность, и давайте не будем путать одного с другим. Необходимо учитывать, какова реальность жизни того или иного человека.
Бытует и другое ошибочное мнение при выборе духовника. Могу ли я сменить его? Разумеется, можешь. Кто сказал, что не можешь? Не надо менять Бога! Духовника, если необходимо, можно и сменить. То, что ты идешь к другому священнику исповедоваться, вовсе не означает, что ты ссоришься со своим духовником. Это монаху своего старца нельзя сменить. Он дал обещание Богу, что будет пребывать с ним до своего последнего издыхания, до самой смерти. Но вне монашества нет такого, и вы свободны в любое время сменить своего духовника.
Почему мы не меняем своего врача? До сих пор ты посещал одного врача. Прекрасно, он помог тебе, но сейчас тебе необходим другой специалист. Разумеется, нехорошо менять своего духовника без причины и говорить:
– Буду на исповеди одному священнику говорить одно, второму – другое, третьему – третье.
Или найдешь себе глухого, слепого, не видящего, пойдешь к какому-то пожилому священнику, который не слышит. «Прекрасно!» – подумаешь про себя, а он ничего не понимает…
Однажды на Святую Гору Афон приехал какой-то человек на исповедь. Он пришел поздно вечером в исповедальню, где я исповедовал, и сказал:
– Батюшка, я хотел приехать на Святую Гору, чтобы поисповедоваться, найти седого старика с белой бородой, чтобы мы не были знакомы друг с другом, и поисповедовать ему все свои грехи!
Я подумал про себя: «Если бы сейчас было светло, то он бы увидел какой я “старый”!» А тогда мне было 30 лет. Я спросил его:
– Ты где живешь?
– На Кипре.
– Хорошо.
– Ты агиа патера?
– Я на Афоне. Ты из какой части Кипра?
– Из Лимассола. Знаете ли Вы Кипр?
– Немножко.
– Прекрасно…
Было темно, он не видел меня. На следующий день мы познакомились…
Не надо постоянно менять духовника. Если действительно чувствуешь, что не можешь больше общаться с духовником или по какой-то причине хочешь сменить его, то имеешь на это право. Конечно, это не рекомендуется. Давайте не будем обходить духовников с одним вопросом, как не обходим врачей. Если спросишь об одном и том же десять врачей, они могут прописать десять разных лекарств. Также если спросишь у десяти священников, то получишь десять разных ответов.
Дети мои, не обязательно все время исповедоваться именно у своего духовника. Обычно наш духовный отец один – это тот, кто приводит нас к Евангелию, в Церковь. Однако исповедовать может любой священник. Например, я нахожусь в Афинах и чувствую, что мне необходимо пойти на исповедь, чтобы преступить к Святым Тайнам, что-то меня тяготит. Я пойду и найду священника, чтобы поисповедоваться. Или же мой духовник умер, или я переехал и живу теперь в другом городе. Бог один и тот же. Ключом являются отношения с Богом, а человек – это средство, инструмент благодати.
Другие говорят, почему бы нам не исповедоваться перед какой-то иконой или непосредственно Богу, чтобы нам не был нужен священник. Ну хорошо, ты покаешься перед Богом, перед иконой Христа, но икона не даст тебе ответа, не предложит тебе лечения. Так же, как когда ты заболеваешь, не берешь какую-нибудь медицинскую энциклопедию и не говоришь:
– Давайте посмотрим, что здесь написано.
Или ты не берешь нож, чтобы разрезать себя и увидеть, что у тебя болит, а идешь к врачу. Так же происходит и на исповеди: я иду к духовнику. Ты не можешь лечиться по книгам, не можешь заниматься самолечением. Тебе нужен кто-то, чтобы ответил тебе, чтобы предложил тебе лечение и чтобы смириться перед кем-то. Этот стыд, который мы чувствуем на исповеди – в нем и заключается суть покаяния. Этот стыд, унижение и затруднение помогут тебе, помогут твоему сердцу через покаяние и исповедь найти Божью благодать, благодать покаяния, которое всегда рождается там, где есть смирение.
И когда мы исповедуемся, то должны это делать ясно и точно. Будьте осторожны, чтобы исповедь не сопровождалась оправданиями. Никогда не оправдывайте себя, это грубая ошибка. Словно ты пытаешься зажечь огонь, и в то же время его тушишь. Это неправильно. Покаяние – это огонь, в котором сгорают отходы греха, но ты потушишь этот огонь в тот момент, когда начнешь оправдываться. Скажи:
– Я совершил это, и этого мне достаточно.
Не говори:
– Я согрешил, потому что никто мне об этом не сказал, или если бы он мне этом сказали, я бы этого не сделал и т. д.
Эти слова лишние. Я совершил этот грех, этим я ранил себя, я взваливаю на себя ответственность за свое падение, и я понимаю, что в этом никто не виноват, я виноват, я убил себя. Таким образом мы ступаем на фундамент смирения, покаяния, чтобы мы могли в себе построить путь ко спасению.
Сегодня и всегда великое чудо Церкви происходит в Таинствах, и мы ежедневно видим спасение человека, особенно на исповеди. Удивительно то, что происходит. Там присутствует Бог. Это я говорю вам не только как исповедующийся, который исповедуется в своих грехах, но и как духовник, который за 20 лет поисповедовал тысячи людей. Нет ничего такого, чего бы я не слышал, поэтому не ужасайтесь! Я знаю все, и даже больше, чем вы! Я узнал обо всех грехах, которые существуют на свете. Я слышал все до пресыщения. Но я говорю вам, что в течение этих 20 лет каждый раз я вижу перед собой это Божье чудо – как демон становится ангелом, как человек, по словам Св. Иоанна Златоуста, входит волком и выходит овцой. Видишь преобразование и воскресение человека, которое является величайшим чудом из всех чудес. Что это означает – воскресить мертвого человека? Через несколько лет он снова умрет. Но духовное воскресение мертвого после падений – это настоящее чудо, которое мы видим каждый день!
Добавить комментарий