Воскресшая из мертвых
Содержание
- Восставшие из мертвых: 8 реальных случаев воскрешения, которые были задокументированы
- Случай воскрешения. Мертвая девушка ожила на своих похоронах
- Смерть как часть жизни
- Клиническая смерть или другая жизнь?
- Как бы вы хотели умереть?
- Качество жизни и разрешение на смерть
- Как известно, желание воскресить минувший век во всей его истине привело поэта к изучению материалов предшествующих эпох. Одним из любимых исторических деятелей был Пётр 1. В поэме «Полтава» описывается победа Петра 1 над шведскими войсками, вторгшимися в Россию в 1709 году. Найдите самостоятельно в поэме «Полтава» фрагмент, посвящённый Полтавской битве, подготовьтесь к его выразительному чтению и обсуждению в классе.
- В1. Выпишите из данного предложения действительное причастие прошедшего времени
Книга 15. Поучение 8
I. Святые, ныне прославляемые седмочисленные мученики были дети знаменитых граждан города Ефеса, воины юноши, жившие во время гонения на христиан от императора Декия. Это было ужасное гонение. Многие христиане скрывались за городом, в пещерах. Между ними были и воспоминаемы сегодня церковью семь отроков, которые, скрываясь от гонения, ушли из города и поселились в пещере горы Охлон для приготовления себя к подвигам за веру постом и молитвою. Декий, узнав об этом, велел завалить камнями вход в пещеру, при чем двое из придворных, тайно исповедывавших веру Христову, Феодор и Руфин, среди камней положили оловянныя дощечки, написав на них имена погребенных заживо в пещере семи отроков. Между тем, по неисповедимым определениям Своим, Бог, послав им сон смертный, сохранил их нетленными и неизменными для чудного пробуждения их во славу Его и в свидетельство истины слова Его, через два столетия после того.
Чудное пробуждение отроков, уснувших во время гонения Декиева (около 250 года), совершилось в царствование Феодосия младшаго (408 — 450 г.), когда возстали еретики, отвергавшие воскресение мертвых, несмотря на возвещенное в евангелии, что «мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут». В это время нового смущения в церкви и проявилось наглядное свидетельство истины возвещенного Христом воскресения мертвых.
Владелец селения на горе Охлон, где была заваленная пещера, в которой упокоились семь отроков двести лет тому назад, вздумал сделать ограду для своих овец; рабы его, строя ограду, брали те камни, которыми загромождена была когда-то пещера, о существовании которой они не подозревали. Выкапывая камни из горы, они случайно сделали отверстие во внутренность пещеры. В это время отроки ожили, не зная того, что они пробудились не от простого, но от смертного сна…
Когда один из них на разсвете дня пошел купить пищу в городе, то старинная монета, поданная им купцу, послужила поводом к обнаружению необычайного происшествия. Разговор с отроком, думавшим, что еще продолжается гонение от Декия, окончательно обратил на него общее внимание, и когда слух о нем дошел до епископа, то, разспросив отрока, он уразумел во всем этом тайну Божию и, услышав от него о других отроках, оставшихся в пещере, пожелал видеть их и отправился туда с наместником, в сопровождении множества народа. При входе в пещеру епископ, разсматривая внимательно ее обстановку, нашел среди камней медный запечатанный ящик и, раскрыв его в присутствии всех, увидел там две оловянныя дощечки, положенныя Феодором и Руфином, которыя разъяснили всем загадочныя слова воскресшаго отрока. Все были поражены и прославляли Бога, дивного в чудесах Своих.
Император Феодосий был немедленно уведомлен об этом событии.
Царь прибыл сам в Ефес со множеством сопровождавших его верующих и «поклонился святым отрокам, которые, после довольной беседы с ним, уснули вечным сном в присутствии царя, до всеобщаго воскресения». Феодосий велел сделать семь серебряных ковчегов и положить в них тела отроков, но они явились ему в ту же ночь в сонном видении и просили его оставить их почивать в пещере, как они почивали прежде.
Поразительность этого события и потом собор в Ефесе в 431-м году были причиною того, что известие о нем быстро распространилось по всему христианскому миру. Достоверность же события подтверждается сильными доказательствами со стороны многих уважаемых писателей и свидетелей. Писател св. Иоанн Колов (пам. его 9 ноября), современник этого события, говорит о нем в жизни Паисия великаго, 19-го июня. Православный епископ саругенский Иаков из Месопотамии, живший в VI веке, сирский писатель, оставил описание этого события; перевод его известен был Григорию турскому в том же веке.
Пещера отроков доныне показывается близ Ефеса, в ребрах горы Приона. Судьба мощей их неизвестна с XII века, в начале которого игумен русского монастыря Даниил видел их еще в пещере.
II. Свв. седмь отроков ефесских, воскресшие из мертвых после чудного сна, продолжавшагося около 200 лет, убеждают нас, братие, в той истине, «что за смертию последует воскресение мертвых», что смертию не кончается жизнь человека, а только начинается безконечная.
а) Эта великая и отрадная истина прямо и ясно возвещается в слове Божием. «Да не скорбите, братие, якоже и прочии не имущие упования», писал когда-то св. ап. Павел солунским христианам относительно умерших. «Сие бо глаголем вам словом Господним…, яко Сам Господь в повелении, во гласе архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее» (1Фес. 4:13,16,18). «Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут» (Ин. 5:25), говорит и Сам Спаситель наш в Своем святом евангелии. «Но речет некто: како востанут мертвии? Коим же телом прийдут?» предупреждает апостол сомнение с чьей бы то ни было стороны и отвечает твердо и резко: «безумне, ты еже сееши, не оживет аще не умрет: и еже сееши, не тело будущее сееши» (не стебель с колосом), «но голо зерно, аще случится, пшеницы, или иного от прочих: Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело» (1Кор. 15:35-39).
б) Вообще, в видимой нами природе есть много-много образов, или подобий воскресения мертвых. Обновление природы с открытием весны, оживление растений, пробуждение от спячки замерших на зиму животных, преобразование некоторых животных после замирания в другие виды, напр., гусеницы в бабочку и пр., разве все это не указывает на возможность воскресения мертвых, при конце этого видимаго мира, при воздействии на них могущественной силы Божией?
в) Еще в ветхом завете один пророк Божий удостоился предзреть дивное явление воскресения мертвых действием могущественного слова Божия. «Была на мне рука Господня, говорит пророк Божий Иезекииль, и поставила меня среди поля, и это поле было полно мертвых костей человеческих, и кости сухи очень. И сказал мне Господь: сыне человечь! прорцы на эти кости и скажи им: кости сухия, слышите слово Господне… И я сказал, как заповедал мне Господь, и когда я говорил, сделался трус и соединились кость к кости, каждая к своему составу, и на них явились жилы и росла на них плоть и явилась кожа, но еще духа в них не было. И сказал мне Господь: прорцы, сыне человечь, о духе и вдуни на мертвыя сия и да оживут. И я сказал так, как было мне повелено, и ожили мертвые и стали на ногах своих, и был великий, великий собор» (Иез. 37:1-11).
г) Что все мертвые воскреснут, для этого мы имеем ручательство и в том, что Иисус Христос воскрес. «Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть», т.е. положил начало нашему воскресению, говорит св. ап. Павел (1Кор. 15:20). После сего не безумно ли сомневаться в истине воскресения мертвых? Воскрес Христос, первенец из умерших: воскреснем и мы.
д) Затем, ручательством тому служат неоднократно совершавшияся воскресения силою Христовою: так Иисус Христос во время Своей земной жизни, воскресил дочь князя Иаира, — сына вдовы наинской, — четырехдневного мертвеца Лазаря; во время крестной смерти Иисуса Христа, по свидетельству евангелиста Матфея, «гробы отверзошася и многа телеса усопших святых восташа и изшедше из гроб, по воскресении Его внидоша во святый град и явишася мнозем» (Мф. 27:52-53). И святые апостолы, облеченные силою Христовою, воскрешали мертвых; так, ап. Петр воскресил в Иоппии (Яффе нынешней) девицу Тавифу.
III. Сотни, тысячи, а может быть и много более того лет будем и мы лежать в наших могилах, как и наши присные почившие; но настанет час, когда все сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут из гробов. Потому на наши кладбища мы должны смотреть, как на засеянныя нивы Божии; опуская наших покойников в могилы, мы должны думать о них, как о зернах пшеничных, бросаемых нами в землю, в надежде, что Господь даст в свое время каждому семени свое тело. Но каковы будут наши воскресшия тела? Это будет зависеть от того, каковы будут погребенные. От добрых зерен восходят роскошные, многоплодные стебли, а от тощих зерен стебли слабые, безплодные. Подобное будет и с нами, братие, в воскресение мертвых. Аминь.
Восставшие из мертвых: 8 реальных случаев воскрешения, которые были задокументированы
Элеанор Маркхем, которую чуть не похоронили заживо
Элеанор Маркхем было 22 года, когда она скончалась в 1894 году в Нью-Йорке. Стояла июльская жара, потому безутешная семья оплакала девушку и решила побыстрее ее похоронить. Когда гроб несли на кладбище, изнутри послышались звуки. Крышку сняли, и далее последовал яростный диалог между ожившей мисс Маркхем и провожавшим ее в последний путь лечащим врачом. Согласно публикации из местной газеты, их разговор звучал примерно так: «Боже мой! — истошно кричала мисс Маркхем. — Вы хороните меня заживо!» Ее врач хладнокровно ответил: «Тише-тише, с вами все в порядке. Это просто ошибка, которую легко исправить».
Одинокая Милдред Кларк
Жить одному не страшно. Страшно умереть в одиночестве и быть найденным соседями по характерному запаху. Так было с 86-летней Милдред Кларк, которую обнаружил арендодатель лежащей холодной и мертвой на полу. Старушку доставили в морг, где ее тело ожидало своей очереди отправиться в похоронное бюро и затем на кладбище. В морге ее замерзшие ноги начали подергиваться, а дежурный заметил, что покойница едва заметно дышит. Так старая и одинокая Милдред Кларк снова вернулась к жизни.
Сипхо Уильям Мдлетше по прозвищу Зомби
Как-то в Южной Африке скончался 24-летний юноша Сипхо Уильям Мдлетше. Он пролежал в морге два дня, а затем очнулся уже в металлической коробке и начал громко кричать. К счастью, парня спасли, и он сразу же побежал к своей семье и невесте. Однако девушка отвергла его, считая ожившего жениха самым настоящим зомби.
Элис Бланден, женщина, похороненная заживо дважды
Элис Бланден была женщиной тучной и любила бренди, и в один прекрасный день 1675 года она умерла и была похоронена. Через несколько дней дети услышали звуки из могилы. Могилу раскопали, но Элис таки была мертва, хотя было видно, что она билась внутри и звала на помощь. Тело осмотрели и решили снова закопать до приезда судмедэксперта. Когда коронер наконец приехал и могилу вскрыли повторно, у Элис была разорвана одежда, а лицо окровавлено. Она была похоронена заживо во второй раз. Увы, но третьего шанса судьба ей не дала. Коронер окончательно признал ее мертвой.
Смотрите также: 10 человек, «чудом» воскресших из мертвых
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.
Случай воскрешения. Мертвая девушка ожила на своих похоронах
Случай воскрешения произошел на днях в Гондурасе. Во время похорон Нейси Перес, шестнадцатилетней местной жительницы, она вдруг начала кричать и пытаться разбить окошко в собственном гробу, расположенное сбоку.
Родственники покойной, несшие ее гроб, сначала оцепенели от ужаса, однако сообразив, что девушка ожила, поспешили на помощь воскресшей. Они срочно вызвали медиков, а до их приезда пытались самостоятельно оказать девушке помощь, так как она снова впала в кому.
Приехавшие врачи сделали все возможное, однако им пришлось констатировать печальный факт, что в этот раз Нейси Перез умерла окончательно. Можно только представить горе родителей, которые только что пережили самую сладкую надежду и теперь еще раз потеряли свою дочь. Не случайно они уже на другой день подали иск в суд на врачей, которые поставили их ребенку неправильный диагноз о смерти.
На видео запечатлены кадры, когда родственники, а потом и врачи пытаются воскресить Нейси, но, не смотря на различные приемы и все усилия, у них ничего не получается.
Видео: Мертвая девушка вдруг ожила на похоронах
Стоит заметить, что случаи воскрешения людей постоянно происходят то тут, то там. Например, в феврале этого года это случилось с китайцем Пал Бо Ко, в прошлом году в морге очнулась полька Янина Колькевич, а чуть раньше воскрес из мертвых индиец Дипак Сингх. И это не смотря на высокий уровень современной медицины и обязательное вскрытие покойного перед отправлением его в морг.
Правда, в большинстве случаев воскресшие, к великой радости родственников, покидают гроб или морг, но бывают и трагические случаи, как это случилось с Нейси Перез. Еще более страшно, когда человек воскресает уже закопанным в землю и потом просто задыхается в гробу.
>День смерти человека не случаен, как и день рождения
Смерть как часть жизни
В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это – вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.
Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.
Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.
Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».
Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.
В руках второго мальчика свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.
Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.
Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил.
А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.
Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.
Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.
Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».
Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».
И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.
Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.
И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.
Клиническая смерть или другая жизнь?
Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап, как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.
Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.
Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.
Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?» – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот». – «Какие хлопоты?» – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».
Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?» – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».
И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу и вышла в какое-то туманное пространство.
Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».
Она подумала, что умерла, и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.
Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».
Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.
И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг эта женщина поняла, что, когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу и в зеркале не увидела себя.
В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».
Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.
Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?» – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?» – «А не приносила ли она платье в горошек?» – «Вы что, волшебник, доктор?»
Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.
Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.
Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.
Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».
Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?» – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».
Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»
Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.
Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.
Как бы вы хотели умереть?
Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?» И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.
Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».
Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.
Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.
Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».
Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.
Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.
Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!
Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».
Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди».
То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной?
Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?
Качество жизни и разрешение на смерть
Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.
Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.
Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.
Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.
Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно, рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.
Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.
Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг.
И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.
Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил Своих учеников: «Побудьте со Мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот, хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».
И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.
Текст, фото: Мария Строганова
Впервые опубликовано на «Правмире» в феврале 2015 года
Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти, то книга «Правмира» «От смерти к жизни» — для вас!
Казалось бы, смертоносность понедельника доказана всеми доступными человечеству средствами — от кинематографа до личного опыта. И тут, такие, материализуются высокоуважаемые эксперты ресурса LiveScience и ошеломляют: «Свистать всех наверх! Мы тут установили, в какой день недели на планете мрет больше всего народу. Так вот, это даже близко не понедельник!»
Пока ты приходишь в себя от приятного шока, объясняем, как эти деятели пришли к таким дерзким выводам. Они пробежались по базе данных американских Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), в которую внесены 39 с лишним миллионов смертей, случившихся в США с 1999 по 2014 год и составили статистическую сводку.
Так вот, оказалось, что большинство людей предпочитают перемещаться в лучший мир… по субботам! На этот день недели пришлось 5,7 миллиона покойников. А самым жизнерадостным оказалось, что неудивительно, воскресенье — жалких 5,6 миллиона смертей. Остальные дни недели более-менее равномерно рассредоточились в этом стотысячном промежутке.
Установлена еще одна поучительная закономерность — между днями недели и причиной смерти. К примеру, сердечные приступы чаще всего губят людей по понедельникам и вторникам (реже — по четвергам), передозировка наркотиками — по субботам (во вторник тебя, скорее всего, откачают), попадание в ДТП — по субботам, а огнестрелы — по воскресеньям.
Среди наиболее распространенных причин смерти исследователи также назвали самоубийство, рак, инсульт, болезнь Альцгеймера, диабет, грипп, пневмонию, недуги почек и органов дыхания. Смертоносные раритеты — гибель от яда растительного происхождения или зверя животного происхождения.
Ты чего, друг? Ну-ну, поревел — и будет. Во-первых, судя по твоему виду, впереди у тебя еще минимум лет семь-восемь яркой жизни, наполненной зелеными салатами, куриными грудками на пару и прочими мощными средствами, способными убедить твое сердце не сбиваться с ритма, а диабет — забыть дорогу в твой дом. Во-вторых, все не так страшно, как ученые расписывают, — наша бодрая подборка завораживающих кадров смерти тому порукой. В-третьих, нельзя терять надежду на то, что в следующем году Землю наконец захватит разумная галактическая плесень и понаделает себе из всех нас напольных вазочек! В одну прекрасную субботу.
Как известно, желание воскресить минувший век во всей его истине привело поэта к изучению материалов предшествующих эпох. Одним из любимых исторических деятелей был Пётр 1. В поэме «Полтава» описывается победа Петра 1 над шведскими войсками, вторгшимися в Россию в 1709 году. Найдите самостоятельно в поэме «Полтава» фрагмент, посвящённый Полтавской битве, подготовьтесь к его выразительному чтению и обсуждению в классе.
В черновиках повести фамилию «Гринев» носил другой персонаж. Какую фамилию получил этот персонаж в итоге? Срочно, напишите краткое содержание Абая Тынибекова «Далайя» пожалуйста даю 35 баллов Характарыстыка гістарычнай тэматыкі ў вершы П. Панчанкі «Герой» Какая главная мысль 2-го тома романа-эпопеи «Война и мир»? Ребята не подскажите как стих быстро выучить.Я уже сижу 3 часа и нифига не получается Назовите селенье в котором известный попугай встретил тёзку греческого деда мороза Проанализируйте сцену гибели Тараса, дав характеристику Тарасу в этот момент Какой предмет может собиратся и раскладываться? (Кроме раскладушки) приведите 7-8 примеров. Ответьте плиз!!!! Даю 30 баллов!!! Эпизоды жизни героев, меняющие их взгляды. 1.Пьер в петербургском салоне А. П. Шерер (незаконный сын графа Безухова ). 2.Смерть отца – законный наслед ник миллионов. 3.Женитьба на Элен. 4.Разочарование в семейной жизни – разрыв с Элен. 5.Увлечение масонством – попытка обрести веру. 6.Поездка в южные имения – улучшение жизни крестьян. 7.Любовь к Наташе. 8.Война 1812 года – «сопряжение» своей жизни с жизнью народа – » наш барин». 9.Плен – Платон Каратаев : обретение высшего счастья, истинной веры. 10.Женитьба на Наташе. Какая мелодия подойдет под рассказ стихотворения А. С. Пушкина Зимнее Утро Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, кра савица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
В1. Выпишите из данного предложения действительное причастие прошедшего времени
Желание воскресить минувший век во всей его истине привело поэта к изучению материалов предшествующих эпох.
Вариант 2
А1. Укажите действительное причастие настоящего времени
1. Обсуждающие
2. Выступавший
3. Согласившийся
4. Уважаемый
А2. От какого глагола не образуется действительное причастие настоящего времени?
1. Проходить
2. Видеть
3. Рапортовать
4. Посмотреть
А3. В каком причастии на месте пропуска пишется Я?
1. Прилега..щий
2. Стел..щийся
3. Мо..щий
4. Гон..щий
А4. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?
1. Наде..вшийся
2. Завис..вший
3. Налад..вший
4. Возглав..вший
В1. Выпишите из данного предложения действительное причастие прошедшего времени
С какой целью в балладе «Песнь о вещем Олеге» использованы устаревшие слова и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель»?
С 1. Ответьте на вопрос, сформулированный в задании В1.
Ответы
Вариант 1
А1. 2
А2.3
А3.4
А4.1
В1. Минувший
Вариант 2
А1.1
А2.4
А3.4
А4.2
В1.устаревшие
Вариант 1
А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1. С ушедш..м поездом, развес..вший фотографии
2. О накаливш..йся обстановке, поспор..вший с приятелем
3. О проливш..мся молоке, выгор..вший участок
4. С прошедш..м праздником, выкат..вшийся клубок
А2. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется А(Я)?
1. Вид..щий, сморщ..нный
2. Проща..щийся, озадач..нный
3. Стел..щийся, потрач..нный
4. Кле..щий, рассе..нный
А3. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется Е?
1. Выставля..мый, разве..на
2. Завис..мый, сочт..ны
3. Управля..мый, заверш..на
4. Движ..мый, усе..ны
А4. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется одна буква Н?
1. Напряжё..ый труд, решение найде..о
2. Печё..ые овощи, охваче..ы радостью
3. Просвещё..ое общество, нечая..ая встреча
4. Мощё..ая булыжником, дети растеря..ы
А5. В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?
1. (Не)работающий, а сломанный телефон
2. Посуда (не)убрана в шкаф
3. (Не)накормленная вовремя собака
4. (Не)оконченная повесть
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1. Всю досаду, накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе.
2. В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю о блудном сыне?
3. С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувство долга.
Критик сравнивал стихи Лермонтова с молитвами.
Прочитайте текст и выполните задания В1-В4 и С1.
(1)У побережья одной из индонезийских провинций поймана кистепёрская рыба целокант, относящаяся к виду, вымершему, как считалось, около 80 миллионов лет назад. (2) Рыбак и его сын в течение часа держали пойманную рыбу у себя дома, а потом выпустили целоканта в огороженный сетью участок моря. (3) Выловленный индонезийскими рыбаками целокант был длиной 131 сантиметр и весом 51 килограмм.
В1. Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (1).
В2. Из предложения (1) выпишите действительное причастие прошедшего времени. Укажите его вид.
В3. Напишите, какие причастия встречаются в предложении (2).
В4. Выпишите из предложения (3) причастный оборот.
С1. Расскажите, в чем вы видите значение охраны животных.
Вариант 2
А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) О пропавш..й книге, рано состар..вшийся
2) С брызжуш..м весельем, заиндев..вший лес
3) С заканчивающ..ми школу, высвет..вший проблему
4) О разбивш..ся чашке, нечаянно обид..вший
А2. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется А(Я)?
1) Позор..щий, засе..нный
2) Держ..щий, скош..нный
3) Занима..щийся, спа..нный
4) Отбира..щий, постриж..нный
А3. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется Е?
1) Встреча..мый, потер..на
2) Отража..мый, учт..на
3) Невид..мый, прекраш..на
4) Сберега..мый, выслуш..ны
А4. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) Гружё..ая машина, девочка рассея..а
2) Покраше..ый забор, невида..ый успех
3) Лома..ая линия, пути отреза..ы
4) Выза..ая бабушкой, письмо получе..о
А5. В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?
1) (Не)поставленные на место лыжи.
2) (Не)выключенный утюг
3) (Не)прибранная, а разбросанная одежда.
4) Огурцы (не)засолены
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Он пролез через частокол в сад, влез на дерево, раскинувшееся ветвями, упиравшимися в самую крышу дома.
2) Бедная старушка, лишённая последней надежды, уныло поплелась в хату.
3) Крик, двигавшийся в стороне, тучи диких гусей отдавался в дальнем озере.
4) Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор.
Добавить комментарий