Все о архангеле Михаиле

Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от нас молниеносным мечом твоим духа лукавого, искушающего нас. О великий Архистратиже Божий Михаиле – победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов наших, видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит нас Господь от всех скорбей и от всякия болезни, от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви, вождь небесного воинства.

Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (нов: 21 ноября).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных после Божественной литургии в Архангельском соборе Кремля.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры, матушки игумении! Всех вас сердечно поздравляю с праздником святого Архистратига Божиего Михаила и всех Небесных Сил бесплотных.

Это тот день, когда мы должны задуматься о тех силах, которые воздействуют на человека и на всю вселенную. Богу не было угодно открыть нам природу этих сил. И когда человек думает о горнем, невидимом мире, то он поневоле, ибо не имеет ничего иного, свой опыт, свои образы, свою культуру переносит на этот мир. Именно так появились в воображении людей ангелы, которых изображали в виде молодых юношей с крыльями. И это вполне понятно. А как еще иначе изобразить, если ангелы где-то там, на небесах? Ведь птицы для того, чтобы подняться в небо, машут крыльями, значит, и ангелы крылья имеют. Это человеческие образы, вполне понятные, и каждая эпоха, каждая культура выражает эти невидимые и непостижимые для человека явления на своем культурном языке.

Мы не знаем природу Небесных Сил бесплотных, но мы точно знаем, что они обладают разумом и волей. Знаем также, что не все из них обладают доброй волей. Есть и те, кто противопоставил себя Богу — осознанно и свободно — и стал Божиим противником, сатаной, диаволом — он тоже из того неведомого для нас небесного бесплотного мира.

В сегодняшнем Послании апостола Павла к Евреям (Евр. 2:2-10) мы находим удивительные слова, сказанные об ангельском мире. Бог дал власть этим силам над вселенной — не над землей, не над людьми — над вселенной, над космосом. Что означает эта власть, мы никогда до конца не узнаем. Но какой же колоссальной энергией, какой силой должны обладать эти ангельские воинства, чтобы оказывать влияние на всю вселенную, на весь космос и на человека!

По мере того как наука открывает все новые и новые тайны, у нее расширяются горизонты, и многое, что еще вчера было совершенно невозможно понять, сегодня объясняется научным путем. Но, наверное, и наука никогда не дойдет до постижения того, что есть эта неведомая сила, присутствующая в космосе, хотя многое из того, что открывает сегодня наука, помогает и нам приблизится к пониманию этой огромной энергетической силы, разлитой во всей вселенной.

И этой силе дано особое попечение о людях. А почему? Да потому, что по слову Божиему, которое и мы сегодня слышали за Литургией, человек мало чем умален пред ангелами. Мы не обладаем такой силой воздействия на окружающий мир, у нас нет той мощной энергии, с которой они обращают свое воздействие на то, что их окружает. Но как и они, мы обладаем разумом и свободной волей, которую можем обращать либо к добру, либо ко злу.

Из Предания Церкви мы знаем о том, что именно ангелы Силы встречают человеческую душу после смерти человеческого тела. И вот сейчас в молитве, только что прочитанной перед иконой Архангела Михаила, мы просили его о том, чтобы он с ангельскими Силами встретил нас после смерти, поддержал, может быть, в той брани, которую темные силы, силы ада готовы обрушить на нашу беззащитную душу после смерти тела. Из слова Божия мы знаем, что Архангел Михаил являлся в особые и судьбоносные моменты человеческой истории. Недаром его почитают в том числе и воины, потому что его вмешательство в человеческую историю всегда было направлено к утверждению мира и правды.

Нам также известно, что на каждого человека влияют эти силы — мы называем их ангелами-хранителями. Но мы знаем о том, что есть и ангел-искуситель. И одна, и другая, и темная, и светлая силы влияют на каждого человека. И сегодня, когда мы прославляем эти светлые Божественные, Богу подчиненные Силы и энергии, мы просим их о помощи нам в нашей человеческой борьбе со злом. И верим, что по милости Божией и по молитвам нашим недостойным, Господь каждого из нас защищает этой положительной энергией, этими добрыми ангелами, способными защитить нас от самых страшных искусительных и губительных воздействий темной диавольской энергии.

Сегодня особый день, который вводит нас в соприкосновение с тайной Божественного замысла об этом мире, в соприкосновение с иным миробытием, помогает понять, что существуют эти реальные точки соприкосновения нашего земного, человеческого, физического бытия с невидимым бытием, с иным миром. Это должно каждому из нас давать чувство защищенности, вселять мысль о присутствии в нашей жизни огромной, неведомой для нас, но реальной опоры в жизни. Вот почему православные христиане, наравне с молитвой к Спасителю, к Божией Матери, обращают свои молитвы и к святым архангелам и ангелам, к неведомым бесплотным духам, которым Бог вручил попечение, в том числе и о каждом из нас.

Молитвами и предстательством святого Архангела Божиего Михаила и всех бесплотных Сил да хранит Господь всю историческую Русь, державу Российскую, народ наш, Церковь нашу, непреодолимую злыми наветами вражьими! Аминь.

Михаил Архангел, Архистратиг

Кондак 1

Из­бра́н­ный Не­бе́с­ных сил вое­во́­до и ро́­да че­ло­ве́­чес­ка­го зас­ту́п­ни­че, сие́ те­бе́ и́же то­бо́ю от ско́рб­ных избавля́еми, бла­го­да́р­ствен­ное при­но́­сим пе́­ние: ты же, я́ко пред­сто­я́й Пре­сто́­лу Ца­ря́ Сла́­вы, от вся́­ких нас бед сво­бож­да́й, да с ве́­рою и лю­бо́­вию в по­хва­лу́ те­бе́ зо­ве́м:

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Икос 1

Я́ко а́нгельских огнезра́чных лико́в предстоя́теля, а́нгельскими у́бо и язы́ки подоба́ше восхвали́те тя, Михаи́ле: но до́ндеже вразумля́еми то­бо́ю навы́кнем безпло́тных глаго́лом, услы́­ши, а́ще и от че­ло­ве́­чес­ких, оба́­че благода́рных усте́н, си­це­ва́я:

Ра́­дуй­ся, звез­до́ ми́­ра первообра́зная; ра́­дуй­ся, свеще́ и́с­ти­ны и пра́в­ды златоза́рная.

Ра́­дуй­ся, луче́й све́­та несозда́ннаго пе́рвый во а́нгельских ликостоя́ниях прие́мниче; ра́­дуй­ся, А́н­ге­лов нача́льниче.

Ра́­дуй­ся, в не́м­же наивя́щше светле́ется сла́­ва Тво́рческия Десни́цы; ра́­дуй­ся, и́м­же красу́ются собо́ры всех суще́ств безпло́тных.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 2

Прови́дяще ве́­ры очесы́ ве­ли́­чие ду­хо́в­ныя красоты́ и си́­лу молниено́сныя десни́цы твоея́, Арха́нгеле Бо́­жий, мы, я́ко земни́и и пло́­тию обложе́ннии, удивле́нием, ра́­дос­тию и благодаре́нием ко Твор­цу́ вся́ческих исполня́емся, зо­ву́­ще со все́­ми Небе́сными си́лами: Алли­лу́иа.

Икос 2

Ра́­зум чист и свобо́ден от страс­те́й ис­про­си́ нам, пре­чу́д­ный Михаи́ле, Не­бе́с­ных чино́в нача́льниче, да, возне́сшеся мы́слию от зем­ны́х к Не­бе́с­ным, хвале́бную песнь воспое́м ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, Бо́­жия не­из­ре́чен­ныя красоты́ и добро́ты ближа́йший зри́­те­лю; ра́­дуй­ся, всеблаги́х сове́тов Пре­свя­ты́я Тро́ицы преи́скренний таи́н­ни­че.

Ра́­дуй­ся, преве́чных суде́б Тро́ических ве́р­ный исполни́телю; ра́­дуй­ся, ему́­же с лю­бо́­вию удивля́ются Не­бе́с­ная во́­ин­ства.

Ра́­дуй­ся, его́­же с ве́­рою прославля́ют земноро́днии; ра́­дуй­ся, его́­же тре­пе́­щут а́дския си́­лы.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 3

Си́­лу необори́мыя ре́вности по сла́­ве Бо­жией в се­бе́ явля́я, стал еси́ во главе́ лико́в а́нгельских, Михаи́ле, про­ти́­ву ды́шащаго зло́бою, прего́рдаго Денни́цы, ему́­же со те́мными клевре́ты его́ с вы­со­ты́ не­бе́с­ныя в преиспо́днюю низве́ржену су́щу, во́­ин­ства Не­бе́с­ная, то­бо́ю пресла́вне води́мая, с ве­се́­ли­ем, я́ко еди­н́ы­ми ус­ты́, пред Пре­сто́­лом Бо́­жи­им возгласи́ша: Алли­лу́иа.

Икос 3

И́мать те­бе́, Арха́нгеле Михаи́ле, весь род христиа́нский вели́ка за­сту́п­ни­ка и ди́вна во бра́нех с проти́вными по­мо́щ­ни­ка: се­го́ ра́­ди пречу́днаго покро́ва тво­его́ спо­до́­би­ти­ся жела́юще, в день торжества́ тво­его́ взы­ва́­ем ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, и́м­же са­та­на́, я́ко мо́лния, с Не­бе­се́ низве́ржеся; ра́­дуй­ся, и́м­же храни́мый род челове́ческий к Не­бе­си́ вос­хо́­дит.

Ра́­дуй­ся, всесве́тлаго ми́­ра Го́р­ня­го преди́вное укра­ше́­ние; ра́­дуй­ся, па́д­ша­го ми́­ра до́ль­ня­го пре­сла́в­ное за­ступ­ле́­ние.

Ра́­дуй­ся, николи́же си́лами зла побежде́нный; ра́­дуй­ся, со все́­ми А́н­ге­лы Бо́­жи­ими в и́стине и пра́вде на ве́­ки бла­го­да́­тию Бо́­жиею утвержде́нный.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 4

Бу́ри ис­ку­ше́­ний и бед из­ба́­ви нас, А́н­ге­лов первопресто́льниче, с лю­бо́­вию и ра́­дос­тию пресве́тлое торжество́ твое́ соверша́ющих: ты бо еси́ в бе­да́х ве­ли́­кий помо́щник и в час сме́р­ти от злых ду­хо́в храни́тель и засту́пник всех во­пию́­щих тво­ему́ и на́­ше­му Вла­ды́­це и Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 4

Ви́­дя­ще твое́ про­ти́­ву по́лчищ сатани́нских дерз­но­ве́­ние, вси чи́нове а́нгельстии с ра́­дос­тию подвиго́шася во след те­бе́ на брань за и́мя и сла́­ву сво­его́ Влады́ки, во­пию́­ще: кто я́ко Бог? Мы же, ве́­ду­ще сатану́ под нога́ма твои́ма пове́ржена, те­бе́, я́ко по­бе­ди́­те­лю, зо­ве́м:

Ра́­дуй­ся, и́м­же мир и тишина́ на Не­бе­си́ водвори́шася; ра́­дуй­ся, от него́же ду́хове зло́бы да́же до а́да низложи́шася.

Ра́­дуй­ся, а́нгельския во́­ин­ства и си́­лы ми́­ра неви́димаго ко истребле́нию зла направля́яй; ра́­дуй­ся, прю и возмуще́ние стихи́й ми́­ра ви́димаго незри́мо укро­ща́­яй.

Ра́­дуй­ся, подъе́млющих брань к духово́м зло́бы поднебе́сным ди́вный спобо́рниче; ра́­дуй­ся, изнемога́ющих во искуше́ниих и на­па́с­тех ве́­ка се­го́ кре́пкий по­мо́щ­ни­че.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 5

Богото́чный ис­то́ч­ник превели́ких чу­де́с яви́л­ся еси́ во хра́­ме тво­е́м, и́же в Хо́нех; не то́­чию бо змий ве­ли́­кий и стра́шный, на ме́сте том пребыва́вый, си́­лою твое́ю потреби́ся, но и струи́ водны́я, вся́кий не­ду́г теле́сный врачу́ющия, откры́шася, да вси про­слав­ля́­юще­му тя Вла­ды́­це А́н­ге­лов с ве́­рою зову́т: Алли­лу́иа.

Икос 5

Слы́­ша­ще и ве́­ду­ще тя я́ко све­ти́­ло вели́кое, посреде́ лико́в а́нгельских блиста́ющася, пре­чу́д­ный Михаи́ле, к те­бе́, по Бо́­зе и Пресвяте́й Ма­те­ри Бо­жией, при­бе­га́­ем: озари́ лу­ча́­ми све́­та тво­его́ всех нас, во­пию́­щих ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, вож­дю́ и хра­ни́­те­лю в пусты́ни наро́да богоизбра́ннаго; ра́­дуй­ся, высо́кий посре́дниче зако́на, ру­ко́ю Моисе́а на Сина́и да́ннаго.

Ра́­дуй­ся, у него́же судии́ и вожди́ Изра́илевы си́­лу и по­кро́в обрета́ху; ра́­дуй­ся, чрез него́же проро́цы и первосвяще́нницы иуде́йстии дар ве́­де­ния от всеве́дущаго Бо́­га приима́ху.

Ра́­дуй­ся, богобоя́зненныя законода́вцы та́йною прему́дростию снабдева́яй; ра́­дуй­ся, суд и пра́вду творя́щим бла́гость на се́рд­це полага́яй.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 6

Провозве́стника тя Бо́­жи­их суде́б ег­да́ узре́ не́­ког­да Мано́е, недоуме́ния и стра́ха ис­по́л­ни­ся, мня не жи́ти ктому́ на зем­ли́; науче́н же от жены́ своея́ о бла́­гос­ти яв­ле́­ния и кро́­тос­ти сло­ве́с тво­и́х, в ра́­дос­ти о име́вшем роди́тися, по словеси́ тво­ему́, сы́­не сво­е́м Сампсо́не, бла­го­да́р­не возо­пи́ Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 6

Возсия́л еси́ пречу́дно сла́­вою, Михаи́ле, ег­да́ во о́б­ра­зе челове́честе пред Иису́­сом Нави́ном стал еси́, глаго́ля: Иззу́й сапо́г с ногу́ твое́ю: аз есмь Архистрати́г си́­лы Госпо́дни. Таково́му явле́нию тво­ему́ чудя́шеся, с лю­бо́­вию во­пи­е́м ти:

Ра́­дуй­ся, боговенча́нных глав не­усы́п­ный охрани́телю; ра́­дуй­ся, противля́ющихся вла́сти, я́ко Бо́­жию повеле́нию проти́вящихся, ско́­рый низ­ло­жи́­те­лю.

Ра́­дуй­ся, усмири́телю наро́дных треволне́ний; ра́­дуй­ся, незри́мый упраздни́телю злочести́вых обы́чаев.

Ра́­дуй­ся, я́ко ты просвеща́еши сомня́щихся в час лю́­тых недоуме́ний; ра́­дуй­ся, я́ко ты исхища́еши искуша́емых от пагубоно́сных наважде́ний.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 7

Хо­тя́й Вла­ды́­ка вся́ческих показа́ти, я́ко жре́бии сыно́в че­ло­ве́­чес­ких не самослуча́йнии суть, но в десни́це Его́ вы́­ну содержа́тся, даде́ тя ца́рствам земны́м за­сту́п­ни­ка и храни́теля, да племена́ и наро́ды к ве́ч­но­му Ца́рствию Бо́­жию уготовля́еши; се­го́ ра́­ди вси, ве́дущии о вели́цем служе́нии тво­е́м спа­се́­нию челове́ческому, бла­го­да́р­не зову́т Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 7

Но́вая чу­де­са́ по­ка­за́ нам, Архистрати́же, то­бо́ю на зем­ли́ всех чу­де́с Тво­ре́ц и Вла­ды́­ка, ег­да́ храм, во и́мя твое́ созда́нный, от потопле́ния вода́ми ре́чными ди́в­но спасл еси́, струя́м пото́ка в не́дра зем­на́я устреми́тися повеле́вый: е́же ви́­дя бла­же́н­ный Архи́пп с духо́вными ча́ды свои́ми, бла­го­да́р­не к те­бе́ возо­пи́:

Ра́­дуй­ся, свя­ты́х хра́мов Бо́­жи­их несокруши́мая огра́до; ра́­дуй­ся, враго́м ве́­ры Хри­сто́­вы не­обо­ри́­мая прегра́до.

Ра́­дуй­ся, его́­же веле́нию стихи́и покоря́ются; ра́­дуй­ся, и́м­же вси зло́бнии за́мыслы со­кру­ша́­ют­ся.

Ра́­дуй­ся, ве́р­ным ра́­дость от Пре­сто́­ла Вседержи́теля износя́щий; ра́­дуй­ся, не­ве́р­ных на стезю́ пра́в­ды и и́с­ти­ны приводя́щий.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 8

Стра́н­ное чу́­до си́­лы твоея́, Архистрати́же Бо́­жий, уве́де на се­бе́ Авваку́м, ег­да́ по ма́нию Бо́­жию восхи́тив, прине́сл еси́ его́ скороте́чне от Иуде́и в Вавило́н, да́­ти пи́щу Дании́лу, в ро́ве со львы заключе́ну: те́м­же уди́влься превели́кому де́йствию си́­лы твоея́, возо­пи́ с ве́­рою: Алли­лу́иа.

Икос 8

Весь еси́ в вы́ш­них, Михаи́ле, Пре­сто́­лу Ца­ря́ Сла́­вы пред­сто­я́й, не дале́к еси́ и от ни́ж­них, ра́туя вы́­ну со вра­га́­ми спа­се́­ния че­ло­ве́­чес­ка­го: те́м­же вси вожделе́ннаго Оте́чества Не­бе́с­на­го дости́гнути хотя́щии со­гла́с­но те­бе́ зову́т:

Ра́­дуй­ся, нача́льниче трисвята́го а́н­гель­ска­го пе́­ния; ра́­дуй­ся, земноро́дных при́с­но го­то́­вый пред­ста́­те­лю и хра­ни́­те­лю.

Ра́­дуй­ся, прего́рдаго фарао́на с неве́рными еги́птяны порази́вый страннообра́зно; ра́­дуй­ся, ве́р­ныя иуде́и путеводи́вый в пусты́ни пресла́вно.

Ра́­дуй­ся, и́м­же угаси́ся пла́мень пещи́ вавило́нския.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 9

Вси и́ноцы Свя­ты́я Горы́ Афо́нския в ра́достный тре́пет приидо́ша, ви́­дя­ще, ка́­ко богобоя́зненна о́трока, неи́стовно от не­чес­ти́­вых златолю́бцев во глу­би­ну́ морску́ю с ка́мнем пове́ржена, спасл еси́: те́м­же прия́вшая его́ оби́­тель, и́ме­нем тво­и́м красу́ющися, бла­го­да́р­не взыва́ет ко Го́с­по­ду: Алли­лу́иа.

Икос 9

Вити́й гла­го́­лы и любому́дров смы́слы не довле́ют ко изглаго́ланию си́­лы твоея́, Михаи́ле, ка́­ко во еди́ну нощь сто о́смьдесят и пять ты́сящ порази́л еси́ от во́ев ца­ря́ ассири́йска Сеннахири́ма, да нака́жется про́чее не хули́ти и́мя Госпо́дне: мы же, почита́юще свя­ту́ю ре́в­ность твою́ о сла́­ве Бо́­га И́с­тин­на­го, с ве­се́­ли­ем зо­ве́м ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, пра­во­сла́в­ных во́инств не­по­бе­ди́­мый вое­во́­до; ра́­дуй­ся, злове́рных ра́тей страх и низ­ло­же́­ние.

Ра́­дуй­ся, пра́­выя ве́­ры и бо­го­почита́ния на­са­ди́­те­лю; ра́­дуй­ся, ду­ше­вре́д­ных ере­се́й и раско́лов искорени́телю.

Ра́­дуй­ся, благочести́выя Маккаве́и на по́ле бра́­ни мно́гажды укрепи́вый; ра́­дуй­ся, не­чес­ти́­ва­го вождя́ Антио́хова Илиодо́ра в саме́м хра́­ме порази́вый.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 10

Спас­ти́­ся хотя́щим нам бу́­ди помо́щник тверд, Архистрати́же Бо́­жий, избавля́яй и храня́й нас от бед и на­па́с­тей, па́­че же от злых на́выков и гре­хо́в на́­ших, да, преспева́юще в ве́­ре, на­де́ж­де и любви́ Христо́ве, с ра́­дос­тию о преди́внем заступле́нии тво­е́м, ко Вла­ды́­це А́н­ге­лов и че­ло­ве́­ков бла­го­да́р­не зо­ве́м: Алли­лу́иа.

Икос 10

Сте­на́ еси́ ве́рующим че­ло­ве́­ком, Архистрати́же Бо́­жий, и столп кре́пок во бра́нех со вра­га́­ми ви́димыми и неви́димыми: се­го́ ра́­ди от сете́й бесо́вских то­бо́ю избавля́еми, благода́рным се́рд­цем и ус­ты́ зо­ве́м си́­це:

Ра́­дуй­ся, враго́м ве́­ры и сопроти́вником Свя­ты́я Це́рк­ве не­по­бе­ди́­мый противобо́рниче; ра́­дуй­ся, сми­ре́н­ным провозве́стником Ева́нгелиа неутоми́мый споспе́шниче.

Ра́­дуй­ся, во тьме зло­ве́­рия седя́щих све́­том ве́­ры Хри­сто́­вы про­све­ща́яй; ра́­дуй­ся, лжему́дрием объюро́девших на стезю́ и́с­ти­ны и по­кая́­ния на­став­ля́яй.

Ра́­дуй­ся, гро́зный отмсти́телю кляну́щимся и́ме­нем Бо́­жи­им всу́е; ра́­дуй­ся, молниено́сный кара́телю глумя́щихся безу́мие о та́инствех свя­ты́я ве́­ры.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 11

Пе́­ние вся́­кое хва­ле́б­ное побежда́ется мно́жеством чу­де́с тво­и́х, Архистрати́же Бо́­жий, я́ко соверше́на суть то­бо́ю не то́­чию на Не­бе­си́ и на зем­ли́, но и в те́мных се́нех преиспо́дней, иде́­же глуби́ннаго зми́я связа́л еси́ у́зами си́­лы Госпо́дней, да избавля́емии от зло́бы его́ благословя́т Вла­ды́­ку Не­бе­се́ и зем­ли́, зо­ву́­ще: Алли­лу́иа.

Икос 11

Светоно́сный служи́тель и́с­ти­ны и чис­то­ты́ бо­го­почита́ния яви́л­ся еси́, Архистрати́же, ег­да́, прови́дя ко́з­ни ду́­ха тьмы, воспрети́л еси́ ему́ и́ме­нем Бо́­жи­им, да не де́рзнет сокрове́нное те́­ло почи́вшаго вождя́ Изра́илева Моисе́а яви́­ти ко обо́жению чу́вственным сыново́м Изра́илевым: се­го́ ра́­ди, чту́ще ны́­не благосве́тлый собо́р твой, бла­го­да́р­не во­пи­е́м ти:

Ра́­дуй­ся, чис­то­ту́ богове́дения во дни Ве́тхаго Заве́та среди́ иуде́ев сохрани́вый; ра́­дуй­ся, пле́­ве­лы за­блуж­де́­ний во дни Но́выя бла­го­да́­ти мно́гажды искорени́вый.

Ра́­дуй­ся, язы́ческих прорица́лищ и куми́ров истреби́телю; ра́­дуй­ся, христиа́нских подви́жников и стра­сто­те́рп­цев укрепи́телю.

Ра́­дуй­ся, немощны́я ду́­хом си́­лою бла­го­да́­ти Бо­жией ис­пол­ня́­яй; ра́­дуй­ся, изнемога́ющия пло́­тию всеору́жием ве́­ры облека́яй.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 12

Бла­го­да́ть от Бо́­га с Не­бе­се́ ис­про­си́ нам, пою́­щим во сла́­ву все­чест­на́­го име́­не тво­его́, Михаи́ле, да, осеня́еми тво­и́м заступле́нием, во вся́ком бла­го­че́с­тии и чис­то­те́ по­жи­вем, до́ндеже, отреше́ннии сме́р­тию от уз пло́­ти, спо­до́­бим­ся пред­ста́­ти огнезра́чному Пре­сто́­лу Ца­ря́ Сла́­вы и с ли́ки а́нгельскими возопи́ти: Алли­лу́иа.

Икос 12

Пою́­ще многообра́зная твоя́ чу­де­са́, Михаи́ле, во спа­се́­ние на́­ше соде́янная, мо́­лим Го́с­по­да и Вла­ды́­ку вся́ческих, да дух ре́вности по сла́­ве Бо­жией, и́же в те­бе́, николи́же оскуде́ет и в нас, зо­ву́­щих ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, ве́р­ных ра­бо́в Бо́­жи­их во вре́­мя благопотре́бно на вы­со­ту́ вла́сти преди́вне поставля́яй; ра́­дуй­ся, проде́рзых и не­до­сто́й­ных с вы­со­ты́ си́­лы и сла́­вы незри́мо низлага́яй.

Ра́­дуй­ся, в день после́дний избра́нных от четы́рех конце́в зем­ли́ име́яй собра́ти; ра́­дуй­ся, и́м­же гре́ш­ныя, я́ко пле́­ве­лы, по гла́су Бо́­жию, ог­ню́ ве́ч­но­му преда́ны бу́дут.

Ра́­дуй­ся, и́м­же са­та­на́ со а́н­ге­лы его́ во е́зеро о́гненное на ве́­ки пове́ргнется; ра́­дуй­ся, и́м­же пра́веднии во оби́­те­лех От­ца́ Не­бе́с­на­го пресла́вне водворя́тся.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 13

О, пре­чу́д­ный Арха́нгелов и А́н­ге­лов нача́льниче, за преди́вное служе́ние твое́ спа­се́­нию ро́­да че­ло­ве́­чес­ка­го при­ими́ от нас возноси́мый к те­бе́ ны́­не глас хвалы́ и благодаре́ния, и я́ко испо́лнь си́­лы Бо­жией, по­кры́й нас невеще́ственныма крило́ма твои́ма от всех враг ви́­ди­мых и не­ви́­ди­мых, да прославля́емому то­бо́ю и просла́вившему тя Го́с­по­ду вы́­ну зо­ве́м: Алли­лу́иа.

Этот кондак чи­та­ет­ся трижды, за­те́м 1-й икос «Я́ко а́нгельских…» и 1-й кондак «Из­бра́н­ный Не­бе́с­ных сил…»

Мо­ли́т­ва

Свя­ты́й и ве­ли́­кий Арха́нгеле Бо́­жий Михаи́ле, неисповеди́мыя и пресу́щественныя Тро́ицы пе́рвый во А́нгелех предстоя́телю, ро́­да же че­ло­ве́­чес­ка­го приста́вниче и хра­ни́­те­лю, сокруши́вый с во́инствы свои́ми гла­ву́ прего́рдаго Денни́цы на Не­бе­си́ и посрамля́яй вы́­ну зло́бу и ко­ва́р­ства его́ на зем­ли́! К те­бе́ при­бе­га́­ем с ве́­рою и те­бе́ мо́­лим­ся с лю­бо́­вию: бу́­ди щит несокруши́м и за­бра́­ло тве́рдо Свя­те́й Це́рк­ви и Пра­во­сла́в­но­му Оте́чествию на́­ше­му, огражда́я их молниено́сным ме­че́м тво­и́м от всех враг, ви́­ди­мых и не­ви́­ди­мых. Не оста́­ви же, о, Арха́нгеле Бо́­жий, по́­мо­щию и заступле́нием тво­и́м и нас, про­слав­ля́ю­щих днесь свято́е и́мя твое́: се бо, а́ще и многогре́шни ес­мы, оба́­че не хо́щем в без­за­ко́­ни­их на́­ших поги́бнути, но е́же обрати́тися ко Го́с­по­ду и оживле́нным бы­ти от Не­го́ на дела́ бла­га́я. Озари́ у́бо ум наш све́­том ли­ца́ Бо́­жия, и́же вы́­ну сия́ет на молниеви́днем челе́ тво­е́м, да возмо́жем ра­зу­ме́­ти, что есть во́ля Бо́­жия о нас бла­га́я и соверше́нная, и ве́дети вся, я́же по­до­ба́­ет нам твори́ти и я́же презира́ти и оставля́ти. Укре­пи́ бла­го­да́­тию Госпо́днею сла́бую во́лю и немощно́е произволе́ние на́­ше, да, утверди́вшеся в зако́не Госпо́днем, преста́нем про́чее вла́ятися земны́ми по́мыслы и похоте́нии пло́­ти, увлека́ющеся, по подо́бию несмы́сленных дете́й, скороги́бнущими красо́тами ми́­ра се­го́, я́ко ра́­ди тле́н­на­го и зем­на́­го безу́мне забыва́ти ве́ч­ная и не­бе́с­ная. Над все́­ми же си́­ми ис­про­си́ нам Свы́­ше дух и́с­тин­на­го по­кая́­ния, нелицеме́рную печа́ль по Бо́­зе и сокруше́ние о гре­се́х на́­ших, да остаю́щее нам число́ дней вре́меннаго жи­во­та́ на́­ше­го иждиве́м не во угожде́нии чувств и рабо́те стра­сте́м на́­шим, но во изглажде́нии зол, соде́янных на́­ми, сле­за́­ми ве́­ры и со­кру­ше́­ния серде́чнаго, по́двигами чис­то­ты́ и свя­ты́­ми дела́ми ми­ло­се́р­дия. Ег­да́ же прибли́зится час оконча́ния на́­ше­го, освобожде́ния от уз бре́ннаго се­го́ телесе́, не оста́­ви нас, Арха́нгеле Бо́­жий, беззащи́тных про­ти́­ву ду­хо́в зло́бы поднебе́сных, обы́кших прегражда́ти душе́ челове́честей восхо́д в го́рняя, да, охраня́еми то­бо́ю, безпреткнове́нне дости́гнем о́ных пресла́вных селе́ний ра́йс­ких, иде́­же несть печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь без­ко­не́ч­ная, и, сподо́бльшеся узре́ти пресве́тлое лице́ Всеблага́го Го́с­по­да и Влады́ки на́­ше­го, па́дше со сле­за́­ми у ног Его́, в ра́­дос­ти и уми­ле́­нии воскли́кнем: сла́­ва Те­бе́, дража́йший Ис­ку­пи́­те­лю наш, И́же за премно́гую лю­бо́вь Твою́ к нам, недосто́йным, бла­го­во­ли́л еси́ посла́ти А́н­ге­лы Твоя́ в служе́ние спа­се́­нию на́­ше­му! Ами́нь.

Мы не вспоминаем о них в рабочее время, но это не значит, что их не существует. Высший мир также имеет своих обитателей, даже если их невозможно увидеть. Они есть, об этом нередко упоминает и само Святое Писание. В нескольких, составленных священниками, классификациях особое место среди небесных жителей занимают архангелы – одна из высших категорий ангелов, исполняющая особые Божьи поручения. К числу существ, наделенными нечеловеческой силой, принадлежит и один из воевод ангельского воинства, чей образ изображен на святыне – икона Архангела Михаила.

Известнейшим местом паломничества в Европе принято считать французский монастырь-крепость Святого Михаила близь Нормандии и пещерную церковь в Италии – Монте-Гаргано. Однако не только в католических церквях знаема икона Архангела Михаила, в Москве чудотворная святыня находится в храме Архистратига Михаила, в Тропарёве, который был возведен в честь святого в 1693-1694 годах.

Значение иконы

Изображение иконы с Архангелом Михаилом приемлет два композиционных варианта: с воссозданием образа в полный рост и по пояс, хотя при этом внешний вид Архистратига сохраняет свои черты. Так архангел правою рукою держит копье, завершаемое крестом, либо огненный меч, которым пронзает темную силу, врага человеческого рода, олицетворенного дьяволом. Алый плащ, сцепленный на левом плече, развивается позади и тем самым икона Святого Архангела Михаила приобретает воинственный вид. Особое место находят и щит с кольчугой на иконе Архангела Михаила, значение которых заключается в придании образу большей могущественности, силы воина, в любую секунду готового исполнить свой долг. Кроме того образ Архангела в доспехах напоминает об его важности в священной истории, когда, за библейскими сказаниями, Михаил подал руку помощи Иисусу Навину.

Огромное количество икон изображают Архангела, что лишний раз подчеркивает его огромное значение для верующих. Он остался не только в прошлом, но и в будущем сыграет важную роль, будучи не только центральным образом иконы Архистратига Михаила, а и ведущей фигурой всего священного описания, которой предстоит побороться на стороне Добра, ведя за собой небесных воинов.

Архангел Михаил и Гавриил

Распространенной среди верующих является не только одиночное изображение святого, а и икона Архангела Михаила и Гавриила. В народе святыню, на которой находятся два высших представителя небесных существ, называют Святые Архангелы и славится она приумножением той воинственной силы, что несет Михаил. Ведь Архангел Гавриил, так же как и Михаил, входит в двойку ангелов, которые удостоились почетного звания Архистратиг. Поэтому икона Архангел Михаил и Архангел Гавриил имеет большое значение как для тех, кто ищет защиты, так и для тех, кто взывает к Гавриилу с мольбой о зачатие ребенка, исполняя все с двойной силой.

Чем помогает икона Архангела Михаила

В первую очередь икона Святого Михаила помогает морякам, и всем тем, кто имеет прямое отношение к водной стихии. Она непременно станет хорошим подарком и оберегом для служащих на флоте.

Также славится икона Архангелу Михаилу очень сильной защитой от врагов, содействует в военном деле и направляет на путь праведный души, что стоят перед выбором своего предназначения

Икона Михаила известна своими чудодейственными способностями в борьбе с физическими и душевными заболеваниями, и кроме того способствует исцелению тела и духа после недугов.

Образ Архангел Михаила чтится и ценится во всем мире как чудотворный

Именно он считается символом направления на путь истинный, символом надежды и спасения, всего того, что защищает и освобождает душу от злых намерений и подносит к вере и Божьей благодати.

Где разместить икону

Иконы существуют разных размеров и видов, поэтому главным критерием при выборе являются не определенные параметры, а то, к чему лежит душа – избрание по велению сердца – вот к чему нужно подойти со всей ответственностью. А уже после выбора иконы Архангела Михаила, где дома ставить святыню не имеет особой важности. Она не является амулетом или магической вещью, поэтому место иконы в доме должно лишь способствовать чтению молитвы.

При желании можно установить специальную полочку в углу, где можно зажигать лампаду. Традиционно она располагается пред иконой и заливается особым маслом, приобретенным в церкви.

Молитва иконе

Существуют два числа в календаре, когда празднуется день святого и именно на них: 6 (19) сентября и 8 (21) ноября верующие чаще всего читают акафисты, тропари и молитвы, обращенные иконе Михаила Архангела

Поскольку святыня покровительствует военнослужащим, то в домах их семей икона Архистратига Михаила чтится в любой час, а не два раза в год. Вообще в молитвах иконе нет ограничений и установленных временных рамок, когда можно было бы просить защиту или избавление от сомнений, искушений.

Главное – честная и непринужденная милостыня, которая призовет святого для помощи нуждающемуся. Вот сама молитва:

О Господи Боже Великий, Царю Безначальный, пошли, Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабу твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых! О Господень Архангел Михаиле, излей миро влагостыни на раба своего (имя). О Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагам, Борющимся со мною, сотвори их яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О Господень великий Михаиле Архангеле, шестикрылатый первый княже и воеводе невесных сил, Херувим и Серафим! О Господень угодный Михаиле Архангеле! Буди ми помощь во всем: в обидах, в скорбях, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави, Михаиле Архангеле, от всякия прелести диавольския, егда услышиши мя, грешнаго раба своего (имя), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, ускори на помощь мою, и услыши молитву мою, о Великий Архангеле Михаиле! Поведи вся противящиеся мне силою честнаго животворящего креста Господня, молитвами Пресвятые Богородицы и Святых Апостол, и Святаго Николая Чудотворца, Святаго Андрея Юродивого и Святаго Пророка Божия Илии, и Святых великомученик Никиты и Евстафия, Преподобных Отец всех святителей и мученик и всех святых небесных сил. Аминь.

О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Этого святого знает каждый православный христианин, но не всем известна биография Михаила, его религиозные подвиги. Познакомимся с историей этой личности.

Кто он такой?

Архангел Михаил — один из самых почитаемых святых православной церкви. Но статус великого деятеля в историческом и культурном смысле он приобрел не только для христиан. У Архангела существуют последователи в исламе и иудаизме.

Михаил получил особое звание — Архистратиг. Эта почетная должность означает абсолютную ответственность над небесным войском, состоящим из ангелов.

История

Историки предполагают, что впервые об Архангеле Михаиле узнали люди ещё в VIII веке до нашей эры. Нельзя с большой точностью предположить, где родился и жил Михаил. Но историки сходятся во мнении, что родиной святого стоит считать Персию. (см. Навруз байрам в 2019 году)

Человек был весьма влиятельным и популярным, из этого следует, что в древней Персии Михаил был уважаемым в высшем обществе. Об этой персоне знали жители Евфрата и Тигра.

Из легенд и исторических документов VIII века до нашей эры, мы узнаем, что Михаил жил на одной из трех горных вершин. Ученые выяснили, что эти вершины принадлежали народам, главным божеством которых был Один. Из скандинавской мифологии мы понимаем, что три горы олицетворяют отца Одина, его побратима Локи и сына Тора. Рождение или проживание Архангела на одном из этих мест предполагает ассоциацию, которую проводили народы, между языческими божествами и Михаилом.

День памяти, а возможно, и день рождения святого — 29 сентября. Для язычников это торжество Земли или день плодородия, когда заканчивается сбор урожая.

Долгое время Михаил был покровителем германских войск, скандинавов. Это дает нам знать, что викинги верили в этого святого и почитали его на уровне своей скандинавской религии.

В разных религиях личность Михаила не однозначна, деятельность его трактуется не одинаково. В исламе Архангел занимает пост божьего посланника. Он имеет свое священное войско, оно помогает святому бороться с силами зла. Как адвокат на Страшном суде, эта личность, по поверьям мусульман, защищает грешников.

Для христиан, ответы о происхождении и значении Архангела Михаила находятся в Библии.
Она гласит, что до появления Адама и Евы, на небесах произошла страшная война. Несколько ангелов во главе с Денницей, подняли восстание против Творца. За свой грех они поплатились тем, что были низвергнуты с небес. Так появился Ад, а ангелы и Денница стали чертями во власти Дьявола.

Когда возникло противостояние двух сил — Добра и Зла, Богу понадобился ангел, готовый встать на стражу небесной обители. Он выбрал для этой задачи Михаила Архангела. Этому святому принадлежат ключи от райских врат. По католическим верованиям, Михаил впускает душу в рай, но выпустить — не имеет права.

Атрибутика

Большое культурное значение имеют изображения Архангела в разные временные эпохи.
В каждом веке его деяние, черты лица меняются. Но есть каноны, оставленные неизменными.
Святой представлен как рыцарь. Не получится найти изображения, на котором эта личность облачена в другую одежду.

Изображение доспехов в изначальной вариации было на римский лад. Из этого можно выдвинуть предположение, что Михаил служил римским легионером. Позади него развевается красный плащ, что было характерно для воинов римской империи.

Все тело святого защищено доспехами, кроме головы. Она чаще всего украшена короной, но встречаются изображения и со шлемом. Стоит заметить длинные волосы Михаила, в Древнем Риме это означало, что человек имеет власть.

Воин всегда изображен с оружием. В руках Архангела можно увидеть меч, реже копье. Так как оружие держит святой, то меч изображается полыхающим светом или огнем.

Во второй руке Михаила находится щит. Он украшен монограммой — это хитросплетение греческих букв. Также на щите рисуется звезда Давида с крестом. Это напоминает нам, что иудеи тоже причастны к этому святому.

Иногда встречается Михаила со штандартом в руках, это иконы более позднего времени.

Какой праздник ему посвящен?

Каждый год во всех церковных учреждениях нашей страны проводится богослужение в честь Архангела Михаила и его небесных воинов. Дата торжества назначена на 21 ноября.

Праздник не является масштабным событием для религиозного мира. Он не проводится пышно, как Пасха или Рождество, но это не отменяет его важности.

Среди прихожан, это число ноября почитается, как день, когда можно чтить не только земных святых, но и ангелов — существ, сотворенных раньше, чем люди.

Название, которое укоренилось за этим праздником — Михайлов день.

Почему 21 ноября?

Дата проведения православного мероприятия выбрана не случайно.

По лунно-солнечному календарю, бывшему в употреблении людей задолго до появления Григорианского, 21 число сдвигалось до 8 ноября.

Конечный месяц осени в древности — начало нового года.

Ноябрь — это девятый месяц, если брать начало отсчета от первого месяца весны — марта.

Девять для христианского мира — непростое число. Именно столько ангельских чинов есть в раю.

Первый ангельский чин — Серафимы. Им даровано 6 крыльев, они максимально приближены к Господу.
Второй чин — заступники людей, именуемые Херувимы.

Третья должность ангелов — служители богу, называемые Престолами.

Функции последующих ангелов распределяются на небесах, их чины идут по убыванию — Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы.

Восьмерка тоже играет большую роль в образовании конкретного праздника.

Эта цифра обозначает время, когда все небесные силы должны собраться перед Богом. Восьмой день упоминался в Библии, как дата прихода человеческой души на Страшный суд. Ангелы выполняют на этом суде функцию защитников грешников.

Как отмечать Михайлов день?

Для обычных прихожан этот праздник сейчас не имеет особого значения. Но раньше люди чтили 8 ноября, как особенный день и умели его правильно праздновать.

Целые сутки сопровождались гуляниями, песнями, плясками и иными веселыми мероприятиями, характерными для славян. В каждом доме гостей дружелюбно встречали хозяева с угощениями и подарками. В домах было чисто и убрано, жители малых деревень и городов одевались в праздничные наряды. За столом собиралась вся семья, для людей это был повод провести время вместе.

В Древней Руси угощения готовили из собранного урожая. На столах можно было наблюдать пироги, ватрушки, соления. Атрибутикой любого торжества были хмельные напитки, а так как праздновали день святого, то особой популярностью пользовалось вино.

Гуляние у молодежи затягивалось надолго, не ограничиваясь одним днем. Это связано с последующим наступлением предрождественского поста, в котором нельзя было веселиться.

Гостей, как только они вступят на порог дома, принимались угощать. Главным лакомством был студень. В конце дня по традиции пили чай с пряниками и бубликами.

Приметы

Сохранился языческий отголосок в праздновании Михайлова дня. Он связан с приметами. С наступлением зимы природные изменения о многом говорили человеку, холодным ли будет год, какой будет урожай следующим летом.

Если 8 числа выпадет снег, то все три последующих месяца — декабрь, январь и февраль будут долгими и холодными, с большим обилием осадков. (см. чем помогает Матрона Московская?)

При хорошей погоде в праздник зима не будет холодной, снега стоит ждать лишь к концу декабря, а в феврале он быстро растает.

Когда дети рождались в торжество Архангела Михаила, это было приметой к тому, что малыш будет крепким и здоровым. Славяне верили, что из детей, рожденных 8 ноября, получаются самые крепкие богатыри.

В конце праздника люди мылись в бане. Так они смывали с себя всю хворь, чтобы зимой поменьше болеть.
Если вам довелось в Михайлово торжество услышать колокольный перезвон, то вас постигнет какая-то плохая участь или неудача.

При мокром снеге в этот день весной будут дожди, а при ясной погоде — метели.

При сильном тумане надо ждать непогоду в ближайшее время. Если на елках мало шишек, то зима будет теплой.

Михаил Архангел в культуре

Не только картины или иконы связаны с именем этого святого. Он часто упоминается в литературных источниках. Среди самых известных — Библия, Ветхий завет, Новый завет, в книге пророка, его звали Даниил.
Помимо этой литературы, имя Архангела мелькает в книгах об Апокалипсисе. Там Михаил ведет в бой свою армию ангелов против Люцифера, одного из приспешников Дьявола.

В более узконаправленной литературе имя святого присутствует тоже. Это книги, не признанные церковью (ни православной, ни католической).

В одном из иудейских писаний говорится, что Михаил помог еврейскому народу в их странствиях.
На берегу Черного моря археологами была сделана удивительная находка — свитки, где автор описывал сражение ангелов с темными силами. Написанное принадлежало древней Кумранской общине, жившей за несколько веков до распятия Христа.

Этой личностью интересовался Никодим, он описал миссию святого по спасению душ умерших от страданий в аду.

Сделаем вывод, что Архангел Михаил остается с давних времен до наших дней великой личностью. Его значение в культуре и религии огромно. Ученые по всему миру спорят о существовании Михаила как человека. Святой овеян тайнами, которые никто ещё не открыл. Для христиан Михаил — это защитник, стоящий на страже врат, ведущих на добрую сторону — в рай.

Также смотрите: 8 ноября: церковный праздник – день почитания святого Дмитрия Солунского.

В помощь православному христианину могут приходить не только святые подвижники, но и еще многие небесные силы. Все они служат Господу и помогают людям в их земной жизни. Учение о Небесных силах основано на Библии, а также на толковании святого Дионисия Ареопагита, который был учеником самого апостола Павла.

Святой апостол был еще при своей жизни вознесен на Небо, где и увидел устройство Небесных сил. Его ученик записал и систематизировал эти знания, и вот уже много веков православная Церковь придерживается данной иерархии. Нам известны имена архангелов в православии, которым составлено множество молитв.

Кто такие архангелы

Согласно учению Дионисия Ареопагита, архангелы — это одни из небесных созданий, которые относятся к третьей иерархии. Это святые благовестники, которые всегда появлялись в переломные моменты и возвещали о чем-либо великом и значимом. Так, к примеру, Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о том, что она родит Христа. Это был поворотный момент в истории, и до сегодня православная Церковь вспоминает это событие на праздник Благовещенья.

Благовещение Святого Архангела Гавриила

Для каждого верующего человека помощь верховных ангелов может проявляться в:

  • укреплении веры;
  • понимании Божьей воли относительно человека;
  • разумении Святого Евангелия;
  • наставлении на благочестивую и богобоязненную жизнь.

Нередко в вопросах Небесной иерархии появляется путаница, поскольку досконально нельзя узнать, какие именно силы находятся рядом с Богом. Кроме того, все небесные сущности часто называют одним общим словом «ангелы» , имея в виду не название чина, а служение перед Богом. К слову, значение слова «ангел» — вестник, т.е. все Божьи сущности возвещают Божью волю.

Интересно! Большинство небесных сущностей не имеют своих особенных имен, в то время как архангелы все названы. Это говорит об их особом положении на Небесных ступенях.

Главный архангел Михаил

Это самый главный архангел, начальник Небесного воинства. Имя его означает «подобный Богу». На иконах он часто изображается повергающим дьявола. Такое изображение связано с преданием о том, как был свергнут Сатана с Небес. Когда многие ангелы прельстились гордостью и пошли следом за Десницей, Михаил собрал всех оставшихся небесных сущностей, которые были верны Господу, и стал петь восхваления Богу. После этого Десница был низвергнут, а мир навсегда разделился на Божественный и дьявольский.

Неоднократно имя главы небесного воинства встречается в книге Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова). Оттуда же мы можем знать, что извечная борьба добра со злом в конце времен закончится окончательной победой Господа, и в помощь в этой войне мы имеем великого заступника и помощника воина Михаила.

Архангел Михаил

На иконах также мы можем видеть Небесного воеводу с оружием в руках (меч и копье), а также белыми хоругвями. Последние символизируют кристальную чистоту и верность Господу Богу всех небесных сил, которые находятся в подчинении. На конце копья можно увидеть крест, который означает, что борьба с духами злобы идет во имя Христово и для спасения каждого верующего человека.

Внимание! Православная Церковь чтит особый праздник в году — Воспоминание чуда архистратига Михаила. В народе этот день известен как «Михайлово чудо».

Недалеко от города Иераполя находился очень почитаемый христианский монастырь. Язычники решили затопить его, чтобы туда не приходило на молитву такое количество верующих людей. Для этого они соединили русла двух рек, и бурный поток направили на храм. В этом момент и явился Архистратиг Михаил, своим жезлом пробил расщелину в горе, куда и ушла вся вода, минуя монастырь. Воспоминается это чудо 19 сентября по новому стилю.

Предстоятелю небесного воинства молятся об укреплении веры, при входе в новый дом и на освящение нового жилища, об укреплении государства и благословении земных властей.

Читайте о святом Архангеле Михаиле:

  • Акафист Архангелу Михаилу
  • Икона святого Архангела Михаила
  • Молитва Архангелу Михаилу о здравии

Имена семи Архангелов

Канонически православная Церковь придерживается учения, согласно которому мы знаем такие семь небесных сил, каждый из которых имеет свое особое служение перед Господом:

  1. Гавриил;
  2. Уриил;
  3. Рафаил;
  4. Селафиил;
  5. Иегудиил;
  6. Варахиил;
  7. Иеремиил.

Рассмотрим детальнее, чем отличается каждый из них и как служит Богу.

Этот ангел поставлен Господом Богом для возвещения своих великих Таин. Его имя говорит нам о крепости и силе Господней. Воспоминания о нем мы можем найти в Ветхом Завете, в Книге пророка Даниила, когда архангел Гавриил возвестил о будущем приходе Иисуса Христа. Упоминается о нем и во времена Моисея, когда Гавриил открывал пророку историю первых родов от создания мира.

Архангел Гавриил

В Новом Завете именно Гавриил открывал новость о скором рождении всех, кто повлиял на ход христианской истории. Сподобились его явления многие благочестивые родители. Это и Захария с Елисавет, которые от Гавриила узнали о скором появлении у них Иоанна Предтечи, который стал предвестником прихода Христа. Это и праведные Иоаким и Анна, которые удостоились чести быть родителями Божьей Матери.

Это и сама Богоматерь, которая носила во чреве Христа. Являлся Гавриил и обручнику Марии, праведному Иосифу, который думал отпустить от себя беременную Деву Марию. Именно по слову архангела Иосиф понял и принял то великое служение, которое уготовал ему Господь. Второй раз Иосиф сподобился посещения Гавриила, когда тот предупреждал его о коварных планах Ирода.

Самая радостная за всю историю христианства весть была передана Гавриилом святым женам-мироносицам. Именно они сподобились первыми узнать от великого Ангела о воскресении Христовом, которое подарило спасение всему человечеству.

На иконах Гавриил изображается чаще всего с зеленой веточкой в руке, как символом радостной вести. Иногда можно еще увидеть у него в руках зеркало и фонарь со свечей. Зеркало означает то, что Гавриил показывает судьбы людей и их призвание перед Богом, а свеча символизирует Божественный свет, который светит всем верующим. Празднуется память Архистратига Гавриила 26 июля по новому стилю, а также 8 апреля (на следующий день после Благовещенья) и 21 ноября на Соборе всех Небесных сил (все даты указаны по новому стилю).

В переводе с еврейского языка «рафаил» означает исцеление от недугов, помощь Божия, Божие избавление. Архангел Рафаил — целитель человеческих болезней, Господний врач, лекарь. Встречается помощь этого Ангела в Ветхом Завете, в Книге Товита. Там описано, как Рафаил всячески помогал праведному Товии в непростых жизненных обстоятельствах.

Икона Архангел Рафаил

Примечательными являются прощальные слова Рафаила в той же книге, где он говорит о том, что человеку необходимо молиться и соблюдать пост. Нужно большое внимание уделять делам милосердия, поступать с каждым по правде и справедливости, не впадать в грех сребролюбия.

Прося помощи именно у Рафаила, нужно и самому стараться следовать его заповедям. Помогает Рафаил в исцелении болезней души и тела, поэтому на иконах часто изображается с сосудом в руке, где хранятся целительные снадобья. Празднуется его память 21 ноября по новому стилю.

Рафаил считается покровителем всех людей, которые занимаются наукой. По примеру этого святого Ангела нам надо не только нести свет разума вокруг, но и пылать чистой и искренней любовью к Богу и ближнему. На иконах мы видим Рафаила с мечом в одной руке и языком пламени в другой, что символично свидетельствует об особо яркой и горячей преданности Богу этого Его служителя.

Перевод имени говорит нам о том, что этот архангел — Господень огонь и свет, просветитель заблудших душ. В Библии находим упоминание о нем в Третьей книге Ездры, где он указывает пророку на скорое пришествие Спасителя.

Уриил — просветитель Божий, наставник на молитву, помощник в очищении ума от всего лишнего и греховного, наставник на путь истинный всех заблудившихся. Будучи Ангелом света, он озаряет умы человеческие Божьим светом, истиной. Как Ангел огня, его задача — воспламенять искреннюю и горячую веру в сердцах человеческих, изгонять все злые и нечистые помыслы.

Воспоминается архангел Уриил 21 ноября по новому стилю.

Его имя означает молитву к Богу. Селафиил — наш самый главный небесный молитвенный заступник, который усердно молится за каждого человека, просит здоровья и спасения каждому верующему христианину.

Библия рассказывает нам о нем еще в Книге бытия, когда Селафиил явился в пустыне к страждущей Агари и утешил ее. По молитвам этого Ангела Господь спас Агарь в пустыне, не дал погибнуть ей и ее отроку.

Селафиил является наставником большого количества ангелов, которые вымаливают все человечество перед Господом. Обращаясь к Селафиилу, люди просят укрепления в вере, дарование чистой, искренней молитвы, избавления от рассеивания и мирской суеты.

Архангел Селафиил

На иконах мы видим Селафиила в молитвенной позе, с опущенными глазами и собранными у груди руками. Весь его образ свидетельствует о том, что он постоянно пребывает в глубокой и искренней молитве. К этому же деланию призывает святой Архангел и каждого православного человека. День его почитания — 21 ноября по новому стилю.

Иегудиил означает «тот, кто славит Бога», поэтому этот святой ангел является главным покровителем всех монахов и тех, кто выбрал служение Господу главной целью своей жизни. Иегудиил помогает всем, кто трудится для прославления Бога, молится о воздаянии за такие труды и подвиги, помогает странникам, оберегает всех нуждающихся и немощных.

Не стоит думать, что труд ради Господа — это удел только монахов. Всякая честная работа, которая направлена на содержания семьи, может и должна выполняться во славу Божию. И если человек трудится с именем Господа на устах и старается выполнить свою работу так, как будто он ее делает именно для Бога — он потом получит огромное духовное утешение и радость от выполненного. Именно в таких трудах и помогает людям Иегудиил.

Согласно учению нашей Церкви, именно Иегудиил помогал народу израильскому преодолеть переход через пустыню длительностью в 40 лет. Именно этот архангел сдержал преследователей, когда евреи выходили из Египта, что подробно описано в Ветхозаветной Книге Исход.

Поскольку задача Иегудиила помогать каждому, кто трудится Христа ради, на иконах он часто изображается с золотым венцом в руках и трехконечной плетью. Плеть означает кару Божью грешникам, а венец — награду благочестивым христианам. Воспоминается в числе других архангелов 21 ноября.

О молитве к Небесным силам:

  • Молитва Ангелу Хранителю на каждый день недели
  • Молитва Архангелу Рафаилу о женитьбе
  • Акафист архангелу Гавриилу

Из перевода мы узнаем, что Варахиил означает «Божье благословение». Этот Ангел поставлен Господом близ Себя для того, чтобы тот подавал людям Господне благословение на всякое доброе дело. Варахиил хранит благочестивые семьи, помогает тем, кто старается жизнь в духовном здравии, кто стремиться к спасению и чистоте души.

Варахиил — предвестник райского блаженства для тех, кто стремиться жить с Богом. Именно поэтому мы видим его на иконах с белыми розами, как символами Божьей благодати. Поскольку Варахиил — посланник Божьих благословений, то его деяния могут быть самыми разными. Только следует помнить, что Господь никогда не посылает просимое, если оно будет во вред человеку или кому-то из его близких.

Архангел Варахиил

Поэтому, приступая к молитве архангелу Варахиилу, сначала нужно строго испытать свою советь — не просим ли мы чего-либо, неугодного Богу?

Архангел Иеремиил

Имя этого Божьего подданного означает возношение к Господу. Иеремиил внушает людям добрые помыслы, уводит ум от суеты и повседневных проблем к Богу. По молитвам к нему человек становится собраннее, лучше молится, легче бросает пагубные мирские привычки, возводит свой ум к Господу.

В Библии имя Иеремиила встречается в уже знакомой нам Третьей книге Ездры, где он свидетельствует о том, когда придет конец роду человеческому. Празднуется день почитания этого архангела 21 ноября по новому стилю, вместе с Собором Небесных сил.

Приступая к молитве любому из Небесных Божьих сил, каждый человек должен помнить, что они предстоят перед самим Господом и слышат все прошения. Молиться надо обязательно с чистым сердцем, не тая ни на кого обид, не желая зла. Такая молитва обязательно будет услышана и человек получит большую духовную помощь от Господа и его служителей.

Видео о том, кто такие архангелы в православии