Восстановление храма с забалуйка

Новости епархии

Владыка Филарет посетил восстанавливающийся храм в с.Забалуйка Инзенского района
14 октября 2013 г. 12:49

2 октября Инзенский район с рабочим визитом посетил его Преосвященство епископ Барышский и Инзенский Филарет. Главной целью визита владыки стало посещение с. Забалуйка и ознакомление на месте с ходом проведения восстановительных работ храма во имя Трех московских святителей Петра, Алексия, Ионы, которые осуществляются жителями с. Забалуйка с 2012 года.

При участии благочинного 2-го округа епархии, настоятеля Святоникольского храма с. Оськино архимандрита Адриана (Шитова) мы вместе с владыкой осмотрели храм и объемы выполненных работ.

Как рассказала Наталья Ивановна Скорнякова, являющаяся председателем приходского совета, за весенне-летний период приходу при помощи благотворителей и средств, собранных сельчанами (а это не много ни мало около 250 тыс. рублей), удалось провести большой объем: убрали мусор из храма, установили 10 новых пластиковых окон, новую металлическую входную дверь, очистили потолок и стены. Большую часть работ сельчане в храме сделали безвозмездно, своими руками. Совсем недавно помощь жителям села пришла из г.Архангельска от Александра Давыдова, уроженца с. Забалуйка. Узнав о том, что на его малой родине земляки взялись за восстановление храма, он перечислил на счет приходского совета 400 тыс. рублей, которые будут израсходованы на заливку новых бетонных полов и укрепление храма.

По словам Н.И. Скорняковой, в следующем году приходской совет планирует продолжить работы по восстановлению храма и наметил достаточно амбициозные планы: восстановить разрушенные в советское время алтарь, притвор, колокольню, сделать купола, потолок и многое другое. Конечно же, доброе желание и стремление сельчан является решающим фактором в процессе восстановления православной святыни, но по объективным причинам, одним им это не под силу. В связи с этим необходимы пожертвования на восстановление храма в селе Забалуйка.

Завершив осмотр восстанавливаемой святыни, епископ Барышский и Инзенский Филарет поблагодарил представителей приходского совета за совершаемое доброе дело во славу Матери Церкви и пожелал им помощи и благословения Божия в богоугодном деле. Для восстановления молитвенной жизни в храме, что безусловно будет способствовать ускорению процесса восстановления церкви, владыка благословил благочинного 2 округа архимандрита Адриана (Шитова) 18 октября – в день памяти святителей Московских, то есть в престольный праздник храма, совершить в нем первое богослужение, что будет означать его возрождение после долгих лет разорения.

Инзенский район, по праву считающийся православным краем, всегда отличался историческим наследием: старинные архитектурные здания и особенно православные христианские храмы создают для людей душевный уют, веют радостью и надежностью. К сожалению, время не щадит многие православные храмы, памятники архитектуры и церковного зодчества Инзенского района (храм во имя Живоначальной Троицы в с. Пятино, храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Аристовка, храм во имя Архангела Михаила с. Репьевка и т.д.). Они разрушаются и совсем скоро могут безвозвратно унести с собой память о славном прошлом нашего Отечества.

Сегодня особняком в ряду восстанавливаемых храмов Инзенского района стоит храм во имя Трех московских святителей Петра, Алексия, Ионы с. Забалуйка, также являющийся живым памятником истории Симбирского края. Храм, как и село, имеет свою многовековую неповторимую историю.

Село Забалуйка образовалось в 1725 году. Первоначальные названия: с. Выставка, с. Трёхсятительское, с. Балуйка. Жители села выращивали зерновые, овощные культуры, занимались разведением скота. В селе было много искусных кузнецов, плотников, печников. На реке Инза стояли две мельницы, на которых местные жители мололи муку. Сельчане ткали холсты, плели лапти, валяли валенки. В центре села находилась базарная площадь, где крестьяне Городищинского уезда продавали продукты животноводства, растениеводства, пчеловодства, рыбу. В праздники проводились богатейшие базары. Храм во имя Трех святителей Петра, Алексия, Ионы с теплыми приделами во имя святого князя Владимира и святой Троицы построен в 1828 году.

По имеющимся архивным данным, скорее всего, последним настоятелем храма являлся священник Иоанн Иванович Уфимский, 1864 года рождения, который был расстрелян в г. Ульяновске 24 января 1938 г.

После расстрела последнего священника храм был закрыт, а в дальнейшем переведен под сельский дом культуры.

Вдохновленные первыми успехами в восстановлении храма жители с. Забалуйки объединились вокруг него, видя в этом хороший знак того, что село будет жить. Понимание важности восстановления храма и молитвенной жизни в нем разделяют как жители села, так и епархиальное руководство.

Для координации работы по восстановлению храма епископом Барышским и Инзенским Филаретом было принято решение назначить его настоятелем имеющего в этом большой опыт архимандрита Адриана (Шитова), при участии которого на Симбирской земле за годы его служения был восстановлен не один десяток православных святынь. Совсем недавно им были привезены в храм престол, Евангелие и многая другая церковная утварь, необходимая для совершения богослужений.

Конечно, невозможно преувеличить значение восстановления данной святыни как особого события в возрождении духовной жизни на Инзенской земле. Богатейшая русская культура, наследниками которой мы являемся, укоренилась на нравственном основании православия, которое всегда воспитывало в людях такие добродетели, как незлобивость, сердечность, искренность, почтение к старшим, уважение к закону, любовь к Отечеству.

Строительство, и тем более восстановление храмов на Руси, было всегда почетным и добрым делом и предпринималось всем миром.

Именно поэтому мне еще раз хотелось обратить внимание инзенцев и всех православных жителей Симбирской земли на то, казалось бы, маленькое, но великое по своему значению доброе дело, совершаемое в с. Забалуйка Инзенского района.

У каждого из нас есть возможность принять участие в нем, оказав посильную помощь.

Реквизиты для пожертвований:

БИК 047308602, ИНН 7306999054,

КПП 730602001, к/с 30101810000000000602,

р/с 40703810569000095089

Банк получателя: отделение № 8588 Сбербанка России г. Ульяновск.

Получатель: местная религиозная организация православный приход храма в честь трех святителей Петра, Алексия, Ионы с. Забалуйка Инзенского района Ульяновской области Барышской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат).

Роман ЗАЯТДИНОВ

При копировании гиперссылка на сайт Барышской епархии обязательна

Просмотров: 3167.

НАРОДНАЯ НОВОСТЬ. В Забалуйке танцуют все!

Сегодня в селе уже мало кто вспоминает злополучный ноябрь 2013 года, когда власти пытались лишить сельских жителей права на досуг, раз и навсегда закрыв двери единственного «очага» культуры. Практически сразу после поступления обращения от сельской молодежи в Палату справедливости ее председатель Роман Заятдинов взялся за решение проблемы. Сегодня работа сельского Дома культуры особых опасений уже не вызывает.

В один из последних визитов правозащитники из районного центра обследовали сельскую школу, Дом культуры и местную библиотеку. Как оказалось, ситуация здесь качественно улучшилась. Идея о создании в селе социокультурного центра не только прижилась, но и получила развитие.

По словам директора забалуйской школы Валентины Романовой, сегодня учащаяся молодежь досугом в выходные дни весьма удовлетворена. Вместе с новым, активным и инициативным руководителем Дома культуры Светланой Белиной ребята придумывают и проводят множество самых разных ярких и интересных мероприятий.

— В выходные дни особенно многолюдно. Приезжают студенты из города, с удовольствием ходят в Дом культуры на дискотеку и просто пообщаться со сверстниками. Спасибо Светлане Михайловне за ее неиссякаемый энтузиазм и новые креативные идеи, которые нашей молодежи очень нравятся, — отмечает заместитель директора школы Марина Кечина.

Библиотекарь Ирина Андрюшина поделилась с гостями другой удивительной и необычной новостью. Оказывается, у них в селе теперь «тусуется» не только молодежь, но и вполне взрослые дяденьки и тетеньки. Специально для них был организован клуб «Кому за 40». Для тех, кого мучает ностальгия, проводят конкурсы, устраивают песни и танцы под «хиты молодости». Сельчане отвечают своим культорганизаторам искренней благодарностью. Кстати, недавно сделали сельскому клубу очень нужный и востребованный подарок – электросамовар. Теперь здесь по вечерам «пир на весь мир». И дети, и взрослые приходят на чаепитие, принося с собой предмет гордости семейных кулинаров – собственную выпечку и сдобу. Здесь же затеваются незатейливые и вполне традиционные для российской глубинки разговоры про политику, последние события в районном центре и их поселении. Жизнь в Забалуйке теперь довольно насыщенная, поэтому душевные разговоры здесь длятся до позднего вечера.

В сельской библиотеке жизнь так же ни на секунду не останавливалась. Школьники, студенты, бабушки и дедушки – контингент читателей довольно широкий. Литературу берут разную. Школьники и студенты, в основном, предметную.

В этот день Роман Заятдинов подарил библиотеке книги по истории, а также художественную литературу из личной коллекции. Библиотекари поблагодарили за интересные издания и пообещали, что «пылиться на полке» им никто не даст. Такие книги здесь расходятся почти мгновенно. Забалуйцы – читающий народ.

В завершение рабочего визита гости поинтересовались у сельчан другими проблемными вопросами. Как оказалось, их не так много. Один из главных – газификация села, а другой — расширение помещений сельского Дома культуры, который, несмотря на активизировавшуюся работу, весьма ограничен в возможности более широкого предоставления культурных услуг населению. Небольшое помещение просто не вмещает всех желающих посетить очаг культуры. Решение есть — выкуп и передача под клуб неиспользуемого в селе здания бывшего магазина. Пока это лишь видение и желание местных жителей.

Впрочем, такое желание вполне оправданно и аргументированно, поэтому при наличии финансовой возможности оно вполне осуществимо.

Последней «точкой» маршрута стал храм в честь Трёх московских святителей Петра, Алексия, Иона, восстанавливаемый силами самих сельчан. Гости осмотрели культовое религиозное сооружение и отметили высокую активность и стремление сельчан к возрождению духовной жизни.

Село Забалуйка, по сути, является уникальным населенным пунктом, настоящим визуализированным эталоном работы модели местного самоуправления, внедренной в новой России. Сельские жители самодостаточны, готовы принимать ответственные решения, самостоятельно отслеживать и контролировать процессы, происходящие на территории своего проживания. Кстати, село Забалуйка – единственное село Инзенского района, которое имеет собственный постоянный коллегиальный общественный орган — Совет села.

Подробнее узнать об уникальном селе, его истории, работе Совета села можно на сайте Забалуйки по адресу: http://zabaluyka.ru

Илья Журавлев

Фото автора

Восстановление храма в селе Растворово

Православные храмы, построенные до 1917 года, отличает особая одухотворённость строений, которые становились архитектурным выражением веры. Церковное здание никогда не рассматривалась в качестве обычной постройки. Это символ духовности русского человека, который не почувствует себя одиноким, а свою жизнь лишённой смысла, если в поле его зрения находится хотя бы один православный храм.

Архитектурные решения, все атрибуты строения церкви, купола и внутреннее убранство, представляли собой молитву, запечатлённую в пространстве стараниями архитекторов, строителей, художников и всех русских людей — не только священников или дьяконов, монахов и иеромонахов, но и мирян. Исторически церкви всем миром и строились. И далеко не случайно понятие «церковь», которое обозначает объединение верующих людей, распространилось и на здание храма.

В этом нет ничего удивительного, потому что Церковь — это часть учения Христа и его распространения на русской земле. Строительство храма или его улучшение — это не что иное, как богоудное дело, которое происходить должно, в первую очередь, в сердце того, кто его делает, но не ограничиваться только помыслами.

Один из многих других…

Храм в селе Растворово разделил судьбу тысяч других церквей России. Их разграбили, с них сняли всё убранство и превратили в хозяйственные здания и сооружения. Отдали под склады, мельницы, в них запускали заводики, а иногда — превращали в клубы. Поступавшим таким образом людям казалось, что они делают что-то хорошее. Они внушили себе, что попы служат интересам правящей верхушки, учат покорности и превращают людей в рабов. Избавление же от религии в идеологии большевиков было частью освобождения народа от угнетения.

История показала обратное. Одновременно с осквернением святынь начался процесс продразвёрстки, крестьян обложили налогами, потом стали сгонять в колхозы. Прошло раскулачивание, которое отправило в неосвоенные земли самых трудолюбивых, где большая их часть и сгинула. Всё это привело к голоду. Положение трудового крестьянства, жизнь которого вроде бы должны были улучшить большевики, становилось всё более отчаянным.

Вместе с народом эти муки вынесла и церковь. И по сей день в каждом районе можно найти полуразрушенные строения, которые превратились в молчаливые памятники эпохи неразумного упрощения решения вечных философских вопросов. Та эпоха, ничего не давшая народу, оставила после себя остовы церквей, которые в чём-то подобны скелету веры.

Почему нужно восстанавливать старые храмы?

Находятся они чаще всего в таком состоянии, когда проще построить новое здание, чем восстанавливать имеющееся. И опять мы сталкиваемся с той же самой проблемой неуместной простоты. Если бы речь шла о хозяйственных постройках XVIII-XIXвеков, то вполне оправданным был бы их окончательный снос и возведение на их месте чего-то нового. Однако этот правильный для строительного дела подход совершенно меняет свой потенциал, если речь идёт про то, что имеет связь с духовностью.

Если речь идёт про старую церковь, то её нужно восстанавливать, поскольку молитвой является не только строение новых храмов, но и восстановление старых.

Очень часто в нашей стране раздавались и раздаются призывы к покаянию. Без сомнения, это глубокий внутренний шаг, который входит в практику веры, но нам вовсе не нужно каяться же за грехи комиссаров в кожаных куртках, которые закрывали церкви. У нас другая задача.

По-настоящему верующий человек — труженик, уже по той причине, что вера без дел мертва. Мы видим разрушенный храм, и он становится одной из форм давления на сознание. Он будто бы подчёркивает невозможность веры, становится вызовом в настоящем, который уже не имеет связи с прошлым. Давно ушли в историю и много раз переосмыслены те события, но разрушенный православный храм — это факт нашей действительности. Мы не хотим с этим мириться, но направляем свою энергию на созидание. Восстанавливаем то, что требует восстановления и реставрации.

Что делается нами?

Работа начата не вчера, она идёт уже много дней. Успешно прошёл первый этап проекта по сбору средств, который показал, что русским людям не безразлична эта ситуация, они испытывают потребность участвовать в воссоздании храма. И это одна из наших задач. Можно очень много говорить про духовность русского человека, но слова так и останутся словами, если мы ничего не будем делать, если мы станем мириться с тем, что православная церковь превратилась в памятник вандализму эпохи агрессивного атеизма. Нам не нужны такие памятники, нам нужен действующий храм.

Мы понимаем, что село Растворово — это один из населённых пунктов России и не говорим об исключительности находящегося поблизости храма. Но его восстановление уже идёт. Это именно то дело, что остаётся неприметным, но является частью большого процесса созидания, которым во все времена и славилась наша земля.

Успешное завершение проекта зависит от каждого из нас. Мы верим в то, что Церковь Николая Чудотворца в селе Растворово вновь огласит окрестности колокольным звоном, станет действующим храмом, который будет неразрывен со всеми важнейшими событиями в жизни простых русских людей. Эта неразрывность наполняла сердца наших предков и давала им силу мудрости и доброты. Процесс реставрации начат в 2015 году, а курирует его Иеромонах Серафим, член духовного собора Свято-Георгиевского монастыря.

Мы не говорим о том, что происходит реставрация объекта культурного наследия, хотя это было бы правдой. Но главное не в этом. Этот проект призван вернуть духовную жизнь туда, где она остановилась в силу недомыслия людей в прошлом. История доказала, что такое отношение ничего не даёт, не приносит пользы. Мы уверены, что исправляем ошибку прошлого, как уверены и в том, что обязаны её исправить. Мы молимся о том, чтобы над стенами появился купол, а над ним был водружен крест, чтобы вернулось на свои места внутреннее убранство. Наша молитва не завершается произнесением её слов, но продолжается и в делах. А присоединиться к ним может каждый, кому не безразлична судьба православной веры и всей России.

Беседы с батюшкой. Восстановление храмов

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Рыбчак, настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, г. Полевской. Передача из Екатеринбурга.

– Во времена богоборческой власти многие храмы оказались в запустении, особенно храмы, расположенные в небольших городах, поселках, селах. В одних сначала разместили музеи, кинотеатры, производственные площади, а в других – зернохранилища и прочие складские помещения. А есть храмы, которые просто разграбили: вынесли все, что только можно было, и так оставили. Людям они стали не нужны. В последние годы все чаще находятся люди, которых я не побоюсь назвать героями: берутся за это непростое дело восстановления церквей в буквальном смысле из руин.

Отец Сергий, Вы уже 20 лет являетесь настоятелем полевского храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который в момент Вашего туда попадания представлял собой именно такой полузаброшенный вид.

– Я был назначен 17 августа настоятелем в этот храм, накануне праздника Преображения Господня. В этом году исполнится 21 год моего служения в нем. В том храме священником, служившим там до меня в течение 2-х лет, были сделаны кое-какие основные подготовительные работы, расчищен алтарь.

В 1941 году большевики окончательно отобрали храм первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Полевском и хотели превратить его в Дом пионеров, но началась Великая Отечественная война, и из храма сделали один из цехов завода «Красный металлист». Весь храм был переоборудован и перестроен таким образом, чтобы это было производство для изготовления военных котелков и тому подобных вещей, были установлены станки. Впоследствии за ненадобностью этого производства оборудование было вынесено, и в здании храма разместился автовокзал города Полевского. Долгие годы в этом автовокзале полевчане ожидали автобуса на Екатеринбург, приезжали из Екатеринбурга. В здании несколько раз были пожары, сгорала крыша, и оно было в таком состоянии, что, когда стали видны трещины по стенам, было принято решение о сносе этого здания. Но благодаря настойчивым просьбам наших сестер (мы в свое время назвали их тоже мироносицами), добивавшихся того, чтобы им вернули даже в таком виде этот храм, это произошло. После постройки автостанции в южной части г. Полевского в 1989 году храм был возвращен верующим. Здание представляло очень жалкое зрелище, и вот 20 лет ушло на то, чтобы изо дня в день восстанавливать храм. Напомню, это было начало 1990-х годов: очень сложные годы, когда возможностей для восстановления было мало, но тем не менее мы занимались восстановлением нашего храма.

– Тема нашей передачи неслучайна. На сайте в интернете http://prichod.ru/ опубликован фильм под названием «Не один». Главный герой фильма – это не актер, а человек, чьими трудами и заботами началось восстановление церкви в честь Рождества Богородицы на Нижнем Долу в Вологде. Этого мирянина, который решился за это дело взяться, зовут Роман Сипин. Предлагаю посмотреть часть этого фильма.

Транслируется фрагмент фильма «Не один».

– На таких энтузиастах, на таких людях и держится все дело возрождения наших храмов и приходов.

– Можно заехать практически в любой поселок, крупный и не очень, и, как правило, всегда в этом поселке есть храм, который некогда был величественным, высоким, у него толстые кирпичные стены, то есть полноценный храм с большой буквы. На таких энтузиастах, как Роман Сипин, и держатся идеи, чтобы храмы, которые сейчас находятся в запустении, снова делать пригодными для богослужений, для создания в селах общины и прихода.

В истории Вашего храма, наверное, тоже были такие энтузиасты, которые все начинали.

– Безусловно, и история нашего прихода начиналась с таких энтузиасток. Мария Прокопьевна, Евгения Михайловна, Матрена Ивановна Глинских – это первые прихожанки, которые взяли на себя этот неимоверный труд в те времена, когда советская власть еще держалась крепко и существовал особый отдел, занимавшийся вопросами религии. Не имея за собою ни средств, ни особых покровителей, никого и ничего, кроме веры в Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, они начали обходить партийные организации, требовать возвращения храма. Они мне рассказывали, как сами боялись этого делать, но, перекрестившись, с Божией помощью ходили и требовали. Для начала им необходимо было зарегистрировать общину. Мария Прокопьевна (ныне покойная) рассказывала, как она ходила и уговаривала знакомых, чтобы они согласились войти в первую общину. Все боялись, лишь вот эти три бабушки не боялись ничего. Власти засомневались: «Вдруг действительно там большая община и много людей хотят возвращения храма?» – и уступили. С этого момента началось возрождение Петропавловской общины. Где бы мы ни брали примеры возрождения храмов, там обязательно есть такие люди, которые вдохновлены верой, вдохновлены устремлением возродить храм, и на них зиждется начало дела.

– Вы говорили, что в свое время храм Петра и Павла в г. Полевском был опасным для нахождения в нем (трещины в стенах), принималось даже решение о сносе здания. Если говорить о технической стороне этого вопроса, стоит ли огромные средства вкладывать в то, чтобы перестраивать подсобные помещения, убирать этажи, как в храме Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе, который в свое время был передан хлебоделательному заводу, то есть заниматься переоборудованием, переустройством? Может, проще убрать этот храм и построить на этом месте новый? Как Вы считаете?

– Думаю, что в любом случае, если остались стены старого храма, нужно восстанавливать именно старый храм, потому что в нем когда-то совершалась Божественная литургия, молилось несколько поколений православных христиан. Память о них и возрождение литургической жизни будет самым великим, что можно возродить.

– Есть в народе такое выражение – намоленные стены.

– Даже и так. В любом случае надо восстанавливать, ни в коем случае нельзя сносить. Другое дело, когда на новом месте возводятся новые храмы. Но восстанавливать то, что есть, необходимо. Большое значение имеет восстановление не самих стен, а возрождение духовной жизни на приходе. Если в полуразрушенном храме даже маленький уголочек или местечко будет расчищено, для того чтобы там совершалась молитва, и если там начнет совершаться молитва, и тем более Божественная литургия (Святая Евхаристия), то, безусловно, начнется возрождение духовной жизни через людей, которые к этому потянутся. Есть знаменитая русская пословица: «Бог не в бревнах, а в ребрах». С этого нужно начинать: с восстановления общины, восстановления приходской духовной жизни. Это основа, а потом будут восстановлены и стены.

Напомню, что мы 20 лет восстанавливаем храм. Было очень сложно. У нас никогда не было крупных спонсоров, которые могли бы выделить большие средства для благоустройства. Градообразующие заводы, которые у нас находятся, восстанавливали какие-то части нашего храма, и даже для них это было не так просто в те 1990-е годы. С Божией помощью, кирпичик за кирпичиком, метр за метром мы восстанавливали. Самым главным для меня остается убеждение, что та община, созданная в те годы и укрепившаяся в последующие годы, гораздо важнее, чем благолепный вид самого храма.

– Хочу обратить внимание зрителей на то, что наша беседа иллюстрируется фотографиями из приходского архива храма: как и когда проходили работы, как храм выглядел и выглядит сейчас. Помимо этого зрители могут видеть снятые видеокадры тех храмов, которые находятся в запустении, в разрушенном и полуразрушенном состоянии. Это программа «Храм», которую создает наш студийный видеооператор Антон Ведерников. Благодарим за эти кадры храмов. Благодарим Вас, отец Сергий, за то, что предоставили фотографии, чтобы мы могли видеть и представлять, как это все выглядит.

Мы затронули вопрос о финансировании, о том, что особых средств для восстановления не было. Михаил Лукашин в социальной сети «ВКонтакте» спрашивает: «Каково соотношение частного капитала и государственного в восстановлении храмов? Не кажется ли вам, что сегодня участвовать в восстановлении храмов – это мода?»

– Мы никогда за все эти годы не получили ни одной копейки из государственного бюджета. Все средства – это пожертвования наших прихожан. Их руками восстанавливался храм. Даже иконы в иконостасе написаны прихожанином нашего храма, который в свое время учился и осваивал это довольно сложное искусство иконописи.

Я не знаю тех, кто ради моды вкладывал бы деньги. У нас нет таких «модных» спонсоров, предпринимателей. Если у кого-то из прихожан хорошо развивается бизнес и он какие-то средства жертвует на восстановление храма, поверьте, это не миллионы и даже не сотни тысяч, а, как правило, десятки тысяч, не более того. Из этих копеечек и складывался тот бюджет и те возможности, благодаря которым мы метр за метром восстанавливали наш храм.

– Вопрос телезрительницы: «Мой взрослый сын меня спросил: «Зачем купола покрывают сусальным золотом, почему алтари такие дорогостоящие, если на эти деньги можно спасти онкобольных?» Я не нашлась, что ему ответить. Подскажите, как ответить взрослому сыну?»

– Я отвечу очень просто. Я не знаю, кроме одного-двух столичных храмов, где есть возможность покрывать сусальным золотом купола. Мало кто имеет такие возможности. На самом деле все очень просто: сейчас технология покрытия куполов такова, что состоит из простого металла – нитрида титана (это анодированный нержавеющий лист). Он выглядит как золото, но на самом деле это не золото, а тонкий нержавеющий лист. Все наши купола покрыты именно этим. Это все равно, что металлочерепица на крышах наших домов стала более эффективным покрытием, чем волновой шифер, который бился от града или зацветал мхом. Технология идет вперед, и мы используем более дешевые технологии для того, чтобы облагородить вид наших храмов.

Я могу по пальцам пересчитать те храмы, в которых иконостасы покрыты сусальным золотом. Даже сусальное золото сейчас заменяется знаменитым материалом поталь, который в десятки раз дешевле его. В этом плане мы пользуемся дешевыми, но эффективными технологиями. Пусть Ваш сын не переживает по этому поводу.

Что касается онкобольных и всех остальных, нуждающихся в поддержке, в ту меру, насколько это возможно, приходы тоже оказывают помощь. Были неоднократные случаи, когда мы на приходе собирали средства и для погорельцев, и для страдающих беженцев из Донбасса, собирали деньги и на операции. Это деньги именно прихожан, их копеечки. Я не могу говорить за всю Россию, могу говорить только за свой приход, за приходы Полевского благочиния, но однозначно скажу: на куполах нет сусального золота.

– Есть храмы, в которых восхищаешься внутренним убранством: все очень красиво, благолепно, и есть ощущение, что находишься не на земле, а на небесах. Добавляет атмосферу еще красивое церковное пение. Думать о том, сколько все это стоит, надо в последнюю очередь. Прежде нужно думать и о душе своей, и о Боге и стараться молиться. Но иногда бывает, что человека в храме посещает мысль: «Сколько же все это стоит?!» Почему бывают такие храмы, заходя в которые трудно представить себе, откуда такая красота?

– Я должен отметить, что таких храмов не так и много, их единицы и можно пересчитать по пальцам. Храм – это дом Божий, дом, где совершается Божественная Евхаристия. Если мы стремимся поддерживать даже свои жилища в благопристойном виде: мечтаем обои поклеить, сделать евроремонт, который в наши дни имеет разную градацию – от эконом– до премиум-класса – и так далее, то есть стремимся свое жилище как-то облагораживать, то тем более верующий человек в дом Божий, где совершается таинство из таинств, где человек рождается в жизнь вечную, где человек изливает свою душу Богу, ищет утешения и очищения своей душе, человек старается вложить частичку того, что он имеет: кто-то приносит свою лепту в денежном выражении, кто-то приносит свое умение и таланты. К примеру, у нас на клиросе поют люди, которые служат регулярно, а есть те, кто приходят в воскресный день попеть вместе со всеми, и собирается огромный клир. Есть прихожане, которые дежурят днем в храме, убирают его, чистят подсвечники и все остальное. Тот, кто не может что-то принести, может что-то сделать, и наоборот. На этом зиждется вся приходская жизнь. Если человек зарабатывает большие, серьезные деньги в своем бизнесе и желает внести свою лепту в благоукрашение храма – Слава Богу! Но таких примеров немного.

– Опять же, думать о чужом кошельке – это неблагоприятное дело.

– Однажды 15 лет тому назад у меня был разговор с одним человеком, во владении у которого было частное издательство. Он любил ездить по разным городам мира и посещать культовые храмы. Он всегда говорил: «Вот приезжаешь в Рим, в Венецию, в Париж и восхищаешься великими соборами, росписями. А у нас что – простота, убожество». То есть совершенно нищее состояние. И он не вдохновлялся храмами православной Церкви. Впоследствии, когда у нас появились такие храмы, как Храм-на-Крови, храм Александра Невского в Ново-Тихвинском монастыре, храмы на Ганиной Яме, хотел бы я посмотреть на него. Сколько людей со всего мира едет, чтобы в этих храмах на святых местах помолиться! Я только радуюсь этому и не призываю считать то, что вложено в них. Поверьте, там вложено если и много, то это соответствует уровню святого места, которое должно быть таким образом благоустроено.

– Говоря о месте, в котором человек молится, я сейчас вспомнил следующее. Я бывал на службе в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе (микрорайон г. Екатеринбурга). Там есть храм, который стоит отдельно от основного собора, который сейчас восстанавливается, но одно время служили службы в небольшом, специально приспособленном помещении непосредственно внутри самого храма. Было странное ощущение, будто ты находишься в катакомбах, создавалась атмосфера чего-то особенного (сложно передать это чувство словами), когда нет такого состояния: «Ах, как красиво!», а, наоборот, задумываешься о том, что происходит, что мы делаем.

– Это очень важно, что в нашей Церкви, в Екатеринбургской епархии есть такая возможность: можно прийти в великолепный храм Александра Невского или в Храм-на-Крови помолиться, а можно прийти в любой восстанавливающийся храм, постоять среди ободранных стен, кирпичей и ощутить близость Бога к себе, потому что ты участвуешь в таинстве, совершающемся в этом месте. Это прекрасно, что есть такие разные возможности.

– А можно зайти в те храмы, которые находятся в запустении (ими пока никто не занялся, у них нет крыши) и ощутить печаль и обиду на душе, что некогда величественное стало ненужным.

– Это наша история, и история трагическая.

– Можно ли сказать, что восстанавливаемые храмы являются символом восстановления наших душ? Или, возможно, это символ того самого низа (низости), на который человек может опуститься?

– Можно сказать и так и этак. Повторюсь, это наша трагическая история, которая позволяет нам не забывать того, что произошло и с нашей страной, и с народом, и с душами людей, которые подвержены всякого рода идеологическим заблуждениям. Это страшное дело. И как быстро может все перевернуться: прекрасное благолепие, казалось бы, незыблемость вдруг превращается в разруху, развалины. В то же время сейчас есть возможность созидать, возрождать, внести нечто очень важное для истории и для воспитания будущих поколений.

Мы очень часто приобщали детей из детских православных лагерей к этому. Был у нас второй храм в честь святого князя Владимира, который построен в поселке Станционный-Полевской, где никогда раньше храма не было. Это совершенно удивительное место на берегу реки Чусовой. Я помню, как много раз многие годы дети с удовольствием приходили и принимали участие в строительстве храме, в благоустройстве территории. Они с удовольствием красили забор и все, что было можно. Дети приобщались к этому с большим благоговением, энтузиазмом и радостью. Это тоже имеет очень важное значение: и возрождение, и выводы из той трагической истории, которая произошла.

– Напомню телезрителям, что мы работаем в прямом эфире. Вы можете дозвониться в студию в Екатеринбурге по телефону 8 (343) 379-65-70. Также существует возможность задать свои вопросы онлайн в социальной сети «ВКонтакте» в комментариях под анонсом программы.

Вернемся к вопросу Михаила Лукашина о том, что участвовать в восстановлении храмов стало модным. Мне хочется вставить свой небольшой комментарий: когда мы рассказываем о каких-либо проектах по восстановлению храмов, когда пытаемся призвать людей к соучастию в этом деле, вспоминаются три бригады, которые помогают в восстановлении разрушенных из руин храмов. Один из таких храмов тот, который время от времени проявляется на берегах Рыбинского водохранилища: он то затапливается, то выходит из воды, образуя островок, на котором и возвышается. Есть инициативные люди, на которых держится работа по восстановлению этого храма. Есть организация «Общее дело», занимающаяся восстановлением храмов Русского Севера, храмов деревянного зодчества, которые являются объектами культурного наследия (не в юридическом, а в фактическом смысле). Не так уж часто мы встречаем сообщения в православных средствах массовой информации: «Восстановление продолжается…Участвуйте в восстановлении…» и каждый третий человек, который ходит в храм, рассказывает всем, что участвует в восстановлении храмов. На мой взгляд, это не является модой. Это, наоборот, то, чему мы сегодня удивляемся.

– Даже если это было бы модой, то хорошей модой: люди собрались бы и даже ради моды сделали какое-то доброе дело, неважно, будет ли это восстановление храма или восстановление замечательного места. Моду на добрые дела я приветствую всеми фибрами своей души.

Все дело в мотивации: у кого-то это мода, а у кого-то – душевный трепет, когда он хочет сделать что-то доброе, что отразится благодатными дарами в его душе. Слава Богу, если люди движимы верой и желанием добрых дел. Но и тех, кто делает это ради моды, я приветствую. Пусть такая мода продолжает развиваться.

– Вопрос телезрителя Сергея: «Мы недавно ездили на восстановление храма в Пензенскую область. Я готовился к этому дню, хотел остаться там на ночь, но маловерие или страх не дали мне возможности остаться переночевать и помолиться».

– Вам не разрешили остаться переночевать в том храме, который Вы восстанавливали?

– Телезритель: «Нет, мне монахини как раз разрешили, но из-за маловерия или чего-то еще я испугался и не смог остаться. Помогите разобраться, почему я не смог там остаться?»

– Так иногда бывает, что люди, попадая из комфортных условий квартир в непривычную для себя обстановку, особенно обстановку монастырскую, церковную, не всегда решают там оставаться. Я помню, когда был молодым, мы тоже путешествовали на восстановление монастырей и храмов, приходилось ночевать даже на полу в храме. Это наш современный привычный комфорт не дает возможности принять другие условия для приобретения нового опыта некомфортных ночевок.

– Обратимся к вопросам, которые поступают в социальной сети «ВКонтакте». Александр Карпов спрашивает: «Сложилась практика восстановления храмов именными кирпичиками. Как это соотносится с заповедями Евангелия? Не наносит ли тем самым Церковь вред душам жертвователей, воспитывая в них тщеславие? Разве жертва без гравировки имени жертвователя не принимается Богом?»

– Любое доброе дело можно извратить, и можно переусердствовать таким образом, что будет во вред душе. Я не знаю таких примеров, где наносят специальную гравировку на кирпичиках, может быть, где-то такое и существует, возможно, это не совсем достойная практика. Жертва на храм должна быть сделана так, как об этом говорит Господь, «чтобы правая рука не знала, что делает левая». Жертва должна быть не для удовлетворения собственного тщеславия, а именно тем, о чем говорил преподобный Серафим Саровский, что всякое дело, которое делается во славу Божию и не ожидает ответной благодарности от людей, – вот тогда это истинное, доброе дело, которое принимается Богом и приносит пользу душе человеческой. Я бы посоветовал, что, если есть возможность пожертвовать даже в виде кирпичиков, не надо ставить на них своих имен, фамилий или получать особые грамоты за это, потому что это, безусловно, развивает тщеславие. Такова моя точка зрения.

– Егор Перцов спрашивает: «Как важно прихожанам делать регулярные пожертвования на храм?»

– В Ветхом Завете есть заповедь о десятине – о жертве десятой части своих доходов, и ее никто не отменял. Господь в Евангелии примером вдовы, которая отдала все свое дневное пропитание в жертву на храм, показывает, что она не должна мериться какими-то границами. Если человек имеет вдохновение, желание, то жертва должна ограничиваться не десятой частью, пусть она будет даже пятой частью или иной – не важно, это должно делаться искренне, по совести и от своих возможностей и, самое главное, не для тщеславия, а для спасения собственной души и душ близких. Не зря есть такое правило, когда за усопшего близкого человека люди всегда подавали на помин души: раздавалось что-то из вещей или делались подарки, для того чтобы люди добрым словом в своих молитвах помянули усопшего человека. Это же делается для пользы души человека.

Ветхозаветная заповедь о жертве, установленная Господом, воспитывает нас. Наша испорченная человеческая природа в первую очередь проявляется в страстях, а страсть сребролюбия присуща каждому из нас. Умение жертвовать – это то целительное средство, которое может страсть сребролюбия побеждать. Если человек видит за собой, что он имеет наклонности к этой страсти, то жертва его может спасать.

– Вы были 10 лет настоятелем храма равноапостольного князя Владимира на берегу реки Чусовой. Вы упоминали, что в этом поселке никогда не было храма. Лидия Голикова спрашивает: «Если в поселке никогда не было храма, с чего начать, чтобы построить хотя бы часовню? Нужно обратиться в местную епархию или сначала создавать приход?»

– В первую очередь нужно собирать круг энтузиастов, круг людей, который потом может родиться в приходскую общину. Когда есть приходская община, она в состоянии обращаться за тем, чтобы по благословению правящего архиерея и с Божией помощью могли начаться богослужения в этой общине – может быть, это будет просто домашняя церковь или любое отдельное помещение, которое можно обустроить для совершения богослужений.

Из нашего опыта скажу, что перед тем, как началось строительство храма в честь святого князя Владимира (кстати, это первый храм Екатеринбургской епархии в честь князя Владимира) я почти полтора года встречался с людьми, мы беседовали об основах христианской жизни, веры. Встречались в фойе местной поселковой администрации, которое нам предоставлял глава этой администрации, впоследствии ставший старостой общины. Только после того как была создана община, она была зарегистрирована в честь князя Владимира, тогда возникло желание поставить хотя бы часовню возле реки Чусовой. Благодаря милости Божией у нас появился спонсор Сергей Владимирович Писарев, который проявил искреннее желание построить этот храм, и началось строительство. И уже 12 лет мы на реке Чусовой возле храма совершаем массовое крещение: в этом году более 140 человек были крещены в день памяти князя Владимира, в престольный праздник храма. Огромное количество людей всегда приезжает в этот храм помолиться, принять крещение. Меня всегда удивляет мужество матерей, которые отдают своих месячных детей для крещения в этой холодной воде в реке. Но удивительные чудеса – в этот день в этом районе всегда светит солнце; многие годы люди это замечают, и нам это бывает в утешение того, что мы делаем благое, доброе дело.

Отец Никита, клирик нашего храма, рассказывал, что одна женщина приходила на беседы при подготовке ко Святому Крещению, будучи беременной на 8-м месяце. Они крестили своего ребенка в этой реке, когда ему буквально исполнилось 40 дней. Мамочка, когда ее ребенок находился еще в утробе, прослушала наши беседы, искренно подготовилась, и родившийся ребенок в этот знаменательный день (день памяти равноапостольного князя Владимира) принял Святое Крещение. Таких чудес очень много происходит, и мы очень радуемся этому.

– Как это символично: в реке, в храме в честь равноапостольного князя Владимира, в день его памяти и в день, который считается днем Крещения Руси, принимать Святое Крещение.

– Мы не выбирали и не подгоняли эти события. Это все получилось так промыслительно.

– Виктория Везгина пишет: «Почему бывает так, что на одном маленьком пятачке земли понастроено много храмов, еще и разноименных. Это нормально?»

Я, честно сказать, такого не встречал, но можно представить, что в пешей доступности у человека есть несколько храмов. Продолжить этот вопрос можно так: противники Церкви вообще скажут: «Храмов и так много». Так ли это или все-таки свято место пусто не бывает?

– Приведу такой пример. У меня совсем недавно был разговор с человеком, который так же рассуждал: «В городе Полевском уже есть два храма, а вы собираетесь еще строить». Наш храм рассчитан максимум на 500 человек, но в нем бывает гораздо больше людей на богослужении, которых храм не вмещает, причем мы из храма вынесли все, что только можно, чтобы люди могли свободнее в нем располагаться. Во втором храме ситуация аналогична: храм заполнен, и в воскресный день в него сложно войти. Поэтому смотреть надо не на количество храмов, а сколько людей в них приходит, на потребность людей приходить на богослужения. Если для них совершенно некомфортно, когда они набиваются в храм и стоят, не имея возможности даже перекреститься, тогда очевидно, что нужно еще строить. И наши предки, и мы сегодня исходим именно из этого, из тех потребностей и возможностей, которые есть. Я не знаю проблем с тем, чтобы наши храмы простаивали и пустовали. Придите в воскресный день и посмотрите, насколько они заполнены.

– Ранее мы говорили о том, что при строительстве храма важно для начала создать клуб единомышленников – людей, которые в этом заинтересованы и готовы на себе нести такое бремя и трудиться не только словами, молитвами, но и физически. Если местные жители видят в своем селении некогда величественный, но разрушенный храм и хотят эту ситуацию исправить, создание общины тоже для них является первоочередным?

– Так же, как мы видели в фильме «Не один»: нужно просто начинать убирать территорию храма, выносить из него мусор, начинать расчищать этот храм. Если начнутся эти работы, все остальное приложится. Лиха беда начало – нужно начинать. Если человек верующий и у него есть желание, нужно начать с уборки мусора из заброшенного храма. Это привлечет к нему внимание, и найдутся помощники, хотя, может быть, это произойдет не сразу.

Было бы неплохо договориться со священником из близлежащего села о служении хотя бы один раз в месяц молебна о начале доброго и благого дела. Со священнослужителей не снимается обязанность евангельской проповеди, обязанности просвещать народ, укреплять их в их добрых делах и намерениях. Должен быть вот такой симбиоз.

– Вопрос Татьяны из социальной сети «ВКонтакте»: «Кирпичик с именем жертвователя укладывается в кладку храма, и никто не знает о жертвователе. Есть ли в этом худое? Как это может способствовать гордыне?»

– Я такую практику – писать имена на кирпичиках – на своем приходе никогда не приветствовал. Если есть жертва, она должна быть тайная. Только Господь и твоя совесть – вот это истинная жертва. Пусть будет так.

– Отец Сергий, спасибо Вам за беседу, за то, что откликнулись на наше приглашение побеседовать на интересную и актуальную тему.

– Огромная благодарность за приглашение. Божие благословение на всех наших слушателей и помощи Божией в добрых делах, в возрождении и восстановлении наших храмов и православных приходов.

– Хочу напомнить, что нашу сегодняшнюю программу иллюстрировали фильм «Не один», созданный сайтом «http://prichod.ru» (полную версию фильма вы можете посмотреть на этом сайте), и фотографии, предоставленные отцом Сергием. Это фотографии храма в честь святых апостолов Петра и Павла г. Полевской и храма в честь равноапостольного князя Владимира поселка Станционный-Полевской на берегу реки Чусовой. Также вы видели фрагменты программы «Храм», которая выходит в эфире нашего телеканала и создается оператором Антоном Ведерниковым.