Все патриархи России
Содержание
ЭСБЕ/Патриаршество в России
Патриаршество в России — было учреждено при царе Феодоре Ивановиче в 1589 г. Еще с XV века, со времени митрополита Ионы, зависимость русской церкви от константинопольского патриарха была только номинальной. Покорение Константинополя турками уменьшило власть патриарха. В то же время на Руси стало появляться сомнение в правоверности как патриарха, так и греческого духовенства, дошедшее до того, что около 1480 г. в архиерейскую присягу было внесено обещание не принимать греков ни на митрополичью, ни на архиерейские кафедры. В 1586 г. решено было уничтожить и номинальную зависимость русской церкви от Византии. Пользуясь приездом в этом году за милостыней антиохийского патриарха Иоакима, царь заявил в думе о своем желании «устроить в Москве превысочайший престол патриарший». Духовенство и бояре похвалили мысль царскую, но прибавили, что нужно снестись с восточными патриархами, чтобы никто не мог сказать, что патриарший престол в Москве устроен одной только царской властью. Патриарх Иоаким, которому передали решение думы, взялся доложить об этом собору греческой церкви. Год прошел без ответа. Летом 1588 г. прибыл сначала в Смоленск, затем в Москву константинопольский патриах Иеремия, и царь решительно поставил вопрос о П., предложив самому Иеремии сделаться патриархом русским. На самом деле, однако, иметь патриархом грека не хотели, да в Москве был уже намечен свой кандидат — митрополит Иов, клеврет Бориса Годунова. П. было предложено Иеремии под тем условием, чтобы он жил не в Москве, а во Владимире, как городе старейшем. Иеремия отказался жить не при государе. Тогда 26 января 1589 г. тем же Иеремией в патриархи русские торжественно был поставлен Иов. Через 2 года получена была грамота от восточного духовенства, утверждавшая П. в Москве и подписанная 8 патриархами, 42 митрополитами, 19 архиепископами и 20 епископами. Московский патриарх должен был занимать место после иерусалимского; поставлялся он собором епископов русской церкви. Поставление происходило обычно таким образом. После смерти патриарха от имени царя или блюстителя патриаршего престола — а им обыкновенно бывал митрополит крутицкий — рассылались грамоты ко всем митрополитам, архиепископам, епископам, архимандритам, игуменам степенных, т. е. более важных, монастырей с извещением о смерти патриарха и с приглашением «снитися в царственный град Москву, благочестивого ради собора и для избрания великого святителя на превысочайший патриаршеский престол, иже в велицей России». К назначенному сроку приглашенные съезжались в Москву с протопопами, священниками, дьяконами. Если бы кому-нибудь из архиереев нельзя было прибыть к сроку для избрания патриарха, он должен был прислать грамоту, что он наперед согласен со всеми постановлениями собора. Когда все духовные были в сборе, царь повелевал им «видети свои государские очи в золотой подписной палате»; старший из митрополитов «творил достойно по святительскому чину»; царь говорил речь, указывая на повод к созванию духовенства, и открывал собор. Форма избрания патриарха была открытая или посредством жребия. Последняя окончательно установилась после смерти патриарха Филарета (1634 г.) и состояла в следующем. На 6 бумажках равной величины писались имена шести кандидатов из архиепископов, епископов и настоятелей степенных монастырей. Бумажки эти обливались со всех сторон воском, припечатывались царской печатью, и в таком виде царь посылал их собору, который в это время заседал в московском Успенском соборе. Три из жребиев клались на панагию умершего патриарха; затем все члены собора одевались в ризы, служили акафист Богородице; из трех жребиев вынимались два и откладывались в сторону. Так же поступали с тремя другими жребиями. Оставалось, таким образом, два жребия; вынимали из них один, который и содержал имя избранного патриарха. Жребий, не распечатанный, вручался боярину, который принес жребии от царя; боярин шел к царю, и тот уже распечатывал жребий и узнавал имя избранного патриарха. Боярин после этого шел опять в собор и объявлял ему имя вновь избранного патриарха. Таким образом, кандидатов в патриархи называл царь, и из них собор производил избрание.
При введении П. в России предполагалось дать русской церкви и устройство, соответственное восточным патриархатам, т. е. разделить церковь на митрополичьи округа, которые бы обнимали собой несколько епархий, причем епархиальные архиереи должны были быть в такой зависимости от митрополитов, как последние от патриархов. На самом деле деление это почему-то не состоялось. Четыре архиерея — новгородский, казанский, ростовский и крутицкий — получили, правда, сан митрополита, но это не изменило положения вещей. Все иерархи в своих епархиях были равны и подчинялись патриарху так же, как раньше — митрополиту. Юридически власть патриарха ничем не отличалась от власти прежнего митрополита; патриарх пользовался только известными богослужебными преимуществами. Как и митрополит, он носил белый клобук, но с крестом или херувимами; на митре у него был крест, которого не было у митрополита; он носил цветную мантию; перед ним во время выхода и выездов несли не только крест, но и свечи; облачался он посреди церкви, другие архиереи — в алтаре; один только сидел на горном месте; из своих рук причащал архиереев. Если русский патриарх достиг высокого государственного значения, то этим он был обязан тем условиям, при которых пришлось действовать патриархам. Патриарх Иов деятельно работал в пользу избрания Годунова в русские цари; затем, когда явился первый Лжедимитрий и стал серьезно угрожать Годунову, Иов твердо выступил против него, защищая сначала Бориса Годунова, затем его сына Феодора. Он посылал послов к князю Острожскому и польскому духовенству, убеждая их не верить Лжедимитрию, предал его анафеме и в своих посланиях доказывал, что Лжедимитрий не кто иной, как беглый чудовский монах Гришка Отрепьев. Когда самозванец овладел Москвой, Иов был свергнут с патриаршего престола и в простой монашеской рясе был отвезен в Старицкий монастырь. На место Иова патриархом избран рязанский архиерей Игнатий, родом грек, в молодости воспитывавшийся в Риме и до приезда в Россию занимавший кипрскую епископскую кафедру. Он первый из архиереев признал Лжедимитрия царем и за это был возведен в патриархи 24 июня 1605 г. Предположение некоторых духовных историков, что Игнатий был возведен Лжедимитрием в патриархи потому, что по своим убеждениям и характеру мог быть удобен для Рима, не имеет под собой достаточных оснований: новый патриарх разослал грамоты, в которых предписывал молиться, между прочим, о том, чтобы возвысил Господь Бог царскую десницу над латинством и бесерменством. После свержения Лжедимитрия Игнатий переехал в Литву, где принял унию. После Игнатия патриархом естественно был избран человек, наиболее проявивший оппозицию против Лжедимитрия. То был казанский митрополит Гермоген (см.), человек от природы грубый, даже жестокий, но строгий к себе, прямолинейный и стойкий. Он был не в ладах с вновь избранным царем Василием Шуйским, но стоял за него, как за царя венчанного. Когда появился второй Лжедимитрий и народ стал волноваться, Гермоген перенес царевича Димитрия из Углича в Москву и устроил торжественную покаянную процессию в Москве в присутствии вызванного из Старицы ослепшего патриарха Иова: народ каялся в изменах, клятвопреступлениях, убийствах, и патриархи разрешали его. В начале 1609 г. недовольные Шуйским вытащили патриарха Гермогена на лобное место и, тряся его за ворот, потребовали согласия на перемену царя. Патриарх остался тверд, не побоялся толпы и отстоял Шуйского. Когда Шуйский год спустя был свергнут и бояре выдвинули кандидатуру польского королевича Владислава, Гермоген согласился на желание большинства; но с тем, чтобы Владислав перешел в православную веру. В Польшу были отправлены послами князь Голицын и ростовский митрополит Филарет. Через некоторое время к ним пришла грамота от бояр, в которой предписывалось во всем положиться на волю королевскую. Но послы заявили, что грамота от одних бояр для них недействительна: их посылали патриарх, бояре и все люди вместе, а не одни бояре. Когда паны возразили на это, что патриарх — лицо духовное и в светские дела вступаться не должен, то получили в ответ: «изначала у нас так повелось: если великие государственные или земские дела начнутся, то великие государи призывали к себе на собор патриархов, архиепископов и епископов и без их совета ничего не приговаривали и место сделано патриархам с государями рядом: теперь же мы стали безгосударны, и патриарх у нас человек начальный». Переговоры с Владиславом кончились неудачей; в апреле 1611 г. русские послы были отведены пленниками в Мариенбург. Гермоген разрешил русских от присяги Владиславу и стал призывать народ на защиту государства и православия. Кроме патриарха, города не хотели знать другого начальства; к нему они посылали отписки о сборе ратных людей. Польская партия бояр, во главе которой стоял Салтыков, враждебно относилась к Гермогену и потребовала, чтобы он воротил земские ополчения, шедшие к Москве; но патриарх благословил ополчения и проклял изменников отечества. Его посадили под стражу и преградили всякие сношения его с народом. В тюрьме он и умер (1612), заморенный, как говорили, голодом. До 1619 г. русская церковь оставалась без патриарха. Сначала ею управлял казанский митрополит Ефрем, а после его смерти (1614) — митрополит крутицкий Иона, человек необразованный, упрямый и мстительный. В 1619 году митрополит Филарет возвратился из Польши в Москву. Воспользовавшись пребыванием в Москве иерусалимского патриарха Феофана, Михаил Федорович возвел своего отца в патриархи. Как отец царя, Филарет получил титул «великого государя» и занял в государстве место, равное царю: наступило время полного двоевластия (см.). В сфере церковного управления и суда патриарх оставался независимым и никем не стеснялся. В 1625 г. Филарет получил от царя новую грамоту, по которой все духовные лица его епархии, монастыри и церкви с их служителями и крестьянами во всех делах, кроме уголовных, были подчинены суду одного патриарха; если же они имели дело с каким-нибудь светским лицом, то должны были жаловаться в приказы, которые ведали ответчиков. Двор патриарха был устроен по образцу царского. У патриарха были свои свечники, чашники, скатерники, повара, хлебники, пивовары, истопники, конюхи, иконописцы, мастера серебряных и золотых дел и т. п.; были у него и свои бояре, окольничьи, стольники, стряпчие, дворяне, дети боярские, которым поручались патриархом разные дела по управлению. При Филарете в области патриаршего управления начинают выделяться разряды и приказы: в судном приказе, или патриаршем разряде, были сосредоточены все судебные дела; в приказе казенном — дела о ставленниках, а также сборах с вотчин и духовенства; приказ церковных дел ведал дела, касающиеся церковного благочиния; дворцовый приказ заведовал хозяйством патриарха (см. Патриаршие вотчины). Ведомство этих приказов не было, впрочем, строго разграничено и может быть определено только приблизительно. Патриарх по-прежнему вместе с высшим духовенством призывался на земский собор и в царскую думу. По смерти Филарета преемник его, Иоасаф I (1634—1640), не мог занять такого положения, какое принадлежало отцу царя: он не носил титула великого государя, как и его преемник Иосиф (1640—1652). При последнем было издано Уложение царя Алексея Михайловича, значительно подрывавшее значение в государстве церковной иерархии вообще и патриарха в частности. Патриарх сидел во время составления Уложения в царской думе и на земском соборе и не протестовал. Учреждением монастырского приказа были уничтожены судебные привилегии духовенства, а следовательно умалена власть патриарха. Главным противником приказа явился патриарх Никон (см.), при котором патриаршая власть достигла небывалого до тех пор развития. Как и Филарета, Никона титуловали «великим государем»; власть патриаршая как бы приравнивалась к власти царской. Монастырский приказ хотя не был уничтожен, но почти бездействовал. Не имело силы и постановление Уложения, запрещавшее увеличение монастырских вотчин: патриаршие вотчины (см.) увеличились за это время с 10000 дворов до 25000. Никон окружил себя царской пышностью и сделался, как царь, недоступен. Архиереи рабски подчинялись всесильному патриарху, беспрекословно сносили все его грубости и исполняли его распоряжения. Патриарх своей властью отбирал у епархий и церквей вотчины и отдавал их на свои монастыри или присоединял к патриаршим владениям. Самовластно поступал Никон и с боярами. Идеалом его было двоевластие в виде светской власти царя и духовной патриарха. С этой целью он как бы в противовес Уложению пересмотрел и дополнил Кормчую, которую издал с приложением подложной грамоты Константина к папе Сильвестру, содержавшей в себе апологию церковной власти и церковных имуществ. Никон хотел убедить царя Алексея Михайловича отменить вовсе Уложение и заменить его Кормчей, но это не удалось. Царь разослал только воеводам для руководства в суде выписки из Номоканона, как бы в дополнение Уложения. Затем стряслась катастрофа над Никоном. Во время удаления патриарха до суда над ним русской церковью правил Питирим, митрополит Крутицкий. Приговор над Никоном был вместе с тем приговором и над П. и его идеалами. Патриаршая власть вводилась в известные рамки; давалось понять, что русский патриарх не всемогущ, что власть его — не самодержавная царская власть. Собор 1667 г. признал, что патриарх не должен носить титула великого государя и вступаться в мирские дела; с другой стороны, однако, признана была независимость духовенства и церковных людей в гражданских делах от мирского суда. Патриархом на соборе 1667 г. был избран тихий, незначительный Иоасаф II (1667—1673). С этих пор П. начинает терять свое государственное значение После Иоасафа II патриарший престол занимали Питирим (в 1673 г.), Иоаким Савелов (1673—1690) и Адриан (1690—1700). Они не играли крупной роли и были заняты обереганием привилегий духовенства вообще и своих в частности, главным образом в судебном отношении. В 1675 г. был закрыт монастырский приказ. В 1689 г. новгородцы били челом патриарху Иоакиму, чтобы духовных лиц судили в гражданских делах не на митрополичьем дворе, а в приказной палате. Патриарх пригрозил новгородцам судом Корея, Дафана и Авирона. В 1700 году, когда была поднята мысль о составлении нового Уложения, патриарх Адриан велел составить свод прав русской церкви — так называемые «Статьи о святительских судах», в которых были собраны выписки из Номоканона, царские уставы и ханские ярлыки; правительству рекомендовалось помнить все это и не отступать от старины. Сближение России с Западной Европой вызвало оппозицию со стороны как Иоакима, так и Адриана. Неспособные возвыситься над рутиной старины, они видели подрыв религии в заимствовании новых форм жизни, в перемене даже внешности русского человека. Умирая, патриарх Иоаким в своем завещании умолял правительство не допускать православных к дружбе с иноземцами и еретиками, запретить последним строить кирхи, разорить уже раньше построенные, не давать иностранцам начальства в полках, не вводить новых обычаев. Адриан намеревался идти по следам Иоакима, но Петр резко оборвал патриарха, и он должен был замолчать; Адриан даже жил не в Москве, а в своем Перервинском монастыре. Не проявляя прямой оппозиции, он молчаливо был главой недовольных, а в лице его и само патриаршество как учреждение было символом недовольства новыми порядками. Поэтому, когда в октябре 1700 г. умер патриарх Адриан, преемника ему не было назначено. Во главе управления церковью был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский с титулом местоблюстителя патриаршего престола. Уже то одно, что местоблюстителем был назначен митрополит рязанский, а не крутицкий, как до тех пор бывало, являлось нововведением. По отношению к церковным делам местоблюститель сохранял права патриарха; для совещания по важным делам он имел при себе очередных епископов из епархий. Так было до 1718 г., когда Петр стал заменять приказы коллегиями с целью объединения однородных предметов государственного управления. На церковь Петр смотрел не с духовной точки зрения, как на общество верующих, а с государственной, как на учреждение правительственное. Эта точка зрения побудила его идею преобразованных им светских учреждений перенести и в область церкви и единоличную власть патриарха заменить коллегией, постоянным собором духовного правительства. Духовная коллегия (синод) явилась высшим церковным и правительственным учреждением в России. В составленном для нее «Духовном Регламенте» (см.) были изложены причины, побудившие царя заменить единоличное управление церкви коллегиальным: 1) в собрании, где много членов, легче может быть отыскана истина; 2) решение собора получает в глазах общества больше силы и значения, чем решение одного лица; 3) при коллегиальном управлении не могут быть остановки в делах вследствие болезни или смерти правительственного лица; 4) при коллегиальном управлении не может быть стремления у духовного правительства сравняться с особой монарха, как это могло быть при патриархах; 5) соборное учреждение может быть хорошей школой для архиереев. На преобразование высшего управления церковью было вытребовано согласие русских архиереев, а также настоятелей степенных монастырей, сената и восточных патриархов. Ср. Патриаршие вотчины. См. А. Зернин, «Учреждение в России П.» (в «Архиве историко-юрид. свед.» Калачева, кн. 2, пол. I, М., 1855, отд. I, стр. 1 —34); M. Полуденский, «Материалы для истории учреждения П. в России» («Библ. зап.», 1858, № 3); Веляев, «Краткое повествование о российских патриархах» (М., 1786); «Собр. госуд. грам. и догов.» (т. II, №№ 50 и 59; т. III, №№ 45, 46, 74); «Патриаршие выходы» (М., 1869). См. также литературу при ст. Духовенство; Митрополит, Никон.
Н. В.
Иов (патриарх Московский)
В Википедии есть статьи о других людях с именем Иов.
1-й Святейший Патриарх царствующего града Москвы и Великого Российского царствия
23 января (2 февраля) 1589 — июнь 1605
Русская православная церковь
должность учреждена
патриарх Игнатий
Митрополит Московский и всея Руси
11 (21) декабря 1586 — 23 января (2 февраля) 1589
Дионисий
введение патриаршества;
Иосиф (Волчанский) (в синодальном периоде)
Архиепископ Ростовский
9 (19) января — 11 (21) декабря 1586
Евфимий
Варлаам
Епископ Коломенский
16 апреля 1581 — 9 (19) января 1586
Давид
Иосиф
Иван (Иоанн)
ок. 1525 года
Старица
19 (29) июня 1607
Старица
Успенский собор
5 апреля
Медиафайлы на Викискладе
Патриарх И́ов (в миру Иван (Иоанн); ок. 1525 — 19 (29) июня 1607) — первый патриарх Московский (1589—1605).
Канонизирован в лике святителей на Архиерейском соборе Русской православной церкви 9 октября 1989 года.
Жизнеописание
Родился около 1525 года в Старице в семье посадских людей. По сведениям архива Старицкого духовного правления, матерью будущего патриарха была посадская жена, в иночестве Пелагея, урождённая Леняева.
Обучался в школе при Старицком Успенском монастыре, где в 1556 году под влиянием архимандрита Германа принял монашеский постриг с именем Иов в честь Иова Многострадального. В обители Иов был духовно «воспитан и грамоте, всему благочинию и страху Божию добре обучен».
Впоследствии стал игуменом (с 6 мая 1569 года по 1571 год) Старицкого Успенского монастыря. Так как Старица была одним из центров опричнины, привлёк внимание Ивана Грозного, результатом чего стало избрание настоятелем монастыря в сане архимандрита. В 1571 году его перевели в Москву на ту же должность в Симонов монастырь. В 1575 году стал архимандритом царского Новоспасского монастыря в Москве. 16 апреля 1581 года митрополитом Московским Дионисием в сослужении других русских архиереев архимандрит Иов был рукоположён во епископа Коломенского и Каширского. В Коломне был до 1586 года, когда был назначен архиепископом Ростовским.
С середины 1580-х годов близкий сподвижник Бориса Годунова; при его содействии собором епископов в 1586 году возведён в митрополиты Московские (1586 год) и 26 января (5 февраля) 1589 года поставлен находившимся в Москве константинопольским патриархом Иеремией II в первые патриархи Московские. В дальнейшем поддерживал политику Бориса. Из важных церковных событий его патриаршества — канонизация Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, распространение христианства в Поволжье, покорённом при Иване Грозном, и в Сибири, присоединённой как раз в годы правления Бориса Годунова. Возросло печатание богослужебных книг; по просьбе грузинского царя Александра Иовом в Грузию были направлены «для исправления православной веры учительные люди».
Смерть Годунова в 1605 году и победа Лжедмитрия I означали и падение Иова. Иов отказался признать самозванца сыном Ивана Грозного и требовал от москвичей верности Фёдору Борисовичу, Лжедмитрий и его сторонники, «которые государю изменили, а тому вору и богоотступнику последуют и именуют его князем Дмитрием», были преданы патриархом анафеме. Так как секретарём Иова некоторое время был Григорий Отрепьев, то исследователи, отождествляющие этого персонажа с Лжедмитрием I, объясняют стремление последнего поскорее удалить Иова из Москвы нежеланием разоблачения. Сам патриарх Иов в своих грамотах называл Лжедмитрия «расстрига, ведомый вор, в мире звали его Юшком Богданов сын Отрепьев, жил у Романовых во дворе и заворовался. …да и у меня, Иова Патриарха, во дворе для книжного письма побыл во дьяконах же. А после того сбежал с Москвы в Литву». Иов был смещён с кафедры и заточён в монастырь в родной Старице ещё до прибытия самозванца в столицу, который направил указание «взять его там в приставы» и содержать «во озлоблении скорбнем». После убийства Фёдора Годунова Иова арестовали за богослужением в Успенском соборе Кремля, сорвали с него патриаршье облачение и как простого монаха отправили в изгнание. После изгнания Иова церковный собор избрал новым патриархом Московским грека Игнатия, примкнувшего к сторонникам Лжедмитрия. Однако смена патриархов не была законной: святитель Иов не был ни низложен, ни тем более лишён сана.
В Старице Иов прожил ещё два года и умер в 1607 году. Перед смертью, реабилитированный при Василии Шуйском, посетил Москву, но по здоровью (совершенно ослеп) отказался от возвращения на патриарший престол и вернулся в Старицу, где скончался 19 (29) июня и был похоронен в Старицком Успенском монастыре.
По отзывам современников, был «прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселя и услаждая», наизусть читал Псалтирь, Апостол, Евангелие. Был традиционалистом и консерватором. После него остались написанные им «Завещание» и «Повесть о царе Фёдоре Иоанновиче» (панегирик, написанный после смерти царя, восхваляет его добродетели).
Канонизация и почитание
Омофор патриарха. Музеи Московского КремляПамятник Святителю Иову в Свято-Успенском монастыре (Старица)
Впоследствии над могилой святителя была возведена часовня. В 1652 году при патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Успенский собор Московского Кремля и положены около гробницы патриарха Иоасафа. По свидетельствам верующих, от мощей святителя Иова происходили исцеления.
Для всероссийского почитания патриарх Иов был канонизирован в лике святителей на Архиерейском соборе Русской православной церкви в 1989 году.
В октябре 2012 года канонизирован Русской православной старообрядческой церковью на Освященном соборе.
Образ патриарха Иова в культуре
Игровое кино
- «Борис Годунов» (1986) — Роман Филиппов
- «Борис Годунов» (2011) — Андрей Ташков
- «Годунов» (2018) — Борис Плотников
Документальное кино
- «Русские патриархи» (2004)
- «Иов многострадальный» (2005)
- «Первый патриарх» (2007)
- Крылов И. П. Старица и её достопримечательности. — Старица, 1915. — С. 69.
- 1 2 3 Писарев Н. Иов // Православная богословская энциклопедия / сост. под ред. Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1906. — Т. VII. — С. 213.
- 1 2 Полный православный богословский энциклопедический словарь. — СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1912. — Т. I. — С. 1105.
- Боцяновский Б. Ф. Иов, патриарх всероссийский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- 1 2 Архим. Макарий (Веретенников), Э. П. Р., Э. П. И. Иов // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXV. — С. 253-264. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2.
- 1 2 Арсений (игумен). Историческое описание Старицкого Успенского монастыря. — Тверь: Типография Губернского Правления, 1895. — 88 с.
- Полный православный богословский энциклопедический словарь. — СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1912. — Т. I. — С. 1106.
- Патриарх Третьего Рима
- Авдеев А. Патриарх Смутного времени. // Журн. Моск. патриархии и церк. вест. — 30.3.2012.
- Завершил работу Освященный Собор
Литература
- Иов (патриарх) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Карташев А. В. История Русской Церкви (том 2, глава «Патриарший Период (1586—1700)»)
- Феофилакт (Моисеев). Святитель Иов — первый русский патриарх.//Богословские труды. сб. 30.
- Иов // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXV. — С. 253—264. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2.
- История о первом патриархе Иове Московском. — Тверь, 1905.
- Петрушко В. Установление патриаршества в Русской церкви. Святой патриарх Иов. Православие.ru (10.3.2004). Дата обращения 30 января 2019.
- Урушев Д. Патриарх Третьего Рима // НГ Религии. — 18.07.2007.
GND: 120556936 · VIAF: 59918529 · WorldCat VIAF: 59918529
Епископы Коломенские | ||
---|---|---|
Епископы Коломенские и Каширские | ||
Епископы Коломенские и Тульские | ||
Епископы Коломенские и Каширские | ||
Коломенское викариатство Московской епархии |
|
Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы XVI столетия в семье посадских людей г. Старицы Тверской губернии; отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание.
В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный; инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571-1572 годах он настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575-1580 годах – Новоспасского монастыря. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского, в 1586 г. стал архиепископом Ростова Великого, а в 1587 г. — митрополитом Московским. 26 января 1589 года при участии Патриарха Константинопольского Иеремии состоялось торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.
Патриарх Иов, человек глубокой молитвы и выдающихся личных способностей, характер имел мягкий, кроткий, всех миловал и прощал. У него была необыкновенная память, красивый голос. Божественную литургию, которую он совершал ежедневно, святитель служил наизусть, чин великого освящения воды на Богоявление и даже все пространнейшие коленопреклоненные молитвы на Троицу читал по памяти, знал наизусть Псалтирь, Евангелие и Апостол. Он был великий постник, никогда не пил вина, только воду. В связи с утверждением патриаршества по инициативе святителя Иова было произведено возвышение достоинства нескольких архиерейских кафедр, были созданы новые епископские кафедры. При нем были канонизированы многие русские святые — Василий Блаженный, прп. Иосиф Волоцкий, свтт. казанские Гурий и Варсонофий, прп. Корнилий Комельский и другие, было издано девять наименований богослужебных книг, в их числе Триодь, Октоих, Минея Общая, Служебник. Много трудов положил Патриарх на распространение христианства в Сибири и на русском Севере. По его благословению православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России. Несколько новых обителей было основано в Европейской части России, а в Москве — Донской монастырь.
Патриарх Иов был близким человеком в семье царя Феодора Иоанновича; своим посланием он утешал царицу Ирину Феодоровну, когда та горько оплакивала смерть дочери Феодосии. По случаю убиения царевича Димитрия царь Феодор посылал к Патриарху следственное дело для рассмотрения, и свт. Иов на основании данных этого дела признал изменниками Нагих и угличских посадских людей, а смерть царевича — естественной по Божиему суду; царь поступил согласно мнению Патриарха, наказал Нагих и некоторых угличан. В решении текущих государственных дел Патриарх и подчиненные ему иерархи принимали непосредственное участие: они вместе с царем и боярами сходились на земский собор в столовой государевой палате и здесь рассматривали дела, докладываемые дьяком. Особенно важное значение пришлось получить Патриарху по смерти Феодора Иоанновича (1598 г.). Царь умер, не оставив наследника, пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, престол был свободен. Начался период государственных нестроений. Естественно, Патриарх на время становился во главе отечества и должен был радеть о его делах. В выборе будущего царя он остановился на покровительствовавшем ему Борисе Годунове и много содействовал возведению его на престол. Вместе с духовенством, боярами и гражданами Москвы он ходил упрашивать инокиню Александру (бывшую царицу Ирину) благословить на царство своего брата Бориса, а его самого — принять царский венец.
То было время, когда после ряда неурожайных лет, воспринимавшихся как явное Божие наказание, в России свирепствовал страшный голод, быстро уносивший десятки и сотни тысяч жизней. По всей стране умножились грабежи и разбои. Страна погружалась в хаос. И в этом хаосе явился в 1603 году первый самозванец Лжедмитрий I. Он объявился на Западе, в Польше, и сыграл на желании русских людей иметь законного «природного» («прирожденного») царя. Самозванец объявил себя «царевичем Димитрием», чудом спасшимся в 1591 году от рук убийц. Лжедмитрия поддерживала не только польская знать, но и папа Римский, видевший в нем средство приведения русского народа в лоно католической церкви .
Патриарх Иов, уже старый и больной, опять выступил на поприще политической деятельности, стараясь поддержать власть законного царя и царский престол. И в устных проповедях, и в особых патриарших посланиях он обличал Лжедмитрия как самозванца, расстриженного дьякона Чудовского монастыря Григория Отрепьева. Узнав о покровительстве Польши самозванцу, он послал туда две грамоты: к польской раде и духовенству с убеждением не верить обманщику Григорию Отрепьеву, выдающему себя за царевича Димитрия, и к киевскому воеводе Константину Острожскому с просьбой обличить и схватить самозванца. Когда Лжедмитрий I вступил в пределы России, Патриарх в Москве клятвенно уверял народ в смерти царевича Димитрия, убеждал не верить самозванцу и помнить присягу, данную Борису, рассылал об этом грамоты по Москве к начальникам полков, по городам к воеводам и др., сам служил молебны за Бориса, посылал монахов в Путивль для увещания жителей, изменивших царю. В 1605 г. он разослал по всей России грамоту, что польский король Сигизмунд поддерживает Лжедмитрия с целью попрать православную веру в России и православных обратить в латинскую и лютеранскую веру, предписывая духовенству читать эту грамоту во всех церквах, служить молебны о даровании победы над самозванцем и проклинать его вместе со всеми государевыми изменниками.
13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. Измена ранее преданного царю воеводы Петра Басманова резко изменила положение в пользу самозванца. Бояре, сначала присягнувшие юному сыну Бориса Феодору, свергли его с престола и перевели вместе с его матерью в прежний дом Бориса Годунова. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Столица присягнула Лжедмитрию I и грамотой звала его на престол. Но Патриарх Иов остался непреклонным. И вот 10 июня, когда он совершал литургию в Успенском соборе, сюда ворвалась вооруженная толпа сторонников самозванца и повлекла его из алтаря. Патриарх снял с себя панагию и, полагая ее пред Владимирской иконой Богоматери, со слезами проговорил: «О, Пречистая Владычица Богородица!… Я, грешный, 19 лет правил словом истины, хранил целость православия, ныне же по грехам нашим, как видим, бедствует царство, обман и ересь торжествуют; молим Тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами Твоими православие». Толпа озлобилась, с позором волочила святителя по церкви, с побоями повлекла на лобное место, крича, что он «наияснейшего царевича Димитрия расстригою сказует». Патриарший двор был разграблен. Сына Годунова Феодора вместе с матерью бояре зверски убили. Патриарха Иова самозванец распорядился сослать в прежнюю его обитель, «взяв за пристава», и содержать «во озлоблении скорбнем». Патриарх в одежде чернеца на простой телеге был отправлен в заточение в Старицкий Успенский монастырь. Чтобы оценить стойкость и мужество первого русского Патриарха, достаточно сказать, что не только бунтующая чернь, но и видные бояре, и многие архиереи, и даже родная мать царевича Димитрия инокиня Марфа из страха перед самозванцем признали в нем «подлинного» царевича, якобы чудесно спасшегося в свое время от рук убийц, и присягнули ему.
Вступивший в 1605 г. в Москву Лжедмитрий без собора святителей назначил Патриархом грека Игнатия, ранее архиепископа кипрского, затем рязанского, который первым из русских архиереев приветствовал его в Туле. Самозванец послал его за благословением к Патриарху Иову в Старицу, но тот, зная склонность Игнатия к латинству, отказал со словами: «По ватаге атаман, по овцам пастух».
Лжедмитрий I и года не продержался на престоле. Его невзлюбили за то, что он имел связи с иезуитами, окружил себя поляками и немцами, пренебрегал исконно русскими обычаями, не соблюдал постов и пропускал богослужения. В народе усиливались слухи, что он самозванец. Особенно возросло недовольство после его женитьбы на не принявшей православия польке Марине Мнишек, свадьба с которой состоялась под праздник свт. Николая и пятницу. Этим сумел воспользоваться Василий Шуйский, 17 мая 1606 года поднявший восстание, во время которого Лжедмитрий был убит. Бояре и московская толпа провозгласила царем Шуйского. Игнатий был лишен святительского сана (до 1611 г. он пребывал в заточении в Чудовом монастыре, затем бежал в Литву, где принял унию, к которой был склонен еще во времена учебы в Риме). Царь Василий сразу позвал на патриарший престол законного Патриарха Иова, но тот не мог более нести тяжелый крест такого служения по причине глубокой старости и почти полной слепоты. Он теперь уже не вынужденно, а добровольно отказался вернуться к правлению, благословив на избрание митрополита Казанского Гермогена. Через два года, 19 июня 1607 года, Патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре.
В 1652 году по воле царя Алексея Михайловича мощи первого русского Патриарха перенесены в Москву, поставлены в Успенском соборе Московского Кремля поверх пола, и над ними устроено каменное надгробие. Мощи описаны как нетленные и благоухающие . Прославлен святитель в 1989 году, а в 2012 году прославлен старообрядцами.
Память его празднуется 18 апреля и 2 июля .
УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА В РОССИИ
Присвоение русской церкви статуса патриархии, совершенное Вселенским патриархом Иеремией II в 1589 г. и подтвержденное Константинопольскими соборами 1590 г. и 1593 г.
Предпосылки
Учреждение патриархии произошло во время царствования Федора Иоанновича (1584-1598). Однако фактическим правителем Русского государства тогда являлся боярин Борис Годунов, женатый на сестре царя. Годунов был неоднозначной исторической фигурой, однако он был государственником, стремившимся к укреплению международных позиций своей страны. Совершение такого значимого предприятия, как учреждение патриаршества, сильно повышало престиж и власть русской церкви в православном мире и ощутимо укрепляло положение России на международной арене.
Существовала и идеологическая база для подобного перехода. Религиозно-политические учение о Москве как Третьем Риме, оформившееся в начале XVI в., оставляло за Россией историческую роль хранительницы истинного православия. Согласно данной идее, Москва переняла эстафету в этом призвании у самого Рима и второго Рима – Константинополя, который был завоеван турками-османами в XV в. Москва тем самым становилась Римом третьим и последним, так как четвертому не бывать.
Ход событий
Первым патриархом, посетившим Москву и вступившим в переговоры о присвоении митрополии нового статуса, стал патриарх Антиохийский Иоаким V. Это произошло в 1586 г. Сам он принимать каких-либо решений не мог, однако обещал обсудить это с другими главами восточных церквей, в первую очередь – с патриархом Константинопольским Иеремией II.
Последний прибыл в Москву летом 1588 г. Правительство Годунова оказывало на иерарха большое давление, тот фактически оказался под домашним арестом. Длительные и непростые переговоры в итоге привели к тому, что в 1589 г. Иеремия единолично возвел в патриаршество митрополита Московского Иова, ставшего первым патриархом Московским (1589-1605).
Подобное решение Иеремии вызвало возражение среди некоторых восточных иерархов, одним из которых был патриарх Александрийский Мелетий Пегас. Однако на соборах 1590 г. и 1593 г. в Константинополе высшими чинами православной церкви были подписаны соответствующие грамоты. Согласно им, новый патриарх занял пятое место в диптихе – после патриарха Иерусалимского, хотя Москва видела для себя третье место – сразу после Вселенского (Константинопольского) и Александрийского патриархов (собственно, это и стало причиной проведения повторного собора 1593 г.).
Помимо главной перемены, в иерархии русской церкви произошли и другие сопутствующие ей изменения. Так, архиепископы Новгородский, Казанский, Ростовский и Крутицкий стали митрополитами, были созданы шесть архиепископий.
Значение
Учреждение патриаршества имело по-настоящему большое значение, как для самой русской церкви, так и для страны в целом. Повысился международный престиж и авторитет Московского царства. Русская православная церковь встала на один уровень с древними патриархами, усилив свой статус в христианском мире. Кроме того, патриаршее достоинство укрепляло положение церкви внутри страны, что вело ее к попыткам обрести независимость от светской власти и даже превысить ее. Особенно ярко это выразилось на примере патриархов Филарета Романова (1619-1633) и Никона (1652-1658).
Церковь в XVIII., ликвидация патриаршества
Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу XVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр I решил не назначать нового патриарха. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, получивший наименование «местоблюститель патриаршего престола», при этом не облеченный патриаршими полномочиями.
Хотя формально «местоблюститель» по-прежнему должен был созывать на советы епископов — «освященные соборы», но эти совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу во главе с боярином И.Л. Мусиным-Пушкиным и дьяком Е. Зотовым. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. Доходы, полученные от хозяйственной деятельности монастырей и других церковных учреждений, шли в основном на государственные нужды. Так, с 1701 по 1711 г. казна получила с монастырских вотчин свыше 1 млн. рублей. Одновременно государство ограничивало количество монахов, запрещало их переход из одного монастыря в другой, регламентировало штаты монастырей. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат. Наконец, 25 января 1721 г. Петр утвердил «Духовный регламент», разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре (14 февраля) для придания большего авторитета в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т. д. Синод имел также функции духовного суда. Присутствие Синода состояло из 12 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они приносили присягу.
11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И. В. Болдина), которому подчинялась синодальная канцелярия и церковные фискалы — «инквизиторы». Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду, а с 1724 г. преобразованного в синодальную камер-контору. Таким образом, Петр I полностью подчинил церковь своей власти.
История русского патриаршества. Справка
Патриаршее достоинство московским митрополитам было усвоено лично Вселенским Патриархом Иеремией II и подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Первым патриархом стал святитель Иов (1589-1605).
В 1721 году патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод — государственный орган высшей церковной власти в Российской церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.
Титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Иосифа Сталина. До этого времени патриарх носил титул «Московский и всея России». Замена России на Русь в титуле патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально подразумевалась только РСФСР, в то время как юрисдикция Московской патриархии простиралась и на территорию прочих республик Союза.
Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам… имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем».
Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.
Согласно уставу, «внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест».
Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.
В Русской Церкви титул Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в ссылке или заточении.
Хронологический список Патриархов Московских:
— Святитель Иов (23 января 1589 года — июнь 1605 года).
— Игнатий (30 июня 1605 года — май 1606 года), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей.
— Священномученик Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 года — 17 февраля 1612 года), причислен к лику святых в 1913 году.
— Филарет (Федор Никитич Романов) (24 июня 1619 года — 1 октября 1633 года).
— Иоасаф I (6 февраля 1634 года — 28 ноября 1640 года).
— Иосиф (27 мая 1642 года — 15 апреля 1652 года).
— Никон (Никита Минов) (25 июля 1652 года — 12 декабря 1666 года).
— Иоасаф II (10 февраля 1667 года — 17 февраля 1672 года).
— Питирим (7 июля 1672 года — 19 апреля 1673 года).
— Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 года — 17 марта 1690 года).
— Адриан (24 августа 1690 года — 16 октября 1700 года).
После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах блюститель патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский).
Московские патриархи в 1917-2008 годах:
— Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин; по другим данным Беллавин, 5 (18) ноября 1917 года — 25 марта (7 апреля) 1925 года).
— Сергий (Иван Николаевич Страгородский; 8 сентября 1943 года — 15 мая 1944 года).
— Алексий I (Сергей Владимирович Симанский 2 февраля 1945 года — 17 апреля 1970 года).
— Пимен (Сергей Михайлович Извеков; 2 июня 1971 года — 3 мая 1990 года).
— Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер; 10 июня 1990 года — 5 декабря 2008 года).
Все новости на сайте «Архиерейский и Поместный Соборы Русской Православной Церкви 2009 г.» >>
Добавить комментарий